Приглашаем посетить сайт

Толстой (tolstoy-lit.ru)

Советская историческая энциклопедия
ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ

Дезидерий (Erasmus Roterodamus, Desiderius) (28.X.1466 или 1469 - 12.VII.1536), - ученый-гуманист, виднейший представитель северного Возрождения. Род. в Роттердаме (Голландия) в бюргерской среде. Рано осиротев, вынужден был (ок. сер. 80-х гг.) вступить в монастырь. В 1495 поступил на теологич. ф-т Парижского ун-та, к-рый окончил в 1499. В последующие годы занял ведущее положение в европ. науч. мире как выдающийся филолог, писатель, мыслитель. Деятельность Э. Р. проходила во мн. европ. странах: в Англии (где он сблизился с кружком т. н. оксфордских реформаторов - Дж. Колетом, Т. Мором и др.), в нидерл., герм., итал. и швейц. городах (долго жил в Базеле, где был близок с типографом-гуманистом И. Фробеном, гл. издателем соч. Э. Р.; в этом городе он и умер).

В науч. и лит. деятельности Э. Р. видное место заняло восстановление подлинных текстов и точные переводы Нового завета (им осуществлено в 1517 первопечатное издание греч. оригинала и лат. перевод) и ряда книг "отцов церкви" (в 20-30-е годы). Обработка Э. Р. этих текстов и его комментарии приобрели впоследствии важное значение для науч. критики Библии. Составленный Э. Р. сб-к изречений и поговорок древних писателей ("Adagia", 1500) с его комментариями сыграл большую роль в распространении гуманистич. идей.

Осн. положения гуманистич. учения Э. Р. намечены уже в его ранних произведениях - "О презрении мира" (De contemptu mundi), "Книга антиварваров" (Antibarbarorum Liber, 1520), "Руководство христианского воина" (Enchiridion militis christiani, 1501), в к-рых он стремился обосновать свое (этическое) понимание христианства. Считая, что тайные пути и мистич. цели христ. религии недоступны человеческому уму и составляют предмет веры, Э. Р. вместе с тем рассматривал христианство как высший этап этич. развития человечества, подготовленный предшествовавшим ему этапом античной культуры и науки и выявивший высокое значение человечности и человеческого достоинства в общем процессе нравств. совершенствования. Предпосылками и необходимыми условиями следования этич. основам человечности он считал владение собственным характером и целеустремленной волей, при к-рых человек во всех сферах личной и обществ. жизни руководствуется не природными стимулами и влечениями, а нравств. принципами. Среди называемых Э. Р. принципов человечности - и принципы, касающиеся нравств. основ социальных отношений. Он подчеркивает моральный вред института частной собственности, резких социальных контрастов и бедности. В трактате о гос-ве и гос. управлении "Воспитание христианского государя" (Institutio principis christiani, 1516) в яркой форме выражена политич. этика Э. Р. Общность интересов, лежащая в основе политики, должна пониматься не как комбинация частных интересов, а как выражение того, что выше всех частностей, - как принципы самой человечности. Гос-во определяется Э. Р. как сложный организм, состоящий из разных членов, над к-рыми превалирует идея целого. Из единства целого и его частей он выводит принципы внутр. и внеш. политики гос-ва, направленные на преодоление разумом внутр. противоречий и конфликтов, на устранение феод. войн и создание системы мирного и справедливого решения междунар. споров (трактат "Querella pacis", 1518, в рус. пер. - "Жалоба мира", в кн.: "Трактаты о вечном мире", М., 1963).

Из многочисл. произведений Э. Р. наибольшей известностью пользовались сатиры "Похвала Глупости" (1509, рус. пер., М., 1960) и "Разговоры запросто" (1519, рус. пер., М., 1969), в к-рых вскрывались и высмеивались пороки совр. ему общества. Во всех областях политич., культ. и церк. жизни он выявлял пошлость, формализм, догматизм и прежде всего отсутствие всякого разумного начала - "глупость". Наиболее резким насмешкам подвергаются богословы и представители схоластич. "науки". Однако при всем радикализме своей сатиры и старании внести в этич. понимание христианства рационалистич. элемент Э. Р. не посягал в принципе на основы не только религ. мировоззрения, но и церк. организации. Своим учением Э. Р. в значит. степени содействовал распространению реформац. идеологии, но сам он выступил решит. противником Реформации. В полемике с М. Лютером защищал свободу воли (трактат "О свободе воли" - "De libero arbitrio", Baseleae, 1524).

Остро критикуя обрядовую сторону католич. церкви, разоблачая мн. стороны феод. быта и идеологии, Э. Р. по существу отстаивал основы зарождавшихся бурж. отношений. Но значение его гуманистич. учения было значительно шире. Гуманистич. идеи Э. Р., выступавшего против теологич. фатализма, подчеркивавшего роль человека, его разума и целенаправленной воли в процессе движения к высшему нравств. совершенству, оказали немалое влияние на идеологию Реформации, в т. ч. тех радикальных и революционных течений, к-рые выходили за рамки бурж. направлений Реформации.

Соч.: Opera omnia..., t. 1-10, Lugduni Batavorum, 1703-1706 (нов. изд. - t. 1-4, Amst., 1971-73); Opus epistolarum... denuo recognitum... per P. S. Allen, t. 1-12, Oxonii, 1906-58.

Лит.: Маркиш С. П., Знакомство с Эразмом из Роттердама, М., 1971; Смирин M. M., Идея свободы воли в ранних произв. Э. Р., в кн.: Средние века, в. 37, М., 1973; его же, О политич. концепции Э. Р., в сб.: Ежегодник герм. истории 1972, М., 1973; Mestwerdt P., Die Anfänge der Erasmus, Lpz., 1917; Huizinga J., Erasmus, 5 ed., Haarlem, 1958; Smith P., Erasmus, N.- Y., 1962; Kohls E. W., Die Theologie des Erasmus, Bd 1-2, Basel, 1966; Tracy J., Erasmus - the growth of a mind, Gen., 1972.

M. M. Смирин. Москва.

В начало энциклопедии