Приглашаем посетить сайт

Культура (niv.ru)

Советская историческая энциклопедия
Статьи на букву "А" (часть 30, "АФИ"-"АХМ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 30, "АФИ"-"АХМ")

АФИНСКАЯ ВСЕОБЩАЯ ЗАБАСТОВКА 1943

АФИНСКАЯ ВСЕОБЩАЯ ЗАБАСТОВКА 1943 - происходила в феврале - марте в условиях оккупации Греции фаш. Германией. Была направлена против подготовлявшейся оккупантами массовой мобилизации греч. населения на каторжные работы в Германию. Началась по призыву компартии Греции и Нац.-освободит. фронта (ЭАМ) после появления тайного указа властей "О принудительной работе городского населения Греции" (30 янв.) и первых сообщений в газетах о готовящейся мобилизации греч. рабочих для отправки в Германию. Важнейшими событиями в ходе всеобщей забастовки были демонстрации 24 февр. в Афинах (100 т. ч.) и 5 марта в Афинах и Пирее (300 т. ч.), сопровождавшиеся столкновениями с полицией и оккупац. войсками. Во время последней демонстрации греч. патриоты приступом взяли мин-во труда марионеточного пр-ва Греции и уничтожили списки рабочих, подлежащих отправке в Германию. В схватке с войсками оккупантов, пустившими в ход бронемашины, погибло 18 участников демонстрации, более 100 было ранено. Под напором массовых выступлений (стачки и демонстрации солидарности с афинянами в Салониках, Волосе, Каламе, Коринфе, Спарте и др.) гитлеровцы были вынуждены отказаться от намерения провести мобилизацию. А. в. з. - славная страница антифаш. борьбы греч. народа.

П. И. Манчха. Москва.

АФИНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 1930

АФИНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 1930 - совещание представителей шести балканских гос-в (Греции, Албании, Болгарии, Румынии, Турции и Югославии) в Афинах 5-13 окт. 1930. Целью А. к. была подготовка общебалканского договора о ненападении на основе терр. статус-кво. А. к. единогласно приняла резолюцию, одобрявшую идею балканского союза "в рамках и в духе Лиги наций" и избрала постоянный комитет для выработки соответствующего договора. На последующих конференциях балканских гос-в (в Стамбуле и Анкаре в окт. 1931, в Бухаресте в окт. 1932, в Салониках в нояб. 1933) выявилась невозможность создания общебалканского политич. объединения. Попытки обеспечить мир на Балканах, игнорируя выдвигавшийся Сов. Союзом принцип коллективной безопасности, не удались. Вместо общебалканского объединения была создана (1934) группировка 4 государств (Турции, Греции, Югославии и Румынии). См. Антанта Балканская.

АФИНСКОЕ ВОССТАНИЕ 1909

АФИНСКОЕ ВОССТАНИЕ 1909 - восстание афин. гарнизона 28 авг. 1909, возглавленное греческой бурж. националистич. орг-цией Военная лига; вызвано недовольством буржуазии и широких слоев населения отказом пр-ва поддержать решение критского парламента о воссоединении о. Крит с Грецией, тяжелым финанс. положением страны, растущей зависимостью ее от англо-франц. капитала. В авг. 1909 Военная лига потребовала от пр-ва проведения реформ в целях ликвидации коррупции и укрепления финанс. положения, а также удаления с командных постов в армии и флоте членов королев. семьи. Отказ пр-ва удовлетворить требования лиги привел к восстанию гарнизона столицы, поддержанному революц. выступлениями в ряде провинций. Король был вынужден отозвать с командных постов принцев и принять ряд др. требований лиги, в том числе и выдвинутое в янв. 1910 требование созыва Национального собрания.

Лит.: Foster E. S., A short history of modern Greece (1821-1956), L., 1958; Mavrokordato J., Modern Greece. A chronicle and a survey 1800-1931, L., 1931; Karolidns P., Eugxrons Istoria tns Ellados kai ton loipon laon tns Anatolns mexri semeron, Atnnai, 1922-1929.

О. Б. Шпаро. Москва.

АФИНСКОЕ ГЕРЦОГСТВО

Афинско- фиванское герцогство, - феод. гос-во, созданное в 1204 в центр. части Греции франц. феодалами - участниками 4-го крестового похода, после разгрома Визант. империи, в состав к-рой входила Греция. Являлось частью созданной крестоносцами на терр. Византии Латинской империи. Терр. А. г. составляли Аттика, Беотия, Мегара и о-ва Эгина и Саламин. Первым афин. герцогом был бургундский дворянин Оттон де ла Рош (1205-35). До 1311 А. г. владели потомки Оттона, затем представители арагонской династии (1311-88). Последних сменила династия флорентийских феодалов Аччаюоли, владевших А. г. до 1460 за исключением 1394-1402, когда оно принадлежало Венеции. Со времени основания А. г. в нем господствовала характерная для Зап. Европы система феодальной иерархии. Часть земель находилась в руках греческих феодалов-архонтов. В 1458 А. г. пало под ударами турецких захватчиков.

Лит.: Miller W., The Latins of the Levant. A history of frankish Greece, L., 1908; его же, Essays on the Latin Orient, Camb., 1921; Finlay G., History of Greece, v. 3, Oxf., 1877; Paparrngopoy ;os K., Istoria tou Ellnnixou Etnoys.., т.. 1-5. Atnnai, 1860-72.

О. Б. Шпаро. Москва.

АФИНЫ

АФИНЫ (Atnnai) - столица Греции и гл. город нома (области) Аттика и Беотия, крупный узел ж.-д. и воздушных путей, осн. пром. центр страны (текст., швейная, таб., пищ., химич., полиграфич., металлообр. отрасли пром-сти).

Большие Афины насчитывают 1,4 млн. жит. (1957). Афины - один из древнейших городов Греции. Известны со времени микенской эпохи, когда были небольшим поселением. В Др. Греции А. - крупнейший экономич., политич. и культурный центр. город-государство в Аттике (см. Афины, древние). С 146 до н. э. находились под властью Рима. С 4 в. по 1204 входили в состав Визант. империи. В 1204-1458 А. - столица Афинского герцогства. В 1458 были захвачены турками. Со времени греч. нац.-освободит. восстания 1821-29 А. становятся адм. и культурно-политич. центром Греции. С 1834 - столица. 27 апр. 1941 А. были оккупированы нем.-фаш. захватчиками. Нас. А. развернуло борьбу против оккупантов (см. Афинская всеобщая забастовка 1943). 13 окт. 1944 освобождены ЭЛАС - войсками греч. нац.-освободит. фронта. В А. находятся ун-т, Нац. высшая политехнич. школа, Академия наук, ряд музеев (нац. музей, музей Акрополя, визант музей, музей Бенаки), несколько археол. ин-тов.

Античные постройки А., сосредоточенные гл. обр. на Акрополе и в его р-не, играют важную роль в совр. облике города. На Агоре (площадь к С.-З. от Акрополя) сохранились остатки др.-греч. и др.-рим. построек (стоя Аттала, 2 в. н. э., в наст. время реконструирована, и др.). Близ Агоры - хорошо сохранившийся храм Гефеста (т. н. Тесейон, 2-я пол. 5 в. до н. э.), Башня ветров (эллинистич. время). К В. от Акрополя - памятник Лисикрата (4 в. до н. э.), арка Адриана (2 в. н. э.), остатки храма Зевса Олимпийского (2 в. до н. э. - 2 в. н. э.). В 9-12 вв. в А. создан ряд небольших по размерам визант. церквей (Малая Митрополия, св. Феодора, Капникарея, Апостолов); в тот же период в окрестностях А. были построены визант. церкви Дафни, Кесариани, Астери. После тур. господства, к нач. 19 в., А. превратились в заброшенное поселение. Новый подъем города связан с превращением А. в столицу греч. гос-ва. В 19 в. определяется регулярная планировка центра, сооружаются в подражание античности крупные общественные здания (нац. музей, 1866, академия, 1859-85, ун-т, 1837, нац. библиотека, 1832); к 1896 реконструируется античный стадион нач. 4 в. до н. э. Ряд р-нов и поныне сохранил средневековый облик. Новая многоэтажная застройка охватывает гл. обр. центр. р-ны города. В пригородах (Психико, Филотеи и др.) - загородные дома, окруженные садами. Имеется метрополитен, идущий в порт А. Пирей и выходящий за пределами А. на поверхность земли.

Лит.: Грегоровиус Ф., История города Афин в ср. века, пер. с нем., СПБ, 1900.

--------------------------

План древних Афин

афины

АФИНЫ ДРЕВНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АФИФ

Шамс-Сирадж (1342 - после 1398) - хронист делийского султана Фироз-шаха Туглака, автор хроники "Тарихе Фироз-шахи" ("История Фироз-шаха"), А. участвовал в воен. походах султана, а также много лет служил в налоговом ведомстве и по сравнению с др. хронистами того времени уделил в своем труде значит. внимание вопросам экономич. и налоговой политики гос-ва. Тексты из хроники А. в англ. пер. см. в кн.: Н. M. Elliot, The history of India as told by its own historians, 2 ed., Calcutta, 1953.

АФОН

Агион-Орос (Atos; Agion dros, греч. - святая гора), - вост. выступ Халкидонского п-ова в Эгейском м.; находится во владении православного монашеского объединения из 20 мужских укрепл. монастырей (греч., болг., рус. и др.). В 1946 насчитывалось 4 900 монахов (в 1914 - 15 000). В период с 1430 по 1913 А. - энклав в Турции, затем - под суверенитетом Греции; руководство принадлежит совету представителей от монастырей. Доступ женщинам на А. запрещен. Первый монастырь был осн. в 962 греком Афанасием (лавра, в наст. время - один из главных). В последующие века А. стал играть роль крупного религ. центра православной церкви. В 1069 возник рус. (Пантелеймонов) монастырь. С этого времени устанавливаются тесные связи Руси с А., к-рый служил проводником визант. и южнослав. влияний на Русь и обратно; связи с А. оказывали большое влияние на историю рус. православной церкви. В частности, религ. движения на А. находили нередко отклики в рус. монастырях (напр., движение исихастов и др.). В монастырях А. хранится более 10 тыс. греч., слав. (в т. ч. русских), араб. рукописей, значит. часть к-рых представляет собой ценные ист. источники (начиная с 9 в.). А. с его монастырями, где сохранились настенные росписи, многочисл. иконы и рукописи с миниатюрами, - своеобразный музей средневекового иск-ва.

Лит.: Мошин В., Русские на Афоне и рус.-визант. отношения в 11-12 вв., "Byzantinoslavica", 1947, т. 9, No 1, 1950, т. 11, No 1; Дмитриев-Петкович К. П., Обзор афонских древностей, СПБ, 1865; Порфирий (Успенский), История Афона, ч. 1-3, К.-СПБ, 1877-92; Dölger F., Athos, Mönchsland, Münch., 1943; Amand de Mendieta E., Le mont Athos, (P., 1955).

Н. A. Денисова. Москва.

АФОНСКИЕ АКТЫ

АФОНСКИЕ АКТЫ - документы на греч. и слав. языках, сохранившиеся в монастырях Афона; имеют исключит. значение в качестве ист. источников для внутр. истории Византии и юж.-слав. стран. Частично изданы.

Изд.: Приложения к "Византийскому временнику" за 1903, 1906, 1907, 1911, 1913 гг.; Акты рус. на св. Афоне монастыря..., К., 1873; Мошин В., Акти из светогорских архива, "Споменик Српске Краљевске Академjе", 1939, т. 91; Actes de Lavra, éd. par G. Rouillard et P. Collomp, t. 1, P., 1937; Actes de Kutlumus, éd. par P. Lemerle, P., 1945; Dölger F., Aus den Schatzkammern des Heiligen Berges, Münch., 1948; его же, Sechs byzantinische Praktika des 14. Jh. für das Athoskloster Iberon, "Abhandlüngen der Bayerischen Akademie der Wissenschaften", phil.-hist. Klasse, N.. F., 1949, Bd 28. Münch.

M. Я. Сюзюмов. Свердловск.

АФОНСКОЕ СРАЖЕНИЕ 1807

АФОНСКОЕ СРАЖЕНИЕ 1807 - сражение 19 июня у п-ова Афон в Эгейском м. рус. эскадры вице-адм. Д. Н. Сенявина (10 лин. кораблей, 754 орудия) против тур. эскадры капудан-паши Сейит-Али (9 лин. кораблей, 5 фрегатов, 3 корвета и 2 вспомогат. судна, 1 196 орудий) (см. Архипелагские экспедиции русского флота). 11 июня 1807 тур. эскадра вышла из Дарданелл и стала на якорь. Опасаясь, что тур. адмиралы, желая избежать решит. сражения, снова могут уйти в пролив, Сенявин, оставив на базе рус. флота - о. Тенедос, гарнизон в 600 чел., 14 июня ушел с эскадрой на З. Воспользовавшись уходом рус. флота, тур. эскадра подошла к острову, начала обстрел и осаду крепости, высадив десант в 6 тыс. чел. Сенявин, узнав, что тур. флот находится у о. Тенедос, занял позицию у о. Имроз (Имброс), преградив туркам пути отхода к Дарданеллам. Сейит-Али, избегая сражения, отошел с эскадрой на Ю.-З. На рассвете 19 июня рус. эскадра обнаружила тур. эскадру у о. Лемнос. Атаковав 6 кораблями 3 флагманских тур. корабля и 4 кораблями вражеский авангард, рус. эскадра нанесла туркам решит. поражение. 25 июня рус. корабли возвратились к о. Тенедос, где все еще продолжался неравный бой. Тур. десант капитулировал. Тур. эскадра потеряла в А. с. 3 лин. корабля, 4 фрегата и 1 корвет, св. 1 тыс. чел. убитыми и ранеными и 774 чел. пленными. Рус. потери - ок. 250 чел. убитых и раненых. Одержанная победа была следствием искусного плана сражения и хорошей боевой выучки офицеров и матросов.

Лит.: Морской Атлас, под ред. Г. И. Левченко, т. 3, ч. 1, М., 1958, л. 21; Щербачев О., Афонское сражение, М.-Л., 1945; История воен.-мор. иск-ва, т. 2, М., 1954; Боевая летопись рус. флота, под ред. Н. В. Новикова, M., 1948.

В. Н. Багров. Москва.

--------------------------

Афонское сражение 19 июня 1807 г.

афонское сражение 1807

АФОНТОВА ГОРА

АФОНТОВА ГОРА - группа из 4 стоянок позднего палеолита на лев. берегу Енисея, у г. Красноярска. Первая из них открыта И. Т. Савенковым в 1884. Раскопки велись Н. К. Ауэрбахом, В. И. Громовым и Г. П. Сосновским гл. обр. в 1923-25. Открыты жилища-землянки. Инвентарь: кам. орудия типа ручных рубил, скребла, остроконечники, шлифовальные плитки и др.; костяные орудия - шилья и иглы, наконечники копий, острия с желобками для вкладышей; украшения. В находках фауны преобладают остатки сев. оленя.

Лит.: Сосновский Г. П., Поселение на Афонтовой горе, в сб.: ИГАИМК, в. 118, М.-Л., 1935; Береговая Н. A., Палеолитич. местонахождения СССР, М.-Л., 1960 (МИА, т. 81, No 334-337).

АФРАСИАБ

АФРАСИАБ - название руин домонгольского Самарканда (Мараканда у антич. авторов), городища площ. 219 га на сев. окраине Самарканда, Узб. ССР. Изучение А. началось с 1874. Науч. раскопки производились с 1885 Н. И. Веселовским, в 1904 В. В. Бартольдом и в период 1905-31 В. Л. Вяткиным. В 1945-48 на А. Проводил раскопки А. И. Тереножкин, давший подробную стратиграфию этого многослойного городища, а с 1958 - В. А. Шишкин.

Жизнь в городе протекала почти непрерывно с 6 в. до н. э. до 13 в. н. э. С древнего времени город был центром Согда. Расцвета достиг в 10-12 вв. Разрушен монголами в 1220. В ср. века А. состоял из цитадели - "кухендиз", внутр. города - "шахристана" и обширного предместья - "рабада" за пределами городища. Раскопками открыты мечети, жилые постройки, квартал гончаров. Из многочисл. материалов, собранных на А., особенно интересны домусульм. оссуарии и терракотовые статуэтки, воспроизводящие различные этнич. типы, поливная керамика и стекло 10-13 вв.

Лит.: Вяткин В. Л., Афрасиаб - городище былого Самарканда, Самарканд, 1926; Trever C. (W.), Terracotas from Afrasiab, M.-L., 1934; Тереножкин А. И., Согд и Чач, в сб.: КСИИМК, в. 33, М., 1950; его же, Раскопки на городище Афрасиаб, там же, в. 36, 1951; Массон М. Е., К периодизации древней истории Самарканда, "ВДИ", 1950, No 4; Якубовский А. Ю., Из истории археол. изучения Самарканда, в кн.: Гос. Эрмитаж. Труды отдела Востока, т. 2, Л., 1940, с. 285-337.

И. Б. Бентович. Ленинград.

АФРИГИДСКАЯ КУЛЬТУРА

АФРИГИДСКАЯ КУЛЬТУРА - культура Хорезма в 4-8 вв. н. э. Названа по хорезмской династии Афригидов. Выделена по раскопкам С. П. Толстова в 1937-1940. Сложилась в период кризиса рабовладельч. строя и становления феодализма в Хорезме. В сложении А. к. большую роль сыграли окрестные степные племена. Для А. к. характерен упадок старых антич. городов. Господствующие типы сел. поселения - феод. усадьба-замок и общинный дом. Преобладала керамика, изготовленная без гончарного круга. Из оружия найдены жел. трехлопастные наконечники стрел и кинжалы. К концу периода А. к. начали возникать новые города, складывавшиеся как посады у стен крупных феод. замков.

Лит.: Толстов С. П., По следам древней Хорезмийской цивилизации, М.-Л., 1948; его же, Др. Хорезм, М., 1948.

Е. Е. Неразик. Москва.

АФРИДИИ

АФРИДИИ (самоназвание - априди) - пуштунское племя (см. Пуштуны), населяющее р-ны Хайберского прохода, Кохатского перевала и горной страны Тирах в Зап. Пакистане. Числ. А. - ок. 400 т. ч. (1958). Говорят на диалекте вост. пушту иран. семьи языков. Религия - ислам суннитского толка. Сохранили многие формы родоплеменной организации; наблюдается глубокое имуществ. и клас. расслоение. Большая часть А. - полукочевые скотоводы. А. участвовали в антифеод. движении рошани. С 1850 вели борьбу с англ. оккупантами. В 1930 приняли активное участие в автиангл. восстании в Пешаваре и его р-нах. А. ведут борьбу за создание Пуштунистана.

Лит.: Рейснер И. М., Развитие феодализма и образование гос-ва у афганцев, М., 1954; Гордон Л. Р., Аграрные отношения в сев.-зап. пограничной провинции Индии (1914-1947 гг.), М., 1953.

Ю. В. Ганковский. Москва.

АФРИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АФРИКА РИМСКАЯ

АФРИКА римская - провинция, образованная в 146 до н. э. на месте Карфагенского гос-ва (северо-западнее совр. Туниса). Вся терр. А. (кроме городов Утики, Гадрумета и др.) была объявлена Ager publicus; усиленная ее колонизация началась с 122 до н. э.; по-видимому, в 116 до н. э. произошла распродажа части гос. земель. К сер. 1 в. н. э. власть римлян распространилась на всю терр. совр. Туниса, значит. часть Алжира и Марокко. В течение всей рим. эпохи А. была житницей Рима и всей Италии. Период империи характеризуется расцветом гор. строя (ряд городов получил права муниципиев). Местные берберские племена вели упорную борьбу против господствующих слоев - рим. колонистов и раманизованной верхушки местного населения. В 4-5 вв. н. э. А. стала районом крупных восстаний рабов и колонов (см. Агонистики), в значит. степени ослабивших Рим. империю. В 5 в. А. захватили вандалы. В 6 в. визант. имп. Юстиниан отвоевал прибрежную полосу. В 7 в. А. была завоевана арабами.

Лит.: Julien Ch. A., Histoire de l'Afrique du Nord, 2 éd., P., 1951; Машкин Н. A., Из истории африк. городов во II-III вв. н. э., "ВДИ", 1951, No 2; Дилигенский Г. Г., Северная Африка в IV-V веках, М., 1961.

АФРИКАНЕРЫ

АФРИКАНЕРЫ - буры, - народность в Юж. Африке. В осн. потомки голл. поселенцев 17 в., а также франц. и нем. колонистов. Живут гл. обр. в провинциях Южно-Африканской Республики Трансвааль, Капская и Оранжевое Свободное гос-во. В Юго-Зап. Африке и Федерации Родезии и Ньясаленда А. по 30-35 т. ч. Общая числ. А. - ок. 3,3 млн. ч. (1959). Язык А. - африкаанс, развившийся из староголл. яз. (17 в.). Верующие А. принадлежат к голл. реформатской церкви. А. занимаются преим. земледелием и животноводством. С нач. 20 в. усилился процесс имуществ. и социального расслоения среди А. Значит. их часть разоряется, превращается в батраков и издольщиков или уходит в города, в то же время растет численность сел. буржуазии. Крупные фермеры заводят плантации с десятками и сотнями батраков, гл. обр. африканцев. В фермерских семьях в значит. мере сохраняются строгие патриарх., религ.-пуританские нравы. В городах формируется африканерская пром. буржуазия. Находящаяся в наст. время у власти в ЮАР реакционная Националистич. партия опирается на богатых африкандерских фермеров и промышленников, проводит политику расовой дискриминации и сегрегации в отношении африканцев, индийцев, метисов.

Лит.: Народы Африки, М., 1954; Потехин И. И., Формирование национальной общности южно- африканских банту, М., 1955.

АФРИКАНИСТИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АФРИКАНТРОП

АФРИКАНТРОП (от Африка и греч. antropos - человек) - малораспространенное наименование, предложенное нем. ученым Г. Вейнертом для ископаемого человека, обломки трех черепов к-рого в 1935 были обнаружены на обнажившемся дне оз. Эяси (Танганьика). Вместе с обломками черепов были найдены примитивные кам. орудия и кости животных. А. должен быть отнесен в группу неандертальцев. Выделение А. в особый род наравне с питекантропом и синантропом считается теперь ошибочным.

Лит.: Рогинский Я. Я., Левин М. G., Основы антропологии, M., 1955, с. 247-49.

АФРОДИТА

АФРОДИТА (Aproditn) - в др.-греч. мифологии и религии богиня любви и красоты, дочь Зевса. А. по своему характеру и происхождению близка восточной Аштарт (Астарта). У римлян А. была отождествлена с Венерой. Из антич. изображений наиболее известны: рельеф трона Лудовизи (5 в. до н. э.), А. Алкамена (5 в. до н. э.), А. Книдская Праксителя (сер. 4 в. до н. э.), А. Медичи (3 в. до н. э.), А. (Венера) Милосская (3-2 вв. до н. э.), А. Таврическая (3 в. до н. э., хранится в Эрмитаже, Ленинград).

АФТ-КПП

АФТ-КПП - см. Американской федерации труда - Конгресса производственных профсоюзов.

АФШАРЫ

АФШАРЫ - тюркоязычная этнографич. группа. Живут гл. обр. в Иранском Азербайджане, а также в нек-рых др. р-нах Ирана. Числ. - около 330 т. ч. (1959). Ведут полуоседлый образ жизни; A., живущие к Ю. от Кермана, - кочевой и полукочевой. Занимаются отгонным скотоводством и отчасти земледелием. Религия - ислам шиитского толка.

АХАЙЯ

АХАЙЯ (Axaia) - в древности название сев. примор. области Пелопоннеса. На В. граничила с областью Сикиона и Флиуса, на Ю. - с Арголидой, Аркадией и Элидой (границей служила р. Ларис); с З. и С. омывалась морем. Осн. население - ахейцы. На терр. А. существовали общины: Дима, Олен, Фары, Тритея, Патры, Рипы, Эгион, Гелика (затоплена морем в 373 до н. э.), Бура, Эги, Эгейра и Пеллена. В эллинистич. период союз городов А. - Ахейский союз - играл значит. политич. роль. Во 2 в. до н. э. назв. А. распространилось на Ср. и Юж. Грецию; при имп. Августе (27 до н. э. - 14 н. э.) воз никла рим. провинция А.

Лит. и карту см. при ст. Ахейский союз.

"АХАЛГОРИЙСКИЙ КЛАД"

"АХАЛГОРИЙСКИЙ КЛАД" - остатки богатого погребения с конем, найденные в 1908 в Грузии у с. Ахалгори (ныне Ленингори Юго-Осетинской АО). Погребальный инвентарь состоял из множества художеств. изделий из золота, а также различных серебряных сосудов, бронз. украшений, конских удил и т. п. Собранные предметы изготовлены в различное время (в пределах одного-двух вв.), но основная, позднейшая их часть относится к 5 в. до н. э. Б. ч. находок относится к изделиям местного художеств. ремесла, часть вещей несет следы влияния ахемонидского иск-ва. Нек-рые предметы, возможно, привезены из Передней Азии. "А. к." показывает наличие резкой социально-экономич. дифференциации местного общества в сер. 1-го тыс. до н. э.

Лит.: Смирнов Я. И., Ахалгорийский клад, Тифлис, 1934.

А. А. Иессен. Ленинград.

АХАЛИ

АХАЛИ (араб., букв. - народ) - бурж.-демократич. политич. орг-ция в Ираке. Создана в кон. 1931 в Багдаде патриотически настроенными интеллигентами. Организаторами А. были Абд-аль-Фаттах Ибрахим, Хусейн аль-Джамиль, Мухаммед Хадид - впоследствии видные деятели социалистич. и бурж.-демократич. движения Ирака. Одним из организаторов А. был Абд-аль-Кадир Исмаил, до окт. 1960 - редактор органа Коммунистич. партии Ирака "Иттихад аш-Шааб". В 1934 в А. вошли Хикмет Сулейман, Камиль аль-Чадырчи и Абу-т-Тимман, ставший главой ее исполнит. к-та. Т. о., А. стала блоком всех антиангл. патриотич. сил страны. В программу А. входили требования укрепления независимости, проведения демократич. реформ, распределение гос. земель между крестьянами и т. д. В 1935 А. была запрещена пр-вом. Политич. платформа А. оказала большое влияние на программу Национально-демократической партии Ирака.

Л. Н. Котлов. Москва.

АХАЛ-ТЕКИНСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ

АХАЛ-ТЕКИНСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ - воен. действия рус. войск в 70-80-х гг. 19 в. в Туркмении с целью завоевания Ахал-Текинского оазиса. 1-я А.-т. э. во главе с ген. И. Д. Лазаревым, затем Н. П. Ломакиным в 1879, встретившая ожесточенное сопротивление племени текинцев, успеха не имела. 2-я экспедиция во главе с ген. М. Д. Скобелевым в 1880 кончилась захватом крепости Геок-Тепе 12 янв. 1881; 18 янв. был занят Асхабад (Ашхабад). В 1881 образована Закаспийская обл. в составе Туркестанского ген.-губернаторства. В 1885 закончено завоевание Ср. Азии.

Лит.: История Туркм. ССР, т. 1, кн.: 2, Аш., 1957; Куропаткин А. Н., Завоевание Туркмении, СПБ, 1899; Терентьев М. A., История завоевания Ср. Азии, т. 2-3, СПБ, 1906; Маслов А., Завоевание Ахал-теке, СПБ, 1887.

АХВАХЦЫ

АХВАХЦЫ (самоназвание - ашвадо) - малочисленная народность, живущая в Ахвахском, Кахибском и нек-рых др. р-нах Даг. АССР. Консолидируются с аварцами. Язык - ахвахский, А. знают также аварский.

АХД

АХД - аль-Ахд (араб. - завет; союз), - араб. тайное офицерское общество в тур. армии. Было осн. в 1909 под названием "аль-Кахтания", но вскоре прекратило свою деятельность. В 1913 воссоздано под названием "аль-Ахд". А. ставил целью свержение тур. гнета в араб. провинциях и образование независимого араб. бурж.-помещичьего гос-ва. Центр об-ва находился в Стамбуле, филиалы - в городах Сирии и Ирака. Главой А. был майор Азиз аль-Масри, проф. Академии ген. штаба. Не имея связи с нар. массами, А. применял тактику заговоров и диверсий, подготовляя антитур. выступления. Во время 1-й мировой войны А., добиваясь отделения араб. стран от Турции, содействовал воен. операциям Англии на Бл. Востоке; часть членов А. участвовала в араб. восстании 1916-18 против Турции; др. члены А., оставаясь в тур. армии, проводили там диверсии. После окончания войны, в 1919 А. распался на две самостоят. организации: иракскую (Ахд аль-Ираки) и сирийскую (Ахд ас-Сури).

Лит.: Некора Л. С., Арабские политич. об-ва в период 1908-1916 гг., "Новый Восток", кн.: 1 (7), 1925; Antonius G., The Arab awakening, Phil., (1939), p. 118-19; Сайд, Амин, Ас-Савра аль-арабия аль-кубра (Великое арабское восстание), т. 1, Каир, 1934, с. 46-48; Аль-Хаддад, Никула, Джамаа Ахд (Общество Ахд), Каир, 1923.

В. Б. Луцкий. Москва.

АХЕЙСКИЙ СОЮЗ

АХЕЙСКИЙ СОЮЗ (Sympoliteia ton Axaion) - политич. объединение др.-греч. полисов и общин Пелопоннеса. В обл. Ахайя 12 городов издавна объединялись в союз в целях обороны против дорийцев. В классич. период истории Греции А. с. не играл значит. роли. Он распался в последней трети 4 в. до н. э., когда в Греции утвердилась макед. гегемония. Но после временного ослабления ее из-за нашествия галатов А. с. возродился ок. 280 до н. э. как антимакед. федерация независимых ахейских полисов: Дима, Патры, Тритея и Фары. К ним присоединился (275 до н. э.) Эгион, ставший ее центром. Во 2-й пол. 3 в. до н. э. А. с. занимал б. ч. Пелопоннеса, в его состав входило ок. 60 городов. В А. с. было общее союзное гражданство, единая система монет, мер и весов. Высшими органами власти были: союзное собрание - синод, собиравшийся 2 раза в год в Эгионе, и синклит - чрезвычайное собрание, к-рое могло быть созвано в любое время и в любом месте союза. В синоде и синклите каждый полис, член союза, имел один голос. В обоих собраниях могли участвовать граждане не моложе 30 лет. Ведущую роль в них играли богачи - аристократы и плутократы. А. с. последовательно проводил антидемократич. политику, боролся за гегемонию в Греции с Этолийским союзом. Во главе исполнит. власти А. с. был стратег с правом переизбрания через год. Его помощниками были: начальник конницы, начальник флота, секретарь и совещат. коллегия 10 демиургов. Особенной мощи и успехов в борьбе против макед. гегемонии и Этолийского союза А. с. достиг во 2-й пол. 3 в. до н. э. при стратеге Арате, присоединившем к А. с. Сикион, Коринф, Эпидавр, Мегары и др. полисы. Но реформы Клеомена III в Спарте и вызванное ими аграрное движение в Пелопоннесе испугали олигархов. Арат сам призвал на помощь против Спарты Македонию. Клеомена разбили в 221 до н. э. при Селласии. Но А. с. должен был признать макед. гегемонию. Позже, во время римско-макед. войн, А. с. лавировал между Римом и Македонией. Но Рим, завоевав Македонию, вмешался в междоусобия А. с. со Спартой, чтобы ослабить А. с, к-рый овладел почти всем Пелопоннесом. Подавив сопротивление А. с., Рим завоевал его в 146 до н. э.; А. с. был распущен.

Лит.: Мищенко Р. G., Федеративная Эллада и Полибий, в кн.: Полибий, Всеобщая история, т. 1, M., 1890; Ранович А. Б., Эллинизм и его историч. роль, M.-Л., 1950.

Н. Н. Пикус. Москва.

--------------------------

Ахейский союз в 280-146 гг. до н.э.

ахейский союз

АХЕЙЦЫ

АХЕЙЦЫ (Axaioi) - общее название др.-греч. племен у Гомера. Англ. ученые М. Вентрис и Дж. Чедвик определяют диалект расшифрованных ими греч. крито-микенских текстов линеарного письма "В" как староахейский (близкий к аркадско-кипрскому диалекту и объединяемый с ним в юж.-греч. диалектную группу). Имя А. отражено в крито-микенских текстах в форме a-ka-wi-ja-de, близкой к соответствующим ей хеттскому назв. ахиявы и египетскому акайваша.

Лит.: Andrews R. В. S., The mycenean name of the land of the achaians, "Revue hittite et asianique", 1955, t. 13, fasc. 56, p. 1-19; Tovar A., Nochmals lonier und Achaeer im Lichte der Linear-B-Tafein, в кн.: MNНMНS XARIN Gedenkschrift Paul Kretschmer, Bd 2, W., 1957, S. 138-93; Riech E., Die Gliederung der griechischen Dialekte in neuer Sicht, "Museum Helveticum", 1955, v.12, fasc. 2, S. 61-76; Ventris M. and Chadwick J., Documents in Mycenaean Greek, Camb., 1956.

В. В. Иванов. Москва.

АХЕМЕНИДОВ ГОСУДАРСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

АХЕМЕНИДЫ

АХЕМЕНИДЫ - правители Парсы и Аншана, а в 550-330 до н. э. династия царей Перс. державы (см. Ахеменидов государство). Династия А. ведет начало от др.-перс. рода, основатель к-рого Ахемен (др.-перс. Хакаманиш) был, по-видимому, в нач. 7 в. до н. э. вождем группы перс. племен, переселившихся к границам Элама - в область, получившую назв. Парсуа (греч. Персида). Сын Ахемена Теисп (Чишпиш) и его потомки по прямой линии: Кир I, Камбис I, Кир II именовались царями Аншана ( в Сев. Эламе). Кир II Великий основал великую империю А., объединившую под своей властью большинство стран Др. Востока. Старшая линия А. прекратилась со смертью Камбиса II (522). Начало младшей линии положил Дарий I.

Династия Ахеменидов: Кир II Великий (550-530) (правил в Парсе и Аншане с 558), Камбис II (530-522), Дарий I (522-486), Ксеркс I (486-465), Артаксеркс I (465-424), Ксеркс II (424), Согдиан (или Секудиан) (424-423), Дарий II (423-404), Артаксеркс II (404-358), Артаксеркс III (358-338), Арсес (338-336), Дарий III (336-330).

Лит.: Тураев Б. A., История Др. Востока, 3 изд., т. 2, Л., 1936, отд 5; Parker R. and Dubberstein W., Babyionian с ronology, Chi., 1946; Olmstead A., History of the Persian empire, Chi., (1948).

Э. А. Грантовский. Москва.

АХЕН

Аахен (нем. Aachen; франц. Aix-la-Chapelle), - нем. город (ФРГ, земля Сев. Рейн-Вестфалия). 159,5 т. ж. (1958). Самый зап. город страны. Центр кам.-уг. бассейна и железорудного машиностроения. Известен с 1 в. н. э. как римское поселение (лат. Aquae Grani), возникшее у целебных источников. Ср.-век. город (ср.-век. - лат. Aquisgranum) возник вокруг построенного в 8 в. королевского дворца. В конце 8-нач. 9 вв. - излюбленная резиденция Карла Великого. В 813-1531 - место коронации 37 герм. королей. В 12-13 вв. превратился в крупный торг.-ремесл. центр (ювелирное и суконное произ-во), тогда же приобрел статут вольного имперского города. В 1794 был занят франц. войсками, в 1801-14 - в составе Франции. В 1945-49 входил в англ. зону оккупации Германии.

В А. сохранился знаменитый собор. Ядро его составляет дворцовая капелла Карла Великого (ок. 798-805, арх. Одо из Меца) - центрич. купольное сооружение, крупнейший памятник каролингского искусства. В капелле - гробницы Карла Великого и Оттона III.

Источн.: Regesten der Reichsstadt Aachen, hrsg. A. Huyskens, Bd 1-2, Köln, 1937-38.

Лит.: Poll P., Geschichte Aachens in Daten, 1953.

АХЕНСКИЙ КОНГРЕСС 1818

АХЕНСКИЙ КОНГРЕСС 1818 - первый конгресс Священного союза, происходил 30 сент. - 22 нояб. 1818 в г. Ахене (Aachen; Зап. Германия) с участием Александра I (Россия), Франца I и К. В. Меттерниха (Австрия), Фридриха Вильгельма III и К. А. Гарденберга (Пруссия), Р. С. Кестльри (Англия) и А. Э. Ришелье (Франция), А. к. принял решение о выводе из Франции не позднее 30 нояб. 1818 союзных войск, находившихся там с 1815, и с нек-рыми оговорками допустил Францию к участию в Священном союзе. 1 нояб. 1818 была подписана конвенция России, Австрии, Англии и Пруссии, подтверждавшая союз этих государств 1814 (см. Шомонский трактат 1814), заключенный с целью сохранения режима, установившегося во Франции после реставрации Бурбонов (1814). Гл. цель А. к., по признанию секретаря конгресса Ф. Генца (Австрия), состояла в том, чтобы "предохранить власть от крушения путём избавления народов от свойственных им заблуждений", т. е. в борьбе против революц. движения. На А. к. были согласованы осн. линии реакц. политики Священного союза, направленной к повсеместному поддержанию реакц. режимов и вмешательству во внутр. дела отдельных гос-в в целях борьбы со всякими проявлениями либерализма и свободомыслия.

Лит.: Мартенс Ф. (сост.), Собрание трактатов и конвенций, заключенных Россиею с иностр. державами, т. 7, СПБ, 1885; Дебидур А., Дипломатич. история Европы, пер. с франц., т. 1, М., 1947; История дипломатии, 2 изд., т. 1, М., 1959.

Л. А. Никифоров. Москва.

АХЕНСКИЙ МИР 1668

АХЕНСКИЙ МИР 1668 - был заключен между Францией и Испанией 2 мая 1668 в Ахене; окончил т. н. Деволюционную войну между ними. Был гарантирован Голландией, Англией и Швецией, обеспокоенными франц. захватами и выступившими инициаторами мира. По А. м. Франция удержала захваченные ею части Фландрии и Эно (с гг. Лилль, Армантьер, Дуэ и др.), но была вынуждена вернуть Испании Франш-Конте.

Лит.: Ogg D., Europe in the seventeenth century, 4 ed., L., 1943. См. также лит-ру к ст. Деволюционная война.

АХЕНСКИЙ МИР 1748

АХЕНСКИЙ МИР 1748 - закончил войну за Австрийское наследство; был заключен 18 окт. (предварительно 30 апр.) в Ахене между Францией, с одной стороны, Англией и Голландией - с другой. 20 окт. к миру присоединилась Испания, 23 окт. - Австрия, 25 окт. - Модена, 28 окт. - Генуя, 7 ноября - Сардинское королевство. По А. м. Австрия лишилась почти всей Силезии, переходившей к Пруссии (этим подтверждались условия Дрезденского мира 1745), и части итал. земель (герцогства Парма, Пьяченца и Гуасталла переходили Испании, нек-рые земли - Сардинскому королевству). Взамен европ. державы признали Прагматическую санкцию 1713, а муж Марии Терезии Франц Стефан Лотарингский был признан имп. Священной Рим. империи. Франция возвратила завоевания, сделанные ею во время войны в Австр. Нидерландах и в Голландии, а также в Индии (Мадрас - Англии). Англия, кроме того, добилась продления договора об асьенто.

Публ.: Österreichische Staatsverträge, bearb. von A. F. Pribram, Bd 1, Innsbruck, 1907.

Лит. и карту см. при статье Австрийское наследство.

АХЕТАТОН

АХЕТАТОН - см. Эхетатон.

АХИ

АХИ (араб., букв. - брат мой) - члены религ. мусульм. братства, возникшего в Аббасидском халифате (750-1258) и получившего в 13 в. распространение в Иране, Ср. Азии и особенно в М. Азии. Организация А. имела строго регламентированный устав; первоначальные принципы организации А., приспособленные к участию в завоеваниях, впоследствии были распространены на городские ремесл. корпорации. Во главе А. стоял избранный старейшина (ахи-баба), ему подчинялись главы отд. цехов (ахи); каждый А. имел помощника, наблюдавшего за работой рядовых ремесленников. А. участвовали в нар. торжествах, религ. процессиях, имели свою музыку, костюмы и вооружение. А. играли важную политич. роль в обществ. жизни гос-ва Сельджукидов (см. Сельджукское государство), а также в начальный период существования Османской империи. Во время междоусобных войн, восстаний и набегов кочевников они брали в свои руки управление городами (Анкара, Конья, Сивас, Бурса, Эрзурум и др.), чтобы помешать их разрушению и разорению. А. выступали иногда в защиту ремесленников и гор. низов против гнета феодалов. В нач. 14 в. верхушка А. феодализировалась и А. постепенно утратили прежние демократич. тенденции. В нач. 15 в. А. слились с орденом бекташи. Традиции А., принципы их организации сохранились надолго в жизни ремесл. цехов Турции.

Лит.: Гордлевский В. A., Из жизни цехов в Турции. К истории ахи, Избр. соч., т. 1, М., 1960; Боровков А. К., К истории братства "ахи" в Ср. Азии, в кн.: Акад. В. А. Гордлевскому к его семидесятипятилетию, М., 1953, Gölpinarli A., Islam ve Türk il erinde fütüvvet teskilâti ve kaynaklari, Istanbul, 1952; Köprülüzade M. F., Les origines de l'Empire ottomane, P., 1935; Akdag M., Türkiyenin iktisadî ve içtimai tanhi, с. 1, Ankara, 1959.

A. Б. Базиянц, А. С. Тверитинова. Москва.

АХИМА АНДРАША ДВИЖЕНИЕ

АХИМА АНДРАША ДВИЖЕНИЕ - крестьянское движение в Венгрии в 1906-11, возглавленное Альфёльдской независимой социалистич. крест. партией (осн. в 1906, лидер Андраш Ахим (Achim; 1871-1911)). Началось в г. Бекешчабе - одном из центров Альфёльда, в условиях массового разорения мелкого и среднего крестьянства. Собравшиеся здесь в марте 1906 представители 115 деревень приняли программу, в к-рой требовали передачи крестьянам крупнопомещичьих и церк. владений, снижения налогов, введения всеобщего избират. права и демократич. свобод. Требования крестьян выражала газ. "Parasztújsag" (выходила до 8 апр. 1906). В 1905 Ахим был избран в парламент, лишен мандата в 1906, вновь избран в 1910. Его выступления с критикой антинародной политики господств. классов и требованиями национализации земель крупных помещиков и церкви с последующей передачей их крестьянам, освобождения крестьян от гнета ростовщиков встречали широкий отклик в нар. массах, в т. ч. среди с.-х. рабочих, крест. бедноты, владельцев мелких наделов. Руководимая Ахимом партия возглавила борьбу батраков и с.-х. рабочих Альфёльда против реакц. закона 1907, ограничивавшего свободу передвижения батраков. В 1908 с.-х. рабочие добились значит. повышения зарплаты (примерно на 80%). II съезд Независимой социалистич. крест. партии (1908) принял резолюцию, к-рая требовала передачи крестьянам в аренду владений размером менее 1000 хольдов. Ее деятельность (многотысячные митинги и собрания в Бекешчабе и др. центрах Альфёльда) имела важное значение для пробуждения политич. сознания крестьянства и вовлечения в борьбу за землю широких масс бедняков и безземельных. Однако оторванное от социалистич. рабочего движения (вследствие клас. ограниченности самого Ахима и оппортунистич. политики руководства Венг. с.-д. партии в крест. вопросе) А. А. д. не смогло привести к успеху. После убийства Ахима Андраша помещиками бр. Жилинскими движение пошло на убыль.

Лит.: Исламов Т. М., Политич. борьба в Венгрии в начале XX в., М., 1959; Koroda M., Ac im András, a csabai parasztvezér, Bdpst, 1946.

T. M. Исламов. Москва.

АХИЧЧХАТРА

АХИЧЧХАТРА - др.-инд. город в долине Ганга (округ Барели, штат Уттар-Прадеш). Раскопки (1871, 1891-92, 1940-44) подтвердили сведения древних письм. источников (в др.-инд. эпосе "Махабхарата") о том, что А. являлась столицей Сев. Панчалав. Открыты 9 культурных слоев с 3 в. до н. э. до 12 в. н. э. В ниж. горизонтах А. обнаружены постройки из сырцового кирпича 3-2 вв. до н. э., т. н. "Северная черная лощеная" керамика, характерная для сев.-инд, культур 5-4 вв. до н. э. - 2 в. до н. э. В 1 в. до н. э. А. была обнесена кирпичной стеной и двумя земляными валами.

Периоды господства в А. Кушан и Гупта датируются находками монет. В А. было раскопано несколько храмов эпохи Гупта. В 9-11 вв. наблюдается постепенный упадок А. Вскоре столица Панчалов переносится из А. в Вадамаюту.

Лит.: Law B. С, Pacchalas and their capital Ahichchatra, "Memoires Archaeological Survej of India", 1942, No 67; Archaeology in India (Dep. of archaeology. Public. No 66), Delhi, 1950, p. 65-66; "Ancient India", 1953, No 9, P. 137.

Г. М. Бонгард-Левин. Москва.

АХИЯВА

АХИЯВА - гос-во, упоминаемое в новохеттских док-тах и сопоставляемое мн. исследователями с названием ахейцев. Первое упоминание А. относится к царствованию хеттского царя Суппилулиумы (14 в. до н. э.). Хеттские источники изображают А. как могуществ. морское гос-во, что соответствует ист. данным об ахейцах. Однако точное местоположение А. (в М., Азии или за Эгейским м.) не определено; известно лишь, что между А. и Хеттским гос-вом находились др. области. В нем. хеттологии гипотеза Э. Форрера об отождествлении А. с названием ахейцев и ряда упоминаемых в хеттских текстах собственных имен с греч. именами вызвала возражения Ф. Зоммера и нек-рых др. ученых. Но фонетич. аргументы, приводимые против сближения имени Ахиявы и ахейцев, несостоятельны. Обнаружение в микенских текстах фонетически сходного названия ахейцев может быть истолковано в пользу гипотезы Форрера.

Лит.: Sommer F., Die Ahhijava-Urkunden, "Abhandlungen der Bayrischen Akademie der Wissenschaften", Phil.-hist. Abt., N. F., 1932, H. 6; его же, Ahhijava-Frage und Sprachwissenschaft, там же, 1934, H. 9; Gurney O. R., The Hittites, L., 1954; Goetze A., Kleinasicn, Münch., 1957.

В. В. Иванов. Москва.

АХЛ-И ХАКК

АХЛ-И ХАКК (арабо-перс. - люди истины), или али-илахи (али - бог их), - одна из крайних шиитских сект, обожествляющая четвертого халифа и первого шиитского имама Али. А. х. возникла в кон. 17 - нач. 18 вв. По учению А. х., Али - воплощение вечной божеств. "истины" (хакк) и самостоят. выразитель "божеств. откровения", к-рое он передал всем пророкам, включая Моисея, Мухаммеда, Иисуса Христа. В религ. культе А. х. имеются элементы вост. христианства и более древних религий. При своем возникновении учение А. х. выражало протест против гнета режима, освященного религией, распространенной в данной стране (суннизм в Османской империи, шиизм в Иране). С кон. 19 в. учение и организация А. х. утратили свой антифеод. характер.

Приверженцы А. х. живут изолированными религ. группами в Турции (в осн. курды и юрюки), Иране (курды и луры), Афганистане.

Лит.: Минорский В. Ф., Мат-лы для изучения перс. секты "Люди истины", или Али-илахи, ч. 1 - Предисл., тексты и переводы, М., 1911; Беляев Е. A., Мусульм. сектантство, М., 1957.

АХЛЬ

АХЛЬ - патриархальная семья у древних и ранне-средневековых арабов, преим. у кочевников; обитатели одного шатра. При перекочевках двигалась группа шатров (хай), обитатели к-рых составляли род (каум). Высшей формой социальной организации было племя (кабила). В состав А. входили не только потомки главы семьи, но и его братья и племянники, а также рабы и зависимые лица (мавла - вольноотпущенники, клиенты), считавшиеся усыновленными членами рода. Собственность А. составляли скот и домашняя утварь; вода, пастбища и возделываемые земли были общей собственностью племен и находились в пользовании его отдельных родов. Кровная месть была обязанностью не только членов А., но и членов рода.

Лит.: Народы Передней Азии, М., 1957; Smith R., Kinship and marriage in early Arabia, Camb., 1885.

АХМАД МАХДУМ ДОНИШ

Ахмад Каллэ (1827 или 1828-1897 или 1903), - тадж. просветитель. Род. в малоимущей семье в Бухаре. Учился в медресе. Был образованнейшим человеком в Бухарском эмирате, пользовался большим авторитетом среди тадж. интеллигенции и при дворе бухар. эмира. Участвовал в эмирских посольствах в Петербург (1856, 1868 или 1869, 1870). Пребывание в России дало возможность А. познакомиться с передовой рус. культурой, к-рая оказала сильное влияние на его взгляды. А. стал последоват. сторонником ориентации на Россию, видя в ней единств. страну, к-рая сможет помочь народам Бухар. эмирата освободиться от бесправия, разорения, невежества и мракобесия. Сопоставляя Россию и Бухару, восторгался рус. пром-стью, городами, образованием. Вокруг А. сложилась группа его последователей - тадж. просветителей (поэты Савдо и Шохин, историк Азим Соми Бустони и др.). А. не поднялся до идеи революц. преобразования и возлагал надежды на просвещенного, гуманного эмира, самовластие к-рого ограничено совещат. органами. Оставаясь в филос. взглядах идеалистом, порвал с мусульм. ортодоксией, склоняясь к учению о вечности и несотворенности мира. Произведения А. проникнуты страстным протестом против эмирского самовластия и произвола, мусульм. мракобесия, любовью к простому народу, призывами к просвещению. Из многочисл. произв. А. до нас дошло в рукописном виде только два: сборник научно-филос. публицистич. и художеств. отрывков "Редкие происшествия" ("Наводир-ул-вакое"), написанный в 60-х гг., и "Жизнеописание эмиров священной Бухары" ("Рисолаи тарджумаи ахволи амирони Бухорои тариф"), содержащее уничтожающую критику порядков в эмирате и долгое время распространявшееся тайно. Произв. А. являются важными источниками по истории Бухары кон. 19 в.

Лит.: Брагинский И. С., Очерки из истории тадж. лит-ры, Сталинабад, 1956; Улугзода С., Ахмади Дониш, Сталинабад. 1946; Бертельс Е. Э., Рукописи произв. Ахмада Каллэ, в сб.: Труды Тадж. базы АН СССР, т. 3, М.-Л., 1936.

А. Г. Подольский. Москва.

АХМАДАБАД

АХМАДАБАД - город в шт. Гуджарат (Индия), с 1960 - его врем. административный центр; 788,3 т. ж. (1951). Крупный центр хл.-бум. пром-сти. Ун-т (1949). Осн. в 1411 Ахмад-шахом, правителем Гуджарата, сделавшим А. столицей Гуджарата. В 1572 Гуджарат был завоеван Акбаром и А. вошел в состав державы Великих Моголов. В 15-17 вв. А. - крупнейший торг. центр Индии, известный своим хл.-бум. и шелковым произ-вом. В 18 - нач. 19 вв. переживал большой упадок в связи с кризисом местных мануфактур и наводнением рынка англ. товарами. Последующий рост населения А. связан с развитием местной фабричной пром-сти. В новейшее время А. - один из крупнейших в Индии центров рабочего движения (забастовки 1918-19, 1940 и т. д.). А. стоит в одном ряду с Агрой и Дели по красоте архит. памятников. Особенно выделяются крепость Бхадар (1411), положившая начало городу, деревянные дома, украшенные резьбой (16-17 вв.), триумфальные ворота Тин-Дарваза (ок. 1425), мечети 15-16 вв.: Соборная, Рани-Сипри, Сиди-Сайд.

АХМАДИЕ

АХМАДИЕ - мусульм. секта в Пакистане. Возникла в 1880-90 в Индии (Пенджаб); основатель - Мирза Ахмад Кадиани (1839-1908), сначала мелкий чиновник, затем религ. проповедник. В отличие от ортодокс. ислама и др. мусульм. сект, члены А. почитают Ахмада Кадиани как пророка (наби) мусульман, мессию христиан и воплощение Кришны у индусов и претендуют на универсальность его учения. А. представляет собой одно из идеологич. течений, распространенных среди помещиков и компрадорской буржуазии в Зап. Пакистане, а также (в меньшей степени) - в Иране и Афганистане. Оно направлено как против ортодокс. ислама (что привлекло в секту представителей мелкобурж. интеллигенции, крестьян и ремесленников), так и против демократич. бурж. течений. В колониальный период движение А. имело проангл. характер. Одним из осн. тезисов А. было отрицание необходимости джихада - священной войны против неверных. До 1953 верхушка А. сосредоточивала в своих руках мн. правительств. посты и играла важную роль в экономич. и политич. жизни Пакистана. В янв. - апр. 1953 в Пакистане имели место сильные антиахмадийские волнения, за к-рыми скрывалось недовольство политикой пр-ва. Волнения были подавлены. Печатный орган А. "Review of Religions" выходит с 1902. К 1947 А. насчитывала 500 т. ч.

Лит.: "Revue du monde musulman", P., 1907, v. 1, No 4; Bashir-ud-Din Mahmud Ahmad, Mirza, The new world order of Islam, Qadian, 11945.

Л. Р. Полонская. Москва.

Предыдущая страница Следующая страница