Приглашаем посетить сайт

Философия (philosophy.niv.ru)

Советская историческая энциклопедия
Статьи на букву "А" (часть 29, "АТЛ"-"АФИ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 29, "АТЛ"-"АФИ")

АТЛАСОВ

АТЛАСОВ (Отласов), Владимир Васильевич (ум. 1711) - рус. землепроходец. По происхождению устюжский крестьянин. В 1695 послан приказчиком в Анадырский острог. В 1697 А. после разведочного похода Л. Морозко (1696) организовал экспедицию на Камчатку с отрядом из служилых и пром. людей и ясачных юкагиров (ок. 120 чел.). Обследовал почти все зап. побережье и часть внутр. р-нов п-ова, выходил на вост. побережье, пересекая Камчатку. Хитростью и насилием обложил ясаком местные народы и беспощадно грабил их. В нач. 1701 с собранным ясаком ездил в Москву, где за присоединение Камчатки к России получил чин казачьего головы. В 1711 за свою жестокость был убит во время бунта служилых людей на Камчатке. А. оставил первое описание природы и населения Камчатки.

Лит.: Оглоблин Н. Н., Новые данные о Владимире Атласове, в сб.: ЧОИДР, кн. 1, М., 1888; его же, Две" скаски" Вл. Атласова об открытии Камчатки, там же, кн. 3, М., 1891; Берг Л. С., Открытие Камчатки и экспедиция Беринга, 1725-42, М.-Л., 1946; Лебедев Д. M., География в России петровского времени, М.-Л., 1950; Каманин Л. Г., Первые исследователи Дальнего Востока, М., 1951.

АТЛАСЫ

АТЛАСЫ - межевые - собрание карт и планов, сост. во время генерального межевания (1765-1861). Комплектовались из карты губернии (наместничества), планов уездов и городов и содержали ценные материалы для изучения х-ва и природы России 18-19 вв. (размещение с.-х. и лесных угодий, горных промыслов, ф-к, з-дов, насел. пунктов с подробной характеристикой, сведения по планировке городов и т.д.). Составлялись в 3 экз. (для Межевого департамента Сената, Межевой канцелярии и губ. чертежной). Все А. - рукописные, за исключением А. Калужского наместничества (изд. 1782). Хранятся в Сепатском (ЦГИАЛ), Межевом (ЦГАДА) и Военно-ученом (ЦГВИА) архивах. В 1849-66 были проведены дополнит. т. н. съемки Менде, па основе к-рых составлены топографич. А. губерний (атласы Рязанской и Тверской губ. изданы). См. также Топографические описания и Экономические примечания.

Лит.: Гольденберг Л. A., Картографич. мат-лы как ист. источник и их классификация (17-18 вв.), в сб.: Проблемы источниковедения, (сб.) 7, М., 1959; Покатилло А. Г., Условные знаки межевых и хозяйств. планов, спец. карт, атласов и ген. карт, М., 1909; Цветков М. A., Картографич. мат-лы ген. межевания, в сб.: ВГ, сб. 31, М., 1953.

Л. А. Гольденберг. Москва.

АТМАН

АТМАН (Attman), Артур (р. 31.X.1910) - швед. историк, специалист в области швед.-рус. экономич. отношений в 16 и 17 вв. В 1947-49 - ректор нар. семинарии в Линчёпинге. С 1954 - проф. экономич. истории в Гётеборгском ун-те. В 1958-59 А. работал в архивах СССР, собирая материал по рус.-швед. отношениям. В своих работах А. придает большое значение рус. торговле на Балтике в 16 в., подчеркивая растущую роль рус. рынка для швед. и европ. торговли того времени.

Соч.: Den ryska marknaden i 1500-talets baltiska politik. 1558-95, Lund, (1944); Ryssland och Europa. En handelshistorisk översikt, Stock., (1946).

"АТОМНАЯ ДИПЛОМАТИЯ"

"АТОМНАЯ ДИПЛОМАТИЯ" - употребляемое в лит-ре обозначение внешнеполитич. курса США, принятого ими после 2-й мировой войны 1939-45; в основе "А. д." лежит стремление амер. правящих кругов использовать науч. открытия в области атомной энергии (изобретение атомной, а затем водородной бомб) в качестве средства политич. шантажа и оказания давления на др. страны. С целью демонстрации своей "атомной мощи" США в авг. 1945 применяли атомную бомбу против мирного населения японских городов Хиросима и Нагасаки. В последующие годы с этой же целью США широко рекламировали проводившиеся ими испытания атомных бомб (на о. Бикини в Тихом ок. (1946 и др.)). Офиц. амер. представители неоднократно заявляли о готовности США использовать ядерное и др. оружие массового уничтожения в своих внешнеполитич. целях (напр., в дек. 1951 в связи с амер. интервенцией в Корее). В соответствии с этой политикой Совет Сев.-атлантич. блока в дек. 1954 принял офиц. решение о том, что в основу воен. планирования этого блока кладется использование атомного оружия. Проводя "А. д.", США отклоняли все предложения о запрещении использования, прекращении произ-ва и уничтожении запасов ядерного оружия, выдвигавшиеся СССР в 1946-61 и широко поддерживаемые др. миролюбивыми гос-вами (см. Разоружение).

Сокрушит. удар "А. д." был нанесен политикой СССР, направленной на обеспечение мира и безопасности народов. Особенно беспочвенной и обреченной на провал "А. д." стала после того, как Сов. Союз овладел секретом произ-ва атомного (сообщение ТАСС от 25 сент. 1949), а затем водородного оружия (1953) и организовал произ-во межконтинент. ракет.

Лит.: Алексеев А. М., Атомная проблема и политика США "с позиции силы", М., 1955; Аллен Д., Атомная энергия и общество, пер. с англ., М., 1950; его же, Атомный империалиам, пер. с англ., М., 1952; Перло В., Амер. империализм, пер. с англ., М., 1951; его же, Империя финанс. магнатов, пер. с англ., М., 1958.

Д. Асанов. Москва.

АТОН

АТОН - бог солнца в древнеегип. религии; обычно изображался в виде солнечного диска. Фараон Аменхотеп IV (Эхнатон) объявил А. единым верховным богом. В честь А. в г. Ахетатоне был выстроен большой храм; развалины храма обнаружены при раскопках 1883, 1891 и 1912.

Лит.: Франк-Каменецкий И. Г., Памятники егип. религии в Фиванский период, т. 2, М., 1918.

АТРАШ

Султан аль-Атраш (р. 1891), - руководитель араб. нац.-освободит. восстания 1925-27 в Сирии. Продолжая традиции своего отца - Дукана Атраша, возглавлявшего друзские восстания против тур. гнета и казненного в 1910, А. стал активным участником антитур. борьбы. В 1918 он руководил антитур. выступлениями друзов. 30 сент. 1918 его отряд вместе с араб. армией вступил в Дамаск. В июле 1922 А. поднял восстание друзов против франц. колонизаторов. В июле 1925 А. возглавил новое антиимпериалистич. восстание в обл. Джебель-Друз; 2-3 авг. отряды А. нанесли французам крупное поражение в битве под Мазра, после чего восстание охватило всю Сирию. В авг. 1925 А. был объявлен главнокомандующим сирийской нац.-революц. армией. После подавления восстания в 1927 эмигрировал в Аравию. Возвратился на родину в 1937. В последние годы активного участия в политич. жизни не принимал.

Лит.: Луцкий В. Б., Нац.-освободит. война 1925-1927 гг. в Сирии, в сб.: Очерки по истории араб. стран, (М.), 1959; Ханна Аби-Рашид, Джебель ад-Друз ва Султан аль-Атраш (Джебель-Друз и Султан Атраш), Каир, 1925; его же, Хауран ад-дамия (Окровавленный Хауран), Каир, 1926.

В. Б. Луцкий. Москва.

АТРИБИС

АТРИБИС - древнеегип. город на берегу Себеннитского рукава Нила (близ совр. Бенха-эль-Асала), столица 10-го нома Ниж. Египта ("нома Черного Быка"). В 8 в. до н. э. А. был столицей небольшого самостоятельного государства. При Птолемее IX Александре храм Гора в А. получил право убежища (91 до н. э.). Сохранились остатки храмов, воздвигнутых в А. последними Птолемеями и римскими императорами 1-2 вв.

АТРОПАТЕНА

АТРОПАТЕНА (греч. 'Аtropatnnn) (в пехлевийских и арм. текстах - Атрпатакан, Атрапайакан, в сирийских - Адурбиган, в византийских - Адорбиган) - назв. в древние и ср. века области в Юж. Азербайджане, составлявшей Сев. или М. Мидию (терр. в зоне Талышских гор, р. Аракс и оз. Урмия). Назв. "А." связывают с именем Атропата, управлявшего этой областью в 4 в. до н. э. (по мнению нек-рых историков, атропат - др.-греч. форма титула теократич. правителя области в юж. Азербайджане). Позже он возглавил А. в качестве независимого царя и явился основателем царской династии. Сведения антич. авторов об А. позволяют считать ее ран-нерабовладельч. гос-вом и одним из осн. центров зороастрийской религии. Столицей А. был г. Газака. В 3 в. до н. э. А. во главе с Артабазаном активно участвовала в борьбе против захватнич. политики Селевкидов, а затем, особенно в последние века до н. э., - в борьбе против рим. экспансии. Ок. 150 до н. э. А. попала под власть Парфянского царства. В нач. 2 в. до и. э. А. включала также зону г. Нахичевань (на р. Аракс). В 7 в. н. э. терр. А. была завоевана араб. халифатом. От А. произошло современное название Азербайджана.

Лит.: Nöldeke Th., Atropatene, "Z. der deutschen Morgenländischen Gesellschaft", Lpz., 1880, Bd 34; Tarn W. W., Alexander the Great, v. 1-2, Camb., 1948-50; Очерки истории СССР. Первобытно-общинный строй и древнейшие гос-ва на терр. СССР, М., 1956, с. 442-43; История Азербайджана, т. 1, Баку, 1958.

З. И. Ямпольский. Баку.

АТСЫЗ

АТСЫЗ - ибн Мухаммед (1098 или 1099-1156) - хорезмшах (ок.1127-56), внук Ануш-Тегина, основателя III династии т. н. "Великих хорезмшахов". В начале правления покорил Дженд (в низовьях Сыр-Дарьи) и п-ов Мангышлак, подчинил своему влиянию кипчаков и отчасти туркмен. Будучи хитрым дипломатом и энергичным военачальником, боролся с Санджаром (1118-1157), восстановил фактически независимость Хорезма, хотя до конца своего правления считался вассалом

АТТАЛ

АТТАЛ (Attalos) - цари Пергама: А. I (269-197 до н. э.) - правил в 241-197. Владения А. I первоначально состояли из крепости и небольшой прилегающей области. В войне с галатами и Селевкидами захватил почти всю М. Азию до г. Тавра и образовал за счет владений Селевкидов новое Пергамское царство. А. I был союзником Рима во 2-й Макед. войне (200-197). При А. I был воздвигнут в честь победы над галатами знаменитый Пергамский алтарь, а также основана Пергамская библиотека, вторая по значению после Александрийской.

A. II (220-138 до н. э.) - правил в 100 (или 159) - 139 (или 138), младший сын Аттала I, брат и преемник Эвмена II. А. II вел оборонит. войны с вифинским царем Прусием II, прибегая к помощи Рима. Вмешиваясь во внутр. дела Селевкидов, помог Александру Баласу свергнуть Деметрин I и захватить власть (150).

А. III - правил в 139 (или 138) - 133 до н. э., сын Аттала II. Жестокими казнями подавлял недовольство, вызванное его прорим. политикой. Под угрозой назревавшего восстания (см. Аристоник) завещал свои владения Риму (133). После подавления восстания Аристоника Пергамское царство превратилось в рим. провинцию, назв. Азией.

АТТАЛИДЫ

АТТАЛИДЫ - пергамская династия (283-133 до н. э.). Основателем династии считался грек Филетер (283-263), сын Аттала. Лисимах назначил Филетера начальником крепости Пергама и доверил на хранение свою казну. В 281 Филетер перешел на сторону Селевка I Никатора и фактически стал независимым. Офиц. независимость А. получили при Эвмене I (263-241). При Эвмене II (197-159) Пергам достиг своего высшего расцвета. Последними представителями А. были наследники Эвмена II - Аттал II и Аттал III.

Лит.: Hansen E. V., Attalids of Petgamon, N. Y., 1947.

АТТИКА

Древняя ('Attikn) - область Др. Греции. Заселена с эпохи неолита. Отроги Киферона и Парнета делят А. на небольшие равнины: афинская, элевсинская, месогейская, марафонская - пригодные для с. х-ва. Кроме равнинного, было распространено террасное земледелие. Гл. с.-х. культурами А. в древности были виноград и оливки. Урожаи ячменя и пшеницы были невысокие, хлеба не хватало. На горных пастбищах разводили овец и коз. А. была богата солью, мрамором, глиной, серебром (добывалось в горах Лаврион на юге А.). В А. были развиты ремесла (гончарное, обработка металлов, судостроение). Изрезанность берегов А., ее срединное положение в Др. Греции, потребность в импорте хлеба способствовали развитию мор. торговли А. (гавани - Пирей, Фалерон). К 5 в. до н. э. А. постепенно стала самой развитой социально-экономич., политич. и культурной областью (центр - Афины) Др. Греции. В совр. Греции А. образует одну из адм.-терр. единиц - номов.

Лит.: Колобова К. М., Глускина Л. М., Очерки истории Древней Греции, Л., 1958; Wrede W., Attika, Athen, 1934.

--------------------------

Аттика времен Клисфена

аттика

АТТИЛА

АТТИЛА (Attila) (ум. 453) - предводитель гуннов 434-453 (до 445 совм. о братом Бледой, затем, убив брата, - единолично). При А., резиденция к-рого находилась на терр. совр. Венгрии, гуннский союз племен распространил свою власть на В. - до Кавказа, па З. - до Рейна, на С. - до датских о-вов, на Ю. - включал правый берег Дуная. В 447, опустошив Фракию, Иллирию (разрушено 70 городов и крепостей), гунны дошли до Фермопил и окрестностей Константинополя; была значительно повышена, дань, к-рую Вост. Рим. империя платила гуннам. В 451 А. вторгся в Галлию, а затем потерпел поражение на Каталаунских полях от войск. Зап. Рим. империи (командующий Аэций) и ее союзников (вестготы, бургунды и др.). В 452 А. опустошил Сев. Италию (разрушил Аквилею, взял Падую, Милан и др. города; Рим откупился). По возвращении в Паннонию А. вскоре умер.

Карту походов А. см. при ст. Гунны.

Лит.: Thierry A., Histoire d'Attila et de ses successeurs..., 5 éd., P., 1874; Moravcsik G., Attilas Tod in Geschichte und Sage, Bdpst, 1926; Boor H. de, Das Attilabild in Geschichte, Lebende und heroischer Dichtung, Bern, 1932; Stein E., Histoire du Bas-Empire, t. 2, P.-Brux.-Amst., 1949; Homeyer H., Attila. Der Hunnenkönig von seinen Zeitgenossen dargestellt, в., 1951; Thompson E. A., A history of Attila, Oxf., 1948; Altheim F.; Attila und die Hunnen, Baden-Baden, 1951.

АТУСПАРИЯ

АТУСПАРИЯ (Atusparia), Педро Пабло (ум. 1885) - руководитель крестьян-индейцев (Кечуа) Верх. Перу, восставших в 1885 против гнета помещиков. А. был арестован префектом г. Уарас и подвергнут пыткам за то, что вместе с др. сел. старостами (алькальдами) возражал против незаконного введения личной принудит. трудовой повинности крестьян. Возмущенные крестьяне- индейцы ворвались в город, освободили арестованных и избрали А. своим вождем в борьбе с префектом и помещиками. Повстанцы 2 мес. отражали атаки правительств. войск. В одном из боев А. потерпел поражение, был ранен и взят в плен. Несмотря на поражение гл. сил, крестьяне еще нек-рое время продолжали борьбу. Восстание под руководством А. оказало влияние на развитие крест. движения и в др. областях Перу.

АТХАРВАВЕДА

АТХАРВАВЕДА ("Веда заклинаний") - 4-й сборник (самхита) Вед, первоначально но включавшийся в инд. свящ. канон. А. относится к более позднему времени (приблизительно рубеж 1-го и 2-го тысячелетий до и. э.), чем Ригведа. Состоит из 731 гимна, к-рые разделены на 20 книг. Большинство гимнов представляет собой всевозможные заговоры и заклинания. А. обнаруживает знакомство индийцев с железом, начатками медицины, свидетельствует о формировании рабовладельч. гос-ва, могуществе жреч. касты. В отличие от Ригведы, и к-рой географич. данные ограничиваются зап. частью Сев. Индии, в А. упоминаются и сев.-вост. области, включая Магадху и Ангу.

Лит.: Atharvaveda samhita, transl. by D. Whitney, Hf 1-2, Camb. (Mass.), 1905; Zimmer H., Altindisches Leben..., В., 1879; Winternitz M., Geschichte der indischen Litteratur, Bd. 1, Lpz., 1908.

АТЯ СУА

Атяр Суа, - руководитель восстания в Камбодже против короля Нородома и франц. захватчиков в 1864-66. Бывший раб. Первые повстанч. отряды под команд. А. С. образовались в Юж. Камбодже (пров. Треанг). Их осн. ядро составляли крестьяне, разоренные феод. смутами, восстававшие против Нородома и его франц. союзников. К А. С. примкнула и часть феодалов, недовольных проникновением Франции в Камбоджу. А. С. выдавал себя за Анг Пхима, племянника короля Анг Чана, и претендовал на трон. В отрядах А. С. было много вьетнамцев. В 1864 повстанцы под рук. А. С. захватили пров. Кампот, Такео и др. в Юж. Камбодже и начали наступление на столицу - г. Пном-Пень. Предпринятые ими несколько атак были отбиты королев. войсками и франц. отрядом Дудара де Лагре. 19 авг. 1866 А. С. был ранен в бою и вскоре попал в плен к французам. Выл сослан на о. Пуло-Кондор, затем на о. Реюньон. Его отряды влились в повстанч. войска По Комбао.

Лит.: Explorations et missions de Doudart de Lagrée. Extraits de ses manuscrits, par M. A. B. de Villemereuil, P., 1883.

АУГСБУРГ

АУГСБУРГ (Augsburg) - город на Ю.-З. Германии, у слияния pp. Лех и Вертах (басс. Дуная), в ФРГ. 205 тыс. жит. (1960). В 1 в. н. э. - Augusta Vindelicorum (на месте существовавшего с 15 до н. э. лагеря рим. легионеров в области кельтского племени винделиков), центр рим. провинции Реция. В 6 веке (а возможно и ранее) было осн. Аугсбургское епископство. В 9-10 вв. А. приобрел значение города. В 1276 A., освободившись от власти епископа, добился прав вольного имперского города. В 1368 власть от патрициата перешла к ремесл. цехам. 15 - нач. 17 вв. - наибольший расцвет А.: развивается ремесло (ткачество, особенно аугсб. бумазея, обработка драгоц. металлов и др.); А. - крупный складочный пункт, торг. центр мирового значения (на важном торг. пути с С. в Италию, с кон. 15 в. - торговля с Испанией и Португалией и их заморскими колониями), центр деятельности торг. и банкирских домов (Фуггеров, Вельзеров, Гохштеттеров и др.). Место заседаний рейхстагов в 1518, 1530, 1548, 1555. Один из центров герм. Возрождения (здесь жили Г. Гольбейн Старший, К. Пёйтингер и др.). Во время Тридцатилетней войны 1618-48 в 1632 взят Густавом Адольфом, в 1635, после годовой осады, - имперскими войсками. В 1805 лишен положения имперского города и присоединен (1806) к Баварии (земли секуляризованного в 1802 епископства также отошли к Баварии). Новый подъем - с развитием капиталистич. пром-сти с 30-40-х гг. и особенно с кон. 19 в. При фаш. режиме был превращен в крупный центр воен. пром-сти (з-ды "Мессершмитт" и др.). После разгрома фаш. Германии (1945) вошел в амер. зону оккупации, с 1949 - в составе ФРГ.

В А. - романский собор (994-1065, перест- роен в готич. стиле в 1321-56), постройки в стиле Возрождения для Фуггеров (капелла, 1509-18, дом Я. Фуггера, 1512-15, и др.), постройки арх. Э. Холля в стиле, переходном к барокко (цейхгауз, 1602-07, ратуша 1615-20, и др.).

Источн.: Das Stadtbuch von Augsburg..., hrsg. von Chr. Meyer, Augsburg, 1872; Die Chroniken der deutschen Städte, Bd 4, 5, 22, 23, 25, 29, 32, Lpz., 1865-1917.

Лит.: Эпштейн А. Д., Из экономич. и социальной истории Аугсбурга в 15 и нач. 16 вв., в сб.: Средние века, в. 10, М., 1957; Werner (L.), Geschichte der Stadt Augsburg, Augsburg, 1899; Zorn W., Augsburg. Münch.-Rinn, 1956.

АУГСБУРГСКАЯ ЛИГА

АУГСБУРГСКАЯ ЛИГА - тайный оборонит. союз, заключенный 9 июля 1686 в Аугсбурге Голландией (инициатор союза), герм. императором, Испанией, Швецией, Баварией, Пфальцем, Саксонией с целью приостановить терр. захваты Франции (Людовика XIV) в Зап. Европе. Лигу тайно поддерживали папа и все итал. гос-ва. Чл. А. л. обязались выставить воен. контингенты и создать общую кассу для оказания помощи любой очередной жертве франц. агрессии. Антифранц. коалиция, к к-рой в 1689 (с провозглашением голл. штатгальтера Вильгельма III Оранского англ. королем) присоединилась Англия, вела в 1688-97 войну с Францией, закончившуюся Рисвикским миром 1697 (Франция отказалась от ряда приобретений).

Лит.: Fester R., Die Augsburger Allianz von 1686, Münch., 1893; Ogg D., Europe in the seventeenth century, 4 ed., L., 1043.

АУГСБУРГСКИЙ РЕЛИГИОЗНЫЙ КОМПРОМИСС 1548

Аугсбургский интерим (лат. interim, букв. - пока, т. е. временное состояние), - договор между католиками и протестантами Германии, составленный по поручению ими. Карла V и принятый на рейхстаге в Аугсбурге в 1548. Победивший в Шмалькальденской войне 1546-48, Карл V намеревался с помощью А. р. к. постепенно восстановить во всей Германии неск. реформированный католицизм и тем самым подчинить себе протестантов и занять более независимую позицию в отношении рим. курии. А. р. к. предусматривал врем. разрешение брака для протестантского духовенства, причащение под обоими видами, не ставил вопроса о возвращении секуляризованных имуществ; папа признавался только верховным епископом, но католич. догмат о божеств. происхождении его власти не упоминался. А. р. к. вызвал, с одной стороны, недовольство папы и епископата, а с другой - ожесточенное сопротивление протестантов. В 1552 между католиками и протестантами вновь вспыхнула война. А. р. к. был отменен сначала Пассауским договором 1552, а затем Аугсбургским религиозным миром 1555.

Лит.: Wolf G., Das Augsburger Interim, "Deutsch. Z. für Geschichtswissenschaft", N. F., 1808, Vierteljahrsheft (1).

В. А. Ермолаев. Саратов.

АУГСБУРГСКИЙ РЕЛИГИОЗНЫЙ МИР 1555

АУГСБУРГСКИЙ РЕЛИГИОЗНЫЙ МИР 1555 - заключен 25 сент. между протестантскими князьями Германии и имп. Карлом V на рейхстаге в Аугсбурге. Завершил ряд войн между католиками и протестантами. Установил полную независимость князей и др. имперских сословий в религ. вопросах и утвердил за ними право определять религию своих подданных (согласно принципу "cujus regio, ejus religio" - "чья страна, того и вера"), предоставив подданным, придерживающимся иной, чем князь, веры, только возможность переселения в др. области. А. р. м. подтвердил завоевания протестантов в Германии, признал лютеранство (в форме, предусмотренной аугсбургским исповеданием) офиц. вероисповеданием (наряду с католицизмом) и санкционировал секуляризацию церк. имуществ, произведенную до Пассауского договора 1552. А. р. м. содействовал дальнейшему усилению власти терр. князей в Германии, ускорив развитие княж. абсолютизма.

Источн.: Der Augsburger Religionsfriede von 25 IX, 1555, bearb. v. К. Brandi, 2 Aufl., Gött., 1927 (рус. пер. - в отрывках - в Хрестоматии по истории ср. веков, т. 3, М., 1950).

Лит.: Wolf G., Der Augsburger Religionsfriede, Stuttg., 1890; Schubert H. v., Der Reichstag von Augsburg..., Lpz., 1930.

В. А. Ермолаев. Саратов.

АУГСБУРГСКОЕ ИСПОВЕДАНИЕ

АУГСБУРГСКОЕ ИСПОВЕДАНИЕ (нем. Augsburgische Konfession, лат. Confessio Augustana) - изложение основ лютеранства (в 28 ст., на нем. и лат. яз.), сост. с одобрения М. Лютера его ближайшим соратником Ф. Меланхтоном и представленное ими. Карлу V на Аугсбургском рейхстаге 1530. Устанавливало обрядовую сторону лютеранского культа, принцип подчинения церкви светскому государю (начало лютеранской церк. организации). Отражая вызванный крест. войной 1524-25 поворот Лютера в сторону княж. реакции, А. и. отступало в нек-рых формулировках от первонач. взглядов Лютера (введение церк. орг-ции, аргументация основывалась не только на Священном писании, но и на трудах "отцов церкви" и т. д.). Формулировки А. и. отражали стремление вождей лютеранства к компромиссу с католицизмом для совместной борьбы с анабаптистами и сторонниками У. Цвингли. Отклонение А. и. Карлом V и рейхстагом послужило поводом к длит. борьбе между протестантскими и католич. князьями Германии, окончившейся Аугсбургским религиозным миром 1555.

Источн.: Die Augsburgische Konfession, hrsg. Th. Kolde, Gotha, 1896.

Лит. см. при ст. Лютеранство.

В. А. Ермолаев. Саратов.

АУД

АУД (или Аудх) - ист. область в Сев. Индии, расположенная на ср. течении р. Ганг. В 6 в. до н. э. на терр. А. существовало рабовладельч. гос-во Кошала со столицей в Айодхье, от к-рой получила назв. вся область. Б древности и ср. века А. был важнейшей составной частью крупных гос-в, образовывавшихся в долине Ганга. В 20-х гг. 18 в. наместник Великих Моголов в А. Саадат-хан провозгласил независимость А. от гос-ва Великих Моголов. В 18 - нач. 19 вв. А. со столицей в Лакхнау - одно из значит. княжеств Индии. А. активно выступал против экспансии англ. Ост-Индской компании, но, потерпев от нее поражение в 1764 в битве при Буксаре, стал вассалом компании. Аннексия А. компанией в 1856 явилась одной из причин превращения А. в важнейший очаг нар. борьбы в период Индийского народного восстания 1857-59. Одним из вождей восстания в А. был религ. проповедник Маулеви Ахмад-шах. После англ. аннексии терр. А. была включена в Сев.-Зап. провинции, переименованные в 1902 в Соединенные провинции Агра и А. (с 1950 - штат Уттар-Прадеш).

АУЛАК

АУЛАК - гос-во в Сев.-Вост. Индокитае в 3-2 вв. до н. э. Было населено предками вьетнамцев - лаквьетами, переселившимися из басс. р. Янцзы и смешавшимися с местным аустроазиатским и протоиндонез. населением. Занимало среднее и нижнее течение pp. Красной, Черной, Светлой и Ma, a также горы вдоль совр. вьетнамо-кит. границы. А. возник в 257 до н. э. после объединения ряда союзов племен, в 181 до н. э. (или 179) вошел в состав Намвьета как зависимое гос-во. В 111 до н. э. правящая династия А. - Тхук была свергнута, А. вошел в состав кит. гос-ва Западная Хань. А. был, по мнению большинства ученых, ранне- рабовладельч. гос-вом с деспотич. формой правления и преобладанием эксплуатации общинников (лакзан) над эксплуатацией рабов (ноле). Осн. занятием населения было орошаемое земледелие, осн. использовавшимся металлом была бронза. Господствующий класс в А. составляли лакхэу и лакчыонги - крупные землевладельцы, выходцы из родовой и племенной верхушки. Внеш. политика А. развивалась в двух направлениях: отражение экспансии с С. и расширение своих владений к Ю. В 221, 214-211 до н. э. А. вел войны с кит. династией Цинь, в 209-208 до н. э. - с Намвьетом, в 180 и 135 до н. э. участвовал вместе с Намвьетом в войнах с Чанша и Манвьетом. В течение 2 в. до н. э. А. захватил сев. часть совр. Чунгбо. В А. сложилась самобытная культура - т. н. культура Донгсон, оказавшая большое влияние на ряд народов Юго-Вост. Азии. Со 2 в. до н. э. усилилось влияние кит. культуры. Эпоха А. - время сформирования клас. общества, государственности и культуры предков вьетнамцев - лаквьетов. В А. оформились многие черты экономики и культуры, ставшие характерными для вьетнамцев.

Лит.: Деопик Д. В., Возникновение гос-ва во Вьетнаме, "СВ", 1958, No 4; Dàу Duy Anh, Cô su Viêt Nam, Hà-nôi, 1955; Aurousseau L., La premiere conquête chinoise des pays annamites, "Bull. de l'École Française d'Extrême-Orient", Hanoi, 1924, t. 23.

Д. В. Деопик. Москва.

АУН САН

АУН САН (13.II.1915 - 19.VII.1947) - бирм. политич. деятель. Один из лидеров нац.-освободит. движения. Окончил Рангунский ун-т. В 1936-38 - один из руководителей студенч. движения. В 1938 примкнул к патриотич. Партии такинов (см. Добама асиайон), в 1939 стал ее ген. секретарем. Ошибочно полагая возможным использовать япон. помощь в освобождении Бирмы от англ. господства, создал при поддержке японцев в 1941-42 "Армию независимости Бирмы". После оккупации японцами Бирмы (1942) А. С. занял пост мин. обороны (1943) в созданном оккупантами т. н. нац. пр-ве Бирмы, тогда же установил связь с Движением Сопротивления, возникшим по инициативе коммунистов. Вместе со своей армией примкнул к освободит. восстанию в марте 1945. Возглавил Антифашистскую лигу народной свободы. После восстановления в 1945 в Бирме власти англ. колонизаторов А. С. настаивал на предоставлении Бирме полной независимости; участвовал в переговорах с Англией по этому вопросу, но, проявляя склонность к компромиссу, в сент. 1946 принял посты вице-пред. Исполнит. совета при англ. губернаторе, советника обороны и иностр. дел и порвал связи с коммунистами. Позже вновь выступил с требованием полного суверенитета Бирмы. В 1947 А. С. проявил стремление восстановить единство с коммунистами. В июле 1947 А. С. вместе с шестью др. членами Исполнит. совета был убит террористич. группой бирм. реакции, связанной с империалистами. А. С. почитается бирм. народом как нац. герой.

К. Иванов. Москва.

АУРАНГЗЕБ

АУРАНГЗЕБ (1618-1707) - последний подлинный правитель Могольской империи (1658-1707), сын Шах-Джахана. В 1636-44 и в 1652-57 был наместником Декана и вел войны с гос-вами Голконда и Биджапур. В войне за престол 1658-59 между четырьмя сыновьями Шах-Джахана А. победил не столько из-за воен. превосходства, сколько с помощью интриг, подкупа и обмана; он убил всех остальных претендентов на трон, посадил под домашний арест отца. А. вел войны за захват Кандагара и Балха на С. и Ахмаднагара, Биджапура и Голконды в Декане. Для оплаты этих дорогостоящих войн А. увеличил налоги, возобновил джизью. Проводя политику мусульм. нетерпимости, А. разорял индусские храмы, конфисковывал имущество индусских купцов. В ответ на эту политику по всей стране прокатились восстания: маратхов под рук. Шиваджи, джатов, раджпутских князей (см. Раджпуты), сикхов. Империя начала распадаться, жестокая религ. нетерпимость А. только усиливала этот процесс. Под конец жизни против А. подняли бунт его сыновья. При А. европ. торг. компании укрепились в Индии и попытки его войск выбить англичан из Бомбея не увенчались успехом.

Лит.: Бернье Ф., История последних политич. переворотов в гос-ве Великого Могола, пер. с франц., М.-Л., 1936; Sarkar J., The history of Aurangzib, (2-3 ed.), v. 1-6, Calcutta, 1924-28.

К. А. Антонова. Москва.

АУРОРА

АУРОРА (L'Aurora), Энрико Микеле (р. 1764 - г. смерти не уст.) - итал. социалист-утопист, один из видных представителей итал. якобинизма кон. 18 в. В 1793, находясь на службе франц. республики, требовал от Конвента помощи в создании итал. легионов для освобождения Италии. В 1796-97 был в числе наиболее радикальных руководителей миланских якобинцев, пытавшихся в 1796 провозгласить независимость Ломбардии. С 1797 А. - активный чл. якобинского "Общества соревнователей Брута" в Риме. После провозглашения Рим. республики (1798-99) - президент этого об-ва. Публицистика А. проникнута идеей объединения Италии и заострена против монархии и папской власти. В своей работе А. рисует утопич. картину будущего единого итал. гос-ва; выступает с программой уравнения имуществ (при сохранении частной собственности), католич. религии противопоставляет свою религ. концепцию, напоминающую культ Верховного существа, предложенный М. Робеспьером.

Соч.: All'Italia nelle tenebre l'Aurora porta la luce, Mil., 1786.

Лит.: Giacobini italiani. A cura di D. Cantimori, Bari, 1956; Cantimori D., Utopisti e riformatori italiani. 1794-1847, Firenze, (1943); Dufourcq A., Le régime, jacobin en Italie. Étude sur la République romaine (1798-1799), P., 1900.

АУСГЕЙРССОН

АУСГЕЙРССОН (Asgeirsson), Аусгейр (р. 13.V.1894) - исл. гос. деятель. Родился в семье коммерсанта. В 1915 окончил теологич. ф-т Рейкьявикского ун-та. В 1915-17 - секретарь при исл. епископе. В 1917-18 служил в Нац. банке Исландии. С 1918 в течение ряда лет занимался преподават. деятельностью в семинарии. В 1923-52 - депутат альтинга, в 1930-31 - его председатель. В 1931-34 - мин. финансов, одновременно в 1932-34 был премьер-мин. коалиц. пр-ва социал-демократов и прогрессистов. В 1938-52 - директор Рыболовного банка. В 1923-1933 был одним из руководящих деятелей Прогрессивной (фермерской) партии, в 1934 перешел в с.-д. партию, из к-рой вышел в 1952 в связи с избранием на пост президента Исландии. В 1956 и 1960 вновь переизбирался президентом.

АУСПИЦИИ

АУСПИЦИИ (лат., ед. ч. auspicium, от auspex - птиценаблюдатель) - в Др. Риме гадания по полету птиц и др. "божеств. знамениям" (по крику животных, различным явлениям на небе и т. д.) с целью узнать "волю богов". Право А. принадлежало магистратам, имевшим верховную власть - империум. А. совершались перед началом важного гос. акта (напр., перед открытием комиций, вступлением в должность консулов, преторов) в течение одного дня на том месте, где акт должен совершиться. Магистрат ночью в молчании садился на магистратское кресло (в спец. палатке), произносил ряд формул и условий данного А. и ждал "знамений". А. использовались в политич. борьбе, рано стали объектом злостных махинаций (в 58 до н. э. закон Клодия против злоупотреблений в А.).

Лит.: Wissowa G., Religion und Kultus der Römer, 2 Aufl., Münch., 1912.

АУСТЕРЛИЦКОЕ СРАЖЕНИЕ 1805

АУСТЕРЛИЦКОЕ СРАЖЕНИЕ 1805 - между рус.-австр. и франц. армиями 20 нояб. (2 дек.) у г. Аустерлица (ныне г. Славков в Чехословакии) во время русско-австро-французской войны 1805. Накануне сражения рус.-австр. армия насчитывала 85 тыс. чел., в т. ч. 15 тыс. австрийцев, франц. армия - 73 тыс. чел. Рус.-австр. войска после отхода от Браунау занимали в р-не Ольмюца сильные позиции в ожидании подхода подкреплений. Александр I, игнорируя мнение главнокомандующего соединенной армией М. И. Кутузова, принял решение начать немедленное наступление на франц. армию, сосредоточившуюся у Брюнна (Брно). План сражения был разработан ген. Ф. Вейротером, ген.-квартирмейстером австр. штаба, на основе расчетов устар. кордонной стратегии, без учета маневра противника и без достаточных данных об обстановке. Наполеон, со своей стороны, стремился к генеральному сражению. Он рассчитывал разгромить рус.-австр. армию до подхода к ней ожидавшихся подкреплений. Победа давала ему возможность не допустить вступления в войну Пруссии на стороне союзников. Одновременно успех франц. армии позволял укрепить внутриполитич. положение Франции. С целью ввести в заблуждение рус.-австр. командование и вынудить союзников к сражению в невыгодных условиях, Наполеон распространил слухи о слабости франц. сил и даже повел тайные переговоры о мире с Австрией. Рус.-австр. войска с 15(27) по 19 нояб. (1 дек.) совершили марш из Ольмюца к Аустерлицу, заняли на виду у противника исходное положение на линии Коваловец, Праценские высоты, Ауезд и 20 нояб. (2 дек.) начали наступление гл. силами на фронт Сокольниц и Тельниц, чтобы затем ударом на С. отрезать франц. армию от Вены. Наполеон I, прикрывшись частью сил на правом фланге, нанес удар гл. силами (50 т. ч.) на Праценские высоты, а затем ударом на Ю. обошел гл. силы рус.-австр. армии, к-рые с тяжелыми боями отошли к вечеру на линию Раусниц - Аустерлиц. Союзники потеряли убитыми и пленными 27 т. ч. (из них австр. 6 т. ч.), франц. армия - св. 12 т. ч. В ночь на 21 нояб. (3 дек.) рус. армия выступила к Гедину. Кутузов быстро привел армию в порядок и она была готова к дальнейшей борьбе. Но австр. император Франц II заключил 21 нояб. (3 дек.) перемирие с Наполеоном, гл. из условий к-рого был отвод рус. войск с австр. территории, а 14(26) дек. подписал Пресбургский мир 1805. Победа франц. армии, численностью уступавшей противнику, но хорошо организованной и талантливо управляемой Наполеоном, показала преимущества новой воен. системы Франции, крах кордонной стратегии и устаревших форм линейной тактики. А. с. завершило поражение 3-й антифранц. коалиции.

Лит.: M. И. Кутузов. Сб. док-тов, под ред. Д. Г. Бескровного, т. 2, M., 1951, с. 190-273; История рус. армии и флота, т. 3, M., 1911, с 30-56; Михайловский-Данилевский А., Полное собр. соч., т. 1, СПБ, 1849; Тарле Е. B., Наполеон, M., 1957.

В. Н. Копылов. Москва.

АУТОДАФЕ

АУТОДАФЕ - ауто де фе (исп. и португ auto de fe, букв. - акт веры), - формально торжеств. оглашение приговоров высших судилищ инквизиции в Испании, Португалии и их колониях, а в сложившемся в нар. массах словоупотреблении - и само приведение их в действие, в особенности сожжение осужденных на костре. А. появились с началом инквизиции (с 13 в.) как средство террористич. борьбы с еретиками. С преобразованием инквизиции в Испании, в кон. 15 в., а затем и в Португалии, А. получили характер массового театрализованного ритуального действа, земного подобия страшного суда. А. устраивались на гл. площади города, на к-рую в многолюдной религ. процессии выводили в позорящей одежде, босыми, осужденных еретиков. На А. присутствовали представители высшего духовенства, власти, иногда сам король с семьей (Филипп II и Филипп IV, Карл II), корпорации. Особенно свирепствовали А. при Торквемаде. Последнее А. состоялось в 1826 в Валенсии. Всего на А. было сожжено не менее 30 тыс. чел.

Лит. см. при ст. Инквизиция.

АУЭРШТЕДТ

АУЭРШТЕДТ (Auerstedt) - сел. в Германии (20 км к Ю.-З. от г. Наумбурга), в р-не к-рого 14 окт. 1806 произошло сражение франц. корпуса маршала Л. Н. Даву с гл. силами отходящей прус. армии. Одновременно произошло сражение у г. Иены гл. сил. франц. армии под команд. Наполеона I против заслона прус. войск. В обоих сражениях прус. армия потерпела полное поражение (см. Иена-Ауэрштедтское сражение 1806).

АФАНАСИЙ

АФАНАСИЙ (до принятия монашества - Андрей; ум. после 1568) - моск. митрополит в 1564-66; ученик Макария. В годы правления Избранной рады, был близок к Ивану IV и пр-ву. Был протопопом Благовещенского собора; духовник Ивана Грозного. В 1562 пострижен в монахи. В 1564 получил от Ивана IV жалованную грамоту, предоставляющую владениям митрополичьей кафедры широкие податные и суд. привилегии. После отъезда Ивана IV из Москвы в Александрову слободу в дек. 1564 и учреждения опричнины временно все управление гос-вом было в руках А. В мае 1566 якобы по болезни оставил митрополию и жил в Чудовом монастыре. А. является составителем "Степенной книги".

АФАНАСИЙ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ

АФАНАСИЙ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ (etanasios) (ок. 295 - 2.V.373) - церк. деятель, с 328 - епископ Александрии. Гл. идейный и практич. противник арианства и защитник символа веры, принятого на Никейском соборе 325. Способствовал сближению клира с монашеством, выработке церк. аскетич. идеала.

Соч.: Vita S. Antonii, в кн.: Р. G., accur. J. P. Migne, t. 26, P., 1857.

АФАНАСЬЕВ

1

Егор Афанасьевич (1866-1919) - рус. рабочий-революционер. См. Климанов Е. А.

2

Федор Афанасьевич ("Отец", "Осецкий", "Иванов") (8.II.1859 - 22.X.1905) - рус. рабочий-революционер. Род. в семье крестьянина Петерб. губ. С 1871 работал на Кренгольмской мануфактуре, с 1887 - в Петербурге, на фабрике Воронина, где познакомился с революционерами и организовал кружок ткачей. В 1889 вошел в рабочий комитет центр. с.-д. кружка, став активным чл. группы М. И. Бруснева. В 1891 А. - один из организаторов петерб. маевки, на к-рой произнес речь, перепечатывавшуюся за границей и в России (см. "Первое мая 1891 года. Четыре речи рабочих, произнесенные на тайном собрании в Петербурге", в сб.: Рабочая библиотека, в. 6, Женева, 1892). В 1891 по решению центр. кружка А. был направлен в Москву для установления связи с рабочими кружками др. городов; работал на Прохоровской мануфактуре. Дважды арестовывался (1892, 1895), после освобождения в февр. 1896 вел энергичную деятельность по объединению с.-д. орг-ций в Иваново-Вознесенске, Риге, Павлово-Посаде, Шуе. В нояб. 1903 арестован по делу Иваново-Вознесенской группы РСДРП. С янв. 1904 нелегально жил в Иваново-Вознесенске, был членом и секретарем "группы Сев. к-та", а затем Иваново-Вознесенского к-та РСДРП. Был одним из организаторов Иваново-Вознесенской стачки 1905 и чл. Совета рабочих депутатов. Убит черносотенцами и казаками во время митинга на р. Талке.

Лит.: (Ольминский М.), Памяти погибших, СПБ, 107; Моршанская М., Ткач Федор Афанасьев, М., 1924, Власов И. И., Ткач Федор Афанасьев (1859-1905). Мат-лы для биографии, Ив.-Возн., 1925; Березов П., Большевик Федор Афанасьев, М., 1956.

В. В. Златоустовский. Москва.

АФАНАСЬЕВСКАЯ КУЛЬТУРА

АФАНАСЬЕВСКАЯ КУЛЬТУРА - культура энеолита Юж. Сибири, распространенная на верх. Енисее и на Алтае в 3 - нач. 2-го тыс. до н. э. Современна кельтеминарской, ямной и катакомбной культурам. Названа но могильнику у горы Афанасьевской (близ с. Батени Хакасской АО). В отличие от окружающего монголоидного населения, племена А. к. принадлежали к т. н. палеоевроп. типу. Сохранились поселения А. к. и могильники, отмеченные на поверхности кругами из кам. плит; их сменили курганы также с кам. кругами. Покойники лежали в скорченном положении; часты совместные погребения мужчины с одной или неск. женщинами, что свидетельствует о возникновении патриархального рода. Население А. к. знало скотоводство и, вероятно, земледелие. Была развита обработка меди, отливались даже проушные топоры. Посуда А. к. - яйцевидная, сферически-круглодонная, плоскодонные горшки и банки; интересны вазочки-курильницы с отделением для ароматич. смолы, сходные с курильницами катакомбной культуры. Изображения соколов и замаскированных людей на погребальных плитах, сходные с личинами, выбитыми на стенах карасукской культуры и с кит. личинами духа Тао-тэ, свидетельствуют о древних связях Сибири и Китая и об известной преемственности карасукской культуры от А. к.

Лит.: Киселев С. В., Древняя история Юж. Сибири. (2 изд.), М., 1951, гл. 2; Липский А. Н., Афанасьевские погребения в Хакассии, в сб.: КСИИМК, в. 47, М., 1952, с. 67-77; его же, Афанасьевские погребения в Низовьях рек Зеи и Теи (Хакассия), там же, в. 54, М., 1954, с. 89-97.

С. В. Киселев. Москва.

АФГАНИСТАН

Статья большая, находится на отдельной странице.

АФГАНО-ИНДИЙСКИЙ ДОГОВОР 1950

О дружбе - подписан 4 янв. в Дели. Согласно договору стороны обязались уважать независимость и права друг друга, расширять культурные и торг. связи, оказывать взаимную помощь в развитии пром-сти и с. х-ва. Договор является осн. документом, регламентирующим отношения между Афганистаном и Индией. Срок действия - не менее 5 лет, после чего договор остается в силе, пока одна из сторон не заявит о его расторжении.

Публ.: United Nations Treaty series, v. 81, 1951, p. 75-83.

АФГАНО-ИРАНСКИЕ ДОГОВОРЫ 1921, 1927.

Договор 1921 - подписан 22 июня в Тегеране: оформил непосредств. отношения между независимым Афганистаном и Ираном. Провозглашает дружбу обеих стран и дружеств. нейтралитет в случае воен. столкновения одной из них с третьим гос-вом; содержит обязательство сторон разрешать взаимные разногласия путем переговоров либо с помощью междунар. арбитража. Предусматривает порядок обмена консульствами, а также определяет права подданных, находящихся на терр. другой стороны. Срок действия договора не оговорен. Договор 1927 О дружбе и безопасности - подписан 27 нояб. в Кабуле, сроком на 6 лет с правом автоматич. продления. Предусматривает взаимный отказ от агрессии, соблюдение нейтралитета в случае нападения на др. сторону одного или неск. гос-в, отказ от участия во враждебных действиях и политич. и воен. союзах, в экономич. бойкоте и блокаде, направленных против др. стороны. Заключение этих договоров наряду с заключением сов.-афг. договора о нейтралитете 1926 и сов.-иран. договора 1927 о гарантии и нейтралитете (см. в статьях Советско-афганские договоры и Советско-иранские договоры) способствовало укреплению мира и безопасности на Бл. и Ср. Востоке.

Публ.: A collection of treaties, engagements and sanads, relating to India and neighbouring countries, comp. by C. U. Aitchison, v. 13, Calcutta, 1933; Recueil des traités, conventions et accords conclus entre le gouvernement impénal de Perse et les puissances etrangeres Premiere série, Téhéran, p. 29-36; League of Nations Treaty series, v.107, Genève, 1930-31, p. 444-48.

АФГАНО-КИТАЙСКИЙ ДОГОВОР 1960

О дружбе и взаимном ненападении - подписан 26 авг. в Кабуле зам. премьер-министра и министром иностр. дел Афганистана Мухаммедом Наимом и зам. премьера и мин. иностр. дел КНР Чэнь И. Договор фиксирует взаимное признание и уважение независимости, суверенитета и терр. целостности обоих гос-в (ст. 1). Стороны обязались сохранять и развивать отношения мира и дружбы, разрешать все споры между собой путем мирных консультаций, не прибегая к вооруж. силе, а также не нападать друг на друга и не участвовать в воен. союзе, направленном против др. стороны (ст. 2-3). Они согласились в духе дружеств. сотрудничества и на принципах равенства, взаимной выгоды и невмешательства во внутр. дела развивать и еще более укреплять между собой экономич. и культурные отношения (ст. 4). Срок действия договора - 10 лет. Однако, если за год до истечения этого срока ни одна из сторон не заявит о его денонсировании, он будет оставаться в силе на неогранич. время, причем каждая сторона сохраняет право его денонсировать, предварительно (за 1 год) уведомив об этом др. сторону. Обмен ратнфикац. грамотами состоялся 12 дек. 1960 в Пекине. Одновременно с подписанием А.-к. д. между Мухаммедом Наимом и Чэнь И состоялся обмен нотами об аннулировании Договора о дружбе, заключенного с Афганистаном б. пр-вом Китая 2 марта 1944.

Публ.: "Жэньминь жибао", 1960, 13 дек., No 4540.

А. А. Брежнев. Москва.

АФГАНО-МАРАТХСКАЯ ВОЙНА 1758-61

АФГАНО-МАРАТХСКАЯ ВОЙНА 1758-61 - велась за гегемонию в Сев. Индии между молодым Афганским гос-вом, возглавлявшимся афг. шахом Ахмад-шахом Дуррани, к-рого поддерживали мусульм. князья Сев. Индии, и ослабевшими в междоусобной борьбе феод. маратхскими княжествами. А.-м. в., начавшаяся вступлением маратхских войск в Дели в 1758 и изгнанием за Инд афганцев, шла с переменным успехом. Решит. сражение А.-м. в. произошло 14 янв. 1761 на Панипатской равнине. Несмотря на числ. перевес, маратхи были разбиты наголову. Маратхской конфедерации был нанесен сокрушит. удар, от к-рого она уже не оправилась. А.-м. в., ослабив народы Индии перед лицом брит. угрозы, в конечном счете облегчила завоевание Англией инд. полуконтинента.

Лит.: Маркс К., Будущие результаты брит. владычества в Индии, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 9; Семенова Н., Афг.-махратская борьба за преобладание в Индии и Панипатская битва 1761 г., в кн.: Очерки но новой истории стран Ср. Востока, (М.), 1951.

АФГАНО-СИКХСКАЯ ВОЙНА 1835-37

АФГАНО-СИКХСКАЯ ВОЙНА 1835-37 - война между Кабульским эмиром Дост Мухаммедом и правителем Пенджаба Ранджит Сингхом из-за Пешавара. Дост Мухаммед-хан, начав войну, стремился к воссоединению афг. гос-ва, к возвращению захваченных Ранджит Сингхом в период ослабления Дурранийской державы афг. территорий. Сначала воен. превосходство было на стороне сикхов, по весной 1837 афганцы нанесли им тяжелое поражение под Джамрудом (на терр. совр. Пакистана). А.-с. в. была прервана начавшейся в 1838 первой англо-афг. войной (см. Англо-афганские войны). Война с англ. колонизаторами ослабила силы Кабульского эмира и вынудила его отказаться от борьбы за Пешавар, к-рый после аннексии Англией Пенджаба в 1849 был включен в состав англ. владений Индии.

Лит.: Sethi R. R., The Lahore darbar (in the light of the correspondence of sir C. M. Wade, 1823-1840), Delhi, 1950.

АФГАНО-ТУРЕЦКИЙ ДОГОВОР 1921

АФГАНО-ТУРЕЦКИЙ ДОГОВОР 1921 - договор о союзе, подписан 1 марта в Москве; оформил союзные отношения двух вост. гос-в, отстаивавших свою нац. независимость. Содержал признание Турцией полной независимости Афганистана, обязательства о взаимной помощи в случае нападения на одну из сторон какого-либо империалистич. гос-ва, предусматривал оказание Турцией помощи Афганистану в обучении нац. кадров, обмен посольствами. Срок действия договора не оговорен.

Лит.: A collection of treaties, engagements and sanads, relating to India and neighbouring countries, comp. by C. U. Aitchison, v. 13, Calcutta, 1933.

АФГАНЦЫ

АФГАНЦЫ (самоназвание - паштаны, ед. ч. пуштун, у вост. А. соответственно - пахтаны и пухтун) - нация, составляющая большинство населения Афганистана (7,2 млн. в 1959, из них ок. 2 млн. кочевников). А. говорят на языке пушту (пашто), принадлежащем к вост.-иран. языкам и распадающемся на ряд племенных диалектов и говоров. А. проживают гл. обр. в Юж. Афганистане, составляя большинство населения вилаятов (провинций) - Кабульского, Кандагарского, Нанграхарского и Пактийского, и ала-хукуматов (областей) - Газнийского, Гиришкского, Урузганского и Фарахского; составляют ок. 30% населения Гератской пров. По религии большинство А. - мусульмане-сунниты, небольшое количество шиитов. Большая часть оседлых А. занимается земледелием, осн. на искусственном орошении (пшеница, ячмень, просо, рис, хлопок, плодоводство и др.). В юж. и вост. р-нах Афганистана А. занимаются лесным промыслом. А.-кочевники и полукочевники разводят овец, крупный рогатый скот, лошадей, верблюдов.

Этногенез А. еще недостаточно выяснен. В этногенезе А. принимали участие индийские (особенно среди юж. племен), а также таджикские и, возможно, тюркские элементы. Первое упоминание об А. содержится в книге инд. астронома Вараха Михира (6 в.). В ранних источниках указывается, что А. жили в р-не Сулеймановых гор. Затем А. начали расселяться к С. и В. как путем завоевания, так и путем заселения степных обл. В процессе расселения А. дошли в 14-15 вв. до Пешаварской равнины, а затем до областей Дир, Сват и Баджаур; в наст. время заселяют и Читрал. В средние века А. переселялись в большом количестве в Индию, создавая и там гос. образования.

К 16-17 вв. в осн. сформировалась афг. народность в процессе сравнительно поздно начавшейся и неравномерно протекавшей феодализации разных афг. племен. Первая неудавшаяся попытка объединения А. была сделана в 17 в. полководцем и поэтом Хушхаль-ханом Хаттаком. В 1747 Ахмад-шах Дуррани основал гос-во Афганистан. Формирование афг. нации происходило в течение длит. времени в связи с замедленным развитием капиталпстич. отношений в Афганистане. К числу факторов, тормозивших процесс формирования афг. нации, относится также колониальная политика Англии на С. Индостана в 19 в., приведшая к расчленению А. на две части. Известное значение имело и сохранение языка фарси в качестве единств. гос. языка Афганистана (в 1936 гос. языком был объявлен также нац. язык А. - пушту).

Крупнейшее племенное объединение А. - дуррани (св. 1,5 млн. ч.), ранее называвшееся абдали, делится на 2 ветви - зирак (племена: попальзаи, алькозаи, баракзаи, ацакзаи, живущие в области Кандагара до Хазареджата) и панджпао (племена: нурзаи - живут в юго-зап. и зап. части Афганистана (кочевники), ализаи - по р. Гильменд, исхакзаи - по р. Аргендаб, в Фарахской обл. и Сейстане). Часть дуррани живет в Гератской пров. и во всех городах страны. Второе крупное объединение племен - гильзаи (сулейманхейль, часть к-рых занимается караванной торговлей, т. н. повинда, алихейли, тараки, андар, насыр и др., числ. - ок. 1,5 млн. чел.), живет к В. от Кандагара, в обл. Калата, Газни и Кабула до Джелалабада. Моманды (80 т. ч. живет в Афганистане, большинство - в Пакистане) населяют юго-вост. часть страны, сафи (120 т. ч.) обитают к С. от них, в р-не Лагмана и Кунара, а хугиани (60 т. ч.) - в р-не Нимлы и Мамахейля. К Ю. от Кабула живут вардаги (ок. 25 т. ч.). Пактийскую провинцию населяют дзадзи (или джаджи - ок. 120 т. ч.) и дзадраны (или джадраны - ок. 100 т. ч.). В вост. части Кандагарской пров. живет часть племени какар (большинство же живет в Пакистане).

Лит.: Рейснер И. M, Развитие феодализма и образование гос-ва у афганцев, М., 1954; Асланов М. Г., Афганцы, в кн.: Народы Передней Азии, М., 1957; Rose H. A., A glossary of the tribes and castes of the Punjab and N.-W. frontier province, v. 1-3, L., 1911-19.

M. Г. Асланов. Москва.

АФИНА ПАЛЛАДА

АФИНА ПАЛЛАДА (Pallas Atnnn) - в мифологии и религии др. греков богиня войны и победы, а также богиня мудрости, знаний, искусств и ремесел, дочь Зевса. Считалась покровительницей г. Афин. В Риме отождествлялась с Минервой. Храм А. П. в Афинах - Парфенон - является величайшим памятником др.-греческого иск-ва.

Лит.: The cults of the Greek states, v.1, Oxf., 1896.

АФИНЕЙ

АФИНЕЙ (Atnnatos) - греч. грамматик и софист 3 в. Род. в г. Навкратис в Египте, впоследствии жил в Риме. Ему принадлежит соч. "Дейпнософисты" в 15 кн., из которых полностью дошли до нас 12. Построенное в форме застольной беседы ученых на всевозможные темы, оно содержит выписки из многочисл. утраченных соч. греч. авторов. Особенно ценны приводимые А. данные по истории рабства.

Соч.: Athenaei Naucratitae dipnosophistarum libri XV. Recensuit G. Kaibel, v. 1-3, Lpz., 1887-1890.

АФИНИОН

АФИНИОН (Athenion, Atnnion) (ум. 101 до н. э.) - един из вождей 2-го сицилийского восстания рабов в 104-101 до н. э. В 102 принял титул царя. Выл убит в поединке рим. консулом Манием Аквилием.

Лит.: Жебелев С. A., Ковалев С. И., Великие восстания рабов II-I вв.. до н. э. в Риме, в сб.: Из истории антич. общества, М., 1934.

Предыдущая страница Следующая страница