Приглашаем посетить сайт

Русский язык (rus-yaz.niv.ru)

Советская историческая энциклопедия
Статьи на букву "А" (часть 31, "АХМ"-"АЯН")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 31, "АХМ"-"АЯН")

АХМАДНАГАР

АХМАДНАГАР - ср.-век. инд. феод. гос-во, основанное бахманидским (см. Бахмани) наместником Джуннара Малик Ахмадом, к-рый в 1490 объявил себя независимым правителем с титулом низам-шаха. Столица А. - г. Ахмаднагар (осн. в 1494). В 1600 Великие Моголы, несмотря на упорное сопротивление правительницы Ахмаднагара Чанд Биби, аннексировали часть А. В остальной части А. правил Малик Амбер, фактически захвативший власть у низам-шаха Муртазы II (1599-1607). Малик Амбер укрепил гос-во, проведя ряд реформ, в частности в сборе зем. налога, и заключил воен. союз с гос-вом Биджапур. Это позволило ему успешно сопротивляться наступавшим Моголам; однако после смерти Малика Амбера в 1626 его сын Фатх Хан, потерпев поражение от Моголов в 1631, перешел к ним на службу. В 1636 А. был окончательно завоеван Моголами.

АХМАД-ШАХ ДУРРАНИ

АХМАД-ШАХ ДУРРАНИ (ок. 1721-1773) - афг. гос. деятель и полководец, основатель независимого афг. гос-ва. Происходил из рода садозаев (афг. племени дуррани). В 1738 был взят на службу к иран. Надир-шаху Афшару. Участвуя в походах Надир-шаха, проявил большие воен. способности и стал одним из его военачальников. После смерти Надир-шаха в 1747 А.-ш. Д. возглавил афг. отряды иран. армии и увел их в Афганистан. В 1747 был провозглашен шахом Афганистана. Объединил под своей властью все афг. племена, ханов которых привлекал на свою сторону щедрыми субсидиями, зем. пожалованиями и назначениями на гос. должности. Совершил ряд походов в Индию, Иран и Юж. Туркестан, завоевав Пенджаб (1748-51), Кашмир (1752), Сирхинд и Синд (1757), Белуджистан (1750), Сейстан (1754), Хорасан (1754) и Балх (1752). В 1761 нанес в битве при Панипате сокрушит. поражение маратхам (Афгано-маратхская война 1758-61). В последние годы жизни вел малоуспешные войны с сикхами. Ко времени А.-ш. Д. относятся первые дружеств. контакты между Афганистаном и Россией (отправка в 1764 рус. пр-вом в Афганистан миссии Богдана Асланова для заключения с Ахмад-шахом договора о взаимной дружбе).

Лит.: Губар, Мир Гулам Мухаммед, Ахмад-шах - основатель афг. гос-ва, пер. с перс., М., 1959; Ганковский Ю. В., Империя Дуррани, М., 1958; Рейснер И. М., Развитие феодализма и образование гос-ва у афганцев, М., 1954.

Ю. В. Ганковский. Москва.

АХМАТ

Ахмед (ум. 1481), - хан Большой орды (1459-81). Пытался подчинить Рус. гос-во. В 1472 A., заключив соглашение с польск. королем Казимиром IV, напал на рус. земли, но безуспешно. В 1476 отправил к моск. вел. кн.: Ивану III посольство с требованием дани, но получил категорич. отказ. Во время похода А. на Москву в 1480, благодаря умелой политике Ивана III, его союзник крымский хан Менгли-Гирей напал на союзную А. Литву. В Москве начались волнения посадских людей, настаивавших на активном сопротивлении А. Не получив помощи от Казимира IV, А. без сражения отступил с берега р. Угры. Был убит тюменским ханом Ибаком. Смерть А. положила конец попыткам возродить тат. могущество и восстановить ханскую власть над Русью.

Лит.: Базилевич К. В., Внеш. политика рус. централизов. гос-ва. Вторая пол. XV в., (М.), 1952; Тихомиров М. Н., Средневековая Москва в XIV-XV вв., М., 1957, с. 231-37.

АХМЕД

АХМЕД (ум. 30.V.1855) - бей Туниса (1837-55). Сторонник "европеизации" Туниса. При А. были начаты преобразования: отменено рабство (1846), произведена реорганизация по европ. образцу армии и воен. флота, открыты первые в Тунисе уч. заведения европ. типа. В то же время при А. были увеличены налоги; в ответ на это вспыхнули восстания в гг. Тунисе (1840) и Ла-Гулете (1842). Во внеш. политике ориентировался на Францию.

АХМЕД ИБН ЯХЬЯ ИБН МОХАММЕД ХАМИД-ЭД-ДИН

АХМЕД ИБН ЯХЬЯ ИБН МОХАММЕД ХАМИД-ЭД-ДИН (р. 1891) - имам и король Йемена (с 1948). Сын короля Яхьи и продолжатель его внутр. и внеш. политики, неогранич. монарх. До 1948 - мин. обороны и главнокомандующий, наместник пров. Таиз. На престол вступил 14 марта, после разгрома мятежа Абдаллаха аль-Вазира, направленного против отца А. - короля Яхьи. Взял курс на проведение политики позитивного нейтралитета. Заключил тройств. соглашение с Египтом и Сауд. Аравией (1956), утвердил соглашение между Йеменом и ОАР об образовании союза "Объединенные Араб. гос-ва" (1958). Заключил договоры о дружбе с СССР (1955), PHP, ЧССР (1957) и КНР (1958), а также торг. и экономич. соглашения с СССР, ГДР, ЧССР (1956), PHP, ПНР (1957), КНР (1958), США и ФРГ (1959), ДРВ (1961).

АХМЕД-ШАХ

АХМЕД-ШАХ (1897-1930) - последний шах (1909-25) из династии Каджаров. Значит. роли в политич. жизни Ирана не играл. Воен. министром Реза-ханом (см. Реза-шах Пехлеви) был фактически устранен от гос. дел и б. ч. времени проводил в Зап. Европе. Низложен в окт. 1925. Умер во Франции.

Лит.: Мекки Хосейн, Мохтесери оз-зендегание сиясие сольтан Ахмед-шах Каджар (Очерк политич. и личной жизни султана А.-ш. Каджара), Тегеран, 1323 с. г. х. (1944).

АХПАТ

АХПАТ - монастырь в сел. Ахпат Алавердского р-на Арм. ССР, осн. в сер. 10 в. В 10-13 вв. был крупной феод. вотчиной. А. - замечат. архит. ансамбль Армении 10-13 вв. Огражден крепостной стеной. Состоял из 4 церквей, 2 притворов, трапезной, б-ки. Гл. церковь Ншана (967) оформлена по типу купольного зала. В ней сохранились остатки ценной фресковой росписи 13 в. С З. к храму примыкает притвор (1208), имеющий уникальное перекрытие из расположенных друг над другом систем перекрещивающихся арок. С 11 в. А. - крупный центр культуры Армении, в нем была большая б-ка. С 15 в. пришел в упадок. Сохранились часть церквей, колокольня и др.

Лит.: Егиазаров Л. и Мартиросянц Р., Памятники др.-арм. архитектуры в фотографиях и чертежах, в. 1-7, СПБ, 1904-05; Арутюнян В. М. и Сафарян С. A., Памятники арм. зодчества, М., 1951.

АХРАР

АХРАР (тур. ahrar - либералы) - оппозиц. к младотуркам политич. партия в Османской империи; осн. в дек. 1908 в Стамбуле представителями феод.-компрадорских кругов проангл. ориентации. Потерпев поражение в парл. борьбе, А. приняла участие в реакц. мятеже 13 апр. 1909, в результате к-рого пало пр-во, а младотурки подверглись репрессиям. 27 апр., 1909 мятеж был подавлен младотурками. Партия А. была распущена. В 1911 мн. члены А. вошли в партию Свобода и согласие (Итиляф ве Хюрриет).

Лит.: Мандельштам А. Н., Младотурецкая держава, М., 1915,с. 11-16; Tunaya T. Z., Turkiyede Siyasi partiler, Istanbul, 1952.

АХТАМАР

АХТАМАР - остров на оз. Ван (ныне на терр. Турции), на к-ром зодчим Мануэлем был построен в 915-921 знаменитый храм, памятник ср.-век. армянской кам. архитрктуры. Храм представляет собой вариант крестово-купольного типа, увенчан широким барабаном с конусовидной кровлей. Внутри богато украшен росписями, снаружи - замечат. рельефами на религ. и светские сюжеты.

Лит.: Арутюнян В. M. и Сафарян С. А., Памятники арм. зодчества, M., 1951.

АХУНБАБАЕВ

Юлдаш (1885 - 28.II.1943) - сов. гос. деятель. Чл. Коммунистич. партии с 1921. Род. в кишлаке Джой-Базар Маргеланского р-на Ферганской обл. в семье бедного дехканина; с юных лет был батраком. В 1919-20 - пред. Маргеланского правления союза Кошчи (союз бедноты и батраков). Активный участник борьбы с басмачеством. С 1924 - чл Президиума Туркестанского ЦИК, чл. ЦИК Узб. ССР. В 1925-37 - пред. ЦИК Советов Узб. ССР, в 1938-43 - пред. Президиума Верх. Совета Узб. ССР, зам. пред. Президиума Верх. Совета СССР.

Лит.: Садыкова Н. (С.), Юлдаш Ахунбабаев, Таш., 1957.

АХУНДОВ

1. Мирза Фатали (30.VI.1812 - 26.II.1878) - азерб. философ-материалист, просветитель-демократ. Родился в Нухе. Отказавшись от духовной карьеры, с 1834 жил в Тифлисе, где служил (до 1861) переводчиком в канцелярии наместника на Кавказе и преподавал восточные языки в Тифлисском уездном училище. В Тифлисе сблизился с ссыльными декабристами, особенно с А. Бестужевым (Марлинским). Мировоззрение А. складывалось под влиянием прогрессивных традиций отечеств. и мировой лит-ры. А. был сторонником и пропагандистом дружбы рус. и азерб. народов. В 30-х гг началась лит. и обществ. деятельность А., направленная против феод отсталости, религии ислама, за просвещение, свободу, прогресс и благоденствие народа. Видел цель иск-ва и лит-ры в служении народу, в правдивом изображении жизни, в разоблачении социальной несправедливости и др. пороков феод. об-ва. А. явился основоположником азерб. драматургии. В 1850-56 создал ряд реалистич. комедий ("Молла Ибрагим Халил, алхимик...", "Гаджи Гара" и др.), правдиво и ярко отразивших жизнь Азербайджана, в 1857 - блестящую сатирич. повесть "Обманутые звезды", в которой разоблачался деспотич. шахский режим в Иране. В филос. работах ("Три письма инд. принца Кемал-Уд-Довле...", 1864-65, и др.) А. пропагандировал материалистические и атеистические идеи, выступал против деспотизма и фанатизма, феодальной отсталости. Боролся за реформу старого алфавита.

Ист. исследования А., несмотря на то, что он был идеалистом в понимании обществ. явлений, проникнуты прогрессивными и демократич. идеями. В статье "Критич. заметки" (1862) А. подверг критике иран. историка Реза-Кули-хана, а в его лицо всю придворную иран. историографию за искажение фактов, пустословие, домыслы о религ. чудесах. Призывал изучать важнейшие ист. события, правдиво излагая факты, анализируя и объясняя их. В статье "Поражение тур. армии в 1618 г. под Багдадом" (1853), опубл. впервые на рус. языке, А. подчеркивал положит. значение централизованной власти, в противовес феод. раздробленности, которая подрывает силы страны и делает ее жертвой иноземных захватчиков. Оценивал как прогрессивное явление присоединение Азербайджана к России.

Соч.: Избр., М., 1956; Избр. филос. соч., Баку, 1953; Әsәrlәri, çíld 1-3, Вакь, 1938.

Лит.: Рафили М., M. P. Ахундов. Жизнь и творчество, Баку, 1957; Гусейнов Г. Н., Из истории обществ. и филос. мысли в Азербайджане XIX в., Баку, 1958; Очерки по истории филос. и политич. мысли народов СССР, т. 2, М., 1956; История Азербайджана, т. 2, Баку, 1060; Гулиjев . Н., Несенов И. М., Стригунов И. В., XIX әсрдә. вә ХХ әсрин әввалләриндә Азербаjчанда тарих елминин инкишафы, Бакы, 1960.

И. М. Гасанов, И. В. Стригунов. Баку.

2

Рухулла Али оглы (1897-1938) - участник борьбы за Сов. власть в Азербайджане, публицист, ученый. Род. в с. Шувеляны Бакинской губ. в семье учителя. Чл. Коммунистич. партии с 1919. С 1916 работал в типографии. В 1917 - чл. группы азерб. "левых" эсеров. В 1918 - редактор газ. "Известия" Бакинского совета. Был редактором азерб. нелегальной большевистской газ. "Коммунист". После победы Сов. власти в Азербайджане (с 1920) - зав. отделом ЦК, секретарь Бакинского к-та партии, вновь редактор газ. "Коммунист". В 1924-30 работал секретарем ЦК КП(б) Азербайджана и наркомом просвещения Азерб. ССР. В 1930 избран секретарем Заккрайкома ВКП(б). Делегат X-XVII съездов партии. В последние годы жизни работал в Ин-те истории партии при ЦК КП Азербайджана. Один из первых переводчиков на азерб. язык произв. К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина. Автор ряда работ по теории и истории лит-ры.

АХУРАМАЗДА

АХУРАМАЗДА - верховный бог в религии у зороастрийцев и маздеистов, культ к-рого в древности и в раннем средневековье был распространен в Ср. Азии и Иране. В Авесте повествуется о вечной борьбе доброго бога А. со злым богом Анхра-Майнью.

Лит.: Струве В. В., Родина зороастризма, в сб.: СВ, т. 5, М.-Л., 1948; его же, Надпись Ксеркса о "дэвах" и религия персов, "ИАН", серия ист. и филос., 1944, т. 1, No 3.

АХШАРУМОВ

1

Дмитрий Дмитриевич (7.V.1823 - 7.I.1910) - рус. обществ. деятель, петрашевец. Сын историка Д. И. Ахшарумова. В 1846 окончил Петерб. ун-т. С 1847 служил в Мин-ве иностр. дел. Посещал кружок бр. Дебу, затем Н. С. Кашкина, с дек. 1848 - "пятницы" М. В. Петрашевского. Социалист-утопист, последователь Фурье, стремившийся вместе с тем к свержению самодержавия и замене его республикой или конституц. монархией; сторонник пропаганды и привлечения к политич. борьбе угнетенных низов. Оставил ряд док-тов, важных для изучения идеологии петрашевцев, в т. ч. речь на обеде в честь Фурье 7 апр. 1849. Приговорен к расстрелу, замененному ссылкой в арестантские роты на 4 г. После освобождения, в 1862 окончил Мед.-хирургич. академию. Автор мн. работ по медицине.

Соч.: Из моих воспоминаний (1849-51), СПБ, 1905, Записки петрашевца, M.-Л., 1930.

Лит.: Дело петрашевцев, т. 3, M.-Л., 1951.

В. R. Лейкина-Свирская. Ленинград.

2

Дмитрий Иванович (1792 - 13.I.1837) - рус. воен. деятель, историк, генерал-майор Окончил 1-й кадетский корпус. Участвовал в войне 1806-07 с Францией, с 1809 по 1811 - в войне с Турцией, Отечеств. войне 1812 и заграничных походах 1813-14. Отличился в сражениях при Бородино, Малоярославце и Лютцене. Написал на основе документ. мат-лов, предоставленных воен. министром П. П. Коновницыным, "Описание войны 1812" (1819) - первую рус. воен.-ист. работу по истории Отечеств. войны 1812, выгодно отличающуюся объективным освещением хода событий. Гл. недостаток этой работы А. - ее описательный характер, без анализа политич обстановки и воен. искусства сторон. В 1826-37 А. составил первый Свод воен. постановлений, вышедший уже после его смерти (1838).

Лит.: РБС т. 2, СПБ, 1900; Столетие воен. мин. 1802-1902, (т. 3, отд. 1), СПБ, 1902.

Л. Г. Бескровный. Москва.

АЦТЕКИ

АЦТЕКИ (самоназвание - астеки) - наиболее крупный индейский народ Мексики. Числ. прибл. 750 т. ч. (по оценке 1958). Язык А. - нахуатль, принадлежит к большой семье юто-ацтекских яз. По легендарной традиции (подтверждаемой данными археологии), A., придя с С., обосновались в долине Мехико в 12 в. и первоначально находились в зависимости от др., более сильных племен (кулуа и тепанеков). В 1325 основали поселение Теночтитлан (ныне на его месте г. Мехико) В 1427 в союзе с племенем аколхуа разбили тепанеков и подчинили себе всю долину. Постепенно захватили в этом союзе гегемонию и завоевали Центр. Мексику до Мексиканского зал. и Тихого ок. В 1519-1521 А. были завоеваны испанцами. Первоначально А. возглавлялись советом из глав 20 родов и 2 вождями. В результате социально-экономич. расслоения, и постепенного перехода к клас. обществу у А. в 15 в. формировалось раннерабовладельч. гос-во. Была развита торговля, начинался процесс выделения ремесла. До исп. завоевания А. не знали железа, но умели плавить золото, серебро, медь и бронзу. Осн. с.-х. культурами были маис, хлопок, какао, табак, томаты, домашних животных (кроме собак) не имели. У А. имелось пиктографич. письмо, было развито иск-во. В наст. время большинство А. принадлежит к с.-х. и пром. рабочим Мексики; лишь небольшая часть их (напр., тлахуика в Морелосе) сохранила старый хоз. уклад.

Лит.: Вайян Д. К., История ацтеков пер. с англ., М., 1949; Народы Америки, т. 2, M.-Л., 1959; Katz F., Die Sozialökonomischen Verhältnisse bei den Azteken im 15 und 16 Jahrnundert, В., 1956 (Etnogr.-archäolog. Forschung., Ed 3, tl 2).

R. В. Кинжалов. Ленинград.

АЧАДИ

АЧАДИ (Acsády), Игнац (9.IX.1845 - 17.XII.1906) - венг. историк, чл.-корр Венг. АН (с 1888). Автор работ по социально-экономич. истории феод. Венгрии. Окончил в 1869 юридич. ф-т. Будапештского ун-та. Опубл. ряд исследований по истории венг. экономики 16 в.: "Венг. финансы в правление Фердинанда I 1526-64" ("Magyarország pénzügyei I. Ferdinánd uralkodása alatt. 1526-64", 1888), "Экономич. положение Венгрии в 16 и 17 вв." ("Közgazdasági állapotaink a XVI és XVII százádban", 1889), "Налогообложение крепостных в 1564-76" ("A jobbágy-adózás 1564-76 ban", 1894), "Налогообложение крепостных 1577-97" ("A jobbágy-adózás 1577-97 ban", 1896). Заслугой А. явилось выявление преобладания крупного землевладения в Венгрии 16 в. ("Землевладение в Венгрии 1494-1598" ("Régi magyar birtokviszonyok. 1494-1598", 1894), "Венг. дворянство и его землевладение после мохачской катастрофы" ("A magyar nemesség és birtokviszonyai a mohácsi vérz után", 1890)). А. принадлежит неск. общих работ по истории Венгрии: "История Венгрии в период раздела ее на три части" ("Magyarország három részre oszlásának története. 1526-1608", 1897), "История Венгрии в период правления Леопольда I и Иосифа I" ("Magyarország története I. Lipót és I. József koraban, 1657-1711", 1898), "История венг. империи" ("A magyar birodalom története ", К. 1-2, 1903-1904). Итогом многолетней иссле- довательской работы А. явилась "История венг. крепостного крестьянства" ("A magyar jobbágyság története ", 1906, переизд. 1948, 1950; словацкий пер. 1955, рус. пер. 1956). Несмотря на ряд ошибочных положений, обусловленных клас. ограниченностью автора, стоявшего на позициях бурж. либерализма (затушевывание клас. борьбы в период формирования феодализма, идеализация роли феод. гос-ва и др.), работы А. сохранили свое значение благодаря широте охвата источников и обилию ценного фактич. материала. Труды А., в большинстве своем написанные с позиций критики феод. эксплуатации, при жизни автора подвергались нападкам реакц. клерикально настроенных историков. После смерти А. в венг. бурж. историографии предпринимались попытки преуменьшить значение его наследия.

Лит.: Szinnyái J., Magyar irók élete és munkai, k. 1, Bdpst., 1891, l. 53-55; Gulyas P., Magyar élétrajzii lexikon..., sk. 1, Bdpst., 1925, 1. 75-78; Lederer E., A korábbi középkorra vonatkozó magyar polgári történetirás birálata, A Magyar tudomanyos, Akadémia társadalmi - történeti tudomanyok osztályának Közleményei, 1954, k. 5, 1-4 szam; Sandor P., A magyar agrár-és paraszttörténet polgári irodalmának kritikájához, "Századok", 1954, 2-3 szam.

В. П. Шушарин. Москва.

А-ЧАН

А-ЧАН (самоназвание - ха-чан, или и га-чан) - народность группы И в КНР. Живут гл. обр. в уездах Инцзян и Лянхэ тай-цзинпоского авт. округа Дэхун пров. Юньнань КНР. Числ. - 17,7 т. ч. (1953). Язык А. входит в группу И тибето-бирм. ветви кит.-тибетской семьи языков. Документально известны с Минского времени (15 в.). Осн. занятия: поливное земледелие ремесла и в связи с ними отходничество. По верованиям инцзянские А. - буддисты юж. толка, лянхэйские - анимисты с преобладанием культа предков. Были бесписьменны; ныне используют кит. иероглифич. и реформированную тайскую письменность.

Г. Г. Стратенович. Москва.

АЧАНЫ

АЧАНЫ - название, к-рое употреблял в 17 в. в отношении предков совр. нанайцев Е. П. Хабаров. Зиму 1651-52 Хабаров прожил в земле А. в построенном им "Ачанском городке". По-видимому, назв. "А." представляет собой одно из терр. или племенных назв. нанайцев.

АЧЕ

АЧЕ (Atje) - феод. гос-во (султанат) на С. о. Суматра (Индонезия) в нач. 16 - нач. 20 вв. Расцвет А. падает на 1-ю пол. 17 в. - время правления Искандера Муда (1607-36) и Искандера Тхани (1636-41), когда суверенитет А. признавало большинство княжеств Суматры и нек-рые гос-ва Малайского п-ва. Экономич. мощь А. базировалась на торговле перцем, к-рую концентрировала в своих руках правящая верхушка. В столкновениях с португальцами, появившимися в Индонезии в 16 в., султаны А. одерживали верх, что поднимало их авторитет на архипелаге. После захвата голландцами Малакки (1641) - гл. пункта перевалочной торговли в Азии - значение А. падает. Экономич. упадок А. сопровождался феод. усобицами, в результате чего А. распалось на ряд княжеств, власть султана стала номинальной. В 1819 Англия заключила договор с султаном А., по к-рому получила право иметь своего резидента при дворе султана и торговать в султанате. В 1873 Голландия начала войну с А., закончившуюся в 1904 установлением над ним голл. господства. В Республике Индонезия А. - провинция (с 1956).

АЧИНЦЫ

АЧИНЦЫ - одна из народностей Индонезии. А. живут на С. о. Суматра, в р-не прежнего султаната Аче. Числ. - ок. 1,2 млн. чел. (1958). Говорят на ачинском яз. индонез. группы. Религия - ислам. Осн. занятие - земледелие (рис, черный перец, кокос, каучуконосы и др.); ремёсла - ткачество, плетение, металлообработка. В 19 в. А. вели борьбу против голл. колонизаторов.

Лит.: Очерки общей этнографии. Зарубежная Азия, М., 1959, с. 291-92; Loeb M., Sumatra, its history and people, W., 1935.

АЧКАНОВ

1

Григорий Павлович (1887-1939) - участник революц. движения в Одессе. Род. в Одессе в семье моряка. Чл. Коммунистич. партии с 1904. С 1906, - чл. Одесского гор. к-та РСДРП. С 1917 - чл. президиума Одесского совета. Один из организаторов Всеросс. союза моряков и речников. В янв. 1918 - чл. Одесского ревкома. В 1921-23 - чл. бюро Дон. к-та РКП(б), чл. коллегии НКПС, зам. пред. ЦК транспортников (Цектрана), чл. Президиума ВСНХ. В 1926 - чл. Центр. совета Профинтерна. Автор ряда работ по революц. движению в Одессе.

Лит.: Октябрь на Одещине. Сб. статей и восп., О., 1927; "Борці за Жовтень", в. 3, О., 1957.

2

Федор Павлович (6.II.1881 - 26.XI.1957) - участник борьбы за Сов. власть на Украине. Род. в Одессе в семье моряка. Рабочий-слесарь Гл. ж.-д. мастерских в Одессе. В революц. движении с 1900. Чл. Коммунистич. партии с 1903. Активный участник всеобщей стачки в Одессе в июле 1903 и революции 1905-07. Входил в Одесский к-т РСДРП. Подвергался арестам и высылке. В мае 1917 избран чл. Румчерода. Один из организаторов Красной гвардии в Одессе. Делегат 2-го Всероссийского съезда Советов, участник Окт. вооруж. восстания в Петрограде. Избран членом ВЦИК. В 1918 во время оккупации герм. войсками Украины- на подпольной парт. работе в Харькове, Киеве и Одессе. В 1919 - чл. ревкома в Киеве, Одессе, зам. пред. Всеукраинского ж.-д. ревкома. С 1920 - на партийной сов. и хоз. работе.

Соч.; Первые этапы революции пятого года в Одессе (воспом.), в кн.: 1905 год. Революц. движение в Одессе и Одещине. Сб. ст. и воспом., (кн. 1), О., 1925, с. 42-59; Наша работа в Главных ж.-д. мастерских, там же, кн. 2, О., 1926, с. 91-103.

Лит.: Деренковский Г. М., Узловое бюро РСДРП юго-зап. жел. дорог в 1906-08 гг., в кн.: Из истории рабочего класса и революц. движения, М., 1958, с. 371-397; "Моск. правда", 1957, No 279, 29 ноября.

АЧЧАЮОЛИ

1

(Acciaiuoli) - итал. дворянский феод. род в Бергамо, переселившийся в нач. 12 в. во Флоренцию. Поддерживал Медичи в их борьбе с родом Альбицци. Леоне ди Риккомано А. основал в кон. 13 в. банковско-торг. компанию (расцвет в 1-й пол. 14 в.). Компания А. имела филиалы в Авиньоне, Брюгге, Лондоне, Париже, Тунисе, на о. Родос. Особо важную роль играл ее филиал в Неаполе, ставший банкиром Анжуйской династии. Компания А. обслуживала пап. курию, финансировала Флорентийскую коммуну, англ. короля Эдуарда III на ведение Столетней войны 1337-1453. Невозвращение этих ссуд привело компанию А. к краху В 1345.

В. И. Рутенбург. Ленинград.

2

(Acciaiuoli), Аламанно-итал. хронист 14 в. В июне-июле 1378, во время восстания чомпи, А. был приором флорентийского пр-ва. Сторонник "жирного народа", А. выступал за союз богатых горожан с крупным дворянством и поддерживал пап. курию. "Хроника" А. о восстании чомпи проникнута резко враждебным отношением к восставшему народу, однако ценна богатым фактич. материалом.

Соч.: Il tumulto dei Ciompi Cronache e memorie a cura di G. Scaramella, в: Rerum italicarum scriptores, t. 18, pt. 3, Bologna, 1934.

В. И. Рутенбург. Ленинград.

АШАНТИ

1

Федерация Ашанти, - гос-во раннефеод. типа, существовавшее на терр. Золотого Берега (совр. Гана) в кон. 17-19 вв. Образовалось в 1697-1701 после победы народа ашанти над жившими к Ю.-В. от них племенами Денкера. В экономике А. значит. место занимали земледелие и домашние промыслы (гончарный, резьба по дереву, ткачество, обработка металлов и т. д.). Широко велась работорговля и торговля золотом. Во главе гос-ва стоял верховный вождь (ашантихене), резиденцией к-рого был г. Кумаси, а во главе отдельных областей - местные вожди (оманхене). Опираясь на сильную армию, правители А. добивались включения в состав гос-ва А. народов Золотого Берега, родств. ашанти, и ликвидации плем. раздробленности. Осуществлению этой политики помешала колониальная агрессия Англии (см. Англо-ашантийские войны). В результате 7-й войны (1896) Англия захватила А. и заключила соглашение о протекторате с отдельными племенами, входившими в федерацию. Федерация прекратила существование. После подавления восстания ашанти в 1900 Англия в 1901 включила терр. Ашанти в колонию Золотой Берег. С переходом Англии к политике т. н. косв. управления ашантихене Премпе I, высланному в 1896 на Сейшельские о-ва, было разрешено в 1924 вернуться в страну и в 1926 он был провозглашен оманхене (главой) г. Кумаси и прилегающих к нему земель. В 1935 англичане формально восстановили федеранию А. и наследник Премпе I - Премпе II был объявлен ашантихене. Однако фактически власть в стране оставалась в руках англ. губернатора Золотого Берега. После образования независимого гос-ва Гана терр. А. по конституции 1957 получила статут области.

Лит.: Rattray R. S., Ashanti, Oxf., 1923; его же, Ashanti law and constitution, Kumasi-L., (1956).

С. Л. Милявская. Москва.

2

народность, входящая в этнич. группу акан. А. живут на терр. того же названия, в гос-ве Гана. Числ. - 824 т. ч. (1948). Язык А. - диалект языка акан гвинейской языковой группы. Среди А. был распространен культ предков и анимистич. воззрения, с 19 в. начало распространяться христианство. Этногенезис А. еще не установлен (см. Ашанти гос-во).

АШАР

АШАР - ушр (араб. - десятая часть), - натур. десятинный налог в мусульм. странах. Взимался ежегодно гос-вом или феод. владетелями с продуктов земледелия, животноводства, рыбной ловли, промыслов. Исходной основой А. явилось домусульм. обычное право, а также сходные с А. формы повинностей, существовавшие в ряде стран до араб. завоеваний. А. постепенно обособился от узаконенного в начальный период халифата установления шариата о зекяте - обязат. взимании с каждого мусульманина сбора для ведения войны против "неверных", поддержания ислама и содержания неимущих. В различные ист. периоды в зависимости от местных условий А. видоизменялся и взимался под разными назв. (икта, димос, онда, ондалык, саларийе - в Османской империи, дах-йак - в Иране и т. д.). Откупная система взимания А., введенная в кон. 16-17 вв. в ряде стран, особенно в Османской империи, доводила размер А. фактически до 1/2 дохода крестьянина. В Турции А. был отменен законом от 17 февр. 1925. В ряде мусульм. стран (напр., в Йемене, Сауд. Аравии) А. сохраняется и поныне.

Лит.: Фан-ден-Берг Л. В., Основные начала мусульм. права, пер. (с голл.), СПБ, 1882; Шарль Р., Мусульм. право, пер. с франц., М., 1959; Abou Yousof Ya'koub, Le livre de l'impôt foncier, trad. et annoté par E. Fagnan, P., 1921.

A. С. Тверитинова. Москва.

АШАРИ

АШАРИ - аль-Ашари, Абу-ль-Хасан Али (873 или 874-935) - араб. богослов, основоположник суннитского схоластич. богословия - калама. До 40 лет был ревностным приверженцем мутазилитов; затем разошелся с ними и резко обличал их в своих соч. и публичных выступ- лениях. К утверждениям А. о несотворенности (предвечности) Корана и предопределении (при противоречащей ему ответственности людей за свои поступки), развитым его последователями теологами-ашаритами, и теперь прибегают мусульм. клерикалы в борьбе со свободомыслием и атеизмом.

Соч.: Рисаля истихсан аль-хауд фи ильм аль-калям (Трактат о совершенствовании изучения в науке калама), Бейрут, 1953.

Лит.: Mehren M. A. F., Exposé de la réforme de l'islamisme, commencée au III-ème siècle de l'Hégire par Abou-'l-Hasan Ali el-Ash'ari et continuée par son école. Avec des extraits du texte Arabe d'Ibn Asâkir, в кн.: Travaux de la 3. Session du Congrès International des Orientalistes, St.-Pétersbourg, 1876, t. 2, sous la réd. du V. de Rosen, St.-Pétersbourg-Leyde, 1879; Gardet L. et Anawati M., introduction а la théologie musulmane..., P., 1948.

АШДОД

АШДОД - древний город в Юж. Палестине, в долине р. Элах (совр. Ашдод в гос-ве Израиль). Известен с сер. 2-го тыс. до н. э., когда он упоминается в текстах из Угарита (совр. Рас-Шамра). С 12 в. до н. э. находился в руках филистимлян. В 711 до н. э. был взят и разграблен войсками ассир. царя Саргона II, а ок. 630 после 29-летней осады захвачен фараоном Псамтиком I. В 147 до н. э. А. был разрушен иудейским вождем Ионатаном Маккавеем, в 10 н. э. присоединен к владениям Рима.

АШЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА

АШЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА - по археол. периодизации вторая (после шелльской культуры) ступень культурного развития человечества в древнем каменном веке (палеолите). Названа по месту первых находок в Сент-Ашёле (Saint-Acheul) - предместье г. Амьена (Франция). Человек периода А. к. находился на ранней стадии первобытно-общинного строя. Основой его жизни являлись охота и собирательство. Орудиями служили ручные рубила - крупные, двусторонне оббитые и заостренные к одному концу кремневые гальки миндалевидной, овальной, круглой или треугольной формы, а также кремневые отщепы. На стоянках А. к. у г. Лерингена (Саксония) и Торральба (Испания) найдены деревянные копья. Остатки кострищ говорят о знакомстве с огнем. На поздней стадии А. к. в связи с наступившим рисским оледенением исчезла теплолюбивая фауна (юж. слон, махайрод), появились мамонт, шерстистый носорог, лось, служившие объектами коллективной охоты. Стоянки А. к. на терр. СССР обнаружены в Армении (Сатани-Дар), Грузии (Яштух), на Украине (Лука-Врублевецкая) и в др. местах. К А. к. относят также находки в пещере Чжоукоудянь (Китай), служившей местом обитания синантропов. Время А. к. - ок. 400-200 тыс. лет тому назад.

Лит.: Ефименко П. П., Первобытное общество, 3 изд., К., 1953; Борисковский П. И., Начальный этап первобытного общества, Л., 1950.

А. Я. Брюсов. Москва.

АШЕНБРЕННЕР

Михаил Юльевич (9.IX.1842 - 11.XI.1926) - рус. революционер, народоволец. Сын воен. инженера. Окончил кадетский корпус (1860). В 1863 отказался от назначения в гвард. полк, усмирявший восстание в Польше. В 1870-82 служил в Николаеве, где организовал офицерские кружки, к-рые в 1881 присоединились к "Народной воле". Осенью 1882 был послан воен. центром "Народной воли" для объединения провинц. воен. кружков; побывал в Пскове, Минске, Риге, Вилькомире, Смоленске. Арестован в Смоленске 29 марта 1883. По "процессу 14-ти" (1884) приговорен к смертной казни, замененной пожизн. каторгой в Шлиссельбургской крепости. Освобожден в 1904. До 1917 жил в Смоленске под надзором полиции. В 1924 А. - ветерану революц. движения в армии - приказом РВС СССР было присвоено звание "старейшего красноармейца".

Соч.: Воен. орг-ция Народной воли и другие воспоминания (1860-1904), М., 1924; Автобиография, Энциклопедич. словарь Гранат, т. 40, Прилож.

Лит.: Деятели революц. движения в России, Био-библиографич. словарь, т. 3, в. 1, (М.), 1933.

АШИКПАШАЗАДЕ

АШИКПАШАЗАДЕ (Asikpasazade), Ахмет Ашики (1400 - после 1495) - тур. историк- хронист. Принимал участие в многочисленных завоеват. походах турок-османов в 15 в. В ист. науке известен своим соч. "История дома Османова" (охватывает события в Османском гос-ве от его возникновения до 80-х гг. 15 в.), являющимся одним из важнейших источников по истории начального периода Османского гос-ва. Стамбульское издание "Истории" осуществлено по рукописи Стамбульского археол. ин-та, сверенной со списком Ватикана. 2-е изд. осуществлено Ф. Гизе путем критич. сличения 11 списков "Истории", хранящихся в разных б-ках.

Соч.: Теварихи Али Осман, Ашикпашазаде тарихи, Стамбул, 1332 (1913/14).

Лит.: Die altosmanische Chronik des 'Asikpasazade, hrsg. v. F. Giese, Lpz., 1929; Babinger F., Die Geschichtsschreiber der Osmanen und ihre Werke, Lpz., 1927, S 35-38.

АШМАР

Мухаммед (ум. 3.III.1960) - обществ. и религ. деятель Сирии, мусульм. богослов, активный участник нац.-освободит. борьбы и движения сторонников мира. Во время восстания 1925-27 командовал партиз. отрядами. В нояб. 1950 участвовал во 2-м Всемирном конгрессе сторонников мира. Чл. Всемирного Совета Мира (с 20 июня 1953). С 1956 - пред. Нац. к-та сторонников мира Сирии (с 1958 - Сирийский р-н ОАР). Междунар. Ленинская премия "За укрепление мира между народами" (за 1955).

АШНУННАК

АШНУННАК - см. Эшнунна.

АШОКА

АШОКА - др.-инд. царь (273-236 или 232 до н. э.) из династии Маурья, один из наиболее известных гос. деятелей Др. Индии. По буддийским хроникам, А. при жизни своего отца Биндусары был правителем гос-ва Таксилы. Захватил трон отца после междоусобной борьбы. Подобно Чандрагупте и Биндусаре, продолжал политику создания и укрепления объединенного инд. гос-ва. Ок. 260 до н. э. после ожесточ. борьбы завоевал гос-во Калингу. Гос-во А. (см. Маурьев государство) охватывало почти всю Индию (за исключением крайнего юга). Дошедшие до нас указы А., высеченные на скалах, колоннах, в пещерах, являются древнейшими точно датированными эпиграфич. памятниками Индии. Они позволяют судить о границах гос-ва, управлении, социальных отношениях, религии и культуре. А. принял буддизм, к-рый осуждал племенную раздробленность и идеологически освящал создание объединенного гос-ва. Всячески содействовал распространению буддизма в Индии и за ее пределами (посылал буддийских миссионеров в Бирму, Цейлон, Непал). Вместе с тем А. не был противником др. религий и сект. Эпоха правления А. ознаменована замечат. развитием инд. культуры, архитектуры, распространением письменности.

Лит.: Hultzsch E., Inscriptions of Asoka, Calcutta, 1925; Bhandarkar D. R., Asoka, 3 ed., Calcutta, 1955.

G. M. Бонгард-Левин. Москва.

АШОТ

АШОТ - арм. цари из династии Багратидов: 1) А. I Багратуни (ум. 891) - основатель династии Багратидов, правил с 886. Ослабленный внутр. междоусобицами и борьбой подвластных народов, араб. Халифат в 859 был вынужден признать А. I князем князей Армении, закрепить за ним право сбора налогов в стране и контроль за выполнением гос. повинностей. Видный воен. деятель и дальновидный политик, А. I возглавил борьбу за независимость и объединение Армении. Он подчинил себе крупных феодалов Армении, получил поддержку церкви. В 80-х гг. разбил араб. войска. Соперничавшие между собой араб. халиф и визант. император послали в 886 А. I корону, т. е. признали независимость Армении.

2) А. II. Железный (ум. 928) - правил с 914. Вел упорную борьбу против арабов и поддерживавших их арм. феодалов, пытавшихся ликвидировать независимость Армении. В 921 разбил араб. армию на берегу оз. Севан и очистил от арабов б. ч. Армении. Усмирил также непокорных феодалов. В 922 халиф вынужден был признать А. II князем князей Армении, т. е. сюзереном всех арм. феодалов. Крупный гос. деятель и военачальник, А. II за упорство и стойкость в борьбе с арабами был прозван "Железным".

3) А. III Милостивый - правил в 953-977. Как и его предшественники, проводил политику усиления централизов. власти и объединения страны, для чего создал сильную постоянную армию. В 961 А. III перенес свою резиденцию из Карса в Ани, к-рый стал столицей всей Армении и сыграл видную роль в ее объединении. При А. III велись крупные строит. работы, быстро росла столица Ани. В 963-964 в Ани были возведены "Ашотовы стены".

Лит.: Daghbaschean H., Gründung des Bagratidenreiches durch Aschot Bagratuni, В., 1893.

ббл.

ашот бб

Б. H. Аракелян. Ереван.

АШТАРХАНИДЫ

Джаниды, - династия ханов Бухары (1599-1753), происходившая от последних астраханских ханов из дома Джучи. Избраны на бухарский престол после падения династии Шейбанидов. Наиболее известные представители А.: Имам-кули (1611-42), Надир-Мухаммед (1642-45), Абд-ал-Азиз (1645-80), Субхан-кули (1680-1702), Убайдулла II (1702-11), Абу-л-Файз (1711-47). Время правления А. ознаменовано ожесточенной борьбой ханов А. с сепаратизмом крупных феодалов, отражением натиска каракалпаков, казахов, киргизов и калмыков (ойротов), борьбой с Великими Моголами за Балхское владение. Во 2-й четв. 18 в. Бухарское ханство попало в вассальную зависимость от иран. шаха Надира, от к-рой освободилось лишь после его смерти (1747). Династия А. прекратилась с вступлением на бухарский престол Мухаммед-Рахим аталыка (1753), принявшего титул эмира и начавшего династию Мангытов.

Лит.: История Узб. ССР, т. 1, кн. 1, Таш., 1955; Иванов П. П., Очерки по истории Ср. Азии (XVI - сер. XIX вв.), М., 1958.

А. Г. Подольский. Москва.

АШХАБАД

АШХАБАД (б. Асхабад, с 1919 по 1927 - Полторацк) - город, столица Туркм. ССР. Расположен на Прикопетдагской горной равнине, в Ашхабадском оазисе, в 40 км от гос. границы СССР с Ираном. Пром. и культурный центр. ж.-д. станция на линии Красноводск-Ташкент. В 1959 - 170 т. ж. (в 1882 - 2 т. ж., в 1897 - 19,4, в 1911 - 45,3, в 1926 - 51,6, в 1939 - 127 т. ж.). На месте А. были древние поселения. В эпоху Парфянского царства в окрестностях А. существовали г. Ниса и др. В 15-16 вв. в 10 км к В. от А. находился г. Багабад. А. возник в 1881 под названием Асхабад близ одноименного аула (давшего назв. городу) как воен. укрепление; был адм. ц. Закаспийской обл. Постройка в 1885 ж.-д. линии Асхабад-Каспий и в 1899 Асхабад-Ташкент способствовала росту А. и развитию торговли. В 1915 в А. имелось 68 полукустарных предприятий с общим числом рабочих 200-300 чел. (кроме железно- дорожников). Летом 1905 в А. оформляется с.-д. орг-ция, образуется Солдатский к-т РСДРП, переименованный в Воен. орг-цию Асхабадского гарнизона (с июля 1905 издавалась нелегальная газ. "Солдат"). Железнодорожники А. активно участвовали в Октябрьской всероссийской политической стачке 1905. В дек. 1905 в А. состоялись съезд железнодорожников Ср. Азии, принявший решение о дальнейшей решит. борьбе против царизма, и первая закаспийская конференция РСДРП (представляла до 500 чл. партии), к-рая основала Закаспийский союз орг-ций РСДРП. В начале июня 1906 вспыхнуло восстание асхабадского гарнизона, к к-рому присоединились железнодорожники. Восстание, длившееся неделю, было подавлено, суду предано 800 чел. В 1908 Асхабадская орг-ция РСДРП была разгромлена полицией.

После Февр. революции, в марте 1917, в А. был образован Совет рабочих и солдатских депутатов, большинство в к-ром вначале принадлежало меньшевикам, эсерам и пантюркистам. Большевики А. (к осени 1917 - ок. 30 чел.) вели большую политич. работу среди населения, в результате к-рой в дек. 1917 власть в А. перешла в руки большевистского Совета. Эсеры, белогвардейцы и бурж. националисты 17 июня 1918 подняли в А. контрреволюц. мятеж, который был подавлен. 11-12 июля 1918, при поддержке англ. агентов, власть в А. захватили эсеры и белогвардейцы, к-рые 22 июля 1918 у ж.-д. станции Аннау расстреляли 9 асхабадских комиссаров и командиров Красной Армии: В. Теллия, Житникова, Молибожко, Н. Розанова, Батминова, А. Хренова, Колостова, Смелянского и П. Петросова. 20 сент. 1918 англ. интервенты с помощью асхабадского эсеро-белогвард. пр-ва расстреляли бакинских комиссаров. 9 июля 1919 сов. войска освободили А. от интервентов и белогвардейцев. 17 июля 1919 А. был переименован в Полторацк - в память комиссара труда Туркестанской АССР П. Г. Полторацкого, расстрелянного в июле 1918 белогвардейцами в г. Мерве. До 1924 - обл. центр Туркестанской АССР. С образованием 27 окт. 1924 Туркм. ССР город становится столицей республики и ему в 1927 присваивается нац. назв. - Ашхабад. В годы Сов. власти в А. осуществлено широкое пром., жилищное и культурное строительство. Город разрушался от ряда землетрясений (1893, 1895 и 1929). Особенно сильным было землетрясение в ночь на 6 окт. 1948 (9 баллов), к-рое нанесло значит. разрушения А. Проведены большие восстановит, работы.

В А. 3 вуза, АН Туркм. ССР, музеи: ист.-революционный, краеведч., дарвинизма, изобразит. иск-в.

Лит.: История Туркм. ССР, т. 2, Аш., 1957; Жмуйда В. Б., Ашхабад, M., 1957; Фрейкин З. Г., Туркм. ССР, M., 1957; Бабаев А. и Фрейкин З., Ашхабад, Аш., 1957.

К. Расулов. Ашхабад.

АШШУР

Ассур, - 1) Верховное божество в религии ассирийцев, см. Вавилоно-ассирийская религия и мифология. 2) Город в Ассирии (ныне Калъат-Шаргат, Ирак). Древнейшие археологич. слои относятся к 4-му тыс. до н. э. В кон. 3 - нач. 2-го тыс. являлся городом-гос-вом, управлявшимся правителем - "ишшаккумом" совм. с советом старейшин. Являлся форпостом шумеро-аккадской культуры, крупнейшим центром транзитной торговли, поставлявшим шерсть, кожу и металл из М. Азии в Вавилонию и ткани, ремесл. изделия и др. - из Вавилонии в М. Азию. С сер. 2-го тыс. до н. э. - столица Ассирии. С 9 в. до н.э. перестал быть резиденцией царей, по продолжал считаться столицей. А. был освобожден от общегос. податей и повинностей. В 614 до н. э. был разрушен мидянами. В последние века до н. э. A. - парфянский город. Развалины А., открытые в 1821, впервые исследованы англ. ученым О. Лейардом в 1845-47. Раскопки А. (1903-14), произведенные нем. ученым Р. Кольдевеем,а затем В. Андре, дали множество памятников архитектуры всех периодов, большое количество памятников письменности. Город занимал площ. ок. 70 га. Открыты две линии оборонит. сооружений (древнейшие относятся, вероятно, к рубежу 3-2-го тыс. до н. э.) с монумент. воротами и бастионами, храмы и зиккураты богов Ашшура и Иштар, двойные храмы Шамаша и Сина, Адада и Ану, неск. значит. дворцовых сооружений, торг. и жилые кварталы. Найдена б-ка (более древняя, чем б-ка Ашшурбанипала) с клинописными текстами (в т. ч. и хеттскими).

Лит.: Дьяконов И. М., Развитие земельных отношений в Ассирии, Л., 1949; Parrot A., Archéologie mésopotamienne. Les étapes, P., (1946); Andrae W., Das wiedererstanpene Assur, Lpz., 1938.

АШШУРБАНИПАЛ

Ашшурбанапал, - царь Ассирии (669 - ок. 633 до н. э.), сын Асархаддона. После смерти отца А. получил власть над Ассирией и прилегающими провинциями. Вел воен. и дипломатическую борьбу за сохранение ассир. гос-ва. В первые годы царствования совершил ряд походов против восставшего Египта, вновь покорил его, но ненадолго (ок. 655 Египет окончательно отпал от Ассирии). На З. покорил Тир и Арвад. На В. и С. успешно боролся с киммерийцами, скифами, персами и мидянами. На Ю.-В. воевал с Эламом и ок. 655 до н. э. нанес ему поражение. На Ю. столкнулся с антиассирийской коалицией (Вавилонией, Эламом, арамеями, халдеями и др.) во главе с правившим в Вавилонии своим братом Шамашшумукином, к-рый ок. 653 до н. э. поднял восстание против А. Овладев Вавилонией (648 до н. э.), А. затем поодиночке разбил ее союзников. В последние годы жизни разгромил Элам (639 до н. э.) и совершил поход против аравийских племен. А. вошел в историю не только как крупный воен. деятель и дипломат, но и как собиратель древних письм. памятников. Подготовленный первоначально к жреч. деятельности, А. был первым ассир. царем, знавшим клинопись. По его приказу в Ниневии были собраны в копиях и подлинниках десятки тыс. древних ист., религ., магич. и науч. текстов. Раскопки 1849-54 на месте Ниневии (холм Куюнджик) дали миру не только образцы ассир. иск-ва, но и б-ку А., являющуюся ценнейшим источником для изучения переднеазиат. культуры,

Лит.: Olmstead A. T., History of Assyria, N. Y.-L., 1923; Streck M., Asurbanipal und die letzten assyrischen Könige, Lpz., 1916.

P. A. Грибов. Ленинград.

АШШУРНАСИРПАЛ

Ашшурнасира- пал, - царь Ассирии (883-859 до н. э.). Покорил Сев. Месопотамию, Сев. Сирию и Финикию, с особой жестокостью уничтожив множество жителей. Известны рельефы из дворца А. в Кальху (совр. Нимруд); образцы имеются в собрании Гос. Эрмитажа.

АШШУРУБАЛЛИТ I

АШШУРУБАЛЛИТ I - правитель (кон. 15 - нач. 14 вв. до н. э.) г. Ашшура. Захватил часть Сев. Месопотамии, положив начало существованию Ассир. державы. Посадил на престол в Вавилоне своего правнука. Вступил в дружеств. отношения с Египтом.

АШШУРУБАЛЛИТ II

АШШУРУБАЛЛИТ II - последний царь (612-605 до н. э.) Ассирии. После взятия Ниневии войсками Мидии и Вавилона (612) возглавил остатки ассир. войск и продолжал борьбу в р-не гг. Харрана и Кархемиша.

АЭТА

АЭТА - атта, инагта и др. (общего самоназвания не имеют), - группа малорослых (140-150 см) негроидных племен, коренное население Филиппинских о-вов А. живут в горных р-нах о. Лусон, гл. обр. в пров Илокос-Норте и Самбалес, а также на В. острова. Небольшие группы А. живут во внутр. р-нах о-вов Негрос и Панай, на С.-В. о. Минданао. Иногда к А. относят также нек-рые др. негроидные группы о-вов Миндоро и Палаван. Числ. - ок. 40 т. ч. (1959), из них на о. Лусон более 30 т. ч. Говорят на многочисл., весьма отличающихся один от другого диалектах малайско-полинезийской семьи языков. Диалекты А. до сих пор недостаточно изучены. Религ. представления сводятся к первобытному анимизму. Наряду с охотой и собирательством в х-ве А. развивается земледелие.

Лит.: Beyer H. О., Pre-historic Philippines, в кн.: Encyclopedia of the Rhilippines, v. 8, Manila, 1936; Garvan J. M., The Pygmies of the Philippines, (Posieux (Freiburg)), 1954 (Micro-Bibliotheca Anthropos, v. 19); Миклухо-Маклай Н. Н., О папуасах (негритосах) на острове Люсон, Собр. соч., т. 2, М.-Л., 1950.

С. А. Арутюнов. Москва.

АЭЦИЙ

АЭЦИЙ (Aёtíus), Флавий (ок. 390 - 21.IX.454) - полководец Зап.-Рим. империи. В 451 в битве на Каталаунских полях руководил воен. силами римлян и их союзников (вестготов, франков и бургундов), отразившими нападение гуннов, предводительствуемых Аттилой. Убит имп. Валентинианом III, опасавшимся усиления власти и авторитета А.

АЮБ-ХАН

АЮБ-ХАН (1856-1914) - правитель Герата (1879-1881). В период англо-афг. войны 1878-80 у местечка Майванд 27 июля 1880 А. наголову разгромил англ. бригаду Бэрроуза и осадил англичан в Кандагаре. 1 сент. 1880 англ. отряд Ф. С. Робертса нанес поражение А. В апр. 1881 англичане передали Кандагар эмиру Абдуррахману, к-рый, разгромив войска А., занял Герат. А. бежал в Иран. Умер в Лахоре (Индия).

АЮКА

АЮКА (1647-1724) - хан волжских калмыков. Пришел к власти в 1672, объединил всех волжских калмыков и значительно расширил свои владения. Ок. 1690 Далай-Лама прислал А. ханский титул, к-рый в 1712 был признан рус. пр-вом. Лавируя между Джунгарией и Россией, А. вел в отношении последней двуличную политику, неоднократно присягал быть в подданстве и союзе и в то же время при случае нападал на окраинные рус. земли. Царизм, стремясь укрепить свою власть в Ниж. Поволжье, поддерживал А. и использовал его воен. силы при подавлении Астраханского. (1705-06) и Булавинского (1707-08) восстаний, а также в Сев. войне 1700-21.

Лит.: Пальмов Н. Н., Этюды по истории приволжских калмыков, ч. 1-5, Астрахань, 1926-32.

АЮТИЯ

АЮТИЯ - столица Таиланда (Сиама) в 14-18 вв. Осн. в 1350 на острове при слиянии pp. Менам-Чао-Прайя (Менам) и Пасак. Используя выгодное положение А. на скрещении важных торг. путей, ее правители объединили под своей властью все тайские земли. В состав аютийского королевства входили также части совр. Бирмы, Малайи и Камбоджа. В 16-17 вв А. - важнейший центр посреднич. торговли между Индией и странами Д. Востока. Европ. путешественники сравнивали А. по размерам с Парижем. В кон. 17 в. в А. жили в отдельных кварталах представители 21 национальности. В 18 в. торговля А. в результате конкуренции со стороны голл. Ост-Индской компании приходит в упадок. В 1767 А. была разрушена бирманцами. В 19 в. недалеко от развалин А. возник новый город того же названия.

АЮШИ

АЮШИ (1858-1939) - руководитель аратского освободит. движения в ю.-з. части Кобдоского округа Внеш. Монголии в 1903-17. Был крепостным хошунного кн. Манибазара. В 1903 возглавил выступление аратов и мелких тайджи хошуна против владетельного князя. С 1911 почти до 1918 руководил борьбой аратов хошуна против феодального и колониального гнета. Впоследствии принимал активное участие в революции 1921 и строительстве народно- демократической Монголии.

Лит.: Нацокдоржи Ш., Из истории аратского движения во Внеш. Монголии, M., 1858.

АЯЗ-КАЛЕ

АЯЗ-КАЛЕ - комплекс развалин 2-4 вв. н. э. в Бирунийском р-не Кара-Калпакской АССР. Открыт в 1937. При раскопках найдено много кушанской керамики, орудия труда, оружие, украшения, монеты (в т. ч. монеты Канишки).

Лит.: Толстов С. П., Древности Верх. Хорезма, "ВДИ", 1941, No 1; его же, древний Хорезм, М., 1948, с. 102-11; его же, По следам др.-хорезмийской цивилизации, М.-Л., 1948, с. 154-59.

АЯКУЧО

АЯКУЧО (Ayacucho) - город в Перу, вблизи к-рого 9 дек. 1824 произошло последнее крупное сражение Войны за независимость испанских колоний в Америке 1810-26. В этом сражении армия патриотов под команд. сподвижника Боливара ген. Сукре (5780 чел.) разбила исп. армию вице-короля Хосе де ла Серна (9300 чел.). Поражение исп. войск означало окончат. крушение колон. господства Испании на амер. континенте.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Аякучо, Соч., 2 изд., т. 14; Rivà-Agüero J. de la, Historia del Perú, т. 2, Lima, 1953, p. 135-45.

АЯНЫ

АЯНЫ (араб. эайян, мн. ч. от айн, букв. - глаз, око) - в Османской империи до танзимата правители городов, иногда округов, избиравшиеся местной знатью, позднее - сенаторы. В Боснии - с 30-х гг. 18 в. до 1838 существовало аянское вече - совещат. орган при тур. наместнике (бейлербее).

Лит.: Миллер А. Ф., Мустафа паша Байрактар, М.-Л., 1947; Kresevljakovic H., Kapidzic H., Sudsko-administrativna podjela Bosne i Hercegovine pocetkom XIX stoljeca, Sarajevo, 1950.

Предыдущая страница Следующая страница