Приглашаем посетить сайт

Социология (sociology.niv.ru)

Энциклопедия ньюсмейкеров (справки по новостным сюжетам, 2015 год)
Статьи на букву "С" (часть 2, "САЛ"-"САМ")

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 2, "САЛ"-"САМ")

Салли Райд

Биография Салли Райд

Первая женщина‑астронавт США Салли Кристен Райд (Sally Kristen Ride) родилась 26 мая 1951 года в Лос‑Анджелесе, штат Калифорния, США.

В 1968 году окончила среднюю школу (Westlake High School) в Лос‑Анджелесе.

Салли Райд окончила Стэнфордский университет (Stanford University), где защитила докторскую диссертацию по физике.

16 января 1978 года была зачислена кандидатом в отряд астронавтов Национального аэрокосмического управление США (НАСА).

После года обучения и испытательного срока, в августе 1979 года была зачислена в отряд астронавтов в качестве специалиста полета.

Работала оператором связи с экипажем (CapCom) во время полетов Challenger STS‑2 и Challenger STS‑3.

18 июня 1983 года Салли Райд полетела в космос в составе экипажа миссии Challenger STS‑7. Командиром корабля был Роберт Лорел Криппен (Robert Laurel Crippen). Шаттл был запущен из Космического центра Кеннеди, штат Флорида.

Салли Райд стала третьей в истории женщиной, побывавшей за пределами земной атмосферы. До нее в космос летали советские космонавты Валентина Терешкова (1963 год) и Светлана Савицкая (1982 год).

Подробнее о праздновании 50-летия полета Валентины Терешковой >>

Продолжительность полета Салли Райд составила 147 часов.

24 июня 1983 года Challenger STS‑7 приземлился на авиабазе Эдвардс (Edwards Air Force Base) в Калифорнии.

5 октября 1984 года Райд полетела в космос в качестве специалиста шаттла Challenger STS‑41G, который был запущен из Космического центра Кеннеди, штат Флорида.

Салли Райд в кабине Челленджера. 1983 год

Салли Райд в кабине "Челленджера". 1983 год

Продолжительность полета составила 197 часов.

13 октября 1984 года шаттл совершил посадку в Космическом центре Кеннеди, штат Флорида.

В 1986 году Райд готовилась к третьему полету, когда стало известно о катастрофе шаттла Challenger. Полет был отменен, Салли Райд вошла в президентскую комиссию по расследованию причин крушения шаттла. После окончания расследования работала в штаб‑квартире НАСА специальным помощником администратора НАСА по вопросам долгосрочного и стратегического планирования. Ушла из НАСА в 1987 году.

В 1987-1989 годах Салли Райд работала научным сотрудником в Центре международной безопасности и контроля над вооружениями (Center for International Security and Arms Control) в Стенфордском университете.

В 1989 году стала директором Калифорнийского института космических исследований (California Space Institute) при Университете Калифорнии.

Салли Райд

В июне 1999 года стала исполнительным вице‑президентом веб‑сайта space.com.

В сентябре 2000 года возглавила интернет‑проект НАСА EarthKAM, предназначенный для облегчения доступа школьников к снимкам Земли из космоса.

В 2001 году Салли Райд основала собственную компанию Sally Ride Science, деятельность которой направлена на поддержку интереса девочек и молодых женщин к естественным наукам, математике и технологиям.

В 2003 году Райд входила в состав комиссии, расследовавшей причины гибели шаттла "Колумбия" (Space Shuttle Columbia).

Салли Райд - автор и соавтор пяти научно‑публицистических книг для детей.

Салли Райд - обладательница множества наград, в том числе премии фон Брауна (von Braun Award) Национального космического общества (National Space Society) и премии Теодора Рузвельта (Theodore Roosevelt Award).

Она была введена в Национальный зал славы женщин (National Women's Hall of Fame) и Зал славы астронавтов (Astronaut Hall of Fame) и дважды была награждена медалью "За космический полет" (NASA Space Flight Medal). В ее честь были названы две начальные школы, в Техасе и Мэриленде.

23 июля 2012 года Салли Райд скончалась в своем доме в пригороде Сан‑Диего (штат Калифорния). Последние полтора года она боролась с раком поджелудочной железы.

Президент США Барак Обама назвал Райд национальной героиней и примером для подражания.

20 мая 2013 года Обама объявил, что посмертно наградит Салли Райд Президентской медалью Свободы, которая является высшей гражданской наградой США и присуждается лицам, внесшим особый вклад в защиту интересов безопасности или национальных интересов страны, в дело защиты мира во всем мире, или за культурную либо иную важную общественную или частную деятельность.

17 декабря 2012 года Североамериканское космическое агентство завершило миссию по исследованию гравитации Луны (GRAIL). Космические аппараты "Эбб" и "Флоу" как и было запланировано, врезались в поверхность спутника Земли, а месту их падения было присвоено имя астронавта Салли Райд.

Салли Райд, первая женщина-астронавт США

Салли Райд, первая женщина-астронавт США

2013 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20130618/943390648.html

Саллух, Фаузи

Статья большая, находится на отдельной странице.

Салман Рушди

Биография Салмана Рушди

Прозаик, критик, публицист Ахмед Салман Рушди (Ahmed Salman Rushdie) родился 19 июня 1947 года в Бомбее (современное название - Мумбаи, штат Махараштра, Индия) в семье преуспевающего бизнесмена.

Салман Рушди учился в частной школе, в 14 лет родители отправили его на учебу в Англию, в престижную школу-интернат Рагби.

Затем по настоянию отца Салман поступил в Королевский колледж Кембриджа, где изучал историю и английскую литературу.

Во время индо-пакистанского конфликта семья Рушди, как и многие другие индийские мусульмане, перебралась в Пакистан и поселилась в Карачи.

Получив диплом, Рушди отправился к семье в Пакистан и устроился работать на телевидении. Позднее он вернулся в Великобританию, где работал копирайтером в крупном лондонском рекламном агентстве Ogilvy & Mather.

В 1964 году Рушди получил британское гражданство.

Салман Рушди

Литературным дебютом Салмана Рушди стал опубликованный в 1975 году роман "Гримус" (Grimus), написанный в жанре полунаучной фантастики. Произведение не было замечено критиками и не имело коммерческого успеха. Однако уже следующий роман - "Дети полуночи" (Midnight's Children, 1981), принес Рушди славу и до сих пор считается его лучшим произведением.

В 1983 году Салман написал роман, высмеивающий политическую жизнь Пакистана - "Стыд" (Shame) - в стиле магического реализма.

Опубликованный в 1988 году роман "Сатанинские стихи" (The Satanic Verses) вызвал яростный протест в мусульманском мире, поскольку его сочли антиисламским. Книгу запретили в целом ряде стран, в том числе в Индии.

14 февраля 1989 года иранский лидер аятолла Рухолла Хомейни заочно приговорил Рушди к смерти, осудив "Сатанинские стихи" за кощунство и вероотступничество. Мусульманам по всему миру была обещана большая награда за приведение приговора в исполнение. Из-за угрозы покушения Рушди пришлось долгое время скрываться, находясь под круглосуточной охраной полиции.

После скандальных "Сатанинских стихов" писатель обратился к сказке, создав одно из самых светлых своих произведений - небольшой роман "Гарун и море историй" (Haroun and the Sea of Stories, 1990).

Романы Рушди "Прощальный вздох мавра" (The Moor's Last Sigh, 1995) и "Земля под ее ногами" (The Ground Beneath Her Feet, 1999) продолжают темы самоидентификации на примере эмигрантов, а также культа популярности в современном мире.

В 2010 году вышла в свет вторая сказка Рушди "Лука и огонь жизни" (Luka and the Fire of Life), сюжетно связанная с его более ранней книгой "Гарун и море историй".

Среди других произведений Салмана Рушди: "Ухмылка ягуара: Путешествие в Никарагуа" (The Jaguar Smile: A Nicaraguan Journey, 1980), "Грезящиеся родные края: Статьи, эссе, критика" (Imaginary Homelands: Essays and Criticism, 1991), "Восток, Запад" (East, West, 1994), "Ярость" (Fury, 2001), "Синева Востока" (The East is Blue, 2004), "Клоун Шалимар" (Shalimar the Clown, 2005), "Флорентийская чародейка" (The Enchantress of Florence, 2008).

Произведения Рушди переведены более чем на 40 языков.

На 2012 год запланирован выход экранизации романа "Дети полуночи" (режиссер Дипа Мехта) и публикация мемуаров писателя.

Салман Рушди - президент и основатель Международного парламента писателей и бывший президент американского ПЕН-клуба (неправительственной организации, объединяющей профессиональных писателей и журналистов).

В 2007 году за многочисленные заслуги в области литературы Рушди был присвоен титул рыцаря Британской Империи.

Салман Рушди является кавалером французского Ордена искусств и литературы, лауреатом ряда престижных премий: Букеровской, литературной премии Ассоциации преподавателей английского языка и премии Джеймса Тейта Блэка за роман "Дети полуночи" (1981), Уитбредской литературной премии за романы "Прощальный вздох мавра" (1988) и "Сатанинские стихи" (1995), и многих др.

В 2008 году роман "Дети полуночи" получил премию "Лучший из Букеров" - Салман Рушди был признан лучшим писателем среди лауреатов Букеровской премии за все 40 лет ее существования. Победителя через интернет и смс-голосование определяли читатели.

Салман Рушди был женат четыре раза. Его первая жена - литературный агент Клариса Луард (состояли в браке в 1976-1987 годах). У супругов родился сын Зафар Рушди.

Вторая жена - американская писательница Марианна Виггинс (1988-1993). Третий брак - с британской издательницей Элизабет Вест (1997-2004), у них родился сын Милан. С Падмой Лакшми, четвертой женой, Рушди прожил около трех лет (2004-2007).

2012 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20120619/675964024.html

Салтанов, Александр

Вице-президент ОАО РЖД

Вице-президент ОАО "Российские железные дороги" с июня 2011 года, бывший заместитель министра иностранных дел РФ (2001-2011). Ранее с 1970 года занимал различные должности в управлении Ближнего Востока и Северной Африки МИД СССР, работал в посольствах СССР в Кувейте и в Сирии, был послом России в Иордании, а в 1999 году возглавил департамент Ближнего Востока и Северной Африки МИД России.

Александр Владимирович Салтанов родился 14 февраля 1946 года [6], [4]. В 1970 году окончил факультет международных отношений Московского государственного института международных отношений (МГИМО) МИД СССР [9], [6], [5], [8].

С 1970 года Салтанов работал на различных должностях в центральном аппарате МИД СССР и за рубежом. В 1970-1974 годах был дежурным референтом и атташе посольства СССР в Кувейте. В 1974 году Салтанов был назначен атташе управления Ближнего Востока и Северной Африки МИД СССР, там же получил дипломатические ранги третьего и второго секретаря. В 1979 году он был назначен консулом Генерального консульства СССР в сирийском городе Алеппо, а в 1983 году - первым секретарем посольства СССР в Сирии, позже стал советником посольства. В 1986-1992 годах Салтанов работал в управлении Ближнего Востока и Северной Африки МИД СССР и одноименном департаменте МИД России: занимал должности советника, заведующего сектором и заведующего отделом [6], [5].

В 1992 году Салтанов был назначен послом России в Иорданском Хашимитском Королевстве. В 1999 году стал директором департамента Ближнего Востока и Северной Африки МИД России [6], [5]. В октябре 2001 года Салтанов был назначен заместителем министра иностранных дел России [6], а в августе 2004 года стал одним из пяти заместителей главы МИДа, сохранивших свои посты после того, как в марте министерство возглавил Сергей Лавров [7]. На посту замминистра Салтанов стал курировать отношения со странами Ближнего Востока и Африки, занимался вопросами ближневосточного и иракского урегулирования [6], [5]. В 2006 году президент России Владимир Путин назначил его своим специального представителя по Ближнему Востоку [3].

В мае 2011 года президент России Дмитрий Медведев освободил Салтанова от должности заместителя министра иностранных дел и специального представителя президента России по Ближнему Востоку в связи с выходом на пенсию [2]. На следующий месяц Салтанов был назначен вице-президентом ОАО "Российские железные дороги" (РЖД), курирующим международную деятельность компании [1].

13 февраля 2006 года, накануне своего шестидесятилетия, Салтанов был награжден орденом Почета за заслуги в реализации внешнеполитического курса России и многолетнюю добросовестную дипломатическую службу [5]. Владеет арабским, английским и французским языками. Салтанов женат, у него двое сыновей [6].

Использованные материалы

[1] Бывший замминистра иностранных дел Салтанов стал вице-президентом РЖД. - РИА Новости, 06.06.2011

[2] Замглавы МИДа Салтанов, отвечавший за Ближний Восток, отправлен в отставку. - Газета.Ru, 10.05.2011

[3] Александр Салтанов назначен спецпредставителем президента РФ по Ближнему Востоку. - РИА Новости, 20.12.2006

[4] Дипломаты в ранге Чрезвычайного и Полномочного Посла. - Информационный сервер МИД России, 12.09.2006

[5] Александр Салтанов награжден орденом Почета. - Международник.Ру, 14.02.2006

[6] Салтанов Александр Владимирович. - Информационный сервер МИД России, 05.01.2006

[7] Юлия Петровская. Туркменбаши вновь оскорбил Москву. - Независимая газета, 30.03.2005. - №62 (3458)

[8] Наталья Беглова. Здание у Крымского моста. - Самиздат (zhurnal.lib.ru), 14.10.2002

[9] МГИМО - Университет: Традиции и современность. 1944 - 2004. - Под общ. ред. А. В. Торкунова. Московские учебники и Картолитография. - 2004

Источник: http://lenta.ru/lib/

Сальвадор Дали

Сальвадор Дали

Испанский живописец, график, скульптор, режиссёр, писатель Сальвадор Дали (Salvador Dali) родился 11 мая 1904 года в испанском городе Фигерасе (Каталония) в семье нотариуса.

Первую свою картину Дали нарисовал, когда ему было 10 лет.

В 1921 году поступил на учебу в Королевскую академию изобразительных искусств Сан Фернандо в Мадриде, однако в 1926 году был изгнан за свое вольнодумие.

Увлечение живописью Джорджо Де Кирико и знакомство с сочинениями Зигмунда Фрейда оказали решающее воздействие на становление творческого метода и эстетических воззрений молодого Дали. В этот период он близко общался с Федерико Гарсиа Лоркой, Луисом Буньюэлем, лично познакомился с Пабло Пикассо.

В 1928 году Дали перебрался в Париж. Здесь он встретил свою будущую жену Галу (эмигрантка из России Галина Дьяконова), ставшую постоянной моделью его картин.

Во Франции Сальвадор Дали сблизился с сюрреалистической группой Андре Бретона. Участвовал в создании культового 16-ти минутного фильма "Андалузский пес" – самой известной киноленты сюрреалистического авангарда 20-х годов ХХ века.

В конце 1920-х годов у Дали сложился "параноико-критический метод", который сам художник определил как "спонтанный метод иррационального познания, основанного на критической и систематической объективации бредовых ассоциаций и интерпретаций".

В 1930-х годах, помимо живописи, Сальвадор Дали изготовляет многочисленные сюрреалистические объекты (жакет, обшитый стаканами, манекены у рояля и в такси, гипсовые муляжи, варварски раскрашенные или перетянутые веревками и т.п.). В этот период художник разорвал отношения с Бретоном, отошел от парижской группировки сюрреалистов и объявил себя единственным истинным представителем этого движения.

Между 1936 и 1937 годами Сальвадор Дали создал одну из самых известных картин - "Метаморфоза Нарцисса". Одновременно вышла его литературная работа под названием "Метаморфозы Нарцисса. Параноидная тема".

После оккупации Франции в 1940 году Дали уехал в США (Калифорнию), где открыл новую мастерскую. Среди известных картин этого времени своеобразная иллюстрация к фрейдизму – работа "Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения" (1944). Дань атомной "моде" отдана в таких композициях, как "Атомная Леда" (1947).

В 1948 году художник возвратился в Испанию – в родной Фигерас. Для этого периода творчества характерны идеи католицизма: религиозные мотивы, классицистическая композиция, подражание технике старых мастеров ("Мадонна порта Льигат" 1949; "Христос св. Ионна на кресте", 1951; "Тайная вечеря", 1955; "Открытие Америки, или Мечта Христофора Колумба", 1958 1959).

Начало "холодной войны" и глобальной гонки вооружений мировых сверхдержав подтолкнули Сальвадора Дали к теории "атомарного искусства", опубликованной в 1951 году в "Мистическом манифесте" художника. Дали поставил перед собой цель, донести до зрителя идею о постоянстве духовного бытия даже после исчезновения материи ("Взрывающаяся голова Рафаэля",1951).

В последние годы жизни Дали часто обращался к фотографии. Он читал лекции, выпускал книги, посвященные себе и своему искусству ("Дневник одного гения", "Дали по Дали", "Золотая книга Дали", "Секретная жизнь Сальвадора Дали").

Сальвадор Дали всегда отличался причудливой манерой поведения, постоянно меняя экстравагантные костюмы и фасон усов. В 1960-х 1970-х годах Дали жил то во Франции, то в Испании.

В 1974 году, вложив все свои средства, Дали построил Театр-музей Дали в Фигерасе – здание фантастической архитектуры, наполненное картинами и объектами художника.

После смерти Галы в 1982 году художник впал в депрессию. Врачи диагностировали у Дали болезнь Паркинсона.

Умер Сальвадор Дали 23 января 1989 года. Художника похоронили в центре его Театра-музея под никак не обозначенной плитой.

2011 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20110902/428413733.html

Сальмонеллез: распространение, профилактика, лечение

Статья большая, находится на отдельной странице.

Саманта Смит

Саманта Смит

Саманта Смит (Samantha Smith) родилась 29 июня 1972 года в американском городе Хьюлтон, штат Мэн. Ее мать, Джейн Смит, работала социологом, а отец, Артур Смит, - преподавателем английского языка и литературы.

Осенью 1982 года Саманта написала письмо руководителю СССР - председателю Президиума Верховного Совета, генеральному секретарю Центрального комитета Коммунистической партии Юрию Андропову и получила от него ответ.

Написать в СССР девочку заставила статья в журнале "Таймс", передовая статья которого была посвящена Андропову, незадолго до того пришедшему к власти. В статье выдвигались предположения, что этот человек опасен для США и что в его правление вполне возможна новая война.

Прочитав статью, Саманта спросила у своей матери: "А почему все боятся мистера Андропова? Почему никто не спросит у него, собирается ли он нападать на нашу страну?". В ответ мать девочки в шутку заметила: "А почему бы тебе самой у него не спросить?".

Саманта всерьез восприняла слова матери и написала письмо: "Уважаемый господин Андропов! Меня зовут Саманта Смит. Мне десять лет. Поздравляю Вас с Вашим новым назначением. Я очень беспокоюсь, не начнется ли ядерная война между Советским Союзом и Соединенными Штатами. Вы за войну или нет? Если Вы против, пожалуйста, скажите, как Вы собираетесь не допустить войну? Вы, конечно, не обязаны отвечать на этот вопрос, но я хотела 6ы знать, почему Вы хотите завоевать весь мир или, по крайней мере, нашу страну. Господь сотворил землю, чтобы мы все вместе могли жить в мире и не воевали. Искренне Ваша, Саманта Смит".

Письмо девочки было опубликовано в советской газете "Правда". 26 апреля 1983 года она получила ответ от Юрия Андропова. Письмо, напечатанное на русском языке и сопровождавшееся английским переводом, было датировано 19 апреля 1983 года.

"Мы в Советском Союзе стараемся делать все для того, чтобы не было войны между нашими странами, чтобы вообще не было войны на Земле. Так хочет каждый советский человек. Так учил нас великий основатель нашего государства Владимир Ленин", - писал Андропов.

В конце письма Юрий Андропов предложил девочке приехать в СССР и посмотреть, как живут дети в Советском Союзе.

В июле 1983 года Саманта с родителями вылетела в СССР. В Москве ее ждал теплый прием. Саманта провела в Советском Союзе две недели.

Она посетила Москву, Ленинград (ныне Санкт‑Петербург), побывала на отдыхе в детском лагере "Артек".

Саманта Смит

В пионерском лагере "Артек" для девочки подготовили самую лучшую комнату, сшили форму и к ее приезду достроили новую столовую. В лагере ее не выделяли, Саманта участвовала во всех мероприятиях отряда - куда все, туда и она.

22 июля 1983 года, перед отлетом домой, Саманта произнесла слова, которые и по сей день помнят многие: "Будем жить!". Благодаря девочке появилось новое выражение - "детская дипломатия".

Главным итогом поездки стала книга Саманты Смит "Мое путешествие в СССР". В ней Саманта писала, что увидела своими глазами: "Они такие же, как мы".

В декабре 1983 года Саманта Смит совершила 10‑дневную поездку в Японию, где произнесла речь на Международном симпозиуме детей. Она предложила всем детям больше общаться друг с другом и дружить, тогда, по ее мнению наступит мир во всем мире.

В 1985 году Саманта Смит в качестве актрисы снималась в приключенческом сериале, который сначала был назван "Дж. Калвер", затем переименован в "Лайм‑стрит".

25 августа 1985 года Саманта Смит погибла в авиакатастрофе. Девочка вместе с отцом возвращалась из Англии, где они участвовали в шоу Роберта Вагнера - одном из популярнейших на островах. В Америке они пересели на рейс местной авиалинии. Маленький двухмоторный самолет в условиях плохой видимости промахнулся мимо посадочной полосы и разбился. Никому из восьми пассажиров выжить не удалось.

В октябре 1985 года матерью Саманты - Джейн Смит был основан Фонд Саманты Смит (Samantha Smith Foundation), занимавшийся организацией поездок групп школьников из Советского Союза, впоследствии России, в США и способствовавший развитию взаимопонимания между странами. В 1995 году фонд формально прекратил свое существование, но его Совет директоров продолжает ежегодно собираться и распределять небольшие суммы денег на различные некоммерческие программы.

Первый памятник Саманте Смит был установлен в декабре 1986 года в городе Огасте (штат Мэн, США), где похоронена девочка. Скульптура представляет собой изображение Саманты, которая выпускает на свободу голубя, а к ее ногам прижимается медвежонок - символ России и покровитель штата Мэн.

Позже памятник Саманте был установлен у входа в Государственный музей штата Мэн.

В штате Мэн ежегодно в первый понедельник июня отмечают День Саманты Смит.

Американская школьница Саманта Смит

Американская школьница Саманта Смит

2012 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20120629/685463406.html

Самаст, Огюн

Убийца Гранта Динка

Молодой турок, арестованный 20 января 2007 года по обвинению в убийстве журналиста Гранта Динка. На первом же допросе признал свою вину.

Огюн Самаст (Ogun Samast) родился в 1990 году. 20 января 2007 года турецкие власти назвали Самаста подозреваемым в убийстве Гранта Динка - турецкого журналиста армянского происхождения, который был застрелен днем раньше. Согласно сообщениям прессы, отец Огюна, дворник Ахмет Самаст (Ahmet Samast), узнал сына на распространенном властями кадре записи видеокамеры наблюдения и сообщил об этом в полицию [12], [9], [10]. В тот же день Самаст был арестован, при задержании у него был найден пистолет - предполагаемое орудие убийства [10], [11].

Помимо Самаста, полиция задержала еще несколько человек, в том числе его близкого друга Ясина Хаяля (Yasin Hayal). На первом же допросе Самаст признал себя виновным в убийстве [9], [8]. Хаяль же признался в подстрекательстве: якобы именно он дал Самасту оружие и деньги на поездку в Стамбул [8]. Как сообщала пресса, убийство было совершено из националистических побуждений, но не явилось результатом организованного заговора [8].

Суд над подозреваемыми в убийстве Динка начался в июле 2007 года и продолжался с перерывами более четырех лет. Процесс проходил в закрытом режиме в связи с тем, что Самаст на момент его начала являлся несовершеннолетним [6], [7], [5], [4]. 22 июля 2011 года Самаст был приговорен к 21 году и шести месяцам заключения за убийство и еще к одному году и четырем месяцам заключения за незаконное хранение оружия [2], [1], [3].

Использованные материалы

[1] Gulden Kilic. 11 yil sonra aramizda. - Aksam, 26.07.2011

[2] Turkish court sentences Dink assassin to 23 years. - Reuters, 25.07.2011

[3] Ogun Samast'a 22 Yil 10 Ay Hapis. - Beyaz Gazete, 25.07.2011

[4] Turkish court resumes trial of 19 accused in 2007 killing of ethnic Armenian journalist. - The Associated Press, 07.07.2008

[5] C. Onur Ant. Turkish court resumes trial in slain Armenian journalist case. - The Associated Press, 01.10.2007

[6] Murder trial of Turkish-Armenian journalist Dink opens. - Agence France-Presse, 02.07.2007

[7] Dink murder trial opens in Istanbul. - Al Jazeera, 02.07.2007

[8] Benjamin Harvey. Police: 2 confess in journalist killing. - The Associated Press, 22.01.2007

[9] 17-Year-Old Ogun Samast Pleaded Guilty to Dink Killing. - PanArmenian.Net, 22.01.2007

[10] Hrant Dink murder suspect caught. - BBC News, 21.01.2007

[11] Paul de Bendern, Selcuk Gokoluk. Turkey arrests suspect in death of Armenian editor. - Reuters, 20.01.2007

[12] Hrant Dink murder suspect named. - BBC News, 20.01.2007

Источник: http://lenta.ru/lib/

Самир Кунтар

Самир Кунтар

Пятеро ливанских боевиков были освобождены в среду в рамках сделки по обмену пленными между Израилем и "Хезболлах", которое, со своей стороны, передало еврейскому государству тела двух солдат, с похищения которых началась война 2006 года.

Самир Кунтар выходец из ливанской общины горцев‑друзов. В 17 лет он примкнул к радикальной группировке Народный фронт освобождения Палестины ‑ Главное командование. В июле 2008 года власти Израиля рассекретили материалы судебного процесса, по итогам которого Кунтар получил пять пожизненных сроков и сверх того 47 лет лишения свободы.

Ночью 22 апреля 1979 года Кунтар во главе диверсионной группы Народного фронта освобождения Палестины высадился на побережье израильского города Нагарии. Первой жертвой боевиков, приплывших из Ливана на резиновой лодке, стал 24‑летний полицейский, чью машину они обтреляли.

Потом они вломились в выбранный наугад дом и взяли в заложники 32‑летнего израильтянина Дани Харана и его четырехлетнюю дочь. Жена заложника спряталась на чердаке вместе с двухлетней дочерью, и та задохнулась, когда мать зажимала ей рот, чтобы не дать девочке закричать.

Со своими пленниками боевики расправились на берегу во время перестрелки с израильскими войсками. Суд счел доказанным, что Кунтар в упор расстрелял мужчину и убил ребенка, пробив ему череп несколькими ударами приклада.

Сам ливанец отрицает причастность к обоим преступлениям, которые названы в судебном решении "низшей точкой нравственного падения, беспрецедентным сатанинским деянием... с которым не сравнится в жестокости ни одно наказание, к которому можно приговорить подсудимого".

Кунтар отсидел в израильской почти 30 лет. В тюрьме он получил степень бакалавра социологии и, со слов его адвокатов, мечтал создать собственную семью.

16 июля 2008 года Самир Кунтар и еще четверо боевиков ливанского движения "Хезболлах" - 28‑летний Хадар Зидан, 32‑летний Махер Курани, 23‑летний Махмуд Сарур и 24‑летний Хусейн Слиман, которые были захвачены на территории Ливана в августе 2006 года и провели в израильской тюрьме менее двух лет, будучи осуждены за активное участие в боевых действиях против израильской армии в составе террористических формирований, - вышли на свободу. Они были освобождены в рамках сделки Израиля по обмену пленными с движением "Хезболлах".

В обмен на пятерых боевиков "Хезболлах" передал израильтянам тела двух израильских солдат Эхуда Голдвассера и Эльдада Регева.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

2008 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20080717/114244187.html

Саммит АТЭС

Статья большая, находится на отдельной странице.

Самодуров, Юрий

Статья большая, находится на отдельной странице.

Самое разрушительное землетрясение в истории России

Самое разрушительное землетрясение в истории России

28 мая 1995 года в 01 час 04 минуты местного времени на северо‑восточном побережье острова Сахалин произошел подземный толчок. В эпицентре сила толчков, по разным оценкам, достигала 8‑10 баллов.

По данным МЧС, землетрясение на Сахалине стало самым разрушительным в России за последние 100 лет. Его воздействие ощущалось всюду ‑ на севере острова и во многих пунктах прилегающей части материка. Пострадали город Оха (6‑7 баллов) и поселки Сабо, Тунгор (7 баллов), Ноглики, Москальво, Колендо (5 баллов), Эхаби, Восточный‑1, Некрасовка (5‑6 баллов). Но наиболее тяжёлые последствия землетрясение вызвало в городе Нефтегорске, который находился в 25‑30 км западнее эпицентра главного толчка.

Этот город был расположен в 90 км южнее Охи и задумывался как вахтовый поселок для нефтедобытчиков. Строительство города началось в 1964 году. За 30 лет в нем было построено 17 пятиэтажных 80‑квартирных жилых домов, 4 двухэтажных кирпичных и крупноблочных дома, одноэтажный коттедж на 3 семьи, 4 двухэтажных детских сада, школа и др. На момент катастрофы в городе проживало 3197 человек.

В результате землетрясения были полностью разрушены почти все здания и сооружения. Пятиэтажные дома, рассчитанные на 6‑балльную нагрузку, просто развалились под собственным весом. Дома рухнули не сразу, поэтому те из людей, кто еще не успел заснуть или быстро оценил ситуацию, успели выпрыгнуть из окон. Накануне в нефтегорской школе прозвенел последний звонок. Из 26 выпускников в живых остались 9 человек.

В течение суток после землетрясения туда были переброшены подразделения МЧС РФ, в тот же день была образована правительственная комиссия по ликвидации последствий стихии. Масштабы трагедии потребовали задействовать 25 самолетов, 24 вертолета и 66 автомашин. Уже на четвертые сутки количество техники увеличилось до 267 единиц. В городе работали камчатские, сахалинские, хабаровские поисково‑спасательные службы, военные. Всего в работах по ликвидации последствий землетрясения приняли участие 1500 человек. Именно тогда спасатели впервые применили "5 минут тишины" в течение каждого часа, когда замирала вся техника, прекращались все работы и разговоры.

Спасатели вытащили из завалов 2364 человека, однако для большинства медицинская помощь оказалась бессильной. Всего в городе погибло 2 тыс. 40 человек.

По некоторым оценкам, только в Нефтегорске экономический ущерб от разрушения составил 400 млрд. рублей в ценах 1995 года.

На месте поселка Нефтегорск, который было решено не восстанавливать, построен мемориал и часовня, неподалеку размещается кладбище, где захоронены погибшие.

28 мая 2000 года, в день пятилетия со дня трагедии, памятник погибшим был установлен в г. Южно‑Сахалинске.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

2008 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20080528/108566368.html

Самойленко, Александр

Статья большая, находится на отдельной странице.

Самолет Airbus А-320

Самолет Airbus А-320

Самолет А-320 является пассажирским воздушным судном для эксплуатации на авиалиниях малой и средней протяженности.

В начале 1980-х гг. европейским консорциумом "Эйрбас Индастри" ("Airbus Industrie") был завершен цикл исследований узкофюзеляжных самолетов под кодовыми названиями SA1, SA2 и SA3 в рамках проекта JET. По их результатам предпочтение было отдано первым двум вариантам - SA1 (на 130-140 мест) и SA2 (на 150-160 мест). В дальнейшем пассажировместимость обоих проектов, получивших обозначения А-320-100 и А-320-200 соответственно, уравняли до 150, а отличаться они стали лишь дальностью полета и платной нагрузкой.

Позже появились такие модификации самолета, как А-320-210, отличающаяся наличием более мощных двигателей и двух дополнительных топливных баков, и А-320-230, также имеющая отличия по мощности двигателей.

Все три модификации (А-320-110, А-320-210 и А-320-230) имеют ряд индентичных технических характеристик (размах крыла - 34,09 м, длина самолета - 37,56 м, высота самолета - 11,76 м, пассажиров в кабине двух классов - 150 человек, максимальное количество пассажиров - 179 человек, крейсерская скорость - 900 км в час), различаясь лишь дальностью полета, составляющей для А-320-110 4900 км, для А-320-210 - 5180 км, для А-320-230 - 5370 км.

Самолет Airbus А-320

Самолет А-320 оснащен цифровым комплексом авионики EFIS производства компании "Томсон - Си-Эс-Эф" ("Thomson-CSF", Франция), включающем шесть цветных многофункциональных дисплеев для вывода пилотажно-навигационной информации и данных о работе бортовых систем и предупреждений об их отказах. Помимо этого, A-320 является первым в мире пассажирским самолетом с электродистанционной системой управления.

В 1989-1991 гг. на одном из самолетов А-320 прошли опытную эксплуатацию специальные самоклеющиеся пленки с нанесенными на них продольными микробороздками-риблетами, позволившие снизить встречное сопротивление и улучшить обтекание корпуса.

В первой половине 2003 г. компанией "Скайтракс" ("Skytrax", Великобритания) было проведено исследование, целью которого было выяснение предпочтений пассажиров. В ходе исследования было опрошено более 69 тыс. человек, которые должны были определиться во вкусах, основываясь на предложенном в опросе ряде критериев (в частности, слышимости шума двигателей в салоне, комфортности кресел и расстоянии между рядами). В результате около 59% опрошенных сочли салон самолета А-320 наиболее комфортабельным (в то время, как другой номинант - "Боинг-737" - набрал чуть более 25% голосов).

Аэробус А-320 авиакомпании Аэрофлот

Аэробус А-320 авиакомпании Аэрофлот

2011 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20110415/364746079.html

Самолет Boeing 737

Самолет Boeing 737

Boeing 737. Архивное фото

Boeing 737. Архивное фото

Boeing 737 - один из самых популярных самолетов в истории мировой авиации. Разработка самолета была начата в 1964 году, в феврале 1965 года было объявлено о завершении этапа формирования конструкции нового лайнера. Торжественная церемония по поводу окончания сборки первого самолета состоялась 17 января 1967 года.

При разработке Boeing 737 были заимствованы технологии, применяемые на Boeing 707 и 727 (наиболее заметно сходство фюзеляжа Boeing 737 с фюзеляжами этих самолетов), однако на статических испытаниях с 95-процентной нагрузкой было повреждено крыло, выявив недостаток этой конструкции. После перепроектировки появилось новое, более совершенное крыло, позволившее использовать самолет на коротких взлетно-посадочных полосах (ВПП) и увеличившее крейсерскую высоту полета. Как следствие, повысилась топливная эффективность.

В процессе разработки Boeing 737 "подрос" от изначально планируемого 60-местного лайнера до самолета с пассажировместимостью до 103 мест. Boeing 737 унаследовал от Boeing 727 элероны с приводом от двойной гидросистемы, руль направления и руль высоты, предкрылок и щитки Крюгера. От Boeing 707 была взята двойная электрическая система установки угла стабилизатора с ручным резервированием.

После передачи первого серийного самолета заказчику работа переключилась на разработку изменений конструкции, которые позволили бы эксплуатировать Boeing 737 на ВПП, не имеющих прочного искусственного покрытия. Изменения коснулись механизации крыла, была улучшена тормозная система и установлены пневматики шин с низким давлением. Кроме того, для защиты нижней части фюзеляжа и воздухозаборников двигателей от повреждения камнями и прочими посторонними предметами были установлены специальные дефлекторы.

На первых моделях Boeing 737 использовались двигатели Pratt and Whitney JT8D с малой степенью двухконтурности.

В начале 1980-х Boeing 737 подвергся первой серьезной реконструкции. Самым большим изменением стало использование двигателей CFM International CFM56 вместо JT8D. CFM56 - турбовентиляторный двигатель с высокой степенью двухконтурности. Он значительно больше в диаметре, поэтому был подвешен под крылом на пилонах, а от принципа встроенного двигателя отказались. Кабина 737 была усовершенствована до уровня Boeing 757 и 767. Первая модель самолетов новой серии Classic - 737-300 была введена в эксплуатацию в 1984 году. В дальнейшем это поколение пополнилось самолетами 737-400 и 737-500.

В 1993 была запущена программа 737 NG (Next Generation). 737 NG - это полностью новая серия, имеющая, за исключением конструкции фюзеляжа, мало общего с первыми моделями Boeing 737. Главными изменениями стали новое крыло, новая авионика, усовершенствованные двигатели. На NG была установлена так называемая "стеклянная кабина" (Glass Cockpit), оснащенная дисплеями на электронно-лучевых трубках, а позже - на жидких кристаллах. Были впервые широко применены цифровые системы контроля и управления полетом. Большая часть этих систем была заимствована с Boeing 777, так же как и дизайн кабины и пассажирского салона. Общее количество деталей самолета сократилось на треть, что уменьшило его массу и улучшило управляемость. К дополнительным преобразованиям относятся также опциональные вертикальные законцовки крыла - винглеты (Winglets), существенно сокращающие расход топлива и улучшающие взлетно-посадочные характеристики. Появилась возможность установки винглетов и на самолеты, изначально ими не оснащенные, в том числе ранних типов.

По сути, Boeing 737 - общее название для более десяти типов воздушных судов.

В состав семейства Boeing 737 входят:

- первые модификации Boeing 737-100 и Boeing 737-200, которые производились с 1967 по 1988 годы;

- модификации серии Classic (Boeing 737-300, Boeing 737-400 и Boeing 737-500), производились с 1983 по 2000 годы;

- модификации серии Next-Generation (Boeing 737-600, Boeing 737-700, Boeing -700ER, Boeing -800, Boeing-900, Boeing-900ER, BBJ, BBJ2), производятся с 1997 года.

Всего произведено более 8 тысяч самолетов Boeing 737 различных модификаций.

Самолеты Boeing 737 используют 104 авиакомпании по всему миру.

Одним из крупнейших эксплуатантов самолетов Boeing 737 в России являлась авиакомпания "Трансаэро", чей сертификат эксплуатанта был аннулирован 26 октября. Как сообщается на сайте "Трансаэро", у авиакомпании было 47 самолетов Boeing 737.

Boeing 737 также эксплуатирует "Аэрофлот" (12 самолетов), лоукостер "Победа" ("дочка" "Аэрофлота", 12 самолетов), UtAir (50 самолетов), Orenair (16 самолетов), "Глобус" ("дочка" S7, 13 самолетов), "Якутия" (4 самолета), NordStar Airlines (10 самолетов).

Согласно данным официального сайта компании Boeing, самолеты Boeing 737 также эксплуатируют российские компании "Газпром авиа", "Алроса Авиа".

По данным на 5 ноября 2015 года, с самолетами Boeing 737 произошло 170 катастроф, приведших к гибели 4535 человек. Кроме того, самолеты этого типа 112 раз захватывали злоумышленники, в результате терактов погибли 325 человек. В России за время эксплуатации с самолетами этого типа произошло две катастрофы, в которых погибли 138 человек.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Boeing 737, архивное фото

Boeing 737, архивное фото

2015 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20151105/1314542139.html

Самолет Boeing 777. Технические характеристики

Самолет Boeing 777. Технические характеристики

Boeing 777 - семейство широкофюзеляжных пассажирских самолетов для авиалиний большой протяженности. Самолеты семейства входят в число самых крупных пассажирских воздушных судов.

Boeing 777 - двухмоторный турбореактивный низкоплан со стреловидным крылом и однокилевым оперением.

Он является первым самолетом, полностью разработанным без бумажных чертежей, а только с использованием трехмерной компьютерной графики.

На месте крушения Boeing 777 компании Malaysia Airlines

На месте крушения Boeing 777 компании Malaysia Airlines

Первые самолеты базовой модели Boeing 777-200 поступили на службу в авиакомпанию United Airlines в 1995 году. Позднее также были выпущены версии с увеличенной дальностью полета Boeing 777-200ER (extended range) и Boeing 777-200LR (longer-range).

В 1998 году на воздушные линии авиакомпании Cathay Pacific Airways вышли самолеты Boeing 777-300, отличающиеся от предыдущей модели удлиненным фюзеляжем и увеличенной пассажировместимостью. С 2004 года также выпускается версия для более дальних полетов Boeing 777-300ER.

На базе самолета Boeing 777-200LR Worldliner разработан и производится грузовая модификация Boeing 777 Freighter.

В настоящее время корпорация "Боинг" ведет разработку модернизированной версии самолета под условным обозначением Boeing 777X, которая будет оснащена новыми двигателями и крылом из композитных материалов.

Boeing 777-200 - самолет для перевозки 300-400 пассажиров на расстояние до 6 тысяч километров (базовая версия), 11 тысяч километров (777-200ER) и 14 тысяч километров (777-200LR).

Boeing 777-300 (Боинг-777-300) - версия с удлиненным фюзеляжем, вмещающим до 450 пассажиров, дальность полета от 7 тысяч до 10 тысяч километров (в варианте 777-300ER).

Кабина экипажа оснащена системой Electronic Flight Bag (EFB). Данные системы EFB, необходимые пилотам для управления самолетом, переведены в электронную форму, что упрощает работу с ними.

Помимо системы Electronic Flight Bag, на борту Боинг 777 внедрен целый ряд решений, направленных на повышение комфорта пассажиров. В частности, салон оснащен видеосистемой с экранами, вмонтированными в спинки кресел, а кресла в салоне бизнес-класса имеют откидывающиеся эргономичные спинки.

Самолет оснащен системой Matsushita System 3000i, обеспечивающей хранение более 300 часов видео- и звукозаписи, воспроизводимой по запросу пассажиров.

Важное преимущество Boeing 777 по сравнению с другими современными авиалайнерами состоит в использовании в его конструкции разнообразных легких, но прочных сплавов и композиционных материалов. Балки пола пассажирской кабины, аэродинамические обтекатели и другие детали изготовлены из композиционных материалов. Суммарная доля композитных материалов в общем весе всей конструкции самолета составляет девять процентов. Таким образом, существенно снижены вес самолета и стоимость его производства.

Авиалайнеры Боинг 777 входят в состав парков крупнейших авиакомпаний мира, включая British Airways, Air France, Alitalia, Lauda Air и El Al.

Летно-технические характеристики для модификации Boeing 777-200ER:

Размах крыла - 60,93 м

Длина самолета – 63,73 м

Высота самолета - 18,52 м

Площадь крыла - 427.80 кв. м

Масса, пустого снаряженного самолета - 135870 кг Масса, максимальная взлетная – 262470 кг Тип двигателя - 2 ТРДД Pratt Whitney PW4073A Тяга - 2 х 33600 кгс Максимальная скорость - 965 км/ч Крейсерская скорость - 905 км/ч Практическая дальность - 8910 км

Практический потолок - 13100 м Экипаж – 2 человека Полезная нагрузка - 305-328 пассажиров в кабине трех классов, 375-400 пассажиров в кабине двух классов или 440 пассажиров в экономическом классе.

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников

Самолет Boeing 777 компании Malaysia Airlines. Архивное фото

Самолет Boeing 777 компании Malaysia Airlines. Архивное фото

2014 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20140717/1016431337.html

Самолет Boeing 777-200ER

Самолет Boeing 777-200ER

Boeing 777 - семейство широкофюзеляжных пассажирских самолетов для авиалиний большой протяженности. Самолет введен в эксплуатацию с 1995 года и входит в число самых крупных пассажирских воздушных судов.

Также Boeing 777 известен тем, что является первым самолетом, полностью разработанным без бумажных чертежей, а только с использованием трехмерной компьютерной графики.

Самолеты семейства имеют дальность полета от 9,7 до 17,4 тысячи километров. Boeing 777 выпускается в шести модификациях: 777-200, 777-200ER, 777-300, модели большей дальности 777-300ER и 777-200LR Worldliner, и грузовой Boeing 777.

Авиалайнеры Boeing 777 входят в состав парков крупнейших авиакомпаний мира, включая British Airways, Air France, Alitalia, Lauda Air и El Al.

Модификация Boeing 777-200ER - самолет, предназначенный для обслуживания межконтинентальных маршрутов большой протяженности, с увеличенной дальностью полета до 14316 километров.

Кабина экипажа оснащена системой Electronic Flight Bag (EFB). Данные системы EFB, необходимые пилотам для управления самолетом, переведены в электронную форму, что упрощает работу с ними.

Помимо системы Electronic Flight Bag, на борту Boeing 777 внедрен целый ряд решений, направленных на повышение комфорта пассажиров. В частности, салон оснащен видеосистемой с экранами, вмонтированными в спинки кресел, а кресла в салоне бизнес-класса имеют откидывающиеся эргономичные спинки.

Этот самолет также стал первым лайнером Boeing 777, оснащенным системой Matsushita System 3000i, обеспечивающей хранение более 300 часов видео- и звукозаписи, воспроизводимой по запросу пассажиров.

Летно-технические характеристики для модификации Boeing 777-200ER

- размах крыла 60,93 метра;

- длина самолета 63,73 метра;

- высота самолета 18,52 метра;

- площадь крыла 427,8 квадратных метров;

- масса пустого снаряженного самолета 135870 килограммов;

- масса максимальная взлетная 262470 килограммов;

- двигатели 2 ТРДД Pratt Whitney PW4073A;

- тяга 2х33600 кгс;

- максимальная скорость 965 км/ч;

- крейсерская скорость 905 км/ч;

- практический потолок 13100 метров;

- полезная нагрузка: 305-328 пассажиров в кабине трех классов, 375-400 пассажиров в кабине двух классов или 440 пассажиров в эконом-классе.

Самолет Boeing 777. Архив

Самолет Boeing 777. Архив

2013 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20130707/948087033.html

Самолет Boeing KC-135 Stratotanker

Самолет Boeing KC-135 Stratotanker

При разработке своего самолета модели 367-80 DASH 80, послужившего прототипом КС-135 Stratotanker, фирма Boeing с самого начала предусматривала его использование в качестве самолета-заправщика. На вооружении ВВС США и ряда других стран состоят три модификации этого воздушного танкера: A, R и Е.

Производство самолета-заправщика КС-135А было начато в 1956 году. Самолет предназначался для увеличения радиуса действия стратегических бомбардировщиков Boeing B-52 Stratofortress. Всего было выпущено более 730 самолетов этого типа.

Во внутрифюзеляжных и крыльевых баках самолета-заправщика КС-135А может быть размещено до 86,05 тысячи килограммов топлива, а максимальный запас для дозаправки составляет 43,5 тысячи килограммов. На самолете установлена система дозаправки топливом в полете с помощью телескопической штанги длиной до 14,3 метра, позволяющая производить дозаправку одного самолета.

С целью повышения тактико-технических характеристик самолета на базе КС-135А была разработана модификация KC-135R, опытный образец которой совершил первый полет в августе 1982 года. Новая модификация оснащена четырьмя высокоэффективными турбовентиляторными двигателями F108-CF-100, имеет усиленное шасси и усовершенствованное радиоэлектронное, электрическое и гидравлическое оборудование. Модернизирована также система управления самолетом.

Благодаря этим мерам самолет KC-135R принимает на борт на 6,1 тысячи килограммов топлива больше, чем КС-135А. При радиусе действия 4627 километров самолет этой модификации может передать заправляемым самолетам на 150 % топлива больше, чем его предшественник.

Производительность системы заправки при нормальной эксплуатационной КС-135А - 2,8 тысячи литров в минуту, при заправке стратегических бомбардировщиков - 3,4 тысячи литров в минуту, на модификации KC-135R повышена до 4,54 тысячи литров в минуту.

Начиная с 1985 года ВВС США реализуют программу переоборудования в модификацию KC-135R большей части имеющихся в их распоряжении 630 самолетов КС-135, чтобы продлить срок их службы до 2020 года.

Летно-технические характеристики самолета KC-135A

Длина самолета - 41,53 метра

Высота самолета - 12,7 метра

Размах крыла - 39,88 метра

Площадь крыла - 226,03 квадратных метров

Масса:

пустого самолета - 44664 килограммов

нормальная взлетная - 136806 килограммов

максимальная взлетная - 143335 килограммов

Внутреннее топливо - 86050 килограммов

Максимальная скорость - 982 километров в час

Крейсерская скорость - 888 километров в час

Практическая дальность - 14806 километров

Дальность действия - 1854-5560 километров

Практический потолок - 13715 метров

Экипаж - 5 человек

Полезная нагрузка:

типовая нагрузка - 37650 килограммов топлива.

максимальная нагрузка - 54432 килограммов топлива.

Место крушения самолета ВВС США на границе Киргизии и Казахстана

Место крушения самолета ВВС США на границе Киргизии и Казахстана

2013 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20130503/935752954.html

Самолет Bombardier CRJ‑200: летно‑технические характеристики

Самолет Bombardier CRJ‑200: летно‑технические характеристики

Bombardier CRJ200 - среднемагистральный пассажирский самолет для полетов на региональных маршрутах, разработанный канадской фирмой Bombardier Aerospace, входящей в корпорацию Bombardier Inc.

Самолет является усовершенствованной моделью пассажирского самолета Canadair Regional Jet CRJ‑100. На самолете установлены новые турбовентиляторные двигатели General Electric CF34‑3B1 (тяга 38.81 кН и с системой АРМ - 41 кН) с уменьшенным расходом топлива и с возможностью эксплуатирования при температуре воздуха 35 градусов Цельсия. В результате данная модификация может эксплуатироваться в условиях высокогорья и жаркого климата.

Первый полет был совершен в 1995 году.

Летно‑технические характеристики:

Длина - 26,77 метров

Высота - 6,3 метра

Размах крыльев - 21,21 метра

Максимальная высота полета - 12 500 метров

Крейсерская скорость - 850 км/час

Максимальная взлетная масса - 23 995 кг

Дальность полета - 2 тысячи километров

Силовая установка - два двигателя General Electric CF‑34‑3B1

Максимальное количество человек - 50.

Экипаж: два пилота, два бортпроводника.

Благодаря имеющимся инженерно‑техническим решениям, салон может быть переоборудован в полный эконом или бизнес/эконом класс.

В общей сложности, на сентябрь 2012 года было поставлено 709 самолетов Bombardier CRJ‑200.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Самолет Bombardier CRJ 200

Самолет Bombardier CRJ 200

2013 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20130129/920281616.html

Самолет Cessna 501 Citation

Самолет Cessna 501 Citation

В пригороде Фарнборо (графство Кент в Великобритании) разбился легкомоторный частный самолет Cessna Citation 501. На его борту, по последним данным, находились известные гонщики - бывший чемпион Великобритании в гонках класса Touring Car Дэвид Лесли, и директор компании Motorsport, неоднократный призер гонок на автомобилях "Порше", "Бентли" и "Ягуар" Ричард Ллойд, сообщил телеканал "Скай ньюз" со ссылкой на источники, близкие к расследованию трагедии.

Самолет Цессна Сайтейшн (Cessna Citation) ‑ один из первых служебных самолетов с турбовентиляторными двигателями. Разработан американской фирмой Cessna Aircraft Company.

Первый полет пробная модель, названная Фэнджет 500 (Fanjet 500), совершила 15 сентября 1969 года. Новый восьмиместный самолет получил обозначение Модель 500 Сайтейшн. Его отличием от предшественников была силовая установка, состоявшая из двух канадских турбовентиляторных двигателей Пратт‑Уитни JT15D‑1 (Pratt &Whitney Canada JT15D‑1) с тягой по 9,8 кН (2200 фунтов), установленных в гондолах позади крыла. Первые поставки начались лишь в 1972 году.

В 1976 года начались поставки варианта с обозначением Модель 501 Сайтейшн I, отличавшегося большим размахом крыла и двигателями JT15D‑1A

Вскоре появилась модификация Citation I/SP, сертифицированная в качестве самолета, управляемого одним пилотом.

Модель 501 Сайтейшн I

Характеристики:

крейсерская скорость: 644 км\ч

максимальная дальность: 2250 км

максимальнный взлетный вес: 5380 кг

марка двигателей: 2 x Pratt & Whitney JT15D‑1

Размер самолета:

размах крыльев: 13.32 м

длина: 13.26 м

высота: 4.36 м

Габариты кабины:

длина салона: 3.44 м

ширина салона: 1.49 м

высота салона: 1.36 м

количество пассажиров: до 7

объем багажника: 1.2 м3

2008 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20080331/102559354.html

Самолет L-410. Летно-технические характеристики

Самолет L-410. Летно-технические характеристики

Самолет L-410, перевозивший парашютистов, совершил жесткую посадку в Киевской области: пять человек погибли, сообщает МЧС Украины.

Самолет L-410 был разработан в конце 1960-х годов конструкторским коллективом чехословацкого предприятия Let для эксплуатации на местных авиалиниях. Основным заказчиком самолета являлся Советский Союз. Кроме этого, L-410 поставлялся также в Болгарию, Бразилию, Венгрию, ГДР, Ливию, Польшу.

Впервые L-410 поднялся в воздух 16 апреля 1969 года. Коммерческая эксплуатация самолета началась в 1973 году.

Основные пассажирские модификации:

L-410A (первая серийная модель с двигателями PT6A-27, была в производстве 1971-1973 годах),

L-410M (с новыми двигателями М-610, производство в 1973-1978 годах),

L-410UVP (удлиненный фюзеляж, увеличенные крыло и киль, производство в 1979-1986 годах),

L-410UVP-E (пятилопастные винты, 2 дополнительных топливных бака по 200 л на концах крыла, производство в 1986-1991 годах).

Кроме этого, на базе L-410 существует множество модификаций военного, транспортного и специального назначения. За время серийного производства с 1971 года по 1991 год было построено более 1100 самолетов L-410 всех модификаций, из которых более 800 были поставлены в СССР. Несколько самолетов также были произведены в 2000-х годах.

Летно-технические характеристики самолета L-410:

Размах крыла - 19.48 м

Длина самолета - 14.424 м

Высота самолета - 5.83 м

Площадь крыла - 35.18 кв. м

Масса:

пустого самолета - 3800 кг

максимальная взлетная – 5800 кг

Внутренне топливо – 1300 л

Максимальная скорость - 457 км/ч

Крейсерская скорость - 380 км/ч

Практическая дальность - 1380 км

Дальность действия - 546 км

Практический потолок – 6320 м

Экипаж – 2 человека

Полезная нагрузка - 17-19 пассажиров или 18 парашютистов или 6 носилок и 6 сидячих раненых с сопровождающим или 1615 кг груза.

Let L-410. Архив

Let L-410. Архив

2012 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20120610/670225982.html

Самолет А-320

Самолет А-320

Самолет А-320 является пассажирским воздушным судном для эксплуатации на авиалиниях малой и средней протяженности.

В начале 1980-х гг. европейским консорциумом "Эйрбас Индастри" ("Airbus Industrie") был завершен цикл исследований узкофюзеляжных самолетов под кодовыми названиями SA1, SA2 и SA3 в рамках проекта JET. По их результатам предпочтение было отдано первым двум вариантам - SA1 (на 130-140 мест) и SA2 (на 150-160 мест). В дальнейшем пассажировместимость обоих проектов, получивших обозначения А-320-100 и А-320-200 соответственно, уравняли до 150, а отличаться они стали лишь дальностью полета и платной нагрузкой.

Позже появились такие модификации самолета, как А-320-210, отличающаяся наличием более мощных двигателей и двух дополнительных топливных баков, и А-320-230, также имеющая отличия по мощности двигателей.

Все три модификации (А-320-110, А-320-210 и А-320-230) имеют ряд индентичных технических характеристик (размах крыла - 34,09 м, длина самолета - 37,56 м, высота самолета - 11,76 м, пассажиров в кабине двух классов - 150 человек, максимальное количество пассажиров - 179 человек, крейсерская скорость - 900 км в час), различаясь лишь дальностью полета, составляющей для А-320-110 4900 км, для А-320-210 - 5180 км, для А-320-230 - 5370 км.

Самолет А-320 оснащен цифровым комплексом авионики EFIS производства компании "Томсон - Си-Эс-Эф" ("Thomson-CSF", Франция), включающем шесть цветных многофункциональных дисплеев для вывода пилотажно-навигационной информации и данных о работе бортовых систем и предупреждений об их отказах. Помимо этого, A-320 является первым в мире пассажирским самолетом с электродистанционной системой управления.

В 1989-1991 гг. на одном из самолетов А-320 прошли опытную эксплуатацию специальные самоклеющиеся пленки с нанесенными на них продольными микробороздками-риблетами, позволившие снизить встречное сопротивление и улучшить обтекание корпуса.

В первой половине 2003 г. компанией "Скайтракс" ("Skytrax", Великобритания) было проведено исследование, целью которого было выяснение предпочтений пассажиров. В ходе исследования было опрошено более 69 тыс. человек, которые должны были определиться во вкусах, основываясь на предложенном в опросе ряде критериев (в частности, слышимости шума двигателей в салоне, комфортности кресел и расстоянии между рядами). В результате около 59% опрошенных сочли салон самолета А-320 наиболее комфортабельным (в то время, как другой номинант - "Боинг-737" - набрал чуть более 25% голосов).

2006 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20060503/47165102.html

Самолет Ан‑124‑100 "Руслан"

Самолет Ан‑124‑100 "Руслан"

Россия и Украина договорились возобновить в третьем квартале 2008 года производство крупнейшего в мире коммерческого транспортного самолета Ан-124-100 "Руслан", сообщил в понедельник премьер-министр РФ Виктор Зубков.

Модификация военного самолёта Ан‑124 транспортный самолет Ан‑124‑100 ‑ крупнейший в мире грузовой самолет, способный перевозить негабаритные грузы (грузоподъемность ‑ 120 тонн), не имеющий аналогов за рубежом. Самолёт может выполнять полёты на всех географических широтах и предназначен для перевозки грузов на большие расстояния. Создан ОКБ имени О.К. Антонова. На вооружение военно‑транспортной авиации СССР самолёт поступил в январе 1987 года. Серийно производился в Российской Федерации Ульяновским авиационным промышленным комплексом «Авиастар».

Серийное производство «Руслана», было прекращено в 1994 году: самолет создавался для перевозки солдат вместе с тяжелой военной техникой. Но с распадом СССР он оказался невостребован военными. В конце февраля 2006 года в рамках программы модернизации и возобновления серийного производства самолётов Ан‑124‑100 на ульяновском предприятии «Авиастар» было решено открыть филиал АНТК им. Антонова. Однако спустя два месяца проект возобновления серийного производства был признан бесперспективным.

В октябре 2006 года комитет по вопросам экономического сотрудничества украинско‑российской комиссии Ющенко‑Путин принял решение продолжить реализацию проекта самолёта Ан‑124, имея в виду возможное возобновление серийного производства. В августе 2007 года подписано соглашение о возобновлении серийного производства.

По итогам заседания комитета по экономическому сотрудничеству российско‑украинской межгоскомиссии 28 апреля 2008 года было принято конкретное решение о возобновлении производства в третьем квартале 2008 года.

Лётно‑технические характеристики Ан‑124‑100

Экипаж: 4‑6 человек

Инженерно‑технический персонал: 7‑9 человек

Длина: 69,1 м

Размах крыла: 73,3 м

Высота: 21,1 м

Площадь крыла: 628 мІ

Масса пустого: 173 000 кг

Нормальная взлетная масса: 392 000 кг

Максимальная взлетная масса: 402 000 кг

Масса топлива: 212 000 кг

Масса полезной нагрузки: 120 000 кг

Массовая отдача: 58%

Двигатели: 4Ч двухконтурных турбореактивных двигателя Прогресс (В. А. Лотарев) Д‑18Т

2 вспомогательные силовые установки ТА‑12, установленные в обтекателях шасси

Тяга взлётная: 4Ч 229 кН

Назначенный ресурс: 6 000 часов

Расход топлива: 12 600 кг/час (при масимальной коммерческой загрузке)

Габариты грузовой кабины

Длина: 41,5 м

Ширина: 6,4 м

Высота: 4,4 м

Объем грузового отсека: 1050 м3

Размер грузовых люков:

передний: 6,4 м

задний: 4,4м

Самолет имеет две палубы: нижняя палуба - грузовая кабина; верхняя палуба - кабина экипажа, кабина сменного экипажа, кабина сопровождающих до 21 чел.

Лётные характеристики

Максимальная скорость: 865 км/ч

Крейсерская скорость: 800-850 км/ч

Перегоночная дальность: 15 700 км

Дальность с максимальной загрузкой: 4 800 км

Практический потолок: 12 000 м

Длина разбега:

при максимальной взлётной массе: 3 000 м

при нормальной взлетной массе: 2 520 м

Длина пробега: 900 м (при максимальной посадочной массе)

Нагрузка на крыло: 365 кг/мІ

Тяговооружённость: 0,4

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

2008 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20080428/106098763.html

Предыдущая страница Следующая страница