Приглашаем посетить сайт

Почтовые индексы (post.niv.ru)

Энциклопедия ньюсмейкеров (справки по новостным сюжетам, 2015 год)
Статьи на букву "П" (часть 34, "ПРА")

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 34, "ПРА")

Праздник Похвалы Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста)

Праздник Похвалы Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста)

20 марта (7 марта по старому стилю) Православная Церковь отмечает Праздник Похвалы Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста).

В субботу на пятой неделе Великого поста святая Церковь торжественно возглашает молебное пение акафиста, или благодарственной похвалы Пресвятой Богородице. Праздник этот установлен в IX веке за неоднократное избавление Константинополя помощью и заступлением Пресвятой Богородицы от нашествия врагов. При императоре Ираклии, когда патриарх Сергий, нося на руках своих икону Пресвятой Богородицы по городским стенам, умолял Господа о защите от персидских и скифских войск, осаждавших Константинополь, тогда народ искал защиты в храмах Божиих, день и ночь умоляя Усердную Заступницу спасти свой город.

В ночь, когда соединенные силы агарян и персов с моря и с суши двинулись на город, внезапно восстала страшная буря, которая рассеяла и потопила суда нападавших. Остальные враги со стыдом бежали. Тогда во всю эту ночь благодарный народ, пребывавший во Влахернском храме, возгласил Защитнице града победную, всенощную и неседальную (акафист, греч. букв. неседальный) песнь.

Неседальной песнь названа потому, что константинопольский клир и весь народ тогда воспевали ее стоя.

С того времени в воспоминание столь великого чуда Православная Церковь постановила празднество Похвалы Пресвятой Богородицы.

Сначала праздник акафиста совершался в Константинополе в том Влахернском храме, где хранились чудотворная икона Божией Матери и священные предметы земной ее жизни – риза и пояс Ее; но позднее праздник был внесен в типиконы (уставы) монастырей святого Саввы Студийского и потом в церковные богослужебные книги, и с того времени сделался общим для всей Восточной Церкви.

Акафист – это священная похвала Пресвятой Девы. Он состоит из 24 гимнов, или песней: 12 кондаков и 12 икосов, расположенных сообразно 24 буквам греческой азбуки. Каждая песнь начинается соответствующею ей по счету буквою, каждый кондак оканчивается псаломским "Аллилуйя", каждый икос – приветствием архангела "Радуйся...". Все творение оканчивается краткою молитвою к Пресвятой Деве о том, чтобы Она спасла христиан от бед и напастей. В таком виде акафист читается и в другие дни; но в субботу пятой седмицы Великого поста он входит в состав богослужения и поется на утрене (обычно накануне, в пятницу вечером) не весь сразу, но раздельно, в промежутке других песней, в четыре разные выхода.

Акафист написан в VII веке, по мнению многих, дьяконом великой Константинопольской церкви Георгием Писидийским. Впоследствии архиепископ Иосиф Студит написал канон в субботу акафиста, а некоторые другие лица прибавили к сему благодарственные молитвы в воспоминание того же всесильного воеводства Божией Матери. Православная Церковь совершает это торжество для утверждения кающихся в надежде на Заступницу Небесную, которая, избавляя верных от врагов видимых, тем более готова помочь в борьбе с врагами невидимыми.

2010 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20100320/209660570.html

Праздник Преображения Господня - яблочный Cпас

Праздник Преображения Господня - яблочный Cпас

19 августа православная церковь отмечает праздник Преображения Господня и второй (яблочный) Спас. Преображение - это визуальное явление царства Божьего на земле. В Евангелии говорится, что Иисус Христос незадолго перед Крестными страданиями, взяв с собой трех учеников - Иоанна, Иакова и Петра, вышел из Капернаума и направился на север к горе Фавор. «На Фаворе апостолы увидели Божественное Преображение Христа, явление Его величия и славы. Лицо Спасителя стало подобным свету молнии, одежды - белыми, как снег. Он стоял, окруженный сиянием, как солнце лучами. Спасителю явились два пророка - Моисей и Илия и беседовали с Ним». В этот праздник облачение духовенства и облачение всего храма бывает белым в воспоминание о цвете одежд преображенного Спасителя.

Праздник Преображения Господня в народе еще зовется яблочным Спасом. В этот праздник, по церковному уставу, предписывается освящение первого виноградного урожая, из которого будет изготавливаться литургическое вино. В России вместо винограда освящаются яблоки, сливы, груши – то, что созревает к этому времени. Часто прихожане приносят их в красивой посуде, украшенной вышитыми полотенцами или салфетками. Часть плодов оставляют в церкви как пожертвование: одну долю передают духовенству, другая же доля определяется для раздачи бедным, заключенным, инвалидам, детям-сиротам в интернатах и детских домах. Освящение плодов является характерной чертой праздника Преображения - яблочного Спаса. Люди, которые живут согласно с церковной традицией, не едят яблок до этого праздника. Яблоки, поспевшие к этому сроку, называли «спасовскими». Считалось, что с этого дня погода преображается. Замечали - каков Спас, таков и январь. В этот день провожают закат солнца в поле с песнями, говорили: "Пришел Спас - бери рукавицы про запас", "Второй Спас всему час - шубу припас", к ночи становится холодно.

2005 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20050819/41188052.html

Праздник Преображения Господня в Армянской церкви

Праздник Преображения Господня в Армянской церкви

Преображение Господне - один из пяти Великих праздников Армянской церкви и один из самых любимых в народе. Этот праздник является переходящим. В 2011 году он приходится на 31 июля.

Когда Спаситель с тремя апостолами - Петром, Иаковом и Иоанном - поднимался на гору Фавор, им явились пророки Моисей и Илия. Разговаривая с ними, Христос преобразился, а Его одежды стали белее снега.

О Преображении Христа свидетельствуют евангелисты Матфей (17: 1-13), Марк (9:1-12) и Лука (9:28-36). "И преобразился пред ними: и просияло лицо Его как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет".

По преданию Армянской церкви, Св. Григорий Просветитель назначил праздник Преображения на первый день армянского календаря - 1-е число месяца Навасард (11 августа). В этот день отмечался языческий праздник, и некоторые его элементы сохранились в обрядах народного празднования Преображения. К примеру, в этот день принято обливать друг друга водой, выпускать голубей и т.д.

В христианской символике эти обряды связываются с воспоминанием о потопе и Ноевом голубе, принесшем в клюве масличную ветвь как весть о спасении. В южных регионах Армении в этому празднику приурочивали обряд благословения винограда.

В VI веке Католикос Мовсес II (574-604) включил праздник Преображения в пасхальный цикл и назначил его на 7-е воскресенье после Пятидесятницы. Таким образом, праздник стал переходящим (от 28 июня до 1 августа).

Понедельник после Преображения - день поминовения усопших.

2011 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20110731/394600157.html

Праздник Преображения Господня в католической церкви

Праздник Преображения Господня в католической церкви

Как описывают Евангелия, за сорок дней до смерти Иисус вместе с апостолами Петром, Иоанном и Иаковом поднялся для молитвы на гору Фавор и там лик Его преобразился, а одежда сделалась белой. С преобразившимся Христом беседовали явившиеся пророки Моисей и Илия, которые олицетворяют Закон и служение пророков. Беседующих осенило облако, из которого раздался голос Божий: "Сей есть Сын Мой Возлюбленный; Его слушайте".

Преображение имеет глубокий символический смысл – христианское вероучение истолковывает это событие как открытие тайны Божественного промысла о спасении человека, в Преображении Христа показано то новое, благодатное состояние, которое мир обретет с Воскресением Христа.

На Востоке этот праздник упоминается с V в., на Западе он появился в Х в. практически одновременно в Испании, Неаполе, Франции и у германских народов. В соборе святого Петра в Риме Преображение стали праздновать в XII в., и лишь в 1457 г. Папа Калликст III объявил праздник общецерковным. Это случилось после того, как 6 августа 1456 г. под Белградом была одержана победа над турками.

Праздник Преображения отмечается за 40 дней до Воздвижения Креста (14 сентября). Это также указывает на то, что в Преображении Господь явил ученикам Свою славу, чтобы укрепить их перед Его предстоящими страданиями.

По традиции, на Преображение Господне в конце Божественной литургии совершается освящение винограда (у православных – яблок) и других плодов.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

2010 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20100806/247214889.html

Праздник Преображения Господня в Православной церкви

Праздник Преображения Господня в Православной церкви

Преображение Господне относится к двунадесятым (к 12 главным православным праздникам), важнейшим после Пасхи, связанным с событиями из жизни Христа и Пресвятой Девы Марии. Праздник Преображения имеет один день предпразднества 18 августа (5 августа по старому стилю) и семь дней попразднства с 20-26 августа (с 7 по 13 августа). Отдание праздника совершается 26 (13 по старому стилю) августа.

Праздник установлен в память Преображения Иисуса Христа перед учениками на горе Фавор, о чем рассказывают три евангелиста ‑ Матфей, Марк и Лука. Все три синоптических Евангелия содержат весьма сходные описания Преображения. Как описывают Евангелия, незадолго до своего распятия Иисус Христос, взяв с Собой трех учеников ‑ Петра и братьев Заведеевых, Иакова и Иоанна, и отправился из области Кесарии Филипповой в пределы Галилеи.

Остановившись у горы Фавор, возвышающейся над холмами Галилеи, Иисус стал молиться. Утомившиеся апостолы уснули, как сказано в Евангелии: "Петр же и бывшие с ним отягчены были сном". Проснувшись, они увидели, что Иисус Христос преобразился: Он стоял окруженный сиянием: лицо Его сияло как солнце, одежды сделались белее снега и блистали, как свет. Рядом с ним стояли два ветхозаветных пророка ‑ Моисей и Илия, которые беседовали с Господом о Его близком отшествии.

Далее Евангелие повествует о том, что беседующих осенило светлое облако, из которого раздался голос Божий: "Сей есть Сын Мой Возлюбленный; Его слушайте". Видение кончилось. Ученики в страхе пали на землю. Иисус Христос подошел к ним, коснулся их и сказал: "Встаньте, не бойтесь". Ученики тогда встали и увидели Иисуса уже в обыкновенном виде.

Вместе с Иисусом Христом они спустились с горы и к утру вернулись в Капернаум. Христос повелел никому не рассказывать о том, что они видели, ‑ до тех пор, пока Он не воскреснет из мертвых.

Что касается хронологии установления праздника, то в исторической литургике существуют версии о его чрезвычайно древнем происхождении: "С 900 года его празднуют в Византии как… Преображение Спасителя". Однако более вероятно, что рассматриваемый праздник был установлен в IV веке: в это время равноапостольная Елена, мать Константина Великого, возвела на горе Фавор храм в честь Преображения Господня. И некоторое время Преображение было в Палестине местным празднованием. Лишь с V столетия празднование получило повсеместное распространение на христианском Востоке.

Считается, что праздник Преображения напоминает людям о необходимости духовного преображения. Церковь учит, что Своим Преображением Спаситель позволил людям воочию лицезреть Преображение, которое ожидает человека в Царствии Божием. Христос готовил учеников к своей смерти; они должны увидеть Его в славе, чтобы не поколебаться в час испытаний.

На Востоке к началу августа поспевают злаки и виноград, которые христиане приносят в храм для благословения в знак благодарности Богу за Его любовь, за дарование щедрого урожая. Часть урожая в первые века христиане жертвовали в храм для совершения таинства евхаристии (причащения). Древний обычай освещать плоды восходит к VIII веку. В русской народной традиции Преображение называется Вторым или Яблочным Спасом, поскольку в этот день освящаются яблоки - самый распространенный плод на Руси.

Специально к этому дню яблоки везли целыми возами, и каждый более или менее зажиточный человек считал своим долгом раздать плоды бедным и больным. До этого дня не полагалось есть яблоки и все огородные овощи, кроме огурцов. Начиная с этого дня, разрешается есть яблоки и фрукты, освящение которых проводится в конце праздничной Литургии.

В Православном календаре праздник приходится на Успенский пост, но ради Праздника Преображения Господня церковный устав ослабляет строгость поста и допускает на трапезе рыбу.

Яблочный Спас упоминается еще и как "встреча осени", потому что приблизительно с этого дня в России становились холоднее вечера.

Освящение яблок в праздник Преображения Господня

Освящение яблок в праздник Преображения Господня

2011 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20110819/408518625.html

Праздник Преображения Господня в Православной церкви (Яблочный Спас)

Праздник Преображения Господня в Православной церкви (Яблочный Спас)

19 августа (6 августа по старому стилю) Православная Церковь отмечает один из важнейших христианских праздников - Преображение Господне и Спаса нашего Иисуса Христа.

Преображение Господне относится к двунадесятым (к 12 главным) православным праздникам, важнейшим после Пасхи, связанным с событиями из жизни Христа и Пресвятой Девы Марии.

Праздник установлен в память Преображения Иисуса Христа перед учениками на горе Фавор, о чем рассказывают три евангелиста - Матфей, Марк и Лука. Все три синоптических Евангелия содержат весьма сходные описания Преображения. Как описывают Евангелия, незадолго до своего распятия Иисус Христос, взяв с собой трех учеников - Петра и братьев Заведеевых, Иакова и Иоанна, отправился из области Кесарии Филипповой в пределы Галилеи. Остановившись у горы Фавор, возвышающейся над холмами Галилеи, Иисус стал молиться. Утомившиеся апостолы уснули, как сказано в Евангелии: "Петр же и бывшие с ним отягчены были сном". Проснувшись, они увидели, что Иисус Христос преобразился: он стоял, окруженный сиянием, лицо его сияло как солнце, одежды сделались белее снега и блистали, как свет. Рядом с ним стояли два ветхозаветных пророка - Моисей и Илия, которые беседовали с Господом о его близком отшествии.

Местные жители раздают освященные яблоки у церкви Иоанна Предтечи в Екатеринбурге в праздник Преображения Господня (Яблочный Спас)

Местные жители раздают освященные яблоки у церкви Иоанна Предтечи в Екатеринбурге в праздник Преображения Господня (Яблочный Спас)

Далее Евангелие повествует о том, что беседующих осенило светлое облако, из которого раздался голос Божий: "Сей есть Сын Мой Возлюбленный; Его слушайте". Видение кончилось. Ученики в страхе пали на землю. Иисус Христос подошел к ним, коснулся их и сказал: "Встаньте, не бойтесь". Ученики тогда встали и увидели Иисуса уже в обыкновенном виде. Вместе с Иисусом Христом они спустились с горы и к утру вернулись в Капернаум. Христос повелел никому не рассказывать о том, что они видели, - до тех пор, пока он не воскреснет из мертвых.

Что касается хронологии установления праздника, то в исторической литургике существуют версии о его чрезвычайно древнем происхождении: "С 900 года его празднуют в Византии как… Преображение Спасителя". Однако более вероятно, что рассматриваемый праздник был установлен в IV веке: в это время равноапостольная Елена, мать Константина Великого, возвела на горе Фавор храм в честь Преображения Господня. И некоторое время Преображение было в Палестине местным празднованием. Лишь с V столетия празднование получило повсеместное распространение на христианском Востоке.

Считается, что праздник Преображения напоминает людям о необходимости духовного преображения. Церковь учит, что своим Преображением Спаситель позволил людям воочию лицезреть преображение, которое ожидает человека в Царствии Божием. Христос готовил учеников к своей смерти; они должны были увидеть его в славе, чтобы не поколебаться в час испытаний.

На Востоке к началу августа поспевают злаки и виноград, которые христиане приносят в храм для благословения в знак благодарности Богу за его любовь, за дарование щедрого урожая. Часть урожая в первые века христиане жертвовали в храм для совершения таинства евхаристии (причащения). Древний обычай освящать плоды восходит к VIII веку.

В русской народной традиции Преображение называется вторым или Яблочным Спасом, поскольку в этот день освящаются яблоки - самый распространенный плод на Руси.

Специально к этому дню яблоки везли целыми возами, и каждый более или менее зажиточный человек считал своим долгом раздать плоды бедным и больным. До этого дня не полагалось есть яблоки и все огородные овощи, кроме огурцов. Начиная с этого дня, разрешается есть яблоки и фрукты, освящение которых проводится в конце праздничной литургии.

В Православном календаре праздник приходится на Успенский пост, но ради праздника Преображения Господня церковный устав ослабляет строгость поста и допускает на трапезе рыбу.

Яблочный Спас упоминается еще и как "встреча осени", потому что приблизительно с этого дня в России становились холоднее вечера.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Освящение яблок и других плодов в храме Казанской иконы Богоматери в Коломенском. Архив

Освящение яблок и других плодов в храме Казанской иконы Богоматери в Коломенском. Архив

2015 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20150819/1191030300.html

Праздник Преображения Господня в протестантизме

Праздник Преображения Господня в протестантизме

Преображение Господне ‑ описанное в Евангелиях таинственное преображение, явление Божественного величия и славы Иисуса Христа перед тремя ближайшими учениками во время молитвы на горе Фавор.

Согласно евангельскому тексту, это событие произошло в феврале, за 40 дней до Пасхи, но Православная церковь перенесла празднование на 19 (по новому стилю) августа для того, чтобы оно не приходилось на дни Великого поста.

Как описывают Евангелия, Иисус вместе с апостолами Петром, Иоанном и Иаковом поднялся для молитвы на гору Фавор и там лик Его преобразился, а одежда сделалась белой. С преобразившимся Христом беседовали явившиеся пророки Моисей и Илия, которые олицетворяют Закон и служение пророков. Беседующих осенило облако, из которого раздался голос Божий: "Сей есть Сын Мой Возлюбленный; Его слушайте".

Преображение есть явление Сына, при котором Отец свидетельствует гласом из светлого облака Святого Духа, то есть откровение всех Лиц Святой Троицы. Преображение показывает, что в Иисусе Христе соединены два естества - Божественное и человеческое.

По словам Иоанна Златоуста, оно произошло "дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие на облаках во славе с ангелами". Символично и явление Моисея и Илии. По выражению Иоанна Златоуста, "один умерший и другой, ещё не испытавший смерти", предстали для того, чтобы показать, что "Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землей". Духовное значение праздника состоит в размышлениях о том, как Господь преображает греховные сущности в Свой образ.

Праздник отмечался в Палестине с IV века, со времени, когда императрица Елена построила на горе Фавор храм в честь Преображения. На Востоке свидетельства о празднике относятся к V веку.

На Западе праздник Преображения издревле торжественно совершался в некоторых церквях, например, во Франции в Туре, в Испании в VII веке. Однако в Католической церкви он установлен для всеобщего почитания Папой Каликстом III в 1456 г. в ознаменование победы христианского войска над турками.

Протестанты в России и в бывшем СССР отмечают праздник Преображения Господня, при этом праздник практически не известен западным протестантам.

2011 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20110819/408521990.html

Праздник Преображения Господня. Яблочный спас

Праздник Преображения Господня. Яблочный спас

"Пахнет яблоком и медом по церквам твой кроткий Спас...". Сергей Есенин

Гидрометеорологи обещают еще теплую погоду столице, но в музыке гроз слышатся уже осенние раскаты: близится время урожайных сборов и первым поводом к радости о щедрости земли становится для верующих Праздник Яблочного Спаса.

В этот день (19 августа) совершается освящение плодов. В России, в тех местах, где виноград не растет или не поспевает к этому времени, освящаются яблоки, груши, сливы.

Древний обычай освящать плоды восходит к VIII веку. Колосья и виноград приносили в храм в благодарность Богу за Его любовь, за дарование щедрого урожая. Но таинственно-символическое значение этой традиции состоит еще и в том, что природа, искаженная после грехопадения человека, нуждается в обновлении не меньше самого человека. Освящение плодов - символ будущего преображения природы, символ преображения человека, пошедшего за Христом, символ Праздника Преображения Господня, события которого также вспоминаются в этот день.

В Евангелии рассказывается, что уже в конце пути, незадолго до Голгофы, Иисус Христос взял трех своих учеников Петра, Иакова и Иоанна и привел их на гору. По преданию, это была гора Фавор. Сейчас туда организованно поднимаются группы христианских паломников: за сорок минут они достигают вершины, следуя теми же тропами, которыми некогда прошли Христос и Его ученики...

Можно представить себе, как утреннее солнце уже припекало их плечи, в сандалии забивались мелкие камни, а трое апостолов неспешно поднимались все выше и выше, за своим Равви (евр. Учитель). "Зачем Он поднял нас в такую рань, - думалось им, - позвал с Собой, двинулся, не проронив по пути больше ни слова. Что он задумал? И зачем было оставлять всех внизу и карабкаться по этим тропинкам? Ну вот наконец-то и дошли, Куда ты, Равунни? Опять молчит, наверное не слышит... молится..."

Апостолы устали и расположились в тени покореженной маслины: Иоанн с братом - на плащах, а Петр сел на камень, веки его отяжелели и он, опершись на посох, задремал... Вдруг послушался шум листвы, залепетавшей от порыва ветра, это заставило апостолов встрепенуться и они, встревоженные, стали озираться вокруг...

Иисус предстал пред ними: "и просияло лицо Его, как солнце, одежды Его сделались белыми как свет... явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие" (Мф. 17:2).

"Господи! Хорошо нам здесь быть", - воскликнул Петр, сердце его забилось радостно, он вдруг увидел Христа в неописуемой красоте, в каком-то неземном свете. "Если хочешь, Господи, волнуясь протараторил Петр, - сделаем здесь три кущи (то есть три шалаша из древесных ветвей): Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии". И пока он это произносил, светлое облако осенило всех и они услышали голос: "Сей есть сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте". Ученики в ужасе пали на землю, пытаясь закрыться руками, как будто защититься от некой невидимой Силы.

Вдруг все стихло, Иисус медленно произнес: "Встаньте и не бойтесь, - открыв глаза, они увидели только своего Равви, такого же, как и прежде, - никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых". Ученики молча переглянулись и опустили головы. Было время возвращаться назад и путники двинулись по тропе.

Христос готовит учеников к своей смерти. Ученики должны увидеть Его в славе, чтобы не поколебаться в час испытаний. Но полное понимание того, что видели они на горе Фавор не кого иного, но Бога в славе Его, придет к ним значительно позже, после Воскресения, когда в день Пятидесятницы Дух Святой научит их полноте божественной истины. Пока для апостолов Дух Святой - это светящееся облако, которое покрыло их и, вместе с тем, позволило созерцать Божию Славу и слышать его голос.

Своим Преображением Спаситель позволил людям воочию лицезреть Преображение, которое ожидает человека в Царствии Божием. Этот свет преображенного человеческого естества изображается на иконах святых не иначе как нимбами. Слова апостола Иоанна о том, что "Бог есть свет", вовсе не удачная метафора, а знание, опытно приобретенное на горе Фавор.

"Бывают в духовной жизни мгновения, которые так прекрасны, так дивны, говорит митрополит Антоний Сурожский, - что хотелось бы, чтобы время, жизнь, вечность на них остановились и никогда ничего другого не случалось бы... Но мы должны помнить, что это переживание нам дано для того, чтобы принести в темный, скорбный, холодный мир мир сияние Преображения".

В праздничном тропаре (коротком церковном песнопении, посвященном каждому христианскому празднику, дню памяти) есть такие слова: "Да возсияет и нам грешным, Свет твой неприступный". Они выражают стремление верующих к стяжанию Духа Святого, к тому чтобы стать причастниками Божественного света и поделиться этой радостью с ближним.

Ради Праздника Преображения Господня церковный устав ослабляет строгость поста и допускает на трапезе рыбу.

2007 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20070819/72336694.html

Праздник проявления богини Янжимы в Баргузинском дацане

Праздник проявления богини Янжимы в Баргузинском дацане

Ежегодно 24 числа месяца дракона по лунному календарю в Баргузинском дацане в Бурятии проводится праздник проявления богини Янжимы. В 2010 году эта дата приходится на 7 мая.

Бурятия (Улан‑Удэ), 27.11.2008

Янжима – богиня искусств, наук, ремесел, мудрости и благоденствия. Она ассоциируестя с чистотой, невинностью и творением нового.

Индийское имя богини Янжимы – Сарасвати. В глубокой древности в Индии была почитаема река Сарасвати. Светлая река Сарасвати, изливавшаяся с горных вершин, долго дарила ясность чувствам и мыслям людей. И на ее берегах многие находили прибежище для спокойных раздумий и вознесения молитв. Позже она вознеслась на небо, приняв облик вечно юной богини Сарасвати. На небесах стала она дарительницей знаний.

Для бурят Янжима – одна из самых почитаемых богинь, которая также считается богиней мудрости и покровительницей материнства, детей и студентов. Она дарует человеку всевозможные эстетические знания, красноречие, тонкий ум. Богине Янжиме поклоняются артисты и музыканты, поэты и художники. К ней обращаются бездетные женщины.

Считается, что божественная Янжима спустилась с небес в Баргузинскую долину, лежащую у подножия Баргузинских гор. В монгольских летописях XIII века земля к востоку от Байкала между Баргузинским и Икатским хребтами называлась "Баргуджин Тукум" – Край света. По легенде мать Чингисхана, Оэлун была уроженкой Баргузинской долины, а сам монгольский правитель дал наставление тайно похоронить его здесь – на земле предков.

Ламы считают, что богиня проявилась в местности Ярикто Баргузинского района не случайно. Недалеко находится священная гора Бархан Уула.

По легенде, в районе Баргузинской долины, лежащей у подножия Баргузинских гор, жили две сестры. Одна из них, Янжима, обладала прекрасным голосом, пела и радовала людей. В семье, которую она навещала, рождалось много детей. Однажды сестры вознеслись в нирвану, где стали дакинями – небесными принцессами. И вот в начале третьего тысячелетия богиня Янжима спустилась на землю, чтобы помогать людям.

В одном километре от села Ярикта Баргузинского района находится каменная скала, на которой в мае 2005 г. проявилось чудесным образом изображение танцующей богини высотой около 1 м.

По словам старожилов баргузинской долины, у скалы в начале XX века медитировал настоятель первого Баргузинского дацана Содой-лама, который обладал даром предвидения. А в 30-е гг. XX столетия здесь было захоронено имущество бывшего Баргузинского дацана.

Нерукотворный лик был обнаружен ламами традиционной буддийской Сангхи во главе с Пандито хамбо‑ламой Дамбой Аюшеевым, когда они пребывали в этой местности с целью обнаружения спрятанных в годы репрессий буддийских реликвий, а также определения места для строительства будущего дацана.

Причиной поисков послужила найденная дровосеками четырьмя годами ранее в расщелине скалы ритуальная пирамидка с изображением 1000 Будд, которая указывала на особое значение этого места. Сама местность называется "Уулзатараа", что в переводе означает "До встречи" или "Встреча": здесь находятся две скалы, которые действительно как бы "встречаются" друг с другом. Говорят, именно в этом месте высший мир встречается с миром людей.

Когда ламы приступили к осмотру окрестностей и поискам реликвий, хамбо-лама Аюшеев вошел в состояние глубокой медитации, чтобы "увидеть", где спрятаны реликвии. В этом состоянии он пребывал довольно долго, и после прочтения мантры ясно увидел на скале в 20 м от себя посреди стволов деревьев лик божества. Он был очень четким и различался невооруженным взглядом. Удивительно, но до этого момента никто на этой скале никакого изображения не замечал.

С того времени лик богини Янжимы, обнаруженный на каменных глыбах близ села Ярикта Баргузинского района, стал предметом паломничества жителей Бурятии. На священном месте побывала и группа лам Иволгинского дацана.

Прекрасный образ танцующей богини Янжимы привлекает всех, ему поклоняются, его почитают, как святыню, к нему обращаются с молитвами о покровительстве и защите, едут издалека, чтобы увидеть и поклониться божественной силе и красоте. Многие считают, что проявление образа богини – это знак особого благоволения неба к забайкальской земле.

В конце 2009 г. в Баргузинском районе рядом с местом проявления лика богини Янжимы началось возведение Цогчен дугана Баргузинского дацана или "Дворца богини Янжимы" – "Янжима бурханай ордон".

Есть утверждения, что возможно скала с ликом богини Янжимы будет официально признана Буддийской традиционной Сангхой России одной из буддийских святынь Бурятии.

Баргузинский заповедник в долине реки Давшинки

Баргузинский заповедник в долине реки Давшинки

2010 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20100507/222594225.html

Праздник Рагаиб ‑ День женитьбы родителей Пророка Мухаммада

Праздник Рагаиб ‑ День женитьбы родителей Пророка Мухаммада

Первая ночь с четверга на пятницу месяца Раджаба ‑ месяца, когда был зачат пророк Мухаммад, у мусульман имеет название Рагаиб, что в переводе с арабского означает мечты, желания. Произошло бракосочетание родителей пророка Мухаммада ‑ Абдулы и Амины. По преданиям, на землю в это время спустился сонм ангелов и свет пророчества перешел от Абдулы к его сыну.

Ночь Рагаиб ‑ первая в священном месяце Раджаб. В это время мусульманам желательно больше молиться, даже ночью, соблюдать пост и совершать богоугодные дела. Тогда, по убеждению верующих, милость Всевышнего многократно увеличится. За намаз, пост, милостыню и прочие верослужения, совершенные в эту ночь, воздается многократная благодать.

О ценности ночи Рагаиб говорится в различных хадисах. Пророк Мухаммад говорил о достоинствах исполнения верослужений в месяце Раджаб. Некто пожилой посетовал, что не сможет поститься в течение всего месяца. Тогда Мухаммад повелел в ответ следующее: " Ты постись в первый, пятнадцатый и последний день месяца Раджаб. Получишь благодать, равную таковой, как от месяца поста. Ибо благодати записываются в десятикратном количестве. Но и не забывай ночи на первую пятницу славного Раджаба".

Ночь Рагаиб ‑ первая ступень на пути духовного очищения мусульманина перед священным постом в месяц Рамадан и празднованием Рамазана. Каждый мусульманин серьезно обдумывает свои поступки и ту ответственность, которую несет перед семьей, родиной и народом. В священный месяц Раджаб, согласно Корану, запрещены войны.

Раджаб ‑ месяц воздержания от походов и военных действий. В ночь Рагаиб в мечетях произносят праздничную проповедь. Среди тех, кто постоянно посещает мечеть, очень много детей. Они каждый день приходят к муэдзину, чтобы учить аяты Корана. В священную ночь дети показывают, чему научились на этих уроках ‑ в присутствии имама и других верующих они принимают участие в конкурсе чтецов Корана.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

2008 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20080703/112898854.html

Праздник Раджаб-байрам. Почему мусульманам нельзя пить вино

Праздник Раджаб-байрам. Почему мусульманам нельзя пить вино

Праздник Лейлят аль-Исра валь-Миърадж (Раджаб-байрам) - ночь вознесения Пророка Мухаммада к престолу Аллаха. Праздник установлен в память о чудесном путешествии Мухаммада из Мекки в Иерусалим и его восхождении (миърадже) на небеса к престолу Аллаха. В коране об этом событии упоминается в суре «Аль-Исра» («Перенесен ночью»). В хадисах, посвященных этому событию, говорится, что в эту ночь архангел Джабраил посетил пророка Мухаммада, спящего возле мечети в Мекке, и призвал его совершить путешествие в Иерусалим на крылатом коне Бораке.

Сначала Мухаммад и Джабраил побывали на горе Сина и в Бейт-Лахме (Вифлееме), а потом приблизились к воротам Иерусалимского храма. Мухаммад вошел в Храм, где его ожидали другие пророки, и совершил вместе с ними молитву, на которой он был предстоятелем - имамом. После молитвы Джабраил поднес Мухаммаду два бокала - один с молоком, другой с вином. Когда Мухаммад выбрал молоко, Джабраил воскликнул: «Поистине ты на правом пути - ты и народ твой! Вино запрещено для вас» (запрет ислама на употребление алкогольных напитков основан, в частности, и на этом эпизоде).

Затем, по преданию, в сопровождении Джабраила Мухаммад совершил восхождение на небо по лестнице ангелов (миърадж) и посетил семь небес. На первом небе сам Адам открыл Пророку небесные врата; на втором он повстречал пророков Яхью и Ису, на третьем - Юсуфа, на четвертом - Идриса, на пятом - Харуна, на шестом - Мусу; на седьмом, высшем небе восседал праотец и патриарх всех пророков Ибрахим, который показал Мухаммаду рай. Все пророки приветствовали Мухаммада как брата. А когда с седьмого неба Мухаммад явился к престолу Аллаха, то беседовал с ним, произнеся 99 тысяч слов...

Затем Мухаммад был возвращен обратно в Мекку. Рассказывая об этом путешествии, Мухаммад подчеркивал, что оно произошло мгновенно: вернувшись в Мекку, он обнаружил, что постель его еще не остыла, а из кувшина, опрокинутого Джабраилом при отправлении в путь, даже не успела вытечь вода. Ночь Миъраджа мусульмане проводят в бдении, читают коран, молятся и пересказывают предание о чудесном вознесении Пророка. В день праздника все посещают мечеть, чтобы совершить совместную молитву и выслушать проповедь имама, посвященную этому событию.

2007 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20070810/70790300.html

Праздник разговенья Ид аль-фитр (Ураза-байрам). История и традиции

Праздник разговенья Ид аль-фитр (Ураза-байрам). История и традиции

К материалу "Российские мусульмане отмечают праздник Разговения"

Ид аль-фитр или Ураза-байрам - праздник разговенья знаменует завершение поста в месяце рамадан. Он называется малым праздником в противоположность большому празднику - празднику жертвоприношения.

По окончании поста в первые три дня месяца шавваль отмечается Ид аль-фитр - праздник разговенья или малый праздник. Мусульмане надевают свои лучшие платья, поздравляют друг друга, ходят в гости, стараются веселиться, приготовляют вкусную и обильную пищу. Во время этого праздника мусульмане должны отчитаться за прошедший пост, начать отбывать наказание за его нарушение и уплатить за каждого члена семьи милостыни - так называемое "очищение праздника перерыва".

В праздник разговенья рекомендуется дарить подарки, обмениваться традиционными блюдами с ближайшими соседями; очень важно в дни праздника собрать вместе всех своих родственников и не выпускать их из дома, та как считается, что в Ид ал-фитр в дом приходят души умерших.

В праздник разговенья обязательны общие молитвы в мечети или на специальных площадках - намазах. В хутбе, читаемой муллой или имамом во время общего богослужения, верующим объявляется о "действительности" прохождении поста, дается наставления соблюдать его в будущем.

После торжественного богослужения верующие отправляются на кладбище помянуть умерших, а также посещаются усыпальницы местных святых, затем мужчины, собравшись группой, посещают дома всех недавно умерших и выражают соболезнование близким покойного. А семьи умерших за последний год устраивают поминки с приглашением муллы, родственников и близких.

В дни разговенья устраиваются ярмарки, на которых народные певцы, танцоры, кукольники, жонглеры и др. показывают красочные представления, ведется оживленная торговля на базарах, для молодежи и детей устраиваются качели, иногда разводя костры, через которые прыгают молодые мусульмане. Необходимо отметить, что хотя праздник разговенья и считается малым, но он отмечается радостно и с большими надеждами на счастливое существование в следующем году.

По материалам religio.ru

2006 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20061023/55044605.html

Праздник Рождества Божьей Матери в католической церкви

Праздник Рождества Божьей Матери в католической церкви

8 сентября католическая церковь празднует Рождество Пресвятой Девы Марии. Праздник Рождества Божией Матери Девы Марии (Feast of the Nativity (Birth) of the Blessed Virgin Mary) посвящен воспоминанию рождения Матери Иисуса Христа – Пресвятой Девы Марии.

В Новом Завете содержится крайне мало сведений о жизни Богородицы, и событие, отмечаемое в этот день, зафиксировано только в церковном предании.

В предании сообщается о том, что родителями Девы Марии были благочестивые Иоаким, происходивший из рода царя Давида, и Анна – из рода первосвященников. Дева Мария была рождена по особому обетованию Бога, данного Иоакиму и Анне, когда они уже были в преклонном возрасте. Имя Богородицы было указано ангелом, который возвестил родителям и о самом ее рождении.

В католической традиции непорочное зачатие самой Девы Марии (ее родителями) рассматривается как непременное условие, подготовившее ее к роли матери Спасителя. Ее свобода от греха была особой благодатью, исключением из общего правила, привилегией, которой – как утверждает католическая теология (в отличие от протестантской) ‑ не было удостоено никакое другое тварное существо.

Девственная непорочность Девы Марии и чуждость плотскому вожделению соединялись в ней с ее неподверженностью никакому личному греху. На ее безгрешность указывает определение "благодатная", которое ей дается в Евангелии, поскольку нравственный порок несовместим с полнотой божественной благодати. Св. Августин считал, что понятие личной греховности не применимо к Пресвятой Деве уже потому, что ее почтил Бог.

С ролью Марии как Матери Спасителя сопряжена и ее роль посредницы между Христом и родом человеческим. В теологической доктрине Римско-католической церкви признано, что, поскольку Дева Мария родила Спасителя, который есть источник всякой благодати, благодаря ей эта благодать сообщается человечеству.

Празднуя Рождество Богородицы, христиане подчеркивают, насколько важная роль отведена Деве Марии в осуществлении божественного плана спасения человечества.

Первые упоминания о праздновании Рождества Богородицы относятся ко второй половине V века. Примерно в это же время праздник был включен в церковный календарь.

Рождество Богородицы является одним из великих праздников и отмечается в течение 6 дней – с 7 по 12 сентября.

Католический кафедральный собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии

Католический кафедральный собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии

2010 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20100908/252702109.html

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы

С точки зрения вероучения, рождение Пресвятой Богородицы, Матери Иисуса Христа, не было событием случайным и обычным, ибо Ей была отведена важная роль в осуществлении Божественного плана спасения человечества. В ветхозаветных пророчествах и прообразах есть много предсказаний о Ее рождении, сделанных еще задолго до этого события.

Сведения о земной жизни Пресвятой Богородицы, содержащиеся в Новом Завете, крайне скудны. Упоминание о Ее рождении можно найти в апокрифе II века – Протоевангелии Иакова. Оно повествует о скорби благочестивой иудейской четы в Назарете – Иоакима и Анны, которым Господь не дал потомства. А бесплодие считалось знаком гнева Божия. Иоакиму и Анне нередко приходилось терпеть обиды, пренебрежение и упреки от своих соотечественников.

Во время одного из великих еврейских праздников, когда Иоаким пришел в Иерусалимский храм, чтобы принести по закону Моисееву жертву Господу, первосвященник Иссахар отклонил дары и сказал: "Не должно принимать от тебя дары, потому что ты не имеешь детей, а следовательно, и благословения Божия". Убитый стыдом и печалью, Иоаким не пошел домой, а скрылся в горах, где пастухи сторожили его стадо.

Он стал горячо молиться Богу, надеясь на милость Его.

Молва быстро донесла это и до Анны, рассказали ей и как погнали Иоакима из храма, и как в отчаянии он бежал из города. И она стала тоже молиться, и так горячо и слезно, как, наверное, не молилась еще никогда.

И вдруг свет ослепительный, свет без теней в комнате! Но не испугалась Анна, этот свет нес покой. Явился ей Ангел Господень и сказал: "Твоя молитва услышана Богом, и ты зачнешь и родишь дочь благословенную, выше всех земных дочерей. Ради Нее благословятся все роды земные. Нареки Ее Мария".

Услышав эти радостные слова, праведная Анна поклонилась Ангелу и сказала: "Жив Господь Бог мой! Если у меня действительно родится дитя, то я отдам его Господу на служение. Пусть оно служит Ему, восхваляя Его имя во всю жизнь".

В то же время Ангел Господень явился и праведному Иоакиму, сказав ему: "Бог милостиво принял твои молитвы. Жена твоя Анна зачнет и родит дочь, о которой весь мир будет радоваться. Вот и знамение верности моих слов: иди в Иерусалим, и там у золотых ворот ты встретишь свою жену".

Святой Иоаким немедля отравился в Иерусалим, и, как и предсказал Ангел, встретил жену свою не дома, а у золотых врат. Бросились они друг к другу, рассказали все о чудесном видении, вернулись домой. По прошествии положенного срока праведная Анна родила дочь, которую назвала Марией, как повелел ей Ангел.

По прошествии года святой Иоаким устроил пир, на который созвал священников, старейшин и всех своих знакомых. На этом пиру он поднял свою Благословенную Дочь и, показывая всем, просил священников благословить Ее.

Праздник и воспоминание Рождества Пресвятой Богородицы установлен Церковью с глубокой древности. Указание на него имеется уже в IV веке. В честь праздника святыми песнотворцами составлены многие песнопения; некоторых их этих песнопений и теперь поются за богослужением в этот праздник.

Народ называет этот праздник Малой Пречистою (Большой Пречистою называют Успение Богоматери), или Госпожинками. Нередко день этот звали в разных регионах России Аспожка, или Спасовым, Аспасовым днем, Осенинами. В древней, еще языческой Руси возносили хвалу Осенине ‑ покровительнице плодородия, любви и брака. Ходили к берегам рек, озер и прудов встречать матушку Осенину. Старшая молодица стояла с овсяным караваем, а молодые пели возле нее обрядовые песни. Потом хлеб разламывали и раздавали присутствующим. Позже, с тех пор как Россия стала православной, у крестьянок и женщин других сословий появился обычай обращаться у воды к Богородице.

В этот день приговаривали: "Богородица Пречистая! Избави от маеты, Надсады от души отведи, Мое житье‑бытье освети!". В сельскохозяйственной практике это был день, когда убирали на зиму пчелиные улья, собирали лук, к этому времени заканчивалась уборка хлеба, а праздник в целом знаменовал окончание главных летних полевых работ и начало осенних приготовлений. Земледельцы благодарили Богородицу ‑ небесную покровительницу земледелия, подательницу урожая, спорительницу хлебов за собранный урожай и просили ее помощи на год будущий. Народные поговорки гласят: "На Пречисту в поле чисто", "Придет Пречиста, будет чисто‑чисто".

2010 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20100921/256356781.html

Праздник Святейшего Сердца Иисуса в католической церкви

Праздник Святейшего Сердца Иисуса в католической церкви

11 июня 2010 года католики всего мира отмечают Праздник Пресвятого Сердца Иисуса.

Праздник Сердца Иисуса в Католической церкви - праздник, посвященный почитанию Святейшего Сердца Иисуса Христа. Отмечается в пятницу, на восьмой день после праздника Тела и Крови Христовых и на двенадцатый день после Дня Святой Троицы. Сердце Христово является символом любви Бога к людям; праздник Сердца Иисуса, таким образом, отражает благодарность Господу за его любовь и дарованное спасение.

Зарождение праздника относится к XI XII вв. Начало культу Пресвятого Сердца Иисуса положило почитание Христовых Ран, которое получило широкое распространение в XIII веке, когда монахи посвящали особые молитвы ранам Христовым, особо выделяя пронзенный бок Спасителя.

Своеобразным толчком для развития почитания Сердца Иисуса стали видения монахини французского монастыря Поре ле Монияль Маргариты Марии Алакок, которой не раз являлся Иисус Христос, выражавший ей свое желание, чтобы люди особым образом почитали Его Сердце.

Однако это пожелание долгое время оставалось невыполненным, многие богословы сомневались в необходимости установления нового всецерковного почитания.

В XVI веке, особенно благодаря Ордену Иезуитов, культ Сердца Иисуса достигает апогея. В 1672 году исповедник Маргариты Марии Алакок Иоанн Эд отслужил с разрешения епископа первую святую Мессу о Сердце Господа Иисуса.

Католическая Церковь в течение ста лет медлила с официальным установлением нового праздника. Первое разрешение было получено польским епископам от папы Климента XII в 1765 году. Праздник стал отмечаться всемирной Церковью c XIX века. В 1856 году папа Пий IX ввел литургическое празднование Пресвятого Сердца Иисуса как обязательное для всей Церкви. Лев XIII углубил понимание посвящения Пресвятому Сердцу, иллюстрируя взаимосвязь между его почитанием и спасением мира.

А в 1956 году Папа Пий XII в своем послании по случаю сотой годовщины этого события дал почитанию Сердца Иисуса солидное догматическое обоснование.

На богослужениях католической церкви в этот праздник вспоминаются те отрывки Священного Писания, где говорится о Христе как о добром Пастыре, который отогревает заблудших овец теплом своего Сердца, а также читается фрагмент из Евангелия от Иоанна о пронзении бока Иисусова.

В этот день в католической Церкви на алтарь выставляются Святые Дары, которым поклоняются. После Причастия читается молитва, в которой выражена просьба, чтобы Сердце Иисуса, в котором мир открывает истинную природу Бога, научило людей видеть Христа в братьях. Сердце Иисуса было пронзено на кресте и стало источником Таинств Церкви. Из него истекла кровь и вода, указывающие на Крещение и Евхаристию, без которых невозможно вести праведную жизнь и общаться с Богом.

На следующий лень после праздника, в субботу, католики чтут Непорочное Сердце Марии, которое было совершенным образом и подобием сердца ее сына.

Католический кафедральный собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии

Католический кафедральный собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии

2010 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20100610/216612203.html

Праздник Святого Духа (Духов день)

Праздник Святого Духа (Духов день)

По древней христианской традиции, на следующий день после Пятидесятницы (День Святой Троицы), которая всегда отмечается в воскресенье, Православная Церковь прославляет третье лицо Святой Троицы ‑ Святого Духа. Это особый церковный праздник ‑ День Святого Духа, который в народе также называют "Духов день".

В Православной Церкви в честь Всесвятого, Животворящего и Всесильного Духа, совершается отдельное богослужение и прославление Святого Духа.

В Евангелии сошествие Святого Духа описывается как появление пламени, всполохи которого окружили каждого из апостолов. И все они "исполнились Духа Святого" и обрели "дар языков", то есть стали говорить на разных языках, которых прежде не знали.

По православному учению, Дух Святой, сошел в виде огненных языков, в знак того, что Он дал апостолам способность понимать все языки мира, чтобы проповедовать христианство всем народам. В виде же огня Святой Дух сошел в знак того, что имеет силу опалять грехи и очищать, освящать и согревать души.

Согласно православному учению, именно сошествие Святого Духа на апостолов явило попечение всех Лиц Триединого Бога о мире: Бог‑Отец творит мир, Бог‑Сын искупает людей от рабства дьяволу, а Бог‑Дух Святой освящает мир через устроение Церкви.

Святой Дух един с Отцом и Сыном во всем. Через Него подается всякая мудрость, жизнь, движение. Он имеет все, что имеют Отец и Сын, ''кроме нерождения и рождения'', исходя от единого Отца. Святой Афанасий говорит: ''Дух Святый от Отца не создан, не сотворен, не рожден, но исходит".

Со Дня Святого Духа до следующего праздника Святой Пасхи начинают петь тропарь Святому духу "Царю небесный..." С этого же момента впервые после Пасхи разрешаются земные поклоны.

В дореволюционной России существовал особо строгий запрет на работу в Духов день, как и в день Благовещения. В Российской Федерации этот день, как понедельник, всегда - рабочий. Однако во многих государствах (Австрии, Германии, Швейцарии, Дании, Франции, на Украине) праздник День Святого Духа ‑ выходной, нерабочий день.

2010 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20100524/237936735.html

Праздник святого Саркиса в Армянской апостольской церкви

Праздник святого Саркиса в Армянской апостольской церкви

19 февраля 2011 г. Армянская апостольская церковь отмечает праздник святого полководца Саркиса.

Одному из самых популярных христианских святых Саркису Стратилату в Армении посвящено много церквей. Уроженец Кесарии Каппадокийской (IV в.) мужественный, благородный грек Саркис избрал военную стезю и в годы правления византийского императора Константина I (285-337) достиг звания стратилата (главнокомандующего). Будучи христианином и считая проповедничество своим призванием, он обходил провинции империи и открывал людям пути познания божественной истины.

Когда во времена императора Юлиана Отступника (360-363) начались гонения на христиан, св. Саркису явился Господь Бог и повелел его покинуть пределы империи. Вместе со своим сыном Мартиросом святой Саркис нашел убежище в Армении, где царствовал царь Тиран, внук Трдата Великого, сын Хосрова. Получив известие о том, что Юлиан с большим войском движется на Персию, и, стремясь избежать опасности вторжения в свои земли, армянский царь уговорил Саркиса перейти на службу к персидскому шаху Шапуху.

Шапух принял святого Саркиса с любовью и назначил его на должность командующего войсками. Многие из воинов, видя в своем блестящем полководце благонравие и жизнью засвидетельствованную преданность Богу, сотворенные его святыми молитвами к Господу чудеса, отказывались от язычества и становились христианами. Шапух потребовал, чтобы Саркис стал огнепоклонником и совершал языческие жертвоприношения, но он наотрез отказался, заявив: "Поклоняться следует только истинному Богу - Святой Троице, - Который сотворил небо и землю. А огонь и идолы вовсе не боги, так как созданный из праха человек может их уничтожить". Сказав это, святой Саркис сокрушил статую истукана. Разъяренная толпа набросилась на святого Саркиса и его сына. Первым мученическую смерть принял Мартирос. Сам святой Саркис был заточен в тюрьму, но, оставшись непреклонным в своей вере, вскоре был обезглавлен. Преданные стратилату 14 воинов погребли его в городе Мазандаране, за что также были обезглавлены.

Святой полководец Саркис считается заступников молодых. В этот день молодые люди молятся и просят святого донести их молитвы до Всевышнего.

Распоряжением Католикоса Всех Армян Гарегина II праздник святого полководца Саркиса провозглашен Днем благословения молодых. В день праздника в церквях, носящих имя святого полководца Саркиса, служится Св. Литургия, после чего проводится обряд благословления молодых.

Этот день в Армении принято отмечать не только церковными обрядами. Существуют также ставшие доброй традицией народные обычаи. В ночь перед праздником святого Саркиса молодые едят соленый блин, после этого ничего не едят и не пьют и ожидают откровение во сне: кому предназначена какая невеста (или жених).

К этому дню относится еще один обычай: поднос с мукой из жареной пшеницы ставят на крыше или на балконе и ждут следа копыта коня святого полководца Саркиса. Согласно легенде, святой Саркис должен с ангелами пролететь над домами. И если в подносе с мукой оставит след от копыта своего белого коня (символ чистоты и беспорочности), то в этом году исполнится мечта влюбленного юноши или девушки.

2011 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20110219/324085915.html

Праздник Святой Троицы

Статья большая, находится на отдельной странице.

Праздник Святой Троицы. История и традиции

Статья большая, находится на отдельной странице.

Праздник святой Троицы у протестантов

Праздник святой Троицы у протестантов

Российские протестанты вместе с Православной церковью отмечают праздник святой Троицы (или Пятидесятницу) на 50-й день после Пасхи, в воскресенье. В 2011 году это день выпадает на 12 июня.

В следующий за этим воскресеньем понедельник празднуется День Святого Духа.

Как гласит Библейское предание, на 50-й день после чудесного воскресенья Христа на его учеников сошел Святой Дух и апостолы заговорили на разных языках, которые никогда не учили. Так Господь повелевал апостолам нести весть о христианстве всем народам мира, говорящим на разных языках.

Протестанты считают, что Пресвятая Троица - это источник, из которого все родились как христиане. Троица сопровождает всех по жизни постоянно. Центром христианской жизни является Отец - Его милосердие, Его любовь, Его воля. "Мы можем называть Его Отцом, говорят протестанты, ибо Он послал нам Своего Сына. Сын из любви к нам сошел с небеc и стал человеком, умер и воскрес. Он - "живая икона Бога" в мире. Через Своего Духа, Который живет в нас, Он старается указывать нам Отца и ведет к Отцу".

Консервативные протестанты (в частности, лютеране, кальвинисты и англикане) исповедуют традиционный догмат троичности. Современные либеральные протестанты обычно придерживаются учения о "троичности Откровения": о Боге, как о всеобщем Отце, учил Иисус Христос, чей Дух покоится на последователях его учения.

В западном протестантизме и Католической церкви празднование дня Святой Троицы и Пятидесятницы (Сошествия Святого Духа) разделено. У них Троица и Пятидесятница - два совершенно разных праздника: Троица празднуется на следующее воскресенье после Пятидесятницы. При этом Троица является чисто церковным праздником, в то время как все народные гуляния и обряды происходят на Пятидесятницу.

В западной традиции праздник Сошествия Святого Духа открывает так называемый "цикл Пятидесятницы". Для протестантов, которые придают особое значение рождению от Духа Святого каждого человека, этот праздник приобретает большое значение. В эти дни говорят об особой миссии Духа Святого, о Его возрождающем действии, о Его дарах, о дне рождения Церкви и об особых призваниях на служение, в первую очередь на служение проповеди Евангелия.

2011 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20110612/380685920.html

Праздник Святых армянских переводчиков Саака и Месропа

Праздник Святых армянских переводчиков Саака и Месропа

День памяти Свв. армянских переводчиков Саака Партева и Месропа Маштоца Армянская Церковь отмечает в четверг, следующий за четвертой неделей после Пятидесятницы. В 2010 г. эта дата приходится на 24 июня.

Святой Саак (Исаак) Партев – сын Католикоса Нерсеса Великого, последний представитель рода Святого Григория Просветителя. Был избран Католикосом в 387 г. и 52 года стоял во главе армянского патриаршего престола. Будучи достаточно искусным в музыке и ораторском искусстве, философии и языкознании, Саак Партев привнес большой вклад в развитие армянской национальной культуры. Он был поборником создания армянской письменности, ставший вместе с Месропом Маштоцем основателем армянской письменности и церковной библиографии.

Святой Месроп Маштоц родился в 360 г., еще в детстве изучал греческий и персидский языки. Вначале он служил при царском дворе в качестве царского дьячка, однако вскоре оставил мирскую жизнь и стал священнослужителем.

Проповедуя христианство, Св. Месроп почувствовал необходимость в армянском алфавите и армяноязычной Библии. В Армении тогда были армянские иероглифы, которые в свое время использовали жрецы. Эти иероглифы по приказу короля Врамшапуха князь Вахрич принес от ассирийского епископа Даниила, однако Месроп, обучая своих учеников этим иероглифам, заметил их несовершенство. Вместе с учениками он отправился в Эдессию, где с Божией помощью создал армянский алфавит.

После создания национальной письменности Свв. Саак и Месроп приступили к переводу Библии и других важнейших произведений христианской литературы.

На языках мира Священное Писание называют Библией, армяне же называют его Аствацашунч – Богодухновенным. Полный перевод Богодухновенной Книги католикос Саак Партев, архимандрит Месроп Маштоц и их ученики завершили к 428 г.

Когда был осуществлен перевод Библии и многих богословских, философских книг, католикосат основал монастырь Таргманчац (Св. Переводчиков), посвященный Сааку, Месропу и их сподвижникам, а также утвердил праздник Переводчиков.

Европейские ученые считают армянский перевод Священного Писания вершиной переводов Библии. Французский исследователь Ла Кроз назвал его «королевой переводов», а английский ученый Коннибер считал его непревзойденным с точки зрения соответствия оригиналу.

2010 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20100624/217567788.html

Праздник славных и всехвальных апостолов Петра и Павла

Праздник славных и всехвальных апостолов Петра и Павла

12 июля (29 июня по старому стилю) Православная церковь отмечает праздник в честь славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.

Апостолы Петр и Павел более других потрудились в проповеди христианства среди иудеев и язычников, поэтому церковь называет их "первоверховными апостолами".

По евангельскому преданию, Сам Иисус Христос призвал рыбака Симона (Петра) с братом Андреем Первозванным в ученики. Симон стал самым ревностным последователем Иисуса, и за свою крепкую веру в то, что Иисус есть Христос, Сын Божий, получил от Него имя "Петр", что означает "камень". Как повествует Евангелие от Матфея, Спаситель обещал основать на этом камне Свою Церковь.

Несмотря на всю свою любовь и преданность, Петр не избежал самого страшного греха ‑ отступничества, который искупал потом всю жизнь. После ареста Христа он по малодушию трижды отрекся с клятвою от своего Учителя. Но лишь только Спаситель в эти минуты кротко взглянул на него, Петр понял всю тяжесть им совершенного и в сокрушении горько заплакал. Искреннее раскаяние его было принято Господом, и вот, явившись в день Своего воскресения Марии Магдалине и другим мироносицам, Он повелел им: "Идите и скажите ученикам и Петру..." Вскоре Христос вновь утвердил Петра в апостольском звании, троекратно повторив: "Паси овец Моих".

Об апостольской деятельности Петра рассказывает Книга Деяний с 1 главы по 12. Внук Ирода Великого, Ирод Агриппа Первый, в 42 году после Рождества Христова начал гонение против христиан. Он заключил апостола Петра в темницу. Христиане, предвидя казнь апостола, горячо за него молились. Ночью случилось чудо: в темницу к Петру сошел Ангел Божий, оковы спали с Петра, и он беспрепятственно ушел из темницы, никем не замеченный. После этого чудесного освобождения книга Деяний упоминает о нем только еще раз при рассказе об Апостольком соборе.

Другие сведения об апостоле Петре сохранились только в церковных преданиях. Известно, что он проповедовал Евангелие по берегам Средиземного моря, в Антиохии, в Малой Азии иудеям и прозелитам (язычникам, обращенным в иудейство), потом - в Египте, где рукоположил Марка в первого епископа Александрийской церкви. Отсюда он перешел в Грецию (Ахаию) и проповедовал в Коринфе, потом проповедовал в Риме, Испании, Карфагене и Британии. Согласно преданию, апостол Марк написал свое Евангелие для римских христиан со слов апостола Петра. Среди новозаветных священных книг есть два Соборных (окружных) послания апостола Петра.

К концу жизни апостол Петр снова прибыл в Рим, где и принял мученическую кончину в 67 году через распятие вниз головой. Это событие художественно описано Генриком Сенкевичем в книге "Камо грядеши".

Имя Павла, первоначально Саул, или Савл, что значит "выпрошенный", "вымоленный", было дано ему в честь первого иудейского царя. Богатые и знатные родители, принадлежавшие фарисейской партии, воспитывали мальчика в строгом религиозном духе. Семья имела римское гражданство. Повзрослев, "книжник и фарисей" Павел становится настоящим иудейским "инквизитором". По своей особой ревности он выпрашивает у Синедриона разрешение повсюду преследовать и приводить в Иерусалим связанными приверженцев новой секты, "еретиков-назореев", как тогда называли христиан.

Господь, усмотревший в нем "сосуд избранный Себе", чудесным образом призвал его к апостольскому служению. Павлу является Сам Христос со словами: "Я Иисус, которого ты гонишь". В том, кто еще вчера был всего лишь распятым неудачником, Павел узнает Бога.

Обращение Павла состоялось на 30‑м году его жизни, после этого - еще 30 лет апостольского служения. Пережив личную встречу с Христом, Павел свидетельствует о нем перед народами. Он совершает несколько миссионерских путешествий и проповедует в Аравии, Сирии, Палестине, на Кипре, в Антиохии, в Афинах и многих других городах. Всюду творит чудеса и терпит гонения. Им основано множество поместных Церквей, к ним он и обращает свои знаменитые послания, которые получают название "Павлово Евангелие".

Павел принял мученическую кончину: его, как римского гражданина, обезглавили.

Почитание святых апостолов Петра и Павла началось сразу же после их казни. Праздник святых апостолов Петра и Павла сначала был введен в Риме, епископы которого по учению Западной Церкви считаются преемниками апостола Петра, а затем распространился и в других христианских странах. Католическая церковь празднует этот день 29 июня.

В праздник Петра и Павла у православных христиан завершается Петров пост, учрежденный церковью в память о служении и страданиях святых апостолов.

2011 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20110712/392062249.html

Предыдущая страница Следующая страница