Приглашаем посетить сайт

Путешествия (otpusk-info.ru)

Энциклопедия ньюсмейкеров (справки по новостным сюжетам, 2015 год)
Статьи на букву "П" (часть 33, "ПРА")

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 33, "ПРА")

Праздник Иконы Божией Матери "Живоносный источник"

Праздник Иконы Божией Матери "Живоносный источник"

Ежегодно в пятницу Светлой седмицы (Пасхальной недели) Православная Церковь совершает празднество обновления храма Богородицы, называемого "Живоносный Источник", а также Ее одноименной иконе. В 2011 г. празднование выпадет на 29 апреля (16 апреля по старому стилю).

В этот день, по традиции, к пасхальной службе добавляется служба Пресвятой Богородице в честь обновления храма, именуемого "Живоносный источник".

В пятницу Светлой седмицы после Литургии в православных храмах обычно совершается водосвятный молебен перед иконой Божией Матери "Живоносный источник", а после чина водоосвящения совершается пасхальный крестный ход.

Празднование установлено в память реставрации храма в Константинополе, именуемого "Живоносный Источник", а также чудес, совершенных в этом месте.

Как гласит легенда, в V веке в Константинополе, близ так называемых "Золотых ворот", находилась роща, посвященная Пресвятой Богородице, в которой был источник, с давних пор прославленный чудесами. Постепенно это место заросло кустарником, а воду затянуло тиной.

По преданию, в 450 г. воин Лев Маркелл, будущий император, встретив в этом месте заблудившегося слепца, помог ему выбраться на тропинку и устроиться в тени. В поисках воды для выбившегося из сил путника он услышал голос Богородицы, повелевающей найти заросший источник и помазать тиной глаза слепому. Когда Лев исполнил повеление, слепой немедленно прозрел. Божия Матерь предрекла также Льву, что он станет императором, и через семь лет предсказание это исполнилось.

Это чудо совершилось при императоре Маркиане (391–457), которого сменил Лев Маркелл (457–473).

Когда Лев стал императором, он, вспомнив о явлении и предсказании Божией Матери, приказал очистить источник и заключить в каменный круг, над которым был построен храм в честь Пресвятой Богородицы. Император Лев I назвал этот родник "Живоносным источником". Так же была названа и икона Богородицы, написанная для новой церкви.

На иконе Пресвятая Богородица с Богомладенцем изображены над громадной каменной чашей, стоящей в водоеме, наполненного животворной водой. У водоема находятся страждущие телесными недугами, страстями и душевными немощами, которые пьют эту живительную воду и получают различные исцеления.

Первоначально образ Богородицы именуемый "Живоносный Источник" распространялся в списках без изображения источника. Затем в композицию была включена чаша (фиала). В более поздние времена стали изображать на иконе также водоем и фонтан.

В VI веке император Юстиниан Великий, после того, как, испив воду из источника, излечился от тяжкой болезни, выстроил около храма, устроенного императором Львом, новый храм, при котором был создан многолюдный монастырь. В XV столетии после падения Византийской империи храм "Живоносный источник" был разрушен мусульманами. Выстроенная впоследствии небольшая церковь была в 1821 г. также разрушена, а источник засыпан. Христиане вновь разобрали развалины, расчистили источник и по‑прежнему черпали из него воду.

При султане Махмуде православные, получившие некоторую свободу в совершении богослужения, воспользовались ею, чтобы в третий раз воздвигнуть храм над Живоносным источником. В 1835 г. с великим торжеством Патриарх Константин освятил храм, при котором были устроены больница и богадельня.

Чудотворную икону Пресвятой Богородицы "Живоносный источник" глубоко чтили на Руси. Начиная с XVI века, в России утвердился обычай посвящать источники, находящиеся в монастырях, иконе Божией Матери "Живоносный Источник". В 1873 г. в Серафимо‑Понетаевском Скорбященском монастыре был устроен храм в честь иконы "Живоносный Источник", которая была принесена в Саровскую пустынь ее основателем, иеросхимонахом Иоанном в начале XVIII века.

Списки с иконы находятся в храмах многих епархий Русской Православной Церкви: в Астрахани, Уржуме Вятской епархии; в часовне близ Соловецкого монастыря; Липецке Тамбовской епархии, в Московском Новодевичьем монастыре и др.

2011 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20110429/368371142.html

Праздник иконы Божией Матери "Знамение"

Праздник иконы Божией Матери "Знамение"

10 декабря (27 ноября по старому стилю) Православная церковь празднует День иконы Божией Матери "Знамение".

Икона Божией Матери, именуемая "Знамение", изображает Пресвятую Богородицу, сидящую и молитвенно поднявшую руки; на груди Ее, на фоне круглого щита (или сферы) – благословляющий Божественный Младенец – Спас-Эммануил. Такое изображение Богоматери относится к числу самых первых иконописных образов Божией Матери.

Изображение Богоматери с распростертыми в молитве руками и с Младенцем, сидящим на Ее коленях, есть и в усыпальнице святой Агнии в Риме. Оно датируется IV веком. Известен древний византийский образ Богоматери "Никопеи" VI века.

Новгородская икона Божией Матери, именуемая "Знамение" – древнейшая русская чудотворная икона Богоматери, главная святыня Великого Новгорода и русского Севера, была создана в первой половине XII века. По иконографии она представляет собой поясное изображение Оранты, на груди Богоматери медальон с образом благословляющего Младенца Христа. На другой стороне святые (либо Петр и Анастасия, либо Иоаким и Анна; надписи с их именами не сохранились), представленные молящимися образу Христа.

На Руси иконы Божией Матери, известные под именем "Знамение", стали появляться в XI-XII веках и называться так стали после чудесного знамения от Новгородской иконы, которое, как свидетельствуют исторические факты, произошло в 1170 г. в Новгороде.

В этот год соединенные силы русских удельных князей – Владимирского, Смоленского, Рязанского, Муромского, Полоцкого, Переяславского и Ростовского, возглавляемые сыном Суздальского князя Андрея Боголюбского, подошли под стены Великого Новгорода. Дни и ночи новгородцы молились, умоляя Господа не оставлять их. На третью ночь архиепископ Новгородский Илия, молившийся перед образом Иисуса Христа, услышал голос, который велел ему идти в церковь Святого Спаса на Ильину улицу, взять икону Святой Богородицы вознести ее на городскую стену. Совершив молебен в церкви Святого Спаса, архиепископ Илия в присутствии молящегося народа вознес икону на городскую стену.

Когда икону переносили, враги пустили в крестный ход тучу стрел, и одна из них вонзилась в иконописный лик Богородицы. Тогда из Ее глаз потекли слезы, а сама икона повернулась ликом к городу. После такого Божественного знамения на врагов внезапно напал неизъяснимый ужас, они стали побивать друг друга, новгородцы же бесстрашно устремились в бой и победили.

В память об этом чуде архиепископ Новгородский Илья еще в XII веке установил празднование в честь иконы Знамение Богородицы, совершаемое в Русской православной церкви по настоящее время 10 декабря (27 ноября).

На протяжении XII-XIX веков с иконы делались многочисленные копии-списки, широко почитавшиеся по всей России. Многие из них просияли чудесами в местных храмах и были наименованы по месту явления чудес. Самые известные из них: Курская - Коренная (1295, самая почитаемая икона в Русской Зарубежной Церкви), Абалацкая (1637, главная святыня Сибири), Царскосельская (в Знаменской церкви Царского села; считалась семейной святыней Романовых), Серафимо-Понетаевская (1879, главная святыня женского Серафимо-Понетаевского монастыря), Дионисиево-Глушицкая.

В течение столетий икона многократно реставрировалась. От живописи XII века сохранились только фрагменты синей одежды Богоматери на лицевой стороне и изображения святых на обороте.

После событий 1170 г. чудотворная икона 186 лет продолжала оставаться в той же церкви Спаса Преображения на Ильиной улице. В 1352 г. по молитве перед Новгородской Иконой Божией Матери, именуемой "Знамение", получили исцеление пораженные чумой новогородцы.

В благодарность за многочисленные благодеяния, творимые Богородицей, в 1356 г. по велению архиепископа Моисея специально для этой иконы в Новгороде был построен храм Знамения Пресвятой Богородицы, ставший впоследствии собором Знаменского монастыря. Икона из церкви Спаса Преображения была торжественно перенесена в новый храм. В 1560 году икона вновь вернулась в церковь Спаса Преображения, а затем была перенесена в Знаменский собор. В начале XX века на иконе был массивный золотой оклад с драгоценными камнями.

После Октябрьской революции 1917 г. икона попала в музейное собрание. Во время Великой Отечественной войны она была эвакуирована и по окончании войны возвращена в музей.

15 августа 1991 г. икона из Новгородского музея-заповедника была возвращена Русской Православной Церкви и в настоящее время она находится во вновь открытом для богослужения новгородском Софийском соборе.

Репродукция иконы Богоматерь Знамение

Репродукция иконы Богоматерь Знамение

2010 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20101210/297405913.html

Праздник иконы Божьей Матери "Всех скорбящих Радость"

Праздник иконы Божьей Матери "Всех скорбящих Радость"

Как повествует старинная церковная летопись, вдова Евфимия Акинфиева, родная сестра патриарха Иоакима, жившая в Москве на Ордынке, долгое время страдала неизлечимой болезнью: у нее была незаживающая язва в боку. Рана была так велика и столь болезненна, что больная ждала смерти. Отчаявшись получить исцеление у лекарей, она в то же время не теряла надежды на Божественную помощь. Она воззвала к Пречистой и внезапно услышала голос: "Евфимия! Иди в храм Преображения Сына Моего; там есть образ, именуемый "Всех скорбящих Радость". Пусть священник отслужит молебен с водосвятием, и получишь исцеление от болезни".

Евфимия исполнила повеление Пресвятой Богородицы: узнала, что в Москве на Ордынке действительно есть храм Преображения; был отслужен молебен, и она исцелилась.

Так произошло первое чудо от иконы Божьей Матери "Всех скорбящих Радость" и с того времени, по церковному преданию, эта икона являла множество чудесных исцелений, а сам храм получил и до сих пор сохраняет название Скорбященского (хотя главный престол его освящен во имя Преображения).

Перед чудотворной иконой Божией Матери "Всех скорбящих Радость" в московском храме на улице Большая Ордынка каждую субботу служатся молебны. Перед ней молятся в отчаянии, скорби, в поиске утешения и защиты, а также при неизлечимых болезнях, в последние годы ей молятся страждущие исцелиться от алкоголизма и наркомании.

Божия Матерь "Всех скорбящих Радость" является покровительницей сирот и убогих, обиженных, угнетенных и страдающих.

Помимо храма на Большой Ордынке, в первопрестольной ныне действуют еще четыре приходских храма во имя иконы "Всех скорбящих Радость" (на 3-й Мещанской при Старо‑Екатерининской больнице, на Калитниковском кладбище (с местночтимым списком), на Зацепе (более известный по приделу как храм Фрола и Лавра) и при психиатрической больнице на Канатчиковой даче); такое же посвящение имеет и престол больничного храма Николо-Угрешского монастыря.

Прежде в Москве имелись также Скорбященский женский монастырь на Новослободской улице и почти десяток Скорбященских церквей, в том числе при нескольких больницах, приютах и тюрьме "Матросская тишина".

2010 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20101106/268138861.html

Праздник иконы Божьей Матери "Нечаянная радость"

Праздник иконы Божьей Матери "Нечаянная радость"

22 декабря (9 декабря по старому стилю) и 14 мая (1 мая по старому стилю) Православная Церковь совершает празднование иконе Божией Матери, именуемой "Нечаянная Радость".

История написания этой иконы связана с преданием о чуде, описанном святителем Димитрием Ростовским в начале XVIII века в книге "Руно орошенное" (1680).

По преданию, некий юноша, одержимый многими грехами и ведя порочную жизнь, имел обыкновение молиться перед образом Пречистой, произнося архангельское приветствие: "Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою". Однажды, собираясь вновь на грешное дело, юноша молился по привычке перед образом Пречистой и вдруг увидел, что изображение ожило, язвы Иисуса раскрылись и кровоточат. В страхе он воскликнул: "О Госпожа, кто это сделал?" На что Богородица отвечала: "Ты и прочие грешники грехами своими вновь распинаете Сына Моего". Тогда только раскрылась перед молодым человеком бездна его грехопадения. Он долго в слезах молил Богородицу и Спасителя о помиловании.

Богородица не оставляла Своих молитв за грешного юношу, пока Господь Иисус Христос не простил его. Молодой человек оставил прежнюю греховную жизнь, стал жить честно и благочестиво и до конца своих дней со слезами благодарил Божью Матерь, молитвами которой дана была ему нечаянная им уже радость прощения и оставления грехов.

Под влиянием этого рассказа в русской иконографии появился новый образ Богоматери - "Нечаянная радость". Время и место происхождения первообраза неизвестны.

На иконе изображена комната, где висит образ Божьей Матери, которая держит на руках младенца Иисуса, а внизу около нее коленопреклоненно молящийся юноша. Под этой внутренней иконой помещается начало текста, ставшего литературным прообразом к ее написанию: "Человек некий беззаконник…"

В настоящее время икона Божией Матери "Нечаянная Радость" пользуется большим почитанием среди верующих, списки с образа пребывают почти в каждом православном храме, хотя распространение святой иконы в Москве началось с середины XIX века (первые известные упоминания о самой иконе относятся к 1830-м гг.).

В дальнейшем несколько списков (копий) этой иконы прославились своим чудотворением. От них происходили разные чудеса, в том числе исцеления от болезней, но особенно помогали молитвы перед этой иконой родителям, чьи дети отбились от рук или вели порочный образ жизни.

В память об этих многочисленных чудесах был установлен особый день памяти иконы "Нечаянная радость" - 22 декабря.

Сейчас в Москве есть два древних чудотворных списка иконы Божией Матери "Нечаянная радость". Один в церкви, освященной в честь этой иконы в Марьиной Роще, другой - у левого клироса в храме в честь Пророка Илии в Обыденском переулке, который является одним из наиболее известных и чтимых списков.

Эта икона изначально находилась в церкви Благовещения в Кремле, потом в храме Похвалы Пресвятой Богородицы близ храма Христа Спасителя, снесенном вместе с ним. После разрушения церкви она была передана в церковь св. Власия в одном из Пречистенских переулков, а затем оказалась в храме Воскресения в Сокольниках. Тогда туда передавали все наиболее чтимые и чудотворные иконы из разрушенных московских церквей. В Ильинский храм икона была передана в июне 1994 г. С тех пор к чудотворному образу Божией Матери в храм, который в народе называют храмом "Нечаянной Радости" прибегают за помощью и утешением многочисленные верующие.

К иконе приходят помолиться и совсем отчаявшиеся люди, которые молятся перед ней тогда, когда кажется, все потеряно, нет никакой надежды, неоткуда ожидать помощи. А еще молятся перед этой иконой о вразумлении и исправлении непослушных и заблудившихся по жизни детей, причем любого возраста.

Есть легенда о том, что от иконы "Нечаянная радость" чудесно получил помощь на фронте Патриарх Пимен.

2010 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20101222/297926374.html

Праздник Казанской иконы Божией Матери

Статья большая, находится на отдельной странице.

Праздник Кафедрального Собора св. Эчмиадзина

Праздник Кафедрального Собора св. Эчмиадзина

Один из великих праздников Армянской Апостольской Церкви - День основания Кафедрального Собора Св. Эчмиадзина по видению св. Григория Просветителя. Отмечается через 64 дня после Пасхи или во второе воскресенье, следующее после Пятидесятницы. В 2011 году эта дата приходится на 26 июня.

В 302 г. Григорию Просветителю в час молитвы было поразительное видение: небеса разверзлись, и на землю упал луч света. Окруженный небесными силами Христос ударил золотым молотом по месту, где находилось языческое капище (храм). От удара разверзлась земля, из недр раздался адский вопль и на этом месте возник золотой жертвенник, над которым воссиял огненный крест.

Армянский историограф IV-V вв. Агатангел от лица Св. Григория так описывал это явление: "И, взглянув, увидел я разверстой твердь небес и воды над ней также разверстыми, подобно ущельям и вершинам разведенные в одну и другую стороны, нагромождены были они необозримо и неизъяснимо для созерцания оком. А свет, истекая сверху вниз, достигал земли, и увидел я в свете неисчислимое воинство двукрылых небожителей в образе людей, с крыльями как пламя. Подобно мельчайшим атомам пыли, пляшущим в весеннюю пору жгучего солнца в лучах, проникающих через окна и двери, светозарное воинство покрыло всю землю, и низвергшийся свет вместе с воинством предстал пред Ним".

Приблизившийся к Св. Григорию ангел истолковал ему видение: "Образ человеческий есть Господь; здание, увенчанное крестом, означает вселенскую Церковь, пребывающую под охраной Креста, ибо на кресте умер Сын Божий. Место это должно сделаться местом молитвы. Повергнись пред благодатью, которую явил тебе Бог, и воздвигни эту церковь".

Св. Григорий Просветитель рассказал о своем видении царю Трдату. По протекции царя было начато возведение храма, посвященного Богородице. На месте, куда спустился Христос, был построен Главный Алтарь. Царь Трдат и царица Ашхен вместе с народом принимали участие в строительстве храма, которое завершилось к 303 г. В ХV в. для увековечения видения Св. Григория Кафедральный собор был переименован в Св. Эчмиадзин - "Место сошествия Единородного (Иисуса Христа)".

В праздник Кафедрального Собора Святого Эчмиадзина служат Литургию, а во время богослужений вместе с другими шараканами (церковное песнопение) исполняется известный шаракан "Спустился Единородный" о видении Св. Григория Просветителя и строительстве Собора, написанный католикосом Сааком Дзорапореци в VIII веке.

Материал подгоиовлен на основе информации открытых источников

Эчмиадзинский кафедральный собор

Эчмиадзинский кафедральный собор

2011 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20110626/382685113.html

Праздник Красного воскресенья в Армянской Апостольской Церкви

Праздник Красного воскресенья в Армянской Апостольской Церкви

В календаре Армянской апостольской Церкви воскресенья после Святой Пасхи имеют специальные символические названия. Третье послепасхальное воскресенье называется Красным. В 2011 г. Красное воскресенье приходится на 15 мая.

Каких-либо церковных обрядов, проливающих свет на происхождение названия, не имеется. Единственным источником можно считать труд католикоса Бабкена I (V-VI в.) "Христианство", где цитируются стихи о том, что Красное воскресенье напоминает о пролитой крови Господней.

Красный цвет - символ святой крови мучеников, павших во имя веры и церкви Христа. В период раннего христианства, когда христиане подвергались жестоким истязаниям, многие предпочли умереть, но остаться верными тем принципам, которые завещал человечеству Иисус: "Дорога в очах Господних смерть святых Его".

"Помыслите о Претерпевшем такое над Собою подругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими. Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха", ‑ говорил апостол Павел и наставлял христиан: "Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха, а что живет, то живет для Бога. Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем".

2011 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20110515/364503517.html

Праздник Крещения Господня

Статья большая, находится на отдельной странице.

Праздник Крещения Господня в Католической церкви

Праздник Крещения Господня в Католической церкви

В 2011 г. праздник Крещения Господня в Католической церкви пришелся на 9 января. В этот день, следуя традиции, инициированной Иоанном Павлом II, Папа Бенедикт XVI окрестил в Сикстинской Капелле (Часовне) Ватикана 21 младенца - детей сотрудников церковных учреждений.

В православии праздник Крещения называется также Богоявлением, поскольку при Крещении Господа явилась Божественная Троица: Бог Отец (глаголющий о Сыне), Сын Божий (крестившийся от Иоанна и засвидетельствованный от Бога Отца) и Дух Святой (сошедший на Сына в виде голубя).

В древней Римской литургии Крещение Господне не имело отдельного праздника. Воспоминание этого события совершалось в Торжество Богоявления. Восточная же Церковь этому событию уделяла большое значение.

Праздник Крещения Господня завершает период литургического года, связанный с тайной Боговоплощения. Основной смысл Праздника Крещения - благодарность Богу за чудесные знаки, которые Он явил над водами Иордана - указал на сыновнюю принадлежность Иисуса Христа и Его помазание Духом Святым.

В церковный календарь праздник Богоявления вошел в середине II в. и сначала отмечался вместе с Рождеством Христовым. В IV веке празднование Рождества было перенесено на 25 декабря, а за праздником Богоявления сохранилась прежняя дата - 6 января.

В Католической церкви латинского обряда Богоявление и Крещение - разные праздники.

В 1955 г. воспоминание Крещения Господня было назначено на 13 января, день бывшей октавы Богоявления.

После Второго Ватиканского Собора и реформы календаря Крещение Господне стало праздноваться отдельно от Богоявления - в воскресенье после Богоявления. 6 января католики празднуют Богоявление (приход волхвов); следующее за 6 января воскресенье - Крещение.

2011 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20110108/329109704.html

Праздник Крещения Господня, или Богоявление

Праздник Крещения Господня, или Богоявление

19 января православные христиане отмечают один из двенадцати главных христианских праздников – Крещение Господне, или Богоявление.

Отмечать его христиане начали еще с апостольских времен. Сохранилось свидетельство святителя Климента Александрийского от II века о ночном бдении, совершаемом перед праздником Крещения Господня.

Начиная с III века Григорий Чудотворец, мученик Ипполит и все великие отцы Церкви проводили в день праздника особые беседы с паствой, в которых разъясняли его смысл.

Праздник установлен в память о евангельском событии, когда 30‑летний Иисус Христос крестился от Иоанна Предтечи в водах Иордана. Крестившись от Иоанна, Христос исполнил "правду", то есть верность и послушание заповедям Божьим. Святой Иоанн Предтеча принял от Бога повеление крестить народ в знак очищения грехов. Как человек, Христос должен был "исполнить" эту заповедь и, следовательно, креститься от Иоанна. Этим Он подтвердил святость и величие действий Иоанна, а христианам на вечное время дал пример послушания воле Божьей и смирения.

Праздник Крещения Господня, или Богоявление

Своим крещением в Иордане спаситель положил начало таинству крещения ‑ одному из семи главных церковных таинств, через которое человек как бы заново рождается для жизни во Христе. Трехкратное погружение (каждого верующего во Христа) в таинстве Крещения изображает смерть Христову, а исхождение из воды – приобщение тридневному Его Воскресению.

Праздник Крещения называют еще Богоявлением, потому что при Крещении Господа было явление всех Лиц Святой Троицы: Голос Бога Отца свидетельствовал о Сыне, Сын Божий крестился от рук Иоанна в реке Иордан, а Дух Святой в виде голубя сошел на Сына. Еще этот праздник называется днем Просвещения и праздником Светов – от древнего обычая совершать накануне его крещение оглашенных, которое является, в сущности, духовным просвещением.

Праздник Крещения Господня отправляется так же, как и праздник Рождества Христова. Накануне совершаются Великие часы, литургия Василия Великого и Всенощное бдение, начинающееся Великим Навечерием. В воспоминание о евангельском событии в этот день, а также накануне (в крещенский Сочельник) во всех православных храмах совершается чин Великого водоосвящения. Эта освященная вода именуется крещенской или (по-гречески) великой агиасмой и обладает благодатными свойствами ‑ освящать материальные предметы и врачевать духовные и физические недуги.

В Русской Православной Церкви водоосвящение в Навечерие совершается в храмах, а в самый праздник оно обычно совершается на реках, источниках и в колодцах (так называемое "Хождение на Иордань"), ибо Христос крестился вне храма. У верующих существует обычай ежегодно, набрав крещенской воды, окроплять ею свои жилища. Эту воду можно пить – желательно натощак. Христиане благоговейно хранят ее в течение всего года.

Накануне праздника Крещения – 18 января – принято соблюдать такой же строгий пост, как и в Рождественский сочельник. В пищу по Уставу Церкви разрешается употреблять только одно блюдо – сочиво. Если Навечерие случается в субботу и воскресенье, пост облегчается: вместо одного раза дозволяется принятие пищи дважды – после литургии и после освящения воды.

Крещенским сочельником заканчиваются Святки – праздничные дни после Рождества Христова.

У западных христиан в значении праздника Богоявления на первый план выступает воспоминание о явлении звезды восточным волхвам (или царям) после рождения Христа как о первом откровении о приходе Мессии, данном язычникам. Поэтому праздник Богоявления получил также название Festum magorum (Праздник волхвов), или Festum regum (Праздник царей) и связывается с поклонением младенцу Иисусу трех волхвов (трех царей) – Каспара, Мельхиора и Валтасара, а День Крещения Господня (Baptisma Christi) отмечается в первое воскресенье после праздника Богоявления и завершает рождественский цикл. По западной традиции в день Богоявления совершается освящение не только воды, но также ладана и мела, которым верующие пишут у входа в свои дома начальные буквы имен волхвов: "К+М+В".

У большинства народов Европы дата празднования Богоявления совпадала с окончанием языческого праздника зимнего солнцестояния, связанного с культом природы (сатурналий у романских народов, святок у славянских). Поэтому многие дохристианские (святочные) обычаи – народные игрища, гадания и т.д. сохранились и до сих пор в бытовой обрядности праздника.

Еда до первой звезды: как приготовить сочиво

Создание ледяного городка к празднику Крещения Господня. Архив

Создание ледяного городка к празднику Крещения Господня. Архив

2011 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20110119/320101513.html

Праздник Крещения Господня или Богоявление в Православной церкви

Праздник Крещения Господня или Богоявление в Православной церкви

19 января (6 января по старому стилю) православные христиане празднуют день Крещения Господня. В этот день вспоминается, как Иоанн Предтеча крестил Иисуса Христа в реке Иордан.

Праздник установлен в память о евангельском событии, когда 30‑летний Иисус Христос крестился от Иоанна Предтечи в водах Иордана. Крестившись от Иоанна, Христос исполнил "правду", то есть верность и послушание заповедям Божьим. Святой Иоанн Предтеча принял от Бога повеление крестить народ в знак очищения грехов. Как человек, Христос должен был "исполнить" эту заповедь и, следовательно, креститься от Иоанна. Этим Он подтвердил святость и величие действий Иоанна, а христианам на вечное время дал пример послушания воле Божьей и смирения.

Своим крещением в Иордане спаситель положил начало таинству крещения ‑ одному из семи главных церковных таинств, через которое человек заново рождается для жизни во Христе. Трехкратное погружение (каждого верующего во Христа) в таинстве Крещения изображает смерть Христову, а исхождение из воды - приобщение тридневному Его Воскресению.

Крещение Господне православная церковь называет Богоявлением, потому что Иисус Христос после крещения показал себя миру как Спаситель и Мессия. В этом событии была явлена людям Святая Троица: Бог Отец - голосом с неба, Бог Сын - крещением от Иоанна в Иордане, Бог Дух Святой - снизошедшим на Иисуса Христа голубем.

Начало праздника Богоявления восходит к апостольским временам. О нем упоминается в Апостольских постановлениях.

В воспоминание о евангельском событии в этот день, а также накануне (в крещенский Сочельник) во всех православных храмах совершается чин Великого водоосвящения. Эта освященная вода именуется крещенской или (по-гречески) великой агиасмой и обладает благодатными свойствами ‑ освящать материальные предметы и врачевать духовные и физические недуги.

У верующих существует обычай ежегодно, набрав крещенской воды, окроплять ею свои жилища. Эту воду можно пить - желательно натощак. Христиане хранят ее в течение всего года.

Накануне праздника Крещения - 18 января - принято соблюдать такой же строгий пост, как и в Рождественский сочельник. В пищу по Уставу Церкви разрешается употреблять только одно блюдо - сочиво. Если Навечерие случается в субботу и воскресенье, пост облегчается: вместо одного раза дозволяется принятие пищи дважды - после литургии и после освящения воды.

Мужчина купается в проруби, вырезанной в форме православного креста

Мужчина купается в проруби, вырезанной в форме православного креста

2014 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20140119/989822914.html

Праздник Крещения Господня или Богоявления в православной церкви

Статья большая, находится на отдельной странице.

Праздник мальчиков в Японии ("танго‑но сэку")

Праздник мальчиков в Японии ("танго‑но сэку")

Праздник мальчиков традиционно отмечается в Японии 5 мая. Раньше он отмечался не по солнечному, а по лунному календарю, в пятый день пятой луны. Соответственно, другие названия этого праздника ‑ «Танго‑но сэкку», или «Праздник первого дня лошади» (день лошади приходился на пятый день пятой луны; белая лошадь исстари считалась у японцев священным животным, почитавшимся в синтоизме) и «Сёбу‑но сэкку» («Праздник ириса», поскольку примерно в это время цветут ирисы).

Праздник мальчиков сложился под влиянием самурайских традиций и обычаев к началу XVII века на основе старинного праздника, во время которого придворные императора демонстрировали свое искусство в фехтовании на мечах и стрельбе из лука. К этому празднику в домах, где росли сыновья, устанавливали ступенчатую горку, покрытую зеленым или синим сукном. На самом верху помещалась кукла, изображающая самурая в полном воинском облачении, или выставлялись доспехи. Ниже располагались различные символические предметы и кукольные изображения прославленных героев. Многие из этих воинов ‑ вполне реальные, хотя и мифологизированные, персонажи: императрица Дзингу, прославившаяся походом в Корею, император Дзимму, Тоётоми Хидэёси, Токугава Ёсицунэ и т.д. Такие куклы напоминали мальчикам о том, что они должны расти храбрыми, сильными, верными долгу и чести, то есть быть настоящими самураями. В эпоху Эдо (1603‑1868) этот праздник распространился в городской среде, сохранив свой воинственный дух и атрибутику. Ныне к этим фигуркам добавляются и модели судов, зданий и прочие игрушки, любимые мальчишками.

Самый известный атрибут Дня мальчиков ‑ это кои‑нобори, бумажные или матерчатые изображения карпов, которых вывешивают на шесте перед домом. Размеры этих карпов весьма внушительные ‑ до девяти метров и более, в зависимости от возраста детей (самые маленькие ‑ в честь детей помладше, самые длинные ‑ в честь старших). Карпов вывешивают столько, сколько в доме мальчиков. С древних времен известна легенда об отважном карпе, который пробился сквозь бурные воды к истокам священной реки и в результате стал мощным и мудрым драконом.

По другой легенде, некий дух в виде карпа покровительствовал императрице Дзингу во время ее похода в Корею. Легенда гласит, что когда японский флот пересекал пролив, карп выскочил из волн и указал кораблям путь к корейским берегам. С тех пор карпа почитают как божество.

Мальчикам дарят подарки ‑ раньше это были традиционные куклы, изображающие воинов, а сейчас чаще всего просто игрушки. Еще во многих районах существует обычай в этот день запускать бумажного змея. Дома готовят специальную еду: тимаки (рисовые колобки, завернутые в листья ириса или бамбука) ‑ символ здоровья и стойкости, касива‑моти (рис, завернутый в дубовые листья) ‑ символ долголетия, сэкихан (рис, сваренный с красными бобами) ‑ символ здоровья.

2008 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20080505/106557295.html

Праздник непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии

Праздник непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии

8 декабря римско-католическая церковь отмечает один из великих Богородичных праздников - Торжество непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии.

Непорочное зачатие Девы Марии - католический догмат, согласно которой Дева Мария была зачата от обычных родителей, но на Нее не перешел первородный грех.

Согласно католическому вероучению, Дева Мария единственная из всех людей с самого момента Ее зачатия была освобождена Богом от первородного греха и тем самым была защищена от самой возможности грешить.

Догмат о Непорочном зачатии Девы Марии (лат. Immaculate conception) был официально закреплен папой Пием IX в конституции Ineffabilis Deus 8 декабря 1854 г., который и установил в честь этого события ежегодный праздник, хотя еще 28 февраля 1476 г. папа Сикст IV своим декретом установил праздник Непорочного зачатия для всей латинской Церкви.

Догмат признается только католиками, он отвергается православием (непорочное зачатие Марии, но не ее девственность), протестантизмом и более мелкими христианскими течениями.

Православная церковь, как и католическая, тоже учит, что Мария не совершила ни одного греха в своей жизни. Но причину этого она видит в наличии у Марии нравственной чистоты, ума и силы воли. Католическая же церковь учит, что способность не грешить была заложена в нее при зачатии.

Праздник непорочного зачатия отмечают католики всех восточноевропейских стран, а так же частично в Германии, Австрии, Швейцарии, Италии, Испании и Португалии.

В Испании, где Святая Дева Мария является покровительницей, отмечают этот день как национальный праздник. По всей стране устраиваются фестивали, поют гимны, прославляющие Богородицу. Священники облачаются в синие одежды. Эта привилегия им была дарована папским престолом в 1864 г., как благодарность за защиту догмы о непорочном зачатии Девы Марии.

Этот праздник особенно любят в Италии и за то, что он открывает череду следующих за ним рождественских и новогодних дней, и за красивый обряд возложения живых цветов к статуям Девы Марии.

Особенно красив этот ритуал в Риме. По обычаю, на руку возвышающейся на 50‑метровом постаменте статуи Девы Марии на площади Испании надевается венок, присланный из Ватикана.

Кульминацией торжества становится всеобщее поклонение статуе Девы, во время которого к ее подножию возлагают букеты цветов и сам Папа освящает ее. В этот же день на площади Навона торжественно открывают главный рождественский базар в стране.

На севере Италии в этот день дарят детям подарки, в Неаполе украшают цветами статую Мадонны на площади Иисуса. Еще в Неаполе в этот день принято наряжать елку.

По традиции, в день Пречистой Девы начинается продажа красно-зеленых цветов, именуемых "Рождественская свеча", без которых в этот праздник не обходится ни одна семья. Сбор от продажи этих цветов идет в благотворительные фонды.

Во всех европейских костелах в этот день совершаются торжественные богослужения, во время которых исполняется гимн Ave, maris stella! ("Радуйся, звезда морская!"), прославляющий Богородицу.

2010 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20101208/297403624.html

Праздник Непорочного Сердца Марии в Католической церкви

Праздник Непорочного Сердца Марии в Католической церкви

Праздник Сердца Марии, или Праздник Непорочного Сердца Пресвятой Девы Марии в Католической церкви праздник, посвященный почитанию Непорочного Сердца Богородицы, которое является символом любви Девы Марии к людям, а также милосердия и сострадания к человечеству, за спасение которого, считается, она непрестанно возносит молитву.

Отмечается в субботу, на следующий день после праздника Сердца Иисуса, на девятый день после праздника Тела и Крови Христовых и на тринадцатый день после Дня Святой Троицы. В 2011 году Праздник Непорочного Сердца Пресвятой Девы Марии Римско-католическая церковь отмечает 2 июля.

Первые следы культа Сердца Марии встречаются уже с XII века. Особо послужил развитию почитания Сердца Марии св. Иоанн Эд (1601 1680). Он соединял его с почитанием Святейшего Сердца Иисуса. С тех пор получили распространение изображения Сердца Иисуса и Сердца Марии.

Праздник Сердца Марии был внесен в календарь некоторых французских епархий в 1648 году, в 1799 году папа Пий VI подтвердил разрешение этого праздника. Окончательно в церковный календарь праздник был внесен в 1855 году.

Дальнейшему распространению почитания Сердца Марии послужил отец Жерет, настоятель церкви Матери Божией Победительницы в Париже. В 1836 году он основал братство Матери Божией Победительницы, целью которого было обращение грешников через Сердце Марии. В 1892 году братство насчитывало 20 миллионов членов.

На всю Церковь распространил празднование Непорочного Сердца Марии Папа Пий XII 4 мая 1944 года. Послесоборная литургическая реформа перенесла его на субботу после торжества Святейшего Сердца Иисуса.

С XIX века стало проводиться богослужение в честь Непорочного Сердца Марии. Начало ему положило провозглашение догмата о Непорочном Зачатии Пресвятой Девы Марии Папой Пием IX в 1854 году, а также явления Матери Божией в Лурде (1858). Однако более всего послужили этому знаменитые явления Матери Божией в Фатиме в 1917 году.

13 мая 1917 года в небольшом португальском городе Фатиме трем детям-пастухам явилась Богородица, и это было начало серии явлений, которые происходили вплоть до 13 октября того же года 13 числа каждого месяца. Богородица открыла детям три тайны, которые позднее записала Люсия дос Сантос – единственная из детей, дожившая до зрелого возраста.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

2011 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20110702/391550488.html

Праздник Нового воскресения в Армянской Апостольской Церкви

Праздник Нового воскресения в Армянской Апостольской Церкви

В Армянской Апостольской Церкви первое воскресенье после Пасхи называют Новым, реже – воскресеньем Фомы или Антипасхой (греч. "вместо Пасхи"). В 2010 г. этот день приходится на 11 апреля.

В праздник Нового воскресения вспоминается явление воскресшего Иисуса Христа апостолам и уверение Фомы.

Армянское слово "кираки", которым обозначается воскресный день вообще, происходит от греческого "кюракэ", что значит "день Господень", ибо в этот день недели воскрес Христос.

В вечер Своего Воскресения Господь явился в горницу иерусалимского дома, где собрались все апостолы, за исключением Фомы, и показал им Свои израненные руки, ноги и ребра. Узнав о явлении Господа, Фома воскликнул, что не поверит, пока не увидит сам и не вложит пальцев в Его раны. Спустя восемь дней апостолы – вместе с Фомой – собрались в том же доме, и Христос, чудесным образом минуя запертые двери и окна, стал среди них и произнес: "Мир вам! " Взглянув на Фому, Иисус сказал: "Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим". Фома сказал Ему в ответ: "Господь мой и Бог мой! ". Иисус сказал ему: "Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие".

Праздник Нового Воскресенья установлен в честь основания Церкви Христовой через проповедническую деятельность апостолов и крещение языческих народов.

2010 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20100411/221432885.html

Праздник обретения мощей преподобного Амвросия Оптинского

Праздник обретения мощей преподобного Амвросия Оптинского

10 июля (27 июня по старому стилю) Русская Православная Церковь празднует Обретение мощей преподобного Амвросия Оптинского (1998).

Преподобный Амвросий (в миру – Гренков Александр Михайлович), старец Оптиной пустыни, родился 21 ноября (по другим данным 23 ноября) 1812 г. в селе Большие Липовицы Тамбовской губернии. Его отец был пономарем, дед, Федор Гренков – священником. В семье было восемь детей, которых воспитывали в строго православном духе.

Дома Александр обучился чтению по церковно-славянскому букварю, Часослову и Псалтири, в храме читал и пел на клиросе.

В 1824 г. он поступил в Тамбовское духовное училище, а в июле 1830 г. как один из лучших выпускников был направлен в Тамбовскую духовную семинарию. Тяжело заболев в последнем классе семинарии, Александр дал Богу обет в случае выздоровления пойти в монастырь, но, поправившись, несколько лет откладывал исполнение обета.

В июле 1836 г., успешно окончив семинарию, он некоторое время был домашним учителем в одной помещичьей семье, а затем преподавателем греческого языка в Липецком духовном училище.

Мысль о неисполненном обете не оставляла Александра Гренкова, и летом 1839 г. он посетил известного подвижника Иллариона, который указал Александру: "Иди в Оптину, ты там нужен". И в том же году Александр поступил во Введенскую Оптину пустынь Калужской губернии к преподобному старцу иеросхимонаху Льву. Александр Гренков был определен в скит монастыря, где нес послушание помощника повара. Черная и трудная кухонная работа не смутила бывшего преподавателя духовного училища. Он принял назначение со смирением.

Вскоре он принял постриг и был наречен Амвросием, в память святителя Медиоланского, затем был рукоположен в иеродьякона и, позднее, во иеромонаха. Скоро после своего рукоположения он заболел. Болезнь была настолько тяжела и продолжительна, что навсегда подорвала здоровье отца Амвросия и почти приковала его к постели. Тяжело заболев, отец Амвросий был пострижен в схиму, после чего стал выздоравливать, но полностью поправиться уже никогда не мог. Вследствие своего болезненного состояния он до самой своей кончины не мог совершать литургии и участвовать в длинных монастырских богослужениях.

Иеромонах Амвросий стал помогать своему духовному отцу, преподобному старцу иеросхимонаху Макарию, в его трудах, как духовник принимал посетителей.

Когда отец Макарий начал свое дело издательства, о. Амвросий, знакомый с древними и новыми языками (он знал пять языков), был одним из его ближайших помощников, участвовал в переводах и издании книг духовного содержания. После кончины преподобного Макария (30 сентября 1860 г.) преподобный Амвросий стал духовным наставником братии, продолжал начатое старцем издательское дело. Под его руководством были изданы: "Лествица" преп. Иоанна Лествичника, письма и жизнеописание о. Макария и другие книги.

За наставлением к Амвросию шли тысячи верующих и неверующих людей со всей России.

Его посещали представители высших классов, известные общественные деятели, писатели: великий князь Константин Константинович, писатели Федор Достоевский, Лев Толстой, Михаил Погодин, критик Николай Страхов, философы Памфил Юркевич, Владимир Соловьев, Константин Леонтьев и др.

После кончины преподобного Макария Амвросий переселился в домик вблизи скитской ограды. Здесь он прожил 30 лет, самоотверженно служа ближним, постепенно заняв в духовной жизни Оптиной пустыни место преподобного Макария.

С именем Амвросия связано устройство в 1884 г. Шамординского женского монастыря, где он провел последние полтора года своей жизни.

2 июня 1890 г. преподобный Амвросий по обыкновению выехал на лето в Шамордино, где и скончался 10 (22) октября 1891 г.

15 октября 1891 г. святые мощи Амвросия были перенесены в Оптину пустынь и похоронены на юго‑восточной стороне Введенского собора, рядом с преподобным Макарием.

6 июня 1988 г. на Поместном Соборе Русской Православной Церкви преподобный Амвросий был причислен к лику святых с установлением всероссийского почитания.

16 октября 1988 г. при раскопках в Оптиной пустыни были обретены честные останки одного из оптинских старцев, ошибочно принятые за останки Амвросия и впоследствии опознанные как останки преподобного Иосифа (Литовкина).

Мощи преподобного Амвросия были обретены 10 июля 1998 г. вместе с мощами еще шести оптинских преподобных. Обретенные его честные мощи в настоящее время почивают в приделе во имя Амвросия Введенского собора Оптиной пустыни.

2010 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20100710/231543879.html

Праздник Освобождения в Италии (1945)

Праздник Освобождения в Италии (1945)

25 апреля в Италии отмечается национальный Праздник Освобождения.

В этот день в 1945 году на севере Италии началось вооруженное восстание, в результате которого страна при поддержке войск антигитлеровской коалиции вскоре была освобождена от немецкой оккупации и фашистской диктатуры.

Во вторую мировую войну Италия вступила 10 июня 1940 года на стороне фашистской Германии.

Летом 1944 года под влиянием крупных побед Советских Вооруженных Сил и армий западных союзников активизировалась антифашистская освободительная борьба. Этому способствовало также усиление позиций прогрессивных сил в самой Италии. В этот период резко возросла численность партизан. Так, если в феврале-марте 1944 года в Северной Италии их насчитывалось 20-30 тысяч человек, то к 15 июня их уже было 82 тысячи. В их рядах сражалось значительное количество советских граждан, бежавших из фашистских лагерей.

Руководили этой борьбой объединенные антифашистские организации. В Риме это был Центральный комитет национального освобождения, в Милане - Комитет национального освобождения Северной Италии (КНОСИ).

В июне 1944 года все соединения были сведены в единую партизанскую армию - Корпус добровольцев свободы (КДС) с единым главным командованием.

В августе 1944 года в ходе упорной борьбы была освобождена Флоренция, в ней принимали участие 28 тысяч повстанцев. 30 тысяч партизан спустились из горных местностей. Были также освобождены части Пьемонта, Лигурии и Центральной Италии.

7 декабря 1944 года между КНОСИ и руководством союзнических войск были подписаны так называемые Римские протоколы, согласно которым союзники должны были оказать военно-техническую помощь партизанам. Со своей стороны, руководство Сопротивления обязалось после освобождения страны передать власть союзникам.

Весной 1945 года ситуация на фронтах войны, продвижение Красной армии и освобождение ею Восточной Европы, наступление союзнических войск в Северной Италии способствовали новому подъему антифашистских выступлений.

25 апреля началось подготовленное КНОСИ всеобщее национальное восстание в Генуе. Партизанская армия насчитывала 224 тысячи человек. Были освобождены 100 итальянских городов, в том числе Милан, Турин, Венеция, Болонья. Пытавшийся бежать в Швейцарию Муссолини был захвачен в плен и по решению Комитета национального освобождения Северной Италии 28 апреля 1945 года расстрелян.

Итоги войны для Италии были тяжелыми. От начала войны до 8 сентября 1944 года Италия потеряла на фронтах 182 тысячи человек убитыми и пропавшими без вести, более 77 тысяч умерли в плену и концентрационных лагерях. Потери итальянской армии только за 1944-1945 годы составили более 6 тысяч, а партизанской армии - более 44 тысяч человек.

Официальные торжества по случаю Праздника Освобождения традиционно начинаются в центре Рима на площади Венеции, где первые лица республики возлагают венок к могиле Неизвестного солдата у Алтаря Отечества.

В этот день по всей стране проходят торжественные мероприятия, исторические реконструкции, фестивали, ярмарки, концерты.

Италия во Второй мировой войне. Кадры из архива

Празднование Дня освобождения в Милане, Италия

Празднование Дня освобождения в Милане, Италия

2015 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20150425/1060501961.html

Праздник первоверховных апостолов Петра и Павла

Праздник первоверховных апостолов Петра и Павла

12 июля Православная Церковь отмечает праздник в честь славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.

Апостолы Петр и Павел более других потрудились в проповеди христианства среди иудеев и язычников, поэтому Церковь называет их "первоверховными апостолами".

По евангельскому преданию, сам Иисус Христос призвал рыбака Симона (Петра) с братом Андреем Первозванным в ученики. Симон стал самым ревностным последователем Иисуса, и за свою крепкую веру в то, что Иисус есть Христос, Сын Божий, получил от Него имя "Петр", что означает "камень". Как повествует Евангелие от Матфея, Спаситель обещал основать на этом камне Свою Церковь.

Несмотря на всю свою любовь и преданность, Петр не избежал самого страшного греха – отступничества, который искупал потом всю жизнь. После ареста Христа он по малодушию трижды отрекся с клятвою от своего Учителя. Но лишь только Спаситель в эти минуты кротко взглянул на него, Петр понял всю тяжесть им совершенного и в сокрушении горько заплакал. Искреннее раскаяние его было принято Господом, и вот, явившись в день Своего воскресения Марии Магдалине и другим мироносицам, Он повелел им: "Идите и скажите ученикам и Петру..." Вскоре Христос вновь утвердил Петра в апостольском звании, троекратно повторив: "Паси овец Моих".

Об апостольской деятельности Петра рассказывает Книга Деяний с 1 главы по 12. Внук Ирода Великого, Ирод Агриппа Первый, в 42 г. после Рождества Христова начал гонение против христиан. Он заключил апостола Петра в темницу. Христиане, предвидя казнь апостола, горячо за него молились. Ночью случилось чудо: в темницу к Петру сошел Ангел Божий, оковы спали с Петра, и он беспрепятственно ушел из темницы, никем не замеченный. После этого чудесного освобождения книга Деяний упоминает о нем только еще раз при рассказе об Апостольком соборе.

Другие сведения об апостоле Петре сохранились только в церковных преданиях. Известно, что он проповедовал Евангелие по берегам Средиземного моря, в Антиохии, в Малой Азии иудеям и прозелитам (язычникам, обращенным в иудейство), потом – в Египте, где рукоположил Марка в первого епископа Александрийской церкви. Отсюда он перешел в Грецию (Ахаию) и проповедовал в Коринфе, потом проповедовал в Риме, Испании, Карфагене и Британии. Согласно преданию, апостол Марк написал свое Евангелие для римских христиан со слов апостола Петра. Среди новозаветных священных книг есть два Соборных (окружных) послания апостола Петра.

К концу жизни апостол Петр снова прибыл в Рим, где и принял мученическую кончину в 67 году через распятие вниз головой.

Имя Павла, первоначально Саул или Савл, что значит "выпрошенный", "вымоленный", было дано ему в честь первого иудейского царя. Богатые и знатные родители, принадлежавшие фарисейской партии, воспитывали мальчика в строгом религиозном духе. Семья имела римское гражданство. Повзрослев, "книжник и фарисей" Павел становится настоящим иудейским "инквизитором". По своей особой ревности он выпрашивает у Синедриона разрешение повсюду преследовать и приводить в Иерусалим связанными приверженцев новой секты, "еретиков-назореев", как тогда называли христиан.

Господь, усмотревший в нем "сосуд избранный Себе", чудесным образом призвал его к апостольскому служению. Павлу является Сам Христос со словами: "Я Иисус, которого ты гонишь". В том, кто еще вчера был всего лишь распятым неудачником, Павел узнает Бога.

Обращение Павла состоялось на 30-м году жизни, после этого – еще 30 лет апостольского служения. Пережив личную встречу с Христом, Павел свидетельствует о нем перед народами. Он совершает несколько миссионерских путешествий и проповедует в Аравии, Сирии, Палестине, на Кипре, в Антиохии, в Афинах и многих других городах. Всюду творит чудеса и терпит гонения. Им основано множество поместных Церквей, к ним он и обращает свои знаменитые послания, которые получают название "Павлово Евангелие".

Павел принял мученическую кончину: его, как римского гражданина, обезглавили.

Почитать святых апостолов Петра и Павла стали сразу после их гибели. Праздник святых апостолов Петра и Павла сначала был введен в Риме, епископы которого по учению Западной Церкви считаются преемниками апостола Петра, а затем распространился и в других христианских странах. Католическая церковь празднует этот день 29 июня.

В праздник Петра и Павла у православных христиан завершается Петров пост, учрежденный Церковью в память о служении и страданиях святых апостолов.

2010 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20100712/252803318.html

Праздник перенесения Нерукотворного браза Господа Иисуса Христа

Статья большая, находится на отдельной странице.

Праздник Перенесения Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа

Праздник Перенесения Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа

29 (по старому стилю 16) августа православная церковь празднует Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа в 944 г.

Предание свидетельствует, что во времена проповеди Спасителя в сирийском городе Едессе правил Авгарь. Он был поражен по всему телу проказой. Слух о великих чудесах, творимых Господом, распространился по Сирии и дошел до Авгаря. Не видя Спасителя, Авгарь уверовал в Него как в Сына Божия и написал письмо с просьбой прийти и исцелить его.

С этим письмом он послал в Палестину своего живописца Ананию, поручив ему написать изображение Божественного Учителя. Анания пришел в Иерусалим и увидел Господа, окруженного народом. Он не мог подойти к Нему из-за большого стечения людей, слушавших проповедь Спасителя. Тогда он стал на высоком камне и попытался издали написать образ Господа Иисуса Христа, но это ему никак не удавалось. Спаситель Сам подозвал его, назвал по имени и передал для Авгаря краткое письмо, в котором, ублажив веру правителя, обещал прислать Своего ученика для исцеления от проказы и наставления ко спасению. Потом Господь попросил принести воду и убрус (холст, полотенце). Он умыл лицо, отер его убрусом, и на нем отпечатлелся Его Божественный Лик. Убрус и письмо Спасителя Анания принес в Едессу.

С благоговением принял Авгарь святыню и получил исцеление; лишь малая часть следов страшной болезни оставалась на его лице до прихода обещанного Господом ученика. Им был апостол от 70-ти святой Фаддей, который проповедал Евангелие и крестил уверовавшего Авгаря и всех жителей Едессы.

Образ стал очень почитаем в Едессе. Плат был прибит на доску и помещен над городскими вратами. Жители города считали убрус великой святыней. Когда один из правителей после Авгаря вернулся к язычеству, образ пришлось заложить камнями в нише городской стены, чтобы не допустить его поругания. Со временем место это было совершенно забыто.

В 544 г., во время осады Едессы войсками персидского царя Хозроя, едесскому епископу Евлалию было дано откровение о местонахождении Нерукотворного образа. Разобрав в указанном месте кирпичную кладку, жители увидели не только прекрасно сохранившийся образ, но и отпечаток Пресвятого лика на керамике – глиняной доске, закрывавшей святой убрус. После этого чудесного обретения и после общегородского молебна перед образом, войска неприятеля неожиданно сняли осаду и спешно покинули пределы страны.

В 630 г. Едессой овладели арабы, но они не препятствовали поклонению Нерукотворному Образу, слава о котором распространилась по всему Востоку.

Нерукотворной образ стал главной святыней города Едессы, пробыв в нем до 944 г.

В 944 г. император Константин Багрянородный (912-959) пожелал перенести Образ в тогдашнюю столицу Православия и выкупил его у эмира ‑ правителя города. С великими почестями Нерукотворный Образ Спасителя и то письмо, которое Он написал Авгарю, были перенесены духовенством в Константинополь. 16 августа Образ Спасителя был поставлен в Фаросской церкви Пресвятой Богородицы.

О последующей судьбе Нерукотворного Образа существует несколько преданий. По одному – его похитили крестоносцы во времена их владычества в Константинополе (1204-1261), но корабль, на который была взята святыня, потонул в Мраморном море. По другим преданиям, Нерукотворный Образ был передан около 1362 г. в Геную, где хранится в монастыре в честь апостола Варфоломея. Известно, что Нерукотворный Образ неоднократно давал с себя точные отпечатки. Один из них, т. н. "на керамии", отпечатался, когда Анания прятал образ у стены Едессы; другой, отпечатавшись на плаще, попал в Грузию. Возможно, что разность преданий о первоначальном Нерукотворном Образе основывается на существовании нескольких точных отпечатков.

Празднество в честь перенесения Нерукотворного Образа, совершаемое в попразднство Успения, называют третьим Спасом, "Спасом на холсте". Особое почитание этого праздника в Русской Православной Церкви выразилось и в иконописании; икона Нерукотворного Образа одна из наиболее распространенных. Нерукотворный образ считали самым правильным изображением Христа и вышивали его на знаменах русской армии и хоругвях.

Особенно почитали Спас в Москве. В середине XVII века царь Алексей Михайлович специальным указом повелел переименовать главную башню Московского Кремля Фроловскую в Спасскую, на воротах поставить образ Спасителя в золотой ризе ("Спас на престоле") и приказал "впредь на вечные времена" ходить под этими воротами с непокрытой головой, то есть слезать с коня и снимать шапку.

Третий Спас называют в народе Хлебным, Ореховым или Холщовым Спасом. В этот день на Руси впервые пекли пироги из хлеба нового урожая. "Третий Спас хлеба припас". В храмах на третий Спас освящали хлеба из муки нового урожая. В местах больших ярмарок со дня третьего Спаса начинался полотняный торг – продажа полотна и холстов. С этого дня начиналась и заготовка лесных орехов. Но в большинстве мест России в этот день большие праздники не устраивались. Начиналась подготовка к завершению летних полевых работ до наступления дождей.

На третий Спас примечают отлет птиц, особенно ласточек и журавлей. Считают, что ласточки отлетают в три Спаса, а "если журавль отлетит к третьему Спасу, то на Покров будет морозно". Не улетел к третьему Спасу журавль – зима наступит попозже.

2010 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20100829/251217320.html

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы

14 октября (1 октября по старому стилю) православная церковь отмечает праздник Покрова Пресвятой Богородицы в память явления во Влахернском храме в Константинополе Богоматери, простирающей свой покров над всеми верующими.

Чудесное явление Божией Матери произошло в середине Х века в церкви, где хранилась риза Богоматери, Ее головной покров (мафорий, омофор) и часть пояса, перенесенные из Палестины в V веке.

В те дни столица Византийской империи Константинополь была осаждена язычниками: городу угрожало разрушение, многочисленным храмам - поругание, христианам - жестокие казни и рабство. И во время воскресного всенощного бдения храм был переполнен молящимися, у которых осталась одна надежда на помощь Божию.

В четвертом часу ночи святой Андрей подняв очи к небу, увидел идущую по воздуху Пресвятую Богородицу, озаренную небесным светом в окруженни ангелов и святых. Царицу Небесную сопровождали Иоанн Креститель и апостол Иоанн Богослов.

Преклонив колена, Богоматерь долго молилась, а затем, подойдя к престолу храма, сняла со Своей головы покрывало (покров) и распростерла его над молившимися в храме людьми, знаменуя тем подаваемую Ею всему христианскому миру защиту от видимых и невидимых врагов.

Святой Андрей с трепетом созерцал видение и спросил стоявшего рядом с ним своего ученика Епифания: "Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу, молящуюся о всем мире?". Епифаний ответил: "Вижу, святый отче, и ужасаюсь". Богородица просила Иисуса Христа принять молитвы всех людей, призывающих Его Имя и прибегающих к Ее заступлению. Андрей и Епифаний долгое время смотрели на распростертый над народом покров, пока он не исчез.

Святой Андрей, память которого празднуется на следующий день - 15 октября (2 октября по старому стилю), созерцавший видение, был славянин, в молодых годах попавший в плен и проданный в Константинополе в рабство местному жителю Феогносту.

Позднейшее предание связывает видение Богоматери святым Андреем с походом на Византию русских князей. Тогда Покров Богородицы защитил Константинополь от нападения дружины славян. Их корабли развернулись, и город был спасен. В походе этом участвовал князь Олег, воспетый Александром Пушкиным, который прибил "щит на врата Цареграда", и возвратился в родной Киев.

Во Влахернской церкви сохранилась память о явлении Богоматери. В ХIV веке русский паломник дьяк Александр видел в церкви икону молящейся за мир Пресвятой Богородицы, написанную так, как Ее созерцал святой Андрей. Но греческая церковь не знает этого праздника.

В русском Прологе ХII века содержится запись об установлении особого праздника в честь этого события. С XII века на Руси стали строить храмы в честь Покрова Божией Матери. Всемирно известный по своим архитектурным достоинствам храм Покрова на Нерли был построен в 1165 году святым князем Андреем Боголюбским. Заботами этого князя и был установлен в Русской Церкви около 1164 года праздник Покрова Божией Матери. В Новгороде в ХII веке существовал монастырь Покрова Пресвятой Богородицы (так называемый Зверинский монастырь). В Москве на Красной Площади царем Иоанном Грозным был построен собор Покрова Божией Матери, известный как храм Василия Блаженного.

Икона в честь праздника отражает его историю: в центре изображена Богородица, держащая омофор над головами людей; по Ее правую руку изображены блаженный Андрей, Епифаний и мученики, по левую руку - Иоанн Креститель и Иоанн Богослов.

Самые древние на Руси изображения праздника Покрова, датировавшиеся XIV веком, можно увидеть на вратах Рождественского собора в Суздале и в росписях собора Снетогорского монастыря во Пскове.

На Руси праздник Покрова Пресвятой Богородицы называли Покров день, а также Первое зазимье, Свадебник, Третья Пречистая, Засидки, Обсичане, Покров-Батюшка.

В народном сознании христианский смысл события, легшего в основу праздника, тесно переплелся со сменой времен года, пережитками языческих верований, бытовыми хлопотами. Обычно в это время заканчивались сельскохозяйственные работы, крестьяне готовились к зиме, девушки собирались на посиделки, начинался осенний свадебный сезон.

Покров - "встреча Осени с Зимой". Люди ждали первый иней, который "покрывал" землю и был предзнаменованием надвигающихся холодов. Крестьяне также связывали слово "покров" с обычаем, согласно которому после свадьбы женщина могла ходить только с покрытой головой. "Простоволосыми" разрешалось ходить только незамужним девушкам.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Фреска русского иконописца Дионисия Покров Богоматери

Фреска русского иконописца Дионисия Покров Богоматери

2014 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20141014/1028089262.html

Предыдущая страница Следующая страница