Приглашаем посетить сайт

Русский язык (rus-yaz.niv.ru)

Энциклопедия ньюсмейкеров (справки по новостным сюжетам, 2015 год)
Статьи на букву "П" (часть 31, "ПРА")

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 31, "ПРА")

Правила регистрации туристических групп (туристов) при выходе на маршрут

Правила регистрации туристических групп (туристов) при выходе на маршрут

Постановка на учет и снятие с учета туристических групп должны осуществляться не позднее, чем за 15 суток до выхода на маршрут в Главное управление МЧС России по региону или аварийно-спасательное формирование. При этом туристической организацией (руководителем группы) подается заявка на проведение туристического мероприятия.

В заявке указываются следующие сведения:

- название, адрес, телефон организации;

- дата начала и окончания туристического мероприятия;

- маршрут движения с указанием начального, промежуточных и конечного пунктов, контрольные пункты на маршруте и предполагаемое время их прохождения;

- маршрут аварийного выхода;

- порядок связи с группой на маршруте;

- планируемое количество туристов, их гражданство, местожительство;

- фамилия, имя, отчество руководителя группы, его заместителя, их телефоны;

- паспортные данные членов похода, включая визовые документы (для иностранных граждан), местожительство.

Не позднее срока начала мероприятия в Главное управление МЧС России по региону или аварийно-спасательное формирование направляется сообщение, подтверждающее фактический выход группы на маршрут, а так же указываются изменения состава участников, сроков проведения и другие данные.

После выхода группы с маршрута, но не позднее заявленного срока окончания мероприятия, Главное управление МЧС России по региону или аварийно-спасательное формирование уведомляется об окончании мероприятия.

При возникновении бедствия на маршруте, чрезвычайного происшествия с группой туристические организации, туристы обязаны принять меры по спасению пострадавших собственными силами и передать сообщение о происшествии в Главное управление МЧС России по региону или аварийно-спасательное формирование по согласованным каналам связи.

Координацию деятельности всех аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на территориях субъектов Российской Федерации осуществляют органы управления при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Координацию деятельности всех аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на территориях органов местного самоуправления осуществляют органы управления при органах местного самоуправления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Виды Алтая

Виды Алтая

2010 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20100512/233439775.html

Правила усыновления детей в России для россиян

Статья большая, находится на отдельной странице.

Правила усыновления (удочерения) детей в России

Статья большая, находится на отдельной странице.

Правила хранения, проверки и использования донорской крови

Правила хранения, проверки и использования донорской крови

Служба крови занимает один из наиболее важных сегментов российского здравоохранения. В России сегодня примерно 1,5 тысячи центров, станций и отделений переливания крови, в которых работают тысячи трансфузиологов. Как известно, через кровь и ее компоненты высока вероятность передачи особо опасных вирусных инфекций (ВИЧ, СПИД, гепатит и др.). Это предъявляет повышенные требования к обеспечению и контролю особых условий безопасности при заготовке, переработке, хранении и клиническом применении каждой дозы донорской крови.

Проблема безопасности крови, ее продуктов, кровезамещающих растворов и технических средств имеет общенациональное значение и решается на законодательном уровне. Новой редакцией Закона Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов" от 22 августа 2004 года установлено, что заготовку, переработку, хранение донорской крови и ее компонентов могут осуществлять организации здравоохранения, являющиеся только государственными учреждениями и государственными унитарными предприятиями. Основу службы крови составляют организации здравоохранения, осуществляющие заготовку и обследование крови и ее компонентов, а также их приготовление, хранение и распределение.

Первоначальные методы прямого переливания крови от донора реципиенту отошли в прошлое. Сегодня донорскую кровь берут из вены в стерильных условиях в специально подготовленные емкости, куда предварительно внесены антикоагулянт и глюкоза (последняя – в качестве питательной среды для эритроцитов при хранении). Жидкую кровь хранят при 4° С до трех недель; за это время остается 70% первоначального количества жизнеспособных эритроцитов. Поскольку этот уровень живых эритроцитов считается минимально допустимым, кровь, хранившуюся больше трех недель, для переливания не используют.

В связи с растущей потребностью в переливании крови появились методы, позволяющие сохранить жизнеспособность эритроцитов в течение более длительного времени. В присутствии глицерина и других веществ эритроциты могут храниться сколь угодно долго при температуре от –20 до –197° С. Для хранения при –197° С используют металлические контейнеры с жидким азотом, в которые погружают контейнеры с кровью. Кровь, бывшую в заморозке, успешно применяют для переливания. Заморозка позволяет не только создавать запасы обычной крови, но и собирать и хранить в специальных банках (хранилищах) крови редкие ее группы.

Раньше кровь хранили в стеклянных контейнерах, но сейчас для этой цели используются в основном пластиковые емкости. Одно из главных преимуществ пластикового мешка состоит в том, что к одной емкости с антикоагулянтом можно прикрепить несколько мешочков, а затем с помощью дифференциального центрифугирования в «закрытой» системе выделить из крови все три типа клеток и плазму. Это очень важное новшество в корне изменило подход к переливанию крови. Сегодня уже говорят о компонентной терапии, когда под переливанием имеется в виду замена лишь тех элементов крови, в которых нуждается реципиент. Большинству людей, страдающих анемией, нужны только цельные эритроциты; больным лейкозом требуются в основном тромбоциты; больные гемофилией нуждаются лишь в определенных компонентах плазмы. Все эти фракции могут быть выделены из одной и той же донорской крови, после чего останутся только альбумин и гамма-глобулин (и тот, и другой имеют свои сферы применения). Цельная кровь применяется лишь для компенсации очень большой кровопотери, и сейчас ее используют для переливания менее чем в 25% случаев.

Если цельная кровь недоступна, для спасения жизни больного могут быть использованы ее заменители. В качестве таких заменителей чаще всего применяется сухая человеческая плазма. Ее растворяют в водной среде и вводят больному внутривенно. Недостаток плазмы как кровезаменителя состоит в том, что с ней может передаваться вирус инфекционного гепатита. Для снижения риска заражения используются различные подходы. Например, вероятность заражения гепатитом уменьшается, хотя и не сводится к нулю, при хранении плазмы в течение нескольких месяцев при комнатной температуре. Возможна также тепловая стерилизация плазмы, сохраняющая все полезные свойства альбумина. В настоящее время рекомендуется использовать только стерилизованную плазму.

Особую опасность представляет заражение реципиента вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), вызывающим синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД). Поэтому в настоящее время вся донорская кровь подвергается обязательной проверке (скринингу) на наличие в ней антител против ВИЧ. Однако антитела появляются в крови лишь спустя несколько месяцев после попадания ВИЧ в организм, поэтому скрининг не дает абсолютно надежных результатов. Сходная проблема возникает и при скрининге донорской крови на вирус гепатита В. Более того, долгое время не существовало серийных методов выявления гепатита С – они разработаны лишь в последние годы. Поэтому переливание крови всегда связано с определенным риском. Сегодня надо создавать условия для того, чтобы любой человек мог хранить в банке свою кровь, сдав ее, например, перед запланированной операцией; это позволит в случае кровопотери использовать для переливания его собственную кровь.

2005 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20051208/42379212.html

Правительство Палестинской Автономии. История вопроса

Правительство Палестинской Автономии. История вопроса

20 августа 1993 года в результате тайных переговоров между делегацией Израиля во главе с Шимоном Пересом и делегацией ООП (Организация освобождения Палестины) во главе с Ахмадом Кариа (Абу-Алой), проходивших в Осло при посредничестве министра иностранных дел Норвегии, было достигнуто соглашение – так называемая Декларация о принципах. ООП обязалась аннулировать параграф Палестинской национальной хартии (своего программного документа), требующий уничтожения Израиля, а Израиль признал ООП в качестве «представителя палестинского народа».

Стороны согласились прекратить враждебные действия, лидер ООП Ясир Арафат обещал официально осудить террор, а Израиль - освободить палестинцев, осужденных за враждебную деятельность. Было заключено соглашение о создании в секторе Газа и на Западном берегу реки Иордан автономного образования, не имеющего права самостоятельно решать вопросы обороны и вступать в дипломатические отношения с другими государствами. Также было решено создать не позднее 1999 года выборное правительство автономии.

Выборы председателя Палестинской автономии прошли в 1995 году, их победителем стал Ясир Арафат, лидер партии ФАТХ. А первые парламентские выборы – в 1996 году. Кандидаты делили между собой 88 мест, большинство из которых получили представители ФАТХа. А 25 января 2006 года прошли вторые парламентские выборы, в которых впервые участвовало движение ХАМАС.

ХАМАС: Полное название организации - ''Харакат аль-мукавама аль-исламийя''

(араб.: ''Исламское движение сопротивления'').

Распределение мест в Палестинском Законодательном собрании. Половина мест распределяется по результатам выборов по партийным спискам, вторая половина – по результатам выборов в округах.

Ведущие позиции в правительстве. Председатель автономии назначает премьер-министра, тот формирует кабинет министров. Состав кабинета должен быть утвержден абсолютным парламентским большинством. В истории Палестинской автономии президентские выборы проходили дважды. Первые состоялись в 1995 году и закончились победой Арафата, на вторых, в январе 2005, победил Махмуд Аббас. Формально членом кабинета министров может стать только член парламента, но, скорее всего, это правило будет изменено.

Право на голосование имеют палестинцы, проживающие на оккупированных территориях, включая сектор Газа, Западный берег реки Иордан и Восточный Иерусалим. Палестинцы, проживающие за границей, права голоса не имеют.

Официальное признание Палестинской автономии. На мировом уровне Палестинская администрация, являющаяся местным органом власти, не признана: официальным представителем палестинцев является ООП. Палестинская администрация признается промежуточным правительственным органом, действующим до принятия окончательного решения по проблемам ближневосточного мирного урегулирования. Около 100 стран, в основном, арабские и мусульманские, признают автономию. В ООН она имеет статус наблюдателя.

Материал подготовлен на основании информации сайтов www.palestine-info.ru, www.pna.gov.ps и газеты New York Times

2006 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20060127/43219727.html

Правовой режим контртеррористической операции

Статья большая, находится на отдельной странице.

Правовой режим контртеррористической операции в России

Правовой режим контртеррористической операции в России

В целях совершенствования правовых основ деятельности по борьбе с терроризмом и его предупреждению в Российской Федерации 6 марта 2006 года был принят Федеральный закон "О борьбе с терроризмом".

Федеральный закон определяет контртеррористическую операцию как комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта.

Согласно статье 11 закона, в целях пресечения и раскрытия террористического акта, минимизации его последствий и защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства на период проведения контртеррористической операции может вводиться правовой режим.

Правовой режим контртеррористической операции допускает применение следующих мер и временных ограничений:

- проверка у физических лиц документов, удостоверяющих их личность, а в случае отсутствия таких документов - доставление указанных лиц в органы внутренних дел Российской Федерации (иные компетентные органы) для установления личности;

- удаление физических лиц с отдельных участков местности и объектов, а также отбуксировка транспортных средств;

- усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта, а также объектов, имеющих особую материальную, историческую, научную, художественную или культурную ценность;

- ведение контроля телефонных переговоров и иной информации, передаваемой по каналам телекоммуникационных систем, а также осуществление поиска на каналах электрической связи и в почтовых отправлениях в целях выявления информации об обстоятельствах совершения террористического акта, о лицах, его подготовивших и совершивших, и в целях предупреждения совершения других террористических актов;

- использование транспортных средств, принадлежащих организациям независимо от форм собственности (за исключением транспортных средств дипломатических представительств, консульских и иных учреждений иностранных государств и международных организаций), а в неотложных случаях и транспортных средств, принадлежащих физическим лицам, для доставления лиц, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебные учреждения, а также для преследования лиц, подозреваемых в совершении террористического акта, если промедление может создать реальную угрозу жизни или здоровью людей (порядок возмещения расходов, связанных с таким использованием транспортных средств, определяется правительством РФ);

- приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, химически и биологически опасные вещества;

- приостановление оказания услуг связи юридическим и физическим лицам или ограничение использования сетей связи и средств связи;

- временное отселение физических лиц, проживающих в пределах территории, на которой введен правовой режим контртеррористической операции, в безопасные районы с обязательным предоставлением таким лицам стационарных или временных жилых помещений;

- введение карантина, проведение санитарно-противоэпидемических, ветеринарных и других карантинных мероприятий;

- ограничение движения транспортных средств и пешеходов на улицах, дорогах, отдельных участках местности и объектах;

- беспрепятственное проникновение лиц, проводящих контртеррористическую операцию, в жилые и иные принадлежащие физическим лицам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности для осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом;

- проведение при проходе (проезде) на территорию, в пределах которой введен правовой режим контртеррористической операции, и при выходе (выезде) с указанной территории досмотра физических лиц и находящихся при них вещей, а также досмотра транспортных средств и провозимых на них вещей, в том числе с применением технических средств;

- ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств и ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные или сильнодействующие вещества, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

- ограничение или приостановление частной детективной и охранной деятельности.

На отдельных участках территории, где введен правовой режим контртеррористической операции, могут устанавливаться как весь комплекс мер и временных ограничений, так и отдельные меры и временные ограничения.

Согласно закону, основным субъектом по проведению мероприятий по пресечению террористической деятельности является ФСБ России.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Сотрудники правоохранительных органов во время спецоперации в Буйнакском районе. Архивное фотоДагестана

Сотрудники правоохранительных органов во время спецоперации в Буйнакском районе. Архивное фотоДагестана

2015 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20150803/1160232984.html

Правовой режим территориальных вод

Статья большая, находится на отдельной странице.

Правовые нормы: как быть, если дети остались без родителей или опеки

Правовые нормы: как быть, если дети остались без родителей или опеки

Ниже приводится справочная информация об основных формах устройства детей, чьи родители погибли или лишены родительских прав. Основными такими формами являются усыновление и опека.

Усыновление (удочерение)

Усыновление (удочерение) представляет собой правовой институт, призванный создать между усыновителем и усыновленным отношения, наиболее близкие к тем, которые возникают между родителями и родными детьми. Закон приравнивает усыновленного ребенка к родным детям усыновителей, поэтому усыновление является приоритетной формой устройства ребенка - он получает те же права и обязанности, что и кровный, а усыновители принимают на себя все родительские права и обязанности.

Усыновление производится судом по заявлению лиц, желающих усыновить ребенка, в порядке особого производства по правилам гражданского процессуального законодательства. Этим усыновление отличается от установления опеки над ребенком, решение о которой принимается органами опеки и попечительства.

Могут быть усыновлены дети-сироты и дети, у которых оба родителя уже были лишены родительских прав.

Опека (попечительство)

Безвозмездная опека (попечительство) часто устанавливается близкими родственниками над ребенком, чьи родители были лишены родительских прав, оказались в местах лишения свободы или погибли. Опека может быть установлена над ребенком в возрасте до 14 лет, а попечительство устанавливается над подростками в возрасте от 14 до 18 лет.

Опекун осуществляет контроль за сохранением и использованием имеющегося у несовершеннолетнего ребенка движимого и недвижимого имущества, но сам не имеет права распоряжаться этим имуществом. В случаях, когда родители умерли, или находятся в местах лишения свободы, или лишены прав, опекунам выплачивается пособие на содержание ребенка.

По результатам исследования лаборатории социального сиротства НИИ детства РДФ, которое проводилось в течение ряда лет в разных регионах России, чаще всего опекунами становились бабушки - в 88% случаев. В 12% случаев ими становились дедушки, а посторонних среди опекунов было не более 2%.

Опекун назначается органами опеки и попечительства, которыми по совместительству являются органы местного самоуправления. Их полномочия определяются их уставами. Решение выносит глава городской или районной, включая районы городов, администрации по месту жительства опекуна. Относительно попечителей применяется та же процедура. Обычно опекунами и попечителями назначаются родственники будущего подопечного, а если они отсутствуют, то назначаются лица по выбору соответствующих органов.

Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и, исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей, избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

Предварительная опека (попечительство)

Если несовершеннолетнему необходимо немедленно назначить опекуна или попечителя, и его помещение в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нецелесообразно, соответствующие органы вправе принять акт о временном назначении опекуна или попечителя.

Чтобы своевременно установить предварительную опеку или попечительство, соответствующий орган обращается с предложениями об установлении их к гражданам, выразившим желание быть опекунами или попечителями и состоящим на учете.

Временно назначенные опекун или попечитель обладают всеми правами и обязанностями опекуна или попечителя, за исключением права распоряжаться имуществом подопечного от его имени (давать согласие на совершение подопечным сделок по распоряжению своим имуществом). Предварительные опека или попечительство прекращаются, если до истечения месяца со дня принятия акта о временном назначении опекуна или попечителя временно назначенные опекун или попечитель не будет назначен опекуном или попечителем в общем порядке. При наличии исключительных обстоятельств указанный срок может быть увеличен до двух месяцев.

Международный порядок

Если желающие усыновить (взять под опеку) ребенка проживают в странах СНГ, в силу вступает международный порядок усыновления.

Процедура такого усыновления регламентируется статьями 124, 165 Семейного кодекса РФ, главой 29 ГПК РФ, Федеральным законом "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" (от 16 апреля 2001 года), другими актами.

В первую очередь, прорабатывается возможность передать детей на воспитание в семьи граждан России, постоянно проживающих в стране, или на усыновление родственникам детей независимо от места жительства и гражданства

Усыновление в другой стране рассматривается в качестве альтернативного способа ухода за ребенком только тогда, когда ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая в состоянии была бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным.

Грустный ребенок

Грустный ребенок

2013 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20130112/917854464.html

Правое дело

Статья большая, находится на отдельной странице.

Правозащитная организация "Международная амнистия"

Правозащитная организация "Международная амнистия"

28 мая 1961 г. в Лондоне была создана независимая правозащитная организация "Международная амнистия" (Amnesty International) - всемирное движение людей, выступающих за защиту и соблюдение общепризнанных прав человека.

Основатель организации - британский юрист Питер Бененсон. В 1961 г. он написал статью в газету, призывая людей повсеместно, беспристрастно и мирными средствами, вести работу за освобождение всех узников совести. В течение месяца более тысячи разных людей из разных стран предложили практическую помощь. Единичная попытка привлечь внимание к проблеме прав человека вылилась в международное движение.

В 1963 г. в Лондоне учрежден Международный секретариат Amnesty International - штаб-квартира организации.

Представительства организации открыты в 80 странах мира.

По данным на 2010 год, число активистов, сторонников и подписчиков Amnesty International превысило 2,8 млн человек.

Миссия Amnesty International состоит в проведении исследований и принятии мер, направленных на предотвращение и искоренение грубых нарушений прав человека.

Текущие кампании Amnesty International: остановить насилие над женщинами; защитить права и достоинство тех, кто оказался за чертой бедности; добиться отмены смертной казни; воспрепятствовать пыткам и вернуть борьбу с терроризмом в правовое поле; освободить узников совести; защитить права беженцев и мигрантов; поставить международную торговлю обычным оружием под контроль.

Члены и сторонники организации оказывают влияние на правительства, политические органы, корпорации и межправительственные группы путем проведения демонстраций, пикетирования, кампаний по написанию писем, образования в области прав человека, организации концертов, привлекающих внимание к определённой проблематике, прямого лоббирования, адресных обращений, сбора подписей под петициями по электронной почте и других интернет-акций, сотрудничества с общественными организациями.

В основе работы организации лежит тщательное изучение заявлений о нарушениях прав человека. Международный секретариат в Лондоне имеет Исследовательский отдел, который собирает и анализирует информацию, поступающую из различных источников. Они включают сотни газет и журналов, правительственные бюллетени, доклады юристов и гуманитарных организаций и др.

Общий итог своей деятельности "Международная амнистия" публикует в ежегодном докладе.

Деятельность организации в основном финансируется за счет пожертвований частных лиц со всего мира. Это позволяет Amnesty International сохранять независимость от каких-либо правительственных структур, политических идеологий, экономических интересов и религиозных воззрений.

В 1977 г. "Международная амнистия" была удостоена Нобелевской премии мира, в 1978 г. - премии ООН в области борьбы за права человека.

2011 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20110528/380213622.html

Православная церковь отмечает Антипасху

Православная церковь отмечает Антипасху

Первое воскресенье после Пасхи носит парадоксальное название - Антипасха. Это может показаться странным: только что было празднование Воскресение Спасителя - и уже что-то противоположное Светлому Празднику.

«Антипасха» - греческое слово, и приставка «анти» значит не «против», а «вместо». Таким образом, «Антипасха» - праздник «вместо Пасхи», как бы возмещающий, восполняющий его.

Антипасха отмечается всегда на восьмой день после светлого Христова Воскресения. В этот день обновляется память воскресения Христова, поэтому Антипасха называется «неделей обновления».

Обновление воскресения Иисуса Христа связано с апостолом Фомой, поэтому в этот день Церковь вспоминает встречу апостола Фомы и воскресшего Христа. Фомы не было среди апостолов, которые видели Христа сразу после Воскресения. «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» - говорил Фома о Христе. Это не значит, что он сомневался в том, что Христос был Спасителем, Сыном Божиим. Скорее это свидетельство того, насколько апостол жаждал пережить встречу с воскресшим Иисусом Христом. Сам, лично, а не со слов ближних, ощутить пасхальную радость и торжество.

Апостол Фома стал символизировать сомнение, недоверие. В народе даже бытует определение «Фома неверующий». Правильнее будет назвать его не тем человеком, который сомневается во всём, даже в самом очевидном, а тем, кто стремится убедиться в истинности или, наоборот, ложности тех или иных фактов на собственном опыте. Ведь одно дело - пользоваться свидетельствами других, даже самых близких людей, и совсем другое - знать что-то своим опытом.

Святой апостол Фома родился в галилейском городе Пансады и был рыбаком. Когда он услышал благовестие Иисуса Христа, то, оставив всё, последовал за Ним и стал одним из 12-ти апостолов.

На восьмой день после Воскресения Господь явился апостолу Фоме и показал Свои раны. "Господь мой и Бог мой!" - воскликнул святой апостол (Ин. 20, 28). "Фома, бывший некогда слабее других апостолов в вере, - говорит святитель Иоанн Златоуст, - сделался по благодати Божией мужественнее, ревностнее и неутомимее всех их, так что обошел со своей проповедью почти всю землю, не убоявшись возвещать Слово Божие народам диким".

Церковное Предание рассказывает, что святой апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии. За обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского города Мелиапора (Мелипура) святой апостол был заключен в темницу. Его жестоко пытали и убили, пронзив пятью копьями. Части мощей святого апостола Фомы хранятся в Индии, Венгрии и на Афоне.

В народе Антипасха называется также Красной горкой. На самом деле Красная горка - это древний языческий праздник. Он был связан с проводами зимы и встречей весны, а красной горкой назывался или потому, что в этот день было принято встречать на холме (горке) рассвет, или оттого, что народные гулянья проходили на пригорках, раньше других освободившихся от снега - «красных», т.е. красивых, горках. В разных городах и деревнях Красную горку праздновали по-своему, но везде в этот день старались или сыграть свадьбу, или совершить помолвку.

Старинная Русская пословица говорит: «Кто на Красной Горке женится, тот вовек не разведется». Этот обычай жив до сих пор. Многие молодые люди стараются венчаться именно на Красную горку, веря, что тогда их совместная жизнь будет спокойной и счастливой.

2007 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20070415/63662286.html

Православная церковь празднует день святого Николая Чудотворца

Статья большая, находится на отдельной странице.

Православная церковь чтит память Иоанна Лествичника

Православная церковь чтит память Иоанна Лествичника

В четвертую неделю Великого поста в Русской Православной Церкви вспоминается Иоанн Лествичник.

Церковь почитает его как великого подвижника и как автора самой известной книге о духовной жизни, об оставлении страстей, о монашеской жизни, которая носит имя "Лествица". Отсюда и пошло его второе имя - Лествичник.

Ф.М. Достоевский зачитывался "Лествицей" и считал ее наиболее совершенной энциклопедией души человека. При работе над "Бесами" и "Братьями Карамазовыми" "Лествица" была среди его настольных книг.

Преподобный Иоанн Лествичник почитается Святой Церковью как великий подвижник и автор замечательного духовного творения, называемого "Лествицей", поэтому преподобный и получил прозвание Лествичника.

Иоанн Лествичник родился в семье святых, прославленных впоследствии Ксенофота и Марии, и когда ему было всего 16 лет, ушел в монастырь. Когда умер его наставник, Иоанн ушел в пустыню и провел там один, не говоря ни с кем, не видя людей, молясь целыми днями 40 лет.

В возрасте 75 лет Иоанн стал игуменом Синайской обители. После четырех лет управления монастырем снова удалился в уединение и в возрасте 80 лет мирно отошел ко Господу.

Церковь предлагает нам образ святого Иоанна как образец для подражания на пути поста. Из его жития известно, что он ел все, что было позволено монашеским уставом, не налагая на себя исключительных запретов, чтобы не получить повода к тщеславию. Но при этом он был столь воздержан в количестве пищи, что укреплял тело только самым необходимым для продолжения трудов. То же касается и бдения: он не проводил ночей без сна, хотя спал не более того, сколько следует для поддержания сил, чтобы непрестанным бодрствованием не погубить ума. Главное же - не уничтожить плодов поста гордостью.

У преподобного Иоанна был ученик, инок Моисей. Однажды наставник приказал ему наносить в сад земли для грядок. День был жаркий, инок устал и прилег отдохнуть под тенью большого утеса. В это время преподобный Иоанн Лествичник находился в своей келлии и отдыхал после молитв. Внезапно ему явился муж почтенного вида и, разбудив святого, с упреком сказал: "Почему ты, Иоанн, спокойно отдыхаешь здесь, а Моисей находится в опасности?" Преподобный Иоанн тотчас стал молиться за своего ученика. Вечером, когда инок возвратился, преподобный спросил, не случилось ли с ним что-либо плохое. Инок ответил: "Нет, но я подвергся большой опасности. Меня едва не раздавил большой обломок камня, оторвавшийся от утеса, под которым я в полдень уснул. К счастью, мне представилось во сне, что ты зовешь меня, я вскочил и бросился бежать, а в это время с шумом упал огромный камень на то самое место, с которого я убежал..."

Когда преподобный Иоанн управлял монастырем, игумен Раифский от лица всех иноков своей обители попросил преподобного Иоанна составить некое руководство по духовному совершенствоваиню, «как бы лествицу утверждену, которая желающих возводит до Небесных врат...".

Сначала преподобный Иоанн смутился, но затем из послушания приступил к исполнению просьбы. Так была написана знаменитая «Лествица». В переводе со старославянского это значит «лестница». Происхождение названия преподобный объяснил следующим образом: "Соорудил я лествицу восхождения... от земного во святая... соорудил лествицу из 30 степеней, по которой, достигнув Господня возраста, окажемся праведными и безопасными от падения".

"Цель этого творения - научить, что достижение спасения требует от человека нелегкого самоотвержения и усиленных подвигов", - писал преподобный Иоанн.

2007 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20070318/62162006.html

Православная церковь чтит память святителя Григория Паламы

Православная церковь чтит память святителя Григория Паламы

Завершается вторая неделя Великого поста. Во второе воскресенье поста Православная Церковь совершает память святителя Григория Паламы, византийского богослова конца конце XIII-начала XIV века, разработавшего православное учение о молитве и о нетварных энергиях Божества.

Сын знатных родителей святитель Григорий был воспитан при царском дворе, ему прочили блестящую дипломатическую карьеру. Но едва только юноше исполнилось 20, он бежал на святую гору Афон, где провел несколько лет в уединении, безмолвии и молитве. Там он принял монашество.

В Церкви и в то время, как и всегда, стали появляться те, кто считал афонских монахов бездельниками и носителями ложного представления о молитве. Сосредоточенная духовная молитве - умное делание, которое постепенно разрабатывалось и усваивалось монахами, начиная с великих пустынников IV века, опытное применение умного делания, требующее уединения и безмолвия, получило название исихазма (от греч. "покой", "молчание"), а сами практикующие его стали называться исихастами.

Святитель Григорий решительно противостоял тем, кто оскорблял неустанный молитвенный труд отшельников и написал свое главное творение: "Триаду в защиту священно-безмолвствующих".

Известен свт. Григорий Палама апологией исконного учения Церкви - о нетварных энергиях Божиих. Известный московский пастырь протоиерей Всеволод Шпиллер так рассказывал о сути учения свт. Григория:

«Мы спрашиваем себя: "А что же такое "образ Божий", вписанный Самим Богом в нас? В чем же он? Каков он? Что он такое?" А Григорий Палама именно на этот-то вопрос и отвечает. Святой Григорий Палама написал много творений, но одно из самых больших его творений, самых важных - это так называемый "Томос веры". И в нем святой Григорий Палама говорит, что образ Божий в нас - это прежде всего свет, не физический свет, а тот самый свет, которым был осиян на Фаворской горе Господь Иисус Христос в час Своего дивного Преображения. Это свет славы Божьей, и образ Божий в человеке есть луч этой славы Божьей. Человек с образом Божиим в себе творит невероятные вещи - он его калечит, оскверняет, затемняет. Это мы знаем. Но, может быть, не все знают, что образ этот все-таки неуничтожим. Уничтожить в себе образ Божий человек не может по милости Божией к нам. Он неуничтожим! И он каждому из нас присущ этот свет нерукотворный, присносущный свет славы Божией, явленный на горе Фаворской в час Преображения Господня.»

«Это - слава человеческая, это - призвание наше; и поэтому говорит и святой Ириней Лионский, что слава Божия, сияние Божие, Божие торжество - это человек, выросший в полную меру своего величия.

Это наше призвание, это голос Божий, обращенный к нам, зовущий нас стать тем, чем Бог нас задумал, стать тем, чем Он нас восхотел.

Вступим же в Великий пост так, чтобы вырасти в полную меру нашего человеческого достоинства, чтобы в нас воссияла слава Божия и чтобы через нас эта благодать распространилась и на всю вселенную, потому что апостол Павел говорит, что вся тварь стонет в ожидании момента, времени, когда явится слава сынов Божиих, когда человек станет достойным своего звания и всю тварь введет в Царство Божие.», проповедовл митрополит Антоний Сурожский.

В XX веке в богословских и исторических исследованиях расцветает своеобразный "паламитский ренессанс". Жизни и трудам свт. Григория Паламы посвящают свои монографии известные русские богословы: , архиепископ Василий (Кривошеин), архимандрит Киприан (Керн), протопресвитер Иоанн Мейендорф, архиепископ Василий (Кривошеин).

В современном мире религиозного невежества образ святителя Григория особенно ярок, как образ пастыря, сокрушившего многие ложные стереотипы и суждения о Христе, Троице и вере.

2007 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20070304/61526504.html

Православный праздник Рождество Христово

Статья большая, находится на отдельной странице.

Православный праздник Сретения Господня

Православный праздник Сретения Господня

15 февраля (2 февраля по старому стилю) Русская православная церковь отмечает двунадесятый (один из 12 главных) непереходящий праздник Сретения Господня.

В переводе с древнеславянского слово "сретение" означает "встреча".

Праздник Сретения Господня установлен в память о встрече, описанной в Евангелии от Луки, которая произошла на сороковой день после Рождества Христова, когда Дева Мария и праведный Иосиф Обручник принесли младенца Христа в Иерусалимский храм, чтобы совершить благодарственную жертву Богу.

У иудеев того времени существовали традиции, связанные с рождением в семье ребенка. Женщина после родов не могла появляться в Иерусалимском храме 40 дней. По истечении срока мать должна была принести в храм очистительную жертву, которая состояла из жертвы всесожжения – годовалого ягненка и жертвы во оставление грехов – голубки. Если семья была бедной, вместо ягненка тоже приносили голубку.

Если в семье первенцем был мальчик, родители на сороковой день должны были прийти с новорожденным в Храм для обряда посвящения Богу. Это была не просто традиция, а закон Моисеев, который иудеи установили в память исхода евреев из Египта – освобождения от четырехвекового рабства.

Мария и Иосиф прибыли из Вифлеема в столицу Израиля Иерусалим. С сорокадневным Богомладенцем на руках они ступили на порог храма. Семья жила небогато, поэтому очистительной жертвой Богородицы стали два голубка. Пречистая Дева решила принести жертву из смирения и уважения перед иудейским законом, несмотря на то, что Иисус появился на свет в результате непорочного зачатия.

В то время жил в Иерусалиме праведный старец Симеон, которому было откровение, что он не умрет, пока не увидит Бога. Старец (по преданию ему было более 300 лет) пришел в храм в то время, когда Пресвятая Богородица и праведный Иосиф принесли туда младенца Иисуса, чтобы исполнить законный обряд. Симеон взял Богомладенца на руки и, благословив Бога, изрек: "Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля".

Приняв из рук Пречистой Девы младенца, старец Симеон обратился к ней со словами: "Вот, из-за Него будут спорить в народе: одни спасутся, а другие погибнут. А Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец". Это было пророчеством о распятии, которое ждало ее сына – гвозди и копье, от которых принял смерть Иисус Христос, прошли нестерпимой болью через ее материнское сердце.

Церковь назвала старца Симеона Богоприимцем и прославила как святого.

О пришествии мессии свидетельствовала и жившая при Иерусалимском храме престарелая вдова пророчица Анна.

День Сретения - точка во времени, где встретились Ветхий и Новый Заветы, древний мир и христианство. Последние праведники уходящего Ветхого Завета- праведный Симеон и Анна-пророчица удостоились встретить в храме носителя Нового Завета.

Это событие символизирует встречу человечества со своим Спасителем.

Праздник Сретения Господня относится к древнейшим праздникам христианской Церкви, но его празднование не отличалось особой торжественностью. В 528 году, при императоре Юстиниане (527-565), Антиохию постигло сильное землетрясение, от которого погибло много людей, затем в 544 году появилась моровая язва, уносившая ежедневно по несколько тысяч человек. В эти дни всенародного бедствия одному из благочестивых христиан было открыто, что празднование Сретения Господня совершать нужно торжественно. Когда в этот день было совершено всенощное бдение и крестный ход, бедствия в Византии прекратились.

В народных традициях празднования Сретения перемешалось церковное и языческое. Встрече Святого Семейства со старцем Симеоном нашлась календарная аналогия – в этот день в простонародье стали отмечать встречу зимы с весной. Это отразилось в поговорках: "На Сретение зима с весною встретилась", "В Сретение солнце на лето, зима на мороз поворотила". Последние зимние морозы и первые весенние оттепели называли сретенскими.

После праздника крестьяне начинали множество "весенних" дел – выгоняли скотину из хлева в загон, готовили семена к посеву, белили плодовые деревья.

В праздник Сретения Господня отмечается Всемирный день православной молодежи. Идея этого праздника принадлежит Всемирному православному молодежному движению – "Синдесмосу", основанному в 1953 году в Париже.

Икона с изображением Сретение

Икона с изображением Сретение

2015 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20150215/1047559258.html

Православный праздник Сретения Господня. История и традиции

Православный праздник Сретения Господня. История и традиции

15 февраля (по старому стилю 2 февраля) Русская православная церковь торжественно отмечает великий двунадесятый непереходящий праздник Сретение Господне. Празднование Сретения отнесено ко 2 февраля по той причине, что это сороковой день от Рождества Христова (25 декабря).

В переводе с древнеславянского слово "сретение" означает "встреча". Этот праздник установлен в память о встрече, описанной в Евангелии от Луки, которая произошла на сороковой день после Рождества Христова, когда Дева Мария и праведный Иосиф Обручник принесли Младенца в Иерусалимский храм, чтобы совершить благодарственную жертву Богу. По ветхозаветному закону, женщине, родившей младенца мужского пола, в продолжение 40 дней было запрещено входить в храм Божий. После этого срока мать приходила в храм с младенцем, чтобы принести Господу благодарственную и очистительную жертву. Пресвятая Дева Мария не имела нужды в очищении, но по глубокому смирению она подчинилась предписанию закона.

В храме в это время находился святой праведный Симеон (по преданию, один из переводчиков Священного Писания Ветхого Завета с еврейского на греческий язык), который, переводя книгу пророка Исаии, усомнился в словах пророчества о рождении Спасителя, говорящих о том, что Христос родится от Девы. Он хотел исправить текст, но явившийся ему ангел сказал Симеону, что за сомнение в тексте пророчества он не умрет, пока не увидит его исполнения. Увидев Марию с младенцем, Симеон подошел, взял на руки Иисуса и, благодаря Бога, сказал: "Господи, теперь Ты отпускаешь меня из этой жизни в будущую, как обещано Тобою мне, и я теперь умру спокойно, потому что собственными глазами видел Спасителя мира". Об этом же свидетельствовала и жившая при Иерусалимском храме престарелая вдова пророчица Анна.

Слова, сказанные Симеоном в момент встречи (сретения), стали частью православного богослужения.

История установления праздника

Сретение Господне относится к древнейшим праздникам христианской Церкви, который завершает цикл рождественских праздников. Он известен на Востоке с IV века, а на Западе ‑ с V века. Самые ранние свидетельства о праздновании Сретения на христианском Востоке относятся к концу IV века. Тогда Сретение в Иерусалиме еще не называется самостоятельным праздником, а именуется "сороковым днем от Богоявления". Известно, что в этот день Святители Кирилл Иерусалимский, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и многие другие известные иерархи в разное время произносили вдохновенные проповеди. Но до VI века этот праздник совершался не так торжественно.

В 528 году, при императоре Юстиниане (527-565), Антиохию постигло бедствие ‑ землетрясение, от которого погибло много народа, в 544 году появилась моровая язва, уносившая ежедневно по несколько тысяч человек. В дни бедствия одному из благочестивых христиан было открыто, чтобы празднование Сретения Господня совершать торжественнее. Бедствия действительно прекратились, когда в день Сретения Господня было совершено всенощное бдение и крестный ход. В благодарность Богу, Церковь в 544 году установила торжественно праздновать Сретение Господне.

Многими песнопениями украсили праздник церковные песнотворцы: в VII веке ‑ святитель Андрей, архиепископ Критский, в VIII веке ‑ святитель Косма, епископ Маиумский, Патриарх Константинопольский, в IX веке ‑ святитель Иосиф Студит, архиепископ Солунский.

С событием Сретения Господня связана икона Пресвятой Богородицы, именуемая "Умягчение злых сердец", или "Симеоново проречение", которую необходимо отличать от иконы "Семистрельная".

Сретение имеет символическое значение праздника очищения от всякой скверны. На Руси по этому празднику определялись также сроки начала весенних полевых работ. По народным приметам Сретение является границей между зимой и весной, о чем свидетельствуют народные поговорки: "Сретенье ‑ зима с весной и летом повстречалась", "Солнце на лето ‑ зима на мороз" и др.

По состоянию погоды в праздник Сретения сельские жители судили о наступающих весне и лете, особенно о погоде, урожае. О весне судили так: "Какова погода на Сретение, такова будет и весна". Считалось, что если на Сретение установится оттепель ‑ весна ранняя теплая, если будет холодный день ‑ весна холодная. Выпавший в этот день снег ‑ к затяжной и дождливой весне. Если на Сретение снег через дорогу несет, ‑ весна поздняя и холодная. "На Сретение утром снег ‑ урожай ранних хлебов; если в полдень ‑ средних; если к вечеру ‑ поздних". "На Сретение капель ‑ урожай пшеницы". "На Сретенье ветер ‑ к плодородию фруктовых деревьев".

2011 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20110215/323190866.html

Православный Рождественский сочельник

Статья большая, находится на отдельной странице.

"Пражская весна" 1968 года и вывод войск СССР из Чехословакии

"Пражская весна" 1968 года и вывод войск СССР из Чехословакии

В ночь на 21 августа 1968 года в Чехословакию были введены войска пяти стран Варшавского Договора (СССР, Болгарии, Венгрии, ГДР и Польши). Операция, получившая кодовое название "Дунай", преследовала цель прекратить происходивший в ЧССР процесс реформ, инициированных первым секретарем ЦК КП Чехословакии Александром Дубчеком – "Пражскую весну".

С геополитической точки зрения для СССР возникла опасная ситуация в одной из ключевых стран Восточной Европы. Перспектива выхода ЧССР из Варшавского Договора, в результате которого произошел бы неизбежный подрыв восточноевропейской системы военной безопасности, была для СССР неприемлема.

В течение 36 часов армии стран Варшавского Договора установили полный контроль над чехословацкой территорией. 23-26 августа 1968 года в Москве состоялись переговоры между советским и чехословацким руководством. Их итогом явилось совместное коммюнике, в котором сроки вывода советских войск ставились в зависимость от нормализации обстановки в ЧССР.

16 октября 1968 года между правительствами СССР и ЧССР был подписан договор об условиях временного пребывания советских войск на территории Чехословакии, согласно которому часть советских войск оставалась на территории ЧССР "в целях обеспечения безопасности социалистического содружества". В соответствии с договором была создана Центральная группа войск (ЦГВ). Штаб ЦГВ был размещен в городке Миловице недалеко от Праги. В договоре фиксировались положения об уважении суверенитета ЧССР и невмешательстве в ее внутренние дела. Подписание договора стало одним из главных военно-политических итогов ввода войск пяти государств, удовлетворивших руководство СССР и ОВД.

17 октября 1968 года начался поэтапный вывод союзных войск с территории Чехословакии, который завершился к середине ноября.

В результате ввода войск в ЧССР произошла кардинальная смена курса чехословацкого руководства. Был прерван процесс политических и экономических реформ в стране. В 1969 года на апрельском пленуме ЦК КПЧ первым секретарем был избран Густав Гусак. В декабре 1970 года ЦК КПЧ принял документ "Уроки кризисного развития в партии и обществе после XIII съезда КПЧ", осуждавший в целом политический курс Александра Дубчека и его окружения.

Во второй половине 1980-х годов начался процесс переосмысления чехословацких событий 1968 г. В "Заявлении руководителей Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши и Советского Союза" от 4 декабря 1989 года и в "Заявлении Советского правительства" от 5 декабря 1989 года решение о вводе союзных войск в Чехословакию было признано ошибочным как необоснованное вмешательство во внутренние дела суверенного государства.

10 декабря 1989 года после победы "бархатной революции" (бескровное свержение коммунистического режима в результате уличных акций протестов в ноябре–декабре 1989 года), президент Чехословакии Густав Гусак ушел в отставку, и было сформировано новое коалиционное правительство национального согласия, в котором коммунисты и оппозиция получили одинаковое количество мест. Была осуществлена "реконструкция" парламента, где Коммунистическая партия Чехословакии потеряла большинство. 28–29 декабря 1989 года реорганизованный парламент избрал своим председателем Александра Дубчека.

26 февраля 1990 года было подписано соглашение о полном выводе из Чехословакии советских войск.

Соглашение предусматривало, что вывод войск пройдет в три этапа: 1-й этап – 26 февраля 1990 года – 31 мая 1990 года; 2-й этап – 1 июня 1990 года – 31 декабря 1990 года; 3-й этап – 1 января 1991 года – 30 июня 1991 года.

Вывод начался в день подписания соглашения. Последний эшелон отправился из Миловиц 19 июня 1991 года. Уже 21 июня он пересек государственную границу СССР. 27 июня 1991 года ЧССР покинул последний командующий ЦГВ – генерал-полковник Эдуард Воробьев.

Источник: http://ria.ru/history_spravki/20101122/299452886.html

Праздник Благовещения в католической церкви

Праздник Благовещения в католической церкви

25 марта католическая церковь отмечает праздник Благовещения.

Благовещение (лат. Annuntiatio Domini, благое возвещение, радостная весть) - евангельское событие возвещения архангелом Гавриилом Деве Марии, что Она станет Матерью Спасителя, а также самого факта девственного зачатия Иисуса Св. Духом в лоне Марии, получило название Благовещения. Это событие является начальным моментом Боговоплощения.

Евангельский рассказ о Благовещении один из основополагающих источников для мариологии, поскольку он указывает на исключительное место Марии в истории спасения, на Ее предизбранность и предуготовленность Божественной благодатью, на Ее Богоматеринство, Ее всецелое послушание воле Бога при свободном согласии с Его Промыслом. Церковное празднование в воспоминание этого евангельского события вошло в практику в середине VI в. в Константинополе и вскоре распространилось на Востоке. В VII в. этот праздник появился также в Риме и Испании; Галлия приняла его лишь в VIII в.

Выбор для празднования 25 марта был связан с процессом "историзации" евангельских празднований в календаре Церкви: т.к. праздник Рождества Христова был установлен значительно раньше, для Благовещения (и, соответственно, зачатия Иисуса Христа), был выбран день, на 9 месяцев предваряющий это событие. По другой гипотезе, дата Благовещения была определена ранее даты Рождества; установление даты связано с представлением, что смерть Христа произошла 25 марта и что Его земная жизнь должна была включать целое число лет.

В латинском обряде Благовещение ныне празднуется в ранге Торжества, в византийском обряде принадлежит к двунадесятым праздникам.

В современной литургической практике латинского обряда в случае совпадения этого дня с одним из воскресений Великого поста празднование переносится на ближайший понедельник, а при совпадении с любым из дней Страстной недели или октавы Пасхи оно переносится на понедельник 2-й недели Пасхи.

В календаре византийского обряда Благовещение может приходиться на различные дни Великого поста или на самое начало Пасхального периода. При совпадении Благовещения и Пасхи этот двойной праздник называется Кириопасха.

2011 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20110325/338730775.html

Праздник в честь чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери

Праздник в честь чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери

9 июля (26 июня по старому стилю) Русская Православная Церковь отмечает праздник в честь чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери.

Среди прославленных святынь России чудотворная икона Тихвинской Богоматери пользуется особым почитанием и любовью.

Согласно преданию, этот святой образ был написан апостолом и евангелистом Лукой во время земной жизни Пречистой Девы Марии и первоначально пребывал в Иерусалиме. В пятом веке икона была перенесена в Константинополь.

В 1383 г. почитаемая святыня чудесным образом перенеслась на Русь и впервые явила сияние над водами Ладожского озера. Постепенно, передвигаясь все дальше по воздуху, икона остановилась в болотистой местности у реки Тихвинска. Здесь на месте появления святыни построили деревянный храм.

В ХVI веке по приказу Василия Ш был возведен каменный пятиглавый храм. Позже по велению Ивана Грозного в этом храме был основан Успенский монастырь. Монастырь был закрыт с середины 20-х гг. ХХ века.

В ноябре 1941 г. Тихвин был оккупирован, а чудотворная икона была отправлена в Псков, куда немецкие солдаты свозили ценности из Новгорода и пригородов Ленинграда.

В 1944 г. икона была передана Псковской православной миссии, а затем перевезена в Ригу.

В Латвии чудотворная икона была торжественно встречена архиепископом Рижским. В сентябре 1944 года он был вынужден покинуть Латвию и после нескольких лет странствий поселился в Чикаго. Перед смертью он завещал вернуть чудотворную икону из США в Россию, когда возродится Тихвинская обитель. Затем икона перешла на хранение священнику Сергию Гарклавсу. Покойный владыка Иоанн благословил отца Сергия вернуть икону в Тихвинский монастырь, когда тот будет возвращен православной церкви.

Летом 1995 г. было принято решение о возрождении монастыря, а в июле 1997 г. состоялась первая архиерейская служба в монастырском соборе.

9 июля 2004 г. святыня вернулась в Тихвин. В этот день, день праздника чудотворной Тихвинской иконы Божьей Матери, Патриарх Московский и всея Руси Алексий П передал Тихвинскому монастырю акт о возвращении из США в обитель чудотворного образа Богородицы на вечное хранение.

6 января 2005 г. в Тихвине (Ленинградская область) перед Чудотворной Тихвинской иконой Божией Матери прошло первое праздничное богослужение после возвращения этой святыни в Россию. На рождественское богослужение собралось более тысячи тихвинцев и паломников. Возглавил службу настоятель Тихвинского мужского монастыря отец Евфимий.

2010 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20100709/231544481.html

Предыдущая страница Следующая страница