Приглашаем посетить сайт

Кулинария (cook-lib.ru)

Военная энциклопедия (1911-1915)
Статьи на букву "П" (часть 11, "ПЛИ"-"ПОД")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 11, "ПЛИ"-"ПОД")

Плимут

Статья большая, находится на отдельной странице.

Плитка каморная

ПЛИТКА КАМОРНАЯ. См. Бродвель.

Пловцы

ПЛОВЦЫ, сел. между Брестом и Радзеевом, известно битвою тевтон. рыцарей маршала Дитриха ф.-Альтенбурга с войсками польск. кор. Владислава Локетка в 1331 г. Рыцари внезапно были атакованы и понесли полное поражение.

Плотики минные

ПЛОТИКИ МИННЫЕ. См. Мины.

Плотовые мосты

Статья большая, находится на отдельной странице.

Плутонг

ПЛУТОНГ, совокупность орудий одинак. клб. на к-бле, могущих одновр-но действовать по той же цели и располож-х в помещении, допускающим возм-сть общ. упр-ния посредством голосовой передачи; все орудия П. связаны с гл. постами приборами упр-ния огнем, телеф. и перегов. трубами. П. командует оф-р не спец-ст, в помощь ему для наблюдения за материал. частью назначается пом-к плутонг. ком-ра - арт. у.-оф-р. В случае перерыва связи с гл. постом плутонг. ком-р сам управляет огнем П. из т. наз. плутонг. поста, - места, откуда удобно наблюдать за ходом боя.

Плюцинский, Александр Федорович

Плюцинский, Александр Федорович - *ПЛЮЦИНСКИЙ, Александр Федорович, г.-л., бывший нач-к 34-ой пех. д-зии, воен. инж-р, заслуж. проф-р Ник. инж. ак-мии и почетн. чл. ея конф-ции, воен. писатель; род. в 1844 г. П. получил образ-ние в бывш. Александр. Брестск. кад. к-се, в Мих. арт. уч-ще и в Ник. инж. ак-мии. Оф-ром начал службу в 1863 г. в 14-ой арт. бр-де и затем в Ник. креп. арт-рии. По окончании в 1868 г. инж. ак-мии начинается 30-летняя блестящ. учебная и ученая деят-сть П., сначала как препод-ля, а потом проф-ра в Ник. инж. ак-мии и уч-ще. В 1898 г. П. перешел на командныя войск. долж-ти, будучи назначен к-дантом Оссовецкой кр-сти и через год - нач-ком 34-ой пех. д-зии. Как талантл. руков-ль и учитель неск-х десятков выпусков наших саперных и инж. оф-ров, П. приобрел широкую и почетн. извес-ть. Всем многочисл. ученикам П. хорошо памятна его характерная, небольш. роста, фигура, его блестящия краснореч. лекции, захватывавшия внимание, большая авторитетность тона и горячая сила убеждения, его строгость и экзаменационная требоват-сть; все это внушало к нему больш. уважение, создавало извест. ореол личности с примесью чувства нек-рой боязни. П. не ограничивался простым изложением своего специал. предмета, но, в связи с ним, старался развивать в своих слушателях вообще здравые воен. взгляды и способ-ть к критич. оценке того, что он читал. Более капитал. труды П.: "Полевое в.-инж. иск-во" (удостоенное конкурсн. премии гл. упр-ния в.-уч. заведений и выдержавшее в 1875-85 г.г. 3 издания); "Неск. мыслей по вопросам войсков. инж. деда и его постановки в войсках" (1879 г., удостоено Михайл. премии); "Окопы и позицион. работы пехоты" (1881). Из журнал. статей в "Воен. Сб.", "Инж. Журн." и др. заслуживают внимания и не утратили во многом интереса и до наст. времени статьи: "На бруствере или на банкете"; "О к-дантах кр-стей"; "Вопросы крепост. войны и подготовки кр-стей к обороне"; "Можно ли брать кр-сти штурмом"; "Значение подземн. мин в соврем. креп. войне"; "Соврем. положение вопроса о броневых башнях"; "Крепостн. маневры"; "О самокатах и применении их к воен. делу" и др. Кроме воен. газет и журналов, П. писал по воен. вопросам и в общей прессе, в "Нов. Вр.", "Гражданине", "Голосе Москвы" и др. Отдел. эпизодом в жизни и деят-сти П. явилось участие в рус.-тур. войне 1877-78 г.г.; оно, впрочем, ограничилось узкими рамками устр-ва артил. позиции у Рени для обороны подступов к мин. заграждениям под Галацом и постройкой осад. б-реи у Журжева против Рущука. Здесь П. применил собств. тип осадн. б-реи, с больш. обстрелом и с нек-рыми своеобразными технич. особ-стями; б-реи эти отлично б. применены к мес-ти и получили название "б-рей-невидимок". П. принимал деятел. участие в разн. к-сиях по вопросам фортификац. обороны наших гр-ц, по разработке типов долговр. укр-ний, по произв-ву опытов стрельбы фугасн. бомбами и проч. Войсковая служба П., где он также проявлял кипучую деятельность, продолжалась всего 2 г., до его смерти в 1900 г. П. оставил после себя интересный дневник, не сделавшийся пока достоянием печати.

Пневматические пушки

ПНЕВМАТИЧЕСКИЯ ПУШКИ. См. Динамитныя пушки.

Побег

Статья большая, находится на отдельной странице.

"Победа"

"ПОБЕДА", броненосец постройки 1900 г., однотипный с Пересветом (см. это). Во время рус.-японск. войны находился в П.-Артуре, под командой капитана 1 р. Зацареннаго. Принимал участие в боях 27 янв., 10 июня и 28 июля. 31 мрт., в день гибели Петропавловска, подорвался на внешнем рейде на мине и до 10 июня находился в ремонте. В конце осады б. потоплен японскими снарядами на внутреннем рейде П.-Артура (см. это).

Повало-Швейковский, Яков Иванович

ПОВАЛО-ШВЕЙКОВСКИЙ, Яков Иванович, ген. от инф. (потом действ. тайн. сов.) (1750-1807); начал службу в л.-гв. Семеновск. п-ку капралом (1768) и в 1771 г. б. произв. в оф-ры в Новгородск. пех. п. В 1778 г. он переведен кап-ном в л.-гв. Преображ. п., в 1784 г. - назн. полк-ком в Украинский легко-кон. п-к, командуя к-рым был при осаде Очакова. В 1789 г. П. - бриг-р, в 1791 г. - г.-м. и шеф Смоленск. мушк. п-ка, в 1798 г. - г.-л., в 1799 г. - ген. от инф. П. с отличием участвовал в Итал. походе Суворова: в деле при р. Олио, командуя отрядом, он принудил к отст-нию фр-зов, мешавших переходу наших войск через реку (11 апр. 1799 г.); при Лекко и на р. Адде разбил франц. отряд (13 апр.); при марше к Милану заставил сдаться другой франц. отряд (14 апр.); занял Валенцию (9 мая); командовал д-зиею в делах при рр. Тидоне и Требии, при чем б. ранен (6-9 июня); с 10-тыс. к-сом рус.-австр. войск прикрывал осаду кр-сти Серравалле (июль - авг.); при Нови он командовал д-зиею и целый день выдерживал нападения непр-ля, отражая их с успехом (4 авг.). Со времени вступления наших войск в Швейцарию П. был дежурн. ген-лом при армии. Наградами за Итал. поход ему были: чин ген. от инф., орд. св. Александра Невск. и св. Иоанна Иерусал. В апр. 1800 г. П. б. назн. Киевским воен. губ-ром, но в том же году "за ложное донесение" отставлен Имп. Павлом от службы. Принятый им же (23 янв. 1801 г.) вновь на службу, П. б. переименован в действ. тайн. сов. и назн. сенатором, в каковой долж-ти и ум.

Поверочные сборы

ПОВЕРОЧНЫЕ СБОРЫ, устанавливаются в России для сличения действител. наличности н. ч. запаса с учетными о них сведениями; они производятся ежегодно во всех уездах Империи, за исключением тех мес-тей, где по соглашению мин-ров военнаго и внутр. дел признано будет необходимым их отменить. П. сборы назначаются по возм-сти вне рабочаго времени и производятся воинск. нач-ками при содействии полиц. властей. Для П. сборов н. чины запаса собираются: проживающие в городах - в пунктах города, для того указанных; проживающие в уездах - при волостном или сельском правлении. Поверка производится вызовом каждаго запаснаго, явка к-раго удостоверяется наложением штемпеля на увольнит. билете; по отметке о явке на увольнит. билете запасный немедленно отпускается домой. На П. сборы не призываются: занимающие должности по госуд. или обществ. службе, служащие по найму на жел. дорогах, телеграф. линиях, в спец. учр-ниях и зав-ниях военн. и морск. вед-в, на морских и речных судах, в полиц. и пожарн. командах и нек-рые др. В каз. войсках производятся сборы для поверки строевого имущества. В Германии П. сборы установлены для чинов резерва 2 раза в год, а для чинов ландвера 1-го призыва один раз в год; эти сборы не д. отрывать призывных от их обычн. занятий более, чем на одне сутки. В Австро-Венгрии П. сборы установлены для чинов резерва и эрзац-резерва; они д. производиться ежегодно и продолжаться не более одного дня. Во Франции П. однодневный сбор установлен лишь для чинов резерва территор. армии. (Устав о воинск. пов-сти, ст. 256-260; Инструкция о порядке произв-ва в уездах П. сб. н. ч. запаса армии и флота, в пр. по в. в. 1907 г. № 625; Les armées des principales puissances an printemps сие 1913, изд. Chapelot, Paris).

Повестка

ПОВЕСТКА. См. Сигналы1.

[1] Материал словаря, содержащий информацию, на которую указывает эта ссылка, опубликован не был

Повозки военные

Статья большая, находится на отдельной странице.

Поворот станин

*ПОВОРОТ СТАНИН, приспособление у нек-рых колесн. лафетов, допускающее перемещение станин (а с ними и оси канала орудия) в горизонт. плоскости, при неподвиж-ти колес с осью и хобота лафета. Цель - скорая и точная боков. наводка. Первый лафет с П. станин в России б. спроектирован полк. Фишером в 60-х гг. XIX ст. для 4-фн. полев. пушки. Сущность устр-ва (фф. 1 и 2): лафет состоит из 2 частей; нижняя A наглухо скреплена с осью Е, а верхняя B, поддерживающая орудие в цапфен. гнездах и на подъемн. винте, м. относ-но этой ниж. части повертывался ок. болта, пропущеннаго сквозь лобовыя горизонт. связи, имеющияся у обеих частей лафета спереди. К задней же связи V нижн. лафета (фиг. 2) прикреплена матка d, сквозь к-рую проходит винт A поворотн. механизма, помещ-го поперек станин нижн. лафета и снабж-го рукоятью у. Угол П. от средн. положения ±5°. Слишком большая сложность конструкции для того времени и опасения частой порчи мех-зма при обращении на службе побудили вскоре (в 1868 г.) заменить его лафетом без П. станин. Вторично в полев. арт-рии лафет с П. станин (ген. Энгельгардта) б. принят в 1895 г. для поршнев. пушки ускорен. стрельбы. Здесь П. станин был одним из средств, на ряду с ограничением отката и самонакат-нием помощью упруг. сошника, для ускорения стрельбы: точная боков. наводка была в руках наводчика. На осевом угольнике з сверху между станинами прикреплена коробка г для перед. конца рычага и, ось вращения котораго в находится на поперечной связи станин, а задний конец в своей развилине удерживает на вертикальн. цапфочках матку е для поперечн. винта Г поворотн. мех-зма с рукоятью А. При вращении винта матка передвигается вдоль него, поворачивая рычаг и, к-рый, упираясь перед. концом в коробку на неподвиж. оси с колесами, за болт в передвигает станины по оси в сторону, вращая их ок. неподвижн. хобота до ±3° от средн. положения. Наконец, все соврем. лафеты скоростр. орудий обязательно снабжаются П. станин. Механизм (вроде только что описаннаго) у лафета обр. 1900 г. для 3-дм. полев. скор. пушки, дававший всего П. на ±1°, при переход к лафету обр. 1902 г. для этой же пушки заменен более сложным, но и более совершенным. Лафет м. перемещаться по коленч. колесн. оси, благодаря тому, что попереч. винт е (фиг. 4), приводимый во вращение лев. маховичком и и коническ. зубчат. приводом з, ж, входит в бронзов. трубчат. матку б, закрепленную на неподвижн. кронштейне A у прав. конца лопасти оси. Матка помощью гайки и заплечика в неподвижно закреплена на кронштейне, а винт е ввинчивается или вывинчивается из нея, увлекая с собою и лафет. Кожух г с сальником д защищают винт от загрязнения. Угол П. ±3°. Подобнаго же по идее устр-ва - поворотн. мех-зм у гаубичн. полев. лафетов и у горнаго сист. Данглиса обр. 1909 г. У горн. же лафета обр. 1904 г. сист. Перепелкина точн. боков. наводка производится поворотом не лафета, а вращением ок. вертик. цапф самой люльки орудия (см. фф. 25 и 26 ст. Лафет).

Поворотливость корабля

Статья большая, находится на отдельной странице.

Поворотная рама

ПОВОРОТНАЯ РАМА, нижняя часть лафета для орудий больш. калибров; облегчает боков. (горизонт.) наводку орудия и накатывание лафета после выстрела, для чего она ставится на катки и имеет наклон впереди. П. рама для 11-дм. лафета Круппа обр. 1867 г. (фиг. 1) состоит из 2 парал-х жел. станин А двутавроваго сечения, склепанных из листов и угольников и скрепл-х вместе поперечн. связями. На перед. и зад. паре катков В П. рама катится при боков. наводке орудия по желез. дугов. полосам на основании установки; пара катков C, обычно не касающаяся основания, поддерживает середину рамы от прогиба во время выстрела. Иногда вместо средн. пары катков станины П. рамы в этом месте утолщаются и уширяются приклепкою листов и угольников для больш. прочности. Спереди П. рама удерживается стрелою Д на шворне тумбы E, а вращение ок. этой тумбы при боков. наводке производится поворотн. механизмом, состоящим из цепи, укрепленной концами на основании установки, сзади рамы, и пропущенной серед. частью через ворот F. Для вращения П. рамы при наводке достаточно 2 ч. Спереди и сзади П. рамы расположены пружин. упоры: к первым станок подходит на прикате, а вторые служат в случае недостаточн. действия компрессора при откате для устранения соскакивания станка с рамы. В установке ген. Кокорина (см. это) для 11-дм. берег. мортиры (фф. 2 и 3) осью вращения для П. рамы служит тумба Е со шворнем з под переднею частью рамы. Передн. пара катков заменена рядом катков А, составляющих особую кругов. крону и катающихся при боков. наводке по жел. кругу Б, укрепл-му на бетон. основании установки. П. рама на крону катков А опирается при посредстве прочной кругов. коробки В, на к-рой она лежит своими лапами Д, охватыв-ми цилиндрич. выступы Г коробки В, П. круг А центруется на тумбе E особыми внутр. катками (на фиг. 3 - черн. кресты у нижн. части тумбы) с вертикальн. осями, располож-ми в направляющих коробках. Такое устр-во вызвано чрезв-но больш. давлениями, выдержив-ми передн. частью П. рамы в 1-й момент выстрела под больш. углами возвышения. П. рама лафета 10-дм. берег. пушки переднею своею частью, в тех же видах сделанной в виде прочной коробки с попереч-ми связями, опирается также на крону катков, катающихся по установ. кругу (см. фиг. 20 ст. Лафет); эта крона и выдерживает первый толчек при выстреле. Расположение оси вращения П. рамы спереди оказывается невыгодным в случае необходимости в большом горизонт. обстреле; поэтому в таких случаях устраивают П. рамы с центральн. шворнем, как это сделано у рамы Б (фиг. 4) под 6-дм. лафет ген. Дурлахера для берегов. пушки в 190 пд. Здесь шворень В, проходя сквозь связь в централ. части рамы, пропущен в тумбу Г, находящуюся в центре круга, по к-рому и бегают 2 пары катков П. рамы. Боковая наводка производится помощью цепного ворота; обстрел - круговой (360°).

Поворотный брус

ПОВОРОТНЫЙ БРУС. См. Станки мортирные1.

[1] Материал словаря, содержащий информацию, на которую указывает эта ссылка, опубликован не был

Поворотный механизм

ПОВОРОТНЫЙ МЕХАНИЗМ. См. Поворот станин.

Поворотный шпангоут

ПОВОРОТНЫЙ ШПАНГОУТ. См. Деревянное судостроение.

Повороты парусного корабля

ПОВОРОТЫ ПАРУСНАГО КОРАБЛЯ. См. Парусное вооружение.

Повторительное оружие

ПОВТОРИТЕЛЬНОЕ ОРУЖИЕ, См. Магазинное оружие.

Погон

ПОГОН, метал. прут, по к-рому на гребн. судах и парусн. яхтах ходит коуш с блоком от шкотов задн. паруса; устанавливается в самой корме шлюпки и служит для облегчения переноса шкотов при поворотах под парусами. П-ми назывались также медныя дуги орудийных палубн. установок, по к-рым скользило орудие при его поворотах в гориз-ной плос-ти.

Погонное орудие

ПОГОННОЕ ОРУДИЕ на корабле, имеет обстрел вперед, по курсу судна и устанавливается на баке. С переходом к башен. установкам термин П. ор. вышел из употребления.

Погоны

ПОГОНЫ. См. Эполеты и погоны1.

[1] Материал словаря, содержащий информацию, на которую указывает эта ссылка, опубликован не был

Погосский, Александр Фомич

Статья большая, находится на отдельной странице.

Пограничная стража

Статья большая, находится на отдельной странице.

Пограничные укрепленные линии

Статья большая, находится на отдельной странице.

Погрузка и выгрузка

ПОГРУЗКА и ВЫГРУЗКА значит. тяжестей производится на воен. судах с помощью стрел, кранов и шлюпбалок, устанавл-х на наружн. борту к-бля. Шпор (нога) стрелы крепится чаще всего за вертик. брус, вращающийся в 2 башмаках вместе со стрелой. Такелаж стрелы составляют топенант, состоящий из постоян. шкентеля и талей, и бакштаги или оттяжки для поворачивания стрелы; шкентель проводится через блок на мачте или друг. возвышенном месте, а тали выбираются на палубе. Для подъема груза служит гордень, проводимый через блок или шкив на ноке (конце) стрелы. На фиг. 1 показана стрела, устанавливаемая на новейш. судах: подъем. гордень D и ходовой топенант E выбираются гидравлич. насосом, помещенным у самаго шпора стрелы Н, постоян. топенант F служит для обычн. уклона стрелы, башмак К укреплен на нек-рой высоте от палубы или борта, сама стрела - стальная, полая, со шкивом для горденя и обухами для завалталей или бакштагов на ноке. Фиг. 2 изображает времен. стрелу, устраиваемую судов. средствами и состоящую из 2 крепк. брусьев, ноки к-рых связываются накрест бензелем или найтовом, a шпоры устанавливаются в укрепляемых на борту башмаках. Разнос между шпорами делается от 1/3 до 1/2 длины стрел, а башмаки - таких размеров, чтобы распределить давление на неск. бимсов. Строп верхн. блока подъемных талей кладется поверх связывающаго бревна найтова, покрывается клетнем и парусиной. Шпоры стрел удерживаются, кроме башмаков, нижними бакштагами D и шпор-талями, а верхушка стрелы - верхним бакштагом или топенантом, состоящим из шкентеля и талей. Смотря по расположению и назначению стрел, проводят 1 или 2 топенанта. Для первоначал. подъема времен. стрел на гладк. палубе употребляют небольшия добавоч. стрелы, с помощью к-рых ноки стрел поднимаются настолько, чтобы начали действовать верхн. бакштаги. Натяжение последних тем больше, чем гориз-нее установлены стрелы и меньше угол между ними и топенантом. Иногда для подъема тяжестей между мачтами заводится особый шкентель т. наз. штаг-карнак, за к-рый берутся подъемныя тали. На соврем. судах, особенно загранич. постройки, вместо стрел нередко употребляются краны, более устойчивые на волнении, вследствие зубч. передачи. Они (фиг. 3) устанавливаются обык-но позади дым. труб (германск. бр-сцы) или между ними. Благодаря стальн. шарам, трение при поворотах почти незаметно. Червяк D вращается штурвалом в ручную или лебедкой, к-рая служит и для выбирания подъем. талей. Ходовой конец последних проведен через одношкив. блок Е, после чего он идет внутри крана (на роульсах) к барабану лебедки; подъем происходит со скоростью ок. 60 фт. в мин. Устройство шлюпбалок см. в ст. Балка. Для захвата тяжестей служат стропы из пеньк. или стального троса (фиг. 4-6), покрываемаго иногда клетнем. Для П. в море лошадей и скота делаются особые стропы из парусины (в 2 слоя), обшиваемой 3-дм. тросом (фиг. 7-8). Лошади завязывают глаза; но лучше спец. ящик из дерева, обитый железн. полосами и выложенный внутри войлоком. В попереч. стенках устраиваются 2 двери. Ск-сть П. с лихтеров - до 30 лошадей в 1 ч. На судне лошади устанавливаются поперек судна, головами внутрь, в стойлах, дл. к-рых не д. превышать 7 фт., а шир. - 3 фт. Стойла сооружаются из 4 съемн. досок. Помещение д. б. хорошо вентилируемо, иначе лошади не выдерживают и небол. качки. При перевозке англ. кав-рии во время войны в Трансваале (1899-1901 гг.) смертность лошадей достигала в средн. 6,2%. П. рогат. скота легче П. лошадей, т. к. скот меньше бьется. Быков грузят иногда заводя спец. стропы за рога, но этот способ причиняет животным мучение. П. угля - см. Уголь1.

[1] Материал словаря, содержащий информацию, на которую указывает эта ссылка, опубликован не был

Подача зарядов и снарядов на корабле

Статья большая, находится на отдельной странице.

Подветренные острова

ПОДВЕТРЕННЫЕ ОСТРОВА. См. Антильские острова.

Подветренный борт

ПОДВЕТРЕННЫЙ БОРТ. См. Наветренный борт.

Подвижные госпитали

ПОДВИЖНЫЕ ГОСПИТАЛИ. См. Полевые госпитали.

Подвижные мастерские

ПОДВИЖНЫЯ (ПОЧИНОЧНЫЯ) МАСТЕРСКИЯ, мастерския арт. вед., формируемыя в воен. время для оказания техн. помощи действ. частям полев. арт-рии и назначаемыя (ст. 387 кн. XIII С. В. П. 1869 г.) для исправления в материал. части повреждений, не исправимых средствами самих частей, но и не требующих отправки предмета для ремонта в завод. До нач. XIX в. в рус. арт-рии не формировалось никаких спец-но-техн. учр-ний на время войны, т. к. материал. часть была проста. С принятием в конце XVIII в. более сложной материал. части (Аракчеевская арт-рия), б. повелено прикомандировать к арсеналах по 50 н. ч. от каждой отдел. артил. части для обучения их правил. и рационал. приемам исправлений в материал. части. С 1808 г. при Спб., Киевск. и Брянск. арс-лах б. сформированы, как пост. учреждения, т. наз. П. арсеналы, к-рые, принимая в мирн. время участие в общих работах арс-лов, при к-рых они состояли, в воен. время д. б. присоединяться по одному к каждой из действ. армий. Личный состав П. арс-лов: один об.-оф-р, 2 чин-ка и ок. 60 н. ч. С упразднением в техн. арт. зав-ниях казен. труда и переходом в 1867 г. на вольный, П. арс-лы б. упразднены и введено существующее ныне положение о П. арт. мастерских, формируемых лишь в воен. время; штат личн. состава, колич-во инстр-та и запасн. частей б. соображены с расчетом обслуж-ния арт-рии одной действ. армии в составе 4 к-сов (до 600 пол. ор.). В 1876 г. для П. мастерских штат личн. состава установлен такой: 2 оф-ра, 3 чин-ка и до 60 н. ч. из числа запасных, знающих слесарное, кузнеч., малярн. и шорное ремесла. Одна такая П. маст. в войну 1877-78 гг. обслуживала Дунайск. армию. В рус.-яп. войну 1904-05 гг. б. сформирована в Москве и отправлена в середине 1904 г. на Д. Восток подобная же П. маст. с добавлением лишь кадра в 10 вольнонаемн. мастеровых, хорошо обученных каждой отрасли арсенал. дела, и неск. ножных токар. станков. С появлением на театре войны 2, 3 и 4-ой армий, эта мастерская в мае 1905 г. б. увеличена почти в 5 раз, с расчетом иметь по 1 отд-нию для каждой армии с централ. мастерской в тылу. Личн. состав развернутой мастерской был: 12 оф-ров, 9 класс. чинов, 12 кандидатов на класс. долж-ти, 220 цеховых н. чинов (в том числе 60 вольнонаемн. мастеровых) и 223 н. ч. для внутр. службы. Соответ-но б. увеличен и техн. инвентарь. Опыт этой войны внес существ. поправки в общую орг-зацию техн. помощи на войне, расширив задачи этой помощи. П. маст. Манчжур. армий фактически обслуживала не одну арт-рию, но и все др. роды войск: за ея помощью обращались и пехот. части, и воздухоплав. парк, и штабы различ. войск. В соответствии с этим в 1911-13 гг. выработана новая орг-зация т. наз. "починочные мастерских", с значит-но расширен. сферою техн. помощи, к-рую оне д. оказывать действ. армиям. Кроме арт. отдела, эти мастерския имеют отделы: инж-рный (ремонт телефонов, телеграфа, аэропланов, шанц. инструмента и т. д.) и интендантский (ремонт обоза). Штат личн. состава близок к составу окружн. арс-лов: нач-к мастерской (шт.-оф-р), 2 его пом-ка (по техн. и хозяйств. части), 3 нач-ка отделов и 3 их пом-ка (об.-оф-ры), ок. 10 чин-ков арт. вед-ва и ок. 400 н. ч. Техн. инвентарь починочн. мастерских также знач-но сильнее и разнообразнее упраздняемых ныне П. маст-х; в нем положено иметь двиг-ль в 25 лош. сил (керосиновый с динамо-машиной) и станки с электромоторами. Таких маст-х положено сформировать 10, по числу предполагаемых армий при полн. мобил-ции, а все имущ-во их, стоимостью в 200 т. руб. для каждой, будет храниться при складах в разн. округах Империи. Однако, и эта орг-зация технич. помощи на театре воен. действий не м. считаться окончат. решением вопроса. Современ. образцы скоростр. арт-рии, представляющие весьма сложные и точно выполненные мех-змы с применением спец. сортов стали, требующей тонкой термич. обработки и спец. инстр-та, требуют при произв-ве исправлений исключ. применения заводск. техники. Исправления м. б. двоякаго рода, в соответствии с двоякаго рода неисправностями: нек-рыя части д. исправляться простой заменой их новыми из запаса, неисправность же в самом образце д. исправлять только завод. Т. обр., единственно возможную орг-зацию техн. помощи на войне в будущем м. представить в таком виде: 1) занятие во время войны казен. или част. завода (последняго путем реквизиции) вблизи театра воен. действий (такие заводы д. б. всегда на учете мобилизац. отдела гл. штаба); 2) если в данном районе заводов нет, сформ-ние П. арсенала в спец. поезде и 3) арт., склады, выдвигаемые к позицион. войскам, д. б. богато снабжены запас. частями, иметь штат, слесарей, клас. технич. мастеров и оф-ров-техников; такой склад по 1-му вызову нач-ков позиц. частей высылает на спец. повозках мастера или оф-ра с слесарями, инстр-том и ходовыми запас. частями (летучие техн. парки).

Подвижные сборы

ПОДВИЖНЫЕ СБОРЫ, особый вид полев. упражнений войск. Сборы войск в постоян. лагерях начинаются предвар-ной подготовкой небольш. частей, - рот, эск-нов, б-нов, б-рей, отдельно по кажд. роду войск (частные сборы), и оканчиваются совместн. упражнениями 3 родов войск (общие сборы). Эти последн. упражнения часто соединяются с передвижением войск из мест лагерн. расположения (без ежедн. возвращения в лагерь) с тем, чтобы упражнения происходили на разнообразной и незнакомой мес-ти. Такой вид общих сборов войск носит название П. сборов. Эти упражнения дают войскам практику в походной, разведыват. и охранит. службе и в маневр-нии на 2 стороны. При этом, по мере развития П. сб., состав маневрирующих сторон увеличивается (маневры полковые, бригадные, д-зионные), и войска постепенно приближаются к исходн. пунктам для больших м-вров, завершающих летн. подготовку войск (см. Маневры

Подводная повинность

ПОДВОДНАЯ ПОВИННОСТЬ. См. Военныя повинности.

Подводные лодки

Статья большая, находится на отдельной странице.

Подводные мины

ПОДВОДНЫЯ МИНЫ. См. Минное заграждение.

Подводные работы

Статья большая, находится на отдельной странице.

Подводный телеграф

ПОДВОДНЫЙ ТЕЛЕГРАФ. См. Гидрофон.

Предыдущая страница Следующая страница