Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "П" (часть 11, "ПЛИ"-"ПОД")
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ПЛИТКА КАМОРНАЯ. См. Бродвель. |
ПЛОВЦЫ, сел. между Брестом и Радзеевом, известно битвою тевтон. рыцарей маршала Дитриха ф.-Альтенбурга с войсками польск. кор. Владислава Локетка в 1331 г. Рыцари внезапно были атакованы и понесли полное поражение. |
ПЛОТИКИ МИННЫЕ. См. Мины. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ПЛУТОНГ, совокупность орудий одинак. клб. на к-бле, могущих одновр-но действовать по той же цели и располож-х в помещении, допускающим возм-сть общ. упр-ния посредством голосовой передачи; все орудия П. связаны с гл. постами приборами упр-ния огнем, телеф. и перегов. трубами. П. командует оф-р не спец-ст, в помощь ему для наблюдения за материал. частью назначается пом-к плутонг. ком-ра - арт. у.-оф-р. В случае перерыва связи с гл. постом плутонг. ком-р сам управляет огнем П. из т. наз. плутонг. поста, - места, откуда удобно наблюдать за ходом боя. |
Плюцинский, Александр Федорович - *ПЛЮЦИНСКИЙ, Александр Федорович, г.-л., бывший нач-к 34-ой пех. д-зии, воен. инж-р, заслуж. проф-р Ник. инж. ак-мии и почетн. чл. ея конф-ции, воен. писатель; род. в 1844 г. П. получил образ-ние в бывш. Александр. Брестск. кад. к-се, в Мих. арт. уч-ще и в Ник. инж. ак-мии. Оф-ром начал службу в 1863 г. в 14-ой арт. бр-де и затем в Ник. креп. арт-рии. По окончании в 1868 г. инж. ак-мии начинается 30-летняя блестящ. учебная и ученая деят-сть П., сначала как препод-ля, а потом проф-ра в Ник. инж. ак-мии и уч-ще. В 1898 г. П. перешел на командныя войск. долж-ти, будучи назначен к-дантом Оссовецкой кр-сти и через год - нач-ком 34-ой пех. д-зии. Как талантл. руков-ль и учитель неск-х десятков выпусков наших саперных и инж. оф-ров, П. приобрел широкую и почетн. извес-ть. Всем многочисл. ученикам П. хорошо памятна его характерная, небольш. роста, фигура, его блестящия краснореч. лекции, захватывавшия внимание, большая авторитетность тона и горячая сила убеждения, его строгость и экзаменационная требоват-сть; все это внушало к нему больш. уважение, создавало извест. ореол личности с примесью чувства нек-рой боязни. П. не ограничивался простым изложением своего специал. предмета, но, в связи с ним, старался развивать в своих слушателях вообще здравые воен. взгляды и способ-ть к критич. оценке того, что он читал. Более капитал. труды П.: "Полевое в.-инж. иск-во" (удостоенное конкурсн. премии гл. упр-ния в.-уч. заведений и выдержавшее в 1875-85 г.г. 3 издания); "Неск. мыслей по вопросам войсков. инж. деда и его постановки в войсках" (1879 г., удостоено Михайл. премии); "Окопы и позицион. работы пехоты" (1881). Из журнал. статей в "Воен. Сб.", "Инж. Журн." и др. заслуживают внимания и не утратили во многом интереса и до наст. времени статьи: "На бруствере или на банкете"; "О к-дантах кр-стей"; "Вопросы крепост. войны и подготовки кр-стей к обороне"; "Можно ли брать кр-сти штурмом"; "Значение подземн. мин в соврем. креп. войне"; "Соврем. положение вопроса о броневых башнях"; "Крепостн. маневры"; "О самокатах и применении их к воен. делу" и др. Кроме воен. газет и журналов, П. писал по воен. вопросам и в общей прессе, в "Нов. Вр.", "Гражданине", "Голосе Москвы" и др. Отдел. эпизодом в жизни и деят-сти П. явилось участие в рус.-тур. войне 1877-78 г.г.; оно, впрочем, ограничилось узкими рамками устр-ва артил. позиции у Рени для обороны подступов к мин. заграждениям под Галацом и постройкой осад. б-реи у Журжева против Рущука. Здесь П. применил собств. тип осадн. б-реи, с больш. обстрелом и с нек-рыми своеобразными технич. особ-стями; б-реи эти отлично б. применены к мес-ти и получили название "б-рей-невидимок". П. принимал деятел. участие в разн. к-сиях по вопросам фортификац. обороны наших гр-ц, по разработке типов долговр. укр-ний, по произв-ву опытов стрельбы фугасн. бомбами и проч. Войсковая служба П., где он также проявлял кипучую деятельность, продолжалась всего 2 г., до его смерти в 1900 г. П. оставил после себя интересный дневник, не сделавшийся пока достоянием печати. |
ПНЕВМАТИЧЕСКИЯ ПУШКИ. См. Динамитныя пушки. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
"ПОБЕДА", броненосец постройки 1900 г., однотипный с Пересветом (см. это). Во время рус.-японск. войны находился в П.-Артуре, под командой капитана 1 р. Зацареннаго. Принимал участие в боях 27 янв., 10 июня и 28 июля. 31 мрт., в день гибели Петропавловска, подорвался на внешнем рейде на мине и до 10 июня находился в ремонте. В конце осады б. потоплен японскими снарядами на внутреннем рейде П.-Артура (см. это). |
ПОВАЛО-ШВЕЙКОВСКИЙ, Яков Иванович, ген. от инф. (потом действ. тайн. сов.) (1750-1807); начал службу в л.-гв. Семеновск. п-ку капралом (1768) и в 1771 г. б. произв. в оф-ры в Новгородск. пех. п. В 1778 г. он переведен кап-ном в л.-гв. Преображ. п., в 1784 г. - назн. полк-ком в Украинский легко-кон. п-к, командуя к-рым был при осаде Очакова. В 1789 г. П. - бриг-р, в 1791 г. - г.-м. и шеф Смоленск. мушк. п-ка, в 1798 г. - г.-л., в 1799 г. - ген. от инф. П. с отличием участвовал в Итал. походе Суворова: в деле при р. Олио, командуя отрядом, он принудил к отст-нию фр-зов, мешавших переходу наших войск через реку (11 апр. 1799 г.); при Лекко и на р. Адде разбил франц. отряд (13 апр.); при марше к Милану заставил сдаться другой франц. отряд (14 апр.); занял Валенцию (9 мая); командовал д-зиею в делах при рр. Тидоне и Требии, при чем б. ранен (6-9 июня); с 10-тыс. к-сом рус.-австр. войск прикрывал осаду кр-сти Серравалле (июль - авг.); при Нови он командовал д-зиею и целый день выдерживал нападения непр-ля, отражая их с успехом (4 авг.). Со времени вступления наших войск в Швейцарию П. был дежурн. ген-лом при армии. Наградами за Итал. поход ему были: чин ген. от инф., орд. св. Александра Невск. и св. Иоанна Иерусал. В апр. 1800 г. П. б. назн. Киевским воен. губ-ром, но в том же году "за ложное донесение" отставлен Имп. Павлом от службы. Принятый им же (23 янв. 1801 г.) вновь на службу, П. б. переименован в действ. тайн. сов. и назн. сенатором, в каковой долж-ти и ум. |
ПОВЕРОЧНЫЕ СБОРЫ, устанавливаются в России для сличения действител. наличности н. ч. запаса с учетными о них сведениями; они производятся ежегодно во всех уездах Империи, за исключением тех мес-тей, где по соглашению мин-ров военнаго и внутр. дел признано будет необходимым их отменить. П. сборы назначаются по возм-сти вне рабочаго времени и производятся воинск. нач-ками при содействии полиц. властей. Для П. сборов н. чины запаса собираются: проживающие в городах - в пунктах города, для того указанных; проживающие в уездах - при волостном или сельском правлении. Поверка производится вызовом каждаго запаснаго, явка к-раго удостоверяется наложением штемпеля на увольнит. билете; по отметке о явке на увольнит. билете запасный немедленно отпускается домой. На П. сборы не призываются: занимающие должности по госуд. или обществ. службе, служащие по найму на жел. дорогах, телеграф. линиях, в спец. учр-ниях и зав-ниях военн. и морск. вед-в, на морских и речных судах, в полиц. и пожарн. командах и нек-рые др. В каз. войсках производятся сборы для поверки строевого имущества. В Германии П. сборы установлены для чинов резерва 2 раза в год, а для чинов ландвера 1-го призыва один раз в год; эти сборы не д. отрывать призывных от их обычн. занятий более, чем на одне сутки. В Австро-Венгрии П. сборы установлены для чинов резерва и эрзац-резерва; они д. производиться ежегодно и продолжаться не более одного дня. Во Франции П. однодневный сбор установлен лишь для чинов резерва территор. армии. (Устав о воинск. пов-сти, ст. 256-260; Инструкция о порядке произв-ва в уездах П. сб. н. ч. запаса армии и флота, в пр. по в. в. 1907 г. № 625; Les armées des principales puissances an printemps сие 1913, изд. Chapelot, Paris). |
ПОВЕСТКА. См. Сигналы1.
[1] Материал словаря, содержащий информацию, на которую указывает эта ссылка, опубликован не был |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
*ПОВОРОТ СТАНИН, приспособление у нек-рых колесн. лафетов, допускающее перемещение станин (а с ними и оси канала орудия) в горизонт. плоскости, при неподвиж-ти колес с осью и хобота лафета. Цель - скорая и точная боков. наводка. Первый лафет с П. станин в России б. спроектирован полк. Фишером в 60-х гг. XIX ст. для 4-фн. полев. пушки. Сущность устр-ва (фф. 1 и 2): лафет состоит из 2 частей; нижняя A наглухо скреплена с осью Е, а верхняя B, поддерживающая орудие в цапфен. гнездах и на подъемн. винте, м. относ-но этой ниж. части повертывался ок. болта, пропущеннаго сквозь лобовыя горизонт. связи, имеющияся у обеих частей лафета спереди. К задней же связи V нижн. лафета (фиг. 2) прикреплена матка d, сквозь к-рую проходит винт A поворотн. механизма, помещ-го поперек станин нижн. лафета и снабж-го рукоятью у. Угол П. от средн. положения ±5°. Слишком большая сложность конструкции для того времени и опасения частой порчи мех-зма при обращении на службе побудили вскоре (в 1868 г.) заменить его лафетом без П. станин. Вторично в полев. арт-рии лафет с П. станин (ген. Энгельгардта) б. принят в 1895 г. для поршнев. пушки ускорен. стрельбы. Здесь П. станин был одним из средств, на ряду с ограничением отката и самонакат-нием помощью упруг. сошника, для ускорения стрельбы: точная боков. наводка была в руках наводчика. На осевом угольнике з сверху между станинами прикреплена коробка г для перед. конца рычага и, ось вращения котораго в находится на поперечной связи станин, а задний конец в своей развилине удерживает на вертикальн. цапфочках матку е для поперечн. винта Г поворотн. мех-зма с рукоятью А. При вращении винта матка передвигается вдоль него, поворачивая рычаг и, к-рый, упираясь перед. концом в коробку на неподвиж. оси с колесами, за болт в передвигает станины по оси в сторону, вращая их ок. неподвижн. хобота до ±3° от средн. положения. Наконец, все соврем. лафеты скоростр. орудий обязательно снабжаются П. станин. Механизм (вроде только что описаннаго) у лафета обр. 1900 г. для 3-дм. полев. скор. пушки, дававший всего П. на ±1°, при переход к лафету обр. 1902 г. для этой же пушки заменен более сложным, но и более совершенным. Лафет м. перемещаться по коленч. колесн. оси, благодаря тому, что попереч. винт е (фиг. 4), приводимый во вращение лев. маховичком и и коническ. зубчат. приводом з, ж, входит в бронзов. трубчат. матку б, закрепленную на неподвижн. кронштейне A у прав. конца лопасти оси. Матка помощью гайки и заплечика в неподвижно закреплена на кронштейне, а винт е ввинчивается или вывинчивается из нея, увлекая с собою и лафет. Кожух г с сальником д защищают винт от загрязнения. Угол П. ±3°. Подобнаго же по идее устр-ва - поворотн. мех-зм у гаубичн. полев. лафетов и у горнаго сист. Данглиса обр. 1909 г. У горн. же лафета обр. 1904 г. сист. Перепелкина точн. боков. наводка производится поворотом не лафета, а вращением ок. вертик. цапф самой люльки орудия (см. фф. 25 и 26 ст. Лафет). |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ПОВОРОТНАЯ РАМА, нижняя часть лафета для орудий больш. калибров; облегчает боков. (горизонт.) наводку орудия и накатывание лафета после выстрела, для чего она ставится на катки и имеет наклон впереди. П. рама для 11-дм. лафета Круппа обр. 1867 г. (фиг. 1) состоит из 2 парал-х жел. станин А двутавроваго сечения, склепанных из листов и угольников и скрепл-х вместе поперечн. связями. На перед. и зад. паре катков В П. рама катится при боков. наводке орудия по желез. дугов. полосам на основании установки; пара катков C, обычно не касающаяся основания, поддерживает середину рамы от прогиба во время выстрела. Иногда вместо средн. пары катков станины П. рамы в этом месте утолщаются и уширяются приклепкою листов и угольников для больш. прочности. Спереди П. рама удерживается стрелою Д на шворне тумбы E, а вращение ок. этой тумбы при боков. наводке производится поворотн. механизмом, состоящим из цепи, укрепленной концами на основании установки, сзади рамы, и пропущенной серед. частью через ворот F. Для вращения П. рамы при наводке достаточно 2 ч. Спереди и сзади П. рамы расположены пружин. упоры: к первым станок подходит на прикате, а вторые служат в случае недостаточн. действия компрессора при откате для устранения соскакивания станка с рамы. В установке ген. Кокорина (см. это) для 11-дм. берег. мортиры (фф. 2 и 3) осью вращения для П. рамы служит тумба Е со шворнем з под переднею частью рамы. Передн. пара катков заменена рядом катков А, составляющих особую кругов. крону и катающихся при боков. наводке по жел. кругу Б, укрепл-му на бетон. основании установки. П. рама на крону катков А опирается при посредстве прочной кругов. коробки В, на к-рой она лежит своими лапами Д, охватыв-ми цилиндрич. выступы Г коробки В, П. круг А центруется на тумбе E особыми внутр. катками (на фиг. 3 - черн. кресты у нижн. части тумбы) с вертикальн. осями, располож-ми в направляющих коробках. Такое устр-во вызвано чрезв-но больш. давлениями, выдержив-ми передн. частью П. рамы в 1-й момент выстрела под больш. углами возвышения. П. рама лафета 10-дм. берег. пушки переднею своею частью, в тех же видах сделанной в виде прочной коробки с попереч-ми связями, опирается также на крону катков, катающихся по установ. кругу (см. фиг. 20 ст. Лафет); эта крона и выдерживает первый толчек при выстреле. Расположение оси вращения П. рамы спереди оказывается невыгодным в случае необходимости в большом горизонт. обстреле; поэтому в таких случаях устраивают П. рамы с центральн. шворнем, как это сделано у рамы Б (фиг. 4) под 6-дм. лафет ген. Дурлахера для берегов. пушки в 190 пд. Здесь шворень В, проходя сквозь связь в централ. части рамы, пропущен в тумбу Г, находящуюся в центре круга, по к-рому и бегают 2 пары катков П. рамы. Боковая наводка производится помощью цепного ворота; обстрел - круговой (360°). |
ПОВОРОТНЫЙ БРУС. См. Станки мортирные1.
[1] Материал словаря, содержащий информацию, на которую указывает эта ссылка, опубликован не был |
ПОВОРОТНЫЙ МЕХАНИЗМ. См. Поворот станин. |
ПОВОРОТНЫЙ ШПАНГОУТ. См. Деревянное судостроение. |
ПОВОРОТЫ ПАРУСНАГО КОРАБЛЯ. См. Парусное вооружение. |
ПОВТОРИТЕЛЬНОЕ ОРУЖИЕ, См. Магазинное оружие. |
ПОГОН, метал. прут, по к-рому на гребн. судах и парусн. яхтах ходит коуш с блоком от шкотов задн. паруса; устанавливается в самой корме шлюпки и служит для облегчения переноса шкотов при поворотах под парусами. П-ми назывались также медныя дуги орудийных палубн. установок, по к-рым скользило орудие при его поворотах в гориз-ной плос-ти. |
ПОГОННОЕ ОРУДИЕ на корабле, имеет обстрел вперед, по курсу судна и устанавливается на баке. С переходом к башен. установкам термин П. ор. вышел из употребления. |
ПОГОНЫ. См. Эполеты и погоны1.
[1] Материал словаря, содержащий информацию, на которую указывает эта ссылка, опубликован не был |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ПОГРУЗКА и ВЫГРУЗКА значит. тяжестей производится на воен. судах с помощью стрел, кранов и шлюпбалок, устанавл-х на наружн. борту к-бля. Шпор (нога) стрелы крепится чаще всего за вертик. брус, вращающийся в 2 башмаках вместе со стрелой. Такелаж стрелы составляют топенант, состоящий из постоян. шкентеля и талей, и бакштаги или оттяжки для поворачивания стрелы; шкентель проводится через блок на мачте или друг. возвышенном месте, а тали выбираются на палубе. Для подъема груза служит гордень, проводимый через блок или шкив на ноке (конце) стрелы. На фиг. 1 показана стрела, устанавливаемая на новейш. судах: подъем. гордень D и ходовой топенант E выбираются гидравлич. насосом, помещенным у самаго шпора стрелы Н, постоян. топенант F служит для обычн. уклона стрелы, башмак К укреплен на нек-рой высоте от палубы или борта, сама стрела - стальная, полая, со шкивом для горденя и обухами для завалталей или бакштагов на ноке. Фиг. 2 изображает времен. стрелу, устраиваемую судов. средствами и состоящую из 2 крепк. брусьев, ноки к-рых связываются накрест бензелем или найтовом, a шпоры устанавливаются в укрепляемых на борту башмаках. Разнос между шпорами делается от 1/3 до 1/2 длины стрел, а башмаки - таких размеров, чтобы распределить давление на неск. бимсов. Строп верхн. блока подъемных талей кладется поверх связывающаго бревна найтова, покрывается клетнем и парусиной. Шпоры стрел удерживаются, кроме башмаков, нижними бакштагами D и шпор-талями, а верхушка стрелы - верхним бакштагом или топенантом, состоящим из шкентеля и талей. Смотря по расположению и назначению стрел, проводят 1 или 2 топенанта. Для первоначал. подъема времен. стрел на гладк. палубе употребляют небольшия добавоч. стрелы, с помощью к-рых ноки стрел поднимаются настолько, чтобы начали действовать верхн. бакштаги. Натяжение последних тем больше, чем гориз-нее установлены стрелы и меньше угол между ними и топенантом. Иногда для подъема тяжестей между мачтами заводится особый шкентель т. наз. штаг-карнак, за к-рый берутся подъемныя тали. На соврем. судах, особенно загранич. постройки, вместо стрел нередко употребляются краны, более устойчивые на волнении, вследствие зубч. передачи. Они (фиг. 3) устанавливаются обык-но позади дым. труб (германск. бр-сцы) или между ними. Благодаря стальн. шарам, трение при поворотах почти незаметно. Червяк D вращается штурвалом в ручную или лебедкой, к-рая служит и для выбирания подъем. талей. Ходовой конец последних проведен через одношкив. блок Е, после чего он идет внутри крана (на роульсах) к барабану лебедки; подъем происходит со скоростью ок. 60 фт. в мин. Устройство шлюпбалок см. в ст. Балка. Для захвата тяжестей служат стропы из пеньк. или стального троса (фиг. 4-6), покрываемаго иногда клетнем. Для П. в море лошадей и скота делаются особые стропы из парусины (в 2 слоя), обшиваемой 3-дм. тросом (фиг. 7-8). Лошади завязывают глаза; но лучше спец. ящик из дерева, обитый железн. полосами и выложенный внутри войлоком. В попереч. стенках устраиваются 2 двери. Ск-сть П. с лихтеров - до 30 лошадей в 1 ч. На судне лошади устанавливаются поперек судна, головами внутрь, в стойлах, дл. к-рых не д. превышать 7 фт., а шир. - 3 фт. Стойла сооружаются из 4 съемн. досок. Помещение д. б. хорошо вентилируемо, иначе лошади не выдерживают и небол. качки. При перевозке англ. кав-рии во время войны в Трансваале (1899-1901 гг.) смертность лошадей достигала в средн. 6,2%. П. рогат. скота легче П. лошадей, т. к. скот меньше бьется. Быков грузят иногда заводя спец. стропы за рога, но этот способ причиняет животным мучение. П. угля - см. Уголь1.
[1] Материал словаря, содержащий информацию, на которую указывает эта ссылка, опубликован не был |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ПОДВЕТРЕННЫЕ ОСТРОВА. См. Антильские острова. |
ПОДВЕТРЕННЫЙ БОРТ. См. Наветренный борт. |
ПОДВИЖНЫЕ ГОСПИТАЛИ. См. Полевые госпитали. |
ПОДВИЖНЫЯ (ПОЧИНОЧНЫЯ) МАСТЕРСКИЯ, мастерския арт. вед., формируемыя в воен. время для оказания техн. помощи действ. частям полев. арт-рии и назначаемыя (ст. 387 кн. XIII С. В. П. 1869 г.) для исправления в материал. части повреждений, не исправимых средствами самих частей, но и не требующих отправки предмета для ремонта в завод. До нач. XIX в. в рус. арт-рии не формировалось никаких спец-но-техн. учр-ний на время войны, т. к. материал. часть была проста. С принятием в конце XVIII в. более сложной материал. части (Аракчеевская арт-рия), б. повелено прикомандировать к арсеналах по 50 н. ч. от каждой отдел. артил. части для обучения их правил. и рационал. приемам исправлений в материал. части. С 1808 г. при Спб., Киевск. и Брянск. арс-лах б. сформированы, как пост. учреждения, т. наз. П. арсеналы, к-рые, принимая в мирн. время участие в общих работах арс-лов, при к-рых они состояли, в воен. время д. б. присоединяться по одному к каждой из действ. армий. Личный состав П. арс-лов: один об.-оф-р, 2 чин-ка и ок. 60 н. ч. С упразднением в техн. арт. зав-ниях казен. труда и переходом в 1867 г. на вольный, П. арс-лы б. упразднены и введено существующее ныне положение о П. арт. мастерских, формируемых лишь в воен. время; штат личн. состава, колич-во инстр-та и запасн. частей б. соображены с расчетом обслуж-ния арт-рии одной действ. армии в составе 4 к-сов (до 600 пол. ор.). В 1876 г. для П. мастерских штат личн. состава установлен такой: 2 оф-ра, 3 чин-ка и до 60 н. ч. из числа запасных, знающих слесарное, кузнеч., малярн. и шорное ремесла. Одна такая П. маст. в войну 1877-78 гг. обслуживала Дунайск. армию. В рус.-яп. войну 1904-05 гг. б. сформирована в Москве и отправлена в середине 1904 г. на Д. Восток подобная же П. маст. с добавлением лишь кадра в 10 вольнонаемн. мастеровых, хорошо обученных каждой отрасли арсенал. дела, и неск. ножных токар. станков. С появлением на театре войны 2, 3 и 4-ой армий, эта мастерская в мае 1905 г. б. увеличена почти в 5 раз, с расчетом иметь по 1 отд-нию для каждой армии с централ. мастерской в тылу. Личн. состав развернутой мастерской был: 12 оф-ров, 9 класс. чинов, 12 кандидатов на класс. долж-ти, 220 цеховых н. чинов (в том числе 60 вольнонаемн. мастеровых) и 223 н. ч. для внутр. службы. Соответ-но б. увеличен и техн. инвентарь. Опыт этой войны внес существ. поправки в общую орг-зацию техн. помощи на войне, расширив задачи этой помощи. П. маст. Манчжур. армий фактически обслуживала не одну арт-рию, но и все др. роды войск: за ея помощью обращались и пехот. части, и воздухоплав. парк, и штабы различ. войск. В соответствии с этим в 1911-13 гг. выработана новая орг-зация т. наз. "починочные мастерских", с значит-но расширен. сферою техн. помощи, к-рую оне д. оказывать действ. армиям. Кроме арт. отдела, эти мастерския имеют отделы: инж-рный (ремонт телефонов, телеграфа, аэропланов, шанц. инструмента и т. д.) и интендантский (ремонт обоза). Штат личн. состава близок к составу окружн. арс-лов: нач-к мастерской (шт.-оф-р), 2 его пом-ка (по техн. и хозяйств. части), 3 нач-ка отделов и 3 их пом-ка (об.-оф-ры), ок. 10 чин-ков арт. вед-ва и ок. 400 н. ч. Техн. инвентарь починочн. мастерских также знач-но сильнее и разнообразнее упраздняемых ныне П. маст-х; в нем положено иметь двиг-ль в 25 лош. сил (керосиновый с динамо-машиной) и станки с электромоторами. Таких маст-х положено сформировать 10, по числу предполагаемых армий при полн. мобил-ции, а все имущ-во их, стоимостью в 200 т. руб. для каждой, будет храниться при складах в разн. округах Империи. Однако, и эта орг-зация технич. помощи на театре воен. действий не м. считаться окончат. решением вопроса. Современ. образцы скоростр. арт-рии, представляющие весьма сложные и точно выполненные мех-змы с применением спец. сортов стали, требующей тонкой термич. обработки и спец. инстр-та, требуют при произв-ве исправлений исключ. применения заводск. техники. Исправления м. б. двоякаго рода, в соответствии с двоякаго рода неисправностями: нек-рыя части д. исправляться простой заменой их новыми из запаса, неисправность же в самом образце д. исправлять только завод. Т. обр., единственно возможную орг-зацию техн. помощи на войне в будущем м. представить в таком виде: 1) занятие во время войны казен. или част. завода (последняго путем реквизиции) вблизи театра воен. действий (такие заводы д. б. всегда на учете мобилизац. отдела гл. штаба); 2) если в данном районе заводов нет, сформ-ние П. арсенала в спец. поезде и 3) арт., склады, выдвигаемые к позицион. войскам, д. б. богато снабжены запас. частями, иметь штат, слесарей, клас. технич. мастеров и оф-ров-техников; такой склад по 1-му вызову нач-ков позиц. частей высылает на спец. повозках мастера или оф-ра с слесарями, инстр-том и ходовыми запас. частями (летучие техн. парки). |
ПОДВИЖНЫЕ СБОРЫ, особый вид полев. упражнений войск. Сборы войск в постоян. лагерях начинаются предвар-ной подготовкой небольш. частей, - рот, эск-нов, б-нов, б-рей, отдельно по кажд. роду войск (частные сборы), и оканчиваются совместн. упражнениями 3 родов войск (общие сборы). Эти последн. упражнения часто соединяются с передвижением войск из мест лагерн. расположения (без ежедн. возвращения в лагерь) с тем, чтобы упражнения происходили на разнообразной и незнакомой мес-ти. Такой вид общих сборов войск носит название П. сборов. Эти упражнения дают войскам практику в походной, разведыват. и охранит. службе и в маневр-нии на 2 стороны. При этом, по мере развития П. сб., состав маневрирующих сторон увеличивается (маневры полковые, бригадные, д-зионные), и войска постепенно приближаются к исходн. пунктам для больших м-вров, завершающих летн. подготовку войск (см. Маневры |
ПОДВОДНАЯ ПОВИННОСТЬ. См. Военныя повинности. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ПОДВОДНЫЯ МИНЫ. См. Минное заграждение. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ПОДВОДНЫЙ ТЕЛЕГРАФ. См. Гидрофон. |