Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "Б" (часть 27, "БРИ"-"БРО")
БРИДЕЛЬ, цепь, идущая от мертвых якорей к бую или бочке, на к-рой стоят суда. Иногда вместо бочки к концу цепи привязан трос (буйреп) с поплавком (буйком). Подойдя к поплавку, корабль подхватывает его, втягивает буйреп и Б. в канат. клюз и крепит его внутри судна, соединяя конец цепи с собств. канатом: это называется стоять на Б. |
БРИДЖ (Cyprian Bridge), адм. англ. флота и морск. писатель. Кроме ряда статей по вопросам морск. стратегии в периодич. изданиях, Б. выступал с серьезными докладами в институте морск. инженеров и других обществах. В 1907 г. им выпущена книга "В.-морское искусство" (The Art of Naval Warfare), гл. цель к-рой б. показать важность осмысленнаго изучения морск. истории для извлечения неизмен. принципов искусства и указать путь, к-рым д. следовать такое изучение. Как англичанин, Б. более занимается стратегией, чем тактикой. Но труд Б. нельзя назвать трактатом по стратегии, или, тем более, курсом этой науки. Теор. часть неполна, и истинные принципы науки скорее чувствуются, чем обнажаются. Тем не менее, проникнутая свободн. здрав. смыслом, почерпнутым не только из личных дарований, но и из опыта истории, книга эта является цен. вкладом в в.-морск. лит-ру, как первая попытка наметить правильные пути к развитию в.-м. наук. Б., м. проч., предостерегает против увлечения одной матер. частью флота в ущерб гл. элементу - человеку, подготовка к-раго выдвигается на первый план. Сторонник практич. методов обучения, Б. в то же время подчеркивает значение теор. подготовки и не только технич., но, гл. обр., в.-морск., жестоко нападая на узкую спец-зацию. "Мы д. оставаться хозяевами матер. элемента, а не делаться его рабами", говорит Б. Успех этой книги, судя по отзывам англ. печати, был весьма значителен. В 1910 г. вышли отдельн. изд. другия статьи Б., напечатанныя ранее в разн. журналах, под назв. Sea Power and other studies. Большая часть их критико-истор. характера, и все оне проникнуты той же мыслью - показать важность разумнаго изучения м. и в. истории. |
БРИДЖТОН, англ. порт на о-ве Барбадосе (См. это слово). Благодаря его наветренному положению, в 90 морск. мил. к в. от остальных М. Антильских о-вов, парусн. суда, стоявшия в Б., почти во всякое время (при господ-щем с.-в. пассате) могли спуститься на другие о-ва, тогда как корабли, находившиеся здесь, д. б. вылавировывать против ветра для достижения Б. Это обст-во доставляло Б. большое преимущество в эпоху парус. флота: англичане считали его страт. ключем Антильск. о-вов; значение Б. особенно ярко сказалось во время америк. войны за нез-сть 1775-83 гг. и в англо-франц. войнах на Вест-Индском театре. В 1781 г. фр-зы снарядили б. экс-цию для завладения Б., но потерпели неудачу из-за противн. ветров. Ныне Б. потерял былое страт. значение. |
БРИЕЛЬ, укр. приморск. гор. Голландии, на сев. берегу о-ва Воорна, близ устья р. Новый Маас. Как приморск. кр-сть. Б. не имеет уже значения, вследствие обмеления бухты, но еще служит крайним оп. пунктом плотины против наводнения местности между ним и Гельфеулейсом; его бер. б-реи поддерживаются для противодействия прорыву легк. судов. 1 апр. 1572 г. Б. б. занят корсарами под нач. гр. Вильгельма ф.-д.-Марка, как оп. пункт, для нападений на исп. купцов. С этого времени начинается расцвет Голландии. В 1813 г. в Голландии была выбита особая Б-ская медаль за храбрость, проявленную при взятии этого города. |
БРИЕННСКАЯ ВОЕННАЯ ШКОЛА, существовала в г. Бриенне во Франции, в деп-те Об. В 1627 г. здесь была основана герц. Маргаритой-Шарлоттой школа, порученная рук-ству и упр-нию франциск. монахов. В 1776 г., при Людовике XVI, школа эта была преобразована в военную и составила отделение Парижской в. школы. Состав учеников - 200 чел.; из них 100 воспитанников короля и 100 панс-ров города. Здесь, м. пр., обучался Наполеон Бонапарт с 23 апр. 1779 г. по 18 снт. 1784 г. Школа была закрыта во время революции в 1790 г. На город. площади Бриенна в 1859 г. воздвигнута статуя Бонапарта в возрасте 16 лет в форме воспитанника Б. воен. школы. |
БРИЗАК. См. Новый Бризак. |
БРИЗИНЬОЛЫ (бризиньеллы), пешее венец. ополчение в XV и XVI ст. Сначала оно составлялось из альп. и аппен. горцев т. наз. семи общин, в виде погран. стражи для с. венец. владений, затем и из горожан, но всегда было под предвод-вом капитанов из лучш. патриц. фамилий Венеции. Оно существовало наряду с наемниками (кондотьери), но, в виду решит. превосходства Б., кондотьери и слабые остатки ленных дружин играли лишь второст. роль. Строились Б., как швейцарцы, плотными рядами. Вооружение, в большинстве, было хорошее, но разнообразное: длин. и корот. мечи, самострелы и луки, коротк. копья и бердыши, обязательно - дагассы; к концу XVI ст. встречались и легкие мушкеты. Предохр. вооружение - бригантины, легкие шлемы и щиты. (Голицын, Всеобщ. в. история; фон-Винклер, Оружие). |
БРИКЕТ УГОЛЬНЫЙ, спрессованные из угольной мелочи куски, заменяет крупн. грохотован. уголь. Кроме бураго угля и каменноуг. мелочи, Б. изготовляются из кокса и торфа, к к-рым иногда примешивается измельчен. антрацит. Б. изготовляются также и с цемент-щими посторон. веществами; в наст. время связующим веществом для Б. служат исключительно мягкия или твердыя каменноуг. смолы. Смесь уг. мелочи со смолой нагревают до 90-100° Ц. и затем, под давлением ок. 200 атм. массу прессуют в Б. При прессовке Б. м. б. придана какая угодно форма, обык-но, неб. кирпичей, но в последнее время вошли в употребление яйцевидные Б., величиной приблиз-но в гусиное яйцо, особенно удобные при судовых условиях. Такие Б. не требуют раздробления перед подбрасыванием в топку, горят равномерно, облегчают погрузку и подачу к котлам, лучше размещаются в уг. ямах (плотнее лежат) и дают меньше мусора и, что весьма важно, выдерживают очень долгое хранение. Теплотворная способность Б. хор. качества (ок. 8.000 кал.), почти одинакова с кардифом. Лучшими считаются франц. Анзеновские Б. (Brique tes d’Anzin); Б. из русск. донецк. углей немногим уступают франц. Как топливо для в. судов, Б. д. удовлетворять след.: малое содержание золы и образование дыма; устойчивость при перевозке и перегрузках; высокая теплотв. спос-сть; безвредность для кочегаров; малая спекаемость; возможно малое выделение газов (безопасность в смысле самовозгорания); стойкость против выветривания и надлежашая форма и размеры. В 1911 г. морск. мин-ство приступило к обширн. испытаниям донецких Б. на судах флота. |
БРИЛЛИ, или БРИЛЬИ (Brilly), инж., ген-л. рус. службы. Род. в Италии. Служил сперва во Франции, потом Швеции, а с 1701 г. на рус. службе и, как оказавшийся "достойным и искусным", б. принят в инж.-капитаны. В 1731 г. ему было поручено переформ-ние украинской ландмилиции, а в 1736-39 гг. Б. участвовал под нач. Миниха и Ласси в в. действиях против турок и крымских татар. Ум. в 1747 г. |
БРИНДИЗИ (Brindisi), древний Brindisium, приморск. кр-сть и лучший порт Италии на з. б. Адриатич. моря, 22 т. жит. Географич. положение Б., как наиб. вост. порта Зап. Европы, делает его важным пунктом отправления пароходов в Индию, Китай и Австралию. Торг. оборот достигает 11 мил. руб. Обширный рейд Б. разделяется на внешний и внутренний, защищенный о-вами Castelo и St. Andrea, молом и брекватером. Внутр. рейд соединяется каналом с гаванью (глуб. 22-30 фт.) из 2 частей, между к-рыми лежит город. Еще в древности Б. привлекал внимание римлян, но с течением времени гавань б. засорена и только в конце XVII ст. ее снова соединили с внеш. рейдом, а с 1866 г. гавань и канал значит. углубили. С тех пор Б. стал быстро развиваться. В порту имеются док, обширные уг. склады и мин. станция. Укр-ния порта незначительны; на о-ве Castello de Mare - форт и неск. б-рей. |
БРИНК (T. Brinck), голландец, автор сочинения по арт-рии "Beschryvinge van de Artil lerye", 1381 г. Этот капитальный для того времени труд был по приказанию Петра В. переведен на рус. яз. под названием: "Описание арт-рии Б. (с голл.)" и издан в 1710 г. в Москве. Это - учебник для арт-ристов. В нем, кроме материальн. части голл. арт-рии, особенно подробно изложена стрельба, как прицельная из пушек (от 0 до 25°), при чем указано и пояснено чертежом, что рикошеты получаются только до 10°, так и навесная из мортир (от 45 до 90°), при чем наиб. дальность показана при 45°. Между прочим, для определения дальности показан способ засечки при помощи спец. прибора: планшет с дугой и двумя линейками, одна с диоптрами, а другая - с двумя иглами. Из описания матер. части видно, что система калибров голл. арт-рии много напоминает принятую у нас при Петре (А. Нилусь, История материал. части арт-рии, 1904 г.). |
БРИНКЕН, фон-ден, барон, Александр Фридрихович, ген. шт. ген.-л., с 1908 г. нач-к штаба войск гв. и Петерб. в. окр., род. в 1859 г., образование получил в Полоцкой в. г-зии и 1 в. Павл. уч-ще, откуда в 1880 г. выпущен подпор. в л.-гв. Гренад. п.; в 1886 г. окончил Ник. ак-мию ген. шт. и переведен в ген. шт.; командовал 85 пех. Выборг. п. Состоя нач-ком шт. I Сиб. к-са, в рус.-яп. войну ген.-м. Б. участвовал: в арьергард. боях с 3 по 15 авг., в сражении 17 и 18 авг. под Ляояном; в арьергард. боях с 20 по 25 авг. у дд. Талиенгоу, Сяоталиенгоу и Тумандзы и награжден зол. оружием с надписью "За храбрость". В составе войск в. отряда (I, II, III Сиб. к-са) Б. участвовал в наступлении от р. Хунхэ к д. Бенсиху, в боях с 26 по 29 снт. за Тумынлинские перевалы, а также в наступлении 30 снт., 1 и 2 окт. против непр-ля, теснившаго IV Сиб. к-с. На разсвете 6 окт. Б., начальствуя отрядом из 6 б-нов и 2 б-рей, произвел усилен. рек-ровку для выяснения обстановки и расположения пр-ка на участке Хамытан-сопка с кумирней. 10 янв. 1905 г. с оф-рами шт. к-са Б. произвел рек-ровку подступов к дд. Тутайцзы и Хуандотаузы. Участвуя во всех посл-щих боях к-са, Б. в фвр. 1905 г. совершил с I Сиб. к-сом марш-маневр, с пр. фланга всех армий (из д. Шуанго) к лев. (д. Шихуйчен) и обратно - к Мукдену, и здесь принял участие в разыгравшемся сражении; Б. оставался в дол-сти нач-ка шт. I Сиб. к-са до заключения мира, а затем назначен нач-ком шт. I арм. к-са. За боев. отличия Б. получил все ордена до св. Анны 1 ст. включ-но. |
БРИНЬИ, Петр (de-Brigny), ген.-л., по происхождению фр-з. Вступил в рус. службу по приглашению Петра В. в начале Сев. войны и работал по сооружению кр-стей на сев. гр-цах. В 1720 г. он устраивал кр-сти во Пскове, Великих Луках, Смоленске; в 1722 г. строил укр-ния Дербента, а потом св. Креста и св. Анны на Кавказе и в конце царствования Петра В. - укр-ния в провинциях, вновь приобретенных от Персии. С 1733 г. Б. заготовлял запасы для Азов. похода, в к-ром и принял участие, будучи послан со вспомогат. к-сом на помощь Миниху, осаждавшему Азов. Затем Б. укреплял вост. гр-цы Империи. В 1738 г. участвовал в Крымск. походе, взял с д-зией Перекоп и очистил всей армии путь в Крым. Б. принадлежал к образованнейшим и способнейшим г-ралам своего времени. Миних в докладе имп. Анне отзывается о нем так: "Б. м. б. употреблен, только весьма безпок. характера, интриган... Надобно весьма держать его в руках". |
БРИСБЭН, англ. торг. порт на о-ве Куинсленде, на 25 морск. мил. от устья р. Б., в 27°28' ю. шир. и 153°7' в. долг., в 474 морск. мил. от Сиднея. 120 т. жит. Фарватер реки и бара в малую воду 24 фт. гл., большие пароходы становятся к хорошо оборудов. набережной. Имеются сухой док и неск. эллингов; прямые рейсы в Англию. Вывоз - хлопок, серебро и золото, год. морск. торг. оборот 60 мил. руб. |
БРИСТОЛЬ, важный торг. порт в ю.-з. части Англии, при слиянии рр. Авон и Северн, в 6 морск. мил. от устья первой, 300 т. жит. Положение Б. в глубине Брист. канала (залива) делает его центром, через к-рый морские товары направляются внутрь страны. Во время прилива до порта м. доходить самыя б. суда (гл. 21-38 фт.). Превосходно оборудов. порт состоит из 7 б-х бас-нов; неск. сухих и 1 плав. док, судостр. и механ. заводы и огромные запасы угля по ценам ю. раиона добычи его. В 1900 г. порт посетили свыше 8 т. судов, торг. обороты достигли 140 мил. руб. Порт укреплен, также имеются укр-ния по берегам Брист. залива. При Карле I, во время гражд. войны парламента с королем, в авг. и снт. 1645 г. Б. подвергся осаде парл-ских войск, под нач. лорда Ферфакса, овладевших городом с помощью флота после продолжит. сопр-ления. |
БРИ-СЮР-МАРН, сел. в окр-стях Парижа, на р. Марн, ок. к-раго 30 нбр. и 1-3 дкб. 1870 г., в период обложения немцами Парижа, происходили бои между франц. ген. Дюкро и сакс. войсками. (См. Вилье-Шампиньи). |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
БРИФОК, нижний прямой (летучий) парус на передней мачте. Поднимается на Б.-рее на судах, не имеющих постояннаго фока. |
БРОД на водных пространствах. При рекогносцировке Б. следует разведать: наиб. удобные пути к нему; глубину, ширину и напр-ние его, свойства дна; ск-сть течения, напр-ние его и ширину реки; колебания уровня воды; свойства берегов, насколько они удобны для движения войск к Б., спуски и подъемы; пункты соср-чения войск перед переправой и после; удобство боев. действий на обоих берегах. Б. удобопроходимы: для кав-рии - при глуб. 4 фт., пехоты - 3 фт., арт-рии и обозов - 2 фт. Дно реки д. б. твердое и ровное, течение умеренное. Крутые спуски срезываются, делаются аппарели. Напр-ние и шир. Б. обозначаются кольями или вехами. На быстр. реках, для спасения опрокинутых людей, ставят с низ. стороны лодки или кав-ристов; иногда протягивают поперек реки канат. Сначала переправляется пехота, затем арт-рия и наконец кав-рия. Неб. пех. отря-ды можно переводить одновременно с кав-рией, посадив по одному пехотинцу на крупы лошадей. Протяжение фронта войск во время переправы зависит от шир. Б.; дистанция между шеренгами тем больше, чем быстрее течение. Порча Б.: перекапывают рвом во всю ширину, или же ямами в нек-рых местах; заграждают засеками, рогатками, пров. сетью, палисадом; кладут на дно бороны зубцами кверху и удерживают их на месте каменьями, кольями; закладывают фугасы; взрывают дно, при каменном грунте, динамитом; эскарпируют спуски и подъемы. Но наиб. действит. средство - искусств. повышение воды с помощью плотин или открытия шлюзов. |
БРОЗЕРХУД (Brotherhood), изобр-тель коловратной машинки, работающей паром или сжатым воздухом. Англ. завод "Peter B. Ltd" изготовляет в широк. размерах вспомогат. механизмы для судов флота и, м. пр., воздушные насосы системы Б. для накачивания воздуха в резервуары мин Уайтхеда. Коловр. машинка Б. состоит из неск. (не менее 3) ц-дров, расположенных так, что оси их образуют равные углы в плоскости, перпенд-ной к оси вала, к-рый имеет только один общий для всех ц-дров мотыль. Шатуны непоср-но соединены с тронковыми поршнями ц-дров, не обхватывают своими головками шейку мотыля, а лишь прилегают к ней с одной стороны; распределение же давлений на поршни согласовано так, что всегда имеется давление, направленное к оси вала и, след-но, прижимающее шатуны к мотылю. Такое расположение представляет громадное преимущество системы, особенно при больш. числе оборотов, к-рым эти машинки работают в минах, т. к. устраняет удары в конце хода поршня. Другим ценным качеством машинки Б. является ея компактность, а недостатком - малая экономичность работы. |
БРОЛЬО (Broglio), де, Виктор-Франсуа, герц., сын Франсуа де-Б., род. в 1718 г. В 1734 г. поступил на службу во франц. армию и в том же году участвовал в боях при Парме и Гвастале под нач. своего отца. Во время Семилетней войны разбил пруссаков при Зондергаузене (1758 г.) и Бергене (1759 г.), получил марш. жезл и командование армией и снова одержал победу при Корбахе (1760 г.). Жомини называет Б. единственным из франц. ген-в в Семилет. войне, все время действовавшим умело и удачно. Однако, вследствие недоразумений с марш. Субизом, любимцем маркизы Помпадур, Б. д. б. оставить армию и впал в немилость при дворе. В 1789 г. Людовик XVI назначил его в. м-ром и поручил ком-ние войсками, собранными между Парижем и Версалем для подавления революции. Войска изменили королю; Б. бежал в Лотарингию, откуда, после неудач. попытки овладеть для короля кр-стями Мец и Вердюн, бежал за гр-цу. В 1792 г. он стал во главе армии братьев короля, а после ея роспуска б. принят имп. Павлом в рус. службу с чином фельдм. Ум. в 1804 г. |
БРОЛЬО (Broglio), де, Франсуа, герц., марш. Род. в 1671 г., в 1689 г. поступил на службу во франц. армию и участвовал во всех войнах Франции в Нидерландах, Германии и Италии. В 1733 г. Б. в чине ген.-л. сражался под нач. Виллара в Италии в войне за польск. наследство и в 1734 г. получил марш. жезл. Будучи гл-щим итал. армии, одержал победы при Парме и Гвастала. В войне за австр. наследство в 1740 г. потерпел неудачу и отступил до гр-ц Франции, вследствие чего д. б. оставить службу. Ум. в 1745 г. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
БРОНЕБОЙНЫЙ СНАРЯД. См. Снаряд.1
[1] Материал словаря, содержащий информацию, на которую указывает эта ссылка, опубликован не был |
БРОНЕВАЯ ПАЛУБА. Назначение ея и расположение см. Бронирование. Б. палуба делается след. образом: на бимсы палубы накладывается нижний слой настилки, т. наз. подшивка Б. палубы, состоящая из стальн. листов толщ. ок. ½-дм. Поверх подшивки кладется верхний Б. слой из стальн. плит, толщ. 1½-2½ дм., располагаемых, как и листы подшивки, длинн. сторонами вдоль судна. При таком устройстве совершенно устраняется необходимость в пазовых и стыковых планках, ибо один слой Б. настилки перекрывает другой. Подшивка приклепывается к бимсам, а плиты верхн. слоя склепываются по пазам и стыкам с подшивкой. Плиты Б. палубы делаются из обык-ной или из хромо-никкел. стали; первая употребляется чаще, т. к. она дешевле и хотя слабее сопротивляется удару, но зато обладает б. вязкостью и, след-но, дает меньшее количество осколков. |