Приглашаем посетить сайт

Техника (find-info.ru)

Военная энциклопедия (1911-1915)
Статьи на букву "Б" (часть 28, "БРО"-"БРУ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б" (часть 28, "БРО"-"БРУ")

Броневая плита

БРОНЕВАЯ ПЛИТА. Как поясная, так казематная и башенная броня корабля составляется из отдельных плит, соединяющихся между собою в стык. Т. к. борт корабля имеет нек-рую кривизну в вертик. и горизонт. напр-ниях, то Б. плиты делаются по шаблонам, снятым с места, с обозначением на них кривизны и мест для брон. болтов; эти шаблоны отсылаются на бр-прокатный завод, к-рый изготовляет по ним плиты надлежащей формы и кривизны; плиты устанавливаются на место обык-но по спуске корабля на воду; установка производится при помощи плавучих кранов, передвигаемых вдоль бортов корабля. (См. также Бронирование).

Броневой автомобиль

БРОНЕВОЙ ИЛИ ПАНЦЫРНЫЙ АВТОМОБИЛЬ, служит для установки пул-тов или легк. орудий. Б. авт-биль имеет обык-ное устройство грузовика, мотор не менее 40 л. сил и для б. надежности работы, особенно при крутых уклонах, передачу силы на обе оси. Существ. отличие от обык-ных авт-билей составляет его броня для предохранения машины и людей от руж. пуль. Характер бронирования разнообразен, но преобладает полное бронирование. Почти везде эти авт-били бронируются 3-мм. стале-никкел. листами. Колеса сплошныя, предохранены такими же листами; снлошныя, часто двойныя кауч. шины; заднюю часть авт-биля с вооружением и запасом патронов строят также в виде вращ. купола для стрельбы во всех положениях. Как боев. средство, Б. авт-били не имели еще опыта, мирныя же испытания указали на след. их недостатки: необходимость иметь сильную машину, к-рая своим весом перегружает переднюю ось и затрудняет упр-ние; жесткая рессорность дает больше мелких сотрясений и много шума от стальн. листов; малая поворотливость; быстрое утомление прислуги от жары, проникающей пыли, шума листов и треска пул-тов; движение ночью невозможно без ярких фонарей; безусловно требует твердых дорог. (В. Златолинский, Автомобиль и прочие виды механич. тяги в применении к воен. целям, 1911 г.; Stavenhagen, Der gleislose Kra twagen in militärischer Beleuchtung, 1908; Etienne Taris, L’automobile et les armées modernes, 1908).

Броневой болт

БРОНЕВОЙ БОЛТ, стальной стержень с винтовой 3-гранной нарезкой америк. типа на обоих концах, служит для крепления Б. плит к корпусу. Б. болт пропускается чрез отверстие в рубашке и завертывается хвостовой частью в Б. плиту, для чего на другом конце (головная часть) имеется головка или гнездо для гаечнаго ключа. На головную часть болта навертывается гайка, к-рая притягивает плиту к рубашке. В кривых пов-стях к рубашке привертывается уравнительная подкладка (шайба) для плотнаго прилегания гайки. В тех частях корпуса корабля, где требуется водонепроницаемость, под гайку подкладываются резин. прокладки со стальн. кольцами, к-рыя нажимаются гайкой Б. болта. Для предупреждения отлетания гаек с головками Б. болтов в случае разрыва последних, возможнаго при ударе снаряда в броню, гайки Б. болтов, находящихся в жилых помещениях, имеют фланцы или накрываются колпаками из лист. стали, к-рые привертываются винтами к рубашке. Диаметр Б. болтов в воен. судостроении зависит от толщины Б. плит и достигает 3 дм. при 9-дм. броне. Количество Б. болтов определяется размерами плиты; на один болт должно приходиться не более 5 кв. фт. площади плиты. Фиг. 1 изображает Б. болт сквозной, проходящий через плиту (в наст. время уже почти не употребляется). Б. болт фиг. 3 наиб. употребителен; он отличается от типа фиг. 2 тем, что имеет отд. гайку, позволяющую производить желаемое нажатие резин. шайбы независимо оть ввертывания самаго болта в плиту и, кроме того, этот болт имеет вокруг стержня наружную трубку, к-рая воспринимает на себя работу сжатия при ударе снаряда в броню.

 

 

 

 

 

 

Броневой бруствер

БРОНЕВОЙ БРУСТВЕР, толстая металлич. стенка для прикрытия орудий (преимущественно - береговых), заменяющая собой землян. вал. Б. бруствера отливались в свое время из закален. чугуна или из железа, в виде отдельных сегментов, связываемых между собой болтами, клиньями и т. п. На соотв-щей высоте прорезывалась амбразура, а горзионт. ось вращения орудия переносилась к дульной части, благодаря чему сохранялся довольно большой обстрел. Сегменты представляли собой выпуклыя к неприятелю плиты, снабженныя поперечными кронштейнами-упорами, служившими также как бы траверсами для орудий. Появились бруствера в Англии, в 60-х годах прошлаго стол., а оттуда перешли в другия страны, в том числе и в Россию. В скором времени, однако, англичане убедились в непрактичности подобных брустверов (стеснение обстрела, слабое сопр-ление мест сопряжений сегментов прямому удару) и пробовали усиливать ими бруствера из каменной кладки, высотой в 1 мтр., увеличивая высоту бруствера б-реи до высоты траверса, чем достигалась маскировка. Но и тут, стеснение горизонт. обстрела, трудность придать металлич. "полустенке" достаточную устойчивость и прочность принудили отказаться от подобной конструкции и обратиться при откр. установках за бетон. бруствером к т. наз. орудийн. "ширмам" и "щитам", служащим защитой лишь против осколков и мелких снарядов.

Броневой люк

БРОНЕВОЙ ЛЮК. Отверстия в Б. палубе для схода в нижн. помещения судна (люки) не должны оставаться открытыми во время боя, когда через них может проникнуть в жизненныя части судна снаряд или осколок. Отверстия эти закрываются Б. крышками одинаковой толщины с палубою; крышки бывают различных типов: шарнирныя на специал. завертках, к-рыми они плотно притягиваются к палубе, или скользящия в прорезях рамы, укрепленной вокруг люка. Б. крышки д. герметически закрывать люки палубы, на случай возможнаго разлития воды на последней.

Броневой шельф

БРОНЕВОЙ ШЕЛЬФ, стальной горизонтальный лист, скрепленный с набором корабля и его наружною обшивкою и служащий для установки бортовой брони. Чтобы образовать нишу для бр. плит, перпенд-но к шельфу и немного отступя от наружн. обшивки, ставится продолжение последней - обшивка (или рубашка) позади брони; в верхн. части эта ниша покрывается продолжением настилки Б. палубы. Листы шельфа берутся настолько широкими, чтобы он доходил до продольной переборки бортов. корридора; к этой переборке шельф крепится углов. полосами. На соврем. судах, где Б. палуба идет со скосами к бортам, поясная броня упирается в нар. край подшивки скоса, заменяющей шельф. В нек-рых же случаях для непрерывности наружной обшивки устраивают наружный шельф в виде клепаннаго стальн. кронштейна (прав. черт.).

1. Бронев. шельф. 2. Наруж. обшивка. 3. Обшивка(рубашка) позади брони. 4. Продол. бортов.переборка. wl - в.-линия.

1. Бронев. шельф. 2. Наруж. обшивка. 3. Обшивка(рубашка) позади брони. 4. Продол. бортов.переборка. wl - в.-линия.

Броневой щит

БРОНЕВОЙ ЩИТ судовых орудийн. установок, служит для защиты прислуги орудия от снарядов и осколков их; он крепится к лафету и вращается вместе со станком. В Б. щите имеются вырезы для прохода дула орудия при полных углах возвышения и снижения, а также и для прицел. линий. При открыт. установках орудий на палубах употребляются трапецоидальные щиты, толщ. ок. 1 дм., состоящие из передней и 2 бок. стенок, высотой в рост человека, и крыши. При установке орудий в бронир. каземате употребляются башнеподобные Б. щиты, толщ. ок. 3 дм., цилиндрич. формы; вращаясь вместе со станком, они постоянно закрывают амбразуру; во избежание заклинения станка, между бортом и Б. щитом делается зазор от 1½ до 3 дм.

1 - орудие. 2 - броневой щит. 3 - амбразура. 4 - отверстие для прицельной линии. 5 - бортовая броня.

1 - орудие. 2 - броневой щит. 3 - амбразура. 4 - отверстие для прицельной линии. 5 - бортовая броня.

1 - орудие. 2 - броневой щит. 3 - амбразура. 4 - отверстие для прицельной линии. 5 - бортовая броня.

1 - орудие. 2 - броневой щит. 3 - амбразура. 4 - отверстие для прицельной линии. 5 - бортовая броня.

Броневский, Владимир Богданович

БРОНЕВСКИЙ, Владимир Богданович, участник Сенявинской камп., морск. писатель. В 1794 г. поступил в морск. к-с, в 1802 г. произведен в мичм., в 1806-07 гг. находился на фрегате Венус в Средиземн. море, участвуя в мелких сражениях с французами у Далматских берегов; взял в приз в. полушебеку; участвовал при осаде кр-сти Тенедос и в Дарданелльском сраж. с тур. флотом; по взятии Тенедоса командовал берег. б-реей при отражении тур. десанта, б. ранен в руку и плечо; командовал призовым бригом Гектор; в 1808-09 гг. стоял на корабле Сед-эль-Бахр на Триестском рейде; в 1810 г. произведен в лейт. и в след. году переведен из Балт. в Черноморский флот. В 1816 г. уволен от службы с чином кап.-лейт.; в 1819-28 гг. состоял инсп-ром классов в Тульском дворянск. Александровск. в. уч-ще, пом-ком директора и инсп-ром классов пажескаго к-са и в 1833 г. уволен от службы с чином ген.-м. Главные печатные труды Б.: "Путешествие от Триеста до Петербурга", в 2 част., Спб., 1810 г.; "Записки морск. оф-ра, веденныя в продолжение кампании на Средиземном море, под нач. Д. Н. Сенявина, 1805-1810 гг.", в 4 част., Спб., 1818-19 гг., 2-е изд. 1836-37 гг.; "Обозрение ю. бер. Тавриды в 1815 г.", Тула, 1822 г.; "Письма морск. оф-ра, служащия дополнением к запискам морск. оф-ра", переработанныя записки соплавателя Б., Н. В. Коробки, в 2 част., Москва, 1825-26 гг.; "История Донского войска, описание земли Донской и поездки на Кавказ", в 4 част., Спб., 1834 г. В рукописи Б. оставил неск. сочинений, из к-рых замечательна "История Отечествен. войны 1812 г., до сожжения Москвы". Состоя членом Имп. Рос. ак-мии, Спб. вольн. общ. любителей словесности, наук и художеств и Общества истории и древностей российских, Б. был также редактором по морск. части энцикл. словаря Плюшара. Особенно ценными трудами его являются "Записки" и "Письма морск. оф-ра"; воскрешая в живых, ярких образах картины нашего исключит. влияния, а затем упадка нашего флота в Средиз. море, оне легко и с большим интересом читаются и в наст. время; историч. же правдивость этих трудов дает им значение необходимаго пособия при изучении Сенявинской кампании. Последняя сделала Б. ярым поборником всеславянской идеи, и он еще задолго до появления в России славянофильства работал в пользу этой идеи. Такой авторитетный славист, как В. И. Ламанский, называет Б. "одним из самых лучших в свое время, живых знатоков славянских земель" и признает за ним "право на почетное место в ряду деятелей в истории сношений России с южн. и зап. славянами". Ум. в 1835 г.

Броневые плиты

БРОНЕВЫЯ ПЛИТЫ для бортов корабля броневых башен и их производство, см. Бронебашенныя установки в крепостях.

Бронеказемат

Статья большая, находится на отдельной странице.

Броненосец

БРОНЕНОСЕЦ, наименование лин. корабля, продержавшееся в русск. флоте с начала эпохи броненосн. судностроения до войны 1904-05 гг.

Броненосный крейсер

БРОНЕНОСНЫЙ КРЕЙСЕР, тип Б. судна, по своим качествам и заданиям представляющий среднее между к-сером и лин. к-блем. Б. к-сер предназначается, гл. обр., для производства разведки с боем и противодействия таковой со стороны прот-ка (при несении дозорной службы). Для успеш. выполнения этой цели он д. обладать преимуществом в ск-сти хода и районе действия по сравнению с лин. к-блями. Преимущества эти м. б. достигнуты только за счет арт. вооружения и бронирования; но значит. ослабление боев. эл-тов не допускается тактикой в виду указаннаго выше назначения Б. к-сера, и потому оба типа в технике в. судостроения нередко сливаются воедино; на практике, при отсутствии в эскадре Б. к-серов, роль их в период разведки м. б. выполнена с успехом новейшими и потому более быстроходными лин. кораблями; а во время эскадрен. боя Б. к-сера действуют наравне с лин. к-блями против гл. сил непр-ля, составляя лишь самост-ную тактич. единицу для использования гл. своего преимущества - ск-сти хода (см. Бой морской). Кроме глубокой разведки (См. это слово1), преимущество это м. б. использовано для занятия перед боем выгодной позиции или для того, чтобы принудить уходящаго прот-ка принять бой, увлечь его в определ. направлении и т. д.; для выполнения всех этих функций Б. к-сера д. обладать достаточной арт-рией, надежным бронированием, большим запасом топлива и преимуществом в ск-сти над прот-ком. При марш-маневре эскадры Б. к-серов участвуют в несении дозор. службы, исполняя роль, возлагаемую на сухом пути на ав-рд, бок. ав-рд и ар-рд. Наиб. вероятность появления пр-ка по курсу передвигающагося флота и опасность слишком быстраго с ним сближения в этом случае побуждает выдвигать бр-ду Б. к-серов дальше вперед по л. курса; а потому обычным их местом при марш-маневре является ав-рд. При эксплоатации победы Б. к-сера, заняв, благодаря своему преимуществу в ходе, угрожающую позицию, могут не позволить прот-ку отступить в порядке в том направлении, куда ему это выгодно, и помочь минным судам производить решит. атаки. (См. также Крейсер).

[1] Материал словаря, содержащий информацию, на которую указывает эта ссылка, опубликован не был

Броненосный флот

Статья большая, находится на отдельной странице.

Бронепалубный крейсер

БРОНЕПАЛУБНЫЙ КРЕЙСЕР, отличается от бр-снаго отсутствием борт. брони; по своему назначению Б. к-сер является легким к-сером; надежды, возлагавшияся на брон. палубу, как единств. защиту к-бля от снарядов, не оправдались в последн. войнах, и после 1905 г. тип Б. к-сера считается мало надежным. (См. также Бронирование и Крейсер).

Бронепост

Статья большая, находится на отдельной странице.

Бронепояс

БРОНЕПОЯС (avant cuirasse, - передовая или брустверная броня), кольцевая броня, усиливающая каменный массив в башенных установках. (См. Бронебашенныя установки в крепостях).

Бронза в судостроении

Статья большая, находится на отдельной странице.

Бронза пушечная

БРОНЗА ПУШЕЧНАЯ. См. Артиллерийский металл.

Бронирование

Статья большая, находится на отдельной странице.

Бронный приказ

БРОННЫЙ ПРИКАЗ, учреждеи в 1573 г. для ведения делами по заготовлению и снабжению рус. воинов бронями, шлемами, саблями, луками, стрелами, самострелами и т. п. предметами снаряжения; в его ведении находились и мастера, изготовлявшие эти предметы вооружения - бронники, и мастерския - бронницы.

Бронсар-фон-Шеллендорф, Вальтер-Франц

БРОНСАР-ф.-ШЕЛЛЕНДОРФ, Вальтер-Франц, прус. ген. и воен. мин-р. Род. в 1833 г. В 1851 г. вышел из кад. к-са в. 1-й пех. п. В 1858 г. окончил курс в. школы. В походах 1864-66 гг. принимал участие в качестве кап. ген. штаба. Во время камп. 1870 г. б. нач-ком шт. IX арм. к-са. После войны перешел на ту же должность в XIII арм. к-с. В 1875 г. - ком-р полка, в 1879 г. - бригады, в 1884 г. - нач-к д-зии. В 1888 г. - ком-р III арм. к-са, в 1890 г. - X к-са, в 1893 г. назначен в. мин-ром. В 1896 г. он оставил службу.

Бронсар-фон-Шеллендорф, Павел

БРОНСАР-ф.-ШЕЛЛЕНДОРФ, Павел, брат предыдущаго, прус. ген. и воен. мин-р. Род. в 1832 г. В 1849 г. произведен в оф-ры. В 1861 г. кончил курс в. ак-мии, переведен в ген. штаб и в 1865 г. назначен преподавателем в в. ак-мии. Во время войны 1870-71 гг. в чине подполк. состоял в штабе гл-щаго. 2 снт. 1870 г., после сраж. при Седане, ему б. поручено вести предварит. переговоры с имп. Наполеоном III, закончившиеся сдачей франц. армии и императора. В 1871 г. Б.-ф.-Ш. б. назначен нач-ком штаба гвард. к-са. В 1875 г. он - ген.-м., в 1881 - нач-к 1-й гвард. пех. д-зии, в 1883 г. в. мин-р. В бытность на этом посту он провел закон, видоизменяющий воинскую повинность; им введено многозарядное ружье и усилена пенсия военнослужащих. В 1889 г. Б.-ф.-Ш. назначен ком-ром I арм. к-са. Ум. в 1891 г. Им написана книга: "Der Dienst des General-stabes", перевед. на рус. язык шт.-кап. Шмидтом, под ред. ген.-л. Н. П. Михневича.

Бронсар-фон-Шеллендорф, Фридрих

БРОНСАР-ф.-ШЕЛЛЕНДОРФ, Фридрих, сын Павла Б.-ф.-Ш. Род. в 1864 г. В 1882 г. - лейт. в 1 гвард. п., в 1895 г. - кап. больш. ген. штаба; сопровождал пр. Карла Гогенцолерна, состоявшаго при яп. армии в камп. 1904-05 гг.; под впечатлением виденнаго им написана книга "Sechs Monate Beim Japanischen Feldheer", Berlin, 1906. Ныне Б.-ф.-Ш. - подполк. и нач-к отделения герм. больш. ген. штаба.

Броня судовая

Статья большая, находится на отдельной странице.

Броун, Бовери и Ко

БРОУН, БОВЕРИ и Ко, акцион. общество, изготовляющее паровыя турбины сист. Броун, Бовери-Парсон, имеет заводы в Мангейме (Германия) и Бадене (Швейцария). Заводы Б. строят, гл. обр., турбо-динамо, но ими было построено также и неск. турбинных установок для герм. истребителей-мин-цев. Фирма Б., Б. и К  имеет непосредственную связь с Парсоном и обществом "Турбиния" (Берлин), владеющим исключит. правом эксплоатации патентов Парсона для континента. У нея сосредоточены все научно-технич. и практич. данныя по постройке турбин этой системы.

Броун, Юрий Юрьевич, граф

БРОУН, граф, Юрий Юрьевич (George Brown), ген.-анш., один из героев Семилетней войны и видный адм-стратор. Род. в 1698 г. Воен. службу начал в 1725 г. в войсках курфюрста Пфальцскаго. В 1730 г. Б. поступил капитаном на рус. службу. В 1736 г. Б. в чине пол-ка принял участие в тур. войне и б. тяжело ранен под Азовом; в 1738 г. возвратился в армию и участвовал в осаде и штурме Очакова. Будучи в 1739 г. послан с особым поручением в австр. армию, Б. в одном из сражений попал в плен к туркам, трижды б. перепродан из рук в руки и выкуплен франц. посланником в Турции Вилльневом, к-рый облегчил ему и бегство из Константинополя. Находясь в плену, Б. случайно завладел секретными бумагами тур. прав-ства, к-рыя представил в Спб., и тем оказал важную услугу, разоблачив приготовления турок к войне с Россиею. За это Б. б. произведен в ген.-м. В 1742 г., во время войны со Швецией, он начальствовал войсками, охранявшими Спб., и по заключении мира б. пожалован в ген.-поручики. В 1756-58 гг. Б. участвовал в Семилетней войне и находился в боях при Лазовице, Праге, Колине, Грос-Егерсдорфе и Цорндорфе, при чем в последнем сражении, командуя частью пр. фланга, получил пять тяжелых ран в голову, что заставило его покинуть строев. службу. Произведенный за отличие в ген.-анш., Б. б. награжден орд. св. Андрея Первозваннаго. Ок. 1762 г. Б. б. назначен рижским ген.-губ-ром, на каковом посту находился свыше 30 лет, до самой смерти. Деят-сть Б., как адм-стратора, выделялась настолько, что имп. Екатерина II, пожаловав ему в 1782 г. вновь учрежденный орд. св. Владимира 1 ст., возвела его в графы и одарила богатыми поместьями. Ум. Б. в 1792 г.

Бруклин

БРУКЛИН, порт Сев.-Ам. Соед. Штат. - часть г. Нью-Иорка (См. это слово).

Бруклинское сражение

БРУКЛИНСКОЕ или Лонг-Айлэндское СРАЖЕНИЕ, 27 авг. 1776 г., между англ. войсками ген. Хоу и америк. ген. Пётнама (см. Англо-америк. войны). 22 авг. Хоу, имея в своем распоряжении 21 т. ч. англ. и 14 т. ч. нем. войск, высадился в Гревзендском заливе на о-ве Лонг-Айлэнде и, решив атаковать Пётнама, занявшаго с 10 т. ч. ком-щия о-вом Б. высоты, приказал ген. Клинтону и Эрскину разведать расположение пр-ка. Рекогносцировка обнаружила недостатки америк. позиций, и веч. 26 авг. ген. Клинтон и Перси, командуя пр. англ. крылом, двинулись в обход лев. фланга пр-ка. Овладев важными пунктами на Б. высотах, англичане утром 27-го достигли г. Бетфорда, откуда и напали на л. фланг непр-ля, в безпорядке отступившаго к своим гл. силам. В то же время нем. отряд ген. Гейстера смял неприят. центр; американцы бежали в укрепл. лагерь ген. Сюлливана, расположенный на полуо-ве у Миль-Крика и усиленный с фронта засеками, а с флангов - редутами. Против этого лагеря, занятаго 15-тыс. отрядом американцев, двинулось л. крыло англичан ген. Гранта, но было задержано у оконечности залива неприят. арт-рией; однако, неск. часов спустя, американцы принуждены были очистить свои передовыя позиции. Потери англичан не превышали 320 ч., тогда как у американцев - 2 т. ч. 28 авг. была начата правильная осада лагеря, но уже в ночь на 29-е американцы покинули позиции и переправились в Нью-Иорк. Англичане не препятствовали этому движению. Лонг-Айлэнд еще в течение 6 лет оставался в руках англичан. (Stedman, History of the origin, progress and termination of the American war, London, 1794; Leboucher, Histoire de la guerre de l’indépendance des Etats-Unis, Paris, 1830; Pfister, Die Amerikanische Revolution 1775 bis 1785, Stuttgart u. Berlin, 1904).

Бруннер, Моритц

БРУННЕР, Моритц, известный австр. инж. ген., практич. деятель и воен. писатель по крепостн. вопросам. Род. в 1839 г. Участвовал в австро-прус. войне 1866 г. и при оккупации Боснии и Герцеговины в 1878 г. заведывал постройкой кр-стей Требинье (1886-89 гг.) и Пржемышль (1889-93 гг.), где имел возм-сть применить идеи совершеннаго отделения позиций ближняго боя (форты) от арт. позиций дальняго боя. Из воен. литературн. трудов Б. известны его рук-ства по пол. и долговр. форт-ции и крепостной войне, написанныя им, как преподавателем австр. воен.-технич. ак-мии; затем известны его труды: "Оборона Страсбурга в 1870-1871 гг.", а из журн. статей: "Бой на пол. укр. позициях", "Применение пех. лопаты", "Можно ли взять крепости штурмом". С 1870 по 1886 г. Б. б. редактором австр. в. журнала "Streffleur’s militär. Zeitschrift". Ум. в 1904 г.

Брунсбюттель

БРУНСБЮТТЕЛЬ, местечко на р. Эльбе, в Германии, при зап. выходе канала Имп. Вильгельма (Кильск. кан.). Рейд Б. имеет глуб. 25-33 фт.; население местечка около 2 т. жит.; имеется неб. верфь и сухой док для мелк. судов, а также лоцманская станция.

Брусилов, Лев Алексеевич

БРУСИЛОВ, Лев Алексеевич, вице-адм., первый нач-к морск. ген. штаба; род. 27 фвр. 1857 г., в 1875 г. поступил в Черном. фл. юнкером, через 3 года произведен в гардемарины, и в 1879 г. в мичмана; проплавав первые 10 лет своей службы в Черном море, а последующие 3 года (до 1890 г.) в соседних с ним заграничных водах, Б. отлично ознакомился с берегами и расположенными на них портами Чернаго моря и исполнил большую работу по составлению стратегическаго описания этих берегов; увлекшись своею работой, Б. не останавливался перед риском жизнью в важных случаях. При исполнении одного из данных ему поручений 7 фвр. 1889 г. он б. ранен пулею в левую ногу; самоотверженная деятельность Б. отмечена орд. св. Владимира 4 ст. Назначенный в 1891 г. ад-том к гл. ком-ру Черномор. фл. в.-адм. Копытову, Б. сопровождал его во всех плаваниях, исполняя обязанности флаг-оф-ра; произведенный в кап. 2 р., он в 1895-97 гг. плавал за границей в должности старш. оф-ра и ком-ра кан. лодки Черноморец и парохода Колхида, а в 1898 г. б. назначен ком-ром мин. к-сера Капитан Сакен. Все это время он продолжал работать над вопросами стратегии Чернаго моря, подготовив обширный материал для дальнейших изследований в указанном напр-нии. В 1899 г. Б. назначили флаг-капитаном при в.-адм. Гильтебрандте, на эскадру Тихаго океана; пробыв в этой должности всего год, Б. и здесь проявил свойственную ему энергию, вынес на своих плечах, как ближайший пом-к нач-ка эскадры, значит. долю трудов и ответственности, выпавших на долю адмирала, как старшаго из морских нач-ков, при решении вопроса о взятии Таку в июне 1900 г.; деят-сть эта отмечена была пожалованием Б. мечей к орд. св. Анны 3 ст. С отъездом в.-адм. Гильтенбрандта с Дальняго Востока, Б. получил в ком-ние кан. лодку Отважный, на к-рой и плавал до 1902 г. Переведенный в Балтийское море, Б. до самой войны работал в воен.-морск. учен. отделе глав. морск. штаба по вопросу о плане войны с Японией; по мнению Б., мы не были готовы к этой войне и потому должны были воздерживаться от агрессивной политики на Дальнем Востоке до тех пор, пока эскадра наша в Тихом океане не будет значительно усилена. Предвидя неизбежность столкновения с Японией, Б. предлагал начать немедленно энергичную подготовку к войне и считал, что, при определенной постановке цели, таковая может быть достигнута через 2 года. С началом войны, в феврале 1904 г., Б. б. назначен заведующим стратегич. частью воен.-морск. учен. отдела и в этой должности деятельно работал над вопросами об усилении наших сил, отправлявшихся на Дальний Восток. Позднее, в августе 1904 г., он б. назначен ком-ром к-сера Громобой и за особыя заслуги и распорядительность при походе к берегам Японии (уничтожение неприят. шкун) пожалован мечами к орд. св. Владимира 3 ст. После войны, с образованием в апреле 1906 г., при ближайшем содействии Б., упр-ния мор. ген. штаба, он б. назначен и. д. нач-ка этого учреждения, призваннаго к разработке не только планов войны, но и реорганизации всего флота и мор. вед-ва: Б. первым подана была записка о необходимости твердаго "закона о флоте". (См. также Морской генеральный штаб). Дожить до осуществления своих заветных мыслей Б. не удалось; разстроенное слишком интенсивной работой здоровье не позволило ему окончить начатое дело: в августе 1908 г. он вышел в отставку с чином в.-адм., а в 1909 г. скончался, имея всего 52 г. от роду.

 

 

Бруствер

Статья большая, находится на отдельной странице.

Бруствер башенный

БРУСТВЕР БАШЕННЫЙ представляет собою устаревшую систему бронирования крупных орудийн. судов. установок, предшествовавшую башням и примененную, м. пр., на бр-цах Чесма, Синоп и Екатерина. На них поверх нижн. каземата имеется башенный Б. (толщ. 12 дм.) грушевидной формы, в трех углах к-раго находятся барбеты с пушками, при чем механизмы вращения стола, на к-ром стоят каждая пара орудий и прислуга, защищаются этим неподвижн. Б. Собственно орудия остаются открытыми, и это составляет слабую сторону башеннаго Б. В наст. время эту систему бронирования совершенно вытеснили башни.

 

 

Предыдущая страница Следующая страница