Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "Б" (часть 28, "БРО"-"БРУ")
БРОНЕВАЯ ПЛИТА. Как поясная, так казематная и башенная броня корабля составляется из отдельных плит, соединяющихся между собою в стык. Т. к. борт корабля имеет нек-рую кривизну в вертик. и горизонт. напр-ниях, то Б. плиты делаются по шаблонам, снятым с места, с обозначением на них кривизны и мест для брон. болтов; эти шаблоны отсылаются на бр-прокатный завод, к-рый изготовляет по ним плиты надлежащей формы и кривизны; плиты устанавливаются на место обык-но по спуске корабля на воду; установка производится при помощи плавучих кранов, передвигаемых вдоль бортов корабля. (См. также Бронирование). |
БРОНЕВОЙ ИЛИ ПАНЦЫРНЫЙ АВТОМОБИЛЬ, служит для установки пул-тов или легк. орудий. Б. авт-биль имеет обык-ное устройство грузовика, мотор не менее 40 л. сил и для б. надежности работы, особенно при крутых уклонах, передачу силы на обе оси. Существ. отличие от обык-ных авт-билей составляет его броня для предохранения машины и людей от руж. пуль. Характер бронирования разнообразен, но преобладает полное бронирование. Почти везде эти авт-били бронируются 3-мм. стале-никкел. листами. Колеса сплошныя, предохранены такими же листами; снлошныя, часто двойныя кауч. шины; заднюю часть авт-биля с вооружением и запасом патронов строят также в виде вращ. купола для стрельбы во всех положениях. Как боев. средство, Б. авт-били не имели еще опыта, мирныя же испытания указали на след. их недостатки: необходимость иметь сильную машину, к-рая своим весом перегружает переднюю ось и затрудняет упр-ние; жесткая рессорность дает больше мелких сотрясений и много шума от стальн. листов; малая поворотливость; быстрое утомление прислуги от жары, проникающей пыли, шума листов и треска пул-тов; движение ночью невозможно без ярких фонарей; безусловно требует твердых дорог. (В. Златолинский, Автомобиль и прочие виды механич. тяги в применении к воен. целям, 1911 г.; Stavenhagen, Der gleislose Kra twagen in militärischer Beleuchtung, 1908; Etienne Taris, L’automobile et les armées modernes, 1908). |
БРОНЕВОЙ БРУСТВЕР, толстая металлич. стенка для прикрытия орудий (преимущественно - береговых), заменяющая собой землян. вал. Б. бруствера отливались в свое время из закален. чугуна или из железа, в виде отдельных сегментов, связываемых между собой болтами, клиньями и т. п. На соотв-щей высоте прорезывалась амбразура, а горзионт. ось вращения орудия переносилась к дульной части, благодаря чему сохранялся довольно большой обстрел. Сегменты представляли собой выпуклыя к неприятелю плиты, снабженныя поперечными кронштейнами-упорами, служившими также как бы траверсами для орудий. Появились бруствера в Англии, в 60-х годах прошлаго стол., а оттуда перешли в другия страны, в том числе и в Россию. В скором времени, однако, англичане убедились в непрактичности подобных брустверов (стеснение обстрела, слабое сопр-ление мест сопряжений сегментов прямому удару) и пробовали усиливать ими бруствера из каменной кладки, высотой в 1 мтр., увеличивая высоту бруствера б-реи до высоты траверса, чем достигалась маскировка. Но и тут, стеснение горизонт. обстрела, трудность придать металлич. "полустенке" достаточную устойчивость и прочность принудили отказаться от подобной конструкции и обратиться при откр. установках за бетон. бруствером к т. наз. орудийн. "ширмам" и "щитам", служащим защитой лишь против осколков и мелких снарядов. |
БРОНЕВОЙ ЛЮК. Отверстия в Б. палубе для схода в нижн. помещения судна (люки) не должны оставаться открытыми во время боя, когда через них может проникнуть в жизненныя части судна снаряд или осколок. Отверстия эти закрываются Б. крышками одинаковой толщины с палубою; крышки бывают различных типов: шарнирныя на специал. завертках, к-рыми они плотно притягиваются к палубе, или скользящия в прорезях рамы, укрепленной вокруг люка. Б. крышки д. герметически закрывать люки палубы, на случай возможнаго разлития воды на последней. |
БРОНЕВСКИЙ, Владимир Богданович, участник Сенявинской камп., морск. писатель. В 1794 г. поступил в морск. к-с, в 1802 г. произведен в мичм., в 1806-07 гг. находился на фрегате Венус в Средиземн. море, участвуя в мелких сражениях с французами у Далматских берегов; взял в приз в. полушебеку; участвовал при осаде кр-сти Тенедос и в Дарданелльском сраж. с тур. флотом; по взятии Тенедоса командовал берег. б-реей при отражении тур. десанта, б. ранен в руку и плечо; командовал призовым бригом Гектор; в 1808-09 гг. стоял на корабле Сед-эль-Бахр на Триестском рейде; в 1810 г. произведен в лейт. и в след. году переведен из Балт. в Черноморский флот. В 1816 г. уволен от службы с чином кап.-лейт.; в 1819-28 гг. состоял инсп-ром классов в Тульском дворянск. Александровск. в. уч-ще, пом-ком директора и инсп-ром классов пажескаго к-са и в 1833 г. уволен от службы с чином ген.-м. Главные печатные труды Б.: "Путешествие от Триеста до Петербурга", в 2 част., Спб., 1810 г.; "Записки морск. оф-ра, веденныя в продолжение кампании на Средиземном море, под нач. Д. Н. Сенявина, 1805-1810 гг.", в 4 част., Спб., 1818-19 гг., 2-е изд. 1836-37 гг.; "Обозрение ю. бер. Тавриды в 1815 г.", Тула, 1822 г.; "Письма морск. оф-ра, служащия дополнением к запискам морск. оф-ра", переработанныя записки соплавателя Б., Н. В. Коробки, в 2 част., Москва, 1825-26 гг.; "История Донского войска, описание земли Донской и поездки на Кавказ", в 4 част., Спб., 1834 г. В рукописи Б. оставил неск. сочинений, из к-рых замечательна "История Отечествен. войны 1812 г., до сожжения Москвы". Состоя членом Имп. Рос. ак-мии, Спб. вольн. общ. любителей словесности, наук и художеств и Общества истории и древностей российских, Б. был также редактором по морск. части энцикл. словаря Плюшара. Особенно ценными трудами его являются "Записки" и "Письма морск. оф-ра"; воскрешая в живых, ярких образах картины нашего исключит. влияния, а затем упадка нашего флота в Средиз. море, оне легко и с большим интересом читаются и в наст. время; историч. же правдивость этих трудов дает им значение необходимаго пособия при изучении Сенявинской кампании. Последняя сделала Б. ярым поборником всеславянской идеи, и он еще задолго до появления в России славянофильства работал в пользу этой идеи. Такой авторитетный славист, как В. И. Ламанский, называет Б. "одним из самых лучших в свое время, живых знатоков славянских земель" и признает за ним "право на почетное место в ряду деятелей в истории сношений России с южн. и зап. славянами". Ум. в 1835 г. |
БРОНЕВЫЯ ПЛИТЫ для бортов корабля броневых башен и их производство, см. Бронебашенныя установки в крепостях. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
БРОНЕНОСЕЦ, наименование лин. корабля, продержавшееся в русск. флоте с начала эпохи броненосн. судностроения до войны 1904-05 гг. |
БРОНЕНОСНЫЙ КРЕЙСЕР, тип Б. судна, по своим качествам и заданиям представляющий среднее между к-сером и лин. к-блем. Б. к-сер предназначается, гл. обр., для производства разведки с боем и противодействия таковой со стороны прот-ка (при несении дозорной службы). Для успеш. выполнения этой цели он д. обладать преимуществом в ск-сти хода и районе действия по сравнению с лин. к-блями. Преимущества эти м. б. достигнуты только за счет арт. вооружения и бронирования; но значит. ослабление боев. эл-тов не допускается тактикой в виду указаннаго выше назначения Б. к-сера, и потому оба типа в технике в. судостроения нередко сливаются воедино; на практике, при отсутствии в эскадре Б. к-серов, роль их в период разведки м. б. выполнена с успехом новейшими и потому более быстроходными лин. кораблями; а во время эскадрен. боя Б. к-сера действуют наравне с лин. к-блями против гл. сил непр-ля, составляя лишь самост-ную тактич. единицу для использования гл. своего преимущества - ск-сти хода (см. Бой морской). Кроме глубокой разведки (См. это слово1), преимущество это м. б. использовано для занятия перед боем выгодной позиции или для того, чтобы принудить уходящаго прот-ка принять бой, увлечь его в определ. направлении и т. д.; для выполнения всех этих функций Б. к-сера д. обладать достаточной арт-рией, надежным бронированием, большим запасом топлива и преимуществом в ск-сти над прот-ком. При марш-маневре эскадры Б. к-серов участвуют в несении дозор. службы, исполняя роль, возлагаемую на сухом пути на ав-рд, бок. ав-рд и ар-рд. Наиб. вероятность появления пр-ка по курсу передвигающагося флота и опасность слишком быстраго с ним сближения в этом случае побуждает выдвигать бр-ду Б. к-серов дальше вперед по л. курса; а потому обычным их местом при марш-маневре является ав-рд. При эксплоатации победы Б. к-сера, заняв, благодаря своему преимуществу в ходе, угрожающую позицию, могут не позволить прот-ку отступить в порядке в том направлении, куда ему это выгодно, и помочь минным судам производить решит. атаки. (См. также Крейсер).
[1] Материал словаря, содержащий информацию, на которую указывает эта ссылка, опубликован не был |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
БРОНЕПАЛУБНЫЙ КРЕЙСЕР, отличается от бр-снаго отсутствием борт. брони; по своему назначению Б. к-сер является легким к-сером; надежды, возлагавшияся на брон. палубу, как единств. защиту к-бля от снарядов, не оправдались в последн. войнах, и после 1905 г. тип Б. к-сера считается мало надежным. (См. также Бронирование и Крейсер). |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
БРОНЕПОЯС (avant cuirasse, - передовая или брустверная броня), кольцевая броня, усиливающая каменный массив в башенных установках. (См. Бронебашенныя установки в крепостях). |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
БРОНЗА ПУШЕЧНАЯ. См. Артиллерийский металл. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
БРОННЫЙ ПРИКАЗ, учреждеи в 1573 г. для ведения делами по заготовлению и снабжению рус. воинов бронями, шлемами, саблями, луками, стрелами, самострелами и т. п. предметами снаряжения; в его ведении находились и мастера, изготовлявшие эти предметы вооружения - бронники, и мастерския - бронницы. |
БРОНСАР-ф.-ШЕЛЛЕНДОРФ, Вальтер-Франц, прус. ген. и воен. мин-р. Род. в 1833 г. В 1851 г. вышел из кад. к-са в. 1-й пех. п. В 1858 г. окончил курс в. школы. В походах 1864-66 гг. принимал участие в качестве кап. ген. штаба. Во время камп. 1870 г. б. нач-ком шт. IX арм. к-са. После войны перешел на ту же должность в XIII арм. к-с. В 1875 г. - ком-р полка, в 1879 г. - бригады, в 1884 г. - нач-к д-зии. В 1888 г. - ком-р III арм. к-са, в 1890 г. - X к-са, в 1893 г. назначен в. мин-ром. В 1896 г. он оставил службу. |
БРОНСАР-ф.-ШЕЛЛЕНДОРФ, Павел, брат предыдущаго, прус. ген. и воен. мин-р. Род. в 1832 г. В 1849 г. произведен в оф-ры. В 1861 г. кончил курс в. ак-мии, переведен в ген. штаб и в 1865 г. назначен преподавателем в в. ак-мии. Во время войны 1870-71 гг. в чине подполк. состоял в штабе гл-щаго. 2 снт. 1870 г., после сраж. при Седане, ему б. поручено вести предварит. переговоры с имп. Наполеоном III, закончившиеся сдачей франц. армии и императора. В 1871 г. Б.-ф.-Ш. б. назначен нач-ком штаба гвард. к-са. В 1875 г. он - ген.-м., в 1881 - нач-к 1-й гвард. пех. д-зии, в 1883 г. в. мин-р. В бытность на этом посту он провел закон, видоизменяющий воинскую повинность; им введено многозарядное ружье и усилена пенсия военнослужащих. В 1889 г. Б.-ф.-Ш. назначен ком-ром I арм. к-са. Ум. в 1891 г. Им написана книга: "Der Dienst des General-stabes", перевед. на рус. язык шт.-кап. Шмидтом, под ред. ген.-л. Н. П. Михневича. |
БРОНСАР-ф.-ШЕЛЛЕНДОРФ, Фридрих, сын Павла Б.-ф.-Ш. Род. в 1864 г. В 1882 г. - лейт. в 1 гвард. п., в 1895 г. - кап. больш. ген. штаба; сопровождал пр. Карла Гогенцолерна, состоявшаго при яп. армии в камп. 1904-05 гг.; под впечатлением виденнаго им написана книга "Sechs Monate Beim Japanischen Feldheer", Berlin, 1906. Ныне Б.-ф.-Ш. - подполк. и нач-к отделения герм. больш. ген. штаба. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
БРОУН, БОВЕРИ и Ко, акцион. общество, изготовляющее паровыя турбины сист. Броун, Бовери-Парсон, имеет заводы в Мангейме (Германия) и Бадене (Швейцария). Заводы Б. строят, гл. обр., турбо-динамо, но ими было построено также и неск. турбинных установок для герм. истребителей-мин-цев. Фирма Б., Б. и К имеет непосредственную связь с Парсоном и обществом "Турбиния" (Берлин), владеющим исключит. правом эксплоатации патентов Парсона для континента. У нея сосредоточены все научно-технич. и практич. данныя по постройке турбин этой системы. |
БРОУН, граф, Юрий Юрьевич (George Brown), ген.-анш., один из героев Семилетней войны и видный адм-стратор. Род. в 1698 г. Воен. службу начал в 1725 г. в войсках курфюрста Пфальцскаго. В 1730 г. Б. поступил капитаном на рус. службу. В 1736 г. Б. в чине пол-ка принял участие в тур. войне и б. тяжело ранен под Азовом; в 1738 г. возвратился в армию и участвовал в осаде и штурме Очакова. Будучи в 1739 г. послан с особым поручением в австр. армию, Б. в одном из сражений попал в плен к туркам, трижды б. перепродан из рук в руки и выкуплен франц. посланником в Турции Вилльневом, к-рый облегчил ему и бегство из Константинополя. Находясь в плену, Б. случайно завладел секретными бумагами тур. прав-ства, к-рыя представил в Спб., и тем оказал важную услугу, разоблачив приготовления турок к войне с Россиею. За это Б. б. произведен в ген.-м. В 1742 г., во время войны со Швецией, он начальствовал войсками, охранявшими Спб., и по заключении мира б. пожалован в ген.-поручики. В 1756-58 гг. Б. участвовал в Семилетней войне и находился в боях при Лазовице, Праге, Колине, Грос-Егерсдорфе и Цорндорфе, при чем в последнем сражении, командуя частью пр. фланга, получил пять тяжелых ран в голову, что заставило его покинуть строев. службу. Произведенный за отличие в ген.-анш., Б. б. награжден орд. св. Андрея Первозваннаго. Ок. 1762 г. Б. б. назначен рижским ген.-губ-ром, на каковом посту находился свыше 30 лет, до самой смерти. Деят-сть Б., как адм-стратора, выделялась настолько, что имп. Екатерина II, пожаловав ему в 1782 г. вновь учрежденный орд. св. Владимира 1 ст., возвела его в графы и одарила богатыми поместьями. Ум. Б. в 1792 г. |
БРУКЛИН, порт Сев.-Ам. Соед. Штат. - часть г. Нью-Иорка (См. это слово). |
БРУКЛИНСКОЕ или Лонг-Айлэндское СРАЖЕНИЕ, 27 авг. 1776 г., между англ. войсками ген. Хоу и америк. ген. Пётнама (см. Англо-америк. войны). 22 авг. Хоу, имея в своем распоряжении 21 т. ч. англ. и 14 т. ч. нем. войск, высадился в Гревзендском заливе на о-ве Лонг-Айлэнде и, решив атаковать Пётнама, занявшаго с 10 т. ч. ком-щия о-вом Б. высоты, приказал ген. Клинтону и Эрскину разведать расположение пр-ка. Рекогносцировка обнаружила недостатки америк. позиций, и веч. 26 авг. ген. Клинтон и Перси, командуя пр. англ. крылом, двинулись в обход лев. фланга пр-ка. Овладев важными пунктами на Б. высотах, англичане утром 27-го достигли г. Бетфорда, откуда и напали на л. фланг непр-ля, в безпорядке отступившаго к своим гл. силам. В то же время нем. отряд ген. Гейстера смял неприят. центр; американцы бежали в укрепл. лагерь ген. Сюлливана, расположенный на полуо-ве у Миль-Крика и усиленный с фронта засеками, а с флангов - редутами. Против этого лагеря, занятаго 15-тыс. отрядом американцев, двинулось л. крыло англичан ген. Гранта, но было задержано у оконечности залива неприят. арт-рией; однако, неск. часов спустя, американцы принуждены были очистить свои передовыя позиции. Потери англичан не превышали 320 ч., тогда как у американцев - 2 т. ч. 28 авг. была начата правильная осада лагеря, но уже в ночь на 29-е американцы покинули позиции и переправились в Нью-Иорк. Англичане не препятствовали этому движению. Лонг-Айлэнд еще в течение 6 лет оставался в руках англичан. (Stedman, History of the origin, progress and termination of the American war, London, 1794; Leboucher, Histoire de la guerre de l’indépendance des Etats-Unis, Paris, 1830; Pfister, Die Amerikanische Revolution 1775 bis 1785, Stuttgart u. Berlin, 1904). |
БРУННЕР, Моритц, известный австр. инж. ген., практич. деятель и воен. писатель по крепостн. вопросам. Род. в 1839 г. Участвовал в австро-прус. войне 1866 г. и при оккупации Боснии и Герцеговины в 1878 г. заведывал постройкой кр-стей Требинье (1886-89 гг.) и Пржемышль (1889-93 гг.), где имел возм-сть применить идеи совершеннаго отделения позиций ближняго боя (форты) от арт. позиций дальняго боя. Из воен. литературн. трудов Б. известны его рук-ства по пол. и долговр. форт-ции и крепостной войне, написанныя им, как преподавателем австр. воен.-технич. ак-мии; затем известны его труды: "Оборона Страсбурга в 1870-1871 гг.", а из журн. статей: "Бой на пол. укр. позициях", "Применение пех. лопаты", "Можно ли взять крепости штурмом". С 1870 по 1886 г. Б. б. редактором австр. в. журнала "Streffleur’s militär. Zeitschrift". Ум. в 1904 г. |
БРУНСБЮТТЕЛЬ, местечко на р. Эльбе, в Германии, при зап. выходе канала Имп. Вильгельма (Кильск. кан.). Рейд Б. имеет глуб. 25-33 фт.; население местечка около 2 т. жит.; имеется неб. верфь и сухой док для мелк. судов, а также лоцманская станция. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |