Приглашаем посетить сайт

Кулинария (cook-lib.ru)

Военная энциклопедия (1911-1915)
Статьи на букву "К" (часть 25, "КОМ"-"КОН")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 25, "КОМ"-"КОН")

Коморн

Статья большая, находится на отдельной странице.

Компан, Жан-Доминик, граф

КОМПАН (Compans), гр., Жан-Доминик, франц. ген., сподвижник Наполеона, род. в 1769 г. и начал службу под знаменами Альп. и Итал. армий. В 1805 г., под Аустерлицем, он исполнял уже обяз-ти нач-ка штаба марш. Ланна и б. ранен. В 1806-07 гг. исполнял долж-ть нач-ка штаба IV к-са и за боев. отличия б. произв. в дивиз. ген-лы, награжден званием оф-ра орд. Поч. Легиона и возведен в граф. дост-во. В поход 1812 г. К. выступил, командуя д-зией, в составе к-са марш. Нея, с отличием сражался под Салтановкою и при Бородине и в этом последнем сражении б. ран. В 1813 г., под Люценом, К., командуя д-зией, отбил неск. настойч. атак кав-рии союзников. Под Бауценом К. со своей д-зией первый ворвался в город. Под Лейпцигом 4 окт. К. вновь б. ран. В 1814 г. в бою при Париже он командовал войсками на Монмартре. При возстановлении Бурбонов К. б. назн. чл. воен. ком-та. Когда же Наполеон вернулся с о. Эльбы, К. перешел на его сторону и вновь б. назн. нач-ком д-зии, с к-рою храбро сражался под Ватерлоо и б. взят в плен. Людовик XVIII возвел К. в звание пэра, но не предложил ему никакой должности, и К. вышел в отставку. Ум. в 1845 г.

Компан, Жан-Доминик, граф

Компанейские полки

Статья большая, находится на отдельной странице.

Компании торговые

Статья большая, находится на отдельной странице.

Компания

КОМПАНИЯ, первоначальное название роты в рус. регуляр. армии. Впервые слово compagnie появилось во Франции в средн. века и при Франциске I применялось ко всякой вооруж. команде, состоящей под нач-вом одного лица. Числен. состав таких команд б. крайне разнообразен и колебался от неск. десятков до тыс. чел. Первую попытку объединить К. в более крупныя войсков. единицы сделал Генрих II в 1558 г., к-рый сформировал из них неск. полков. Эта попытка получила дальнейшее развитие при его преемниках, и армия Людовика XIII состояла уже из полков, в состав к-рых входили более мелкия единицы - батальоны, составлявшиеся в свою очередь из К-ний. К-нии, впрочем, сохраняли известную самостоятельность, имели свое знамя (compagnie d’enseignes в пехоте и compagnie de cornettes в кав-рии) и носили имя своего шефа или капитана. Командование К. приобреталось представителями лучших фамилий Франции за большия деньги и при Людовике XIV за должность капитана гвард. роты платили до 100 т. фр. В наст. время слово compagnie в иностр. армиях обозначает роту.

Компас

Статья большая, находится на отдельной странице.

Компасное дело во флоте

КОМПАСНОЕ ДЕЛО ВО ФЛОТЕ. Общее руководство сосредоточено в руках заведующаго К. делом во флоте (г.-м.), подчиненнаго нач-ку гл. гидрограф. упр-ния, и двух его помощников (компасная часть). Согласно их указаниям еще при постройке выбираются на к-блях удобныя в магнит. отношении места для компасов, ведется первонач. уничтожение девиации (см. это слово), и они же, по приглашению судов. нач-ва, уничтожают девиацию на судах, уходящих в дальнее плавание или имеющих ответствен. поручения (напр., на Импер. яхтах). Все компасы и принадлеж-ти к ним, изготовляемые мастерской мореход. инструментов при гл. гидрограф. упр-нии, обязательно проходят через компас. часть для всесторонняго изслед-ния и поверки К. часть следит за прогрессом К. дела за гр-цей; на ея обяз-ти лежит проектир-ние и постройка компасов согласно нов. требованиям, предъявляемым соврем. судами; на нее же возложен высший техн. надзор за компасами во флоте. Все компасы и принадлежности к ним отпускаются на суда непосред-но из К. части; для мелкаго ремонта компасов в воен. портах имеются инструментальныя камеры. На судах компас поступает в ведение и под ответств-ность штурман. оф-ра, обязаннаго в плавании знать девиацию своих компасов, время от времени уничтожать ее и определять остаточную девиацию. Для научн. изслед-ний в области К. дела в Петербурге в Гребн. порту в 1912 г. оборудовано помещение для подвод. лодки-платформы (элипсоид вращения) и К. лаборатория (оба помещения находятся в ведении Ник. мор. академии).

Компаунд-машина

КОМПАУНД-МАШИНА. См. Двигатели судовые.

Комплектование

Статья большая, находится на отдельной странице.

Компрессора

Статья большая, находится на отдельной странице.

Конашевич-Сагайдачный

КОНАШЕВИЧ-САГАЙДАЧНЫЙ. См. Сагайдачный1.

[1] Материал словаря, содержащий информацию, на которую указывает эта ссылка, опубликован не был

Конвой

КОНВОЙ, как понятие тактическое, встречается: в сфере тыловой службы войск и как охрана в воен. время отдел. лиц и учреждений. В первом случае К. применяется иногда для поддержания порядка и отчасти для охраны обозов и транс-тов (в особ-сти составленных из обывательск. подвод), а также для препровождения пленных. К. назначается обык-но от пехоты, но иногда является необходимым включать в него неск. всадников или самокатчиков, по 1 ч. на 2-3 повозки. Транспорт делится на отделения по 10-20 повозок; каждое отд-ние подчиняется у.-оф-ру (конному). Повозки перенумеровываются, и конвойные д. смотреть, чтобы оне следовали по очереди и не отставали и чтобы подводчики ничего с них не сбрасывали. При ночных движениях обозов К. следует увеличивать. В случае нападения прот-ка, обязанность К. защитить транс-т от непосредственнаго нападения и поддерживать порядок. Это, конечно, исключает возможность принятия участия в бою. Но если прот-ку удалось поставить транс-т в невозможность продолжать движение, то К. поступит правильнее, присоединившись к ведущему бой прикрытию. Если удалось отбросить прот-ка, то К. должен как можно скорее принять все меры для приведения транс-та в состояние, дающее возможность продолжать путь. Для сопровождения пленных назначается обыкновенно немногочисленный К., к-рый д. строгими мерами пресекать все попытки к безпорядку и бегству. Тем не менее, нач-ки транс-тов в-пленных, равно как и все чины К., д. делать все возможное для облегчения участи пленных (в особенности, больных и раненых) и защищать их от оскорблений и насилий враждебно настроеннаго населения. К. д. отделить плен. оф-ров от солдат, дабы устранить возм-сть для плен. оф-ров стать во главе н. чинов для нападения на К. Подобн. образом, 15 дкб. 1870 г. в Фонтэнбло удалось освободиться двум транс-там в-пленных-фр-зов, в составе 70 оф., 2.207 н. ч. и 64 оф. и 750 н. ч., следовавших под недостаточно сильным К. немцев; освобождению содействовало местн. население. Среди конвойных желат-но иметь людей, знающих язык пленных. Ружья заряжаются в присутствии пленных с предупреждением, что кто попытается бежать, будет убит. В случае нападения выстраивают взводы, смыкаются; пленных заставляют лечь на землю лицом вниз; по тем, кто пробует подняться, стреляют. Воен. история не знает ни одного удачн. отражения нападения на транс-ты пленных. Образцовой м. считаться эвакуация немцами взятых под Седаном 104.000 плен. фр-зов. Люди б. распределены на эшелоны по 2 т. ч. с К. в 2 роты пехоты и 1/2 эск. конницы. Порядок следования: в голове и хвосте каждой порученной охранению одной роты колонны пленных следовало по взводу, остальные взводы - по сторонам или же раздроблялись и после 10-15 рядов пленных двигались по одному ряду конвойных. К. для охранения учреждений и штабов предусматривается штатами этих учреждений. Так, у нас Положением о полев. упр-нии войск в воен. время, изд. 1890 г., введены казачьи К. (из состава отдел. сотен 2 и 3-ей очереди войска Донского), напр., при нач-ке и штабе пех. д-зии - 1 оф. и 22 каз., при упр-нии неотдел. к-са - казач. полусотня (1 оф. и 64 казака), при упр-нии кав. к-са - 1 оф. и 20 каз. При полев. упр-нии армии и при штабе гл-щаго К. назначается по усмотрению ком-щаго армиею и гл-щаго.

Конвой морской

КОНВОЙ МОРСКОЙ, воен. суда, сопровождающия коммерческия во время войны. Законы всех континентал. гос-тв признают, что торгов. суда, плавающия под К., свободны от осмотра, если нач-к К. дает письмен. удостоверение в том, что конвоируемыя им суда не принадлежат непр-лю и не принимают участия в какой-либо незаконной торговле. Англия и С. Ш. Сев. Америки не признают этого положения; по их мнению, свидетельство нейтрал. оф-ра, допуская даже полн. лояльность с его стороны, не представляет достат. гарантии, т. к. он и сам не м. быть уверен в том, что ни одно из конвоируемых им судов не подлежит захвату. У Англии такой взгляд является традиционным; в период борьбы ея с Францией, когда последняя выдвинула в числе средств т. наз. континент. систему (см. это), проведение этого взгляда в жизнь явилось для Англии крайне необходимым (см. Англо-французския войны, стр. 520).

Конвойная стража

КОНВОЙНАЯ СТРАЖА. См. Конвойныя команды.

Конвойные команды

Статья большая, находится на отдельной странице.

Конвойный акт

КОНВОЙНЫЙ АКТ. См. Англо-французския войны.

Конго

Статья большая, находится на отдельной странице.

Конгрев, Вильям

КОНГРЕВ, Вильям (1772-1828), выдающийся англ. инж-р и арт. ген-л, известный, гл. обр., как изобретатель боев. ракет, бывших на вооружении во всех армиях в XIX в. (см. Ракета1). Кроме того, он был вообще выдающимся деятелем как в области в.-администр. устр-ва войск, так и в отношении чисто техническом. Будучи глав. пом-ком герц. Иоркскаго, оказал существ. услуги по реорг-зации вооруж. сил Англии. В области арт. техники ему принадлежит инициатива в выработке принятаго затем повсюду конструктив. правила делать казен. часть арт. орудий и ружей в 3-3,5 раза толще, чем в дульной, с целью упрочнения. Им же б. введен впервые в Англии однобрусный дерев. лафет, вместо прежних двухстан. шир. лафетов, чем б. достигнута большая поворотливость системы при передковых колесах, одного диаметра с лафетными. Как инж-р, К. был выдающимся строителем и усовершенствователем конструкций шлюзов и каналов. Наконец, им же предложен впервые способ одновремен. печатания в неск. красок. Во время путешествия в 1816-17 гг. по Англии Имп. Николая I (в бытность его еще Вел. Кн.) К. б. назн. состоять при его особе, как многосторонне образованный и широко осведомл. человек. В конце 1824 г. К. организовал общ-во газов. освещения, впервые тогда вводившагося в Европе, и, став во главе этого общ-ва, запутал свои дела и ум. в бедности в Тулузе. Его перу принадлежит не мало спец. сочинений, из к-рых наиб. капитальными являются: "Elementary treatise on the mounting of naval ordnance", 1812; "Description of the Construction and properties of the hydropneumatical lock", 1815 и "Treatise on the Congreverocket system", 1817.

[1] Материал словаря, содержащий информацию, на которую указывает эта ссылка, опубликован не был

Конде

КОНДЕ, гор. с 5 тыс. жит. и бывш. кр-сть во Франции, в Сев. деп-нте, в окр. Валансьенн, в непосред. близости от бельг. гр-цы, при впадении р. Гэн в Шельду; на канале К. - Монс и на ж. д. Сомен - Перувельц; окружен легко наводняемыми низинами. Основание К. относится к глуб. древности. В 880 г. он б. завоеван норманами, в 1124 г. взят и разрушен гр. Фландрским Тьерри д’Альзас, но вскоре опять отстроился. В XV в. принцы Конде построили в нем замок, сохранившийся и поныне. В 1478 г. город б. завоеван Людовиком XI; вскоре после того архиеп. Максимилиан отнял К. у фр-зов, к-рые, покидая город, разрушили его. В 1580 г., в время Нидерланд. войны за незав-сть, его взял пр. Мориц Оранский; в 1649 г. он б. взят фр-зами, под ком. гр. Гаркур; в 1655 г. - фр-зами же, под нач. Тюрення, а в след. году - исп-цами, под ком. Дон-Хуана и пр. Конде. Фр-зы завладели им снова лишь после осады в 1676 г. По заключенному в 1678 г. Нимвегенскому миру, К. остался за Францией; укр-ния его б. тогда же исправлены Вобаном. В 1793 г. 8 т. союзн. войск, под нач-м пр. Виртембергскаго, обложили в нач. июня К., в коем находился франц. г-зон в 4 т.; 10 июля город б. вынужден к кап-ции вследствие полн. недостатка съест. припасов. В след. году, после поражения союзн. войск при Флерюсе (26 июня) и отст-ния из Фландрии, кр-сть К. сдалась в авг. почти без сопр-ления франц. ген. Ферран. В 1814 г. ген. ф.-Бюлов, двигаясь в фвр. с III прус. к-сом и русским Винценгероде от Антверпена к Лаону на соединение с Силез. армией гр. Блюхера, поручил бр-де Борстеля попытаться взять К. и Валансьенн нечаян. нападением; когда же эти попытки не удались, то Бюлов прошел мимо, не побоявшись оставить у себя в тылу слабую франц. кр-сть с незначит. г-зоном. однако, еще в том же фвр. и в начале мрт. франц. к-с ген. Мезона в 12 т. ч., опираясь на сев. кр-сти (Иперн, Лилль, Дуэ, Валансьенн, Мобеж и К.), весьма ощутительно безпокоил союзников и приковал к себе свыше 17 т. их войск, под ком. герц. Реймарнскаго.

Конде, Людовик II Бурбонский, принц

Статья большая, находится на отдельной странице.

Конде, Людовик-Жозеф, принц

КОНДЕ, принц, Людовик-Жозеф, род. в 1736 г. и 15 лет от роду был губ-ром Бургундии; с отличием участвовал в 7-лет. войне и в 1762 г. отомстил пруссакам за Россбах, разбив при Иоганнисберге (Фридберге) пр. Брауншвейгскаго, лишившагося в этом бою всей арт-рии. В послед. годы мира К. считался в числе либерал. принцев, примкнувших к оппозиции парламента прав-ву, и энергично возстал против введения в армии телес. наказаний (Bastonade). Но в собрании нотаблей 1787 г. К. оказался в числе принцев крови, подписавших знаменитую записку-протест аристократии и духовенства против ограничения их прав и привилегий. Тотчас по взятии Бастилии К. покинул Францию, чтобы начать борьбу с революцией. Став во главе дворян. армии, сформированной в Кобленце (1791 г.), и действуя под нач. Вурмзера, К. отличился в 1793 г. при взятии Вейсенбург. линий. В последующие годы (1794-95) на него возложено б. наблюдение за линией Рейна, и он сумел привлечь на свою сторону Пишегрю. Затем К. пришлось поочередно переходить на содержание Англии, Австрии, России (1797 г.). В 1799 г. К. участвует в походах Суворова вплоть до возвращения через Швейцарию. По выходе Павла I из соотава коалиции против Франции К. переходит к авст-цам и терпит с ними поражение при Гогенлиндене. Люневильский мир принудил К. расформировать свой отряд эмигрантов и удалиться в Англию (1801 г.), откуда он вернулся во Францию в свите Людовика XVIII. Ум. в 1818 г.

Конде, Людовик-Жозеф, принц

Кондоиди, Павел Захарович

КОНДОИДИ, Павел (Панаиот) Захарович, тайн. сов., известн. рус. воен. врач XVIII ст., род. в 1709 г.; получив отличное образование в Лейденском унив-те, К. в 1735 г. б. принят на в.-медиц. службу и определен в к-с, действовавший в Польше; в 1736-39 гг. он состоял при армии Миниха, участвуя и в боев. операциях, а в 1738 г. б. назн. ген.-шт. доктором армии Миниха, при чем проявил больш. деят-сть, составив инструкции для воен. врачей и улучшив в продовольств. и гигиенич. отношении госп. часть. При вступлении на престол Имп-цы Елисаветы Лесток, назначенный архиатером (см. это слово), взял себе в ближ. пом-ки К., к-рый после падения Лестока б. назн. гоф-медикусом (1747 г.), а в 1754 г. сделан "гл. дир-ром мед. канц-рии и всего мед. факультета", с пожалованием в тайн. сов. Орг-зация в.-санит. части в 7-лет. войну весьма обязана энергии и трудам К. Ум. в 1760 г.

Кондотьеры

Статья большая, находится на отдельной странице.

Кондратенко, Роман Исидорович

Статья большая, находится на отдельной странице.

Кондратович, Киприан Антонович

*КОНДРАТОВИЧ, Киприан Антонович, ген. шт. ген. от инф., участник рус.-яп. войны 1904-05 гг., род. в 1858 г., образование получил во 2-м Константин. воен. уч-ще и в Ник. ак-мии ген. штаба; в службу вступил в 1875 г. вольноопределяющимся в 105-й пех. Оренбург. п., в 1878 г. произведен в подпор-ки с прикоманд-нием к л.-гв. Измайл. п., находившемуся в то время на театре войны с Турцией, в 1879 г. переведен в л.-гв. Егер. п., а в 1884 г. - в ген. штаб, в к-ром и проходил службу до 1901 г., когда за отличие в делах с китайцами в 1900-01 гг. б. произв. в г.-м., с назначением ком-ром 2-ой бр-ды 30-ой пех. д-зии. За боев. отличия при подавлении боксер. возстания 1900-01 гг. К. б. награжден также орд. св. Владимира 3 ст. с меч. В 1902 г. К. б. назн. в распоряжение ком-щаго войсками Квантун. обл. (потом наместника Е. И. В. на Д. Востоке), а в 1904 г. - ком-щим 9-ою Вост.-Сиб. стрелк. бр-дою, развернутою затем в д-зию, и с нею, в составе Южнаго отряда (ген. бар. Штакельберга), принял участие во всех боях рус.-яп. войны, начиная с Вафангоу. В сраж. под Ляояном, состоя нач-ком боев. участка на передов. ляоян. позициях у д. Фанцзятунь, К. проявил большую распорядит-сть, личное мужество и умелое расходование сил своего незначит. отряда и отбил ряд бешен. атак превосход. в силах прот-ка. Когда же вследствие громад. убыли людей в д-зии положение отряда стало критическим, К., по личной своей инициативе и вопреки приказанию ком-ра к-са, двинул ближайший к позиции части корпус. резерва, лично направил их на угрожаемые прот-ком пункты позиции и тем отстоял позицию. За этот подвиг К. б. награжден орд. св. Георгия 4 ст. Другими боев. наградами К. за эту кампанию, в к-рой он б. ран., были: чин г.-л., зол. оружие и орд. св. Станислава 1 ст. с меч. и св. Анны 1 ст. с меч. В 1907 г. К. б. назн. ком-ром II арм. к-са, в 1908 г. - пом-ком Туркестан. ген.-губ-ра и ком-щаго войсками округа, на каковой должности состоит и в наст. время, а в 1910 г. произведен в ген. от инф. Перу К. принадлежит труд "Плевна и Гренадеры 28 нбр. 1887 г." (Москва, 1887), за к-рый он удостоился Высоч. благодарности.

Генерал от инфантерии К. А. Кондратович. (См. т. XIII, стр. 105).

Военная энциклопедия (1911-1915) Статьи на букву К (часть 25, КОМ-КОН)

Кондуктор инженерный

КОНДУКТОР ИНЖЕНЕРНЫЙ. См. Инженерные кондукторы.

Кондукторская школа при главном инженерном управлении

КОНДУКТОРСКАЯ ШКОЛА ПРИ ГЛАВНОМ ИНЖЕНЕРНОМ УПРАВЛЕНИИ, имеет назначением подготовлять кондукторов инжен. к-са в местн. инж-ры (см. это слово) для исполнения обяз-тей техников в воен. вед-ве, не требующих высшаго инж. образования. Личн. состав школы определен особ. штатом; комплект обучающихся кондукторов - 15 ч. Полный курс обучения 2 г.; прием в школу один раз в 2 г. Предметы преподавания указаны в положении о школе, а объем программ утверждается воен. мин-ром. Означенная школа образована в 1895 г. (пр. по в. в. 1895 г. № 208) из существовавших до этого времени приготовит. К. классов (пр. по в. в. 1881 г. № 21). До учреждения же этих последних, особаго учебн. зав-ния для подготовки местн. инж-ров не было, и в местн. инж-ры производились, по выдержании особ. экзамена, инж. кондукторы.

Кондукторы во флоте

КОНДУКТОРЫ ВО ФЛОТЕ (Warrant officers в англ., Deck-Offiziere в герм., Contremaîtres во франц. флотах), в рус. воен. флоте ближайшие помощники оф-ров-специалистов. Контингент К. комплектуется по экзамену, из н. чинов у.-офиц. званий, окончивших обязат. срок службы и зачисленных в кандидаты на звание К.; к испытаниям при соответств. спец. командах, отрядах и школах допускаются н. чины отличн. поведения по представлению нач-ва. Производятся К. на вакансии на корабле или в берег. учреждении. На современ. больш. к-бле имеются К. след. спец-стей: старш. боцман, рулевой, сигнальный, телеграфный, арт-рийский, гальванерный, электрик, минный, минно-машинный, машинный, кочегарный, и трюмный К., шхипер, старш. баталер и фельдшер, старший минно-арт. и машинный содержатели. При берег. командах в экипажах имеются берег. боцмана К-скаго звания, назначаемые в плавание только на учебн. суда в качестве инструкторов. Старш. боцман1 (см. это) - ближайш. пом-к старш. оф-ра к-бля, пользуется старш-вом среди корабел. К. Сигнальный и рулевой К. - пом-ки судов. штурмана, К. арт-рийский (см. Артиллерийские кондукторы), гальванерный, электрик, минный и минно-машинный, подчинены арт. и мин. оф-рам. Машинный, кочегарный и трюмный К. состоят в распоряжении старш. инж. механика и являются его пом-ками по упр-нию машинами, котлами, механизмами и трюмами; машин. К. допускается к самост. упр-нию механизмами судов, имеющих гл. машины не более 2 т. инд. сил; но на судах вооруж. резерва они м. и вообще заменять инж. мех-ков флота. Старший машин. содержатель заботится об имущ-ве по машин. части, ведет переписку и отчетность и непосред-но подчинен также старш. мех-ку. Минно-арт. содержатель ведает мин., электр. и арт. имущ-вом и ведет отчетность и переписку. Наконец, шхипер - содержатель всего прочаго корабел. имущ-ва и баталер - заведующий денеж. отчетностью и кормлением команды, являются пом-ками судов. ревизора и подчинены непосред-но ему. К. на к-блях размещаются на тех же основаниях, как и оф-ры, но в друг. части к-бля, обык-но в носовой. Они имеют отдел. каютъкомпанию, где обязаны иметь общ. стол. В воен. портах (Кронштадте и Порте Импер. Александра III) К. имеют берег. кают-компании, соответствующия офицер. мор. собраниям. На берегу К. разрешается посещать театры, ездить внутри вагонов к.-жел. и электрич. дорог. С начальствующими лицами К. сносятся докладн. записками на имя ближайш. нач-ка. Отпусками с сохранением содержания они пользуются в ненавигац. время, ежегодно на 28 дн. или 1 раз в 2 г. на срок до 2 мес. По возм-ти, К. отводятся казен. кв-ры, семьям их предоставляется право безплат. лечения в мор. врачеб. зав-ниях, при чем они состоят на офицер. довольствии и помещаются в отдельных от н. чинов палатах, но отнюдь не с оф-рами. К. также предоставляется право на получение пособий на воспитание детей 10-17-лет. возраста, в размере от 30 до 60 р. в г. на каждаго ребенка. В отношении подсудности К. сравнены с об.-оф-рами флота, дисципл. права, ответ-ность и налагаемыя взыскания изложены в книгах X, XVI, XVII и XVIII Св. Мор. Пост. Перемещение К. с одного к-бля на другой допускается только как исключение в случаях крайн. необходимости. Содержание К.: 1) береговое жалованье (360 р. в год для Балт. и Черн. морей, 480 р. - для Вост. океана и Касп. моря); 2) добавочное содержание за спец. звания (180 р.) и 3) морское довольствие в размере 45 и 54 р. в мес. для маш. К., самост-но управляющих машинами (45 р. во внутр. плаванье, 54 р. - за гр-цей, на судах Сибир. ф-лии, при Красновод. и Астрабад. мор. станциях) и 30 и 37 р. 50 к. соответ-но для проч. К. По выслуге К. в этом звании 5 л. к основ. жалованью прибавляется 120 р., через 10 л. - 240 р. и через 15 л. - 360 р. в г. Кроме того К. флота полагаются след. денеж. выдачи: на обзаведение форм. платьем при производсте 100 и далее по 50 р. в год; проездныя деньги в размере половины прогонов, полагаемых об.-оф-ру; подъемныя - в размере от 62 р. 50 к. до половины соответ-ных денег, полагающихся холост. об.-оф-ру; пассажирския - от 1 р. до 1 р. 25 к. золот. в день и суточныя - от 45 к. до 1/2-фн. стерл., смотря по месту ком-ровки; караульныя - по 30 к. в сутки; за каждое дежурство по обходам - 1 р. 50 к. (Св. Мор. Пост.; Прик. по мор. вед. от 12 апр. 1903 г., № 64 и от 11 июля 1909 г., № 182).

[1] Материал словаря, содержащий информацию, на которую указывает эта ссылка, опубликован не был

Конец

КОНЕЦ, мор. термин, означающий снасть небольш. длины. Коренным К. всякой судовой снасти называется закрепленный, неподвижный К., а ходовым тот, за к-рый снасть "выбирают" или "травят".

Конецпольские

КОНЕЦПОЛЬСКИЕ. 1) Александр К., кн. Римск. империи, вел. польск. корон. хорунжий, сын Станислава К., род. в 1620 г.; воен. службу начал в Голландии. В 1644 г. К. сражался, под нач-вом отца, с татарами при Охматове, Томашполе и Константинове. На конвокацион. сейме 1648 г. он б. избран одним из трех вождей польск. войск против Б. Хмельницкаго. Отличаясь личной храбростью, К. неудачно действовал против Хмельницкаго и б. разбит при Корсуне (15 мая 1648 г.) и при Пилявах (6 авг. 1648 г.). В 1649 г. он б. осажден Хмельницким в Збараже, мужест-но защищался, но вынужден б. сдаться. В 1651 г., в сраж. при Берестечке, командуя к-сом польск. войск, К. проявил больш. храбрость и довершил вызванное изменой татар. хана поражение казаков. Не менее храбро сражался он и под Жванцем в 1653 г. Во время польско-швед. войны 1655-60 гг. К. участвовал в сраж. под Варшавой и Торунем. Ум. в 1659 г.

2) Станислав К., каштелян Краковский и вел. корон. гетман польск. кор-ва, один из известнейших полк-дцев своего времени, род. в 1591 г. В 1609 г. участвовал в осаде Смоленска, в 1610 г. - в походе Жолкевскаго на Москву, в 1620 г. в битве под Цепорой, б. взят в плен и отправлен в Константинополь, откуда возвратился в 1623 г. Получив начальство над войсками в Украйне, К. в 1624-26 гг. нанес неск. поражений крымск. татарам и подавил возстание Малорос. казаков. Получив в награду старостство Ковельское, а затем сан Сандомирскаго воеводы и, наконец, Краковскаго каштеляна, с поручением защищать южн. гр-цы Польши, К. в 1627 г. б. вызван на с. против швед. войск Густава-Адольфа и нанес им поражение под Гомерштейном. В 1628 г. он осаждал Переяславль, в к-ром заперлись возставшие казаки, но потерпел поражение, лишился арт-рии и обоза и отступил. В 1629 г. К. имел успех против шведов при Тшицянах. В 1630 г. вторично осадил казаков в Переяславле и снова б. разбит и потерял обоз, а также ф-лию на Днепре. В 1632 г. К. получил сан вел. корон. гетмана. В 1633 г. нанес при Каменец-Подольске поражение туркам и построил на Днепре кр-сть Койдак для наблюдения за казаками. В 1637-38 гг. К. с больш. жестокостью подавил возстание казаков. Остальн. годы своей жизни К. провел в охране Украйны от турок и татар, к-рым нанес поражение при Охматове в 1644 г. Ум. в 1646 г.

Кони

КОНИ (Кунео), небол. гор. в южн. Пьемонте, при слиянии рр. Стуры и Гессо, на ж. д. Турин - Вентимиле - Мондови. Сражение 30 снт. 1744 г. В австр. наследств. войну (см. это) франко-испан. армия (26 т. ч.) инфанта Дон-Филиппа и пр. Конти, овладев КастельДельфино и Демонтом, 25 авг. 1744 г. осадила К., где заперся небол. австро-пьемонт. г-зон ген. Лейтрума. Желая оттянуть союзников от К., сардин. король Карл-Эммануил (24 т. ч.) отступил в Салуцо, но союзники за ним не последовали, а ограничились прикрытием осады, заняв позицию между Мадонна дель Ольмо и р. Грано. 13 снт. б. заложена 1-я пар-ль; но осада подвигалась медленно, а безпрерыв. нападения местн. крестьян, тревоживших тыл блокирующей армии и захватывавших продовольств. транс-ты, заставили выделить для охраны тыла до 12 б-нов. Между тем, на выручку кр-сти двигался Карл-Эммануил, прибывший к Мадонна дель Ольма 30-го. Получив известие о наступлении австро-сардинцев и оставив часть войск для продолжения осад. работ, пр. Конти сосредоточил остал. силы на заблаговр-но выбран. позиции, расположив пехоту в 2 линии и уперев ея прав. фланг в Мадонна дель Ольмо, а левый - в прикрытую траншеями ферму Пика Пьетро. Кав-рия стала на лев. крыле. Король выдвинул к Мадонна дель Ольмо больш. часть орудий и сосредоточил до 20 б-нов пехоты, тогда как остал. б-ны выстроились в одну линию вдоль дороги в Вилла-Фалетту. Левое крыло сардинцев, поддерживаемых кроатами, завязало сражение у Мадонна дель Ольмо и овладело неск. фермами. Б-реи обеих сторон открыли огонь, и в 1 ч. дня сардинцы начали штурм Мадонна дель Ольмо. К угрожаемому пункту Конти направил резервы и после ожесточ. боя успел отбить неск. атак, но за то атаки франко-исп. к-цы против лев. крыла сардинцев и попытка прорыва их линии позади дороги в ВиллаФалетту окончились неудачей. С небол. промежутками бой протянулся до наступления ночи, когда под покровом темноты, король приказал начать отступление к Мурацо. Потери сардинцев определились в 41/2 т. уб. и ран., 3 ор. и 2 знамени. Союзники потеряли ок. 31/2 т. уб. и ран. Однако, победа союзников не принесла той пользы, на к-рую они расчитывали. Г-зон, руководимый мужественным к-дантом, продолжал упорное сопротивление, окрестные крестьяне нападали на тыл, а наступившая ненастная погода и разлитие рек еще более ухудшили положение, тем более, что сардин. король 9 окт. успел подкрепить г-зон свежим отрядом. 22 окт. союзники сняли осаду и отступили на Савойю и Ниццу, потеряв в течение 57 дней осады 198 ч. уб. и 295 ран. (См. также Итальянский поход Суворова). (L. Leger, Histoire de l’Autriche Hongrie; Bourgeois, Manuel Historique de politique étrangère; Kriegsarchiv der österreichichen Erbfolgekrieg 1740 bis 1748, Wien, 1905).

Кония

КОНИЯ (Икония), древнейш. гор. М. Азии, в бывшей персид. провинции Фригии, к ю. от Лаодикеи. В эпоху диадохов и римск. владыч-ва был глав. гор. Ликаонии; взятый в 708 г. арабами вошел в состав халифата; с 1080 по 1307 гг. был резиденцией сельджукск. султанов (в том числе Килидж-Арслана с 1097 г.); 7 мая 1190 г. герм. имп-р Фридрих I Барбарусса (см. Крестовые походы) разбил у К. сарацин и овладел городом; в 1392 г. К. б. завоевана султаном Баязетом I, в 1460 г. - Магометом II; с 1473 г. оконч-но вошла в состав империи оттоманов в 1511 г. ею овладел султан Ахмед I, а 30 мая 1559 г. ири К. султан Сулейман I нанес поражение Баязету. Сражение 21 дкб. 1832 г. между египет. войсками Ибрагима и тур. армией Решид-Махмед-паши. После сдачи Ибрагиму К. 18 нбр. 1832 г. (см. Египетскотурецкия войны), егип. армия расположилась вокруг города на зимн. кв-ры. Решидъпаша, не взирая на сильную стужу и на занесенныя снегом дороги, начал быстрое и энергич. наступление. Во время движения с глав. силами армии (54 б-на, 28 эск., 160 ор. и ок. 20 т. кон. иррегуляр. войск) он послал отряд через горы к занятой египтянами дер. Силах (в 10 вер. от К.), дабы атаковать их с фланга, в то время как армия начнет атаку с фронта. Но этот отряд потерпел поражение при Холмсе, потеряв одними плен. до 1.000 ч. и все орудия. Несмотря на это, Решид-паша продолжал наступление, имея 44 т. ч. (егип. армия Ибрагима имела только 22 т. ч.). Когда армия Ибрагима встретилась с тур. войсками Решида, день (21 дкб.) переходил уже в сумерки. Решид приказал войскам построиться к бою. В самом построении великий визирь допустил две ошибки, к-рыя роков. образом повлияли на исход сражения: он выстроил 4-лин. боев. порядок и когда, опасаясь охвата, захотел удлинить фронт этой громоздкой массы, то оказалось, что по недостатку места левое крыло не м. развернуться и, оставаясь в густ. колоннах, как бы подставляло себя под непр. орудия, а кроме того, вместо того, чтобы выдвинуть б-реи перед фронт армии, он расположил больш. часть арт-рии (72 пуш. и 36 гауб.) в промежутках б-нов 1-ой линии, почему снаряды не долетали до прот-ка. Правое тур. крыло Гагредина-паши примыкало к горам, окружающим дер. Силах. За ним стояли 2 кон. п. Центр Саад-паши стоял на Акшерской дороге, а лев. крыло, под нач. самого Решида, упиралось в ряд незначит. холмов. Поддержку его составляли 4 пп. кав-рии. 2-ю линию составляла иррегуляр. к-ца Кор-Ибрагима-паши. При появлении турок египтяне, находившиеся в поход. колоннах, быстро развернулись в 4 линии впереди К. по обеим сторонам Акшерск. дороги, в 1.000 ш. от непр. фронта, выдвинув из 1-ой линии 32 ор., открывших огонь по тур. арт-рии. Для противодействия обходу неск-ко выдвинутых вперед фланг. б-нов 2-ой линии б. построены в каре. 3-я линия армии Ибрагима состояла из 4 гвард. б-нов, а за нею на больш. дороге находилась резерв. арт-рия и 4 кон. пп. Крайнюю оконеч-ть прав. египет. крыла составляли легк. отряды бедуин. всадников. Сражение открылось перестрелкой на прав. тур. крыле, продолжавшейся неск. часов без резул-та для обеих сторон. Встреча тур. кав-рии с кон-цей Ибрагима привела к ряду безсвяз. схваток и окончилась в ничью. Наконец, Решид-паша с иррегуляр. кав-рией двинулся против центра египет. армии, отдав приказание остал. к-це атаковать фланги прот-ка, но в этот момент Ибрагим с гвард. б-нами и кав-рией стремит-но атаковал лев. крыло турок, опрокинул его и в разстр-ве отбросил на приближавшияся войска велик. визиря, к-рыя, смятыя отступавшими, в безпорядке отошли назад. Кое-как устроив войска, Решид повел вперед гвардию, но, несмотря на проявленное ею мужество, лев. крыло турок потерпело поражение. Решид-паша сделал послед. попытку вырвать победу: в 6 ч. в. во главе 600 ч. иррегуляр. кав-рии он врезался в ряды прот-ка, но, тяжело раненый, попался в плен. Бегство турок стало общим; бедуины их преследовали до Акшера. Потери: у турок - 3 т. уб. и ран., 9 т. плен. и 44 ор.; у египтян - 2 т. уб. и ран. (G. Bodart, Militarhistorisches Kriegs-Lexikon; E. D. Driault, La Question d’Orient; Jonquière, Histoire de L’empire ottoman; Gonin, L’Egypte au dix-neuvième siècle; L. Brenier, L’Égypte de 1798 à 1900).

Конкуры

КОНКУРЫ (Concours Hippiques), состязания в преодолевании препятствий на коне. Для коня необходима предварител. систематич. подготовка по преодолению препятствий в поле. Сущность ея заключается в постепенности перехода от препятствий меньших размеров к более знач-ным. Первонач-но лошадь обучают прыгать через препятствия без всадника, на вольту, на корде, шпринггартене, под всадником в манеже, а затем через естеств. препятствия в поле. Главное заключается в развитии у коня глазомера. Правильность сложения коня, крепость ног, спины, сильная мускулатура, развитие сухожилий, это все относит-ныя данныя для успешн. прыжка, глазомер же нужен безусловно. Все лошади берут барьеры лучше чем канавы, лишь потому, что канаву издали трудно различить, и коню труднее расчитать прыжок. Известн. спортсмен и боев. ген. Розенберг говорит, что, "кто в мирн. время первый на препятствии, тот на войне, при атаке, первый в рядах непр-ля". Размеры препятствий в условиях полев. службы кав. коня вообще достигают в выш. от 11/4 до 11/2 арш., а в длину от 21/2 до 3 арш.; т. к. за послед. время. К. и у нас, и за гр-цей, обратились в модное конно-спортив. упражнение, то размеры препятствий стали далеко превосходить нормальные, доступные общей массе конск. состава, но лошади, побивающия рекорды на К., еще не устанавливают тем самым всех необходимых условий для успеш. полев. работы строев. коня. Такое увлечение К. м. идти даже в ущерб остал. подготовке кав. коня. Одинаково и всадник, первенствующий лишь на К., еще не м. считаться в полном смысле ездокомъкав-ристом. К числу препятствий, принятых у нас при обучении, необходимо добавить обучение спуску и подъему с крутизны. В Германии для этого при манежах устраивают ряд дерев. вышек. На К. прыжки в высоту достигали: в 1900 г. бельг. оф-р Филиппо прыгнул 2 мтр., во Франции оф-р Крусс - 2 м. 20 снт. Тот же Крусс в 1906 г. прыгнул 2 м. 36 снт. В Америке один ездок прыгнул 2 м. 44 снт. (мировой чемпион). На К. в Англии франц. лейт. Харрос прыгнул 2 м. 30 снт., и это за послед. время - рекордный прыжок. Из наших ездоков-оф-ров за послед. время наиб. известны: шт.-ротм. ф.-Эксе, ротм. Родзянко, пор. Плешков и пор. Иваненко. Из них шт.-ротм. ф.-Эксе на междунар. К. в Лондоне, по случаю коронац. торжеств кор. Георга V (1911 г.) на строев. лошади из ремонта Кирасирскаго Его Вел. п. "Пикколо" выиграл почетнейший приз - золот. кубок короля. Из наиб. замечат. К. следует отметить междунар. К.-иппик в г. Турине в 1902 г., устроенный зоотехническим общ-вом, задавшимся целью защищать всяк. рода животных и вместе с тем содействовать рационал. пользованию ими. В программу К. вошли: состязания в манеж. езде, в преодолевании пяти под ряд препятствий, расположенных в поле на простр-ве 800 мтр., в одиночных прыжках в вышину и в ширину. Итал. кап. Каприлли (см. это слово), не имея собств. лошади, могущей быть записанной на состязание, преодолел "вне конкурса" барьер выш. в 2 мтр. 8 снт., т.-е. ок. сажени. 11 рус. оф-ров, принимавших участие в этом К., поднесли ему по подписке между собою приз. Последний междунар. К.-иппик состоялся в июле 1912 г. в Стокгольме, и в нем приняло участие 33 оф-ра. В числе 19-ти оч. серьез. препятствий были двойныя, что и не дало возм-сти ни одному участнику пройти чисто все препятствия. Состязания были одиночныя и групповыя. Особен. внимание обратили на себя русские и бельгийцы. Лучшими из рус. ездоков оказались Вел. Кн. Дмитрий Павлович (7-е место), корн. Загорский (11-е место), пор. Плешков (12-е место). В общем, на 1-м месте оказались шведы (22 ошибки), на 2-м - фр-зы (27 ошиб.) и на 3-м - германцы (40 ошиб.).

Конная артиллерия

Статья большая, находится на отдельной странице.

Конная пехота

КОННАЯ ПЕХОТА (конные стрелки). Причиной возникновения К. пехоты явилось стремление соединить стойкость и силу огня пехоты с подвижностью кав-рии. Впервые эта мысль осуществлена в России Петром В. в драг. к-це, к-рая б. вооружена ружьем со штыком для действия в спешен. строю. Но впоследствии эта идея заглохла и огнестр. оружие, а также и связанный с ним пеший бой, б. забыты в к-це. Но во второй пол. XIX ст., когда возникла необходимость выдвигаемыя далеко вперед перед фронтом армии кав. массы делать более самост-ными, тогда пришлось всю к-цу вооружить дальноб. огнестр. оружием; это, в свою очередь, привело к старой драг. идее - всю к-цу сделать пригодной для пех. боя. Однако, в стрелк. бою лошади являются больш. стеснением, а выделение коноводов и охранение лошадей ограничивает число ружей для боя. Поэтому применение к-цы в спешен. бою ограничивают особо важн. случаями. Пробовали одно время придавать к высш. кав. соединениям легк. пехоту (стрелк. части в Австрии и России), однако, вскоре и от этого отказались. Короче говоря, отказались соединять два противоположныя требования - подвижность и стойкость - в одном роде войск, вследствие чего идея К. пехоты не нашла применения в европ. армиях. Напротив того, в колониал. войсках, в к-рых своеобраз. условия жизни и мес-ти дают часто возм-сть формировать отряды хорошо подготовленных для одиноч. боя стрелков на конях (буры), К. пехота нашла благоприят. почву для распростр-ния. При таких условиях европ. войскам, действовавшим в колониях, пришлось, в свою очередь, перейти к подобнаго же рода форм-ниям, однако, по недостатку соотв-щаго материала лишь в небольшом масштабе. При форм-нии К. пехоты отказываются от специальной кав. подготовки, а при употреблении ея - от кон. боя. Лошадь д. служить только как перевозоч. средство. Небольшия, но крепкия и выносливыя лошади в целях удобства перехода из пешаго в кон. строй наиб. предпочтительны. Н. чины в К. пехоте д. назначаться избранные из пехоты. У нас идея К. пехоты получила осущ-ление в рус.-яп. войну в виде к.-охотнич. команд (см. это), формировавшихся на театре войны. В Англии К. пехота входит в состав т. наз. экспедиц. армии, предназначенной для операций вне пределов отеч-ва; из 24 р. К. пехоты этой армии - 12 входят, по 2, в состав 6 полев. д-зий, а 12 - в состав 2-х кон. бр-д (mounted brigades), имеющих по 2 кон. пех. б-на, по кав. п. и кон. б-рее; на эти бр-ды возлагается непосред. разведка и охранение перед фронтом армии, в то время как дивиз. кав-рия употребляется на флангах. Т. обр., англ. К. пехота выполняет задачи, свойственныя более кав-рии. Что же касается метрополии, то существовавшая в Англии милиц. к-ца иоменри в 1901 г. б. обращена в кон. стрелков, к-рые (28 б-нов) приняли участие в англо-бур. войне. Германия имеет К. пехоту в колониал. войсках в Юж. Африке; кроме того - кон. роту при вост.-азиат. отряде и при 3-м мор. б-не в Киаочау. - Буры, природные и неутомимые наездники и прекрасные стрелки, никогда в бою не раставались с лошадьми, но и никогда не действовали в кон. строю, приобретя по праву название К. пехоты. Строй их был исключ-но разсыпной в самых шир. пределах, от редк. цепи до густ. групп включ-но. Лошади располагались позади стрелков за закрытиями; оне б. настолько хорошо выучены, что спокойно стояли с перекинутыми поводами. Англ-не, столкнувшись с бурами, боролись тем же оружием, но их форм-ния, не имея подходящаго материала, уступали непр-лю в боев. кач-вах и в сноровках ведения боя. К. пехота никогда не м. заменить к-цу, п. ч. она садится на коня только для похода и в кон. строю безпомощна против кав. атаки. В наст. время, с развитием техники, К. пехота в культур. странах с успехом м. б. заменена самокатчиками, а иногда будут пригодны для перевозки небол. частей пехоты и пулеметов и легкие автомобили. (Литература в ст. Англо-бурская война 1899-1902 гг.; П. Толкушкин, К. пехота по опыту англобурской войны, "Воен. Сб." 1903 г., № 8).

Конневиц

КОННЕВИЦ. См. Лейпциг.

Коннетабль

КОННЕТАБЛЬ, первонач-но должность заведующаго конюшнями при дворе франц. королей, замещавшаяся из низш. придвор. служащих. С X в. К. приобретают влияние на госуд. дела и при Генрихе I становятся первыми сановниками Франции. В воен. время К. поручалось команд-ние всеми вооруж. силами гос-тва, и в командн. отношении он пользовался такою неогранич. властью, что даже король не м. вмешиваться в упр-ние армиею и отдавать распоряжения без согласия К. В мирн. время К. представлялось первое место после короля. Уничтожение долж-ти К. последовало в XVII в., при Людовике XIII, и было резул-том политики герц. Ришелье, боровшагося с аристократией путем уничтожения высш. долж-тей, занимаемых представителями аристократии. Наполеон временно возстановил звание К., назначив Людовика Бонапарта К. Франции, а Бертье - вице-К., но после падения Наполеона звание К. б. оконч-но уничтожено.

Предыдущая страница Следующая страница