Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "И" (часть 4, "ИНД"-"ИНК")
ИНДИЯ. См. Британская Индия. |
ИНДУРИТ, сорт бездым. пороха, предложенный Монрое в С.-А. Соед. Шт. и изготовляемый в Ньюпорте. Приготовляется из обыкновен. пироксилина, к-рый после промывки древес. спиртом желатинируется нитробензолом, при чем последняго берут 0,9-1,8 ч. на 1 ч. пироксил. мезги. После желатинизации масса прокатывается между вальками в узкия ленты и разрезается на зерна, обрабатываемыя паром, увлекающим часть растворителя и делающим зерна твердыми; потом зерна сушатся. И. не отличается стойкостью при хранении и потому не м. получить больш. распространения. |
ИНЖАКИОЙ, небольш. р. в Болгарии, у подножия Больш. Балкан. В кампанию 1829 г., 10 июля, при спуске нашей лев. колонны (VI к-с) ген. от инф. Рота с Б. Балкан, ей пришлось выдержать неск. круп. стычек с турками, к-рые б. сбиваемы с позиции и обращались в бегство. Оттеснив непр-ля, при спуске с послед. уступа Балкан, ок. с. Монастыркиой, Рот усмотрел на прав. берегу р. И. 6-7 т. турок, под нач. сераскира Абдурахман-паши. Шедшим впереди 4-ой улан. д-зии казач. полкам Ежова и Бакланова, поддержанным 3-ей бр-дой 7-ой пех. д-зии, велено б. атаковать непр-ля. После первых арт. выстрелов турки обратились в бегство, бросив на берегу 4 ор., защищавшия корабел. верфь, где найден отстроенный, но не вооруженный корвет. Преслед-ние велось кав-рией и конарт-рией на 10 вер. (Лукьянович, Описание тур. войны 1828-29 гг.). |
ИНЖЕНЕР КОРАБЕЛЬНЫЙ и ИНЖЕНЕР-МЕХАНИК ФЛОТА, офиц. В. чины, назначением к-рых является постройка кораблей с их механизмами и управление последними в плавании. С 1885 до 1907 г. первые и до 1903 г. вторые имели след. звания: об.-оф-рские - младш. пом-к судостроителя и младш. И.-механик, старш. пом-к судостроителя и пом-к старш. И.-механика; штаб-оф-рские - младш. судостроитель и старш. И.-механик, старш. судостроитель и флагман. И.-механик и, наконец, г.-м. - инсп-р кораблестроения и механич. части. Первым рус. кораблестр-лем был Основатель нашего флота, Имп. Петр I, составивший контингент строителей мор. кораблей из иностранцев, назначив к ним способн. молод. людей в качестве корабел. учеников. При Имп. Павле I в 1798 г. б. основаны первыя 2 уч-ща кораб. архитектуры для приготовления кораб. мастеров и тиммерманов. Последние переименованы в кораб. И. уже в царст-ние Имп. Николая I. В наст. время кораб. И. и И.-мех-ки выпускаются из Мор. инж. уч-ща Имп. Николая I в Кронштадте и получают звание кораб. гард-ринов - судостр-лей и механиков; после плавания на судах действ. флота и по выдержании практич. экзаменов гард-рины производятся в подпор. к-са кораб. И. и к-са И.-механиков. В послед. время, кроме того, в кораб. И. и И.-механики принимаются лица, окончившия курс Спб. Политехн. инс-та и. друг. высш. техн. заведений. Лица эти поступают юнкерами во флот, по выдержании спец. экзаменов производятся в гард-рины, а затем уже в офицеры. Кораб. И. в шт.-офиц. чинах за постройку, перестройку или капитал. ремонт судов, кроме содержания, получают вознаграждение в размере 450 р. в г. за каждыя 3 т. тн. веса суд. к-сов, построенных ими или зачтенных на основании особ. положения при ремонте судов; вознаграждение это не м. превышать 1.350 руб. в год. Выдается оно на тех же основаниях, как и пенсия. Точно также И.-мех-ки в шт.-офиц. чинах за долговрем. упр-ние судов. машинами получают особ. вознаграждение в 300 р. в г. за каждыя 5 л. действит. состояния в долж-ти старш. И.-мех-ка на судне, к-рым сделано не менее 12 мес. внутр. плавания или 24 мес. загр-чнаго; вознаграждение это не м. превышать 900 р. в год. |
ИНЖЕНЕР-ГЕНЕРАЛ, высший генер. чин в инж. корпусе и инж. войсках (см. Генерал). |
"ИНЖЕНЕР-МЕХАНИК ЗВЕРЕВ", а также Инж.-Мех. Дмитриев, Бдительный, Боевой, Бурный, Внимательный, Внушительный и Выносливый - эскадр. мин-цы Балт. флота в 350 тн., ск-сть 27 узл., вооружение: II - 75-мм. ор., VI пулем. и 3 надвод. мин. аппарата. Построены в Германии на зав. Шихау в 1906 г. |
ИНЖЕНЕРНАЯ АТАКА, послед. период постепен. атаки кр-сти, с момента, когда атакующий подошел к гребню гласиса и приступил к устр-ву спусков в ров или обвалов. (См. Крепостная война). |
ИНЖЕНЕРНАЯ РАЗВЕДКА, или разведка в инженерном отношении добывает сведения об укрепл. позициях прот-ка, о характере и роде произведенных им И. работ и тем облегчает атаку их. И. разв. выясняет: имеются ли и какие передов. опорн. пункты и их боевое значение; направление, гр-цы и силу самой позиции, ея фортифик. усиление и относит. боев. значение флангов и отдел. участков; места опорн. пунктов (узлов сопротивления, их характер и оборону; места и род б-рей и наблюдат. пунктов; расположение и род искусств. препятствий; маски и ложныя постройки; напр-ние удобн. подступов к позиции; возм-сть охвата позиции; фланговыя (уступныя) и тылов. позиции или опорн. пункты, местные ориентиров. знаки и т. п. При осадах крепостей, в отношении междуфортовых промежутков, выясняется: характер усиления промежутка, устр-во и состояние его укр-ний, расположение и род искусств. препятствий, каким колич-вом войск занят промежуток и места расположения резервов, имеется ли позади фортов 2-я оборонит. позиция. И. разв. опорнаго пункта до штурма имеет задачей выяснить: расположение его относ-но позиции или на позиции, начертание укр-ний и окопов в плане (сомкнутое или открытое) и в профили; г-зон; имеются ли пулеметы и арт-рия; расположение и род искусств. препятствий; напр-ние подступов к опорн. пункту и насколько обстреливаются они огнем, особенно фланговым или перекрестным; внутренность опорн. пункта и ея фортифик. оборудование; откуда берется вода; выходы и места, более доступныя для атаки. И. разв. опорн. пункта перед штурмом выясняет, в каком состоянии он находится, какия разрушения произведены арт-рией при подготовке штурма, и определяет точнее наиб. слабыя и доступ. участки и места для устр-ва проходов через искусств. препятствия. В отношении крепостных фортов перед их штурмом И. разв. д. б. выяснена удобовосходимость обвалов, состояние фланкирующих построек, размеры и характер преград, оставшихся неразрушенными арт-рией, имеются ли к.-мины. И. разв. производится непосред-но одними И. и сап. оф-рами или небол. командами сапер-разведчиков, или же совместно с разведкой пехоты; за отсутствием сапер, сведения И. разв. добываются самой пехотой. В наст. время И. разв. производится также с аэропланов, малых дирижаблей и привязных воздушных шаров. Такая воздущ. разведка д. б. в полном взаимодействии с И. разв., производимой пешком, верхом или в бронир. автомобиле; одна другую д. дополнять и ориентировать. Орг-зация И. разв. укрепл. расположения прот-ка не с летател. аппаратов д. быть такова, чтобы при общем рук-стве одного старш. нач-ка разведки, ее м. б. производить небол. разведочными партиями и возможно более скрытно от непр-ля. Для разведки каждой партии д. б. указан определенный, не особенно значит. участок местности и расположения прот-ка и дана простая и опред. задача; оф-рам-разведчикам д. б. сообщены сведения о положении непр-ля, о расположении своих частей и вообще о боев. обстановке в районе разведки; оф-ры д. иметь карты и планы, планшеты с компасами, хорошие бинокли, запис. и полев. книжки и пр.; кроме того, партиями д. б. взяты, смотря по надобности, мерн. ленты, шесты, канаты, ножницы для резки проволоки, потайн. фонари и пр. До начала разведки оф-ры д. возможно лучше изучить по картам и планам местность и ориентироваться на ней, наметив приблиз-но путь следования и пункты наблюдений. Если местность знакома, то разведку лучше всего вести с разсветом, отправляясь на нее ночью, хотя нередки м. б. случаи, когда и самая разведка будет вестись в ночн. время. При произв-ве разввдки оч. важно не заблудиться и найти удобные и достаточно укрытые от взоров прот-ка наблюдат. пункты, откуда можно б. бы хорошо наблюдать и производить перспективную съемку (см. это слово). При произв-ве самаго наблюдения, надо обращать особенное внимание на маски и остерегаться обмана и введения в заблуждение со стороны противника. |
ИНЖЕНЕРНАЯ СЪЕМКА. См. Съемка.1
[1] Материал словаря, содержащий информацию, на которую указывает эта ссылка, опубликован не был |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ИНЖЕНЕРНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ, б. учреждена Имен. указом, данным воен. коллегии 23 окт. 1802 г.; состояла она "под упр-нием инсп-ра всего И. деп-та", в непосред. ведении госуд. воен. коллегии и мин-ра воен. сухоп. сил. Первым инсп-ром И. деп-та (вед-ва) и упр-щим И. эксп. дел был инж.-ген. Сухтелен. Глав. и существен. обяз-стью этого учреждения было, как сказано в п. 7 указа, "содержать в добром порядке все кр-сти и укр-ния с находящимися в оных и прочими, по вед-ву ея строениями". 23 окт. 1802 г. следует считать днем основания гл. И. упр-ния, т. к. с этого времени упр-ние И. частью выделилось из арт-рии и вошло в состав подведомственных центр. упр-нию в.-сухоп. глав. войсков. упр-ний на равных с ними правах. До этого же года И. часть управлялась арт. экс-цией, образованной из канц-рии арт-рии и форт-ции в 1897 г., к-рая будучи подчинена воен. коллегии, ведала, как центр. администр., орган, не только делами арт-скими, но и всеми кр-стями и их личн. составом. И. эксп. состояла из 11 отд-ний: 1) генеральнаго; 2) крепостного; 3) экономическаго; 4) протоколиста; 5) бухгалтерскаго; 6) регистраторскаго; 7) архивариуса; 8) экзекуторскаго; 9) казначейскаго; 10) при делах упр-щаго экс-цией и 11) чертежной; всего в составе 65 лиц. Все дела решались коллегиально присутствием, под председ. инсп-ра деп-та. В 1809 г. штат И. эксп. изменен: дела экс-ции (строит., хозяйств.) б. разделены более равномерно между 4 отд-ниями и чертежной. Первыя 3 отд-ния заведывали хозяйств. и строит. делами по округам, а 4-е отд-ние ведало дела по генерал. (общей) приказ. части. 27 янв. 1812 г. И. Э. б. преобразована в И. деп-т (ныне гл. И. упр-ние), вошедший в числе 7 других деп-тов в состав министерства. |
ИНЖЕНЕРНОЕ ДЕПО, склад инструментов, принадлежностей и материалов для И. работ по укр-нию позиций. При осадах кр-стей устраивается: 1) главное И. депо или И. парк, располагаемый в 10-12 вер. от кр-сти, в коем сосредоточиваются все нужные для осады инстр-ты, а также подрыв. средства и телефон. и телегр. имущ-во; заготовляются на месте или доставляются материалы: бревна, жерди, доски, фашины, туры, плетни, мешки, рельсы, проволока и проч.; 2) частныя или промежуточныя депо, распределяемыя по отдел. участкам осад. работ, гл. обр., по числу участков, на к-рое разделена арт. позиция атакующаго. Располагаются они в 1-2 вер. за линией осад. б-рей и с таким расчетом, чтобы каждое депо б. расположено от наиб. удаленной б-реи в каждом участке не далее 2-3 вер. Промежут. депо снабжаются из И. парка, а материалы доставляются непосред-но к мостам работ, образуя батарейиые и другие склады. Места для И. депо выбираются укрытыя, лучше всего в рощах и лесах. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ИНЖЕНЕРНЫЯ ВОЙСКА ИНОСТРАННЫХ АРМИЙ, орг-зация, состав и числ-сть их см. в в.-статист. обзорах иностр. гос-тв, в отделах Вооруженныя силы. |
ИНЖЕНЕРНЫЕ ДЕЖУРНЫЕ ШТАБ-ОФИЦЕРЫ, во время осады кр-сти состоят, совместно с траншей-майором (см. это слово1), ближайш. пом-ками нач-ка инж-ров осад. к-са. Им поручаются отдел. участки осад. работ и на их обяз-сти лежит: 1) руководить работами на месте их произв-ва, согласно указаниям нач-ка инж-ров; 2) начальствовать в своих участках И. и сап. оф-рами; 3) за отсутствием старш. нач-ка войск в траншеях, руководить оф-рами транш. караула; 4) направлять рабочия команды и транш. караулы на соответств. места; 5) докладывать нач-ку инж-ров о всем важнейшем, касающемся И. службы, и 6) вести подробный (денно и нощно) журнал осад. работ на участке.
[1] Материал словаря, содержащий информацию, на которую указывает эта ссылка, опубликован не был |
ИНЖЕНЕРНЫЯ ДИСТАНЦИИ (отделы), местныя в.-инж. упр-ния, подчинялись до 1912 г. окр. И. упр-ниям, а ныне окр. упр-ниям по кварт. довольствию войск и получили наим-ние отделов. Каждый отдел имеет о пред. район и непосред-но заведывает всеми находящимися в нем воин. зданиями, сооружениями и проч., их ремонтом и всеми строит. работами, а равно освещением, отоплением, очисткой и водоснабжением. Во главе отдела стоит нач-к его в чине полк., пользующийся по отношению к подведомств. ему чинам правами полк. ком-ра; в распоряжении его имеется пом-к подплк. и об.-оф-ры из воен. и местн. инж-ров и И. чиновники; отделы, в зав-сти от районов и колич-ва зданий, делятся на 2 кл. Пом-ки нач-ков отделов полагаются только в отделах 1 кл. Первонач-но И. дист. б. учреждены в 1857 г. (Выс. повеление от 11 фвр.) в виде опыта на 5 л. в И. округах в числе 15. В настоящее время всех И. отделов 54. (Пр. по в. в. 1900 г. № 111, 1909 г. № 213 и 1903 № 38; Выс. приказы 1912 г., №№ 423 и 572). |
ИНЖЕНЕРНЫЯ ЗАВЕДЕНИЯ инж. вед-ва след.: 1) инж. склады - главный, окружные, крепостные и местные передовые; 2) Новогеоргиевский речн. воен. порт и 3) Электрич. Воскресенская станция в Спб.1 (См. эти слова).
[1] Материал словаря, содержащий информацию, на которую указывает эта ссылка, опубликован не был |
"ИНЖЕНЕРНЫЯ ЗАПИСКИ". См. "Инженерный Журнал". |
ИНЖЕНЕРНЫЕ КОНДУКТОРЫ, чертежники из н. ч., положенные по штатам централ. и местн. упр-ний и учреждений И. вед-ва. Такое название чертежников существует со времени Петра В., когда эти чины, под именем кондукторов (или вспомогателей), уже упоминаются в воин. уставе Петра I. В наст. время в конд-ры И. вед-ва принимаются молодые люди, имеющие право отбивать воин. пов-сть на правах вольноопр-щихся 2 и 1 разр., и выдержавшие особое испытание по установленный гл. И. упр-нием программе. (Ст. II, кн. VI С. В. П. 1869 г. по изд. 1907 г.). |
ИНЖЕНЕРНЫЕ МАНЕВРЫ ПЕТРА В., б. произведены с учебн. целью в 1692 г. В. записках Крекшина есть след. указание: "Поняв достаточно сию науку (фортификации)), он и приказал Тимерману (Цимерману) в рощах Преображенских при р. Лузе выстроить малую регулярную кр-сть, приняв сам участие в построении ея, назвал ее Пресбургом, после чего повел на нее атаку по всем правилам. В 1694 г. Петр предпринимает вторые маневры, к-рые по сохранившимся документам м. б. изследованы с большей определенностью. Маневры эти известны под именем "Кожуховских" или "Кожухов. похода" (см. это слово). (Ф. Ласковский, Материалы для ист. инж. иск-ва в России, ч. II, Спб., 1861 г.). |
ИНЖЕНЕРНЫЕ ПАРКИ, имеются полевые и осадные. Полевые И. парки, входя в состав И. войск, составляют подвиж. запасы шанцевого и друг. инстр-тов для работ при укр-нии позиций и для пополнения убыли инструментов в полев. войсках всех родов оружия. Осад. И. парки также входят в состав И. войск; в них хранятся разл. материалы и инстр-ты, необходимые для осады крепостей. |
ИНЖЕНЕРНЫЕ СКЛАДЫ. См. Склады.1
[1] Материал словаря, содержащий информацию, на которую указывает эта ссылка, опубликован не был |
ИНЖЕНЕРНЫЙ ДЕПАРТАМЕНТ, б. учрежден в числе 7 других деп-тов воен. мин-ства 27 фвр. 1812 г. Он разделялся на 4 отд-ния; к 1 отд-нию относились: содержание в исправности существующих кр-стей и укр-ний и возведение новых и чертежная; ко 2-му - дела по торгам и подрядам и наем рабочих и мастеровых; к 3-му - постройка, содержание, освещение и отопление казарм; к 4-му - бухгалтерия и контроль. Ведение делопроиз-ва б. установлено на началах, одинаковых для всего воен. министерства. Для делопроиз-ва по личн. составу, деп-т не заключал в себе отдел. администр. органа, т. к. им ведала канц-рия инсп-ра И. к-са с инспект. деп-том воен. мин-ства, а впоследствии канц-рия ген.-инсп-ра (в 1818 г.) и штаб-ген.-инсп-ра по И. части (с 1838 г.). С 1862 г., по преобразовании штаба ген.-инсп-ра по И. части и И. деп-та в глав. И. упр-ние, делами личн. состава И. к-са стало ведать это управление. Первонач-но не предусматривалось необходимости в учреждении инспект. деп-та и органа для коллегиал. обсуждения чисто технич. вопросов по искусств. части. Эта часть была в ведении в.-учен. ком-та, состоявшаго из 6 членов (по 2 от И. и арт. вед-в и квартирмейстер. части). Но в скором времени явилась необходимость иметь особый для этого орган и в 1819 г. в.-учен. ком-т б. разделен на 3 отд-ния, из к-рых 2-е было инж-рное, порученное ближайшему ведению ген. инсп-ра по И. части (Выс. утвержден. положение о в.-учен. ком-те 12 мрт. 1819 г.). И. деп-т с таким кругом деят-сти существовал до 1835 г., когда воин. здания вне кр-стей перешли в деп-т воен. поселений, ведавший до того округами пахотных солдат (Выс. утвержд. положение 10 июня 1835 г.). Т. обр., с этого времени и до 1857 г. в составе воен. мин-ства стало существовать 2 И. деп-та: инж-ный и воен. поселений, при чем последний не б. подчинен ген.-инсп-ру по И. части. Первый заведывал постройкой и содержанием в исправности и готовности к обороне кр-стей, укр-ний и воин. зданий в кр-стях, отоплением и очисткой их. Деп-т же воен. поселений заведывал поселениями и округами пахотн. солдат, воин. зданиями вне кр-стей, отоплением, освещением их и квартирн. довольствием. В 1857 г., с упразднением деп-та воен. поселений (Выс. утвержд. положение 11 фвр. 1857 г.), строительная часть его б. передана в И. деп-т, преобразованный в 1862 г. в глав. И. управление. С 1912 г. (прик. по в. в.) деп-т воен. поселений как бы возродился вновь в форме гл. упр-ния по квартирному довольствию войск (см. это в Дополнениях к Военной Энциклопедии). |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ИНЖЕНЕРНЫЙ КОМИТЕТ ГЛАВНАГО ИНЖЕНЕРНАГО УПРАВЛЕНИЯ, первонач-но называвшийся техническим, б. учрежден при назв. упр-нии в 1862 г. (Выс. утвержд. положение 24 дкб. 1862 г.). До этого времени в составе И. вед-ва не было особаго органа для обсуждения техн. вопросов по искусств. части, а эти обязанности лежали с 1812 г., т.-е. со времени "учреждения" воен. мин-ства, по 1819 г. на в.-учен. ком-те (см. это слово), а с 1819 по 1862 г. - на И. отд-нии того же ком-та, не бывшем в подчинении высшему И. нач-ву (положение об И. отд-нии ком-та 12 мрт. 1819 г.). В общих чертах обяз-сти назв. отд-ния ком-та имели много сходства с кругом деят-сти заменившаго его И. ком-та. По действ. законоположениям, на И. ком. возложено: 1) обсуждение вопросов и предположений, относящихся до усоверш-ния фортифик. иск-ва, разсмотрение проектов по устр-ву кр-стей и укр-ний; 2) разсмотрение и выработка положений, инструкций, программ, рук-ств и пособий для техн. образования и обучения всех частей И. войск, равно разсмотрение предположений и отчетов о годов. занятиях их; 3) разсмотрение изобретений и разн. предположений для усоверш-ния в.-инж. техники и материал. части И. войск; 4) разсмотрение годов. предположений о строит. работах по И. вед-ву и проектов, а в необходимых случаях и смет для них; разсмотрение строит. проектов и смет по вед-ву в.-учебн. зав-ний в случаях, превышающих власть инсп-ра строит. части этого вед-ва, и смет на все прочия сооружения и строит. работы по воен. вед-ву; разсмотрение техн. работ и искусств. отчетов о произведенных работах; 5) разсмотрение всех дел и случаев отступления от правил строит. иск-ва и от норм, установленных для исчисления стоимости работ; 6) составление тем конкурсов, объявляемых по И. вед-ву, и конкурса решений и статей "Инж. Журн.", имеющих право на соискание премий; выбор сочинений для И. и сап. библ-к и для распространения науч. сведений между оф-рами И. к-са. И. ком., под председ-вом нач-ка гл. И. упр-ния, состоит из членов постоянных и совещат-ных. Пост. членами назначаются г-ралы и шт.-оф-ры в опред. по штату числе и архитектора. Число совещат. членов (проф-ра Ник. И. ак-мии и пом-ки нач-ка гл. И. упр-ния состоят ими обязат-но) штатами не определено. При ком-те находятся: канц-рия, состоящая из техническо-хозяйств. и искусств. отд-ний, чертежная с литографией и модельной мастерскою и архив. (Ст. ст. 293-305 кн. I С. В. П. 1869 г., по изд. 1907 г.; Пр. по в. в. 1910 г. № 496). |
ИНЖЕНЕРНЫЙ КОРПУС. См. Военно-инженерный корпус. |
ИНЖЕНЕРНЫЙ ОБОЗ. См. Обоз. |
ИНЖЕНЕРЫ ВОЕННЫЕ. См. Военно-инженерный корпус. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |