Приглашаем посетить сайт

Культура (niv.ru)

Военная энциклопедия (1911-1915)
Статьи на букву "А" (часть 5, "АДА"-"АДМ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 5, "АДА"-"АДМ")

Адариди, Август-Карл-Михаил Михайлович

АДАРИДИ, Август-Карл-Михаил Михайлович, ген.-маиор ген. шт., современный воен. деятель и писатель. Род. 29 авг. 1859 г., дворянин Выборгской губ., воспитыв. в Никол. инж. уч., но до окончания курса его поступил вольноопределяющимся и в 1879 г. произведен в офицеры - в л.-гв. Семеновский п. По окончании в 1888 г. курса Никол. акад. ген. шт. занимал различныя должности в штабах и упр-иях и преподавал в оренбургском юнк. уч-ще. В 1903 г. получил в команд. 98 пех. Юрьевский пол., с которым участв. в кампании 1904-1905 гг. 18 февр. 1905 г. в бою у Салинпу был контужен в левый бок, но остался в строю, а 21 февр. - контуж. в голову с потерей сознания. Параличное состояние левой руки и ноги, бывшее последствием контузии, повлекло в июле 1905 г. отчисление А. от командов. полком. Боевыми наградами А. были: орд. св. Влад. 4 ст. с меч. и б. и чин ген.-м. Военно-литер. деятельность А. нач. с 1880 г. (статьей в "Рус. Инв.") и с тех пор непрерывно продолжается в "Рус. Инв.", "Воен. Сборн." и "Разведчике". В 1881 г. им, под редакциею ген.-л. П. П. Карцова, б. издан "Полный учебник для полк. учеб. команд", а в 1882 г., в сотрудничестве с Л. Детловым, "Учебник" для тех же команд, выдержавший по настоящее время 22 издания; А. сотрудничаль также в Энцикл. в. и м. н., под редакц. ген. Леера, издавал отдел. брошюры по воен. вопросам. После рус.-яп. войны, по мысли А., для ознакомления русской публики с отзывами и выводами иностранцев об этой войне, В. А. Березовским было предпринято издание целой серии переводных сочинений: "Русс.-яп. война в наблюдениях и суждениях иностранцев". До 1910 г. вышло 25 выпуск. этой серии (некот. уже 2-м изд.), большая часть которых принадлежит перу А. С 1906 г. А. состоял членом военно-истор. комис. по опис. рус.-яп. войны и им составлен т. V этой истории: "Мукденское сражение" и дополн. к т. VI - "Набегь на Инкоу". В настоящ. время А. состоит нач. шт. 12 арм. корпуса.

Адашев, Даниил Феодорович

АДАШЕВ, Даниил Феод., один из лучших рус. полководцев XVI в., сын боярина Феодора Григорьевича, отказавшагося во время болезни Иоанна Гроз. присягнуть его сыну, малолет. царевичу Дмитрию, и родн. брат любимца Грознаго, Алексея Феодоровича. В 1552 г. А. участвовал в осаде и взятии Казани, и это повлекло за собою его дальнейшее служебное повышение. В 1553 г. он был послан на Каму, Вятку и Волгу для усмирения непокорных "казанских и ногайских людей" и успешно справился с этой задачей, после чего был назначен воеводой в Мценск. В 1556-58 гг. участвовал, в качестве воеводы передового полка, в походе рус. войск к Юрьеву, а затем принимал участие в штурме Нарвы, во взятии Сырен ска (Нейшлоса), Керепети и Курславля. Успешныя действия А. против ливонцев выдвинули его вперед: он был сделан окольничьим, а в 1559 г., во время похода в Крым, был назначен первым воеводою большого полка. Спустившись с 8-тыс. ратью и днепров. казаками на судах вниз по Днепру, А. вышел в Черное море и захватил в плен 2 турец. корабля (первая морская победа русских над турками). Вслед затем он направился к зап. берегу Крыма, произвел здесь высадку (первое вторжение русских в Крым), разбил несколько татар. отрядов и опустошил побережье, после чего поплыл обратно вверх по Днепру. Крымский хан Девлет-Гирей долго преследовал русских во время движения их по Днепру, но "пошел прочь на спех", когда А. остановился у Монастырскаго острова и стал готовиться к бою. В 1560 г. А. снова был послан в Ливонию, где сначала начальствовал "нарядом" (артиллериею), а затем был вторым воеводой большого полка (первым воеводой был кн. А. М. Курбский). После взятия Феллина и поражения ливонцев под Виттенштейном (1560 г.) А. подвергся опале и был назначен воеводою в Феллин, а затем (в 1561 г.) казнен вместе со своим несовершеннолетним сыном Тархом. (Соловьев. История России, VI. Древн. Росс. Вивлиофика XIII. Лихачев. Разрядная книга, Царственная книга. Летописец русский, ч. V. Сказания кн. Курбскаго).

Адда

Статья большая, находится на отдельной странице.

Аделаар

АДЕЛААР (Аделер), почетное прозвище известнаго датско-голландскаго флотоводца Курта Сивертсена, род. в 1622 г. в Норвегии и поступившаго 15-летним мальчиком в голландский флот, где он служил под начальством знаменитаго адм. Тромпа. Перейдя вскоре на службу Венец. республики, которая вела в то время войну с Турцией, юноша в 23 года уже командовал кораблем и отличился в целом ряде морских боев, особенно при ос. Паросе в 1651 г. и в Дарданельских сражениях 1654 г. В 1660 г. венецианское правительство назначило его генерал-адмиралом. Все морския державы того времени приглашали молодого адмирала на свою службу, суля ему почет и богатство; в 1661 г. он вернулся в Голландию и получил здесь почетное имя Аделера, означающее "орел" - синоним смелости, быстроты и военной удали; через 2 года, по приглашению короля Фридриха III, А. перешел на датскую морскую службу, вместе с прославившимся впоследствии Юелем реорганизовал датский флот по образцу голландскаго, начал постройку галер в Бергене и был внесен в списки датскаго родового дворянства под именем Аделаар. А. умер в 1675 г., только что назначенный главнокомандующим датским флотом в войне со Швецией, перед самым открытием военных действий. В сочинениях на италианском языке его называют Курцием Суфридо Адельборст. Трофеи А. хранятся в Копенгагенском музее. (Chr. Bruun. Curt Sivertsen Adeler, en historisk Undersök, Kopenhagen, 1871).

Адельсон, Николай Осипович

АДЕЛЬСОН, Ник. Осип., ген.-от-кав., бывший Спб-ский комендант. Род. в 1829 г.; дворянин С.-Петерб. губ.; высш. образ. получил в С.-Петербург. и Дерптском унив-х. Воен. службу А. начал в 1849 г., поступив в л. гв. Уланский Его В. полк; в 1851 г. А. б. произведен в корнеты в тот же полк. С 1859 г. А. начал свою штабную службу, которую нес около 15-ти лет, будучи в 1859-1861 гг. ст. адъют. штаба 2-й гвард. кав. дивизии и 1864-1874 гг. - секретарем штаба войск гвардии и Петербург. воен. округа. В чине полковника в 1874 г. А. был назначен и. д. второго С.-Петербург. коменданта, а в 1875 г. произведен в ген.-маиоры с утверждением в той же должности; проявил особенную деятельность в 1877-78 гг., когда ему приходилось эвакуировать больных и раненых и размещать их по госпиталям. В 1879 г. А. был назначен в Свиту Е. И. В., а в 1882 г. - и. д. С.-Петербургскаго коменданта, в которой б. утвержден через 6 лет, будучи в 1888 г. произведен в ген.-лейт. Через 12 лет, оставаясь в той же должности, А. б. произведен в ген.-от-кавалерии; скончался 25 фев. 1901 г. За свою почти 50-лет. службу в офиц. чинах А. был награжден всеми орденами высших степеней до орд. св. Александра Невскаго включительно. Кроме того, он б. кавалером 25 иностр. орд. высших степеней. Отличаясь добрым сердцом и крайнею доступностию, А. охотно помогал, кому только могь, что сделало его имя популярным в нашей армии. ("Русск. Инвал." 1901 г., № 45).

Аден-порт

АДЕН-ПОРТ, главная угольная станция всех судов, проходящих Суэцким каналом. Собственно порт города А. называется Бандер Тауваги, он шириною около 8 м. м. с з. на в. и глубиною около 4 м. м.; коса его делит на две части. На рейде глубины от 4 до 6 м. саж., грунт - песок и ил; гавань допускает суда до 27 ф. углублением. Амплитуда приливов не более 7 ф.; суточное неравенство приливов очень велико, в квадратурах нередко наблюдается в сутки только один прилив и отлив. А. соединен телеграфными кабелями непосредственно с Бомбеем, Занзибаром, Перимом и Суэцом. А. порто-франко с 1850 г., оплате пошлин подлежат только: спиртные напитки, вина, опий, оружие и соль. Прежде отсюда вывозили много кофе, теперь он больше идет через порт Годейда. В 1907 г. торговый оборот был около 6 милл. р., в том же году около 1.469 торговых судов, почти исключительно паровых, с общею вместимостью в 3.000.000 т., посетили порт. Население всей Аденской територии в 1901 г. вместе с Перимом было - 43.974 ч. Климат нездоровый, наибол. температура воздуха в июне и июле 39° Ц., наименьш. в дек., 18° Ц.; воздух очень сухой, осадков очень мало, туманов вовсе не бывает. Больших исправлений по корпусу и машинам выполнить в А. нельзя, но малыя - можно. Есть пловучий док для судов не более 750 тонн; краны до 10 т. и стрелы, поднимающия до 50 т. Ежегодно в А. доставляется до 200.000 т. угля и 50.000 т. всегда находится в запасе. Нагрузка угля в гавани очень удобна для судов, не сидящих глубже 27 ф. На рейде нагрузка угля с лихтеров может прерываться непогодою, особенно при ю.-з. муссоне. А. порт представляет очень важную английскую станцию на пути между метрополией, Индией, Австралией и др. колониями Индийскаго ок. Порт А. сильно укреплен англичанами, содержащими в нем бригаду в составе двух баталионов пехоты, роты сапер, ½ эск. кавал. и 3-х креп. артил. рот. А. бригада входит в состав 10-й (Бирманск.) дивизии англо-инд. армии (содержание порта и крепости обходится Анг. ок. 1 мил. руб. в год). А. соединен подводным телеграфом с Перимом (4 кабеля), Суэцом (2 кабеля), Бомбеем (3 кабеля) и Занзибаром (1 кабель). Через Перим сообщение с Суакином, Обоком, Джибути, Шейк-Саид, Шейк-Ассаб и Масовой; через Занзибар - с Мозамбиком (Мадагаскар), Лоренцо-Маркец, Дурбаном, о-ми Сейшельскими, св. Маврикия и Австралией. Аден - город лежит в 4 м. мил. от порта, на песчаной равнине. Перед городом укрепленный о-в Сира.

Аденская територия

АДЕНСКАЯ ТЕРИТОРИЯ охватывает Аденский полуостр. и порт Перим; была объявлена английскою в 1839 г. и в административном отношении подчинена Бомбейскому губернатору. Она занимает около 180 кв. в. и имеет свыше 40.000 жителей. Внутри страны английское правительство заключило договоры с местными племенами и выдает им субсидии. По договору с Турцией 1903-1904 гг. была установлена пограничная линия от Шейк-Сайад у Перима до р. Баня.

Аденский залив

АДЕНСКИЙ ЗАЛИВ, часть Индийскаго океана, лежащая между берегом Африки, от пролива Баб-Эль-Мандебскаго до мыса Гвардафуй, и берегом Аравии. Широкое водное пространство, расположенное почти по параллели и слегка расширяющееся к востоку. Против порта Аден ширина залива 123 морск. мили (около 215 в.), а у в. конца - 180 м. м. (315 в.); длина залива от входа в Таджурскую губу на зап. до меридиана мыса Гвардафуй на вост. - около 450 м. м. (788 в.), а если считать до о-ва Сокотра, то и 600 м. м. (1050 в.). По берегам залива не существует ни одной реки; берега залива от Таджурской губы до Берберы (Африка) низменны и песчаны, горы лежат тут в 15-20 милях от берега; к в. от Берберы горы приближаются к берегу, образуя высоты от 500 до 1000 ф., за которыми поднимается цепь в 6000-7000 ф. высоты. Северные берега залива но большей части представляют песчаную равнину, в отдалении обрамленную высокими горами, совершенно голыми. Местами горы и тут подходят к берегу, как, напр., около Адена или у мыса Рас-Фартак, где берег обрывается в море утесом в 2.500 ф., также мыс Рас-Сакар, далее к в., видимый за 60 м. м. Глубины залива очень велики, в средней части более 1800 метр. и нередко - 2500-2700 метр. В заливе только два порта, имеющих значение: Джибути на крайнем з., главный порт французскаго протектората земли Сомали, и Аден по с. берегу залива; затем при входе в Красное море - Перим; последние два порта - главныя угольныя станции А. залива. С окт. по май, когда торговое движение особенно велико, в заливе дует довольно свежий муссон, принимающий в. или в.-с.-в. направление, в мае же здесь дуют переменные ветры, а с июня по сент. свежие з. ветры. Ураганы здесь редки. Приливы по сев. берегу имеют наибольшую амплитуду 6-7 ф. и в зал. Мазир - 10 ф., вдоль ю. берега - 8-9 ф.; приливныя течения неправильны. Общия же течения зависят от муссонов; при с.-в. муссоне оно идет к з. слабое; при ю.-з. - сильное на в. Климат очень жаркий, летом с ю. берега уходят даже туземцы в горы; температура воздуха доходит в середине лета до 43,5° Ц., в мае и сент. до 35-36° Ц. и ниже 21° Ц. (янв. - март) не спускается. Осадков выпадает очень мало. Для плавания судов залив не представляет почти никаких подводных опасностей.

Адербейджан

Статья большая, находится на отдельной странице.

Адиж

АДИЖ (Эч, древн. Атезиус), одна из самых значительных рек сев. Италии (ок. 400 верст), вытекающая из Ретийских Альп и недалеко от По, у Порто-Фоссоне, впадающая несколькими рукавами в Адриатическое море. Ея стратегическое значение доставило ей историческую известность; ея берега являлись свидетелями многих военных событий, из которых некоторыя оказывали решающее влияние на судьбу Италии. Будучи одной из больших рек Ломбардии, А. от своего устья до оз. Гарда и далее к Буссоленго, орошает волнообразн. местность, представляющую ряд превосходных позиций, из которых некоторыя были использованы в римскую эпоху и в средние века, а большинство из них приобрело известность в XVIII и XIX ст., когда сев. Италия сделалась классическим театром европ. войн. В Римскую эпоху имя Атезиуса упоминается у историков в период войны римлян с германскими варварами, тевтонами и кимврами, когда командование легионами было вверено в 101 г. до Р. Х. Марию. После того, как последнему удалось одержать победу над тевтонами, кимвры, со своими кельтскими союзниками на верхнем А., силою проложили себе путь в верхнюю Италию. Консул Квинт Лутаций Катул с своей слабой армией оказался не в силах удерживать альпийские проходы: тем не менее, в ожидании Мария, он попытался утвердиться на А., ниже нын. Тридента, для чего переправился на прав. берег реки, навел через нее пловучий мост и устроил на лев. берегу тет-де-пон, для разрушения котораго варвары бросали огромныя бревна. С большим трудом Катулу удалось отступить на соединение с Марием. По соединении с Катулом, Марий перешел в наступление и 30 июля 101 г. до Р. Х. на прав. берегу А. при Верцелахе разбил на-голову кимвров и этой победой на долгий срок обезопасил Италию от нашествия варваров. В средние века А. являлся свидетелем великаго переселения народов, часть которых хлынула в Италию и переправилась через Эч. В 403 г. король готов, знаменитый Аларих, имея намерение завладеть Зап. Римской Империей, с большой армией переправился через А. и только что хотел начать наступление к Медиолану (Милану), как к А. подоспел римский полководец Стилихон, который при Вероне разбил войска Алариха и отбросил их в Иллирию. В 490 г. король Италии Одоакр, в борьбе с Теодорихом Остготским два раза переходил через А. и дважды потерпел на этой реке сильное поражение, после чего остготы овладели всей Италией и основали там свое королевство. В 1337 г. император германский Людовик Баварский во время похода в Италию, сев. часть которой считалась леном германской империи, по пловучему мосту переправился через А. и, устроив свою армию, начал наступление к Милану. В эпоху истории новаго времени венецианская армия под нач. Альвино в 1515 г. переправилась через А. и двинулась на помощь своим союзникам-французам и неожиданным прибытием способствовала победе последних 13 и 14 сент. 1515 г. при Мариньяно. Италианская кампания Бонапарта 1796-97 г., главным образом, разыгралась по течению А. или в его непосредственной близости. Целым рядом сражений Бонапарт не допустил австрийцев деблокировать Мантую: 5 авг. 1796 г. при Кастильоне разбит Вурмзер, 4 сент. у Ровередо Давыдович, 8 сент. при Бассано - Вурмзер, 15-17 нояб. - трехдневная битва при Арколе, окончившаяся поражением Альвинци, 15 янв. 1797 г. победа Бонапарта при Риволи. В 1799 г. на берегах А. (при Пастренго 26 марта, при Вероне, Леньяго, Пароне и Маньяно) Шерер (46 тыс.) был разбит Краем (60 тыс.). А. сыграл видную роль и в австро-сардинской войне 1848-49 г. (G. Bodart. Militär-historisches Kriegs-Lexikon. Hardegg-Troschke. Anleitung zum Stidium d. Kriegsgeschichte. Rüstow. Die ersten Feldzüge Napoleon Bonaparte’s in Italien und Deutschland 1796-1797. Koch. Histoire Des guerres De la Révolution).

Р. Адиж.

Р. Адиж.

Адлерберг, Александр Владимирович, граф

АДЛЕРБЕРГ, граф, Александр Владим., ген.-ад., ген. от инф. (1818-1888), сын гр. Влад. Фед. А. Воспитывался вместе с Цесаревичем Александром Николаевичем, числясь в Пажеском Е. И. В. корп.; выпущен прапорщ. в л.-гв. Преображен. п. (1836 г.) с назначением состоять при Цесаревиче, и с тех пор почти неотлучно находился при Его Особе. В 1841 г., А. был командирован на Кавказ, в действующую армию, где и принял участие в дагестанской экспедиции. Будучи послан затем, по приказанию командов. отрядом, ген. Фези, к гл-щему с донесением, он с незначительным конвоем проехал через неприятельское расположение и, благополучно достигнув цели, остался при Чеченском отряде ген. Граббе, с которым и сделал потом всю экспедицию, при чем в деле при Казак-Кичу, во время перехода через реку Фортангу, командовал ротою Кабардинского полка и двумя казачьими орудиями, прикрывавшими правый фланг переправы. В 1850 г., полков. А. был назначен управляющ. канцел. Наследника и, во время путешествия Его Высочества по Кавказу, участвовал в деле при разбитии чеченской партии на р. Валерик, получив за отличие золот. полусаблю с надписью "за храбрость". При вступлении на престол Александра II, 19 февр. 1855 г., А. б. произведен в г.-м., с зачислением в Свиту Е. В. Затем, в течение нескольких лет, он заведывал особым отделением в.-пох. канц. для собственных дел Его Величества, управлял Импер. Гл. Квар. и командовал Собст. Е. В. конвоем; состоял членом комитета по делам книгопечатания и главн. упр-ия цензуры, докладывал Е. Вел-ву дела по воен. м-ству, а также присутствовал за военнаго министра в Государ. Сов., Комит. Мин. и друг. высш. учрежд.; наконец, управлял Министерством Двора и Уделов, совмещая сразу несколько должностей. В 1866 г., гр. А. был назначен членом Воен. и Госуд. Советов и чл. комит. для разсмотрения проектов воен.-суд. уст., в 1869 г., произведен в г.-от-инф., а в следующем году, состоялось назначение его м-ром Импер. Двора и уд. и канцлером российских орденов. В войну 1877-78 гг. А. состоял при гл. кварт. Государя и был назначен шефом 44 пех. Камчатскаго п. По смерти своего друга и благодетеля - Александра II, гр. А. удалился, по разстроенному здоровью, от занимаемых им должностей и в 1888 г. скончался. Состоя с самаго ранняго детства наиболее приближенным к Александру II-му лицом и пользуясь доверием Государя, гр. А. принимал деятельное участие во всех важнейших событиях Его царствования, нередко без облечения этого участия во внешния официальныя формы.

Гр. Адлерберг, Алек. Влад.

Гр. Адлерберг, Алек. Влад.

Адлерберг, Владимир Феодорович, граф

АДЛЕРБЕРГ, граф, Владимир Феодорович, ген.-ад., ген.-от-инф. (1792-1884), происходил из знатной шведской фамилии. Отец В. Ф. перешел из шведской службы в русскую и женился на Ю. Ф. Багговут, бывшей впоследствии главною воспитательницею велик. князей Николая и Михаила Павловичей. Это обстоятельство весьма сблизило А. с императором Николаем Павловичем, который всю свою жизнь питал к нему искреннюю, горячую дружбу. Произведенный в 1811 г. в прапорщики, А. в рядах л.-гв. Литовскаго (ныне л.-гв. Московский) полка принял участие в Отечественной войне и в заграничном походе, сражаясь при Витебске, Смоленске, Бородине, Тарутине, Малоярославце, Красном, Люцене, Бауцене, Кульме, Лейпциге, Бриенне, Арсис-сюр-Обе и под Парижем. Назначенный в 1817 г. адъют. к вел. кн. Николаю Павловичу, А. в июле того же года сопровождал его за границу для встречи августейшей невесты вел. князя, принцессы прусской Шарлотты, впоследствии императрицы Александры Феодоровны. При восшествии на престол импер. Николая I-го, 14 дек. 1825 г., А. был назначен фл.-ад-том Е. И. В. и принимал деятельное участие в трудах следств. комиссии по раскрытию тайных обществ и вообще но делу декабристов. В 1828 г. он сопровождал государя в действ. армию и находился при переправе через Дунай, при осаде Браилова, обложении Шумлы, осаде и сдаче кр. Варны, за что произведен в г.-м., с назначением в свиту Е. В., а затем пожалован и в г.-ад. С 1829 г. А. находился при государе во всех его путешествиях, состоя в должности нач. поход. Е. И. В. канцел. и чл. воен. сов. (с 1832 г.), председательствовал в особом комитете по устройству оруж. заводов и для составления положения об управлении ими (1835 г.); докладывал дела по учреждениям императрицы Марии и временно управлял в-ным м-ством (1836 г.). В 1842 г. состоялось назначение А. на должность главноначальствующаго почтовым департаментом, за время управления которым им были сделаны в почтовом вед. многия преобразования, способствовавшия облегчению почтовых сообщений. В 1843 г. А. был произведен в г.-от-инф., а в 1847 г. возведен, с нисходящим потомством, в графское Российской империи достоинство. Во время венгер. кампании, по случаю отсутствия гл-щаго действ. армией, г.-ф. кн. Паскевича, А. докладывал Государю дела оставшихся в Цар. Польском частей войск. По окончании кампании, Николай I собственноручно возложил на А. орд. Андрея Первоз. при особом Высочайшем рескрипте. В 1853 г. А. б. назначен м-ром Императ. Двора, с оставлением в прежних должностях, а в 1856 г. состоялось назначение его командующим Импер. Гл. Кварт., канцлером Рос. имп. и цар. орден., министром уделов, чл. секретнаго - впоследствии главнаго - комитета по крестьянскому делу и членом комит. для устройства быта крестьян: удельн., государ., дворц. и завод. 14 дек. 1861 г., в день 50-летия службы А. в офицер. чинах, он назначен был шефом 25 п. Смоленскаго п. и 5-й роты л.-гв. Московскаго п., а в 1864 г. - и шефом 85 п. Выборгскаго п. В 1870 г., по разстроенному здоровью, А. был уволен от занимаемых им должностей, с назначением членом Госуд. Совета и в 1884 г. скончался. Разнообразныя и многосторонния занятия гр. А. высоко ценились государями. Николай I-й, по духовному завещанию, назначил его своим душеприказчиком и оставил пенсию в размере 15 т. руб. "С Моего детства, сказано было в этом завещании, два лица были Мне друзьями и товарищами; дружба их ко мне никогда не изменялась. Генерал-адъютанта Адлерберга любил я, как родного брата, и надеюсь иметь в нем по конец жизни неизменнаго и правдиваго друга"… Александр II-й, в данном на имя А. рескрипте по случаю восшествия на престол, говорит, что Его Родитель питал к гр. А. безпредельную доверенность. "Пред вами не имел Он душевной тайны, - говорится в этом рескрипте, - с вами делил Он радость и горе. Его чистая прекрасная душа не могла не оценить ваших высоких достоинств, и Он, любя вас, как человека, радовался, что в подданном своем нашел Себе друга"… Имеются сведения, что гр. А. долго вель записки, рукопись которых, по повелению Александра II, поступила на хранение в надежное место. Записки эти, должны, без сомнения, иметь ценное значение для истории времени Николая I и первых лет царствования Александра II.

Гр. Адлерберг, Влад. Феод.

Гр. Адлерберг, Влад. Феод.

Адлерберг, Николай Владимирович, граф

АДЛЕРБЕРГ, граф, Николай Владим., сын графа Влад. Фед., род. в 1819 г. В 1838 г. по окончании курса в Пажеском Е. И. В. корп. и производстве в офицеры, А. был назначен фл.-адъют. Участвуя в воен. действиях на Кавказе в 1841-1842 гг., и в венг. камп. 1849 г., он получил за боев. отличия чин шт.-капитана, золот. оружие с надп. "за храбрость" и чин полковника. В 1852 г. А. был уволен, по болезни, в отставку с причислением к м-тву внутр. дел и с пожалованием в звание камергера Двора Е. В. В 1853 г. он был назначен таганрогскимь градоначальником, вновь зачислен на воен. службу и во время Крымской кампании, с 4 нояб. 1854 г. по 15 мая 1856 гг., состоял в должности воен. губ-ра г. Симферополя и гражданск. губ-ра Таврической губернии. В 1855 г. А. был произведен в ген.-м. с назначением в свиту Е. В., а через 2 года пожалован ген.-адъют. С 1856 г. он состоял при Императорской русской миссии в Берлине. Произведенный в 1861 г. в ген.-лейт. а в 1870 г. в ген.-от-инф., А. в течение 16 лет, с 1866 по 1881 гг., занимал должность финлянд. ген.-губ-ра и к-щаго войсками финлянд. воен. округа. 22 мая 1881 г. он был назначен членом Государ. Сов. Ум. 13 дек. 1892 г., в Мюнхене. Граф А. дважды совершил путешествие в Палестину: в 1845 и 1860 гг. В 1853 г. в Петербурге появилось описание этого путешествия под заглавием "Из Рима в Иерусалим". Описание второго путешествия появилось в 1867 г. в 2 том., на франц. яз. под заглавием "En Orient, impressions et réminiscences".

Адлеркрейц, Карл Иоганн, граф

АДЛЕРКРЕЙЦ, граф, Карл Иоганн, известн. шведский воен. деятель, род. в 1757 г. в Финляндии; принимал деятельное участие в войнах Швеции с Россией в 1788 г. и главн. образ. в 1808 г. В начале войны 1808 г. он командовал бригадой; после сражения при Кейкеле, вынужденный к отступлению через Тавастгус и далее по берег. дороге, выполнил удачно эту операцию в течение 2-х месяцев, несмотря на большия лишения. В 1808 г. А. было уже 50 лет, но он еще был полон сил и энергии; открытый, приветливый характер и личное мужество сделали имя его популярным в армии. Когда 3 апр., в сражении при Пюхеиоки, нач. штаба армии ген. Левенгольм был ранен и взят в плен, А. был назначен его заместителем. Имея громадное влияние на главнок-щаго, ген. Клингспора, А. сделался его вдохновителем и фактическим главою армии. Удачным боем под Сикаиоки, А. приостановил наступление русск. войск, и эта победа сильно способствовала подъему в шведских войсках упавшаго духа. 5 авг. А. вновь имел успех вместе с Кронштедтом: после нескольк. часов горячей схватки при Алаво, принудил русских к отступлению. Это сражение финские историки считают самым замечательным днем войны 1808 г. Несмотря на выдающуюся храбрость, А., однако, не был талантливым полководцем: "Чтобы руководить массами, ему недоставало спокойнаго сознания военачальника. Он отдавался первому порыву и бросал свои войска не туда, куда следовало, или соблазнялся боевой схваткой в ущерб позиции" (отз. шведск. истор. Норденсвана). После упорных боев при Оровайсе и Куортане, успех перешел на сторону русских, удержать Финляндию А. не удалось, тем не менее, подвиги личнаго мужества сделали его народным героем и были прославлены финск. поэтом Рунебергом. После войны 1808 г. А. вернулся в Швецию и, пользуясь общим неудовольствием против короля Густава IV, 13 мар. 1809 г. Арестовал его: с 5 адъютантами А. явился во дворец и объявил от имени главных государств. и военных сановников королю об его арестовании. Король растерялся и без труда был увезен в замок Дротнингсгольм. В кампанию 1813 г. А. был нач. штаба армии шведскаго наследн. принца Карла (Бернадотта), принимал личное участие в сражениях при Грос-Берене, Денневице и Лейпциге, и был награжден русск. орденом Георгия 2 степ. Ум. А. 21 авг. 1815 г. По смерти ему б. оказаны большия почести: его прах перенесли в "Шведский Пантеон" - в Риддаргольмскую церковь в Стокгольме; имя его доныне очень популярно в Финляндии: часто в учебн. завед. и обществ. учреждениях можно видеть его портреты и бюсты.

Адлеркрейц, гр., Карл Иоганн.

Адлеркрейц, гр., Карл Иоганн.

Адлерфельд, Густав

АДЛЕРФЕЛЬД, Густав, шведский воен. писатель. Занимая должность камергера Карла XII, он сопровождал его во время Северной войны и оставил после себя дневник с описанием воен. действий от начала войны до сражения под Полтавой; в этом сражении А. был убит пушечным ядром возле носилок Карла XII. Труд А., представляющий ценный источник для изучения Северн. войны, б. издан его сыном в 1740 г. в Амстердаме под заглавием: "Histoire militaire de Charles XII, Roi de Suéde, depuis l’an 1700 jusqu’a la bataille de Pultawa en 1709, écrite par ordre exprés de Sa Majesté par Mr. Gustave Adlerfeld, Chambellan du Roi".

Административная должность

Статья большая, находится на отдельной странице.

Административная служба

АДМИНИСТРАТИВНАЯ СЛУЖБА, служба на административной должности, - один из видов государствен. службы вообще. Как форма этой последней, она предполагает определенную обязательную деятельность должностнаго лица от имени и в целях государства. Основным элементом военно-А. службы является то, что каждый военнослужащий, участвуя своею деятельностью, непосредственно или косвенно, в осуществлении задач вооруженной борьбы государства, всецело лежащих на армии, тем самым, по сравнению с гражданск. службой той же категории, обязывается более интенсивно проявлять качества верности и преданности государству. В то же время военно-А. службе присущи и те общия требования, которыя особенно свойственны службе строевой, а именно - чинопочитание, повиновение начальникам, сохранение служебн. тайны, обязанности исполнения долга и достойнаго поведения. Налагая обязанности, А. служба, как и всякая другая государствен. служба, вместе с тем предоставляет служащим известныя права и почетныя преимущества (право на содержание, награды, отпуски и пенсии и проч.).

Административные войска

АДМИНИСТРАТИВНЫЯ ВОЙСКА. Этим термином иногда обозначаются войсковыя части и команды, не предназначенныя непосредственно для боевых целей, а несущия разнаго рода административныя, хозяйственныя и другия вспомогательныя функции. Роль А. войск крайне важна, а значение их настолько велико, что немыслимо представить себе современную армию, жизнь которой могла бы протекать нормально, без трений, при отсутствии названных частей и команд, так как самое существование массовых армий всецело зависит от надлежащей организации всей административной части и своевременнаго удовлетворения разнообразных потребностей войск. В нашей армии к категории А. войск должны быть отнесены следующия части и команды: а) части и команды вспомогательнаго назначения, б) войска местныя, в) дисциплинарныя части, г) воен.-судебное, д) воен.-учебное ведомства и е) Аму-Дарьинская флотилия. Все эти части включены по закону (кн. III, V и VII С. В. П.) в состав воен. вед. К А. же войскам должен быть отнесен и состоящий в ведении мин. финансов отдельный корпус пограничной стражи, который имеет воен. организацию, подчинен воен. подсудности, и, будучи расположен вдоль всей нашей сухопутной границы, в воен. время получает и большое воен. значение. В русской военной истории к категории А. войск относились войска гарнизонныя и внутренняя стража. А. войска существуют и в иностранных армиях, где к ним относятся, главным образом, обозныя части, полевыя жандармския части, штабныя войска (для ординарческой службы) и различныя тыловыя учреждения - полев. хлебопекарни, конския депо и т. п.

Административные распоряжения по военному ведомству

АДМИНИСТРАТИВНЫЯ РАСПОРЯЖЕНИЯ ПО ВОЕН. ВЕДОМСТВУ. См. Военное управление.

Административный порядок увольнения от службы

Статья большая, находится на отдельной странице.

Администрация военная

Статья большая, находится на отдельной странице.

Администрация военная как наука

Статья большая, находится на отдельной странице.

Администрация военно-морская

АДМИНИСТРАЦИЯ ВОЕННО-МОРСКАЯ разсматривает вопросы образования, устройства и содержания военно-морских сил соответственно современному состоянию военно-морского искусства. В виду того, что на устройство и содержание флота имеют сильное влияние предшествовавшия традиции, характер народа и политический строй государства, в.-м. А. в каждом государстве имеет самобытный отпечаток. Тем не менее, изучение военной истории указывает на существование нескольких основных принципов, на которых должно быть построено устройство и содержание морских вооруженных сил. Эти принципы получают большее или меньшее развитие в зависимости от характера войны, к которой готовятся, местных условий, характера народа и особенностей государственнаго строя. В.-м. А. говорит: а) об устройстве и содержании флота, разделении его на категории активнаго и резервнаго, соединении отдельных судов в боевые организмы, управлении флотом и ведении хозяйства на судах флота; б) об устройстве и содержании операционных баз флота, их составе и подразделении; в) о сооружении флота, т.-е. составе и подразделении заводов, необходимых для его постройки и управлении заводами; г) о комплектовании флота и всех его управлений офицерами, нижними чинами и гражданскими чинами и о прохождения службы в морском ведомстве; д) о центральном управлении флотом, подразделении, круге ведения служащих и ведении хозяйства в центральном управлении и е) о мобилизации флота. Литература предмета в.-м. А. столь же богата фактическим материалом, как бедна научными изследованиями. Фактическим материалом служат морския законоположения различных государств, описание морских вооруженных сил и т. п. Научных изследований,обнимающих всю в.-м. А., почти не имеется, но есть много статей по отдельным вопросам, помещавшихся в периодических изданиях. Систематических курсов в.-м. А. нет ни на русском, ни на иностранных языках. Первой попыткой научной обработки предмета на русском языке является "Очерк устройства управления флотом в России и иностранных государствах" кап. 2-го ранга А. Г. фон-Витте, издан. 1907 г. Курс в.-м. А. в России читается в Николаевской морской академии.

Адмирал

Статья большая, находится на отдельной странице.

Адмирал 5 Портов

АДМИРАЛ 5 ПОРТОВ (Admiral of the Cinque Ports). В Англии, когда еще не было особой морской силы, принадлежащей государству, береговые жители нескольких приморских округов, взамен различных привилегий, главным образом, по ведению морской торговли и рыбной ловли (в числе привилегий была и такая: свобода жениться на ком угодно), должны были в военное время поставлять корабли и содержать их на свой счет. Обязанности округов постепенно сосредоточились в повинность 5 приморских портов (Hastings, Romney, Hythe, Dover и Sandwich). Потом к ним присоединялись особыми королевскими хартиями и другие порты, которые получали такия же привилегии, но название "Cinque Ports" продолжало сохраняться. Так, напр., король Ричард Львиное Сердце, во время крестоваго похода, подписал в Мессине 27 марта 1191 г. хартию, дающую привилегии жителям двух городов (Rye и Winchelsea) в обмен на обязательство их содержать два военных корабля, которые должны были входить в контингент кораблей, содержимых одним из пяти портов (Hastings). Так как войны возникали в те времена очень часто и тянулись долго, то содержание военнаго флота становилось в конце-концов не под силу пяти портам, то между ними и короной установилось соглашение, по которому на порты падало содержание кораблей только в первые 15 дней войны, после чего государство принимало это содержание на себя. Сначала суда каждаго из пяти портов имели особаго начальника (captain), потом из них принято было выделять двух, которые и командовали соединенным флотом, и тут впервые (1297 г.), в отличие от других, они называются адмиралами (Admirals of Cinque Ports), а в 1298 г. это звание присвоивается одному из начальников морских контингентов 5 портов. Это звание упоминается впервые (как в 1297, так и в 1298 году) при назначении жалованья от казны. Когда адмиралов было два, они ежедневно получали по шиллингу, а остальные начальники (captains) по полшиллинга. Через год, когда адмирал стал один, жалованье, как ему, так и остальным начальникам (captains), было увеличино вдвое (2 и 1 шиллинг). Название admiral и captain было очень неустойчиво и часто возвращались к старым названиям - "justices", "leaders and overnors", "leaders and constablec", "keepers of the Sea-coast", "captains of the King’s Sailors and mariners of the Cinqe Ports". Вместе с тем иногда (напр., в 1297 г.) при сношения и договорах с другими государствами это звание подымалось до "Адмирала короля Англии" (Admiral of the Sea of the King of England). По мере создания государственнаго флота звание Адмирала 5 портов понемногу теряло свое значение, он уже подчинялся адмиралу королевскаго флота и после XVI века это звание уже не упоминается в истории английскаго флота.

"Адмирал Макаров"

"АДМИРАЛ МАКАРОВ", броненосный крейсер, постр. в 1907 в Тулоне на верфи Forges et Chantiers de la Méditerrannéе, назван в память в.-ад. Степана Осиповича Макарова. Водоизм. его 7762 тонны, длина 450 ф., шир. 57 фт. и углуб. 21½ фт. Механизмы, состоящие из двух машин тройн. расшир. и 26 Бельвил. котлов, развивают 16500 индик. сил и дают крейсеру 21 уз. ход. Дальность плавания разсчитана на 3300 м. миль, при запасе угля в 1020 тонн. Броневая защита состоит из двух поясов: нижняго - толщ. от 8 дм. до 3 дм. и верхняго - толщ. 23/8 дм. Палуба защищена 2 дм. броней и боевая рубка 6¼ дм. броней. Артил. вооруж. состоит из II - 8 дм. ор. в 45 кал. в двух башнях, защищенных 6 дм. броней, VIII - 6 дм. ор. в 45 кал., расположенных в батар. палубе, XXVI скоростр. пушек и IV пулеметов. Минное вооружение составляют 2 подвод. мин. аппарата. Экипаж состоит из 23 офицеров и 570 нижних чинов. Совершенно однотипными с А. М. судами, но с несколько иным бронированием, являются крейсеры "Паллада" и "Баян", заложенные в Спб. Нов. Адмиралтействе одновременно с А. М., но значительно позже законченные.

"Адмирал Нахимов"

"АДМИРАЛ НАХИМОВ", броненосный крейсер, постр. в Спб., на Балтийском заводе, в 1885 г., водоизм. 7780 тонн, длина 340 фт., шир. 61 фт. и углуб. 26½ фт. Механизмы развивали 8000 индик. сил и давали крейсеру на пробе скорость 17 узл. Артил. вооружение составляли VIII - 8 дм. ор. в 4 башнях, X - 6 дм. ор. в батар. палубе и несколько скор. пушек, а минное три мин. аппарата. Во время русско-японской войны А. Н. вошел в состав 2-й эскадры Тихаго океана уже старым крейсером, состоял во II брон. отряде под командой капит. 1 р. Родионова и погиб 15 мая 1905 года, в Цусимском бою. В дневном бою 14 мая А. Н., идя в кильватер бр-цу "Наварин", получил много пробоин и серьезных повреждений. Особенно пострадали башни, дымовыя трубы и надстройки. Надводныя, но близкия к ватерлинии, пробоины способствовали впоследствии потоплению крейсера, когда он получил крен от минной пробоины. Палуба А. Н. была пробита во многих местах. Очень серьезныя повреждения нанес крейсеру 12 д. снаряд, попавший в правый борт: он разорвался в носовом отделении батарейной палубы и произвел такое сотрясение корпуса, что носовая башня осела и перестала вращаться. В кормовой башне был испорчен гидравлический привод, в батарее выведены из действия осколками снарядов часть 6 дм. орудий, на верхней палубе - большая часть скоростр. артиллерии. Внутренняя и наружная сигнализация была разбита в начале боя. Осколки снарядов проникли даже в кочегарныя отделения, разбивая паровыя трубы и механизмы. Прожекторы, шлюпки, вентиляторы и переговорныя трубы сильно пострадали в артиллерийском бою. По свидетельству командира, большую помощь людям оказывали траверсы и обвесы, сделанные из сетей заграждения, набитых койками, и перлиней, свободно подвешенных. Благодаря принятым перед боем мерам, крейсер сравнительно мало страдал от возникавших пожаров и не выходил из строя. С наступлением темноты, когда прекратился артиллерийский бой, начались минныя атаки. В 9-м часу вечера А. Н. получил минную пробоину в носовой части, при чем была перебита вторая переборка и повреждены соседния. Вода быстро хлынула в таранное отделение и через поврежденный переборки стала затоплять бомбовые, патронные и минные погреба. Крейсер сел носом и получил крен около 9 градусов на правый борт. Безпрерывной работой по перетаскиванию угля из носовых ям к утру удалось выправить крен. Но очень ветхия переборки сдавали, вода заливала все большее число отсеков, и крейсер сталь медленно погружаться носом. Благодаря полученным повреждениям, ход А. Н. значительно уменьшился и крейсер отстал от эскадры. Наставшая ночь позволила ему укрыться от миноносцев и подвести пластырь. Не имея возможности догнать эскадру и не надеясь долго продержаться на воде, командир А. Н. повернул на запад; к корейскому берегу. Но было уже поздно: нос крейсера садился все глубже. Убедившись в близкой гибели корабля, командир направил его на показавшийся вдали берег о. Цусима. Не желая затоплять корабля на мелководьи, застопорили машину милях в 5 от берега, на глубине 50 саж. Спуск уцелевших шлюпок и катера был очень затруднителен, - все спусковыя устройства были перебиты. Раненых первыми свезли на берег. Во время работ по снятию экипажа вдали показались японский миноносец и пароход "Садо-Мару", которые и остановились, наблюдая за происходящим. От неприятельск. судов отвалили две шлюпки, подошли к полупогруженному А. Н. и предложили командиру перейти на миноносец; получив отказ, непр. шлюпки отошли обратно. С появлением японских судов командир А. Н. приказал открыть кингстоны и это еще ускорило погружение крейсера. Кап. 1 ран. Родионов оставался на корабле, распоряжаясь спасением команды, до полнаго его погружения в воду. Повернувшись на правый борт, носом вперед, А. Н. скрылся под водой. Некоторое время спустя рыбакам удалось спасти из воды командира крейсера и часть команды, не нашедшей места на шлюпках.

Крейсер "Адмирал Нахимов".

Крейсер Адмирал Нахимов

"Адмирал Сенявин"

"АДМИРАЛ СЕНЯВИН", брон-ц берег. обороны, участвовавший в бою при Цусиме. По своим кораблестроительным элементам и вооружению совершенно тождествен с однотипным брон-сцем "Генерал-Адмирал Апраксин". Вместе с последним А. С. входил в состав эскадры к.-адм. Небогатова и под командой кап. 1-го р. Григорьева 1-го совершил поход до Цусимы, где и б. сдан неприятелю на второй день боя, по сигналу, поднятому к.-ад. Небогатовым. В настоящее время состоит в списках японскаго флота и носит название "Миношима".

"Адмирал Ушаков"

Статья большая, находится на отдельной странице.

Адмиралтеец

АДМИРАЛТЕЕЦ или АДМИРАЛТЕТС, звание, принадлежавшее глав. начальнику над строением военных судов на Дону при Петре Великом. Первым адмиралтейцем был комнатный стольник Федор Матвеевич Апраксин (впоследствии генерал-адмирал и граф). Он занимал эту должность с 1700 до 1707 г.; этим же званием был пожалован начальник олонецкой корабельной верфи Ал-р Вас. Кикин. С прекращением в 1712 г. судостроения на Дону, должность А. была упразднена, Кикин переведен начальником петербургскаго и олонецкаго кораблестроения и назван адмиралтейств-советником. Звание А. после того не возстановлялось.

Адмиралтейская канцелярия (1707-1723 гг.)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Адмиралтейские Ижорские заводы

АДМИРАЛТЕЙСКИЕ ИЖОРСКИЕ ЗАВОДЫ. См. Ижорские заводы м. вед.

Адмиралтейские карты

АДМИРАЛТЕЙСКИЯ КАРТЫ (Admiralty charts), английския морския карты издания Гидрографическаго Департамента в Лондоне. Построены по системе меркаторской проекции; задачи, решаемыя с их помощью и пользование ими такия же, как и для русских морск. карт. В заглавии указываются: название моря, пределы карты, источники, по коим составлена карта и время ея составления. В примечаниях под заглавием приводятся магнитное склонение, перемены его, принятыя сокращения; дается указание от какого нуля считаются высоты и в каких единицах выражены, а также указываются отступления от обычных правил, которыя по каким-либо причинам сделаны на данной карте, а потому надо принять за обязательное правило, прежде чем пользоваться картою, прочесть все примечания. Масштаб приводится только на картах, где не разбита сетка, т.-е. на крупных планах; на них начерчены обыкнов. два линейн. масштаба, - один для широты, другой для долготы. Долготы считаются от Гринвича. Карты и планы начерчены но истинному меридиану, т.-е. правая и левая рамки совпадают с этим меридианом. Разстояния даются в морских милях и кабельтовах или в ярдах (ярдъ=3 ф.). Глубины приводятся к средней малой воде обыкнов. сизигийнаго прилива и выражены в саженях 6 ф-й меры или в футах, о чем упомянуто под заголовком карты. На одной и той же карте все глубины - в однородн. единицах. На картах обозначается также скорость приливнаго течения в узлах и долях узла; направление течения обозначается стрелками, период его обознач. условно, отмечается также прикладной час. Направления всякаго рода - створы, румбы и др. даны магнитныя и со стороны моря, т.-е. от наблюдателя к предмету, - противоположно русскому обозначению. Горизонты огней не наносятся, лишь отмечаются пунктиром пределы секторов освещения; дальность видимости огня указывается в подписи при самом огне. При пользовании картою надлежит обращать внимание на коректуру: время, когда на карту нанесены небольшия поправки, означается в лев. нижн. углу карты под рамкой двумя цифрами - латинской (месяц) и арабской (год): (Small correction) III-07. Большия исправления (Large corrections) указываются под серединой нижней рамки с указанием месяца и года. Относительно надписей у маяков, условных обозначений и обозначения румбов см. Руководство для чтения русских и англ. морск. карт, изд. Главнаго Гидрогр. Упр. в Спб., где, кроме того, приведены система ограждения в английских водах, система правописания, принятая на картах и в лоциях и приложен словарь, облегчающий чтение англ. карт и лоций.

Предыдущая страница Следующая страница