Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "А" (часть 6, "АДМ"-"АЗО")
АДМИРАЛТЕЙСКИЯ КОНТОРЫ. См. Адмиралтейств-Коллегия. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АДМИРАЛТЕЙСКИЙ ДЕПАРТАМЕНТ. См. Адмиралтейств-Коллегия. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АДМИРАЛТЕЙСКИЙ ЯКОРЬ. См. Якорь1.
[1] Материал словаря, содержащий информацию, на которую указывает эта ссылка, опубликован не был |
АДМИРАЛТЕЙСКОЕ ЧЕРНОМОРСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ. См. Адмиралтейств-Коллегия. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АДМИРАЛТЕЙСТВО, место на берегу моря или реки, приспособленное для постройки, ремонта и вооружения кораблей. А. имеет один или несколько стапелей (см. Стапель), которые иногда прикрываются каменными или металлическими зданиями, называемыми элингами, для защиты от непогоды. А. снабжаются мастерскими для постройки и сборки частей, приспособлениями для передвижения и погрузки тяжестей; для последней цели служат краны разнаго рода: башенные, катающиеся, склоняющиеся и пловучие. Хорошее А. должно иметь возможно длинную береговую линию, приспособленную для свободной стоянки вдоль ея достраивающихся и вооружающихся судов. Наконец, А. снабжается магазинами для хранения строительных материалов, предметов судового вооружения и снабжения. Иногда для постройки судов вместо стапелей служат сухие доки (см. Доки), т.-е. осушенные бассейны, которые сообщаются с морем, когда судно построено и может всплыть. Большое значение для производительности А., удобства и экономичности постройки в нем судов имеет размещение стапелей (или доков), мастерских и магазинов; взаимное расположение их должно быть таково, чтобы материал совершал возможно меньший путь и двигался бы лишь по одному направлению, без поворота назад. Для этой цели стапели располагаются нормально к берегу, судостроительныя мастерския сзади стапелей под прямым углом к ним и, наконец, склады материалов сзади мастерских, в части А., ближайшей к магистральному рельсовому пути, или к другим путям сообщения. Однако, кроме нескольких новейших иностранных А., такое взаиморасположение встречается редко. В России казенныя А. имеются в С.-Петербурге, Севастополе, Николаеве и Кронштадте. В С.-Петербурге находятся: 1) Главное А., на левом берегу р. Невы и в центре города; с 1704 по 1844 г. здесь строились корабли, в настоящее время береговая часть територии уступлена городу, здание Г. А. перестроено и служит лишь помещением для центральных учреждений Морск. Министерства и некоторых учреждений Спб. порта. 2) Новое А. на том же левом берегу р. Н., но ниже по ея течению; здесь постройка гребных судов (галер) началась в 1713 году; в 1800 г. имп. Павел I построил первые элинги для больших судов и дал Адм-ству название "Новаго" в отличие от существовавшаго и ранее Главнаго А. В настоящее время Н. А. представляется весьма несовременным не только по оборудованию, но и по расположению своих построек; элинги также узки и коротки для больших кораблей, а територия А. не позволяет даже произвести рациональную перестройку его; стапелей три, из коих два закрытых. 3) А. Галернаго островка, в устье р. Невы, наиболее совершенное из Петербургск. А-ств; с 1908 г. оно перешло в состав Адмиралтейскаго судостроительнаго завода. 4) А. Гребного порта занимает прекрасную и обширную територию в конце Васильевскаго острова, но совершенно не оборудовано и утилизируется лишь для мелкаго ремонта миноносцев и других небольших судов. В Севастополе: Лазаревское А. имеет один открытый стапель и двойной Мортонов элинг для вытаскивания из воды судов до 3000 тонн; мастерския оборудованы слабо. А. в Николаеве расположено на р. Ингуле, при ея впадении в Ю. Буг, в разстоянии ок. 60 вер. от устья последняго, почему является хорошо защищенною внутреннею базой для ремонта судов флота. Територия весьма большая, расположение элингов (4) и мастерских неправильное; размеры наибольшаго из элингов недостаточны для современных судов. В Кронштадте имеются несколько А., но все они оборудованы исключительно для ремонта судов; новыя постройки в них не производятся. Кронштадтския А. разделяются на три главныя части: Доковое А., Новое А. и пароходный завод. В первом из них сосредоточены судостроительныя мастерския, в последнем - механическия. Устарелость, плохое оборудование и большое удаление мастерских от доков для крупных судов составляют главные недостатки Кр. А. Кроме перечисленных, имеются ремонтныя мастерския во Владивостоке и в Порте Импер. Александра III (Либаве). Из иностранных А. заслуживают упоминания: в Германии: Кильское (самое большое), Вильгельмсгафенское (с громадным бассейном для достройки судов) и Данцигское; во Франции: в Тулоне, старинное А. с необычайно большой береговой линией (до 33 клмтр.); в Бресте самое большое франц. А., в Шербурге - главным образом ремонтное А. и друг. В Италии главное судостроит. А. в Кастелламаре, а ремонтныя в Неаполе Специи, Венеции (где также строятся новыя суда). В Австрии А. в Поле. В Англии: в Портсмуте, Девонпорте, Чатаме, Пемброке, Розите. В С. А. Соед. Штатах: в Нью-Иорке, Бостоне, Норфольке и Вашингтоне (Судостроительные заводы, Н. И. Дмитриев и В. В. Колпычев. Морской сборник, 1904 г. Военное судостроение на казенных верфях Петербурга, А. П. Шершова. 1908 г.). |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АДРИАНОПОЛЬ (турецкий Эдирне, болгарский Одрин), укрепленный главный город Адрианопольскаго вилаета, на р. Марице, при впадении в нее рр. Тунджи и Арды. Город получил свое имя от римскаго императора Адриана. Является узлом главных сухопутных путей сообщения, ведущих от нижняго Дуная и южных проходов Балканскаго хребта к Босфору, Мраморному морю и Дарданелам. В их числе через А. проходит главная ж. д. артерия Турции Белград-София-Филиппополь-А.-Константинополь. Благодаря такому расположению, А. имеет важное стратегическое значение. В 1361 г. А. был взят султаном Мурадом I и до взятия Константинополя оставался столицею османов. В 1829 г. А. сдался без боя графу Дибичу, после чего здесь же был заключен мир России с Турцией. В 1878 г. А. был вторично занят русскими войсками: 8 янв. в город, оставленный властями и войсками, вступил без боя передовой отряд г.-м. Струкова, состоявший из полков 1 лейб-драгунскаго Московскаго и 1 уланскаго С.-Петербургскаго, а 10 янв. сюда же подошли, под нач. г.-л. Скобелева 2-го: 61 пех. Владимирский и 118 пех. Шуйский полки, 11 стрелк. батал. и 4 оруд. 19 янв. в А. было подписано перемирие с турками и предварительныя условия мира. Как крепость, А. представляет из себя укрепленный лагерь, оборонительную линию котораго составляет пояс полудолговременных фортов, окружающих город в разстоянии от 3 до 9 килом. от него, на протяжении до 40 килом. Форты, укрепления и батареи А., общим числом в настоящее время до 30, частью переделаны из старых редутов и батарей, построенных еще до русско-турецкой войны 1877-78 гг., частью возведены вновь в позднейшее время. Форты удалены другь от друга примерно на 2 килом. Оборонительное артил. вооружение крепости надо определять приблизительно в 200-250 современных орудий. Как укрепленный лагерь, А. может вместить в себе значительную армию. В мирное время в А. располагается армейский корпус из 2-х пехотн. дивизий с соответственным количеством артиллерии, кавалерии и прочих войск, общей численностью до 25 тыс. чел. |
АДРИАНОПОЛЬСКИЙ ТРАКТАТ, заключенный с Турцией 2 сент. 1829 г., предоставил России важныя преимущества. Россия приобрела все острова, находящиеся в дельте Дуная, хотя правый берег реки остался попрежнему во владении турок, получила также Анапу, Ахалцых и Ахалкалаки. Отдельным актом было постановлено, что Молдавия и Валахия составляют вассальныя княжества с собственным управлением и с обязательством платить дань Турции, границей с которой должна была служить р. Дунай. Порта обязывалась возвратить Сербии 6 округов, от нея отторгнутых, и христианскому населению Сербии обезпечивались: свобода вероисповедания, народное и независимое управление, безопасность личности и свобода торговли. Русским подданным предоставлялась в Турции полная свобода торговли и свобода плавания по Черному морю. Босфор и Дарданеллы должны были быть открыты для купеческих судов всех наций. Наконец, А. т. была признана независимость Греции. До уплаты турками контрибуции наши войска занимали княжества и Силистрию. Николай I считал Адрианопольский мир "самым славным из когда-либо заключенных". Хотя Россия по этому трактату получила немного, но Турция потеряла очень много, т. к. от нея фактически были отторгнуты Греция, Сербия и княжества. (Н. Епанчин. Очерк похода 1829 г. в Евр. Турции, 1907 г., ч. III). |
АДРИАТИЧЕСКИЯ ЭКСПЕДИЦИИ. См. Русско-французск. мор. войны 1798-1800 и 1804-1807 гг.1
[1] Материал словаря, содержащий информацию, на которую указывает эта ссылка, опубликован не был |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АДСКАЯ ЦЕПЬ. Под этим названием известный франц. воен. инжен. и ученый Белидор предложил (в нач. XVIII в.) для крепостей, не имеющих контр-мин. галлерей, оборонительное средство в виде ряда фугасов в одну или несколько линий, взрываемых поодиночке или группами. Расположенныя под гласисом, дном рва или валгантом креп. верков и состоящия из знач. числа боченков с порохом, А. цепи предназначались для уничтожения своими взрывами осадн. работ, производимых противником вблизи них. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АДСКИЙ ОГОНЬ, название, прилагаемое к горючим составам, которыми пробовали заменить т. наз. греческий огонь, приготовлявшийся, как известно, в глубокой тайне, и секрет приготовления котораго так и не сделался достоянием истории. В наст. время - время жел. брони, взрывчатых веществ чудовищной мощности и взрывания мин на разстоянии - подобные составы не представляют практическ. интереса. Но и поныне встречаются изследователи, работающие над раскрытием секрета изготовления греч. огня. Существуют сведения, что одним из подобных изследователей, французом Дюпре, в 1758 г. был предложен какой-то горючий состав, назван. им А. о. и горящий под водою, кот. был испытан в Гавре, при чем посредством его была сожжена дерев. шлюпка, находившаяся на большом разстоянии в открытом море. Однако, более подробных сведений о составе этого А. о. не имеется, т. к., по преданию, франц. король Людовик XV, движимый человеколюбием, купил секрет этого "чудовищнаго вещества" и тем воспрепятствовал его распространению. |
АДУА. См. Абиссино-Италианская война 1895-96 г. |
АДЪЮНКТ-профессор, помощник профессора. В воен. академиях А-ми в силу ст. ст. 107-128 XV кн. С. В. П. 1869 г. изд. I, назывались помощники профессоров, на которых возлагалось чтение части курса или самостоятельнаго его отдела, а также заведывание практич. занятиями, совместно с профессорами. Избирались они, по преимуществу, из преподавателей академии, после защиты диссертаций. По освобождении вакансии профессора они замещали кафедру без всякаго испытания. Л. полагались лишь при кафедрах главных предметов. В 1892 г. звание А. упразднено (пр. по воен. вед. № 67) и профессора воен. ак. разделены на ординарных и экстраординарных. |
АДЪЮТАНТ (aide de camp, Adjutant) - офицер, состоящий лично при командующем какой-нибудь частью войск или заведывающем какой-либо частью военнаго управления, а также и офицер, заведывающий делопроизводством в штабе или управлении. В наших войсках звание А. установлено Петром В.; должность эта встречалась и в войсках царя Алексея Михайловича, но под именем есаулов. По воинск. уст. Петра В., в А. должны б. избираться "умные, трудолюбивые и храбрые молодые люди", дабы они могли "указы высших своих принадлежащим образом объявлять и отнюдь ничего не запомнить (не забыть): понеже оттого много зависит и временем все войско поступать имеет. Молодому человеку нигде так военному обыкновению обучиться не можно, как в сем чине". (1 П. С. З. V, № 3006). Адъютанты при Петре В. разделялись на три разряда: генерал-адъютанты, генеральс-адъютанты1, флигель-адъютанты2. (См. каждое из этих слов). Звания генерал-А. и флигель-А. сохранились и в последующия царствования. В настоящее время у нас личные А. положены только при членах Императорской Фамилии и высших воен. нач-ках до ком-ров корпусов включительно. Затем ныне имеются А., заведывающие делопроизводством в штабах и упр-иях; они называются: 1) старшими - в высших инстанциях, начиная от штабов дивизий и соответствующих им по кругу деятельности упр-ий и кончая отделами воен. окружн. упр-ий и полевого управления армии. В некоторых штабах и управлениях при старших А-тах положены еще помощники. Старшие А. исполняют обязанности начальников отделений, а их помощники - столоначальников. Некоторыя из должностей старших А. по штатам должны быть замещаемы офицерами генеральнаго штаба, а прочия - строевыми офицерами; 2) бригадными - в артиллерийск. и стрелк. бригадах; 3) полковыми - в пех., кавал., креп. артил. полках; они заведывают строевою частью полков. канцелярий, полков. архивами и литографиями, управляют командами конных ординарцев, писарскою, музыкантскою и трубаческою (в кавалерии); ведут журнальную часть и всю переписку, за исключением относящейся до хозяйственной части, а в строю исполняют особыя обязанности, указанныя в строев. уставе; 4) баталионными и дивизионными (в артиллерии), обязанности которых определяются строев. уставами и которые ведут все делопроизводство в б-нах и д-нах и исполняют различныя служебныя поручения. Наконец, для исполнения некоторых обязанностей по гарнизонной службе полагаются коменд. А. (прежние плац-адъютанты). Адъютантам личным, старшим и комендант. присвоен особый обще-адъютантский мундир, с отличиями для числящихся по кавалерии и пехоте. Всем им, сверх того, положен аксельбант по цвету пуговиц. Прочие А. носят мундир своей части, с аксельбантами из уланскаго этишкетнаго шнура. Назначение старших А. (не генер. штаба) в штабы корпусов, дивизий, в упр-ия инспекторов артил. корпуса, штабы сап. бригад, а также в артил. бригады, дивизионы и во все полки предусмотрено статьями 208, 231, 309, 393, 411, 458, 590, 658, 661 и др. кн. V. С. В. П. 1869 г., изд. 2-е, а старших А. в окруж. штабы и окруж. артил. упр-ия - ст. ст. 179 и 298 кн. II С. В. П. 1869 г., изд. 3-е. - В иностр. армиях также существуют А.; назначение их и обязанности те же, что и в рус. армии. Лишь во Франции должность А. носит несколько иной характер: там А. заведывают обучением унт.-офиц. и капралов части, дежурят по полку; имеются во Франции А. и из нижних чинов, занимающие положение выше фельдфебелей, обязанные наблюдать за унт.-офиц. в ротах. - Для А., ведущих в нашей армии делопроизводство, существ. весьма распространенное, официально рекомендованное "Руководство для А." В. Н. Зайцева, выходящее в последнее время под редакцией И. И. Защука и выдержавшее уже 11 изданий.
[1] Статья, на которую указывает данная ссылка, в оригинале отсутствует. |
АЗАПЛИ (Азаблы), сел. в Болгарии в 25 вер. к с. от ж. д. узла Семенли-Тырново. 17 июля 1877 г. герц. Николай Макс. Лейхтенбергский выслал от прав. колонны передового отряда (долженствовавшей наступать от Ески-Загры к Ени-Загре) 2-й эск. 9-го гус. Киевскаго п., под ком. маиора Кареева, с указанием дойти до Азапли (в 20 вер. на ю.-в. от Ески-Загры) и разведать к ю. от этого сел. и к ст. Карабунар. Дойдя безпрепятственно до назначеннаго пункта, Кареев выслал разъезды в указанных направлениях, но, выйдя около 6 час. в. на выручку своего разъезда, был окружен пятью сотн. черкесов и обстрелян артиллериею; при этом обнаружилось на прав. его фланге до 3 таборов пехоты. Эск-ну удалось прорваться с потерею всего 2 лошадей. Этот эпизод, в связи с другими данными, обнаружил концентрическое наступление турецких войск к Ески-Загре; по донесению Кареева турецкая артиллерия к ночи дошла до Арабаджикиоя (12 вер. к ю.-в. от Ески-Загры). 17 и 18 июля колонна герц. Лейхтенбергскаго имела дела с колонной Реуфа-паши к в. от Ески-Загры, а 19-го Сулейман-паша атаковал Ески-Загру с ю. (Сборник материалов по русско-турецкой войне 1877-78 гг. на Балканском полуострове, вып. 24). |
"АЗАРД", 16-пушечная французская шебека (легкое посыльное судно), взятая 17 февраля 1806 г. на абордаж пятью русскими гребными судами под прикрытием шхуны "Экспедицион" у Кастель-Нуово, в зал. Бокка-ди-Каттаро (Адр. море). Вошедшая под тем же именем в состав эскадры адм. Сенявина, шебека принимала участие в военных действиях против французов у берегов Далмации: участвовала во взятии крепости Курцало, в бомбардировке Новой Рагузы и укреплений острова св. Марка; самостоятельно захватила на острове Лисса 10 пушек в двух крепостях и несколько человек французов. |
АЗБЕСТ, название целаго ряда различных волокнистых минералов сложнаго химич. состава, относящихся к известковым и магнезиальным солям кремнекислоты и отличающихся огнестойкостью, откуда и получилось название (по греч. азбестос - несгораемый). Различают, глав. обр., две разновидности А.: амиант или горный лен - более чистая разновидность, с нежными волокнами и шелковистым блеском, и обыкновенный А. Главнейшия разрабатываемыя залежи А. в Канаде, в Австралии, в Тироле, в России в Перм. губ. (Невьянский завод, около котораго находится целая гора преимущ. горнаго льна; ежег. добыча ок. 1 т. тон.) и в некот. др. местах. Из А. давно уже изготовлялась пряжа раздроблением его ударами на отдельныя волокна после отделения от сопровождающих горных пород, вымачиванием в воде, разрыхлением в трепальных машинах, чесанием наподобие пакли и затем сучением в более или менее толстыя нити, нередко смешиваемыя со льном или хлопчат. бумагою. В таком виде А. находит довольно широкое применение в воен. деле и в технике: для изготовления упругаго венца грибовидн. обтюратора системы Банжа для артил. орудий с поршнев. затворами, для обертывания пуль в пулеметн. патронах, для упругой прокладки между стеклянным прожекторным зеркалом-рефлектором и ложем для него в металлич. корпусе прожектора, для одежды котлов и труб в походн. кухнях, для сальниковых набивок у паров. машин, для обертки паропроводов с целью предохранения их от охлаждения, наконец, для изготовления несгораемых тканей. Обрабатывая А. наподобие писчебумажной массы, приготовляют из нея азбестовый картон (уралит - один из подобных продуктов, приготовлявшихся с 1896 г. на одном из заводов близ Спб.; ныне завод этот бездействует; азбестонит - изготовляется на Невьян. зав.) для обивки крыш и стен деревян. построек с противопожарными целями. А. имеет также применение в кораблестроении и морском машиностроении, как изолирующий от тепла и уплотняющий материал. В рыхлом, расчесанном виде А-м наполняются промежутки между двойными стенками (прогарами) паровых котлов, холодильных камер судового рефретиратора и проч. Сплоченный и прошитый в виде матрасов А. употребляется для обшивки судовых переборок, отделяющих помещения с высокой температурой от тех, где не должно быть нагревания (артиллерийских минных погребов). В виде пряжи А. употребляется для набивки сальников некоторых подшипников судовых механизмов, особенно подвергающихся действию пара. Азбестовый картон служит хорошим уплотняющим материалом в соединениях паровых трубопроводов, а также как прокладка при установке на судах различных клапанов, фланцев и дельных вещей. Для изоляции судовых паропроводов от потери температуры, а следовательно, и давления заключающагося в них пара, А. имеет широкое применение, как в виде матрасов, так и в виде картона. Применение А. на судах для изоляции помещений, соприкасающихся с наружным воздухом, не получает значительного распространения в силу одного крупнаго недостатка А. - его гигроскопичности (Н. Лудзский, Азбест и его применение в технике, Спб., 1896 г. Мельников, Азбест и его разновидности. Горн. Ж. 1886 г. Jones. Asbestos, its properties, occurence and uses, Лондон, 1890 г.). |
АЗДРУБАЛ, имя целаго ряда крупных деятелей и вождей Карфагена, участников борьбы его с Римом в Пунических войнах. Наиболее известны 4 вождя этого имени: 1) А., зять Амилькара Барка (отца Аннибала), замышлявшаго распространить владения Карфагена на Испанию, дабы, сделав его материковой державой, отсюда потрясать Рим. По смерти Амилькара (228 г. до Р. Х.), А. с успехом выполнял его замыслы, начальствуя карфагенскими войсками в Испании. Здесь он распространил завоевания до р. Эбро и основал гор. Новый Карфаген (ныне Картагена). В 220 г. убит изменнически рабом; после того войска подняли на щит Аннибала (23 лет), считая его одного достойным преемником после погибшаго любимаго вождя. 2) А. Барка, брат Аннибала. По уходе Аннибала из Испании в Италию, принял здесь начальство над войсками. Действуя смело и искусно в тылу Аннибала, он, однако, за отдаленностью разстояния, мало облегчал наступательное движение последняго против римлян. В 208 г. до Р. Х., после долгих представлений Аннибала карфагенскому сенату о помощи, сенат, наконец, двинул в Италию А. с 60-тыс. армией. Аннибал в это время находился в Ю. Италии, сильно страдая от затяжной борьбы и непривычных для его войск условий жизни. Но и римляне тоже находились в тяжелом положении. Быстрое движение А. позволило бы Аннибалу нанести последний удар Риму. Но А. сделал роковую ошибку, повернувшую весь ход войны, а следовательно, и всю жизнь тогдашняго политическаго мира, к печальному для Карфагена концу. А. задержался у Плаценцы (Пьяченцы) ради самой осады этого пункта, не оправдываемой никакой другой необходимостью. Вследствие этого, римляне, заслонясь против Аннибала и обманув его усиленной разстановкой охранения, напрягли все свои силы против А., и после усиленнаго движения консул Клавдий Нерон разбил А. (207 г.) на р. Метавре, при чем сам А. пал в этом бою. Насколько Аннибал понимал значение поступка и смерти А., показывают его слова, когда ему подбросили в стан мертвую голову А.: "В этой голове я вижу судьбу Карфагена". 3) А., сын Гискона: заменил А. Барка в Испании, по уходе его в Италию. Когда римляне перенесли войну в Африку, А. был вызван туда из Испании. Здесь, желая спасти отечество, он заключил союз с царем нумидийским Сифаксом. Поступок этот объясняется исключительным значением, которое имела в Пунических войнах легкая нумидийская конница. Однако, он не удержал нумидийцев на стороне Карфагена и сражение при Заме (202 г.) было проиграно Аннибалом, гл. обр., благодаря переходу нумидийской конницы на сторону римлян после поражения А. и Сифакса Сципионом Африканским в 203 г. 4) А., защитник Карфагена от осады Сципиона после поражения Аннибала под Замой. Отбиваясь шаг за шагом, А. заперся, наконец, в храме Эскулапа и здесь долго оборонялся, но не выдержал до конца и сдался. (Шлоссер. Всемирная история. Михневич. История военн. искусства). |
АЗИАТСКАЯ РОССИЯ. См. Российская Империя1.
[1] Материал словаря, содержащий информацию, на которую указывает эта ссылка, опубликован не был |
АЗИАТСКАЯ ТУРЦИЯ. См. Турция1.
[1] Материал словаря, содержащий информацию, на которую указывает эта ссылка, опубликован не был |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
"АЗИЯ", посыльное и учебное судно Балтийскаго флота, переделано из коммерч. парохода, купленнаго в 1878 г. в Филадельфии (С. Ш. С. А.) на заводе Крампа. По своему водоизмещению и размерам оно близко подходит к двум другим таким же пароходам, купленным тогда же и там же и получившим названия "Африка" и "Европа"; так, "Азия" имеет 2250 тн. при длине 270 фт., "Африка" - 2780 тн. при длине 271 фт. и "Европа" - 3160 тн. при длине 307 фт. Покупка этих судов была вызвана следующими обстоятельствами: успехи русскаго оружия в войне с Турцией с 1877-78 гг. вызвали вмешательство Англии, опасавшейся чрезмернаго усиления России. Чтобы отвлечь внимание Англии было решено произвести морскую демонстрацию на ея торговых путях, для чего, за неимением в русском флоте быстроходных крейсеров, приобрести таковые в Соед. Штатах Сев. Америки, дружественной России. Быстро набрав комплект команды и офицеров, экспедиция вышла 1 апреля 1878 г. из Балтийскаго порта на пароходе Гамб.-Амер. линии "Цимбрия" и 16-го апреля уже была в Америке. Через несколько дней после этого весь мир знал о решительной мере, предпринятой русскими, т. к. местныя газеты быстро разнесли весть о покупке крейсеров и о русском крейсерстве в океане. На заводе Крампа в Филадельфии были куплены быстроходные по тому времени пароходы "Columbia", "Saratoga" и "State of California", переименованные в крейсеры "Азия", "Африка" и "Европа". Командиром перваго был назначен к.-лейт. Авелан, второго - к.-лейт. Алексеев, третьяго - к.-лейт. Гриппенберг. Работа по перестройке и приспособлению судов для крейсерских целей шла с редкой быстротой, и 21 декабря "Европа" и "Азия", покончив все расчеты с берегом, вышли в океан. Отойдя мили три от берега, они спустили американские флаги и при криках "ура" подняли свои военные русские. 27 декабря проделала то же самое и "Африка", и все три крейсера направились в Россию. В пути к ним присоединился еще четвертый крейсер, построенный специально на верфи Крампа - "Забияка", имевший редкую в то время скорость 15 узлов и законченный постройкой необыкновенно быстро (в 9 месяцев). |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
"АЗОВ", название 7 судов русскаго флота. Это название носили: 1) 54-пуш. корабль, участвовал в войне со шведами при императ. Елизавете; 2) гекбот на Волге; 3) корабль Азовской флотилии, "новоизобретенный 2-го разряда 2-х мачтовый", 16-пуш., участвовал в 1773 г. - в делах против турок в отряде к. 1 р. Сухотина и к. 2 р. Кинсбергена и в 1784 г. - в Керченском сраж. под нач. к-ад. В. Чичагова; 4) 74-пуш. корабль, спущ. в Архангельске, под командой М. П. Лазарева участвовал в Наваринском бою, за который пожалован небывалым до того отличием, георгиевским кормовым флагом и вымпелом к нему. Эта регалия была пожалована всем кораблям 12-го экипажа, в котором состоял А. (см. Наваринский бой). Последующие корабли назывались "Память Азова": 5 и 6) 74-пуш. корабли, в боях не участвовали; 7) крейсер 1-го ранга П. А. под флагом Наследника Цесаревича, ныне благополучно царствующаго Государя Императора Николая Александровича, ходил в кругосветное плавание в 1890-91 гг. Теперь он переделан в минный заградитель, переименован в "Ладога" и служит в Балтийском флоте. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |