Приглашаем посетить сайт

Русский язык (rus-yaz.niv.ru)

Военная энциклопедия (1911-1915)
Статьи на букву "А" (часть 6, "АДМ"-"АЗО")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 6, "АДМ"-"АЗО")

Адмиралтейские конторы

АДМИРАЛТЕЙСКИЯ КОНТОРЫ. См. Адмиралтейств-Коллегия.

Адмиралтейские поселения

Статья большая, находится на отдельной странице.

Адмиралтейский департамент

АДМИРАЛТЕЙСКИЙ ДЕПАРТАМЕНТ. См. Адмиралтейств-Коллегия.

Адмиралтейский приказ (1700-1712 гг.)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Адмиралтейский судостроительный завод

Статья большая, находится на отдельной странице.

Адмиралтейский якорь

АДМИРАЛТЕЙСКИЙ ЯКОРЬ. См. Якорь1.

[1] Материал словаря, содержащий информацию, на которую указывает эта ссылка, опубликован не был

Адмиралтейское Черноморское управление

АДМИРАЛТЕЙСКОЕ ЧЕРНОМОРСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ. См. Адмиралтейств-Коллегия.

Адмиралтейств-Коллегия (1718-1827 гг.)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Адмиралтейство

АДМИРАЛТЕЙСТВО, место на берегу моря или реки, приспособленное для постройки, ремонта и вооружения кораблей. А. имеет один или несколько стапелей (см. Стапель), которые иногда прикрываются каменными или металлическими зданиями, называемыми элингами, для защиты от непогоды. А. снабжаются мастерскими для постройки и сборки частей, приспособлениями для передвижения и погрузки тяжестей; для последней цели служат краны разнаго рода: башенные, катающиеся, склоняющиеся и пловучие. Хорошее А. должно иметь возможно длинную береговую линию, приспособленную для свободной стоянки вдоль ея достраивающихся и вооружающихся судов. Наконец, А. снабжается магазинами для хранения строительных материалов, предметов судового вооружения и снабжения. Иногда для постройки судов вместо стапелей служат сухие доки (см. Доки), т.-е. осушенные бассейны, которые сообщаются с морем, когда судно построено и может всплыть.

Большое значение для производительности А., удобства и экономичности постройки в нем судов имеет размещение стапелей (или доков), мастерских и магазинов; взаимное расположение их должно быть таково, чтобы материал совершал возможно меньший путь и двигался бы лишь по одному направлению, без поворота назад. Для этой цели стапели располагаются нормально к берегу, судостроительныя мастерския сзади стапелей под прямым углом к ним и, наконец, склады материалов сзади мастерских, в части А., ближайшей к магистральному рельсовому пути, или к другим путям сообщения. Однако, кроме нескольких новейших иностранных А., такое взаиморасположение встречается редко.

В России казенныя А. имеются в С.-Петербурге, Севастополе, Николаеве и Кронштадте. В С.-Петербурге находятся: 1) Главное А., на левом берегу р. Невы и в центре города; с 1704 по 1844 г. здесь строились корабли, в настоящее время береговая часть територии уступлена городу, здание Г. А. перестроено и служит лишь помещением для центральных учреждений Морск. Министерства и некоторых учреждений Спб. порта. 2) Новое А. на том же левом берегу р. Н., но ниже по ея течению; здесь постройка гребных судов (галер) началась в 1713 году; в 1800 г. имп. Павел I построил первые элинги для больших судов и дал Адм-ству название "Новаго" в отличие от существовавшаго и ранее Главнаго А. В настоящее время Н. А. представляется весьма несовременным не только по оборудованию, но и по расположению своих построек; элинги также узки и коротки для больших кораблей, а територия А. не позволяет даже произвести рациональную перестройку его; стапелей три, из коих два закрытых. 3) А. Галернаго островка, в устье р. Невы, наиболее совершенное из Петербургск. А-ств; с 1908 г. оно перешло в состав Адмиралтейскаго судостроительнаго завода. 4) А. Гребного порта занимает прекрасную и обширную територию в конце Васильевскаго острова, но совершенно не оборудовано и утилизируется лишь для мелкаго ремонта миноносцев и других небольших судов. В Севастополе: Лазаревское А. имеет один открытый стапель и двойной Мортонов элинг для вытаскивания из воды судов до 3000 тонн; мастерския оборудованы слабо. А. в Николаеве расположено на р. Ингуле, при ея впадении в Ю. Буг, в разстоянии ок. 60 вер. от устья последняго, почему является хорошо защищенною внутреннею базой для ремонта судов флота. Територия весьма большая, расположение элингов (4) и мастерских неправильное; размеры наибольшаго из элингов недостаточны для современных судов. В Кронштадте имеются несколько А., но все они оборудованы исключительно для ремонта судов; новыя постройки в них не производятся. Кронштадтския А. разделяются на три главныя части: Доковое А., Новое А. и пароходный завод. В первом из них сосредоточены судостроительныя мастерския, в последнем - механическия. Устарелость, плохое оборудование и большое удаление мастерских от доков для крупных судов составляют главные недостатки Кр. А. Кроме перечисленных, имеются ремонтныя мастерския во Владивостоке и в Порте Импер. Александра III (Либаве). Из иностранных А. заслуживают упоминания: в Германии: Кильское (самое большое), Вильгельмсгафенское (с громадным бассейном для достройки судов) и Данцигское; во Франции: в Тулоне, старинное А. с необычайно большой береговой линией (до 33 клмтр.); в Бресте самое большое франц. А., в Шербурге - главным образом ремонтное А. и друг. В Италии главное судостроит. А. в Кастелламаре, а ремонтныя в Неаполе Специи, Венеции (где также строятся новыя суда). В Австрии А. в Поле. В Англии: в Портсмуте, Девонпорте, Чатаме, Пемброке, Розите. В С. А. Соед. Штатах: в Нью-Иорке, Бостоне, Норфольке и Вашингтоне (Судостроительные заводы, Н. И. Дмитриев и В. В. Колпычев. Морской сборник, 1904 г. Военное судостроение на казенных верфях Петербурга, А. П. Шершова. 1908 г.).

Адмиралтейств-Совет

Статья большая, находится на отдельной странице.

Адрианополь

АДРИАНОПОЛЬ (турецкий Эдирне, болгарский Одрин), укрепленный главный город Адрианопольскаго вилаета, на р. Марице, при впадении в нее рр. Тунджи и Арды. Город получил свое имя от римскаго императора Адриана. Является узлом главных сухопутных путей сообщения, ведущих от нижняго Дуная и южных проходов Балканскаго хребта к Босфору, Мраморному морю и Дарданелам. В их числе через А. проходит главная ж. д. артерия Турции Белград-София-Филиппополь-А.-Константинополь. Благодаря такому расположению, А. имеет важное стратегическое значение. В 1361 г. А. был взят султаном Мурадом I и до взятия Константинополя оставался столицею османов. В 1829 г. А. сдался без боя графу Дибичу, после чего здесь же был заключен мир России с Турцией. В 1878 г. А. был вторично занят русскими войсками: 8 янв. в город, оставленный властями и войсками, вступил без боя передовой отряд г.-м. Струкова, состоявший из полков 1 лейб-драгунскаго Московскаго и 1 уланскаго С.-Петербургскаго, а 10 янв. сюда же подошли, под нач. г.-л. Скобелева 2-го: 61 пех. Владимирский и 118 пех. Шуйский полки, 11 стрелк. батал. и 4 оруд. 19 янв. в А. было подписано перемирие с турками и предварительныя условия мира. Как крепость, А. представляет из себя укрепленный лагерь, оборонительную линию котораго составляет пояс полудолговременных фортов, окружающих город в разстоянии от 3 до 9 килом. от него, на протяжении до 40 килом. Форты, укрепления и батареи А., общим числом в настоящее время до 30, частью переделаны из старых редутов и батарей, построенных еще до русско-турецкой войны 1877-78 гг., частью возведены вновь в позднейшее время. Форты удалены другь от друга примерно на 2 килом. Оборонительное артил. вооружение крепости надо определять приблизительно в 200-250 современных орудий. Как укрепленный лагерь, А. может вместить в себе значительную армию. В мирное время в А. располагается армейский корпус из 2-х пехотн. дивизий с соответственным количеством артиллерии, кавалерии и прочих войск, общей численностью до 25 тыс. чел.

Адрианопольский трактат

АДРИАНОПОЛЬСКИЙ ТРАКТАТ, заключенный с Турцией 2 сент. 1829 г., предоставил России важныя преимущества. Россия приобрела все острова, находящиеся в дельте Дуная, хотя правый берег реки остался попрежнему во владении турок, получила также Анапу, Ахалцых и Ахалкалаки. Отдельным актом было постановлено, что Молдавия и Валахия составляют вассальныя княжества с собственным управлением и с обязательством платить дань Турции, границей с которой должна была служить р. Дунай. Порта обязывалась возвратить Сербии 6 округов, от нея отторгнутых, и христианскому населению Сербии обезпечивались: свобода вероисповедания, народное и независимое управление, безопасность личности и свобода торговли. Русским подданным предоставлялась в Турции полная свобода торговли и свобода плавания по Черному морю. Босфор и Дарданеллы должны были быть открыты для купеческих судов всех наций. Наконец, А. т. была признана независимость Греции. До уплаты турками контрибуции наши войска занимали княжества и Силистрию. Николай I считал Адрианопольский мир "самым славным из когда-либо заключенных". Хотя Россия по этому трактату получила немного, но Турция потеряла очень много, т. к. от нея фактически были отторгнуты Греция, Сербия и княжества. (Н. Епанчин. Очерк похода 1829 г. в Евр. Турции, 1907 г., ч. III).

Адриатические экспедиции

АДРИАТИЧЕСКИЯ ЭКСПЕДИЦИИ. См. Русско-французск. мор. войны 1798-1800 и 1804-1807 гг.1

[1] Материал словаря, содержащий информацию, на которую указывает эта ссылка, опубликован не был

Адриатическое море

Статья большая, находится на отдельной странице.

Адская цепь

АДСКАЯ ЦЕПЬ. Под этим названием известный франц. воен. инжен. и ученый Белидор предложил (в нач. XVIII в.) для крепостей, не имеющих контр-мин. галлерей, оборонительное средство в виде ряда фугасов в одну или несколько линий, взрываемых поодиночке или группами. Расположенныя под гласисом, дном рва или валгантом креп. верков и состоящия из знач. числа боченков с порохом, А. цепи предназначались для уничтожения своими взрывами осадн. работ, производимых противником вблизи них.

Адские машины

Статья большая, находится на отдельной странице.

Адский огонь

АДСКИЙ ОГОНЬ, название, прилагаемое к горючим составам, которыми пробовали заменить т. наз. греческий огонь, приготовлявшийся, как известно, в глубокой тайне, и секрет приготовления котораго так и не сделался достоянием истории. В наст. время - время жел. брони, взрывчатых веществ чудовищной мощности и взрывания мин на разстоянии - подобные составы не представляют практическ. интереса. Но и поныне встречаются изследователи, работающие над раскрытием секрета изготовления греч. огня. Существуют сведения, что одним из подобных изследователей, французом Дюпре, в 1758 г. был предложен какой-то горючий состав, назван. им А. о. и горящий под водою, кот. был испытан в Гавре, при чем посредством его была сожжена дерев. шлюпка, находившаяся на большом разстоянии в открытом море. Однако, более подробных сведений о составе этого А. о. не имеется, т. к., по преданию, франц. король Людовик XV, движимый человеколюбием, купил секрет этого "чудовищнаго вещества" и тем воспрепятствовал его распространению.

Адуа

АДУА. См. Абиссино-Италианская война 1895-96 г.

Адъюнкт-профессор

АДЪЮНКТ-профессор, помощник профессора. В воен. академиях А-ми в силу ст. ст. 107-128 XV кн. С. В. П. 1869 г. изд. I, назывались помощники профессоров, на которых возлагалось чтение части курса или самостоятельнаго его отдела, а также заведывание практич. занятиями, совместно с профессорами. Избирались они, по преимуществу, из преподавателей академии, после защиты диссертаций. По освобождении вакансии профессора они замещали кафедру без всякаго испытания. Л. полагались лишь при кафедрах главных предметов. В 1892 г. звание А. упразднено (пр. по воен. вед. № 67) и профессора воен. ак. разделены на ординарных и экстраординарных.

Адъютант

АДЪЮТАНТ (aide de camp, Adjutant) - офицер, состоящий лично при командующем какой-нибудь частью войск или заведывающем какой-либо частью военнаго управления, а также и офицер, заведывающий делопроизводством в штабе или управлении. В наших войсках звание А. установлено Петром В.; должность эта встречалась и в войсках царя Алексея Михайловича, но под именем есаулов. По воинск. уст. Петра В., в А. должны б. избираться "умные, трудолюбивые и храбрые молодые люди", дабы они могли "указы высших своих принадлежащим образом объявлять и отнюдь ничего не запомнить (не забыть): понеже оттого много зависит и временем все войско поступать имеет. Молодому человеку нигде так военному обыкновению обучиться не можно, как в сем чине". (1 П. С. З. V, № 3006). Адъютанты при Петре В. разделялись на три разряда: генерал-адъютанты, генеральс-адъютанты1, флигель-адъютанты2. (См. каждое из этих слов). Звания генерал-А. и флигель-А. сохранились и в последующия царствования. В настоящее время у нас личные А. положены только при членах Императорской Фамилии и высших воен. нач-ках до ком-ров корпусов включительно. Затем ныне имеются А., заведывающие делопроизводством в штабах и упр-иях; они называются: 1) старшими - в высших инстанциях, начиная от штабов дивизий и соответствующих им по кругу деятельности упр-ий и кончая отделами воен. окружн. упр-ий и полевого управления армии. В некоторых штабах и управлениях при старших А-тах положены еще помощники. Старшие А. исполняют обязанности начальников отделений, а их помощники - столоначальников. Некоторыя из должностей старших А. по штатам должны быть замещаемы офицерами генеральнаго штаба, а прочия - строевыми офицерами; 2) бригадными - в артиллерийск. и стрелк. бригадах; 3) полковыми - в пех., кавал., креп. артил. полках; они заведывают строевою частью полков. канцелярий, полков. архивами и литографиями, управляют командами конных ординарцев, писарскою, музыкантскою и трубаческою (в кавалерии); ведут журнальную часть и всю переписку, за исключением относящейся до хозяйственной части, а в строю исполняют особыя обязанности, указанныя в строев. уставе; 4) баталионными и дивизионными (в артиллерии), обязанности которых определяются строев. уставами и которые ведут все делопроизводство в б-нах и д-нах и исполняют различныя служебныя поручения. Наконец, для исполнения некоторых обязанностей по гарнизонной службе полагаются коменд. А. (прежние плац-адъютанты). Адъютантам личным, старшим и комендант. присвоен особый обще-адъютантский мундир, с отличиями для числящихся по кавалерии и пехоте. Всем им, сверх того, положен аксельбант по цвету пуговиц. Прочие А. носят мундир своей части, с аксельбантами из уланскаго этишкетнаго шнура. Назначение старших А. (не генер. штаба) в штабы корпусов, дивизий, в упр-ия инспекторов артил. корпуса, штабы сап. бригад, а также в артил. бригады, дивизионы и во все полки предусмотрено статьями 208, 231, 309, 393, 411, 458, 590, 658, 661 и др. кн. V. С. В. П. 1869 г., изд. 2-е, а старших А. в окруж. штабы и окруж. артил. упр-ия - ст. ст. 179 и 298 кн. II С. В. П. 1869 г., изд. 3-е. - В иностр. армиях также существуют А.; назначение их и обязанности те же, что и в рус. армии. Лишь во Франции должность А. носит несколько иной характер: там А. заведывают обучением унт.-офиц. и капралов части, дежурят по полку; имеются во Франции А. и из нижних чинов, занимающие положение выше фельдфебелей, обязанные наблюдать за унт.-офиц. в ротах. - Для А., ведущих в нашей армии делопроизводство, существ. весьма распространенное, официально рекомендованное "Руководство для А." В. Н. Зайцева, выходящее в последнее время под редакцией И. И. Защука и выдержавшее уже 11 изданий.

[1] Статья, на которую указывает данная ссылка, в оригинале отсутствует.

Азапли

АЗАПЛИ (Азаблы), сел. в Болгарии в 25 вер. к с. от ж. д. узла Семенли-Тырново. 17 июля 1877 г. герц. Николай Макс. Лейхтенбергский выслал от прав. колонны передового отряда (долженствовавшей наступать от Ески-Загры к Ени-Загре) 2-й эск. 9-го гус. Киевскаго п., под ком. маиора Кареева, с указанием дойти до Азапли (в 20 вер. на ю.-в. от Ески-Загры) и разведать к ю. от этого сел. и к ст. Карабунар. Дойдя безпрепятственно до назначеннаго пункта, Кареев выслал разъезды в указанных направлениях, но, выйдя около 6 час. в. на выручку своего разъезда, был окружен пятью сотн. черкесов и обстрелян артиллериею; при этом обнаружилось на прав. его фланге до 3 таборов пехоты. Эск-ну удалось прорваться с потерею всего 2 лошадей. Этот эпизод, в связи с другими данными, обнаружил концентрическое наступление турецких войск к Ески-Загре; по донесению Кареева турецкая артиллерия к ночи дошла до Арабаджикиоя (12 вер. к ю.-в. от Ески-Загры). 17 и 18 июля колонна герц. Лейхтенбергскаго имела дела с колонной Реуфа-паши к в. от Ески-Загры, а 19-го Сулейман-паша атаковал Ески-Загру с ю. (Сборник материалов по русско-турецкой войне 1877-78 гг. на Балканском полуострове, вып. 24).

"Азард"

"АЗАРД", 16-пушечная французская шебека (легкое посыльное судно), взятая 17 февраля 1806 г. на абордаж пятью русскими гребными судами под прикрытием шхуны "Экспедицион" у Кастель-Нуово, в зал. Бокка-ди-Каттаро (Адр. море). Вошедшая под тем же именем в состав эскадры адм. Сенявина, шебека принимала участие в военных действиях против французов у берегов Далмации: участвовала во взятии крепости Курцало, в бомбардировке Новой Рагузы и укреплений острова св. Марка; самостоятельно захватила на острове Лисса 10 пушек в двух крепостях и несколько человек французов.

Азбест

АЗБЕСТ, название целаго ряда различных волокнистых минералов сложнаго химич. состава, относящихся к известковым и магнезиальным солям кремнекислоты и отличающихся огнестойкостью, откуда и получилось название (по греч. азбестос - несгораемый). Различают, глав. обр., две разновидности А.: амиант или горный лен - более чистая разновидность, с нежными волокнами и шелковистым блеском, и обыкновенный А. Главнейшия разрабатываемыя залежи А. в Канаде, в Австралии, в Тироле, в России в Перм. губ. (Невьянский завод, около котораго находится целая гора преимущ. горнаго льна; ежег. добыча ок. 1 т. тон.) и в некот. др. местах. Из А. давно уже изготовлялась пряжа раздроблением его ударами на отдельныя волокна после отделения от сопровождающих горных пород, вымачиванием в воде, разрыхлением в трепальных машинах, чесанием наподобие пакли и затем сучением в более или менее толстыя нити, нередко смешиваемыя со льном или хлопчат. бумагою. В таком виде А. находит довольно широкое применение в воен. деле и в технике: для изготовления упругаго венца грибовидн. обтюратора системы Банжа для артил. орудий с поршнев. затворами, для обертывания пуль в пулеметн. патронах, для упругой прокладки между стеклянным прожекторным зеркалом-рефлектором и ложем для него в металлич. корпусе прожектора, для одежды котлов и труб в походн. кухнях, для сальниковых набивок у паров. машин, для обертки паропроводов с целью предохранения их от охлаждения, наконец, для изготовления несгораемых тканей. Обрабатывая А. наподобие писчебумажной массы, приготовляют из нея азбестовый картон (уралит - один из подобных продуктов, приготовлявшихся с 1896 г. на одном из заводов близ Спб.; ныне завод этот бездействует; азбестонит - изготовляется на Невьян. зав.) для обивки крыш и стен деревян. построек с противопожарными целями. А. имеет также применение в кораблестроении и морском машиностроении, как изолирующий от тепла и уплотняющий материал. В рыхлом, расчесанном виде А-м наполняются промежутки между двойными стенками (прогарами) паровых котлов, холодильных камер судового рефретиратора и проч. Сплоченный и прошитый в виде матрасов А. употребляется для обшивки судовых переборок, отделяющих помещения с высокой температурой от тех, где не должно быть нагревания (артиллерийских минных погребов). В виде пряжи А. употребляется для набивки сальников некоторых подшипников судовых механизмов, особенно подвергающихся действию пара. Азбестовый картон служит хорошим уплотняющим материалом в соединениях паровых трубопроводов, а также как прокладка при установке на судах различных клапанов, фланцев и дельных вещей. Для изоляции судовых паропроводов от потери температуры, а следовательно, и давления заключающагося в них пара, А. имеет широкое применение, как в виде матрасов, так и в виде картона. Применение А. на судах для изоляции помещений, соприкасающихся с наружным воздухом, не получает значительного распространения в силу одного крупнаго недостатка А. - его гигроскопичности (Н. Лудзский, Азбест и его применение в технике, Спб., 1896 г. Мельников, Азбест и его разновидности. Горн. Ж. 1886 г. Jones. Asbestos, its properties, occurence and uses, Лондон, 1890 г.).

Аздрубал

АЗДРУБАЛ, имя целаго ряда крупных деятелей и вождей Карфагена, участников борьбы его с Римом в Пунических войнах. Наиболее известны 4 вождя этого имени: 1) А., зять Амилькара Барка (отца Аннибала), замышлявшаго распространить владения Карфагена на Испанию, дабы, сделав его материковой державой, отсюда потрясать Рим. По смерти Амилькара (228 г. до Р. Х.), А. с успехом выполнял его замыслы, начальствуя карфагенскими войсками в Испании. Здесь он распространил завоевания до р. Эбро и основал гор. Новый Карфаген (ныне Картагена). В 220 г. убит изменнически рабом; после того войска подняли на щит Аннибала (23 лет), считая его одного достойным преемником после погибшаго любимаго вождя. 2) А. Барка, брат Аннибала. По уходе Аннибала из Испании в Италию, принял здесь начальство над войсками. Действуя смело и искусно в тылу Аннибала, он, однако, за отдаленностью разстояния, мало облегчал наступательное движение последняго против римлян. В 208 г. до Р. Х., после долгих представлений Аннибала карфагенскому сенату о помощи, сенат, наконец, двинул в Италию А. с 60-тыс. армией. Аннибал в это время находился в Ю. Италии, сильно страдая от затяжной борьбы и непривычных для его войск условий жизни. Но и римляне тоже находились в тяжелом положении. Быстрое движение А. позволило бы Аннибалу нанести последний удар Риму. Но А. сделал роковую ошибку, повернувшую весь ход войны, а следовательно, и всю жизнь тогдашняго политическаго мира, к печальному для Карфагена концу. А. задержался у Плаценцы (Пьяченцы) ради самой осады этого пункта, не оправдываемой никакой другой необходимостью. Вследствие этого, римляне, заслонясь против Аннибала и обманув его усиленной разстановкой охранения, напрягли все свои силы против А., и после усиленнаго движения консул Клавдий Нерон разбил А. (207 г.) на р. Метавре, при чем сам А. пал в этом бою. Насколько Аннибал понимал значение поступка и смерти А., показывают его слова, когда ему подбросили в стан мертвую голову А.: "В этой голове я вижу судьбу Карфагена". 3) А., сын Гискона: заменил А. Барка в Испании, по уходе его в Италию. Когда римляне перенесли войну в Африку, А. был вызван туда из Испании. Здесь, желая спасти отечество, он заключил союз с царем нумидийским Сифаксом. Поступок этот объясняется исключительным значением, которое имела в Пунических войнах легкая нумидийская конница. Однако, он не удержал нумидийцев на стороне Карфагена и сражение при Заме (202 г.) было проиграно Аннибалом, гл. обр., благодаря переходу нумидийской конницы на сторону римлян после поражения А. и Сифакса Сципионом Африканским в 203 г. 4) А., защитник Карфагена от осады Сципиона после поражения Аннибала под Замой. Отбиваясь шаг за шагом, А. заперся, наконец, в храме Эскулапа и здесь долго оборонялся, но не выдержал до конца и сдался. (Шлоссер. Всемирная история. Михневич. История военн. искусства).

Азиатская Россия

АЗИАТСКАЯ РОССИЯ. См. Российская Империя1.

[1] Материал словаря, содержащий информацию, на которую указывает эта ссылка, опубликован не был

Азиатская Турция

АЗИАТСКАЯ ТУРЦИЯ. См. Турция1.

[1] Материал словаря, содержащий информацию, на которую указывает эта ссылка, опубликован не был

Азинкур

АЗИНКУР, деревня во франц. департаменте Па-де-Кале. 25 окт. 1415 г., во время Столетней войны, здесь произошло решительное сраж. французов и англичан, давшее последним перевес на долгое время. События, предшествовавшия и сопровождавшия это сражение, замечательны, как образец стратегии и тактики того времени. После высадки у Харфлера в Нормандии, англ. король Генрих V взял эту крепость 38-дн. осадой, а затем, опасаясь возникшей чумы, двинулся к Кале, которым в то время владели англичане. У Абевиля французы преградили ему переправу через Сомму. Король повернул вверх по реке и перешел ее выше Пероны. Не решаясь напасть на короля при его превосходстве в силах (1 тыс. рыцарей, 8 тыс. лучников), французы конетабля д’Альбре (4-7 тыс. чел.) опередили его и расположились для обороны между А. и Трамекуром. При своем перевесе в силах англичане были, однако, изнурены болезнями и лишениями. Французы, спешивши часть своих рыцарей, развернулись в 3 линии, в теснине, между деревней и лесом, на вязкой пахоти, ожидая с зап. подкреплений герц. Антона Брабантскаго; небольшия конныя части остались только на флангах. Вследствие такого распределения своих войск, французы оказались слабыми и для стрелковаго боя, и для конной атаки. К тому же в их рядах не было, по обыкновенно, единодушия: принцы и бароны не слушали конетабля. Англичане, наоборот, решили быть сильными в том, что не раз уже давало им успех: в стрелковом бою и маневрировании пехотой. Дабы не заслонять своих лучников, рыцари были при этом спешены за ними, и строй получился в 3 линии. Первая линия должна была потрясти противника, 2-я и 3-я влиться в нее при ударе. Ночь на 25-е окт. была дождливая и холодная. До 2 ч. дня никто не трогался с места. Наконец, англичане тронулись вперед и открыли бой стрельбой из луков. Их длинныя, острыя стрелы наносили французам болышия потери. Франц. конница двинулась вперед, чтобы облегчить свою пехоту, но частью завязла на пахоти, частью была легко отбита на переносных палисадах, которыми окружали себя англичане, и отброшена на свою пехоту. Англичане двинулись за нею и, заметив встречный фронтальный удар противника, под личным руководством короля, обошли французов и ударили им во фланг. Т. обр. конница и лучшия спешенныя части французов были выведены из боя и частью истреблены, а все остальные скоро разделили их участь. Слух о том, что герц. Брабантский зашел англичанам в тыл, заставил Генриха V остановить преследование. Приказание о том было отменено, но уже поздно. В итоге, помимо поражения в бою, французы понесли громадныя потери в рыцарях - цвете своего дворянства и опоре королевскаго престола. В этом сражении обнаружились характерныя особенности обеих сторон: безпорядок, самонадеянность, отсутствие тактическаго обучения у французов; порядок, использование своих сильных сторон и стройность маневрирования у англичан. В стратегическом отношении обе стороны предпринимают смелыя передвижения вдоль рубежей (рек) и совершают наступательныя переправы. Французы держатся стратегической обороны, англичане - стратегически наступают. В тактике французы ведут преимущественно бой ударный, англичане - метательный; французы обороняются хотя и наступательно, но совершенно безпорядочно, англичане наступают смело и упорядоченно, с охватами флангов. (F. Niethe. Die Schlacht bei Azincourt, 1906. Н. Delbrück. Geschichte v. Kriegskunst, III, 1907. De-Belleval. Azincourt, 1865. П. Гейсман. Краткий курс истории военнаго искусства).

Азинкур

Азия

Статья большая, находится на отдельной странице.

"Азия"

"АЗИЯ", посыльное и учебное судно Балтийскаго флота, переделано из коммерч. парохода, купленнаго в 1878 г. в Филадельфии (С. Ш. С. А.) на заводе Крампа. По своему водоизмещению и размерам оно близко подходит к двум другим таким же пароходам, купленным тогда же и там же и получившим названия "Африка" и "Европа"; так, "Азия" имеет 2250 тн. при длине 270 фт., "Африка" - 2780 тн. при длине 271 фт. и "Европа" - 3160 тн. при длине 307 фт. Покупка этих судов была вызвана следующими обстоятельствами: успехи русскаго оружия в войне с Турцией с 1877-78 гг. вызвали вмешательство Англии, опасавшейся чрезмернаго усиления России. Чтобы отвлечь внимание Англии было решено произвести морскую демонстрацию на ея торговых путях, для чего, за неимением в русском флоте быстроходных крейсеров, приобрести таковые в Соед. Штатах Сев. Америки, дружественной России. Быстро набрав комплект команды и офицеров, экспедиция вышла 1 апреля 1878 г. из Балтийскаго порта на пароходе Гамб.-Амер. линии "Цимбрия" и 16-го апреля уже была в Америке. Через несколько дней после этого весь мир знал о решительной мере, предпринятой русскими, т. к. местныя газеты быстро разнесли весть о покупке крейсеров и о русском крейсерстве в океане. На заводе Крампа в Филадельфии были куплены быстроходные по тому времени пароходы "Columbia", "Saratoga" и "State of California", переименованные в крейсеры "Азия", "Африка" и "Европа". Командиром перваго был назначен к.-лейт. Авелан, второго - к.-лейт. Алексеев, третьяго - к.-лейт. Гриппенберг. Работа по перестройке и приспособлению судов для крейсерских целей шла с редкой быстротой, и 21 декабря "Европа" и "Азия", покончив все расчеты с берегом, вышли в океан. Отойдя мили три от берега, они спустили американские флаги и при криках "ура" подняли свои военные русские. 27 декабря проделала то же самое и "Африка", и все три крейсера направились в Россию. В пути к ним присоединился еще четвертый крейсер, построенный специально на верфи Крампа - "Забияка", имевший редкую в то время скорость 15 узлов и законченный постройкой необыкновенно быстро (в 9 месяцев).

Азов

Статья большая, находится на отдельной странице.

"Азов"

"АЗОВ", название 7 судов русскаго флота. Это название носили: 1) 54-пуш. корабль, участвовал в войне со шведами при императ. Елизавете; 2) гекбот на Волге; 3) корабль Азовской флотилии, "новоизобретенный 2-го разряда 2-х мачтовый", 16-пуш., участвовал в 1773 г. - в делах против турок в отряде к. 1 р. Сухотина и к. 2 р. Кинсбергена и в 1784 г. - в Керченском сраж. под нач. к-ад. В. Чичагова; 4) 74-пуш. корабль, спущ. в Архангельске, под командой М. П. Лазарева участвовал в Наваринском бою, за который пожалован небывалым до того отличием, георгиевским кормовым флагом и вымпелом к нему. Эта регалия была пожалована всем кораблям 12-го экипажа, в котором состоял А. (см. Наваринский бой). Последующие корабли назывались "Память Азова": 5 и 6) 74-пуш. корабли, в боях не участвовали; 7) крейсер 1-го ранга П. А. под флагом Наследника Цесаревича, ныне благополучно царствующаго Государя Императора Николая Александровича, ходил в кругосветное плавание в 1890-91 гг. Теперь он переделан в минный заградитель, переименован в "Ладога" и служит в Балтийском флоте.

Азовские походы Петра I

Статья большая, находится на отдельной странице.

Азовский, 45-й пехотный полк (генерал-фельдмаршала графа Головина, ныне великого князя Бориса Владимировича)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница