Приглашаем посетить сайт

Высоцкий (vysotskiy-lit.ru)

Военная энциклопедия (1911-1915)
Статьи на букву "А" (часть 4, "АВТ"-"АДА")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 4, "АВТ"-"АДА")

Автоматические винтовки

АВТОМАТИЧЕСКИЯ ВИНТОВКИ. См. Винтовки автоматическия.

Автоматические пистолеты

АВТОМАТИЧЕСКИЕ ПИСТОЛЕТЫ. См. Пистолеты автоматические.

Автоматический взрыв

АВТОМАТИЧЕСКИЙ ВЗРЫВ (мины, фугаса). А. взрывом, в отличие от взрыва по желанию, называется такой, когда заряд взрывается самопроизвольно, но в назначенный заранее момент (наприм., при посредстве часового механизма) или в момент вступления взрываемаго предмета в сферу разрушительнаго действия заряда (напр., при ударе судна в мину или при наступании на фугас). Воспламенение заряда при этом всегда производится при посредстве особых механических приспособлений, которыя в нужный момент, действуя автоматически, или замыкают электрический ток, накаливающий запал, или развивают нужную для взрыва теплоту химическаго соединения, или воспламеняют капсюль ударом.

Автоматический ключ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Автоматическое оружие

Статья большая, находится на отдельной странице.

Автоматическое прицеливание

АВТОМАТИЧЕСКОЕ ПРИЦЕЛИВАНИЕ допускается оружием, снабженным особыми приборами, устраняющими возможность выстрела при угле возвышения, не соответ. дистанции (см. Приборы Мюллера1, Моора). Сущность устройства последних заключается в след.: они имеют качающийся маятник, который помощью особ. механизмов соединень со спусков. крючком. Центр тяжести маятника передвижной и перед выстрелом устанавливается соответ. требуемому углу возвышения. По установке маятник отклонится на определен. угол, при чем особый механизм, связывающий маятник со спусков. механизмом, не дает возможности произвести выстрел, надавливая на спусковой крючок, пока оружию не будет придан надлежащ. уголь возвышения и вместе с тем отклонен маятник. В этот момент особый механизм, различный в разн. системах, задерживающий спусков. крючок, освобождает последний, и нажатие пальца стрелка вызовет выстрел. Итак, выстрел может последовать лишь в тот момент, когда оружию придан надлежащий угол возвышения, т.-е. когда оно правильно прицелено в вертик. плоскости. Это и служит причиной тому, что иногда подобные приборы назыв. приборами для А. пр.; правильнее их называть приборами, устраняющими возможность выстрела при угле возвышения, не соответ. дистанции.

[1] Материал словаря, содержащий информацию, на которую указывает эта ссылка, опубликован не был

Автомобиль

Статья большая, находится на отдельной странице.

Автомобильная служба в войсках

АВТОМОБИЛЬНАЯ СЛУЖБА В ВОЙСКАХ. Применение механич. тяги для надобностей армии в воен. время имеет огромное значение, т. к. современ. массовыя армии для удовлетворения своих боев. и жизнен. нужд требуют больш. перевоз. средств - полков., дивизион. и корп. обозов, а также армейских транспортов и артил. парков. Эти обозы с их громадн. колич. лошадей и нестр. н. ч. должны сильно стеснять войска при сосредоточивании, связывать действия и часто ставить успех операции в зависимость от своевременности доставки боев. и продов. припасов. Поэтому, вопрос о замене грузовыми автомобилями хотя бы части обозов (обслуж. тыл и этапн. линии) с живыми двигателями давно уже сделался настоятельным. Выгоды применения механич. тяги: 1) сокращение количества обозных ниж. ч. и повозок вместе с лошадьми; 2) уменьшение длины обоз. колонн; 3) ускорение, регулярность и непрерывность (целыя сутки) доставки армии всего необходимаго при смене только шофферов; 4) устранение затруднений от болезней лошадей и недостатка фуража и т. под. Применение же легких (пассажирск.) автомобилей значит. облегчает и ускоряет выполнение штабной службы: доставку донесений и приказаний лиц, руковод. воен. операциями. В З. Европе идет настойчивая и энергичная работа в этом направлении: испытываются новейш. типы автомобилей, поощряется широкое распространение их среди частн. лиц выдачею премий и субсидий, назначаются конкурсы, производятся опыты с грузовиками на маневрах, вводится воен.-автомоб. повинность, наконец, формируются автомоб. команды. В Германии субсидируют легкие грузовики с одной прицепной повозкой, с 35-сильными двигателем, с подъемной силой 4 тонны на моторе и 2 тон. на прицепной повозке. По последней переписи там имеется до 20 тыс. пассаж. и груз. автомобилей. Все штабы корпусов и центр. управлений уже снабж. казен. автомобилями. В 1908 г. при Упр. Генер. штаба сформировано автомоб. отделение и выработана организация снабжения корпусов грузовиками. На дальнейш. развитие этого дела ассигнуются значит. суммы. В Австрии с 1908 г. при корпусах сформированы кадры автомоб. команд; в 1909 г. выработано положение об автомоб. службе в войсках; сформированы казен. автомоб. парки; установлен налог на автомобили для улучшения на эти средства шоссиров. дорог; организован добровольный автомоб. корпус. Во Франции с 1908 г. установлена воен.-автомоб. повинность; организованы 9-мес. курсы для подготовки шофферов из ниж. ч. и 4-нед. курсы для офицеров (при арт. управлении в Венсенне); на маневрах послед. лет снабжение корпусов продовольствием производится исключит. на грузовиках; намечено сформирование автомоб. арт. парков; сформирован автомоб. корпус, состоящий из рот шофферов и рот мастеровых; все штабы и управления уже в мирн. время снабжены пассаж. автомобилями; выработаны типы автомоб.-ледников для подвоза мяса. В Англии применение автомобилей для нужд армий практиковалось уже в Южн.-Африк. кампанию. Сформированы автомоб. роты; организован добров. корпус автомобилистов, намечено сформирование автомоб. транспортов. В Италии в 1908 г. сформировано автомоб. отделение и утверждено положение о добровольческ. корпусе автомобилистов. Что касается России, то воен.-автомоб. вопрос сильно осложняется у нас недостатком хороших дорог и крайне слабым развитием автомоб. спорта. Тем не менее, вопрос об обезпечении потребности армии в автомобилях в воен. время поставлен на очередь в последнее время: опыты с грузовиками производит арт., инжен. и интенд. ведомства. Испытываются и пассаж. автомобили для службы в штабах и управлениях, а в настоящее время уже сформированы 2 автом. роты: одна - в Петербурге, другая - в Киеве, назначенныя для обслуживания высших штабов и высшаго команд. персонала. Роты находятся в ведении управл. воен. сообщений соответ. воен. округов. Объявлен конкурс для выбора типа автомобиля, при чем задание мощности определено в 45 сил. Через год предполагается сформирование еще 2-х таких же рот. Наконец, в виду огромного значения дорог для развития автомоб. спорта и применения автомобилей в коммерч. деле, поднят вопрос об улучшении шосс. и грунтовых дорог.

Автомобильные станции искрового телеграфа

АВТОМОБИЛЬНЫЕ СТАНЦИИ ИСКРОВОГО ТЕЛЕГРАФА. Первыя сведения о станциях искрового (безпроводнаго) телеграфа, помещенных на автомобилях, относятся к италианской армии. Область применения их находится в тесной зависимости от развития автомобильнаго дела в армии и от состояния дорог; у нас наибольшее применение оне могут найти в крепостных раионах, обладающих хорошими путями сообщения. Тип станции, помещенной на автомобиле, может быть такой же, как и станций полевых, или уменьшеннаго размера, в зависимости от предъявляемых задач, напр., для быстроходных рекогносцировочн. автомобилей - в зависимости от работ рекогносцировки. Особенности автомобильных станций следующия: 1) быстрота открытия действия минимальна и ныне уже достигла 10-15 мин.; 2) источник энергии для станции - автомобильный мотор; 3) высота мачты небольшая, конструкция ея проста, сборка и постановка вследствие этого, происходит быстрее; 4) все приборы станции помещаются на автомобиле, занимают мало места (требование наибольшей компактности) и мало весят; 5) т. к. приборы не должны разстраиваться от сотрясений, то приемник исключительно слуховой (т.-е. на телефон), т. к. приборы для пишущаго приема легко разстраиваются от сотрясений. При дальнейшем усовершенствовании желательно: 1) мачту станции сконструировать так, чтобы она своим основанием имела автомобиль - это даст возможность работать (хотя бы и не при полной мачте) на ходу - и этим самым еще более увеличить значение автомобильных станций, как станций подвижных; 2) раз предвидится возможность работы вблизи неприятеля (напр., на рекогносцирующем автомобиле), то работа станции должна быть безшумна.

Автотрансформатор

АВТОТРАНСФОРМАТОР См. Трансформатор1.

[1] Материал словаря, содержащий информацию, на которую указывает эта ссылка, опубликован не был

Ага-Магомет-хан Астрабадский

АГА-МАГОМЕТ-ХАН Астрабадский, родоначальник ныне царств. в Персии династии Каджаров. В 1747 г. умер Надир-шах и в Персии началась борьба за престол, в числе претендентов на который находился и Магомет-Гассан-Хан Астрабадский, глава тюркскаго племени Каджаров. Однако, победа осталась на стороне курда Керим-хана, который, победив своих соперников, 29 лет распоряжался судьбами Ирана. Магомет-Гассан с семьей укрывался от преследований Керима в Туркменских землях, но в 1761 г., по смерти Маг.-Гассана, семья его явилась с повинной к новому властителю и была прощена, за исключением сына его А.-М., заключеннаго в Ширазскую тюрьму. В 1779 г. умер Керим-хан и снова начались междоусобия. К этому времени А.-М., бежавший из тюрьмы и успевший захватить власть в Астрабаде, Гиляне и Мазандеране, явился одним из первых претендентов на трон Ирана. В самый разгар борьбы А.-М. с соперниками, в июле 1781 г., наша эскадра под командой кап. 2 ранга гр. Войновича бросила якорь в Астрабадском зал., с целью завести здесь торговое поселение. А.-М. принял гр. Войновича сначала доброжелательно, но потом Войнович со всей своей свитой был схвачен и отправлен в гор. Сару; откуда освобожден впоследствии, лишь под условием снесения русск. построек и укрепл. на Астрабадском, берегу (только в окт. 1782 г. здесь удалось утвердиться десанту. 3 наш. воен. судов, под нач. кап.-лейт. Баскакова, благодаря тому, что А.-М. был занят борьбой с испаганским ханом Али-Муратом). В 1794 г. А.-М. овладел почти всеми областями Персии и стал собирать войска для завоевания владений, бывших некогда в зависимости от персов, при чем царю Грузии Ираклию II обещал отдать ханства Ганжинское, Эриванское, Шекинское, Ширванское и Карабахское, лишь бы Грузия, бывшая под покровительством России, отдалась попрежнему под покровительство Персии. Но Ираклий, видя опору и спасение своего отечества только в России, и мало надеясь на собств. силы в борьбе с А.-М., еще весною 1794 г. просил помощи у России. Раздраженный А.-М. летом 1795 г. двинулся в Грузию с 80-тыс. армией и 9 сент. подступил к Тифлису, защищаемому лишь 3 тыс. воинов, под личным нач. Ираклия. Тифлис был взят А.-М. и разрушен, а небежавшие из него жители частью вырезаны, частью обращены в рабство. Такая жестокость побудила нас отправить в Грузию 2 б. при 6 ор., под нач. полк. Сырохнева, и к Дербенту - 5 б. 1000 чел. кон. при 6 ор., под нач. г.-м. Савельева. Эти отряды составляли авангарды Каспийскаго корпуса ген.-поруч. гр. Валериана Зубова, гл. силы котораго в составе 8 б., 4 драг. полк., 7 каз. сот., при 21 ор., собирались в Кизляре и 18 апр. двинулись на помощь Савельеву, имея целью овладеть Дербентом и Баку. К корпусу гр. Зубова была придана также Касп. флотилия из 12 воен. судов, собранных в Астрахани. 10 мая 1796 г. гр. Зубов овладел Дербентом. Затем, авангарды корпуса под нач. г.-м. Булгакова и Рахманова, заняли Баку и Кубинское ханство, а остальныя войска, в сост. 4 б., с больш. ч. кавалерии, двинулись в Шемаху, хан которой, а также владетели Шекинский и Карабахский, вскоре присягнули России. При первом известии о движении русск. отр., А.-М. отступил в Муганскую степь, а затем, узнав о возстании Хорасанскаго хана, двинулся с армией против мятежников. Т. обр. пути в Персию были для нас открыты, тем более, что А.-М. после усмирения Хорасана, не спешил навстречу нашим отрядам, а приказал лишь укрепить Астрабад, в виду возможности нашего десанта. Последний в составе 2 черном. каз. полков, под нач. Головатаго, действительно был направлен к персид. берегам на судах Касп. флотилии, которым командовал к.-адм. гр. Апраксин. К сожалению, операции наших войск были задержаны сильной смертностью от климатических условий и потребностью в подкреплениях; последния прибыли в Баку лишь в окт. (в сост. 2 б., 2 кав. и 2 каз. пп., под нач. г.-м. Римскаго-Корсакова) и были немедленно направлены для овладения Ганжой (ныне Елизаветполь), с тем, чтобы из этого пункта войти в связь с отр. полк. Сырохнева, занимавшим Тифлис. После этой операции все вост. Закавказье и побережье Касп. моря, между устьями Терека и Куры, очутились в наших руках. Гр. Зубов был назначен начальником Кавказскаго края и составлял уже обширныя предположения по его устройству; но в это время последовала смерть императрицы Екатерины II. Император Павел I повелел всем занимавш. Закавказье войскам возвратиться в пределы России. Внезапное отступление русских изумило А.-М., но в своем фирмане к подданным он объяснил это боязнью русских встретиться с его войсками; по уходе наших отр., войска А.-М. перешли Аракс и начали разорять Карабах, намереваясь впоследствии подвергнуть тому же и беззащитную Грузию. Только внезапная смерть А.-М., убитаго в Шуше собственными слугами, избавила последнюю от злой участи. (Историч. очерк Кавказских войн. Изд. воен.-истор. отд. Штаба Кавк. в. о., 1899).

Агапеев, Александр Петрович

АГАПЕЕВ, Александр Петрович, полк. генер. штаба, род. в 1868 г., погиб на броненосце "Петропавловск" 31 мар. 1904 г. Образование получил в 1-м Московск. кадет. корпусе, Никол. инженерн. училище (с занесением его имени на мрамор. доску) и в Никол. академии генер. штаба. Службу офицером начал в л.-гв. саперн. батал., а в генер. штабе - в Варшавск. воен. округе. В 1900-01 г., при подавлении боксерскаго движения, участвовал в боях под Айгуном, Бейтаном и Лутаем. За Бейтан, где он был нач. штаба колонны ген. Церпицкаго, и Лутай, награжден орд. св. Влад. 4 ст. с меч. и бант. и золот. оружием. Остальное время кампании исправлял обязанности дежурн. ген. при штабе адм. Алексеева в Порт-Артуре. По возвращении из кампании был заведывающим обучающ. офицер., а затем - профессором Никол. академии генер. штаба. В 1904 г. был назначен нач. воен. отдела при штабе адм. Макарова, с которым участвовал в морских боях в конце февр. и марте того же года. Из его литерат. трудов известны: "Опыт истории развития стратегии и тактики наемных и постоянных армий", "Арколе" (психологич. этюд) и "Война наверняка" (перевод с немецкаго).

Агафонов, Кронид Кронидович

АГАФОНОВ, Кронид Кронид., подполк. 4-го драг. Новотроицко-Екатеринослав. п., воен. писатель. Род. в 1859 г. Литературн. труды: "Летопись Новотроицко-Екатеринославск. драгун", "Памятка Новотр.-Екатер. др.", "Красносельск. скачки", - историч. очерк. Постоянно сотрудничая в "Рус. Инв." по отделу скакового спорта, за последние 25 лет в своих статьях настойчиво проводил идею широкаго распространения англ. кровной лошади для воен. дела, и энергично отстаивал мысль, что офицеры не должны принимать участия в скаковых состязаниях с тоталнзатором. Сотрудник многих спортивных журналов. Был членом воен.-истор. комиссии по описанию рус.-турец. войны и одним из учредителей Имп. воен.-истор. общ. Во время рус.-яп. войны был официальн. и специальн. корреспондентом газеты "Русский Инвалид", участником многих боев, набега на Инкоу и др. событий. Перед заключением мира ему поручено было собрать на театре воен. действ. дела и документы по русск.-японск. войне. Организовал "Хранилище дел манжчурск. армий" (прик. Гл-щаго 25 сент. 1905 г. № 2052) и перевез его в Спб., где был назначен делопроизводителем и завед. архивом воен.-истор. комиссии по опис. рус.-яп. войны, в работах которой принимал деятельное участие. Во время войны сотрудничал в издававшихся на театре воен. действий "Вестнике Манчжурских Армий" и "Военной Жизни".

Агезилай

АГЕЗИЛАЙ, царь спартанский, сын Архидама II, преемник (с 399 г.) своего племянника Леотихида, сына Агиса. Род. в 442 г. до Р. Х. В 396 г. А., отстаивая независимость малоазийских греков от притязаний Персии, высадился в М. Азии с 8000 войском, состоявшим из стартанцев и лакедемонян. Разбив в нескольких сражениях, между прочим, при Пактоле, войска Тиссаферна, захваченнаго врасплох, А. вторгся во Фригию и Лидию. Бывший тогда лидийским сатрапом, Тифравст заключил с А. перемирие на продолжительный срок и, воспользовавшись тем, что А. занялся опустошением Фригии, убедил Афины, Коринф, Фивы и Аргос соединиться и напасть на спартанцев. Последние, предводительствуемые Лизандром, потерпели поражение при Галиарте (395), а флот их был разбит Кононом при Книде (394). А., вызванный на помощь родовым своим городом, быстро прибыл к границам Беотии и одержал (20 авг. 394) над союзниками победу. В 393 г. А. вторгся в Арголиду, в 392 г. - в Корпнфскую область, а в 391 г. опустошил Акарнанию. После Анталкидова мира, опираясь на союз с персами (в ущерб интересам малоазийских греков), А. возстановил спартанскую гегемонию в Греции. В последовавшей затем, по его же побуждению, войне с Фивами, А. не был счастлив, а с 377 г. почти не принимал участия в делах. Только в 370 г., когда Спарта проиграла кровавую битву при Левктрах, А. два раза своим умом и энергией спас Спарту от Эпаминонда, предводительствовавшаго фивянами. После проигранной Эпаминонду битвы при Минтинее (362 г.), А., несмотря на свои года (80 л.), отправился с войском в Египет, чтоб поддержать Таха против Артаксеркса, а затем Нектанаба II против Таха. А. ум. на 84 г. жизни (358) в гавани Менелая на африкаиском берегу. Небольшого роста, хромой на одну ногу, А. возбуждал, тем не менее, всеообщее удивление своими духовными качествами. Считается одним из лучишх полководцев древности. Подробности жизнеописания А. даны Корнелием Непотом, Плутархом, Ксенофонтом, другом его Диодором Сицилийским, а из новейших историков - Hertzberg’ом (Das Leben des Königs Ag. II. Halle. 1856) и A. Buttman’ом (Ages., Sohn des Archidamus. Halle. 1872).

Агема

АГЕМА, македонская конная гвардия, царский эскадрон. Она присоединялась как 16-й отряд к 15 илам (эскадронам), на которыя делилась вся остальная конница.; в этот конвой царя поступали самые храбрые и сильные сыновья благороднейших фамилий, которые предварительно, в качестве царских отроков, получали воспитание при дворе государя. (Forcellini. Totius Latinitatis lexicon. La Grande Encyclop.).

Агент военно-морской

АГЕНТ ВОЕННО-МОРСКОЙ. Так называется прикомандированный к посольству в иностранном государстве морской офицер, назначаемый для доставления, как морскому ведомству своей страны, так и посольству, сведений о вооруженных морских силах и средствах иностранных государств. В оффициальных случаях и торжествах является представителем своего флота. Обыкновенно в.-м. агенты подчиняются непосредственно начальнику морского генеральнаго штаба. Россия имеет в.-м. агентов в следующих государствах: Великобритании, Германии (он же для Голландии), Италии (он же для Австро-Венгрии, Румынии и Болгарии), Соединенных Штатах С. А., Турции, Франции (он же для Испании, Португалии и Бельгии), Швеции (он же для Норвегии и Дании) и Японии (он же для Китая).

Агент военный

АГЕНТ ВОЕННЫЙ (военный атташе, франц. Attaché Militaire; немецк. Militär-Attaché; англ. Military Attaché). Военными агентами называются офицеры, состоящие в иностранных государствах для наблюдения за состоянием в них военнаго дела. Назначение военных агентов заключается в собирании возможно полных и точных сведений о военных силах и средствах тех иностранных государств, в которых они состоят; с этой целью они должны знакомиться со всеми важнейшими событиями жизни армий, порученных их надзору, изучать их организацию, военное законодательство, быт и личный состав, наблюдать за развитием в них военной техники и пр., а также внимательно следить за военной литературой. Кроме того, при официальных военных торжествах и церемониях военные агенты являются представителями своей армии. Почти во всех иностранных государствах военные агенты, в отношении своей служебной деятельности, подчиняются своим послам или посланникам, во всех остальных отношениях - своему военному начальству. В России военные агенты, входя в состав дипломатическаго корпуса, не подчинены главам миссий, а остаются в непосредственном подчинении начальнику генеральнаго штаба. Среди дипломатическаго корпуса военные агенты занимают место за советниками посольств или первыми секретарями миссий. Россия имеет в настоящее время военных агентов в следующих государствах: Австро-Венгрии, Бельгии (он же и в Нидерландах), Болгарии, Великобритании, Германии, Греции, Дании (он же в Швеции и Норвегии), Италии, Китае, Румынии, Сербии, Северо-Американских Соединенных Штатах, Турции, Франции, Черногории, Швейцарии и Японии. Военные агенты в Великобритании и Японии имеют по одному помощнику, военный агент в Китае имеет двух помощников. У нас имеют своих военных агентов следующия государства: Австро-Венгрия, Болгария, Великобритания, Германия, Италия, Испания, Норвегия, Румыния, Сербия, Сев. Амер. Соед. Штаты, Турция, Франция, Швеция и Япония.

Агинальдо, Эмилио

Статья большая, находится на отдельной странице.

Агоста

АГОСТА, сражение 22 апр. 1676 г. Во время войны Франции с Голландией и Испанией (1674-1678) французы стремились завладет Сицилией, принадлежавшей тогда испанцам. Следствием этого явились три морских сражения около этого острова - 7 янв. (при Стромболи), 22 апр. (при А.) и 2 июня (при Палермо) 1676 г. французскаго флота с флотами Испании и пришедшей ей на помощь Голландии. Франц. эскадрой, в составе 29 кораблей, командовал адм. Дю-Кен. Союзный флот состоял из 17 голландских кораблей, под нач. адм. Рюйтера и 10 испанских кораблей и 9 галер под нач. адм. Дона Франциско де-ла-Серда. Французские корабли были больше и вооружены более многочисленной и тяжелой артиллерией. Среди французских кораблей было 9-80 пуш. и 10-70 пуш., тогда как у голландцев было только 3 таких корабля, а у испанцев только одни. Рюйтер, не надеясь на испанцев, флот которых в это время был в состоянии полнаго разложения, предлагал Дону Франциско распределить испанские корабли по всей линии, чтобы их могли направлять и поддерживать голландские командиры, по испанский адмирал, имевший общее начальствование над флотом, не согласился на это и занял со своими кораблями место в центре, предоставив голландцам авангард (Рюйтер) и аррьергард (Дон-Хаен). Союзники находились на ветре. Рюйтер энергично атаковал неприятельский авангард и смял его. Начальник авангарда д’Альмерас и командиры двух кораблей были убиты. Но опасения Рюйтера относительно испанцев оправдались. Они не сближались и вели стрельбу с большого разстояния, что при малом калибре их пушек не наносило противнику никакого вреда. Дю-Кен, командовавший французским центром (кордебаталией), немедленно воспользовался воздержанием испанцев от решительнаго боя и пошел на выручку к своему авангарду. Дон-Хаен, шедший за испанцами, сначала держался с ними в линии, но, видя тяжелое положение Рюйтера и возмущенный поведением испанцев, стал со своим кораблем во главе аррьергарда (обыкновенно адмиральский корабль помещался в те времена в середине линии) и повел его на помощь авангарду. Испанския галеры помогали, выводя из сферы огня голландские корабли. Сражение, начавшееся в пятом часу дня, закончилось с темнотой, и противники разошлись без потери кораблей. Но голландский флот понес огромную и незаменимую потерю. В начале сражения был тяжело ранен Рюйтер, и через неделю он скончался в Сиракузах, куда укрылся союзный флот. (Шабо-Арно. История военных флотов. Перев. с франц. 1896. Там имеется план. Мэхэн. Влияние морской силы на историю. Перев. с англ. 1896. Rittmeyer. Seekriege und Seekriegswesen in ihrer weltgeschichtlichen Entwikelung. I том. 1907 г.).

Аграханский залив

АГРАХАНСКИЙ ЗАЛИВ находится на Кавказско-Каспийскомь побережьи, в пределах Терской области, между Аграханскою косою и материком. С з. в него впадает Аграханский проток Терека, а с ю. от р. Сулак прорыт Аграханский канал, проведенный по повелению Петра Великаго с целью углубления залива; канал идет от крепости Святого Креста (сооруженной в 1721 г. на левой стороне р. Сулака) до Аграханскаго залива. 27 июля 1722 г., в начале персидскаго похода, Петр Великий, лично предводительствуя авангардом армии, следовавшей, под нач. ген.-адм. гр. Апраксина, из Астрахани, на флотилии, к Дербенту, высадившись на Аграханский берег при устье р. Сулака, основал здесь базу для военных действий против персов. 5 авг. наша армия выступила из Аграханскаго лагеря сухим путем к Дербенту, куда и последовали суда флотилии капитана фон-Вердена. Аграханский лагерь, преобразованный в постоянное укрепление, был наименован Аграханским ретраншаментом. В 1724 г. на Аграхань было выселено 500 семейств казаков. Вредныя климатическия условия заставили, однако, вскоре покинуть ретраншамент и заменить его крепостью Святого Креста. В 1736 г. укрепление срыто и Аграхань брошена. (Описание походов, совершенных в государствование Петра Великаго в Персию. Материалы Воен. учен. Арх. изд. А. Бычковым. Семенов. Географическо-статистический словарь Российской империи).

Аграханское казачье войско

АГРАХАНСКОЕ КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО было образовано в конце царст-ния Петра I, который, прибыв в 1722 г. на Терек, приказал выдвинуть нашу пограничную линию на р. Сулак. Здесь, на месте, где от Сулака отделяется рукав - Аграхань, б. устроена креп. Св. Креста, а вблизи нея б. поселены Терские казаки, названные Аграханским войском. Главным назначением войска было охрана прибрежья и сообщения с морем. В 1724 г. казаки новообразованнаго войска были усилены 1.000 семьями донских казаков и местн. инородцами. Однако, обстоятельства не способствовали развитию А. в.: постоянные набеги чеченцев и дагестанцев вынуждали казаков часто переселяться с места на место, а неблагоприятныя климатическия условия гибельно влияли на прирост каз. населения, значительная часть котораго вымерла. Когда, в 1732 и 1735 гг., по мирным трактатам с Персией, наша пограничная линия отодвинулась к Тереку и креп. Св. Креста была упразднена, а вместо нея был построен Кизляр, - то в округ последняго переведены были остатки А., при чем из донцов образовалось Терско-Семейное войско, а из бывших терцев - Терско-Кизлярское. Первое из них выставляло до 400 служилых казаков, а второе - лишь около 200. (Хорошхин. Казачьи войска, опыт статист. описания. Спб. 1881 г. А. Н. Никольский. Глав. Упр. Каз. войск, ист. оч. Спб., 1902 г. Ист. оч. деятельности воен. управления 1855-1880 гг., Т. I.).

Агрим

АГРИМ, небольшое селение в Ирландии, в граф. Галловей, на р. Сюк. В XVII ст. было крепостью, имевшей значение в 1691 г., во время войны короля Вильгельма III с Иаковом II Стюартом, пытавшимся возвратить себе утраченный престол Англии при помощи Франции и своих приверженцев, католиков Ирландии. Для поддержки этих последних, Людовик XIV послал отряд под нач. гр. Сен-Рюта, отличавшагося личной храбростью, но не обладавшаго дарованиями полководца. 22 июля 1691 г. французы, подойдя к А. соединились с отр. ирландцев и, в последовавшем бою с войсками Вильгельма III, были разбиты, а Сен-Рют убит. Значение этой победы для Вильгельма III было громадно: вся Ирландия подчинилась Вильгельму Оранскому и отказалась от поддержки Иакова II Стюарта.

Агриппа

АГРИППА, римский полководец и флотоводец, друг и зять Октавиана-Августа. Родился в 63 г. до Р. Х., умер в 51 г. Как полководец А. известен своими действиями в Галлии и Германии; как флотоводец он выделился операциями в междоусобной войне против Помпея, борьбой с далматинскими и иллирийскими пиратами и победой над флотом Антония при Акциуме. При этом каждый раз он умел выбрать и создать флот, соответствовавший обстановке. Флот, который Помпей обратил потом против Октавиана, был создан для борьбы с пиратами, а потому состоял из легких судов. А. раздавил его с помощью, сильно вооруженных метательными машинами и хорошо защищенных высокими бортами, кенкерем. Но увлечение высотой и величиной кораблей перешло пределы, в особенности на востоке Средиземнаго моря, который поставлял военную силу Антонию. В это время А. заимствовал от иллирийских пиратов тип либурны - быстроходнаго судна с очень компактным расположением гребцов и вооружения, усовершенствовал этот тип, снабдил его машинами для метания зажигательных составов, и из таких судов сформировал флот Октавиана, с которым и одержал победу над чрезмерно тяжелыми и неповоротливыми кораблями Антония.

Агрономы (войсковые)

АГРОНОМЫ (войсковые). При войсковых правлениях Астраханскаго, Оренбургскаго и Уссурийскаго каз. войск учреждены должности войсковых А., а в Сибирском каз. в. - должность А.-статистика. А. избираются наказ. атаманами из лиц, окончивших курс в высш. уч. заведениях соответствующей специальности и притом преимущественно из числа принадлежащихь к войсковому сословию; они участвуют с правом голоса в общем присутствии войсковых и войсковых хозяйствен. правлений по делам, касающимся их специальности. Круг деятельности А. и порядок исполнения ими служеб. обязанностей определяются особыми инструкциями, которыя утверждаются, изменяются и дополняются властью наказ. атамана по представлениям войсковых и войсковых хозяйствен. правлений, при чем о каждом таком случае доводится до сведения военнаго министра. (Приказы по В. В. 1891 г., № 282, и 1901 г., № 276 и 432).

Агте, Николай Христофорович

АГТЕ, Ник. Христ., ген.-м., один из наших выдающихся воен. топографов, род. в 1816 г. По окончании Харьков. университ. поступил в воен. службу, и, окончив в 1837 г. курс воен. академии, б. причислен к ген. штабу. В 1842 г. с ревизией сен. Толстого, был, отправлен в В. Сибирь, где произвел ряд геодезич. изследований и съемок нашей границы с Китаем. Зарекомендовав себя этою работою, как выдающийся топограф, он в 1846 г. назначен б. в состав комиссии, поверявшей нашу границу с Норвегией, и затем, в 1849 г. б. поставлен во главе экспедиции, назначенной для проверки истиннаго направления нашей границы с Китаем по Нерчинскому договору 1689 г. Окончив эту миссию и лично доложив имп. Николаю I об ея результатах в 1852 г., А. в следующем году представил Государю первую точную и подробную карту Станового хребта и Бурейских гор. Произведенный за эти труды в полковники, А. возвратился к строев. службе и принял участие в войне 1853-55 гг., в пределах Финляндии, в составе Абосскаго отряда. Назначенный по окончании войны нач. штаба 2-й кирасир. дивизии, он в чине ген.-м. вышел в 1859 г. в отставку и ум. в 1869 г. (Шумахер. К истории приобретения Амура, "Рус. Арх.", 1878 г., кн. III. Ист. оч. деятельности корпус. воен. топографов. Спб., 1872 г.).

Агура, Георгий Васильевич

АГУРА, Георгий Васил., ген.-маиор болгарской службы, начальник воен. судеб. отдела и главн. воен. прокурор Болгарии. Род. 8 февр. 1853 г. в болг. колонии Чешмеваруита (Бессар. губ.). По окончании Измаильской семинарии и Ясскаго института "Сокола" (1875 г.) 2 года состоял при кафедре измаильскаго епископа, в качестве епархиальн. проповедника. В нач. 1877 г. перешел на гражд. службу и б. назначен секретарем в Хорсовском, а после в Черноводском окружн. управл., где и оставался до передачи Добруджи Румынии. В 1878 г. поступил в Софийское воен. уч-ще и, окончив его курс, недолго занимал должность адъютанта, сначала при русском комиссаре, кн. Дондукове-Корсакове, а потом при князе Александре Баттенберге; затем б. командирован в Петербург, в воен.-юридич. акад. По окончании акад. в 1883 г., вернулся в Болгарию. После фактическаго соединения Сев. и Юж. Болгарии и отозвания русск. офицеров в Россию, А., в чине капитана, назначен был на должность главн. воен. прокурора, на место полковника русск. служ. Лилиенфельдта. Во время болг.-сербской войны 1885 г. командовал Княжевским и Тырновским отрядами и в деле под горой Руй б. ранен в ногу. По окончании войны А. возвратился к должности главн. воен. прокурора. В 1887 г. им составлен проект "Военно-уголовн. закона", представляющий перевод нашего воинск. уст. о наказ. с изменениями и дополнениями, применительно к требованиям болгарской армии, а в 1889 г. - проект "Военно-судебн. закона", перевод с такими же изменениями русскаго воен.-судеб. устава. Оба проекта, принятые народным собранием, составляют ныне действующий закон в Болгарии. В 1889 г. им составлены "Сборник правил (правельник) для дисциплин. роты", "Инструкция о порядке лишения воинской чести", "Инструкция о возстановлении гражданских и политических прав осужденных", "Курс военно-уголовнаго права, ч. I-я, материальные законы"; в 1890 г. - "Курс военно-уголовнаго права, ч. II-я, законы формальные". В 1893-1895 гг. появился ряд его статей в болг. "Военном Журнале" под заглавием "Сравнителна критическа студия относително дисциплинарните распораждания действующи в нашита войска, в воиските нашите съседи и на по главните Европейски господарства". Цель "студии" научно обосновать, подготовить и объяснить необходимыя изменения дисциплин. устава, который был переведен с русскаго на болг. язык с незначительными изменениями. Все эти статьи затем были собраны вместе и напечатаны отдельной книгой. В ней А. проведены начало законности в военно-дисциплин. отношениях, гуманный и патриотический взгляд на воспитание войска. В статьях своих А. является сторонником романской системы изложения дисциплинарнаго устава, т.-е. соединения в один устав уставов внутрен. служ. и дисциплинарная, но на практике, однако, при составлении устава, он отступил от этой системы. Выработанный им дисциплин. устав вошел в силу в 1901 году; французская, сербская и русская печать отозвались о нем очень одобрительно (Разведч. 1902 г., № 591 и 1906 г., № 842; Рус. Инв. прил. к № 292-1901 г.). В 1895 г. им издан "Учебник воен.-уголов. права для учебн. команд". В 1895 г. А. произведен в полковники, а в 1900 г. - в ген.-маиоры. При поступлении А. в болг. воен. суд. вед-ство последнее состояло из главн. воен. прокурора и делопроизводителя-писаря, персонал ведомства помещался в одной комнате воен. мин-ства. В 1910 г. это ведомство состоит из центральнаго упр-ия, называемаго "Военно-Судная часть" (с библиотекой более 200 том.), Гл. Воен. Кассац. Суда (с 1 пост. членом) и 3 военно-окружн. судов: Софийскаго, Рущукскаго и Пловдивскаго.

Адакиой

АДАКИОЙ (Ада-кьой, Палатово), сел. на прав. берегу Марицы, в 15 вер. зап. Филиппополя; Адакиой-хан - к с. от соименнаго сел., на шоссе Татар-Базарджик-Филиппополь. 2 янв. 1878 г., подходя с колонной к Адакиой-хану, ген.-ад. Шувалов получил донесение, что, отступавшие к Филиппополю по южн. шоссе, турки свернули на А. Дабы предупредить турок, двигавшихся на фланге войск, идущих по шоссе, гр. Шувалов приказал головным частям: л.-гв. 1-му Его Величества и л.-гв. 4-му Императорской фамилии стр. бб. свернуть с шоссе направо, переправиться в брод через Марицу и занять А. Шир. Марицы в этом месте ½ вер., глуб. брода по пояс. При 5-10° мороза и сильном сев. ветре стрелки, грудью разсекая ледяную кору, быстро переправились и заняли селение. Следом за ними переправились л.-гв. 2-й и л.-гв. 3-й Финский бб.; одновременно со стрелками, преодолевая значительныя затруднения, перешла брод 4-я батарея л.-гв. 1-й артил. бриг., а затем первыя шесть рот л.-гв. Павловская п. Турки, развернувшись впереди д. Каратаир, в наступление, однако, не перешли. Темнота и утомление войск, сделавших в этот день до 35 вер., заставили отложить дальнейшия действия, и отряд расположился на ночлег в А. Ночью присоединились прочия роты Павловскаго п. На утро к ю. от А. произошли боевыя действия, относящияся уже к первому дню боев под Филиппополем. (Сборник материалов по русско-турецкой войне 1877-78 гг. на Балканском полуострове, вып. (69, стр. 166 и 358).

Адам, Альбрехт

АДАМ, Альбрехт (1786-1862 г.), немецк. художник-баталист. Еще 14 лет от роду, будучи учеником в кондитерской в своем родном Нордлингене, он, увлекся проходящими француз. войсками и начал рисовать с натуры эскизы и портреты, которые нашли себе покупателей. Знакомые офицеры дали ему возможность в 1809 г. присоединиться к Наполеоновской армии, с которой он совершил поход до Вены. Живые этюды поход. и боев. жизни обратили на себя внимание, между прочим, вице-короля Италии, принца Евгения Богарне, пригласившаго его к себе на службу. Первая большая картина А. изображала "Битву при Леобене в 1809 г."; но его главное значение - в художественной летописи в 1812 г. которую он создал, совершив с "великой армией" весь поход до Москвы. Плодом его явилось 83 рисунка, 120 листов литографий, в изданной им книге "Voyage pittoresque et militare de Willenberg jusqu’a Moscou", и 16 картин битв, под Можайском, Малоярославцем и др. Большинство этих картин перешли по наследству к герц. Лейхтенбергскому, другия же его произведения, в том числе лучшее - "Битва под Москвой" - находятся в Мюнхене. Деля в походах жизнь с простым солдатом, А. так свыкся с войною, что в 1848 г., несмотря на свои 62 года, оставил дом и снова пошел в поход с ген. Радецкимь в Италию. Близкое знакомство с изображаемой действительностью и безпристрастное отношение к ней сделали произведения А. ценными историч. документами, а природный талант рисовальщика придал им художественное значение, как одному из первых в XIX столетии опытов здраваго реалистическаго изображения войны, чуждаго как фальшиваго сентиментализма, так и ложнаго героическаго пафоса.

2) А. Франц, 1815-1886 г., сын предыдущаго, литографировал картины отца и делал самостоятельныя литографии, изображавшия события италианскаго похода 1848 г.

3) А. Виктор, 1801-1867 г., посредственный франц. литограф и второстеп. художник, дополнявший при Луи-Филиппе Версальскую галлерею однообразными картинами битв при Кастильоне, Нордлингене и др.

Раздача знаков ордена Почетнаго Легиона Наполеоном в Буланском лагере 16 августа 1804 г.

(С литографии худож. Ж. В. Адама. Из коллекции литографий этого художника, находящийся в Офицер. Собрании Армии и Флота в СПБ).

Раздача знаков ордена Почетнаго Легиона Наполеоном в Буланском лагере 16 августа 1804 г.(С литографии худож. Ж. В. Адама. Из коллекции литографий этого художника, находящийся в Офицер. Собрании Армии и Флота в СПБ).

Адам-Крылган

АДАМ-КРЫЛГАН, колодцы в Средней Азии, по дороге из Ташкента в г. Хиву, юго-восточнее и близ последняго; лежат среди песчаной пустыни, лишенной всякой жизни и растительности; самое название А.-К. значит "погибель человека"; летом в жары эта пустыня еще ужаснее. В 1873 г., во время Хивинскаго похода, Туркестанской отряд (21 рота, 7 сот., 8 рак. станк., 2 гор. ор. с транспортом в 10.000 верблюдов), двигаясь из Ташкента через Джизак на Хиву, свернул из Хал-Ата, для сокращения пути, на А.-К., где имелось достаточное количество воды в колодцах; для занятия последних выслан был 27 апр. из Хал-Ата передовой отряд (3 роты, 6 ор. и ½ сот.), под нач. ген.-м. Бардовскаго. 28 апр. этот отряд прибыл в А.-К., а в ночь на 1 мая пришли и главныя силы (19 рот, ½ сот. и 8 ор.) с ген.-ад. фон-Кауфманом во главе. На разсвете 1 мая, партия туркмен около 400 чел., под предводитольством Супака, сделала нападение на наш лагерь, но была отбита с уроном. 2 мая войска выступили из лагеря к колодцам Алты-кудук; недостаток в них воды заставил отправить обратно в А.-К. транспорт за водою под прикрытием 3½ рот; транспорт двинулся 4 мая под нач. г.-м. Бардовскаго. На разсвете 6 мая на транспорт было сделано у А.-К. нападение шайки Садыка, состоявшей из 450 туркмен; противник был отбит и преследуем на протяжении 4 вер. Запасшись водою, г.-м. Бардовский выступил 8 мая в Алты-кудук к главным силам, оставив в А.-К. конницу под командою подполк. Главацкаго (4 сот. и ракет. батар.), которая 10 мая выступила к урочищу Уч-Учак для соединения с войсками отряда, наступавшими с боем к оз. Сардоба-куль. С 18 по 22 мая совершена переправа через Аму-Дарью у Шейх-арыка, а 28-го Туркестанский отряд, встречая на пути слабое сопротивление противника, вступил в г. Хиву, где присоединился к отрядам Оренбургскому и Мангышлакскому. По окончании Хивинскаго похода, Туркестанский отряд выступил обратно из Хивы через А.-К. к Ташкенту. (В. Троцкий. Описание действий Туркестанскаго отряда в Хивинскую экспедицию 1873 г. Хивинский поход в 1873 году по официальным источникам).

Адамович, Борис Викторович

АДАМОВИЧ, Борис Викт., полковник, нач. Виленскаго воен. уч-ща, современ. воен. писатель. Род. в 1870 г. Сын ген.-м. В. М. Адамовича; мать известна в литературе под фамилией Н. Лухмановой. Воспит. в 3 Моск. кад. корп. и 2 воен. Константинов. уч-ще, по окончании котораго произведен в 1890 г. в подпоручики Кексгольмскаго грен. полка. В 1904 г. шт.-кап. гв., но собственному желанию, отправился на театр рус.-яп. войны. С 26 июля по 18 окт. 1904 г., командовал 12 рот. 123 пех. Козловскаго полка (в боях под Анпином, Ляояном, в атаке Сыквантунской сопки и на Шахе), затем, состоял в разведыват. отдел. штаба тыла армии, и при к-щем 2-й манч. армиею, в прикомандировании к ген. квартирмейст. части. В течение всей кампании вел дневник, частью напечатанный в "Воен. Сб." 1904-1910 гг. под заглавием "Из походнаго журнала". В 1906 г. А. назначен к-ром батна Киевскаго воен. уч-ща; в 1907 г. произведен в полковники и в 1909 г. назначен на нынешнюю должность. Начало литер. деятельности А. относится к 1892 г. (стих. "Карагачская годовщина" в "Разведчике" 1892 г.). Сотрудничал в "Варш. Дневнике", "Рус. Инвал." и в "Воен. Сбор."; отдельныя статьи помещал в "Вестн. Общ. Ревн. Воен. Знаний", "Варш. Воен. Вестн.", "Офиц. Жизни", "Рус. Старине", "Войне и Мире", "Братской Помощи" и других. Первые литер. опыты были беллетристические, но вскоре сменились публицистическими статьями по вопросам военнаго быта и строя, а также самостоятельными историч. изследованиями по архив. материалам, чему особенно способствовало поручение в 1896 г. собрать материалы для истории л.-гв. Кексгольмскаго полка. Наиболее крупныя историч. статьи А.: "Участие Кексгольмскаго полка в морском Чесменском походе" (Воен. Сб. 1893 г.), "Персидский поход Петра I" (Правит. Вестн. 1897 г.), "Кексгольм в 1710 и 1898 гг." (Воен. Сб. 1899 г.), "Осада Выборга 1710 года" (Воен. Сб. 1903 г.), "Князь Ив. Феод. Борятинской" (Рус. Ст. 1904 г.), "Подвиг поручика Чернцова" (Братск. Пом. 1909 г.). Отдельныя издания: "Кексгольмские разсказы" (солдат. библиот. Березовскаго), "Опись музея л.-гв. Кексгольмскаго полка", "Кексгольмская слава" (3 изд.), 3 тома "Сборника военно-исторических материалов л.-гв. Кексгольмскаго полка", "План строевых занятий Киевскаго Воен. уч.", "Программа одиночной и груповой выправки и отдания чести" (4 изд.) и "Программа одиночной и взводной подготовки к разсыпному строю". А. является, кроме того, инициатором возникновения полкового музея л.-гв. Кексгольмскаго п. и музея Вил. воен. уч-ща, а также одним из учредителей Имп. В.-Ист. Общ-ва.

Адамович, Леонид Ефремович

АДАМОВИЧ, Леонид Ефрем., ген.-от-арт., член Александровскаго Ком-та о ран. Род. в 1832 г. В 1853 г. окончил офиц. классы Михайл. арт. уч-ща с производством в подпоручики и с прикомандиров. к л.-гв. 2-й арт. бриг. В 1855 г. А. принял участие в последн. периоде Восточ. войны и за боев. отличия б. награжден орд. св. Анны 4-й степ. В 1865 г. А. б. производен в полковн. и в 1875 г. - в ген.-м. и назначен правителем дел окружнаго арт. упр-ия Петербургскаго воен. окр. Во время рус.-тур. войны 1877-1878 гг. ген. А. исполнял должность помощн. нач. артиллер. действ. арм. и за оказанныя отличия б. награжден орд. св. Владимира 3 ст. с меч. и мечами к орд. св. Станислава 1-й ст. По окончании войны, А. занимал должности: помощн. нач. артиллер. Пбг. воен. окр. (1878-1883 гг.) и в 1883-1895 гг. - нач. артиллер. корпусов: 14 арм., Гренадерск. и Гвардейскаго, при чем в 1885 г. был производен в ген.-лейт.; в 1895 г. состоялось назначение А. команд. 18 арм. корп., во главе котораго он и находился до 1902 г., будучи в 1898 г. произведен в ген.-от-арт. В 1902 г. А. был назначен членом Александровскаго ком-та о ран., а 3 янв. 1906 г. уволен в отставку.

Адамс

АДАМС. См. Револьверы1.

[1] Материал словаря, содержащий информацию, на которую указывает эта ссылка, опубликован не был

Адамс, Порт

АДАМС, Порт. Находится на зап. берегу Квантунскаго полуострова, в глубине бухты Society bay. Порт доступен судам с осадкою до 21 ф. в полную воду, а в малую воду до 12 ф. Селение расположено на юж. стороне бухты. Близ Порта Адамс проходит Восточно-Китайская жел. дорога, а также шоссе из Ньючванга. В юж. части бухты расположено селение Кинчжоу, возле котораго происходил бой в мае 1904 г. при наступлении японской армии на Порт-Артур.

Предыдущая страница Следующая страница