Приглашаем посетить сайт

Техника (find-info.ru)

Военная энциклопедия (1911-1915)
Статьи на букву "А" (часть 3, "АВА"-"АВТ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 3, "АВА"-"АВТ")

Авария

Статья большая, находится на отдельной странице.

Аварский 255 пехотный резервный батальон

АВАРСКИЙ 255 пех. рез. баталион ведет свое происхождение от Пензенскаго мушкет. полка, сформированнаго 29 авг. 1805 г. из трех рот Астраханскаго мушкет. полка, который был учрежден в 1700 г. под именем пех. Романа Брюса полка. 19 окт. 1810 г. Астрах. мушкет. полк назван был 45 егерск., а 16 июля 1819 г. - 44 егерск. 21 мар. 1834 г. полк разделен на три отдельные Черноморские линейные б., при чем родоначальник нынешняго Аварскаго б. получил № 6. 26 июля 1838 г. бат. назван Черном. лин. № 7, 17 янв. 1839 г. - Черн. лин. № 8, 18 фев. 1840 г. - Черн. лин. № 9, 3 фев. 1842 г. - Чер. лин. № 10; 23 июля 1856 г. - Черн. лин. № 2, 18 апр. 1858 г. - Кавказским лин. № 34, 23 мар. 1868 г. - 17 Кавказ. лин. б., 1 авг. 1874 г. - 2 Кавказ. лин. б., 6 нояб. 1883 г. переименован в Дагестанский местн. б., 15 окт. 1889 г. - в Кавказск. рез. (кадр.) б., 25 мар. 1891 г. в Аварский рез. б. 26 мая 1899 г. к этому названию присоединен № 255. Баталион участвовал в войне с Персией 1826-1828 гг., и в войнах с Турцией в 1828-1829 гг. и в 1877-78 гг. А. б-н имеет знаки отличия: простое знамя, с надписью: "за отличие в войнах с Персиею 1826-1828 гг. и Турциею 1828-1829 г." и Александровскою лентою с припискою "1805-1905", при чем отличие это б. пожаловано 44 егерск. полку, взамен прежняго знамени, пожалованнаго 25 июня 1850 г. Черн. лин. № 10 баталиону; юбилейное знамя пожаловано 29 авг. 1905 г. В 3 роте имеются знаки на шапках с надписью: "за отличие против турок в Абхазии в 1877 г.", пожалован. 6 янв. 1879 г. 3-й роте 2 Кавказ. лин. бат. Наконец, А. б. имеет георг. трубы, пожалованныя 22 сент 1830 г. 1 б. 44 егерск. полка, и георг. сигнальный рожок, с надписью: "За отражение турецкаго десанта 21 мая 1877 г. у Сочи", пожалованный 6 янв. 1879 г. стрелковой роте 2 Кавк. лин. бат. По "Краткому расписан. сухопутн. войск" (к 1 окт. 1910 г.), А. рез. б. более не значится, а имеется 187-й пех. Аварский п.

Авачинский залив

АВАЧИНСКИЙ ЗАЛИВ и ГУБА. Первый расположен на в. берегу Камчатскаго полуос., в его ю. части, между мысами Поворотным и Шипунским; в верховье залива, между мысами Безыменный и Маячный, находится Авачинская губа, площадью около 60 кв. морск. миль. Очертание губы почти круглое, она хорошо защищена от ветров всех направлений и представляет хороший рейд. С океаном губа соединяется проливом около 1,75 мор. мили шириною при длине в 4 м. Глубины в губе удобны для якорной стоянки, большею частью от 11 до 14 саж. (6 фут. меры), посередине несколько больше, а севернее входа - около 6-7; грунт - ил с ракушкою. Кроме сев. угла губы, у устьев рр. Авачи и Паратунка и на рифе, идущем от ю. берега, все побережье очень глубоко, частию до 4 саж. у берега. Вдоль берегов много небольших бухт, лучшия из них: Тарьинская на ю. берегу и Петропавловская на в., образующия хорошия гавани. Входной пролив не представляет никаких опасностей и в нем можно становиться на якорь. Для парусных судов вход в залив труден, потому что попутные ю. и ю. в. ветры сопровождаются пасмурностью, а при ясной погоде дуют ветры с берега.

Авганистан

АВГАНИСТАН. См. Афганистан.

Август II Саксонский

АВГУСТ II Саксонский, король польский и курфюрст саксонский, один из знаменитейших государей XVIII века. Второй сын саксон. курф. Иоанна Георга III (Альбертинской линии династии Веттинов); род. в 1670 г.; наследовал после смерти брата (1694 г.), под именем Фридриха Августа I. С детства обнаруживал любовь к военному делу. В 1686 г. участвовал в осаде Гамбурга датчанами; в войну 1689-1690 и 1691 гг. против Франции был в армии на Рейне, под нач. отца и курф. баварскаго. Воевал с Портой в союзе с Леопольдом, императором римским, начальствуя армией последняго. После смерти Собессагко избран королем Польши, что послужило причиной соперничества его с франц. принцем Конти; но, благодаря помощи Австрии, папы и Петра В., считавшаго невыгодным, чтобы короли польские были из французскаго дома, родственнаго со шведским, взял верх над последним. Принял имя Августа II, оставшись курф. саксон. и дав обещание стараться о возвращении Польше Лифляндии, отошедшей к Швеции. В 1699 г. А. вел войну с Турцией; по Карловицкому трактату последняя уступила Польше обратно Подолию. Обещание о Лифляндии понудило А., в качестве союзника России и Дании, объявить войну Швеции, начавшуюся походом на Ригу. Война эта для А.оказалась неудачной: Карл XII обратился против него, занял Курляндию, а затем вступил и в польския земли (победа под Клиссовым). А. уехал в Саксонию, а на польский престол сейм избрал, по требованию Карла, Станислава Лещинскаго. Союзныя войска, саксонския и русския, вступившия в Польшу, были разбиты шведами под Фрауштадтом; Карл вторгнулся в Саксонию и принудил А. к миру, подписанному в Альтранштадте, при чем А. признал королем польским Лещинскаго и отказался от союза с Петром, несмотря на одержанную в это время русскими (Меньшиков) победу при Калише над оставшимися в Польше шведскими войсками. Любовь к военному делу заставила А. в 1708 г. принять участие в войне с Людовиком XIV за Испанское наследство. После победы Петра при Полтаве, А. снова вступил в Польшу, возобновил союз с русскими и был возстановлен на польском престоле. С 1710 по 1714 г. саксонския войска А., вместе с русскими и датскими, действовали против шведов в Померании и Гольштинии, а в 1711 г. помогали Петру во время его похода на турок. Враждебныя действия между А. и Карлом окончились в 1719 г., после чего А. перенес свое пребывание в Дрезден, а Варшаву посещал лишь во время сеймов. Т. обр., благодаря объединению Саксонии с Польшей, первая участвовала почти во всех европейских войнах, что, вместе с расточительной жизнью самого А., сильно истощило Саксонию. В Польше царствование А. отмечено общим упадком. России, кроме содействия в войнах, А. оказывал услуги посылкой Петру В. опытных офицеров. (Яроховский. Geschichte der Regierung des Königs August, 1871. Förster. Die Hofe und Kabinette Europas im 18 Jahrhundert, 1839. Noorden. Europäische Geschichte im 18 Jahrhundert, 1882. Haake. Eigenhändige Entwürfe und Briefe Königs August II von Polen).

 

 

Августовского канала система

АВГУСТОВСКАГО КАНАЛА СИСТЕМА (Августовский или Висло-Неманский водный путь). Постройка А. канала в 1825 г. имела целью создать Висло-Неманско-Виндавский водный путь с выходом в Балтийское море и открыть доступ грузам из бассейнов Днепра (по Днепровско-Бугскому каналу), Вислы и Немана к русской гавани, минуя прусскую територию, в пределах коей находятся низовья р. Вислы и Немана. Из этого проекта осуществлен только А. канал. Система этого канала состоит из: 1) Вислянской ветви, в состав которой входят р. З. Буг, Нарев, Бобр и Нетта, 2) Неманской ветви, которую составляют: группа озер - Орсово, Панево, Кряжово и Михалево, связанных между собою небольшими каналами и примыкающих к р. Черной Ганчи (Черноганжи), сама эта река и от нея канал к р. Неману и 3) Раздельный бьеф, собственно А. канал, длиною 8½ вер. огражденный со стороны Вислы шлюзом Свобода, а со стороны Немана - шлюзом Горчица. Общее протяжение этой системы от Вислы до Немана 398 вер. с 18 шлюзами; в том числе свободных рек 300 вер., шлюзованных и каналов 98 вер. Шлюзы каменные. Навигационный период 6 мес, с конца апр. до начала ноября. Сквозного судоходнаго движения не производится, главное - сплав леса в плотах. В военном отношении, в смысле пути сообщения, имеет значение только Вислянская ветвь, которая составляет нашу сев. оборонительную линию в передовом театре и на которой расположен ряд укрепленных пунктов и крепостей (Новогеоргиевск, Зегрж, Пултуск, Рожаны, Остроленка, Ломжа и Оссовец). Эта ветвь у Новогеоргиевска соединяется с зап. оборонительной линией р. Вислы. Т. обр. все укрепления на обеих оборонительных линиях от Оссовца до Ивангорода имели бы хорошую водную связь, если бы путь этот был приспособлен для сквозного парового движения. Собственно же А. канал имеет значение лишь в том смысле, что при помощи его сооружений можно произвести наводнение некоторых прилегающих к нему участков местности и тем увеличить труднодоступность этой полосы, по которой проходят пути в обход Бобра. (Изд. Мин. Пут. Сообщ. Перечень внутренних водных путей Европ. России, 1892 г. Статистический обзор ж. д. и внутренних водн. путей Евр. Рос., 1900 г. Статистический Сборник, сведения о внутренних водных и шосс. путях сообщения, 1909 г., Отчет комиссии по изследованию зап. группы искусствен. водн. путей: Днепровско-Бугская, Огинская и Августовская системы 1893 г. Мысли об устройстве водных путей России, инж. Н. П. Пузыревскаго. 1906 г. Водные пути России и Германии в воен. отнош., В. Л. Златолинскаго).

Система Августовскаго канала.

Система Августовскаго канала.

Авдеев, Петр Иванович

АВДЕЕВ, Петр Ив., полковник, советник войск. хозяйств. правления Оренбургскаго каз. войска, известен как автор "Исторической записки об Оренбургском казачьем войске", составленной в 1873 г. и напечатанной в г. Оренбурге, в 1904 г. Историч. записка А. является первою по времени работою по истории Оренбургскаго каз. войска и основана, главн. образ., на тех данных, которыя автору удалось собрать в войсковых архивах. Последним обстоятельством объясняются недостатки работы: неравномерная разработка всего разсматриваемаго периода, местами большие пробелы и отсутствие широкаго освещения событий в Оренбург. войске в связи с историч. событиями соответствующей эпохи. Но записка обладает и многими достоинствами, к которым прежде всего следует отнести основанное на документах описание постепеннаго развития Оренбург. каз. войска, в особенности начиная с царствования Екатерины II. Существуя до 1904 г. лишь в рукописи, записка, тем не менее, послужила основанием для многих работ по истории Оренб. казачества. А. был в свое время горячим поборником прав и интересов оренбург. казаков. В память его одна из улиц Оренбургскаго поселка (предместье г. Оренбурга) названа "Авдеевским переулком". А. ум. в 1877 г.

Авелан, Федор Карлович

АВЕЛАН, Федор Карл., ген.-адъютант, адмирал. Родился в 1839 г., воспит. в мор. роте Александр. кад. корпуса, произведен в мичманы в 1857 г. Много плавал за границей, в чине к.-лейтен. участвовал в т. н. Цимбрийской экспедиции в Сев. Америку в 1878 г., откуда вернулся командиром крейсера "Азия". Командовал клипером "Вестник" в кругосветном плавании 1880-83 гг., фрегатом "Светлана" и корветом "Рында" в кругосв. плав. Произведенный в 1891 г. за отличие в к.-адмиралы, служил нач. штаба Кроншт. порта, а в 1893-94 гг. командовал эскадрой Средиземнаго моря, участвуя, по личному выбору Имп. Александра III, в Тулонских празднествах по случаю заключения Франко-Русскаго союза. В 1895 г. А. был назнач. помощ. Начальника Глав. Мор. Штаба, в 1896 г. членом Конференции Николаевской Морск. Академии и Начальником Глав. Морск. Штаба, а в 1903 г. Управ. Мор. Министерством, в каковой должности состоял до 1905 г., когда был уволен с оставлением в звании ген.-адъютанта.

 

 

Авен-ле-Сек

АВЕН-ЛЕ-СЕК, сел. в с. в. Франции в 20 кил. к с. в. от Камбрэ; сраж. 12 сент. 1793 г., в 1-ую коалиц. войну. С целью освобождения креп. Кенуа, осажденной австр. войсками пр. Иосифа Саксен-Кобургскаго, командующ. Сев. франц. армией ген. Гушар направил свои войска 4 колоннами от г. Дуэ на Камбрэ, Ландреси к Мобегу. При этом одна из колонн, ген. Кляйе (10 б. 20 ор., 7.000 чел.), при переправе через р. Селлу, у Сользуара, встретилась с неприятелем (кн. Лихтенштейн, 5 рот и 6 эск.), оборонявшим переправу. Скоро к австрийцам подошли подкрепления (Бельгард, 4 полка пех.), отбросившия французов к А.-ле-С. Оставив пехоту на месте, Бельгард и кн. Лихтенштейн преследовали французов с одной кав. (около 2.000 чел.). При А.-ле-С. французы выстроили 2 каре, поставив орудия между войсками. Подойдя к каре, австрийцы разделились на 3 колонны: а) кн. Лихтенштейн напал на французов с фронта, б) ген. Бельгард - с праваго фланга, а в) несколько австр. эск. и франц. эмигранты напали с леваго фланга. Каре были смяты и отступили за деревню, где пытались задержаться, но вторичная атака австр. окончателъно обратила французов в бегство; австрийцы захватили до 2.000 пленных и все орудия. Их потери были весьма незначительны. (Sybel. Geschichte der Revolution von 1789-1795).

Авиация

АВИАЦИЯ составляет ту часть воздухоплавания или аэронавтики, которая осуществляет воздушныя сообщения или передвижения при помощи аппаратов тяжелее воздуха или, как их теперь чаще называют, при помощи летательных машин. Аппараты этой категории, в отличие от аппаратов легче воздуха или аэростатов, могут держаться в воздухе или только при движении аппарата или только при работе двигателя. Они основаны на сопротивлении воздуха и подразделяются на следующия группы: а) ортоптеры (орнитоптеры), б) геликоптеры и в) аэропланы. Ортоптерами называются аппараты, которые имеют плоскости или поверхности, двигающияся вверх и вниз; когда плоскость или поверхность движется вниз, она встречает сопротивление воздуха, которое зависит от величины площади и скорости движения и которое дает силу, направленную вверх, как бы поддерживающую аппарат в воздухе; когда же плоскость или поверхность поднимается вверх, она или поворачивается на ребро, или же облегчается клапанами, открывающимися вниз; следовательно, эти плоскости, при движении вверх, не будут встречать сопротивления или, правильнее, будут встречать весьма небольшое. Очевидно, что, если аппарат имеет несколько таких плоскостей, из которых половина движется вниз, в то время как другая половина вверх, на аппарат будет действовать сила, направленная вверх; если сила эта будет равна весу аппарата с двигателем, пассажирами и всеми приспособлениями, то аппарат будет в равновесии, если же сила получится больше веса аппарата, то аппарат станет подниматься вверх. К этой же категории принадлежат аппараты с машущими или бьющими крыльями (орнитоптеры), аппараты с воздушными гребными колесами, лопасти которых во время половины своего пути движутся нормально, чтобы получить наибольшее сопротивление воздуха, во время же второй половины - плашмя. Сюда же относятся и реакционные аппараты, снабженные вентиляторами или сильными воздуходувными машинами. Для горизонтальнаго перемещения этих аппаратов применяется тот же принцип, что и для вертикальнаго перемещения. Однако, аппараты этой категории, т.-е. ортоптеры и их разновидности, до сих пор не дали почти никаких положительных результатов, несмотря на то, что они строились и строятся в большом числе. Геликоптерами называются аппараты, снабженные одним или несколькими воздушными винтами, вращающимися вокруг вертикальной оси; при помощи этих, как бы ввинчивающихся в воздух винтов, аппарат может или держаться на определенной высоте, или подниматься вверх, что будет зависеть от скорости вращения винтов. Для перемещения в горизонтальном направлении служат винты с горизонтальными осями; иногда винты с вертикальными осями, называемые поддерживающими, ставятся под некоторым углом и тогда они дают подъем аппарату вверх и перемещают его в горизонтальном направлении. Построенныя до сих пор геликоптеры показали, что оне могут отделяться от земли, но крайне неустойчивы в воздухе; надежных и практически ценных результатов с ними до сих пор не получено, хотя геликоптеры по идее должны обладать весьма ценным свойством подниматься без разбега прямо вверх, чего не дают аэропланы. Из всех авиационных приборов наилучшие результаты, имеющие большое практическое применение, получены при помощи аэропланов. (См. Аэропланы).

Авизо

АВИЗО (от италиан. слова aviso - уведомление, известие), небольшое военное, сравнительно быстроходное судно, употребляемое при флоте для посылок и для несения разведочной службы. В русском флоте специальных А. не строят, а обращают обыкновенно в этот род судов устарелые контр-миноносцы, мелкие крейсера и проч.

Авинов, Александр Павлович

АВИНОВ, Александр Павл. (род. 1786 г.; ум. 1854 г.), происходил из пот. двор. Ряз. губ., 10 лет помещен в Мор. Шляхетный Корпус, а в 1801 г. произведен в гардемарины. В 1803 г. вместе с М. П. Лазаревым и др. лучшими воспитанниками корпуса был командирован на 3 года в Англию для практическаго изучения морского дела в плавании на судах английскаго флота. Был зачислен волонтером на эскадру Нельсона и участвовал в 1805 г. в Трафальгарском сражении. В 1814 г. в чине лейтенанта был в сражении с французами под Флиссингеном. В 1819-1822 гг., в кругосветном плавании на шлюпе "Открытие", произвел опись северных берегов Америки; один из открытых им мысов (60° с. ш. и 166° 30’ в. д.) до сих пор носит его имя. 8 окт. 1827 г., в чине кап. 2 ранга, командуя кораблем "Гангут" в эскадре к.-адм. гр. Гейдена, участвовал в Наваринском сражении с турецко-египетским флотом, выделяясь лихостью управления своим кораблем, отвагою, хладнокровною распорядительностью. Во время сражения им были потоплены, шедший прямо на него, турецкий брандер и врезавшийся в борт фрегат с горючими веществами. В этом последнем случае, дабы предупредить гибель от взрыва остальных близстоящих союзных судов, рискуя каждый момент сам взлететь на воздух, лихо снялся ночью с якоря и, выйдя на свободную воду, принялся за тушение пожара и освобождение своего корабля от горевшаго неприятельскаго фрегата. Прорубив ему дно, он потопил фрегат. За Наваринский бой А. был произведен в капитаны 1 ранга, награжден орд. св. Владимира 3 ст. и получил соответствующия награды от франц., англ. и греч. королей. В 1834 г., тотчас по назначении М. П. Лазарева главным командиром Черноморскаго флота, в чине к.-адм., А. был назначен начальником штаба Черноморскаго флота. Работая без-устали в должности нач. штаба и нач. эскадры, А. был деятельным и незаменимым сотрудником М. П. Лазарева по созданию того боевого духа, который на деле проявил себя в тяжелую годину для Черноморскаго флота и России. В 1837 г. А. был назначен командиром Севастопольскаго порта с производством в вице-адмиралы. И здесь, как в строю, работая в области административной, он вложил всю свою душу в порученное дело, создавая новый первоклассный порт. За его время в Севастополе начата была постройка Адмиралтейства, для чего срывалась целая гора, были выстроены доки. А., однако, не дослужил в Севастополе до окончания этих работ. В 1849 г. за болезнью он должен был просить о назначении на должность, более соответствующую его здоровью. Выс. приказом 3 апреля 1849 г. он был назначен членом адм.-совета, а в 1852 г. произведен в адмиралы. В 1854 г., вскоре после празднования своего 50-лет. юбилея в офицерских чинах, А. скончался в Петербурге. (Морской Сборник, 1855 г. № 1. Общий морской список т. VI. Кротков. Повседневная запись замечательных событий в русском флоте).

 

 

Авинов, Сергей Александрович

АВИНОВ, Серг. Александр., ген.-от-инф., род. в 1831 г., образование получил в Пажеском Е. И. В. корпусе, откуда в 1849 г. был выпущен прапорщиком в л.-гв. Преображенский п. В 1849 г. участвовал в делах и походах против Венгрии, а в 1854-56 гг. находился в составе войск, охранявших Балтийское побережье. В 1859 г. А. был переведен на службу в Грузинский гренад. п., и участвовал с ним в целом ряде экспедиций против кавказских горцев, закончившихся штурмом Гуниба и пленением Шамиля. В период 1861-62 гг. А. принимал участие в экспедиции против горцев в Кубанской области в составе Адолумскаго отряда; затем, в период 1863-64 гг. он участвовал в экспедиции в землю Шапсугов, а в 1866 г. - в экспедиции в Абхазию. За отличия, оказанныя разновременно в делах против горцев, А. был награжден: чинами подполковника и полковника, орденами св. Анны 3 ст. с меч., св. Станислава 2 ст. с короной и меч., св. Анны 2 ст. с меч. и св. Анны 2 ст. с корон. и меч. В 1865 г. А. был назначен команд. 75 пех. Севастопольскаго п., в 1874 г., в чине ген.-м., ком. 2 бриг. 39 пех. див., а спустя год - 1 бриг. Кавказской гренад. див. Во главе этой бригады А. участвовал в кампании 1877-78 гг. (в делах у Зивина - 12 июня и у Деве-Бойну - 23 окт., а также при неудач. операции на Эрзерум в ночь с 27 на 28 окт.), за которую награжден золотым оружием, украшенным алмазами и с надписью "за храбрость", орденами св. Георгия 4 ст., св. Станислава 1 ст. с мечами и св. Анны 1 ст. с мечами. В 1880 г. назначен начальником 20 пех. дивизии, в 1883 г. - нач. 9 пех. дивизии, а в 1885 г. - нач. Кавказской гренад. дивизии. С 1895 г. состоял членом Александ. комит. о ранен. В 1896 г. б. произведен в ген.-от-инф. Ум. в 1906 г.

Авлиар

АВЛИАР. См. Аладжа.

Авраамий Палицын

АВРААМИЙ ПАЛИЦЫН, одна из крупнейших личностей Смутнаго времени. Родился в с. Протасьеве, близ Ростова. В царствование Шуйскаго состоял келарем Св. Троице-Сергиевой Лавры, пользовался, повидимому, большим влиянием, п. ч. Царь призвал старца Авраамия в Москву, и он находился здесь посредником между Царем и осажденной Лаврою во все время ея обороны. Осажденных он поддерживал словом и делом, письмами и подкреплениями (хотя и ничтожными, но все же поднимавшими дух защитников), Царю Василию помогал, во время голода и мятежа, продажей хлеба по низким ценам из богатых монастырских житниц. Говорят, что Сапега, после своего третьяго неудачнаго на обитель приступа в июле 1609 г., вызывал через своего ходока, пана Ивана Зубова, А. П. из Москвы в свой стан под Троицу, - "чтобы земля умирити и кровь крестьянскую утолити". Появление в стане Сапеги келаря Лавры, конечно, имело бы громадное значение для тушинцев и оказало бы сильное влияние на героических и безпримерной доблести защитников обители св. Сергия. Но старец А. обставил ответ свой весьма искусно. Отказавшись приехать, он в то же время сообщил Сапеге много таких данных, которыя отвлекали его внимание от Лавры и делали положение его под нею менее устойчивым. Затем в 1611 г. он уже поднимает своим влиянием ратную силу против поляков, посылая ее (все ратные монастырские люди) на освобождение разоряемой поляками Москвы, побуждая своими письмами, вместе с архимандритом Лавры Дионисием и братией, к возстанию против иноземцев весь русский народ. Не щадя себя, А. П. лично участвует в боях и подает пример прочим. В 1612 г. он уговаривает князя Пожарскаго, в Ярославле, поспешить к Москве и сопровождает его дружины до Троице-Сергиевой Лавры. Наконец, в 1613 г. вместе с Шереметьевым, он бьет челом в Костроме Михаилу Феодоровичу Романову, прося его на Московское царство. По исполнении столь крупных дел, А. П. вернулся в обитель св. Сергия и здесь, в 1618 г., руководил отражением монахами от Лавры польскаго королевича Владислава. В 1620 г. он удалился в Соловецкий монастырь, где и умер в 1626 г. А. П. оставил после себя сочинение: "Сказание об осаде Троице-Сергиева монастыря от Поляков и Литвы и о бывших потом в России мятежах". Москва, 1784 г. В 1909 г. это сочинение издано Императорской Археографической комиссией под названием: "Сказание Авраамия Палицына". (Голохвастов. Замечания об осаде Троицкой лавры 1608-1610 гг. и описание оной историками XVII, XVIII и XIX ст., "Москвитянин" 1842 г.; его же. Ответ на рецензии и критику замечаний об осаде Троицкой лавры, "Москвитянин" 1844 г.; Платонов. Очерки по истории смуты в Московском государстве XVI и XVII ст., 1899).

Аврал

АВРАЛ, общая для всей команды работа на корабле. В прежнее время почти всякая крупная работа производилась авралом, с вызовом на верхнюю палубу всей команды: съемка и постановка на якорь, постановка и уборка парусов, подъем с воды больших шлюпок, тяжестей и т. п. Вызов офицеров и команды делался дудкой и возгласом: "всех наверх", с указанием предстоящей работы. Палубные старшины обходили помещения и докладывали старшему офицеру о выходе наверх всей команды. При парусном двигателе успех маневра часто зависел от скорости выхода дюдей, на что обращалось большое внимание. С введением паровых двигателей, электрических лебедок и механизмов упало значение ручной силы, а разделение современнаго корабля на большое число самостоятельных отсеков делает невозможным командование людьми с мостика; поэтому теперь А. редко применяется. На военных судах к нему еще прибегают в исключительных случаях всеобщей погрузки угля и других работ, требующих присутствия большого числа людей на верхней палубе, и тогда командование переходит по старой традиции к старшему офицеру. В обыкновенное время на верхней палубе командует вахтенный начальник, в распоряжении котораго находится вахтенное отделение нижних чинов.

Авральная работа

АВРАЛЬНАЯ РАБОТА, работа, в исполнении которой принимают участие все офицеры и нижние чины судовой команды. Сюда относятся: приготовление корабля к бою, самый бой, спасение корабля по водяной и пожарной тревогам, общая приборка на корабле.

Аврелиан, Люций Домиций

АВРЕЛИАН, Люций Домиций, римский император; род. в 212 г. в Сирмие (Паннония). Был сыном крестьянина, но постепенно дослужился до высоких должностей в римском воиске. Когда сарматы вторглись в Иллирию, он вытеснил их оттуда. Под Могунциаком (Майнцом), будучи военным трибуном, нанес поражение франкам. В 254 г. имп. Валериан назначил А. заведующим лагерями, а в 256 г. - заместителем главнокомандующаго Ульпия Кринита. Он счастливо сражался с готами в 257 г. В 258 г., - при Клавдии, назначен начальником конницы, а по смерти Клавдия в 270 г. провозглашен императором. В конце того же года он снова сражался в Паннонии с готами и покорил их, отняв Мизию. Потом воевал с маркоманами, выиграв сражения у Плаценции (Пьяченца) и Умбрии. В 271 г., прогнавши аламанов из Италии, начал строить в защиту от варваров стену вокруг Рима, оконченную в 273 г. Затем отправился против отложившейся пальмирской царицы Зиновии, разбил ея войска при Елиезе и Антиохии; осадил и взял Пальмиру в 272 г. Вскоре после этого был убит в 275 г. своим секретарем Мнестеем, во Фракии, когда готовился воевать с персами. А. был суровым воином, прозванным "manu ad ferrum" (рука у железа) (La Grande Encyclop.; Flav. Vopiscus. Aureliani vita).

Аврора

АВРОРА, бронепалубный крейсер, постр. в 1900 г. в Спб. Нов. Адмиралтействе, водоиз. 6730 тонн, длина по груз. ватер. 406 фт., ширина 55 фт. и углуб. 21 фт. Механизмы развив. 11.610 индик. с., скор. хода 20 узлов. Артил. вооружение составляют 10-6-дм. орудий в 45 кал. и 26 скоростр. пушек, минное - два подвод. мин. аппарата. Стоимость крейсера около 7 мил. руб. Во время русско-японской войны крейс. А. в составе 2-й тихоокеанской эскадры вышел из России 2 окт. 1904 г. под командой кап. 1 ранга Егорьева 1-го. Первое огневое крещение А. получила в Немецком море (см. Гулльский инцидент), когда несколько мелких снарядов попало в крейсер. В Цусимском бою 14 мая 1905 г. А. принимала участие в составе крейсерскаго отряда к.-адм. Энквиста. Во время перестрелки с неприятельскими крейсерами в середине боя был убит осколком снаряда кап. 1 ранга Егорьев и командование крейсером перешло к старшему офицеру кап. 2 р. Небольсину 2, также уже раненому при тушении пожара. Крейсер получил несколько пробоин, близких к ватерлинии, но не выводивших его из строя. Серьезно повреждены были дымовыя трубы, затоплено отделение носового миннаго аппарата и неск. угольных ям передней кочегарки. На крейсере было потушено несколько пожаров. Когда, с наступлением темноты, начались атаки неприятельских миноносцев, и наша эскадра разделилась (см. Цусимский бой1), крейсер А. шел с потушенными огнями в кильватер крейсеру "Олег", на котором находился начальник отряда. Несколько минных атак японских миноносцев прошли для крейсера благополучно. Готовясь к прорыву во Владивосток, на А. всю ночь исправляли полученныя повреждения. Утром 15 мая с А. передали на "Олег" по семафору о решении офицеров идти во Владивосток, но не получив ответа, продолжали следовать за флагманским крейсером. После полудня к.-ад. Энквист перенес свой флаг на А. и отряд, в составе крейсеров А., "Олег" и "Жемчуг" пошел в Маниллу, где был интернирован и разоружен по требованию правительства Сев.-Амер. Соед. Штатов. В Манилле А. оставался разоруженным до конца военных действий после чего вернулся в Россию. Лишенный бортовой брони и не обладая достаточно быстрым ходом, А. не имеет в настоящее время боевого значения и несет службу в составе отряда судов Морского Кадетскаго корпуса.

[1] Материал словаря, содержащий информацию, на которую указывает эта ссылка, опубликован не был

Крейсер "Аврора".

Крейсер Аврора

Австралийская лошадь

АВСТРАЛИЙСКАЯ ЛОШАДЬ. В Австралии, до появления европейцев, лошадей не было; оне попали сюда вместе с первыми переселенцами из Капской земли и из Вальпарайзо (Чили); впоследствии, при переходе Австралии в руки англичан, лошади англ. происхождения получили там преобладание. Полудикия А. лошади известны под именем "bush-horses"; оне - около 4 верш. росту, крепкаго сложения, с длинными гривами, очень энергичны, нелегко подчиняются человеку. В настоящее время в Австралии существует и культурное коневодство, - чистокровные и полукровные заводы. Англичане широко привили здесь скачки по образцу метрополии. Разведением англ. чистокровных лошадей особенно славятся колонии в Квинсленде, Новом Южн. Уэльсе, Виктории, Южн. Австралии, на островах Тасмании и Новой Зеландии. А. лошадью пользовались для комплектования конскаго состава армии англичане в бурскую войну (теперь они комплектуют ею часть индийской конницы), немцы и японцы - в китайскую; японцы пользовались ею в последнюю рус.-яп. войну; теперь японцы чистокровными А. жеребцами поддерживают и улучшают свои конские заводы; А. кровная лошадь начинает проникать и на наш Д. Восток, в качестве верховой лошади, но пока в незначительных размерах. Как продукт чистой английской крови, А. полукровная лошадь обладает хорошими качествами верховой военной лошади; к достоинствам этой лошади надо отнести также то, что она хорошо приспособляется к климату и отлично переносит перевозку морем. (А. Симонов и И. Мердер. Лошади. Конския породы. - The horse of The British Empire, т. II).

Австралия

Статья большая, находится на отдельной странице.

Австрийская артиллерия

АВСТРИЙСКАЯ АРТИЛЛЕРИЯ. См. Артиллерия современная.

Австро-венгерская армия

АВСТРО-ВЕНГЕРСКАЯ АРМИЯ. См. Австро-Венгрия.

Австро-венгерский флот

АВСТРО-ВЕНГЕРСКИЙ ФЛОТ. См. Австро-Венгрия.

Австро-Венгрия

Статья большая, находится на отдельной странице.

Австро-итальано-французская война 1859 г.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Австро-итальанская война 1866 г.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Австро-прусская война 1866 г.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Австро-прусская и австрийская наследственная война 1740-1748 гг.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Австро-русско-французская война 1805 г.

АВСТРО-РУССКО-ФРАНЦУЗСКАЯ ВОЙНА 1805 г. См. Русско-французско-австрийская война 1805 г.1

[1] Материал словаря, содержащий информацию, на которую указывает эта ссылка, опубликован не был

Австро-сардинская война 1848-1849 гг.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Австро-французская война 1809 г.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Автоматическая стрельба

АВТОМАТИЧЕСКАЯ СТРЕЛЬБА производится из автом. оружия. Этот термин в особенности относится к А. винтовкам, кот. должны допускать стрельбу как автоматическую, так и неавтоматическую, когда перезаряжание (открывание затвора, отодвигание его назад, выбрасывание стрелян. гильзы, взведение курка или ударника, закрывание затвора и введение очеред. патрона в патронник) производится не действием порох. газов, а рукою стреляющаго. Для перехода от одного способа к другому, А. винтовка снабжается особыми переводчиками. А. стр. раздел. на одиночную и непрерывную. Одиночной наз. такая, при которой нажатие на спусков. крючок производит лишь один выстрел; непрерывная же получается, когда нажатие на спуск дает непрер. ряд выстр., как при стрельбе из пулемета, до полнаго израсход. магазина. Ружья-пулеметы и пулеметы предназначены, гл. обр., для непрер. стрельбы. Что касается до А. винтовок, то бол. часть из них приспособлена только для одиночн. А. стр. и лишь некот. образцы (Маузер) имеют особ. переводчики, дающие возможность производить из них и непрер. А. стр. Автоматич. пистолеты приспособлены лишь для одиночн. А. стр., п. ч. при непрер. стрельбе получилось бы сильное дрожание оружия, а след., и слишком большое разсеивание пуль. Непрер. стрельба требует устойчивости от оружия; к пулеметам для этой цели приспособлены станки, к ружьям-пулеметам - подстановки или двуноги.

Предыдущая страница Следующая страница