Приглашаем посетить сайт

Ахматова (ahmatova.niv.ru)

Энциклопедия "Великая Отечественная война 1941-1945" (1985 год)
Наука

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Наука

НАУ́КА советская. К 1941 СССР располагал 1821 науч. учреждением, в т. ч. 756 крупными н.-и. ин-тами; в сфере Н. было занято 362 тыс. чел. (непосредств. науч. работой – 98,3 тыс.). Деятельность науч. учреждений строилась на комплексной разработке науч. проблем и коллективных методах труда. Науч. сотрудники разрабатывали в первую очередь проблемы наиболее полного использования экономич. ресурсов СССР для дальнейшего развития народного хозяйства СССР и укрепления его обороноспособности. Система организации Н. включала три типа научных учреждений. Научные учреждения, занимавшиеся разработкой фундаментальных проблем, возглавляла Академия наук СССР (её органами были филиалы и базы АН СССР), в союзных республиках действовали академии наук союзных республик. АН СССР и её учреждения располагали 11% науч. учреждений и 10% н.-и. ин-тов от науч. учреждений всей страны, в них насчитывалось более 5% высококвалифицир. кадров от общего числа науч. работников. В СССР также действовала сеть н.-и. отраслевых учреждений (в пром-сти и на транспорте 188 науч. ин-тов, в с. х-ве 90, в области просвещения 127, в системе здравоохранения 268). Крупнейшие отраслевые н.-и. ин-ты: Центр. аэрогидродинамический (ЦАГИ), Гос. оптический, Всес. минерального сырья, Физико-химич. имени Л. Я. Карпова и другие. Отраслевые науч. учреждения сосредоточивали 89% науч. учреждений и 90% н.-и. ин-тов всех науч. учреждений страны, в них работало 33% всех науч. сотрудников. Науч. разработки вели 817 высш. уч. заведений. Крупные науч. центры; Московский, Ленинградский, Казанский, Томский ун-ты, ин-ты – Моск. химико-технологич. им. Д. И. Менделеева, Ленингр. горный и другие. Науч. кадры высш. уч. заведений составляли 61% (61,4 тыс. чел.) общего числа науч. работников страны.

В годы войны осн. задачами Н. были: оперативная разработка проблем оборонного значения; науч. помощь пром-сти в освоении новых видов произ-ва; мобилизация сырьевых ресурсов страны; замена дефицитных материалов местным сырьём; исследования в сфере фундаментальных проблем Н. Новая тематика разрабатывалась в тесном взаимодействии теории и практики, на основе деловых контактов деятелей Н., представителей Сов. Армии и пром-сти. Перестройка сов. Н., вызванная войной, велась одновременно с эвакуацией значит. части науч. учреждений в тыловые р-ны страны. Она проходила в три этапа. Июль–авг. 1941 – эвакуированы науч. учреждения Украины, Белоруссии и частично центр. р-нов РСФСР в авг. в Казани начал работать Президиум АН СССР. Οкт.–нояб. 1941 – вывезены на Урал учреждения геологич. и технич. профиля, в СР Азию – биологич. и обществ.-науч. профиля. Март–июль 1942 – из блокированного Ленинграда эвакуировано 80 науч. учреждений, в т. ч. ок. 40 вузов. В результате в вост. р-нах СССР сложились мощные науч.-пром. комплексы. Наиболее крупные из них: в Поволжье (33 физич., химич. и технич. науч. учреждения, ряд вузов, 1884 науч. сотрудника, в т. ч. 39 акад. и 44 чл.-корр. АН СССР); на Урале (базой для развёртывания работы геологич., металлургич., маш.-строит. и химич. науч. учреждений и вузов стала Уральская комплексная экспедиция АН СССР в Свердловске и Уральский филиал АН СССР к-рые существовали до войны); в Башк. АССР (разместился комплекс физико-математич., биологич. и технич. учреждений АН СССР Запорожский маш.-строит. ин-т, Ленингр. строит. ин-т и лесотехнич. академия); в Зап. Сибири (эвакуировано 17 вузов в Новосибирск, Томск, Омск и Алтайский край, где работали 15 местных вузов; среди эвакуированных – ЦАГИ и Акад. с.-х. наук им. В. И. Ленина); в Казахстане и СР Азии (эвакуирован ряд науч. учреждений технич., естеств. и гуманитарного профиля). Москва и Ленинград на протяжении всей войны продолжали оставаться крупными науч. центрами СССР Исследоват. работу науч. учреждений и вузов координировал Научно-технический совет.

Война потребовала перестройки организац. форм управления науч. учреждениями. Использовались традиц. формы – науч. ин-ты и лаборатории. Создавались спец. комиссии и к-ты, объединявшие учёных независимо от ведомств. принадлежности и помогавшие оперативно решать вопросы воен. произ-ва. Вновь образованные комиссии и к-ты делились на региональные (Комиссии по мобилизации ресурсов, городские комитеты учёных и др.) и проблемные (Комиссия по геолого-географическому обслуживанию Красной Армии, Военно-санитарная комиссия и др.). Первые занимались решением комплексных нар.-хоз. задач на определённой терр. СССР вторые работали в сфере конкретной области Н. в масштабах всей страны.

С разгромом нем.-фаш. войск под Сталинградом началась массовая реэвакуация науч. учреждений. Пребывание их в вост. р-нах СССР и новые задачи, вызванные войной, способствовали появлению новых науч. учреждений (см. Общественные науки, Естественные и технические науки). В 1941–45 увеличилось число филиалов АН СССР организованы новые республиканские АН, созданы Академия педагогических наук РСФСР, Академия медицинских наук СССР, мн. науч. ин-ты и высш. уч. заведения. Партия и Сов. пр-во проявляли большую заботу о сохранении кадров учёных. С 1942 увеличивался приём в аспирантуру; крупнейшие учёные пополнили ряды АН СССР и АН союзных республик.

В годы войны партия и Сов. пр-во создавали учёным условия для того, чтобы не прерывались фундаментальные исследования. Это во многом предопределило успешное развитие сов. Н. в последующие годы.

В годы войны тысячи науч. сотрудников сражались в рядах Сов. Армии, в нар. ополчении, в партиз. отрядах, в истребит. батальонах.

Лит.: Лёвшин Б. В., Сов. наука в годы Вел. Отечеств. войны, М., 1983.

В начало словаря