Приглашаем посетить сайт

Право (law.niv.ru)

Энциклопедия "Великая Отечественная война 1941-1945" (1985 год)
Статьи на букву "А" (часть 1, "АБА"-"АКТ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 1, "АБА"-"АКТ")

Абанькин П. С.

АБÁНЬКИН Павел Сергеевич (1902–1965), адмирал (1951). Чл. КПСС с 1920. В ВМФ с 1923. Окончил Воен.-мор. акад. (1937). С июля 1940 команд. Амурской воен. флотилией. В июне 1941 контрадмирал. В ходе войны команд. Онежской воен. флотилией (авг. 1943 – янв. 1944), нач. Воен.-мор. акад. (с сент. 1944), зам. наркома ВМФ (с апр. 1945). В 1952–58 нач. Гидрографич. управления ВМФ. Награждён 2 орд. Ленина, 2 орд. Кр. Знамени, орд. Ушакова 1-й степ., Кр. Звезды.

Абашидзе Г. Г.

АБАШИ́ДЗЕ Григол Григорьевич (р. 1914), груз. сов. поэт, Герой Соц. Труда (1974). Чл. КПСС с 1944. Окончил филологич. ф-т Тбилисского ун-та (1936). В годы войны создал многочисл. патриотич. стихи ("Враги", "Поединок танков", "Знамёна" и другие.), поэмы ("Непобедимый Кавказ" и другие.). В поэме "Георгий шестой" (1942) воспел борьбу народа за независимость и свободу Родины. Деп. ВС СССР с 1970. Гос. пр. СССР (1951). Награждён 2 орд. Ленина, 2 орд. Труд. Кр. Знамени, орд. "Знак Почёта".

Лит.: Абхаидзе Ш., Г. Абашидзе, Тб., 1958.

Абашидзе И. В.

АБАШИ́ДЗЕ Ираклий Виссарионович (р. 1909), груз. сов. поэт, Герой Соц. Труда (1979). Чл. КПСС с 1939. Окончил филологич. ф-т Тбилисского ун-та (1931). В годы войны создал популярные стихи и баллады: "Капитан Бухаидзе", "Песня раненого", "Памяти Леселидзе" и другие. Деп. ВС СССР в 1954–70. Награждён 2 орд. Ленина, 2 орд. Труд. Кр. Знамени, орд. "Знак Почёта".

Лит.: Маргвелашвили Г., И. Абашидзе, Тб., 1958.

Абвер

ÁБВЕР (нем. Abwehr, букв. – оборона, отражение), орган воен. разведки и контрразведки Германии. Созд. в 1919. В 1938 реорганизован в Управление разведки и контрразведки верх. командования вооруж. сил фаш. Германии. Являлся одним из инструментов гитлеровской захватнич. политики. В 1935–44 А. возглавлял адм. Канарис. Функции Α.: сбор секретной информации о вооруж. силах и воен.-экономич. потенциале заруб. стран; обеспечение скрытности воен. приготовлений и внезапности нападений фаш. Германии, а также успеха "молниеносной войны" путём дезорганизации и развала тыла стран – объектов агрессии; борьба с иностр. агентурой в вооруж. силах и воен. пром-сти фаш. Германии и другие. Центр. аппарат А. включал 3 осн. оператив. отдела: 1-й отдел (A-I) занимался организацией тотального шпионажа в иностр. гос-вах; 2-й (А-II) – руководил диверсионно-террористич. деятельностью на терр. и в тылу войск пр-ка, для проведения к-рой в его распоряжении имелся спец. полк, с 1943 дивизия "Бранденбург"; 3-й (А-III) – ведал воен. контрразведкой внутри страны и за границей. В систему А. входили органы разведки и контрразведки в соединениях и объединениях вермахта. А. имел также разветвлённый периферийный аппарат, осн. звеньями к-рого были спец. отделы – "абверштелле" (ACT).

С 1939 подрывной деятельностью против Сов. Союза непосредственно занимались ACT в Кенигсберге, Кракове и Вене, а также развёрнутые в сопредельных с СССР странах филиалы А. Накануне войны А. провёл ряд мероприятий по плану "Барбаросса", значительно активизировал деятельность по сбору секретной информации об СССР маскировал воен. приготовления к нападению на Сов. Союз, готовил диверсионные группы для действий в тылу сов. войск. С июня 1941 деятельностью А. на сов.-герм. фронте руководил "штаб Валли", находившийся в м. Сулеювек под Варшавой. В его распоряжении состояли абверкоманды разл. назначения, подчинённые им абвергруппы и другие. спец. формирования. Деятельность "штаба Валли" была направлена как против Сов. Вооруж. Сил, так и против партизан и антифаш. подполья. На временно оккупир. терр. СССР А. имел свою агентурную сеть. В качестве агентов, кроме проф. разведчиков, использовались изменники Сов. Родины, уголовные элементы, белоэмигранты. Перед нападением на Сов. Союз 2-й отдел А. создал из укр. бурж. националистов особый карательный батальон под усл. назв. "Нахтигаль" ("Соловей"), к-рый во время войны действовал на терр. Украины. В 1942 А. образовал "зондерштаб Р.", предназначенный для борьбы с партиз. движением, сов. разведчиками-парашютистами и для ведения антисов. пропаганды среди населения на временно оккупир. терр. СССР.

Подрывная деятельность Α., сыгравшая определённую роль в обеспечении успеха нем.-фаш. агрессии против бурж. гоc-в Европы, при нападении на СССР не оправдала надежд гитлеровского верх. командования. Α., как и всей нем.-фаш. разведке, не удалось правильно определить воен.-экономич. и моральный потенциалы Сов. Союза, дезорганизовать сов. тыл. В ходе войны органы госбезопасности СССР сорвали многие мероприятия А. В февр. 1944 А. был расформирован, а воен. разведка и контрразведка подчинены Гл. управлению имперской безопасности.

Лит.: Барков Л. И., В дебрях абвера, Тал., 1971; В поединке с абвером, 2 изд., Л., 1974.

Аблинга

АБЛИНГÁ, быв. деревня Клайпедского р-на Литов. ССР 23 июня 1941 нем.-фаш. каратели ограбили и сожгли все дома Α., согнали жителей А. и соседней дер. Жвагиняй к яме и, приказав всем лечь, в упор расстреляли их. Погибли 42 чел. из 30 семей (спаслось неск. тяжело раненных женщин и 5-месячная девочка). Трагедия А. – одна из первых в ходе войны. 30 июля 1972 на холме Жвагиняй, к С.-В. от Α., при участии представителей всех р-нов Литвы открыт мем. ансамбль, созд. литов. нар. мастерами под рук. скульп. В. И. Майораса и арх. Д. А. Юхнявичюте. 30 деревянных резных скульптур, выполненных с использованием приёмов традиц. литов. пластики, воплощают образ нар. трагедии, скорбь о погибших.

Лит.: Жемгулис В. Ю., Вайцекаускас Ю. К., Аблинга, Вильнюс, 1979.

Аблинга. Фрагмент мемориала. Литовская ССР

Аблинга. Фрагмент мемориала. Литовская ССР

Аблинга. Фрагмент мемориала. Литовская ССР

Аварийно-спасательная служба

АВАРИ́ЙНО-СПАСÁТЕЛЬНАЯ СЛУ́ЖБА, спец. служба в ВМФ, занималась аварийно-спасат. обеспечением сил и средств флота, подъёмом затонувших кораблей (судов), самолётов и плавсооружений, стр-вом и ремонтом гидротехнич. объектов и произ-вом др. работ. До нач. войны эти задачи решал ЭПРОН (Экспедиция подводных работ особого назначения), к-рый с нач. войны был передан ВМФ и затем в 1942 преобразован в А.-с. с. Служба состояла из подразделений (групп, команд, катеров), частей (судов) и органов управления. В 1942 созд. Аварийно-спасат. управление ВМФ (нач. – инж.-контр-адмирал, с нояб. 1944 инж.-вице-адмирал, А. А. Фролов). Осн. средствами А.-с. с. были спасательные и судоподъёмные суда, водолазные боты, аварийно-спасательная и судоподъёмная техника и другие. К кон. 1945 служба по численности и технич. оснащённости в 4 раза превосходила ЭПРОН 1941. В годы войны она выполняла свои задачи гл. обр. на театре воен. действий, её части и подразделения спасли и сняли с мели 2 тыс. кораблей и судов, подняли 2780 затонувших кораблей и судов, выполнили подводно-технич. работы на 102 млн. руб. Наиболее интересные в технич. отношении работы: отделение под водой носовой части линкора "Марат", подъём лидеров "Минск", "Ташкент", недостроенного крейсера "Петропавловск", эсминцев "Бдительный", "Стерегущий", канонерских лодок "Красное Знамя", "Кама", "Пионер", сторожевого корабля "Вихрь", нем. подводной лодки "У-250", теплохода "Украина", пароходов "Пролетарий", "Советский Крым", танкера "Вайян Кутюрье", миноносца "Стремительный", транспорта "Эмпайр-Старлайт" и другие.

Лит.: Чикер Н. П., Служба особого назначения. Хроника героич. дел, М., 1975.

Августовская революция 1945 во Вьетнаме

ÁВГУСТОВСКАЯ РЕВОЛЮ́ЦИЯ 1945 ВО ВЬЕТНÁМЕ, нар.-демократическая, разверну- лась в ходе нац.-освободит. борьбы вьетнамского народа против франц. колонизаторов и япон. оккупантов. Огромное воздействие на развитие освободит. движения во Вьетнаме оказали победы Сов. Армии на фронтах Вел. Отечеств. войны. Социально-экономич. и политич. кризис во Вьетнаме резко обострился в марте 1945 после т. н. гос. переворота, в ходе к-рого япон. империалисты упразднили франц. колон. администрацию. Патриотич. объединение фронт Вьетминь (созд. по инициативе компартии Индокитая в мае 1941) призвал народ к всеобщей вооруж. борьбе. К июню Вьетнамская освободит. армия (созд. в апр.) освободила 6 провинций Сев. Вьетнама (на их базе образован Освобождённый р-н). Мощным стимулом для нарастания освободит. борьбы во Вьетнаме явились разгром герм. фашизма и вступление СССР в войну против империалистич. Японии. Конференция компартии (13–15 авг.) приняла решение о начале всеобщего восстания; 16 авг. это решение одобрил Всевьетнамский нац. конгресс, образовавший Нац. комитет освобождения Вьетнама (Врем. пр-во) во главе с Хо Ши Мином. 19 авг. вооруж. народ взял власть в Ханое, а затем в др. городах и сёлах страны. 2 сент. Хо Ши Мин на 500-тыс. митинге в Ханое провозгласил Вьетнам независимой демократич. республикой. В ходе А. р. проявилось тесное взаимодействие рабочего класса и крест-ва, объединившихся с др. патриотич. силами в руководимом компартией едином нац. фронте. А. р. оказала значит. влияние на развитие нац.-освободит. движения в странах Юго-Вост. Азии.

Авиационная дивизия

АВИАЦИÓННАЯ ДИВИ́ЗИЯ. Накануне войны А. д. входили в состав авиации Гл. командования (дальней бомбардир. авиации), фронтовой (ВВС воен. округов) и армейской (ВВС общевойсковых армий) авиации, а в ходе войны – в возд. армии фронтов (с 1942), авиацию дальнего действия, авиацию ПВО, авиацию Военно-Морского Флота и авиацию резерва Верховного Главнокомандования. Организационно включались в состав авиационных корпусов, воздушных армий и в авиац. резерв ВГК. По вооружению и боевому предназначению А. д. подразделялись на бомбардировочные, штурмовые, истребительные, смешанные и транспортные. Боевой состав А. д. в ходе войны был непостоянным. В нач. войны А. д. состояли из 3–5 авиаполков, с авг. 1941 – из 2, одновременно сократилось в дивизиях и кол-во самолётов (с 150–180 до 40–50). Начиная с осени 1942 боевой состав А. д. постепенно вновь увеличивался. Нек-рые истребит. А. д. имели по 4 полка (А. д. ПВО и смешанные А. д. до 5 полков). Кол-во смешанных А. д. было сокращено. С 1944 все А. д. фронтовой авиации переведены на 3–4-полковой состав. Наиболее распространёнными до кон. войны были А. д. из 3 полков с числом самолётов в бомбардир. А. д. ок. 100, в штурмовых и истребительных – 124. Боевые задачи А. д. выполняла в составе авиакорпуса, возд. армии или самостоятельно, действуя одноврем. всем составом или отд. полками, эскадрильями, звеньями и одиночными самолётами.

Авиационная промышленность

Статья большая, находится на отдельной странице.

Авиационное наступление

АВИАЦИÓННОЕ НАСТУПЛÉНИЕ.

Применялось Сов. Армией как новая форма использования авиации в операциях Сухопут. войск с кон. 1942 в связи с возросшими возможностями фронтовой авиации и потребностью наступавших войск в непрерывной поддержке (сопровождении) авиацией и прикрытии их с воздуха. Вначале А. н. проводилось в ограниченном масштабе и включало только задачи, решаемые авиацией при подготовке наступления и в ходе прорыва войсками гл. полосы обороны пр-ка. С 1943 А. н. охватывало все задачи, выполнявшиеся фронтовой авиацией в период наступат. операции, в т. ч. и завоевание господства в воздухе. Это позволяло Сухопут. войскам успешнее прорывать оборону пр-ка и вести наступление в высоком темпе на большую глубину. Впервые А. н. частично осуществлено в контрнаступлении под Сталинградом, в полном объёме – в битве под Курском. В дальнейшем проводилось во всех наступат. операциях сов. войск и являлось одним из важнейших условий их успеха. В А. н. участвовала и авиация дальнего действия. По характеру выполнявшихся задач и времени действий А. н. делилось на 2 периода: авиаподготовку атаки (иногда предварительную и непосредственную) и авиаподдержку (сопровождение) войск в ходе наступления.

Лит.: Кожевников M. H., Совершенствование авиац. наступления, "ВИЖ", 1971, № 5.

Авиационные бомбы

АВИАЦИÓННЫЕ БÓМБЫ. Делились на бомбы осн. и вспомогат. назначения. А. б. осн. назначения применялись для поражения разл. наземных и мор. целей, к ним также относились и химич. А. б., состоявшие на вооружении ВВС нек-рых империалистич. гос-в. А. б. вспомогат. назначения служили для постановки дымовых завес, разбрасывания агитац. лит-ры, освещения местности при бомбометании и аэрофотосъёмке в ночных условиях и другие. В качестве снаряжения в бомбах использовались заряды ВВ, зажигат. вещества, пиротехнич. составы и другие. Калибр А. б. (масса окончательно снаряжённых бомб), применявшихся во время войны, от 0,5 до 11 000 кг. К нач. войны были созд. практически все типы А. б. осн. и вспомогат. назначения. Характер их развития во время войны определялся особенностями борьбы с конкретными целями (объектами бомбометания) пр-ка. Так, для поражения СР и тяж. нем. танков в Сов. Армии разработаны и приняты на вооружение малогабаритные бомбы кумулятивного действия (т. н. противотанковые). Для разрушения особо прочных объектов в 1942 создана и в нач. 1943 применена мощная фугасная бомба массой 5000 кг. Позже разработаны А. б. комбинир. действия, предназначенные для одноврем. поражения живой силы и техники пр-ка, – осколочно-фугасные, осколочно-зажигательные и другие. За годы войны в СССР изготовлено несколько десятков млн. А. б. всех видов и калибров. Характеристики отдельных типов А. б. основного назначения периода войны приводятся ниже.

Фугасная А. б. (ФАБ) применялась для разрушения воен.-пром. объектов, ж.-д. узлов, фортификац. укреплений, мостов, поражения разл. объектов воен. техники. На вооружении состояли ФАБ массой от 50 до 2000 кг (СССР и до 2500 кг (Германия). В отд. случаях использовались ФАБ массой до 11 000 кг. ФАБ укомплектовывались ударными взрывателями мгновенного и замедленного действия. Бомбами с взрывателями большого замедления (до неск. суток) производилось минирование местности, причём иногда эти бомбы снабжались устройствами, вызывавшими взрыв при движении танка, поезда или при попытке обезвредить бомбы. Осколочная А. б. (ОАБ) предназначалась для поражения открыто расположенных живой силы, арт. орудий, небронир. или мало-бронир. машин, самолётов на аэродромах и другие. целей пр-ка. Калибр сов. и нем. ОАБ от 0,5 до 50 кг. Обычно они комплектовались ударными взрывателями мгновенного действия и сбрасывались сериями по неск. бомб в каждой. Бронебойная А. б. использовалась для поражения бронир. целей, имеющих прочную бетонную или жел.-бетон. защиту. Калибр сов. бомб 220–1000 кг. Противотанковая А. б. применялась для поражения бронир. целей, складов боеприпасов, ёмкостей с горючим и другие. Впервые использована сов. авиацией в июле 1943 в Курской битве. При массе 1,5 – 2,5 кг пробивала броню до 70 мм. Зажигательная А. б. (ЗАБ) предназначалась для создания пожаров на поле боя и в местах скопления живой силы и техники противника. ЗАБ малого калибра (до 50 кг) снаряжались твёрдыми горючими смесями (напр., термитом, развивающим температуру горения до 2000–3000°С), ЗАБ крупного калибра (св. 100 кг) – загущёнными огнесмесями или органическими соединениями.

Лит.: Развитие авиац. науки и техники в СССР М., 1980; Дорофеев А. Н., Кузнецов В. Α., Саркисян Р. С., Авиац. боеприпасы, М., 1968.

Авиационные эскадрильи, построенные на средства трудящихся

АВИАЦИÓННЫЕ ЭСКАДРИ́ЛЬИ,

ПОСТРÓЕННЫЕ НА СРÉДСТВА ТРУДЯ́ЩИХСЯ, одна из форм всенар. помощи фронту. Инициаторами движения в сент. 1941 выступили комсомольцы Омской обл. Почин поддержали парт. и сов. орг-ции. В движение включились производств. коллективы и отд. лица. Взносы – коллективно и индивидуально – производились добровольно. В кон. 1941 – нач. 1942 на средства комсомольцев и молодёжи построены А. э. "Омский комсомолец", "Архангельский комсомолец", "Сталинградский комсомолец", "Комсомолец Грузии", "Комсомолец Чувашии" и другие. Широкий размах движение приобрело в 1942: свои средства вносили трудящиеся Московской, Ленинградской, Ярославской, Свердловской и другие. областей. На средства сов. крестьян построены А. э. "Амурский колхозник", "Кировский колхозник" и другие. Большие личные сбережения внесли колхозники Пензенской и Саратовской обл., в т. ч. Ф. П. Головатый. В сборе средств участвовали жители р-нов, освобождённых от нем.-фаш. оккупации. Всего на средства граждан построено св. 2,5 тыс. боевых самолётов.

Лит.: СССР в Вел. Отечеств. войне 1941–1945 гг. (Краткая хроника), М., 1970; Синицын А. М., Всенародная помощь фронту, М., 1975; Рощин И. И., Народ – фронту, М., 1975.

Авиационный корпус

АВИАЦИÓННЫЙ КÓРПУС. Перед войной входил в состав авиации Гл. командования (дальней бомбардир. авиации); накануне войны (июнь 1941) был сформирован истребит. А. к. (в составе 11 истребит. авиаполков) для ПВО Москвы. В ходе войны А. к. имелись в составе авиации дальнего действия, авиации ПВО, фронтовой авиации, авиации резерва Верховного Главнокомандования. По вооружению и боевому назначению А. к. подразделялись на бомбардировочные, штурмовые, истребительные и смешанные. Обычно А. к. состоял из 2–3 авиадивизий, бомбардир. А. к. насчитывал 200–300 самолётов, штурмовой и истребительный – 250–375 самолётов. Смешанный А. к. включал 1–2 истребительные и 1 бомбардировочную или штурмовую авиадивизии. С 1944 большинство смешанных А. к. реорганизованы в однородные. При выполнении боевых задач А. к. действовали одновременно всем составом или отдельными дивизиями и полками.

Авиационный полк

АВИАЦИÓННЫЙ ПОЛК. Входил в состав авиадивизии или авиакорпуса, отд. А. п. – в состав возд. армии. По вооружению и боевому предназначению подразделялись на бомбардировочные, штурмовые, истребительные и разведывательные. К нач. войны состояли из 4–5 авиаэскадрилий по 3 звена в каждой (всего в полку 60–63 самолёта); тяжёлый бомбардир. полк насчитывал 40 самолётов; создавались также смешанные А. п., к-рые имели 2 эскадрильи бомбардировщиков или штурмовиков и 1–2 эскадрильи истребителей. Разведыват. А. п. имел 4 авиаэскадрильи (по 12 самолётов в каждой) и эскадрилью связи. В 1941 начали формироваться отд. ночные бомбардир. А. п., в к-рых в качестве ночных бомбардировщиков применялись учебные самолёты По-2 (У-2), разведывательные Р-5 и другие. лёгкие самолёты. В ходе войны боевой состав А. п. менялся. К кон. войны они состояли из 3 эскадрилий; бомбардир. полки имели 32 самолёта, истребительные и штурмовые – по 40 (все полки имели самолёты одного типа). На выполнение боевых задач А. п. вылетал в полном составе, либо по эскадрильям или звеньям, а также парами самолётов (штурмовики и истребители), ночью – обычно одиночными самолётами-бомбардировщиками.

Авиация ближнебомбардировочная

АВИÁЦИЯ БЛИЖНЕБОМБАРДИРÓВОЧНАЯ, см. Бомбардировочная авиация.

Авиация Военно-Морского Флота

АВИÁЦИЯ ВОÉННО-МОРСКÓГО ФЛÓТА. К нач. войны в составе Балт., Черномор., Сев. и Тихоокеан. флотов имелись ВВС, состоявшие из авиац. бригад, полков и отд. эскадрилий. Всего в составе А. ВМФ имелось 2824 самолёта. К лету 1943 на всех флотах авиабригады были переформированы в авиадивизии. В 1943 Управление ВВС ВМФ реорганизовано в Гл. управление ВВС ВМФ, расширился состав штабов ВВС на флотах. Значительно увеличился боевой состав ВВС флотов. Были также созданы штатные ВВС и в ряде флотилий. К кон. 1944 в составе А. ВМФ насчитывалось 14 авиадивизий и ряд отд. авиачастей. К нач. войны на вооружении А. ВМФ находились дальние торпедоносцы-бомбардировщики (ДБ-3 и ДБ-3ф), бомбардировщики (СБ, Ар-2; ТБ-3), истребители (И-15бис, И-16, И-153, Як-1, МиГ-3), гидросамолёты (МБР-2, МДР-2, МТБ-2, ГСТ, Че-2) (см. Самолёты боевые). В ходе войны осн. типами самолётов стали торпедоносцы и бомбардировщики Ту-2 и Ил-4, пикирующие бомбардировщики Пе-2, штурмовики Ил-2, истребители Як-3, Як-7, Як-9, Ла-5, Ла-7. А. ВМФ выполняла разнообразные боевые задача на мор. и сухопут. театрах воен. действий, являясь одной из ударных сил флота. Она участвовала во многих операциях Сухопут. войск и ВМФ, а также в борьбе за господство в воздухе. Всего А. ВМФ за годы войны произведено св. 350 тыс. самолёто-вылетов, потоплено 792 и повреждено ок. 700 кораблей и транспортов пр-ка, сбито в возд. боях и уничтожено на аэродромах 5,5 тыс. самолётов. 25 частей и соединений мор. авиации преобразованы в гвардейские, 57 награждены орденами, многие получили почётные наименования; 259 авиаторам ВМФ присвоено звание Героя Сов. Союза, лётчики А. Е. Мазуренко, В. И. Раков, Б. Ф. Сафонов, Н. Г. Степанян и Н. В. Челноков удостоены этого звания дважды.

Командующий ген.-лейт. авиации, с кон. мая 1943 ген.-полк. авиации, с сент. 1944 маршал авиации С. Ф. ЖАВОРОНКОВ.

Лит.: Иванов П. Н., Крылья над морем. История создания, развития и боевой деятельности авиации ВМФ СССР М., 1973; Авиация ВМФ в Вел. Отечеств. войне, М., 1983.

Командир гвардейской авиачасти майор Б.Ф. Сафонов, принимая гвардейское знамя, даёт клятву громить оккупантов. Северный флот. Май 1942

Подвозка торпед к самолетам морской авиации

Командир гвардейской авиачасти майор Б.Ф. Сафонов, принимая гвардейское знамя, даёт клятву громить оккупантов. Северный флот. Май 1942

Подвозка торпед к самолетам морской авиации

Подвозка торпед к самолетам морской авиации

Авиация гражданская

АВИÁЦИЯ ГРАЖДÁНСКАЯ. С нач. войны в оператив. отношении А. г. была подчинена HКО. Для обслуживания действ. армии и флота были сформированы особые авиагруппы, отряды и соединения ГВФ, личный состав к-рых считался призванным в Сов. Армию. К осени 1942 на фронте находилось 15 отд. частей ГВФ, подчинявшихся Воен. советам фронтов и армий. 2 дивизии ГВФ выполняли полёты по заданиям Генштаба и Центр. штаба партиз. движения при Ставке ВГК. К сент. 1943 особые авиагруппы были переформированы в отд. авиаполки. Части и соединения ГВФ использовались для доставки воен. грузов войскам, эвакуации раненых, высадки десантов, обеспечения партизан вооружением, боеприпасами и продовольствием, поддержания связи Ставки ВГК со штабами фронтов и армий, а последних с подчинёнными войсками, подготовки лётно-технич. состава для ВВС и выполнения ряда др. задач. За годы войны самолёты ГВФ налетали св. 4,5 млн. ч, перевезли св. 2,3 млн. чел., ок. 400 тыс. т воен. грузов, совершили более 40 тыс. вылетов в тыл врага, в партиз. отряды и соединения, для высадки десантов, эвакуировали 347 тыс. тяжелораненых. За самоотверженный труд работников А. г. в воен. годы 5 авиачастей и 1 авиадивизия ГВФ были преобразованы в гвардейские, 12 получили почётные наименования, 9 награждены орденами; св. 12 тыс. авиаторов ГВФ удостоены правительств. наград, в т. ч. 15 присвоено звание Героя Сов. Союза.

Лит.: История гражд. авиации СССР М., 1983.

Авиация дальнебомбардировочная

АВИÁЦИЯ ДАЛЬНЕБОМБАРДИРÓВОЧНАЯ, см. Авиация дальнего действия.

Авиация дальнего действия

АВИÁЦИЯ ДÁЛЬНЕГО ДÉЙСТВИЯ (АДД). До февр. 1942 наз. дальнебомбардировочной авиацией (ДВА) Гл. командования Сов. Армии. К нач. войны имела в своём составе 5 авиакорпусов, 3 отд. авиадивизии и 1 отд. авиаполк. Осн. боевыми самолётами на вооружении ДВА были 2-моторный дальний бомбардировщик Ил-4 (ДБ-3ф) и 4-моторный Пе-8 (ТБ-7). В первый период войны ДБА в осн. привлекалась для нанесения ударов по танк. группировкам врага, его артиллерии и пехоте в р-нах сосредоточения и на поле боя, по ж.-д. узлам и эшелонам, переправам и мостам. Такое применение ДБА обусловливалось тяжёлой обстановкой на фронтах, нехваткой сил фронтовой бомбардир. и штурмовой авиации. Вместе с тем ДБА применялись и для нанесения ударов по крупным воен.-пром. и политич. центрам в глубоком тылу пр-ка. Уже в нач. войны ДБА совместно с ВВС ВМФ совершали ночные налёты на мор. порты и воен. з-ды Кенигсберга, Данцига, нефтеперегонные з-ды Бухареста, Плоешти, воен. объекты Хельсинки, Турку и другие. городов. В февр. – марте 1942 ДБА реорганизована в АДД и подчинена непосредственно Ставке ВГК. Команд. АДД назначен ген.-майор авиации А. Е. Голованов (с авг. 1944 Гл. маршал авиации). Боевой состав АДД к июлю 1943 доведён до 8 авиакорпусов (до 950 самолётов). Боевые действия АДД приобрели характер массир. ударов крупными силами, как правило ночью. В ряде случаев эти удары планировались и проводились как самостоят. возд. операции. В дек. 1944 АДД переформирована в Восемнадцатую воздушную армию и подчинена команд. ВВС с сохранением своего назначения как средства ВГК. За годы войны АДД произвела ок. 215 тыс. самолёто-вылетов и сбросила на войска и объекты пр-ка 2 млн. 266 тыс. бомб. Кроме того, она привлекалась для ведения оператив. и стратегич. возд. разведки, выброски (высадки) возд. десантов, транспортировки войск, раненых, боеприпасов, продовольствия и другие. грузов. В этих целях было выполнено 27 тыс. самолёто-вылетов. За боевые заслуги в годы войны 5 авиакорпусам, 12 авиадивизиям и 43 авиаполкам АДД присвоены звания гвардейских; большинство частей и соединений удостоено почётных наименований; 6 авиадивизий и 38 авиаполков награждены орденами; ок. 40 тыс. чел. личного состава награждены орденами и медалями, св. 240 офицерам присвоено звание Героя Сов. Союза, С. И. Кретов, А. И. Молодчий, В. Н. Осипов, В. В. Сенько, П. А. Таран, Е. П. Фёдоров удостоены этого звания дважды.

Лит.: Цыкин А. Д., От "Ильи Муромца" до ракетоносца, М., 1975; Голованов А. Е., Дальняя бомбардировочная..., "Октябрь", 1969, № 7, 1970, № 5, 1971, № 9, 11, 1972, № 7; Скрипко Н. С., По целям ближним и дальним, М., 1981.

Авиация ПВО

АВИÁЦИЯ ПВО. В янв. 1942 созд. как род войск ПВО для прикрытия важных направлений, районов и объектов от возд. пр-ка, к-рые до 1942 прикрывались частями ВВС. Организационно состояла из возд. истребит. армии, истребит. авиац. корпусов, дивизий, полков. На 1 апр. 1942 А. ПВО включала 3 истребит. авиакорпуса, 13 истребит. авиадивизий, 9 отд. истребит. авиаполков ПВО. В последующем кол-во истребит. авиасоединений возрастало. Полностью был обновлён самолётный парк (см. Истребительная авиация). В ходе войны соединения и части А. ПВО не только выполняли задачи по прикрытию крупных пром. и политич. центров и другие. р-нов, но и принимали активное участие в прикрытии войск, объектов фронтового тыла и коммуникаций. Напр., истребит. авиация ПВО Москвы за сент. 1941 – март 1942 произвела св. 26 тыс. самолёто-вылетов, нанося удары по нем.-фаш. войскам и прикрывая войска Зап. фр. С переходом сов. войск к широким наступат. действиям А. ПВО участвовала в обеспечении наступат. операций фронтов, блокировании окружённых группировок в р-нах Сталинграда, Корсунь-Шевченковского, Будапешта, Познани, Бреслау, в прикрытии перегруппировок стратегич. резервов и переправ через Керченский прол., Днепр, Вислу, Одер, Дунай и другие. Истребит. авиация Мурманского и Архангельского р-нов ПВО участвовала в операциях Сев. флота по обеспечению проводки конвоев. К маю 1945 в войсках ПВО страны имелись 1 возд. истребит. армия, 4 истребит. авиакорпуса и 24 истребит. авиадивизии (всего ок. 3200 истребителей). За время войны лётчики А. ПВО сбили ок. 4000 самолётов пр-ка. За боевые заслуги в годы войны 1 авиакорпусу, 1 авиадивизии и 15 авиаполкам ПВО были присвоены звания гвардейских, 9 авиасоединений и частей ПВО удостоены почётных наименований, 7 награждены орденами; 92 лётчикам было присвоено звание Героя Сов. Союза, лётчик А. Т. Карпов удостоен этого звания дважды. Среди лётчиков-истребителей, одними из первых применившими таран как способ уничтожения самолётов пр-ка, были лётчики А. ПВО П. Т. Харитонов и В. В. Талалихин. Первый произвёл таран днём, второй – ночью.

Лит.: Войска противовоздушной обороны страны. Историч. очерк, М., 1968. Смотри также лит. при ст. Войска противовоздушной обороны страны.

Самолеты ПВО прикрывают Ленинград

Самолеты ПВО прикрывают Ленинград

Самолеты ПВО прикрывают Ленинград

Авиация резерва Верховного Главнокомандования

АВИÁЦИЯ РЕЗÉРВА ВЕРХÓВНОГО ГЛАВНОКОМÁНДОВАНИЯ. Начиная с кон. 1941 было сформировано 6 резервных авиагрупп, каждая в составе 4–8 полков разл. родов фронтовой авиации (80–100 самолётов). В марте – апр. 1942 стали создаваться ударные авиагруппы, предназначавшиеся для усиления ВВС фронтов; к 1 июля 1942 таких групп насчитывалось 10 (каждая в составе 4–9 авиаполков). Летом 1942 сформированы 1-я бомбардир. А, 1-я и 2-я истребит. А. Однако они оказались громоздкими, трудно управляемыми и поэтому обычно делились на группы разл. состава. С осени 1942 осн. организац. формой авиац. резервов Ставки ВГК стали авиационные корпуса. Первонач. они были смешанного или однородного состава, к кон. войны – только однородными; вооружались самолётами новых типов. Всего за годы войны сформировано 30 авиакорпусов и 27 отд. авиадивизий резерва ВГК. Доля самолётного парка резервных авиакорпусов в составе ВВС на 1 янв. 1945 возросла до 43%. Наличие мощных резервных авиасоединений позволяло сов. командованию осуществлять широкий манёвр авиацией с целью сосредоточения осн. усилий для завоевания и удержания господства в воздухе, проведения крупных возд. операций и решения др. стратегич. задач. Авиац. резервы Ставки ВГК, как правило, направлялись туда, где решалась судьба кампаний или стратегич. операций. Так, в Львовско-Сандомирской операции 1944 в составе 2-й ВА действовало 10, в Берлинской операции 1945 во 2-й и 16-й ВА – по 8 авиакорпусов резерва Ставки ВГК.

Лит. Смотри при ст. Военно-Воздушные Силы.

Автомобили военные

Статья большая, находится на отдельной странице.

Автомобильная промышленность

Статья большая, находится на отдельной странице.

Автомобильная служба

АВТОМОБИ́ЛЬНАЯ СЛУ́ЖБА. До 1943 вопросами А. с. в центре занималось Гл. автобронетанк. управление Сов. Армии и ряд др. управлений, в округах (фронтах), армиях – управление нач. автобронетанк. войск округа (фронта), армии и ряд др. органов. В янв. 1943 сформировано Гл. автомоб. управление Сов. Армии (нач. – ген.-майор В. Е. Белокосков, с дек. 1943 ген.-майор технич. войск, с яив. 1944 ген.-лейт. технич. войск И. П. Тягунов). Во фронтах (ВО) образованы автомоб. управления, в армиях – автомоб. отделы, к-рые подчинялись нач. тыла фронтов (ВО и армий). В 1944 А. с. созд. в корпусах, дивизиях. Штатная должность нач. А. с. была введена также во всех частях, имевших 50 и более автомашин; при меньшем их кол-ве один из офицеров части назначался нач. А. с. по совместительству; введены должности автомоб. инженеров, автотехников и автомехаников. На А. с. центра, фронтов (округов), армий, соединений и воинских частей возлагались снабжение автомобилями и автомоб. имуществом, учёт автомоб. техники, организация её эксплуатации и ремонта. Гл. автомоб. управление, кроме того, вело разработку наставлений, руководств по А. с, табелей, норм снабжения войск автомоб. техникой. В июне 1943 на А. с. возложены также задачи по организации оператив., снабженческих и эвакуац. автомоб. перевозок. Для выполнения этих задач в распоряжении А. с. были: для автомоб. перевозок – автомоб. бригады, отд. автомоб. полки, батальоны и роты, а также трансп. взводы; для организации снабжения автомоб. техникой и имуществом – центр. базы, фронтовые, армейские склады и склады запасных частей при подвижных рем. мастерских; для организации ремонта – рем. з-ды, подвижные рем. з-ды, отд. рем.-восстановит. батальоны, подвижные рем. базы, эвакороты, подвижные авторем. мастерские. За годы войны отремонтировано ок. 2 млн. единиц автомоб. техники.

Лит. Смотри при ст. Автомобильные войска.

Автомобильные войска

АВТОМОБИ́ЛЬНЫЕ ВОЙСКÁ, спец. войска, состоящие из автомоб. частей и подразделений, организационно входящих в состав соединений, объединений и Тыла Вооруж. Сил. Предназначались для доставки материальных средств войскам, перевозки войск, эвакуации раненых и другие. К 1 июня 1941 в А. в. было 19 автомоб. полков, 38 автобатальонов, 2 автотрансп. роты, в к-рых насчитывалось 27 тыс. грузовых машин (в осн. ГАЗ-АА и ЗИС-5), в Сов. Армии было 272,6 тыс. автомобилей. В 1942–43 фронты имели по 3–6 отд. автобатальонов для перевозки войск и грузов, армии – по 1–2 батальона, в 1944–45 каждый фронт имел, как правило, автобригаду трёхполкового состава и неск. отд. батальонов, общевойсковая армия – 2–3 отд. автобатальона. Общая численность автомоб. парка Сов. Армии к кон. войны составляла 664,5 тыс. автомобилей. Из этого кол-ва ок. 80 тыс. шт. находилось в автобатальонах, полках и бригадах армий, фронтов и центра, к-рые использовались по планам оператив. командования и Ставки ВГК. Всего в ходе войны А. в. (без учёта войскового транспорта) перевезено св. 101 млн. т разл. грузов. За самоотверженный труд тысячи автомобилистов награждены орденами и медалями, а 8 из них присвоено звание Героя Сов. Союза. Смотри также Автомобили военные, Автомобильная служба.

Лит.: Тыл Сон. Вооруж. Сил в Вел. Отечеств. войне 1941–1945 гг., М., 1977; Кондратьев З. И., Дороги войны, М., 1968; Деркаченко И. Г., Воен. водители, М., 1960; Малюгин Н., Автомобильный транспорт Сов. Армии в Вел. Отечеств. войне, "ВИЖ", 1975, № 1.

Автомобильный полк

АВТОМОБИ́ЛЬНЫЙ ПОЛК. К нач. войны в Сов. Армии было 19 А. п. Впервые начали формироваться в нек-рых ВО в 1937. Полк состоял из 4–6 автотрансп. батальонов по 169 автомобилей в каждом (при шестибатальонном составе имел 1062 машины), был отдельным или входил в автобригаду. Использовался гл. обр. как средство фронтового и Гл. командования для осуществления крупных оператив. перевозок войск и грузов. За один рейс мог перевезти стрелк. дивизию.

Автомобильный транспорт

Статья большая, находится на отдельной странице.

Агаджанов С. И.

АГАДЖÁНОВ Сурен Иванович (1905–1952), парт. и хоз. деятель, директор Горьковского авиационного завода им. С. Орджоникидзе (1942–52). Чл. КПСС с 1928. В 1927–30 учился на рабфаке им. М. В. Ломоносова в Москве, в 1933–35 – в комвузе при Моск. горкоме партии. С 1931 на парт. работе, в 1937–41 нач. цеха на авиаз-де № 1, в 1941–42 директор авиаз-да № 31. В годы войны под рук. А. на Горьковском авиазаводе освоено произ-во истребителей новой конструкции Ла-5, Ла-7, Ла-9, в течение всей войны велась реконструкция и реорганизация произ-ва, позволившие увеличить выпуск самолётов, создавались новые цехи и участки, контрольные и испытат. лаборатории, специализир. структурные подразделения. Награждён 2 орд. Ленина, орд. Кутузова 1-й степ., Кр. Звезды.

Агарков Е. П.

АГÁРКОВ Егор Прокофьевич (р. 1912), новатор произ-ва, электросварщик Челябинского з-да трансп. маш-ния. Чл. КПСС с 1943. Осенью 1943 предложил слить мелкие бригады и участки и таким образом высвободить часть инж.-технич. персонала и рабочих. Став бригадиром укрупнённой комс.-молодёжной бригады, внедрил поточный метод монтажа и электросварки, что резко повысило производительность труда. Почин Α., т. н. агарковское движение, быстро распространился в маш-нии. Гос. пр. СССР (1946). Награждён орд. Ленина.

Агарковское движение

АГÁРКОВСКОЕ ДВИЖÉНИЕ, одна из форм социалистического соревнования, зародившаяся в годы войны. Новый метод основывался на возросшей к 1944 квалификации рабочих и мастеров производства. Инициаторами выступили бригадиры комс.-молодёжных бригад Е. П. Агарков (Челябинский з-д трансп. маш-ния) и М. Я. Федотов (Кузнецкий металлургич. комбинат). По их предложению на основе совершенствования организации произ-ва происходило укрупнение мелких бригад и участков цехов. Это упрощало структуру управления произ-вом, высвобождало квалифицир. рабочих, мастеров, бригадиров, технологов, инженеров для др. участков. Местные парт. органы в кон. 1944 – нач. 1945 провели совещания парт., хоз., проф. и комс. орг-ций, на к-рых были рассмотрены меры по внедрению А. д. Движение стало массовым и приобрело общегос. значение. В янв. 1945 по з-дам Наркомтанкпрома и Наркомвооружения объединено 390 цехов, отделений, участков, 200 бригад и высвобождено св. 2 тыс. чел.; в апр. того же года соответственно 1110, 1360 и 8587. К сер. 1945 по стране высвобождено св. 48 тыс. инж.-технич. работников и квалифицир. рабочих. Многие из них участвовали в восстановлении пром-сти районов, освобождённых от нем.-фаш. оккупации. А. д. в 1944–45 открыло новые возможности для более эффективного использования трудовых ресурсов страны.

Лит.: Митрофанова А. В., Рабочий класс СССР в годы Вел. Отечеств. войны, М., 1971; История социалистич. соревнования в СССР М., 1980.

Бригада Е.П. Агаркова. 1944

Бригада Е.П. Агаркова. 1944

Бригада Е.П. Агаркова. 1944

Агафонов П. А.

АГАФÓНОВ Пётр Александрович (1902–55), новатор произ-ва, машинист Челябинского паровозного депо. Чл. КПСС с 1925. Осенью 1941 вместе с машинистами Ф. Ждановым, Мезенцевым, Плотицыным организовал первую в стране Паровозную колонну имени ГКО, в составе к-рой было сначала 5, а затем 15 локомотивов. Все члены колонны овладели слесарными специальностями и сами ремонтировали паровозы. Колонна А. за 3 воен. года провела св. 2 тыс. тяжеловесных поездов, перевезла сверх нормы 150 тыс. т грузов, сэкономив ок. 5 тыс. т топлива. Гос. пр. СССР (1951). Награждён орд. Ленина и Труд. Кр. Знамени.

Лит.: Великий подвиг труда, [Челябинск, 1970]; Куманев Г. Α., На службе фронта и тыла. Ж.-д. транспорт СССР накануне и в годы Вел. Отечеств. войны, 1938–1945, М., 1976.

"Агитатор"

"АГИТÁТОР", воен.-политич. журнал ГлавПУ ВМФ. Издавался в 1939–46 в Москве 3 раза в месяц. До июля 1942 наз. "Партийно-политическая работа в ВМФ". Тираж 10 тыс. экз. В годы войны ред. – А. С. Вельский. Задача журнала – оказание помощи политработникам ВМФ, парт. и комс. активу, агитаторам в проведении агит.-пропагандистской работы.

"Агитатор и пропагандист Красной Армии"

"АГИТÁТОР И ПРОПАГАНДИ́СТ КРÁСНОЙ ÁРМИИ", воен.-политич. журнал ГлавПУ РККА. Издавался с июля 1942 до 1946 в Москве 2 раза в месяц (до июля 1942 наз. "Пропагандист Красной Армии"). Тираж 100 тыс. экз. Редакторы – А. И. Ковалевский и В. А. Василенко. Рассчитан на командиров, политработников, пропагандистов, парт. и комс. актив. С 1947 наз. "Пропагандист и агитатор".

Агрессия

АГРÉССИЯ. До войны общепринятого в междунар. праве определения А. не существовало. Устав Лиги Наций не содержал положения о запрещении войны, а лишь предусматривал возможность применения в ряде случаев санкций против гос-ва, прибегнувшего к войне (не применялись). Инициатива выработки определения А. (агрессора) принадлежит СССР (впервые такой проект представлен в 1927 в комиссию по разоружению). Согласно этому проекту А. рассматривалась: вторжение своими вооруж. силами на территорию др. гос-ва; нападение на территорию, мор. или возд. суда др. гос-ва, мор. блокада берега или портов др. гос-ва и другие. Предусматривалось, что никакие соображения политич., экономич., воен. и иного характера не могут служить оправданием А. СССР до войны присоединился к ряду междунар. конвенций и соглашений, содержавших в какой-то мере осуждение А. (Женевские акты и протоколы 1924 и 1928, Лондонские конвенции 1933), а также подписал с неск. гос-вами соглашения об отказе от войны как средстве разрешения междунар. конфликтов, о ненападении, об определении агрессора. Пакт о ненападении с СССР (1939) грубо нарушила фаш. Германия, совершившая А. против СССР вторгнувшись на его терр. 22 июня 1941.

В приговоре Междунар. воен. трибунала на Нюрнбергском процессе А. квалифицируется как тягчайшее междунар. преступление. Особо подчёркнут агрессивный характер плана "Барбаросса", отмечается, что А. была основой политики фаш. Германии и планировалась ею заранее. Эти действия квалифицировались в приговоре как нарушение Гаагских конвенций 1907, Женевских актов и протоколов 1924 и 1928 и другие. законов и обычаев войны.

Аджимушкайские каменоломни

АДЖИМУШКÁЙСКИЕ КАМЕНОЛÓМНИ, подземные каменоломни в черте г. Керчь (назв. по пос. Аджимушкай), где со 2-й пол. мая до кон. окт. 1942 часть войск Крымского фр. вела героич. оборону против нем.-фаш. захватчиков. 8 мая 1942 нем.-фаш. войска перешли в наступление на Керченском п-ове и 16 мая овладели Керчью. Войска Крымского фр., оборонявшие город, вынуждена были эвакуироваться на Таманский п-ов. Часть войск (остатки 83-й бригады мор. пехоты, 95-го погранотряда, Ярославского авиац. уч-ща, Воронежского уч-ща радиоспециалистов и другие. частей – всего св. 10 тыс. чел.), прикрывавшая отход и переправу гл. сил, оказалась отрезанной и заняла оборону в А. к. Там же укрылась часть местного населения. В Центр. каменоломнях оборону возглавили полк. П. М. Ягунов, ст. батальонный комиссар И. П. Парахин и подполк. Г. М. Бурмин, в Малых – подполк. А. С. Ермаков, ст. лейт. М. Г. Поважный, батальонный комиссар M. H. Карпехин. Гитлеровцы окружили каменоломни рядами проволочных заграждений, взрывали и заваливали входы, нагнетали в подземные штольни смешанный с газом дым, устраивали обвалы. Несмотря на острую нехватку воды, продовольствия, медикаментов, боеприпасов, осаждённые совершали дерзкие вылазки, наносили врагу удары, уничтожали его посты и танки. В боях, а также от ран, обвалов, удушья и голода погибли тысячи сов. бойцов и мирных граждан. Героич. оборона А. к. отвлекала на себя значит. силы пр-ка. В нояб. 1943 р-н А. к. был освобождён частями 56-й А. В 1966 созд. подземный Музей обороны А. к., в 1982 открыт Мемориал героям А. к.

Лит.: В катакомбах Аджимушкая. Док-ты. Воспоминания. Статьи, 4 изд., Симферополь, 1982; Кондратьев В., Герои Аджимушкая, М., 1975; Абрамов В. В., Героич. оборона Аджимушкайских каменоломен, М., 1983.

Красноармейская книжка, найденная в каменоломнях Аджимушкая

Красноармейская книжка, найденная в каменоломнях Аджимушкая

Красноармейская книжка, найденная в каменоломнях Аджимушкая

Азаров И. И.

АЗÁРОВ Илья Ильич (1902–79), вице-адмирал (1944). Член КПСС с 1924. В ВМФ с 1924. Окончил Воен.-политич. акад. (1937). С 1937 политработник на Тихоокеан. флоте. В июне 1941 дивизионный комиссар. В ходе войны чл. Воен. совета Черномор. флота (1941–43 и 1944–47). Участник обороны Одессы и Севастополя. В 1943 зам. нач. Политич. управления ВМФ. После войны на ответств. должностях на флоте и в центр. аппарате Мин-ва обороны СССР Награждён орд. Ленина, 3 орд. Кр. Знамени, орд. Нахимова 1-й степ., Кутузова 2-й степ., Отечеств. войны 1-й степ.

Соч.: В боевых походах. Воспоминания, М., 1961; Осажденная Одесса, 3 изд., Одесса, М., 1975; Прорыв, М., 1968.

"Айсштосс"

"АЙСШТОСС" (нем. Eisstoß, букв. – ледовый удар), кодовое наименование операции 1-го возд. флота фаш. Германии, проведённой в апр. 1942 с целью уничтожения кораблей Балт. флота, скованных льдом на Неве. Планом нем.-фаш. командования предусматривалось до вскрытия льда в Финском зал. провести серию массир. авиац. налётов. Первые два массир. налёта нем.-фаш. авиация совершила 4–5 апр., последующие – 24, 25, 27 и 30 апр. Всего в налётах участвовало 325 бомбардировщиков и штурмовиков, прикрываемых истребителями. Активными действиями Ленинградская армия ПВО, средства ПВО Балтийского флота и ВВС Ленинградского фр. сорвали операцию "Α.", уничтожив св. 90 вражеских самолётов.

Лит.: Ачкасов В. И., Срыв планов нем.-фаш. командования по уничтожению Краснознамённого Балт. флота, в кн.: Краснознаменный Балт. флот в битве за Ленинград 1941–1944, М., 1973; Mильченко Н., Провал операции Айсштосс, "ВИЖ", 1982, № 5.

Академия архитектуры СССР

АКАДÉМИЯ АРХИТЕКТУ́РЫ СССР, существовала в 1934–56; устав и первый состав действит. членов были утверждены в 1939. През. в 1938–49 – В. А. Веснин. В годы войны в состав академии входили: н.-и. ин-ты градостроительства и планировки насел. мест, архитектуры массовых сооружений, архитектуры обществ. и пром. сооружений, строит. техники, теории и истории архитектуры; ин-т аспирантуры, комиссия охраны и реставрации памятников архитектуры, центр. проектно-маскировочная мастерская; музей архитектуры; творч. мастерские членов академии. Осенью 1941 осн. ин-ты и учреждения А. а. были эвакуированы в Чимкент (в Москве продолжала работу спец. группа под рук. К. С. Алабяна); с авг. 1943 академия возобновила свою деятельность в Москве. В нач. войны гл. направление её деятельности – архит.-технич. помощь фронту и тыловому стр-ву. В ин-тах А. а. проектировались сборно-разборные полевые общежития для бойцов, полевые госпитали, объекты сан.-гигиенич. назначения (бани, санпропускники и другие.). Центр. проектно-маскировочная мастерская готовила кадры маскировщиков, разрабатывала инструкции и справочники по маскировке. Обеспечению мероприятий по размещению эвакуир. населения, перемещению пром. базы на Восток способствовали разработанные в академии типовые проекты городского, поселкового, сельского жилищ упрощённого типа, планировки и застройки новых посёлков, рекомендации по применению в пром. и жилом стр-ве облегчённых конструкций и местных стройматериалов. В 1942 академия организовала в Новосибирске, Свердловске, Ташкенте, Уфе, Перми, Ижевске, Красноярске и другие. городах группы архитекторов-консультантов, оказывавших практич. помощь местным архит.-проектировочным и строит. орг-циям. Использованию облегчённых конструкций и местных стройматериалов была посвящена 5-я сессия А. а. СССР (май 1942). С 1943 осн. усилия академии сосредоточились на восстановит. стр-ве. К разработке проектов восстановления и реконструкции крупнейших городов, пострадавших в ходе воен. действий, приступили творч. мастерские членов академии Алабяна (Сталинград), М. Я. Гинзбурга (Севастополь), В. Н. Семёнова (Ростов-на-Дону), Б. И. Иофана (Новороссийск), Г. П. Гольца (Смоленск), А. В. Щусева (Новгород) и др.; большинство проектов было реализовано в последние военные и первые послевоен. годы. Проблемы восстановит. стр-ва, перспективы развития советской архитектуры в послевоенный период рассматривались на 6-й сессии А. а. СССР (июль 1944).

Лит.: 10 лет Академии архитектуры СССР Мат-лы к VI сессии Академии архитектуры СССР, М., 1944; Смотри также лит. при ст. Архитектура.

Академия Медицинских Наук СССР

АКАДÉМИЯ МЕДИЦИ́НСКИХ НАУК СССР (АМН СССР), созд. в 1944 как высш. мел. науч. учреждение в СССР Ещё в 1943 в Наркомздраве СССР были разработаны организац. вопросы, одно-врем. подготовлен проект устава АМН. 30 апр. 1944 СНК СССР постановил учредить АМН в составе 3 отделений (медико-биол. наук; гигиены, микробиологии и эпидемиологии; клинич. медицины), объединивших 25 НИИ. Созд. оргбюро, к-рому поручалось окончательно доработать структуру АМН и наметить кандидатуры действит. членов академии и её президиума. После утверждения СНК СССР 60 действит. чл.-учредителей 20–22 дек. 1944 состоялась учредит. сессия АМН, на к-рой был избран президиум АМН в составе: през. – Н. Н. Бурденко, вице-президенты – A. И. Абрикосов, П. А. Куприянов и М. С. Малиновский, члены – А. А. Богомолец, И. В. Давыдовский, Ю. Ю. Джанелидзе, Л. А. Орбели, акад.-секр. – B. В. Парин. Учреждения АМН продолжили исследования по оборонной тематике (новые методы лечения ранений, переливание и консервация крови, борьба с шоком и другие.), активно сотрудничали с фронтовыми лечебными и сан.-эпидемич. учреждениями. С кон. 1945 начала работу комиссия (пред. Н. А. Семашко) при Президиуме АМН по ликвидации санитарных последствий войны.

Академия Наук СССР

Статья большая, находится на отдельной странице.

Академия Педагогических Наук РСФСР

АКАДÉМИЯ ПЕДАГОГИ́ЧЕСКИХ НАУ́К РСФСР (АПН РСФСР), созд. в Москве 6 окт. 1943 при Наркомпросе РСФСР по пост. СНК СССР в 1966 преобразована в АПН СССР. В организации АПН проявились забота Сов. пр-ва о дальнейшем развитии нар. образования и стремление теснее связать педагогич. практику с теорией. Осн. задачи АПН – науч. разработка педагогич. проблем и содействие распространению педагогич. знаний. Организовывалась на базе ряда НИИ (НИИ теории и истории педагогики, методов обучения, психологии, дефектологии), Музея по нар. образованию, Гос. б-ки по нар. образованию (с 1945 б-ка им. К. Д. Ушинского) и опытно-показат. учреждений Наркомпроса РСФСР В годы войны в АПН разрабатывались вопросы общей и спец. педагогики, воспитания детского коллектива в школе на примерах истории Вел. Отечеств. войны, на трудовых и боевых традициях сов. народа, вопросы школьной гигиены и другие. Первый през. – акад. В. П. Потёмкин, вице-президенты – И. А. Каиров и К. Н. Корнилов.

Лит.: Каиров И. Α., Очерки деятельности Академии педагогич. наук РСФСР 1943 – 1966, М., 1973.

Акимов И. Н.

АКИ́МОВ Илья Николаевич (1898–1962), гос. деятель. Чл. КПСС с 1927. Окончил Всес. пром. акад. лёгкой индустрии (1941). С 1939 зам. наркома, в 1940–45 нарком текст. пром-сти СССР В годы войны провёл большую работу по организации эвакуации пр-тий текст. пром-сти в вост. р-ны страны, по налаживанию выпуска продукции для Сов. Армии. С 1945 зам. наркома, зам. мин. текст. пром-сти, с 1948 зам. мин. лёгкой пром-сти СССР с 1953 зам. мин. пром. товаров широкого потребления, зам. мин. текст. пром-сти, лёгкой пром-сти СССР на др. гос. работе. Награждён 2 орд. Ленина.

Акопов С. А.

АКÓПОВ Степан Акопович (1899–1958), гос. деятель. Чл. КПСС с 1919. Окончил Моск. механико-машиностроит. ин-т им. Н. Э. Баумана (1931). С 1937 директор Уралмашзавода, с 1939 зам., 1-й зам. наркома тяж. маш-ния СССР с 1940 1-й зам. наркома, в 1941–46 нарком СР маш-ния СССР. Провёл большую работу по эвакуации пром. пр-тий в вост. р-ны страны, организации выпуска воен. техники и вооружения, обеспечению нужд нар. х-ва. С 1946 мин. автомоб. и тракторной пром-сти СССР с 1950 зам. мин. с.-х. маш-ния, мин. маш-ния, мин. автомоб., тракторного и с.-х. маш-ния СССР Деп. ВС СССР в 1946 – 1950 и с 1954. Награждён 3 орд. Ленина, орд. Кутузова 1-й степ., Труд. Кр. Знамени, Кр. Звезды.

Акт о капитуляции Германии

АКТ О КАПИТУЛЯ́ЦИИ ГЕРМÁНИИ, Смотри в ст. Капитуляция Германии.

Акт о капитуляции Японии

АКТ О КАПИТУЛЯ́ЦИИ ЯПÓНИИ, Смотри в ст. Капитуляция Японии.

Следующая страница