Приглашаем посетить сайт

Гоголь (gogol-lit.ru)

Энциклопедия "Великая Отечественная война 1941-1945" (1985 год)
Музыка

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Музыка

МУ́ЗЫКА. Борьба сов. народа против нем.-фаш. завоевателей в годы войны с первых же её дней отразилась в творчестве композиторов, быстрее всех – в песне. Она была неотъемлемой частью жизни фронта и тыла, её муз. летописью. Муз. символом Отечественной войны стала "Священная война" А. В. Александрова на стихи В. И. Лебедева-Кумача, созданная в июне 1941. Новым важным этапом в развитии сов. песенного искусства явилось творчество М. И. Блантера, B. Г. Захарова, Б. А. Мокроусова, А. Г. Новикова, В. П. Соловьёва-Седого и мн. др. (см. Песня). Значительные произв. симф. жанра отразили трагич. коллизии воен. лет, героизм сов. народа. Выдающимся монументальным памятником войны стала 7-я ("Ленинградская") симфония Д. Д. Шостаковича, пронизанная духом истинного гуманизма (1-е исполнение под управлением С. А. Самосуда состоялось в марте 1942 в Куйбышеве). Новаторские принципы драматургии 7-й симфонии, её музыка, ярко воплотившая и образ Родины, и образ злой силы вражеского нашествия, и веру в победу сов. народа, оказали влияние на творчество ряда сов. композиторов на мн. годы. В первые месяцы войны созданы 22-я симфония Н. Я. Мясковского и симфонич. сюита "1941 год" C. С. Прокофьева. Среди выдающихся симфонич. произв. воен. лет – 8-я симфония Шостаковича, 5-я Прокофьева, 2-я А. И. Хачатуряна. В это же время появились 24-я симфония Мясковского, 2-я Г. Н. Попова, 2-я Т. Н. Хренникова, 2-я В. И. Мурадели, 1-я А. М. Баланчивадзе, "Патриотическая симфония" Э. А. Каппа. Образ Родины нашёл своё воплощение в симфонич. поэме "Армения" Г. Е. Егиазаряна, в симфонич. сюите "Молдавия" С. Т. Няги и другие. Симфонии появляются и в тех республиках, где в довоен. период симфонич. жанр ещё не был освоен, в т.ч. в Азерб. ССР – 1-я К. А. Караева и 1-я А. Дж. И. Гаджиева, в Узб. ССР – "Героическая" симфония М. А. Ашрафи. Идеи и дух времени нашли воплощение в произв. камерно-инструментального жанра. Среди соч. – фортепьянное трио Шостаковича, 6–8-я фортепьянные сонаты Прокофьева, 7–9-й струнные квартеты Мясковского; "Украинский квинтет" Б. Н. Лятошинского – одна из вершин в творчестве этого композитора. Многие произведения муз.-сценического жанра отразили героич. подвиги прошлого, созвучные примерам мужества и стойкости, патриотизма героев Вел. Отечеств. войны. Появляются монументальная опера "Война и мир" Прокофьева (по роману Л. Н. Толстого), оперы "Емельян Пугачёв" М. В. Коваля (на основе одноим. оратории), "Амангельды" Е. Г. Брусиловского и М. Т. Тулебаева, "Огни мщения" Э. А. Каппа, "Ледовое побоище" Г. П. Таранова. Создаются оперы на совр. воен. сюжеты, в т.ч. "Родина" Караева и Гаджиева, "Гвардия, вперёд!" Брусиловского, "Абадан" Ю. С. Мейтуса и А. Кулиева, "Алеся" Е. К. Тикоцкого, "Рута" Н. Э. Грюнфельда. Были также написаны оперы на историч. и сказочные мотивы – "Улугбек" А. Ф. Козловского, "Абай" А. К. Жубанова и Л. А. Хамиди, "Тахир и Зухра" А. С. Ленского, "Хосров и Ширин" Ниязи, "Юсуп и Ахмет" Б. С. Шехтера и А. Кулиева, "Шасенем и Гариб" А. Г. Шапошникова и Д. Овезова. Среди балетов – "Чолпон" М. Р. Раухвергера, "Алдар Косе" К. А. Корчмарёва. Идеи патриотизма отразились и в кантатно-ораториальных жанрах, среди произв. – поэма-кантата "Киров с нами" Мясковского, кантата "Баллада о мальчике, оставшемся неизвестным" Прокофьева, "Народная священная война" Коваля, "Сказание о битве за Русскую землю" Ю. А. Шапорина, симфония-кантата "Украина моя" А. Я. Штогаренко, кантата "Огни Юрьевой ночи" X. Л. Лепнурма.

В годы войны возрос междунар. авторитет сов. музыки, интерес к произв. сов. композиторов. 22 июня 1942 в Лондоне была исполнена 7-я симфония Шостаковича (дирижёр Г. Вуд). 19 августа того же года состоялась её премьера в США (дирижёр А. Тосканини). По каталогу 1943 только фирма "Армус" переиздала в США 800 назв. произведений 72 сов. композиторов. Лучшие заруб. музыканты исполняли соч. Шостаковича, Прокофьева, Хачатуряна, Хренникова, Лятошинского, Р. М. Глиэра, Д. Б. Кабалевского, В. Я. Шебалина, Л. К. Книппера, А. А. Крейна, М. Ф. Гнесина и другие. Огромную популярность завоевали сов. массовые песни, мн. из них были изданы заруб. издательствами, широко исполнялись. Песня "Катюша" Блантера (созд. в 1939) звучала на разных языках во мн. странах мира (в ряде случаев с разл. вариантами текстов).

Сов. муз. деятели, как и весь сов. народ, были активными защитниками Родины. Добровольцами ушли в армию композиторы Г. Г. Галынин, Е. Э. Жарковский, Б. М. Терентьев и др. Погибли на фронте композиторы З. З. Гаглоев, М. Г. Гергилевич, К. Д. Макаров-Ракитин, А. Ю. Мипоз, И. Н. Надиров, В. К. Томилин, Б. М. Трошин, В. И. Флейшман, В. В. Фризе и другие. Музыканты, оказавшиеся в фаш. плену, проявляли героизм и мужество, используя свои выступления перед заключёнными как форму борьбы, вселяя уверенность в непобедимости Родины. Среди них – расстрелянные в Кричевском лагере для военнопленных певец А. И. Окаёмов, участник лагерного подполья, и хоровой дирижёр Г. П. Лузенин.

Война потребовала перестройки всей муз.-общественной жизни страны. Огромный размах приняла концертная деятельность музыкантов на фронтах и в тылу. Уже за первые полтора года войны для воинов Сов. Армии было дано 200 тыс. концертов и спектаклей с участием певцов и инструменталистов, из них 60 тыс. непосредственно на фронтах (на переднем крае – в окопах и блиндажах выступали т. н. окопные ансамбли). Всего в 1941–1945 на фронте выступило св. 40 тыс. артистов, включая музыкантов, в составе около 4000 фронтовых бригад они дали св. 400 тыс. концертов. В них участвовали певцы П. З. Андреев, В. В. Барсова, Н. Л. Вельтер, С. К. Киизбаева, Е. Д. Кругликова, Н. М. Ованисян, Л. А. Русланова, Р. Мариёшюс, Е. К. Межерауп, М. Д. Михайлов, А. Сташкевичюте, Л. О. Утёсов, К. И. Шульженко, скрипачи Г. В. Баринова, Д. Ф. Ойстрах, виолончелист С. Н. Кнушевицкий, пианисты Г. Р. Гинзбург, Э. Г. Гилельс, Я. И. Зак, Л. Н. Оборин, П. А. Серебряков, В. В. Софроницкий, Я. В. Флиер, исполнительница народных песен и танцев Тамара Ханум, чангист Ф. Садыков, рубабист М. Мирзаев и другие., а также ансамбли, среди к-рых трио баянистов под рук. А. И. Кузнецова, квартеты им. Л. Бетховена и им. А. К. Глазунова, Ансамбль песни и пляски Советской Армии под рук. А. В. Александрова, концертные бригады студентов и педагогов Моск. (под рук. Я. И. Рабиновича) и Ленингр. (под рук. З. П. Лодий) консерваторий и другие. С первых дней войны композиторами и исполнителями проводилась большая шефская работа. Музыканты руководили армейской самодеятельностью, игравшей значит. роль в жизни воинских и партиз. частей (во фронтовой олимпиаде, проведённой Политуправлением 1-го Укр. фр. летом 1944, приняло участие 17 армейских коллективов – св. 700 чел.).

Муз. жизнь продолжалась и в осаждённом Ленинграде. Первое выступление симфонич. оркестра Ленингр. радиокомитета состоялось 5 апр. 1942, а 9 авг. в его исполнении под управлением К. И. Элиасберга прозвучала ставшая всемирно известной 7-я ("Ленинградская") симфония Шостаковича, посв. этому героич. городу (первые три части написаны в блокадном Ленинграде). В 1942 в Ленингр. т-ре муз. комедии осуществлены премьеры оперетт на воен. сюжеты "Лесная быль" А. А. Логинова (о партизанах) и "Раскинулось море широко" В. Л. Витлина, Л. М. Круца, Н. Г. Минха (о героизме ленинградцев). Всего за два года коллектив из оперных и балетных артистов, оставшихся в городе, показал 81 оперный и 55 балетных спектаклей. Группа преподавателей и студентов Ленингр. консерватории вела интенсивную исполнительскую деятельность в частях действ. армии и на Балт. флоте. С марта 1943 в Ленинград с концертами регулярно приезжали моск. артисты. Ок. 2 лет работал в осаждённом городе музыковед и композитор Б. В. Асафьев. Под рук. А. В. Оссовского проводилась н.-и. работа в Ленингр. ин-те т-ра и музыки. Зимой 1941–42 в блокадном Ленинграде были изданы две первые части "Истории музыкальной культуры" Р. И. Грубера.

Несмотря на сложную воен. обстановку 1941–42, в Москве продолжалась интенсивная концертная деятельность (только за 1-ю декаду июля 1941 было дано ок. 1000 концертов силами проф. и самодеятельных артистов). Центрами муз. жизни стали Всероссийское гастрольно-концертное объединение и Всес. радио; выступали: певцы – С. Я. Лемешев, С. И. Мигай, А. В. Нежданова, Н. А. Обухова, А. И. Орфёнов, Ф. С. Петрова, Н. П. Рождественская, О. В. Ковалёва, И. П. Яунзем, В. А. Бунчиков, В. А. Нечаев; пианисты – Э. Г. Гилельс, Г. Р. Гинзбург, Л. Н. Оборин, С. Т. Рихтер, М. В. Юдина; скрипач Д. Ф. Ойстрах; виолончелисты – С. Н. Кнушевицкий, Д. Б. Шафран и другие. Особенным успехом пользовались радиоконцерты по заявкам, в т.ч. солдат и партизан. Интенсивно работал оставшийся в Москве Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. В окт. 1941 открыл сезон филиал Большого театра СССР. На его сцене были поставлены и новые оперные спектакли, в т.ч. одна из первых опер о Вел. Отечеств. войне "В огне" Кабалевского. Продолжала работать Моск. филармония, проводившая концертную деятельность не только в тылу, но и на фронтах (в 1-й год войны 250 фронтовых бригад дали ок. 12 тыс. концертов). В 1942 в Москве были проведены вечера, посв. иск-ву братских республик, в т.ч. Армении, Белоруссии, Узбекистана, Украины, Эстонии. Особое патриотич. значение имела пропаганда филармонией рус. и сов. музыки. В марте 1943 в Москве Гос. симфонич. оркестром СССР под управлением Н. Г. Рахлина была исполнена 7-я ("Ленинградская") симфония Шостаковича. В 1943–45 в исполнении Гос. симфонич. оркестра СССР (дирижёры А. В. Гаук, Е. А. Мравинский, Б. Э. Хайкин и другие.) впервые прозвучало 135 произведений сов. композиторов, в т.ч. симфонии: 8-я Шостаковича, 24-я Мясковского, 2-я Хренникова, 2-я Хачатуряна, 5-я Прокофьева. Большое внимание уделялось филармонией искусству народов, находившихся под гнётом фашистов, и искусству стран антигитлеровской коалиции. В концертном сезоне 1944–45 состоялись вечера англ. и амер. музыки, на к-рых впервые в СССР прозвучали "Ода дружбы" Р. Харриса, сюита "Озарк" Э. Сигмейстера, "Марш памяти павших в боях против фашизма" У. Риггера. Филармония организовывала выступления разл. исполнительских коллективов, в т.ч. Симфонич. оркестра под управлением Н. С. Голованова, Рус. нар. оркестра под рук. Н. П. Осипова, Рус. нар. хора им. M. E. Пятницкого под рук. В. Г. Захарова, Ансамбля песни и пляски Сов. Армии под рук. А. В. Александрова, Государственного академического русского хора Союза ССР под руководством А. В. Свешникова; солистов, среди к-рых певцы Н. Л. Дорлиак, Н. А. Обухова, Н. А. Казанцева, М. П. Максакова, Н. П. Рождественская, Н. Д. Шпиллер, И. С. Козловский, пианисты Г. Р. Гинзбург, К. Н. Игумнов, Л. Н. Оборин, М. В. Юдина, скрипачи Д. Ф. Ойстрах, Л. Б. Коган, виолончелист С. Н. Кнушевицкий (напр., 1 февр. 1942 состоялось 16 концертов, на к-рых присутствовало ок. 16000 москвичей). 9 мая 1945 в Москве на Манежной пл. в 6 часов вечера Гос. симфонич. оркестр СССР под управлением Н. П. Аносова и А. В. Гаука выступил с концертом из произведений рус. и сов. композиторов.

Деятельность крупнейших муз. коллективов и учебных заведений страны и в эвакуации (Большой т-р – в Куйбышеве, Московская консерватория – в Саратове, Ленингр. т-р оперы и балета – в Перми, Белорус. т-р оперы и балета – в Горьком, Укр. т-р оперы и балета – в Иркутске, Ленингр. филармония – в Новосибирске, Ленингр. консерватория – в Ташкенте, Гос. симфонич. оркестр Укр. ССР – в Душанбе и другие.) оказала влияние на развитие муз. жизни городов и союзных республик. В Ташкенте с симфонич. концертами выступали студенты и педагоги Ленингр. консерватории и артисты оркестров Ленингр. т-ра оперы и балета, в Чкалове (ныне Оренбург) – артисты Ленингр. Малого т-ра оперы и балета; силами педагогов и студентов Моск. консерватории в Саратове в нояб. 1942 была исполнена 7-я ("Ленинградская") симфония Шостаковича. Концертной деятельностью Ленингр. филармонии, находившейся в Новосибирске, руководил музыковед и лектор И. И. Соллертинский. В союзных республиках велась большая работа по изучению фольклора. Были изданы "Музыкальное искусство Казахстана" (сб. статей) и кн. A. К. Жубанова "Казахские нар. композиторы XIX и начала XX века". В осн. был завершён труд Уз. Гаджибекова "Основы азербайджанской музыки".

Не прекращалась творческая деятельность Союзов композиторов в Москве и Ленинграде – проводились конкурсы, в т.ч. на боевую песню и марш (на конкурс, посв. 24-й годовщине Сов. Армии, было представлено 150 песен и 40 маршей), и др. Смотры-декады, проходившие в Москве (1942–44), Фрунзе (1942), Тбилиси (1944) и др. городах, знакомили слушателей с муз. иск-вом братских республик. В условиях эвакуации музыканты республик, временно оккупированных фаш. захватчиками, продолжали работу в художеств. ансамблях, объединивших как композиторов, так и исполнителей. В дек. 1941 в Ярославле начали свою работу эстонские художеств. ансамбли, в 1942 в Иванове – художеств. ансамбль Латв. ССР сформировались также ансамбли артистов Литвы и Молдавии. Активной концертной деятельностью в этот период занимались не только существовавшие ранее исполнительские коллективы, в т.ч. реорганизованный Гос. рус. нар. хор под управлением А. В. Свешникова (1941), но и вновь созданные Ансамбль песни Всес. радио под управлением Б. А. Александрова (1942), Молдавский ансамбль песни и пляски "Дойна" (1942; на денежные средства, собранные артистами, был построен боевой самолёт, вошедший в эскадрилью "Сов. Молдавия") и др. Были открыты новые муз.-уч. заведения: консерватории в Алма-Ате (1944) и Казани (1945), Муз. пед. ин-т им. Гнесиных (1944), Моск. хоровое уч-ще (1944) и др.

События войны получили претворение в творчестве сов. композиторов послевоен. лет. Война осмысливается всё глубже – и как великая трагедия, и как великий героизм сов. людей, отразивших натиск фаш. захватчиков и отстоявших свободу Родины и мир на Земле. Среди произведений, посв. событиям войны, оперы – "Молодая гвардия" Ю. С. Мейтуса (1947), "Повесть о настоящем человеке" Прокофьева (1948), "Семья Тараса" Кабалевского (1950), "Марите" А. И. Рачюнаса (1953), "Джалиль" Н. Г. Жиганова (1957), "Джамиля" М. Р. Раухвергера (1961), "Ценою жизни" А. А. Николаева (1965), "Неизвестный солдат" (1967) и "Зори здесь тихие" (1973) К. В. Молчанова, муз. драма "Июльское воскресение" B. И. Рубина (1970), "Москва за нами" Г. А. Жубановой (1981) и др.; балеты – "Альпийская баллада" Е. А. Глебова (1967), балет-оратория "Материнское поле" К. Молдобасанова (1974).

Тема войны нашла отражение в симфонич. произведениях – 3-я симфония Е. К. Тикоцкого (1948), симфонич. поэмы "Белая берёза" А. А. Нестерова (1951), "Краснодонцы" А. Н. Мазаева (1951), симфония-легенда "Памяти Зои Космодемьянской" С. А. Разорёнова (1953), 4-я симфония Кабалевского (1956), "Партизанская симфония" Е. А. Глебова (1958), 2-я симфония "По прочтении, "Судьбы человека" М. А. Шолохова" Д. Г. Тер-Татевосяна (1959), симфонич. фрески "Это не должно повториться" Л. А. Грабовского (1961), 13-я симфония Шостаковича (1962), 2-я симфония Щедрина (1965), 2-я симфония "Памяти товарища" А. Я. Штогаренко (1965), 4-я симфония М. Таджиева (к 30-летию Победы, 1975); в вокально-симфонических сочинениях – "Реквием памяти павших героев" Ю. А. Левитина (1946), "Реквием" Кабалевского (1962–63), муз.-драматич. поэма "Зоя" В. М. Юровского (1948), вокально-симфонич. поэмы "На смерть героя" А. Д. Мачавариани (1948), "Колыбельная пеплу" Ю. А. Юзелюнаса (1963), оратория "Кавкасиони" Ш. М. Мшвелидзе (1949), кантата "Живым – от имени мёртвых" Э. Л. Лазарева (1961), триптих "Памяти героев Вел. Отечеств. войны" Н. Халмамедова (1971). Тема войны отразилась также в камерном (2-й струнный квартет А. Д. Филиппенко, Патетический секстет Г. П. Таранова, 7-й квартет Ю. А. Левитина, поэма для фортепьяно, баса и ударных "Письма солдата" В. П. Юргутиса, вокальный цикл "Солдатские письма" В. А. Гаврилина, хоры В. Н. Салманова, В. И. Рубина и другие.) и песенном жанрах (см. Песня).

В произв. сов. композиторов отражена также борьба с фаш. захватчиками народов зарубежных стран: оперы – "Улица дель Корно" (1960) и "Ромео, Джульетта и тьма" (1963) К. В. Молчанова, "Пассажирка" (1968) и "Зося" (1970) М. С. Вайнберга, "Дневник Анны Франк" Г. С. Фрида (1969); 6-я (1963) и 8-я ("Цветы Польши", 1964) симфонии Вайнберга; жертвам атомной бомбардировки посв. балет "Хиросима" Г. А. Жубановой (1966), оратория "Нагасаки" А. Г. Шнитке (1958), "Песни Хиросимы" Д. Б. Смольского (для чтеца, двух певцов и пианистов, 1966).

Лит.: История музыки народов СССР т. 3, М., 1972; Данилевич Л. В., Музыка на фронтах Вел. Отечеств. войны, М. – Л., 1948; Музыка на фронтах Вел. Отечеств. войны. Статьи, воспоминания, М., 1970; Лившиц А. Б., Жизнь за Родину свою. Очерки о композиторах и музыковедах, погибших в Вел. Отечеств. войну, М., 1964; В годы Вел. Отечеств. войны. [Воспоминания и мат-лы о работе ленинградских композиторов], Л., 1959; Сохор А., Черпая вдохновение в подвиге народа, "Сов. музыка", 1975, № 5; Глезер Р., Московская филармония: 1941–1945, "Сов. музыка", 1983, № 6.

В начало словаря