Приглашаем посетить сайт

Спорт (sport.niv.ru)

Энциклопедия "Великая Отечественная война 1941-1945" (1985 год)
Песня

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Песня

ПÉСНЯ. В годы войны сов. массовая П., самый распространённый жанр сов. музыки, одной из первых отразила события войны и стала её муз. летописью. П. была могучим духовным оружием на фронте и в тылу. Темы, образы, содержание П. воплотили борьбу сов. народа против нем.-фаш. захватчиков, эмоциональную атмосферу воен. времени. В истории сов. песнетворчества четыре года войны стали знаменательным периодом, утвердившим новый песенный стиль. Взаимопроникновение лирики и героики обусловило трансформацию ранее бытовавших жанровых разновидностей. Обогатились и получили дальнейшее развитие традиции сов. массовой П. Радио и грамзаписи, концерты фронтовых бригад и кинофильмы, а также листовки со словами и мелодией, печатавшиеся типографиями многих городов, знакомили слушателя с новыми П. Тема нар. гнева проходит через всё песенное творчество воен. лет. В кон. июня 1941 прозвучала П. "Священная война" А. В. Александрова (слова В. И. Лебедева-Кумача), ставшая муз. символом войны. Это произв. – одна из вершин в творч. наследии композитора, создано в традициях рус. песенно-хоровой культуры. Ораторский пафос, свойственный этому сочинению, усиливает его драматизм и героику, идущие от старой солдатской П., гимнов и маршей времён Οкт. революции 1917 и Гражд. войны. Патриотич. тема нашла отражение в разнообразных по содержанию и жанрам П., посв. защите Отечества. Др. песенный шедевр этих лет связан с именем В. Г. Захарова. П. "Ой туманы мои, растуманы" (слова М. В. Исаковского), посв. борьбе партизан на Смоленщине, воплотила поэзию нар. сказа ("туманы" – символ беды в рус. фольклоре). Образцом сов. песенного иск-ва стала созданная в этот период "черноморская легенда" – П. "Заветный камень" Б. А. Мокроусова (слова А. А. Жарова) – наследница романтич. матросских баллад. Среди героико-эпич. и гимнических П. – "Песня о Днепре" М. Г. Фрадкина (слова Е. А. Долматовского), "Шумел сурово Брянский лес" С. А. Каца (слова А. В. Софронова), "Моя Москва" И. О. Дунаевского (слова М. С. Лисянского и С. И. Аграняна). Новую важную страницу в развитии сов. песен. иск-ва открыла лирика, в к-рой гражданственные мотивы стали доминирующими. Созданная в нач. войны П. "Вечер на рейде" В. П. Соловьёва-Седого (слова А. Д. Чуркина) одной из первых воплотила новый образ – "коллективного лирического героя". К лучшим образцам фронтовой лирики относятся и другие. песни Соловьёва-Седого – "Играй, мой баян" (слова Л. Н. Давидович), "Соловьи", "На солнечной поляночке" (обе – на слова А. И. Фатьянова). Серьёзнейшую этическую нагрузку получают скромный бытовой романс, а также формы вальса и танго. Личное и общее, интимное и гражданственное нерасторжимо существуют в П., поведавших о единых духовных чаяниях фронта и тыла. В их числе: "В лесу прифронтовом" М. И. Блантера (слова М. В. Исаковского), "В землянке" К. Я. Листова (слова А. А. Суркова), "Тёмная ночь" Н. В. Богословского (слова В. И. Агатова), "Случайный вальс" М. Г. Фрадкина (слова Е. А. Долматовского), "Давай закурим" M. E. Табачникова (слова И. Л. Френкеля). Большой популярностью пользовались П., посв. фронтовому быту, в к-рых по-новому преломились традиции рус. плясового, частушечного и шуточного песенных жанров. Среди них – "Вася-Василёк" и "Самовары-самопалы" (обе – на слова С. Я. Алымова), "Смуглянка" (слова Я. З. Шведова) А. Г. Новикова, "Два Максима" С. А. Каца (слова В. А. Дыховичного), "Есть на севере хороший городок" Т. Н. Хренникова (слова В. М. Гусева). Атмосферу флотской среды воен. времени воссоздают написанные в традициях рус. морской песни "Прощайте, скалистые горы" Е. Э. Жарковского (слова Н. И. Букина), "Песня о бушлате" Б. М. Терентьева (слова Н. Г. Флёрова) и др. Особое место занимают песни периода наступления советских войск, завершения войны. В их числе "Давно мы дома не были" В. П. Соловьёва-Седого (слова А. И. Фатьянова), "Под звёздами балканскими" М. И. Блантера (слова М. В. Исаковского), "Ходили мы походами" К. Я. Листова (слова A. А. Жарова), "Казаки в Берлине" Дм. Я. и Дан. Я. Покрассов (слова Ц. С. Солодаря). В годы войны многими композиторами создавались походно-строевые и другие. виды П.-марша, в их числе "До свиданья, города и хаты" М. И. Блантера (слова М. В. Исаковского), "Песни артиллеристов" Т. Н. Хренникова (слова B. М. Гусева), "Песня смелых" В. А. Белого (слова А. А. Суркова) – подлинно художеств. произв., вышедшие за рамки только прикладного значения строевой П. К песенному жанру в годы войны обратились многие выдающиеся представители сов. муз. культуры – С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, Н. Я. Мясковский, А. И. Хачатурян, Д. Б. Кабалевский и др. Непосредственно во фронтовых условиях работали над П. композиторь: Б. Г. Гольц, В. Я. Кручинин, В. А. Макаров, В. И. Мурадели, Г. Н. Носов, Ю. М. Слонов и др. Наряду с новыми П., созданными в годы войны, большое месте в жизни воен. времени заняли рус. нар. П., по характеру и содержанию отвечающие происходящим событиям ("Есть на Волге утёс", "Раскинулось море широко". "Варяг"), а также П. Οкт. революции 1917 и Гражд. войны ("Смело мы в бой пойдём", "По долинам и по взгорьям", "Там вдали за рекой") и ряд сов. П., ставших классикой уже в предвоен. годы, – "Каховка" И. О. Дунаевского (слова М. А. Светлова), "Полюшко-поле" Л. К. Книппера (слова В. М. Гусева), "Тачанка" К. Я. Листова (слова М. И. Рудермана), "Орлёнок" В. А. Белого (слова Я. З. Шведова). Зачастую на популярные мелодии создавались разл. текстовые варианты, к ним относятся "Синий платочек" Ю. Петербургского и особенно "Катюша" М. И. Блантера, получившая также признание и за рубежом: в годы войны эта П. была гимном итал. партизан.

В послевоен. годы композиторы и поэты вновь и вновь обращаются к тематике воен. лет, к воспоминаниям о подвигах и пережитой трагедии сов. народа. Одна из первых, положивших начало жанру П.-воспоминаний о войне, пронизанная глубоким раздумьем П. "Дороги" А. Г. Новикова (слова Л. И. Ошанина). Эта тема нашла отражение и в др. П. последующих лет, в их числе "Где же вы теперь, друзья-однополчане?" В. П. Соловьёва-Седого (слова А. И. Фатьянова), "Солнце скрылось за горою" М. И. Блантера (слова А. А. Коваленкова), "На безымянной высоте" В. Е. Баснера (слова М. Л. Матусовского), "На кургане" А. П. Петрова (слова Ю. В. Друниной), "Москвичи" А. Я. Эшпая (слова Ε. Μ. Винокурова), "Журавли" Я. А. Френкеля (слова Р. Гамзатова, рус. текст Н. И. Гребнева), "Алёша" Э. С. Колмановского (слова К. Я. Ваншенкина), "За того парня" М. Г. Фрадкина (слова Р. И. Рождественского), "Горячий снег" А. Н. Пахмутовой (слова М. Д. Львова), "День Победы" Д. Ф. Тухманова (слова В. Г. Харитонова). Значительную часть своего песенного и поэтического творчества посвятили событиям Вел. Отечеств. войны В. С. Высоцкий и Б. Ш. Окуджава.

Лит.: Сохор Α., В годы испытаний (1941–1945), в его кн.: Рус. сов. песня, Л., 1959; Музыка на фронтах Вел. Отечеств. войны. Статьи. Воспоминания, М., 1970; Нестьев И. В., Массовая песня, в кн.: История музыки народов СССР т. 3, М., 1972; Дементьев В. В., Песни и судьбы солдатские, Таш., 1982.

В начало словаря