Приглашаем посетить сайт

Отели (hotels.otpusk-info.ru)

Энциклопедия "Великая Отечественная война 1941-1945" (1985 год)
Военно-воздушные силы

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Военно-воздушные силы

ВОÉННО-ВОЗДУ́ШНЫЕ СИ́ЛЫ (ВВС). В предвоен. годы развивались как самостоят. вид Вооруж. Сил и накануне войны организационно делились на авиацию Гл. командования (дальняя бомбардир. авиация), фронтовую (ВВС ВО), армейскую (ВВС общевойсковых армий) и войсковую (корпусные эскадрильи). Осн. тактич. соединение – авиационная дивизия, преим. смешанного состава. Часть дальнебомбардир. авиации была сведена в авиационные корпуса. К июню 1941 имелось 79 авиадивизий и 5 авиабригад. Число авиаполков увеличилось к июню 1941 по сравнению с нач. 1939 на 80%. Однако к нач. войны развёртывание авиации и перестройку авиац. тыла по терр. принципу завершить не удалось. 25 авиадивизий не закончили формирование, лётный состав проходил переподготовку. Не хватало новой техники, средств обслуживания и ремонта. Развитие аэродромной сети отставало от развёртывания авиации. На вооружении ВВС состояли боевые самолёты разных конструкций, большинство из них имели малую скорость и слабое вооружение. Новые самолёты (МиГ-3, Як-1, ЛаГГ-3, Пе-2, Ил-2 и другие.) по боевым возможностям не уступали самолётам нем.-фаш. армии, а по ряду показателей и превосходили их (см. Самолеты боевые). Однако поступление их в ВВС началось незадолго до войны и к 22 июня 1941 их насчитывалось только 2739. Авиац. кадры готовились в 3 авиац. академиях, в 78 лётных и в 18 технич. школах и уч-щах. В первый день войны нем.-фаш. авиация нанесла внезапные удары по сов. аэродромам, на к-рых базировалось 65% авиации зап. приграничных ВО. Сов. ВВС потеряли на земле и в воздухе 1200 самолётов, только один Белорус. ВО лишился 738 самолётов. Авиация пр-ка на ряде направлений сов.-герм. фронта захватила господство в воздухе. Это поставило сов. Сухопут. войска и авиацию в трудное положение и явилось одной из причин временных неудач Сов. Армии в 1-м периоде войны. Несмотря на большие трудности сов. лётчики проявили высокое мужество, отвагу и массовый героизм. В первый день войны они совершили 6 тыс. самолёто-вылетов, нанесли значит. урон наступавшим танк. соединениям врага и его авиации, сбили в возд. боях св. 200 самолётов пр-ка. КПСС и Сов.пр-вом были приняты меры, направленные на укрепление ВВС, перестройку авиационной промышленности и подготовку авиац. кадров. Пост. СНК СССР от 23 июня 1941 ГВФ был передан в оператив. подчинение наркома обороны (см. Авиация гражданская). Решением Ставки Гл. командования 29 июня 1941 была учреждена должность команд. ВВС – зам. наркома обороны (ген.-лейт. авиации П. Ф. Жигарев, с кон. апр. 1942 ген.-лейт. авиации А. А. Новиков). Создан Воен. совет ВВС. ЦК КПСС и СНК приняли меры по ускоренному вводу в строй авиац. з-дов. В авг. 1941 ГКО принял постановление, на основе к-рого началась реорганизация ВВС. В дальней бомбардир. авиации были ликвидированы управления авиакорпусов. Во фронтовой бомбардир. и истребит. авиации в дивизиях сократилось кол-во авиационных полков с 3 до 2, а в полках число самолётов уменьшилось с 60–63 до 20. В нояб. началось создание ночной бомбардир. авиации. В февр. – марте 1942 соединения дальней авиации были объединены в авиацию дальнего действия (АДД) с непосредств. подчинением Ставке ВГК. Для руководства ими учреждена должность команд. АДД (ген.-майор авиации А. Е. Голованов). С мая 1942 во фронтовой авиации стали создаваться воздушные армии. Осенью 1942 начато формирование отд. авиакорпусов резерва ВГК, что позволяло быстро сосредоточить крупные силы авиации на важнейших направлениях. По решению ГКО создавались спец. аэродромные полки ПВО, имевшие на вооружении 37-мм орудия и крупнокалиберные пулемёты. В сент. 1944 началось переформирование 5 смешанных авиакорпусов в однородные (истребительные, штурмовые и бомбардировочные). В дек. 8 корпусов АДД были переформированы в 4 и сведены во вновь созданную 18-ю ВА, подчинявшуюся команд. ВВС. К кон. 1944 в составе ВВС имелось 16 возд. армий, в к-рые входили 37 авиакорпусов и 170 авиадивизий (63 истребительных, 50 штурмовых, 55 бомбардировочных и 2 смешанные). Авиация получала во всё возрастающих кол-вах боевые самолёты, в т. ч. новых типов (истребители Як-9у, Ла-7, Ла-9, штурмовики Ил-10, бомбардировщик Ту-2 и другие.). В янв. 1945 в составе действующих ВВС имелось 15,5 тыс. самолётов.

Успех действий авиации достигался массированием её усилий на гл. направлениях действий Сухопут. войск. Получили дальнейшее развитие теория и практика возд. операций; широкое применение нашла новая форма использования авиации в наступат. операции – авиационное наступление. Ведение борьбы за господство в воздухе в зависимости от целей, кол-ва привлекаемых сил и средств осуществлялось в стратегич., оператив. и тактич. масштабах. К сер. лета 1943 сов. ВВС прочно завоевали стратегич. господство в воздухе. Высокие боевые качества сов. ВВС особенно ярко проявились в Моск., Сталингр. и Курской битвах, в воздушных сражениях на Кубани 1943, в операциях на Украине, в Белоруссии, Ясско-Кишинёвской, Висло-Одерской и Берлинской наступат. операциях. Если в каждой операции 1941 участвовало 200–500 самолётов, то в 1943–45 – до неск. тысяч, а в Берлинской операции – до 7500 самолётов. В ходе войны авиац. тыл организационно оформился как стройная система со своими органами управления, соединениями и частями. За 4 года войны он обеспечил применение до 31 млн. авиабомб общей массой ок. 700 тыс. т; было подано св. 1 млн. 600 тыс. т горючего и смазочных материалов, построено, реконструировано и восстановлено неск. тысяч аэродромов.

За годы войны сов. лётчики совершили ок. 3 млн. 125 тыс. самолёто-вылетов и нанесли пр-ку большой урон в живой силе и технике. Только в возд. боях и на аэродромах уничтожено 57 тыс. самолётов пр-ка. Полки АДД и ГВФ перевезли св. 83 тыс. партизан, доставили им 17 тыс. т вооружения, боеприпасов, продовольствия и медикаментов. За успешное выполнение боевых заданий командования, проявленные мужество и отвагу св. 200 тыс. воинов-авиаторов награждены орденами и медалями, 2420 присвоено звание Героя Сов. Союза, 65 удостоены этого звания дважды, двое (А. И. Покрышкин и И. Н. Кожедуб) – трижды. Сов. лётчики в годы войны применили ок. 500 возд. таранов, 350 чел. повторили бессмертный подвиг Н. Ф. Гастелло. Орденами были награждены 897 авиасоединений и частей, 708 получили почётные наименования, 228 удостоены звания гвардейских ( Смотри также Авиация дальнего действия, Авиация резерва Верховного Главнокомандования, Бомбардировочная авиация, Истребительная авиация, Корректировочно-разведывательная авиация, Санитарная авиация, фронтовая авиация, Штурмовая авиация).

Лит.: Сов. Воен.-Возд. Силы в Вел. Отечеств. войне. 1941–1945 гг., М., 1968; Шишов Л. М., Сов. Военно-Воздушные Силы, М., 1974; Тимохович И. В., Оперативное иск-во сов. ВВС в Вел. Отечеств. войне, М., 1975; Кожевников М. Н., Командование и штаб ВВС Сов. Армии в Вел. Отечеств. войне. 1941–1945 гг., М., 1977.

Летчики изучают по картам маршруты перед боевым вылетом. 1941

Подготовка самолета к вылету. Юго-Западный фронт. 1943

Летчики изучают по картам маршруты перед боевым вылетом. 1941

Подготовка самолета к вылету. Юго-Западный фронт. 1943

Подготовка самолета к вылету. Юго-Западный фронт. 1943

В начало словаря