Приглашаем посетить сайт

Куприн (kuprin-lit.ru)

Энциклопедия "Великая Отечественная война 1941-1945" (1985 год)
Архитектура

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Архитектура

АРХИТЕКТУ́РА. 27 июня 1941 правление Союза советских архитекторов (ССА) обратилось к архитекторам с призывом подчинить свою работу задачам обороны страны; местным организациям ССА рекомендовалось установить связь с воен. отделами парт. и гос. органов, штабами ПВО для согласования с ними наиболее целесообразных форм практич. участия архитекторов в оборонных мероприятиях. С первых дней войны сов. архитекторы, выполняя свой патриотич. долг, боролись с врагом в рядах Сов. Армии и самоотверженно трудились в тылу и прифронтовых р-нах в качестве проектировщиков воен., гражд. и пром. сооружений, инженеров-строителей, специалистов по маскировке и другие. В краткие сроки комплексными бригадами архитекторов по всей стране были обследованы существующие, спроектированы и построены новые бомбоубежища, газоубежища, простейшие укрытия; они занимались также маскировкой пром. объектов, всех видов укреплений и огневых сооружений.

В Москве с окт. 1941 ССА, Академия архитектуры СССР (АА СССР), управления проектирования и планировки Моссовета объединили свои усилия для обороны столицы. Центр. проектно-маскировочная мастерская готовила кадры для проведения маскировочных работ, разрабатывала технологии камуфляжных окрасок, выпускала разл. пособия. Непосредственное проектирование и исполнение работ осуществляло архитектурно-проектное бюро моск. отделения ССА. На линиях обороны Москвы, в очагах поражения, на стр-ве убежищ работали многочисл. бригады моск. архитекторов (А. Н. Душкин, А. А. Мндоянц, Н. X. Поляков, М. В. Посохин и другие.). Большую работу по маскировке воен. и пром. объектов, памятников архитектуры, стр-ву убежищ проводили ленингр. архитекторы. 23 бригады (более 200 чел.), сформированные ленингр. отделением ССА, фиксировали и обмеряли памятники зодчества, оказавшиеся под угрозой разрушения. Зимой 1941–42 в тяжелейших условиях блокады ленингр. архитекторы активно участвовали в пропагандистской работе, создавали проекты монументального воен.-агитац. оформления центр. магистралей города (Н. В. Баранов, А. С. Никольский, Б. Р. Рубаненко, Л. В. Руднев и другие.), работали в области политич. плаката.

Важнейшую роль сыграли сов. архитекторы в реализации принятых в сент. 1941 пост. СНК СССР "О строительстве промышленных предприятий в условиях военного времени" и "О строительстве жилых помещений для эвакуированного населения". Грандиозный размах и чрезвычайно сжатые сроки работ по перемещению в восточные р-ны большого кол-ва пр-тий ставили перед архитекторами-проектировщиками задачи максимального использования местных дешёвых строит. материалов и создания на их основе наиболее экономичных конструкций. Архит.-технич. обеспечение стр-ва в вост. р-нах стало ведущей темой проектных орг-ций и ин-тов АА СССР архитекторов, работавших в краевых и областных центрах, где сооружались новые и размещались эвакуир. пр-тия. Разрабатывались проекты планировки и застройки посёлков для эвакуированных, типовые проекты гор., поселковых, сел. жилищ упрощённого типа, осваивалось стр-во из демпферного (Гурьев) и высокопрочного (Пермь, Уфа) гипсов, грунтобетонов и шлакобетонов (Новосибирск), металлургич. шлаков (Магнитогорск), деревянного бруса (Игарка) и др. материалов.

Несмотря на трудности воен. времени, продолжалось стр-во крупных обществ. зданий: театров оперы и балета в Алма-Ате (арх. Н. А. Простаков) и Ташкенте (арх. А. В. Щусев), Дома пр-ва (арх. Руднев, В. О. Мунц и другие.) и здания Музея им. Низами (арх. С. Дадашев, М. Усейнов) в Баку и другие. В 1943–44 были открыты 7 станций Моск. метрополитена, архитектура к-рых, как и в довоен. годы, сочетала передовую техническо-инженерную мысль с решением крупных идейно-художеств. задач. Каждая станция имела свою тему, раскрывавшуюся с помощью синтеза иск-в: архитектуры, скульптуры, монументальной живописи. Славе рус. оружия, подвигам сов. воинов посв. рельефы и мозаики станции "Новокузнецкая" (1943, арх. В. Г. Гельфрейх, И. Е. Рожин, Н. А. Быкова, И. Г. Таранов, скульп. Н. В. Томский и другие., художник А. А. Дейнека), героич. труду и ратной доблести сов. народа – мозаичные панно и мраморные рельефы станции "Автозаводская" (1943, арх. Душкин, скульп. И. С. Ефимов, худ. В. Ф. Бородиченко). Партиз. движению посв. скульптурные группы на станции "Измайловская" (ныне "Измайловский парк", 1944, арх. Б. С. Виленский, скульп. М. Г. Манизер, Г. И. Мотовилов и другие.).

С 1943 в деятельности сов. архитекторов на первый план выдвигаются проблемы восстановит. стр-ва, разработка масштабных градостроит. решений. Уже зимой 1942, после разгрома нем.-фаш. войск под Москвой, в освобождённые Волоколамск, Елец, Можайск, Калугу, Малоярославец, Рузу, Клин и другие. города прибыли комплексные восстановит. бригады архитекторов, строителей, энергетиков, специалистов разл. отраслей пром-сти. В мастерских АА СССР разрабатывались проекты восстановления Истры (рук. А. В. Щусев), райцентра Новопетровское (рук. М. Я. Гинзбург) и др. насел. пунктов, заблаговременно готовились типовые проекты для массовой застройки разрушенных городов.

Опыт восстановит. работ 1942 был учтён в 1943–44, в период полного освобождения терр. страны от нем.-фаш. захватчиков. За годы войны враг разрушил полностью или частично более 1700 городов и посёлков, ок. 70 тыс. сёл и деревень. На 90–95% были разрушены Сталинград, Севастополь, Воронеж, Смоленск, Вязьма и другие. города; в Киеве, Орле, Курске, Брянске, Калинине, Ростове-на-Дону, Пскове, Новгороде, Минске, Чернигове, Днепропетровске и другие. городах были разрушены исторически сложившиеся центр. р-ны с архит. ансамблями и выдающимися памятниками зодчества. Были уничтожены 82 тыс. школ, 40 тыс. больниц, поликлиник и другие. мед. учреждений, 44 тыс. зданий театров, клубов, красных уголков. Программа мероприятий по восстановлению разрушенного воплотилась в пост. СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 21 авг. 1943 "О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобождённых от немецкой оккупации". Мобилизации сов. архитекторов на выполнение этого пост., сокращению сроков и улучшению качества проектирования способствовало образование в сент. 1943 Комитета по делам архитектуры при СНК СССР (пред. арх. А. Г. Мордвинов). На новый правительств. орган возлагалась (совм. с образованными при местных сов. органах управлениями по делам архитектуры) координация деятельности архитектурно-проектных организаций и учреждений по планировке городов, проектированию отдельных сооружений, восстановлению памятников архитектуры. В нояб. 1945 СНК СССР принял пост. "О мероприятиях по восстановлению разрушенных немецкими захватчиками 15 крупнейших городов РСФСР", но уже в 1943–1944 в мастерских АА СССР велись проектные работы по восстановлению и дальнейшему развитию Сталинграда (рук. К. С. Алабян), Смоленска (рук. Г. П. Гольц), Новгорода (рук. Щусев), Ростова-на-Дону (рук. В. Н. Семёнов), Новороссийска (рук. Б. М. Иофан), Севастополя (рук. Гинзбург) и др. Разрушенные постройки и ансамбли восстанавливались не механически – создавались новые градостроит. ансамбли, совершенствовалась структура гор. коммуникаций, возрастал уровень благоустройства. В Ленинграде, ген. план восстановления к-рого разрабатывался фактически с 1942 (рук. Баранов), создавались новые ансамбли (пл. Ленина и пл. Революции, арх. Баранов, Н. Г. Агеева, О. И. Гурьев и другие.), реконструировались р-н Смольного (арх. Д. С. Гольдгор и другие.), р-н Инженерного замка и пл. Искусств (арх. Баранов, Е. И. Катонин и другие.), создавались мем. парки Победы – Приморский (арх. Никольский и другие.) и Московский (арх. Катонин и другие.). Уже в 1944–45 в Ленинграде было восстановлено 1 млн. 568 м2 жилой площади. В первые послевоен. годы были реализованы идеи ансамблевой застройки, заложенные в ген. планах восстановления Сталинграда (арх. Алабян, В. Н. Симбирцев, Н. X. Поляков и другие.), Севастополя (арх. Л. М. Поляков, В. М. Артюхов, Ю. А. Траутман), Минска (арх. М. П. Парусников, B. А. Король, Б. Р. Рубаненко и другие.). В 1945 был проведён конкурс на проект застройки ул. Крещатик в Киеве (конкурсные предложения реализованы в 1947–54, арх. А. В. Власов). Первоочередные восстановит. работы, охватившие более 250 городов, были завершены к 1950. Наряду с восстановлением разрушенных городов, пром. пр-тий, энергетич. сооружений, в 1944–45 продолжалось стр-во новых городов в юж. и вост. р-нах страны (Талды-Курган, Темиртау и другие.).

В годы войны одной из важных областей деятельности сов. архитекторов стала охрана и восстановление памятников нац. зодчества. Нем.-фаш. захватчики преднамеренно разрушали памятники архитектуры, расхищали произведения живописи, скульптуры, декоративно-прикладного иск-ва. Особенно сильно пострадали Новгород, Ленинград, архит. ансамбли Гатчины, Павловска, Петродворца, Пушкина. В 1942 СНК СССР образовал Комиссию по учёту и охране памятников иск-ва (пред. И. Э. Грабарь, среди членов – арх. Алабян, Д. Е. Аркин, В. А. Веснин, Д. П. Сухов и другие., скульп. Манизер, C. Д. Меркуров, худ. П. Д. Корин и др.), в задачи к-рой входили учёт разрушений и повреждений, причинённых памятникам иск-ва, организация их охраны в прифронтовой полосе и в освобождённых р-нах, подготовка материалов для их реставрации. К кон. 1942 бригады, организованные комиссией, ССА, АА СССР обследовали памятники архитектуры Калинина, Калуги, Боровска, Истры, Торжка, Старицы, др. освобождённых городов; была выполнена первая в годы войны проектно-реставрац. работа – проект восстановления Новоиерусалимского монастыря в Истре (рук. Щусев). По мере освобождения городов и сёл от нем. оккупантов разворачивались работы по выведению памятников архитектуры из аварийного состояния, а затем и по их реставрации или восстановлению. С 1943 руководство этими работами было возложено на Гл. управление охраны памятников архитектуры, образованное при Комитете по делам архитектуры. Широкий размах приобрело восстановление памятников в последние воен. и первые послевоен. годы; только в Ленинграде в 1944–45 было отреставрировано более 800 памятников архитектуры, пострадавших от варварских арт. обстрелов и бомбардировок (в т. ч. Зимний дворец, Инженерный замок, Петропавловская крепость и другие.), начались работы по восстановлению ансамблей Павловска, Пушкина, Петродворца.

Важный вклад внесли архитекторы в становление в сов. иск-ве жанра воинских мем. сооружений. В разработанных ими в годы войны проектах (конкурсы на проекты монументов проводились с 1942) зародились мн. типы памятников и ансамблей, получившие широкое распространение в иск-ве послевоен. периода: насыпной курган (проект Б. С. Мезенцева, 1943), монументальный образ Родины-Матери (проект Н. Я. Колли, 1943), целостный мем. ансамбль, включающий обелиск и братские могилы с надгробиями (мемориал в Калининграде, 1945, арх. С. С. Нанушьян, И. Д. Мельчаков, скульп. Ю. Й. Микенас и другие.); уже в 1942 арх. Никольский высказал идею создания системы памятников на линии обороны Ленинграда, реализованную в 1960-е гг. в "Зелёном поясе Славы".

В годы войны сов. архитектура внесла большой вклад в дело обороны страны, в укрепление нар. х-ва, в дальнейшее развитие сов. иск-ва. Трудности воен. времени не остановили развития архит. мысли; сов. архитекторы с ещё большей силой и энергией обратились к решению творческих и производств. задач, решали проблемы архитектуры на путях развития массового стр-ва, прогресса строит. произ-ва, совершенствования проф. мастерства.

Лит.: Из истории сов. архитектуры 1941–1945 гг. Док-ты и мат-лы, М., 1978; История рус. иск-ва, т. 13, М., 1964; Всеобщая история архитектуры, т. 12, кн. 1, М., 1975.

В начало словаря