Приглашаем посетить сайт

Спорт (www.sport-data.ru)

Энциклопедия "Великая Отечественная война 1941-1945" (1985 год)
Авиационная промышленность

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Авиационная промышленность

АВИАЦИÓННАЯ ПРОМЫ́ШЛЕННОСТЬ. К нач. войны работа А. п., ставшей в сер. 1930-х гг. крупной отраслью нар. х-ва, была существенно перестроена. В 1939 ЦК ВКП(б) и Сов. пр-во приняли экстренные меры по укреплению А. п. с целью перевода её на произ-во более совершенной авиац. воен. техники. В 1939 – нач. 1941 построены, испытаны, приняты на вооружение и запущены в серийное произ-во новые образцы боевых самолётов – истребители ЛаГГ-3, МиГ-3, Як-1, бомбардировщики Пе-2, Пе-8, Ил-4, штурмовик Ил-2. А. п. полностью перешла на произ-во самолётов-монопланов с убирающимися шасси, обтекаемым фюзеляжем, закрытым фонарём и т. д. Скорость сов. истребителей достигла 600–650 км/ч, потолок 11–12 км; скорость бомбардировщиков – 550 км/ч, дальность полёта 3–4 тыс. км, бомбовая нагрузка 3–4 т. Число з-дов отрасли по сравнению с 1937 увеличилось в 1,7 раза, производств. мощности к лету 1941 значительно превысили производств. мощности авиац. з-дов Германии. В 1939–40 А. п. СССР производила самолётов больше, чем А. п. Германии. Однако герм. А. п. выпускала самолёты только новых типов, а А. п. СССР – боевые машины как новых, так и старых конструкций. Серийное произ-во новых боевых машин в СССР началось с 1940. Всего за 1940 и 1-е полугодие 1941 А. п. СССР выпущено 249 штурмовиков Ил-2, 322 истребителя ЛаГГ-3, 399 Як-1, 111 МиГ-1, 1289 МиГ-3, 459 пикирующих бомбардировщиков Пе-2.

В первые дни войны перед А. п. была поставлена задача добиться значит. увеличения выпуска боевых машин, особенно новых типов. А. п. были переданы многие маш.-строит. и станкостроит. з-ды, а также пр-тия, выпускавшие электротехнич. оборудование. Началось стр-во новых авиац. з-дов. В июле 1941 А. п. выпущено более 1800 боевых самолётов (вдвое больше среднемес. выпуска в 1-м полугодии 1941), в сент. – 2329. Однако с окт. 1941 произошло значит. снижение произ-ва самолётов, вызванное перебазированием большинства авиац. з-дов в вост. р-ны страны (в окт. 1941 в стадии перебазирования находилось ок. 85% производств. мощностей А. п.). Но уже с кон. 1941, когда эвакуация пр-тий А. п. на Восток в осн. завершилась, отрасль стала непрерывно наращивать выпуск авиац. техники, новых типов самолётов и вооружения. Куйбышевский авиац. з-д выпускал штурмовик Ил-2, Горьковский авиац. з-д им. С. Орджоникидзе – истребители Ла-5, Ла-7, Ла-9, Новосибирский авиац. з-д им. В. П. Чкалова – истребители Як-3, Як-7, Як-9, Казанский авиац. з-д им. С. П. Горбунова – бомбардировщик Пе-2 и дальний бомбардировщик Пе-8, авиац. з-д в г. Комсомольск-на-Амуре – дальний бомбар- дировщик Ил-4.

В 1941–43 в осн. выпускались боевые самолёты Ил-2, Пе-2, Як-1, МиГ-3 и ЛаГТ-3. В 1942 в вост. р-нах страны было произведено 2/3 продукции А. п. В 1944 развернулось массовое произ-во скоростного бомбардировщика Ту-2, приняты на вооружение истребители Ла-7, Як-3, отличавшиеся высокими боевыми качествами.

За период с нач. массового производства до кон. войны выпуск боевых самолётов по маркам характеризуется Следующими данными (шт.): Як-1 – 8721, ЛаГГ-3 – 6528, МиГ-3 – 5753,

Ил-2 – 36 163, Пе-2 – 11 427, Ил-4 – 5256, Пе-8 – 79, Ла-5 – 10 000 (включая модификации), Ла-7 – 5753 (включая модификации), Як-7 – 6399, Як-9 – 16 769, Як-3 – 4848, Ту-2 – 2527. Значит. достижением был выпуск штурмовика Ил-10. К кон. войны СР мощность авиадвигателей увеличилась по сравнению с 1940 примерно в 2 раза, что сыграло решающую роль в повышении скорости и улучшении боевых качеств самолётов. Всего в период войны А. п. освоено и запущено в серийное производство 25 типов новых и модернизированных самолётов (истребителей – 10 типов, бомбардировщиков – 8, штурмовиков – 2, транспортных – 4, учебных – 1) и 23 типа авиадвигателей. Новые самолёты были просты по конструкции и построены из недефицитных материалов, что существенно облегчило их серийное производство в условиях военного времени. По простоте и надёжности советские самолёты выгодно отличались от зарубежных.

Сов. самолёты (Ла-5, Ла-7, Як-1, Як-3, Як-9, МиГ-3, Пе-2, Ил-2, Ил-4, Ту-2) имели более высокие качественные характеристики, чем немецкие (Ме-109, ФВ-190, Ю-87 и Ю-88) (см. Самолёты боевые). С нач. войны до сент. 1945 выпуск боевых самолётов составил 112,1 тыс. шт., а до кон. 1945 выпуск самолётов всех типов – 136,8 тыс. шт. Полностью оправдала себя сов. технич. политика в области авиастроения, предусматривавшая создание лёгких, манёвренных, хорошо вооруж. истребителей, штурмовиков и фронтовых бомбардировщиков. К кон. войны отд. типы сов. самолётов с поршневыми двигателями (истребители Ла-9 и Як-3) достигли скорости 690 – 720 км/ч.

Большой вклад в развитие А. п. в годы войны внесли: нарком А. п. А. И. Шахурин, авиаконструкторы М. И. Гуревич, С. В. Ильюшин, С. А. Лавочкин, А. И. Микоян, H. H. Поликарпов, А. Н. Туполев, А. С. Яковлев, конструкторы авиадвигателей В. Я. Климов, А. А. Микулин, А. Д. Швецов, конструкторы вооружения В. Д. Веневидов, A. Г. Можеровский, И. И. Торопов, директора пр-тий С. И. Агаджанов, B. П. Баландин, А. А. Белянский, М. С. Жезлов, В. Н. Лисицын, M. M. Лукин, А. Т. Третьяков и др. В годы войны широко развернулось соцсоревнование между рабочими отд. профессий, бригадами, цехами, з-дами и КБ. Многие тысячи рабочих систематически перевыполняли нормы выработки. Отд. пр-тия были награждены орденами, коллективы ряда пр-тий получили на вечное хранение Переходящие Кр. Знамёна. Тысячи работников отрасли за время войны награждены орденами и медалями.

Лит.: Шахурин А. И., Крылья победы, М., 1984; Яковлев А. С, Советские самолеты, 4 изд., М., 1982; Козлов П. Я., Великое единство, М., 1982; Левшин Б. В., Научные достижения на службе самолетостроения, в его кн.: Сов. наука в годы Вел. Отечеств. войны, М., 1983.

Авиаконструктор С.В. Илюшин (справа) в сборочном цехе одного из авиационных заводов. 1942

Авиаконструкторы (слева направо): С.А. Лавочкин, А.Н. Туполев, А.С. Яковлев, А.И. Микоян

Советские боевые самолёты

Советские боевые самолёты

Советские боевые самолёты

В начало словаря