Приглашаем посетить сайт

Социология (sociology.niv.ru)

Советская историческая энциклопедия
Статьи на букву "С" (часть 5, "САМ"-"САН")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 5, "САМ"-"САН")

"САМГУК ЮСА"

"САМГУК ЮСА" - "Самкук юса" ("Дополнение к историч. записям трех гос-в"), - произв. кор. феод. историографии кон. 13 в., составленное буддийским монахом Ирёном. "С. ю." принадлежит к категории т. н. неофиц. историй (яса). С целью возвеличивания буддийской церкви Ирён рассказывает о тех ее деяниях, к-рые не нашли отражения в "Самгук саги". "С. ю." состоит из 5 книг, содержащих хронологич. таблицы, легенды и предания об основателях ранних гос-в и о появлении буддийской религии и ее проповедниках; описания храмов, пагод, изображений будд и др. Несмотря на фантастич. характер мн. рассказов, в "С. ю." содержатся важные сведения по социально-экономич. и культурной истории трех раннефеод. гос-в - Когурё, Пэкче и Силла.

Лит.: Самгук Юса, 2 изд., Пхеньян, 1904.

САМИН

Суронтико (ум. в 1914), - инициатор религ.-мессианского крест. движения на о. Ява в кон. 19 - нач. 20 вв., известного под назв. саминизм. С. призывал к всеобщему равенству, ликвидации частной собственности на землю, к непризнанию голл. колониальных властей. Учение С. - "религия пророка Адама" - в религ. форме выражало протест яванского крестьянства против империалистич. эксплуатации, особенно сильной на центральной Яве - гл. р-не распространения саминизма. С 1905, несмотря на призывы С. не прибегать к насильственным методам, его приверженцы перешли к захвату гос. земель, изгнанию сборщиков налогов и т.п. В 1907 С. был сослан в Паданг (Зап. Суматра), где и умер. В 1914-20 саминизм вновь принял значит. размах на центральной Яве под рук. Самата.

Лит.: Беленький А. Б., Национальное пробуждение Индонезии, M., 1965.

САМИТИ

САМИТИ (санскр., букв. - сходка) - племенное собрание в ведич. период истории Индии. На С. избирался вождь (раджа) и решались важнейшие общеплем. дела. С развитием гос-ва в Индии С. сохраняется как пережиток племенной демократии. Почти не сохранилось данных о составе С., нравах и порядке работы. Но известно, что С. долго играло важную роль в законодательстве, в определении порядка престолонаследия и др. Согласие между царем и С. считалось основой благополучия страны. По мере усиления царской власти значение С. падает, и с сер. 1-го тыс. до н.э. С. не созываются.

Лит.: Kane Р. V., History of Dharmasastra, v. 2, Poona, 1941; Jayaswal К. Р., Hindu polity, Bangalore, 1955.

САММЕР

Иван Адамович (парт. псевд. - Любич, Измаил) (3.IX.1870 - 21.VI.1921) - участник революц. движения в России, с.-д., большевик. Род. в дер. Очередной Каневского у. Киевской губ. Учился в Киевском ун-те. В революц. движение вступил в 1897 в Киеве, будучи студентом. Работая затем в Петербурге в Вольном экономич. об-ве, вел марксистскую пропаганду. В 1897 был арестован и выслан в Самару, затем в 1903 - в Великий Устюг Вологодской губ. В 1905, возвратившись из ссылки, был одним из руководителей Казанского к-та РСДРП. Делегат III съезда РСДРП (1905). В окт. 1905 - один из руководителей вооруж. выступления рабочих в Казани. В нояб. 1906 участвовал во Всеросс. конференции воен. и боевых орг-ций РСДРП. В 1906-17 - в ссылке в Вологодской губ. После Февр. революции 1917 - секретарь Вологодского совета.

После Окт. революции 1917 - пред. совнархоза в Вологде. С 1919 - чл. Коллегии Центросоюза в Москве, затем пред. Укр. союза потребит. об-в в Харькове.

САММУРАМАТ

САММУРАМАТ - см. Шаммурамат.

САМНЕР

САМНЕР (Sumner), Чарлз (6.I.1811 - 11.III.1874) - политич. деятель США. По профессии юрист. В 1848 примкнул к партии фрисойлеров, в 1854 - к Респ. партии. С 1851 - сенатор. Убежденный противник системы рабовладения, С. навлек на себя ненависть сторонников рабства; в 1856 один из них нанес С. тяжелые ранения. Настойчиво выступал против Канзас-Небраска билля, против законов о поимке беглых рабов. В период гражд. войны 1861-65 был пред. комиссии сената по иностр. делам, участвовал в создании и деятельности объединенной комиссии по руководству войной. С. выступал за решит. методы ведения войны, требовал полного уничтожения рабства и предоставления неграм гражд. прав, проведения жесткой политики по отношению к плантаторам-мятежникам, конфискации и распределения среди негров их земель. После войны С. вел борьбу против дискриминации негров во всех областях жизни; во внеш. политике занимал антиангл. позицию, требуя от англ. пр-ва возмещения убытков, связанных с его вмешательством в дела США во время гражд. войны.

Лит.: Захарова M. H., Народное движение в США против рабства, 1831-1860, М., 1965; Ruchames L., Ch. Sumner and American historiography, "The Journal ot Negro History", 1953, April.

Л. М. Струкова. Москва.

САМНИЙ

Самниум (Samnium), - в древности назв. гористой обл. в Ср. Италии, населенной племенами самнитов. В нач. 3 в. до н.э. в результате Самнитских войн С. был завоеван римлянами.

САМНИТСКИЕ ВОЙНЫ

САМНИТСКИЕ ВОЙНЫ - войны между Римом и т. н. Самнитской федерацией, т.е. союзом самнитов с сабелльскими племенами марруцинов, пелигнов, марсов, вестинов, френтанов. С. в. велись за господство в Центр. Италии. Рим. предание сообщает о столкновении Рима с самнитами из-за Кампании (в 343-341 до н.э., т. н. 1-я С. в.). В результате этой войны римляне стали осуществлять контроль над Капуей и Кумами, самниты - над Теанумом.

Победив в Лат. войне 340-338 до н.э. (см. Латинские войны), римляне вмешались в борьбу аристократов с демократами в Неаполе и захватили город, что привело ко 2-й С. в. (327-304 до н.э.). Вслед за успешными действиями римлян против самнитских гарнизонов в городах Кампании последовал разгром рим. войска при Кавдинском ущелье (321 до н.э.). В 315 на стороне самнитов выступили города Этрурии, что не помешало римлянам, реорганизовавшим армию и изменившим тактику, занять многие города Самния (в т. ч. и гл. город Бовианум) и одержать победу. В 304 до н.э. был заключен мирный договор, по к-рому самниты вынуждены были уступить Риму Кампанию. Воспользовавшись нападением на рим. земли галлов и примкнувших к ним этрусков, самниты утвердились в Лукании, что послужило поводом к 3-й С. в. (298-290 до н.э.). Воен. действия происходили в Сам-нии и Умбрии, где вместе с самнитами действовали галлы и этруски. После первых неудач римляне разбили самнитов и галлов при Сентине (295). В 290 самниты вынуждены были прекратить сопротивление. Самнитская федерация была распущена; самнитские общины обращены в римских союзников низшей категории. Рим аннексировал сабинские земли, превратив сабинян в неполноправных рим. граждан, были выведены колонии в Пицен и Апулию. Т. о., в результате С. в. римляне прочно заняли господствующее положение в Центр. Италии. См. карту - Римская республика в 5-3 вв. до н.э. при ст. Рим Древний.

Лит.: Bürger С. Р., Der Kampf zwischen Rom und Samnium..., Amst., 1898; Afzelius A., Die römische Eroberung Italiens (340-264 v. Chr.), "Acta Jutlandica", Aarsskrift for Aarhus universitet, 1942, (bd) 14, (lvg) 3.

А. И. Немировский. Воронеж.

САМНИТЫ

САМНИТЫ (Samnites) - древнеиталийские племена оскской языковой группы, включавшие гирпинов, пентров, караценов, кавдинов и др. Рим. авторы считали С., как и сабинов, потомками бога Солнца (Sabus, или Safus). С. - горные племена, занимавшиеся преим. скотоводством. В 5 в. до н.э., спустившись с гор, часть С. заняла З. и Ю.-З. Апеннинского п-ова. Эти самнитские племена, смешавшиеся с местным населением - авзонами, энотрами и др., известны под назв. кампанцы, луканы и бруттии. До покорения их Римом С. сохраняли черты первобытнообщинного строя. В 4 в. до н.э. сложился воен. союз сабелльских племен под главенством С. Эта т. н. Самнитская федерация в 354 до н.э. заключила дружеств. союз с Римом. Во 2-й пол. 4 - нач. 3 вв. до н.э. С. вели войны с Римом (см. Самнитские войны), завершившиеся покорением С. Выступили против Рима во время походов Пирра и Ганнибала; боролись против Рима в Союзнической войне 90-88 до н.э. Были почти полностью истреблены Корнелием Суллой (1 в. до н.э.).

Лит.: Salmon E.Т., Samnium and Samnites, Camb., 1967.

САМО

САМО (ум. 658) - слав. князь (623-658), основатель первого известного политич. образования зап. и частично юж. славян, включавшего терр. Чехии, Моравии, Словакии, земли лужицких сербов, часть земель словенцев и хорватов. Согласно хронике Фредегара, С. был франкским купцом. В 623 возглавил восстание славян против аваров, и после победы его был избран славянами князем. Вел успешные войны с аварами и франками. В 631 разбил франков, действовавших в союзе с алеманнами и лангобардами, у Вогастисбурга. Отряды С. вторгались в пределы Франкского королевства, захватывали земли в Тюрингии и поселялись там. Объединение С., по-видимому, распалось после его смерти.

Об этнич. происхождении С. среди славистов нет единого мнения. Л. Нидерле полностью согласен с сообщением хроники о его франкском происхождении. П. Й. Шафарик, Ф. Палацкий, Ф. Успенский, исходя из филологич. анализа имени "С." (сокр. от слав. имени Самослав) и принимая во внимание язычество С., его внеш. политику, высказывали мнение о слав. происхождении С. Польский историк Г. Лабуда на основании также филологич. данных считает С. выходцем из Франкского королевства. О характере объединения зап. и частично юж. славян, созданного С., среди славистов также нет единого мнения. Н. П. Грацианский считал его союзом племен. Эту точку зрения разделяет ряд чехосл. и югосл. историков. Но значит. часть польск. и болг. историков и археологов, как и ряд сов. историков, считают объединение С. гос-вом.

Источн.: MGH. Scriptores rerum Merovingicarum, t. 2, Hannoverae, 1888.

Лит.: Успенский Ф., Первые слав. монархии на северозападе, СПБ, 1872; Грацианский Н., Славянское царство Само (К критике известий "Хроники Фредегара"), "ИЖ", 1943, кн. 5-6, с. 41-47; Labuda G., Pierwsze panstwo slowianskie. Panstwo Samona, Poznan, 1949; Историjа народа Jугославиjе, књ. 1, Београд, 1953.

--------------------------

Государство Само (623-658 гг.)

само

САМОА ЗАПАДНОЕ

САМОА ЗАПАДНОЕ (Western Samoa) - гос-во в Полинезии. Занимает зап. часть о-вов Самоа - о-ва Уполу и Савайи и ряд мелких о-вов в ю.-з. части Тихого ок. Площ. 2842 км2. Нас. 130 т. ч. (1966), гл. обр. самоанцы. Столица и гл. порт - г. Апиа (св. 20 т. ж.). Население говорит на самоанском диалекте полинезийского языка; офиц. языки - самоанский и английский.

К началу европ. колонизации самоанцы находились на стадии распада патриархальных родоплеменных отношений. Первым европейцем, побывавшим на Самоа, был голландец Я. Роггевен. В последней четверти 19 в. развернулась упорная, продолжит. борьба между США, Германией и Англией за контроль над архипелагом Самоа, к-рый имел большое стратегич. значение. По трехстороннему договору от 7 нояб. 1899, заключенному между Англией, США и Германией, Германия получила "права" на Зап. Самоа, а США - на Вост. Самоа (Англия за компенсацию уступила свою "сферу влияния" Германии). В нач. 1-й мировой войны С. З. было захвачено Новой Зеландией. С 1919 оно стало подмандатной терр. Лиги наций, а с 1947 - подопечной терр. ООН (под управлением Новой Зеландии). Упорная борьба населения С. З. против герм. колонизаторов вылилась в 1909 в т. н. восстание Лаути. В дек. 1929 в г. Апиановозел. полиция и войска расстреляли демонстрацию, участники к-рой требовали независимости. После 2-й мировой войны население С. З. выступало против установления над С. З. опеки ООН. В 1947 представители С. З. обратились в ООН с требованием объединения Зап. и Вост. Самоа и предоставления единому Самоа независимости. В 1957 представитель СССР в Совете по опеке выдвинул предположение о предоставлении С. З. независимости не позднее 1960. Новозел. пр-во вынуждено было дать офиц. согласие, но всячески пыталось оттянуть выполнение своего обещания. В окт. 1959 было образовано пр-во С. З., а в авг. - сент. 1960 - Учредит. собрание; Учредит. собрание С. З. разработало конституцию будущего независимого гос-ва. В мае 1961 в С. З. был проведен плебисцит. Подавляющее большинство его участников высказалось за прекращение опеки, за независимость, за новую конституцию. В окт. 1961 Ген. Ассамблея ООН единогласно приняла решение о прекращении опеки, и 1 янв. 1962 С. З. стало первым независимым государством в Полинезии. Правительство С. З. неоднократно выступало против планов проведения испытаний ядерного оружия на Тихом ок.

Лит.: Невский В. В., Нильсон О. A., Океания, Л., 1965; Western Samoa, ed. by J. Fox.Christchurch, (1962); Keesing F., The South Seas in the modern world, N. Y., (1946); Davidson J. W., Samoa mo Samoa. The emergence of the independent State of Western Samoa, Melbourne, 1967.

--------------------------

Западное Самоа

самоа зап

САМОАНЦЫ

САМОАНЦЫ - коренное население о-вов Самоа (Тихий ок.). Числ. 144 т. ч. (св. 98% - население о-вов; оценка 1964). По происхождению, языку и культуре - зап. полинезийцы. Наряду с самоанским языком распространен англ. яз. (оба являются офиц. языками Зап. Самоа, в Вост. Самоа офиц. язык - только английский). По религии С. - христиане (80% верующих - протестанты, 20% - католики). Осн. занятия большинства островитян - тропич. земледелие и рыболовство. В обществ. укладе сохранились сел. община, большая семья, ин-т наследств. вождей. В наст. время быстро развиваются капиталистич. отношения. Широкий размах нац.-освободит. движения привел в 1962 к созданию первого в Океании суверенного нац. гос-ва полинезийцев - Самоа Западного (вост. часть архипелага остается колонией США).

Лит.: Бутинов Н. A., Тумарин Д. Д., Западное Самоа, "СЭ", 1962, No 2; Пучков П. И., Население Океании, М., 1967.

В. М. Бахта. Москва.

САМОДЕРЖАВИЕ

САМОДЕРЖАВИЕ - монархич. форма правления в России, когда носителю верх. власти - царю, императору - принадлежали верх. права в законодательстве (утверждение законопроектов), в верх. управлении (назначение и увольнение высших чиновников, верх. руководство центр. и местными учреждениями и органами управления, верх. командование армией и флотом, заведование финансами и др.), в высшем суде (утверждение приговоров, помилование). В истории С. прослеживаются два этапа: 16-17 вв. - когда монарх осуществлял свои права вместе с Боярской думой и боярской аристократией; 18 - нач. 20 вв. - абсолютная монархия. Последняя, эволюционируя к бурж. монархии, просуществовала до Февральской буржуазно-демократической революции 1917 (офиц. акт отречения последнего императора Николая II 2(15) марта 1917). См. также Абсолютизм.

САМОДИЙСКИЕ НАРОДЫ

САМОДИЙСКИЕ НАРОДЫ - самоедские народы, - общее название народов, говорящих на самодийских языках: ненцев, энцев, нганасан и селькупов. Общая числ. ок. 30 т. ч. (1959). Название самодийцы, вместо самоеды, было предложено сов. лингвистом Г. H. Прокофьевым в 1938. В наст. время оно общепринято в сов. ист. и лингвистич. лит-ре. С. н. живут на С. Архангельской, Тюменской, Томской обл. и Красноярского края. В 17-18 вв. С. н. - камасинцы, моторы, карагасы и др. жили также на Ю. Сибири в р-не Саянского нагорья (ныне эта группа С. н. утратила родной язык и б. ч. вошла в состав соседних народов - хакасов, тувинцев и др.). По мнению большинства исследователей, Юж. Сибирь, в частности Алтае-Саянское нагорье, является древней родиной С. н. В кон. 1-го тыс. н.э. С. н. распространились на С., где в их состав вошло местное аборигенное население, по языковой принадлежности близкое, предположительно, юкагирам и саамам. До Окт. революции С. н. вели кочевой образ жизни (оседло жили лишь томские селькупы), объединялись в терр.-родовые общины, в культурном отношении были крайне отсталыми. В наст. время С. н. объединены в колхозы или работают в совхозах, развивающих оленеводство, пушной промысел, рыболовство, клеточное звероводство. У С. н. появилась нац. интеллигенция: врачи, учителя, ученые, поэты, писатели. В 1929-30 в составе северных краев и областей, где гл. образом живут С. н., были образованы Ненецкий, Ямало-Ненецкий, Таймырский (Долгано-Ненецкий) нац. округа.

Лит.: Народы Сибири, М.-Л., 1956.

В. И. Васильев. Москва.

САМОЕДЫ

САМОЕДЫ - старое русское название ряда народностей Сибири. См. Самодийские народы.

САМОЗВАНЦЫ

САМОЗВАНЦЫ - в России - ист. деятели, чаще всего выходцы из низших слоев народа, присваивавшие себе вымышленные чужие звания, имена и фамилии и преследовавшие социальные или династич. цели. Часто самозванство являлось одним из проявлений клас. борьбы. В нем находил выражение протест нар. масс против режима усиливающейся феод.-крепостнич. эксплуатации, принимавший наивно-монархич. окраску. Самозванство распространялось и находило отклик в среде крестьян, холопов, казаков, беглых солдат и др. Большую роль в нем играли представители низшего сел. духовенства и старообрядцы. Иногда С. выходили из др. социальных групп (дворян, купцов, чиновников) и представляли собой по существу авантюристов, но их расчеты строились на обращении к социальным низам. Как правило, С. появлялись в моменты обострения клас. борьбы и общего ухудшения жизни нар. масс (войны, хоз. и политич. кризисы, неурожаи, голод, рост податей и налогов и т.д.). Первый известный С. - Лжедмитрий I, выдававший себя за убитого в 1591 царевича Дмитрия Ивановича. Решающую роль в его победе сыграли широкие массы крестьян, горожан, холопов и казаков, видевших в нем "хорошего" царя. Вскоре после убийства Лжедмитрия I появился Лжедмитрий II ("тушинский вор"), а в 1611 - Лжедмитрий III в Псковской земле (Сидорка). Во время крест. восстания 1606-07 одним из его вождей являлся Илейка Муромец, принявший имя царевича Петра, мнимого сына царя Федора Ивановича. Много С. появилось при царе В. Шуйском. Они выдавали себя за сыновей Ивана IV или его внуков. При первых Романовых С. выдавали себя за сыновей Дмитрия (см. Лжедмитрий I) и Марины Мнишек (С. Луба, Иван Вергуненок из Лубен) или царя В. И. Шуйского (Тимофей Анкундинов). Во время крест. войны 1670-71 в войске Ст. Разина были мнимые сыновья царя Алексея Михайловича. За сыновей Петра I - Алексея и Петра - выдавали себя в 30-е гг. 18 в. Л. Стародубцев, Т. Труженик, А. Холщевников и др. В 40-50-е гг. 18 в. Я. Татаринов, А. Чевычелов и М. Рандачич наз. себя императорами. Эти С. заявляли, что они хотят уничтожить неправду и бояр, ввести праведный суд. В 1760-1790 в России появилось более 20 С., большинство к-рых связывали свои расчеты с именем Петра III. Наиболее выдающимся из этих С. был Е. И. Пугачев. Под именем Петра III правил в Черногории С. Стефан Малый. В 70-е гг. 18 в. за границей авантюристка, известная под именем княжны Таракановой, объявила себя дочерью имп. Елизаветы Петровны (ум. в 1775 в Петропавловской крепости). Наряду с С., преследовавшими социальные или династич. цели, всегда были С., к-рые присваивали себе чужое имя в корыстных, мошеннич. и др. целях.

Лит.: Мордовцев Д. Л., Самозванцы и понизовая вольница, т. 1, СПБ-M., 1867; Соловьев С., Заметки о самозванцах в России, "РА", М., 1869; Сивков К. В., Самозванчество в России в последней трети XVIII в., ИЗ, т. 31, М., 1950; Тихомиров М. Н., Самозванщина, "Неделя", 1964, No 1.

В. И. Буганов. Москва.

САМОЙЛО

Александр Александрович (8.XI.1869 - 8.XI.1963) - сов. воен. деятель, ген.-лейт. авиации (1940), проф. (1940). Чл. Коммунистич. партии с 1944. Род. в Москве в семье воен. врача. Окончил Моск. воен. училище (1892) и Академию Генштаба (1899). Во время 1-й мировой войны 1914-18 - в разведотделе Генштаба и Ставки, затем нач. штаба 10-й армии, ген.-майор. После Окт. революции перешел на сторону Сов. власти. Участвовал в мирных переговорах в Бресте. С февр. 1918 - зам. командующего зап. завесой, затем нач. штаба Беломор. воен. округа. С мая 1918 - нач. штаба Сев. фронта, с нояб. 1918 по апр. 1920 - командующий 6-й отд. армией (за исключением короткого периода в мае 1919, когда С. командовал Вост. фронтом). В 1920-21 - пом. нач. штаба РККА и одновременно нач. Всероглавштаба и чл. Высш. воен. совещания. Участник мирных переговоров с Финляндией (апр. 1920) и Турцией (март 1921). С 1921 - на воен.-педагогич. работе. Проф. Воен.-возд. академии им. Жуковского. Автор мн. науч. трудов и мемуаров. С 1948 - в отставке.

Соч.: Две жизни, 2 изд., Л., 1963; Поучительный урок, М., 1962 (совм. с Сбойчаковым М. И.).

Лит.: Кедров М. С., За Сов. Север, Л., 1927.

САМОЙЛОВ

Федор Никитич (12(24).IV.1882 - 13.VI.1952) - сов. гос. и парт. деятель. Род. во Владимирской губ. в семье ткача. Чл. Коммунистич. партии с 1903. Один из руководителей Иваново-Вознесенской стачки 1905 - чл. группы Сев. к-та РСДРП; чл. Совета уполномоченных - одного из первых Советов рабочих депутатов России. В 1906-08 - пред. профсоюза ситцепечатников. В 1912 избран депутатом 4-й Гос. думы от рабочих Владимирской губ. В 1914 вместе с др. большевиками - депутатами Думы был арестован и сослан на вечное поселение в Туруханский край. В 1917-1918 - чл. Иваново-Вознесенского к-та партии, пред. Гор. совета рабочих и солдатских деп., в дальнейшем - на парт. и сов. работе в Башкирии и на Украине. С 1926 - зам. зав. Истпартом ЦК РКП(б). С 1928 - зав. Истпартом МК ВКП(б). С 1932 - зам. пред. Всесоюзного об-ва старых большевиков. С 1937 - директор Гос. музея Революции. С 1941 - персональный пенсионер. Автор кн. "По следам минувшего" (М., 1940).

Лит.: Виноградов Л., Ф. Самойлов, М., 1961.

САМОЙЛОВИЧ

Иван (ум. 1690) - укр. политич. и воен. деятель, гетман Левобережной Украины. Выходец из среды духовенства. В 60-х гг. 17 в. вступил в казацкое войско, с 1669 - генеральный войсковой есаул, а в 1672, после свержения Д. Многогрешного, провозглашен гетманом. С. был сторонником расширения привилегий казацкой старшины и ее феод. землевладения; он опирался на узкий круг старшины, гл. обр. на своих родственников. Он добивался воссоединения Правобережной Украины с Левобережной под властью России. В связи с этим вел длит. борьбу с гетманом П. Дорошенко, опиравшимся на Турцию. В 1674 С. был провозглашен также и гетманом Правобережной Украины. Во главе казацкого войска принимал участие в Чигиринских походах (1677 и 1678) против турок, а в 1687 в крымском походе кн. В. В. Голицына. Группой старшин, среди к-рой гл. роль играл ген. есаул И. С. Мазепа, был обвинен в сношениях с крымскими татарами и в измене. Сослан в Сибирь, где и умер.

В. А. Голобуцкий. Киев.

САМОКВАСОВ

Дмитрий Яковлевич (15.V.1843 - 3.VIII.1911) - рус. археолог и историк рус. права. С 1877 - проф. истории рус. права в Варшавском ун-те, с 1894 - в Моск. ун-те. С 1892 - управляющий Моск. архивом Мин-ва юстиции. С. производил раскопки памятников древности во многих пунктах России. Наиболее известны раскопанные им погребения воинов-дружинников вокруг Чернигова и курган Черная могила. Несмотря на несовершенство методики раскопок, его дневники и описи имеют науч. значение. С передал в 1891 свою богатую археологич. коллекцию в Ист. музей в Москве.

Соч.: Основания хронологической классификации, описание и каталог коллекции древностей, Варшава, 1892; Могилы русской земли, М., 1908; Могильные древности Северянской Черниговщины, М., 1916; История русского права, в. 1-3, Варшава, 1888-96; Архивное дело в России, т. 1-2, М., 1902.

Лит.: Анучин Д., Д. Я. Самоквасов как археолог, "Древности. Тр. Московского археологич. общества", 1914, т. 23, в. 2; Филиппов А. Н., Труды Д. Я. Самоквасова в области рус. права, там же.

САМОРИ

САМОРИ (Samory), Type (ок. 1839-1900) - афр. гос. и политич. деятель, полководец. Род. в дор. Сананкоре (Верх. Гвинея) в семье мелкого торговца. В молодости был солдатом в войсках марабута Сори Ибрахима, пытавшегося объединить земли в верховьях р. Нигер. Благодаря своему мужеству и воен. таланту С. вскоре выдвинулся и перешел на службу к королю Торонта (Верх. Гвинея) в качестве военачальника. Завоевав популярность в армии, отделился от него. В 1870-75 в басс. Верх. Нигера во главе с С. возникло относительно централизованное гос-во народа малинке - империя Уасулу. С. проявил себя незаурядным военачальником. Под предводительством С. малинке в течение 18 лет оказывали упорное сопротивление франц. войскам, пытавшимся подавить Уасулу. Франц. офицер Э. Пероз, посетивший Уасулу, называл С. "суданским Бонапартом". К кон. 19 в. сопротивление войск С. было сломлено; это объяснялось превосходством в вооружении франц. колониальной армии и неудачей попыток С. объединить народы Зап. Африки в борьбе против колонизаторов. В 1898 С. был взят в плен франц. войсками, сослан в селение Нджоле (Габон), где и умер.

Лит.: Гаврилов Н. И., Гвинейская республика, М., 1960, с. 100-102; Сюрэ-Каналь Ж., Африка Западная и Центральная, (пер. с франц.), М., 1961, с. 233-39, 248-252; Péroz Й., L'Empire de l'Almamy-Emir Samori..., Besançon, 1888; Sik E., Histoire de l'Afrique Noire, t. 1, Bdpst, 1961, p. 321-22.

H. И. Гаврилов. Москва.

САМОС

САМОС (Samos) - остров в Эгейском м.; принадлежит Греции. В древнейшее время (во 2-м тыс. до н.э.) входил в район распространения крито-микенской культуры. Древнейшие обитатели С. лелеги и карийцы в нач. 1-го тыс. до н.э. были вытеснены ионийцами. С 8 в. до н.э. С. стал цветущим торг.-ремесленным полисом, жителям к-рого греч. традиция приписывает изобретение бронзового литья; ими основан ряд колоний (Перинф, Самофракия, Навкратис и др.). Наивысшего расцвета С. достиг при тиране Поликрате (2-я пол. 6 в. до н.э.). С кон. 6 в. до н.э. находился под властью персов, с 479 до н.э. стал членом Делосского союза и вошел в состав Архе Афинской. После неудачного восстания против афинского господства в 440 до н.э. оставался в составе Архе Афинской до конца Пелопоннесской войны; в 404 до н.э. приобрел независимость, но сохранял проафинскую ориентацию. В 365 до н.э. вошел во 2-й афинский мор. союз. В эллинистич. период входил в состав Македонии, Пер- гамского царства; в 133-129 до н.э. - в составе рим. провинции Азия. В средние века находился последовательно под властью Византии, генуэзцев, венецианцев, а с сер. 16 в. - турок; в результате Балканских войн 1912-13 по Бухарестскому миру (1913) присоединен к Греции. Археологич. раскопки на С. ведутся с 1880 до наст. времени (с перерывами). Обнаружены остатки города архаич. и классич. времени, театра, водопровода Поликрата и др. сооружений, продолжаются раскопки храма Геры.

Лит.: Kirsten E., Kraiker W., Griechenlandkunde, Hdlb., 1956.

САМОСТИЙНИКИ

САМОСТИЙНИКИ (самостийники- социалисты) - укр. бурж.-националистич. партия, возникшая после Февр. революции 1917 под назв. "Украïнська партiя самостiйникiв-соцiялiстiв (УПСС)". Представители УПСС вошли в состав Центральной рады. На 3-м украинском войсковом съезде (октябрь 1917) УПСС требовала провозглашения "самостийной" Украины, земельной реформы в интересах зажиточного крестьянства при сохранении частной собственности. После провозглашения Центральной радой бурж. Укр. нар. республики (7(20) нояб. 1917) УПСС направила все свои силы на борьбу против Советской власти. В дек. 1917 на Всеукраинском съезде была предпринята попытка объединить все самостийницкие группы и организации в одну партию. На съезд были приглашены, кроме УПСС, т. н. Укр. нар. партия (УНП), национал-социалисты, социалисты- революционеры незалежники, национал- демократы, представители беспарт. самостийницких элементов и др. Избран был ЦК в составе 21 чел. Поскольку в УПСС влилась УНП на правах федеративной группы, название партии стало двойным - УПСС - УНП. Лидеры партии в 1917-18 - А. Макаренко, И. Луценко, Н. Андриевский. Осенью 1918 самостийники вошли в состав Директории. С 1919 самостийники вели контрреволюц. деятельность за границей.

Е. М. Скляренко. Киев.

"САМОУПРАВЛЕНИЕ"

"САМОУПРАВЛЕНИЕ" - рус. газета, издавалась в Швейцарии в 1887-89 эмигрантами-народниками (орган социалистов-революционеров). Вышло 4 номера. В газете помещались статьи и известия о крестьянском и рабочем движении, положении ссыльных и другие материалы о России. С июля 1917 по 1918 под названием "С." в Петрограде выходил еженедельный орган муниципальной комиссии при ЦК партии эсеров.

САМОФРАКИЙСКИХ БОЖЕСТВ СВЯТИЛИЩА

САМОФРАКИЙСКИХ БОЖЕСТВ СВЯТИЛИЩА - святилища божеств, именуемых также кабирами (известно 4 имени: Аксерий, Аксиокерса, Аксиокерс, Кадмия) и просто "великие божества" (отец и сын). С. б. с. существовали на о-вах Самофракия (архитектурные остатки 6 в. до н.э.) и Лемносе, в М. Азии (Эфес, Пергам), а также в Беотии (в Антедоне и близ Фив), куда этот культ, видимо, проник из Аттики (Павсаний, IV, 1,7). При раскопках города Нимфея на берегу Керченского прол. открыто святилище, в к-ром найдены терракотовые статуэтки круга кабиров. Найдены они и в кургане Большая Близница на Таманском п-ове. Мистерии кабиров были связаны с культами Великой матери, Диониса, Диоскуров и др. божеств плодородия. Кабиры являлись также охранителями мореплавания, чем и объясняется отчасти широкая популярность их культа.

Лит.: Hemberg В., Die Kabiren, Uppsala, 1950; Nilsson M. P., Geschichte der griechischen Religion, Bd 2, Münch., 1950. Л. А. Ельницкий. Москва.

САМОЯДЬ

САМОЯДЬ - старое рус. название сев. самодийских народов. Впервые упоминается в Лаврентьевской летописи под 1096. В Зап. Европе известны с 13 в. под назв. самогеды. Назв. С. сохранялось до 18 в., после чего вытеснено назв. самоеды, в сев.-рус. говорах - также самоди (ед. ч. самодин или самоедин). Происхождение назв. С. точно не установлено. Наиболее распространенная точка зрения возводит возникновение слова С. к саамскому самэ-едне, т.е. "земля саамов". Саамы (лопари), по мнению ряда ученых, являлись древними обитателями Европ. Севера, откуда были вытеснены ненцами, на к-рых и было перенесено назв. С., в последствии распространившееся и на др. самодийские народы.

Лит.: Народы Сибири, М.-Л., 1956.

В. И. Васильев. Москва.

САМПЕ

САМПЕ (Sampaix), Люсьен (1899 - 15.XII.1941) - герой франц. Движения Сопротивления, деятель Франц. коммунистич. партии (ФКП). По профессии рабочий-металлист. Член ФКП с момента ее основания (дек. 1920). С 1929 по 1932 - на парт. работе в г. Реймсе. С 1932 - чл. редколлегии, затем ген. секретарь редакции газ. "L'Humanité". На этом посту приобрел широкую известность выступлениями против угрозы фаш. агрессии. В июле 1939 в связи с кампанией, к-рую "L'Humanité" вела против агентов гитлеровской "пятой колонны" во Франции, был привлечен к суду. На судебном процессе, вызвавшем большой обществ. резонанс, был оправдан. После вступления Франции во 2-ю мировую войну и запрещения ФКП арестован за коммунистич. деятельность. В январе 1941, после поражения и оккупации Франции, бежал из-под ареста и включился в активную борьбу против фаш. оккупантов. Снова арестован пр-вом "Виши", выдан нем.-фаш. оккупантам и расстрелян.

Лит.: Торез М., Сын народа, пер. с франц., М., 1900, с. 145.

САМСОН

САМСОН (др.-евр. Шимшон, связывают с "Шемеш" - солнце) - легендарный богатырь израильского племени данитов, совершивший ряд подвигов в борьбе с филистимлянами. По преданию, истребил 1000 врагов ослиной челюстью, похитил ворота г. Газы, но затем попал в руки неприятелей в результате коварства красавицы-филистимлянки Далилы, обрезавшей его волосы, в к-рых таилась волшебная мощь С. В плену волосы у С. отросли и к нему вернулась прежняя сила. Когда филистимляне привели его в храм Дагона, он сломал колонны, крыша обрушилась и С. погиб вместе с врагами. В легендах о С. нашли отражение события 12-11 вв. до н.э. - борьба между др.-еврейскими племенами и филистимлянами.

Лит.: Фрезер Д., Фольклор в Ветхом завете, пер. с англ., М., 1931.

САМСУНОВ

1

Александр Васильевич (2.XI.1859 - 17.VIII.1914) - рус. воен. деятель, ген. от кавалерии (1910). Окончил Николаевское кав. училище (1877) и Академию Генштаба (1884). Участвовал в рус.-тур. войне 1877-78. Во время рус.-япон. войны 1904-05 командовал Уссурийской кон. бригадой и Сибирской казачьей дивизией. В 1906 - нач. штаба Варшавского воен. округа, с 1907 - наказной атаман войска Донского, с 1909 - туркестанский ген.-губернатор, командующий войсками Туркестанского воен. округа и войсковой атаман Семиреченского казачьего войска. В нач. 1-й мировой войны 1914-18 командовал 2-й армией Сев.-Зап. фронта, участвовавшей в Восточно-Прусской операции 1914 и по вине командующего фронтом ген. Я. Г. Жилинского и командующего 1-й армией ген. П. К. Ренненкампфа потерпевшей серьезное поражение. С. оказался в окружении и при выходе из него погиб при невыясненных обстоятельствах (по-видимому, застрелился).

2

Александр Михайлович (р. 26.XII.1907 (8.I.1908)) - сов. историк, чл.-корр. АН СССР (1964), доктор историч. наук (с 1961). Чл. Коммунистич. партии с 1943. Род. в Ниж. Новгороде (ныне г. Горький). Окончил историч. ф-т Ленинградского ун-та (1931), работал преподавателем вуза и музейным работником. Участник сов.-финл. войны 1939-40. С марта 1943, во время Вел. Отечеств. войны, - агитатор полка 3-го гвард. механизир. корпуса. С 1948 - науч. сотрудник, а затем ученый секретарь Ин-та истории АН СССР. С 1961 - директор Изд-ва АН СССР (ныне изд-во "Наука"). Автор св. 60 науч. работ. Осн. работы посвящены истории Вел. Отечеств. войны 1941-45.

Соч.: От Волги до Балтики. 1942-1945 гг., М., 1963; Антифеод. народные восстания в России и церковь, М., 1955; Вел. битва под Москвой. 1941-1942, М., 1958; Сталинградская битва, 2 изд., М., 1968.

САМТАВРСКИЙ МОГИЛЬНИК

Самтавро, - обширный разновременный археол. памятник на сев. окраине древней Мцхеты (в Груз. ССР). Назван по близнаходящемуся монастырю Самтавро. Могильник раскапывался в 70-80-х гг. 19 в., а в больших масштабах и планомерно - с 1938. Могильник являлся осн. кладбищем как догородского крупного земледельческо- скотоводческого поселения у слияния pp. Куры и Арагви, так и возникшего на его базе уже в раннеантич. время г. Мцхета. Раскопано ок. 3000 разнотипных погребений и установлена стратиграфия могильника начиная с эпохи средней бронзы (сер. 2-го тыс. до н.э.) и кончая ран-нефеод. эпохой (4-8 вв. н.э.). Особенно богатыми археол. материалом оказались слои с грунтовыми погребениями позднебронз. и раннежел. эпох (кон. 2 - нач. 1-го тыс. до н.э.), а также погребения позднеантич. времени (гробницы из кам. плит, черепиц и керамич. плит 1-3 вв. н.э.) и раннесредневек. кам. ящики, иногда со вставленными в них глиняными саркофагами. Есть своеобразные погребения в огромных винных сосудах (квеври) последних трех веков до н.э. В погребениях имеется: оружие, орудия, магический инвентарь, керамика, стекло, украшения, монеты и т.д., найден ряд эпиграфич. памятников. Находки в С. м. создали надежную хронологич. шкалу для воссоздания истории как Мцхеты, так и культуры вост.-груз. племен на протяжении 2,5 тыс. лет. Погребальный инвентарь из всех слоев могильника находит аналогии во многих других некрополях Кавказа и Передней Азии. Получив довольно точную датировку, могильник стал одним из руководящих памятников в археологии названных областей.

Лит.: Каландадзе А. Н., Обряд захоронения и устройство погребений в Самтаврском могильнике, Тб., 1947; его же, Новооткрытый могильник в Мцхета, "Мимомхилвели", 1949, т. 1, с. 259-87 (на груз. яз.); его же, Периодизация памятников Самтавро, КСИИМК, 1949, в. 24, с. 4-5; Ломтатидзе Г. A., Археологические раскопки в Мцхета, Тб., 1955; Чубинишвили Т. Н., Древнейшие археологические памятники Мцхета, Тб., 1957 (на груз. яз., резюме на рус. яз.).

Г. А. Ломтатидзе. Тбилиси.

САМУДРАГУПТА

САМУДРАГУПТА - правитель (ок. 330-380) Гуптов государства. При С. империя Гуптов включала почти всю Сев. Индию (кроме долины Инда, Зап. Пенджаба, Зап. Раджпутаны, Вост. Бенгалии и Ассама). Прославился походами на Деканский п-ов, в результате к-рых правители кн-в Центр. и Вост. Декана и даже Паллавы в Юж. Индии были принуждены нек-рое время платить ему дань. В Сев. Индии под непосредств. управлением С. находились немногие области, другие представляли собой владения вассальных правителей. По мнению нек-рых ученых, С. вступил на престол не ранее 340 или даже ок. 350.

САМУИЛ

1

(г. рожд. не уст. - ум. 1014) - царь Западно-Болгарского царства (997-1014). Укрепил внутр. положение Зап.-Болг. царства и значительно расширил его терр.

2

полулегендарный израильский жрец, пророк и "судья", последний вождь израильского плем. союза; передал власть первому царю Израильско-Иудейского царства - Саулу. Жил, согласно преданию, во 2-й пол. 11 в. до н.э. Позднейшая жреческая традиция приписывала С. антимонархич. тенденции "народоправства".

Лит.: Хрестоматия по истории Др. Востока, М., 1963, с. 291-93; Гельцер М. Л., Проблема образования гос-ва на древнем Бл. Востоке, "ВИ", 1964, No 1.

САМУЙЛОВА

1

(урожд. - Громова), Конкордия Николаевна (1876 - 2.VI.1921) - революц. деятель. Чл. Коммунистич. партии с 1903. Род. в Иркутске в семье священника. В революц. движении с 1897. В 1902 в Париже примкнула к "Искре". В 1903 - чл. Тверского, в 1905 - чл. Одесского, в 1906-07 - Ростовского, Московского окр., Луганского к-тов РСДРП. Делегат V съезда РСДРП (1907). После съезда работала в Баку. В 1909-10 - чл. Петерб. к-та партии. В 1912 - секретарь редакции "Правды". Одна из руководителей женского пролет. движения. Чл. редколлегии журн. "Работница". Неоднократно подвергалась репрессиям. После Февр. революции 1917 вела орг.-пропагандистскую работу среди работниц Петрограда. После Окт. революции - пред. комиссии по работе среди женщин-работниц при Петрогр. к-те партии; руководила 1-й конференцией работниц в нояб. 1917. Одна из организаторов 1-го Всеросс. совещания работниц в янв. 1918; разъездной инструктор ЦК РКП(б) по работе среди работниц, сотрудник "Правды" и журн. "Коммунистка". В 1919 - чл. Самарского губ. и гор. к-тов РКП (б); затем зав. отделом ЦК КП(б)У по работе среди женщин. В 1920-21 - зав. политотделом агит.-парохода "Красная Звезда" на Волге.

Лит.: Куделли П., К. Н. Самойлова-Громова (Наташа), Л., 1925; К. Н. Самойлова, в кн.: Славные большевички, М., 1958.

2

Р. С. - см. Землячка Р. С.

САМУРА

1

(Zamora), Хасинто - филиппинский священник, один из популярных в 50-70-х гг. 19 в. руководителей борьбы за передачу местному духовенству приходов, управлявшихся исп. монахами (движение за секуляризацию приходов). После антиколониального восстания в Кавите в 1872 был казнен исп. властями вместе со священниками X. Бургосом и М. Гомесом по ложному обвинению в инспирировании восстания. Со времени революции 1896-98 имена этих трех священников пользуются на Филиппинах всенар. почитанием.

2

(Zamora), Эсекиель (1.II.1817 - 10.I.1860) - нар. герой Венесуэлы. Род. в Куа. Торговец скотом. С кон. 40-х гг. - лидер демократич. крыла партии либералов. С. отстаивал принципы нар. суверенитета, демократии и эгалитаризма, осуществление к-рых связывал с созданием федерального гос-ва. В февр. 1859 он возглавил нар. восстание, явившееся началом Федеральной войны. Руководимые им войска одержали ряд побед над консерваторами. С. пал жертвой террористич. акта в г. Сан-Карлос. Его останки покоятся в Нац. пантеоне.

Лит.: Brito Figueroa F., Ezequiel Zamora. Un capítulo de la historia nacional, Caracas, 1951.

САМУРАИ

САМУРАИ (от япон. самурау - служить) - в феод. Японии в широком смысле светские феодалы, начиная от крупных феодалов - владетельных князей (даймё) и кончая мелкими дворянами; в этом же смысле термин "С." тождествен термину буси (буквально - воин). В узком и наиболее часто употребляемом значении С. - военно-феод. сословие мелких дворян. Начало выделения С. как особого сословия обычно датируется периодом правления в Японии феод. дома Минамото (1192-1333). Сословие С. получило четкое оформление во время правления в Японии сёгунов из феод. дома Токугава (1603-1867). Наиболее привилегированный слой С. составляли т. н. хатамото (буквально - под знаменем), являвшиеся непосредств. вассалами сёгуна. Хатамото в своем большинстве занимали положение служилого слоя в личных владениях сёгуна, ведали взиманием налогов. Осн. масса С. являлась вассалами князей; чаще всего они не имели земли, а получали от князя жалование рисом. Кодекс С. бусидо (буквально - путь воина) требовал верности своему сеньору - более крупному феодалу, признавал достойным занятием для С. лишь военное дело, был проникнут духом презрения к трудящимся массам. Законодательство Токугава разрешало С. безнаказанно убивать на месте "простолюдина, который неприличествующим образом ведет себя по отношению к членам военного класса". В период правления сёгунов из дома Токугава, когда внутр. феод. войны были прекращены, воен. отряды С. использовались гл. обр. для подавления крест. восстаний. Вместе с тем дайме не нуждались в таких больших отрядах С., к-рые существовали ранее, в периоды феод. войн, и число С. в их воен. отрядах сокращалось. Часть С. превращалась в ронинов (деклассированные С., вассальная зависимость к-рых от князей прекратилась; ронины часто переходили на положение горожан, занимались разными свободными профессиями, ремеслом и торговлей). Процесс внутр. распада сословия С. заметно усилился с сер. 18 в., что отражало усиление кризиса всего феод. токугавского режима. Многие С., даже не переходя на положение ронинов, занимались торговлей, ремеслами и т.д. Рядовые С. (особенно в кн-вах Сацума, Тёсю, Тоса и Хидзен), тесно связанные с бурж. элементами, сыграли значит. роль в незавершенной бурж. революции 1867-68 (см. Мэйдзи исин). После революции 1867-68 сословие С., как и др. сословия, было упразднено (1872), однако С. не потеряли своего привилегированного положения. Значит. часть С., еще при Токугава владевшая землей ("госи"), стала после аграрных законов 1872-73 собственниками этой земли, войдя вместе с кулацко-ростовщической деревенской верхушкой ("гоно") в состав т. н. новых помещиков. Из среды бывших С. пополнялись кадры чиновников, из бывших С. состоял в подавляющем большинстве офицерский состав в армии и флоте. Кодекс бусидо, прославление самурайских "доблестей" и традиций, культ войны стали составной частью идеологич. арсенала япон. реакции, используемого для пропаганды расизма и милитаризма. Термин "С." часто применяется для обозначения япон. военщины.

Лит.: Очерки новой истории Японии (1640-1917), М., 1958 (См. Предметно-тематический указат.); Ито Тасабуро, Нихон хокэн сэйдо си (История феод. строя в Японии), Токио, 1953; Оно Такэо, Нихон хэйно сирон (История самурайства и крестьян в Японии), Токио, 1938; Ramming M., Die wirtschaftliche Lage der Samurai am Ende der Tokugawa Periode, Tokyo, 1928 (Mitteilungen der Deutschen Gesellschaft für Natur und Völkerkunde Ostasiens, Bd 22, Tl 1).

САМУСЬ

Самойло Иванович (гг. рожд. и смерти неизв.) - укр. казацкий полковник, сыгравший крупную роль в восстановлении казачества на Правобережной Украине в 80-х гг. 17 в. В 1683 участвовал в боях под Веной с тур.-тат. армиями. С 1685 возглавлял Богуславский полк и руководил борьбой против тур.-тат. нападений на Подолию. В 1693-99 - наказной гетман Правобережной Украины. В 1702-04 вместе с С. Палием руководил восстанием правобережных крестьян и казаков против господства Речи Посполитой. После одного из поражений повстанческих войск С. в 1703 перешел на Левобережную Украину и вместе со своим полком влился в левобережное укр. казацкое войско. Последние данные о С. датируются 1713.

Лит.: РБС, (т. 18), СПБ, 1904; Сергиенко Г. Я., Визвольний рух на Правобереж. Украiнi в кiн. XVII i на початку XVIII ст., К., 1963.

САМУЭЛ АПЕЦИ

САМУЭЛ АПЕЦИ - арм. хронист 12 в. Свою хронику С. А. начинает с библейских времен и доводит до 1180. Наибольшую ценность представляют сведения о событиях 10-12 вв., особенно по истории Армении, т.к. они сравнительно обстоятельны или же не встречаются у др. авторов. Безымянные продолжатели хроники С. А. довели ее до 1336, а в отд. рукописях - до 1665 (опубл. в 1893).

Лит.: Абегян М. X., История древнеарм. лит-ры, кн. 2, Ер., 1946, с. 72 (История арм. лит-ры, т. 2, на арм. языке).

САМУЭЛИ

САМУЭЛИ (Szamuely), Тибор (27.XII.1890 - 1.VIII.1919) - деятель венг. рабочего движения. Один из основателей Коммунистич. партии Венгрии (КПВ). Род. в семье служащего, учился в гимназии в Ньиредьхазе, в торг. школе Дьёра. Работал в страховых обществах в Будапеште, был репортером, в 1912 - помощником редактора газ. "Teggerpart" в Риеке (Фиуме). С 1913 - сотрудник газ. "Népszava" и одновременно помощник редактора антиклерик. еженедельника "Úttörö". В 1914 был мобилизован в австро-венг. армию, в мае 1915 взят в плен на рус. фронте. В Соликамском лагере для военнопленных вел социалистич. и антивоен. пропаганду. С. участвовал в создании венг. секции РКП(б) (март 1918), редактировании ее газ. "Szocialis For-radalom", в формировании и боевых действиях вооруж. отрядов интернационалистов (в подавлении левоэсеровского мятежа 1918 в Москве и т.п.). С января 1919 С. - в Венгрии. Был избран чл. ЦК КПВ и чл. редколлегии газ. "Vörös Ujság". В февр. 1919, после ареста руководства КПВ, С. руководил подпольной работой партии. В период существования Венг. сов. республики (ВСР) С. - один из гл. организаторов борьбы против внутр. контрреволюции, зам. наркома обороны, затем нарком просвещения, руководитель к-та по обеспечению безопасности тыла. В мае 1919 по поручению СНК ВСР выезжал в Москву для переговоров с В. И. Лениным. Убит контрреволюционерами после подавления ВСР при переходе австр. границы.

Соч.: Riadó, Bdpst, 1957.

Лит.: Kun В., A Magyar tanácsköstársaságról, Bdpst, 1958.

Т. М. Исламов. Москва.

САМХИТЫ

САМХИТЫ - см. Веды.

САМЦХЕ-СААТАБАГО

САМЦХЕ-СААТАБАГО - княжество на терр. Юж. Грузии в 13-17 вв. В 13 в. самцхийские эриставы стали мтаварами (владетельными князьями) всей Юж. Грузии. С нач. 14 в. они носили титул атабага (отсюда назв. княжества). В С.-С. входили Самцхе, Аджара, Шавшети, Лиганис-хеви, Кларджети, Артаани, Джавахети, Абоци, Кола, Tao, Спери, Басиани, Кари, Карнифори и Чанети (частично). На терр. С.-С. существовали ок. 25 крупных сеньорий (сатавадо) и 13 епархий. В нач. 16 в. С.-С. попала в вассальную зависимость от Турции. В 30-90-е гг. 16 в. шел захват терр. С.-С. турками, к-рые создавали здесь собственные адм.-терр. единицы и в 20-е гг. 17 в. ликвидировали остатки независимости С.-С.

Лит.: История Грузии, т. 1, Тб., 1962.

САНА

САНА - столица Йеменской Араб. Республики (ЙАР). Расположена на плоскогорье, на выс. 2400 м над уровнем моря. Нас. прибл. 80-100 тыс. чел. Гл. торг.-трансп. центр. Кустарно-ремесл. произ-во, оружейный з-д, текстильная ф-ка, радиостанция, больница.

По преданию, осн. Симом, сыном библейского Ноя. В ср. века через С. проходили торг. пути из Эфиопии, Индии в Средиземноморье. "Старый город" (древняя часть) расположен у подножия горы Нукум; много ист. памятников, среди них - мечеть аль-Джама аль-Кебир (7 в.), при к-рой б-ка древних рукописей и книг. В центр. части (Бир-аль-Азаб, сложилась в 17-20 вв.) - правительств. учреждения. В С. 26 сент. 1962 началась революция, завершившаяся провозглашением ЙАР.

САНАИН

САНАИН - ср.-век. монастырь в с. Санаин, близ г. Алаверди Арм. ССР. Один из гл. ср.-век. культурных центров Сев. Армении. При С. имелись скрипторий, где производилась переписка книг, б-ка и высшая школа. С. владел обширными земельными угодьями, численность братии в 10-13 вв. доходила до 300-500 чел., среди к-рых были ученые, деятели культуры. Комплекс С. является одним из выдающихся архитектурных ансамблей, к-рый оказал значит. влияние на развитие ср.-век. архитектуры Армении. Он состоит из малой церкви Аствацацин (Богородицы; 2-я четв. 10 в.), большой, или главной, церкви Аменапркич (Всеспаситель; 3-я четв. 10 в.). Обе они по типу - купольные залы, снаружи прямоугольные, внутри крестообразные. Церкви соединены галереей с арочным перекрытием, служившей школой (кон. 10 - нач. 11 вв.). К С.-В. от осн. группы находятся б-ка (1063) с оригинальным куполом и круглая часовня св. Григория (1061). К главной и малой церквам с З. пристроены притворы. На сев.-зап. углу комплекса возвышается башнеобразная колокольня (13 в.). В С. сохранилась усыпальница кн. Захаридов (1189) и др. памятники.

Лит.: Арутюнян В. М. и Сафарян С. A., Памятники арм. зодчества, М., 1951; Токарский Н. M., Архитектура Армении. IV-XIV вв., Ер., 1961.

Б. Н. Аракелян. Ереван.

САНАТЕСКУ

Сэнэтеску (Sanatescu), Константин (1885 - 17.XII.1947) - премьер-мин. Румынии 23 авг. - 4 дек. 1944. В нач. 40-х гг. генерал С. - нач. воен. канцелярии королев. двора. Будучи премьер-мин., препятствовал демократизации политич. жизни страны, срывал выполнение условий подписанного 12 сент. 1944 в Москве пр-вами СССР, Англии и США соглашения о перемирии с Румынией. Под давлением демократич. сил был вынужден уйти в отставку.

"САНАЦИОННЫЙ" РЕЖИМ

"САНАЦИОННЫЙ" РЕЖИМ - широко распространенное наименование реакц. режима, существовавшего в Польше в 1926-39. Лозунг "санация" (от лат. sanatio - оздоровление) применительно к политич. и экономич. жизни страны был выдвинут в демагогич. целях Пилсудским и его кликой в условиях подготовки воен. переворота, совершенного в мае 1926. "С." р. стоял на страже интересов крупных зем. магнатов, польск. и иностр. монополистич. капитала. Во внеш. политике придерживался агрессивного антисов. курса и сотрудничества с гитлеровцами. "С." р. был закреплен реакционной конституцией 1935. Антинародная внутр. и внеш. политика "санации" привела Польшу к нац. катастрофе в сент. 1939, к захвату ее нем. фашистами, к-рые в 1944-45 были изгнаны из Польши Сов. Армией, взаимодействовавшим с ней Войском Польским и силами польского Сопротивления.

САНГКУМ

САНГКУМ (полное назв.: Сангкум Реастр Нийюм - Народно-социалистич. сообщество) - политич. орг-ция Камбоджи. Целью С. является объединение камбоджийских граждан вокруг религии и монархии и построение "кхмерского нац. социализма", осн. на религ. учении Будды; выступает за национальное единство всех слоев кхмерского народа, за защиту и укрепление национальной независимости, нейтралитета и терр. целостности Камбоджи. Осн. в 1955 Сиануком Нородомом, к-рый является со времени основания ее бессменным руководителем. На выборах 1955, 1958, 1962 и 1966 она получила все места в Нац. собрании. Начиная с 1955, все члены пр-ва, а также обеих палат парламента представляют С. Дважды в году С. проводит Нац. конгрессы, выносящие рекомендации пр-ву и парламенту. Центральным органом С. является издающаяся на кхмерском яз. газета "Неак Чеат Ньюм" ("Националист").

Предыдущая страница Следующая страница