Приглашаем посетить сайт

Философия (philosophy.niv.ru)

Советская историческая энциклопедия
Статьи на букву "С" (часть 4, "САЛ"-"САМ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 4, "САЛ"-"САМ")

САЛИИ

1

(Salii, от salio - прыгаю, танцую) - в Др. Риме жрецы Марса, составлявшие две коллегии (по 12 чел. в каждой): квиринальскую и палатинскую. С. могли быть только патриции. Во время ежегодных праздников в честь Марса С. исполняли магическую военную пляску (отсюда название С. - плясуны). Коллегии С. существовали также в др. городах Древней Италии.

2

то же, что салические франки. См. в ст. Франки.

САЛИМБЕНЕ ПАРМСКИЙ

САЛИМБЕНЕ Пармский (Salimbene da Parma) (9.X.1221 - между 1287 и 1290) - итал. хронист. С 1238 - монах-францисканец. Много странствовал по Италии и Франции. Его хроника охватывает период 1168-1287. Помимо описания внутренней борьбы в ордене францисканцев, хроника содержит ценные сведения о политич. и социальной жизни Италии, отчасти - Франции (как очевидец, С. описал, напр., восстание "пастушков"). Несмотря на присущие ему феод. предрассудки, С. чужд локальной узости и сколько-нибудь подчеркнутых парт. пристрастий; выражая настроения итал. патриотов того времени, он осуждает кровавое соперничество Пизы и Генуи, борьбу между гвельфами и гибеллинами; гл. виновником раздоров, приведших Италию к упадку, С. считает императора. Хроника написана на лат. разговорном яз.

Соч.: Cronica, MGH. Scriptores, t. 32, p. 1-3, Hannoverae, 1905-1913.

Лит.: Бицилли П., Салимбене, О., 1916; Люблинская А. Д., Источниковедение истории ср. веков, М.-Л., 1955, с. 223; Вайнштейн О. Л., Зап.-европ. средневековая историография, М.-Л., 1964, с. 195-97 (библ.).

САЛИЧЕСКАЯ ДИНАСТИЯ

САЛИЧЕСКАЯ ДИНАСТИЯ - см. Франконская династия.

САЛИЧЕСКАЯ ПРАВДА

Статья большая, находится на отдельной странице.

САЛИЧЕСКИЕ ФРАНКИ

САЛИЧЕСКИЕ ФРАНКИ - см. в ст. Франки.

САЛИЧЕСКИЙ ЗАКОН

САЛИЧЕСКИЙ ЗАКОН - см. Салическая правда.

САЛЛЮСТИЙ

Гай Крисп (Gaius Sallustius Crispus) (86 - ок. 35 до н.э.) - рим. историк. В 52, будучи нар. трибуном, выступал против защищаемого Цицероном сторонника сенатской олигархии Милона в суд. процессе последнего. В 50 был исключен из списка сенаторов, но в 49 восстановлен Цезарем. Участвовал в войнах Цезаря, в 46 был назначен проконсулом провинции Новая Африка, управляя к-рой создал себе состояние. По возвращении в Рим С. обвинялся в злоупотреблениях, но был оправдан. После смерти Цезаря (44) посвятил себя лит. деятельности. Из его соч. до нас дошли письма к Цезарю (ок. 50-46), содержащие предложения о реформе гос. устройства, и две книги: "О заговоре Катилины" (ок. 43 или 41) и "Югуртинская война" (ок. 41 или 39-36). Последнее соч. С. - "Истории" (в 5 кн.), написанное в 36-35, охватывало события 78-66 до н.э. (сохранились небольшие фрагменты). В своих трудах С. показал картину упадка совр. ему рим. общества, полное нравств. разложение нобилитета и неспособность сената управлять гос-вом. Причины описываемых событий он искал в морально-психологич. категориях, а движущие силы истории видел в деятельности отд. личностей. Политич. идеалом С. был рабовладельч., умеренно-демократич. полис, представлявший интересы средних и мелких собственников из числа рим. граждан. Произв. С. отличаются живостью, художеств. мастерством рассказа и прекрасно выписанными характерами героев.

Изд. в рус. пер.: Полное собр. соч., пер. и объяснения В. Рудакова, СПБ, 1894; Заговор Катилины. Югуртинская война, пер. Н. Б. Гольденвейзера, M., 1916.

Лит.: Утченко С. Л., Идейно-политич. борьба в Риме накануне падения Республики, М., 1952 (там же пер. писем С. к Цезарю, с. 243-64); Gebhardt О., Sallust als politischer Publizist während des Bürgerkrieges, Halle, 1920; Schur W., Sallust als Historiker, Stuttg., 1934.

САЛМАНАСАР

САЛМАНАСАР - в Ассирии: С. I - царь (по традиционной датировке, ок. 1280 - 1260 до н.э.), сын и преемник Ададнирари I. Продолжал борьбу, начатую при его отце, с гос-вом Митанни. Воспользовавшись отвлечением хеттских сил, поддерживавших Митанни, на борьбу с Египтом, С. I разгромил митаннийские войска и вспомогат. хеттские и арамейские отряды. Митаннийское царство прекратило существование. Продвижение войск С. I к Кархемишу ускорило заключение мира между хеттским царем Хаттусили III и фараоном Рамсесом II, а также возобновление хеттско-вавилонского союза. На севере С. I нанес поражение союзу урартских племен.

Лит.: Струве В. В., Датировка первой Вавилонской династии, "ВДИ", 1947, No 1 (автор предлагает считать датами правления С. I - 1310-1280, что облегчает согласование событий ассиро-вавилон., егип. и хеттской истории).

С. III - царь (860 (или 859) - 825 (или 824) до н.э.), сын Ашшурнасирпала. Проводил активную завоеват. политику. Он превратил в ассир. провинцию царство Бит-Адини (на Ср. Евфрате) и обложил данью ряд гос-в Сев. Сирии и М. Азии. Попытка С. III овладеть Дамасским царством окончилась неудачей. Однако С. III получил дань финикийских торг. городов и Израильского царства. На севере С. III совершал походы против Урарту, но не смог закрепиться на терр. этой страны. На В. овладел страной Замуа (между рр. Малый Заб и Диала) и совершал хищнические походы по ту сторону хребта Загрос (в Парсуа и Мидию).

Терр. ассир. державы при С. III была поделена на 26 провинций, наместники к-рых поочередно являлись верх. сановниками (лимму). Армия была увеличена, по утверждению ассир. летописцев, до 120 т. ч.

Лит.: Дьяконов И. M., Развитие земельных отношений в Ассирии, Л., 1949; Michel E., Assur-Texte Salmanassars III, в сб.: Die Welt des Orients, Bd 2, Gott., 1954-55.

C. V - царь (727-722 до н.э.), сын и преемник Тиглатпаласара III, одновременно был царем Вавилонии (под именем Улулай). Проводил воен. операции против Тира и Израильского царства, придерживавшихся проегип. ориентации. Во внутр. политике опирался на армию и стремился к ограничению привилегий ассир. и вавилонской знати и жречества. С. V отменил иммунитеты старинных храмовых городов Ашшура, Сиппара, Ниппура и Вавилона, обложил их налогами и ввел повинности. В 722 во время осады Самарии С. V был свергнут в результате заговора знати.

Лит.: Дьяконов И. M., Вавилонское политическое сочинение VIII-VII вв. до н.э., "ВДИ", 1946, No 4.

САЛОНА

САЛОНА (Salonae, Salonai) - первоначально иллирийское поселение (близ совр. Сплита в Югославии), позднее (кон. 2 - 1 в. до н.э.) опорный пункт римлян в Далмации. В 27 до н.э. С. получила статут рим. колонии (Col. Martia Julia Salona), объединявшей общины далматинских и др. местных иллирийских племен, а также жителей островов. От С. внутрь страны (к Дунаю) было проложено несколько рим. дорог. При Флавиях С. - крупнейший торг.-ремесл. пункт пров. Далмация и ее адм. центр. Большие лесные и рудные богатства С. эксплуатировались римлянами. Город достиг значит. расцвета при иллирийских императорах, а Диоклетиан выстроил в 3 км от С. (на месте Сплита) огромный дворцовый комплекс, включавший также и его мавзолей (позднее Кафедральный собор). Исследования С. и дворцового комплекса с 80-х гг. 19 в. до 20-х гг. 20 в. вел Ф. Булич. Сохранились развалины гор. стен, амфитеатра, базилики, остатки дорог, а также остатки раннесредневекового времени.

Л. А. Ельницкий. Москва.

САЛОНИКИ

САЛОНИКИ (греч. Salonikn, сокр. от Tessalonikn, слав. - Солунь) - город в Греции, адм. ц. нома Салоники. 400 т. ж. (1965). Важный порт Вост. Средиземноморья, ж.-д. узел; развита преим. легкая пром-сть. Осн. в 315 до н.э. царем Македонии Кассандрой. В древности и в ср. века наз. Фессалоники (Фессалоника). С 148 до н.э. С. - под властью римлян, с кон. 4 в. - адм. ц. префектуры Иллирик. В 5-6 вв. осаждался готами, в 6-7 вв. - славянами. В визант. эпоху С. - второй по значению город после Константинополя; с нач. 9 в. - центр фемы Фессалоники. Из С. происходили слав. просветители Кирилл и Мефодий. 31 июля 904 С. разграблен арабами, 24 авг. 1185 - норманнами. С 1204 С. - столица лат. Фессалоникского гос-ва (с 1209 - королевства). В 1224 завоеваны эпирским деспотом Феодором Ангелом и стали ц. Фессалоникской империи; в 1246 захвачены Иоанном III Ватацем, вошли в состав Никейской империи, а с 1261 - в пределы Византийской империи. В 1342-49 в С. существовала коммуна зилотов. В 1387 С. были захвачены турками, с 1403 - вновь в составе Византийской империи. В 1423 наместник императора в С. деспот Андроник в условиях тур. угрозы продал город венецианцам. В 1430 С. были захвачены турками. С 1907 С. - центр младотур. орг-ции. После Балканских войн 1912-13 С. отошли к Греции. В апр. 1941 захвачены фаш. Германией, в окт. 1944 освобождены войсками греч. Нар.-освободит. армии. В С. - многочисл. памятники позднерим. и визант. эпохи (церковь св. Димитрия, храм св. Софии, церковь Апостолов и др.).

Лит.: Наследова Р. A., Ремесло и торговля Фессалоники кон. IX - нач. X в. по данным Иоанна Камениаты, в сб.: Визант. врем., т. 8, М.-Л., 1956; Tafrali O., Topographie de Thessalonique, P., 1912; его же, Thessalonique, des origines au XIV siècle, P., 1919; Delvoye Ch., Salonique, seconde capitale de l'empire byzantin et ses monuments. "Revue de l'Université de Bruxelles", 1950, (No) 5.

САЛОНИКСКИЙ ДОГОВОР 1913

САЛОНИКСКИЙ ДОГОВОР 1913 - см. Греко-сербский союзный договор 1913.

САЛОНИКСКИЙ ФРОНТ 1915-18

САЛОНИКСКИЙ ФРОНТ 1915-18 - возник в окт. - нояб. 1915 в ходе 1-й мировой войны 1914-18 после высадки в Салониках (Греция) англо-франц. экспедиц. корпуса (5 англ. и 3 франц. дивизии, всего 150 т. ч.) под команд. ген. М. Саррая (позже корпус был развернут в т. н. Восточную армию, к-рой с дек. 1917 командовал ген. Л. Гийома, а с июня 1918 ген. Л. Ф. Франше д'Эспере) для оказания помощи серб. армии и совместного отражения австро-герм.-болг. наступления на Сербию. Противоречия между странами Антанты и стремление переложить друг на друга осн. тяжесть этой операции привели к тому, что союзная помощь была недостаточной и запоздалой. К кон. 1915 Сербия была оккупирована, а англо-франц. войска отошли в р-н г. Салоники (см. карту к ст. Первая мировая война 1914-18, т. 10, стр. 986). Союзникам противостояли две болг. армии, усиленные герм. частями (всего до 13 пех. дивизий). По условиям договора с Румынией о выступлении последней на стороне Антанты союзники запланировали в авг. 1916 наступление рус.-рум. войск к 10. от Дуная, а Салоникской армии (5 англ., 4 франц., 6 серб., 1 итал. пех. дивизии и 1 рус. пех. бригада) в направлении на pp. Вардар и Струму. Превентивное наступление болг. войск (17 авг.) значительно ослабило Салоникскую армию. Ее наступление, начатое 1 сент., закончилось в нояб. 1916 выходом союзных войск на линию Гевгелия (Джевджелия) - Корча и занятием р-на Монастира. Незначит. тактич. результаты были достигнуты наступлением салоникской армии в апр. 1917. Решающее значение имело наступление союзных войск, начатое 15 сент. 1918. В результате этой операции болг. войска и 11-я герм. армия были разбиты, и 29 сент. Болгария капитулировала. Союзные войска прервали коммуникации между Германией и Турцией и получили возможность для нанесения флангового удара по центр. державам, что явилось началом разгрома герм. коалиции.

Лит.: Корсун Н., Балканский фронт мировой войны 1914-1918, М., 1939.

В. А. Емец. Москва.

САЛСЕТТ

Солсетт (Salsette), - остров в Аравийском м. к С. от Бомбея, где в 30-е гг. 20 в. К. Р. У. Тодд открыл 10 мезолитич. стоянок. Агат, халцедон, карнелин, кремень служили сырьем для изготовления орудий. Их ранние серии (резцы, скребки, сверла, треугольники, сегменты, трапеции) характеризуют присваивающую экономику охотничьих племен, поздние (с добавлением грубо оббитых топоров, колец-наверший для палок-копалок) - начавшийся переход к производящему х-ву, однако охота, рыболовство и собирательство (бананы, кокосовые орехи) сохраняли свое значение. Находки из С. свидетельствуют о широком распространении мезолитич. культур, носители к-рых освоили в 5-4-м тыс. до н.э. прибрежные р-ны Индостана.

Лит.: Todd К. R. U., The microlithic industries of Bombay, в сб.: Ancient India, No 6, New Delhi, 1950.

А. Я. Щетенко. Ленинград.

САЛТОВО-МАЯЦКАЯ КУЛЬТУРА

САЛТОВО-МАЯЦКАЯ КУЛЬТУРА - археол. культура, памятники к-рой оставлены полукочевыми и земледельч. народами, заселявшими в 8-9 вв. Подонье и Приазовье. Возникла в период оседания на землю и складывания феод. отношений у кочевников, входивших в состав Хазарского каганата. Погибла под ударами печенегов на рубеже 9-10 вв. В наст. время известно св. 200 памятников С.-м. к.: остатки кочевий, поселков, замков, городов, могильников. Исследования начались с раскопок в 1900 Салтовского могильника (у с. Верхнее Салтово Харьковской обл.) и в 1906 - Маяцкого городища (у впадения р. Тихой Сосны в Дон, Воронежская обл.). С.-м. к. делится на два варианта: лесостепной - аланский (см. Аланы) и степной - булгарский. 1-й характерен земледельч. типом поселений, замками с белокам. стенами и катакомбным обрядом погребения, при к-ром в камеры закладывалось много вещей, 2-й, степной, - кочевьями и полукочевьями и скромными ямными погребениями; степняки, осевшие на ниж. Дону, умели сооружать и белокам. замки. Жили они также и в больших городах (Саркел, Таматарха, Фанагория). Экономически оба варианта развивались одинаково, и культура в целом была единой. Она имела местную сармато-аланскую основу, но испытала влияние соседних земледельч. народов (славян, населения Византии, Закавказья). Культуры, аналогичные С.-м. к., и отдельные памятники известны в р-нах расселения древних болгар: в Вост. Крыму, на средней Волге (см. Болгария Волжско-Камская) и на ниж. Дунае - на землях т. н. Первого Болгарского царства.

Лит.: Труды Волго-Донской археологич. экспедиции, т. 1-3, М.-Л., 1958-63 (МИА, No 62, 75,109); Мерперт Н. Я., К вопросу о древнейших болгарских племенах, Каз., 1957; Артамонов М. И., История хазар, Л., 1962; Плетнева С. A., От кочевий к городам, М., 1967 (МИА, No 142).

С. А. Плетнева. Москва.

САЛТЫКОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

САЛТЫЧИХА

САЛТЫЧИХА (Салтыкова, Дарья Николаевна) (март 1730 - 27.XI.1801, по др. данным, 1800) - помещица Подольского уезда Моск. губ., известная своим бесчеловечным отношением к крепостным крестьянам. В 1762 было начато следствие по делу С., длившееся более 6 лет. Следствием было установлено, что С. замучила насмерть более 100 чел. В 1768 С. была приговорена к смертной казни, замененной пожизненным заключением в монаст. тюрьме, где и умерла.

Лит.: Студенкин Г. И., Салтычиха, "PC", 1874, т. 10, кн. 7; "ЧОИДР", 1872, кн. 1.

"САЛУ РЕСПУБЛИКА"

"САЛУ РЕСПУБЛИКА" - марионеточная неофаш. республика, созданная в сент. 1943 на терр. Италии во время 2-й мировой войны в период оккупации ее нем.-фаш. войсками. Главой "С. р." (ее офиц. назв. - "Итальянская социальная республика") был Муссолини. Гл. мин-ва находились в г. Салу (Salú) (отсюда название). Основы неофаш. курса были изложены в т. н. Веронской хартии (нояб. 1943), содержавшей множество демагогич. антикапиталистич. обещаний. Правители "С. р." проводили политику полного подчинения страны гитлеровской Германии. "С. р." прекратила существование в дни антифаш. Апрельского восстания 1945, а б. ч. ее главарей, в т. ч. Муссолини, была казнена партизанами.

САЛУЦЦО

САЛУЦЦО (Saluzzo) - ср.-век. гос-во в Пьемонте. Замок Салуццо упоминается впервые в 1064. Маркграфство С. образовалось в кон. 11 в.; в 13-14 вв. владения С. расширились за счет округа Кунео и соседних земель в долине р. По. Маркграфы С. активно участвовали в политич. борьбе между Францией и Савойей; в Итальянских войнах 1494-1559 они выступили на стороне Франции. В 1548 С. было присоединено к Франции (к Дофине). В 1588 С. было оккупировано савойским герцогом Карлом Эммануилом I и по Лионскому договору 1601 было передано Францией (в обмен на терр. Брес, Бюже и Жекс) Савойе (см. карту к ст. Савойя).

Лит.: Muletti D., Mernorie storico-diplomatiche appartenenti alla città ed ai Marchesi di Saluzzo, t. 1-6, Saluzzo, 1829-33.

САЛЫРЫ

САЛЫРЫ - туркменское племя. См. Туркмены.

САЛЬВАДОР

Статья большая, находится на отдельной странице.

САЛЬВАДОРЦЫ

САЛЬВАДОРЦЫ - население Сальвадора. Общая числ. населения страны - 3,2 млн. чел. (1967, оценка). Б. ч. С. сконцентрирована в центр. р-нах Сальвадора. Язык С. - испанский. Религия - католическая. С. - преим. (св. 80% населения) метисы (т. н. ладины); происходят от смешения испанцев, колонизовавших страну в 16-18 вв., и аборигенов-индейцев; часть С. (8-10% населения) - белые. Индейцы Сальвадора (ок. 10% населения страны) принадлежат к трем группам: пипиль (живут на З. и в центре страны), ленка (на В.), майя (на границе с Гватемалой). Б. ч. С. занята в с. х-ве (мелкие крестьяне, батраки) и на плантациях кофе, к-рое является осн. предметом экспорта из страны.

Лит.: Народы Америки, т. 2, М., 1959 (библ.).

САЛЬВАТОРЕЛЛИ

САЛЬВАТОРЕЛЛИ (Salvatorelli), Луиджи (р. 11.III.1886) - итал. историк. Автор работ по истории итал. коммун, Италии нового и новейшего времени, церкви и международных отношений. Чл. Академии деи Линчей. В 1921-25 - один из редакторов либеральной газ. "La Stampa". В период Сопротивления (1943-45) участвовал в основании антифаш. Партии действия. В работах по истории Рисорджименто С. отстаивает либеральный характер этого движения, но, в отличие от Кроче и Омодео, отрицательно оценивает деятельность итал. либеральных пр-в после объединения страны и "эру Джолитти". В работах по истории фашизма выступает с антифаш. позиций, но в то же время резко отрицательно оценивает борьбу рабочего класса и трудящихся масс, оправдывает политику соглашения с фашизмом бурж. конституц. партий, преувеличивает влияние фашизма на трудящихся.

Соч.: Il pensiero politico italiano dal 1700 al 1870, Torino, 1935; Storia d'Italia nel periodo tascista, Torino, 1961.

САЛЬВЕМИНИ

САЛЬВЕМИНИ (Salvemini), Гаэтано (18.IX.1873 - 1957) - итал. политич. деятель и историк. В 1902-1925 (последовательно) - проф. истории в ун-тах Мессины, Пизы, Флоренции. В 1893 примкнул к социалистич. движению, однако, разочаровавшись в позиции реформистского руководства социалистич. партии в отношении крестьянства, вышел из нее к 1911 и новел полемику с социалистами. Сотрудничал в социалистич. и демократич. органах печати. С нач. 20 в. - один из лидеров демократич. крыла меридионалистов. В годы 1-й мировой войны примыкал к интервенционистам. В 1919-21 - депутат парламента. Был противником фашизма, за что был арестован и судим. В 1925 эмигрировал во Францию, где стал одним из руководителей антифаш. движения "Джустиция э либерта". В 1934-48 жил в США, преподавал в Гарвардском ун-те. В 1949 вернулся на родину, возглавил кафедру истории во Флорентийском ун-те.

С. - историк-позитивист; по методу исследования близок к экономико-юридич. школе. Диапазон исследований С. весьма широк: ср.-век. история, Великая франц. революция, Рисорджименто, юж. вопрос, фашизм и т.д.

Соч.: Magnati e popolani in Firenze dal 1280 al 1295, (Torino), 1960; Studi storici, Firenze, 1901; La rivoluzione francese, Mil., 1905; Il pensiero religioso politico sociale di Mazzini, Messina, 1905; La questione dell'Adriatico, 2 ed., Roma, 1919 (совм. с Maranelli C.); Il partito popolare e la questione romana, Firenze, 1922; Dal patto di Londra alla pace di Roma, Torino, 1925; The fascist dictatorship in Italy, N. Y., 1927; La terreur fasciste, P., 1929; Under the axe of fascism, L., 1946; Prelude to world war II, L., 1953; Mussolini diplomatico 1922-1932, Bari, 1952; Scritti sulla questione meridionale, Torino, 1955; Italia scombinata, Torino, 1959; Memorie di un fuoruscito, Mil., H960).

Лит.: Грамши A., Избр. произв., пер. с итал., т. 1, 3, М., 1957-59 (см. Указат. имен); Basso L., Gaetano Salvemini socialista e meridionalista, Manduria, 1959.

САЛЬВИАН

САЛЬВИАН (Salvianus) (ок. 400 - ок. 480) - христ. проповедник и писатель, священник в Марселе. В своих соч., особенно в трактате "Об управлении божием" (De gubernatione Dei... libri VIII), являющемся ценным источником социальной и культурной жизни Рим. империи 5 в. (особенно ее зап. провинций), С. показал упадок империи, массовое бегство угнетаемых рим. граждан к варварам. Бедствия империи рассматриваются С. как справедливое возмездие за пороки. Порокам христиан-римлян С. противопоставлял добродетели варваров- язычников. Написанный в полемич. тоне этот труд С., благодаря концепции автора и литературным достоинствам, получил широкую известность. По яркости изображения эпохи С. нередко сравнивают с Лактанцием и Тертуллианом.

Изд.: Opera omnia, rec. et comm. F. Pauly, Vindobonae, 1883, (Corpus scriptorum ecclesiasticorum, v. 8).

САЛЬВИЙ

САЛЬВИЙ (Salvius) - руководитель второго Сицилийского восстания рабов (104-99 до н.э.), к-рые провозгласили его царем (под именем Трифон).

САЛЬВИОЛИ

САЛЬВИОЛИ (Salvioli), Джузеппе (13.IX.1857 - 24.XI.1928) - итал. историк, изучал экономич. историю, историю рим. и итал. права. Проф. правоведения ун-тов в Камерино (1883-84), Палермо (1884-1903), Неаполе (1903-28). С. был чл. Итал. социалистич. партии; в 1894 баллотировался в парламент. Позднее отошел от политич. деятельности. В работах по истории итал. права подчеркивал влияние экономич. факторов на его развитие. В труде "Капитализм в античном мире" ("Le capitalisme dans le monde antique", P., 1906; рус. пер., 2 изд., X., 1923) разработал иную, чем Э. Мейер и его последователи, концепцию экономич. развития Др. Рима, решительно отвергая капита-листич. характер рим. и всей антич. экономики. Мировое экономич. развитие С. делил на две стадии: докапиталистич. и капиталистич., резко между собой различающиеся. Признавая экономич. анализ капитализма, проведенный К. Марксом в "Капитале", правильным, С. считал неприменимой марксистскую концепцию историч. материализма для анализа докапиталистич. отношений.

Соч.(кроме указ. в статье): Storia del diritto italiano..., Torino, 1890; 9 ed., Torino, 1930; Le lotte fra pastori e agricoltori nella storia della civiltà, Scansano, 1898; Storia della procedura civile e criminale, t. 1-2, Mil., 1925.

САЛЬТУСЫ

САЛЬТУСЫ (лат., ед. ч. saltus) - в Др. Риме большие (5000 югеров и более) участки лесов, пастбищ и нови на гос. земле, сдававшиеся в аренду частным лицам. Особенно распространилась аренда С. в провинциях (гл. обр. в Африке) в период империи. Мн. С. принадлежали императорам. Впоследствии С. наз. также крупные имения, равнозначные латифундиям. Часть земель С. возделывалась рабами, часть сдавалась крупным съемщикам (кондукторам), пересдававшим ее мелкими участками субарендаторам-колонам. Колонами С. становились также находившиеся на земле С. туземные крестьяне-общинники, рабы и отпущенники. По закону имп. Адриана (2 в.), заимщикам пустующих земель его С. предоставлялись льготы и права, близкие к владельческим. С. императоров и сенаторов не принадлежали к терр. городов, не облагались налогами, а их население не подчинялось гор. магистратам (т. н. экзимированные С., от eximo - исключаю), что способствовало усилению зависимости колонов этих С. от землевладельцев и росту элементов крепостнич. отношений.

Лит. см. при статьях Колонат, Латифундии.

Е. М. Штаерман. Москва.

САЛЮТАТИ

САЛЮТАТИ (Salutati), Колуччо (16.II.1331 - 4.V.1406) - итал. гос. деятель, гуманист. Получил юридич. образование в Болонской нотариальной школе. Был нотариусом и юристом в ряде мелких коммун Центр. Италии, служил папским секретарем в Авиньоне. В 1375-1406 С. был канцлером Флорентийской республики, что позволило ему возвести гуманизм в офиц. гос. идеологию. Ученик и последователь Петрарки, С. сыграл большую роль в организации гуманистич. кружков, в собирании и изучении антич. рукописей. С. - автор мн. трактатов (на лат. яз.), в к-рых защищал свободу воли человека, выступал против сословных привилегий, был противником притязаний рим. папы на светскую власть, отстаивал республиканские свободы и обосновывал право подданных на тираноубийство. Вместе с тем С. оправдывал социальное неравенство и в своей критике пороков духовенства не затрагивал христ. религии. Письма С. - ценный ист. источник.

Соч.: Epistolario, v. 14, Roma. 1891-1911; De tyranno e lettere scelte, Bologna, 1942; De nobilitate legum et medicinae, Firenze, 1947; De laborious Herculis, v. 1-2, Z., 1951; De seculo et religione, Florentiae, 1957.

Лит.: Корелин М., Ранний итал. гуманизм и его историография, 2 изд., т. 4, СПБ, 1914, с. 219-57; Ullman В. L., The humanism of С. Salutati, Padova, 1963.

M. А. Гуковский. Ленинград.

САЛЯЛЬ

Абдалла ас-Саляль (р. 1917), - гос., политич. и воен. деятель Йемена. Окончил воен. академию в Багдаде (Ирак); занимал различные посты в королев. армии Йемена. В 40-х гг. примкнул к группе оппозиционно настроенных к монархич. режиму офицеров. Участвовал в перевороте 1948, за что был заключен в тюрьму (до 1955). В 1956-60 - нач. воен. уч-ща в г. Сане (Йемен). В 1960-61 - нач. строительства порта Ходейда. В сент. 1962 (после смерти короля Ахмеда) был назначен главнокоманд. йеменской армией. Принимал участие в подготовке к свержению монархич. режима. После революции 26 сент. 1962 С. стал пред. Революц. совета, пред. Совета Министров и главнокоманд. вооруж. силами Йеменской Арабской Республики (ЙАР). С 31 окт. 1962 до 5нояб. 1967 - президент ЙАР, 5 нояб. 1967 был отстранен от власти в результате смены пр-ва. В период пребывания на посту президента С. посетил в марте 1964 с офиц. визитом СССР; во время визита был подписан сов.-йеменский договор о дружбе и соглашения об экономич. и технич. сотрудничестве.

САЛЯМ

Адиль - см. Рады.

САМАВЕДА

САМАВЕДА (Samaveda, санскр. saman - песнопение и veda - знание) - сборник др.-инд. канонич. религ. текстов. Как и в другие веды, сюда традиционно включают самхиту - собственно ритуальные песнопения, снабженные муз. нотацией. Почти все стихи С. совпадают с текстами самхиты Ригведы. Кроме того, к С. относятся брахманы, араньяки и упанишады - комментарии к песнопениям. Можно полагать, что кодификация гимнов С. была завершена в 1-й пол. 1-го тыс. до н.э. Канонич. комментарии (видимо, за исключением более поздних упанишад) были в осн. составлены к 7-6 вв. до н.э. Тексты С. - весьма ценный источник для изучения ведийской культуры.

Публ.: Die Hymnen des Sama-veda, hrsg., übers, und mit einem Glossar versehen von Th. Benfey, Lpz., 1848.

САМАЛЬ

САМАЛЬ - древний город и гос-во (на Ю.-В. совр. Турции). Город С. (развалины у совр. Зенджирли) осн. в сер. 2-го тыс. до н.э. Первоначально был заселен хеттами; в нач. 1-го тыс. до н.э. захвачен арамеями. В 9-8 вв. до н.э. С. - центр одноим. гос-ва, входившего в коалицию сев.-сирийских царств, возглавлявшихся Кархемишем. Играл крупную роль в транзитной торговле (гл. обр. металлами). Своего расцвета гос-во С. достигло при царе Киламуве (2-я пол. 9 в. до н.э.). В 8 в. до н.э. в С. появились примитивные монеты в форме серебряных слитков, помеченных именами царя. В 743 до н.э. С. подчинился Ассирии, а ок. 720 был превращен в ее провинцию.

Лит.: Бациева С. М., Борьба между Ассирией и Урарту за Сирию, "ВДИ", 1953, No 2; Хрестоматия по истории Др. Востока, М., 1963, с. 287-88, 290 (рус. пер. надписей царей С.). См. также лит. при ст. Зенджирли.

САМАНИДОВ ГОСУДАРСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

САМАНИДЫ

САМАНИДЫ - феод. династия в Ср. Азии (819-999). Назв. получила от имени Саман-худата из с. Саман близ Балха (Сев. Афганистан). За помощь, оказанную при подавлении антиараб. восстания Рафи ибн Лейса (806-810), сыновья и внуки Самана получили в 819 в управление все наиболее важные обл. Мавераннахра. Первые С. были вассалами Тахиридов, наместников Хорасана. После падения Тахиридов (873) С. стали стремиться к полной самостоятельности. Халиф Мутамид (870-892) в 875 признал Насра I С. (864-897) эмиром Мавераннахра. Окончат. возвышение С. связано с их победой над Саффаридами. В 900-908, после победы Исмаила (874-907, эмир Мавераннахра с 892) над войсками эмира Амра ибн Лейса Саффарида, С. объединили под своей властью весь Хорасан, обл. Сев. и Вост. Ирана и Мавераннахр (см. Саманидов государство). Династия С. прекратилась при Мансуре II (997-999) после взятия в 999 Бухары тюрками. Последний С. Абу Ибрахим Исмаил (брат Мансура II) погиб в 1005 после неудачных попыток восстановить власть своей династии.

Эмиры династии С.: Нух ибн Асад (819-842), Ахмед ибн Асад (842-804), Наср I ибн Ахмед (864-897, эмир Мавераннахра с 875), Исмаил ибн Ахмед (874-907, эмир Мавераннахра с 892, эмир Хорасана с 901), Ахмед ибн Исмаил (907-914), Наср II ибн Ахмед (914-943), Нух I ибн Наср II (943-954), Абд аль-Мелик ибн Нух I (954-961), Мансур I ибн Нух I (961-976), Нух II ибн Мансур I (976-997), Мансур II ибн Нух II (997-999).

Ш. Ф. Мухамедьяров. Якутск.

САМАРАН

САМАРАН (Samaran), Шарль (р. 28.X.1879) - франц. историк, архивист, палеограф. Чл. Академии надписей (с 1941). С 1904 - архивист во франц. Нац. архиве; в 1933-41 - проф. Школы хартий; в 1941-48 - один из директоров Управления архивами Франции; затем почетный директор этого управления. С. - один из организаторов и президент Междунар. палеографич. комитета (с 1952), президент Высш. архивной комиссии (Comission supérieure des archives, с 1958), президент секции филологии и истории К-та ист. и науч. работ (с 1960). Круг науч. интересов С. очень широк. Его исследования посвящены вопросам истории ср.-век. Франции, проблемам источниковедения, франц. лит-ры. Большое место в деятельности С. занимают публикации ист. источников (напр., La Chanson de Roland, P., 1934; Austarium chartularii universitatis Parisiensis, P., 1936). C. - инициатор и активный участник крупнейшего палеографич. изд. - "Каталога лат. датированных рукописей с образцами их письма" ("Catalogue des manuscrits en écriture latine", t. 1-3 +3 tt. planches, P., 1959-65). Под его редакцией опубликована значит. ист. коллективная работа "История и ее методы" ("Histoire et ses méthodes, Enciclopédie de la Pléiade", v. 11, P., 1961).

Осн. соч.: La fiscalité pontificale en France au XIV siècle. P., 1905; Balzac, P., 1952; J.-J. Rousseau et G. de Nerval, P., 1964.

САМАРЕНИН

Михаил - атаман войска Донского в 1666, 1668, 1671 и в 1673-78. После возвращения на Дон В. Уса в 1666 С. был отправлен домовитыми казаками к царю с отпиской, в к-рой выражалась полная покорность и сообщалось о строгом наказании В. Уса. В мае 1670 бежал в Москву с доносом на С. Т. Разина. В период крест. войны 1770-71 С. активно боролся против восставших. После пленения Разина в Кагальнике С. вместе с К. Яковлевым в 1671 привез его на расправу в Москву. В кон. 70-х годов он преследовал донских раскольников и жестоко расправлялся с ними.

Лит.: Дружинин В. Г., Раскол на Дону в кон. XVII в., СПБ, 1889.

САМАРИН

Юрий Федорович (21.IV.1819 - 19.III.1876) - рус. обществ. деятель, историк и публицист. Из дворян. Окончил Моск. ун-т (1838). Защитил магистерскую диссертацию "Стефан Яворский и Феофан Прокопович" (1844). В 30-х - нач. 40-х гг. принадлежал к рус. последователям Гегеля, к сер. 40-х гг. окончательно примкнул к славянофилам. В 1844-52 - на гос. службе. В 1849 был заключен в Петропавловскую крепость за "Письма из Риги", распространявшиеся в списках и направленные против нем. засилья в Прибалтике. В 1853-56 написал и пустил в обращение в списках записку "О крепостном состоянии и о переходе из него к гражд. свободе" - либерально-дворянский проект отмены крепостного права в России. В 1858-59 С. - член от пр-ва в Самарском губ. к-те по устройству быта крестьян. В 1859-60 активно работал в Редакционных комиссиях по выработке крестьянской реформы 1861. В 1861-63 - член от пр-ва в Самарском губ. присутствии по крест. делам. В 1863-64 С. вместе с Н. А. Милютиным и В. А. Черкасским разработал проект "Положения об устройстве сел. гмин и крест. быта в Царстве Польском". В 1866-1876 - гласный Моск. гор. думы и Моск. земского собрания. Гл. ист. сочинения С. посвящены истории отмены крепостничества в Пруссии, истории иезуитов, истории социально-экономич. и нац. отношений в Прибалтике ("История Риги", "Крест. вопрос в Лифляндии" и др.).

Соч.: Соч., т. 1-10, 12, М., 1877-1911; Переписка Ю. Ф. Самарина с баронессою Э. Ф. Раден 1861-1876, М., 1893; Переписка с Ю. Ф. Самариным, А. И. Кошелевым, И. С. Аксаковым и проч. из архива кн. В. А. Черкасского. 1855-1863, в кн.: Трубецкая О., Мат-лы для биографии кн. В. А. Черкасского, т. 1, кн. 1-2, М., 1901-04.

Лит.: Колубовский Я., Мат-лы для истории философии в России 1855-1888, "Вопросы философии и психологии". 1891, No 2, кн. 6 (библ. соч. С. и о С. до нач. 90-х гг. XIX в.); Введенский С., Осн. черты философ. воззрений Ю. Ф. Самарина, Каз., 1899; Гершензон М., Историч. записки, 2 изд., Берлин, 1923; Дмитриев С. С., Славянофилы и славянофильство, "Историк-марксист", 1941, No 1.

С. С. Дмитриев. Москва.

САМАРИТЯНЕ

САМАРИТЯНЕ - самаряне, - народность, образовавшаяся в Центр. Палестине (зап. часть совр. Иордании) после захвата г. Самарии Саргоном II (722 до н.э.), от смешения вавилон. и арамейских колонистов с остатком израильского и хананейского населения. Переселенцы восприняли иудаизм и поддерживали тесные связи с Иудейским царством до разрушения Иерусалима вавилонянами и т. н. "Вавилонского пленения" (586 до н.э.). После возвращения иудеев из вавилонского плена произошел разрыв между С. и иудейской теократич. общиной. С. основали особый храм на горе Гаризим (ок. Сихема, совр. Наблуса). Раннее христианство стремилось к сближению с С. (евангельская притча о добром самарянине и легенда о самарянке). Автономия общины С. сохранялась вплоть до 6 в. н.э., когда она была ликвидирована визант. имп. Юстином II.

Община С., превратившаяся в замкнутую секту, существует и сейчас, она насчитывает неск. сот чел. (ок. 200 - в Наблусе). С. признают Пятикнижие и кн. Иисуса Навина, но отвергают др. части Библии и Талмуд и соблюдают ряд обрядов и обычаев, отличающихся от иудейских. Ряд лит. памятников С. написан на арамейском и араб. языках.

Лит.: Амусин И. Д., Находки у Мертвого моря, М., 1965, с. 91-93; Gaster M., The Samaritans. Their history, doctrines and literature, L., 1925.

САМАРИЯ

САМАРИЯ (евр. Шомрон, совр. селение Себастия в Иордании) - город, осн. ок. 875 до н.э. израильским царем Омри, заселенный хананеями и превращенный в авт. общину (город-государство), находившуюся до 40-х гг. 9 в. до н.э. в личной унии с Израильским царством. При царе Иегу (ок. 842 до н.э.) стал столицей Израильского царства, после захвата Саргоном II (722 до н.э.) был заселен самаритянами, в 107 до н.э. разрушен иудейским царем Иоанном Гирканом, в 60-х гг. до н.э. восстановлен римлянами, переименован Иродом в Себаста (ныне Себастия).

Лит.: Alt A., Der Stadtstaat Samaria, В., 1954.

САМАРКАНД

САМАРКАНД - город, обл. ц. Узб. ССР, ж.-д. станция. Расположен в долине р. Зеравшан и оросит. каналов - Даргом и Сиабом. На 1 янв. 1967 - 248 т. ж. (в 1897 - 55 т. ж., в 1923 - 72 т. ж., в 1926 - 105т. ж., в 1939 - 136 т. ж., в 1959 - 196 т. ж.). В 4 в. до н.э. на терр. С. существовал город Мараканда - столица Согдианы (впервые упоминается в 329 до н.э.). В 6 в. н.э. вошел в состав Тюркского каганата; в нач. 8 в. С. завладели арабы; в 9-10 вв. находился под властью Саманидов; в 11 в. завоеван Караханидами, а затем тюрками-сельджуками, в сер. 12 в. - каракитаями; в нач. 13 в. город входил во владения хорезмшахов. В 1220 монголо-татары под предводительством Чингисхана взяли и разрушили С. В кон. 14 в. и нач. 15 в. С. являлся столицей империи Тимура. В 15 в. при Улугбеке (1409-49) в С. была построена астрономич. обсерватория (1424-28). В этот период С. - крупный экономический и культурный центр Ср. Азии. Во времена Тимура в С. была возведена соборная мечеть Биби-ханум (1399-1404), мавзолей Гур-Эмир (Могила Эмира, 1404), ряд мавзолеев в ансамбле Шахи-Зинда (14-15 вв.). Образцом градостроит. техники и культуры Ср. Азии является площадь Регистан с ансамблем монументальных зданий: медресе Улугбека (1417-20), Шир-дор (1619-36) и Тилля-кори (1647-60). В пригороде С. расположены мазар Абду-Дарун (15 в.) и Абду-Берун (17 в.), мавзолеи Чупан-Ата (сер. 15 в.) и Ишрат-хона (15 в.), загородная мечеть Намаз-гах (17 в.), медресе Ходжа Ахрара (1630-36).

В 1500 С. был завоеван узбеками во главе с Шейбани-ханом, к-рые в сер. 16 в. перенесли столицу государства из С. в Бухару. С. вошел в состав Бухарского ханства.

В 1868 С. был занят царскими войсками и включен в состав России; стал центром Зеравшанского окр. В кон. 19 - нач. 20 вв. в С. развивается пром-сть (хлоп-коочистит., кожев., пищ. и др.). Первые революц. выступления рабочих происходят в 80-90-х гг. В нач. 20 в. в создании с.-д. орг-ций активно участвовали политич. ссыльные тт. Морозов, Стабровский, Бехерев, Миронов и др. Первая б-ка С. была создана большевиком Морозовым в 1905. Первый номер газеты "Самарканд" вышел 1 мая 1904.

28 нояб. (11 дек.) 1917 в С. на объединенном собрании Совета рабочих, солдатских и мусульм. депутатов была провозглашена Сов. власть. В 1924-30 С. - столица Узб. ССР; в 1930-37 - окружной, а с 1937 - обл. центр. Узб. ССР.

За годы Сов. власти С. превратился в крупный пром. и культурный центр Узб. ССР. На предприятиях С. производятся киноаппаратура, кожа, обувь, одежда, строит. материалы, шелковые ткани, чай, консервы, вина и т.д. С 1913 по 1960 валовая продукция пром-сти С. увеличилась в 108 раз, численность рабочих - в 13 раз.

В С. - Гос. ун-т им. Алишера Навои (осн. в 1927) и др. вузы. Республиканский музей истории культуры и иск-ва Узб. ССР.

Лит.: Лавров В. A., Градостроительная культура Средней Азии (с древнейших времен до вт. пол. XII в.), М., 1950; Вяткин В. Л., Памятники древностей Самарканда, Самарканд, 1927; Пугаченкова Г. A., Самарканд. Бухара, М., 1961; Алескеров Ю. Н., По памятным местам Самарканда (Путеводитель), Таш., 1965.

М. Р. Салихбаева. Самарканд.

САМАРРА

САМАРРА - город в Ираке, на вост. берегу Тигра. В 836-892 - столица халифата Аббасидов. После перенесения халифом Мутамидом (870-892) столицы снова в Багдад С. пришла в упадок. Руины ее исследовались (1911-13) нем. археологом Э. Херцфельдом.

Лит.: Herzfeld E., Die Malereien von Samarra, В., 1927; Le Strange G., The lands of the Eastern caliphate.., N. Y., 1966, p. 53-56.

САМБА

САМБА (Sembat), Марсель (19.X.1862 - 5.IX.1922) - франц. политич. и гос. деятель. Юрист по образованию. В 1893 впервые был избран в парламент (от Парижа) по списку Франц. социалистич. партии. В кон. 90-х гг. 19 в. - нач. 20 в. С. - один из реформистских лидеров Франц. социалистич. партии. Во время 1-й мировой войны занял шовинистич. позицию, требовал "войны до победы". В 1914-17 С. занимал пост мин. обществ. работ. Враждебно встретил Вел. Окт. социалистич. революцию в России и создание Франц. коммунистич. партии.

Соч.: La victoire en déroute, P., (1922).

САМБО

САМБО (афр.) - в Лат. Америке так называют потомство от браков между индейцами и неграми (на о. Ямайка - от брака мулатки и негра). В культуре сочетаются элементы индейского и афр. происхождения. Подвергаются расовой дискриминации наряду с неграми и мулатами.

САМБУ

Жамсарангийн (р. 27.VI.1895) - монг. политич. и гос. деятель. Род. в семье арата. Чл. Монг. нар.-революц. партии (МНРП) с 1922. В 1922-30 работал в Мин-ве финансов МНР, с 1930 был пред. аймачных исполнит. управлений, с 1936 - зав. отделом Мин-ва животноводства и земледелия МНР. В 1937-46 - посланник МНР в СССР, в 1946-50 - зав. отделом МИД МНР, в 1950-52 - посол МНР в КНДР, в 1952-53 - зам. мин. иностр. дел МНР. В 1953-54 - зам. пред. Об-ва монг.-сов. дружбы. С 1954 - пред. Президиума Великого нар. хурала МНР, член ЦК и Политбюро ЦК МНРП. Герой труда МНР (1965). Международная Ленинская премия "За укрепление мира между народами" (за 1965).

Лит.: Жамсрангийн Самбу (К 70-летию со дня рождения), "Совр. Монголия", 1965, No 7.

"САМГУК САГИ"

"САМГУК САГИ" - "Самкук саги" ("Ист. записи трех гос-в"), - самое раннее из сохранившихся кор. ист. сочинений. Принадлежит к категории т. н. официальных историй (чонса), составлен по королев. указу. В 1145 представлено королю Инчжон придворным историографом Ким Бу Сиком. Из 50 книг "С. с." 28 занимают летописи (понги) по истории гос-в Силла (12), Когурё (10) и Пэкче (6), 3 книги - хронологич. таблицы (нёнпхё), 9 книг - описания жертвоприношений, музыки, средств передвижения, жилищ и обстановки, а также земель, чинов и должностей, 10 книг - биографии и предания о замечат. людях. Источниками для "С. с." послужили не дошедшие до нас произв. кор. и кит. авторов, а также кит. ист. соч. "С. с." проникнуто конфуцианской идеей укрепления централизов. феод. гос-ва, "С. с." - ценный источник но истории Кореи.

Лит.: Ким Бусик, Самкук саги, пер. с кор., М., 1959.

Предыдущая страница Следующая страница