Приглашаем посетить сайт

Социология (sociology.niv.ru)

Советская историческая энциклопедия
Статьи на букву "П" (часть 7, "ПАР"-"ПАТ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 7, "ПАР"-"ПАТ")

"ПАРТИЯ ПОРЯДКА"

"ПАРТИЯ ПОРЯДКА" - контрреволюц. монархич. партия во Франции в 1848-52. Образовалась в результате объединения орлеанистов и легитимистов после Июньского восстания 1848. Представляла интересы финанс. аристократии, пром. буржуазии и крупных землевладельцев. Располагая огромными ден. средствами, добилась большинства на выборах в Законодат. собрание 13 мая 1849. Установив свое господство во Второй республике, "П. п." превратила ее, по определению К. Маркса, в "синтез Реставрации и Июльской монархии" (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 7, с. 58). Реакц. политика "П. п." (отмена всеобщего избират. права и пр.) облегчила бонапартистский гос. переворот 2 дек. 1851, приведший через год к установлению режима Второй империи.

Лит.: Маркс К., Классовая борьба во Франции, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 7, с. 5-110; его же, Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта, там же, т. 8, с. 115-217.

М. А. Кудрявцева. Москва.

"ПАРТИЯ СВОБОДОМЫСЛЯЩИХ"

"ПАРТИЯ СВОБОДОМЫСЛЯЩИХ" - либеральная бурж.-интеллигентская группировка в России, примыкавшая слева (наряду с радикальной партией и группой "беззаглавцев") к конституционно-демократической партии. Программа "П. с." (опубл. в нояб. 1905) выдвигала задачи "утверждения в России демократич. конституционной монархии", созыва Учредит. собрания, принудительного (в кадетском понимании) отчуждения нек-рых категорий земель при "компенсации причиненного владельцам ущерба" (предельный размер крупных зем. владений предлагалось установить в законодат. порядке); улучшения условий труда, в первую очередь "справедливого" рабочего дня, "исходя из 8-час. нормы". Однако демагогич. характер последнего требования разоблачался оговоркой о возможности варьирования длины рабочего дня в зависимости от особенностей и технич. уровня произ-ва. Большое место в программе занимали рассуждения о значении "свободной мысли", о необходимости "коренных реформ, преследующих культурно-просветит. цели" и т. д. Полностью отвергая "идеи социальной революции", "П. с." считала гл. средствами для достижения своих целей широкое просвещение и "практически осуществимые реформы". Расплывчатость позиции, шатания "П. с." между кадетами и с.-д. лишали партию самостоят. значения. В 1907 "П. с." распалась.

Лит.: Ленин В. И., Опыт классификации рус. политич. партий, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 14 (т. 11); Сб. программ политич. партий в России, в. 2, СПБ, 1905.

Н. Ф. Славин. Петрозаводск.

ПАРТИЯ СВОБОДЫ

ПАРТИЯ СВОБОДЫ - словацкая политич. партия. Образована в 1946 политич. деятелями, находившимися в оппозиции к реакц. руководству словацкой Демократич. партии (1945-48). Вначале наз. Христианско-респ. партией. Малочисленная по своему составу включала представителей богатого крестьянства и нек-рых интеллигентов. 1 апр. 1946 под назв. П. с. вошла в Нац. фронт. После разгрома контрреволюц. заговора в февр. 1948 признала программу возрожденного Нац. фронта чехов и словаков. В наст. время объединяет незначит. количество интеллигенции и служащих, трудящихся города и деревни (преим. католиков). Имеет своих представителей в Нац. совете Словакии (на 1964 - 5 деп.), органах гос. власти ЧССР (в Нац. собрании, на 1964 - 4 деп. из 300). Издает газ. "Sloboda" с апр. 1946.

Лит.: Dejiny KSC, Praha, 1961; Príruchí slovník k dejinám KSC, sv. 1, Praha, 1964.

ПАРТИЯ СЛОВАЦКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ

ПАРТИЯ СЛОВАЦКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ - словацкая политич. партия. Создана в марте 1948 словацкими политич. деятелями, к-рые находились в оппозиции к реакц. руководству словацкой Демократич. партии, распавшейся после победы над реакцией в февр. 1948. Объединяет католич. слои словацкого населения, поддерживающие политич. линию КПЧ. П. с. в. - чл. Нац. фронта чехов и словаков. Имеет своих представителей в Национальном совете Словакии (на 1964 - 9 деп.) и органах гос. власти ЧССР (в Нац. собрании, на 1964 - 6 деп. из 300). Издает газету "Lud".

Лит.: Dejiny KSC, Praha, 1961, s.539; Príruchí slovník k dejinám KSC, sv. 2, Praha, 1964.

ПАРТИЯ ТРУДА

ПАРТИЯ ТРУДА - в Нидерландах - создана в февр. 1946 путем слияния части С.-д. рабочей партии с группировками из клерикал. партий. Объединяет в своих рядах нек-рую часть голл. трудящихся, а также часть мелкой буржуазии и бурж. интеллигенции. Руководство партии стоит на позициях клас. сотрудничества. Часть лидеров поддерживает связи с монополиями "Юнилевер", "Шелл", АКЮ и др. Принятая в 1959 программа провозглашает целью партии т. н. "демократический социализм". Представители П. т. в 1945-46 (В. Схермерхорн) и 1948-58 (В. Дрейс) возглавляли пр-ва Нидерландов, принявшие законопроекты о недопущении коммунистов на гос. службу (в 1948), об "ограничении расходов" трудящихся (1957), о присоединении к НАТО и др. блокам западноевропейских государств. Эти пр-ва развязали в 1945 колониальную войну против индонез. народа, одобрили Парижские соглашения 1954. Голл. социалисты активно выступают в поддержку т. н. европ. интеграции. Вместе с тем под давлением рядовых членов партии IX съезд П. т. (1963) высказался за "всестороннее контролируемое разоружение" и прекращение ядерных испытаний. X съезд П. т. (1965) заявил о необходимости "стремиться к предотвращению распространения ядерного оружия", высказался за расширение контактов с "народами Восточного блока". Чрезвычайный съезд П. т. в ноябре 1966 принял предвыборную программу, содержащую требования создания безъядерных зон, признания границы по Одеру - Нейсе, сокращения срока воен. службы. На выборах в 1967 П. т. получила 1619,7 тыс. голосов (23,55%), имеет 37 мест во второй палате парламента (из 150) и 22 места в первой палате (из 75). Под влиянием П. т. находятся: Нидерландское объединение профсоюзов (528 тыс. чл.), Союз женщин (св. 50 тыс. чл.), Институт развития рабочих (40 тыс. чл.), Спортивный союз (10 тыс. чл.). П. т. строится по терр. принципу, первостепенную роль в парт. жизни играют фракции в парламенте и муниципалитетах, высший орган - съезд, созываемый 1 раз в 2 года; съезд избирает парт. правление. Числ. П. т. - ок. 150 т. ч. (1966). Председатель партии - И. Танс (1966). Партия издает 15 газет и журналов. Центральный орган - газ. "Het Vrije Volk", теоретический орган - "Socialisme en Democrati".

А. Д. Попов. Москва.

ПАРТИЯ ТРУДЯЩИХСЯ ВЬЕТНАМА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПАРУТА

ПАРУТА (Paruta), Паоло (14.V.1540 - 6.XII.1598) - венецианский гос. деятель, историк. Чл. Большого совета (1590), губернатор Брешии (1591), посол в Риме (1592-95). Основал в 1561 в Венеции "Академию" (общество) для изучения вопросов истории и политики. После написания "Истории Кипрской войны" ("Storia della guerra di Cipro", Venezia, 1605) и "Венецианской истории" ("Istoria Veneziana", Venezia, 1605, нов. изд. - Roma, 1913), в к-рой рассматривал историю (воен., дипломатич., отчасти гражд.) Венеции за 1513-1552, получил в 1579 звание историографа Венецианской республики. В политич. трактатах ("Della perfettione della vita politica", Venezia, 1579; "Discorsi politici", Venezia, 1599) рассматривал особенности политич. строя европ. гос-в, расценивая венецианский строй как наилучший.

Соч.: Opere politiche, v. 1-2, Firenze, 1852.

Лит.: Zanni В., P. Paruta nella vita e nelle opere, Livorno, 1904; Tria L., Paolo Paruta, Mil., 1941; Scrittori politici del' 500 e' 600. A cura di В. Widmar, Mil., 1964.

ПАРФЕНОН

ПАРФЕНОН (Partenon, от partenos - дева) - храм богини Афины, гл. сооружение Акрополя.

ПАРФЯНЕ

ПАРФЯНЕ - народность, обитавшая в 1-м тыс. до н. э. и в первые века н. э. к Ю.-В. от Каспийского м., на терр. совр. Юж. Туркмении и Хорасана (древняя область Партава - Парфия). П. говорили на одном из иран. яз., занимались гл. обр. земледелием - ирригац. сооружения в Парфии известны уже в нач. 1-го тыс. до н. э. П. входили в состав Мидийского царства (см. Мидия), а затем (уже при Кире II) - в державу Ахеменидов, к-рым платили подати и поставляли воинов (конных лучников). При Дарии I в Парфии и в соседней Гиркании вспыхнуло восстание, с трудом подавленное ахеменидскими войсками (сражения 8 марта и 12 июля 521). В 20-х гг. 4 в. до н. э. П. были покорены Александром Македонским, а затем (с 281 до н. э.) вошли в состав гос-ва Селевкидов. Ок. 250 до н. э. возникло самостоят. Парфянское царство, первоначальным ядром к-рого была терр. П. Осн. религия П. - зороастризм; большой популярностью пользовались также культы Митры и Нанайи (Анахиты). Парфян. письменность возникла на основе арамейского алфавита. Из памятников парфян. светской лит-ры сохранилось лишь очень немногое в перс. обработке. Парфян. яз. продолжал еще употребляться в 3-4 вв. н. э. при Сасанидах; ок. 6 в. был вытеснен перс. яз. Потомки древних парфян участвовали в этногенезе туркменского народа (на терр. Ср. Азии) и перс. народа в Вост. Иране (Хорасане).

Лит.: Массон В. М., Древнеаемледельческая культура Маргианы, М.-Л., 1959 (МИА, No 73); Herzfeld E., Medisch und Parthisch, "Archaeologische Mitteilungen aus Iran", 1934, Bd 7; Ghilain A., Essai sur la langue parthe..., Louvain, 1939; Henning W. В., Mitteliranisch, в сб.: "Handbuch der Orientalistik", Bd 4 - Iranistik, Leiden - Köln, 1958.

ПАРФЯНСКОЕ ЦАРСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПАРХОМЕНКО

Александр Яковлевич (24.XII.1886 - 3.I.1921) - герой гражд. войны в СССР. Чл. Коммунистич. партии с 1904. Род. в с. Макаров Яр (ныне Пархоменко) Екатеринославской губ. в семье крестьянина. С 1900 был рабочим паровозостроит. з-да в Луганске, вел парт. работу, неск. раз арестовывался. В 1916 за организацию антивоен. забастовки сдан в солдаты. Участвовал в Февр. революции 1917 в Москве, затем возглавлял Красную гвардию в Луганске. В 1918 участвовал в боях с бандами Каледина и нем. оккупантами. Вместе с 5-й укр. армией совершил поход к Царицыну, был особоуполномоченным при РВС 10-й армии. В 1919 - харьковский губвоенком. С дек. 1919 - особоуполномоченный при РВС 1-й Конной армии. С апр. 1920 - нач. 14-й кав. дивизии 1-й Конной армии, участвовал в боях с белополяками, Врангелем и махновцами. Во время погони за гл. силами Махно П. с небольшой группой красноармейцев был окружен махновцами и погиб в бою.

А. М. Иванов. Москва.

ПАСАЛИДИС

ПАСАЛИДИС (Pasalidns), Иоаннис (р. 1885) - греч. политич. деятель. Род. в Сухуми. В 1910 окончил мед. ф-т Петерб. ун-та и возвратился в Сухуми. В 1922 переехал в Салоники, где занимался врачебной практикой. В 1923 впервые был избран деп. греч. парламента от г. Салоники, объявил о создании Социалистич. партии. В 1941-44 участвовал в Движении Сопротивления в рядах Нац.-освободит. фронта (ЭАМ), был чл. ЦК ЭАМ. В 1945-51 во главе Социалистич. партии выступал за мирное и демократич. развитие Греции. Один из основателей Единой демократич. левой партии Греции (ЭДА) и ее пред. с момента основания (июнь 1951). С 1951 П. регулярно избирается деп. парламента Греции. В 1960 посетил СССР.

ПАСАРГАДЫ

ПАСАРГАДЫ - город в Др. Иране, построенный на высокой террасе в 80 км к С. от Персеполя и названный по имени пасаргадов, одного из перс. племен, в к-рое входил и род Ахеменидов. В 550 до н. э. у П. перс. войско одержало решающую победу над армией индийского царя Астиага. В П. сохранились древнейшие памятники перс. материальной культуры (дворец и могила Кира II, храм огня в виде квадратной башни), а также краткие клинописные надписи с упоминанием Кира. После смерти Кира II П. стал священным местом коронации ахеменидских царей.

Лит.: Дьяконов M. M., Очерк истории древнего Ирана, М., 1961 (см. указатель); Herzfeld E., Pasargadae, Klio, 1908, Bd 8.

ПАСКЕВИЧ

Иван Федорович (8.V.1782 - 20.I.1856) - рус. воен. деятель, ген.-фельдмаршал (1829), ген.-адъютант (1825), граф Эриванский (1828), светлейший князь Варшавский (1831). Окончил Пажеский корпус (1800). Участвовал в рус.-тур. войне 1806-12. Во время Отечеств. войны 1812 и заграничных походов 1813-14 командовал 26-й и 2-й гренадерской дивизиями. В 1817-19 состоял при ген.-фельдцейхмейстере вел. князе Михаиле Павловиче, затем командовал гвард. дивизией, в к-рой служил будущий имп. Николай I, что способствовало дальнейшей быстрой карьере П. С 1825 - командир корпуса. Был чл. Верх. суда по делу декабристов. С 1826 командовал войсками в Закавказье, а с 1827 - наместник на Кавказе. Командовал рус. войсками во время рус.-иран. войны 1826-28 и рус.-тур. войны 1828-29 на Кавказе. В 1831 руководил подавлением Польского восстания 1830-31, после чего был назначен наместником в Царстве Польском, проводил политику нац. угнетения и русификации. Был одним из столпов реакц. николаевской воен. системы. В 1849 командовал войсками, посланными на подавление венг. революции. Во время Крымской войны 1853-1856 (с апр. 1854) - главнокомандующий войсками на зап. границе и на Дунае. После эвакуации войск из Дунайских княжеств фактически перестал играть сколько-нибудь значит. роль.

Лит.: Щербатов А. П., Ген.-фельдм. кн. Паскевич, т. 1-7, СПБ, 1888-1904; Перцов В., Жизнеописание ген.-фельдм., кн. Варшавского, гр. И. Ф. Паскевича-Эриванского, Варшава, 1870.

ПАССАРОВИЦКИЙ МИР 1718

ПАССАРОВИЦКИЙ МИР 1718 - см. Пожаревацкие мирные договоры 1718.

ПАССАУСКИЙ ДОГОВОР 1552

ПАССАУСКИЙ ДОГОВОР 1552 - заключен в июле - августе в г. Пассау между имп. "Свящ. Рим. империи" Карлом V и протестантскими князьями во главе с курфюрстом Саксонии Морицем Саксонским. П. д. 1552 отменил Аугсбургский религиозный компромисс 1548, признал лютеранство (до окончат. решения вопроса о религии на рейхстаге), объявил амнистию вождям Шмалькальденского союза. П. д. 1552 лег в основу Аугсбургского религиозного мира 1555.

Лит.: Bonwetsch G., Geschichte des Passauischen Vertrages von 1552, Gött., 1907.

ПАССЕК

1

Вадим Васильевич (20.VI.1808 - 25.X.1842) - рус. этнограф, историк, археолог. Из дворян Харьковской губ. Окончил Моск. ун-т. Участник кружка А. И. Герцена и Н. П. Огарева в 1831-34. Позднее сблизился с историком М. П. Погодиным, писателем А. Ф. Вельтманом и др. литераторами и учеными консервативного направления. Первая книга П. "Путевые записки Вадима" (М., 1834) ставила в духе романтич. историографии и мыслей Н. А. Полевого задачу изучения внутр. жизни, быта народа, его фольклора. Составил историко-статистич. описания Харьковской и Моск. губ. Издал "Очерки России" (5 кн., 1838-42) - науч.-популярный сб. по истории, археологии, этнографии, в к-ром сотрудничали Вельтман, Герцен, Д. В. Пассек (брат П.), И. И. Срезневский и др.

Лит.: Срезневский В. И., Список соч. В. В. Пассека, "Книговедение", 1894, No 4; его же, В. В. Пассек и его письма к И. И. Срезневскому, "PC", 1893, No 5, 9; Дубровский К., Рожденные в стране изгнания, П., 1916; Герцен А. И., Былое и думы, кн. 1-2, М., 1962; Пассек Т. П., Из дальних лет, т. 1-2, М., 1963; Токарев С. A., История рус. этнографии (Дооктябрьский период), M., 1966.

С. С. Дмитриев. Москва.

2

Татьяна Петровна (25.VII.1810 - 24.III.1889) - рус. писательница, автор мемуаров. Из дворян Тверской губ. Двоюродная племянница А. И. Герцена, урожденная Кучина ("корчевская кузина", "корчевская племянница" в "Былом и думах"). Подруга детства и юности Герцена. В 1832 вышла замуж за В. В. Пассека. В 1867 начала писать воспоминания, над к-рыми работала ок. 20 лет, собрала много док-тов, неизданных произв. и писем Герцена (нек-рые из них недостоверны), побуждала многих лиц писать мемуары о нем (М. К. Рейхель, Т. А. Астракову, Н. А. Тучкову-Огареву, Н. П. Огарева). С дек. 1872 ее воспоминания стали печататься в "Рус. старине". В 1878-89 впервые вышли отд. изд. в 3 тт. под назв. "Из дальних лет". Последнее изд. в 2 тт. - в 1963 (М.). Воспоминания П. - ценный источник по истории обществ.-идейной жизни 20-40-х гг. 19 в.

Лит.: Герцен А. И., Былое и думы, т. 1-2, М., 1962; Лесков Н. С., Лит. бабушка, "Всемирная иллюстрация", 1889, No 15; Дубовиков А. Н., Воспоминания Т. П. Пассек "Из дальних лет" как источник для изучения биографии Герцена и Огарева, в кн.: "Лит. наследство", т. 63, М., 1956.

С. С. Дмитриев. Москва.

3

Татьяна Сергеевна (р. 15.VIII.1903) - сов. археолог, д-р ист. наук (с 1947), ст. науч. сотрудник Ин-та археологии АН СССР, ответств. редактор КСИА (с 1958). Осн. исследования посвящены неолиту, энеолиту и бронз. веку Вост. Европы и Кавказа. Автор ок. 100 науч. работ. С 1934 руководит археол. экспедицией, изучающей памятники трипольской культуры на терр. Украины и Молдавии. Результаты исследований обобщены в монографиях: "Периодизация трипольских поселений (III-II тыс. до н. э.)" (М.-Л., 1949, за эту работу П. удостоена в 1950 Гос. премии СССР), "Раннеземледельческие (трипольские) племена Поднестровья" (М., 1961). Ряд работ П. посвящен общим проблемам методологии и методики археологии.

Лит.: Черныш Е. К., К 60-летию Т. С. Пассек, "CA", 1963, No 3.

ПАСТЕРСКОЕ ГОРОДИЩЕ

ПАСТЕРСКОЕ ГОРОДИЩЕ - памятник скифского и раннеср.-век. времени в Ср. Поднепровье. Расположен на окраине с. Пастерского Новомиргородского р-на Кировоградской обл. Осн. исследования П. г. в кон. 19 - нач. 20 вв. осуществил В. В. Хвойка. П. г. (пл. 19 га) разделено на 2 неравные части р. Сухой Ташлык (приток р. Тясьмина), имеет мощные оборонит. сооружения в виде рва и вала высотой до 20 м с четырьмя въездами. Ниж. скифский слой П. г. (6 - нач. 3 вв. до н. э.) характеризуется небольшими землянками с очагом в центре и наземными жилищами. Обитатели П. г. в 6-4 вв. до н. э. вели торговлю с греч. городами Сев. Причерноморья, преим. с Ольвией, о чем свидетельствуют фрагменты греч. импортной керамики. На рубеже 4-3 вв. до н. э. городище прекращает существование. В 7-8 вв. н. э. жизнь на городище возобновилась. Ср.-век. слой относится к памятникам типа салтово-маяцкой культуры и связан с осевшими на землю алано-болгарскими племенами. Ср.-век. поселение прекратило свое существование в кон. 8 - нач. 9 вв.

Лит.: Хвойко В. В., Городища Среднего Приднепровья, Тр. XII Археологич. съезда в Харькове. 1902, т. 1, М., 1905; Готье Ю. В., Железный век в Вост. Европе, М.-Л., 1930; Брайчевский М. Ю., Работы на Пастерском городище в 1949 г., КСИИМК, в. 36, М.-Л., 1951; его же, Новi розкопки на Пастирському городищi, "Археологiчнi пам'ятки УРСР", 1955, т. 5; Tiтенко Г. Т., Розкопки пам'яток скiфського часу на Пастирському городищi, там же, 1956, т. 6.

В. В. Кропоткин. Москва.

ПАСТОР

ПАСТОР (Pastor), Людвиг (31.I.1854 - 30.IX.1928) - австр. историк. Католик. С 1887 - проф. Инсбрукского ун-та; с 1901 - директор Австр. ист. ин-та в Риме; в 1921-28 - посол Австрии в Ватикане. На основе изучения архивных мат-лов (особенно из Ватиканского архива) написал многотомную "Историю папства с кон. средневековья" ("Geschichte der Päpste seit dem Ausgang des Mittelalters", Bd 1-16, 1886-1932) - самую обстоятельную документированную работу по этой теме, многократно переизд. (с 1955 выходит 8-е изд.).

"ПАСТУШКИ"

"ПАСТУШКИ" (франц. pastoureaux) - участники неск. крест. антифеод. восстаний на терр. совр. Франции и Бельгии в 13 - 1-й пол. 14 вв., имевших в той или иной степени антикатолич. направленность. Руководители восстаний "П." считали себя "пастырями (пастухами) божьими" (отсюда назв. "П.") и боролись против корыстолюбия и развращенности служителей католич. церкви. Первое восстание "П." относится к 1214 (пров. Берри). Наиболее значит. были восстания "П." в 1251 и 1320. В них участвовали не только крестьяне, но и гор. беднота. Восстание "П." 1251 возглавлял некий Яков (венгр по национальности или выходец из Венгрии), в прошлом монах цистерцианского ордена. Восстание, начавшись во Фландрии, Брабанте, Геннегау, распространилось в Пикардии, Бургундии; затем восставшие двинулись лавиной к Парижу, оттуда через Орлеан на юг. Передвигаясь от города к городу, "П." предавали огню и мечу замки феодалов, стремились уничтожить духовенство, монахов. Яков и др. руководители "П." читали проповеди, давали благословение, святили воду и т. п. В движении "П." были сильны черты крест.-плебейской ереси. Вероятно, по несколько преувеличенным данным хронистов, число "П." в период наибольшего размаха восстания 1251 (когда "П." достигли Парижа и направлялись на юг) превышало 100 т. ч. Однако распыление сил "П.", разделенных по выходе из Парижа на 3 части, облегчило их разгром королев. войсками. Осн. силы "П." были разбиты в р-не Буржа, Яков был убит. Восстание "П." 1320 (несколько меньшее по размаху, чем восстание 1251) было вызвано резким ухудшением положения крестьян из-за насильственного освобождения от личной зависимости (за большой выкуп), из-за увеличения ден. задолженности как феод. собственникам, так и гор. ростовщикам. Началось во Фландрии, затем "П.", как и в 1251, двинулись к Парижу, оттуда в Сентонж, Гиень, Ниж. Лангедок; один отряд "П." дошел до Авиньона. Особенностью восстания 1320 была его направленность не только против феодалов, но и против гор. ростовщиков. Восстание было жестоко подавлено королев. войсками.

Лит.: Керов В. Л., Восстание "пастушков" в юж. Нидерландах и во Франции в 1251 г., "ВИ", 1956, No 6; его же, Нар. движение в юж. Нидерландах и Франции в 1320 г., в сб.: Ср. века, в. 27, М., 1965; Erbstösser M., Werner E., Ideologische Probleme des mittelalterlichen Plebejertums..., В., 1960, S. 78-81.

В. Л. Керов. Москва.

ПАСУШ ДА СИЛВА

ПАСУШ ДА СИЛВА (Passos da Silva), Мануэл (5.I.1801 - 16.I.1862) - португальский политич. деятель. В молодости - либеральный журналист (в 1823 начал издавать в Коимбре журн. "Amigo do Povo" ("Друг народа"), вскоре закрытый властями), затем - адвокат в Порту. В 1828 в связи с выступлением против Мигела Брагансского вынужден был бежать за границу (через Испанию в Англию, Бельгию, затем - Францию). После падения Мигела вернулся в 1834 на родину и неоднократно избирался в палату депутатов; в 1861 получил звание пэра. После революции 1836 (в к-рой П. да С. активно участвовал) - один из руководителей левых либералов ("сентябристов"). Будучи в 1836-37 мин. внутр. дел, временно ведая и финансами, П. да С. содействовал открытию новых высших уч. заведений и развитию нач. образования в Португалии. В период революц. событий 1846-47 участвовал в работе жунты в Сантарене и был близок к жунте в Порту.

С. В. Фрязинов. Москва.

ПАСХА

ПАСХА (греч. pasxa, от др.-евр. pesach, букв. - прохождение) - иудейский и христ. праздник. Древнейшая П. у кочевых семитских племен была праздником весеннего отела скота, в связи с чем в жертву приносился новорожденный ягненок. При переходе этих племен к оседлости и земледелию (13-12 вв. до н. э.) П. превратилась в праздник жатвы. Отсюда обычай приготовления из первых зерен нового урожая опресноков (маццот). С развитием культа Яхве П. превратилась в праздник в честь легендарного исхода евреев из Египта. В христианстве праздник П. был переосмыслен и связан с верой в искупит. силу страданий Христа и в его воскресение. Первоначально иудейская и христ. П. совпадали по времени. 1-й Никейский вселенский собор (325) решил праздновать П. в первое воскресенье после истечения недели со дня иудейской П. В зависимости от особенностей лунного календаря эта дата приходится на время от 4 апр. по 8 мая. Празднование П. используется в иудаизме для проповеди идей клас. мира среди евреев и пропаганды национализма, в христианстве - для проповеди смирения, всепрощения и отказа от клас. борьбы.

Лит.: Воропаева К. Л., О пасхе, М., 1959; Алмазов С. Ф. и Питерский П. Я., Праздники православной церкви, М., 1962.

Я. А. Ленцман. Москва.

"ПАСХАЛЬНАЯ ХРОНИКА"

"ПАСХАЛЬНАЯ ХРОНИКА" - условное название византийской хроники, составленной вскоре после 628-629. Во введении к "П. х." сообщается о христ. летосчислении и пасхальных циклах - отсюда ее назв. Автор, имя к-рого неизвестно, - современник визант. имп. Ираклия (610-641), клирик из кругов, близких константинопольскому патриарху Сергию. "П. х." охватывает период от "сотворения мира" до 627. Описание событий визант. истории до кон. 6 в. компилятивно, в изложении происходившего с кон. 6 в. автор опирается на устную традицию и собств. наблюдения. Благодаря популярному изложению "П. х." оказала влияние на последующую хронографию.

Публ.: Chronicon Paschale, Bonnae, 1832 (GSH Byz., v. 2).

Лит.: Очерки по истории Византии, под ред. В. Н. Бенешевича, в. 3, СПБ, 1913, с. 86-88; Moravcsik G., Byzantinoturcica, 2 Aufl., (Bd. 1), (В.), 1958, S. 241-43.

ПАСХИ ОСТРОВ

Рапануи (Pascua, местное - Rapa Nui), - вулканич. о-в в юго-вост. части Тихого ок., в 3,4 тыс. км от Юж. Америки. Принадлежит Чили. Площ. 165,5 км2. Нас. ок. 900 чел. (1961), преим. полинезийцы, сильно метисированные в результате смешения с европейцами. Ко времени открытия о-ва голл. мореплавателем Я. Роггевеном (1722) население, находившееся на стадии разложения первобытнообщинного строя, достигало 3-4 тыс. чел. В 19 в. перуанские работорговцы и др. колонизаторы истребили большую часть коренных жителей и разрушили их самобытную культуру. В 1888 П. о. был присоединен к Чили. Местные жители занимаются земледелием (бататы, сахарный тростник, бананы) и рыболовством, работают пастухами на скотоводч. ферме, изготовляют сувениры для туристов. П. о. знаменит своими древними кам. статуями и дощечками с иероглифич. письменами. Остатки уничтоженной культуры пасхальцев в 1914-15 изучала англ., в 1934-35 - франко-бельг. экспедиции. В 1955-56 раскопки вела норв.-амер. экспедиция Т. Хейердала. По данным радиоуглеродной датировки, П. о. заселен не позже 4 в. н. э. Т. Хейердал полагает, что более тысячелетия на П. о. жили переселенцы из доинкского Перу, к к-рым в 15 в. присоединились полинезийцы с Маркизских о-вов, в 17 в. истребившие почти всех потомков первонач. обитателей. Большинство исследователей, подчеркивая глубокое сходство древней культуры П. о. с общеполинезийской, признает наличие в первой отдельных юж.-амер. элементов, но объясняет их либо плаваниями полинезийцев в Юж. Америку, либо прибытием на П. о. или Маркизские о-ва небольшой группы амер. индейцев, растворившихся среди местного населения. Сов. ученые Б. Г. Кудрявцев, Н. А. Бутинов и Ю. В. Кнорозов установили, что письмена П. о. имеют иероглифич. характер, обнаружили в текстах смысловые группы знаков и выявили содержание отд. отрывков (генеалогии, списки убитых, перечни растений). Над дешифровкой письменности П. о. работает также нем. ученый Т. Бартель.

Лит.: Народы Австралии и Океании, М., 1956; Бутинов Н. A., Иероглифич. тексты о-ва Пасхи, "ВИМК", 1959, No 3; Кнорозов Ю. В., Легенды о заселении о-ва Пасхи, "СЭ" 1963, No 4; Хейердал Т., Тайны о-ва Пасхи раскрыты, в сб.: Наука и человечество, т. 2, М., 1964; Федорова И. К., Ареои на острове Пасхи, "СЭ", 1966, No 4; Englert S., La tierra de Hotu Matua, San Francisco, 1948; Barthel Th., Grundlagen zur Entzifferung der Osterinselschrift, Hamb., 1958; Heyerdahl Th. (a. о.), Archaeology of Easter Island, L., 1961; Métraux A., Easter island, Oxf., 1957.

Д. Д. Тумаркин. Москва.

ПАТАЛИПУТРА

ПАТАЛИПУТРА - город в Др. Индии, один из величайших городов древнего мира (занимал пространство прибл. в 16 Ч 3 км). По традиции, был основан при царе Аджашашатру в сер. 5 в. до н. э. как крепость против гос-ва Личчхавов и вскоре стал важнейшим в Сев. Индии центром торговли, ремесла и культуры и столицей гос-ва Магадха. П. была столицей империи Нандов, Маурьев, Шунгов, Гуптов. К концу правления Гуптов (5-6 вв.) П. пришла в упадок и превратилась в руины. Рядом с развалинами, у берега р. Ганга, выросла совр. Патна. Описания П. сохранились во мн. инд. источниках, у антич. авторов, кит. путешественников. Археол. раскопки вскрыли остатки деревянных и кирпичных строений дворца Маурьев, многочисл. памятники иск-ва.

Лит.: Waddel L. A., Report on the excavations at Pâtaliputra, Calc., 1903; Chaudhuri В., Pâtaliputra, its importance in the history of Buddhism, "Indian Historic Quarterly", 1956, v. 32, No 2-3.

Г. M. Бонгард-Левин. Москва.

ПАТАНИ

ПАТАНИ - ср.-век. кн-во на С. Малаккского п-ова. В 12-13 вв. входило в империю Шривиджайя, в кон. 13 в. - в гос-во Сукотаи, в 14 в. - то в империю Маджапахит, то в королевство Сиам, к 1460 стало вассалом Малаккского султаната, с 1511 - Сиама, неизменно сохраняя значит. долю независимости. Во 2-й пол. 15 в. в П. получило распространение мусульманство. В 16-17 вв. столица кн-ва - город Патани был крупным центром междунар. торговли; значит. часть нас. города составляли кит., япон., индийские и португ. купцы. В 1602 в П. открылась голл. фактория, в 1612 - английская. В 1901 кн-во было ликвидировано и на его терр. введена сиамская администрация.

ПАТАРИЯ

ПАТАРИЯ (итал. Pataria) - нар. движение в сев.-итал. городах во 2-й пол. 11 в. Началось в Асти, Варесе и Павии изгнанием епископов, назначенных императором. Гл. центром П. был Милан, по назв. одного из его кварталов (Pataria - рынок старьевщиков, "барахолка") движение и получило свое наименование. П., приняв форму религ. борьбы сторонников Клюнийской реформы (вожди П. - Арнальд, Ландульф выступали против браков духовенства, против симонии), по сути являлась выступлением ремесленников, гор. бедноты (значит. часть к-рой примыкала к к.-л. ереси, преим. к ереси катаров) не только против духовенства, но и против феодалов, тесно связанных с ломбардским духовенством. Папа Виктор II (1055-57) предал проклятию вождей движения, но впоследствии папство изменило свое отношение к П.: Григорий VII (1073-85) поддержал П., стремясь использовать ее для борьбы против епископов - ставленников императора, для подчинения ломбардского духовенства папской власти. Вооруж. столкновения горожан с феодалами и духовенством произошли в Милане, Брешии, Парме и Пьяченце. На сторону восставших перешли мелкие феодалы - вальвассоры. К 80-м гг. 11 в. П. была подавлена; способствовала образованию в сев.-итал. городах коммун (кон. 11 - нач. 12 вв.). П. дала назв. нар. ереси патаренов, распространившейся в кон. 12 в. в городах Ломбардии.

Лит.: Стоклицкая-Терешкович В. В., Осн. проблемы истории ср.-век. города, М., 1960, гл. 4.

В. И. Рутенбург. Ленинград.

ПАТЕЛЬ

Валлабхаи (31.X.1875 - 15.XII.1950) - один из крупнейших деятелей Индийского национального конгресса (ИНК), представитель его правого крыла. Получил в Англии юридич. образование. В 1916 включился в нац.-освободит. движение Индии. В 1931 был президентом ИНК. После завоевания Индией независимости (1947) - зам. премьер-министра и одновременно мин. внутр. дел в центр. индийском пр-ве.

ПАТЕНТ О БАРЩИНЕ 1775

ПАТЕНТ О БАРЩИНЕ 1775 - издан 13 авг. 1775 Марией Терезией во время крест. восстания в Чехии и Моравии. Регламентировал барщину для крепостного крестьянства Чеш. королевства. Для крестьян с полным наделом устанавливалось 3 дня барщины в неделю (с использованием своего рабочего скота), для владевших только приусадебным участком (домкаржи) - 26 дней в году, для безнадельных - 13 дней в году (подруги) или 1-3 дня в неделю (халупники). За пропущенный день барщины крестьянину полагалось отработать 2 дня. Для того чтобы компенсировать помещику уменьшение рабочих рук в х-ве, П. о б. позволял принуждать крепостных, не обязанных еженедельной барщиной, к работе за плату, размеры к-рой колебались в зависимости от времени года.

В кон. 1775 пр-во, стремясь увеличить налоговые поступления, ввело в своих коронных имениях в Чехии и Моравии и в конфискованных (1773) владениях иезуитов т. н. систему Рааба, в соответствии с к-рой барщина вследствие ее нерентабельности подлежала выкупу, а крепостная зависимость упразднялась. На помещичьих землях продолжал действовать П. о б. Несмотря на умеренный характер П. о б., он вызвал недовольство дворян, в связи с чем в 1776 был дополнен распоряжением, позволявшим помещикам увеличивать барщину за пользование угодьями. Разработанные на основании П. о б. положения о регламентации барщины сохраняли силу до 1848.

Публ.: Archiv Cesky, dl 24, (Praha), 1908, s. 488-508.

Ю. Ф. Иванов. Москва.

ПАТЕНТ О ПОДДАННЫХ 1781

ПАТЕНТ О ПОДДАННЫХ 1781 - издан для чеш. земель 1 нояб. 1781 Иосифом II в условиях начавшегося там развития капиталистич. отношений. Заменял личную зависимость крестьян т. н. подданством. Освобождал крестьян от службы на господском дворе, предоставлял им право перехода от одного помещика к другому, свободного вступления в брак, обучения ремеслам, ухода в город. Однако позем. зависимость сохранялась; "подданные" были обязаны нести барщину и подлежали поместной, судебной и полицейской юрисдикции. В 1785 патент был распространен на Словакию и Венгрию.

Публ.: Archiv Cesky, dl 25, (Praha), 1910, s. 25-28.

Ю. Ф. Иванов. Москва.

ПАТЕР ПАТРИЕ

ПАТЕР ПАТРИЕ (Pater patriae или parens patriae - отец отечества) - почетный титул в Др. Риме. Впервые был пожалован сенатом в 63 до н. э. Цицерону; в 45 до н. э. - Цезарю; начиная с Августа, присваивался обычно императорам.

ПАТЕРИКИ

ПАТЕРИКИ (греч., ед. ч. - Paterixon, от patnr - отец) - сборники рассказов из жизни монахов (преим. отшельников) различных стран и монастырей. Первый известный нам П. появился на рубеже 4-5 вв. в Египте. Ок. 420 Палладий, епископ Геленупольский (в Вифинии), написал "Лавсаик", где егип. монахам также отведено главенствующее место. Оба памятника составили т. н. Египетский П. В 5 же в. в Египте появились и т. н. "Изречения отцов" ("Apophtegmata patrum"). В сохранившемся варианте материал расположен по алфавиту, по именам отцов - от Антония до Ора (в переводах известен как Алфавитный, или Азбучный П.). Позднее возникли два наиболее известных сборника: Римский П. паны Григория I и т. н. "Луг духовный" (Лимонарь) Иоанна Мосха (ум. в 619), переведенные на различные яз. Распространившиеся в визант. литературе П. начали переводиться на слав. яз. еще при Кирилле и Мефодии. Вскоре появились и слав. переработки П. (болг. переработка П. Иоанна Мосха - "Лимонис" и др.). На Руси П. стали известны с 11 в.; рассказами из П. переполнены древнейшие лит. сборники, преим. Прологи. Занимат. рассказы П., в к-рых фантастич. элемент уживается о реалистич. и бытовым, широко распространились в рукописной книжности. Они вызвали к жизни оригинальные рус. П. - Киево-Печерский патерик и Соловецкий П., отразились в изобразит. иск-ве. Сюжеты П. использованы в творчестве многих рус. писателей.

Лит.: Срезневский И. И., Сведения и заметки о малоизвестных и неизвестных памятниках, Сб. ОРЯС АН, 1879, т. 20, No 4 (Синайский патерик); Преображенский В. С., Славяно-русский скитский патерик, К., 1909; О. Еремин I., "Сводный" патерик у пiвденно-слов'янських, укра'пнському та московському письменствах, "Зап. iст.-фiлологiч. вiддiлу АН УССР", 1927, кн. 12, 15; его же, К истории древнерус. переводной повести, ТрОДРЛ, т. 3, М.-Л., 1936; Festugiere A. J., Historia monachorum in Aegypto, Brux., 1961; Guy J.-C., Recherches sur la tradition grecque des Apophtegmata patrum, Brux., 1962.

А. П. Каждан. Москва,

H. H. Розов. Ленинград.

ПАТЕСИ

ПАТЕСИ - см. Энси.

ПАТЕТ ЛАО

ПАТЕТ ЛАО (на яз. лао - страна лао) - название, данное Лаосу (франц. Laos) националистич. движением Лао Иссара после восстания в окт. 1945. В 1950-54 освобожденные от колонизаторов р-ны страны, находившиеся под контролем Фронта освобождения Лаоса (Нео Лао Итсала), также назывались П. Л. В прессе и литературе часто переносят это название на руководившееся Нео Лао Итсала национально-освободит. движение и его вооруж. силы, а также на патриотич. силы Лаоса, руководимые Нео Лао Хаксат.

ПАТИЛ

Патель, - в ср.-век. Индии староста деревни. П. был главой общинного самоуправления, но фактически в 17-18 вв. стал управляющим на службе гос-ва или феодала. П. должен был собирать и уплачивать налог с деревни, следить за состоянием крест. х-в, способствовать увеличению обрабатываемых и облагаемых налогом земель. Он осуществлял также суд. и полицейские функции. Должность П. была наследственной и могла продаваться. Пользуясь большой властью над крестьянами, П. концентрировали в своих руках зем. собственность и часто превращались в мелких феодалов.

Лит.: Рейсвер И. М., Народные движения в Индии в XVII-XVIII вв., М., 1961.

ПАТКАНОВ

Керопэ Петрович (4.V.1833 - 2.IV.1889) - рус. востоковед, специалист по арм. ист. источникам, арм. филологии и лит-ре. С 1861 - адъюнкт, а с 1871 - проф. Петерб. ун-та. С 1885 - чл.-корр. Росс. АН. Его публикации: "Хронологич. история, составленная отцом Мехитаром, вардапетом Айриванским" (1869), "История монголов" Абега Магакии (1871) и "История монголов по арм. источникам", в. 1-2 (1873-1874) и нек-рые др. выполнены на высоком уровне и широко используются в науке.

Соч. (кроме указ. в статье): Опыт истории династии Сасанидов, по сведениям, сообщаемым армянскими писателями, СПБ, 1863; Армянская география VII в. по Р. X. (приписываемая Моисею Хоренскому), СПБ, 1877; Исследования о составе армянского языка, СПБ, 1864; О месте, занимаемом армянским языком в кругу индоевропейских, Изв. Кавказского отделения РГО, 1879, в. 6; О клинообразных надписях Ванской системы, открытых в пределах России, "ЖМНП", 1882, ч. 224, декабрь.

Лит.: РБС, (т. 13), СПБ, 1902.

ПАТНЕЙСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

ПАТНЕЙСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ - см. в ст. Английская буржуазная революция 17 века.

ПАТРАЭЙ

Патраей, - город Боспорского государства, упоминается в "Географии" Страбона (XI. II.8), а ранее - Гекатеем Милетским под назв. Патрасий (см. Steph. Byz., Patrasis). Его местоположение предположительно отождествляется с разрушаемым морем городищем на сев. берегу Таманского зал. В 1948-61 раскопки П. вел А. С. Башкиров, с 1964 - Н. И. Сокольский. Установлено, что город возник в 6 в. до н. э., жил интенсивной жизнью в эпоху эллинизма и 1-е вв. н. э. В 1 в. до н. э. здесь была построена крепость из сырцового кирпича. На рубеже 1 и 2 вв. н. э. город был сожжен неприятелем. Основой экономики П. было с. х-во, большое значение в 1-3 вв. н. э. имело виноделие. После гуннского погрома (370-е гг. н. э.) на руинах антич. П. возникло ср.-век. поселение.

Лит.: Гайдукевич В. Ф., Боспорское царство, М.-Л., 1949, с. 204-05; Башкиров А. С., Отчет об историко-археол. изысканиях на Таманском полуострове летом 1948, "Уч. зап. МГПИ им. В. П. Потемкина", 1949, т. 13, в. 2; его же, Историко-археол. изыскания на Таманском полуострове в 1949-51 гг., "Уч. зап. Ярославского пед. ин-та", 1957, т. 22(32).

Я. И. Сокольский. Москва.

ПАТРИАРХ

ПАТРИАРХ (греч. Patriarxns, от patnr - отец и arxeo - управляю) - высший титул главы самостоятельной (автокефальной) православной христ. церкви в ряде стран. Титул П. установлен Халкидонским церк. собором (451); после разделения христ. церкви на западную (католическую) и восточную (православную) он закрепляется за иерархами вост. церкви. В Визант. империи православную церковь возглавляли 4 П. (Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский). С возникновением самостоят. слав. гос-в (Болгария, Сербия) во главе их церквей также становились П. В России П. был избран собором рус. церк. иерархов в 1589. Рус. П. являлись в кон. 16 - 17 вв. крупными феодалами-землевладельцами и принимали активное участие в политич. жизни гос-ва. Наибольшего могущества власть П. России достигла при Никоне. Постепенное подчинение П. светской власти завершилось при Петре I, к-рый после смерти П. Адриана в 1700 назначил не П., а местоблюстителя патриаршего престола, а с 1721 ликвидировал звание П. Руководство церк. делами стал осуществлять Синод. Титул П. был восстановлен на соборе рус. православной церкви 1917-18 (с 1945 П. Московский и всея Руси - Алексий). Помимо русской, имеются П. константинопольской, александрийской, антиохийской, грузинской (католикос-П.), сербской, болгарской и румынской церквей.

Лит.: Голубинский Е., История рус. церкви, т. 1-2, М., 1901-11.

Б. И. Буганов. Москва.

ПАТРИАРХАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ

ПАТРИАРХАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ - распространенная в бурж. науке теория, по к-рой начальной и осн. ячейкой человеческого общества была патриархальная семья, воплощавшая начала частной собственности и "естественной" власти отца. Согласно П. т., патриархальная семья являлась прообразом гос-ва, патриарх- домовладыка - прообразом монарха, а его власть - прообразом и источником гос. власти. Т. о., П. т. используется для обоснования клас. господства. П. т. впервые была изложена Платоном и Аристотелем, а в ср. века разрабатывалась Августином, Фомой Аквинским, Ж. Боденом и особенно Р. Филмером в его сочинении "Патриарх, или Естественное право королей". Образцами начальных семей для этих писателей были библейская патриархальная община и римская familia. В 18 в. П. т. придерживались энциклопедисты, в 1860-х гг. с нею вновь выступил Г. Мэн. В новейшее время многие бурж. ученые, и особенно В. Шмидт, пытались использовать П. т. в своей борьбе с марксистской концепцией истории. П. т. была опровергнута учением И. Бахофена и особенно Л. Моргана, развитым К. Марксом и Ф. Энгельсом. Изучение первобытнообщинного строя показало, что патриархальная семья возникает на сравнительно поздней ступени развития первобытного общества, в ходе его распада.

Лит.: Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 21; Косвен М. О., Матриархат. История проблемы, М.-Л., 1948.

ПАТРИАРХАТ

ПАТРИАРХАТ (от. греч. patnr - отец и arxn - власть, букв. - отцевластие) - наиболее распространенная форма первобытнообщинных отношений времени их распада, характеризующаяся преобладающей ролью мужчины в х-ве, обществе и семье.

Согласно одной из точек зрения (М. О. Косвен), П. является универсальным этапом в истории родового общества. По другой теории (А. М. Золотарев, С. П. Толстов), П. был лишь одной из форм распада первобытнообщинных отношений и поэтому не может выделяться как отдельный этап периодизации. Но обе стороны согласны с тем, что ранее или позднее, при переходе от первобытнообщинного строя к классовому, или уже в последнем, всегда складываются отцовско-правовые отношения и в этом смысле П. универсален. В истории первобытного общества П. следует за матриархатом. Переход к П. совершается в ходе значит. развития производит. сил и повышения производительности труда во всех формах х-ва: земледелии, скотоводстве, охоте и рыболовстве. Развитие произ-ва обусловило рост обмена и возникновение частной собственности. Происходило вытеснение мужчиной женщины из сферы осн. произ-ва и ограничение ее труда преим. домашней работой. Для П. характерны также счет родства по отцовской линии (патрилинейность), делокализация рода и утеря им хоз. единства при сохранении идеологич. общности сородичей, переход от парного брака к моногамии, поселение жены в общине мужа (патрилокальность) и образование больших патриархальных семей, иными словами - смена материнско-родовых отношений патриархаль- ными. В своем дальнейшем развитии П. приводит к росту имуществ. дифференциации, возникновению патриарх. рабства и зарождению деления общества на классы.

Вышеизложенная теория П., принятая в сов. науке, была создана Ф. Энгельсом. До этого вопрос о месте П. в истории общества в течение многих веков был предметом дискуссии. Уже в антич. время Платоном и Аристотелем развивалась мысль о изначальной патриархальности человеческого общества. В ср. века идеи изначального П. придерживались Фома Аквинский, Ж. Бодэн, Р. Филмер и др., к-рым эта, т. н. патриархальная, теория служила для обоснования "божественного права" королей. В 19 в. одним из видных сторонников изначального П. был англ. историк права Г. Мэн, полагавший, что человеческое общество развивается от патриархальной семьи через патриархальный род и племя к гос-ву. В 1860-70-х гг. сначала И. Бахофен, а затем Л. Г. Морган на большом фактич. материале опроверг гипотезу об изначальности патриархально-родового строя, показав, что он не предшествует, а следует за эпохой матриархата. В бурж. науке до сих пор не прекращаются попытки доказать примат П. над матриархатом или, по крайней мере, их равноправие как двух путей первонач. развития человеческого общества. Изначальность П. бурж. этнографы рассматривают как доказательство извечности частной собственности, монотеистич. религии и др. черт, присущих капиталистич. обществу (см. Патриархальная теория). Наиболее видными противниками марксистской теории П. были в кон. 19 - нач. 20 вв. К. Старке и Э. Вестермарк, позднее - В. Шмидт, П. Шебеста, Р. Лоуи, Дж. Мёрдок и др.

Лит.: Маркс К., Конспект книги Л. Г. Моргана "Древнее общество", в кн.: Архив Маркса и Энгельса, т. IX, М., 1941; Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 21; Косвен М. О., Матриархат. История проблемы, М.-Л., 1948; его же, Переход от матриархата к патриархату, Тр. Ин-та этнографии, т. 14, М., 1951; Морган Л. Г., Древнее общество..., Л., 1934; Ольдерогге Д. A., Энгельс и проблема происхождения отцовского рода, Тр. Ин-та антропологии, археологии и этнографии, т. 4, М.-Л., 1936; Толстов С. П., Древний Хорезм, М., 1948.

Л. А. Файнберг. Москва.

ПАТРИАРШИЙ ДВОРЦОВЫЙ ПРИКАЗ

ПАТРИАРШИЙ ДВОРЦОВЫЙ ПРИКАЗ - см. Приказы.

ПАТРИАРШИЙ КАЗЁННЫЙ ПРИКАЗ

ПАТРИАРШИЙ КАЗЁННЫЙ ПРИКАЗ - см. Приказы.

ПАТРИКИЙ

ПАТРИКИЙ (среднегреч. Patrixios, от лат. patricius) - в Византии (до 12 в.) один из титулов служилой знати: ниже магистра и выше протоспафария.

ПАТРИЛИНЕЙНОСТЬ

ПАТРИЛИНЕЙНОСТЬ (от лат. Pater - отец и linea - линия) - счет происхождения родства и наследование по отцовской линии. П. является одним из признаков отцовского рода, или патриархата. Исторически П. следует за матрилинейностъю или же за билинейностью, как формой перехода от матрилинейности к П., и сохраняется до наших дней. По мнению сторонников патриархальной теории (см. Патриархат), П. предшествует матрилиней- ности.

Предыдущая страница Следующая страница