Приглашаем посетить сайт

Тургенев (turgenev-lit.ru)

Советская историческая энциклопедия
Статьи на букву "М" (часть 33, "МУХ"-"МЯС")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 33, "МУХ"-"МЯС")

МУХАММЕД ГУРИ

Муиз-ад-дин Мухаммед, - завоеватель Индии. Происходил из рода правителей Гура (Зап. Афганистан). В 1173, после завоевания Газны его старшим братом Гияс-ад-дином Мухаммедом Гури, М. Г. был назначен правителем этой области. В 1175 начал завоеват. походы в Вост. Афганистан и в Сев. Индию. Захватив в 1186 Лахор, столицу последних Газневидов, положил конец Газневидскому государству. В 1192 при Гораине разбил войска раджпутских правителей Сев. Индии и за несколько лет овладел многими землями в долине р. Ганг. После смерти Гияс-ад-дина (1203) стал султаном гос-ва Гуридов, объединив под своей властью большую часть Афганистана и Сев. Индии. Был убит гакхарами. На развалинах империи М. Г. образовался Делийский султанат.

МУХАММЕД ИБН АБД-АЛЬ-ВАХХАБ

МУХАММЕД ИБН АБД-АЛЬ-ВАХХАБ (1703-87) - основоположник и идейный вдохновитель движения ваххабитов. Род. в Уайна (Неджд); учился в Медине. Много путешествовал по странам Бл. и Ср. Востока. Вернувшись на родину, выступил против суфизма и культа святых; требовал очищения ислама от "новшеств". Свое учение изложил в "Книге единобожия" ("Китаб ат-таухид").

МУХАММЕД ИБН ХИНДУШАХ НАХЧИВАНИ

МУХАММЕД ИБН ХИНДУШАХ НАХЧИВАНИ - ср.-век. автор, чиновник финанс. ведомства при Джалаиридах, выразитель интересов оседлой знати Ирана и Азербайджана. Был связан с сыном Рашидаддина - Хаджа Гиясаддином. В своих соч. развивал идеи Рашидаддина и его круга. Ок. 1361 составил на перс. яз. "Дастур ал-катиб фи тайин ал-маратиб" ("Руководство для писца при определении сановных степеней") (опубл. т. 1, ч. 1, М., 1964). Это сочинение составлено в виде писем и ответов, содержит большой и ценный материал о налоговом гнете, формах землевладения, положении крестьян и т. д. в Иране и Азербайджане 14 в.

Лит.: Петрушевский И. П., Земледелие и аграрные отношения в Иране XIII-XIV вв., М.-Л., 1960.

МУХАММЕД ТУГЛАК

МУХАММЕД ТУГЛАК - правитель в Делийском султанате в 1325-51. Руководствуясь политич. и стратегич. мотивами, в 1326-27 сделал столицей султаната Девагири. При М. Т. резко возросли налоги, в результате чего крестьяне покидали деревни, и поля оставались невозделанными. Для пополнения казны ввел неполноценную монету, медную и бронзовую, что оказало отрицат. воздействие на х-во страны. М. Т. был образованным для своего времени человеком, знакомым с астрономией, философией, математикой и др. науками; писал стихи на перс. яз.

МУХАММЕД ХАЙДАР

Доглат, Мирза Хайдар (1499-1551), - историк и гос. деятель Моголистана и Вост. Туркестана. В 1512-33 жил у своего двоюродного брата Султан Саид-хана в Вост. Туркестане и стяжал славу умного советника и храброго полководца. В 1533 М. X. перешел на службу к своим племянникам Камрану и Хумаюну, владельцам Лахора. Ок. 1541 по поручению Хумаюна завоевал Кашмир и основал там почти независимое гос-во, к к-рому вскоре присоединил и Тибет. В 1541-47 М. X. написал труд "Тарих-и Рашиди", являющийся ценным источником по истории Восточного Туркестана, Казахстана и Средней Азии 15 - 1-й половины 16 вв.

Соч.: The Tarikh-i-Rashidi, ed. N. Elias, L., 1895.

Лит.: Вельяминов-Зернов В. В., Исследование о касимовских царях и царевичах, СПБ, 1864, ч. 2, с. 130-137.

Э. А. Масанов. Алма-Ата.

МУХАММЕД ХАЯТ-ХАН

МУХАММЕД ХАЯТ-ХАН (ок. 1820-75) - афг. историк и этнограф. В 1849-70 был чиновником англ. колониальной администрации в Сев.-Зап. Индии. Использовал свое офиц. положение для сбора мат-лов, к-рые легли в основу его фундаментального исследования "Хаят-и афгани" (изд. на яз. урду в Лахоре, 1867; имеется сокращ. англ. перевод, 1874), освещающего социально-экономич. строй, обществ. отношения и историю афганских племен в средние века и новое время. Этот труд до сих пор не утратил своего значения.

МУХАММЕД ШЕЙБАНИ

Мухаммед Шайбани (1451-1510), - основатель феод. династии узб. ханов Шайбанидов (с 1500). Потомок Шайбана, внука Чингисхана. В молодости вел борьбу за объединение кочевых племен и восстановление распавшегося гос-ва своего деда Абулхайра. Однако встретил сильное сопротивление казахов, к-рые стали постепенно вытеснять на Ю. племена, поддерживавшие М. Ш. В кон. 15 в. направил свои завоевания против владений Тимуридов. Используя феод. усобицы, упадок экономич. жизни и резкое обострение клас. противоречий в Мавераннахре, М. Ш. сравнительно легко подчинил его своей власти. Он роздал завоеванные терр. своим родственникам, обеспечив за собой руководство внеш. политикой и армией. Пытаясь подавить сепаратистские тенденции внутри страны и захватить др. владения Тимуридов в Ср. Азии, а также отразить набеги казахов, М. Ш. всю свою жизнь провел в воен. походах. В 1505 он завоевал Хорезм. Затем его войска вступили в пределы Хорасана и в 1507 заняли Герат. Дальнейшее продвижение М. Ш. на Ю. натолкнулось на сопротивление государства Сефевидов. В 1510 М. Ш. погиб при Мерве в битве с войсками шаха Исмаила I.

Лит.: Бартольд В. В., Шейбаниды, Соч., т. 2, ч. 2, М., 1964; Мухаммед Юсуф мунши, Муким-ханская история, пер. с тадж., Таш., 1956; Семенов А. A., Шейбани-хан и завоевание им империи Тимуридов, в кн.: Мат-лы по истории таджиков и узбеков Ср. Азии, в. 1, (Душанбе), 1954.

Э. А. Масанов. Алма-Ата.

МУХАММЕД-АЛИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МУХАММЕД-ГИРЕЙ

Мухаммед-Герай (ум. 1523), - хан Крымского ханства в 1515-23, старший сын Менгли-Гирея. Еще при жизни отца М.-Г. занял резко враждебную позицию по отношению к Рус. гос-ву. В 1521 инспирировал заговор в Казани против хана Шах-Али (ставленника Василия III), посадил вместо него своего брата Сагиб-Гирея и организовал поход крымских и казанских татар с целью захвата Москвы, чего, однако, ему не удалось добиться. Вступив в конфликт со значит. частью крымской знати, пытался опереться на ногайцев, к-рые, не желая переселяться в новые р-ны, убили М.-Г.

Лит.: Смирнов В. Д., Крымское ханство под верховенством Отоманской Порты до нач. 18 в., СПБ, 1887; Сыроечковский В. Е., Мухаммед-Герай и его вассалы, "Уч. зап. МГУ", 1940, в. 61; Смирнов И. И., Восточная политика Василия III, ИЗ, т. 27, 1948.

МУХАММЕД-ДЖАН

МУХАММЕД-ДЖАН (ум. ок. 1882) - афг. воен. деятель. В период англо-афг. войны 1878-80 командовал афг. артиллерией крепости Али-Масджид, руководил афг. войсками в сражении на Чорасиабских высотах на подступах к Кабулу. В дек. 1879 участвовал в освобождении Кабула. Был казнен по приказу эмира Абдуррахмана, опасавшегося усиленмя влияния М.-Д.

МУХАММЕД-РАХИМ

МУХАММЕД-РАХИМ (ум. 1758) - основатель династии Мангыт в Бухаре. В 1747-48 стал фактич. правителем Бухарского ханства, убив последнего представителя династии Аштарханидов. В 1753 принял титул эмира. Освободился от вассальной зависимости Ирана, создал сильное войско. Подчинил Шахрисябз, Ургут, Джизак, Ура-тюбе, Гиссар и др. Войны нанесли огромный ущерб х-ву страны.

Лит.: История Узб. ССР, т. 1, кн. 1, Таш., 1955; Иванов П. П., Очерки по истории Ср. Азии, М., 1958.

МУХАММЕД-ЭМИН

МУХАММЕД-ЭМИН - правильнее - Мохаммед-Амин (1818-63), - один из руководителей антиколониального движения горцев Зап. Кавказа 40-50-х гг. 19 в. С детства под именем Мохаммеда Асиялова воспитывался у аварских мулл. 18 лет стал мюридом, заслужил доверие Шамиля, к-рый присвоил ему имя "Амин" (араб. "верный") и в 1848 направил в качестве наиба на Зап. Кавказ. Опираясь на местное духовенство, М.-Э. пытался сплотить горцев для борьбы с царизмом. Женитьбой на дочери темиргоевского князя Болотко хотел сблизиться и с местной феод. знатью. В нояб. 1859, через 3 мес. после капитуляции Шамиля, М.-Э. также сдался рус. властям. Получив от царя ежегодную пенсию в 3 тыс. руб., вскоре выехал в Турцию, где и умер.

Лит.: АКАК, т. 10-12, Тифлис, 1885-1904; Казем-бек М. A., Мохаммед Амин, "Рус. слово", 1860, кн. 6; Смирнов Н. A., Мюридизм на Кавказе, М., 1963.

МУХАННАТ-ТАПА

МУХАННАТ-ТАПА - многослойное древнее поселение в р-не Еревана (Арм. ССР). Исследовалось в 1935-37 Е. А. Байбуртяном. Открыты культурные слои трех последовательных этапов развития Юж. Закавказья 3-1-го тыс. до н. э.: раннебронз. (культура т. н. куро-аракского энеолита), среднебронз. (триалетская культура) и раннежелезный (культура урартского периода). В М.-т. впервые для терр. Армении была открыта расписная керамика эпохи бронзы и впервые для памятников Закавказья 3-1-го тыс. до н. э. была установлена четкая стратиграфия.

Было доказано, что культура эпохи бронзы, характеризуемая красной керамикой с черной росписью, следует за т. н. культурой куро-аракского энеолита и предшествует культуре урартского периода.

Лит.: Байбуртян Е., Проблема крашеной керамики Армении, "Вестник Ин-та истории и лит-ры Арм. ССР", кн. 2, Ер., 1937 (на арм. яз.); Пиотровский Б. Б., Археология Закавказья с древнейших времен до 1 тыс. до н. э., Л., 1949, с. 44; Мартиросян А. А. Армения в эпоху бронзы и раннего железа, Ер., 1964.

Р. М. Мунчаев. Москва.

МУХАНОВ

Петр Александрович (7.I.1799 - 12.II.1854) - декабрист. Штабс-капитан лейб-гвардии Измайловского полка. Член "Союза благоденствия" (1818). Будучи адъютантом ген. Н. Н. Раевского, сблизился в Киеве с руководителями Южного об-ва, знал о Северном об-ве, но, видимо, не был членом ни одного из них. Печатался в "Сыне Отечества", "Сев. архиве", "Моск. телеграфе" и др. Опубликовал ряд статей и переводов по воен. истории. После поражения восстания 14 дек. М. призывал моск. декабристов к решит. действиям и вызывался на цареубийство. Приговорен к 12 годам каторги, сокращенной до 8 лет, к-рую отбывал в крепостях и в Сибири.

Лит.: Восстание декабристов. Док-ты и мат-лы, т. 3, 8, М.-Л., 1925-27; Записки, статьи, письма декабриста И. Д. Якушкина, М., 1951; Сиверс А. A., Мат-лы к родословию Мухановых, СПБ, 1909; Попов П., П. А. Муханов в Сибири, в сб.: Декабристы на каторге и в ссылке, М., 1925; Азадовский М. К., Затерянные и утраченные произв. декабристов, "ЛН", т. 59, М., 1954; Порох И. В., Деятельность декабристов в Москве (1816-25), в сб.: Декабристы в Москве, М., 1963.

И. В. Порох. Саратов.

МУХАРРАМ

Мухаррем (араб. - заповедный, священный), - назв. первого месяца мусульм. лунного календаря. В 20 в. М. совпадает с весенними месяцами. Первые 10 дней М. - дни траура у шиитов - посвящены памяти их "великомученика" Хусейна. В эти дни, особенно в 10-й (ашура), шиитское духовенство устраивает религ. шествия (см. Шахсей-вахсей), а также мистерии на сюжет гибели Хусейна.

МУХАРРЕМСКИЙ ДЕКРЕТ

МУХАРРЕМСКИЙ ДЕКРЕТ - указ тур. султана от 8(20) дек. 1881 (28-е число мусульм. месяца мухаррема, отсюда назв.). Издан в связи с финанс. банкротством Турции. Установил сумму и порядок оплаты оттоманского долга и учредил Управление оттоманского долга во главе с Советом из представителей держав-кредиторов (Англии, Франции, Германии, Австро-Венгрии, Италии), получившее в свое ведение в качестве обеспечения платежей осн. источники гос. доходов Турции.

Публ.: Ключников Ю. В., Сабанин А., Междунар. политика новейшего времени в договорах, нотах и декларациях, ч. 1, М., 1925, с. 393-95.

МУХИН

Федор Никанорович (1878 - 9.III.1919) - герой гражд. войны на Д. Востоке. Чл. Коммунистич. партии с 1904. Род. в с. Заводо-Уковское Тобольской губ. в семье крестьянина; работал машинистом на станции Ульмин КВЖД. Активный участник революции 1905-07. После победы Окт. революции в февр. 1918 избран пред. Амурского обл. совета и Благовещенского гор. совета, позже возглавлял Амурский Совнарком. В конце 1918 - один из организаторов партиз. движения в Приамурье, участвовал в подготовке вооруженного восстания трудящихся Приамурья против амер.-япон. интервентов и белогвардейцев (янв. 1919). В марте 1919 был арестован белогвардейцами и убит.

Лит.: Памятник борцам пролетарской революции, погибшим в 1917-1921 гг., 3 изд., М., 1925; Из истории организаций КПСС на Дальнем Востоке (1905 - июнь 1941). Сб. ст., мат-лов и док-тов, Хабаровск, 1962.

МУХСКАЯ БИТВА 1241

МУХСКАЯ БИТВА 1241 (битва на р. Шабо) - сражение войска венг. короля Белы IV с передовым отрядом татаро-монг. армии под командой Батыя. Происходила 11 апр. у с. Мухи (Мохи, комитат Боршод). Следствием поражения венгров в М. б. явилось опустошение Венгрии татаро-монголами (1241-42).

Лит.: Olhváry Ц., A Muhi csata, "Századok", 1902, évf. 26, közl. 2.

МУХТАР

МУХТАР - аль-Мухтар, Абу Убайд ас-Сакафи (ум. 4.IV.687), - один из участников борьбы за верховную власть в халифате Омейядов. Возглавил в 685 восстание шиитов, не признававших права на халифат ни за Абдаллахом ибн аз-Зубейром, ни за Абд-аль-Маликом и требовавших восстановления прав потомков халифа Али. В окт. 685 М. со своими сторонниками овладел Куфой. В 686 войско М., большую часть к-рого составляли мавали аль-асфал (см. в ст. Мавля) и рабы, одержало победу над Омейядами. Араб. знать Куфы, недовольная тем, что М. приравнял мавали в правах к арабам, обратилась за помощью к Абдаллаху ибн аз-Зубейру. Его войска разбили М. после 4-месячной осады Куфы, а сам М. был убит.

Лит.: Gilder H. D. van, Mohtar de valsche Profeet, Leiden, 1888.

З. М. Буниятов. Баку.

МУЦИАН РУФ

МУЦИАН РУФ (Mutianus Rufus; наст. имя - Конрад Мут - Conrad Muth) (15.X.1471 - 30.III.1526) - нем. гуманист. В 1495-1502 жил в Италии. Вернувшись в Германию, стал каноником в г. Готе, возглавил эрфуртский кружок гуманистов, из к-рого вышли "Письма темных людей". Критикой схоластики, церк. обрядности, невежества и пороков духовенства М. Р. прокладывал дорогу Реформации, однако ограниченность его взглядов проявилась в осуждении им широких нар. движений, в защите свободы мысли лишь для избранного круга высокообразованных людей. Предпочитая "блаженный покой", М. Р. уклонился от выступления на стороне Реформации и оценив Крестьянскую войну 1524-25 как "мятеж".

Соч.: Der Briefwechsel, gesammelt und bearb. von C. Krause, Kassel, 1885.

Лит.: Haibauer F., Mutianus Rufus und seine geistesgeschichtliche Stellung, Lpz.-В., 1929; Krapp F. W., Der Erfurter Mutiankreis und seine Auswirkungen, (Köln, 1954).

В. М. Володарский. Москва.

МУЦИЙ СЦЕВОЛА

Гай - см. Сцевола, Гай Муций.

МУЦУХИТО

МУЦУХИТО (3.XI.1852 - 30.VII.1912) - япон. император с 1867 (период правления М. с 1868 носил название Мэйдзи). М. был первым императором Японии после свержения сёгуната в результате гражд. войны 1867-68 (см. Мэйдзи исин).

"МУЧНАЯ" ВОЙНА

"МУЧНАЯ" ВОЙНА - нар. движение, охватившее в мае 1775 Париж и обширный р-н вокруг него. Была вызвана вздорожанием и нехваткой хлеба. Неимущие слои населения захватывали мельницы и склады зерна, повозки и баржи с мукой. В городах "М." в. выразилась в волнениях на рынках, осаде пекарен, установлении принудит. "справедливой" цены на хлеб. "М." в., дискредитировавшая политику свободной хлебной торговли, была использована противниками реформ Тюрго. Облеченный диктаторскими полномочиями, Тюрго подавил мятеж. 11 мая были казнены двое ремесленников - якобы зачинщиков волнений. Рассматривая "М." в. лишь как неудавшийся заговор против Тюрго, а не как клас. выступление крест. и плебейских масс, бурж. наука недооценила ее значение.

Лит.: Люблинский В. С., Новые данные о майских волнениях в Париже, "ВИ", 1955, No 11; его же, Вольтер и М. в., в сб. ст.: В память акад. В. В. Тарле, М., 1957; его же, Нар. движение 1775 г. и проблематика ранних плебейских и крест. выступлений, в сб.: Из истории якобинской диктатуры, О., 1962; Rudé G., La taxation populaire de mai 1775 а Paris..., "Ann. hist, de la Révolution française", 1956, No 143; его же, La taxation populaire de mai 1775 en Picardie..., там же, 1961, No 165; Faure E., La disgrâce de Turgot, P., 1962.

В. С. Люблинский. Ленинград.

МУШАТЫ

Мушатины, - династия господарей Молд. кн-ва. Родоначальником династии был Мушат Костя родом из Валахии. Первым господарем был Петр М. (1374-91). Наиболее выдающимися господарями династии были Александр Добрый (1400-32), Стефан III Великий (1457-1504) и Петр Рареш (1527-1538, 1541-46). Последним господарем династии М. был Арон Тиранул (1592-95).

Лит.: История Молдавской ССР, т. 1, Киш., 1951; Мохов Н. A., Молдавия эпохи феодализма, Киш., 1964, с. 216; Xenopol A. D., Istoria Românilor din Dacia Traiana, Buc., v. 3-6, 1925.

МУШАША

МУШАША (араб. - Блестящий, прозвище сейида Мухаммеда) - вождь восстания крестьян и ремесленников в Хузистане (Иран) в 15 в. М. был потомком седьмого шиитского имама Мусы Казима (ум. 799) и вождем одной из сект "крайних" шиитов. М. называл себя предтечей Махди (по др. данным - прямо Махди). Свое учение изложил в книге "Калам аль-Махди" ("Речи Махди"). В 1440 (или 1441) М. стал во главе восстания араб. племени мадан, к-рое убедил продать свой крупный рогатый скот, чтобы закупить оружие. К восстанию присоединилось, как утверждают перс. источники, 10 тыс. "невежд, бродяг и воров". Восставшие (гор. и сельская беднота) называли себя федаями. Они уничтожили династию местного владетеля Сахра ибн Улйана, перебили местную знать и суннитское духовенство, поделили их земли и имущество и разбили выступившее против них большое феод. ополчение из Фарса. Восстание было подавлено в 1442 Испендом Кара Коюнлу. В 1458 М. создал в р-не г. Хувейзы (в Хузистане) небольшое шиитское гос-во. После М. в Хувейзе правили его потомки ("сейиды М."), сперва независимо, а с 1509 - как вассалы Сефевидов. Их гос-во переродилось в обычное феод. кн-во; просуществовало до 1731.

Лит.: Бартольд В. В., Новый источник по истории Тимуридов, "Зап. ИВАН", т. 5, М.-Л., 1935; Кесрави Табризи, Тарихе пансадсалэйе Хузестан (История Хузистана за пятьсот лет), Тегеран, 1339 с. г. х. (1960); Minorsky V., Musha'sha', Enzyklopaedie des Islam, Suppl.-Bd, Leiden - P.,.1938, S. 173-76.

И. П. Петрушевский. Ленинград.

МУШКЕНУ

МУШКЕНУ - мушкенум, - социальный термин, к-рым в клинописных текстах обозначался довольно обширный слой свободного, но неполноправного населения Др. Вавилонии. М. противопоставляются в законах из Эшнунны (18 в.? до н. э.) и в законах Хаммурапи (18 в. до н. э.) представителям полноправных граждан, называемых там "сыновьями мужа" (мар авилим), или просто "мужами" (авилум), а в Амарнской переписке (15-14 вв. до н. э.) они презрительно приравниваются к ханигалбатцам (хурритам). Как и полноправные граждане, М. принадлежали к эксплуататорскому классу и могли владеть землей и рабами (это отражено в законах). Но их жизнь, здоровье, имущество и интересы защищались законом в меньшей степени, нежели жизнь, здоровье, имущество и интересы "сыновей мужа", или просто "мужей". В отношении последних действовал древний принцип равного возмездия (принцип талиона). За нанесенные им членовредительство или побои виновный отвечал по принципу "око - за око, зуб - за зуб", а за членовредительство или побои, нанесенные М., виновные отделывались штрафом, правда довольно большим, напр. за выбитый М. зуб уплачивался штраф в 1/3 мины серебра - стоимость одного раба. Вопрос о том, на чем основывалось это неравенство, спорен. Скорей всего, под термином "М." следует понимать старых жителей покоренных вавилонцами городов, к-рые не были порабощены, но поставлены в неравноправное, приниженное положение по сравнению с победителями. По мнению И. М. Дьяконова, М. были держателями служебных наделов, выделенных из царского земельного фонда.

Лит.: Всемирная история, т. 1, М., 1955, с. 296; Липин Л. A., Древнейшие законы Месопотамии, "Палестинский сб.", No 1(63), М.-Л., 1954, с. 25; Хрестоматия по истории Древнего Востока, под ред. акад. В. В. Струве и Д. Г. Редера, М., 1963, с. 190-217; Законы Вавилонии, Ассирии и Хеттского царства, пер. и коммент. под ред. И. М. Дьяконова, "ВДИ", 1952, No 3.

Л. А. Липин, В. В. Струве. Ленинград.

МУШКИ

МУШКИ - в древности народ и царство в М. Азии. Упоминается в ассир. и урартских надписях 8-7 вв. до н. э. и в Библии (Мешек, греч. Мосох) и отождествляется с Фригией. Однако термин "М." встречается в ассир. и (как "мусака") в хеттских иероглифич. надписях и до возникновения Фригии, в 12-9 вв. до н. э. Согласно этим надписям, ок. 1165 до н. э. народ М. поселился на Армянском нагорье, в долине pp. Евфрат и Мурад-Су - Арацани, в 9 в. до н. э. покоренной Ассирией, а затем Урарту. Г. А. Меликишвили, Э. Кавеньяк и др. отождествляют эту группу М. с мосхами, жившими позже на юж. берегу Черного м., и с груз. этнич. группой месхов; предполагается, что и в составе М.-фригийцев была грузиноязычная прослойка. По И. М. Дьяконову, мушки отождествляются не только с фригийцами, но и с носителями родственного фригийскому протоармянского языка, к-рые, проникнув ок. 1190 до н. э. с Балкан и разгромив Хеттское царство, осели затем в Юго-Зап. Армении, а позже, слившись с урартами и хурритами, сложились вместе с ними в армянский народ. Мосхов следует отличать от мушки.

Лит.: Cavaignac E., Mushki et Phrygiens, "JA", 1953, t. 241, No 1; Меликишвили Г. A., K истории древней Грузии, Тб., 1959; Дьяконов И. М., Хетты, фригийцы и армяне, в кн.: Переднеазиатский сборник, M., 1961.

И. М. Дьяконов. Ленинград.

МХИТАР ГОШ

МХИТАР ГОШ (ум. в 1213) - арм. ср.-век. законовед и баснописец. В 1184 приступил к написанию Судебника, работу над к-рым не прекращал до самой смерти. Судебник отразил осн. положения феод. права и обычаи. Статьи, регулирующие правоотношения между феод. верхушкой и трудящимися низами, проникнуты сочувствием к последним. В баснях М. Г., перекликающихся с рядом статей Судебника, отразились социальные противоречия в Армении 12-13 вв.

Соч.: Притчи, Ер., 1951 (на арм. яз.); Арм. судебник, пер. с древнеарм., Ер., 1954.

МХИТАРИСТЫ

МХИТАРИСТЫ - конгрегация арм. католич. церковников, осн. в 1701 монахом Мхитаром Себастаци. С 1717 конгрегация М. перешла в Венецию и обосновалась на о-ве св. Лазаря, где существует до сих пор. Позже часть орг-ции обосновалась в Вене, где также продолжает существовать. М. сыграли известную роль в развитии арм. филологии и церк.-феод. лит-ры. Они издавали труды др.-арм. писателей, исследования по армяноведению, словари, переводили лит. памятники др.-греч. и римской лит-ры на др.-арм. яз. Однако в осн. деятельность М. служила укреплению влияния Ватикана на Бл. Востоке. Она наносит большой вред социальной и национально-освободительной борьбе зарубежных армян.

МЦХЕТА

МЦХЕТА - др. город в Грузии, у слияния pp. Арагви и Куры. Осн. во 2-й пол. 1-го тыс. до н. э. До кон. 5 в. н. э. М. - столица вост.-груз. гос-ва Картли (Иберии). В период средневековья М. оставалась значит. гор., торг.-ремесл. и особенно религ. центром (резиденция главы груз. церкви - католикоса). Ныне - районный центр Груз. ССР (нас. 7,1 т. ч.). Раскопками в 1870-х гг. и особенно с 1937 в М. вскрыты остатки укрепл. резиденций, гор. кварталов и могильники, датируемые от энеолита до позднего средневековья и снискавшие М. славу центр. археол. памятника Грузии. К эпохам бронзы и раннего железа (2-1-е тыс. до н. э.) относятся могильники (Самтаврский и др.), связанные с поселениями оседлых земледельцев, занимавшихся и скотоводством. На базе этих поселений возник крупный благоустроенный антич. город (см. в ст. Армази-Мцхета). От времени средневековья сохранились культовые сооружения, имеющие большое ист. значение надписи, портретные и др. рельефы, фрески и т. д. Среди них - выдающиеся памятники груз. и всего закавказского зодчества: храм-монастырь Джвари, построенный в кон. 6 - нач. 7 вв. на горе у М.; монументальный купольный кафедральный собор Свети-Цховели, построенный в 11 в. на месте первой в Грузии деревянной церкви 4 в., а затем крупной кам. трехнефной базилики 5 в.; монаст. храм Самтавро, сооруженный в 11 в. рядом с очень ранней церковью.

Лит.: Натроев А., Мцхет и его собор Свэти-Цховели. Историко-археол. описание, Тифлис, 1900; Северов Н. П., Чубинашвили Г. Н., Мцхета, М., 1946 (в сер. "Сокровища зодчества народов СССР"); Чубинашвили Г. Н., Памятники типа Джвари. Исследование по истории грузинского искусства, Тб., 1948; Ломтатидзе Г. A., Археологические раскопки в древнегрузинской столице Мцхете, Тб., 1955; Апакидзе А. М., Гобеджишвили Г. Ф., Каландадзе А. Н., Ломтатидзе Г. A., Мцхета. Итоги археол. исследований, т. 1 - Археол. памятники Армазисхеви по раскопкам 1937-1946 гг., Тб., 1958.

Г. А. Ломтатидзе. Тбилиси.

МЦХЕТСКИЙ СКЛЕП

МЦХЕТСКИЙ СКЛЕП - выдающийся архит. и археол. памятник позднеантич. эпохи, уникальный для Грузии, в Мцхета - др. столице Картли (Иберии). Раскопан в 1951. М. с. находится в окружении небогатых черепичных гробниц 1-2 вв. Рядом с М. с. обнаружен скелет лошади (древний обычай в Грузии загонять насмерть невзнузданного коня при похоронах хозяина). М. с. имеет прямоугольную форму (2,3Ч1,8Ч1,9 м), полуциркульный свод из тесаных блоков и двускатное перекрытие с укрепленными известковым раствором крупными черепицами. Склеп возведен из рваного камня. Наружную облицовку из хорошо отесанных и пригнанных квадров песчаника имеет лишь восточный, единственный открытый фасад М. с, внутреннюю - все стены, свод и пол. Дверь была заложена массивной плитой. Наблюдаются черты, сближающие М. с. с монументальными подкурганными и др. склепами Вост. Средиземноморья и Сев. Причерноморья антич. эпохи. Однако более выразителен ряд черт, специфичных для груз. архитектуры последующих эпох. В М. с. обнаружены кости женщины и ребенка, доски и металлич. детали от саркофага (?) и остатки весьма богатого некогда инвентаря: золотая пряжка с камнями, десятки золотых бус, подвесок и пуговок; кам. и настовые бусы и вставки; бронз. литая фигурка поющего юноши; разноцветные стеклянные тарелочки и бальзамарии; керамика; множество монет - 69 серебряных (1 в. до н. э. и 1 в. н. э.), 10 золотых (4 рим. ауреуса, 5 груз. подражаний статерам и одна заготовка для такового). Позднейший из ауреусов датирует склеп кон. 1 в. н. э. и, возможно, нач. 2 в., тогда как все остальные богатые гробницы, раскопанные в Мцхета, относятся ко 2-3 вв.

Лит.: Ломтатидзе Г. A., Цицишвили И. Н., Новооткрытый склеп во Мцхета, Сообщения АН Груз. ССР, 1951, т. 12, No 10; Цицишвили И. Н., Гробница у станции Мцхета, КСИИМК, 1954, в. 54; Ломтатидзе Г. A., Археологические раскопки в древнегрузинской столице Мцхета, Тб., 1955, с. 86-91.

Г. А. Ломтатидзе. Тбилиси.

"МЫСЛЬ"

"МЫСЛЬ" - большевистский легальный ежемесячный филос. и обществ.-экономич. журнал; издавался в Москве с дек. 1910 по апр. 1911; вышло 5 номеров. Официальным редактором-издателем "М." был П. К. Пирожков, фактич. редактором - В. И. Ленин, руководивший журналом из-за границы. Ближайшее участие в журн. принимали В. В. Воровский, Г. Е. Зиновьев, Л. Б. Каменев, И. И. Скворцов-Степанов, М. С. Ольминский, М. И. Фрумкин. В журн. также сотрудничали "меньшевики-партийцы" Г. В. Плеханов, X. Л. Раппопорт и др. В журн. было опубликовано 6 статей Ленина. Последний, 5-й номер был конфискован и журн. закрыт. Продолжением "М." явился журн. "Просвещение".

Лит.: Большевистская периодическая печать (дек. 1900 - окт. 1918). Библиогр. указатель, М., 1964, с. 105.

МЫТ

МЫТ - одна из древнейших рус. пошлин с торговли. Упоминается в док-тах начиная с 12 в. С сер. 13 в. М. взимался при провозе товаров через заставы у городов и крупных селений. Различался "сухой" и "водяной" М. Право обложения М. принадлежало гос-ву, но его сбор нередко передавался феодалам. М. дал начало появлению большого числа проезжих торг. пошлин (подужное, полозовое, посаженное, носовое, побережное и др.), к-рые в большинстве своем были упразднены Торговым уставом 1653. В 1653-1753 под мытной пошлиной понималась рублевая 5%-ная пошлина, взимавшаяся в Москве с лесных товаров, рогатого скота, съестных припасов (кроме хлеба) и некоторых др.

Лит.: Осокин Е., Внутр. таможенные пошлины в России, Каз., 1850; Тихонов Ю. A., Таможенная политика Рус. гос-ва с сер. XVI в. до 60-х гг. XVII в., ИЗ, т. 53, 1955.

МЫТНЫЙ ДВОР

МЫТНЫЙ ДВОР - учреждение, ведавшее в 17 - 1-й пол. 18 вв. сбором таможенной пошлины с торговли в Москве лесом, сеном, скотом, съестными припасами (кроме хлеба) и нек-рыми др. товарами. М. д. существовал также в Ниж. Новгороде.

МЫШКИН

Ипполит Никитич (янв. 1848 - 26.I.1885) - рус. революционер, народник. Род. в Новгородской губ. Отец - унтер-офицер, писарь, мать - из крепостных. Окончил военное училище, изучал топографию, затем стенографию. В 1864-70 проходил воен. службу. Сдав в 1871 экзамен на звание домашнего учителя, работал стенографом в Москве и сотрудничал в периодич. печати. В 1873 приобрел небольшую типографию, в к-рой в 1874 совместно с П. И. Войнаральским организовал печатание запрещенных народнич. изданий. В период "хождения в народ" типография М. была одним из гл. организующих центров революционеров. После разгрома типографии М. эмигрировал. Вернувшись в Россию в кон. 1874, отправился в Сибирь для организации освобождения Н. Г. Чернышевского. Добравшийся до Вилюйска М. после вооруж. сопротивления был арестован, отправлен в Петербург и заключен в Петропавловскую крепость. Был одним из гл. обвиняемых по "процессу 193-х". 15 нояб. 1877 он выступил на суде с яркой речью, пропагандировавшей революц. идеи и наполненной политич. обличениями царского строя (речь опубл. в кн. "Подсудимые обвиняют", М., 1962). Был приговорен к 10 годам каторжных работ. Наказание отбывал в центр. каторжных тюрьмах (Новобелгородской и Новоборисоглебской), в 1881 отправлен в Вост. Сибирь. В нач. 1882 приговорен дополнительно к 15 годам каторжных работ за речь, призывавшую к свободе, произнесенную в Иркутской тюрьме при прощании с умершим Л. А. Дмоховским. По прибытии на Карийскую каторгу бежал 19 апр. 1882, арестован во Владивостоке 24 мая. Расстрелян по приговору воен. суда в Шлиссельбургской крепости за активный протест в целях смягчения тюремного режима.

Лит.: Ленин В. И., Что делать?, Соч., 4 изд., т. 5; Деятели революц. движения в России. Био-библиогр. словарь, т. 2, в. 3, М., 1931; Стенографич. отчет по делу о революц. пропаганде в империи, т. 1, СПБ, 1878; Революц. народничество 70-х гг. XIX в., т. 1, 1870-1875, М., 1964; Попов М. Р., Записки землевольца, М., 1933; Кункль А., Из переписки И. Н. Мышкина с товарищами по заключению, "КиС", 1930, No 5; Чернавский М. М., И. Н. Мышкин (по воспоминаниям каторжанина 70-80-х гг.), "КиС", 1924, No 1, 5, 1925, No 3, 1926, No 7-8; Язвицкий В., Непобежденный пленник, М., 1933; Островер Л., И. Мышкин, М., 1959; С. Степняк-Кравчинский об И. Мышкине, "Рус. лит-ра", 1963, No 2; Ольховский Е., Каронин или Мышкин?, там же, 1960, No 1; Мирошников И. Я., Новые док-ты об И. Мышкине, "ИА", 1961, No 6; Антонов В., И. Мышкин - один из блестящей плеяды революционеров 70-х гг., М., 1959; его же, Еще раз о биографии И. Н. Мышкина, "ИА", 1962, No 4; его же, Обществ.-политич. взгляды И. Н. Мышкина, ИЗ, т. 72, 1962; Базанов В., И. Мышкин и его речь на процессе 193-х, "Рус. лит-ра", 1963, No 2.

В. С. Антонов. Москва.

МЫШЛАЕВСКИЙ

Александр Захарьевич (12.III.1856 - 1920) - рус. воен. деятель и историк, ген. от инфантерии (с 1912), проф. (с 1900). Окончил Михайловское арт. уч-ще (1878) и Академию Генштаба (1884). В 1899-1904 - нач. Воен.-ученого архива Гл. штаба, читал лекции по истории рус. воен. иск-ва в Академии Генштаба. В 1908-09 - нач. Гл. штаба, в 1909 - нач. Гл. управления Генштаба. С 1909 - командир 2-го Кавк. армейского корпуса, с 1914 - пом. по воен. части наместника на Кавказе. Во время 1-й мировой войны в 1914-15 - нач. штаба Кавк. фронта, в 1915-17 - пред. Металлургического комитета. М. - крупнейший представитель т. н. рус. воен.-ист. школы, в трудах и лекциях развивал идеи Д. Ф. Масловского о самобытности рус. воен. иск-ва, требовал глубокого и критич. изучения первоисточников, выступал против переоценки личности полководца в войне, вел борьбу со школой "академистов" (Г. А. Леер, П. А. Гейсман, А. К. Байов), отрицавших самостоятельность развития рус. воен. иск-ва. Проделал большую работу по сбору и публикации док-тов. Под ред. М. вышли сб. док-тов: "Северная война на Ингерманландском и Финляндском театрах в 1708-14" (1893), "Петр Великий. Воен. законы и инструкции, изд. до 1715" (1894), "Война с Турцией 1711. Прутская операция" (1898), "Отечеств. война 1812", т. 1-2 (1900-01). Был одним из создателей Общества ревнителей военных знаний и Русского военно-исторического общества.

Соч.: Петр Великий. Война в Финляндии 1712-14, СПБ, 1896; Офицерский вопрос в XVII в., СПБ, 1899; Северная война 1708 от р. Уллы и Березины за р. Днепр, СПБ, 1901; Две катастрофы. Суворов в Швейцарии. Петр на Пруте, СПБ, 1901; Россия и Турция перед Прутским походом, "Воен. сб.", 1901, No 1-2; Северная война. Летняя кампания 1708, "Воен. сб.", 1901, No 10-12.

Лит.: Бескровный Л. Г., Очерки воен. историографии России, М., 1962.

Г. Б. Карамзин. Ленинград.

МЫЭНГИ

МЫЭНГИ - мыонги, - народ, живущий в предгорьях Сев. и Центр. Вьетнама. Числ. - св. 400 тыс. чел. (1961). По происхождению и языку (вьет-мыэнгской группы кит.-тибетской семьи яз.) близки к вьетнамцам, от к-рых отличаются рядом черт в материальной культуре (бамбуковые дома на сваях, женская сшивная юбка и др.). Осн. занятие - рисосеяние. В семейной жизни преобладают патриархальные отношения. Религия - культ предков и вера в различных духов. М. в ДРВ преодолевают пережитки полуфеод. строя, идут по пути к социализму.

МЬЮР

МЬЮР (Muir), Уильям (27.IV.1819 - 11.VII.1905) - англ. историк-арабист. В 1837-76 - крупный чиновник англ. администрации в Индии. В 1884-85 - президент Королев. Азиат. об-ва Великобритании и Ирландии. В 1885-1903 - ректор Эдинбургского ун-та. Написал труд о возникновении ислама и жизни Мухаммеда. Продолжением его была работа по истории Халифата 7-8 вв., доведенная в изд. 1891 до падения династии Фатимидов, а в изд. 1898 - до нач. 16 в. Для работ М., активного христ. миссионера, характерно тенденциозное отношение к исламу и мусульм. культуре.

Соч.: The life of Mahomet, v. 1-4, L., 1858-61; a new and rev. ed. by T. H. Weir, Edin., 1923; The Caliphate: its rise, decline and fall. From original sources, L., 1891; new and rev. ed. by T. Н. Weir, Edin., 1924.

Лит.: Fück J., Die arabischen Studien in Europa, Lpz., 1955.

П. А. Грязневич. Ленинград.

МЭЙДЗИ

МЭЙДЗИ (япон. - просвещенное правление) - офиц. название периода правления (с 1868) япон. имп. Муцухито (1867-1912).

МЭЙДЗИ ИСИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЭККИ

МЭККИ (Mackie), Джон Данкен (р. 1887) - шотл. историк. Окончил Оксфордский ун-т. Проф. новой истории ун-та Сент-Андрус (1908-26), Лондонского ун-та (1926-30), проф. шотл. истории и литературы ун-та в Глазго (1930-57); президент Шотл. ист. об-ва (1949-53). С 1958 - офиц. историк Шотландии. Специалист по английской и шотландской истории 15-16 вв., автор ряда исследований и пособий по истории Шотландии.

Соч.: The sixteenth century, в кн.: Cassell's history of the British people, 1925; Cavalier and puritan, L., 1930; The earlier Tudors. 1485-1558, Oxf., 1952; The University of Glasgow. 1451-1951. A short history, Glasgow, 1954; Scottish history, Camb., 1956; A history of the Scottish reformation..., 1960; A history of Scotland, (L.), 1964.

МЭН

Мен, Мейн (Maine), Генри Джеймс Самнер (15.VIII.1822 - 3.II.1888) - англ. юрист и историк права. По происхождению - шотландец. Учился в Кембридже, в 1847-54 был там проф. права и вел адвокатскую практику. В 1863-69 - чл. совета при вице-короле Индии, вице-канцлер Калькуттского ун-та; участвовал в подготовке кодификации индусского права. С 1869 преподавал в Оксфорде, с 1887 - в Кембридже. В своих работах: "Древнее право" ("Ancient law", L., 1861; рус. пер. - СПБ, 1873); "Деревенские общины на Востоке и Западе" ("Village-communities in the East and West", L., 1871, рус. пер. - СПБ, 1874); "Древнейшая история учреждений. Лекции" ("Lectures on the early history of institutions", L., 1875, рус. пер. - СПБ, 1876); "Древний закон и обычай. Исследования по истории древнего права" ("Dissertations on early law and custom...", L., 1883, рус. пер. - M., 1884), - широко используя сравнительно-исторический метод, стремился на основе изучения индусского, др.-рим., герм., др.-ирл., слав. права создать всеобъемлющую картину развития права и ранних социальных институтов индоевроп. народов. М. проводил, в частности, параллель между сел. общиной в Индии и сел. общиной у слав. и герм. народов, распространяя, т. о., осн. выводы общинной теории Г. Л. Маурера на широкий круг народов. Но исходный пункт теории М., сторонника патриархальной теории, - представление о патриарх. семье как изначальной ячейке обществ. устройства. В конце жизни М. занялся изучением междунар. права и бурж. демократии. Работы М., посвященные этим вопросам, написаны с либерально-консервативных позиций; большого интереса не представляют.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19, с. 402, т. 35, с. 165-67; Виноградов П. Г., Учение сэра Генри Мэна, "Науч. слово", 1904, кн. 8; Ковалевский М., Мэн, в кн.: Новый энциклопедич. словарь, т. 27, П., (1916); Duff M. E. G., Sir Henry Maine: a brief memoir, L., 1892.

Л. Б. Алаев. Москва.

МЭН-ЦЗЫ

МЭН-ЦЗЫ (ок. 372-289 до н. э.) - др.-кит. мыслитель, последователь Конфуция в области политики и этики. Уроженец царства Цзоу. Жил в столицах гос-в Ци и Лян. М.-ц. считал, что путь к образцовому управлению народом лежит через самоусовершенствование личности. Развивая идеалистич. тезис конфуцианства о том, что правитель управляет народом по воле неба, М.-ц. признавал возможность свержения его, если народ не приемлет правителя (что означает, по М.-ц., утрату правителем повеления неба). Однако свергнуть правителя должен не народ, а знать. Призывая к гуманному управлению, М.-ц. советовал правителям соблюдать умеренность в расходах и улучшать благосостояние народа, умирающего от голода и болезней. Он доказывал, что добрый правитель завоюет симпатии народа всей Поднебесной (т. е. всех гос-в тогдашнего Китая), что без войны ему удастся объединить ее под своей властью. М.-ц. оправдывал клас. гнет, считая, что деление общества на людей умств. труда и людей физич. труда и то, что первые управляют вторыми и живут за их счет, а вторые находятся в подчинении у первых и кормят их, - отвечает принципам разделения труда и является "всеобщим законом справедливости". М.-ц. выдвинул, исходя из общинных традиций, утопич. для его времени систему "колодезных" (или "квадратных") полей (цзин тянь), в основе к-рой лежала идея равномерного распределения земли среди крестьян, пропагандировал "умеренную налоговую политику" (умеренным обложением М.-ц. считал десятину).

М.-ц. занял особое место в истории конфуцианства, он пошел дальше своего учителя, в особенности в своих социологич. взглядах. Нек-рые стороны его политич. мировоззрения носили прогрессивный, демократич. характер. Они оказали большое влияние на последующее развитие обществ. мысли Др. Китая. Демократич. стороны мировоззрения М.-ц. нек-рыми исследователями противопоставляются концеп- циям др.-кит. школы законников (фацзя), представлявшей интересы деспотии (см. В. А. Рубин, рец. на кн. Б. Уотсон, Ранняя кит. лит-ра, "НАиА", 1965, No 6).

Взгляды М.-ц. изложены в трактате, носящем его имя, где записаны беседы М.-ц. с современниками и учениками. Аутентичность этого памятника в наст. время общепризнана.

Источн.: Мэн-цзы чжэнъи (М.-ц. с комментариями), в кн.: Чжуцзы цзичен (Избр. произв. др.-кит. мыслителей), т. 1-2, Пекин, 1962; Попов П. С., Китайский философ Мэн-цзы, СПБ, 1904: The works of Mencius tr. by J. Legge, в кн.: The Chinese classics, v. 2, Oxf., 1895.

Лит.: Васильев Л. С., Проблема цзин тянь, в сб.: Китай. Япония. К 70-летию академика Н. И. Конрада, М., 1961; Fung Ju-Lan, A history of Chinese philosophy, v. 1, Princepton, 1952; Juan Chaucer, La philosophie morale et politique de Mencius, P., 1927.

Л. И. Думан. Москва.

МЭР

МЭР (англ. mayor, франц. maire, от лат. major - больший) - глава гор. самоуправления в ряде стран мира. В ср.-век. Европе М. - должностные лица светских и духовных сеньоров с различными функциями. При Меровингах (6-8 вв.) "палатный М." (maire du palais, major domus) - высшее должностное лицо.

С образованием в феод. обществах Зап. Европы гор. коммун М. стали называть главу муниципалитета. До сер. 19 в. М. большей частью назначались центр. пр-вом (во Франции, напр., практика назначения М., установившаяся в 16 в., была отменена только в 1875); в ряде стран (Нидерланды, Португалия, Испания) М. назначается властями до сих пор. В др. странах М. избираются или непосредственно населением (Швейцария, США, Канада, Новая Зеландия, Япония), или соответствующими органами местного самоуправления, такими, как муниципальный совет (Англия, Франция, Италия, сканд. страны). В Австрии, ФРГ, отчасти (гл. обр. в столицах) в Турции, Иране, Ираке М. наделен большой исполнит. властью; в Англии, Индии, Бирме он ею не обладает.

МЭРРЕЙ

МЭРРЕЙ (Murray), Филип (25.V.1886 - 9.XI.1952) - правый проф. лидер США. Род. в Шотландии, в 1902 переехал в США. С 1912 - чл. исполкома, в 1920-42 - вице-пред. профсоюза горняков. В 1936-42 - пред. оргкомитета и с 1942 - пред. профсоюза сталелитейщиков. С 1936 - вице-пред. и в 1940-52 - пред. Конгресса производственных профсоюзов (КПП), возглавлял его правое крыло. Принадлежал к Демократич. партии. Отрицая наличие классов в США, М. проповедовал общность интересов рабочих и предпринимателей. Вел борьбу против прогрессивных профсоюзов и участия в них коммунистов. Выступал в поддержку доктрины Трумэна и Северо-атлантич. пакта.

МЭРЭШЕШТСКОЕ СРАЖЕНИЕ

МЭРЭШЕШТСКОЕ СРАЖЕНИЕ - боевые действия в июле - авг. 1917 на Рум. фронте во время 1-й мировой войны. 11(24) июля рум.-рус. войска начали наступление в р-не Мэрэшти (Румыния). Герм.-австр. командование 24 июля (6 авг.) нанесло ответный удар в районе Мэрэшешти (Marasesti), а через два дня - в районе Ойтуз, рассчитывая захватить еще не оккупированную часть Румынии и прорваться на Украину. В результате упорных боев герм.-австр. войска вынуждены были отступить, понеся значит. потери.

Лит.: Averescu A., Notite zilnice din rasboi. 1916-1918, (2 ed.), Buc., (s. a.), p. 169-90, 220-24.

МЭХЭН

МЭХЭН (Mahan), Альфред Тайер (27.IX.1840 - 1.XII.1914) - воен.-мор. теоретик и историк США, контр-адм. (1906). Род. в Нью-Йорке, окончил воен.-мор. уч-ще (1859), участвовал в гражд. войне в США 1861-65. В 1886-88 и 1892-93 - президент воен.-мор. колледжа (воен.-мор. академии) в Ньюпорте, читал лекции по воен.-мор. истории и тактике. С 1896 - в отставке. Во время исп.-амер. войны 1898 - чл. Мор. к-та по стратегии, в 1899 - чл. амер. делегации на 1-й Гаагской конференции. В 1902-03 - президент Амер. ист. ассоциации. С 1883 по 1913 издал св. 20 трудов, насыщенных большим фактич. мат-лом, в к-рых М. обосновывал закономерность империалистич. войн, оправдывал захватнич. войны США и разрабатывал способы ведения войн с помощью флота. В своих гл. трудах: "The influence of sea power upon history, 1660-1783" (1890, рус. пер. - "Влияние мор. силы на историю", 1895 и 1941), "The influence of sea power upon the French revolution and empire, 1793-1812" (1892, рус. пер. - "Влияние мор. силы на франц. революцию и империю", 1897 и 1940) и "Sea power in its relations to the war of 1812" (1905) - создал и обосновал одновременно с англ. теоретиком Ф. Коломбом теорию "мор. силы", согласно к-рой в войне с мор. противником можно достичь победы лишь путем создания подавляющего превосходства воен.-мор. сил, установления господства на море и разгрома флота противника в одном ген. сражении. Теория М. долгое время оказывала решающее влияние на развитие бурж. воен.-мор. мысли, на стратегич. воззрения и политич. планы США и др. империалистич. держав.

Лит.: История воен.-мор. искусства, т. 3, М., 1953.

Г. Б. Карамзин. Ленинград.

МЮД

МЮД - см. Международный юношеский день.

МЮЛЛЕР

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЮЛЬК

МЮЛЬК - вид частной зем. собственности в Закавказье, Ср. Азии, в нек-рых странах Бл. и Ср. Востока в период феодализма. См. Мульк.

МЮЛЬХАУЗЕН

МЮЛЬХАУЗЕН (Mühlhausen) - город в Германии, в окр. Эрфурт (ГДР). 44,8 т. ж. (1962). Впервые упоминается в 8 в. В 13 в. известен как имперский город. В 1523 в М. произошло восстание во главе с Г. Пфейфером против патрицианского гор. совета. Во время Крестьянской войны 1524-25 М. - центр революц. движения в Тюрингии, гл. центр деятельности Т. Мюнцера.

Лит.: Кёдиц Х., К истории народного движения в Мюльхаузене (Тюрингия) в 1523-1575 гг., в сб.: Ср. века, в. 21, 22, М., 1962; Mühlhausen. Die Stadt Thomas Müntzers, Mühlhausen, 1950; Gerhard G., Der ewige Rat zu Mühlhausen, Bd 1-3, Mühlhausen, 1962-64.

МЮННИХ

МЮННИХ (Münnich), Ференц (р. 16.XI.1886) - деятель венг. рабочего движения, гос. и политич. деятель ВНР. Род. в с. Шерегейеш (комитат Фейер) в семье ветеринара. В 1914 был призван в австро-венг. армию. В 1915 был взят в плен рус. войсками. В 1917 стал чл. большевистской партии. Принял активное участие в Вел. Окт. социалистич. революции и гражд. войне. В нояб. 1918 возвратился в Венгрию. М. - один из основателей компартии Венгрии в 1918. В период Венг. сов. республики был одним из организаторов венг. Красной армии. После поражения Венг. сов. республики эмигрировал. В 1936-39 сражался в составе Интернац. бригад в Испании. После освобождения Венгрии Сов. Армией М. в 1945-46 - феишпан комитата Баранья, в 1946-48 - нач. управления полиции Будапешта. В 1949-51 - посланник ВНР в Финляндии, в 1951-54 - посол в Болгарии, в сент. 1954 - авг. 1956 - в СССР. В авг.-нояб. 1956 - посол в Югославии. М. участвовал в создании Венг. революц. рабоче-крест. пр-ва в нояб. 1956. В февр. 1957 - янв. 1958 - 1-й зам. пред. пр-ва, мин. вооруж. сил и обществ. безопасности (с нояб. 1956), в янв. 1958 - сент. 1961 - пред. пр-ва. В сент. 1961 - июне 1964 - гос. министр. С нояб. 1956 - чл. Исполкома, с июня 1957 - чл. Политбюро ЦК ВСРП. В наст. время - пенсионер.

МЮНСТЕР

МЮНСТЕР (Münster) в Вестфалии - город в ФРГ, в земле Сев. Рейн-Вестфалия. 182,3 т. ж. (1960). М. (от лат. monasterium - монастырь) вырос из епископской резиденции (с конца 8 в.). В 12 в. получил гор. право. Мюнстерские епископы с 12 в. стали имперскими князьями; М. развивался как центр обширного церк. кн-ва. В 14-16 вв. М. был значит. торг. ц., входил в Ганзу. Горожане М. вели упорную борьбу с сеньором епископом, а в 14-15 вв. также с гор. патрициатом; в сер. 15 в. цехи получили равное представительство в гор. совете с патрициатом, а затем оттеснили его от власти. В 20-30-х гг. 16 в. в М. развернулось реформац. движение; кульминац. пунктом острой социально-политич. борьбы было установление в 1534-35 анабаптистской Мюнстерской коммуны. Гор. самоуправление было уничтожено епископом в сер. 17 в. В 1803 Мюнстерское епископство было секуляризовано, его земли и город М. перешли к Пруссии (в ее составе М. был гл. городом пров. Вестфалия).

Лит.: Quellen und Forschungen zur Geschichte der Stadt Münster, Bd 1-10, Münster, 1898-1939; Geisberg M., Die Stadt Münster, t. 1-6, Münster, 1932-41.

МЮНСТЕРСКАЯ КОММУНА

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЮНСТЕРСКИЙ КОНГРЕСС

МЮНСТЕРСКИЙ КОНГРЕСС - конгресс в г. Мюнстере (Вестфалия), на к-ром в 1645-48 происходили переговоры между представителями католич. держав - участниц Тридцатилетней войны 1618-48 (императора "Священной Рим. империи", герм. католич. князей, с одной стороны, и Франции - с другой), завершившиеся подписанием Вестфальского мира 1648. Одновременно на М. к. происходили переговоры представителей Голл. республики и Испании, завершившиеся подписанием исп.-голл. мирного договора 30 янв. 1648 (офиц. признание Испанией независимости Голл. республики).

МЮНХЕН

МЮНХЕН (München) - город в ФРГ, адм. ц. земли Бавария. 1,2 млн. жит. (1963). Крупный узел ж.-д., возд., автомобильного сообщений междунар. значения. Маш.-строит., автомобильная, электротехнич., полиграфич., воен. пром-сть. М. получил права города в 1158. В 1806-1918 М. - столица королевства Бавария. 13 апр. 1919 в М. была провозглашена Баварская советская республика. 8-9 нояб. 1923 Гитлер и Людендорф предприняли в М. попытку организовать гос. переворот (см. "Пивной путч"). В М. было подписано Мюнхенское соглашение 1938. В городе имеется ун-т (1826), высшая политехнич. школа, Академия художеств. собор (Фрауэнкирхе) и ратуша 15 в., дворцы 16-18 вв., Театинская церковь 17-18 вв. Музеи (в т. ч. Нац. Баварский, Баварские гос. картинные собрания).

МЮНХЕНСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ 1938

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЮНЦЕР

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЮРАТ

МЮРАТ (Murat), Иоахим (25.III.1767 - 13.X.1815) - франц. воен. деятель, маршал Франции (1804), герцог Бергский и Клевский (1806), король Неаполитанский (1808). Сын трактирщика. В 1787 поступил солдатом в кавалерию, в 1792 произведен в офицеры. Отличился при подавлении роялистского мятежа 4 окт. 1795 и был взят Наполеоном Бонапартом в адъютанты. За отличия в Итальянском походе 1796 произведен в бригадные генералы, а за Египетскую экспедицию - в дивизионные генералы (1799). Будучи командиром гренадеров активно содействовал Бонапарту в захвате власти 18 брюмера (9 нояб. 1799). В 1800 женился на сестре Бонапарта Каролине. М. участвовал во всех кампаниях Наполеона, проявив выдающиеся способности в командовании кавалерийскими массами и личную храбрость. В 1808 жестоко подавил выступления нар. масс в Мадриде. Став королем Неаполя (1 авг. 1808), пытался опереться на нац. силы, что привело к резкому ухудшению его отношений с Наполеоном I с 1810. В 1812 во время похода в Россию командовал кав. корпусом, действовавшим в авангарде. Потерпел поражение под Тарутином 6(18) окт. 1812. После бегства Наполеона из России М. командовал остатками разбитой франц. армии. Участвовал в сражениях 1813 под Дрезденом и Лейпцигом, затем уехал в Неаполь. В янв. 1814, чтобы сохранить за собой неаполитанский престол, изменил Наполеону и вступил в тайный союз с Австрией и Великобританией. В 1815 во время "Ста дней" выступил на стороне Наполеона, но был разбит австрийцами и бежал во Францию. С небольшим отрядом М. пытался отвоевать Неаполитанское королевство, но при высадке в р-не Калабрии близ Пиццо был схвачен, осужден воен. судом и расстрелян.

Соч.: Lettres et documents pour servir а l'histoire..., v. 1-8, P., 1908-14; Correspondance de J. Murat..., Turin, 1899.

Лит.: История Иоахима Мюрата, пер. с франц., ч. 1-3, М., 1830; Сухомлинов В. Мюрат Иоахим-Наполеон, король обеих Сицилий, СПБ, 1896; Chavanon J. et Saint-Yves G., J. Murat, 2 éd., P., 1905; Garnier J.-P., Murat, roi de Naples, P., (1959); Weil M.-H., J. Murat, roi de Naples, v. 1-5, P., 1909-10.

МЮРИД

МЮРИД - мурид (араб., от рада - искать), - послушник, ученик, ищущий знаний и особых приемов религ. самосовершенствования в соответствии с методами избранного им учителя - мюршида; последователь мюридизма, суфизма.

МЮРИДИЗМ

МЮРИДИЗМ - религ.-мистич. течение в исламе, последователи к-рого, известные под именем мюридов, дервишей, суфиев, разделяются на ряд корпораций, братств, общин (см. Дервишские ордена). По учениям и уставам этих корпораций, сложившимся в осн. в 11-14 вв., существует неск. стадий или ступеней постижения мюридами бога, "растворения" в нем, связанных с выполнением требований шариата. М. требует от своих приверженцев безусловного подчинения их духовным наставникам - мюршидам (шейхам, пирам, ишанам, уставам), отказа от проявлений собственной воли, презрения к мирскому, самоуничижения, а также участия в общих радениях.

М. сыграл значит. роль в распространении ислама в Азии и Африке, причем в учениях ряда его орденов (напр., накшбандийя) неоднократно придавалось существ. значение идее "священной войны" за торжество веры - газавату, джихаду. Так это было и на Кавказе, где М. наибольшее распространение получил в 20-е гг. 19 в. С 1824 идеи М. проповедовал мулла Мухаммед из Яраги (Юж. Дагестан). Крупным идеологом М. был также Джемалэддин из Кумуха (Центр. Дагестан), тесть знаменитого впоследствии имама Шамиля. М., под знаменем к-рого сплотились разноязычные горцы, придал религ. окраску и определенную организованность анти- колониальному движению на Кавказе. Но религ. идеология М. изолировала горцев от др. народов, разжигала фанатич. ненависть к немусульманам, втягивала в орбиту влияния панисламистских идей, а главное - отвлекала от социальных проблем. В 1918-21 идеи М. пытались использовать бурж. националисты и помещичье-клерикальная реакция, напр., в Дагестане, во главе с имамом Н. Гоцинским, боровшимся против Сов. власти под флагом "газавата".

Первыми историографами М. были местные клерикальные деятели: Джемалэддин Кумухский, Мугеддин Магометханов и др., соч. к-рых имели преим. апологетич. характер. Рус. ученые А. К. Казем-бек, Н. В. Ханыков и В. В. Бартольд исследовали историч. корни М. Сов. историки сначала несколько преувеличивали значение М. как фактора, объединявшего горцев Кавказа. М. Н. Покровский считал власть мюридистских имамов "чисто демократической". Позднее стал подчеркиваться реакц. характер идеологии М., причем реакционным объявлялось и все движение горцев. В результате проведенной в 1956 дискуссии было признано неправомерным отождествлять социальные мотивы движения и его религ. оболочку, отмечена прогрессивность антиколониальной борьбы кавк. горцев, наряду с реакц. сущностью идеологии М.

Лит.: Джемалэддин Казикумухский, Адабуль-Марзия, в кн.: Сб. сведений о кавказ. горцах, в. 2, Тифлис, 1869; Мугеддин Магомедханов, Истинные и ложные последователи тариката, там же, в. 4, Тифлис, 1870; Казем-бек М. A., Муридизм и Шамиль, "Рус. слово", 1859, кн. 12; Хашаев X. М., Обществ. строй Дагестана в XIX в., М., 1961; Смирнов Н. A., Мюридизм на Кавказе, М., 1963; Фадеев А. В., Россия и Кавказ в первой трети XIX в.,(М., 1960); его же, Возникновение мюридистского движения на Кавказе и его социальные корни, "ИСССР", 1960, No 5; Климович Л. И., Ислам, M., 1965. См. также лит. к ст. Дервишские ордена, Ислам, Суфизм.

Л. И. Климович, А. В. Фадеев. Москва.

МЮРЦШТЕГСКАЯ ПРОГРАММА 1903

МЮРЦШТЕГСКАЯ ПРОГРАММА 1903 - соглашение между Россией и Австро-Венгрией о проекте реформ в Македонии, заключенное в Мюрцштеге (Mürzsteg, Австрия) 3 окт. 1903. М. п. предусматривала учреждение должностей рус. и австро-венг. гражд. агентов для контроля за деятельностью тур. властей, реорганизацию тур. жандармерии под руководством иностр. генералов, преобразование адм. и суд. учреждений, создание смешанных комиссий и др. М. п. в большей своей части не была выполнена. Обострение противоречий между Антантой и австро-герм. блоком на Балканах положило в 1908 конец совместной политике России и Австро-Венгрии в макед. вопросе.

МЮТЮЭЛИСТЫ

МЮТЮЭЛИСТЫ (франц. mutuellistes, от mutuel (лат. mutuus) - взаимный) - название сторонников ряда мелкобурж. социально- реформаторских течений во Франции в 1-й пол. 19 в. Термин "М." ведет свое происхождение от возникшего 28 июня 1828 в г. Лионе (Франция) союза взаимопомощи ткацких мастеров - т. н. Ассоциации мютюэлистов. М. проповедовали в качестве средства разрешения социального вопроса взаимопомощь трудящихся (создание обществ взаимопомощи, кооперативов и т. п.). Теория "мютюэлизма" получила наибольшее развитие в произведениях П. Ж. Прудона. Критика его ошибочных взглядов (см. Прудонизм) была дана К. Марксом в труде "Нищета философии".

Лионские восстания 1831 и 1834, во время к-рых особенно проявилась необходимость объединения ткачей для борьбы с предпринимателями, способствовали росту числа орг-ций М. В нач. 1834 объединения М. в Лионе насчитывали 1200 чел. Они выступали за повышение сдельных расценок и т. п. Репрессивные меры пр-ва в 1834 против рабочих орг-ций (принятие в февр. 1834 закона, запрещавшего создание ассоциаций и союзов с числом членов св. 20), революционизирование рабочих масс, осознавших необходимость перехода к активным методам борьбы за свои права привели к тому, что в сер. 30-х гг. орг-ции М. прекратили свое существование. В 60-х гг. 19 в. название "М." применялось к правому крылу прудонистов, входивших во франц. секции 1-го Интернационала.

МЯГИ

Владимир Петрович (1887 - 20.I.1919) - активный участник борьбы за Сов. власть в Поволжье. Род. в Петербурге в эст. семье. Член Коммунистич. партии с 1905. Неоднократно подвергался репрессиям. В 1914 был выслан в Самару, где работал наборщиком в типографии, и вскоре стал одним из руководителей Самарской большевистской орг-ции.

В янв. 1915 был вновь арестован и сослан на 5 лет в Иркутскую губ. После Февр. революции 1917 вернулся в Самару, участвовал в подготовке и проведении социалистич. революции. После провозглашения Сов. власти работал комиссаром печати, с марта 1918 - в Губсовнархозе. После захвата Самары белогвардейцами в июне 1918 оставался в подполье, но в августе был избран пред. временного Самарского губкома РКП(б), находившегося в Покровске (ныне г. Энгельс). После освобождения Самары в окт. 1918 возглавил Губсовнархоз. В янв. 1919 как политич. комиссар 4-й армии Вост. фронта выехал на фронт. На ст. Озинки убит белогвардейцами. Похоронен в Самаре.

"МЯГКАЯ РУХЛЯДЬ"

"МЯГКАЯ РУХЛЯДЬ" - пушнина, пушной товар в России 15 - нач. 18 вв. Шкурки пушного зверя, как и в более ранний ("безмонетный") период, наряду с товарной стоимостью выступали и как денежный эквивалент - "меховые деньги". С "М. р." казна выступала на внеш. рынке, ею награждались иностр. послы и "жаловались" служилые люди; "М.р." отправлялась в качестве подарков (особенно в Крым и Ногайскую Орду).

МЯКЕЛИН

МЯКЕЛИН (Mäkelin), Юрьё (1.VI.1875 - 18.IX.1923) - деятель финл. рабочего движения, один из основателей Рабочей партии Финляндии (1899). В 1900-05 и 1907-17 - гл. ред. с.-д. газет "Kansan Lehti" (г. Тампере) и "Kansan Tahto" (г. Оулу). Автор т. н. Красного манифеста (ноябрь 1905), содержавшего осн. требования финл. рабочего движения в годы первой русской революции (установление демократич. свобод и подлинной автономии Финляндии в составе России, созыв Учредит. собрания и др.). В 1905-17 (кроме 1907) был депутатом финл. парламента. В период рабочей революции в Финляндии (янв. - май 1918) входил в состав Совета нар. уполномоченных. После поражения революции в 1918 приговорен к смертной казни, замененной пожизненным тюремным заключением, в 1922 помилован. В 1922-23 - гл. ред. левой рабочей газеты "Pohjan kanca" (г. Оулу). В 1923 был вновь арестован охранкой. Погиб в тюрьме.

Лит.: Kanervo V., Irjö Mäkelin, Hels., 1943; Uusi tietosanskirja, osa 14, Hels., 1964, s. 379.

В. Г. Федоров. Москва.

МЯКОТИН

Венедикт Александрович (1867-1937) - рус. историк, публицист. Сотрудник и член редакции (с 1904) "Рус. богатства". Один из организаторов и руководителей народных социалистов. Окт. революцию встретил враждебно, вел антисов. деятельность. С 1918 - в эмиграции. Гл. историч. труды М., посвященные России, Украине и Польше 17-18 вв., написаны на основе ценного архивного мат-ла, с бурж.-либеральных позиций показан вред крепостничества, консервативность польской шляхты, но царизм характеризуется как освободитель польских крестьян, оправдывается его политика на Украине.

Соч.: Крест. вопрос в Польше в эпоху ее разделов, СПБ, 1889; Прикрепление крестьянства левобереж. Малороссии в XVIII ст., "Рус. богатство" 1894, кн. 2-4; Очерки социальной истории Украины в XVII-XVIII вв., т. 1, Прага, 1924-26; Адам Мицкевич, СПБ, 1891; Протопоп Аввакум, 4 изд., П., 1917.

МЯО

МЯО - народность, расселенная в Вост. и Юго-Вост. Азии. Общая числ. 3284 т. ч. (1961). Из них в КНР - 3 млн., в ДРВ - 220 тыс., в Лаосе - 60 тыс., в Таиланде - 3 тыс., в Бирме - 1 тыс. Антропологически М. - представители южноазиат. типа юж. монголоидов. По языку относятся к группе мяо-яо кит.-тибетской семьи; известны 5 осн. диалектов, к-рым соответствуют 5 различных самоназваний, восходящие к двум основным - хмао и хмонг; для бесписьм. в прошлом яз. М. в КНР и ДРВ созданы алфавиты на базе лат. алфавита. Основа религии М. - анимизм и культ предков с незначит. влиянием буддизма и христианства. М. - коренные жители совр. пров. КНР - Гуйчжоу, Цзянси и Хунань. К 16 в. М. были оттеснены в горные р-ны Юго-Зап. Китая, сев. р-ны Вьетнама, Лаоса и Бирмы. Насильственно переселенная в 15 в. на о. Хайнань этнич. группа, известная как хайнаньские М., в действительности по языку, обычаям и традициям является частью народности яо. Самая крупная за пределами КНР группа М. населяет сев. р-ны Вьетнама. Здесь их наз. мео. Этнически они связаны с М. Юньнани, сохраняют наиболее архаич. черты общемяоской культуры. В КНР и ДРВ созданы смешанные автономные нац. округа М. и др. соседних народов (тай, туцзя и др.). По преобладающему цвету в женской одежде (белый, черный, синий, красный и пестрый) в науч. лит-ре М. принято делить на 5 групп, отождествляемых с пятью племенами. М. занимаются поливным рисосеянием, а в высокогорных р-нах - подсечно-огневым земледелием. Большое значение имеют также скотоводство (буйволы, свиньи), охота и рыболовство. До недавнего времени для М. были характерны феод. отношения с глубокими патриархально-феод. пережитками. М. сыграли заметную роль в освободит. борьбе народов Китая и Вьетнама.

Лит.: Итс Р. Ф., Мяо, в кн.: Вост.-азиат. этнографич. сб., М.-Л., 1960; Лин Чунь-шэн и Жуй И-фу, Сянси мяоцзу дяоча боагао (Доклад об обследовании мяо Зап. Хунани), Шанхай, 1950; Тории Рюдзо, Мяоцзу дяоча баогао (Отчет об обследовании мяо), Шанхай, 1936; Beauclair I. de, A Miao tribe of Southeast Kweichow and its cultural configuration, (Taibei, 1960); Ruey Jih-Fu, The Magpie Miao of Southern Szechuan, в кн.: Social structure in Southeast Asia, N. Y., 1960.

P. Ф. Итс. Ленинград.

МЯО-ЯО

МЯО-ЯО - назв. языковой группы кит.-тибетской языковой семьи. М.-я. включает народы Вост. и Юго-Вост. Азии: мяо, яо, гэлао и шэ. Генетич. языки М.-я. связаны с древнейшими племенами мань, населявшими в кон. 1-го тыс. до н. э. и нач. 1-го тыс. н. э. обширные р-ны к Ю. от р. Янцзы. К 4 в. н. э. от мань отошли предки шэ - аборигены совр. пров. Чжэцзян и Фуцзянь КНР. Разделение мань на мяо и яо, по данным глоттохронологии, произошло в начале н. э., однако историч. документы фиксируют две самостоятельные этнич. группы мяо и яо не ранее 9 в. В пределах совр. пров. Гуйчжоу мяо ассимилировали таиязычные группы, известные сейчас как гэлао. Между М.-я. и языками тайской группы и вьетнамским языковое родство более отчетливо, чем с кит. и тибето-бирманским. В наст. время считается сближение М.-я. с монкхмерами основательным, как и отнесение их к древней аустрической семье. Принятие последней точки зрения расширяет ареал распространения аустрической семьи до правобережья Янцзы, но не опровергает суждений об этногенезе М.-я., связанном длительными контактами с таиязычными племенами и народами.

Лит.: Арутюнов С. A., Проблемы классификации языков народов Вост. Азии в свете их этнич. истории, в кн.: VII Междунар. конгресс антропологич. и этнографич. наук, М., 1964; Яхонтов С. Е., Глоттохронология и кит.-тибет. семья языков, там же; Итс Р. Ф., Мань в этногенезе мяо и яо, "СЭ", 1959, No 5; Davits H. R., Yün-Nan, the link between India and the Yangtze, Camb., 1909.

P. Ф. Итс. Ленинград.

МЯСНИКОВ

1

(Мясникян), Александр Федорович (парт. и лит. псевд. - Ал. Мартуни, Алеша, Большевик) (28.I(9.II).1886 - 22.III.1925) - сов. парт. и гос. деятель, литератор. Чл. Коммунистич. партии с 1906. Род. в г. Ростове-на-Дону в мещанской армянской семье. Учился в армянской семинарии и гимназических классах Лазаревского института восточных языков в Москве. Осенью 1906 был арестован, из-под ареста бежал и выехал в Баку, где продолжал революц. работу. В 1911 окончил юридич. ф-т Моск. ун-та. В 1912-14 работал в Москве помощником присяжного поверенного, одновременно выступал как журналист-литератор. С 1914 - в армии; вел революц. пропаганду среди солдат. С начала Февр. революции 1917 - член фронтового к-та Зап. фронта и руководитель его большевистской фракции. Вместе с М. В. Фрунзе в Минске был организатором и редактором большевистской газ. "Звезда". Делегат VI съезда РСДРП(б), на к-ром выступал с докладом о положении на Зап. фронте. Участвовал в подготовке победы Окт. социалистич. революции в Минске. В сент. 1917 на 1-й Сев.-зап. обл. конференции большевиков был избран пред. Сев.-зап. обл. к-та РСДРП(б). В окт. 1917 избран пред. большевистского ВРК Зап. обл. В нояб. 1917 на съезде солдатских и офицерских депутатов Зап. фронта был избран главнокомандующим войсками Зап. фронта; нек-рое время исполнял обязанности Верховного главнокомандующего. Весной 1918 был назначен командующим Поволжским фронтом и участвовал в борьбе против белочехов. В нач. 1919 был избран пред. ЦИК Белоруссии, затем пред. Центрального бюро компартии Белоруссии. В 1919-21 - воен. организатор при МК, затем секретарь МК РКП(б). Летом 1920 - нач. Политуправления Зап. фронта. В 1921 работал пред. СНК и наркомом по воен. делам Арм. ССР. С 1922 - пред. Союзного Совета ЗСФСР, а затем первый секретарь Закавказского краевого к-та РКП(б). На XII и XIII съездах партии избирался кандидатом в члены ЦК РКП(б). Одновременно был редактором газеты "Заря Востока", чл. РВС Союза ССР, чл. президиума ЦИК СССР. Погиб при авиационной катастрофе. Похоронен в Тбилиси.

Автор работ "М. Налбандян" ((Ер.), 1919, на арм. яз.), "Армянские политические партии за рубежом" (Тифлис, 1925), "О национальном вопросе" ((Ер.), 1919, на арм. яз.), "За партию" (М., 1921) и др.

Р. А. Лавров. Москва.

2

Василий Спиридонович (ум. в марте 1918) - активный участник Окт. вооруж. восстания в Петрограде, моряк Балт. флота. Член Коммунистич. партии с марта 1917. При штурме Зимнего дворца командовал отрядом балт. моряков. Делегат 2-го Всероссийского съезда Советов, на к-ром был избран чл. ВЦИК; вошел во вновь организованный Военно-морской революц. комитет. С кон. ноября 1917 - нач. Политич. отдела Морского мин-ва (позже Верховной морской коллегии), а после реорганизации Военно-морской коллегии - комиссар и нач. Воен. отдела Народного комиссариата по морским делам. Был убит из-за угла белогвард. террористами. Похоронен в Ленинграде.

Предыдущая страница Следующая страница