Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "М" (часть 2, "МАГ"-"МАЗ")
"МАГОВ" ВОССТАНИЕ - см. в ст. Гаумата. |
МАГОМЕТ - см. Мухаммед. |
МАГОСИ - археологич. культура эпохи мезолита в Африке. Обнаружена в 1926. Названа по находкам у дер. М. в Уганде в 257 км сев. горы Элгон. Стоянки М. в пещерах, гротах и открытые найдены в Вост. и Центр. Африке, от Сомали до Зап. Калахари. Для М. характерна эволюция от больших орудий к миролитам, от отщепов к пластинкам и новые приемы обработки камня с помощью промежуточных отбойников и наковаленки. Типичные орудия - тонкие остроконечники разных форм, пластинки-долота, близкие к австралийским, скребла, скобели и др. Была развита обработка кости. Найдены орнаментированные "карандаши" из пигмента для раскраски тела. М. - культура первобытных общин охотников и собирателей лесов и саванн, употреблявших в пищу размолотые семена диких злаков, о чем свидетельствуют находки зернотерок.
Лит.: Алиман А., Доисторическая Африка, пер. с франц., М., 1960; Wayland E. J. and Burkitt C., The magosian culture of Uganda, "J. of Royal Anthrop. Inst.", 1932, v. 62; Clark Y. D., The prehistory of Southern Africa, L., 1959.
Л. А. Фадеев. Москва. |
МАГРИБ (араб. - запад) - встречающееся в ист. и географич. лит-ре наименование р-на Сев. Африки, охватывающего Марокко, Алжир и Тунис (иногда в М. включали и Ливию). Понятие "М." введено ср.-век. араб. учеными, различавшими страны араб. Востока (Машрик) и араб. Запада (Магриб). |
МАГСАЙСАЙ (Magsaysay), Рамон (31.VIII.1907 - 17.III.1957) - политич. и гос. деятель Филиппин. С 1946 - депутат конгресса от Либеральной партии. В 1950-53 на посту министра обороны возглавлял воен. действия против повстанческих сил. В 1953 перешел в партию националистов, от к-рой был избран президентом. На посту президента в 1954-57 лавировал между филиппинскими националистич. кругами и амер. империализмом, продолжал проводить внешнеполитич. линию, противоречащую интересам Филиппин (заключение в 1954 пакта СЕАТО), ограничивал демократич. свободы внутри страны. Одновременно принял ряд мер к защите нац. капитала (закон о розничной торговле и соглашение с США 1955 об изменении нек-рых условий филиппино-амер. торгового договора 1946) и был инициатором законов по рабочему и агр. вопросам (закон о социальном страховании 1954, зем. законы 1954-1955), удовлетворявших нек-рые требования нар. масс.
Лит.: Romulo C. and Gray M., The Magsaysay story, N. Y., 1956; Starner P., Magsaysay and the Philippine peasantry, Berk, 1961. |
МАГУН (Magoon), Чарлз Эдуард (5.XII.1861 - 14.I.1920) - амер. юрист и гос. деятель. В 1889-1904 юридич. советник Бюро островных владений Воен. мин-ва. М. разработал "законы", на основе к-рых управлялись территории, захвач. США в результате исп.-амер. войны 1898. В 1905-06 - губернатор зоны Панамского канала и посланник США в Панаме. В 1906-09 - воен. губернатор Кубы, оккупир. войсками США; подавлял нац.-освободит. и рабочее движение (стачки рабочих-табачников, ж.-д. служащих (1907), восстания негров на амер. плантациях (1908) и др.), насаждал коррупцию, проводил политику расовой дискриминации. Деятельность М. помогла амер. капиталу овладеть важными позициями в экономике Кубы.
Лит.: Окунева М. A., Империалистич. интервенция США на Кубе в 1899-1902 и 1906-1909 гг., "ВИ", 1951, No 5; Roig de Leuchsenring E., Los Estads Unidos contra Cuba republicana, La Habana, 1960, p. 263-99. |
МАДАГАСКАР (Madagascar) - остров в Инд. ок.; бывшее (с 1896) колон. владение Франции, провозглашенное в 1958 автономной, в 1960 независимой Мальгашской Республикой в рамках франц. Сообщества. |
МАДАРА - комплекс археологич. памятников различных эпох в сев.-вост. части Болгарии (р-н г. Коларовграда). Исследовался в 1903, 1924-28 и в последующие годы. Древнейший культурный слой, открытый в пещере у М., представляет собой остатки энеолитич. земледельч. поселения. К эпохе Рим. империи относятся святилище нимф и развалины виллы с хоз. постройками. Многочисл. памятники 2-й пол. 1-го тыс. н. э.: крепость, остатки дворцовых сооружений, языческое капище. Особой известностью пользуется рельеф (2,6 на 3,1 м), высеченный на отвесной скале на высоте 23 м. Изображен всадник на лошади, поражающий копьем льва и сопровождаемый собакой. По сторонам рельефа и под ним открыты греч. надписи летописного содержания. Вопрос о "Мадарском всаднике" долгое время оставался дискуссионным. Рельеф относили к памятникам болг., рим., фракийского, ахеменидского иск-ва. Последние исследования доказали принадлежность "всадника" др.-болг. иск-ву нач. 8 в. Изображен, очевидно, хан Тервель. Надписи - древнейшие болг. эпиграфич. памятники - составляют 3 группы. 1-я относится ко времени хана Тервеля (701-718), 2-я - Кормисоша (ок. 740), 3-я - Омортага (814-832). Надписи дополняют сведения визант. авторов о гл. событиях истории болгар с нач. 8 до нач. 9 вв.
Лит.: Мадара. Разкопки и проучвания, кн. 1-2, С., 1934-36; Георгиев Г. И., Относно датуването на първобитното селище при Мадара, Коларовградско, "Изв. на археологич. ин-т", С., 1959, т. 22; Мадарският конник, С., 1956.
Н. Я. Мернерт. Москва. |
МАДАРАС (Madarász), братья Ласло (1811-6.XI.1909) и Йожеф (27.VIII.1814 - 31.I.1915), - венг. политич. деятели. Дворяне. По профессии адвокаты. До революции 1848-49 примыкали к левому крылу Оппозиционной партии (последователи Кошута). В период революции - в составе руководства радикальной группы парламента. В это же время Ласло М. - чл. Комитета защиты родины и начальник полиции, последовательно боролся против соглашат. политики т. н. Партии мира, поддерживал требования Танчича; Йожеф М. - редактор левых газет. После революции Ласло М. жил в эмиграции в США (1850-1909). Йожеф М. был приговорен к тюремному заключению. Освобожден в 1856. С 60-х гг. возобновил активную политич. деятельность. Выступал против австро-венг. соглашения 1867. Был одним из основателей (1868) и лидеров оппозиц. Партии 1848 года, а с 1874 - Партии независимости. Автор мемуаров ("Emlékirataim. 1831-1881", Bdpst, 1883).
Лит.: Авербух Р. A., Революция и национально-освободительная борьба в Венгрии. 1848-49, М., 1965; Spira G., A Magyar forradalom 1848-49, Bdpst, 1959. |
"МАДАРСКИЙ ВСАДНИК" - см. в ст. Мадара. |
МАДЕРО (Madero), Франсиско Индалесио (30.X.1873 - 22.II.1913) - мекс. гос. деятель. Род. в семье богатого помещика-предпринимателя (шт. Коауила). Получил образование в Мексике, США и Франции. В 1908 начал издавать газ. "Новая Мексика", выступая идеологом нац. буржуазии. В ноябре 1911 стал президентом. На этом посту открыто выступал против засилья иностранцев, за развитие естеств. ресурсов страны нац. силами, однако, отказавшись от проведения агр. реформы, лишил себя демократич. базы в стране, вызвал недовольство и вооруж. выступление крестьянства (1912) во главе с Сапатой. Используя эту обстановку, наиболее реакц. часть помещиков и военщины при поддержке правящих кругов США, недовольных антиимпериалистич. тенденциями М., развернули борьбу за власть. В результате контрреволюц. мятежа (февр. 1913) пр-во М. было свергнуто, а сам он убит.
Соч.: La sucesión presidencial en 1910, 3 ed., Mexico, 1911.
Лит.: Альперович М. и Руденко Б., Мексиканская революция 1910-1917 гг. и политика США, М., 1958. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
МАДЖЕНТА (Magenta) - город в Сев. Италии (20 км западнее Милана), в р-не к-рого 4 июня во время австро-итало-французской войны 1859 произошло встречное сражение между франко-сардинскими войсками под команд. Наполеона III и австр. войсками под команд. P. Дьюлаи. В сражении участвовало менее 1/2 сил с каждой стороны (французов - 54 тыс., австрийцев - 58 тыс.). Удар корпуса Мак-Магона и гвард. дивизии Меллине по прав. флангу австр. армии привел к овладению французами М. и беспорядочному отходу австрийцев. Дьюлаи не решился возобновить сражение на следующий день и начал общее отступление к р. Минчо. Потери: французы - 4500, австрийцы - ок. 10 т. ч. Франко-сардинские войска 8 июня заняли Милан, а к 20 июня всю Ломбардию. Победа при М. вызвала подъем нац.-освободит. движения в Италии.
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 13, с. 399 - 405; Свечин А., Эволюция воен. искусства, т. 2, М., 1928; Драгомиров М. И., Очерки австро-итало-франц. войны 1859, СПБ, 1860. |
МАДЖИ-МАДЖИ ВОССТАНИЕ 1905-07 - восстание народов Германской Восточной Африки против колон. гнета. Назв. восстания связано с поверьем о чудодейственной силе освященной воды ("маджи"), к-рая, как полагали восставшие, спасет их от пуль врага. Поводом к восстанию послужило повышение ден. налога, применение принудит. труда и насильственное насаждение экспортных культур. Восстание началось на хлопковой плантации в Кибата 2 авг. 1905 и вскоре охватило всю центр. и юж. части колонии. Одним из виднейших вождей восстания был Абдулла Мпанда. В М.-М. в. участвовали племена нгиндо, погоро, занги, пангва, бена и др. В начале 1907 восстание было подавлено герм. войсками. В результате воен. действий и карат. экспедиций было убито ок. 120 тыс. африканцев; ряд племен был полностью уничтожен. Тысячи людей умерли от голода, охватившего районы восстания. |
Рамеш Чандра (p. 4.XII.1888) - инд. историк. Долгое время был вице-канцлером ун-та в Дакке. После раздела страны на Индию и Пакистан в 1947 переехал в Бенарес, где возглавил Индологич. колледж Бенаресского индусского ун-та. Его труды посвящены истории Индии и инд. поселений в Юго-Вост. Азии. Они отличаются большим фактич. материалом и тщательностью анализа. Написанная М. в соавторстве с Х. Ч. Райчаудхури и К. Датта "An advanced history of India" (1946, 2 изд. 1950) явилась первой попыткой изложить в доступной форме всю историю страны с точки зрения индийского умеренного буржуазного национализма. М. является редактором десятитомного труда "The history and culture of Indian people".
Соч.: Corporate life in ancient India, Calc., 1922; Hindu colonies in the Far East, Calc., 1944; Inscriptions of Kambuja, Calc., 1953; The classical accounts of India, Calc., 1960; History of the freedom movement in India, v. 1-3, Calc., 1962-63. |
МАДЗАКИ ДЗИНДЗАБУРО (27.XI.1876 - 31.VIII.1956) - япон. генерал, сторонник "императорского пути" (кодоха) - идеологии фаш. военщины в 30-е гг. В 1897 окончил воен. академию, участвовал в рус-япон. войне 1904-05, обучался в Германии. В 1931-33 командовал войсками на Тайване. Принимал участие в раскрытом в марте 1931 антиправительств. заговоре реакц. офицерства. В 1935-36 был одним из организаторов фаш. путчей, заговоров и террористич. актов. После 2-й мировой войны возглавлял разл. милитаристские орг-ции.
М. Г. Поздняков. Москва. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
МАДИАНИТЯНЕ - мидианитяне, - пастушеский семитич. народ во 2-м тыс. до н. э. на С.-З. Аравии в р-не Акабского зал. и Синайского п-ова. М. были родственны израильтянам. В кон. 2-го тыс. до н. э. М. совершали опустошит. набеги на Палестину и были разгромлены израил. вождем Гедеоном. В 1-м тыс. ассимилировались с набатеями.
Лит.: Jirku A., Die Welt der Bibel, Stuttg., (1957), S. 70-75. |
МАДЛЕН (Madelin), Луи (8.V.1871 - 18.VIII.1956) - франц. историк бурж.-консервативного направления. Чл. Франц. АН (с 1927). Учился в ун-те г. Нанси, в Школе хартий в Париже и во Франц. школе в Риме. Участвовал в 1-й мировой войне. В 1924-28 - чл. палаты депутатов. Работы М. посвящены в осн. истории франц. бурж. революции кон. 18 в. Согласно концепции М., Франция уже в авг. 1789 получила все, что она ожидала от революции: отмену привилегий и феод. прав. Все дальнейшее развитие революц. событий, по мнению М., было делом рук небольшого числа честолюбцев, к-рые увлекли за собой лишь покупателей нац. имуществ, боявшихся потерять свою вновь приобретенную собственность. Особое негодование М. вызывают якобинцы, в деятельности к-рых он видит лишь проявление фанатизма и ничем не оправданный террор. М. утверждает, что все политич. завоевания революции - демократич. свободы, респ. строй и т. д. не были нужны нации и она от них легко отказалась, охотно подчинившись Наполеону I, к-рый закрепил то, что было завоевано в первые месяцы революции. Ценность работ М. гл. обр. в привлечении большого мемуарного материала.
Соч.: La révolution, 5 éd., P., 1914; Danton, P., 1914; Fouché. 1759-1820, P., 1955; La France du Directoire, P., 1922; La France de l'Empire, P., 1926; Les hommes de la révolution, P., 1928; La bataille de France (21 mars-11 novembre 1918), P., 1920; Le chemin de la victoire, v. 1-2, P., 1920; Histoire du Consulat et de l'Empire, v. 1-16, P., 1937-54.
Ю. И. Хаинсон. Москва. |
МАДЛЕНСКАЯ КУЛЬТУРА - наиболее поздняя палеолитич. культура, сменяющая солютрейскую и предшествующая азильской культуре раннего мезолита. М. к. в узком смысле слова распространена на С. Испании, во Франции, Швейцарии, на Ю. ФРГ. Здесь она одновременна завершающим стадиям последнего вюрмского оледенения. Датируется радиоуглеродным методом 15 000-8000 лет до н. э. М. к. в широком смысле слова, или точнее, мадленская эпоха, представлена во всей европейской приледниковой области развития позднепалеолитич. культуры от Франции до Приуралья; в этом случае она представляет заключит. этап позднего палеолита, примерно одновременный М. к. Франции. М. к. впервые выделена Г. Мортилье в кон. 60-х гг. 19 в. и названа по имени пещеры Ла-Мадлен (La Madeleine) во Франции. Для М. к. в узком смысле слова, имеющей в свою очередь ряд местных вариантов, характерно исчезновение солютрейских кремневых наконечников и солютрейской отжимной ретуши, употреблявшейся при обработке кремня. Преобладают разнообразные кремневые резцы; много кремневых проколок, скребков. Высоко развита обработка кости; распространены разнообразные гарпуны, наконечники копий и дротиков, копьеметалки, жезлы, иглы с ушком, шилья и др. орудия из рога сев. оленя, бивня мамонта и кости. Развиты резные изображения на роге и кости, изображения на стенах пещер. В поздней М. к. (Мадлен VI) распространяются мелкие кремневые орудия геометрич. очертаний, образующие постепенный переход к мезолитич. микролитам. Мадленские охотники жили по преимуществу в пещерах, часто кочевали, преследуя стада сев. оленей. Для М. к. в широком смысле слова характерны в общем те же черты, но не столь резко выраженные. В мадленских стоянках к востоку от ФРГ гарпуны встречаются в виде исключения; кремневые и костяные орудия несколько отличаются от зап.-европейских; иными являются и этапы их развития. Носители М. к. жили матриархально-родовыми общинами.
Лит.: Ефименко П. П., Первобытное общество, 3 изд., К., 1953; Sonneville-Bordes D., Le paléolithíque eu Périgord, t. 1-2, Bordeaux, 1960.
П. И. Борисковский. Ленинград. |
1 (тамильск. назв. - Сеннай) - город в Индии, адм. ц. шт. Мадрас, крупный порт, узел ж. д. и возд. путей сообщения, торг.-пром., финанс. и культурный центр Юж. Индии. Нас. 1771 т. ч. (оценка 1962), занимает 4-е место по числу жителей среди городов Индии. 2/3 жителей по национальности тамилы.
Основанием совр. города послужил рыбацкий поселок Мадраспатам, где в 1639 англ. Ост-Индская компания построила форт Сент-Джордж и факторию. В 1746-48 М. владели французы. В кон. 18 и нач. 19 вв. М. - центр англ. владений в Юж. Индии (Мадрасского президентства, затем Мадрасской пров.). М. играет видную роль в развитии нац. культур дравидских народов, особенно тамилов. Здесь находятся ун-т (осн. 1857) с 25 ф-тами, Президентский колледж, Академия тамильской культуры и др. уч. и науч. учреждения. 2 штат Индии, образован в 1956 из части терр. прежнего штата М., населен тамилами (Тамилнад). Площ. 129,9 т. км2, Нас. 33,7 млн. чел. (1963). Ок. 2/3 населения штата занято в с. х-ве, в осн. в земледелии. В древности и в ср. века терр. штата входила в состав разл. гос-в (в 3-9 вв. - в гос-во Паллавов, в 9-12 вв. в гос-во Чолов, в 14-16 вв. - в империю Виджаянагар). В 17-18 вв. на терр. M. были гос-ва Мадура, Танджур, Джинджи, Аркот (Карнатик). В 1746-63 она являлась ареной борьбы между Англией и Францией за преобладание в Юж. Индии. В кон. 18 в. терр. штата была включена в т. н. "Мадрасское президентство", затем - провинцию, в к-рую вошли, кроме Тамилнада, юго-вост. часть Андхры, Сев. Керала (округ Малабар) и округ Юж. Каннара. После провозглашения независимости Индии и принятия новой конституции (1950) М. стал штатом группы А. В 1953 из него выделился шт. Андхра-Прадеш в качестве самостоят. штата, а в 1956 в результате реформы адм. деления шт. М. получил совр. границы.
Лит.: Madras, vol. I-II, Calcutta, 1908. |
МАДРАССКИЙ КРУЖОК - лит.-политич. течение, оформившееся в 70-х гг. 18 в. в г. Мадрасе (Индия) в среде арм. торг. буржуазии и бурж. интеллигенции. Возник как непосредств. результат пропаганды видного деятеля арм. освободит. движения И. Эмина. Участники: М. Баграмян, Ш. Шаамирян, А. Шаамирян и др. Положение Армении, закабаленной Турцией и Ираном, с одной стороны, и знакомство с европ. просветит. идеями - с другой, повлияли на членов М. к., к-рые критиковали самодержавие и деспотизм, развивали конституц. идеи, ставили задачу освобождения Армении, ликвидации феод. порядков. Возрождение арм. государственности они связывали с Россией. Просветит. и освободит. идеи членов М. к. во многом носили утопич. характер, т. к. не имели реальной почвы в арм. действительности.
Лит.: Лео, История Армении, т. 3, Ер., 1946 (на арм. яз.); Иоаннисян А. Р., Иосиф Эмин, Ер., 1945; его же, Россия и арм. освободит. движение в 80-х гг. XVIII ст., Ер., 1947; Григорян Г., Из истории арм. передовой обществ.-политич. мысли, Ер., 1957; Тер-Аветисян С. В., Мат-лы по истории арм. колонии в Индии, Научные труды Ереванского гос. ун-та, т. 13, Ер., 1940.
В. А. Дилоян. Ереван. |
МАДРИД (Madrid) - столица Испании, гл. город обл. Новая Кастилия и адм. ц. пров. Мадрид. Важный политич., экономич. и культурный центр страны, узел жел. и шосс. дорог. Нас. 2443,2 тыс. чел. (1963). В М. находятся правления ведущих исп. банков и объединений ("Банко де Эспанья", "Банко сентраль" и др.), руководящие центры гос.-монополистич. объединений, гл. биржа страны. Имеются предприятия по сборке автомашин и самолетов, воен. машиностроения, электро-технич., радиотехнич., химич., цементной, текстильной и пищ. пром-сти. М. - центр междунар. авиалиний. В предместье М. Барахасе - крупнейший аэродром.
Город сложился вокруг арабской крепости Маджирит, впервые упоминающейся в хрониках в 932. В 1083 крепость Маджирит была отвоевана у арабов и в 1118 за активное участие населения в Реконкисте получила привилегии города. В 14-15 вв. М. был часто резиденцией кастильских королей, не имевших в то время постоянной столицы, и местом заседаний кортесов. В 1520 город принимал активное участие в восстании комунерос. В 1561 Филипп II сделал М. своей офиц. резиденцией. С этого времени в городе развернулось большое строительство. В 17-18 вв., в связи с общим экономич. упадком страны, рост М. несколько замедлился. 2 мая 1808 восстание нас. М. против франц. войск положило начало революции 1808-14. М. был центром революций 1820-23 и 1854-56. В 1868 в М. была основана исп. группа 1-го Интернационала. Революц. выступления в М. в 1865-66 явились прологом революции 1868-74. В 1873-74 был центром 1-й Исп. республики. В период Нац.-революц. войны 1936-39 М. был важнейшим оплотом респ. сил. Героич. оборона М., к предместьям к-рого фаш. мятежники подошли в нач. нояб. 1936, продолжалась до 28 марта 1939. После 2-й мировой войны в М. неоднократно происходили антифаш. выступления.
В М. - ун-т (осн. 1508), Академия наук, музеи. Мировой известностью пользуется музей Прадо, хранящий выдающиеся произведения живописи и скульптуры исп. и иностр. мастеров. Памятники архитектуры М. в значит. части утрачены при перестройках 19-20 вв. Среди сохранившихся представляют историко-художеств. ценность церковь Сан-Исидро эль Реаль (1626-61), Королев. дворец (1738-64), церковь Сан-Франсиско эль Гранде (1776-85), здание музея Прадо (1785-1830), церковь Эрмита де Сан-Антонио де ла Флорида (1792-98, фрески Ф. Гойи, 1798) и др.
Лит.: Memories de la Real academia de la historia, t. 8, Madrid, 1852; González Salvador F., Historia retrospectiva de Madrid, Madrid, 1915; Oliver Asin J., Historia del nombre "Madrid", Madrid, 1959; Alba Abad, Historia sintetica de Madrid, t. 1-2, Madrid, 1949.
Э. Э. Литаврина. Москва. |
МАДРИДСКАЯ КОНВЕНЦИЯ 1880 - см. в ст. Мадридская конференция 1880. |
МАДРИДСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 1880 - междунар. конференция по марокканскому вопросу с участием представителей Австро-Венгрии, Бельгии, Великобритании, Германии, Дании, Испании, Италии, Марокко, Нидерландов, Португалии, США, Франции и единой делегации Швеции - Норвегии; состоялась 1-3 июля 1880 в Мадриде. М. к. была созвана по инициативе Испании, стремившейся воспрепятствовать укреплению франц. влияния в Марокко. Колон. соперничество осн. участников М. к. - Испании, Великобритании, Германии и Франции - дало возможность исп. дипломатии создать на конференции антифранц. большинство и заставить Францию временно отложить осуществление своих планов по захвату Марокко. 3 июля 1880 участниками М. к. была подписана Мадридская конвенция, по к-рой договаривавшиеся стороны признали, что никакие преимущества не должны предоставляться в Марокко подданным к.-л. одного иностр. гос-ва. Договаривавшиеся стороны согласились, что право наибольшего благоприятствования в Марокко должно быть предоставлено всем державам, участвовавшим в М. к. (ст. 17). За иностранцами признавалось право на приобретение собственности в Марокко (ст. 11). Конвенция подтвердила и расширила ранее установленный режим капитуляций в Марокко; иностранцы, уже пользовавшиеся в Марокко правом экстерриториальности, получили по Мадридской конвенции 1880 "право покровительства" в отношении находившихся у них на службе марокканских подданных, по к-рому на последних распространялись все привилегии, предоставленные иностранцам (ст. 2 и 6). Т.о., конвенция не только расширила привилегии иностранцев, но дала им возможность расширить свою местную агентуру. 2 (14) апр. 1881 к Мадридской конвенции присоединилась Россия.
Решения М. к. не предотвратили дальнейшей борьбы империалистич. держав за Марокко и были фактически заменены решениями Альхесирасской конференции 1906.
Публ.: Rivière P.-L., Traités, codes et lois du Maroc, t. 1, P., 1924, p. 61-62; Répertoire des traités de paix, de commerce, d'alliance, etc., conventions et autres actes conclus entre toutes les puissances du globe, t. 47, No 1851.
A. И. Иойрыш. Москва. |
МАДРИДСКИЙ ДОГОВОР 1526 - заключен 14 янв. 1526 в ходе Итальянских войн 1494-1559 между ими. "Свящ. Рим. империи" Карлом V и франц. королем Франциском I, плененным после разгрома франц. войск у Павии (1525). М. д., к-рому предшествовало перемирие в Толедо (11 авг. 1525), состоял из 50 статей. Франциск I отказывался от притязаний на Милан, Артуа, Эно, уступал герцогство Бургундию, обещал возвратить герцогу Ш. Бурбону и принцу Оранскому конфискованные у них владения и уплатить долг Карла V англ. королю. Вернувшись 18 марта 1526 из плена, Франциск I аннулировал М. д. и 22 июня возобновил воен. действия. Публ.: DuMont I., Corps universel diplomatique du droit des gens..., t. 4, pt. 1, Amst. - La Haye, 1726, p. 399-410.
Лит.: Маркс К., Хронологические выписки, в кн.: Архив Маркса и Энгельса, т. 7, Л., 1940, с. 167-68;Gachard L.-P., La captivité de François I et le traité de Madrid, Brux., 1860; Mignet M., Rivalité de François I et de Charles-Quint, t. 2, P., 1875.
В. Л. Афанасьев. Ленинград. |
МАДРИДСКОЕ ВОССТАНИЕ 2 МАЯ 1808 - вооруж. выступление нас. Мадрида против франц. оккупантов, положившее начало Испанской революции 1808-14. Поводом к восстанию послужила попытка маршала Мюрата вывезти из Испании утром 2 мая последнего представителя королев. дома - инфанта дона Франсиско. Нас. Мадрида, вооруж. ружьями, отнятыми у врага, ножами, палками, сражалось против 25-тыс. франц. гарнизона. Наиболее острые бои развернулись на площади Пуэрта дель Соль, у Пуэрта Толедо, а также в Артиллерийском парке, где героич. борьбу нар. масс возглавляли проявившие особое мужество капитаны Даоис и Веларде, вместе с к-рыми пали на поле боя нац. герои лейтенант Хасинто Руис и Клара дель Рей. Высшее дворянство и королев. чиновники отказались поддержать восстание. Оно было подавлено оккупац. войсками, после чего начались массовые репрессии и расстрелы. М. в. всколыхнуло страну; день 2 мая 1808 вошел в историю Испании как нац. день борьбы исп. народа за свободу и нац. независимость. |
Мадура, - город в Юж. Индии, в шт. Мадрас. 433,4 тыс. жит. (оценка 1962), ж.-д. узел. Развиты старинные ремесла, с 30-х гг. 20 в. стала развиваться пром-сть.
М. - один из древнейших инд. городов, столица гос-ва Пандья. Упоминания о М. встречаются со 2 в. н. э. Ок. 1323 был захвачен делийскими султанами. В 1334-71 - столица независимого Мадурского султаната. Затем был присоединен к Виджаянагару и стал центром юж. наместничества. С 1565 - столица вассального гос-ва найяков Мадураи, ставшего независимым в нач. 17 в. С 1801 поставлен под управление англ. администрации как центр одноим. дистрикта. М. - город многочисл. храмов и дворцов, среди к-рых комплекс храмов Шивы и Минакши, дворец Тирумала Найяка и др.
Лит.: Nelson J. H., The Madura country. A manua compiled by the order of the Madras Government, Madras, 1868; Francis W., Madura, v. 1, Madras, 1914. |
МАДУРЦЫ - один из крупных народов Респ. Индонезии, населяющий о. Мадуру и вост. р-ны о. Ява. Числ. 6,3 млн. чел. (1961). Мадурский яз. близок сунданскому и яванскому, он относится к индонезийской ветви малайско-полинезийской семьи языков. По религии М. - мусульмане. Не позднее рубежа 9-10 вв. у М. возникло несколько раннефеод. княжеств. К кон. 19 в. они были покорены голландцами. М. занимаются скотоводством, рыболовством, земледелием. Важную роль играют добыча соли и торговля, М. - искусные мореходы.
Лит.: Берзина М. Я., Брук С. И., Население Индонезии, Малайи, Филиппин, М., 1962 (карта); Gennep J. L. van, De Madoereezen, в кн.: De volken van Nederlandsch-Indie, deel. 2, Amst., 1921. |
МАДХЬЯДЕША (санскр. - "Срединная страна") - одна из осн. терр. единиц Др. и ранней ср.-век. Индии. По традиции Индия делилась обычно на Северную (Уттарапатха), Срединную (Мадхьядеша), Западную (Апаранта), Восточную (Прачья) и Южную (Дакшинапатха) страны. М. располагалась в р-не Джамна - Гангского двуречья. Здесь находились города, игравшие в разные периоды большую роль: Индрапрастха, Матхура, Тханесар, Канаудж и т.д. |
МАДЬЯРОВСКАЯ КУЛЬТУРА - археол. культура конца раннего и начала среднего бронз. века (сер. 2-го тыс. до н. э.). Названа по первым находкам у нас. пункта Мадьяровце (Mad'arovce) в Юж. Словакии. Распространена в Юго-Зап. Словакии, Моравии и Ниж. Австрии. Характерная керамика: кружки на ножках с высокими воронковидными шейками и одной ручкой от края к плечам, бутыли с цилиндрич. шейками и двумя ушками. Бронз. изделий мало. Известны крупные укрепленные поселения. В погребальных обрядах господствует трупоположение. Выделены 3 локальные группы М. к.: восточная, охватывающая долину Ипоя, Грона и Нитры, западная - Моравию и Ниж. Австрию, и средняя - долину Вага и Зап. Словакию. М. к. синхронна с поздней отоманской культурой и унетицкой культурой. М. к. на значит. части территории ее распространения сменяется курганной культурой среднего бронз. века.
Лит.: Ch.lde V. G., The Danube in prehistory, Oxf., 1929; Eisner J., Slovensko n praveku, Brat., 1933; Ratay P., Frühbronzezeitliche Kulturen in Ungarn, Bdpst, 1938; Rittioni R., Urgeschichte des österreichischen Raumes, W., 1954; Tocik A., Starsia a stredná doba bronzová na juhozápadnom Slovensku, "Referáty o pracovných výsledkoch ceskoslovenských archeológov za rok 1955", c. 2, Liblice, 1956.
В. С. Титов. Москва. |
МАДЬЯРОНСКАЯ ПАРТИЯ - дворянская провенг. политич. группировка в Хорватии и Славонии в 1841-48; именовала себя Хорвато-венг. партией. Опору М. п. составляли мелкие дворяне общины Турополе, к-рые пользовались привилегиями, полученными в старину от хорвато-венг. королей, и видели гарантию их сохранения в союзе с Венгрией. М. п. (наиболее активные деятели - граф А. Драшкович, И. Н. Эрдеди, барон Л. Раух, туропольский жупан А. Йосипович и др.) считала возможным проведение незначит. реформ в обществ. жизни Хорватии и Славонии, поддерживала националистич. политику венг. дворянства, выступала против хорватского единства и югослав. сближения. В М. п. были отд. представители мелкобурж. слоев, привлеченные либер. программой Кошута. Между сторонниками иллиризма и мадьяронами велась острая борьба, принимавшая нередко характер вооруж. столкновений.
Лит.: История Югославии, т. 1, М., 1963; Sisic F., Hrvatska povijest, dio 3, Zagreb, 1913, (gl.) 7. |
МАДЬЯРЫ - см. Венгры. |
МАЕВСКИЙ (Majewski), Казимеж (р. 25. III.1903) - польск. археолог, специалист в области материальной культуры антич. мира. Проф. Львовского (1939-41, 1944-45), Вроцлавского (1945-51), Варшавского (с 1951) ун-тов, чл.-корр. Польской АН с 1952. Руководил польской археол. экспедицией в Нове (Novae) в Болгарии.
Соч.: Importy rzymskie na ziemiach slowianskich, Wr., 1949; Importy rzymskie w Polsce, Warsz. - Wr., 1960; Kreta. Hellada. Cyklady. U kolebki cywilizacji europejskiej, Warsz., 1963. |
МАЖИНО (Maginot), Андре (11.II.1877 - 7.I.1932) - франц. гос. деятель. В 1907-10 служил в аппарате франц. ген.-губернатора в Алжире. В 1910 впервые был избран в парламент, в к-рый затем избирался неоднократно. В нач. 1-й мировой войны находился в рядах франц. армии. В 1917 - мин. колоний, в 1922-24, 1926-29, 1929-30 и в 1931 - воен. министр. Явился инициатором создания линии воен. укреплений вдоль франко-герм. границы (линия М.). |
МАЖИНО ЛИНИЯ - франц. фортификац. укрепления стратегич. назначения на границе с Германией. Названа по имени воен. министра А. Мажино. Представляла собой систему долговрем. укрепл. р-нов, полос и участков протяженностью св. 400 км. Возводилась в 1928-40 на базе старинных погран. крепостей и укреплений 1-й мировой войны 1914-18. Согласно франц. воен. доктрине кануна 2-й мировой войны, М. л. должна была сыграть роль непреодолимого барьера, защищавшего Францию от герм. вторжения. М. л. состояла из Рейнского укрепл. фронта, Эльзасского и Лотарингского укрепл. р-нов и Саарского участка заграждений между ними. Всего на М. л. было построено ок. 5800 долговрем. фортификац. сооружений. Оборона осуществлялась спец. крепостными частями. С 1936 в качестве продолжения М. л. на границе с Бельгией сооружалась т. н. линия Даладье из трех укрепл. участков (Монмеди, Мобёж, Шельда) и двух участков заграждения (Арденны и Фландрия), но к 1940 закончена не была. В мае 1940 нем.-фаш. войска прорвали в р-не Арденн франц. укрепления и обошли М. л.
Лит.: Яковлев В. В., Совр. воен.-инж. подготовка вост. границы Франции (линия Мажино), М., 1938; Карбышев Д. М., "Линия Мажино" и "позиция Зигфрида", "Воен. мысль", 1939, No 11; Людвиг М., Совр. крепости, пер. с нем., М., 1940. |
Мазендеран, - историческая область в Иране, между Гиляном и Горганом. Население в основном мазандеранцы. Входит в Первый и Второй останы. Главные города - Сари, Амоль, Баболь, Бендер-Шах. В источниках 9-12 вв. встречается как Табаристан, назв. М. - с 13 в. Как самостоят. феод. владение известен при Сасанидах. В составе Халифата, при Саманидах, Сельджукидах, монголах в М. существовали местные династии. В кон. 16 в. шах Аббас I ликвидировал местную династию и превратил М. в хас. По рус.-иран. договору 1723, заключенному после Перс. похода Петра I, M. считался уступленным России; в 1732 по Рештскому договору возвращен Ирану. В 1917-21 М. - один из р-нов действия дженгелийцев. |
МАЗАНДЕРАНЦЫ - мазендеранцы, - народность области Мазандеран в Иране. Числ. ок. 950 тыс. чел. (1961). Язык - мазандерани - бесписьменный, малоисследованный; относится к прикаспийской группе иран. языков. По религии М. - мусульмане-шииты. По данным языкознания и антропологии, М. представляют относительно сохранившийся реликт древнейшего иран. населения сев.-иран. ветви. В горных р-нах полуоседлое население еще сохраняет пережитки племенного быта. Крупнейшие племена: гадикулахи и палани. Занятия: земледелие, лесной промысел, молочное отгонное скотоводство.
Лит.: Бартольд В. В., Место Прикаспийских областей в истории мусульманского мира, (Баку,1925); Шайан А., Мдзднддран, т. 1, 2 изд., Тегеран, 1958 (на перс. яз.); Fielld H., Contributions to the anthropology of Iran, v. 1-2, Chi., 1939. |
МАЗАНЬЕЛЛО (Masaniello, сокр. от Томмазо Аньелло, Tommaso Aniello) (июнь 1620-16.VII.1647) - итал. рыбак; вождь нар. антифеод. восстания в Неаполе в июле 1647, направленного гл. обр. против исп. господства. Поводом к восстанию послужило введение налога на фрукты. Восставшие сожгли налоговые док-ты, осадили дворец вице-короля и провозгласили М. "ген. капитаном народа Неаполя". К повстанцам примкнули крестьяне Калабрии, Апулии и Абруцц, жители мн. юж.-итал. городов. Вице-король вынужден был пойти на переговоры и отменить введенный налог, но в это же время организовал убийство М. После гибели М. восстание не прекратилось: в окт. 1647 Неаполь был провозглашен повстанцами республикой, было объявлено об отмене феод. повинностей. Только в апр. 1648 исп. армии удалось подавить восстание.
Лит.: Schipa M., Masaniello, Bari, 1925.
В. И. Рутенбург. Ленинград. |
МАЗАР (араб. - место паломничества, поклонения) - место, почитаемое мусульманами как святое; обычно гробница или могила с возведенным над нею сооружением (напр., в гг. Мазари-Шериф и Герат в Афганистане, Бухара и Хива в Ср. Азии, Неджеф и Кербела в Ираке, Мешхед и Кум в Иране). Поклонение М. исторически связано с культом предков и своими корнями уходит к доисламским религиям.
Лит.: Гольдциэр И., Культ святых в исламе, пер. с нем., М., 1938; Климович Л. И., Обряды, праздники и культ святых в исламе, Грозный, 1958. |
МАЗАРИНАДЫ (франц. mazarinades) - публицистич. произведения во Франции времен Фронды. Назв. получили от памфлета П. Скаррона "La mazarinade", направленного против кардинала Мазарини. Большинство М. носило антиабсолютистский характер, но к их числу относились и памфлеты, защищавшие абсолютизм. Авторы М., оставшиеся в большинстве случаев неизвестными (писали под псевдонимом, либо анонимно), принадлежали к разным социальным и политич. группировкам. Среди известных авторов М.: П. Скаррон, кардинал Рец, О. Патрю, Ж. Лоре, Г. Патен, И. Лаффема и др. Многие М. выражали требования буржуазии, наиболее радикальные - интересы нар. масс. M. являются важным ист. источником. Богатые коллекции М. имеются в Гос. б-ке им. Салтыкова-Щедрина (Ленинград), в Гос. б-ке им. В. И. Ленина (Москва).
Публ.: Choix de mazarinades, publ. par C. Moreau, v. 1-2, P., 1853.
Лит.: Модель Б. Л., Новые источн. по истории идеологич. борьбы во Франции в период Фронды, "Уч. зап. Кишиневского гос. ун-та", 1957, т. 26; Moreau C., Bibliographie des mazarinades, v. 1-3, P., 1850-51. |
МАЗАРИНИ (итал. Mazarini, франц. Mazarin), Джулио (14.VII.1602 - 9.III.1661) - франц. гос. деятель. Сын сицилийского дворянина. Сперва военный, затем духовное лицо. При заключении мира в Хераско (1631) и в бытность папским нунцием в Париже (1634-36) М. своими незаурядными дипломатич. способностями обратил на себя внимание Ришельё и стал его доверенным лицом. В 1640 М. перешел на дипломатич. франц. службу; в 1641 стал кардиналом. Перед смертью Ришельё предложил своим преемником (первым министром) М. Назначенный в 1643 Анной Австрийской (с к-рой затем вступил в тайный брак) первым министром, М. продолжал в трудной обстановке политику укрепления франц. абсолютизма. Подавил в 1643 заговор феодальной знати ("заговор Важных"); жестоко подавлял бесчисл. нар. восстания, вызванные возраставшим налоговым гнетом. С 1648 возглавил борьбу с Фрондой. Одним из требований фрондеров было удаление М., против него были направлены многочисл. мазаринады; Парижский парламент объявил М. врагом гос-ва. Дважды (1651, 1652) М. пришлось покинуть Францию; он вернулся в 1653, после подавления Фронды, и до конца жизни оставался у власти. Во внеш. политике, благодаря искусной дипломатии, М. добился больших успехов (Вестфальский мир 1648; мирный и торг. договоры с Англией в 1655, воен. союз с ней в 1657; Пиренейский мир 1659 и др.), утвердив политич. гегемонию Франции в Европе.
Соч.: Lettres..., t. 1-9, P., 1872-1906.
Лит.: Ch.ruel A., Histoire de France sous le ministère de M., v. 1-3, P., 1882; Lacour-Gayet G., L'éducation politique de Louis XIV, P., 1898; Silvagni U., Il cardinale M., Torino, 1928; Mazarin. Textes réunis. Sous la dir. de G. Mongrédien, P., 1959.
A. A. Лозинский. Львов. |
МАЗАРИ-ШЕРИФ - город в Сев. Афганистане. Адм. ц. Балхской пров. (быв. Мазари-Шерифской). 75 т. ж. (1962). Обработка с.-х. сырья, произ-во хл.-бум. и шерстяных тканей, ковроткачество; центр развивающейся газовой пром-сти.
Согласно преданию, здесь находится могила халифа Али. Над ней в 1481-82 был построен мавзолей (мазар) (благородная гробница (по-арабски - М.-Ш.), отсюда назв. города), ставший местом паломничества шиитов. |
МАЗДАК (50-е гг. 5 в. - 528/529) - основоположник религ.-филос. учения маздакизма, руководитель Маздакитского движения. Данные о биографии М. противоречивы. Происходил, очевидно, из иран. жречества. Родиной М. разл. источники наз. Нису, Нишапур, Мадарайя (на р. Тигр) и др. М. был последователем радикального направления в манихействе - учения Бундоса (Зардушта), развил его, выдвинув на первый план социальные лозунги. М. возглавил широкое движение нар. масс против зороастрийского жречества и знати. Стремясь ослабить их влияние, шах Кавад I поддержал М. При Каваде М. был вначале жрецом одного из храмов огня, а затем верховным жрецом (магупатом) Ирана. Когда экономич. и политич. господство аристократии и жречества было подорвано, Кавад I отказался от союза с М. В 528/529 М. во дворце Кавада I был навязан диспут с высшими зороастрийскими жрецами, после чего М. и его ближайшие сторонники были казнены. По мнению чешского ученого О. Климы, гибель М. и подавление маздакитского движения относятся к 524 (см. О. Klima, Über das Datum von Mazdaks Tod, "Charisteria Orientalia", Praha, 1956, s.135-41).
Лит.: (кроме указ. в статье) см. при ст. Маздакитское движение.
В. Г. Луконин. Ленинград. |
МАЗДАКИЗМ - религ.-филос. учение, в раннем средневековье широко распространившееся в Иране и нек-рых соседних странах. Названо по имени Маздака. В М. получило развитие демократич. направление манихейства - учение Бундоса (или Зардушта), к-рое уже содержало положение об активной борьбе добра со злом, а также социально-этич. предписания, призывавшие к взаимной материальной поддержке, равенству (или "общности") имущества и пр. В отличие от манихейства, М. признавал за добрым началом разумные и закономерные действия, а зло рассматривал как хаос и случайность; провозглашал должную совершиться "в этой жизни" победу добра над злом. Осн. элементы мироздания, согласно М., - вода, огонь и земля; из смешения этих элементов произошел мир. Силы добра (света) имеются и у человека, и задача "праведника" освободить их у себя в душе из-под власти тьмы.
М. призывал к борьбе за уничтожение социального неравенства, к насильств. осуществлению первоначально существовавшего ("данного богом") всеобщего равенства. В кон. 5 в., в условиях экономич. и социально-политич. кризиса иран. общества, идеи и призывы М. нашли широкий отклик среди крестьянства и гор. бедноты и стали идеологией маздакитского движения. Маздакитские общины имели распространение в разл. городах Ирана, Ср. Азии, Азербайджана и др. вплоть до монг. завоевания. Лозунги М. использовались в нар. восстаниях на Бл. Востоке (Муканны, Бабека и др.).
Лит. см. при ст. Маздакитское движение.
В. Г. Луконин. Ленинград. |
МАЗДАКИТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ - широкое движение крестьян и гор. бедноты, поддержанное частью мелких и ср. землевладельцев в гос-ве Сасанидов с нач. 90-х гг. 5 в. до конца 20-х гг. 6 в.; охватило Иран, ряд областей Месопотамии и Закавказья. Возникло в условиях резкого обострения экономич. и политич. кризиса, проявившегося в возросшем могуществе феодализирующейся аристократии и зороастрийского жречества при ослаблении царской власти, росте феод. эксплуатации крестьянства, неудачах во внеш. политике, усилении после ряда голодных лет процесса обнищания и разорения значит. масс крестьянства и роста гор. бедноты. Идеологией М. д. был маздакизм. Вначале М. д. было поддержано шахом Кавадом I, стремившимся поколебать позиции крупной аристократии и жречества и опереться на мелких и ср. землевладельцев (азатов), к-рые, так же как и осн. масса иран. общинников, выступали против старой знати. Ок. 496 аристократия и жречество свергли Кавада с целью положить конец М. д., однако деятельность маздакитов продолжалась в ряде областей Ирана. Возвращение Кавада к власти в 499 сопровождалось избиением враждебной ему и М. д. знати. Сторонники М. д. заняли важные посты в гос-ве; одним из первых лиц стал Маздак. Маздакиты начали осуществлять свою программу, захватывали имущество знати и передавали его нуждающимся. Дальнейшее развитие М. д. привело к перегруппировке политич. сил. Значит. часть азатов отошла от движения. С точки зрения царской власти М. д., нанеся сильнейший удар по экономич. и политич. могуществу аристократии, выполнило свою задачу. В 20-е гг. 6 в. Кавад пошел на примирение с ослабленной знатью и старым жречеством. Его наследник Хосров приступил к ликвидации М. д. В кон. 20-х гг. М. д. было подавлено. Слабость М. д. заключалась в том, что его программа достижения социальной справедливости путем возврата к общинно-родовому строю была утопичной. Тем не менее М. д. пошатнуло влияние владетельных родов и жречества, после чего процесс окончательной феодализации Ирана стал особенно интенсивным. Он нашел свое конкретное выражение в реформах Хосрова I Ануширвана.
Источн. и лит.: Book of religious and philosophical sects (by Muhammad al - Sharastáni), ed. by W. Cureton, pt 1-2, L., 1842 (рус. пер. в сб.: Восток, No2, М.-Л., 1935); Пигулевская Н. В., Маздакитское движение, "ИАН". Сер. истории и философии, 1944, No 4; ее же, Города Ирана в раннем средневековье, М.-Л., 1956; Дьяконов М. М., Очерк истории др. Ирана, М., 1961, с. 304-08; Хрестоматия по истории ср. веков, т. 1, М., 1961, с. 168-98 (рус. пер. ряда источников по М. д.); Nöldeke Th., Geschichte der Perser und Araber zur Zeit der Sasaniden. Aus der arabischen Chronik des Tabari…, Leyden, 1879; Christensen A., Le règne du roi Kawadh I et le communisme mazdakite, Kbh., 1925; Klima O., Mazdak…, Praha, 1957; Altheim F., Mazdak und Porphyrios, в кн.: History of Religions, v. 3, (1963), p. 1-20.
В. Г. Луконин. Ленинград. |