Приглашаем посетить сайт

Культура (niv.ru)

Советская историческая энциклопедия
Статьи на букву "М" (часть 1, "МА"-"МАГ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 1, "МА"-"МАГ")

МА ДУАНЬ-ЛИНЬ

МА ДУАНЬ-ЛИНЬ (1228-1322?) - кит. историк. Род. в пров. Цзянси в семье крупного сановника Южно-Сунской империи. За 20 с лишним лет создал труд энциклопедич. характера - "Вэньсянь тункао" ("Систематический свод письменных памятников и суждений"). Написал также "До ши лу" ("Записки по множеству разделов знания"). "Да сюэ цзи чжуань" ("Собрание комментариев к "Да сюэ"") и др. работы, позднее утерянные. В последние годы жизни был наставником конфуцианцев в Тайчжоу.

М. Д.-л. продолжал традиции Ду Ю и Чжан Цяо - составителей двух предыдущих энциклопедий "Тун дянь" ("Политич. свод") и "Тун чжи" ("Ист. свод"). М. Д.-л. в ряде вопросов пошел дальше своих предшественников: он пытался проследить эволюцию ряда социальных и гос. ин-тов, вскрыть причинную связь нек-рых ист. явлений. Этим М. Д.-л. внес вклад в развитие ср.-век. историографии Китая.

Лит.: Чжунго сысян тунши (История китайских идеологий), т. 4, ч. 2, Пекин, 1960, гл. 19.

Р. В. Вяткин. Москва.

МА ЦЗЯНЬ-ЧЖУН

МА ЦЗЯНЬ-ЧЖУН (9.II.1845 - 6.IX.1900) - кит. гос. деятель, дипломат, ученый-лингвист. В 1876 по рекомендации Ли Хун-чжана был послан на учебу в Париж, где одновременно исполнял должность драгомана кит. посольства. Вернувшись на родину в 1879, активно осуществлял внешнеполитич. курс клики Ли Хун-чжана. В 1881 в Индии вел переговоры с англ. колон. властями об условиях торговли опиумом. В 1882 М. Ц.-ч. в Корее содействовал подписанию неравноправного американо- корейского договора, участвовал в заговоре против регента - Тэвонгуна. После 1882 отошел от гос. дел. В 1896 сопровождал Ли Хун-чжана на коронацию Николая II. Выступив сначала как сторонник ограниченного, верхушечного курса "самоусиления" Китая путем военно-технического оснащения страны с помощью западных держав, М. Ц.-ч. в последние годы жизни начал ратовать за более широкую программу умеренных бурж. реформ в области экономики и политики, став одним из идеологов раннереформаторского движения в Китае. М. Ц.-ч. - автор первой науч. грамматики кит. яз. (1898), написанной совместно с братом Ma Сян-бо.

Соч.: Шикэчжай цзи янь цзи син (Слова и дела хранителя ученого кабинета Шикэчжай), Шанхай, 1896.

С. Л. Тихвинский. Москва.

МААДИ

МААДИ - энеолитич. поселение ранних земледельцев (2-я пол. 4-го тыс. до н. э.) под Каиром (Египет). Исследовано в 30-х гг. 20 в. М. Амером и О. Менгином. Найдены остатки пшеницы, ячменя, зерен клещевины (из них получали касторовое масло), кости домашних (свиньи, козы, овцы, кр. рог. скот, собаки) и диких (бегемот, крокодил) животных, рыб и раковины; медные (выплавлены из синайских медных руд) топоры, резцы, рыболовные крючки, шилья; кремневые орудия, изготовленные из призматич. пластинок и отщепов; кам. дисковидные булавы, ступки, сосуды, зернотерки, лощила, пряслица, грузила для сетей, палетки, бусы, подвески; орудия из кости и дерева; разнообразная лепная керамика. Жилищами служили ямы глубиной 2-2,5 м, легкие ветровые заслоны, овальные хижины из плетенок, обмазанных глиной, четырехугольные домики из кирпича-сырца.

Лит.: Чайлд Г., Древнейший Восток в свете новых раскопок, пер. с англ., М., 1956, с. 124-28; Menghin O., Amer M., The excavations of the Egyptian University in the neolithic Site at Maadi (First preliminary report), Cairo, 1932; их же, The excavations of the Egyptian University in the neolithic Site at Maadi (Second preliminary report), Cairo, 1936.

X. А. Кинк. Ленинград.

МААМЯГИ

Виктор Андреевич (р. 29.IX(12.Х).1917) - сов. эст. историк, акад. АН Эст. ССР (с 1964), директор Ин-та истории (с 1951). Из крестьян. Чл. Коммунистич. партии с 1945, чл. ЦК КП Эстонии (с 1964), пред. правления об-ва "Знание" Эст. ССР (с 1964). М. - автор работ по истории послеокт. периода Эстонии, соавтор "Истории Эстонской ССР" (Таллин, 1958) и др. коллективных трудов по истории республики.

МААНЫ

МААНЫ - династия феод. правителей в Ливане 12-17 вв. Основатель династии Маан аль-Аюби, по приказу правителя Дамаска Тугтугина занял ок. 1120 со своим племенем, перекочевавшим из Месопотамии, округ Шуф для ведения войны с крестоносцами. Возвышение М. началось при Фахр-ад-дине I (ум. 1544), к-рый, признав в 1516 верховенство тур. султана Селима I, получил от него инвеституру на Шуф при условии выплаты дани паше Дамаска. Наиб. усиление М. относится ко времени правления Фахр-ад-дина II (1590-1633), к-рый распространил свою власть на весь Ливан, часть Палестины и Сирии. Во 2-й пол. 17 в. влияние М. ослабло. В 1697 умер, не оставив наследника по мужской линии, последний М. - Ахмед Мульхим.

Лит.: Базили К. М., Сирия и Палестина под турецким правительством в историческом и политическом отношениях, М., 1962; аш-Шидийак Танус, Китаб ахбар аль-ай-ан фи Джебель лубнан (Книга известий о знатных лицах Ливанских гор), т, 1, Бейрут, 1859; Дуайхи, Тарих аль-азмина (Хроника времен), Бейрут, 1951.

МАБИЛЬОН

Мабийон (Mabillon), Жан (26.XII.1632 - 27.XII.1707) - франц. историк- эрудит (см. Эрудитская школа), чл. конгрегации мавристов. С 1701 - чл. Академии надписей (Academie des Inscriptions et Belles-Lettres). C 1664 M. работал в б-ке монастыря Сен-Жермен-де-Пре. Издание М. "Acta sanctorum ordinis S. Benedicti..." (v. 1-9, P., 1668-1702) и "Annales ordinis S. Benedicti.." (v. 1-6, P., 1703-39, последние 2 тт. закончены др. мавристами) представляют собой тщательно подготовленную публикацию источников по истории ордена св. Бенедикта с комментариями и примечаниями. М., готовя источники к изданию, скрупулезно проверял их подлинность и восстанавливал первичный текст. М. - основатель лат. дипломатики как ист. дисциплины, его перу принадлежит 1-я капитальная работа по лат. дипломатике и палеографии ("De re diplomatica libri VI", P., 1681, лучшее изд. - P., 1789). M. разработал методику определения подлинности док-та, определил признаки датировки и локализации рукописи, создал теорию "нац. типов" лат. письма.

Лит.: Добиаш-Рождественская О. А., История письма в ср. века, М.-Л., 1936, с. 90-105; Косминский Е. A., Историография ср. веков, М., 1936, с. 121-22, 125; Broglio E., Mabillon et la société de l'abbaye de S.-Germain-des-Pres, v. 1-2, P., 1888; Ruinart Th., Mabillon, nouv. éd., P., 1933; Leclercq H., Mabillon, v. 1-2, P., 1953-57.

Б. Л. Фонкич. Москва.

МАБИНИ

МАБИНИ (Mabini), Аполинарио (22.VII.1864 - 13.V.1903) - деятель филиппинского нац.-освободит. движения. Один из учредителей и лидеров Филиппинской лиги (1892-93). Несмотря на тяжелую болезнь (паралич ног), с 1898 принял активное участие в руководстве революц. борьбой и в организации пр-ва Филиппинской Республики. Выступал идеологом мелкой буржуазии, лидером революц.-демократич. крыла в респ. лагере. 2 янв. 1899 стал премьером и мин. иностр. дел. Выступал за продолжение борьбы против амер. захватчиков в американо-филиппинской войне 1899-1901, но бурж.-помещичья группировка, склонная к компромиссу с США, вынудила М. 7 мая 1899 уйти в отставку. В дек. 1899 М. был схвачен амер. войсками. В сент. 1900 освобожден, в янв. 1901 за публикацию патриотич. статей сослан на Гуам. Незадолго до смерти в февр. 1903 согласился признать власть США и был возвращен на родину. В ссылке М. написал историю филиппинской революции, в к-рой отстаивает свою политич. позицию и осуждает капитулянтов.

Соч.: La revolución filipina (con otros documentos de la época), n. 1-2, Manila, 1931.

Лит.: Губер А. A., Филиппин. республика 1898 года и амер. империализм, 2 изд., М., 1961; Agoncillo T., Malolos. The crisis of the republic, Quezon City, 1961.

Г. И. Левинсон. Москва.

МАБЛИ

МАБЛИ (Mably), Габриель Бонно (Bonnot), де (14.III.1709 - 23.IV.1785), - франц. утопич. коммунист, политич. писатель, историк. Род. в дворянской семье, учился в иезуитском коллеже и в семинарии, затем отказался от духовной карьеры и четыре года (с 1742) прослужил в Мин-ве иностр. дел. В 1746 оставил гос. службу и посвятил дальнейшую жизнь науч. занятиям. В 1793 Конвент революц. Франции, отдавая дань уважения М., принял решение о переносе его праха в Пантеон.

В основе взглядов М. на общество лежали теории обществ. договора и естеств. права. Первоначально, утверждал М., обществ. жизнь была основана на коллективном владении землей. Этот строй был разрушен в результате возникновения частной собственности, к-рая явилась осн. источником всех несчастий, угнетающих человечество. Скромная жизнь при общности имуществ создает добродетельных и счастливых людей. Коммунизм М. - это аскетич. коммунизм. М. считал, что восстановить прежнюю "систему общности" невозможно. В обществе, разделенном на богатых и бедных, нет силы, способной осуществить обществ. идеал. Практически можно лишь уменьшить имуществ. неравенство. М. считал, что народ - "носитель верховной власти". Он имеет право выступать против властей, если они нарушают права граждан на свободу и счастье. М. оправдывал революции и гражд. войны, когда они направлены против насилия и деспотизма. М. был сторонником респ. строя, но считал, что путь к республике должен быть постепенным. В странах с давним монархич. строем он допускал сохранение монархии при условии лишения короля реальной власти и сосредоточения ее у представит. учреждений. Положительно оценив амер. конституцию 1784, М. осудил имущественное неравенство в США.

М. написал две работы, посвященные изучению истории, - "Об изучении истории" ("De l'étude de l'histoire") и "О том, как писать историю" ("De la manière d'écrire l'histoire"). M. не видел в истории закономерного процесса. Ориентиром для историка, по мнению М., должно служить знание естеств. права и законов политики, осн. на законах природы. Это дает мерило для оценки ист. фактов. "История, - писал М., - должна быть училищем морали и политики"; она свидетельствует против самовластия и погони за материальными благами, в пользу такого политич. строя, где беспристрастные законы, гражд. равенство, умеренный достаток для всех, демократич. устройство управления обеспечивают благоденствие наций и крепость гос-ва.

Произведения М. способствовали идеологич. подготовке франц. бурж. революции конца 18 в. На коммунистич. идеи М. ссылались Бабёф и Буонарроти. М. был хорошо известен и в России. Одно из его произв. было переведено на рус. яз. Радищевым ("Размышления о греч. истории или о причинах благоденствия и несчастия греков", СПБ, 1773; опубл. также в кн.: А. Н. Радищев, Поли. собр. соч., т. 2, М.-Л., 1941). В историю обществ. мысли М. вошел прежде всего как один из ранних представителей утопич. коммунизма.

Соч.: Collection complète des oeuvres, t. 1-15, P., 1794-1795; Observations sur le gouvernement et les loix des Etats-Unis d'Amérique, Amst., 1784; в рус. пер. - Начальные основания нравоучения, ч. 1-3, М., 1803; О изучении истории, ч. 1-3, (СПБ), 1812; Избр. произв., М.-Л., 1950.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 315; Сафронов С. С., Политич. и социальные идеи Мабли, в сб.: Из истории социально-политич. идей, М., 1955; Волгин В. П., Развитие обществ. мысли во Франции в XVIII в., М., 1958; Деборин А. М., Социально-политич. учения нового и новейшего времени, т. 1, М., 1958; Whitfield E. A., G. В. de Mably, L., 1930; Müller G., Die Gesellschafts-und Staatslehren des Abbés Mably und ihr Einfluss auf das Werk der Konstituante, В., 1932.

А. А. Макаровский. Москва.

МАВАТ

МАВАТ (араб., букв. - мертвая (земля)) - в странах распространения ислама категория земель, находившихся в необработанном состоянии. Считалась принадлежащей тому, кто ее "оживит". М. - один из гл. источников зем. пожалования (икта) гос-вом при условии ее обработки, а также складывания частновладельч. зем. фонда. С М. в пользу гос-ва уплачивался позем. налог.

МАВЕРАННАХР

МАВЕРАННАХР (араб., букв. - то, что за рекой) - ср.-век. назв. областей по правому берегу Аму-Дарьи. Появилось во время араб. завоеваний 7-8 вв. Позднее этим термином обозначались области ср.-азиат. Междуречья, лежащие между Аму-Дарьей и Сыр-Дарьей. Древнейшие и наиболее крупные города - Самарканд, Бухара, Ходжент (совр. Ленинабад).

МАВЗОЛЕЙ В. И. ЛЕНИНА

МАВЗОЛЕЙ В. И. ЛЕНИНА - монумент. сооружение у Кремлевской стены на Красной площади Москвы, в траурном зале к-рого установлен саркофаг с бальзамированным телом В. И. Ленина. В дни всенар. скорби в связи с кончиной В. И. Ленина на имя ЦК РКП(б) и Сов. пр-ва поступили многочисл. просьбы сохранить тело Ленина. 26 янв. 1924 2-й съезд Советов СССР на траурном заседании утвердил решение ЦИК СССР о сохранении гроба с телом В. И. Ленина в склепе, доступном для посещения, и о сооружении последнего около Кремлевской стены, среди братских могил борцов Окт. революции. К 27 янв. - дню похорон В. И. Ленина, по проекту А. В. Щусева был сооружен врем. деревянный М., перестроенный и расширенный в мае 1924. Бальзамирование тела В. И. Ленина было произведено А. И. Абрикосовым, В. П. Воробьевым и Б. И. Збарским. В 1929-30 М. в прежней конфигурации был воспроизведен под рук. Щусева в граните, мраморе, лабрадоре и порфире; объем его увеличился с 1,3 тыс. до 5,8 тыс. м3. В начале Вел. Отечеств. войны (июль 1941) тело В. И. Ленина было эвакуировано за Урал; в апр. 1945 оно было возвращено в Москву. Ежегодно М. посещают до 2,5 млн. чел. М. - композиц. центр архит. ансамбля Красной пл. В дни празднеств он является также торжеств. правительств. трибуной, перед к-рой проходят колонны войск и демонстрантов.

В 1953, когда в М. был установлен саркофаг с телом И. В. Сталина, Мавзолей В. И. Ленина был переименован в Мавзолей В. И. Ленина и И. В. Сталина. Постановлением от 30 окт. 1961 XXII съезд КПСС признал нецелесообразным дальнейшее сохранение в М. саркофага с гробом Сталина, т.к. серьезные нарушения Сталиным ленинских заветов, норм партийной и государственной жизни делают невозможным оставление гроба с его телом в Мавзолее В. И. Ленина (см. "XXII съезд КПСС. Стенографич. отчет", ч. 3, 1962, с. 362).

Лит.: Збарский Б. И., Мавзолей Ленина, 2 изд., (М.), 1946; Абрамов А., Мавзолей Ленина, (М.), 1963; Стоянов Н. Н., Архитектура Мавзолея Ленина, "Архитектура и строительство", 1948, No 1.

МАВЛЯ

МАВЛЯ - маула (араб., мн. ч. мавали), - в доисламской Аравии преим. раб или военнопленный араб. и неараб. происхождения, получивший свободу и пользовавшийся покровительством, как правило, своего быв. господина, а также лицо свободного состояния, пользовавшееся покровительством к.-л. араб. племени. В раннем Халифате М. - раб или военнопленный неараб. происхождения, отпущенный на волю и пользовавшийся покровительством своего быв. господина, а также лицо свободного состояния из завоеванных араб. войсками народов, принявшее ислам и вступившее под покровительство к.-л. араб. племени. В мусульм. ист. лит-ре термин "М." означал как покровителя, патрона, так и покровительствуемого, клиента. В мусульм. юридич. лит-ре первый обозначался М. аль-ала (высший М.), второй - М. аль-асфал (низший М.).

Л. И. Надирадзе. Москва.

МАВРЕТАНИЯ

МАВРЕТАНИЯ (греч. Mayritania, лат. Mauretania) - в древности сев.-зап. область Африки (З. терр. Алжира и В. терр. Марокко), населенная берберскими племенами. В конце 2-го тыс. до н. э. эта область была колонизована финикийцами, поэтому почти все города М. пунического происхождения. В 3 в. до н. э. большая часть терр. М. находилась под властью Карфагена. После падения последнего (146 до н. э.) М. подпадает под рим. влияние. Во 2-1 вв. до н. э. ее населяли племена, находившиеся на стадии разложения родового строя и формирования рабовладельч. гос-ва. К 45 н. э. М. была завоевана Римом и разделена на 2 провинции: Тингитанскую М. на З. и Цезарейскую на В. В 5 в. побережье было завоевано вандалами, в 533 - Византией, в кон. 7 в. - арабами.

МАВРИКИЙ

МАВРИКИЙ (Mauritius) - страна в зап. части Индийского ок. Колония Великобритании. В состав колонии входят о. Маврикий и "зависимые территории": о. Родригес (в группе Маскаренских о-вов), группа о-вов Чагос, о-ва Каргадос-Карахос и о-ва Агалега. Площ. 2,1 тыс. км2. Нас. 700 тыс. чел. (1962) (в т. ч. о. Маврикий - площ. 1,9 тыс. км2, нас. 682 тыс. чел. в 1962), состоит из индийцев (потомков выходцев из Индии, завезенных для работы на плантациях) (67% в 1961), африканцев (потомков рабов, привезенных гл. обр. с Мадагаскара), европейцев (в основном потомков франц. колонистов), китайцев. Офиц. яз. - англ. и франц. Адм. центр - Порт-Луис (на о. Маврикий). Управляется губернатором, при к-ром имеются Исполнит. и Законодат. советы.

--------------------------

Исторический очерк

Остров М., по-видимому, был известен араб. и малайским торговцам еще в ср. века. В 1598 М. был захвачен голландцами, к-рые дали острову его совр. название. В нач. 18 в. М. овладела Франция, в 1810 - Англия (офиц. М. стал англ. колонией в 1814). Для работы на плантациях сах. тростника колонизаторы ввозили сначала рабов из Африки (гл. обр. из Мозамбика и с о. Мадагаскар), а затем в 19 в. - законтрактованных рабочих из Индии и Китая. Произ-во сахара стало основой экономики острова.

Жестокая эксплуатация и бесправие трудящихся вызывали непрекращавшееся сопротивление. В 1935 на М. возникли первые профсоюзы, началось забастовочное движение. После 2-й мировой войны подъем освободит. движения на острове заставил колонизаторов пойти на нек-рые уступки: в 1957 Законодат. совет М. (созд. в 1932) получил ограниченные правомочия в области внутр. самоуправления; в 1958 на основе принятой в этом году конституции было введено всеобщее избират. право, с 1959 министерские портфели стали распределяться в соответствии с результатами всеобщих выборов. В июне - июле 1961 в Лондоне состоялась Конституц. конференция по вопросу о статуте М. с участием представителей всех политич. партий острова. Конференция приняла план постепенного перехода М. к полному внутр. самоуправлению. На неофиц. конституц. конференции, проходившей в Лондоне в янв. - февр. 1964, представители М. требовали предоставления стране независимости. 7-14 сент. 1965 в Лондоне состоялась новая конференция по выработке статута М., на к-рой англ. пр-ву удалось отсрочить провозглашение независимости М., используя разногласия между политич. партиями и нац.-религ. рознь в стране.

Политические партии и профсоюзы. Лейбористская партия - крупнейшая партия острова. Осн. вскоре после 2-й мировой войны; пользуется наиб. влиянием среди мелкой буржуазии и рабочих, гл. обр. инд. происхождения. Осн. задачей считает достижение независимости М. в рамках Содружества. Независимый передовой блок - осн. в 1958. Во время лондонских переговоров 1961 отстаивал реакц. идею раздельного развития нац. общин. Тамильская объединенная партия - осн. в 1960. Мусульманский комитет действия. Опирается на мусульман инд. и араб. происхождения. Маврикийская партия - осн. в нач. 1950-х гг., выражает интересы бурж. кругов - потомков выходцев из Европы. Индийский конгресс - осн. в 1965. Объединяет группу националистов-интеллигентов, индийцев по происхождению. Федерация труда М. (ФТМ) - осн. в 1960; входит в ВФП. Профсоюзы, не присоединившиеся к ФТМ, входят в МКСП.

Лит.: Burgh-Edwardes B. S. de, The history of Mauritius, L., 1921; Toussaint A., Port Louis, Deux siècles d'histoire, 1735-1935, Port Louis, 1936.

В. Ф. Худолей. Москва.

--------------------------

Остров Маврикий

маврикий

МАВРИКИЙ, ПЕРСОНАЛИЯ

МАВРИКИЙ, персоналия (Mayrixios) (539-27.XI.602) - визант. император с 582. Правил в трудных условиях, сложившихся в Византии после краха режима Юстиниана I. М. приходилось сдерживать натиск на империю славян, лангобардов, персов; казна была истощена. М. сократил жалованье войску, расходы на организацию зрелищ, спекулировал на гос. хлебе, к-рый привозился из Египта. Против правления М. неоднократно вспыхивали волнения димов, бунты в войсках. В 591 М. удалось заключить выгодный для Византии мир с Ираном: Византии отошла часть иран. Армении. Внутр. политика М. объективно вела к децентрализации страны: были созданы полунезависимые экзархаты в Равенне (584) и Карфагене (591), завещание М. (597) намечало раздел империи между его сыновьями. М. пытался воспрепятствовать вмешательству рим. папы Григория I в визант. дела и добивался для константинопольского патриарха титула вселенского. 23 нояб. 602 М. был низложен восставшими солдатами во главе с центурионом Фокой. М. приписывали т. н. "Стратегикон" (см. Псевдо-Маврикий).

А. П. Каждан. Москва.

МАВРИСТЫ

МАВРИСТЫ - конгрегация св. Мавра (Mauristes), - франц. конгрегация бенедиктинцев, сыгравшая выдающуюся роль в собирании и публ. зап.-европ. ср.-век. рукописей. Осн. в 1618 (центр - париж. монастырь Сен-Жермен-де-Пре). С целью отстоять от критики протестантов авторитет католич. церкви (в частности и самого ордена бенедиктинцев) М. выявили и издали огромное число источников по ее истории; кроме того, ими были составлены основанная на богатом рукописном мат-ле история франц. литературы (более 40 т.), а также многотомные истории отд. франц. провинций (Лангедока, Бретани и др.), в приложениях к к-рым напечатано множество док-тов. М. не были историками в полном смысле этого слова. Их заслуга - выработка правил критич. изд. памятников, создание вспомогат. ист. дисциплин (палеографии, дипломатики и др.). Однако критика М. ист. источников носила формальный характер (установление подлинности, места и времени составления док-та); древность и подлинность памятника были для них достаточным основанием, чтобы признать достоверными любые приведенные в нем легенды и измышления католич. летописцев. Наиболее видными М. были Ж. Мабильон, М. Буке, Б. Монфокон. Конгрегация св. Мавра была ликвидирована в 1790.

Лит.: Косминский Е. А., Историография ср. веков, М., 1963, с. 120-23, 131-32; Люблинская А. Д., Источниковедение истории ср. веков, Л., 1955, с. 347-49.

М. А. Заборов. Москва.

МАВРИТАНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАВРОДИНОВ

Николай Петрович (15.XI.1904 - 28.II.1958) - болг. археолог и искусствовед. Член болг. компартии с 1944. Чл.-корр. Болг. АН (с 1945). В 1944-49 - директор Нар. археологич. музея, с 1949 - на преподават. работе; читал курсы истории иск-ва в высш. уч. заведениях Софии. М. - автор 15 книг и св. 200 статей, посвященных общим проблемам истории иск-ва, истории болг. иск-ва, вопросам ср.-век. истории, важнейшим археологич. памятникам Болгарии и Подунавья. М. был одним из основателей Об-ва болг.-сов. дружбы.

Соч.: Прабългарската художествена индустрия, Мадара, т. 2, С., 1936; Старобългарската живопис, С., 1945; Обща история на изкуството, т. 1-3, С., 1950-52; Живопись античной гробницы в Казанлыке, "ВДИ", 1954, No 2; Връзките между българското и руското изкуство, София, 1955; Старобългарското изкуство, С., 1959.

МАВРОКОРДАТО

Константин (ум. 4.XII.1769) - господарь Валахии (1730-33, 1735-41, 1744-48, 1756-58, 1761-63) и Молдовы (1733-35, 1741-43, 1448-49, 1769). Желая приостановить массовое бегство валашских и молдовских крестьян в др. страны, М. издал указы, регулировавшие отношения между землевладельцами и феод.-зависимыми крестьянами (в 1746 в Валахии о праве откупа крестьян, в 1749 в Молдове, устанавливавший 24 дня барщины).

Лит.: Istoria Romîniei, v. 2, Buc., 1962.

МАВРОКОРДАТОС

МАВРОКОРДАТОС (Mayroxordatos), Александрос (1791-1865) - греч. гос. и политич. деятель, участник нац.-освободит. восстания 1821-29. Происходил из семьи фанариотов. До 1821 занимал видное положение при дворе господарей-фанариотов Валахии. С авг. 1821 президент сената Зап. Греции. В лагере повстанцев возглавлял консервативное крыло, выражавшее интересы кодзабасов и крупных судовладельцев Эгейских о-вов. Нац. собранием в Эпидавре (янв. 1822) был избран президентом исполнит. власти. Придерживался проангл. ориентации. Находился в оппозиции к Каподистрии. При Оттоне занимал видные правительств. и дипломатич. должности; в 1844 и 1854-55 - премьер-министр.

Г. Л. Арш. Москва.

МАВРЫ

МАВРЫ (от греч. mayros - темный, черный) - условное обозначение ряда разл. племен, употреблявшееся в древности и средневековье. Римляне наз. М. нас. Мавретании. В Зап. Европе после завоевания арабами Сев. Африки и арабами и берберами Пиренейского п-ова М. стали наз. как берберов, так и арабов. В период Кордовского халифата М. наз. всех мульсуман Пиренейского п-ова; после реконкисты (с 15-16 вв.) - арабов-мусульман Сев. Африки (за исключением Египта), преим. горожан. Иногда назв. М. применялось к части жителей Сев. Сенегала и Сахары арабо-берберского происхождения, а также к потомкам от смешанных браков выходцев из Юж. Аравии и сингалезов на Цейлоне.

МАВСОЛ

МАВСОЛ (Mausolos, Mausolus) - эллинистич. династ Карии (377/6-353/2 до н. э.). Именовался перс. сатрапом, но по существу был независимым от Персии правителем. В гос-во М. входили Кария, часть Лидии, г. Гераклея у Латмоса, Ясос, часть Ликии. Фактически под властью М. находились о-ва Родос, Кос, Хиос, с к-рыми М. заключил договор о союзе. В 60-х гг. 4 в. до н. э. М. перенес столицу в Галикарнас, где построил много дворцов и храмов. Во время союзнической войны в Греции он поддерживал малоазиат. города против Афин. Оказывал покровительство греч. культуре и иск-ву. Великолепный надгробный памятник, возведенный после смерти М. его женой Артемисией, считался в древности одним из семи "чудес света". По имени М. величественные надгробные сооружения стали называться мавзолеями.

Лит.: Buscher E., Mausolus und Alexander, B., 1950.

МАГАДАН

МАГАДАН - город, центр Магаданской обл. РСФСР. Порт в бухте Нагаева Охотского м. Пром. центр. Аэропорт. На 1 янв. 1964-76 т. ж. (в 1939-27 т. ж., в 1959-62 т. ж.). Строительство М. начато в 1929, город образован в 1939. В М. з-ды: механич. по произ-ву и ремонту горного оборудования, судоремонт., стройматериалов и др. Пед. ин-т, Сев.-Вост. комплексный н.-и. ин-т АН СССР и др. Краеведч. и геологич. музеи.

Лит.: Цвик Д. Б., Магадан, Магадан, 1959; Иванченко А., Золотой материк, Магадан, 1962, с. 65-80; Халилецкий Г., Берег твоей юности, Владивосток, 1960, с. 14-17.

С. Данилов. Магадан.

МАГАДХА

МАГАДХА - ист. область (соответствующая примерно совр. Юж. Бихару) и гос-во Древней Индии. Впервые назв. М. упоминается в Атхарваведе. Согласно буддийским источникам, в 7 в. до н. э. была одним из 16 "великих государств" (махаджанапад). В 6-3 вв. до н. э. М. стала наиболее экономически развитым р-ном Индии и явилась ядром, вокруг к-рого проходило объединение др.-инд. гос-в. Значит. терр. расширение гос-ва М. произошло при царях Бимбисаре и Аджаташатру (6-5 вв. до н. э.). Крупнейшие рабовладельч. империи были созданы царями М. из династий Нандов и Маурьев в 4 и 3 вв. до н. э. Первоначально столицей гос-ва М. был гор. Раджагриха, затем Паталипутра. После падения Маурьев государства М. потеряла на время свое былое величие. О гос-ве М. в 1-3 вв. н. э. сведений очень мало. М. вновь усилилась в 4-5 вв., когда она стала ядром Гуптов государства. Потомки Гуптов удержались в М. (в качестве независимых, а также вассальных правителей) до нач. 8 в. В 8-12 вв. М. входила в состав гос-в Палов и Сенов; само назв. М. в это время выходит из употребления. В Др. Индии М. была важнейшим центром культуры и образования. С М. традиция связывает важные этапы в истории раннего буддизма и джайнизма.

Лит.: Law B. Ch., Magadhas in ancient India, L., 1946; Raychaudhury H., Political history of ancient India, Calc, 1953.

Г. М. Бонгард-Левин. Москва.

МАГАН

МАГАН - в древности страна в Аравии (на терр. совр. Омана), на побережье Индийского ок. Упоминается с 26 в. до н. э. шумерами (Ур-Нанше, Гудеа, Ур-Намму и др.), позднее аккадцами (война Нарамсина с Маниу, царем М.) и ассирийцами. М. славился как страна мореплавателей. Был богат залежами меди и ценными сортами деревьев. Через М. проходил морской путь из Шумера в Индию и Африку.

Со 2-го тыс. до н. э. шумерское название М. в ассирийских и арамейских текстах было перенесено на Египет.

Лит.: Струве В. В., К локализации страны Маган, в сб.: Яфетический сборник, в. 4, Л., 1926, с. 22, 36-38; Кифишин А. Г., Географич. воззрения древних шумеров при патеси Гудеа, "Палестинский сб.", No 13, 1965.

А. Г. Кифишин. Москва.

МАГАРЕРО

Самуил - верховный вождь гереро в Юго-Зап. Африке в 1891-1904. Один из сыновей умершего в 1891 верховного вождя, М. унаследовал этот сан по решению герм. колон. администрации в нарушение прав законного наследника Никодемуса, известного своей ненавистью к захватчикам. Это поставило М. в полную зависимость от колонизаторов, к-рые использовали его для подавления восстания, поднятого Никодемусом (1896). М. продавал колонизаторам за бесценок земли, принадлежавшие племенам гереро. В дальнейшем под влиянием возмущения, охватившего нар. массы, а также в результате бесчинств и жестокостей захватчиков, угрожавших также и племенной верхушке, M. принял активное участие в подготовке Гереро и готтентотов восстания 1904-07, а затем возглавил его. После битвы у Ватерберга (авг. 1904) бежал с частью уцелевших гереро в Бечуаналенд. Письма М. являются важным источником по истории восстания.

МАГДЕБУРГ

МАГДЕБУРГ (Magdeburg) - город в ГДР, адм. ц. округа М. 262,4 т. ж. (1962). Крупный порт на р. Эльбе. Один из крупнейших пром. центров страны (тяжелое машиностроение и др.). Впервые упоминается в 805. С 968 - центр архиепископства, одного из важнейших опорных пунктов германизации и христианизации славян. В 1188 М. получил первое гор. право; впоследствии т. н. Магдебургское городское право получило широкое распространение. Богатое купечество М. играло видную роль в Ганзе. В 1524 в М. проведена Реформация. В мае 1631, в период Тридцатилетней войны, был почти полностью разрушен. Новый (врем.) расцвет М. относится ко времени правления (1646-81) бургомистра О. Герике (выдающийся физик). В 1680 М. перешел во владение бранденбургско-прусских курфюрстов. В 1806-14 был занят франц. войсками, затем вновь у Пруссии (гл. город образованной в 1816 прус. провинции Саксония). В годы 2-й мировой войны в М. действовала нелегальная антифаш. группа, связанная с организацией А. Зефкова. В янв. 1945 М. сильно пострадал от налетов англо-амер. авиации. После войны вошел в сов. зону оккупации Германии, с 1949 - в составе ГДР.

Источн.: Urkundenbuch der Stadt Magdeburg, Bd 1-3, Halle, 1892-96.

Лит.: Geschichtsblätter für Stadt und Land Magdeburg, Jahrg. 1-75, Magdeburg, 1886-1941; Mrusek H. I., Magdeburg. Kunstgeschichtliche Betrachtungen, Lpz., 1959.

"МАГДЕБУРГСКИЕ ЦЕНТУРИИ"

"МАГДЕБУРГСКИЕ ЦЕНТУРИИ" - первая протестантская (лютеранская) история христ. церкви. Написана в Магдебурге группой богословов-протестантов во гл. с далматинцем Матвеем Влачичем (Mathias Vlacic, латинизир. - Маттиас Флациус, Matthias Flacius). Издана в Базеле на лат. яз. в 1559-74 под назв. "Ecclesiastica historia... secundum singulas centurias…" в 13 тт., причем каждый том был посвящен одному столетию (позднелат. centuria, от лат. centum - сто). Отличается острой антикатолич., антипапской направленностью; критика источников тенденциозна и поверхностна. В ответ на "М. ц." католич. богослов Цезарь Бароний издал соч. "Annales ecclesiastici" (v.l-12, 1593-1607).

Лит.: Schaumkell E., Beitrag zur Entstehungsgeschichte der Magdeburger Centurien, Ludwigslust, 1898; Mirkovic M., Matija Vlacic Ilirik, Zagreb, 1960.

МАГДЕБУРГСКОЕ ГОРОДСКОЕ ПРАВО

МАГДЕБУРГСКОЕ ГОРОДСКОЕ ПРАВО (jus theutonicum magdeburgense) - феод. гор. право, сложившееся в 13 в. в г. Магдебурге (отсюда назв.) и распространившееся первоначально на др. города Вост. Германии (Галле, Дрезден, Гёрлиц и др.), а затем - вместе с нем. колонизацией - на Вост. Пруссию (т. н. кульмское или хелминское право), Силезию, Чехию, Венгрию, а также Польшу, Литву (с 14 в.), откуда оно перешло в Белоруссию, Галицию и (с 16 в.) на Украину (Киев, Чернигов, Полтава и др.). В слав. землях часто наз. "нем. правом". В основу М. г. п. легли привилегии, полученные (1188) горожанами Магдебурга от архиепископа, "Саксонское зерцало", постановления суда шеффенов Магдебурга. Города с М. г. п. получали самоуправление, налоговый и судебный иммунитет, право собственности на землю, льготы в отношении ремесла и торговли и освобождались от феод. повинностей (за исключением обозной). В городах слав. земель М. г. п. подвергалось более пли менее существ. изменениям в зависимости от местных условий (разная степень самоуправления, суд. и налог. иммунитета и т. п.). M. г. п. устанавливало порядок выбора властей, их функции, осн. нормы гражд. и уголовного права, правила судопроизводства и налогообложения, определяло деятельность купеч. объединений, ремесл. цехов, порядок торговли и т. п. Являясь в большинстве случаев юридич. закреплением успехов горожан в борьбе с феодалами, М. г. п. в то же время обеспечивало в слав. и литов. землях привилегированное положение нем. (в белорус. и укр. городах также польск.) купцам и ремесленникам за счет ущемления прав местного населения, к-рое не избиралось в магистрат, не имело права вступать в нек-рые цехи, держать бакалейные лавки и т. д. Высшей апелляционной инстанцией и толкователем права для городов с М. г. п. долгое время был суд г. Магдебурга (за исключением Пруссии, где с 1251 такой инстанцией был г. Хелмно, с 1466 также Торунь). В Польше Казимир III в 1365 запретил обращаться в Магдебург и учредил высший апелляционный суд для городов М. г. п. в Кракове. М. г. п. систематизировалось в виде сборников, составленных комментаторами (напр., "Sächsisches Weichbildrecht 1300", "Magdeburger Fragen 1400", 9 кн. M. п. 1402, "Blume von Magdeburg" и др.), а также записей, передаваемых городам, - "Право, посланное шеффенами г. Магдебурга г. Гёрлицу в 1304", "Хелминское (кульмское) право", "Магдебургско-Бреславльское право" и др. М. г. п. действовало, постепенно теряя свое значение, до 18-19 вв. На укр. и белорус. землях вышло из употребления в 18 в., формально сохранялось до нач. 19 в. (в Киеве до 1835).

Источн.: Хрестоматия памятников феодального государства и права стран Европы, под ред. В. М. Корецкого, М., 1961; Gaupp E. Th., Das alte magdeburgische und hallische Recht, Breslau, 1826; Das sächsische Weichbildrecht, hrsg. von A. Daniels, Fr. Gruben, В., 1858; Behrend J. F., Die Magdeburger Fragen, В., 1865; Laband P., Magdeburger Rechtsquellen, Königsberg, 1869; Magdeburger Schöffensprüche, hrsg. von V. Friese und E. Leisegang, Bd 1, В., 1901; Goerlitz T., Gantzer P., Die Magdeburger Schöffensprüche und Rechtsmitteilungen für Schweidnitz, Stuttg. - В., 1940; Goerlitz T., Magdeburger Schöffensprüche für die Hansestadt Posen und andere Städte des Warthelandes, Stuttg. - В., 1944; Weizsäcker W., Magdeburger Schöffensprüche und Rechtsmitteilungen für den Oberhof Leitmeritz, Stuttg. - В., 1943.

Лит.: Владимирский-Буданов М. P., Немецкое право в Польше и Литве, СПБ, 1868; Ливанцев К. Е., История государства и права феодальной Польши XIII-XIV вв., Л., 1958; Schröder R., Künssberg E. von, Lehrbuch der deutschen Rechtsgeschichte, 7 Aufl., В. - Lpz., 1932.

В. А. Ермолаев. Саратов.

МАГЕЛЛАН

Магальяинш (Magalhães), Фернан (ок. 1480-27.IV.1521) - мореплаватель, экспедиция к-рого совершила первое кругосветное плавание. Род. в Португалии в семье рыцаря. Участвовал в экспедиции Ф. Алмейды. В 1505-1513 служил в Индии, Софале (Вост. Африка) и Малакке. В 1513 возвратился в Лисабон и разработал проект плавания зап. путем к Молуккским островам. Португ. король Мануэл отклонил проект. М. бежал в Испанию (1517) и подписал договор с испанским королем, получив титул наместника земель, к-рые он откроет. Флотилия М. (пять кораблей, 265 человек), следуя курсу, разработанному М., в сент. 1519 вышла из гавани Санлукар-де-Баррамеда, в ноябре достигла Бразилии и в марте 1520 вошла в бухту Сан-Хулиан, где во флотилии вспыхнул мятеж, жестоко подавленный М. В октябре 1520 флотилия М. вступила в пролив, позднее получивший имя М. В ноябре 1520 М. с уцелевшими тремя кораблями вышел в океан, названный им Тихим, и, открыв два необитаемых острова, в марте 1521 достиг Марианских островов. У Филиппин М. вмешался в распри местных властителей и был убит. Экспедицию, в составе к-рой оставалось только два корабля, возглавили Ж. Карвалью, затем Г. Эспиноса. Она добралась до Молуккских о-вов. Судно "Виктория" (18 чел. во главе с С. Элькано) в сент. 1522 пришло в Испанию. Корабль "Тринидад" под команд. Эспиносы был захвачен португальцами. В результате экспедиции М. практически была доказана шарообразность Земли и наличие единого Мирового океана.

Лит.: Магидович И. П., Очерки по истории географ. открытий, М., 1957; Пигафетта А., Путешествие Магеллана, пер. с итал., М., 1950; Свет Я. М., Фернандо Магеллан, М., 1956; Цвейг Ст., Подвиг Магеллана, М., 1956.

Я. М. Свет. Москва.

МАГИ

МАГИ - жрецы и члены жреческой касты в Древнем Иране, а также в ряде соседних с Ираном стран. Нек-рые исследователи считают, что М. происходят от индийского племени маги, представители которого монополизировали исполнение жреческих функций в Мидии, а затем и в нек-рых др. областях Ирана (Ж. Дармстетер, В. В. Струве, И. М. Дьяконов и др.); нек-рые ученые полагают, что М. были первоначально жреч. кастой - индийской (X. Нюберг и др.) или персидской (Дж. Мессина). Развитие понятия М. в направлении племя - жрецы не представляется возможным уже в свете ранних данных о М., переход же назв. жрецов, назв. касты на назв. племени легко объясним на материалах индо-иран. кастовой системы. Вопрос о религии М. и ее отношении к другим древнеиран. религиям также решается по-разному. Чаще считают М. чуждыми зороастризму (И. Гертель, Э. Херцфельд и др., по к-рым Заратуштра жил в Иране при первых Ахеменидах; а также И. Гершевич, Р. Ценер и др., считающие, что зороастризм возник в Ср. Азии в доахеменидский период). Зороастрийцами считали М. те, кто исходил из теории о зап.-иран. происхождении зороастризма (Ж. Дармстетер, В. Джэксон и др.). Нек-рые ученые, следуя мнению о вост. происхождении зороастризма, полагают, что он был воспринят М. еще в мидийский период (И. М. Дьяконов и др.) и что Ахемениды не были последовательными зороастрийцами, но культ Ахурамазды принесен к ним М. из зороастризма (М. А. Дандамаев). Ряд ученых полагает, что поскольку маздеизм бытовал в Зап. Иране и независимо от зороастризма, то М. должны быть признаны последователями незороастрийского маздеизма и дуализма (X. Нюберг, А. Кристенсен и др.). Акад. В. В. Струве полагает, что религия Ахеменидов и зороастризм восходят к одному источнику - верованиям Сев.-Зап. Ирана 9-7 вв. и что М. - последователи маздеизма - были жрецами и индийских и перс. царей. Позже (ок. 2-й пол. 5 в.) М. признали Заратуштру своим пророком, и была создана объединявшая элементы его учения и верований М. религ. система, ставшая при Сасанидах господствующей.

М. играли большую роль в политич. жизни Др. Ирана; на ранних этапах государственности в целом поддерживали царскую власть в борьбе против родовой знати; при Сасанидах М. были в осн. оплотом консервативных норм обществ. жизни. В эллинистич. период и позднее слово "М." стало обозначать волшебников и астрологов.

Лит.: Дандамаев М. A., Иран при первых Ахеменидах (VI в. до н. э.), М., 1963, с.151-57, 234-61 (имеется библ.); Zaehner R., The dawn and twilight of Zoroastrianism, L., 1961 (библ.); Duchesne-Guillemin J., La religion de l'Iran ancien, P., 1962 (библ.).

Э. А. Грантовский. Москва.

МАГИСТР

МАГИСТР (лат. magister - начальник, глава) - название ряда должностей в Др. Риме, Византии и ср.-век. Европе. В Рим. республике известны m. populi - диктатор, m. equitum (M. всадников) - пом. диктатора и др. В поздней империи важнейшими М. были: m. militum - главнокомандующий и m. officiorum - ведавший внеш. политикой, контролем за провинциями и имп. гвардией. М. наз. главы сакральных, ремесл. коллегий, откупных товариществ, а также надсмотрщики за хоз. работами. В Византии magistros (генетич. от m. officiorum) - высший титул служилой знати (до 12 в.). В ср. века М. наз. начальников некоторых светских и церковных учреждений (напр., Великий М. - высшее должностное лицо в духовно-рыцарских орденах; избирался пожизненно членами ордена из среды феодальной знати и утверждался римским папой).

Лит.: Boak A., Dunlap J., Two studies in later Roman and Byzantine administration, L., 1924.

МАГИСТРАТУРА

МАГИСТРАТУРА (от лат. magistratus) - понятие для обозначения почетных должностей в Др. Риме. Возникновение М. относится к периоду установления республики (кон. 6 в. до н. э.). Первоначально все М., кроме нар. трибунов, замещались лишь патрициями, к нач. 3 в. до н. э. стали доступны плебеям. М. исполнялись безвозмездно, были краткосрочными и, за исключением должностей диктатора и интеррекса (interrex - междуцарь), коллегиальными. Различались М. ординарные - выборные и экстраординарные - назначаемые; высшие - имевшие право на проведение высших ауспиций и избиравшиеся в центуриатных комициях, и низшие - избиравшиеся в трибутных комициях и соответственно действовавшие в них; курульные, привилегией к-рых было инкрустированное слоновой костью кресло, и некурульные - лишенные этого знака отличия. Экстраординарными, высшими и курульными были должности диктатора, нач. конницы, интеррекса, децемвиров. К ординарным М. относились высшие курульные магистраты (консулы, преторы, цензоры) и низшие - курульные эдилы, а также некурульные - нар. трибуны, плебейские эдилы, квесторы и др. Все магистраты обладали potestas, т. е. имели право издавать указы, налагать штрафы, созывать нар. собрания, а высшие, сверх того, и сенат. Высшие курульные магистраты обладали верховной властью - империем. Их внешним отличием была свита из ликторов с ликторов фасциями. По закону Виллия (180 до н. э.) был установлен порядок и последовательность прохождения М. Своего рода М. были жреческие коллегии. В эпоху империи ординарные М. превратились в почетный титул.

И. Л. Маяк. Москва.

МАГИСТРАТЫ

МАГИСТРАТЫ - органы гор. сословного управления в России. Возникли в 1720-21. По Регламенту Главного магистрата М. избирались гражданами "из гостей и из гостиной сотни, и из гостиных детей, и из граждан первостатейных" в составе президента, двух-четырех бурмистров, двух-восьми ратманов (в зависимости от значения города). Первоначально ведали рядом судебных, полицейских, хоз. и финанс. вопросов. С 1727 М. переименованы в ратуши и подчинены губернаторам и воеводам, с 1743 - вновь восстановлены, однако с огранич. функциями (гл. обр. суд и распределение казенных сборов). В 1775 М. превращены в губ. и уездные суды для гор. сословий (для решения мелких дел в городах одновременно действовали словесные суды); с 1785 М. вошли в систему гор. самоуправления, оставаясь преим. суд. учреждениями. С 1860-х гг. в ходе осуществления бурж. суд. реформы началась постепенная ликвидация М.

Лит.: Ерошкин Н. П., Очерки истории гос. учреждений дореволюц. России, М., 1960; Чернов А., Гос. учреждения в России в XVIII в. (законодат. мат-лы), М., 1960.

МАГИСТРАТЫ РИМСКИЕ

МАГИСТРАТЫ РИМСКИЕ (лат. Magistratus) - в Др. Риме почетные гос. должности, а также лица, занимавшие эти должности. См. Магистратура.

МАГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАГЛЕМОЗЕ

МАГЛЕМОЗЕ (Magiemose) - мезолитич. поселение близ г. Муллеруп (Дания). Раскапывалось в 1903 и 1915 датским ученым Г. Сараувом. В торфянике обнаружены кости дикого быка, благородного оленя, лося, птиц, рыб, домашней собаки, мелкие кремневые орудия геометрич. очертаний (микролиты), оббитые со всех сторон кремневые топоры, орудия из рога и кости - гарпуны, наконечники стрел, муфты для топоров. Мезолитич. культура М., получившая назв. от этого поселения, распространена в Англии, Дании, на С. ФРГ и ГДР, в Юж. и Ср. Швеции и Норвегии; датируется ок. 6 тыс. до н. э. У людей культуры М., живших небольшими первобытными общинами, была высоко развита обработка дерева, рога и кости, изготовлялись долбленые лодки, весла. Они занимались охотой с помощью лука и стрел, рыболовством и собирательством, имели домашнюю собаку.

Лит.: Равдоникас В. И., История первобытного общества, ч. 1, Л., 1939; Clark G., World prehistory, Camb., 1961.

П. И. Борисковский. Ленинград.

МАГНАТЫ

МАГНАТЫ (позднелат., ед. ч. magnas или magnatus - богатый, знатный человек) - крупные феодалы, родовитая и богатая знать в нек-рых странах Европы, особенно в феод.-крепостнич. Польше и Венгрии. В переносном смысле слово "М." употребляется в применении к представителям крупного промышленного и финанс. капитала.

МАГНЕСИЯ

МАГНЕСИЯ (Magnnsia) (совр. Маниса в Турции) - в древности город в Лидии, расположенный у горы Сипила в долине р. Герма. В 190 до н. э. у М. римляне нанесли решительное поражение Антиоху III, после чего последовало заключение Апамейского договора 188 до н. э.

МАГНИТОГОРСК

МАГНИТОГОРСК - город в Челябинской обл. РСФСР. Расположен у подножия горы Магнитной на р. Урале. В 1964 - 347 т. ж. (в 1939 - 146 т. ж., в 1959 - 311 т. ж.). Возник в 1929-31 в связи со строительством Магнитогорского металлургич. комбината. 15 мая 1931 началась эксплуатация рудника, 26 дек. 1931 1-я коксовая батарея стала выдавать кокс, 1 февр. 1932 1-я доменная печь - чугун, 8 июля 1933 мартеновская печь No 1 - сталь; 28 июля 1933 вступил в строй блюминг. В дальнейшем з-д превратился в крупнейший в стране металлургич. комбинат. В 1943 комбинат награжден орденом Ленина за образцовое выполнение заданий по обеспечению воен. пром-сти качеств. металлом, в 1945 - орденом Трудового Красного Знамени; св. 2700 его работников награждены орденами и медалями. Металл М. получают св. 3000 з-дов Сов. Союза и вывозится в более 30 стран мира. В городе - горно-металлургический и пед. институты. Краеведческий музей.

А. Аблицов. Магнитогорск.

МАГНИЦКИЙ

Михаил Леонтьевич (1778-1855) - рус. гос. деятель. В 1810-11 был сотрудником М. M. Сперанского, во время опалы к-рого сослан в Вологду. В 1816 при содействии А. А. Аракчеева назначен вице-губернатором в Воронеж, затем губернатором в Симбирск. С 1819 служил в Мин-ве духовных дел и нар. просвещения. Яростной борьбой против просвещения, передовой мысли и культуры известна его деятельность в качестве попечителя Казанского уч. округа (1819-1826). В 1826 уволен в отставку за хищение казенных средств и превышение власти.

Лит.: Загоскин Н. П., Из времен Магницкого. Страничка из истории Казанского ун-та 20-х гг., Каз., 1894; Феоктистов Е., Мат-лы для истории просвещения в России. Магницкий, СПБ, 1865.

МАГНУС

МАГНУС (Magnus) (26.VIII.1540 - 18.III.1583) - дат. принц, участник Ливонской войны 1558-83. В 1559 стал курляндским и эзельским епископом (оба епископства были куплены братом М. дат. королем Фредериком II и затем переданы М.). В 1570 в Москве был провозглашен королем Ливонии под верховной властью рус. царя; в 1573 женился на племяннице Ивана IV Марии (Иван IV стремился обеспечить себе поддержку со стороны Дании в Ливонской войне). Воен. предприятия М. (неоднократная осада Ревеля и др.) окончились полной неудачей. В 1578 М. (уже ранее вступивший в тайные сношения с Польшей) перешел на службу к польск. королю Стефану Баторию.

Лит.: Форстен Г. В., Балтийский вопрос в XVI и XVII столетиях, т. 1, СПБ, 1893; Donnert E., Der livländische Ordensritterstaat und Russland, В., 1963.

МАГНУС VI

Хоконсон Лагабётер (от норв. - Lagabøter, букв. - улучшитель законов) (1.V.1238 - 9.V.1280), - норв. король (1263-80). Сын норв. короля Хокона Хоконсона. При нем были изданы 1-й общенорв. свод законов, заменивший действовавшие до того суд. уложения отдельных областей (1274), дружинный устав ("Хирдскра") и закон, к-рый регулировал торговлю и отношения в среде горожан (1276). Законодат. деятельность М. VI была направлена на укрепление позиций господств. класса и сплочение его вокруг короля. Однако за церковью признавалась значит. самостоятельность (соглашением 1277), что вызывало борьбу между светскими и церк. магнатами. Широкие привилегии получило от М. VI ганзейское купечество.

МАГНУС ЛАДУЛОС

МАГНУС ЛАДУЛОС (Magnus Ladulås) (ок. 1240-18.XII.1290) - швед. король (1275-90), второй сын Биргера ярля; стал королем после своего брата Вальдемара. Укрепил королев. власть, опираясь на мелких и средних феодалов и церковь. Освободил от постоянных налогов земли церкви и феодалов, обязав последних за это рыцарской службой (ок. 1280); в результате вся тяжесть налогов легла на свободное крестьянство.

Лит.: Yrwing H., Maktkampen mellan Valdemar och Magnus Birgersson. 1275-1281, Lund, 1952.

МАГНУС ЭРИКСОН

МАГНУС ЭРИКСОН (Magnus Eriksson) (1316-1.XII.1374) - швед. король (1319-63, формально до 1371), норв. король (1319-55). Вел неудачную войну с Новгородом (1348-51). Издал первый общешвед. свод законов ("Ландслаг"). Укрепление королев. власти при М. Э. вызвало сопротивление крупных феодалов и церкви. В ходе борьбы с ними и их ставленником Альбрехтом Мекленбургским он лишился престола (признал власть Альбрехта только в 1371; норв. корону передал еще в 1343 сыну Хокону; до 1355 был его соправителем).

МАГНУССОН

1

(Magnusson), Аурни (13.XI.1663 - 7.I.1730) - исл. ученый - историк, филолог, экономист, собиратель др.-исл. рукописей. Проф. Копенгагенского ун-та (1701-30), а также (в 1697-1730) секретарь дат. Тайного королев. архива. Занимая в 1702-12 должность дат. правительств. комиссара в Исландии, составил полную перепись исл. населения, изучал состояние исл. х-ва и торговли. Вместе с П. Видалином он создал т. н. "Земельную книгу" ("Jarðabók Árna Magnússonar og Páls Vídalíns", Tl 1-3, Kbh., 1913-24) - ценный источник по экономике и топографии Исландии нач. 18 в. Пребывание в Исландии М. пытался использовать для облегчения тяжелой участи исл. народа, страдавшего от дат. господства. М. учредил фонд для публикации др.-исл. рукописей, а также стипендии для исландцев, изучающих историю и лит-ру родной страны.

Соч.: Embedsskrivelser og andre offentlige aktstykker, Kbh., 1916; Katalog over den arnamagnaeanske Håndskriftsamling, Bd 1-2, Kbh., 1888-94.

Лит.: Árni Magnússons levned og skrifter, Bd 1-2, Kbh., 1930; Gislason B. M., De islandske håndskifter stadig aktuelle, 2 udg., Ry, 1955.

A. A. Китлов. Москва.

2

(Magnusson), Скули (12.XII.1711 - 9.XI.1794) - исл. гос. деятель. В 1734-49 - начальник (сислуман) одного из округов Исландии, бывшей в то время владением Дании. С 1749 являлся ландфогтом (главой исл. администрации). Усилиями М. в 1784 была ограничена дат. монополия торговли с Исландией; он способствовал развитию столицы Исландии - Рейкьявика (за что его наз. "отцом Рейкьявика").

Предыдущая страница Следующая страница