Приглашаем посетить сайт

Высоцкий (vysotskiy-lit.ru)

Советская историческая энциклопедия
Статьи на букву "М" (часть 17, "МЕН"-"МЕС")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 17, "МЕН"-"МЕС")

МЕНЕНДЕС

МЕНЕНДЕС (Menéndez), Хесус Ларрондо (14.XII.1911 - 22.I.1948) - деятель проф. и коммунистич. движения Кубы. Род. в пров. Лас-Вильяс в семье рабочего. С юношеских лет работал в сах. и табачной пром-сти. Активно участвовал в проф. движении, отстаивая права рабочих. В 1931 вступил в Коммунистич. партию. По его инициативе в 1938 была создана Федерация трудящихся пров. Санта-Клара, в к-рой он занял пост ген. секретаря. В 1939 вошел в Исполком Конфедерации трудящихся Кубы. В 1940-48 был ген. секретарем, учрежд. в 1939 Нац. федерации трудящихся сах. пром-сти. Совершил несколько поездок в США, где выступал в защиту интересов трудящихся сах. пром-сти, против произвола амер. монополий. В 1942 был избран в палату депутатов, в 1946 переизбран еще на 4 года. В 1947 активно участвовал в подготовке Междунар. конференции трудящихся сах. пром-сти. Неоднократно подвергался арестам за активную проф. деятельность. Убит агентом империализма США и внутренней реакции.

МЕНЕНДЕС ПИДАЛЬ

МЕНЕНДЕС ПИДАЛЬ (Menéndez Pidal), Рамон (р. 13.III.1869) - исп. филолог и историк. Проф. Мадридского университета. В 1925-38 и с 1947 - президент Королев. исп. академии. Уже в своих ранних произведениях М. П. выступил против позитивизма в истории; стремился не столько к выявлению новых фактов и написанию биографий, сколько к исследованию и воссозданию атмосферы эпохи, ее "манеры мыслить и чувствовать". На основе огромного материала М. П. ставил новые проблемы, создал новую концепцию истории Испании. По мнению М. П., объединение Испании в единое гос-во следует связывать не с политикой кастильских королей, а с существовавшим в сознании исп. народа ощущением его единства. М. П. показал роль арабов в развитии Испании, одновременно подчеркивая романо-германский характер исп. культуры, к-рая может быть понята только в рамках общеевроп. истории. Работа М. П. "Исп. империя и 5 королевств" ("El imperio hispánico у los cinco reinos", 1950) посвящена истории гос. строя, политич. учреждений Испании в ср. века. М. П. показал, что в период реконкисты продолжало действовать обычное право вестготов, что араб. завоевание не прервало преемственности с вестготским наследием и не изменило германского характера исп. ср.-век. права. Значит. место в исследованиях М. П. занимает проблема возникновения и развития эпоса, тесно связанного, по его мнению, особенно в Испании, с хроникой. М. П. дал исчерпывающий анализ хроники Альфонса Х. В работе "Песнь о Роланде..." ("La chanson de Roland y el neotradicionalismo", 1959) M. П. доказал, что нет единой "Песни...", а существует много версий, возникших между 778 и 1100.

Соч.: Obras (Obras complétas), v. 1-10, Madrid, 1934-53; La leyenda de los Infantes de Lara, Madrid, 1896; L'Épopée castillane а travers la littérature espagnole, P., 1910; La España del Cid, t. 1-3, Madrid, 1929; Historia y epopeya, Madrid, 1934; в рус. пер. - Избр. произв., M., 1961.

Лит.: Maravall J. A., Menéndez Pidal y la renovación de la historiográfia, "Revista de estudios políticos", Madrid, 1959, No 105.

МЕНЖИНСКИЙ

Вячеслав Рудольфович (1.IX.1874 - 10.V.1934) - сов. парт. и гос. деятель. Член Коммунистич. партии с 1902. Род. в Петербурге в семье учителя. В 1898 окончил юридич. ф-т Петерб. ун-та. В революц. движении с 1895. Вел пропагандистскую работу в Петерб. и Ярославской организациях РСДРП. В период революции 1905-07 М. - член воен. организации при Петерб. к-те партии, один из редакторов большевистской газ. "Казарма". В 1906 был арестован, но бежал и эмигрировал за границу. Жил в Бельгии, Швейцарии, Франции и Америке. Работал в заграничных организациях РСДРП. Сотрудничал в большевистской нелег. газ. "Пролетарий". Летом 1917 вернулся в Россию, активно участвовал в подготовке и проведении Окт. революции как чл. Бюро воен. организации при ЦК РСДРП(б), редактировал большевистскую газ. "Солдат". После Окт. революции - первый нарком финансов. В 1918-19 - ген. консул РСФСР в Берлине. В 1919 - нар. комиссар РКП Украины. С конца 1919 - чл. Президиума ВЧК, с 1923 - зам. пред. ОГПУ; в 1926, после смерти Ф. Э. Дзержинского, был назначен пред. ОГПУ. На XV (1927) и XVI (1930) съездах партии избирался чл. ЦК ВКП(б). Похоронен на Красной площади.

МЕНЗИС

МЕНЗИС (Menzies), Роберт Гордон (20.XII.1894 - янв. 1966) - гос. деятель Австрал. Союза. По образованию юрист. С 1934 - член парламента. В 1934-39 - федеральный прокурор, в 1939-41 - мин. финансов. В 1939-41 - премьер-министр и мин. координации обороны. В 1939-44 - лидер бурж. Партии единой Австралии, с 1944 - лидер Либеральной партии, созданной на базе Партии единой Австралии. С 1949 - снова премьер-министр. Пр-во М. предпринимало безуспешные попытки запрещения компартии (в 1950-51) и провело ряд антидемократич. законов, направленных против прогрессивных орг-ций и профсоюзов (1956, 1959-61). Оно втянуло Австралийский Союз в агрессивные воен. блоки АНЗЮС (1951) и СЕАТО (1954).

"МЕНИППОВА САТИРА"

"МЕНИППОВА САТИРА" ("La Satyre Ménippée") - анонимный франц. памфлет периода религиозных войн, направленный против Католич. лиги. Названа в подражание одноименному произв. рим. писателя 1 в. до н. э. Варрона (Satirae Menippeae). Написана неск. авторами, сторонниками Генриха IV и партии "политиков", выступавших за прекращение религ. войн и против крайностей католич. реакции: каноником П. Леруа, советником парламента Ж. Жилло, юристом П. Питу, бывшим воспитателем Генриха IV и поэтом Ф. Кретьеном, поэтом и адвокатом Н. Рапеном, поэтом Ж. Пассера. Прозаич. текст в "М. с." перемежается со стихами. Осн. часть "М. с." посвящена 1-му заседанию Ген. штатов 1593, созванных Католич. лигой; это - едкая сатира, разоблачавшая истинные политич. мотивы действий членов Католич. лиги и ее исп. союзников. Впервые полное изд. "М. с." появилось в Туре в 1594. Благодаря политич. остроте и художеств. достоинствам "М. с." получила широкое распространение.

Публ.: Satyre Menippée, L., 1911; неполн. рус. пер., в кн.: Пуришев Б. И. (сост.), Хрестоматия по зап.-европ. лит-ре. Эпоха Возрождения, М., 1947, с. 406-13.

Лит.: История франц. лит-ры, т. 1, М.-Л., 1946, с. 317-18; Lenient Gh., La satire en France ou la littérature militante au XVI siècle, P., 1877, p. 125-48; Giroux F., Le premier texte manuscrit de la Satyre Ménippée, (s. 1.), 1898.

МЕНМОРТАБЛИ

МЕНМОРТАБЛИ (франц. mainmortables, от main morte - мертвая рука) - категория феод.-зависимых крестьян во Франции 14-18 вв., преим. на В. страны (в Бургундии, Шампани, Оверни и др.). Составляя часть сервов, М. отличались наибольшей степенью личной несвободы (ограничение владельческих прав, свободы брака, права выступать в суде, уплата произвольной тальи и т. п.). При отсутствии наследников мужского пола и движимое имущество, и зем. держание М. после их смерти переходило сеньору (см. Мертвой руки право). Зависимость М. носила б. ч. поземельный, а не личный характер - от нее можно было освободиться ценой отказа от земли.

Лит.: Doucet R., Les institutions de la France au XVI siècle, t. 1-2, P., 1948.

Ю. Л. Бессмертный. Москва.

МЕННОНИТЫ

МЕННОНИТЫ - протестантская секта. Была образована в Нидерландах на рубеже 30-40-х гг. 16 в. бурж.-реформистской частью анабаптистов, отказавшейся после поражения Крестьянской войны 1524-25 и Мюнстерской коммуны 1534-35 от революц. устремлений. Основателем секты считается Менно Симонс (отсюда назв.). М. проповедуют бегство от мира, самоотречение, непротивление злу, пацифизм (отказ от воен. службы). Вероучение М. было определено "Декларацией главных статей общей христ. веры" (18 ст., Дордрехт, 1632), в к-рой говорилось "...Христос запретил своим последователям применять физическую силу в борьбе со злом и месть за зло". Отрекшись от уравнительно-потребительского "коммунизма" анабаптистов, общины М. стоят на позиции сохранения и упрочения частной собственности. М. отрицают церк. иерархию, но тем не менее имеют дьяконов, проповедников, иногда епископов; общины подчиняются т. н. конференциям. В 1930 была учреждена Всемирная конференция М. (ц. в Канаде). Преследования М. вызвали переселение части их из Голландии и Германии в Сев. Америку (1-я колония в Джермантауне, 1683), в Россию (на юг Украины с 1789). Льготы, к-рые сначала получили М., переселившиеся в Россию, были в 1874 ограничены (в частности, их стали брать на воен. нестроевую службу), это вызвало выезд части М. из России. В общинах М. проходил интенсивный процесс социального расслоения - ок. 30% М. в России были кулаками, помещиками, промышленниками, ок. 20% - беззем. крестьянами, социальный протест к-рых подавлялся угрозой религ. отлучения. В 1913-14 в России насчитывалось 80 тыс. М. Верхушка М. в России примыкала к октябристам, боролась против Сов. власти. В 1924-30 мн. М. эмигрировали из СССР. На 1959 крещеных М. (M. крестят детей с 10 лет) было ориентировочно: в США - 160 тыс. (20 самостоятельных орг-ций), в Канаде - 53 тыс., в Нидерландах - 41 тыс.; общины М. имеются также в ФРГ, Мексике, Парагвае, Франции, Швейцарии, в нек-рых странах Юж. Америки, Азии, Африки. М. имеются в ГДР, а также и в СССР, в осн. среди граждан нем. национальности. М. в СССР единого центра не имеют; делятся на 2 общины ("Община меннонитского братства" и "Державная община").

Лит.: Клибанов А. И., Меннониты, М.-Л., 1931; Кремзер З. М., Последователи Менно, Пермь, 1960; Smith Ch. G., The story of the mennonites, 3 ed., Newton, 1950; The mennonite encyclopedia, v. 1-4, Hillsboro, 1955-59.

A. H. Чанышев. Москва.

МЕНОТТИ

МЕНОТТИ (Menotti), Чиро (22.I.1798 - 26.V.1831) - торговец шелком в Модене (Центр. Италия), организатор и глава заговора, имевшего целью превратить Италию в единое и независимое гос-во во главе с королем, избираемым Учредит. собранием. Заговорщики, назначившие выступление на 4 февр. 1831, одновременно в ряде городов были арестованы 3 февр. М. был предан суду и повешен. Но восстание, им подготовленное, все же вспыхнуло и дало толчок началу революции 1831 в Центр. Италии.

Лит.: Solmi A., Ciro Menotti e l'idea unitaria nell' insurrezione del 1831, Modena, 1931.

A. H. Чанышев. Москва.

МЕНТАНА

МЕНТАНА (Montana) - город в Италии к С. от Рима, известный по сражению 3 нояб. 1867 между гарибальдийцами и папско-франц. войсками во время 2-го похода Дж. Гарибальди на Рим. Гарибальдийцы, стремившиеся освободить Рим от папской власти и воссоединить его с остальной Италией, в битве при М. потерпели поражение от превосходивших числом и оружием противников (у французов была первоклассная артиллерия, у гарибальдийцев - 2 пушки).

МЕНУА

МЕНУА - урартский царь (ок. 810-786 или 781 до н. э.), сын Ишпуини. При М. воины Урартского царства совершали походы в Закавказье, в область племени Диаухи, а также в Приурмийский р-н и Сев. Месопотамию. М. вел большие строит. работы. Он построил себе новую резиденцию - Менуахинили. При его отце и при нем велись строит. работы в г. Тушпа (Ван). Он же реконструировал знаменитый канал Семирамиды в сторону г. Вана. От его времени осталось более 100 урартских клинообразных надписей.

Лит.: Мещанинов И. И., Халдоведение, Баку, 1927; Меликишвили Г. A., Древневосточные мат-лы по истории народов Закавказья, т. 1 - Наири-Урарту, Тб., 1954; Пиотровский Б. Б., Ванское царство, М., 1959.

МЕНУАХИНИЛИ

МЕНУАХИНИЛИ (собств. - постройки Менуа) - один из центров Урартского царства, построен в нач. 8 в. до н. э. урартским царем Менуа. Находился ок. совр. селения Ташбурун на сев. склоне Арарата на правом берегу р. Аракса. На терр. М. найден ряд важных урартских клинообразных надписей.

Лит.: Пиотровский Б. В., Ванское царство, М., 1959 г.; Меликишвили Г. A., Древневосточные мат-лы по истории народов Закавказья, т. 1 - Наири-Урарту, Тб., 1954.

МЕНШИКОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕНЬКОВ

Петр Кононович (2.VI.1814 - 9. Х. 1875) - рус. воен. деятель, ген.-лейтенант (1867). В 1859-72 - ред. "Военного сборника". Один из сотрудников Д. А. Милютина. Автор воен. мемуаров и воен.-ист. работ.

Соч.: Описание воен. действий росс. войск против венгерских мятежников в 1849 г., СПБ, 1851; Записки П. К. Менькова, т. 1-3, предисл. А. Зайончковского, СПБ, 1898.

Лит.: Ген.-лейтенант Меньков. Некролог, "Рус. инвалид", 1875, 12 нояб., No 249; Зайончковский П. A., Воен. реформы 1860-1870 гг. в России, М., 1952.

МЕНЬШЕВИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"МЕНЬШЕВИКИ-ПАРТИЙЦЫ"

"МЕНЬШЕВИКИ-ПАРТИЙЦЫ" - организационно неоформленное течение в рядах меньшевиков, возникшее в 1908, возглавлявшееся Г. В. Плехановым. В дек. 1908 Плеханов вышел из редакции газ. меньшевиков-ликвидаторов "Голос социал-демократа" и возобновил издание "Дневника социал-демократа" (1909), направленного против ликвидаторства. Оставаясь по коренным вопросам политики на позициях меньшевизма, "М.-п." выступали, однако, за сохранение и упрочение нелегальной партии. В 1909 за границей образовались группы "М.-п.". В ряде городов России также произошло выделение "М.-п.", выступавших против ликвидаторов. В этих условиях большевики пошли на блок с "М.-п." на принципиальной основе совместной борьбы против "ликвидаторов" "...без всяких идейных компромиссов, без всякого замазывания тактических и иных разногласий в пределах партийной линии" (Ленин В. И., Соч., т. 16, с. 85). "М.-п." в ряде парт. орг-ций (Москва, Петербург, Сормово, Уфа и др.) работали вместе с большевиками, вытесняя ликвидаторов из пролетарских орг-ций. "М.-п." принимали участие в большевистских изданиях - в "Рабочей газете", "Звезде", "Мысли", в ЦО партии - "Социал-демократ", в деятельности Росс. орг. к-та; их представители присутствовали на Шестой (Пражской) Всероссийской конференции РСДРП(1912). Блок большевиков с "М.-п." способствовал переходу тех рабочих, к-рые примыкали к меньшевикам, на позиции большевизма. Но заграничные "М.-п." во главе с Плехановым отказались признать законность конференции, тем самым разорвав блок с большевиками. Под видом борьбы с "фракционностью" и расколом в РСДРП Плеханов выступил против решений Пражской конференции и фактически присоединил свой голос к ликвидаторам. В апр. 1912 заграничные "М.-п." сблизились с большевиками-примиренцами и начали издавать совместно фракционную газету "За партию". Сотрудничество Плеханова в большевистской печати прекратилось осенью 1913. В 1914 Плеханов сделал новый поворот, начав издавать газету "Единство", в которой нападал на большевиков-ленинцев.

Лит.: Ленин В. И., Соч. (см. Справочный том к 4 изд. Соч., ч. 1, с. 354); Князева Г. В., К вопросу о ленинекой тактике блока большевиков с меньшевиками-партийцами, Тр. Ленингр. инж.- экономич. ин-та, 1962, в. 42.

Н. В. Ершков. Москва.

"МЕОРЕ-ДАСИ"

"МЕОРЕ-ДАСИ" ("вторая группа") - обществ.-идейное течение в Грузии, выделившееся в кон. 70-х гг. (1877) из единого демократич. течения т. н. тергдалеулеби - шестидесятников. В "М.-д." входили Н. Николадзе, Г. Церетели, С. Месхи, О. Бакрадзе, Т. Туманишвили, И. Меунаргия и др. Меоредасовцы во многом разделяли взгляды утопич. социалистов и рус. революц. демократов, критиковали с демократич. позиций уродливые стороны капитализма, отстаивали интересы трудящегося народа. Объективно выражали интересы развивавшейся груз. буржуазии, способствуя пром. развитию страны. Пропаганду своих взглядов вели на страницах передовых газет и журналов того времени - "Дроеба", "Тифлисский вестник", "Обзор", "Новое обозрение", "Моамбе" ("Вестник"), "Квали" ("Борозда").

МЕОТИДА

МЕОТИДА (Maiotis limnn) - назв. Азовского м. у древних греков и римлян (7 в. до н. э. - 4 в. н. э.), связанное с назв. местных племен - меотов.

МЕОТЫ

МЕОТЫ (Maiotai) - древние племена, обитавшие в 1-м тыс. до н. э. на вост. и юго-вост. побережье Азовского м. и средней Кубани. Назв. М. встречается у антич. авторов и в надписях Сев. Боспорского царства. Страбон (1 в. н. э.) к числу меотийских племен относит синдов, дандариев, торетов, агров (аррихов), тарпетов, досхов и др. Осн. занятиями М. были земледелие и рыбный промысел. Часть племен М. по языку была, видимо, родственна адыгам, нек-рые меотские племена, очевидно, представляли ираноязычное население, близкое скифам. В 4-3 вв. до н. э. многие из племен М. вошли в состав Боспорского государства.

МЕРВ

МЕРВ - один из древнейших городов, существовавший в Ср. Азии на берегу р. Мургаб (близ г. Байрам-Али в Туркм. ССР). Наименование М. носила также ист. обл. по р. Мургабу (древнеперс. - Мургаш, греко-рим. - Маршана). Руины М. изучаются с 80-х гг. 19 в., но особенно интенсивно - с 1946 экспедицией ЮТКАЭ под рук. M. E. Массона. Древнейшую часть М. составляет городище Эрк-кала (площ. 12 га), являющееся остатками поселения, существовавшего еще в сер. 1-го тыс. до н. э. Расцвет рабовладельч. М. (парфянское и раннесасанидское время) относится ко 2 в. до н. э. - 3 в. н. э. В это время М. занимал терр., соответствующую совр. городищу Гяур-кала, включавшую и терр. Эрк-кала, к-рая превратилась в цитадель М. Город и его окрестности (площ. ок. 60 км2) были обнесены стеной. С 3 в. М. входил в гос-во Сасанидов, а в 7 в. был завоеван арабами. В сер. 8 в. М. - центр восстания, в результате к-рого власть в Багдадском халифате перешла к Аббасидам. Наибольшего развития феод. М. достиг в 11 - 1-й пол. 12 вв., когда он стал столицей гос-ва Великих Сельджуков (совр. городище Султан-кала, где расположен мавзолей Султана Санджара). В кон. 12 - нач. 13 вв. М. был крупным центром гос-ва Хорезмшахов. В 1222 город был разрушен монголами. В сер. 13-14 вв. город частично возродился (особенно пригород). После нек-рого запустения во 2-й пол. 14 в. он вновь начал развиваться в нач. 15 в., но значит. роли больше не играл. В 1510-24 и 1601-1747 М. находился под властью персов и к 19 в. пришел в окончательный упадок, а центр обл. переместился в г. Мары, в 30 км к В. В сов. время терр. М. объявлена заповедником.

Лит.: Тр. ЮТКАЭ, т. 11-12, Аш., 1962-63; Жуковский В. A., Древности Закаспийского края. Развалины старого Мерва, СПБ, 1894.

МЕРВАН II

МЕРВАН II - ибн Мухаммед (ум. в 750) - последний халиф (744-750) из династии Омейядов. Крупный военачальник; в 734-744 - наместник Омейядов в Закавказье. В 745-746 вел упорную борьбу с антиомейядскими движениями (особенно хариджитов) в Сирии и Ираке, но не смог противостоять Аббасидам. В янв. 750 потерпел поражение от Аббасидов на р. Заб и бежал в Египет, где был убит в авг. того же года.

МЁРДОК

1

(Murdoch), Джеймс (1856-1922) - шотл. историк-японовед. С 1890 работал в Японии журналистом и преподавателем англ. яз. С 1917 - проф. в Мельбурнском ун-те (Австралия). Читал лекции по истории Японии и япон. яз. В ранние годы своей деятельности выступал в австрал. и япон. прессе со статьями о тяжелом положении кит. кули и япон. горняков, позднее - по вопросам япон. истории и лит-ры. М. - автор фундаментального 3-томного труда "A history of Japan" (v. 1-3, N. Y., 1926), охватывающего историю с древнейших времен до революции 1867-68 вкл. Стремился рассматривать ист. процесс с материалистич. позиций.

Г. И. Подпалова. Москва.

2

(Murdock), Джордж Питер (р. 11.V.1897) - амер. этнограф, представитель антиэволюционистской т. н. исторической школы в этнографии США. В 1939-60 - проф. Иельского ун-та, с 1960 - глава ф-та антропологии при Питсбургском ун-те, с 1962 - ред. журн. "Ethnologie". Полевые исследования вел на сев.-зап. побережье Сев. Америки и в Микронезии; автор и ред. многочисл. работ по этнографии, гл. обр. социальной жизни, отсталых народов мира ("Our primitive contemporaries", N. Y., 1934; "Outline of South American cultures", New Haven, 1951; "Social structure in Southeast Asia", Chi., 1960; "Africa. Its peoples and their culture history", N. Y., 1959; "Ethnographic bibliography of North America", Oxf., 1941). Наиболее известен теоретич. труд М. "Social structure" (N. Y., 1949), посвященный опровержению учения Л. Моргана о роде с позиций теории многолинейной эволюции.

Ю. П. Аверкиева. Москва.

МЕРЕТ

МЕРЕТ - др.-егип. термин, обозначающий категорию непосредствен. производителей, являвшихся рабами или находившихся на положении рабов. В бурж. историографии (А. Море (Франция), Ж. Пиренн (Бельгия) и др.) считают М. крепостными.

Лит.: Черезов Е. В., Социальное положение mr. t в храмовом хозяйстве Древнего царства, "ВДИ", 1951, No 2; Кацнельсон И. С., О значении древнеегипетского термина мерет, "ВДИ", 1954, No 2.

И. С. Кацнельсон. Москва.

МЕРЕЦКОВ

Кирилл Афанасьевич (р. 7.VI.1897) - сов. воен. деятель, Маршал Сов. Союза (26.X.1944), Герой Сов. Союза (21.III.1940). Чл. Коммунистич. партии с 1 мая 1917. Род. в д. Назарьево Зарайского р-на Моск. обл. в крест. семье, был рабочим. В 1917 организовал в г. Судогде (Владимирской губ.) отряд Красной гвардии. В мае 1918 направлен на Вост. фронт. В 1919 - пом. нач. штаба 14-й стрелк. дивизии, нач. штаба стрелк. бригады, участвовал в боях против войск Деникина. В 1920 - пом. нач. штаба 4-й и 6-й кав. дивизий 1-й Конной армии в боях против белополяков и войск Врангеля. Окончил Воен. академию РККА (1921). Был нач. штаба и командиром дивизии, нач. штаба Моск. и Белорус. округов, Особой Краснознаменной Дальневост. армии, зам. нач. Генштаба, командующим войсками Приволжского и Ленингр. округов. Во время сов.-финл. войны 1939-40 командовал 7-й армией, прорвавшей линию Маннергейма на Выборгском направлении. В авг. 1940 - февр. 1941 - нач. Генштаба и зам. наркома обороны. В сент. - нояб. 1941 командовал 7-й армией на р. Свирь, а в нояб.- дек. 1941, командуя 7-й и 4-й армиями, руководил разгромом нем.-фаш. войск под Тихвином. С дек. 1941 по февр. 1944 командовал войсками Волховского, в февр. - нояб. 1944 - Карельского фронтов, с апр. 1945 - Приморской группой войск. В авг. 1945 - командующий войсками 1-го Дальневост. фронта при разгроме япон. войск в Маньчжурии и Сев. Корее. После войны командовал войсками Приморского, Моск. и Сев. воен. округов. В 1955-64 - пом. министра обороны СССР по высш. воен.-уч. заведениям. С апр. 1964 - на ответств. работе в Мин-ве обороны СССР. Канд. в чл. ЦК КПСС (1939-56), чл. Центр. ревизионной комиссии при ЦК КПСС (1956-61). Деп. Верх. Совета СССР 1-5-го созывов.

МЕРИДИОНАЛИСТЫ

МЕРИДИОНАЛИСТЫ (meridionalisti, от meridionale - южанин) - в Италии сторонники ликвидации экономич. отсталости Ю. страны. Меридионализм как направление общественно-политич. мысли зародился в 70-х гг. 19 в. на почве возникновения т. н. "Южного вопроса". Впервые Юж. вопрос как нац. проблему поставили деятели либерального течения М. (С. Соннино, Л. Франкетти, а затем Дж. Фортунато и Ф. Нитти). Они требовали новой налог. и таможен. политики в отношении Юга, проведения там мелиорации за счет гос-ва, связывая в то же время решение этой проблемы с колонизацией Сев. Африки. Представители демократич. течения М. во главе с Н. Колаянни (90-е гг. 19 в.), полемизируя с реакц. концепцией о расовой неполноценности южан, якобы обусловившей отсталость Ю., вскрыли социальные корни деградации Ю. Выступив против подавления властями крест. движения в Сицилии, они требовали политич. автономии Ю. В нач. 20 в. Г. Сальвемини и его последователи поставили Юж. вопрос как крестьянский, считая, что для его решения необходимо ликвидировать феод. землевладение. Сальвемини требовал всеобщего избирательного права и расширения представительства крестьян Ю. в парламенте, с тем чтобы способствовать осуществлению агр. реформы. После 1-й мировой войны революц.-демократич. интеллигенты во главе с П. Гобетти и Г. Дорсо пришли к пониманию необходимости союза рабочего класса и крестьян с целью решения Юж. вопроса в рамках своей утопической "либеральной революции".

Новую фазу в развитии движения М. начала группа "Ордине нуово" во главе с А. Грамши, к-рая впервые связала решение Юж. вопроса с пролетарской революцией. Идея Грамши о руководящей роли пролетариата С. в союзе с крестьянством Ю. с целью революц. преобразования структуры Италии стала с 1926 политич. линией ИКП. В период Сопротивления (1943-45) левые антифаш. партии (ИКП, Итал. социалистич. партия, Партия действия) в выдвинутой ими общей программе связывали решение Юж. вопроса с перспективой антифаш. демократич. революции (в т. ч. с необходимостью проведения глубоких структурных реформ и предоставления Ю. автономии).

После 2-й мировой войны движение М. впервые связывается с борьбой народных масс Ю. и приобретает организационные формы. Оно поддерживается и возглавляется рабочим классом, его партиями и профсоюзами. В результате борьбы за решение Юж. вопроса были достигнуты нек-рые частичные результаты (областная автономия для Сицилии и Сардинии, агр. реформа на Ю., парламентское обследование социальной отсталости Ю., осуществление гос. плана развития Ю. (т. н. Касса Юга)). На современном этапе ИКП и ее журнал "Cronache meridionale" ведут борьбу за индустриализацию Ю. Они связывают решение Юж. вопроса с борьбой против господства монополий, с перспективой демократич. и социалистич. революции.

Лит.: Грамши А., Некоторые аспекты южного вопроса, Соч., пер. с итал., т. 1, М., 1957; Амендола Дж., Проблема Юж. Италии на совр. этапе, в кн.: Тридцать лет жизни и борьбы Итальянской Коммунистической партии, пер. с итал., М., 1953; Серени Э., Развитие капитализма в итал. деревне (1860-1900), пер. с итал., М., 1951; его же, Старое и новое в итал. деревне, пер. с итал., М., 1959; Romano S. F., Storia della questione meridionale, Palermo, 1945; Ferri F., Questione méridionale e unità nazionale in Gramsci, "Rinascita", 1952, No 1; Il Sud nella storia d'Italia. Antologia della questione meridionale. A cura di R. Villarl, (2 ed.), Bari, 1961; Villari R., Conservatori e democratici nell'Italia liberale, Bari, 1964; Salvadori M. L., Il mito del buongoverno. La questione meridionale da Cavour a Gramsci, Torino, 1963.

H. П. Комолова. Москва.

МЕРИДОВО ОЗЕРО

МЕРИДОВО ОЗЕРО (совр. Биркет-Карун, ОАР) (Moirios limnn) - др.-греч. название озера в Фаюмском оазисе Ливийской пустыни. Создание М. о. античная традиция приписывала мифич. царю Мериду, по имени к-рого называли озеро. В действительности назв. озера произошло от др.-егип. наименования ("мер-ур") "Большого канала" (араб. Бахр-Юсуф), соединявшего оазис с Нилом (в греч. передаче - Moiris). В период Раннего царства (нач. 3-го тыс. до н. э.) на юго-вост. берегу М. о. был основан г. Шетет (Крокодилополь). Во времена Среднего царства в р-не М. о. были произведены большие осушит. и ирригац. работы и построены пирамиды царей Сенусерта II и Аменемхета III. Осушение М. о. продолжалось и в эллинистич. период. Подсчитано, что в древности площ. М. о. была 2 тыс. км2, площ. совр. оз. Карун - 233 км2.

Лит.: Brown R. H., The Fayûm and Lake Moeris, L., 1892; Ali Shafei Bei, Fayum irrigation, "Bull. Soc. géogr. royale d'Egypte", 1940, t. 20.

Т. Н. Савельева. Москва.

"МЕРИЛО ПРАВЕДНОЕ"

"МЕРИЛО ПРАВЕДНОЕ" - древнерус. юридич. сборник 2-й пол. 13 в., сохранившийся в рукописях 14-16 вв. При его составлении были, возможно, использованы мат-лы древнерус. юридич. сборника нач. 12 в. "М. п." представляет собой пособие для судей. Памятник состоит из двух частей: первая содержит слова и поучения, как переводные, так и оригинальные о праведных и неправедных судах; вторая (т. н. сборник из 30 глав) - визант. церк. и светские законы, заимствованные из Кормчей рус. редакции, а также древнейшие памятники слав. и рус. права (Закон судный людем, Русская правда, Правило законно о церковных людях). Составление "М. п." связано с борьбой рус. людей кон. 13 в. за восстановление разрушенного татарами культурного наследия.

Лит.: Мерило праведное. По рукописи XIV в. (вступит. статья М. Н. Тихомирова), М., 1961; Калачов Н. В., Мерило праведное, "Архив историко-юридич. сведений, относящихся до России", 2 изд., кн. 1, СПБ, 1876; Тихомиров М. H., Исследование о Русской Правде, М.-Л., 1941; его же, Воссоздание рус. письменной традиции в первые десятилетия тат. ига, "ВИМК", 1957, No 3.

МЕРИМДЕ-БЕНИ-САЛАМЕ

МЕРИМДЕ-БЕНИ-САЛАМЕ - неолитич. поселение ранних земледельцев в Египте (5-е тыс. до н. э.), в 51 км к С.-З. от Каира. Открыто в 1928. Обитатели М.-б.-С. выращивали злаковые, занимались разведением домашних животных (свиньи, овцы, крупный рогатый скот, собаки), охотой, рыболовством, собирательством. Жилищами служили тростниковые ветровые заслоны и хижины-ямы, невысокие стены к-рых сложены из комков глины. Изготовлялись кремневые ножи, наконечники стрел, вкладыши для серпов, кам. топоры, грушевидные навершия булав, зернотерки, сосуды, палетки. Найдены костяные гарпуны, долотообразные орудия и проколки. Керамика - лепная, разнообразных форм. Украшения делались из глины, слоновой кости и раковин.

Соч.: Чайлд Г., Древнейший Восток в свете новых раскопок, пер. с англ., М., 1956, с. 74-77; Junker H., Vorläufiger Bericht über die Grabung der Akademie der Wissenschaften in Wien auf der neolitiechen Siedlung von Merimde-Benisalame (Westdelta), "Anzeiger der Akademie der Wissenschaften in Wien", Philosoph-hist. Kl.", 1929, No 16-18; 1930, No 5-13; 1933, No 16-27; 1934, No 10; 1940, No 1-5.

X. А. Кинк. Ленинград.

МЕРИНГ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕРКАНТИЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕРКАНТИНИ

МЕРКАНТИНИ (Mercantini), Луиджи (20.IX.1821 - 17.XI.1872) - итал. поэт периода Рисорджименто, друг Дж. Гарибальди. Преподаватель, а с 1865 - проф. итал. лит-ры и истории в Палермском ун-те. Политич. поэзия М., зовущая к борьбе за нац. независимость и единство Италии, пользовалась широчайшей популярностью среди борцов итал. Рисорджименто 40-60-х гг. Личное участие М. в революц. событиях в Италии сравнительно невелико, но его стихотворение "Патриоты, за Альпы боритесь" стало одним из известнейших гимнов итал. революции 1848-49. Написанная им 31 дек. 1858 по призыву Гарибальди и положенная на музыку "Итал. песня" стала известна как "гимн Гарибальди". Большой известностью пользовались его патриотич. стихи, посвященные экспедиции К. Пизакане: "Жница из Сапри" (1857), "Солдат в отпуску" (1859 - протест против перемирия в Виллафранке), "Невеста моряка с "Палестро"" (1866).

Соч.: Poesie, (Roma), 1921.

Лит.: Pierini O., L. Mercantini nelle lettere alla famiglia e agli amici (dal 1834 al 1860), Fabriano, 1907.

МЕРКЕЛ

Гарлиб Гельвиг (21.X.1769 - 27.IV.1850) - латыш. просветитель. По национальности немец, сын лютеранского пастора Рижского округа. Работая домашним учителем в Нитауре (1793-96), написал кн. "Латыши, особливо в Ливонии, в исходе философского столетия. Дополнение к народоведению и человекознанию". В 1796 уехал в Германию. В Лейпциге на нем. яз. напечатал свою книгу (1797), в к-рой выступил с резкой критикой крепостничества и церкви и отстаивал идею освобождения латыш. крестьянства с землей, но путем законодат. деятельности просвещенного монарха. Книга М. была запрещена в Прибалтике и России, однако распространялась в рукописи на латыш. яз. На рус. яз. впервые опубл. в 1870 в "Рус. архиве", на латыш. яз. - в 1905 в Петербурге, послед. изд. - Рига, 1953. В кн. "Vorzeit Livlands" (т. 1-2, В., 1798-99), где дан впервые, хотя во многом и фантастический, ист. обзор жизни и культуры латышей и эстонцев в 11-12 вв., и в романтической сказке "Wannem Jamanta, eine lettische Sage" (Lpz., 1802) M. осуждал насилие нем. завоевателей-феодалов, отстаивал право латыш. народа на самостоят. развитие. В Германии М. стал одним из популярных публицистов и лит. критиков. В 1812 писал воззвания и прокламации против Наполеона, получившие широкую известность. Высоко ценил рус. культуру, призывал к укреплению культуры и экономич. связей народов Прибалтики с Россией. Наивно веря в "хорошего царя", М. славил Александра I в кн. "Die freien Letten und Esthen" (Riga, 1820).

Лит.: Зутис Я., Очерки по историографии Латвии, ч. 1, Рига, 1949.

А. А. Дризул. Рига.

"МЕРКУРИЙ"

1) Рус. 22-пушечный бриг, отличившийся под команд. капитан-лейтенанта Р. В. Кроуна во время рус.-швед. войны 1788-90. 2) Рус. 18-пушечный бриг, отличившийся под команд. капитан-лейтенанта А. И. Казарского во время рус.-тур. войны 1828-29. 14 мая 1829 "М.", крейсируя ок. Босфора, встретился с тур. эскадрой. В неравном 4-часовом бою, преследуемый тур. линейными кораблями "Селимие" (110 орудий) и "Реал-бей" (74 орудия), "М.", искусно маневрируя, нанес противнику столь серьезные повреждения, что его корабли были вынуждены лечь в дрейф, и "М." ушел от преследования. Сам "М." получил большие повреждения и понес потери в людях. Корабль был награжден кормовым георгиевским флагом. В память о подвиге "М." название "Память Меркурия" присваивалось впоследствии ряду кораблей Черноморского флота. В Севастополе установлен памятник с надписью: "Казарскому. Потомству в пример".

Лит.: Боевая летопись рус. флота, М., 1948; Стволинский Ю., Герои брига "Меркурий", М., 1963.

МЕРОВИНГИ

МЕРОВИНГИ (позднелат. Merovingi) - первая королев. династия во Франкском гос-ве (окончилась в 751), в период правления к-рой у франков зарождаются феод. отношения. Легендарный родоначальник М. - Меровей (Merovaeus, отсюда - назв. династии). Гл. представители: фактич. основатель - Хильдерик I (457-81); Хлодвиг I (481-511); Хильперик I (561-84, на части франкских земель с ц. Суассон); Хлотарь II (584-629, в Нейстрии до 613); Дагоберт I (629-39); Хильдерик III (743-51; был свергнут Пипином Коротким). Преемников Дагоберта I называли "Ленивыми королями", фактически власть при них находилась в руках майордомов.

Лит.: Тьерри О., Рассказы из времен Меровингов, в кн.: Избр. соч., пер. с франц., М., 1937; Salin E., La civilisation Mérovingienne..., t. 1-4, P., 1949-59. Подробную библиографию о М. см. в кн.: Gebhardt B., Handbuch der deutschen Geschichte, Bd 1, Stuttg., 1954.

МЕРОДАХВАЛАДАН

МЕРОДАХВАЛАДАН - см. Мардук-апал-иддин.

МЕРОПХИ

МЕРОПХИ - самая многочисл. категория зависимого крестьянства в Сербии 13-14 вв. Происхождение и значение термина "М." неясно. М. вели х-во на наследств. наделах, выполняя барщину на домениальной земле феодала (меропщина) и уплачивая ему натуральную и (реже) ден. подати. М. располагали огранич. правом перехода, к-рое утратили окончательно в сер. 14 в. По Законнику С. Душана М. могли судиться со своим господином (даже если им был царь), когда он требовал ренту выше узаконенной. Со 2-й пол. 14 в. М. начинают постепенно сливаться с др. категориями и группами зависимого серб. крестьянства.

Лит.: Радоjчиh H., Из историjе проучавања порекла назива меропах, "Jужнословенски филолог", 1949-50, (t.) 18, књ. 1-4.

МЕРОСЛАВСКИЙ

МЕРОСЛАВСКИЙ (Mieroslawski), Людвик (17.I.1814 - 22.XI.1878) - польск. политич. деятель. Участвовал в польск. восстании 1830-31; в эмиграции (во Франции) написал об этом восстании большую работу, к-рая принесла ему популярность воен. теоретика. Осн. доктрина М. на протяжении всей его деятельности в освободит. движении - необходимость создания крупных регулярных соединений. К тактике партиз. войны М. относился с пренебрежением, что соответствовало его политич. взглядам, далеким от подлинного демократизма. С 1842 М. - чл. "Централизации" польск. Демократического общества. В 1845 был направлен в Познань для орг-ции польск. освободит. восстания, но незадолго до намеченного срока восстания (февр. 1846) был арестован прусск. властями и приговорен к казни (к-рая была заменена пожизненным заключением). Был освобожден в результате начавшейся в марте 1848 революции в Германии. В марте - мае 1848 М. руководил сформировавшимися в Познанском кн-ве польск. нац. отрядами; после разоружения этих отрядов пруссаками был выслан во Францию. В дек. 1848 - апр. 1849 М. командовал революц. силами Сицилии, а в июне 1849 - армией баденско-пфальцских повстанцев. Деятельность М. в период революции 1848-49 получила в целом положительную оценку Маркса и Энгельса. В 50-60-х гг. М., живя во Франции, установил контакты с бонапартистами, стремился подчинить себе руководство растущим революционным движением в Польше, был противником русско-польск. революционного союза, возглавил правое крыло "красных", интриговал против Центрального национального комитета. В нач. польск. освободит. восстания 1863-64 был провозглашен диктатором. Прибыв на охваченную восстанием польск. терр., М. потерпел 19 (под Кшивосондзом) и 21 февр. (под Новой Весью) 1863 поражение от царск. войск, после чего вновь уехал за границу. После ликвидации диктатуры М. Жондом народовым М. продолжал домогаться руководящего поста в восстании и деятельность его приобрела дезорганизующий характер. В дальнейшем М. существенной политич. роли не играл.

Соч.: Powstanie narodu polskiego w roku 1830 i 1831..., t. 1-7, P., 1845-76, t. 8, Poznan, 1887; Débats entre la révolution et la contre-révolution en Pologne, Lpz., 1848; De la nationalité polonaise dans l'équilibre européen, P., 1856; Powstanie poznanskie w roku 1848, P., 1860; Pamietnik Mieroslawskiego (1861-1863), Warsz., 1924.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Р., Соч., 2 изд., т. 7, с. 116-199, т. 29, с. 61, 63; Zychowski M., Ludwik Mieroslawski, Warsz., 1963.

И. С. Миллер. Москва.

МЕРОЭ

Мероитское царство, - гос-во в кон. 6 в. до н. э. - сер. 4 в. н. э. в долине р. Нила на терр. Нубии. Является преемником Напатского царства (см. Напата): в кон. 6 в. до н. э. столица царства была перенесена из Напаты в г. Мероэ. М. представляло собой раннерабовладельч. деспотию, в к-рой сохранились мн. пережитки родоплем. строя (избираемость царя оракулом с последующим формальным утверждением войском, большая политич. роль царицы-матери и т. д.).

Находясь на торговых путях, ведущих от Нила и Красного м. в глубь Африки и к Средиземноморью, в области, благоприятной для с. х-ва, располагая залежами жел. руды, М. достигло значит. зкономич., политич. и культурного развития. После падения династии Птолемеев М. пыталось овладеть Египтом, но в 24 до н. э. было разгромлено рим. войсками. В М. возник первый в Африке алфавит (из 23 знаков, заимствованных из егип. иероглифов). Город Мероэ представлял собой архитектурный комплекс со многими храмами, дворцами (лишь частично исследованными) и пирамидами-усыпальницами царей. В сер. 4 в. н. э. царь Аксума Эзана захватил большую часть М.

Лит. см. при статье Нубия.

И. С. Кацнельсон. Москва.

МЕРСЕНСКИЙ ДОГОВОР 870

МЕРСЕНСКИЙ ДОГОВОР 870 - соглашение, заключенное 8 (9) авг. в Мерсене (Meerssen) между зап.-франкским королем Карлом Лысым и вост.-франкским королем Людовиком Немецким, о разделе (ввиду отсутствия прямых наследников у лотарингского короля Лотаря II, ум. в 869) Лотарингии. Ее зап. часть отошла Карлу Лысому, вост. (бульшая) - Людовику Немецкому (см. карту к ст. Лотарингия).

МЕРСИН

МЕРСИН (Mersin) - древний холм (культурный слой св. 25 м) Юмук-Тепе, лежащий в 2 милях к С.-З. от совр. города и порта М. на Ю.-В. Турции. Раскопки М. проводились в 1937-39 и 1946-47 Дж. Гарстангом. Установлено 33 горизонта, позволяющих изучить археологию и историю Киликии в 7-2-м тыс. до н. э. Древнейшие горизонты М. (XXXII-XXVIII) относятся к сирийско-киликийской культуре раннего керамич. неолита с темной лощеной керамикой, кремневыми и обсидиановыми орудиями с двусторонней обработкой и прямоугольными домами на кам. основаниях (рубеж 7-6-го тыс. до н. э.). Слои XXVII-XXIV показывают дальнейшее развитие, но с расписной керамикой. Халколитич. слои (XXIII-XII В) свидетельствуют, что Киликия в 5-4-м тыс. до н. э. находилась под влиянием более вост. обл. (Месопотамии). Слой XII А дал материалы иной культуры с черной лощеной керамикой анатолийского характера. Затем в стратиграфии М. наблюдается разрыв, к-рый заканчивается появлением (горизонты XI-IX) киликийской культуры расписной керамики нач. 2-го тыс. до н. э. Материалы VII-V горизонтов относятся ко 2-й пол. 2-го тыс. до н. э., а II-I датируются византийским и исламским временами.

Лит.: Garstang J., Prehistoric Mersin. Yümük Tepe in Southern Turkey, Oxf., 1953; Ефименко П, П., Неолитический Мерсин, "CA", 1959, No 1.

В. С. Титов. Москва.

МЕРСИЯ

МЕРСИЯ (Mercia) - одно из англо-саксонских королевств Британии, осн. англами в 585 (традиционная дата); в период расцвета М. занимала терр. между зал. Хамбер и Темзой в Ср. Англии. Вела борьбу за гегемонию с др. англосаксонскими королевствами. В битве при Хитфилде (633) Пенда, король М., в союзе с бриттами разбил короля Нортумбрии Эдвина. Однако в 655 в битве при Уинведе нортумбрийский король Освью одержал победу над Пендой и М. была временно присоединена к Нортумбрии. Ок. 656 началась христианизация М. При Этельбалде была установлена гегемония М. над Уэссексом. Наибольшего могущества М. достигла при короле Оффе, к-рый подчинил Кент (775). В 825 в битве при Эллендуне М. потерпела поражение от короля Уэссекса Экберта и в 829 была окончательно подчинена Уэссексу. Захваченная во 2-й пол. 9 в. скандинавами часть М. ок. 921 также была присоединена к Уэссексу.

Короли Мерсии. Керл (606?-626?); Пенда (626?-654); Пэда (656?); Вулфгир, (657-674); Этельред (674-704); Конред (704 - ок. 709); Келред (ок. 709 - 716); Этельбалд (716-757); Оффа (757-796); Эгфрид (796); Кенвулф (796-821); Келвулф (821-823); Бернвулф (823-825); Балдред (825-827?); Уиглаф (827?-829).

Лит.: Chadwick H. M., The study pf Anglo-Saxon, Camb., 1941; Hodgkin R. H., A history of the Anglo-Saxons, 3 ed., v. 1-2, L., 1952; Stenton P. M., Anglo-Saxon England, 2 ed., Oxf., 1947.

M. H. Соколова. Москва.

МЕРТВАГО

Дмитрий Борисович (5.VIII.1760 - 23.VI.1824) - автор "Записок", ценного источника по истории России 2-й пол. 18 - нач. 19 вв. Из дворян Симбир. губ. В 1803-07 - таврический губернатор, с 1817 - сенатор. В "Записках" М. имеются сведения о Крест. войне под предводительством Е. И. Пугачева, аракчеевщине и графе А. А. Аракчееве, характеристика ген. А. П. Ермолова. Политич. события оцениваются с крайне реакц. позиций. "Записки" писались в течение неск. лет по совету Г. Р. Державина, близкого к М. Впервые полностью напечатаны в "Рус. архиве" (1867, No 8, 9).

МЁРТВОЙ РУКИ ПРАВО

МЁРТВОЙ РУКИ ПРАВО (лат. manus mortua - мертвая рука) - одна из норм ср.-век. права в Зап. Европе, ограничивавшая возможности наследования и др. форм отчуждения имущества для лиц, подвластных светским сеньорам, католической церкви и различным религиозным корпорациям. Во взаимоотношениях светских и духовных феодалов с зависимыми крестьянами М. р. п. означало возможность изъятия после смерти крестьянина части (или всего) имущества, находившегося во владении крест. семьи. Известны 3 формы такого изъятия: а) взимание после смерти крестьянина части его движимости - обычно лучшей головы скота, лучшей одежды; чаще всего встречалось в Англии, Германии, Фландрии, Пикардии, Лотарингии (англ.: heriot; нем.: besthaupt, kurmede; франц.: meilleur catel); б) взимание ден. посмертного побора; встречалось во Франции (mortagium), Сев.-Зап. Италии (manomorta); в) отобрание всего имущества крестьянина после его смерти; встречалось преим. во Франции (main morte). До 11 в. М. р. п. в той или иной форме распространялось фактически на всех зависимых людей вотчинника. С 12-13 вв. значит. части крестьян и горожан удается освободиться от М. р. п.; оно сохранялось только по отношению к крестьянам, находившимся в наиболее суровой зависимости, и рассматривалось как один из критериев личной несвободы (см. Серваж); в 16-18 вв. М. р. п. встречалось сравнительно редко (см. Менмортабли). В целом М. р. п. по отношению к крестьянам было одним из проявлений ограниченности их владельческих прав, свидетельством их социальной приниженности.

Правовые установления, сходные по своей форме с М. р. п., действовали и во взаимоотношениях сеньоров с вассалами. Они выражались в предоставлении сеньорам права получить после смерти вассала с его наследников определенное количество продуктов или денег (рельеф), либо боевого коня с оружием, либо то и другое. По своему содержанию, однако, эти установления отличались качественным своеобразием, т. к. они фиксировали лишь условность зем. владений внутри господств. класса.

Специфич. содержание имело М. р. п. по отношению к имуществу церкви, означая запрет для духовенства, владевшего этим имуществом, передавать его по наследству и вообще отчуждать без согласия церк. общин. Первоначально это установление имело целью предотвратить расхищение церк. собственности. Со временем оно превратилось в средство накопления богатств у церкви, т. к. всякое владение, попавшее в ее руки, прочно закреплялось за нею. Это вызывало нередко недовольство светских феодалов, стремившихся ограничить возможность отчуждения имуществ в пользу церкви, а также периодически добивавшихся секуляризации церк. владений. Аналогичное значение имело М. р. п. по отношению к членам духовно-рыцарских орденов и др. религ. обществ.

Лит.: Perrin Ch. E., La seigneurie rurale en France du début du IX а la fin du XII siècle, (v.) 1-3, P., 1951-55; Mitteis H., Lehnrecht und Staatsgewalt, Weimar, 1933; Retot P., L'origine de la mainmorte servile, "Revue historique de droit français et étranger", 1940-41, p. 275-309; Lütge F., Geschichte der deutschen Agrarverfassung..., Stuttg., 1963.

Ю. Л. Бессмертный. Москва.

МЕРТОНСКИЙ СТАТУТ

МЕРТОНСКИЙ СТАТУТ (Statute of Merton) - издан англ. королем Генрихом III в 1235 (или 1236) в Мертонском монастыре близ Лондона. Состоит из 11 ст. (на лат. яз.), большинство к-рых регулирует отношения между сеньорами и наследниками их вассалов и процедуру нек-рых видов суд. разбирательств, дополняя и развивая соответств. положения Великой хартии вольностей. Наибольшее значение имеет 4-я ст., к-рая разрешала лордам "улучшать" (т. е. огораживать) общинные пустоши, леса и пастбища. Хотя М. с. предписывает, что такое "улучшение" может быть произведено только при условии, когда держатели лорда имеют "столько пастбищ, сколько полагается при их держаниях", и предоставляет потерпевшим возможность защищать свои права по ассизе о новом захвате, однако эта оговорка касалась только свободных держателей лорда - рыцарей и простых фригольдеров и совершенно не касалась прав крепостных вилланов (о к-рых в М. с. вообще не упоминалось). Эта ст. М. с. фактически явилась (наряду с 46-й ст. 2-го Вестминстерского статута 1285) законодат. санкцией начавшейся узурпации феодалами общинных земель, развернувшейся в период ранних огораживаний.

Публ.: The statutes of the realm, ed. by J. Caley and W. Elliott, v. 1, L., 1810 (рус. пер. ст. IV см. в "Хрестоматии по истории средних веков", т. 2, М., 1963).

МЕРЯ

МЕРЯ - племя, предки к-рого в кон. 1-го тыс. до н. э. - 1-м тыс. н. э. жили в р-не Волго-Окского междуречья. Впервые М. упоминаются (merens) в 6 в. Иорданом. "Повесть временных лет" помещает М. в р-не озер Неро и Клещина. Назв. рек и урочищ в р-не расселения М. свидетельствуют, что язык М. относился к финно-угорской семье. В 1-м тысячелетии н. э. у М. распадался родовой строй. Основные занятия М.: скотоводство, охота, рыболовство, домашние ремесла. По мере продвижения славян в Поволжье (с конца 1-го тысячелетия) М. постепенно растворились в их среде.

Лит.: Корсаков Д., Меря и Ростовское княжество, Каз., 1872; Уваров А. С., Меряне и их быт по курганным раскопкам, в кн.: Тр. 1-го Археологич. съезда в Москве. 1869, М., 1871; Горюнова Е. И., Этническая история Волго-Окского междуречья, М., 1961 (МИА, No 94).

МЕСА-И-ЛЕОМПАРТ

МЕСА-И-ЛЕОМПАРТ (Mesa у Leompart), Xoce (1840 - 22.I.1904) - деятель исп. рабочего движения. Рабочий-типограф. Политич. деятельность начал в рядах демократич. оппозиции, примыкал к мелкобурж. республиканцам-федералистам. Принял активное участие в революционных выступлениях 1866. В том же году был вынужден эмигрировать в Париж, где находился до 1868. В 1870 вступил в 1-й Интернационал. В 1871-72 - чл. Исп. федерального совета 1-го Интернационала, в 1871-73 - ред. газеты "Emancipacion". Под воздействием П. Лафарга и Ф. Энгельса М.-и-Л., преодолевая влияние воззрений Прудона и Бакунина, стал активным борцом против бакунизма и одним из первых пропагандистов марксизма в Испании. В 1872 принял участие в создании Новой мадридской федерации. Переводил произведения К. Маркса и Ф. Энгельса на исп. яз. С 1873, находясь в эмиграции в Париже, поддерживал постоянные контакты с Марксом и Энгельсом. С 1877 - чл. ред. "Egalité"; участвовал в создании франц. Рабочей партии. Один из основателей Испанской социалистической рабочей партии (1879) и ее органа - газеты "El Socialista", в к-рой активно сотрудничал. Представлял Испанию на I конгрессе 2-го Интернационала (1889).

Н. Ю. Колпинский. Москва.

"МЕСАМЕ-ДАСИ"

"МЕСАМЕ-ДАСИ" ("третья группа") - первая социал-демократич. организация в Грузии, основанная марксистски настроенной интеллигенцией в конце 1892 (конференция в Зестафони). Зачинателями ее были прогрессивный писатель Э. Ниношвили (ум. в 1894) и М. Цхакая. С самого начала группа не была однородна: в ней были представители революц. с.-д. (М. Цхакая, Ф. Махарадзе) и участники, склонившиеся к "легальному марксизму" и национализму (Н. Жордания, И. Рамишвили, Н. Чхеидзе и др.). В своей пропагандистской деятельности, используя, в частности, легальную печать, газ. "Квали" ("Борозда"), журн. "Моамбе" ("Вестник"), "дасисты" пропагандировали марксистские взгляды. Признавая значение клас. борьбы в развитии общества и ист. роль пролетариата, большинство группы, однако, не поднялось до признания неизбежности диктатуры пролетариата. Своей деятельностью "дасисты" способствовали распространению марксистского мировоззрения среди передовых рабочих и представителей демократич. интеллигенции. Ряд представителей "М.-д." вел революц. работу среди рабочих, создавая с.-д. кружки на предприятиях. Центром деятельности "М.-д." был Тбилиси, но влияние ее распространялось и на др. р-ны Грузии и Закавказья. С "М.-д." были связаны марксистские кружки и группы, организованные рус. с.-д.: Ф. Афанасьевым, И. Лузиным, Г. Франчески, Н. Козеренко, В. Родзевич-Белевич и др.

Во 2-й пол. 90-х гг. в связи с ростом рабочего движения в Грузии и усилением влияния идей науч. социализма на передовые круги пролетариата и интеллигенции усилилась деятельность революц. крыла "М.-д.", обострилась его борьба против оппортунистов. Этому способствовало вступление в 1895-98 в "М.-д." А. Цулукидзе, Л. Кецховели, И. Сталина и др. революц. с.-д. В 1898 группа вошла в РСДРП, но сохранила свое название. Позже, в связи с образованием ленинско-искровских орг-ций в Грузии, назв. "М.-д." встречается редко. После раскола с.-д. на II съезде РСДРП (1903) на большевиков и меньшевиков оппортунистич. крыло "М.-д." примкнуло к меньшевикам, а революц.-марксистская часть стала борцом за ленинские идеи.

Лит.: История КПСС, т. 1, М., 1964, с. 164; Очерки истории КП Грузии, ч. 1 (1883-1921 гг.), Тб., 1957, с. 25-48; Цхакая М., К 25-летию существования Российской Коммунистической партии, "Революциис матиане", 1923, No 20 (на груа. яз.); Махарадзе Ф., Как я стал марксистом, "Красные всходы", Тб., 1923, No 1-(2); Горгиладзе Л. Е., Из истории грузинской общественной мысли, Тб., 1961 (груз. яз.).

Н. Махарадзе, З. Гегешидзе. Тбилиси.

Предыдущая страница Следующая страница