Приглашаем посетить сайт

Высоцкий (vysotskiy-lit.ru)

Советская историческая энциклопедия
Статьи на букву "И" (часть 4, "ИЗО"-"ИЛЬ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "И" (часть 4, "ИЗО"-"ИЛЬ")

ИЗОТОВ

Никита Алексеевич (9.II.1902 - 14.I.1951) - донецкий шахтер, один из зачинателей стахановского движения. Чл. Коммунистич. партии с 1936. Из крестьян. Работая с 1922 забойщиком шахты No 1 "Кочегарка" (Горловка), И. добился высокой производительности труда и в 1932 выступил инициатором передачи опыта молодым рабочим. В 1933 он организовал на шахте школу повышения квалификации. "Изотовские" школы получили широкое распространение. В 1935, поддержав почин А. Г. Стаханова, И. добыл за 6 час. 240 т угля, выполнив 30 сменных норм. В 1935-37 учился в Пром. академии в Москве, затем был на руководящей работе в угольной пром-сти Донбасса. И. являлся чл. ЦИК СССР (1935), деп. Верх. Совета СССР 1-го созыва. Автор книги "Моя жизнь. Моя работа" (М., 1933).

ИЗРАИЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИЗРАИЛЬСКИЙ ПЛЕМЕННОЙ СОЮЗ

ИЗРАИЛЬСКИЙ ПЛЕМЕННОЙ СОЮЗ - в древности объединение израильских племен; впервые упоминается в егип. надписи сер. 13 в. до н. э. В кон. 13 в. до н. э. к И. п. с. перешла гегемония в Палестине. И. п. с. не был прочным, он складывался в случае серьезной воен. опасности (при Деборе, Гедеоне, Ифтахе) и распадался после ее исчезновения. Во главе племени стоял шофет, выполнявший функции гл. обр. военачальника. Разложение родовой общины (появление имуществ. и обществ. дифференциации) и нападения филистимлян дали толчок к возникновению в кон. 11 в. до н. э. царской власти (первый царь Саул).

ИЗРАИЛЬСКОЕ ЦАРСТВО

ИЗРАИЛЬСКОЕ ЦАРСТВО - раннерабовладельч. гос-во в Сев. Палестине. Образовалось ок. 935 до н. э. после распада Израильско-Иудейского гос-ва. Основателем И. ц. был Иеровоам I, к-рому удалось, в результате восстания против сына Соломона - Ровоама, образовать отдельное гос-во (см. Иеровоама восстание). Осн. занятием населения было земледелие; видное место занимало ремесло, развивалась транзитная торговля. В экономич. и культурном отношении И. ц. было связано с Египтом и Финикией; часто велись войны с Дамаском. Взаимоотношения с Иудейским царством носили большей частью враждебный характер.

В 9-8 вв. усилился процесс распада общины и обезземеливания крест. х-в в результате захвата земель крупными землевладельцами. Особенно усилился этот процесс при Иеровоаме II (783-743), к-рому удалось расширить терр. И. ц. К этому периоду обострения социального неравенства относится деятельность пророка Амоса (см. Пророки библейские). Осуждая хищнич. насилия и ростовщичество знати, пророки (Амос и др.) вместе с тем пытались успокоить раздражение нар. масс религ. проповедью терпения, надежды на вмешательство бога Яхве.

И. ц. не было прочным. На протяжении более чем 200 лет его существования на царском престоле сменилось неск. династий. В дворцовых переворотах наиболее активное участие принимала армия, а иногда также свободные мелкие землевладельцы и ремесленники ("ам-гаарец"). Наиболее длительным было правление династии Омридов и сменивших их в середине 9 в. до н. э. Иегуидов. При Омри и его сыне Ахаве усилилось влияние финикийской культуры. Омри построил новую столицу Самарию (прежние столицы - Сихем, Тирца).

Политика господств. классов, проявлявшаяся в закабалении нар. масс и превращении их в рабов и поденщиков, привела к уменьшению численности тех слоев населения, к-рые составляли армию, и ослабила гос-во. В 722 до н. э. И. ц. было завоевано ассир. царем Саргоном II. Большая часть его населения была переселена в отдаленные провинции Ассирии, а на их место переведены жители др. областей. Последние смешались с оставшимся населением; к их потомкам возводят себя самаритяне.

Лит. см. при статье Иудейское царство.

Г. С. Александров. Ленинград.

--------------------------

Израильское царство в X - VIII в. до н. э.

израильское царство

ИЗЮМСКИЙ ШЛЯХ

ИЗЮМСКИЙ ШЛЯХ - см. Муравский шлях.

ИЗЯСЛАВ ВЛАДИМИРОВИЧ

ИЗЯСЛАВ ВЛАДИМИРОВИЧ (980-1001) - изяславльский, позже полоцкий князь, старший сын киевского кн. Владимира Святославича от брака с полоцкой княжной Рогнедой.

ИЗЯСЛАВ МСТИСЛАВИЧ

ИЗЯСЛАВ МСТИСЛАВИЧ (ок. 1097-1154) - древнерус. князь, старший сын кн. новгородского Мстислава Владимировича, с 1134 - князь владимиро-волынский, с 1143 - переяславский. Использовав восстание в Киеве 1146 против князей Ольговичей, И. М. стал вел. князем и вел длит. борьбу за Киев с суздальским кн. Юрием Долгоруким и Ольговичами. В ходе политич. борьбы пошел на разрыв церк. связей с Константинополем и поставил киевским митрополитом смоленского ученого монаха Климента (1147). Вел. княжение И. М. описано в особой летописи, составленной его соратником боярином Петром Бориславичем. Отрывки этой летописи, сохранившиеся в составе Ипатьевской летописи, выделены и изучены Б. А. Рыбаковым. Христ. имя И. М. было Пантелеймон.

Лит.: Рыбаков Б. A., Боярин-летописец XII в., "ИСССР", 1959, No 5.

ИЗЯСЛАВ ЯРОСЛАВИЧ

ИЗЯСЛАВ ЯРОСЛАВИЧ (1024-1078) - князь туровский, с 1054 - вел. кн. киевский, старший сын Ярослава Мудрого. В результате нар. восстания был свергнут (1068); не раз обращался за помощью к герм. императору, польск. королю и к папе римскому, в 1077 снова захватил киевский престол, но вскоре погиб в междоусобной борьбе. Участвовал в составлении Правды Ярославичей (см. Русская правда).

ИЗЯСЛАВЛЬ

ИЗЯСЛАВЛЬ - др.-рус. город на вост. границе Волынской земли, разрушенный (по свидетельству Ипатьевской летописи) татаро-монголами в 1241. Возник, вероятно, во 2-й пол. 12 в. Остатками этого города, по-видимому, является большое городище, расположенное на окраине с. Городище Шепетовского р-на Хмельницкой обл. УССР. Почти полностью раскопано в 1957-63. На терр. детинца и посада городища, огражденного тремя линиями мощных валов и глубоких рвов, открыты остатки сгоревших глинобитных жилищ и хоз. построек, под развалинами к-рых сохранились многочисл. и разнообразные памятники материальной культуры. Найдено большое количество орудий с. х-ва (жел. части плугов, серпы, косы, лопаты, жернова), большие запасы обгоревшего зерна (ржи, пшеницы, овса, ячменя, проса, гороха и др.), орудия ремесл. произ-ва (топоры, тесла, сверла, резцы, молотки, клещи, литейные формочки, матрицы и др.), а также разнообразные изделия из дерева, кости, камня, стекла, железа, бронзы и серебра. На всей площади городища лежали тысячи скелетов людей, погибших от огня и меча, разбросано множество предметов вооружения: стрелы, копья, боевые топоры, булавы, кистени, шпоры, стремена, мечи, сабли, кольчуги и шлемы. После 1241 город не был восстановлен. Совр. Изяслав возник на новом месте (на берегу р. Горыни), по-видимому, в сер. или 2-й пол. 13 в.

Лит.: Каргер М. К., Др.-рус. город Изяславль в свете археол. исследований (1957-61), в кн.: Тезисы докладов на заседаниях, посвященных итогам полевых исследований 1961 г., М., 1962.

М. К. Каргер. Ленинград.

ИИ

Наоскэ (12.X.1815 - 3.III.1860) - япон. гос. деятель. С 1858, занимая должность тайро (первого министра), возглавлял бакуфу (воен.-феод. пр-во Японии при сёгуне). В 1858 подписал неравноправные договоры с США и европ. странами (см. Ансэйские договоры). Посадил на сёгунский престол своего ставленника Иэмоти (Ёситоми) Токугава. Стремился в обстановке кризиса феод. строя укрепить положение бакуфу и жестоко подавлял антиправительств. движение. Был убит самураями из кн-ва Мито, подосланными его политич. противниками.

Лит.: Тояма Сигэки, Мэйдзи исин (Крушение феодализма, в Японии), М., 1959.

Г. И. Подпалова. Москва.

ИИСУС НАВИН

ИИСУС НАВИН - согласно библейским легендам (Книга И. Н.), вождь кочевых евр. племен, к-рые в 13 в. до н. э. завоевали большинство хананейских гос-в в Палестине.

Лит.: Дьяконов И. М., Амореи..., "ВДИ", 1939, No 4 (9); Rowley H. Н., From Joseph to Joshua..., L., 1950.

ИИСУС ХРИСТОС

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ИКАРИЙСКИЙ КОММУНИЗМ"

"ИКАРИЙСКИЙ КОММУНИЗМ" - одно из направлений домарксистского утопич. коммунизма, пропагандировавшееся франц. коммунистом-утопистом Э. Кабе, автором соч. "Путешествие в Икарию" (1840).

"ИКАРИЯ"

"ИКАРИЯ" (фр. Icarie, англ. Icaria) - утопич. коммунистич. страна, описанная франц. утопич. коммунистом Этьенном Кабе в романе "Путешествие в Икарию" (Е. Cabet, Voyage... en Icarie, P., 1840). "И." именовались коммунистич. общины в США в 1848-95, созданные Кабе и его последователями: в 1848 в Техасе, в 1849-1856 в Иллинойсе, в 1858-64 в Миссури; в 1860-78 в Айове, в 1884-87 в Калифорнии. Последняя из общин - "Новая Икарийская община" прекратила свое существование в 1895.

Настойчивые попытки энтузиастов создавать на протяжении полувека изолированные икарийские островки терпели неизбежное крушение в капиталистическом обществе. Однако "икарийское движение" воспитывало моральную чистоту, трудолюбие, жизнерадостность; попытки воспитания в коммунистич. духе способствовали физич., нравственному и умственному развитию участников "икарийских общин".

"Икарийцы" были связаны с Социалистич. рабочей партией США и с 1-м Интернационалом. В кон. 70-х гг. печатные органы "икарийцев" "La Revue Icarienne" и "La Jeune Icarie" являлись офиц. органами Социалистич. рабочей партии.

Лит.: Хилкуит М., История социализма в Соедин. Штатах, 2 изд., П., 1919; Волгин В. П., Франц. утопич. коммунизм, М., 1960; Noyes J. H., History of American socialisms, Phil., 1870;. Foster W., History of the Communist Party of the United States, N. Y., 1952.

M. H. Захарова. Москва.

ИКБАЛ

Мухаммад (22.II.1873 - 21.IV. 1938) - поэт, философ и обществ. деятель Индостана. Род. в Сиалкоте (Пенджаб). В 1899 окончил Пенджабский ун-т по специальности философия; в 1905-08 продолжал образование в ун-тах Англии и Германии; изучал философию, право, лит-ру и араб. яз. С 1908 - профессор. Вернувшись на родину, был нек-рое время адвокатом и читал лекции в Лахорском колледже. Начало лит. творчества И. относится к 1890-м гг.; стихи И. (на языках персидском, урду и пенджаби) говорят о назначении человека, долге поэта перед обществом, воспевают родину. Творчество И. проникнуто гуманизмом и патриотизмом. Вместе с тем филос. и обществ.-политич. взгляды И. отличались известной противоречивостью. Подвергая критике капиталистич. строй, И. защищал частную собственность и индивидуализм. Поддержку идеи братства людей всех наций И. сочетал с проповедью панисламизма, И. приветствовал Окт. революцию и в то же время выступал против "коммунистич. атеизма". Будучи в 1930 почетным пред. сессии Мусульм. лиги, И. высказался за создание в будущем в составе независимой индийской федерации мусульм. гос-ва на с.-з. Индии. На основе этого высказывания сторонники образования Пакистана стали впоследствии считать И. родоначальником движения за создание Пакистана.

Соч.: The reconstruction of religious thought in Islam, L., 1934.

Лит.: Аникеев Н. П., Выдающийся мыслитель и поэт Мухаммад Икбал, М., 1959; Аникеев Н. П., Кедрова С. М., Мухаммад Икбал - певец человека, "ВИМК", 1958, No4; Гордон-Полонская Л. Р., Мусульманские течения в общественной мысли Индии и Пакистана, М., 1963, гл. 7; Singh I., The ardent pilgrim, Bombay-Calcutta-Madras, 1951.

Л. И. Юревич. Москва.

ИКДЫРЫ

ИКДЫРЫ - туркм. племя. См. Туркмены.

ИККИ

1

см. Исполнительный комитет Коммунистического Интернационала.

2

крест. восстания в феод. Японии. Термин "И." появился в 13 в., тогда он обозначал различные орг-ции воен. феодалов (см. Буси), напр. "И. лучников", "И. красного знамени", "И. пров. Дзёсю". С 15 в. И. стали называться восстания, гл. обр. крестьянские. Крест. восстания 15-16 вв. происходили в условиях поступат. развития япон. феодализма (переход от системы поместий (сёэн) к княжествам); крестьяне отстаивали общинную орг-цию, боролись против различных форм личной зависимости от феодалов. Восстания этого периода разделяются на доикки ("зем. восстания" - крест. восстания за снижение ренты и пр.; наиболее крупное - восстание 1428, охватившее почти все центр. провинции), икко-икки (восстания секты икко), токусэй-икки (гор. и крест. восстания против ростовщиков) и куни-икки ("провинциальные восстания" - крупные крест.-самурайские восстания, наиболее известно восстание в пров. Ямасиро 1485-93; известно 164 выступления).

Самыми крупными среди восстаний 15-16 вв. были восстания под знаменем буддийской секты икко. Осн. социальную опору секты составляли широкие слои укреплявшегося среднего крестьянства, боровшегося за узаконение своих прав на землю и за снижение ренты. Движение, поднятое сектой, использовали в своих интересах часть мелких и средних феодалов, а также духовенство. Важнейшие восстания секты произошли в 1487 в пров. Кага, в 1563 в пров. Микава, в 1570-80 борьба охватила мн. центр. провинции.

Восстания 17-19 вв. получили название хякусё-икки (в это понятие включались не только восстания, но и др. боевые формы выступлений крестьянства). За весь токугавский период (1603-1867) известно 1640 выступлений, из них 895 в боевой форме. В 17 в. имело место 216 крест. выступлений. Борьба крестьянства особенно большого размаха достигла в 1833-67, когда произошло 435 выступлений, в т. ч. 253 боевых. В 19 в., наряду с хякусё икки, большое распространение получили утиковаси (дословно "бей и ломай" - гор. бунты) и движение Ёнаоси. Восстания 18-19 вв., происходившие в условиях кризиса феодализма И развития капиталистич. уклада, были направлены против феод. строя в целом. Эти восстания ослабили токугавское феод. пр-во и способствовали его падению во время незавершенной бурж. революции 1867-68.

Лит.: Подпалова Г. И., Крест. петиц. движение в Японии во второй пол. XVII - начале XVIII вв., М., 1960; Поздняков И. Г., О нек-рых особенностях крест. восстаний в Японии в XV-XVI вв., в сб.: "КСИНА", (в.) 50, М., 1962; Хроника крест. выступлений в период Токугава, в сб.: Япония. Вопросы истории, М., 1959; Инаока Сусуму, Нихон номин ундоси (История крест. движения в Японии), Токио, 1954; Касахара Кадзуо, Нихон ни окэру номин сэнсо (Крест. война в Японии), Токио, 1949; Кимура Сэйдзи, Нихон номин содоси (История борьбы япон. крестьянства), Токио, 1925; Кокусё Ивао, Хякусё икки-но кэнкю (Изучение крест. восстаний), т. 1-2, Киото, 1928-59; Хаяси Мотон, Хякусё икки-но дэнто (Традиции крест. восстаний), Токио, 1955.

И. Г. Поздняков. Москва.

ИКОННИКОВ

Владимир Степанович (9.XII.1841 - 26.XI.1923) - рус. историк, проф. Киевского ун-та (с 1870), академик (с 1914). Окончил Киевский ун-т (1865). Науч. работы И. связаны с историей идеологии и культуры России ("Максим Грек", в. 1-2, К., 1865-1866, и др.). Политич. историю рассматривал в плане личных биографий и характеристик политич. деятелей: "Рус. обществ. деятели XVI в." (К., 1866), "Граф Н. С. Мордвинов" (СПБ, 1873) и др. Осн. науч. интересы И. лежали в области рус. историографии. И. принадлежат многочисл. статьи об отд. историках (Карамзине, Бестужеве-Рюмине, Брикнере, Шлецере, Болтине и др.), спец. монография "Скептич. школа в рус. историографии и ее противники" (К., 1871) и капитальный труд "Опыт рус. историографии" (т. 1, ч. 1-2, К., 1891-92; т. 2, ч. 1-2, К., 1908). Последний содержит значит. фактич. материал по истории летописания, а также по истории разыскания, собирания, публикации и исследования различных источников и сохраняет справочное значение. И. ограничивал свои задачи созданием возможно более полного систематич. свода библиографии ист. лит-ры по предметам и темам ист. науки, не раскрывая закономерности внутр. развития и роста самой науки.

Лит.: Мат-лы для биографич. словаря действ. членов АН, ч. 2, П., 1917, с. 304-311 (список трудов И. за 1865-1916 гг.); Библиография рус. библиографии по истории СССР, М., 1957 (No 23-27, 50, 362).

Н. Л. Рубинштейн. Москва.

ИКОНОБОРЧЕСКОЕ ВОССТАНИЕ 1566

ИКОНОБОРЧЕСКОЕ ВОССТАНИЕ 1566 - массовое нар. восстание в Нидерландах, явившееся первым актом нидерландской буржуазной революции 16 века. И. в. охватило почти все провинции, особой мощи достигло во Фландрии, Брабанте, Голландии, Зеландии, Утрехте, обрушившись всей силой на католич. церковь - гл. опору исп. владычества в стране. Погрому подверглись ок. 5500 церквей и монастырей, где были уничтожены иконы и статуи "святых" (отсюда и назв. восстания). В ряде мест восставшие громили дворянские дома и замки, уничтожали долговые и арендные записи. В Турне, Антверпене, Валансьенне повстанцы создали свои вооруж. силы. Гл. движущей силой И. в. были гор. плебс и крестьяне пригородных деревень. Вначале действиями восставших руководили кальвинистские консистории и отд. прогрессивно настроенные члены Союза дворян, но затем, напуганные размахом движения, они пошли на сделку с исп. наместницей, к-рая, желая расколоть движение, издала 23 авг. манифест, обещая упразднить инквизицию, смягчить законы против еретиков, допустить огранич. свободу кальвинизма и амнистировать членов Союза дворян. Лишенное руководства, И. в. постепенно было подавлено (только в Антверпене и Валансьенне оно продолжалось до весны 1567), а наместница, достигнув своей цели, отменила манифест от 23 авг. и начала преследовать участников И. в.

Лит.: Coussemaker E., Troubles réligieux du XVI-e siècle dans la Flandre maritime. 1560-1570, t. 1-4, Bruges, 1876-77; Paillard Ch., Huit mois de la vie d'un peuple, Brux., 1877; Kuttner E., Het hongerjaar 1566, Amst., 1949. См. также лит-ру при ст. Нидерландская буржуазная революция 16 века.

А. Н. Чистозвонов. Москва.

ИКОНОБОРЧЕСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИКРАМОВ

Акмаль (1898 - 13.III.1938) - сов. парт. и гос. деятель, один из организаторов Коммунистич. партии Узбекистана. Род. в Ташкенте в семье крестьянина-узбека. Чл. Коммунистич. партии с февр. 1918. Вел парт. работу в Фергане, Ташкенте и Намангане. Работал зам. пред. Наманганского ревкома, затем секретарем Ферганского и Сыр-Дарьинского обкомов РКП(б). В 1921-22 - зав. орг. отделом и секретарь ЦК КП Туркменистана. С 1922 учился в Москве в Коммунистич. ун-те им. Я. М. Свердлова, затем работал секретарем Ташкентского обкома партии. С марта 1925 - секретарь ЦК КП(б) Узбекистана, с 1929 был 1-м секретарем ЦК КП(б) Узбекистана и секретарем Ср.-азиат. бюро ЦК ВКП(б). Делегат XII-XVII съездов ВКП(б), избирался чл. ЦК ВКП(б). Был чл. ЦИК СССР и канд. в чл. Президиума ЦИК СССР. Пал жертвой клеветы и репрессий в период культа личности Сталина. Реабилитирован посмертно.

ИКТА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИКТАДАР

ИКТАДАР (араб.-перс.) - синоним араб. термина "мукта" - владелец икта; термин "И." известен в источниках с 11 в.

ИКЭДА

Хаято (р. 3.XII.1899) - япон. политич. и государственный деятель. Род. в семье владельца завода по производству сакэ (рисовая водка). В 1925 окончил юридич. факультет ун-та в Киото. Вскоре поступил на службу в Министерство финансов, где прослужил 23 года. В 1947-48 - зам. министра финансов. С 1949 - депутат парламента. В 1949-52 - министр финансов, в 1952 - министр внешней торговли и пром-сти, в 1956-57 - министр финансов, в 1958 - гос. министр (министр без портфеля), в 1959-60 - министр внешней торговли и пром-сти. С июля 1960 - президент Либерально-демократич. партии и премьер-министр Японии. Тесно связан с крупнейшими япон. доверительными и страховыми компаниями и монополиями в тяжелой промышленности и судоходстве. В 1961 выдвинул план удвоения национального дохода в течение 10 лет, на практике эта "экономич. программа Икэда" приводит к росту прибылей монополий за счет широких слоев трудящихся Японии. В марте 1961 пр-во И. учредило фонд экономич. сотрудничества с зарубежными странами; осн. целью этого фонда является содействие япон. инвестициям за границей в связи с усилением экономич. и политич. экспансии япон. монополий в страны Юго-Вост. Азии, Ближнего и Среднего Востока и Африки. В июне 1961 И. совершил поездку в США, где вел переговоры об учреждении американо-япон. "совместного экономич. к-та". В конце 1961 совершил поездку в страны Юго-Вост. Азии, в 1962 - в страны Зап. Европы, в 1963 - в ряд стран зап. части Тихого ок. Автор неск. книг по налогообложению.

Лит.: Кузнецов Ю., Хаято Икэда, "МЭ и МО", 1963, No 12.

Д. В. Петров. Москва.

ИЛАРИОН

ИЛАРИОН - первый киевский митрополит из русских (с 1051, до этого - пресвитер при церкви в княж. селе Берестове под Киевом). Его поставление было связано с попыткой Ярослава Мудрого освободиться от опеки Византии в церк. делах. Сведений о митрополитстве И. и его судьбе после 1055 в источниках нет. И. - автор блестящего ораторского произв. Др. Руси "Слова о законе и благодати" (1037-50). В богословском по содержанию соч. И. утверждает мысль о равенстве всех народов, высоко оценивает деяния князей, прославивших рус. землю в др. странах. Свое "Слово" И. закончил молитвой за рус. землю, выразив уверенность, что рус. народ никогда не будет порабощен чужеземцами. "Слово" характеризует И. как незаурядного гос. деятеля и крупнейшего писателя Др. Руси.

Публ. в кн.: Никольский Н. К., Мат-лы для истории др.-рус. духовной письменности, ОРЯС, 1907, т. 82, No 4.

Лит.: Приселков М. Д., Очерки по церк.-политич. истории Киевской Руси X-XII вв., СПБ, 1913; Соколов Б., По поводу "Слова о законе и благодати Илариона", Изв. ОРЯС АН, т. 22, кн. 2, 1918; Розов Н. Н., Рукописная традиция "Слова о законе и благодати", ТрОДРЛ, т. 17, М.-Л., 1961; Müller L., Des Metropoliten Ilarion Lobrede auf Vladimir den Heiligen und Glaubensbekenntnis, Wiesbaden, 1962.

ИЛЕЙКА

Муромец (ум. 1607 или нач. 1608) - один из предводителей крест. войны 1606-07; выходец из посадских людей Мурома. Несколько лет работал по найму у торг. людей, затем стал терским казаком. В 1605 казаки избрали И. атаманом и объявили его царевичем Петром, мифич. сыном Федора Ивановича. Зимой 1606 И. с отрядом казаков вышел на Волгу и после получения письма от Лжедмитрия I решил идти к Москве. Весть об убийстве самозванца заставила И. вернуться в низовье Волги; затем его отряд прибыл в Путивль. Отсюда он пошел на соединение с И. И. Болотниковым, находившимся в Калуге. Из чисто казачьего движения его выступление превратилось в составную часть антифеод. восстания Болотникова. Опорным пунктом своих действий И. избрал г. Тулу. 3 мая 1607 на р. Пчельне под Калугой отряд И. нанес удар по войскам В. И. Шуйского и обеспечил выход из осады Болотникову. С этого времени И. вместе с Болотниковым руководил борьбой повстанцев под Тулой. 10 окт. 1607 Тула пала, И. был пленен Шуйским и вскоре повешен.

Лит.: Смирнов И. И., Восстание Болотникова 1606-1607, 2 изд., М., 1951 (см. Имен. указ.); Восстание Болотникова. Док-ты и мат-лы, М., 1959.

ИЛЕКСКИЕ КУРГАНЫ

ИЛЕКСКИЕ КУРГАНЫ - группы курганов на лев. берегу р. Илек, юж. притока р. Урал. Древнейшие относятся к ямной культуре (3-е тыс. до н. э.). В И. к. известны также погребения андроновской культуры (2-е тыс. до н. э.). Наибольший интерес представляют курганы савроматов и сарматов 6-2 вв. до н. э. (близ Ак-Булака (раскопки 1935), у с. Покровки (1911) и близ колхоза "Заря" (1957, 1960-61)). В богатых курганах савроматов 5-4 вв. до н. э. из среды к-рых, вероятно, происходят аорсы, упоминаемые Страбоном, обнаружены погребения родо-племенной аристократии, вооруж. слуг-дружинников, захоронения боевых коней со сбруей, много оружия, золотых украшений, предметов ближневост. и ср.-азиат. происхождения. В курганах урочища Тара-Бутак обнаружены погребения богатых жриц (нач. 5 в. до н. э.).

Лит.: Костанье И. (A.), Отчет о раскопках двух курганов в Уральском у. летом 1911 г., в сб.: Тр. Оренбургской Уч. Архивной комиссии, т. 29, Оренбург, 1913, с. 73-83; Археол. исследования в РСФСР 1934-36 гг., М.-Л., 1941, с. 152-53; Смирнов К. Ф., Вооружение савроматов, М., 1961 (МИА, No 101).

К. Ф. Смирнов. Москва.

ИЛЕК-ХАН

ИЛЕК-ХАН - титул феод. удельных владетелей в Ср. Азии в 10-12 вв., принадлежавших к тюрк. династии Караханидов.

"ИЛИАДА"

"ИЛИАДА" (Ilias) - др.-греч. эпич. поэма, приписываемая Гомеру (см. Гомеровский вопрос). Время создания поэмы, по-видимому, 8-7 вв. до н. э. В "И." изображаются трагич. события последнего года Троянской войны (нач. 12 в. до н. э.). Ист. реальность описываемой в "И." объединенной морской экспедиции ахейских басилеев под команд. царя Микен полностью подтверждается хеттскими табличками из Богазкёйского архива, раскопками Трои и различных центров микенской культуры. Содержание "каталога кораблей" из 2-й песни "И." также отражает реальные отношения микенской эпохи, к к-рой относятся и описываемые в "И." ряд предметов быта героев (напр., кубок Нестора (XI, 632-637)) и их вооружение (напр., шлем из кабаньих клыков (X, 262-265), большие щиты), бои на колесницах и т. д. С др. стороны, сцены на щите Ахилла (XVIII, 480-606), описание кремации Патрокла в 23-й песне, уровень применения железа столь же несомненно характерны для времени после переселения дорян. Не менее сложна и картина социальных отношений в "И.": Агамемнон то выступает как верховный главнокомандующий, то он лишен власти над басилеями - участниками экспедиции. Т. о., в "И." слиты воедино два мира: раннеклас. микенские общества и последующие, отделенные от них дорийским завоеванием эллинские общества. "И." неоднократно переводилась на рус. яз.; лучшими являются пер. Гнедича (посл. изд. - М., 1960) и Вересаева (посл. изд. - М., 1949).

Лит.: Сахарный Н. Л., "Илиада". Разыскания в области смысла и стиля гомеровской поэмы, Архангельск, 1957; Mazon P., Introduction а l'Iliade, P., 1942; Lorimer H., Homer and the monuments, L., 1950; Page D., History and the Homeric Iliad, Berkeley-Los Ang., 1959.

Я. А. Ленцман. Москва.

ИЛИМСК

ИЛИМСК - село Нижнеилимского р-на Иркутской обл. РСФСР на прав. берегу р. Илим. Осн. в 1630 как поселение Ленский волок, переим. в Илимский острог. В 1792-97 в И. находился в ссылке А. Н. Радищев. В И. - памятники деревянной архитектуры 17 в. - Спасская башня и здания двух церквей.

ИЛИНДЕНСКОЕ ВОССТАНИЕ 1903

ИЛИНДЕНСКОЕ ВОССТАНИЕ 1903 - нац.-освободит. восстание народа Македонии против тур. ига. Началось 2 авг. (20 июля) 1903, в Ильин день (отсюда название). Подготовлялось Внутренней македонской революционной организацией (ВМРО). Прав. крыло ВМРО (Матов, Татарчев и др.), надеясь на вмешательство зап.-европ. и балканских держав, форсировало выступление. Революц.-демократич. крыло (Г. Делчев, Г. Петров и др.) считало, что восстание может иметь успех лишь при единстве действий с демократич. силами Турции и балканских стран, настаивало на отсрочке восстания с целью лучшей подготовки к нему, но когда восстание началось, приняло в нем участие. И. в. охватило гл. обр. гористую юго-зап. часть Македонии (Битольский вилайет). Восставшие, в осн. крестьяне, овладели рядом сел, а 4 авг. во главе с Н. Каревым, макед. революционером, близким к болг. теснякам, заняли г. Крушево, провозгласили республику (т. н. Крушевская республика 4-12 авг. 1803) и создали Врем. революц. пр-во. В др. частях Македонии (Салоникском и Скопленском вилайетах) восстание не приняло массового характера, здесь действовали лишь отд. вооруж. отряды повстанцев - четы. Только в вост. части Фракии (граничившей с Македонией) вспыхнуло 19 авг. (в день преображения) Преображенское восстание болг. населения Лозенградского р-на Адрианопольского вилайета. Оно также было подготовлено ВМРО. Но к этому времени И. в. уже шло на убыль. Против 20 тыс. плохо вооруженных илинденских повстанцев тур. пр-во бросило 200-тысячную армию и много башибузуков. Несмотря на массовый героизм повстанцев, проведших только в Битольском вилайете ок. 150 боев с тур. войсками, восстание было подавлено к сер. сент. 1803. В боях погибло ок. 1000 повстанцев и 5 тыс. тур. солдат. Тур. каратели сожгли св. 200 сел, десятки тысяч крестьян остались без крова, более 30 тыс. македонцев эмигрировало. Европ. державы фактически ничего не предприняли для помощи макед. народу. В защиту его выступила революц. социал-демократия. В частности, ленинская "Искра" опубл. в NoNo 45 и 48 мат-лы по макед. вопросу, в т. ч. статью Д. Благоева. И. в. явилось крупной вехой в революц. борьбе макед. трудящихся за нац. и социальное освобождение.

Источн.: Абациев Г., Библиографиjа на книги, статии и документи за Илинденското востание, в кн.; Илинденски зборник 1903-53, Скопjе, 1953; Странскиот печат за Илинденското востание (Материjали), Скопjе, 1953.

Лит.: 50 години от Илинденското въстание, С., 1953; Илинден 1903. Из борбе македонског народа за националну свободу, Београд, 1954; Кьосев Д., Илинденско въстание, С., 1953; Хаджидимов Д. (Илинденец), Илинденското възстание и поуките от него за днешните македонски революционери, С., 1924; Илинден (1903-1921). Сборник, С., 1921; Илинден (1903-1922). Сборник, С., 1922; Томалевски Г., Крушовска република, С., 1954.

М. А. Бирман. Москва.

--------------------------

Илинденское восстание 1903 г.

илинден восст

ИЛЛИРИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИЛЛИРИЙСКИЕ ПРОВИНЦИИ

ИЛЛИРИЙСКИЕ ПРОВИНЦИИ (Les Provinces Illyriennes) - вассальное от Франции гос. объединение (1809-14) словен. и хорв. земель, отошедших к Франции по Пресбургскому миру 1805 и Шёнбруннскому миру 1809. В состав И. п. (площадь 55 тыс. км2, нас. 1556 тыс. чел.) входили шесть областей: зап. Корушка (Каринтия) с центром Беляк, Крайна с Любляной, Хорватия с Карловацем, венец. Истрия с Триестом, б. ч. Далмации с Задаром, Дубровник, захваченный французами в 1806, и Военная Хорватия (Военная граница). Адм. центром И. п. был г. Любляна. Название И. п. произошло от иллирийцев. Во главе франц. администрации стоял ген.-губернатор. Созданием И. п. Наполеон I стремился обеспечить путь по суше от Франции до Турции и осуществить свои военно-стратегич. цели на Балканах. Франц. властями был проведен ряд реформ (ликвидация помещичьей юрисдикции, освобождение крестьян от личной зависимости и связанных с ней податей и повинностей, упразднены были цехи), к-рые способствовали разложению феод. системы и развитию капитализма на терр. И. п. Однако в целом франц. режим носил военно-колонизаторский характер. После поражения армии Наполеона в Отечеств. войне 1812 с Россией Австрия в 1813 оккупировала И. п. Решением Венского конгресса 1814-15 их терр. была закреплена за Австрией.

Лит.: Rivec-Stelle M., La vie économique des Provinces Illyriennes, P., 1930; Zwitter F., Socialni in gospodarski probierni Ilirskih provinc, "Glasnik Muzejskega drustva za slovenyo", Ljubljana, 1932.

--------------------------

Иллирийские провинции

иллирийс пров

ИЛЛИРИЙСКОЕ ВОССТАНИЕ

ИЛЛИРИЙСКОЕ ВОССТАНИЕ - восстание в 6-9-х гг. подчиненных Римом племен иллирийцев, вызванное гнетом рим. администрации и непосильными налогами. Непосредств. поводом к И. в. послужил набор местных жителей в армию для войны с маркоманнами. Восстание охватило Далмацию, Паннонию и весь Иллирик. Осн. роль в И. в. играли племена дезитиатов во главе с Батоном, бревков - с другим Батоном и Пинной, и пирустов. Восставшие перебили рим. военных и торговцев, напали на Македонию, угрожали Италии. Для подавления восстания римляне стянули 15 легионов. Только в авг. 9 г., после 3 воен. экспедиций под команд. Тиберия и Германика, вследствие разобщенности действий различных племен, социальных противоречий и измены Батона бревков, И. в. было подавлено. И. в. ослабило воен. мощь Рима и свидетельствовало о кризисе его внеш. политики.

Источн.: G. Vellei Paterculi Historiae Romanae libri, liber 2, cap. 110-16, Hannoverae, 1815, p. 179-187; Cassii Dionis Cocceiani Historiarum Romanorum libri, vol. 4, liber 55, cap. 28-34, Berolini, 1926, p. 252-86.

Лит.: Машкин Н. A., Принципат Августа, M.-Л., 1949, с. 519-20.

ИЛЛИРИЙЦЫ

ИЛЛИРИЙЦЫ (лат. Illyrici) - общее название группы индоевроп. племен, населявших в древности С.-З. Балканского п-ова от побережья Адриатич. м. до р. Дунай (истры, яподы, либурны, далматы, дезитиаты, пирусты, дарданы, бревки, тауланты и др.), а также Ю.-В. Апеннинского п-ова (япиги, мессапы). Первоначально занимали более обширную терр. в Центр. Европе, но по мере расселения кельтов были отчасти оттеснены ими, отчасти кельтизированы (образовалась группа иллиро-кельтских племен). Впервые как собират. название упоминаются у Геродота (I, 196). На С.-З. граничили с кельтами, на В. - с фракийцами. Археологически связаны с Гальштатской культурой. Раскопками в 20 в. в Любляне и Вайзе (Словения) установлены последоват. этапы в развитии местной иллирийской культуры 1-го тыс. до н. э.: 1) т. н. раннегальштатский тип 10-7 вв. до н. э. - с типичными для времени перехода от бронзы к железу металлич. изделиями (мечами с ножнами, бронз. наконечниками копий и стрел, однолезвийными ножами). 2) 7-4 вв. до н. э. (из курганов Рес Базье No1, 3, 5 в долине р. Мати, области расселения пирустов, искусных металлургов) с характерными, орудиями труда пирустов (кирки, мотыги, двулезвийные топоры, однолезвийные, типично иллирийские ножи и поясные кинжалы). 3) 3-2 вв. до н. э. (из курганов Бушкаши) с дисковидными сосудами. Осн. в 7-6 вв. до н. э. греч. колонии Аполлония и Эпидамн вступили в тесные торг. и культ. связи с местными иллирийскими племенами. В 3 в. до н. э. И. находились на стадии разложения первобытнообщинных отношений; у наиболее развитых юго-зап. племен возникли первые раннерабовладельч. гос-ва, одним из к-рых было гос-во с центром в Скодра (Скутари), с к-рым римляне вели т. н. иллирийские войны (1-я - 229-228, 2-я - 219 до н. э.). В 168 за участие в макед. войне и помощь царю Персею войско царя Гентия было разгромлено, а его терр. включена частично в состав попавшей в зависимость от Рима Македонии; однако это не привело, как показывают постоянно возобновлявшиеся рим. воен. экспедиции (в 156 до н. э. К. Марция Фигула против далматов и ардиеев, в 129 против яподов, в 119 Л. Цецилия Метелла против далматов), к усмирению И., выступления к-рых продолжались и в 1 в. до н. э., вызвав в 35-33 войну с Октавианом Августом (Suet. Aug. 21; Plut. Aug. 54; App. Bell. Illyr. 16-28; Cass. Dio XLIX, 35-38). Август покорил яподов, далматов, вышел к Дунаю и пытался закрепиться в этих областях, образовав здесь в 27 до и. э. пров. Иллирик. В 1 в. до н. э. - нач. 1 в. н. э. И. поднимали восстания против Рима (крупнейшее - в 6-9). Постепенно И. подверглись романизации (особенно быстро - на побережье и в городах; часть местного населения, оттесненного в горы, продолжала в известной мере сохранять свою самобытность). В процессе последующих передвижений племен И. были окончательно ассимилированы; постепенно исчез и древний иллирийский яз. Потомками древних И. нек-рые ученые считают совр. албанцев.

Лит.: Свиридова И. Н., Иллирийские племена в кон. 1 в. до н. э. - в нач. 1 в. н. э., Уч. Зап. МГПИ им. В. И. Ленина. (Из истории др. Рима), М., 1960; Gardthausen Y., Augustus und seine Zeit, Tl 1-2, Lpz., 1891-1904; Budimir M., Iliri i prailiri, "Vjesnik za arheologiju i historiju dalmatinsku", 1952, No 53; Starè P., Ilirske najdbe zelezne dobe v Ljubljani, Ljubljana, 1954; Pittion i R., Urgeschichte des Österreichischen Raumes, Wien, 1954.

--------------------------

Иллирийские племена

иллирийцы

ИЛЛИРИЯ

ИЛЛИРИЯ (греч. Illyris, лат. Illyria) - ист. область в сев.-зап. части Балканского п-ова, включавшая терр. расселения иллирийцев. С 27 до н. э. - рим. провинция Иллирик, состоявшая из Ниж. Иллирика (Далмации) и Верхнего (Паннонии). Позднее при Константине в Иллирик входили также Верхняя Мёзия, Реция, Норик и Дакия, Македония, Греция. Тесные экономич. связи с Римом (И. поставляла дерево, скот, зерно) способствовали романизации населения И. В 371 в И. было введено закрепощение колонов (Cod. Just. XI, 53). С нач. 5 в. И. подвергалась набегам вестготов, а в кон. 5 в. вместе с Италией была завоевана остготами. С 6 в. И. стала заселяться славянами, образовавшими на ее терр. впоследствии ряд гос-в.

Лит.: Zippel G., Die römische Herrschaft in Illyrien bis auf Augustus, Lpz., 1877; Novak G., Proslost Dalmacije, t. 1-2, Zagreb, 1944.

--------------------------

Иллирия в I в. до н. э. - IV в. н. э.

иллирия

ИЛОВАЙСКИЙ

Дмитрий Иванович (1832-1920) - рус. историк. Окончил Моск. ун-т (1854). Первые монографии ("История Рязанского кн-ва", М., 1858, и "Гродненский сейм 1793 г.", М., 1870) имели известное науч. значение. "Разыскания о начале Руси" (М., 1876, 2 изд., М., 1882), для к-рых характерна резкая и обоснованная критика норманизма, содержат парадоксальную мысль о сближении Руси с гуннами. "История России" (М., 1876-1905, т. 1-5), написанная в дворянско-монархич. духе, имела компилятивный характер и интереса не представляла, кроме раздела по истории Украины 16-17 вв. В последний период отошел от исследовательской работы. Был автором широко распространенных учебников по всеобщей и рус. истории для средней школы, имевших глубоко консервативный характер. Выступал как публицист в "Рус. вестнике", "Рус. обозрении", "Моск. ведомостях" со статьями, посвященными апологетике монархии.

Лит.: Очерки истории ист. науки в СССР, т. 2, М., 1960; Языков Д. Д., Учено-лит. деятельность Д. И. Иловайского, "ИВ", 1884, т. 15, К" 1; Южаков С. Н., Дневник журналиста, "Рус. богатство", 1897, No 7.

ИЛОКАНЫ

ИЛОКАНЫ - илоки, - одна из крупных народностей Филиппинских о-вов. Живут в сев. и центр. частях о. Лусон и на нек-рых др. о-вах. Числ. ок. 3,5 млн. ч. (1961). В поисках заработка уезжают на Гавайские о-ва, в Калифорнию и на о. Гуам (общая числ. в этих р-нах св. 150 т. ч.). Осн. занятие - земледелие (рис, кукуруза, батат, табак, сахарный тростник, абака, сизаль), занимаются также ремеслом (гл. обр. ткачество и плетение), в прибрежных р-нах - рыболовством. Говорят на илоканском языке малайско-полинез. семьи. По антропологич. типу - юж. монголоиды. Офиц. религия - католичество.

Лит.: Очерки общей этнографии. Зарубежная Азия, М., 1959; Kolb A., Die Philippinen, Lpz., 1942.

ИЛОТЫ

ИЛОТЫ (Eilotes) - покоренное дорийцами земледельч. население Др. Спарты. Подобно фессалийским пенестам и критским кларотам, И. считались собственностью гос-ва и были прикреплены к зем. участкам, к-рыми владели отд. спартиаты - члены спарт. общины. Эта форма зависимости характерна для неразвитого рабовладельч. общества, в к-ром сохраняется общинная собственность на землю. От рабов И. отличались тем, что владели средствами произ-ва, необходимыми для обработки земли, имели свое х-во, владельцы участков не могли ни продавать, ни убивать И. Натур. оброк - апофора,к-рый И. выплачивали своим господам, составлял примерно половину урожая, остальная часть принадлежала И. Число И. в неск. раз превышало число завоевателей-спартиатов. И. не входили в состав спарт. общины, не пользовались никакими правами. Непомерная эксплуатация и постоянный террор со стороны спартиатов вызывали восстания И., наиболее крупными из к-рых были восстания в 7 в. до н. э. и в 464-459/458 до н. э. (см. Мессенские войны). С целью предупреждения восстаний И. спартиаты ввели систему криптий - периодич. избиений И., уничтожения наиболее сильных и смелых из них.

Лит.: Лурье С. Я., История Греции, ч. 1, Л., 1940; История Древней Греции, под ред. В. И. Авдиева и Н. Н. Пикуса, М., 1962; Lotze D., Metaxy eleyteron xai doulon. Studien für Rechtsstellung unfreier Landbevölkerungen bis zum 4 Jh. v. Chr., В., 1949.

Н. И. Голубцова. Москва.

ИЛУРАТ

ИЛУРАТ - укрепл. поселение 1-3 вв. н. э. (развалины в 17 и к Ю.-З. от г. Керчи) на терр. Боспорского государства; важный опорный пункт на подступах к Пантикапею. С 1948 ведутся систематич. раскопки. Открыты мощные оборонит. стены, башни, ворота, улицы, жилые кварталы. Осн. занятия жителей - земледелие, животноводство. В домах обычно имелись кладовые для хранения зерна, ямы - зернохранилища, помещения, в к-рых содержался скот; встречаются с.-х. орудия (серпы, косы). Были развиты и ремесла (керамическое, домашнее ткачество и др.). Керамика изготовлялась преим. без применения гончарного круга. По-видимому, осн. состав жителей состоял из сильно эллинизованных представителей аборигенного населения вост. Крыма. В 60-х гг. 3 в. во время вторжения готов и боранов И. был разгромлен.

Лит.: Гайдукевич В. Ф., Боспорский город Илурат, в сб.: CA, т. 13, М.-Л., 1950; его же, Илурат (итоги археологич. исслед. 1948-1953 гг.), в сб.: Боспорские города, М.-Л., 1958 (МИА, т. 85).

В. Ф. Гайдукевич. Ленинград.

ИЛЬБАРС

Эльбарс (1511-38), - основатель узб. династии в Хорезме, сын Берке-султана из рода Джучи. Начал править в г. Вазире, куда был приглашен в 1511 жителями, выступившими против иран. завоевателей. При помощи вызванных из Дешт-и-Кипчака воен. отрядов своих родственников изгнал иран. гарнизоны из Ургенча, Хивы, Хазараспа и Кята. Покорил туркм. племена в р-не Балхана и Мангышлака. В 1524 подчинил значит. часть сев. Хорасана. Гос-во И. делилось на неск. частей во главе с родственниками хана, враждовавшими между собой.

ИЛЬДЕГИЗИДЫ

Эльдегизиды, - феод. династия в Азербайджане и Сев. Иране с 1136 по 1225. Родоначальник ее Шамсаддин Ильдегиз (1136-74), по происхождению раб, был атабегом (опекуном) при Арсланшахе. С 1136 стал самостоят. правителем и после войн с правителями др. частей распавшейся империи Сельджуков объединил под своей властью юж. и часть сев. Азербайджана и сев.-зап. р-ны Ирана. При его сыне Мухаммеде Джахане Пехлеване (1174-86) столицей гос-ва стал Хамадан. В Азербайджане управлял его брат Кызыл-Арслан, к-рый успешно боролся с Сельджукидами, Грузией и Ширваном. Внутри страны ему пришлось вести борьбу с сильной группировкой феодалов, выступивших за усиление власти правителей областей, в ходе к-рой он погиб (1191). Гос-во И., потрясенное нашествием монголов (1220-22), окончательно пало под ударами хорезмшаха Джелаладдина в 1225.

Лит.: Али-заде А. A., Социально-экономич. и политич. история Азербайджана XIII-XIV вв., Баку, 1956.

ИЛЬ-ДЕ-ФРАНС

ИЛЬ-ДЕ-ФРАНС (Île-de-France, букв. - остров Франции, в связи с островным положением между реками Сеной, Марной и Уазой) - ист. область Франции, занимающая совр. деп. Сена, Сена и Уаза, Сена и Марна, Уаза, Эна. Гл. город - Париж. Явилась ядром франц. гос-ва, составляя королев. домен Капетингов, к к-рому постепенно присоединялись соседние земли. И.-де-Ф. - центр. р-н франц. бурж. революции кон. 18 в., а также революц. событий 1830, 1848 и 1871. Осн. р-н рабочего движения Франции. В период нем.-фаш. оккупации Франции (1940-44) И.-де-Ф. - один из осн. центров франц. Движения Сопротивления.

ИЛЬИА

ИЛЬИА (Illia), Артуро (р. 4.VIII.1900) - политич. и гос. деятель Аргентины. В 1927 окончил мед. ф-т Нац. ун-та в Буэнос-Айресе. В нач. 30-х гг. начал заниматься политич. деятельностью. В 1935-40 был сенатором пров. Кордова. В то же время являлся чл. "Движения нац. непримиримости" (фракция партии Гражданский радикальный союз (ГРС), выражающей интересы средних слоев нац. буржуазии). В 1940-43 - вице-губернатор пров. Кордова. В 1948-52 - чл. палаты депутатов Нац. конгресса. После раскола партии ГРС (1957) был избран вице-председателем нац. комитета партии Гражданский радикальный союз народа. С окт. 1963 - президент.

ИЛЬИН

Алексей Алексеевич (14(26).IX.1858 - 27.II.1942) - сов. историк, специалист по рус. нумизматике. Чл.-корр. АН СССР (с 1928). В 20-х гг. 20 в. возглавлял отдел нумизматики Эрмитажа и секцию нумизматики и глиптики Гос. академии истории материальной культуры. Автор ряда исследований но проблемам др.-рус. ден. обращения.

Соч.: Топография кладов серебряных и золотых слитков, П., 1921; Топография кладов древних рус. монет X-XI вв. и монет удельного периода, Л., 1925; Классификация рус. удельных монет, в. 1, Л., 1940.

Лит.: Платонов С., Лихачев Н., Жебелев С., Записка об ученых трудах А. А. Ильина, ИАН СССР, серия 7, ОГН, 1928, No 8-10, с. 440-42.

Предыдущая страница Следующая страница