Приглашаем посетить сайт

Техника (find-info.ru)

Советская историческая энциклопедия
Статьи на букву "И" (часть 3, "ИДИ"-"ИЗО")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "И" (часть 3, "ИДИ"-"ИЗО")

ИДИГОРАС ФУЭНТЕС

ИДИГОРАС ФУЭНТЕС (Ydígoras Fuentes), Мигель (p. 17.X.1895) - гос. и воен. деятель Гватемалы. В 1915 окончил воен. академию, затем инж. ф-т Нац. ун-та и Лондонский ин-т экономич. и политич. наук. В 1918 - воен. атташе в Вашингтоне, затем в Париже. В 1931-44 - губернатор в деп. Петен, Халапа, Сан-Маркос и Реталулеу. С 1945 - на дипломатич. службе. В 1950 баллотировался на пост президента, но, потерпев поражение, эмигрировал в Сальвадор, где возглавил совет гватемальской контрреволюц. эмиграции. В 1954 принимал участие в свержении пр-ва Арбенса. В 1955 И. Ф. - посланник в Колумбии, в 1956 - посол. С марта 1958 вступил на пост президента от партии Нац. примирения, объединяющей клерикально-помещичьи круги и реакц. военщину. Проводя проимпериалистич. внутр. и внеш. политику, резко выступал против Кубинской революции. В марте 1963 свергнут.

М. Н. Позднеев. Москва.

ИДРИС I

Мухаммед Идрис аль-Махди ас-Сенуси (р. 12.III.1890) - король Ливии с дек. 1951. Род. в пров. Киренаика. Внук основателя ордена сенуситов (см. Сенусийя) Мухаммеда бен Али ас-Сенуси. В 1913-14 совершил паломничество в Мекку. После возвращения был провозглашен эмиром Киренаики. Заключил в 1917 соглашения с итал. командованием в Ливии, в соответствии с к-рыми признавался суверенитет И. I над неоккупированной терр. Киренаики и прекращались воен. действия между итал. колонизаторами и ливийскими отрядами. После прихода к власти фашистов в Италии и возобновления ими воен. действий в Ливии И. I эмигрировал (1923) в Египет, где в 1940 из находившихся в Египте ливийцев сформировал воинское подразделение, участвовавшее в освобождении Ливии от войск стран "оси". В нояб. 1947 И. I вернулся на родину. 2 дек. 1950 Учредит. собрание Ливии постановило избрать И. I королем Ливии. Официально был провозглашен королем 24 дек. 1951 (когда Ливия стала независимым суверенным государством).

ИДРИС АЛАОМА

Алум, - правитель гос-ва Борну (1580-1617). При нем Борну достиг наибольшего могущества, включив в свой состав после длит. войн ряд областей в районе озера Чад. И. А. модернизировал армию Борну, к-рая впервые получила огнестрельное оружие, ввозившееся из Сев. Африки. В период правления И. А. в Борну укрепились позиции мусульм. духовенства, обычное право было заменено шариатом.

Лит.: Urvoy J., Histoire de l'Empire du Bornou. P.; 1949.

ИДРИСИ

ИДРИСИ - аль-Идриси, иногда Эдризи, Абу Абдаллах Мухаммед ибн Мухаммед (1100-65, по другим данным 1161) - араб. географ и путешественник. Род. в Сеуте (Марокко), учился в Кордове. После путешествий по Португалии, Франции, Англии, М. Азии ок. 1138 переехал в Палермо ко двору сицилийского короля Рожера II (1130-54). По поручению последнего создал свои труды. В конце жизни вернулся в Сеуту и там умер. Осн. произв. И. - "Развлечение истомленного в странствии по областям" ("Нузхат аль-муштак фихтирак аль-афак"), наз. иногда "Книга Рожера" ("Китаб ар-Руджари"), - ценный источник по истории и историч. географии Европы и Африки, содержит также интересные сведения по истории нек-рых народов СССР. Всю землю И. делит на 7 климатов: каждый из них он делит на 10 частей и дает карту каждой части. 70 карт составляют большую прямоугольную карту всего мира. Наиболее ценны для историка части труда И., посвященные Сев. Африке, Пиренейскому п-ову, Сицилии, областям Италии, Франции, Шотландии, Ирландии, зап. областям Германии, Балк. п-ову. Кроме того, в книге много сведений, характеризующих экономич. положение Византии и Болгарии в 12 в. Менее точно описаны области Вост. Германии, Польши и терр. СССР. Хотя описание внутр. областей Африки у И. в значит. степени зависит от Птолемея, все же и здесь он сообщает много интересных сведений о городах вост. побережья Африки, расстояниях между ними, о гидрографии Нигера, о торг. и культурных центрах Зап. и Центр. Африки - Гане, Текруре, Силле, об обычаях живущих там народов, их пище, одежде, предметах их торговли. Источниками для соч. И. послужили личные наблюдения, а также сведения, собранные им из рассказов путешественников, купцов, моряков, паломников и людей, специально посылавшихся Рожером II для обследования различных стран. Им привлекались также труды предшественников: Ибн Хордадбеха, аль-Якуби, Кудам ибн Джафара, аль-Масуди, Ибн Хаукаля и др. Соч. И. "Нузхат аль-муштак..." сохранилось в значит. числе рукописей; полного критич. издания до сих пор нет. Имеется неточный пер. Жобера (P. A. Jaubert, Géographie d'Edrisi, t. 1-2, P., 1836-40). Второе соч. И. "Сад приязни и развлечения души" ("Рауд аль-унс ва нузхат ан-нафс") сохранилось лишь в неск. цитатах у Абу-ль-Фиди и в рукописи, содержащей, по-видимому, извлечения из него, но носящей иное название. Это соч. известно как "Малый Идриси".

Лит.: Материалы по истории туркмен и Туркмении, под ред. С. Л. Волина, т. 1, М.-Л., 1939; Крачковский И. Ю., Избр. соч., т. 4, М.-Л., 1957; Amari M., Storia dei Musulmani di Sicilia, 2 ed., v. 1-3, Catania, 1933-39; Oman G., Notizie bibliografiche sul geografo arabo al-Idrisi... Annali dell'Istituto Universitario Orientale di Napoli. Nuova Serie, vol. 11, Roma, 1961.

В. В. Матвеев. Ленинград.

ИДРИСИДЫ

1

араб. династия, правившая на Дальнем Магрибе (терр. совр. Марокко) в 788-985, по др. данным - 974. Основатель династии Идрис ибн Абдаллах (788-92 ), считавший себя потомком Али и Фатимы, бежал из Аравии после неудачного восстания в Медине против Аббасидов; в 788 поселился в Сеуте, заручившись поддержкой нек-рых берберских племен. В 789 основал г. Фес, к-рый при его сыне Идрисе II (792-828) стал столицей гос-ва И. Правитель Феса считался старшим и был номинальным главой всех идрисидских земель. После смерти Идриса II гос-во И. распалось на удельные кн-ва.

2

владетельная семья, правившая в 1907-30 в южноаравийском княжестве Асир. Установление власти И. связано с усилением освободит. движения на Аравийском п-ове в нач. 20 в. Основатель династии - Мухаммед И. (1907-23), потомок марокканских Идрисидов, опирался в своей борьбе против турок и соседних аравийских князей на помощь европ. держав: сначала (во время итало-тур. войны 1911-12) - Италии, а затем - Англии. В 1919, по соглашению с Англией, И. заняли йеменскую Тихаму и содействовали англ. политике изоляции Йемена. После смерти Мухаммеда (1923) И. постепенно теряли свое влияние. Йеменские области были освобождены от власти И. имамом Яхьей в 1924-25. Последний И. Хасан (1923-1930) в 1926 признал сюзеренитет Ибн Сауда над Асиром. В 1930 Асир был окончательно присоединен к Сауд. Аравии.

Лит.: Jacob H. F., Kings of Arabia, L., 1923.

ИЕВФАЙ

ИЕВФАЙ (Ифтах) - полумифич. вождь ("судья") заиорданских израильских племен, к-рый в 12 в. до н. э. нанес поражение войскам Моава. Известна легенда о принесении И. в жертву богу Яхве родной дочери и траурные обряды в память о ней, приуроченные к осеннему празднику увядающей природы.

Лит.: Desnoyers L., Histoire du peuple hébreu des Juges а la Captivité, v. 1, P., 1922.

ИЕГОВА

ИЕГОВА - см. Яхве.

ИЕДДО

ИЕДДО (Эдо) - древнее название (до 1869) г. Токио.

ИЕЗЕКИИЛЬ

ИЕЗЕКИИЛЬ (др.-евр. Иехезкель) - третий из т. н. больших пророков Ветхого завета. Согласно книге Ветхого завета, носящей его имя, происходил из иерусалимского жречества. Ок. 597 до н. э. был уведен в плен вавилонянами вместе с др. представителями иудейской знати. В вавилонском плену выступал с речами, в которых выражал надежду на возрождение Иудеи в виде теократич. гос-ва и восстановление "очищенного" культа Яхве.

Лит.: Крывелев И., Книга о библии, М., 1959, с. 29, 167; Eissfeldt O., Einleitung in das Alte Testament, Tübingen, 1956, S. 443-65.

ИЕЗУИТСКОЕ ГОСУДАРСТВО В ПАРАГВАЕ

ИЕЗУИТСКОЕ ГОСУДАРСТВО В ПАРАГВАЕ (1610-1768) - было образовано миссионерами иезуитского ордена (см. Иезуиты), прибывшими из Европы в Парагвай в кон. 16 в. с целью эксплуатации индейцев под предлогом их обращения в христианство. С ведома исп. короны иезуиты подчиняли индейцев не только силой, как светские завоеватели, но и путем обмана, подкупа родовой верхушки, лицемерными проповедями о создании рая на земле. Первые поселения индейцев во главе с иезуитами - редукции (от лат. reduco - привожу обратно (к христианству якобы утративших веру индейцев)) - были созданы в 1609-10 в юго-вост. области Парагвая Гуайре, но были оттеснены португ. завоевателями на Ю.-З., где на среднем течении р. Параны при слиянии ее с р. Парагваем к сер. 17 в. было создано 30 редукций. Редукции представляли собой филиал обширной феод. орг-ции иезуитского ордена с элементами рабства и патриархально-родовых отношений. В редукциях, кроме бедных хижин индейцев, строились многочисл. мастерские, кожевенные, лесопильные, кирпичные заводы, имелись также арсеналы, склады, верфи. Лишив индейцев всякой собственности, иезуиты заставляли их тяжелым трудом на полях и в мастерских создавать огромные богатства для ордена, а за выполненную работу и послушание выдавали только скудную пищу и одежду. Товары, произведенные индейцами, - чай, кожи, табак, шерсть, хлопок, фрукты, изделия ремесла - продавались иезуитами за пределами Парагвая в среднем ежегодно на 3 млн. долл., к-рые шли в кассу ордена. Индейцы вымирали от непосильного труда, голода, болезней, скученности, погибали в войнах иезуитов против непокоренных индейцев, против португ. и исп. светских колонизаторов. Наибольшая численность индейцев в редукциях - 150 т. ч. в 17 в., их число уменьшилось к 1739 до 74 т. ч. Индейцы вели героич. борьбу против жестокой эксплуатации. Иезуитские миссионеры почти перестали подчиняться исп. властям и фактически составляли обособленное гос-во, к-рое расширялось за счет светских исп. владений. Рост богатства и власти иезуитов в Парагвае и в др. исп. колониях встревожил исп. власти, по приказу к-рых иезуиты были изгнаны в 1768 из амер. владений Испании.

Лит.: Лаврецкий И., Тень Ватикана над Лат. Америкой, М., 1961; Fassbinder M., Der "Jesuitenstaat" in Paraguay, Halle, 1926; Charles P., Les réductions du Paraguay, Louvain, 1926.

Н. Р. Матвеева. Калинин.

ИЕЗУИТЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИЕНА-АУЭРШТЕДТСКОЕ СРАЖЕНИЕ 1806

ИЕНА-АУЭРШТЕДТСКОЕ СРАЖЕНИЕ 1806 - два связанных между собой сражения 14 окт. между франц. и прус.-саксонской армиями в период русско-прусско-французской войны 1806-07. В нач. октября прус.-саксонская армия герцога К. Брауншвейгского (св. 100 т. ч.) занимала оборонит. положение в р-не Иена - Веймар. Наполеон (св. 150 т. ч.) двинулся из р-на Бамберг - Байрёйт через Франконский лес, стремясь выйти во фланг и тыл противнику. Гл. силы пруссаков (св. 50 т. ч.) начали отход на Ауэрштедт, оставив корпус кн. Ф. Гогенлоэ (38 т. ч.) в качестве прикрытия у Иены и корпус Рюхеля (15 т. ч.) у Веймара. Из-за неудовлетворит. разведки Наполеон принял корпус Гогенлоэ за гл. силы и преждевременно повернул свои осн. силы (90 т. ч.) на Иену, а два корпуса направил на Апольду; на Ауэрштедт наступал лишь корпус Л. Даву (27 т. ч.). Сосредоточив под Иеной превосходящие силы, Наполеон легко разгромил пруссаков, к-рые потеряли 27 т. ч. и 200 орудий. Корпус Даву столкнулся при Ауэрштедте с гл. силами противника. Благодаря решит. действиям Даву и вследствие бездарности прус. командования, сражение окончилось разгромом превосходящих сил пруссаков, к-рые потеряли 18 т. ч. и 115 орудий. Герцог Брауншвейгский был смертельно ранен. Разбитая прус. армия в панике бежала. Причины поражения пруссаков состояли в полной небоеспособности их армии, построенной на палочной дисциплине, придерживавшейся устарелой линейной тактики и руководимой бездарными генералами фридриховской школы. Победа Наполеона в И.-А. с. определила полный разгром феод. Пруссии и доказала превосходство бурж. воен. системы.

Лит. см. к ст. Русско-прусско-французская война 1806-07.

Л. Г. Бескровный. Москва.

--------------------------

Иена-Ауэрштендтское сражение 14 октября 1806 г.

иена-ауэртшедт

ИЕРАКОНПОЛЬ

Гиераконполь (греч. Ierakonpolis), - один из древнейших городов Египта, центр культа божества Гора (Сокола). В энеолитич. периоде на месте И. находилось поселение и могильник. В погребении сер. 4-го тыс. до н. э. обнаружена древнейшая из егип. настенных росписей, изображающая лодки, сцены охоты и войны, по стилю близкая к росписям сосудов времени герзейской культуры. В И. был открыт храм I егип. династии (кон. 4-го тыс. до н. э.), в к-ром хранились замечат. памятники др.-егип. иск-ва - булава царя Скорпиона с изображением прокладки канала и знаменитая палетка царя Нармера. На ней изображено объединение Нармером Юж. и Сев. Египта и помещены древнейшие образцы пиктографич. др.-егип. письма. В последующее время И. являлся адм. ц. одного из номов Др. Египта.

Лит.: Чайлд Г., Древнейший Восток в свете новых раскопок, пер. с англ., М., 1956, с. 133; Quibell J. В., Hierakonpolis..., L., 1900.

ИЕРЕМИЯ

ИЕРЕМИЯ (др.-евр. Ирмейаху) - второй из т. н. больших пророков Ветхого завета. Согласно Ветхому завету, род. в жреч. семье в сел. Анатот, близ Иерусалима. Деятельность И. связана с последними годами независимого Иудейского царства (кон. 7 - нач. 6 вв. до н. э.). Видя бесплодность попыток части иудейской аристократии опереться на Египет в борьбе против Вавилона, И. считал вавилонское завоевание возмездием за грехи и поэтому призывал иудеев покориться завоевателям. После падения Иерусалима (586 до н. э.) И. был оставлен в Палестине, но противники вавилонского господства увели его в Египет, где, по-видимому, он вскоре и умер. Именем И. названа книга Ветхого завета, состоящая из 52 глав. Гневные и скорбные речи И. обличают своекорыстие знати и предвещают конец независимости Иудеи. Его же именем названа траурная поэма, оплакивающая разрушение Иерусалима - "Плач И.", написанная неизвестным автором около 580 до н. э.

Лит.: Крывелев И., Книга о библии, М., 1959, с. 28, 163-65; Eissfeldt O., Einleitung in das Alte Testament..., 2 Aufl., Tübingen, 1956, S. 420-43.

ИЕРИХОН

ИЕРИХОН (др.-евр. Ирихой, греч. Ierixo) - один из древнейших городов в Палестине (остатки в 22 км к С.-В. от Иерусалима; совр. Тель-эс-Султан); возник в плодородной местности, богатой финиковыми пальмами. Сведения об И. имеются в Библии. Раскопки велись в 1867, 1907-08, 1930-36, 1952-56. Наибольший интерес представляет древнейшее поселение на месте И., относящееся к докерамич. неолиту (7-6-е тыс. до н. э.). Оно имело глинобитные и из сырцового кирпича дома, святилища и кам. оборонит. сооружения; сохранились следы занятий земледелием и скотоводством; найдены культовые раскрашенные скульптурные головы из необожженной глины, налепленной на человеч. черепа. Раскопано также более позднее поселение городского типа времени позднего неолита и ранней бронзы (4-3-е тыс. до н. э.). Нового значит. расцвета И. достигает в 18-16 вв. до н. э., когда он был окружен мощными двойными стенами; к этому времени относятся гробницы с коллективными захоронениями и богатым инвентарем. В кон. 2-го тыс. до н. э. И. был разрушен вторгшимися в Палестину евр. племенами. Согласно библейскому преданию, неприступные стены И. рухнули от звуков труб завоевателей ("иерихонская труба"). В сер. 9 в. до н. э. И. был восстановлен; в 7-6 вв. до н. э. И. - незначит. город. В рим. время (1 в. н. э.) И. отстраивается несколько юго-западнее древнего И. по типичному эллинистич.-рим. плану. Старое городище служило некрополем.

Лит.: Массон В. М., Докерамич. неолит Иерихона, "CA", 1958, No 3; Rritchard J. В., The excavation at Herodian Jericho, 1951, New Haven, 1958; Kenyon K. M., Digging up Jericho, L., 1957 (см. рецензию М. Л. Гельцера в "CA", 1961, No 1); Wheeler M., Walls of Jericho, L., 1956.

М. Л. Гельцер. Вильнюс.

ИЕРОВОАМА ВОССТАНИЕ

ИЕРОВОАМА ВОССТАНИЕ - восстание в Др. Израиле ок. 935 до н. а. против податного гнета и трудовой повинности, введенных царем Соломоном. В ответ на отказ сына Соломона - Ровоама смягчить непосильное бремя сев.-израильские племена отложились от Иудеи и убили сборщиков податей. Во главе восстания встал Иеровоам, человек незнатного происхождения, находившийся ранее на службе у Соломона и после покушения на царя бежавший в Египет. Иеровоам опирался на помощь егип. фараона Шешонка I. Восстание не привело к социальным изменениям, а лишь способствовало возникновению и укреплению сев.-палестинского рабовладельч. гос-ва - Израильского царства. Первым царем этого гос-ва стал Иеровоам (ок. 935-912), выбранный нар. собранием израильских племен.

Лит.: Kittel R.., Geschichte des Volkes Israel, Bd 1-3, Gotha-Stuttg., 1923-29; Alt A., Kleine Schriften zur Geschichte des Volkes Israel, Bd 1-3, Münch., 1959.

М. Л. Гельцер. Вильнюс.

ИЕРОГЛИФЫ

ИЕРОГЛИФЫ (греч. ieroglypika grammata - священные высеченные письмена (подразумевается на камне)) - знаки, представлявшие собой схематизированные рисунки, обозначавшие целые понятия (слова), а в дальнейшем частично слоги, а иногда даже отд. звуки. По мере развития иероглифич. письма И. превратились в условные знаки, частично или полностью утратившие свою изобразительность.

И. употреблялись древними египтянами (с 4-го тыс. до н. э.), критянами (3-е тыс. до н. э.), хеттами (2-е тыс. до н. э.), ацтеками (с 10-11 вв. н. э.), майя (с нач. н. э.), а в настоящее время - китайцами (со 2-го тыс. до н. э.) и др. народами, населяющими КНР, японцами (с 5-6 вв.). Для совр. кит. И. характерно сочетание фонетич. знака со знаком, уточняющим смысловое значение (ключевым знаком).

ИЕРОНИМ ПРАЖСКИЙ

ИЕРОНИМ ПРАЖСКИЙ (Jeroným Prazský) (ок. 1371 - 30.V.1416) - чеш. реформатор, друг и сподвижник Яна Гуса, ученый, оратор. В 1398 получил в Пражском ун-те степень бакалавра. В 1399 отправился в Оксфорд, где стал приверженцем учения англ. реформатора Уиклифа. В 1400 возвратился в Чехию. В 1403 совершил путешествие в Иерусалим. В 1404 в Париже получил степень магистра. В 1405-06 читал лекции в ун-тах Парижа, Гейдельберга, Кёльна. В 1407 возвратился в Прагу. В проповедях и выступлениях на диспутах обличал злоупотребления католич. духовенства и призывал народы к выступлению против монахов и прелатов. Боролся против нем. засилья в Чехии и, в частности, активно участвовал в борьбе за утверждение законных прав чехов в Пражском ун-те. В 1412 вместе с Я. Гусом выступил против продажи индульгенций. В кон. 1412-13 совершил путешествие в Польшу, Литву и зап. области Рус. гос-ва. Посетил Краков, Витебск, Псков. В 1414 возвратился в Прагу. Узнав об аресте Гуса, отправился к нему на помощь в Констанц, где происходил церковный собор, осудивший взгляды Гуса. Был схвачен и заключен в тюрьму. Под нажимом собора подписал отречение от своих взглядов. Однако на публичном заседании собора отказался от отречения, признал себя сторонником Яна Гуса. Осужденный Констанцским собором как еретик, мужественно погиб на костре.

Лит.: Мацек Й., Табор в гуситском революционном движении, пер. с чеш., т. 1, М., 1956, с. 265 (библ.).

Н. М. Пашаева. Москва.

ИЕРУДУЛЫ

ИЕРУДУЛЫ - гиеродулы (греч. ед. ч. ierodoylos, от ieron - храм и doulos - раб), - в древности в странах Бл. Востока и в Греции рабы, являвшиеся коллективной неотчуждаемой и наследств. собственностью храмов. И. обычно жили в поселках на терр. храмовых владений. Их использовали в с. х-ве, в ремесле, а также для обслуживания культа. Среди И. наблюдались значит. имуществ. различия. Одним из источников иеродулизма (храмового рабства) были дарения в храмы частными лицами своих рабов, а также детей. Иногда под И. понимаются жрицы, занимавшиеся ритуальной проституцией.

Лит.: Периханян А. Г., Храмовые объединения М. Азии и Армении, М., 1959 г., с. 111-34.

И. А. Стучевский. Москва.

ИЕРУСАЛИМ

ИЕРУСАЛИМ (др.-евр. Иерушалаим; араб. Аль-Кудс) - город в Палестине. Зап., большая часть И. оккупирована гос-вом Израиль, т. н. "Старый город" и кварталы к С. и В. от него - Иорданией. 190,7 т. ж. (1961). Крупный культ. центр. И. считается "священным городом" у христиан, иудеев и мусульман; место паломничества. Первые упоминания об И. относятся к сер. 2-го тыс. до н. э. В Тель-эль-Амарнском архиве сохранились письма царя И. Абдихибы егип. фараону Аменхотепу IV (ок. 1400 до н. э.). Ок. 1000 до н. э. И., бывший тогда крепостью ханаанейского племени иебуситов, был захвачен Давидом и стал столицей Израильско-Иудейского царства, а ок. 935 до н. э. - Иудейского царства. Город был заметно расширен сыном и преемником Давида - Соломоном, выстроившим с помощью финикиян храм Яхве (Соломонов храм). В 586 до н. э. разрушен вавилонским царем Навуходоносором II. В последней трети 6 в. до н. э. заново заселен иудеями, возвратившимися из Вавилонского пленения и создавшими в И. храмовую общину. В 3 в. до н. э. город был объектом борьбы между Птолемеями и Селевкидами. С 140 до н. э. - столица гос-ва Хасмонеев (Маккавеев). В 63 до н. э. взят римлянами. Во время Иудейской войны 66-73 являлся центром сопротивления римлянам; захвачен и разрушен ими в 70 н. э. Во 2 в. на месте И. была создана рим. колония Элия Капитолина. В 4 в. при имп. Константине И. стал "священным" центром христиан. В 638 был завоеван арабами (при халифе Омаре) и стал вторым после Мекки "священным" центром мусульман. В 1099 был завоеван крестоносцами, но в 1187 егип. султан Салах-ад-дин захватил его. В 1517-1917 - в составе Османской империи. С 1920 - адм. ц. англ. мандатной терр. - Палестины. По решению Ген. Ассамблеи ООН от 29 нояб. 1947 о разделе Палестины И. был выделен в междунар. зону. Однако после арабо-израильской войны 1948-49 И. оказался разделенным демаркац. линией (определена соглашением о перемирии между Израилем и Трансиорданией (Иорданией) 3 апр. 1949) между Израилем и Иорданией: зап., большая ч. была оккупирована израильскими войсками, а меньшая - Иорданией. С 1950 в зап. И. находятся парламент Израиля и ряд его правит. учреждений. В зап. части И. имеются: Евр. ун-т, Археологич. музей и др. В "Старом городе" сохранились Куббат ас-Сахра, т. н. мечеть Омара (на месте храма Соломона), мечеть аль-Акса (кон. 7 в.).

И. Ш. Шифман. Ленинград.

ИЕРУСАЛИМСКИЕ АССИЗЫ

ИЕРУСАЛИМСКИЕ АССИЗЫ - сборник юридич. памятников Иерусалимского королевства. Сохранился в найденной в Венеции на франц. яз. записи в редакции кипрских юристов 13 в. Филиппа Новарского и Жана д'Ибелина. И. а. складывались постепенно в течение длит. периода на основе сведйния воедино и переработки феод. обычного права - кутюмов Иерусалим. королевства. Общая кодификация феод. права Иерусалимского королевства была завершена, скорее всего, во 2-й пол. 12 в. В И. а. детально регламентируются гл. обр. взаимоотношения феодалов, определяется порядок феод. службы, права и обязанности сеньоров и вассалов, прерогативы королев. власти, полномочия королев. курии и т. д. В И. а. получили классич. выражение порядки феод. раздробленности. Включенные в И. а. юридич. нормы ("Письма гроба господня") благодаря устной традиции вошли в сборники, уцелевшие в Кипрском королевстве ("Ассизы высокой палаты" ("Assises de la Haute Cour"), "Ассизы палаты горожан" ("Assises de la Cour des bourgeois") и "Королевская книга" ("Le Livre au Roi")).

Источники: Assises de Jérusalem (Recueil des historiens des Croisades. Lois), éd. par A. Beugnot, v. 1-2, P., 1841-43.

Лит.: Grandclaude M., Étude critique sur les Livres des Assises de Jérusalem. (Thèse), P., 1923.

M. A. Заборов. Москва.

ИЕРУСАЛИМСКОЕ КОРОЛЕВСТВО

ИЕРУСАЛИМСКОЕ КОРОЛЕВСТВО - гос-во, осн. европ. феодалами в результате 1-го крестового похода в 1099 в Палестине и Сирии и существовавшее до кон. 12 в. Состояло из собственно И. к. (Палестина) и 3 вассальных гос-в, фактически сохранявших независимость: Антиохийского княжества, Эдесского графства и графства Триполи. Осн. массу трудящихся в И. к. составляли крепостные (вилланы) из покоренного населения. Размер их повинностей часто зависел от произвола сеньоров. В И. к. существовало также рабство. На терр. И. к. находились крупные феод. владения, подвассальные королю; они подразделялись на более мелкие феоды, наследств. владельцы к-рых обязаны были воен. службой сюзерену и пользовались в своих поместьях большой политич. самостоятельностью. Нередко рыцарям в феод наряду с землей (или взамен нее) жаловались различные виды доходов с торговли (сбор пошлин). Королев. власть была ограничена Высокой палатой - воен.-политич. советом королев. вассалов. В 60-х гг. 12 в. были предприняты попытки усиления королев. власти путем непосредств. подчинения всех ленников короне, однако эти попытки не увенчались успехом. Влият. силой в И. к. было высшее католич. духовенство, владевшее обширными поместьями, отобранными, в частности, у мусульм. и местных христ. церквей. Города не имели самоуправления; исключение представляли управлявшиеся консулами и подчиненные своим метрополиям привилегированные поселения итальянских купцов в портовых городах (Акра, Тир, Яффа и др.), ставших важными центрами левантийской торговли. Восстания жестоко эксплуатируемого местного населения, особенно крестьян и ремесленников, в условиях феод. раздробленности и немногочисл. рыцарства, соперничество и конфликты между феодалами-крестоносцами, войны гос-в крестоносцев друг с другом, с мусульм. гос-вами и с Византией, наконец, текучесть рыцарского населения, отсутствие регулярной поддержки из Зап. Европы - все это обусловило непрочность и недолговечность И. к. Его осн. силу составляли воен.-монашеские ордена тамплиеров и иоаннитов, к-рые, враждуя друг с другом, не смогли оказать эффективного отпора натиску мусульман, усилившемуся с сер. 12 в. В 1144 произошла битва, в результате к-рой Эдесса была захвачена сельджуками. В 1187 султан Салах-ад-дин разгромил войско крестоносцев при Хаттине, близ Тивериадского оз., после чего овладел Иерусалимом и б. ч. королевства. Остатки владений крестоносцев были завоеваны егип. мамлюками в кон. 13 в., столица этого т. н. 2-го И. к. - г. Акра - пала в 1291.

Лит.: Заборов М. A., Крестовые походы, M., 1956; Richard J., Le royaume latin de Jérusalem, P., 1953.

M. A. Заборов. Москва.

--------------------------

Иерусалимское королевство в XI - XIII вв.

иерусалим королво

ИЖЕВСК

ИЖЕВСК - город, столица Удм. АССР. Расположен в 40 км от р. Камы, на ее притоке р. Иж. Ж.-д. узел. Пром. центр. В 1963 - 331 т. ж. (в 1897 - 21,5 т. ж., в 1926 - 63,2 т. ж., в 1932 - 114 т. ж., в 1939 - 175,7 т. ж., в 1959 - 285 т. ж.). В 1760 графом А. И. Шуваловым был осн. железоделат. з-д, вокруг к-рого возник пос. Ижевский завод, в 1763 з-д перешел в ведение горного ведомства. В 1774 з-д был занят Е. И. Пугачевым, в его осаде участвовало более 800 удмуртов, примкнувших к восстанию. В 1807 з-д превращен в оружейный и в 1809 был передан в Воен. мин-во. В 1894 на з-де было 1420 рабочих; большинство из них было связано с с. х-вом. В 1904 создается с.-д. группа, возглавляемая А. Федуловым. В 1905 рабочие И. участвовали (13-21 окт.) во всеобщей политич. стачке; 22 окт. 1905 состоялась многочисл. демонстрация; в нояб. 1905 в И. был создан Совет рабочих депутатов. В 1906, несмотря на репрессии, на з-де происходил ряд забастовок. С.-д. орг-ция, разгромленная в 1906 полицией, с 1907 вела работу в глубоком подполье; была организована нелегальная типография. 14-27 февр. 1917 под рук. большевиков в И. состоялась крупная забастовка, в к-рой участвовало ок. 40 т. ч. 4 марта 1917 был организован Совет рабочих и солдатских депутатов; создана рабочая милиция. С.-д. орг-ция до мая 1917 была объединенной (большевики и меньшевики) и насчитывала ок. 3 тыс. чл. В мае 1917 большевики оформились в самостоят. орг-цию (в конце июня - более 2500 чл.). К сент. 1917 большинство в Совете перешло от эсеров и меньшевиков к блоку большевиков и максималистов. 27 окт. (9 нояб.) 1917 в И. установилась Сов. власть: была организована Красная гвардия; в февр. 1918 фабзавком взял управление з-дом в свои руки. Поселок И. 21 февр. 1918 был преобразован в город. Воспользовавшись тем, что в апр. 1918 блок большевиков и максималистов распался, эсеры и меньшевики захватили большинство в Совете и 8 авг. 1918 организовали белогвард. мятеж, во время к-рого были убиты мн. коммунисты, в т. ч. первый пред. Совета И. Д. Пастухов. 7-8 нояб. 1918 2-я армия (командующий В. И. Шорин) освободила И.; в боях отличилась дивизия под команд. B. М. Азина. В апр. 1919 И. был захвачен войсками Колчака, 8 июня 1919 Красная Армия окончательно освободила И. от белогвардейцев. В 1921 И. стал центром Вотской авт. обл. (с 1932 - Удмуртской), с 1934 - столица Удм. АССР. За годы социалистич. строительства И. вырос в крупный пром. центр; осн. отрасли пром-сти - машиностроение и металлообработка; имеются также предприятия лесохимич., лесопильной, пищ. пром-сти, ф-ка пианино и др. В И. - Удмуртский н.-и. ин-т истории, экономики, лит-ры и языка - филиал АН СССР, 4 вуза, в т. ч. пед. ин-т. Краеведческий музей.

Лит.: Очерки истории Удм. АССР, т. 1-2, Ижевск, 1958-62; Удмуртия за 40 лет Сов. власти, Ижевск, 1957; Александров А. A., Ижевский завод, Ижевск, 1957.

В. А. Семенов. Ижевск.

ИЖЕВСКО-ВОТКИНСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1918

ИЖЕВСКО-ВОТКИНСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1918 - наступат. действия 2-й армии (командарм В. И. Шорин, чл. РВС С. И. Гусев и П. К. Штернберг) в окт. - нояб. с целью ликвидации ижевско-воткинской группировки белых (25-30 т. ч.) во время гражд. войны в СССР. Потеря Ижевского оружейного завода в результате эсеровского мятежа 8 авг. тяжело сказывалась на вооружении Красной Армии. В авг. белогвардейцы захватили Воткинск и Сарапул; образовался выступ фронта, угрожавший тылам 2-й и 3-й армий. Сов. гл. командование поставило задачу ликвидировать этот выступ. Командование 2-й армии, несмотря на значит. превосходство противника (во 2-й армии в сент. было 7-9 т. ч.), разработало и осуществило план разгрома белых в 2 этапа. На 1-м этапе (сер. сент. - 5 окт.) сов. войска комбинированным ударом с З. вдоль ж. д. Вятские Поляны-Сарапул и с Ю. вдоль р. Камы окружили ижевско-воткинскую группу врага и 4 окт. освободили Сарапул. Одновременно с С. был нанесен отвлекающий удар, сжавший кольцо окружения. На 2-м этапе (15 окт. - 15 нояб.) первая попытка прорвать сильно укрепл. полосу обороны белых южнее Ижевска успеха не имела. В конце окт. В. И. Ленин дал указание С. И. Гусеву о необходимости скорейшего освобождения Ижевска. 5 нояб. 2-я армия, усилившаяся до 17,5 т. ч., перешла в наступление. Ударная группа под команд. В. М. Азина прорвала оборону противника и 7 нояб., отбив впервые предпринятую "психическую" атаку белых, опрокинула их и ворвалась в Ижевск. Одновременно частями, наступавшими от Гольяны, было перерезано шоссе Ижевск-Воткинск. В ночь на 13 нояб. был занят Воткинск, а к 16 нояб. был очищен от противника весь р-н. Лишь 5-6 т. ч. удалось прорваться за Каму. В результате этой успешной операции был ликвидирован опасный плацдарм белогвардейцев на Каме.

Лит.: История гражд. войны в СССР, т. 3, М., 1957.

В. Н. Ладухин. Москва.

ИЖОРСКАЯ ЗЕМЛЯ

Ижора, - в 13-15 вв. подвластная Новгороду терр. народности ижори, включавшая оба берега Невы и юго-зап. Приладожье. В 1478 присоединена к Моск. вел. кн-ву, в 16-17 вв. в состав И. з. входила также терр. води к Ю. от Финского зал. до р. Наровы с гг. Ям, Копорье, Ивангород. И. з. имела важное экономич. и стратегич. значение, являясь частью рус. терр., прилегавшей к Балт. м. Рус. крест. население И. з. непрерывно росло (до 17 в.); в городах население в 14-16 вв. было целиком русским. С 13 в. И. з. была объектом захватнич. устремлений феод. Швеции. После Ливонской войны (с 1581) зап. часть И. з. (Ям, Копорье, Ивангород с уездами) была захвачена Швецией (до 1590) и снова была захвачена во время интервенции нач. 17 в. В 17 в. часть исконного населения ушла в глубь России, вместо него швед. власти расселили переселенцев из Финляндии. И. з. возвращена России в 1702-03 во время Северной войны и вошла затем в состав Петерб. губ.

Лит.: Гиппинг А. И., Нева и Ниеншанц, ч. 1-2, СПБ, 1909; Гадзяцкий С. С., Вотская и Ижорская земли Новгородского гос-ва, в сб.: ИЗ, (т.) 6, (M.), 1940; его же, Борьба рус. людей Ижорской земли в XVII в. против иноземного владычества, там же, (т.) 16. (M.), 1945; его же, Ижорская земля в нач. 17 в., там же, (т.) 21, (М.), 1947.

ИЖОРЫ

ИЖОРЫ (самоназв. - ингры, инкерикот) - народ фин. группы. Населяют Ломоносовский и Кингисепский р-ны Ленингр. обл. РСФСР. Терр. расселения И. - Ижорская земля - в древности входила в состав Вел. Новгорода. Бытом и религией И. были связаны с новгородской культурой. По договору 1617 Ингерманландия (швед. назв. Ижорской земли) отошла к Швеции и была возвращена России при Петре I в 1702-03. Но связь И. с рус. культурой не прерывалась. До нач. 20 в. сохраняли свой язык (близкий к эстонскому); в наст. время говорят на рус., старшее поколение - и на ижорском языках. И. сильно ассимилированы. По ряду обычаев сходны с привожскими финнами. Занятия: рыбная ловля, земледелие, скотоводство.

Н. И. Гаген-Торн. Ленинград.

ИЗАБЕЛЛА

1

(Isabel) (22.IV.1451 - 26.XI.1504) - королева Кастилии с 1474, дочь короля Хуана II. Вступив на престол в разгар феод. усобиц, предприняла ряд решит. шагов для укрепления королев. власти. В результате брака И. с наследным арагонским принцем Фердинандом (1469) была установлена династич. уния Кастилии и Арагона и с 1479 (воцарение Фердинанда в Арагоне) завершено объединение Испании. В своей внутр. политике И. опиралась на города и мелкое дворянство; с помощью союза городов (Германдада) ей удалось сломить сопротивление высшей знати и провести ряд реформ, в результате к-рых была создана система централизованного управления. При И. к Кастилии был присоединен последний оплот арабов на Пиренейском п-ове - Гранада, снаряжены экспедиции Колумба, положено начало колон. экспансии в Америке. Религ. политика И. отличалась фанатизмом (учреждение инквизиции (1480), изгнание из страны евреев (1492), насильственное обращение арабов в христианство).

Лит.: Альтамира-и-Кревеа Р., История Испании, пер. с исп., т. 1, М., 1951; Mariéjol J., L'Espagne sous Ferdinand et Isabel, P., 1912; Retana L. F. de, Isabel la catolica, t. 1-2, Madrid, 1946.

2

(Isabel) (12.VIII.1566 - 1.XII.1633) - правительница Юж. Нидерландов (терр. Бельгии) с 1598; старшая дочь Филиппа II Испанского. До 1621 правила совм. с мужем Альбертом Австрийским, проводя политику католич. реакции, испанизации гос. аппарата.

Лит. см. при ст. Альберт Австрийский.

ИЗАБЕЛЛА II

ИЗАБЕЛЛА II (Isabel) (10.X.1830 - 9.IV.1904) - исп. королева (1833-68), дочь Фердинанда VII. До объявления И. II совершеннолетней (1843) Испанией правили регенты (в 1833-40 - мать И. II - Мария Кристина; в 1840-43 - ген. Эспартеро). После 1843 начался период господства придворной клики - камарильи. Жестокая и развратная И. II была свергнута революцией 1868-74 и 30 сент. 1868 бежала во Францию.

ИЗБОРНИКИ СВЯТОСЛАВА

ИЗБОРНИКИ СВЯТОСЛАВА - сборники разнообразных по характеру статей, составленных в 1073 и 1076, древнейшие памятники рус. письменности.

И. С. 1073 - рус. список с болг. оригинала, выполненный для князя Святослава Ярославича (1027-1076), последовательно сохраняет в языке архаич. черты. Рукопись богато украшена: содержит прекрасной работы заставки, инициалы и рисунки. Широко известна ее миниатюра, изображающая кн. Святослава Ярославича с семьей. И. С. 1073 представляет собой перевод известного греч. оригинала. Он является своеобразной энциклопедией знаний по зоологии, ботанике, медицине, минералогии, космографии, логике, грамматике. Особый интерес представляет статья Георгия Хиробоска (визант. писателя 9 в.) "Об образех" - одно из первых в рус. лит-ре руководств по поэтике. В него входят также статьи церк. богословского и филос. содержания. И. С. 1073 неоднократно переписывался и известен в списках 1403 и 1519

И. С. 1076 - первый среди древнейших памятников, язык к-рого изобилует рус. особенностями. Рукопись украшена скромно. Значит. часть древнего письма ее многократно подновлялась в 14-15 вв., что принесло большой вред тексту и пергамену. В результате оптико-фотографич. исследования рукописи в 1959-61 удалось прочесть скрытый подновлениями текст 11 в. и многочисл. угасшие записи и пометы на ее полях. И. С. 1076, в отличие от И. С. 1073, составлен, по мнению большинства исследователей, на слав. почве. Он содержит статьи религ.-поучит. содержания. В него входят: "Стословец" (составлено, по-видимому, на Руси), "Премудрость Иисусова сына Сирахова", "Афанасиевы ответы", статья о пользе чтения книг, а также статьи о вреде пьянства, о злых и добрых женах, о почитании родителей, принадлежащие или приписываемые Иоанну Златоусту, Василию Великому и др.

Публ.: Изборник вел. кн. Святослава Ярославича 1073 г., СПБ, 1880; Изборник вел. кн. Святослава Ярославича 1073 г. С греч. и лат. текстами, "ЧОИДрР", кн. 4, 1882; Шимановский В., Сб. Святослава 1076 г., 2 изд., Варшава, 1894.

Лит.: Розенфельд А., Язык Святославова Изборника 1073 г., "РФВ", Варшава, 1899, No 1 (имеется оттиск); Горский А. В: и Невоструев К. И., Описание слав. рукописей Моск. синодальной б-ки, отд. 2, ч. 2, М., 1859, No 161; Будовниц И. У., Общественно-политическая мысль Др. Руси (XI-XIV вв.), М., 1960, с. 110-28; Голышенко В. С., Люблинский В. С., Эрастов Д. П., Новейшие приемы фотоанализа на службе палеографии и источниковедения, "ПИ", т. 9, М., 1961; Абрамович Д. І., Ізборник Святослава 1076 року і патерики, "Науковий зб. Леніниградського товариства, дослідників укр. історії, письменства та мови", в. 3, К., 1931.

В. С. Голышенко.

ИЗБОРСК

ИЗБОРСК - один из древнейших рус. городов (находился в 30 км к З. от Пскова, на Городищенском оз.); в летописи упоминается под 862. В 1303 был перенесен с т. н. Труворова городища на 1/4 км восточнее, на т. н. Жеравью Гору, где в 1330 была построена кам. крепость, усиленная и реконструированная в конце 14 и 15 вв. Крепость сложена из известняка, имеет 6 башен, занимает площадь ок. 15 тыс. м2 и является выдающимся памятником др.-рус. зодчества. Мощные укрепления И. защищали Псков от нападения нем. рыцарей.

Лит.: Тараканова С. A., Старый Изборск, КСИ-ИМК, 1948, No 20; Раппопорт П. A., Из истории военно-инженерного искусства Др. Руси, в сб.: Крепостные сооружения Др. Руси, М., 1952 (МИА, No 31), с. 164-83; Косточкин В. В., Строительная биография крепости Изборска, "CA", 1959, No 1 (библ.).

Л. А. Голубева.

ИЗБОРСКАЯ ТРАГЕДИЯ

ИЗБОРСКАЯ ТРАГЕДИЯ - убийство белоэстонцами 3 сент. 1919 ок. г. Изборска (Псковская обл.) 25 делегатов 1-го съезда профсоюзов Эстонии (состоялся в Таллине 30-31 авг. 1919). Накануне съезда англ. консул в Таллине Бозанкет сделал пред. Центр. совета профсоюзов Эстонии А. Аннусу провокац. предложение - организовать восстание рабочих и свергнуть бурж. пр-во. Отвергнув это предложение, рассчитанное на то, чтобы дать пр-ву повод для расправы с рабочим движением, съезд потребовал от пр-ва удалить из Эстонии дипломатов-провокаторов и немедленно заключить мир с Сов. Россией. В ответ на это 31 авг. были арестованы и отправлены под Псков, в р-н воен. действий, 102 делегата съезда. 76 из них белоэстонцы направили затем на передовую линию, чтобы, создав видимость высадки белого десанта, спровоцировать убийство эст. революционеров красноармейцами. Но красноармейцы не открыли огня, и все 76 чел. перешли линию фронта. Оставшихся в руках белоэстонцев революционеров Сов. пр-во предложило обменять на задержанных в РСФСР эст. буржуа. Однако эст. пр-во отвергло это предложение. 3 сент. под Изборском тайно, без суда были расстреляны 25 делегатов, в т. ч. А. Аннус, секретарь Совета профсоюзов Эстонии Э. Хаммер, чл. Совета М. Коольмейстер и др. видные деятели эст. рабочего движения. Одному делегату - А. Пяртелю удалось бежать. Рабочие Эстонии ответили на расправу забастовками протеста.

Лит.: Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 30, с. 7; Тайгро Ю. Я., Борьба трудящихся Эстонии за Сов. власть и за мир в годы гражд. войны (1918-20), (пер. с эст.), Таллин, 1959.

Ю. Я. Тайгро. Таллин.

ИЗБРАННАЯ РАДА

ИЗБРАННАЯ РАДА - круг лиц, приближенных царя Ивана IV Грозного, фактически бывший неофиц. пр-вом в кон. 40-50-х гг. 16 в. Польск. термин "И. р." ("Совет избранных") употреблен кн. А. Курбским в "Истории о великом князе Московском". Массовое антифеод. движение в городе и деревне привело в конце 40-х гг. к временному сплочению всех групп господств. класса - бояр, церк. феодалов, дворян, чтобы провести преобразования, способные ослабить нар. недовольство. Руководящее положение в И. р. занимали думный дворянин А. Ф. Адашев и придворный священник Сильвестр, а также митрополит Макарий, думный дьяк И. М. Висковатый, крупные феодалы князь А. М. Курбский и др. И. р. обсуждала планы гос. реформ и внеш. политики и руководила их осуществлением. От И. р. зависело назначение военачальников и руководящих лиц центр. и местного аппарата управления, решения по многим суд. и местнич. делам. Важное значение приобрел возглавляемый Адашевым Челобитный приказ, направлявший деятельность др. учреждений. И. р. проводила компромиссную политику распространения прав и привилегий бояр на дворян, что, несмотря на ее непоследовательность, было выгодно прежде всего дворянству. Компромиссный характер политики И. р. особенно проявлялся на первом этапе (до 1553); позже началось наступление на боярскую аристократию. В правление И. р. были проведены важнейшие реформы в области центр. и местного управления и суда (оформление приказов, отмена кормлений, издание Судебника 1550 и др.) и воен. реформы (создание стрелецкого войска, ограничение местничества в армии, издание уложения о службе). Гл. направлением внеш. политики И. р. первоначально было восточное (присоединение Казанского и Астраханского ханств), позже - борьба за Прибалтику. В выборе вост. направления внеш. политики сходились идеологи дворянства (И. С. Пересветов), боярства (Курбский) и иосифлянского духовенства (Макарий). Однако компромиссная политика И. р. вскоре перестала удовлетворять дворян, заинтересованных в более решит. борьбе с экономич. и политич. привилегиями крупных феодалов. Нек-рые участники И. р. сблизились с боярами - оппозиционерами, выступавшими против продолжения Ливонской войны 1558-83. Это привело к падению И. р. в 1560.

Вопрос о характере политики И. р. остается спорным. Большинство дворянско-бурж. историков, вслед за Иваном IV, считало И. р. проводником княжеско-боярской политики. С. В. Бахрушин, А. А. Зимин, С. О. Шмидт подчеркивают компромиссный состав пр-ва, особенно до 1553, и отмечают нек-рую непоследовательность в проведении политики ограничений привилегий боярской аристократии. И. И. Смирнов считает пр-во 50-х гг. проводником политики в интересах дворянства, полагая, что И. р., члены к-рой разделяли взгляды Курбского, не принимали такого участия в гос. управлении, как: ей обычно приписывают.

Лит.: Бахрушин С. В., Избранная рада Ивана Грозного, в его кн.: Науч. тр., т. 2, М., 1954, с. 329-52; Смирнов И. И., Очерки политич. истории Рус. гос-ва 30-50-х гг. XVI в., М.-Л., 1958; Зимин А. A., Реформы Ивана Грозного, M., 1960; Шмидт С. О., Правительств. деятельность А. Ф. Адашева, "Уч. зап. МГУ", в. 167, 1954; его же, Соборы середины XVI в., "ИСССР", 1960, No 4.

С. О. Шмидт. Москва.

ИЗБРАНТ ЕЛИЗАРИЙ

ИЗБРАНТ ЕЛИЗАРИЙ - см. Идес Э.

ИЗБРАНТДТ ЕЛИЗАРИЙ

ИЗБРАНТДТ ЕЛИЗАРИЙ - см. Идес Э.

"ИЗВЕСТИЯ"

Советов депутатов трудящихся СССР - ежедневная общеполитич. газета, издаваемая Президиумом Верх. Совета СССР. No 1 под назв. "Известия Петрогр. совета рабочих и солдатских депутатов" вышел 28 февр. (13 марта) 1917 в Петрограде. После 1-го Всеросс. съезда Советов с 1 авг. 1917 (с No 132) выходила под назв. "Известия Центр. исполнит. комитета и Петрогр. совета рабочих и солдатских депутатов". С 27 окт. (9 нояб.) 1917 после 2-го Всеросс. съезда Советов "И." становятся офиц. органом ВЦИК. С 12 марта 1918 (с No 46) выходит в Москве под назв. "Известия Всеросс. центр. исполнит. комитета Советов крест., рабочих, солдатских и казачьих депутатов". С 22 июня 1918 (с No 127) "И." - орган ВЦИК и Моск. совета. С 14 июля 1923 (с No 156) после образования СССР "И." - орган ЦИК СССР и ВЦИК. С 26 янв. 1938 (с No 21) по решению Президиума Верх. Совета СССР выходит под назв. "Известия Советов депутатов трудящихся СССР". По решению ЦК КПСС с 1 июня 1960 (с No 130) "И." переведены на вечерний выпуск.

"ИЗВЕСТИЯ АКАДЕМИИ НАУК СССР. СЕРИЯ ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ"

"ИЗВЕСТИЯ АКАДЕМИИ НАУК СССР. Серия истории и философии" - науч. ист.-филос. журнал, орган Отделения истории и философии АН СССР Выходил в Москве с янв. 1944 по июнь 1952 раз в 2 месяца. Гл. ред. Б. Д. Греков, с No 5 за 1947 - В. П. Волгин. Вопросы, освещавшиеся в "ИАН СССР", в дальнейшем нашли отражение в журн. "Вопросы истории" и "Вопросы философии".

ИЗВОАРЕ

ИЗВОАРЕ (Izvoare) - холм с остатками многослойного поселения ок. г. Пятра-Нямц (Румыния). Раскапывалось рум. археологом Р. Вулпе с 1936 по 1948 (с перерывами). Первыми осевшими здесь людьми были носители неолитич. земледельч.-скотоводч. культуры боян (Извоаре I, 1). Позже И. неоднократно заселяли люди, принесшие с собой энеолитич. культуру докукутеновского периода (Извоаре I, 2) и периода Кукутени А (Извоаре II, 1, 2), соответствующих по времени Трипольской культуре А и В/I (по периодизации Т. С. Пассек). Они жили здесь в 4-3-м тыс. до н. э. (вплоть до нач. бронз. века). В И. найдены их жилища, посуда, украшенная монохромными и полихромными узорами, орудия труда из камня, кости и рога, статуэтки, изображающие людей и животных, медные украшения. Энеолитич. слои И. нарушены погребениями 3-4 вв.(Извоаре IV) черняховского типа и ср.-век. погребениями 14-17 вв. (Извоаре V).

Лит.:Vulpe R., Civilisation précucuténienne, récemment découverte a Izvoare en Moldavie, "Eurasia Septentrionalis Antiqua", Helsinki, 1937, No 11; его же, Izvoare. Sapaturile din 1937-1948, Buc., 1957.

В. С. Титов. Москва.

ИЗВОЛЬСКИЙ

Александр Петрович (6.III.1856 - 1919) - рус. гос. деятель, дипломат. В 1894-97 - министр-резидент в Ватикане, в 1897 - посланник в Белграде, в 1897-99 - в Мюнхене, в 1899-1903 - в Токио и в 1903-06 - в Копенгагене. Был близок части рус. придворных кругов, настаивавшей в 1905 на объявлении о либеральных реформах как средстве борьбы с революцией. Имел личное влияние на Николая II. В 1906-10 - министр иностр. дел. Чтобы выиграть время для укрепления внутр. положения и воен. мощи царизма, проводил политику соглашений с великими державами. При его непосредств. участии были заключены англо-русское соглашение 1907 и русско-японское соглашение 1907, австро-рус. соглашение в Бухлау 1908 и итало-рус. соглашение в Раккониджи 1909. Боснийский кризис 1908-09 подорвал престиж И., и в 1910 он должен был оставить пост министра иностр. дел. В 1910-17 - посол в Париже. На этом посту сыграл видную роль в консолидации Антанты и подготовке 1-й мировой войны. В мае 1917 вышел в отставку, а затем, оставшись эмигрантом во Франции, принял активное участие в подготовке интервенции против Сов. России.

Соч.: Воспоминания, пер. с англ., М.-П., 1924; Au service de la Russie. Correspondance diplomatique 1906-1911, t. 1, P., 1937; Der diplomatische Schriftwechsel Iswolskis, 1911-1914, Bd 1-4, В., 1924.

Лит.: Мат-лы по истории франко-рус. отношений за 1910-1914 гг. Сб. секретных дипломатич. док-тов, М., 1922; Бестужев И. В., Борьба в России по вопросам внеш. политики. 1906-1910, М., 1961; Carlgren W. M., Iswolsky und Aehrenthal vor der bosnischen Annexionskrise. Russische und Österreichisch-Ungarische Balkanpolitik 1906-1908, Uppsala, 1955.

И. В. Бестужев. Москва.

ИЗГОИ

ИЗГОИ (от "гоить" - жить) - на Руси 11-12 вв. люди, вышедшие ("выжитые") в силу к.-л. обстоятельств из своего обычного обществ. положения. Церк. устав кн. Всеволода Гавриил Мстиславича (12 в., по нек-рым предположениям 14 в.) перечисляет среди людей, находившихся под покровительством церкви: "изгои трои: попов сын грамоте не умеет, холоп из холопства выкупится, купец одолжает, а се и четвертое изгойство и себе приложим, - аще князь осиротеет". Упоминание о "четвертом изгойстве" имеет, возможно, иронич. характер в связи с междукняж. борьбой. По мнению Б. Д. Грекова, И. имелись также во владениях светских феодалов. И. упоминает Русская правда. Большинство И. происходило, видимо, из крестьян, порвавших в процессе феодализации связь с общиной, и из выкупившихся или отпущенных на свободу холопов. С развитием феодализма И. слились с массой феодально зависимого населения.

Лит.: Греков Б. Д., Крестьяне на Руси, кн. 1, М., 1952; ПРП, в. 2, М., 1953, с. 164.

ИЗДОЛЬЩИНА

ИЗДОЛЬЩИНА - вид аренды земли, при к-ром арендная плата уплачивается собственнику земли долей урожая (половина урожая (такая И. носит название испольщины, половничества), треть и т. д.). Характеризует в осн. докапиталистич. и неразвитые капиталистич. формы эксплуатации мелких, гл. обр. с.-х., производителей, имеет распространение и в ряде развитых капиталистич. стран (особенно в США, в Италии, Испании, на Ю.-З. Франции и др.). См. Аренда земли.

ИЗЕЛИН

ИЗЕЛИН (Iselin), Исаак (7.III.1728 - 15.VII.1782) - швейц. просветитель. Изучал историю и философию в Базеле и Гёттингене. Нек-рое время жил в Париже, был знаком с Руссо. Позже служил в суд. и адм. учреждениях Базеля и Берна. Вместе с С. Геснером и др. был основателем в 1761 Гельветического общества. Из соч. И. наиболее известен трактат "Об истории человечества" ("Über die Geschichte der Menschheit", Bd 1-2, 1764). Философия истории И. близка построениям других просветителей- рационалистов 18 в. История человечества рассматривается им как прямолинейное поступат. развитие от более низких форм (первобытное состояние, где господствует чувство; варварство, где преобладает воображение) к более высоким - к цивилизации, опирающейся на разум человека; бурж. цивилизация как вершина прогресса должна обеспечить материальное благополучие и счастье человечества. Гл. врагом прогресса считал войну, а гл. целью - единение всех народов. Средством к достижению этой цели считал воспитание. Был другом педогога И. Г. Песталоцци.

Соч.: Träume eines Menschenfreundes, Tl 1-2, Basel, 1776.

Лит.: Гулыга А. В., Ист. взгляды нем. просветителей XVIII в., "ННИ", 1963, No 3; Bretschneider C., I. Iselin, ein schweizerischer Physiokrat des 18. Jahrhunderts, Aachen, 1908; Im Hof U., I. Iselin..., Tl 1-2, Basel, 1947; Girgensohn H., Das Problem des geschichtlichen Fortschritts bei Iselin und Herder, Erlangen, 1913 (Diss).

ИЗМАИЛ

ИЗМАИЛ - город в Одесской обл. УССР (с 1940 по 1954 - центр Измаильской обл.), на лев. берегу Килийского рукава Дуная, в 80 км от Черного м. Порт, ж.-д. ст. В 1959 - 46,6 т. ж. Время основания И. точно не установлено. С 16 в. был известен как тур. крепость. Во время рус.-тур. войны 1768-74 И. 26 июля 1770 был взят корпусом рус. войск под команд. Н. В. Репнина. По Кючук-Кайнарджийскому миру 1774 возвращен Турции. Во время рус.-тур. войны 1787-91 11 (22) дек. 1790 взят штурмом рус. войсками.

Осенью 1790 сложилась неблагоприятная для России междунар. обстановка (выход Австрии из войны с Турцией, враждебная России позиция Англии и Пруссии), что требовало энергичных мер для скорейшего успешного окончания войны. В нояб. рус. войска блокировали считавшийся неприступным И., бывший важным опорным пунктом турок. Крепость окружал вал высотой 6-8 м с земляными и кам. бастионами и ров шириной 12 м и глубиной 6-10 м Гарнизоном (25 т. ч. с 265 орудиями, не считая местного населения) командовал Айдос Мехмет-паша. Командующим рус. войсками (31 т. ч., св. 500 орудий, включая флотилию де-Рибаса) был назначен А. В. Суворов, к-рый 2 дек. прибыл под И. После отказа турок капитулировать 11 дек. был начат штурм девятью колоннами. При штурме особенно отличилась колонна ген. М. И. Кутузова, взявшая Килийские ворота. Несмотря на ожесточ. сопротивление турок, И. был взят. Потери рус. - 5 т. ч., турок - 26 тыс. убитых и 9 тыс. пленных. Комендантом И. был назначен М. И. Кутузов. Успех был обеспечен внезапностью действий, скрытностью подготовки и одновременностью удара всех колонн, ясной и точной постановкой целей. Взятие И. способствовало успешному окончанию войны.

По Ясскому мирному договору 1791 И. возвращен Турции. Во время рус.-тур. войны 1806-12 был в третий раз взят рус. войсками и по Бухарестскому мирному договору 1812 остался за Россией. В 1856 по Парижскому трактату отошел к Турции. Во время рус.-тур. войны 1877-78 был занят рус. войсками 13 апр. 1877 и по мирному договору окончательно передан России. В 1917 оккупирован Румынией, в 1940 возвращен Сов. Союзу. В 1941 оккупирован нем.-фаш. войсками, освобожден Сов. Армией 26 авг. 1944. В И. судоремонтный, кирпично-черепичный, авторемонтный, консервный, рыбный и маслодельный з-ды, мясокомбинат. Педагогический ин-т. Музей А. В. Суворова. Сохранились остатки крепости.

Лит.: А. В. Суворов, Док-ты, т. 2, М., 1951; Петров А. Н., Вторая тур. война в царств. Екатерины II. 1787-91, т. 2, СПБ, 1880; Орлов Н., Штурм Измаила Суворовым в 1790, СПБ, 1890.

И. И. Ростунов. Москва.

--------------------------

Штурм и взятие крепости Измаил 11 декабря 1790 г.

измаил

ИЗМАИЛОВ

Николай Федорович (р. 6.XII. 1891) - активный участник Окт. революции и гражд. войны, один из руководителей Центробалта. Чл. Коммунистич. партии с июля 1917. Из крестьян Пензенской губ. В 1913 призван на Балтфлот. В 1917, после Февр. революции, И. был избран депутатом Кронштадтского совета. Чл. Центробалта (с июня 1917) всех 4 созывов, пред. его воен. отдела. С 27 окт. (9 нояб.) 1917 - пред. Центробалта. В дни Керенского-Краснова мятежа 1917, выполняя задание В. И. Ленина (см. В. И. Ленин, Соч., т. 26, с. 233-34), руководил отправкой кораблей флота из Гельсингфорса в Петроград. В февр. 1918 был назначен гл. комиссаром Балт. флота, в мае - комиссаром Гл. морского хоз. управления, в 1920 - команд. морск. и речными силами Юго-Зап. фронта. После окончания гражд. войны - на адм.-хоз. работе. В настоящее время персональный пенсионер.

Соч.: Балтийский флот в Октябрьские дни, М., 1957; Центробалт в дни восстания, в сб.: Октябрьское вооруж. восстание в Петрограде, Л., 1956; Балт. флот в Окт. революции, в сб.: Вел. Окт. социалистич. революция, М., 1957; Центробалт, М., 1963 (в соавторстве с А. С. Пуховым).

ИЗМИР

ИЗМИР (тур. Izmir), Смирна (греч. Smurnn), - город на З. Турции, адм. ц. вилайета Измир. Нас. 370 923 чел. (1960). Крупный узел жел. и автомоб. дорог, гл. экспортный порт Турции. Пищ., табачная и текстильная пром-сть; цементный, маш.-строит. и автосборочный з-ды. Первые поселения на терр. И. появились ок. 3000 до н. э. Ок. 11 в. до н. э. здесь начали основывать свои поселения греки, назвавшие город Смирной. И. - один из 7 городов, приписывавших себе честь быть родиной Гомера. В 575 до н. э. город был разрушен лидийским царем Алиаттом; в 4 в. до н. э. отстроен заново. С 27 до н. э. до 324 н. э. находился под властью римлян, а затем (до 11 в.) - византийцев. В кон. Ив. захвачен сельджуками и включен в состав их государства. В 1097, во время первого крест. похода, вновь перешел к Византии; в 13 в. стал портом генуэзцев. В 1402-03 И. был захвачен и разграблен Тимуром; в 1425 захвачен турками-османами и вошел в состав Османской империи (стал наз. И.). Большой ущерб городу нанесли землетрясения 1688 и 1778. Позднее И. был восстановлен и превратился в один из экономич. и культурных центров Турции. Во время греко-турецкой войны 1919-22 был оккупирован греч. войсками; 9 сент. 1922 - освобожден. В соответствии с Лозаннской конвенцией об обмене населением (подписана Турцией и Грецией 23 янв. 1923) значит. часть греч. населения И. была переселена в Грецию. После 2-й мировой войны Измирский порт был превращен в воен.-мор. базу. В И. находится штаб командования сухопутными силами Юго-Вост. Европы НАТО. В И. ежегодно устраиваются междунар. ярмарки.

Лит.: Yalçin Osman, Izmir, Ist., 1958.

ИЗОРНИКИ

ИЗОРНИКИ - категория феодально зависимых крестьян в Псковской земле в 14-16 вв. Платили феодалу оброк (1/4 урожая) и выполняли нек-рые работы. И. могли уйти лишь в один срок в году - в "Филиппово заговенье" (14 нояб.), вернув "покруту" (ссуду с.-х. инвентарем или деньгами) и уплатив 1/2 урожая. Имущество беглых И. переходило господину. M. M. Богословский, П. Аргунов производят термин "И." от др.-слав. или серб. слова "изор" (хлеб в уплату за "оранье") или от "орать" - пахать; Б. Б. Кафенгауз - от племени ижора.

Лит.: Псковская Судная грамота, ПРП, в. 2, М., 1953; Кафенгауз Б. Б., Псковские "изорники", "Уч. зап. МГПИ, серия ист.", т. 4, в. 2, 1939; Греков Б. Д., Крестьяне на Руси с древнейших времен до XVII в., 2 изд., кн. 1, M., 1952; Черепнин Л. В., Из истории рус. крестьянства XV в., в сб.: Докл. и сообщ. Ин-та истории, в. 3, М., 1954.

Предыдущая страница Следующая страница