Приглашаем посетить сайт

История (med.niv.ru)

Советская историческая энциклопедия
Статьи на букву "Д" (часть 15, "ДИК"-"ДИО")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Д" (часть 15, "ДИК"-"ДИО")

ДИКОКАМЕННЫЕ КИРГИЗЫ

ДИКОКАМЕННЫЕ КИРГИЗЫ - см. Киргизы.

ДИКОСТЬ

ДИКОСТЬ - термин, к-рым Л. Г. Морган, используя установившееся в европ. науке 18 в. разделение истории человечества на эпохи Д., варварства и цивилизации, обозначил 1-й период своей культурно-историч. периодизации, начинающийся появлением человека и завершающийся изобретением гончарства. Периодизация Моргана была воспроизведена Ф. Энгельсом в его труде "Происхождение семьи, частной собственности и гос-ва". Однако, как предвидел Ф. Энгельс, с накоплением новых данных этнографии и археологии потребовалось внести существ. изменения в эту периодизацию (см. также Варварство). В наст. время большинство сов. ученых пользуется новой периодизацией истории первобытного общества, разработанной на основе трудов Ф. Энгельса и В. И. Ленина (см. Первобытнообщинный строй). Периоду Д. в ней в основном соответствуют этапы первобытного стада и раннего матриархата (палеолит и мезолит археологич. периодизации).

В обычном словоупотреблении - крайняя степень некультурности.

Лит. см. при ст. Варварство.

ДИКСОН

ДИКСОН (Dixon), Ричард (р. 26.V.1905) - деятель австрал. рабочего движения. Родился в рабочей семье. Трудовую деятельность начал в 1920. Работал на почте, в авторемонтных мастерских, грузчиком на жел. дороге. С юношеских лет принимает активное участие в рабочем движении. В 1928 вступил в Коммунистич. партию Австралии. С 1929 - чл. ЦК и Политич. к-та ЦК компартии. В 1933-48 - редактор теоретич. органа компартии журн. "Communist Review". В 1937-48 - секретарь ЦК, а затем заместитель генерального секретаря компартии. С 1948 - председатель ЦК Коммунистич. партии Австралии. Автор ряда статей и брошюр по вопросам рабочего движения.

ДИКТАТОР

ДИКТАТОР (лат. dictator, от dicto - предписываю) - 1) Высшее должностное лицо в Рим. республике. Назначался консулами по решению сената на 6 месяцев в момент крайней опасности для гос-ва и обладал неогранич. властью. С 356 до н.э. к должности Д. были допущены плебеи. При Корнелии Сулле и Юлии Цезаре, назначенных Д. без ограничения срока (dictator perpetuus), должность Д. приобрела монархич. характер. Уничтожена в 44 до н.э. Марком Антонием. Титулом Д. обладал глава Латинского союза (dictator latinus), занявший место царей Альба-Лонга. В нек-рых городах Лация Д. назывался высший магистрат (dictator municipalis). 2) Лицо, осуществляющее единоличное управление и обладающее неогранич. властью.

ДИКТАТУРА

ДИКТАТУРА (лат. dictatura - неогранич. власть) - 1) Система политич. господства к.-л. класса. Все формы политич. господства эксплуататорских классов основаны на подавлении большинства населения (трудящихся) эксплуататорским меньшинством и, следовательно, всякое государство в обществе с антагонистич. классами представляет собой орган Д. господствующего класса. При этом форма гос. власти не меняет ее клас. сущности. Так, любое бурж. гос-во - будь оно монархич., респ. или фашистским - представляет собой Д. буржуазии. Однако если в рабовладельч. и феод. гос-вах Д. господств. классов выступает в б. или м. отчетливом, неприкрытом виде, то Д. буржуазии часто маскируется разл. фикциями формальной демократии. На этом основании бурж. и правосоциалистич. теоретики, пытаясь завуалировать клас. сущность бурж. гос-ва, пытаются противопоставить Д. демократию, отрицают возможность Д. класса, утверждая, что Д. может быть только личной - одного лица или небольшой группы лиц. Уничтожающая критика бурж.-реформистского толкования понятия "Д." дана Лениным в работе "Пролетарская революция и ренегат Каутский" (см. Соч., т. 28, с. 207-302).

От Д. эксплуататорских классов коренным образом отличается по своему клас. содержанию Д. пролетариата, необходимая в переходный период от капитализма к социализму (см. в ст. Диктатура пролетариата).

2) Особый способ осуществления гос. власти путем непосредств. применения вооруж. силы, связанный с периодами крайнего обострения клас. борьбы. Бывает двух видов: Д., направленная на выполнение задач революции и осуществляемая представителями прогрессивных революц. классов (напр., якобинская диктатура 1793-94 во Франции, пролетарская Д. после Окт. революции 1917 в России), и реакционная, контрреволюционная Д., направленная на подавление революц. сил и осуществляемая представителями реакц. классов, напр. диктатура Кавеньяка во Франции в 1848, Тьера, подавившего Парижскую Коммуну 1871, фаш. Д. в Германии (1933-45), Италии (1922-43), Испании, Португалии (см. Фашизм).

Лит. см. при ст. Государство, Диктатура пролетариата.

ДИКТАТУРА ПРОЛЕТАРИАТА

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ДИКТАТУРА ЦЕНТРОКАСПИЯ И ПРЕЗИДИУМА ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА СОВЕТА РАБОЧИХ И СОЛДАТСКИХ ДЕПУТАТОВ"

"ДИКТАТУРА ЦЕНТРОКАСПИЯ И ПРЕЗИДИУМА ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА СОВЕТА РАБОЧИХ И СОЛДАТСКИХ ДЕПУТАТОВ" - контрреволюц. пр-во, ставленник англо-франц. империалистов, образовано в Баку 1 авг. 1918, после временного падения в городе Сов. власти (см. Бакинская коммуна 1918). В состав его вошли представители Центрокаспия (выборная орг-ция Каспийской воен. флотилии в 1917-18) из числа контрреволюционно настроенного командного состава флотилии и соглашательского исполкома Бакинского совета, руководство к-рым захватили меньшевики, правые эсеры и дашнаки - всего 11 чел. "Диктатура" распустила Бакинский совет, закрыла большевистские газ. "Бакинский рабочий" и "Известия Бакинского совета"; по ее приглашению англ. войска 4 авг. 1918 высадились в Баку. По приказу этого пр-ва были арестованы 26 бакинских комиссаров. 14 сент. 1918, в день штурма Баку турками, члены "диктатуры" вместе с англ. интервентами бежали в Петровок (ныне Махачкала), а затем в Энзели.

Лит.: Шаумян С. Г., Избранные произведения, т. 1-2, М., 1957-58; Кадишев А. Б., Интервенция и гражданская война в Закавказье, М., 1960 (библ.); Денстервиль, Британский империализм в Баку и Персии. 1917-1918 гг. (Воспоминания), пер. с англ., (Тифлис), 1925.

ДИЛЬ

ДИЛЬ (Diehl), Шарль Мишель (4.VII.1859 - 4.XI.1944) - франц. византинист. В 1899-1934 - проф. Сорбонны. С 1910 - чл. франц. академии, с 1925 - чл.-корр. АН СССР. Занимался визант. археологией и историей иск-ва, эпиграфикой и сфрагистикой, историей адм. аппарата и политич. историей. Был большим эрудитом и блестящим популяризатором. В отличие от исследователей 1-й пол. 19 в., не видевших в истории Византии ничего, кроме упадка, Д. (вместе с К. Крумбахером и В. Г. Васильевским) высоко ценил визант. культуру, стремился рассматривать ее в развитии и выступал против преувеличения роли клерик. элементов в истории Византии. Д. пытался проследить роль визант. сената и цирковых партий, отказываясь видеть в императорской власти единств. движущую силу истории. Вместе с тем работам Д. присущи нек-рые отрицат. черты, характерные для зап.-европ. византиноведения нач. 20 в.: Д. был далек от признания закономерностей ист. развития и определяющей роли социально-экономич. отношений; рассматривал историю Византии как результат независимых действий отд. личностей; идеализировал положение трудящихся масс в Византии, хотя неудовлетворит. разрешение агр. проблем считал одной из осн. причин гибели империи. Д. много сделал для организации византиноведения во Франции.

Соч.: Études sur l'administration byzantine dans l'exarchat de Ravenne (568-751), P., 1888; Manuel de l'art byzantin, v. 1-2, P., 1925-26; Byzance. Grandeur et décadence, P., 1919 (переизд., Р., 1961); в рус. пер. - Юстиниан и византийская цивилизация в VI в., СПБ, 1908; Византийские портреты, т. 1, в. 1-2, М., (1913-14); Основные проблемы византийской истории, М., 1947; История Византийской империи, М., 1948.

Лит.: Guilland R., Hommage а Charles Diehl, "Revue des études byzantines", 1945, (t.) 3, p. 5-18.

A. П. Каждан. Москва.

ДИЛЬМУН

ДИЛЬМУН - шумерское и вавилонское назв. Бахрейнских островов и прилегающих р-нов Аравийского п-ова. В шумерской мифологии Д. был связан с представлениями о создании культуры и о "золотом веке". Со 2-й пол. 3-го тыс. до нач. 1-го тыс. до н.э. Д. являлся посредником между народами Двуречья (шумерами, вавилонянами, ассириянами) и Индией (непосредств. связи с последней в этот период Двуречье не имело). Археологически Бахрейнские острова исследованы датской экспедицией под рук. Бибби (с 1954).

ДИЛЬС

ДИЛЬС (Diels), Герман (18.V.1848 - 4.VI.1922) - нем. историк античности. С 1882 - проф. Берлин. ун-та, непременный секретарь Прусской АН. Исследовал др.-греч. и лат. филологию и науч.-технич. мысль, издавал и переводил антич. источники.

Соч.: Doxographi graeci, Berolini, 1879; Die Fragmente der Vorsokratiker, 9 Aufl., Bd 1-3, В., 1959-60; Antike Technik, 3 Aufl., Lpz., 1924; Lukrezstudien, Bd 1-5, В., 1918-22; в рус. пер. - Досократики. Историко-критич. обзор и пер. А. Маковельского, ч. 1-3. Каз., 1914-19; Античная техника, М.-Л., 1934.

ДИЛЬТЕЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДИМИНИ

ДИМИНИ (Dimnni) - поселение эпохи энеолита и ранней бронзы (3-е тыс. до н. э.) в Фессалии (близ Волоса, Греция). На поселении (раскапывалось в 1907-08) обнаружены остатки мегаронообразных (см. Мегарон) жилых сооружений на кам. фундаментах, окруженные по меньшей мере шестью рядами кам. оборонит. стен. За внутр. стеной расположен один большой мегарон - жилище главы обитавшей здесь общины. Культура Д. характеризуется расписной (темными или белыми линиями по светлому, красному или коричневому фону) или процарапанной геометризированным орнаментом керамикой, по формам близкой к зап. малоазийской керамике культур, непосредственно предшествующих Трое I, и наличием медных орудий.

Лит.: Tsountas X., Ai Proistorikai Akropóleis Dimnnioy kai Sesxloy, 'Atnnai, 1908; Wace A. J. В., Thompson M. S., Prehistoric Thessaly., Camb., 1912; Matz F., Die Ägais. Handbuch der Archäologie, (Bd) 2, Münch., 1954, S. 184.

Л. А. Ельницкий. Москва.

ДИМИТРИЙ КИДОНИС

ДИМИТРИЙ КИДОНИС (Dnmntrios Kydonns) (ок. 1324-97 или 1398) - визант. писатель и политич. деятель при дворах Иоанна VI Кантакузина и Иоанна V Палеолога, сторонник унии с Римом. Д. К. перевел на греч. яз. ряд лат. богословских соч., в т. ч. произв. Фомы Аквинского. Он принадлежал к кругам визант. гуманистов и выступал против исихастов и мистики Григория Паламы. Его соч. (особенно письма), где Д. К. подражал Платону, - важный источник по внутр., внешнеполитич. и культурной истории Византии 14 в.; в "Монодии павшим в Солуни" обрисовано восстание зилотов, противником к-рых был Д. К.; в речах, написанных в Риме в 1369-71, Д. К. призывал византийцев и латинян объединиться против турок.

Соч.: Migne J. P., P. G., t. 109, 151, 154; Demetrius Cydonius, Correspondance. Texte inéd. établi et trad. par G. Camelli, P., 1930; Demétrius Cydonès, Correspondance, publ. par Raymond J. Loenertz, v. 1-2, Città del Vaticano, 1956-60.

Лит.: Beck H. G., Kirche und theologische Literatur im Byzantinischen Reich, Münch., 1959, S. 733-37.

ДИМИТРОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДИМИТРОВА

Лиляна Николова (псевд. - Блага). (27.VII.1918 - 27.VI.1944) - деятель болг. революц. движения молодежи, нар. героиня Болгарии. В 1937 вступила в руководимый коммунистами Рабочий союз молодежи (РМС), вела революц. пропаганду среди рабочей и студенческой молодежи, за что дважды (1938, 1940) подвергалась высылке из Софии. С 1939 Д. - член ВКП. С 1941 находилась на нелегальном положении, работала секретарем Софийского окружкома РМС, в 1942 кооптирована в ЦК РМС. В июне 1942 была арестована полицией и сослана в концлагерь, откуда вскоре бежала. 10 янв. 1944 направлена в Пловдив для укрепления орг-ции РМС. Геройски погибла в Пловдиве в неравном 12-часовом бою с фаш. полицией.

Лит.: Димитров Г., Съчинения, т. 12, (С., 1954), с. 210; Доронченков А. И., Героиня болг. народа Лиляна Димитрова, "Славянский сб.", Великие Луки, 1963, в. 22, с. 116-24; Лиляна Димитрова, (Сб.), Пловдив, 1946; Те не умират, (Сб.), София, 1954, с. 211-340.

ДИМЫ

ДИМЫ (от греч. dnmos - народ) - орг-ции населения визант. крупных городов в 5-7 вв. Возникнув как спортивные, Д. играли большую политич. роль. Охватывая лишь часть жителей города, они имели много приверженцев среди всех сословий гор. населения. Как спортивные орг-ции участвовали в спортивных состязаниях и имели свои места на ипподроме, где перед императором часто выражали одобрение или неодобрение его внутр. и внеш. политике, предъявляли требования, подавали жалобы. Д. участвовали в обороне и охране города, в укреплении и ремонте гор. оборонит. сооружений, в устройстве зрелищ и т. д. Особенно большую роль в 5-7 вв. в Константинополе и др. городах играли Д. "голубых" и "зеленых" (венеты и прасины). В 7 в. поддержка Д. не раз решала судьбы претендентов на императорский трон. К 8 в. Д. утратили всякое политич. значение.

Лит.: Успенский Ф. И., Партии цирка и димы в Константинополе, Визант. врем., т. 1, M., 1894; Дьяконов А. П., Византийские димы и факции в V-VII вв., в кн.: Визант. сборник, М., 1945; Сюзюмов М. Я., Политическая борьба вокруг зрелищ в Восточно-Римской империи IV в., "Ученые записки Уральского ун-та", 1952, т. 11; Maricq A., La durée du régime des partis populaires а Constantinople, "Bulletin de l'Académie de Belgique", 1949, v. 35; его же, Factions du cirque et partis populaires, там же, 1950, v. 36; Ostrogorsky G., History of the Byzantine State, Oxf., 1956.

Г. Г. Литаврин. Москва.

ДИН ЖУ-ЧАН

ДИН ЖУ-ЧАН (ум. 11.II.1895) - кит. адмирал. В 70-80-х гг. поддерживал т. н. "движение за самоусиление" феод. Китая путем создания вооруж. сил и воен. пром-сти по зап.-европ. образцу. Принимал деятельное участие в создании кит. воен. флота совр. типа, состоявшего из паровых бронированных судов, закупленных за границей. С 1888 командовал Сев. эскадрой, базировавшейся в Чжилийском зал. Во время японо-китайской войны 1894-95 командовал силами кит. флота в сражении с япон. флотом в Желтом м. 17 сент. 1894. В февр. 1895, во время захвата японцами Вэйхайвэя, где находилась кит. Сев. эскадра, Д. Ж.-ч., не желая капитулировать, покончил с собой.

В. П. Илюшечкин. Москва.

ДИНАДЖПУРСКОЕ ВОССТАНИЕ

ДИНАДЖПУРСКОЕ (РАНГПУРСКОЕ) ВОССТАНИЕ - крест. восстание 1783 в р-не Рангпура (округ Динаджпур) в Бенгалии (Индия). Вызвано агр. политикой англ. Ост-Индской компании в захваченной ею Бенгалии. Эта политика открытого грабежа привела к крайнему разорению крестьянства и буквальному опустошению страны. Поводом к восстанию послужили действия ростовщика Дева Сингха, получившего за взятку право сбора зем. налога от имени Ост-Индской компании. Под рук. Дирджи Нарайана крестьяне освободили из тюрьмы заключенных туда недоимщиков и вступили в вооруж. борьбу с войсками компании. Лишь через месяц с большим трудом колонизаторам удалось подавить восстание.

ДИНАСТИЙНЫЕ ИСТОРИИ

ДИНАСТИЙНЫЕ ИСТОРИИ - чжэнши, - вид кит. ист. сочинений, один из важнейших разделов кит. феод. историографии. Д. и. - это официальное, утвержденное императором описание истории Китая за период правления одной или неск. династий. Обычно Д. и. составлялись после падения очередной династии по приказу императора новой династии. Нек-рые Д. и. ("Хоу Хань шу", "Сань го чжи", "Бэй ши", "Нань ши" и др.) составлялись по инициативе отд. историков и лишь впоследствии спец. декретом вносились в список Д. и.

Всего насчитывается 25 Д. и. (иногда в число Д. и. включают 26-ю Д. и. - историю последней кит. династии Цин (1644-1911) - "Цин ши гао", составленную в 1914-27 и официально не утвержденную). 6 из них ("Ши цзи", "Сань го чжи", "Нань ши", "Бэй ши", "Цзю У дай ши" и "Синь У дай ши") касаются истории сразу нескольких, обычно недолговрем., династий. По две Д. и., составленные в разное время ("старая" и "новая"), приходится на периоды правления династии Тан (618-907), "Пяти династий" (907-960) и Юань (1280-1368) ("новая" история династии Юань - "Синь Юань ши", составленная в 1920, в том же году утверждена декретом президента Китайской республики). В качестве составителей Д. и. выступали либо отд. историки, либо группы авторов, специально для этого создававшиеся.

Д. и. обычно составлялись на базе хроник придворных историков, летописей, различных офиц. документов, докладов чиновников, сочинений, трактатов и пр. материалов описываемой династии. В них включались также отд. материалы из предыдущих Д. и. Образцом для построения всех Д. и. служила первая из них - "Ши цзи" ("Ист. записки") Сыма Цяня (ок. 145 - ок. 86 до н. э.), в к-рой была описана история Китая с древнейших времен. Как и "Ши цзя", все Д. и. состоят из 5 осн. разделов, подразделяющихся на главы. Раздел первый (бэньцзи или дицзи) - императорские анналы - посвящен описанию генеалогии императоров и их деяниям. Второй раздел (няньбяо) представляет собой хронологич. таблицы, а третий (шу или чжи) - своеобразные трактаты, сводные очерки, посвященные различным вопросам - экономике, географии, юриспруденции, адм. устройству, календарю, натурфилософии, этике и морали, лит-ре, иск-ву, музыке, воен. делу и т. д. В четвертом разделе (шицзя) - генеалогия родов - рассказывается о знатных аристократических домах. По своему содержанию главы этого раздела близки к главам последнего, пятого раздела (лечжуань) - биографии. Раздел биографий занимает почти 2/3 общего числа глав всех Д. и. Помимо биографий отдельных политич. деятелей, ученых, философов, литераторов и т. д., в этот раздел входят также главы об окружавших Китай племенах и народах, содержащие уникальной ценности материалы для исследователей. Первый и пятый разделы представлены во всех Д. и., второй - в 10, третий - в 18, четвертый - в 3 Д. и.

Д. и. представляют ценный ист. источник; они не имеют себе равных как по объему и охваченному ими ист. периоду, так и по характеру содержащихся в них материалов. Официальные по своему происхождению, Д. и. обычно бывали составлены весьма тенденциозно и оценивали ист. события с позиций феодальной конфуцианской идеологии. При этом, однако, в них содержалось и немало данных обличит. свойства, чему отчасти способствовал тот факт, что Д. и. составлялись после падения соответствующей династии.

Лит.: Чжан Шунь-хуэй, Чжунго лиши яоцзе цзе-шао (Обзор важнейших китайских историч. сочинений), Ухань, 1957; Han Yu-shan, Elements of Chinese historiography, California. 1955.

Л. С. Васильев. Москва.

--------------------------

Таблица Династийные истории Китая [s]ДИНАСТ_КИТ.JPG[/s]

ДИНАТЫ

ДИНАТЫ (от греч. dynatoi, букв. - могущественные, сильные; в ист. лит-ре часто переводится словом "властели") - в Византии во все периоды истории богатые и влият. люди вообще. В период утверждения феод. способа произ-ва - лица, скупавшие за бесценок или захватывавшие силой земли разорявшихся крестьян-общинников, чаще всего землевладельцы провинций, являвшиеся в то же время местными гражд. и воен. чиновниками, а также разбогатевшие за счет скупки соседских земель члены общин, превращавшиеся в феод. вотчинников. Из воен.-фискальных соображений и в интересах гор. чиновной бюрократии императоры Макед. династии пытались ограничить приобретение Д. крест. земель.

Источн.: Jus Graeco-Romanum, ed. С. Zachariae a Lingenthal, pars 3, Lipsiae,1857.

Лит.: Васильевский В. Г., Материалы к внутренней истории Византийского гос-ва, "ЖМНП", 1879, ч. 202, 1880, ч. 210; Сюзюмов М. Я., Проблемы иконоборчества в Византии, "Учен. зап. Свердл. пед. ин-та", 1948, No 4; Каждан А. П., Город и деревня в Византии IX-X вв., М., 1960; Ostrogorsky G., History of the Byzantine State, Oxf., v. 1956.

Г. Г. Литаврин. Москва.

ДИНГААН

ДИНГААН (ум. 1843) - зулусский инкоси (правитель) в 1828-40, преемник Чаки. Боролся против центробежных сил в зулусском гос-ве. Готовил зулусскую армию для отпора бурской агрессии. После неск. побед над бурами зулусское войско было разгромлено англо-бурскими силами в битве при р. Инкоме 16 дек. 1838, св. 3 тыс. зулусских воинов были убиты; юж. часть страны зулусов оказалась аннексированной (см. Англо-буро-зулусская война 1838-40). В 1840 брат Д. - Мпанда, поддерживаемый бурами, изгнал Д. из страны и при поддержке буров был объявлен зулусским инкоси. Д. бежал в Свазиленд, где был убит.

День разгрома зулусов 16 дек. для юж.-афр. расистов символизирует торжество "белых" над "черными"; он считается гос. праздником ЮАР - Днем Ковенанта (иначе - День Д.). Лига прав африканцев объявила в 1929 День Д. днем смотра сил единого нац. фронта в память о героич. сопротивлении зулусов колонизаторам. С тех пор прогрессивные силы страны, в первую очередь районов, населенных зулусами, отмечают этот день демонстрациями и митингами.

A. Б. Давидсон. Москва.

ДИНГИСВАЙО

ДИНГИСВАЙО (ум. 1818) - вождь мтетва, одного из зулусских племен, селившихся в долине р. Умфолози (Юж. Африка). В молодости побывал в той части Юж. Африки, к-рая была уже захвачена колонизаторами. Вернувшись на родину в 1808 и возглавив племя мтетва, создал новую воен. орг-цию. Д. ввел систематич. обучение воинов своего племени, разделил их на неск. крупных подразделений, к-рые в свою очередь делились на более мелкие, назначил постоянных командиров. Силой оружия Д. создал союз племен, обитавших между реками Понгола и Тугела. Введенную Д. воен. орг-цию впоследствии развил и усовершенствовал Чака, к-рый при жизни Д. был одним из его ближайших помощников.

Лит.: Потехин И. И., Формирование национальной общности южно-африканских банту, М., 1955; Bryant A. T., Olden times in Zululand and Natal... containing earlier political history of the eastern-nguni clans, L.-N. Y., 1929.

"ДИН-И ИЛАХИ"

"ДИН-И ИЛАХИ" ("божественная вера") - гос. религия, введенная в Индии Акбаром в 1582. Разработана Абу-л-Фазлом. Введение этой религии имело целью примирить разл. религ. общины Индии, враждовавшие между собой, и централизовать гос-во. "Д.-и и." представляла собой сочетание элементов индуизма, ислама, джайнизма, религии парсов; очень почиталось Солнце, высшим критерием истины объявлялся разум. Акбар провозглашался верховным жрецом, что укрепляло его власть не только как светского, во и как духовного главы гос-ва. Насаждаемая сверху, "Д.-и и." не получила широкого распространения. После смерти Акбара последователи "Д.-и и." превратились в незначит. секту.

Лит.: Антонова К. A., Социальные мотивы религиозных реформ Акбара, М., 1960; ее же, Очерки общественных отношений и политического строя Могольской Индии времен Акбара (1556-1605), М., 1952; Roychoudhury M., The Din-i Ilahi, or the religion of Akbar, Calcutta, 1941.

К. А. Антонова. Москва.

ДИНИЧ

ДИНИЧ (Динић), Михайло (р. 23.IV.1899) - югосл. историк. Окончил Венский ун-т (1930). С 1940 - проф. Белградского ун-та. Во время 2-й мировой войны находился в нем. концлагерях. С 1947 - чл.-корр., а с 1955 - действит. чл. Сербской АН. Специалист по истории Сербии и Боснии периода феодализма. Опубликовал мн. исторических документов из архива Дубровника.

Публ. и соч.: Одлуке већа Дубровачке републике, в кн.: Зборник за историjу, jезик и књижевност српског народа, З од., књ. 15, Београд, 1951; Граћа за историjу Београда у средњем веку, Београд, 1951; За историjу рударства у староj Србиjè и Босни, Београд, 1955.

ДИНИШ I

ДИНИШ I (Diniz) (9.X.1261 - 7.I.1325) - португ. король с 1279, сын и преемник Альфонса III. Опираясь на среднее и мелкое феод. дворянство и города, вел борьбу с крупными феодалами за усиление королев. власти. Пытался ослабить могущество католич. церкви и ограничить духовную юрисдикцию, подчинил королев. власти португ. духовно-рыцарские ордена, заменил в королев. судах лат. яз. португальским. Путем ревизии феод. земельных прав увеличивал королев. владения, привлекая на них переселенцев и поощряя образование крупных крест. дворов, освоение пустошей, осушку болот. В интересах королев. казны развивал горнорудное дело (добычу золота в Алмаде); поощрял внутр. и внеш. торговлю, положил начало развитию португ. мореходства. В борьбе с духовными школами основал в 1290 в Лисабоне ун-т, переведенный в 1308 в Коимбру. Поощрял развитие португ. лит-ры, перевод трудов араб. ученых на португ. яз.

Лит.: Rina Ruyde, Chronica d'el-rei D. Diniz, v. 1-2, Lisboa, 1907.

ДИНО КОМПАНЬИ

ДИНО КОМПАНЬИ (Dino Compagni) (ок. 1260-1324) - итал. хронист. Род. во Флоренции. Купец, чл. цеха шелкоделов (Сета). Представитель средних слоев горожан, противник феодалов, сторонник гражд. мира, политич. соратник Данте. Избирался чл. советов и комиссий флорентийской коммуны, чл. пр-ва (приором) и в 1293 его главой - гонфалоньером справедливости. "Хроника" Д. К. ("Cronica delle cose occorrenti ne'tempi suoi") дает мат-лы гл. обр. по политич. и воен. истории Флоренции 13 - нач. 14 вв., она является ранним памятником итал. яз., редким до колориту и живости. Д. К. известен также как поэт, автор поэмы "Смышленность" ("L' intelligenza").

Лит.: Del Lungo I., Dino Compagni e la sua "Cronica", v. 1-3, Firenze, 1879-87; Гревс И. М., Кровавая свадьба Буондельмонте. Жизнь итальянского города в ХШ в., Л., 1925; Баткин П. М., Хроника Дяно Компаньи или притча Данте Алигьери?, "Ср. века", XVII, М., 1960.

ДИНОГЕЦИЯ

ДИНОГЕЦИЯ (Dinogetia) - древнее поселение на о-ве, в одном из старых русел Дуная напротив села Гарвэн, р-н Мэчин (PHP). Исследования были начаты в сер. 19 в., но особенно широко раскопки производятся с 1947 рум. археологами (Г. Штефан и др.). На о-ве имеются следы гетского поселения рубежа н. э. В 3 в. н. э. здесь была возведена кам. крепость, опорный пункт римлян на Ниж. Дунае, с 14 башнями, преториумом, кам. зданиями. В кон. 4 в. крепость была сильно разрушена. После этого она была восстановлена и мно- гократно (до конца 6 в.) достраивалась визант. императорами. В кон. 6 в. Д. снова подверглась сильным разрушениям и до 9 в. была необитаема. В 9-12 вв. на терр. Д. находилось поселение (св. 200 жилищ, мн. мастерских, хоз. сооружений). Культура местного населения имела ярко выраженную слав. окраску. Найдено значит. количество визант. и древне-рус. изделий. В кон. 12 в. жизнь на поселении прекращается, видимо, в результате набегов кочевников- печенегов и половцев.

Лит.: Santierul Garvan (Dinogetia), в c6.: Studii si cercetari de istorie veche. An. 3, Bue., 1952; Santierul archeologic Garvan-Dinogetia, там же, An. 6, Nr. 3-4, Buc., 1955.

Г. Б. Федоров. Москва.

ДИНЦУНЬ

ДИНЦУНЬ - нижнепалеолитич. местонахождения (всего 14) в Сев. Китае. Открыты в 1953 на берегу р. Фэньхе, близ деревни Д. в пров. Шаньси (КНР). В одном из них было найдено 3 зуба (нижний коренной и два верхних резца), принадлежавших человеку, занимавшему промежуточную ступень между синантропом и ордосским (хэтаоским) человеком. По нек-рым особенностям костные остатки из Д. обнаруживают сходство с монголоидами. В Д. было найдено ок. 2 тыс. кам. орудий. Среди них преобладают отщепы и нуклеусы из большой черной гальки (на мн. отщепах - следы вторичной отделки); встречаются также толстые остроконечники в форме треугольника, пластинчатые ножи, круглые камни-молоты для расщепления гальки.

Лит.: Chêng Tê-k'un, в сб.: Archaeology in China, v. 1, Camb., 1959, p. 24-29.

ДИНЬ

ДИНЬ - династия правителей (вуа) в ср.-век. вьетнамском гос-ве Дайковьете с 968 по 981.

ДИНЬ ТИЕН, ХОАНГ-ДЕ

ДИНЬ ТИЕН, ХОАНГ-ДЕ (Динь Во Линь) - вуа (правитель) (968-979) вьетнамского гос-ва Дайковьет, основатель династии Динь (968-981). Выходец из крест. семьи. Во время феод. междоусобных войн сер. 10 в., находясь на воен. службе у одного из крупных вьетнамских феодалов, выделился как талантливый полководец. Стал одним из сильнейших феодалов Вьетнама. Разбил своих противников - крупных феодалов (сы куанов), объединил под своей властью страну и провозгласил себя вуа. Погиб в результате дворцового Переворота.

Д. В. Деопик. Москва.

ДИОБЕЛИЯ

ДИОБЕЛИЯ (diobelia) - пособие, выдаваемое, согласно Аристотелю (Афинская Полития, 28,3), бедным афин. гражданам из фонда полиса в период Декелейской войны. Введено вождем радик. демократов Клеофонтом в размере 2 оболов (обол - мелкая афин. монета, равная 1/6 драхмы; аттич. драхма - 4,37 г. серебра).

ДИОГЕН ЛАЭРТСКИЙ

ДИОГЕН ЛАЭРТСКИЙ (Diogenns Laertios) - др.-греч. писатель 2-3 вв. из Лаэрты (Киликия). Автор "Жизнеописаний философов" (bioi pilosopon) B 10 кн., где дан очерк жизни представителей филос. школ (от ионийских натурфилософов до неоплатоников - 6 в. до н. э. - 2 в. н. э.) и кратко изложены их взгляды. Несмотря на компилятивный характер, отсутствие критики и обилие анекдотич. мат-ла, работа Д. Л., осн. на источ., к-рые до нас не дошли, имеет важное значение для изучения истории греч. философии и идейных течений соответствующих эпох. Издания соч. Д. Л. у Н. G. Huebnerus, Lpz., v. 1-2, 1828-31; С. G. Cobet, P., 1850; О. Apelt, Bd 1-2, В., 1955.

Соч.: Жизнь, учение и изречения мужей, прославившихся в философии, пер. с греч., кн. 1-2, прилож. к журн. "Гимназия", 1898, в. 1-6, 1899, в. 1-2.

Лит.: Schwartz Б., Griechische Geschichtsschreiber, Lpz., 1957.

ДИОДОР СИЦИЛИЙСКИЙ

ДИОДОР СИЦИЛИЙСКИЙ (Diodoros o Sikeliotns) - др.-греч. историк (ок. 90-21 до н. э.). Род. в Аргирии (Сицилия), долго жил в Риме, посетил Египет и др. страны Средиземноморья. Автор большой сводной работы "Ист. библиотеки" (bibliotnkn istorikn) (40 кн.; охватывает историю Др. Востока, Греции, эллинистич. гос-в и Рима от легендарных времен прибл. до сер. 1 в. до н. э.). От труда Д. С. полностью сохранились лишь кн. 1-5 и 11-20, остальные дошли во фрагментах. Несмотря на компилятивность и многочисл. хронологич. неточности, труд Д. С., где использованы не сохранившиеся до нашего времени источники, имеет определ. ценность. Особый интерес представляют сведения Д. С. о восстаниях рабов в Сицилии, история классич. эпохи Др. Греции, описания правления Филиппа II и Александра Македонского, войн диадохов и др.

Соч.: Diodori Bibliotheca historica..., v. 1-5, (ed.) Teubner, Lipsiae, 1888-1906; рус. пер. - Диодора Сицилийского историческая библиотека, т. 1-6, СПБ, 1774-1775.

Лит.: Мандес М., Опыт историко-критического комментария к греческой истории Диодора, О., 1901; Бузескул В. П., Введение в историю Греции, 3 изд., (X.), 1915; История греческой литературы, под ред. С. И. Соболевского и др., т. 3, М.-Л., 1960.

ДИОЙКЕТ

ДИОЙКЕТ (греч. dioikntns) - 1) Адм.-финанс. должность в греко-рим. Египте. 2) В птолемеевском Египте Д. - второе лицо после царя. Д. составлял план посева культур, распределял налоги, ведал царскими монополиями, транспортом, торговлей, чеканкой монеты, назначал чиновников, издавал инструкции и толковал царские указы. 3) В римском Египте - высокопоставленный финансовый чиновник. 4) В визант. Египте Д. - управляющий х-вом частного лица или церк. учреждения.

ДИОКЛЕТИАН

Гай Аврелий Валерий (Gaius Aurelius Valerius Diocletianus) (p. 243 - ум. между 313 и 316) - рим. император (284-305). Сын вольноотпущенника. Начав службу рядовым воином, достиг крупных воен. постов. Пришел к власти в период экономич., социального и политич. упадка Рим. империи, пытался упрочить колеблющиеся основы рабовладельч. обществ. системы. С Д. связано установление домината как особой политич. системы, пришедшей на смену принципату. Для усиления императорской власти и ликвидации возможности узурпации Д. пытался установить последоват. систему разделения власти сначала между двумя и затем между четырьмя соправителями. При нем был создан громоздкий чиновничий аппарат, разделенный по рангам, всецело зависящий от императора. Для укрепления империи был проведен ряд реформ. Увеличена на 1/3 армия (числ. до 450 тыс.), улучшено ее комплектование, восстановлена воинская дисциплина. Армия разделена на 2 части (постоянно стоящие на границе и перебрасываемые в случае необходимости в любой пункт империи), создана система пограничных оборонительных сооружений. Для улучшения провинциального управления проведена адм. реформа, разукрупнившая провинции (число их возросло до 120, по др. сведениям - до 101). Гражд. власть в провинциях была отделена от военной. Неск. провинций объединены в диоцезы (всего образовано 12 диоцезов). Д. пытался наладить ден. обращение, заменяя порченую монету полноценной, боролся со спекуляцией, обнародовав эдикт о ценах (301), устанавливавший макс. цены на товары и на оплату труда. Д. заменил б. ч. косвен. налогов прямым поземельно-подушным, резко увеличив его сумму и взимая его в натур. форме, что отражало общую натурализацию всего х-ва империи. В области социальной политики Д. расширил юрисдикцию крупных землевладельцев над зависимыми людьми (ответственность за сбор налогов, поставку воинов); в то же время издал ряд эдиктов в пользу мелких и средних землевладельцев (расторжение сделки купли-продажи земли, проданной за бесценок, борьба с насильств. захватом земли), чем ограничил произвол кредиторов. Д. бросил все силы на подавление восстаний и волнений нар. масс и сепаратистских движений в империи. Огнем и мечом подавил движение багаудов (285-286), восстание мавретанских племен в Африке (290), восстание узурпатора Ахиллея в Египте (294-295); в 297 была присоединена отпавшая Британия. Д. успешно отражал наступление варваров, при нем были укреплены позиции империи на Дунае, на рейнской границе остановлено движение франков и алеманнов. Успешными были действия против персов. В течение 2 кампаний (286-287 и 296-298) римляне укрепили свое влияние в Армении, Иберии, оккупировали Месопотамию. При Д. были проведены жестокие гонения против христиан (в 303-304 издано против них 4 эдикта). В 305 Д. отрекся от престола, удалился в г. Салон (в Иллирии) и не принимал участия в бурных событиях борьбы за власть.

Лит.: Новицкая К. И., Некоторые вопросы аграрной политики начала домината, "ВДИ", 1961, No 4; Архангельский С. И., Указ Диоклетиана о таксах, Ниж.-Новгород, 1928; Seston W., Dioclétien et la tétrarchie, P., 1946.

В. И. Кузищин. Москва.

ДИОН ХРИСОСТОМ

ДИОН ХРИСОСТОМ (Dion o Xrysostomos, букв. - Златоуст) (ок. 40 - после 112) - др.-греч. оратор. Представлял зажиточную верхушку малоазийских городов, полностью подчинившуюся рим. владычеству. Род. в Прусе (Вифиния), учился в Риме, но был изгнан оттуда Домицианом. Прощен Нервой. При Траяне пользовался большим успехом. Сохранилось 80 его (или приписываемых ему) речей, представляющих собой важнейший источник по истории вост. провинций империи в 1 - нач. 2 вв. В философии Д. X. пытался эклектически сочетать взгляды стоиков и киников. Для истории Сев. Причерноморья большое значение имеет XXXVI, Борисфенитская, речь Д. X.

Соч.: Шо Chrysostom. With an Engl. Transl. by J. W. Cohoon and H. Lamar Crosby, в серии: "The Loeb classical library".

Лит.: Arnim H. v., Leben und Werke des Dio von Prusa, Bd 1-2, В., 1896-98.

ДИОНИС

ДИОНИС (Dionysos) - в др.-греч. мифологии и религии бог растительности, покровитель виноградарства и виноделия; сын Зевса и Семелы, дочери фиванского царя Кадма. Долгое время не входил в число олимпийских богов. Культ Д., восходящий к крито-микенской эпохе, был земледельческим, пользовался особой популярностью среди сельского демоса, особенно почитался в Дельфах и Аттике, где его культ поддерживал Писистрат. Мифы о Д. имеют ряд вариантов. В мифе о страдании, смерти и воскрешении Д. нашли свое отражение представления греков о жизни природы, умирающей и возрождающейся. Д. известен и под др. именами: Вакх, Бассарей и др.; в Риме - под именем Вакха.

Лит.: Кун Н. A., Легенды и мифы Др. Греции, М., 1957; Otto W. F., Dionysos, Fr./M., 1939; Metzger H., Dionysos chthonien..., "Bulletin de Correspondance Hellénique", (No) 68-69, 1944-45, P., 1946.

ДИОНИСИИ

ДИОНИСИИ (Ta Dionusia) - праздники в честь Диониса в Др. Греции, связанные с виноградарством. Особенно известны 4 праздника Д. в Аттике: 1) Д. Малые, или сельские, праздновались в дек.-янв., когда пробовали молодое вино. Сопровождались веселыми играми и процессиями с переодеваниями. 2) Ленейские Д., отмечавшиеся в январе в афин. пригороде с храмом Диониса Ленейоном, являлись продолжением сельских Д. 3) Антестерии - весенний праздник оживления природы, связанный с окончанием брожения вина, отмечавшийся в февр.-марте. 4) Великие, или городские, Д. праздновались в честь полной победы весны в марте-апреле. Продолжались неск. дней, сопровождались выступлениями хоров, ряженых, драматич. представлениями (легли в основу театр. представлений). Со времени Писистрата (с 534 до н. э.) Д. стали официальным общеафин. праздником.

Лит.: Латышев В. В., Очерк греч. древностей, 2 изд., ч. 2, СПБ, 1899; Deubner L., Attische Feste, В., 1956.

ДИОНИСИЙ

1

(светское имя - Давид Федорович Зобниковский) (1570 или 1571 - 10.V.1633) - рус. церк. деятель; в 1605-10 - архимандрит старицкого Богородицкого монастыря, в 1610-18, 1619-33 - Троице-Сергиева. Во время польской и шведской интервенции начала 17 в. поддерживал патриарха Гермогена в борьбе за избрание православного царя; в 1611-12 рассылал от имени Троице-Сергиева монастыря грамоты по городам, в к-рых призывал к борьбе с польск. интервентами (сохранилось 3 грамоты; июль и октябрь 1611, апрель 1612) и сохранению клас. мира. В 1612, при освобождении Москвы, Д. послал драгоценные монастырские ризы в залог казакам, отказывавшимся помогать нар. ополчению К. З. Минина и Д. М. Пожарского до выплаты жалованья. Предполагают, что Д. был автором шести глав, вошедших затем в переработанном виде в "Сказание" Авраамия Палицына. При Михаиле Федоровиче Романове Д. руководил исправлением богослужебных книг. В результате интриг влият. церковников, обвинявших его в ереси, Д. в 1618-19 был заточен в моск. Новоспасский монастырь, но при поддержке патриарха Филарета и, возможно, иерусалимского патриарха Феофана Д. снова стал архимандритом. Д. стремился поднять нравств. авторитет церкви в целях укрепления ее влияния, боролся против распущенности монахов.

Лит.: Скворцов Д., Дионисий Зобниковский, архимандрит Троицкого-Сергиева монастыря, Тверь, 1890; Платонов С. Ф., Очерки по истории Смуты в Моск. гос-ве XVI-XVII вв., М., 1937; Сказание Авраамия Палицына, М.-Л., 1955.

2

(Dionusios). В Сиракузах: 1) Д. I Старший (Dionusios o Presbuteros, 432-367 до н. э.) - тиран (с 406). Выдвинулся во время войны с Карфагеном как предводитель отряда наемников; захватил власть, сохранив в демагогич. целях нар. собрание и совет. Организовал сильное и многочисл. наемное войско, являвшееся наряду с новой чиновной знатью его опорой, ввел воен. машины, построил флот из пятирядных кораблей. В течение 398-367 с перерывами вел войны с карфагенянами за господство в Сицилии, в ходе к-рых захватил б. ч. острова и укрепился на Ю. Италии. Беспощадно расправлялся с противниками, разрушал греч. города, продавал население в рабство, конфисковывал земли. Ненавидимый демократич. кругами, пользовался поддержкой реакц. аристократич. элементов всей Др. Греции. Д. I был автором ряда трагедий. При нем Сиракузы превратились в крупный культурный центр. 2) Д. II Младший (Dionusios o Neoteros) - тиран (367-357 и 346-344 до н. э.), старший сын Дионисия I. Прекратил войну с Карфагеном, к-рую вел его отец. Во время похода Д. II против луканов, в 357 до н. э., сиракузянин Дион, стоявший во главе отряда наемников, овладел Сиракузами. Д. II был вынужден уйти в свои владения в Италии. В 346 снова захватил власть в Сиракузах. В 344 сдал город коринфскому полководцу Тимолеону и удалился со своими приверженцами в Грецию.

Источн.: Diodorus, XIV-XV; Justinus, XX-XXI; Aristoteles, Polit., V., 1305, 1313; Plutarchus, Dion.

Лит.: Pais E., Storia d'Italia dai tempi piu antichi sino alle guerre puniche, v. l. Storia della Sicilia e della Magna Grecia, Torino, 1894; Scaturro J., Storia di Sicilia, l'età antica, (Roma), 1950-51.

ДИОНИСИЙ ГАЛИКАРНАССКИЙ

ДИОНИСИЙ ГАЛИКАРНАССКИЙ (Dionusios o Аlikaarnasseus) - др.-греч. историк, современник Тита Ливия. Переехал в Рим в 30 до н. э., где написал на греч. языке свой гл. труд "Римские древности", охватывающий период с мифич. времен до нач. 1-й Пунической войны (из 20 кн. сохранились полностью первые 9 кн., в значит. части 10-я и 11-я кн., от остальных - фрагменты; в сохранившихся кн. изложение доведено до 442 до н. э.). По своим политич. воззрениям Д. Г. был близок к сенаторским, аристократич. кругам. Стремился доказать родство римлян с греками, чтобы сделать для греков более терпимым их подчинение римлянам. К своим источникам относился некритически. Однако в ряде случаев при изложении разных периодов рим. истории пользовался более надежными источниками, чем Ливий (напр., использовал старших анналистов). Д. Г. был также автором ряда соч. по риторике ("О древних ораторах", "О характере Фукидида" и др.), дошедших в малодостоверных извлечениях.

Соч.: Dionysii Halicarnassensis Antiquitatum romanorum quae supersunt, ed. С. Jacoby, Bd 1-5, Lpz., 1885-1925.

Лит.: Egger M., Denys d'Halicarnasse, P., 1902; Schwartz E., Griechische Geschichtsschreiber, Lpz., 1957.

ДИОНИСИЯ ФИЛОСОФА ВОССТАНИЕ 1611

ДИОНИСИЯ ФИЛОСОФА ВОССТАНИЕ 1611 - антитур. восстание в Греции. Названо по имени руководителя митрополита Ларисы Дионисия (Dionusios), прозванного Философом за свою образованность. Дионисий еще ок. 1600 подготовлял антитур. выступление, но вынужден был покинуть Грецию, поскольку тур. властям стало известно о подготавливавшемся восстании. Оказавшись в Зап. Европе, Дионисий завязал связи с исп. пр-вом и герцогом Карлом Неверским, потомком Палеологов, вынашивавшим план восстановления Визант. империи. Герцог послал Дионисия в Эпир для орг-ции восстания, пообещав ему воен. помощь. В 1611 Дионисий поднял восстание в Эпире. На борьбу выступили гл. обр. крестьяне, что придало восстанию, помимо антитур., и антифеод. направленность. В сент. 1611 отряды восставших вступили в г. Янину, но были разбиты при попытке овладеть крепостью. Дионисий был захвачен в плен и казнен.

Лит.: Kordatos Г., 'Istoria tns Neoterns Ellados. tтm 1, Atnna, 1957.

Предыдущая страница Следующая страница