Приглашаем посетить сайт

Биографии (biografii.niv.ru)

Советская историческая энциклопедия
Статьи на букву "Д" (часть 14, "ДЗЕ"-"ДИК")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Д" (часть 14, "ДЗЕ"-"ДИК")

ДЗЁМОН

ДЗЁМОН - период япон. истории (назван по керамике особого типа - "дзёмон"), соответствующий эпохе неолита (5 - сер. 1-го тыс. до н.э.). Для Д. характерны поселения с раковинными кучами и землянками, простые ямные погребения, специфич. орудия из камня - с самого начала шлифованные (оббитые плечиковые и шлифованные прямоугольные топоры, ножи с "пуговкой") и кости (рыболовные крючки и гарпуны), керамика с рельефным или оттиснутым веревочным узором, либо с вычурным линейным орнаментом, преим. спирально-криволинейных форм (по-японски - "дзёмон"), женские статуэтки. Хозяйство: охота, рыбная ловля, собирательство. Прямые связи с соседними культурами материка Азии не прослеживаются. По особенностям антропологич. типа носители культуры Д. сближаются с айнами. Имеется св. 100 локальных и хронологич. подразделений Д., группирующихся в 5 осн. этапов: протодзёмон (5-е тыс. до н.э. - по радио-карбонному анализу), ранний Д. (5-4-е тыс. до н.э.), средний Д. (4-3-е тыс. до н.э.), поздний Д. (3-2-е тыс. до н.э.), конечный Д. (2-1-е тыс. до н.э.; на С. Японии конечный Д. завершился к сер. 1-го тыс. н.э.).

Лит.: Воробьев М. В., Др. Япония. Ист.-археол. очерк, М., 1958; Esaka T., Yômon culture, Tokyo. 1957.

M. В. Воробьев. Ленинград.

ДЗЕРЖИНСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ДЗЁЭЙ СИКИМОКУ"

"ДЗЁЭЙ СИКИМОКУ" ("Уложение годов Дзёэй") - свод законов, введенный в Японии в 1232 пр-вом сегунов (воен.-феод. правителей) Минамото. Наз. также "Госэйбай сикимоку" и "Канто букэ сикимоку". В "Д. с." были кодифицированы обычаи, существовавшие ранее среди воен.-феод. сословия буси, а также судебные решения с кон. 12 в. "Д. с." содержал 51 ст., в т. ч. 18 ст. о собственности на землю, 12 ст. о наказаниях, 11 ст. о правилах иска и судопроизводства, 5 ст. о спец. чиновниках сёгуната - сюго и дзито. Был принят в связи с приходом к власти буси и преследовал цель укрепления сёгуната. Позднее к "Д. с." создавались дополнения. Неоднократно переиздавался с многочисл. примечаниями.

И. Г. Поздняков. Москва.

ДЗИКОВСКИЙ

ДЗИКОВСКИЙ (Дзинковский), Иван (ум. 29.IX.1670) - предводитель крест.-казацкого восстания на Слободской Украине в 1670. В 1652 Д. с полком (св. 4 тыс.чел. укр. казаков и крестьян с Черниговщины), спасаясь от гнета польск. шляхты, перешел рус. границу; они поселились на берегах р. Тихой Сосны (прав. приток Дона) и основали г. Острогожск. Из переселенцев был создан Острогожский полк, Д. избрали полковником. В 1660 полк участвовал в походе рус. войск против крымских татар. В 1668 Д. установил связь с восставшими казаками на Дону, помогал им продовольствием и договорился со С. Т. Разиным о совместном выступлении. 9 сент. 1670 Д. приказал впустить в Острогожск один из присланных Разиным отрядов во главе с атаманом Ф. Шадрой, поднял восстание и захватил власть. Его поддержали местные казаки, стрельцы и городские низы. Верхушка казацкой старшины, местное духовенство и рус. дворяне организовали заговор, захватили вожаков восстания и расстреляли.

Лит... Воссоединение Украины с Россией. Док-ты и мат-лы, т. 3, М.,1953, док. No 100, 187; Стецюк К. I., З iсторiï спiльноï боротьби росiйського i украïйнського нароäiв проти феод.-крiпосницького гнiту в др. пол. XVII ст. (Пван Дзиковський), в сб.: Науковi зап. iн-ту iсторiï Украïни, т. 4, К., 1952; ее же, Народнi рухи на Лiвобережнiй i Слобiдськiй Украïнi в 50-70-х роках XVII ст... К., 1960.

ДЗИММУ

ДЗИММУ - мифич. предок япон. императоров, потомок богини солнца Аматэрасу. Предание о походе Д. с о. Кюсю в пров. Ямато на о. Хонсю (667-660 до н.э.) и основании им япон. гос-ва (660 до н.э.) отражает, по-видимому, процессы миграции япон. племен и складывания племенного союза, относимые совр. наукой к нач. н.э. Миф о божественном происхождении Д. используется для возвеличения ими. династии; с 1873 по 1948 день вступления Д. на престол (11 февр. 660 до н.э.) ежегодно отмечался как праздник основания империи (кигэн-сэцу).

ДЗИЮ МИНКЭН УНДО

ДЗИЮ МИНКЭН УНДО - см. Минкэн ундо.

ДЗИЮТО

ДЗИЮТО (или Риккен Дзиюто) - конституционная либеральная партия, первая политич. партия в Японии. Осн. в окт. 1881. Опиралась на радикальную интеллигенцию, либеральных помещиков, гор. и сел. буржуазию. Являлась наиболее прогрессивной из политич. партий того времени. Во главе стояли Тайсукэ Итагаки, Сёдзиро Гото, Роити Найто и др. В 80-х гг. определенным влиянием пользовалось левое крыло. Нек-рые антиправительств. выступления, возглавленные им, были поддержаны широкими слоями крестьянства. Левые либералы подверглись репрессиям. Партия была распущена в окт. 1884. Среди бывших чл. Д. произошел заметный сдвиг вправо. После открытия парламента отдельные фракции бывших чл. партии Д. в сент. 1890 слились воедино и приняли прежнее название Д. По окончании японо-кит. войны 1894-95 Д. стала отражать интересы нек-рых групп крупной буржуазии (в осн. Мицуи), связанной с помещиками. От радикализма прежних лет не осталось и следа. В июне 1898 Д. объединилась с Симпото - партией крупной буржуазии. Новая партия называлась Кэн-сэйто. В сент. 1900 Кэнсэйто послужила основой для создания новой помещичье-бурж. партии Сэйюкай, самораспустившейся в июле 1940 в связи с подготовкой к созданию в Японии фаш. партии.

Лит.: Очерки новой истории Японии, М., 1958 Жуков Е. М., Из истории япон. либерализма (70-е и 80-е годы XIX столетия), "ИАН СССР. Сер. истории и философии", 1944, т. 1, No 2; Итагаки Тайсукэ, Дзиюто си (История либеральной партии), т. 1-2, Токио, 1958; Гото Ясуси, Дзию минкэн ундо си (История движения за свободу и народные права), Токио, 1958.

ДЗЭН

Дзэнсю (япон.; кит. - Чань, санскр. - дхьяна), - школа в буддизме, объявляющая единств. способом познания "истины" ("сердца Будды") сосредоточенное, самоуглубленное созерцание. Основанная в 1-й пол. 6 в. инд. проповедником буддизма Бодидарма, школа Д. получила большое распространение в Китае во времена династий Тан (618-907) и Сун (960-1279), но при династии Мин (1368-1644) стала приходить в упадок. С 13 в. получила широкое распространение в Японии, где секта Д. стала наиболее влиятельной буддийской сектой.

По нек-рым подсчетам, в кон. 50-х гг. 20 в. в Японии насчитывалось ок. 4,5 млн. приверженцев Д.; три ветви Д. (Риндзай, Сото и Обаку) имеют более 20 тыс. монастырей и храмов.

Учение Д. легло в основу реакц. мистич. филос. системы Китаро Нисида (1870-1945).

Лит.: Радуль-Затуловский Я. Б., Конфуцианство и его распространение" Японии, М.-Л., 1947; Suzuki D. Т., Zen and Japanese culture, 2 ed., N. Y., 1959; Wendt I., Zen, Japan und der Westen, München, (1961).

К. А. Гамазков, И. Г. Поздняков. Москва.

ДЗЭНКОКУ НОМИН КУМИБЕ

ДЗЭНКОКУ НОМИН КУМИБЕ (сокр. Дзэнно), Национальный крестьянский союз, - крест. орг-ция в Японии. Была создана в мае 1928 в результате объединения левого Нихон номин кумиай (Япон. крестьянского союза, осн. в апр. 1922) и Дзэннихон номин кумиай (Всеяпон. крестьянского союза, осн. в дек. 1926), занимавшего центристские позиции.

Это объединение было шагом на пути к единству крест. движения в Японии. Насчитывала 60 тыс. чл. Лидер союза - Гэндзиро Сугияма. В руководстве шла острая борьба между левым и правым крылом. В дек. 1937 за отрицательное отношение к интервенции в Китае были арестованы Хисао Курода, Тосио Ониси и др. руководители левого крыла. Руководство союзом захватили правые. В февр. 1938 союз вместе с др. правыми крест. орг-циями вошел в Дайнихон номин кумиай (Крестьянский союз Великой Японии, существовал до капитуляции Японии в 1945).

Крест. союз под аналогичным названием действовал и после 2-й мировой войны. Был организован в февр. 1947 после раскола Нихон номин кумиай (или Нитино) - Япон. крестьянского союза, общенац. крест. орг-ции, осн. в февр. 1946. Занимал правые позиции.

В марте 1958 объединился с несколькими др. крест. орг-циями в Дайнихон номин кумиай ренгокай (Всеяпон. федерацию крестьянских союзов).

Ю. В. Георгиев. Москва.

ДЗЭНКОКУ РОНЕ ТАЙСЮТО

Нац. рабоче-крест. массовая партия, - с.-д. партия в Японии. Образовалась в июле 1931 в результате объединения Рабоче-крест. партии (т. н. новой Рабоче-крест. партии - Син-роното, образованной в нояб. 1929), Нац. массовой партии (Дзэнкоку тайсюто, образованной в июле 1930) и части членов С.-д. партии (Сякай минсюто, образованной в 1926). У руководства стояла центристская группировка япон. с.-д. во главе с Хисаси Асо (1891-1940). Лидеры партии занимали фактически соглашат. позицию в отношении интервенции япон. милитаризма в Китае. В июле 1932 Д. р.т. объединилась с С.-д. партией в Социалистич. массовую партию (Сякай тайсюто). После объединения лидеры прежней Д. р. т. скатились на открыто шовинистич. позиции в отношении интервенции в Китае.

Ю. В. Георгиев. Москва.

ДИ

1. Шанди, - верховное божество в Др. Китае. В эпоху Инь (16 в. - 1027 до н.э.) Д. почитали в качестве главы пантеона божеств. и духовных сил природы и одновременно в качестве легендарного первопредка иньцев.

Завоевавшие в 1027 до н.э. Инь чжоусцы вместе с др. элементами иньской культуры восприняли и культ Д. Легендарный родоначальник чжоусцев Хоу Цзи был провозглашен сыном Д. Культ Д. в начале правления династии Чжоу (11-3 вв. до н.э.) был равнозначен культу неба ("тянь"). Однако уже в сер. 1-го тыс. до н.э. он постепенно исчезает, уступая место культу неба (чжоуский император - "сын Неба"). После падения Чжоу первый император новой династии Цинь в 221 до н.э., желая подчеркнуть "божественное" происхождение своей власти, включил термин "Д." в свой титул (Цинь Ши-хуанди). С этих пор термин "Д." стал входить в титул императоров и со временем сам стал обозначением императора.

Проблеме Д. посвящено большое количество спец. исследований, но она еще далека от окончат. решения. Одни авторы (франц. китаеведы Ш. Арле, Э. Шаванн) резко разделяют понятия "Д." и "тянь" (небо), другие (нем. ученый В. Грубе, англ. синолог Г. Крил) отождествляют их; одни видят в культе Д. признаки монотеизма (Тянь Чжоу-ган), другие - его тотемистич. окраску (Э. Эркес, ГДР).

Лит.: Серкина А. A., Значение знака ди в надписях на гадательных костях, "ВДИ", 1962, No 1; Ху Хоу-сюань, Инь буцы чжунды шанди хэ ванди (Бог и царь в иньских гадательных записях), "Лиши яньцзю", 1959, No 9, 10; Tien Tchéu-kang Antoine, L'idée de dieu dans les huit premiers classiques chinois, Fribourg, 1942; Creel H. G., The birth of China, L., 1958.

Л. С. Васильев. Москва.

2

Бэй-ди, - в кит. источниках древности и средневековья - общее наименование племен, обитавших к С. от Китая. Не только этнич., но и антропологич. характеристика Д. спорна. Возможно, что в разные времена в разряд Д. попадали племена монг., тюркского и тунгусского происхождения. К числу Д. относили и т. н. динлинов (племена европеоидного антропологич. типа в Юж. Сибири). С 9 в. до н.э. кит. источники выделяют 2 этнич. группы Д. - чиди (красные Д.) и байди (белые Д.), каждая из к-рых в свою очередь подразделялась на ряд племен. Эти Д., зачастую вместе с жуками (жун-ди), совершали набеги на Китай. Иногда правители отд. древнекит. царств (Дзинь) использовали их для борьбы с соседними царствами. Позже, особенно в эпоху Хань (206 до н.э. - 220 н.э.), кит. источники обычно выделяли среди Д. различные этнич. группы с их этнонимами (сюнну и т. п.), и термин "Д." использовался реже.

Источн.: Бичурин Н. Я., Собрание сведений о народах, обитавших в Ср. Азии в древние времена, (т.) 1-3, М.-Л., 1950-53.

Лит.: Ма Чан-шоу, Бэйди юй сюнну (Бейди и сюнну), Пекин, 1962; Legge J., The Chinese classics, v. 1, pt. 1, The Prolegomena, Hong Kong, 1960; Eberhard W., Lokalkulturen im alten China, Bd 1, Die Lokalkulturen des Nordens und Westens, Leiden, 1942.

Л. С. Васильев. Москва.

ДИ ВИТТУРИО

ДИ ВИТТУРИО (Di Vittorio), Джузеппе (11.VIII.1892 - 3.XI.1957) - деятель итал. и междунар. проф. движения. Трудовую жизнь начал батраком. В 1908-1923 - чл. Социалистич. партии. В 1912-20 примыкал к анархо-синдикалистскому профцентру - Итал. проф. объединение. В 1919-26 руководил забастовочной и антифаш. борьбой в Апулии. В 1921 был арестован, в том же году находившийся в тюрьме Ди В. был избран депутатом парламента от Социалистич. партии. В 1924 вступил в компартию, затем был избран секретарем Нац. ассоциации крестьян (вскоре распущенной фаш. властями). В 1926 эмигрировал во Францию, заочно был приговорен к 12 годам тюрьмы. В Париже под именем Марио Николетти являлся одним из руководителей антифаш. борьбы итал. эмигрантов. В 1928-30 работал в Москве в руководстве Крестьянским интернационалом. С 1931 руководил деятельностью подпольного центра Всеобщей конфедерации труда (ВКТ) в Италии. С 1930 - чл. ЦК и Руководства Итал. коммунистич. партии. В 1936-37 в качестве политич. комиссара 11-й Интернац. бригады активно участвовал в антифаш. войне в Испании. С 1938 во Франции редактировал антифаш. газету итал. эмигрантов "La voce degli italiani". В февр. 1940 был арестован, в июле 1941 передан итал. фаш. властям, сослан на о. Вентотене. Освобожден в авг. 1943 после падения итал. фашизма. Назначен пр-вом Бадольо одним из комиссаров б. проф. корпораций и секретарем Нац. федерации с.-х. трудящихся. В 1943-45 активно участвовал в Движении Сопротивления (в авг. 1943 - мае 1944 - чл. Центр. к-та Нац. освобождения), в достижении профсоюзного единства и создании Всеобщей итальянской конфедерации труда (как представитель ВКТ Ди В. подписал Пакт проф. единства (см. Римский пакт 1944)). В 1944-47 - один из ген. секретарей Всеобщей итал. конфедерации труда, с 1947 - ген. секретарь ВИКТ. С 1945 - чл. Исполкома ВФП, в 1945-1949 - вице-пред. ВФП, в 1949-57 - пред. ВФП.

Лит.: I sindacati in Italia, Bari, 1955; Giuseppe Di Vittorio, "Lavoro", 1957, 17 novembre supplemento al No 46; Ch.lati F., La vita di Giuseppe di Vittorio, Roma, (1953).

В. К. Наумов. Москва.

ДИАДОХИ

ДИАДОХИ (от греч. diadoxos - преемник, наследник) - крупные полководцы, сподвижники Александра Македонского, боровшиеся после его смерти (323 до н.э.) за верховную власть и за раздел его империи. Среди Д. выделились Пердикка, Антипатр, Кратер, Эвмен., Полисперхонт, Кассандр, Антигон Одноглазый, Деметрий Полиоркет, Лисимах, Селевк I Никатор, Птолемей. Битва при Ипсе (301 до н.э.) заканчивает самый острый период борьбы Д., приведшей в 80-х гг. 3 в. до н.э. к распадению империи Александра Македонского и возникновению эллинистич. гос-в (Селевкидов в Сирии и др. областях Азии, Птолемеев в Египте и потомков Антигона в Македонии и Греции).

Лит.: Ранович А. Б., Эллинизм и его историческая роль, М.-Л., 1950.

ДИАКРИИ

ДИАКРИИ (Diakrioi) - одно из трех политич. течений в Аттике (Др. Греция) 6 в. дон.э. (педиэи, паралии, диакрии). Д. поддерживали Писистрата. Социальный состав Д. не вполне ясен. Большинство ученых считает, что Д. состояли из малозем. крестьянства гористой местности Диакрии (отсюда и назв. "Д.") в Сев. и Сев.-Вост. Аттике. Другие (англ. ученый Л. Н. Юр) видят в Д. горняков Лавриона, третьи (нем. ученый Ф. Корнелиус) - афин. гор. бедноту. О Д. упоминает Аристотель. ("Афинская полития", 13, 4), Плутарх (Солон, 13); Геродот (I, 59) называет их гиперакриями (горцами).

Лит.: Oliva P., Ranâ recká tyrannis, Praha, 1954, s. 318 сл.

ДИАЛЛО

ДИАЛЛО (Diallo), Абдулай (p. 1.I.1917) - гос. и обществ. деятель Гвинейской Республики. Род. в дер. Консондугу (р-н Дабола, Гвинея). В 1937 окончил адм. отделение педагогич. уч-ща Уильяма Понти в Дакаре (Сенегал). Работая с 1938 почтовым служащим в Бамако (б. Франц. Судан), принял активное участие в проф. движении трудящихся Зап. Африки. В 1949 и 1953 избирался чл. исполкома ВФП (на 2-м и 3-м конгрессах ВФП), а также ее вице-председателем. После создания в 1957 Всеобщего объединения трудящихся Черной Африки - чл. руководящего к-та, а с 1959 - вице-пред. объединения. В 1957-58 Д. входил в состав Правительств. совета Франц. Судана в качестве мин. труда. В 1958-62 был мин.-резидентом Гвинейской Республики в Гане. С янв. 1963 - посол Гвинейской Республики в Алжире. С 1959 - ген. секретарь Конференции народов Африки.

ДИАН КАССИЙ

Кассий Дион Коккеян (греч. Dion Kassios o Kokknianos, лат. Dio Cassius Cocceianus) (p. между 155 и 164 - ум. после 229), - др.-греч. историк. Род. в г. Никее (Вифиния) в семье рим. сенатора Кассия Апрониана, правителя Киликии и Далмации. Сенатор со времени Коммода (претор в 193), Д. К. при Северах занимал высокие гос. должности. После 2-го консульства (229) отошел от гос. деятельности и удалился в родной город. Писать начал при Септимии Севере, составил книжечку о снах и знамениях, предвещавших тому великую будущность, затем - историю воцарения этого императора. Оба соч. вошли в гл. труд Д. К. - "Рим. история" (Romaikn Istoria), в 80 кн. (на греч. яз.), над к-рой Д. К. работал 22 года. Он использовал соч. рим. анналистов, Полибия, Ливия, Тацита, Светония Транквилла и др. историков, записки имп. Августа, Адриана, Севера. События своего времени Д. К. излагает самостоятельно, рассказ доводит до 229. Порядок изложения - погодный (по консулам), но группируя события по географич. признаку или по признаку причинной связи, Д. К. часто смещает хронологию. Стремясь к драматизации рассказа и будучи склонен к риторике и общим рассуждениям, подчиняет им изложение фактов. Это особенно повредило книгам, посвященным истории Республики, в тонкостях к-рой Д. К., искушенный в политич. жизни императорского Рима, мало разбирался. События Д. К. освещает с точки зрения рим. сенатора, убежденного сторонника монархии (хотя и противника крайних проявлений деспотизма). В языке и стиле подражает Фукидиду. Из соч. Д. К. до нас дошли кн. 36-54 (с 68 по 10 до н. э.) полностью, кн. 55-60 (9 до н. э. - 46 н. э.) в сокращении, кн. 17, 79-80 частично. Остальное известно по сокращениям и извлечениям, оставленным визант. историками, высоко ценившими Д. К. Особенно важны сокращения Зонары 11-12 вв. (кн. 17-21, 44-80) и Ксифилина 12 в. (кн. 36-80).

Публ.: Cassii Dionis Cocceiani Historiarum Romanorum quae supersunt. Ed. U. Ph. Boissevain, v. 1-5, Berolini, 1895-1931.

Лит.: Schwartz E., Griechische Geschichtsschreiber, Lpz., 1959, S. 394-450; Cary E., Introduction, в издании: Dio's Roman History, with an Engl. transl, by E. Cary, v. 1, L.-N. Y., 1914.

В. М. Смирин. Москва.

ДИАНА

ДИАНА (Diana) - богиня Луны у древних римлян; отождествлялась с греч. богиней Артемидой.

ДИАС

1

(Diaz), Порфирио (15.IX.1830 - 2.VII.1915) - мекс. политич. и гос. деятель, генерал. Род. в небогатой семье в г. Оахака. В годы бурж. революции и гражд. войны 1854-60 активно боролся на стороне либералов против консерваторов. В годы борьбы мекс. народа против французской интервенции (1861-67) Д. командовал крупными отрядами патриотич. армии. В 1871 поднял воен. мятеж против пр-ва Хуареса. В нояб. 1876 армия Д. вступила в столицу, а в мае 1877 конгресс провозгласил его президентом (занимал этот пост до 1880). В 1884, вновь став президентом, Д. установил деспотич. режим диктатуры. Выражал интересы полуфеод. помещиков, крупной буржуазии, верхушки католич. церкви и военщины. При Д. Мексика стала превращаться в полуколонию Англии и США. В стране царил террор. Революция 1910 покончила с режимом Д. В мае 1911 диктатор бежал в Европу. Умер в Париже.

Лит.: Очерки новой и новейшей истории Мексики 1810-1945, М., 1960; Альперович М. и Руденко Б., Мексиканская революция 1910-1917 гг. и политика США, М., 1958; Beats С, Porfirio Diaz, dictator of Mexico, Phil., 1933; Valadès J., El porfirismo. Historia de un régimen, t. 1-2, Mexico, 1948; Carreflo A. M., Archivo del general Porfirio Diaz, t. 1-7, Mexico, 1947-50.

2

(Diaz), Xoce (3.V.1895 - 20.III.1942) - деятель исп. и междунар. рабочего движения. Родился в г. Севилье в семье рабочего. С детства начал трудовую жизнь, длит. время был рабочим-пекарем. С юношеских лет принимал участие в рабочем движении. В 1917-25 возглавлял стачечную борьбу и др. массовые выступления рабочих, сначала в качестве руководителя профсоюза пекарей, затем как руководитель профдвижения всей Севильи. Был одним из руководителей всеобщей забастовки в Севилье в 1920. Неоднократно подвергался тюремному заключению. В 1925-26 участвовал в деятельности МОПР. Изучение коммунистич. лит-ры, с к-рой Д. познакомился в тюрьме, предопределило его дальнейший жизненный путь. В 1926 Д. вступил в компартию Испании (КПИ). Д. возглавил андалузскую областную орг-цию КПИ и направлял борьбу передовых сил КПИ за очищение руководства партии от сектантских элементов, завершившуюся в 1932. В 1932 Д. был избран ген. секретарем КПИ. Под его руководством КПИ превратилась из малочисл. группы в массовую марксистско-ленинскую партию. КПИ возглавила героич. антифаш. восстание астурийских рабочих в окт. 1934, добилась объединения всех левых партий Испании в антифаш. Народный фронт, одержавший победу на выборах в 1936. Д., пользовавшийся огромной любовью исп. пролетариата, был избран депутатом парламента от Мадрида.

На VII конгрессе Коминтерна (1935) Д. был избран чл. Исполкома Коминтерна. В 1936-39 КПИ, возглавлявшаяся Д., была решающей силой в организации нац.-революц. войны исп. народа против фаш. мятежников и итало-герм. интервентов; она сыграла гл. роль в борьбе за создание Народной армии, осуществление агр. реформы, за национализацию пром. предприятий, брошенных владельцами, и др. демократич. преобразования - По указанию Д. компартия приступила к орг-ции знаменитого 5-го полка, к-рый стал базой регулярной Нар. армии. После поражения республики Д. продолжал, несмотря на тяжелую болезнь, руководить борьбой компартии против фашизма, против втягивания Испании во 2-ю мировую войну на стороне держав фаш. блока. Умер Д. в Тбилиси после тяжелой болезни.

Соч.: Très años de lucha. Por el fronte popular, por la libertad, por la independencia de España, Toulouse, 1947; в рус. пер. - Чему учит Испания Европу и Америку, "Коммунистич. Интернационал", 1938, No 12; Об уроках войны исп. народа (1936-1939), "Большевик", 1940, No 4.

Лит.: Ибаррури Д., Беззаветный борец за дело исп. народа. (Некролог), "Коммунистич. Интернационал", 1942, No 3-4; (Благоева С.), Хозе Диас, (М.), 1938.

Л. Балагер.

ДИАС РАМИРЕС

ДИАС РАМИРЕС (Díaz Ramírez), Мануэль (26.XI.1888 - 21.II.1962) - мекс. политич. деятель, историк. Рабочий-табачник, уже в юношеские годы он активно участвовал в рабочем движении страны. В 1907-19 жил в США, на Кубе, в странах Центр. Америки. Участвовал в рабочем движении США. Под влиянием Вел. Окт. социалистич. революции Д. Р. стал переходить на позиции революц. марксизма. Д. Р. - один из основателей мекс. компартии (1919) и Союза коммунистич. молодежи Мексики. В 1921-22 - генеральный секретарь мексиканской компартии. В 1921 Д. Р. присутствовал на III конгрессе Коминтерна и на 1-м конгрессе Профинтерна в Москве. С 30-х гг. Д. Р. уделял много времени исследованию рабочего движения в Мексике. Ему принадлежат "Очерки рабочего и крест. движения в Мексике" ("Apuntes históricos del movimiento obrero y campesino de Mexico" (1844-1880). Fondo de cultura popular, Mexico, d. f., 1952) и ряд др. работ ист. и публицистич. характера.

ДИАШ

Диаш ди Новаиш (Dias de Novaes), Бартоломеу (ок. 1450 - 29.V.1500) - португ. мореплаватель. В 1487 во главе экспедиции, имевшей целью найти морской путь в Индию, исследовал юго-зап. побережье Африки от 22° до 33° ю. ш. Первым из европейцев обогнул афр. материк с Ю. Пройдя вдоль юж. берега Африки до бухты Алгоа, был вынужден по требованию команды повернуть в Португалию; на обратном пути открыл мыс Доброй Надежды (1488). Мат-лы и карты Д. были использованы для разработки маршрута экспедиции Васко да Гама в Индию, в подготовке к-рой участвовал Д. В 1500 принял участие в экспедиции П. А. Кабрала и на пути от Бразилии к Индии погиб во время бури недалеко от мыса Доброй Надежды.

Лит.: Магидович И. П., Очерки по истории географических открытий, т. 1, М., 1949; Харт Г., Морской путь в Индию, пер. с англ., М., 1959; Корке у Paiva, Roteiro da viagem de Vasco da Gama, (Porto, 1841); Rrestage E., The Portuguese pioneers, L., 1933.

ДИБИЧ-ЗАБАЛКАНСКИЙ

Иван Иванович (Иоганн Карл Фридрих Антон) (2(13).V.1785 - 29.V.1831), граф (1827), - рус. воен. деятель, ген.-фельдмаршал (1829). Сын прус. офицера барона Дибича, перешедшего в 1798 на рус. службу. Род. в Силезии, учился в Берлинском кадетском корпусе. С 1801 жил в России. Будучи офицером лейб-гвардии Семеновского полка, участвовал в войне с Францией 1805-07. В 1812 - нач. 1813 - обер-квартирмейстер корпуса и ген.-квартирмейстер армии Витгенштейна. С весны 1813 - ген.-квартирмейстер союзных рус-прус. войск. С апр. 1815 - нач. штаба 1-й армии. В 1821 сопровождал Александра I на Лайбахский конгресс и стал одним из близких к нему лиц. С апр. 1823 - нач. Гл. штаба и управляющий квартирмейстерской частью (1824). В нач. дек. 1825 на основе доноса Шервуда сообщил Николаю I о готовящемся восстании декабристов, а затем руководил их арестами во 2-й армии. В 1828 во время рус.-тур. войны 1828-29 фактически руководил воен. действиями на Балканах, находясь при престарелом главнокомандующем Витгенштейне, с февр. 1829 - главнокомандующий. Был автором порочного стратегич. плана кампании 1828, приведшего к ряду неудач и затяжке войны, выступал против развязывания нар.-освободит. войны на Балканах. С дек. 1830 - главнокомандующий войсками, направленными на подавление Польского восстания 1830-31. Умер от холеры. Был бездарным кабинетным стратегом, воспитанником прус. воен. школы, отличался честолюбием и интриганством.

Лит.: Епанчин Н. А., Очерк похода 1829 г. в Европ. Турции, ч. 1-3, СПБ, 1905-06; Пузыревский (А. К.), Польско-рус. война 1831 г., 2 изд., т. 1-2, СПБ, 1890; "PC", 1880, т. 27-29, 1881, т. 30, 32, 1882, т. 34, 36, 1883, т. 37 (переписка Николая I с Д.).

ДИВАН

ДИВАН (перс. - гос. канцелярия, присутств. место) - 1) При первых халифах, начиная с Омара (634-644), - гос. реестр, список для распределения доходов гос-ва между различными группами господств. класса и для оплаты войск, а также место хранения этих списков.

2) При Омейядах и Аббасидах Д. аль-харадж - налогово-финанс. ведомство, учреждение, занимавшееся сбором податей и налогов; термин "Д." применялся также и к др. правительств. учреждениям.

3) Совет при тур. султане, состоявший из великого везира, муфти и нек-рых др. сановников.

4) Гос. совет, высший совещат. и исполнит. орган, при господарях дунайских княжеств Молдовы и Валахии. В совещаниях Д. принимали участие представители крупнейших светских и духовных феодалов. Д. существовал до объединения Молдовы и Валахии (1859) и образования Рум. нац. гос-ва. Д. также наз. высшие суд. органы, созданные в Бухаресте, Крайове и Яссах по Органическому регламенту 1831-32.

Лит.: Sacerdoteanu A., Divanele lui Stefan cel Mare, "Analele Univ. С I. Parhon", ser. Stiintelor sociale, istorie, 1956, No 5; Costacliel V., Panaitescu P. P., Cazañu A., Viata feudala în Tara Romîneasca si Moldova (sec. XIV-XVII), Buc, 1957.

5) В нек-рых совр. странах мусульм. Востока Д. - правительств. учреждения по адм. и суд. делам.

ДИВАНИ

ДИВАНИ (перс. - государственный, имеющий отношение к гос-ву) - термин для обозначения гос. земель в Иране и странах Закавказья в средневековье ("арази-йе дивани", или "амлак-е дивани"). В раннем средневековье в халифате категория земель Д. была преобладающей; к землям Д. относились и общинные земли, крестьяне считались лишь держателями земли и были обложены поземельной податью - харадж. На землях Д. гос-во было непосредственным эксплуататором крестьян через свой финанс. аппарат. Нередко сбор налогов с гос. земель отдавался на откуп.

Лит.: Али-заде А. A., Соц.-экономич. и политич. история Азербайджана XIII-XIV вв., Баку, 1956; Петрушевский И. П., Земледелие и аграрные отношения в Иране XIII-XIV вв., М.-Л., 1960; Løkkegaard F., Islamic taxation in the classic period, Copenhagen, 1950.

И. Л. Петрушевский. Ленинград.

ДИВИТИАК

ДИВИТИАК (Divitiacus) - вождь родоплем. аристократии галльского племени эдуев. Во время войны Юлия Цезаря с галльскими племенами (58-51 до н.э.) сделался одним из верных его помощников, предав галлов в их борьбе за независимость.

Источн.: Записки Юлия Цезаря и его продолжателей о галльской войне..., пер. М. М. Покровского, М.-Л., 1948, кн. 1. 16-20, 31-32, 41; кн. 2, 5, 10, 14, 15; кн. 6. 12.

ДИГГЕРЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ДИГЕНИС АКРИТ"

"ДИГЕНИС АКРИТ" ("Digenes Аkritas") - визант. эпич. поэма о жизни и подвигах легендарного героя Дигениса (букв. - "двоерожденный", т.е. сын араба и гречанки), воплотившего в себе идеал акритов (букв. - пограничников) - воинов, селившихся на границах Визант. империи, где они владели небольшими зем. наделами и пользовались рядом льгот у пр-ва. Поэма создана на основе не дошедших до нас песен, по-видимому, в 10-11 вв. Сохранились лишь более поздние (в осн. 12-13 вв.) версии поэмы: 5 стихотворных рукописей (Гротта-Ферратская, Трапезунтская, Андросская, Эскуриальская, Оксфордская) и одна прозаическая (Андросская). В неск. редакциях существует также др.-рус. пер. или переработка ("Девгениево деяние"). Поэма ярко отразила жизнь на вост. границах Византии. Поиски ист. прототипа гл. героя до сих пор следует считать малоудачными; в то же время ряд др. персонажей "Д. A.", по-видимому, восходит к реальным лицам 9-10 вв. (вождям павликиан Хрисохиру, Карвеасу, визант. полководцу Андронику Дуке и др.). В образе Дигениса отразилась идеология провинц. воен. знати, отстаивавшей свою независимость от центр. власти. "Д. А." содержит ценные сведения о визант.-араб. политич. и культурных взаимоотношениях, об отд. деталях визант. быта и др.

Лит.: Basileios Digenns Akritas... Nea plerns ekdosis... po P. Kalonaroy, т. 1-2, Atnnai, 1941; в рус. пер. - Дигенис Акрит, пер., статьи и коммент. А. Я. Сыркина, М., 1960; Кузьмина В. Д., Девгениево деяние, М., 1962.

А. Я. Сыркин. Москва.

"ДИДАХЕ"

"ДИДАХЕ" (Didaxe ton dodeka apostolon - учение двенадцати апостолов) - один из древнейших памятников христ. богословской лит-ры, написанный неизв. автором, вероятно, в нач. 2 в. н.э. Представляет собой краткое собрание общих наставлений ранних христиан, описание (впервые в христ. лит-ре) христ. обрядов и молитв, поучение об отношении христ. общин к странствующим проповедникам ("апостолам" и "пророкам") и указание о выборе руководителей общин ("епископов" и "диаконов"). В "Д." совершенно не упоминается о земной жизни, распятии и воскресении Иисуса Христа. Текст "Д.", известный ранее только в отрывках, был открыт в 1875 епископом Никомедийским (М. Азия) Вриеннием и опубл. в 1883.

Соч.: Учение двенадцати апостолов, пер. с греч., в кн.: Л. Н. Толстой, Полн. собр. соч., т. 25, М.-Л., 1937.

Лит.: Виппер Р. Ю., Возникновение христианской литературы, М.-Л., 1946, гл. 4; Ранович А. Б., О раннем христианстве, М., 1959; Ленцман Я. A., Происхождение христианства, М., 1960.

ДИДГОРСКАЯ БИТВА

ДИДГОРСКАЯ БИТВА - произошла 15 авг. 1121 в окрестностях Дидгори (близ Тбилиси) между груз. войсками во главе с Давидом Строителем и сельджукской армией. В кровопролитной Д. б. груз. войска, насчитывавшие ок. 60 тыс. чел. (ок. 40 тыс. грузин, 5 тыс. осетин и 15 тыс. кипчаков, отряд рыцарей-крестоносцев из Зап. Европы), наголову разбили мусульм. войска, что обеспечило освобождение Грузии от их власти.

ДИДОЙЦЫ

ДИДОЙЦЫ - этнографич. группа аварцев. См. Цезы.

ДИДРО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДИДЬЕ

ДИДЬЕ (Didier), Жан Поль (25.VI.1758 - 10.VI.1816) - франц. политич. деятель, адвокат и профессор права, умеренный либерал. Был одним из организаторов "Общества нац. независимости", созданного в окт. 1815 для борьбы за освобождение Франции от оккупации ее терр. войсками седьмой коалиции. Опираясь на группу отставных офицеров-бонапартистов, Д. организовал заговор с целью свержения династии Бурбонов и возведения на престол сына Наполеона I (герцога Рейхштадтского). Заговорщики привлекли на свою сторону неск. сотен крестьян и отставных солдат и в ночь с 4 на 5 мая 1816 безуспешно пытались захватить Гренобль. Д., раненный в бою, бежал в Пьемонт, но там был задержан и выдан франц. властям, а затем казнен.

Лит.: Ducoin A., Paul Didier, histoire de la conspiration de 1816, P., 1844; Dumolard H., Jean-Paul Didier et la conspiration de Grenoble, 4 mai 1816, Grenoble, 1928.

А. И. Молок. Москва.

ДИЕГЕС

ДИЕГЕС (Dieguez), Исидоро (12.I.1909 - 42) - деятель рабочего движения Испании. Рабочий-каменщик. В 1932 вступил в компартию. В годы нац.-революц. войны - секретарь мадридской орг-ции Коммунистич. партии Испании (КПИ); с 1937 - чл. ЦК КПИ. С 1938 - чл. Политбюро ЦК КПИ. В марте 1939 руководил вооруж. борьбой против переворота Касадо. В 1939 эмигрировал. В 1942 нелегально вернулся в Испанию для реорганизации Коммунистической партии Испании в подполье. Попал в руки фашистов и погиб.

"ДИЕНАС ЛАПА"

"ДИЕНАС ЛАПА" ("Dienas Lapa" - "Ежедневный листок") - газета демократич. направления, изд. в Риге с 1886. При ред. П. Стучке (1888-91, 1895-97) и Плиекшан (Я. Райнис) (1891-95) "Д. л." стала идейным центром "нового течения" - движения революц.-демократич. интеллигенции в Латвии. Печатала статьи о клас. борьбе и рабочем движении, фрагменты из трудов К. Маркса и Ф. Энгельса. В 1897 запрещена царским пр-вом. С 1898 выходила вновь (по 1905), но прежнего значения не имела.

ДИЖМА

ДИЖМА - дижмэ, - 1) В Молдавии в 15-19 вв. натуральный годовой оброк, к-рый крестьяне платили феодалам в размере 1/10 продуктов. 2) Гос. налог на пасеки и стада свиней. Номинально размеры Д. должны были равняться 1/10 дохода плательщика, фактически были иногда больше или меньше.

ДИЗРАЭЛИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДИЙ

ДИЙ (Dios) - эллинистич. историк (предположительно 2 в. до н.э.), автор написанного на греч. яз. соч., в к-ром он стремился ознакомить греч. мир с историей и культурой финикиян. Оно известно по фрагменту, включенному в соч. Иосифа Флавия ("Против Апиона", I, 17). В этом фрагменте излагается история Тира в период правления царя Хирама (10 в. до н.э.). Д., вероятно, использовал хроники Тира.

ДИК

Иван Осипович (наст. фамилия и имя - Дическу (Dicescu), Йон; май 1893 - апр. 1938) - деятель рум. рабочего движения, участник борьбы за Сов. власть в России. Род. в Бухаресте в семье рабочего-маляра, окончил высшее коммерч. училище. В 1909-16 - чл. Рум. с.-д. рабочей партии, один из редакторов ее центр. органа - газ. "Romînia muncitoare" (1910-12). В 1911-13 издавал атеистич. журн. "Ratiune". Участник 1-й мировой войны (прапорщик), был ранен. По политич. мотивам дезертировал из королевской рум. армии. Находясь в Петрограде, в апр. 1917 вступил в РКП(б). В нояб. 1917 - янв. 1918 и в мае 1918 - апр. 1919 работал в НКИД, в февр. - мае 1918 - секретарь рум. ВРК в Одессе. В апр. 1919 - дек. 1920 - на фронтах гражд. войны; политкомиссар на Вост., Туркестанском, Юго-зап. фронтах. Принимал активное участие в формировании интернац. отрядов Красной Армии и организации ячеек и иностр. групп РКП(б). Встречался с В. И. Лениным. В янв. - нояб. 1921 - зав. Балканским сектором Регистрационного управления штаба РВС республики. В дек. 1921-22 - слушатель Воен. академии им. Фрунзе. В 1922-37 - на преподават. и науч. работе в Москве. Д. - автор мн. работ по вопросам статистики и учета строительства. В период культа личности Сталина был необоснованно репрессирован. Реабилитирован посмертно.

ДИКЕ

ДИКЕ (Dike), Кеннет Онвука (р. 1917) - нигерийский историк. С 1960 - ректор Ибаданского ун-та. Обучался в Нигерии, Гане, Сьерра-Леоне и в Англии. В своих работах Д. убедительно доказывает существование у африканцев собственной самобытной и относительно развитой духовной и материальной культуры задолго до появления на терр. нынешней Нигерии европейцев. Д. отвергает созданный колонизаторами миф об отсутствии у африканцев своей собственной истории. Д. - участник мн. междунар. семинаров по проблемам африканистики. На 25-м Междунар. конгрессе востоковедов (1960) был избран пред. подготовит. к-та 1-го Междунар. конгресса африканистов (1962).

Соч.: Trade and politics in the Niger Delta 1830-1885, Oxf., 1956; A hundred years of British rule in Nigeria. 1851-1951, Lagos, 1957.

ДИКЕОС

ДИКЕОС (Dikaios), известен также под фам. Папафлессас (Papaplessas), Григориос (1788 - 1.VI.1825) - греч. политич. и воен. деятель, архимандрит. Участник греческого национально-освободительного восстания 1821-29, представитель демократич. крыла в лагере восставших против тур. ига греков. В янв. 1821 по поручению руководства тайного освободит. об-ва "Филики Этерия" прибыл в Морею (Пелопоннес) для подготовки восстания. Успешно справился с этой задачей, преодолев сопротивление богатых землевладельцев кодзабасов. Принимал участие во мн. боях против турок. В 1823 назначен Нац. собранием, состоявшимся в Астросе, мин. внутр. дел. Занимал посты мин. внутр. дел и полиции также в пр-ве Кондуриотиса (1824). Героически погиб в сражении при Маньяки, пытаясь с небольшим отрядом задержать продвижение вторгшейся в Морею егип. армии Ибрагим-паши, пришедшего на помощь тур. войскам.

Лит.: Potakos X., Biograpia Пapapleisa, Atnna, 1868.

"ДИКИЙ СЕЙМ"

"ДИКИЙ СЕЙМ" - принятое в ист. лит-ре назв. гос. собрания Венгрии, заседавшего в Пеште в окт. - нояб. 1514, после подавления Дожи Дьёрдя восстания 1514. В отличие от предыдущих гос. собраний (кон. 15 - нач. 16 вв.), где обычно имели место столкновения мелкого и среднего дворянства с магнатами, на "Д. с." все группировки феодалов выступили единодушно и утвердили закон, предусматривавший жестокое наказание участников крест. восстания, возмещение убытков, причиненных помещикам восставшими, и прикрепление крестьян к земле. Были установлены также размеры крест. повинностей (один день барщины в неделю, денежные и натур. взносы). "Д. с." также одобрил "Трипартитум" Иштвана Вербёци.

Лит.: Ачади И., История венгерского крепостного крестьянства, пер. с венг., М., 1956.

ДИКОЕ ПОЛЕ

ДИКОЕ ПОЛЕ - см. в ст. Засечные черты.

Предыдущая страница Следующая страница