Приглашаем посетить сайт

Путешествия (otpusk-info.ru)

Советская историческая энциклопедия
Статьи на букву "А" (часть 24, "АРД"-"АРМ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 24, "АРД"-"АРМ")

АРДИНИ

АРДИНИ - см. Мусасир.

"АРДИТИ ДЕЛЬ ПОПОЛО"

"АРДИТИ ДЕЛЬ ПОПОЛО" (Arditi del popolo) - см. "Народные смельчаки".

АРЕЙЯ

Ария (греч. 'Areia или 'Aria, др.-иран. Гарайва - совр. Герат), - древняя область, расположенная по р. Герируд (Сев.-Зап. Афганистан). В 1 в. до н. э. длит. время была отдельным владением, правители к-рого чеканили собств. монету.

АРЕЛАТ

АРЕЛАТ (франц. Royaume d'Arles) - королевство на Ю.-В. Франции в 9-14 вв. с центром в г. Арле (франц. Arles, у римлян - Arelas, Arelate). Образовалось в 879 на части терр. Прованса и Лионне (Нижне-Бургундское королевство). Сплочение отдельных феод. владений в единое гос-во было вызвано необходимостью обороны от набегов арабов. Ок. 933 А. объединился с существовавшим с 888 Верхне-Бургундским королевством. Объединенное гос-во называлось первоначально как А., так и Бургундским королевством. Усиление влияния герм. империи в Италии привело к подчинению А., под контролем к-рого находились дороги из Германии в Италию, герм. императору (1033). Терр. А. расширилась: она охватывала Прованс, Дофине, Савойю, Лионне, кантон Берн, Франш-Конте (графство Бургундия) и др.

При формальной зависимости от империи феодалы А. были весьма самостоятельны и, пользуясь покровительством императора, успешно сопротивлялись сближению с Францией, что сыграло отрицат. роль в процессе объединения франц. гос-ва. Победа Филиппа II Августа при Бувине (1214) усилила стремление знати А. укрепить связи со "Священной Рим. империей" (с 1229 А. управлялся имперским викарием). Однако экономич. связи А. (простиравшиеся в Италию и центр. р-ны Франции, минуя Германию), языковая и этническая общность определили сближение А. с Францией. Отрыву А. от империи содействовало также поражение герм. феодалов в Италии. Особенно заметным этот отрыв стал в период междуцарствия (1254-73). Вслед за Дофине (1349) к Франции был присоединен и ряд др. областей А. В 1378 имперским викарием в А. был назначен франц. дофин (будущий Карл VI) - это можно считать концом А. Сев.-вост. терр. А. вошла в 14 в. в состав Швейцарского союза. После мира в Камбре (1529) за империей осталось только Франш-Конте. Назв. А. постепенно исчезло.

Лит.: The Cambridge medieval history, ed. by H. M. Gwatkin (и др.), v. 3, Camb., 1924; Jacob L., Le Royaume de Bourgogne sous les empereurs franconiens (1038-1125), P., 1906; Fournier P., Le Royaume d'Arles et de Vienne sous les premiers empereurs de la maison de Souabe, Grenoble, 1884.

И. Я. Лернер. Москва.

--------------------------

Королевство Арелат в X-XII вв.

арелат

АРЕНДА ЗЕМЛИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРЕОПАГ

АРЕОПАГ - совет в Др. Афинах, орган власти. Заседал на Ареопаге ('Areios pagos - холм бога войны Ареса в Афинах) - небольшой скале у главного входа на Акрополь. Первоначально - совет старейшин, обладавший широкой политич., контролирующей, суд. и религ. властью. С 7 в. до н. э. состоял из пожизненных членов (из б. архонтов). Сначала - оплот аристократии, позже - олигархии. Первые ограничения власти А. произвел Солон. С развитием афинской рабовладельч. демократии А. постепенно был лишен политич. власти. После реформы Эфиальта (462 до н. э.) был сохранен только как суд по делам об умышленном убийстве и святотатстве. Но и позднее предпринимал попытки влиять на политику.

Лит.: Древняя Греция, М., 1956.

АРЕФА

АРЕФА ('Aretas) Кесарийский (ок. 850 - ок. 940) - визант. политич. деятель и писатель, архиепископ кесарийский с 902. Был последователем и учеником Фотия. Первоначально выступал в интересах провинц. знати против неогранич. власти визант. самодержавия. В 907 перешел на сторону пр-ва. А. был одним из образованнейших людей своего времени, собирателем рукописей антич. авторов. Ему принадлежат письма, речи, комментарий к "Откровению Иоанна", схолии к антич. писателям. Ряд неизд. произв. А. хранится в Москве (греч. рукопись, ГИМ No 315).

Лит.: Koygea S., O Kaisareias 'Aretas xai to ergon aytou, Atnnai, 1913; Шангин М. A., Византийские политические деятели первой половины X в., в кн.: Визант. сб., М.-Л., 1945, с. 228-248 (есть библ.); Две визант. хроники X в., М., 1959, с. 116-17; Beck H. G., Kirche und theologische Literatur im byzantinischen Reich. Münch., 1959, S. 591-94.

АРЗАВА

Арцава, - небольшое хеттское гос-во в юж. части М. Азии (в Зап. Киликии и Исаврии) во 2-м тыс. до н. э. Была б. ч. независима от великой Хеттской державы и иногда даже вела с ней войны. А. была населена гл. обр. лувийцами (луйами), родственными хеттам. В 15 в. до н. э. находилась в дипломатич. и торг. отношениях с Египтом. Ок. 1340 до н. э. хеттский царь Мурсиль II опустошил А. и угнал оттуда 66 тыс. пленных, обращенных в рабство.

Лит.: Грозный Б., Хеттские народы и языки, "ВДИ", 1938, No 2, с. 29; The Tell el-Amarna tablets, ed. by S. А. В. Mercer, v. 1, Toronto, 1939, p. 183-86.

АРИ МУДРЫЙ ТОРГИЛЬСОН

АРИ МУДРЫЙ ТОРГИЛЬСОН (Ari Fródhi Thorgilsson) (ок. 1067-1148) - исландский историк. Его "Книга об исландцах" ("Islendingabók") - наиболее ранний из сохранившихся памятников по истории Исландии с кон. 9 в. до 1120. Содержит сведения о заселении Исландии, ее политич. устройстве, в частности об организации альтинга и ранних законах, а также о христианизации о-ва и первых исл. епископах. По словам А. М. Т., им была также составлена хронология норв. королей (не сохранилась). А. М. Т. написана, по-видимому, частично, древнейшая редакция "Книги о заселении страны" ("Landnámabók").

Изд.: Ari Thorgilsson, The book of the Icelanders (Íslendingabók), in: Islandica, v. 20, N. Y. - L., 1930.

АРИАНА

АРИАНА ('Ariann) - введенное Эратосфеном в антич. лит-ру обозначение вост. части Иранского плато. В А. включали области Гедросию, Карманию, Арахосию, Дрангиану, Паропамисады, Арейю и Парфию. Греч. А. восходит к иран. "Арьянам" (Aryanam), к-рое не было спец. названием к.-л. области, а означало: страна или царство ариев.

АРИАНСТВО

АРИАНСТВО - течение в христианстве в 4-6 вв., назв. по имени александрийского священника Ария ('Areios; ум. 336). А. зародилось в Александрии (впервые осн. положения были сформулированы Арием в 318) в обстановке острой социальной борьбы. Отвергло догмат, провозглашенный 1-м Вселенским собором христ. церкви в Никее, о том, что бог-сын (Христос) единосущен богу-отцу. А. выражало более древнее представление об Иисусе Христе, как о существе не вечном, сотворенном, низшем в сравнении с богом-отцом; по существу под влиянием неоплатонизма оно возрождало филоновско-оригеновские представления о логосе, как посреднике между богом и людьми. Никейский догмат не сразу получил всеобщее признание. Сам верховный покровитель христианства имп. Константин (ум. 337) вскоре сблизился с арианами. Сын и преемник Константина, имп. Констанций (337-361) вместе со своим придворным духовенством требовал, чтобы церковь объявила бога-сына не "единосущным" богу-отцу, но лишь "подобосущным". Однако церк. деятели во главе с патриархом александрийским Афанасием и рим. папой Либерием выступили против притязаний императорской власти по-своему толковать религ. догматы. То, что историки церкви называют борьбой ортодокс. христианства с "арианской ересью", отражало политич. борьбу различных социальных сил в Рим. империи 4-5 вв.: А. стало знаменем сепаратистских стремлений, враждебных единству христ. церкви. В конце концов ортодокс. христианство одержало победу, т. к. более решительно разорвав с традицией, оно последовательнее освобождало христианство от греко-римских, иудейских и др. представлений. А. было осуждено как ересь (окончательно на соборе 381).

Учение о "единосущии" получило дальнейшее развитие на католич. З., где оно было дополнено догматом о происхождении св. Духа не только от бога-отца, но и от бога-сына (filioque). Католики неоднократно упрекали вост. церковь в чрезмерной зависимости от светской власти и в сохранении пережитков А. Герм. племена (готы, бургунды, вандалы), принявшие христианство из Константинополя, долгое время придержи- вались А.

Лит.: Афанасий, архиепископ Александрийский, Творения, ч. 1-2, М., 1851-52; Самуилов В., История арианства на Латинском Западе, СПб, 1890; Болотов В. В., Лекции по истории древней церкви, т. 4, П., 1918; Duchesne L., Histoire ancienne de l'eglise, 4 éd., t. 3, P., 1911; Gwatkin H. M., Studies of arianism, 2 ed., Camb., 1900.

Н. H. Розенталь. Москва.

АРИАРАТ

АРИАРАТ ('Ariaratns, Ariarathes) - правители Каппадокии: сатрапы А. I и А. II (4 в. до н. э.), цари - А. III (255-220 до н. э.), А. IV (220 - ок. 163), А. V (163 - ок. 130), А. VI (ок. 126 - 111), А. VII (111 - ок. 100), A. VIII (96 - 95), А. IX (88-86), А. X (42-41 до н. э.). Основатель каппадокийской династии А. III находился в союзе с Селевкидами. Его сын и преемник А. IV поддерживал дружеские отношения с Антиохом III, а позднее (после 188) - с Римом. Вместе с Эвменом II участвовал в войне против Фарнака Понтийского (183-179); основал гг. Мазаку и Тиану. А. V считался покровителем греч. культуры, помогал римлянам в войне против Деметрия I и против Аристоника. Последний из Ариаратов - А. X - унаследовал престол своего брата Ариобарзана III, убитого в 43 до н. э. Кассием. Был изгнан Марком Антонием и убит.

АРИИ

АРИИ - термин, имевший различное употребление в науч. лит-ре. Уже с сер. 19 в. понятие "А." (или "арийцы") применялось для определения народов, принадлежавших к индоевроп. языковой общности. Это употребление термина "А." было развито в расистской лит-ре (в частности, в фаш. Германии), придавшей ему тенденциозное и антинауч. значение. Единственно оправданным и принятым в наст. время в науке является применение термина "А." по отношению к племенам и народам, говорившим на индоиран. языках (восточной ветви индоевроп. семьи языков). В древнейших памятниках индоиран. народов они называют себя А., что обозначало полноправных людей, в отличие от соседних или покоренных народов. От слова А. происходит целый ряд географич. и этнич. названий: инд. Арьяварта, авест. Арьянаваэджа, совр. назв. Иран (от Aryanam - "страна А.") и др. В ряде случаев А. стало плем. самоназванием (индийское племя аризанты - племя А., сарматское племя А., аланы, как и самоназвание осетин в фольклоре "аллон", - от др.-иран. aryana, и т. д.).

Лит.: Абаев В. И., Из истории слов..., "ВЯ", 1958, No 2; Thieme P., Der Fremdling im Rgveda..., Lpz., 1938.

Э. A. Грантовский. Москва.

АРИЙ

АРИЙ - см. в ст. Арианство.

"АРИЙСКОЕ ЗАВОЕВАНИЕ ИНДИИ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРИКАМЕДУ

АРИКАМЕДУ - населенный пункт близ Пондишери, на Коромандельском берегу, в Юго-Вост. Индии. Раскопками 1937, 1941, 1945, 1947-48 у А. были вскрыты остатки древнего прибрежного торг. поселения (Podoukn 'Emporion, Ptolem, Geogr VII, 1, 14) со зданиями, сложенными из плоских кирпичей. Обнаружено значит. количество италийской (т. н. "арретинской") краснолаковой керамики (начиная с сер. 1 в. н. э.). Найдены также обломки остродонных амфор, глиняные светильники, геммы, поделки из стекла и стеклянной пасты средиземноморского происхождения и римские монеты. Италийский и средиземноморский импорт в А. продолжался вплоть до кон. 2 в. н. э. Ко 2 в. и более позднему времени относятся местные керамич. изделия, изготовленные в подражание средиземноморским, с граффити на др.-тамильском яз.

Лит.: Wheeler R. E. M., Chosh A. and Krishna Deva, Arikamedu: an indo-roman trading-station on the East Coast of India, "Ancient India", 1946, No 2, p. 17-124; Paulys Real-Encyclopädie der classischen Altertums- wissenschaft, Hbbd 41, Stuttg., 1951, стб. 1145-46; Casal J. M., Fouilles de Virampatnam-Arikamedu, P., 1949; Wheeler M., Rome beyond the imperial frontiers, L., 1954.

АРИМАН

АРИМАН - см. Анхра-Майнью.

АРИМАННЫ

АРИМАННЫ (лангобардск. hariman, др.-герм. ariman - воин) - в 8 в. осн. масса свободных лангобардов, имевших право носить оружие и обязанных участвовать в нар. ополчении. В 9-12 вв. - свободные, еще сохранившие свои аллоды и не впавшие в зависимость; б. ч. - это мелкие феодалы, несшие воен. службу королю. Земли, повинности, платежи А. иногда назывались ариманниа. В совр. бурж. историографии распространено неправильное представление, что А. всегда (с 8 в.) являлись воинами, постоянно проживавшими в погран. гарнизонах и зависимыми непосредственно от короля.

Лит.: Неусыхин А. И., Возникновение зависимого крестьянства как класса раннефеодального общества в Зап. Европе VI-VIII вв., М., 1956; Mayer E., Italienische Verfassungsgeschichte von der Gottenzeit bis zur Zunftherrschaft, Bd 1, Lpz., 1909; Torelli P., Un comune cittadino in territorio ad economia agricola, (v. 1), Mantova, 1930.

АРИН-БЕРД

АРИН-БЕРД - холм на окраине г. Еревана, на к-ром находятся развалины урартской крепости, построенной урартским царем Аргишти I ок. 780 до н. э. В строительных надписях, обнаруженных на А.-б., крепость названа Эребуни (возможно, имя ее сохранилось в имени Еревана). Раскопки А.-б., производимые с 1950 (руководитель К. Л. Оганесян), открыли дворцовые и храмовые помещения со стенными росписями, содержащими, кроме орнаментов, также изображения урартских божеств, хоз. помещения и кладовые, надписи. Крепость являлась опорным пунктом для продвижения урартов к оз. Севан. К концу 8 в. до н. э. утратила свое первоначальное значение и новый период ее связан с послеурартским временем (5 в. до н. э.).

Лит.: Пиотровский Б. Б., Кармир-Блур, т. 2, Ер., 1952, с. 51; Оганесян К. Л., Раскопки урартского города Эребуни, "CA", 1960, No 3.

Б. Б. Пиотровский. Ленинград.

АРИННА

АРИННА - древний город Хеттского гос-ва на В. от Хаттушаша. Центр культа солнечной богини А. Назв. "A.", вероятно, восходит к хурритскому слову "источник" (arinni). По хеттским законам, население А. (как и др. важнейших культовых центров) было освобождено от повинностей.

Лит.: Cornelius F., Geographie des Hethiterreiches, "Orientalia", nova ser., 1958, v. 27, fass. 4, S. 376-77.

АРИНЫ

АРИНЫ - племя кочевников-скотоводов и коневодов, занимавшихся также в небольших размерах земледелием. В 17 в. А. обитали в лесостепи в р-не совр. г. Красноярска. Числ. А. в 17 в. - ок. 600 чел. А. говорили на языке, родственном кетскому (см. Кеты). В течение 18 в. А. слились с предками хакасов и русскими.

АРИОВИСТ

АРИОВИСТ (Ariovistus) - предводитель герм. племени свевов, с частью к-рого он ок. 71 до н. э. перешел Рейн, победил эдуев (ок. 61 до н. э.). Его намерению обосноваться в Галлии (поселить свевов, неметов, трибоков и др.) воспротивился Цезарь, к-рый разбил его около Весонтиона (между Безансоном и Шлетштадтом; 58 до н. э.). А. бежал за Рейн и вскоре умер.

Лит.: Schmidt L., Geschichte der deutschen Stämme, bis zum Ausgang der Völkerwanderung, 2 Aufl., Abtl. 2, (s. 1.), 1938.

АРИСМЕНДИ

АРИСМЕНДИ (Arismendi), Родней (р. 21.III.1913) - деятель рабочего движения Уругвая. Родился в г. Рио-Бранко (деп. Серро-Ларго). По профессии - журналист. Учился на юридич. факультете ун-та в г. Монтевидео. Чл. компартии Уругвая с 1930. В 1936-39 был секретарем Федерации коммунистич. молодежи Уругвая, чл. районного к-та партии в г. Монтевидео. Возглавлял молодежную орг-цию страны по оказанию помощи Испанской республике. С 1938 - чл. ЦК (до 1958 - Нац. к-та (НК)) компартии Уругвая. В 1940-41 - гл. редактор ЦО компартии - газ. "Justicia", в 1941-1944 - ответств. редактор коммунистич. газ. "Diario Popular". С 1944 - чл. Исполкома ЦК (до 1958 НК) компартии. В 1946-50 - секретарь к-та партии деп. Монтевидео. В 1951-55 - секретарь НК компартии, с июля 1955 до окт. 1955 - ген. секретарь НК компартии. С окт. 1955 - первый секретарь ЦК (до 1958 НК) компартии. С 1956 - гл. редактор теоретич. журн. компартии "Estudios". С 1946 - депутат парламента. Возглавлял делегации компартии Уругвая на XIX (1952), XX (1956), XXI (1959) съездах КПСС и на Московских совещаниях представителей коммунистич. и рабочих партий 1957 и 1960.

Соч.: Вторжение доллара в Лат. Америку, пер. с исп. М., 1948; Вел. Окт. социалистич. революция и нац.-освободит. движение в Уругвае, пер. с исп., М., 1957; К вопросу о роли нац. буржуазии в антиимпериалистич. борьбе, "ПМиС", 1959, No 5-6; El Partido Comunista del Uruguay ante el XL Aniversario de la Revolución de Octubre, "Estudios", 1957, No 7; No se engañen, señores... Polonia seguira siendo socialista, "Estudios", 1956, No 3-4.

АРИСТАКЕС ЛАСТИВЕРТЦИ

АРИСТАКЕС ЛАСТИВЕРТЦИ - арм. историк 11 в.; автор "Истории Армении", охватывающей период 1001-72 и содержащей ценные сведения о социальном движении тондракийцев, героич. борьбе арм. народа против агрессии Византии и набегах сельджуков, торг. связях арм. городов Ани, Арцн и др.

ббл.

аристакес ббл

Соч.: Arisdagués de Lasdiverd, Histoire d'Arménie, comprenant la fin du royaume d'Ani et le commencement de l'invasion des Seldjoukides; traduite, pour la premiere fois, de l'arménien..., et accompagnée de notes, par E. Prud'homme, (P.),1864.

АРИСТИД

АРИСТИД (Aristeidns), сын Лисимаха (ок. 540 - ок. 467 до н.э.) - афинский гос. и воен. деятель периода греко-персидских войн (500-449 до н. э.). В молодости участвовал в борьбе Клисфена за рабовладельч. демократию. Позднее примкнул к олигархам. Один из 10 стратегов в битве при Марафоне (490). В 489 - архонт-эпоним (см. Архонты). Отражая интересы землевладельцев, руководил "сухопутной партией", предлагал усилить сухопутное войско, чтобы не допустить персов в Аттику. После победы "морской партии" гор. демоса под рук. Фемистокла А. в 483-482 был изгнан из Афин. Возвращен в связи с возобновлением войны с персами в 480. Принял участие в битве при Саламине. В 479 командовал афинянами в битве при Платеях. В 478 участвовал в организации 1-го Афинского мор. союза и установил первую раскладку фороса между союзниками, определив общую его сумму в 460 талантов ("аристидовскии форос").

Лит.: Плутарх, Избр. биографии, М.-Л., 1941.

АРИСТОВ

1

Аверкий Борисович (р. 4.XI.1903) - сов. партийный и гос. деятель. Деп. Верх. Совета СССР 2-5-го созывов. Чл. Коммунистич. партии с 1921. Род. в семье рыбака в г. Красный Яр Астраханской губ. В 1912-19 - рабочий на рыбных промыслах. В 1919-21 - на комсомольской работе. В 1922-25 учился на рабфаке. В 1925-26 - в рядах Сов. Армии. В 1932 окончил Ленингр. политехнич. ин-т им. М. И. Калинина. В 1932-34 - мастер на з-де "Центролит" в Ленинграде. С 1934 по 1939 - на научно-педагогич. работе в Ленинграде и Свердловске. С 1940 - на руководящей парт. работе: секретарь Свердловского обкома КПСС (1940-43), секретарь Кемеровского обкома КПСС (1943-44), первый секретарь Красноярского крайкома и горкома КПСС (1944-50), первый секретарь Челябинского обкома КПСС (1950-1952), секретарь ЦК КПСС и зав. отделом ЦК КПСС (1952-53). В 1953-54 - пред. исполкома Хабаровского краевого совета. С 1954 по 1955 - первый секретарь Хабаровского крайкома КПСС. С 1955 по 1960 - секретарь ЦК КПСС. С 1956 по 1961 - чл. бюро ЦК КПСС по РСФСР. На XIX съезде КПСС (1952) избран чл. ЦК КПСС и на пленуме ЦК - чл. Президиума ЦК КПСС. На XX съезде КПСС (1956) вновь избран чл. ЦК КПСС. С июня 1957 - чл. Президиума ЦК КПСС. С 1961 - посол СССР в Польше.

2

Николай Александрович (р. 1847 - год смерти не уст.) - рус. востоковед, этнограф. С 1868 до 1881 занимал различные адм. должности в Семиреченском обл. правлении (в г. Верном). В 1881-89 - помощник военного губернатора Семиреченской обл. С 1893 - чл. рус. географич. общества. Сотрудничал в журн. "Живая старина". Работы А. освещают историю англо-афг. отношений в кон. 19 в., политич. положение пограничных с Индией афганцев, борьбу афганцев против брит. поработителей, проникнуты сочувствием к освободит. борьбе афганцев.

Соч.: Об Афганистане и его населении, "Живая старина", 1898, No 3-4; Заметки об этнич. составе тюркских племен и народностей и сведения об их численности, СПБ, 1897 (рец. В. В. Бартольда в "ЗВОРАО", 1899, т. 11, с. 341-56); Англо-индийский "Кавказ". Столкновения Англии с афг. пограничными племенами, СПБ, 1900.

3

Николай Яковлевич (1834-82) - рус. историк. Окончил Казанскую духовную академию (1858). Преподавал в ун-тах: Казанском (1867-69), Варшавском (1869-73), Харьковском (1873-75), в Нежинском историко-филологич. институте (1875-82). Находился под большим влиянием А. П. Щапова, разделяя его народнич. и просветительские симпатии, написал монографию о нем (Афанасий Прокофьевич Щапов (Жизнь и соч.), СПБ, 1883). Сделал первую попытку дать характеристику экономич. быта Киевской Руси (магистерская дисс. "Промышленность Древней Руси", СПБ, 1866), обратился к истории нар. движений ("Московские смуты в правление царевны Софьи Алексеевны", Варшава, 1871), к изучению фольклора ("Об ист. значении русских разбойничьих песен", Воронеж, 1875).

Лит.: Шведова О. И., Историки СССР. Указатель печатных списков их трудов, М., 1941.

АРИСТОГИТОН И ГАРМОДИЙ

АРИСТОГИТОН И ГАРМОДИЙ - см. Гармодий и Аристогитон.

АРИСТОКРАТИЯ

АРИСТОКРАТИЯ (греч. aristoxratia, от aristos - наилучший, знатнейший и xratos - сила, власть) - 1) Форма государства, при к-рой правление осуществляется представителями родовой знати. Впервые термин "А." был применен др.-греч. философами Платоном и Аристотелем для обозначения одной из форм гос-ва в установленных ими классификациях форм гос-ва. Типичным образцом А. была Спарта, где гос. власть находилась в руках царей и представителей знатных фамилий, пожизненно являвшихся чл. герусии (совета старейшин). 2) Знать, привилегированная часть к.-л. класса (патриции в Риме, эвпатриды в Афинах и т. д.) или обществ. группа (рабочая А., финанс. A.), пользующаяся особыми правами и преимуществами.

АРИСТОНИК

АРИСТОНИК (Aristonixos) - вождь социального движения рабов и бедноты в Пергаме. Внебрачный сын царя Пергама Эвмена II. После смерти в 133 до н. э. Аттала III (сводного брата А.), завещавшего это царство Риму, А. возглавил движение низших слоев населения, начавшееся еще при Аттале III. А. пытался овладеть Пергамским царством и провести в нем широкое социальное переустройство. А. поддерживали нек-рые города Малой Азии (см. карту), наемные войска Пергама, фракийцы, горное население Мизии. Возможно, что нек-рое время в руках А. находилась столица царства - г. Пергам. После гибели Т. Гракха к А. из Рима бежал философ-стоик Блосий. Сторонники А. назывались гелиополитами (Hliopolitai), т. е. гражданами гос-ва солнца. В этом видны их социальные идеалы, осн. на мотивах эллинистич. утопий Ямбула, Эвгемера. В 131 до н. э. А. разбил около г. Левки рим. легионы. В этой битве был убит консул П. Лициний Красс Муциан. В 130 А. потерпел поражение от войск Марка Перперны; в 129 был взят в плен в г. Стратоникее в Карии и отправлен в Рим, где проведен в триумфе консула Мания Аквилия, а затем казнен. Против А. выступали со своими войсками цари: Вифинии - Никомед II, Понта - Митридат V Эвергет, Каппадокии - Ариарат V и Пафлагонии - Пилемен.

Лит.: Юлкина О. Н., Пергамский декрет 133 года до н. э.,"ВДИ", 1947, No 4; Vavřínek V., La révolte d'Arislonicos, "Rozpravy ceskoslovenské Akademie ved, Rada SV (spolecenských ved), 1957, roc. 67, ses. 2.

O. Н. Юлкина. Москва.

--------------------------

Восстание Аристоника

аристоник

АРИСТОТЕЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРИСТОФАН

АРИСТОФАН (Aristopanns) (ок. 445 - ок. 385 до н. э.) - др.-греч. комедиограф, сочинения которого представляют собой один из наиболее важных источников для изучения социальной и идейно-политич. борьбы в Афинах времени Пелопоннесской войны и последующих двух десятилетий. Из 44 комедий А. сохранилось 11. Будучи идеологом аттич. крестьянства, не заинтересованного в войне со Спартой, А. решительно выступал против радикального крыла афинского демоса, стремившегося к активизации воен. действий. В комедиях А. "Ахарняне"(425), "Мир" (421) и особенно "Лисистрата" (411) резко звучит тема борьбы за мир. В комедиях "Всадники" (424) и "Осы" (422) А. критикует отрицат. стороны афинской демократии: власть демагогов и чрезмерную страсть к суд. процессам. В комедиях "Облака" (423) и особенно "Лягушки" (405) сатирически изображены Сократ и Еврипид. В комедиях последнего периода жизни А. "Женщины в народном собрании" (ок. 392) и "Плутос" (388) в излюбленной поэтом форме утопии ярко показано имуществ. расслоение афинского демоса. Насмешки А. над отрицат. сторонами афинской демократии не дают основания считать А. ее принципиальным противником. Критикуя уязвимые стороны демократич. строя Афин, А. стремится его улучшить. Острие сатиры А. направлено против демагогов, а не против демоса.

Соч.: Комедии, т. 1-2, М., 1954.

Лит.: Ярхо В., Аристофан, М., 1954; Головня В. В., Аристофан, М., 1955; Аристофан. Сб. статей, (М.), 1956; Соболевский С. И., Аристофан и его время, М., 1957; Murray G., Aristophanes, Oxf., 1933; Ehrenberg V., The people of Aristophanes, 2 ed., Oxf., 1951.

АРИТА

Хатиро (р. сент. 1884) - япон. политич. деятель, дипломат. С 1910 находился на службе в Мин-ве иностр. дел, был посланником в Германии, Австрии (1930), Бельгии (1934-36), Китае (1936). Неоднократно был мин. иностр. дел (апр. 1936 - февр. 1937, окт. 1938 - авг. 1939, янв.-июнь 1940). Сыграл большую роль в подготовке "Антикоминтерновского пакта" (1936). Заключил японо-англ. соглашение (Крэйги-Арита соглашение 1939).

АРКАДИЯ

АРКАДИЯ (Arxadia) - область в центре Пелопоннеса. На С. граничила с Ахайей, на З. - с Элидой, на Ю. - с Мессенией и Лаконикой, на В. - с Арголидой. Горная страна, исконное население - ахейцы (избежали дорийского завоевания). Наиболее значит. общины: Орхомен, Мантинея, Тегея. В 371 до н. э. фиванский полководец Эпаминонд, основав г. Мегалополис, создал в А. централизов. союз общин (вскоре распался). В классич. период А. - отсталая страна. В эллинистич. период ее города играли крупную политич. роль.

АРКВА-ПЕТРАРКА

АРКВА-ПЕТРАРКА (Arqua Petrarca) - свайное поселение в Сев. Италии, близ г. Падуи, в торфянике, на берегу одноименного озера. Относится к эпохе энеолита и бронзы. Раскопки - с 1885 по 1906. Обнаружены круглые в плане хижины на кам. фундаментах или на дерев. сваях; преобладающие орудия - кам. и незначит. количество металлических. Население занималось охотой и было знакомо с земледелием. Культура А. П. является посредствующим звеном между культурой энеолитич. свайных поселений Сев. Италии и культурой террамар.

Лит.: Montelius O., La Civilisation primitive en Italie, Stokh., 1895; Duhn F., Italische Gräberkunde, Bd 1, Hdlb., 1924; Patroni G., La Preistoria, 1, Mil., 1937.

АРКОЛЕ

АРКОЛЕ (Arcole) - селение в Сев. Италии, на лев. берегу р. Альпоне, близ впадения ее в р. Адидже, в р-не к-рого во время Итальянского похода Бонапарта 1796-97 произошли бои 15-17 нояб. 1796 между франц. войсками и австр. армией (47 т. ч.) ген. Альвинци, наступавшей с целью деблокировать осажденную франц. войсками крепость Мантую. После неудачной атаки 12 нояб. австр. позиций у Кальдиеро (восточнее Вероны) Бонапарт. оставив в Вероне слабый заслон против крупной группы Альвинци, к утру 15 нояб. осн. силы (ок. 20 тыс.) сосредоточил у переправы через р. Адидже у Ронко. Бои 15 и 16 нояб. на зап. берегу р. Альпоне за переправу у А. были безрезультатны. 17 нояб. атаки французов и их наступление по вост. берегу реки вынудили Альвинци, опасавшегося за свои коммуникации, отвести свои гл. силы на Виченцу. Французы потеряли у А. ок. 4,5 т. ч., австрийцы - ок. 7 т. ч. Победа у А. позволила франц. армии окончат. разбить австрийцев 13-15 янв. 1797 у Риволи и принудить гарнизон Мантуи к капитуляции 2 февраля.

Лит.: Агапеев А., Арколе, извлеч. из нем. соч. Ф. Биндера, Варшава, 1895; Международная военно-историч. библиотека, пер. с франц., т. 6, СПБ, 1890, с. 158-92.

--------------------------

Сражение у Арколе 17 ноября 1796 г.

арколе

АРКОНА

АРКОНА (Arkona) - город балт. славян 10-12 вв. на самом сев. мысу (выс. 45 м) о. Рюген (слав. Руяна) в ГДР. С зап. стороны город окружен валом выс. в 10-13 м. А. была религ. центром, объединявшим ряд слав. племен. Островом управлял верховный жрец бога Святовита. Храм этого бога в А. описал дат. ср.-век. автор Саксон Грамматик. Его данные были подтверждены в 1920-х гг. раскопками нем. археолога К. Шуххардта и др. Был вскрыт квадрат стен храма (20Ч20 м) (покрытого некогда пурпурной крышей), внутри него открыты фундаменты 4 деревянных столбов святилища (между ними висели ковровые завесы) и кам. основание деревянной статуи четырехголового бога. Рядом вскрыта площадь нар. собраний. В зап. части находились жилища, расположенные вдоль вала. В 1168 дат. король Вальдемар I разрушил город и храм. Статуя Святовита была сожжена, а храмовые сокровища перевезены в Данию.

Лит.: Schuchhardt C., Arkona Rethra/Vineta, В., 1926; Любавский М. К., История зап. славян, 2 изд., М., 1918.

А. Л. Монгайт. Москва.

АРКОС

АРКОС - акционерное торг. об-во (All Russian Cooperative Society Limited). Учреждено в Лондоне в июне 1920 сов. кооп. делегацией во главе с Л. Б. Красиным; было зарегистрировано в англ. Мин-ве торговли как частное акц. об-во. В 1923 СНК РСФСР разрешил А. ведение торговых операций на терр. Сов. республики. А. был крупнейшим экспортно-импортным объединением в Англии. Конторы и отделения А. существовали в ряде стран. К началу 1927 оборот А. превышал 100 млн. ф. ст. В связи с провокац. нападением англ. полиции на А. и сов. торгпредство в Лондоне в мае 1927 и последовавшим за этим разрывом англо-сов. дипломатич. отношений А. временно прекратил работу. После восстановления дипломатич. отношений (1929) возобновилась и деятельность А. Однако осн. торг. операции в это время проходили по линии торгпредства СССР; участие А. в товарообороте резко сократилось. Деятельность А. была прекращена с нач. 2-й мировой войны.

Лит.: Внешняя политика СССР. Сб. док-тов, т. 3, М., 1945; Волков Ф. Д., Англо-советские отношения. 1924-1929 гг., М., 1958.

АРМАВИР

1

древний город, находился на лев. берегу р. Аракс, в центре Айраратской долины (развалины близ с. Армавир Октемберянского р-на Арм. ССР). В период существования гос-ва Урарту на Армавирском холме была построена крепость (см. Аргиштихинили). На этом холме или близко к нему возник в 4 в. до н. э. A., являвшийся в 4-2 вв. до н. э. столицей и религ. центром др.-арм. Айраратского царства. Во 2 в. до н. э. столица др.-арм. царства была перенесена в г. Арташат, после чего А. постепенно захирел. Этому способствовало и то, что р. Аракс изменила свое русло. В 5 в. н. э. А. еще существовал. В р-не А. на двух камнях были высечены греч. надписи эллинистич. эпохи, содержащие ист. и лит. тексты. Систематич. археологич. раскопки А. не производились.

Лит.: Уваров А. С., Исследов. местности, на к-рой предполагались развалины Армавира. 5-й археологич. съезд в Тифлисе. Протоколы подготовит. к-та, М., 1882; Болтунова А. И., Греч. надписи Армавира, "Изв. Арм. ФАН СССР", 1942, No 1-2; Манандян Я. A., Армавирские греч. надписи в новом освещении, Ер., 1946; Тревер К. В., Очерки по истории культуры Др. Армении, М.-Л., 1953, с. 104-56; Арутюнян В., К вопросу о градостроит. культуре Др. Армении, "ИАН Арм. ССР. Обществ. науки", 1955, No 9.

2

город в Краснодарском крае РСФСР, на р. Кубани, важный ж.-д. узел и экономич. центр Сев. Кавказа. 111 т. ж. в 1959 (к 1890 - ок. 8 т. ж., в 1911 - 37,2 т. ж., в 1939 - 84 т. ж.). Как аул основан в 1839 горскими армянами (черкесо-гаи). С 1876 аул Армавир преобразуется в село, а в 1914 - в город. В период иностр. воен. интервенции и гражд. войны 1918-20 в р-не А. происходили ожесточенные бои с деникинскими войсками. В А. закончился легендарный поход Таманской армии (4 окт. 1918). С 26 окт. 1918 по 16 марта 1920 А. был занят белогвардейцами. Сов. власть была окончательно установлена 16 марта 1920. За годы социалистич. строительства в А. были построены многочисл. пром. предприятия, культурные учреждения. С авг. 1942 по 16 янв. 1943 А. был оккупирован нем.-фаш. захватчиками и почти полностью разрушен. Восстановлен в послевоен. время. В А. - педагогический ин-т, краеведческий музей.

Лит.: Совр. состояние Армавира, в газ.: "Кавказ", 1852, No 35, 1853, No 32, 34; Иванов, Армавир, там же, 1850, No 45; Ланге, К вопросу о преобразовании Армавира в город, там же, 1905, No 129; Щербина Р. A., История Армавира и черкесо-гаев, Екатеринодар, 1916; Целлер Г., Революц. движение в Армавире, "ПР", 1925, No 10.

АРМАЗИ

АРМАЗИ - верховное божество населения Иберии, по названию почти полностью идентично хеттско-малоазийскому лунному божеству "Армас". По имени А. древняя столица Иберийского царства именовалась Армазцихе ("крепость бога А."). Здесь на вершине горы стоял идол А. Уничтожен в нач. 4 в. в связи с принятием христианства населением Картли в качестве офиц. религии.

Лит.: Болтунова А. И., К вопросу об Армази, "ВДИ", 1949, No 2.

АРМАЗИ-МЦХЕТА

АРМАЗИ-МЦХЕТА - древний город и столица Иберийского (Картлийского) царства Грузии с 3 в. до н. э. до 6 в. н. э. Расположен по обоим берегам р. Куры и р. Арагви, у впадения ее в Куру. Образовался в результате объединения ряда древних поселений: Армазцихе (на горе Багинети) - крепость (акрополь) Мцхета, собственно Мцхета - крупный ремесленный и торг. центр. Сапитиахшо - резиденция нитиахшей (сановников) и эпитроппов (двороуправителей) грузинских царей, Саркинэ - металлообрабатывающий р-н столицы и т. д. Археологич. раскопками древнего кремля под рук. акад. И. А. Джавахишвили и С. Н. Джанашиа с 1937 выявлены крепостные стены и башни из сырцового кирпича, сложенные на основании из тесаных квадратов, развалины "Колонного зала", остатки древнего водопровода, керамич. мастерских, антич. бани и т. д. В р-не устья р. Армазисхеви, в 4 км на З. от крепости Армазцихе, открыта усыпальница грузинских сановников 2-3 вв. Найдено множество оружия, золотых и серебряных предметов (утвари, посуды, украшений), монет, вырезанных на драгоценных камнях портретов с надписями и т. д. Особенно интересны знаки власти питиахшей: золотые диадема и печать с надписями и портретным изображением Эристава Аспаврука и др. Надписи на греч. и арамейском яз. из А.-М. проливают свет на политич. строй Иберийского царства и свидетельствуют, что языками офиц. док-тов А.-М., а также царства в целом были греческий и арамейско-армазский.

Лит.: Мцхета I. Итоги археологич. исследований, т. 1, Археологич. памятники Армазис - Хеви по раскопкам 1937-1946 гг., Тб., 1958; Церетели Г. (В.), Армазская билингва, Тб., 1942.

А. М. Апакидзе. Тбилиси.

АРМАНД

АРМАНД (урожденная Стеффен), Инесса (Елизавета Федоровна) (26.IV.1874 - 24.IX.1920) - деятельница междунар. коммунистич. и рабочего движения. Род. в Париже в семье артиста. Рано лишившись отца, воспитывалась у родственников в Москве. Чл. Коммунистической партии с 1904. Принимала активное участие в революции 1905-07. Неоднократно подвергалась арестам и ссылке. Была в эмиграции. Читала лекции в партийной школе в Лонжюмо. В 1912 направлена в Петербург для парт. подпольной работы. В 1915-16 - участница Международной женской социалистич. конференции, а также Циммервальдской и Кинтальской конференций интернационалистов. В 1916, выполняя партийное поручение, жила в Париже; перевела на франц. яз. ряд работ В. И. Ленина и партийных решений. После Февр. революции 1917 возвратилась в Россию. Делегат VI съезда РСДРП(б). После Окт. революции - чл. бюро Моск. губкома РСДРП(б), губ. исполкома и пред. Губсовнархоза. С 1918 возглавляла отдел работниц при ЦК РКП(б). Сотрудничала в журн. "Коммунистка" (псевдоним - Елена Блонина). Активно участвовала в работе II конгресса Коминтерна, руководила работой 1-й междунар. конференции женщин-коммунисток (1920). Автор популярных брошюр. Похоронена на Красной площади в Москве.

Лит.: Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 35, (Письма) Инессе Арманд; Крупская Н. К., Инесса Арманд, "Правда", 1930, No 264, 24сент.; Арманд Инна, Инеса Арманд, в кн.: Славные большевички, М., 1958, с. 75-88; Frévile J., Une grande figure de la Révolution russe: Inesse Armand, P., (1957).

АРМАНЬЯКИ И БУРГИНЬОНЫ

АРМАНЬЯКИ И БУРГИНЬОНЫ (Armagnacs et Bourguignons) - группировки крупных феодалов во Франции в первой трети 15 в., боролись между собой за власть во время пребывания на престоле слабоумного короля Карла VI (1380-1422). Арманьяки - сторонники Орлеанского герцога, названы по имени Бернара VII (1391-1418), графа Арманьяка (старинной области на Ю.-З. Франции), возглавившего эту группировку. Бургиньоны - бургунд. герцоги Иоанн Бесстрашный (1404-19), Филипп Добрый (1419-67) и их сторонники. В 1408 бургиньоны захватили Карла VI, его двор и руководство правительственными делами; арманьяки на юге страны стали создавать вооруженные отряды; в 1413 они ворвались в Париж и оставались у власти до 1419.

Кровавая феод. междоусобица тяжелым бременем легла на франц. народ, увеличив тяготы Столетней войны 1337-1453. Англичане с выгодой для себя использовали борьбу А. и Б.; после битвы при Азенкуре (1415) и договора в Труа (1420) они сблизились с бургиньонами, вследствие чего группировка арманьяков выступила в обличье поборницы нац. интересов. Договор в Аррасе (1435) между франц. королем Карлом VII (1422-61) и Филиппом Добрым положил конец борьбе А. и В.

Арманьяками назывались также наемные отряды па службе у графов Арманьяков, являвшиеся бичом для мирного населения. Карл VII постарался отделаться от них и послал их (1444) на помощь германскому императору в Швейцарию и Эльзас; там они произвели огромные опустошения и были уничтожены частью швейцарским ополчением, частью сельским населением.

Лит.: D'Avont J., La querelle des Armagnacs et des Bourguignons, P., 1943.

АРМАТОЛЫ

АРМАТОЛЫ (новогреч. armatoloi, от итал. armato - вооруженный человек и тур. аффикса li) - отряды внутр. стражи в Греции конца 17 - 1-й трети 19 вв., находившиеся на службе у тур. пр-ва. Возникли в условиях роста нац.-освободит. движения, когда в горных р-нах страны появились партиз. отряды крестьян, бежавших от тур. гнета (см. Клефты). Будучи не в состоянии уничтожить клефтов, тур. власти легализовали часть их отрядов, поручив им функции внутр. стражи. Командиры (капитаны) таких отрядов, получивших назв. A., отвечали за безопасность торг. путей в определенном р-не (арматолуке). Население арматолуков, число к-рых в Греции к нач. 19 в. достигло 19, обязано было выплачивать капитанам жалованье за их службу. Должность капитанов постепенно становилась наследственной. Тур. пр-во использовало А. в борьбе против нац.-освободит. движения Греции. В то же время конфликты А. с местными тур. властями зачастую приводили к превращению А. в клефтов. Нек-рые капитаны А. вместе со своими отрядами активно участвовали в Греческом нац.-освободит. восстании 1821-29. После освобождения Греции от тур. господства часть А. вошла в состав ее вооруж. сил.

Лит.: Kordatos Г., Istoria tns Neoteras Ellados, t. 1, Atnnai, 1957.

АРМЕЕВСКИЙ МОГИЛЬНИК

АРМЕЕВСКИЙ МОГИЛЬНИК - могильник 7-8 вв. у с. Армеева Шемышейского р-на Пензенской обл. Раскапывался в 1926-27 П. С. Рыковым. Вскрыто 128 могил. Покойники лежали вытянуто на спине, головой на юг, в саване из грубого холста, большей частью обернутые или прикрытые лубом. В могилах найден обильный инвентарь (украшения, оружие, посуда), сходный с инвентарем ранних окских (рязанских) могильников. А. м., по-видимому, принадлежал предкам мордвы.

Лит.: Рыков П. С., Первый Армеевский могильник, в кн.: Тр. секции археологии Ин-та археологии и искусствознания РАНИОН, т. 4., М., 1928, с. 447-53; его же, Очерк по истории мордвы. По археологическим мат-лам, М., 1933, с. 50-54; Смирнов А. П., Очерки древней и средневековой истории народов Среднего Поволжья и Прикамья, в сб.: МИА, No 28, М., 1952, с. 115-16 и др.

АРМЕЙСКИЕ КОМИТЕТЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРМЕНИЯ ВЕЛИКАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница