Приглашаем посетить сайт

Русский язык (rus-yaz.niv.ru)

Советская историческая энциклопедия
Статьи на букву "А" (часть 22, "АПА"-"АРА")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 22, "АПА"-"АРА")

АПАМЕЯ

АПАМЕЯ ('Apameia) - 1) А. на р. Оронте (совр. - Калаат-эль-Мудик, в Сирийском р-не ОАР) - древний город, осн. Селевком I на месте бывшего г. Пеллы. Опустошен и сожжен Хосровом II (в 7 в.). Был родиной стоика Посидония. 2) А. Киботус (совр. Динеир, Турция) - город на pp. Меандре и Марсии во Фригии. Первоначально погран. крепость, осн. Антиохом I на месте древнего г. Келены. В 116 до н. э, вошла в рим. пров. Азию. В рим. эпоху А. - второй по значению (после Эфеса) торг. город пров. Азии. Со 2 в. до н.э. в А. чеканили монеты с изображением Ноева ковчега и надписью Noe. Отсюда назв. "киботус" (греч. kibotos - ковчег).

АПАНАЖ

АПАНАЖ (франц. apanage, от позднелат. appano, букв. - снабжаю хлебом) - крупное зем. владение или содержание, предоставлявшееся во Франции и др. европ. феод. монархиях некоронованным членам королев. семьи (во Франции крупные зем. владения - до Генриха IV, а др. виды - до 1832).

АПАНАСЕНКО

Иосиф Родионович (16.IV.1890 - 5.VIII.1943) - сов. военный деятель, генерал армии (с 1941). Чл. Коммунистической партии с 1918. Род. в с. Митрофановском (ныне Апанасенковское) Ставропольской губ. в семье батрака. С нач. 1918 A. - организатор и комиссар красногвард. и партиз. отрядов в Ставрополье, в дальнейшем - комиссар кав. дивизии в кон. корпусе С. М. Буденного и кав. бригады в 1-й Конной армии. В 1932 окончил воен. академию им. Фрунзе. В 1938-40 - командующий войсками Ср.-азиат. воен. округа. С 1941 - командующий Дальневост. фронтом, с 1943 - зам. командующего Воронежским фронтом. Погиб в Белгород-Харьковской операции.

АПАРСЕРИЯ

АПАРСЕРИЯ (исп. aparceria, от лат. partiarius - участник, арендатор-издольщик) - вид издольной аренды, распространенный в Испании и Лат. Америке. Арендатор земли или скота обязан платить собственнику часть урожая или продуктов животноводства (обычно половину) и поставлять все или часть средств произ-ва для обработки арендуемой им земли. В Испании наиболее часто встречается в Андалусии и Эстремадуре, в Лат. Америке - в Аргентине и Парагвае.

АПАРТХЕЙД

АПАРТХЕЙД (в лит-ре иногда апартеид) (на яз. буров (африкаанс) apartheid - раздельное проживание) - принцип расовой сегрегации в Южно-Африканской Республике, положенный в основу политики жесточайшей расовой дискриминации по отношению к коренному афр. населению - народам банту, а также к др. этнич. группам неевропейского или смешанного происхождения.

Пр-во ЮАР принуждает неевропейцев жить в особых отведенных для них районах (резерватах), в особых городских кварталах или в спец. пригородных поселках (локациях). Неевропейцы лишены всех прав, заработная плата их гораздо меньше, чем у белых. Нарушение А. преследуется в уголовном порядке. А. особенно усилился после 2-й мировой войны. Политика А. неоднократно осуждалась в решениях и резолюциях сессий Генеральной Ассамблеи ООН. Жестокая расовая дискриминация и прямой террор в отношении афр. населения ЮАР вызывают протесты и возмущение в ЮАР и во всех странах мира, ставят под угрозу сохранение мира на афр. континенте.

Лит.: Потехин И. И., Формирование нац. общности южно-афр. банту, М., 1955; Ястребова И. П., Южно-Африканский Союз после 2-й мировой войны, М., 1952; Расовая дискриминация в странах Африки, М.,1960; Балицкий Я., Расизм в Юж. Африке, пер. с польск., М., 1953.

АПАЦАИ-ЧЕРИ

АПАЦАИ-ЧЕРИ (Apáczai Cseri, Apacius), Янош (10. VI. 1625 - 31. XII. 1659) - венг. педагог и философ. Происходил из крестьянской семьи. Основные работы А.-Ч. - "Венгерская энциклопедия" ("A Magyar Encyclopaedia", 1653), "Венгерская логика" ("A Magyar Logikátska", 1654) - содержат гуманистич. идеи просветительства и являются ценным вкладом в развитие венг. культуры. В них А.-Ч. выступал против схоластики, проповедовал учение Декарта. А.-Ч. открыто принял систему Коперника. В педагогике был сторонником Я. Коменского, требовал преподавания на родном языке.

Соч.: Válagatott pedagógiai müvei, Bdpst, (1956).

Лит.: Szinnyei J., Magyar Irók, köt 1, Bdpst, 1891, old. 200-201 (имеется библиография работ А.-Ч.); Kremmer D., Apáczai Cseri János élete és munkássága, Bdpst, 1952; Bán J., Apáczai Csere János, Bdpst, 1958.

В. П. Шушарин. Москва.

АПАЦИНГАНСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ 1814

АПАЦИНГАНСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ 1814 - принята 22 окт. в г. Апацингане (Apatzingan, Мексика) нац. конгрессом, декларировавшим в 1813 независимость Мексики от Испании. А. к. воспроизводила с нек-рыми изменениями ряд положений исп. Кадисской конституции 1812, однако, в отличие от нее, предусматривала установление респ. строя. А. к. провозглашала суверенитет народа, свободу слова, печати, неприкосновенность жилища. Но поскольку в период принятия А. к. в конгрессе преобладало умеренное помещичье-бурж. крыло, в ней не нашли отражения социальные требования, выдвинутые в ходе нар. восстания Идальго и Морелосом. В связи с восстановлением в б. ч. Мексики исп. господства (1815) А. к. осталась фактически лишь декларацией, к-рая так и не была проведена в жизнь.

Публ.: Leyes fundamentales de Mexico, 1808-1957, Méx., (1957).

АПЕЛЛА

АПЕЛЛА ('Apella) - нар. собрание в Спарте. Участвовать в А. могли все полноправные граждане-спартиаты, достигшие 30 лет, владеющие наделом и вносящие взносы в фидитии. Созывали А. сначала цари, позже - эфоры. Собирались на открытом месте, все стояли. Понятия кворума не было. Формально А. была высшим органом власти, фактически - могла только утверждать или отклонять предлагавшиеся ей решения герусии, эфоров. Законодат. инициативы не имела. Обсуждение не допускалось. Голосовали криком, иногда для уточнения результатов участники собрания расходились на 2 стороны. Если А. пыталась проявить самостоятельность, ее можно было распустить. Имела также судебные функции. A. - пережиток воен. демократии в условиях рабовладельч. общества.

Лит.: Латышев В. В., Очерк греч. древностей, 3 изд., ч. 1, СПБ, 1897; История государства и права, т. 1, М., 1949.

АПЕННИНСКАЯ КУЛЬТУРА

АПЕННИНСКАЯ КУЛЬТУРА - археологич. культура бронз. века Италии, охватывающая б. ч. Апеннинского п-ова (3 гл. р-на: северный - Тоскана и Эмилия-Романья, центральный - Юж. Тоскана, Умбрия и Лацио, южный - Кампания и Апулия). Ориентировочно датируется 2-м тыс. до н. э. Большую часть археологич. материала А. к. дают естеств. пещеры Пертоза, Захито, Фельчи (о. Капри) и поселения Скольо-дель-Тонно и Коппа-Невигата. Обитатели пещер и поселений занимались гл. обр. скотоводством и изготовляли орудия из кости, рога и камня. Бронз. предметы встречаются сравнительно редко. Керамика различных р-нов А. к. отличается по технике изготовления, формам и орнаменту. Для А. к. характерны погребения типа кам. круга, мегалитич. сооружений и небольших искусств. пещерок, воспроизводящих, как полагают, по форме хижину или шалаш. Носители А. к. имели связи с древнейшим населением Эгейского басс. (находки микенской керамики с 16 в. до н. э.).

Лит.: Немировский А. И., Племена Италии во 2-м тыс. до н. э., "ВДИ", 1957, No 1; Rellini U., Sulla civiltà dell'età ecea in Italia, "Bullet. di Paletn. italiana", 1934, a. 54; Taylour W., Mycenean pottery in Italy and adjacent areas, L. - Camb., 1958.

А. И. Немировский. Воронеж.

АПОКАЛИПСИС

АПОКАЛИПСИС (греч. apokalypis - откровение), "Откровение апостола Иоанна Богослова", - одна из книг Нового завета, древнейший памятник раннехрист. лит-ры (написан сер. 68 - нач. 69). Ценный источник по истории раннего христианства. А. специально занимался Ф. Энгельс. В А., авторство к-рого церковь приписывает Иоанну Богослову, нашли отражения бунтарские настроения нар. масс, ненависть к Риму, ожидание скорой гибели мировой империи. "Откровение", якобы полученное автором от бога на о. Патмос, говорит о "конце света", когда Христос, устроив "страшный суд" и победив Антихриста, произведет расправу над "злыми и грешными" и установит "тысячелетнее царство божие" на Земле. Противоречивость ряда утверждений А. свидетельствует о борьбе в раннем христианстве различных течений. А. лег в основу христ. эсхатологии (от греч. 'esxatos - конец и logos - учение - учение о "светопреставлении", или "конце мира"). А. - одно из мн. произведений подобного рода, обычно появлявшихся в древности в периоды острой социальной борьбы, и одно из немногих, дошедших до нашего времени. На протяжении веков церковь использовала мрачные "видения" А. для запугивания верующих.

Лит.: Энгельс Ф., Книга откровения, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 16, ч. 1, М., 1937; его же, К истории раннего христианства, там же, ч. 2, М., 1936; Румянцев Н. В., Апокалипсис - откровение Иоанна..., М., 1934; Виппер Р. Ю., Возникновение христианской литературы, М.-Л., 1946; Ленцман Я. A., Происхождение христианства, М., 1960.

"АПОКРИСИС"

"АПОКРИСИС" (греч. apokrisis - ответ) - полемич. соч., направленное против инициаторов Брестской унии 1596; написано лицом, скрывшим свое имя под псевд. Христофора Филалета (греч. - "любящего истину"). Впервые издан в 1597 в Вильно на польск. яз.; в 1598 или 1599 опубл. на зап.-рус. книжном яз. Автор "А." защищает принцип "демократичности" церкви, т. е. участие в церк. соборах не только духовенства, но и мирян; резко критикует высшее православное духовенство, во имя своих корыстных интересов пошедшее на сговор с Ватиканом и польск. феодалами и изменившее народу. Насильств. проведение унии, по мнению автора "A.", вызовет нар. восстания. Антикатолич. направленность "А." вызвала жестокие преследования книги. "А." сыграл важную роль в нац.-освободит. борьбе укр. и белорус. народов против панской Польши.

Публ.: Апокрисис Х. Филалета в пер. на рус. яз., К., 1870; Памятн. полемич. лит-ры в Зап. Руси, кн. 2, СПБ, 1882, (РИБ, т. 7).

Лит.: Скабаланович Н., Об Апокрисисе Х. Филалета, СПБ, 1873; Яременко П. К., Хто був автор "Апокрисиса"?, в сб.: Науковi зап. Львiвського педагогич. iнституту. Сер. фiлологiчна, т. 13, Львов, 1958.

В. А. Голубуцкий. Киев.

АПОКРИФЫ

АПОКРИФЫ - библейские (от греч. apokrypos - скрытый, тайный) - религ. книги, отличающиеся по своей трактовке библ. сюжетов от канонической, т. е. официально утвержденной христ. церковью лит-ры. A., отражая в своем содержании борьбу различных течений раннего христианства, оказывали сильное влияние на складывание осн. догматов христ. религии. Победившая в ходе борьбы церковь утвердила в 4 в. т. н. канон, в к-рый были включены нек-рые произв. из многочисл. раннехрист. лит-ры; все не попавшие в него были объявлены ложными, или А., а впоследствии - даже еретическими. А. распадаются на 2 осн. группы: первая рассказывает о лицах и событиях из Ветхого завета и связана с др.-иудейской религией, а вторая появляется одновременно с христианством и рассказывает о новозаветных мифах и легендах. Последующее распространение А. связано со ср.-век. демократич. ересями и одинаково преследовалось как католич., так и православной церковью. A., часто отличавшиеся поэтичностью, богатством вымысла (наиболее интересны "Евангелия Фомы", "Деяние Пилата", "Хождение Богородицы по мукам" и др.), оказали значит. влияние на лит-ру и иск-во.

Источн.: Памятники отреченной рус. лит-ры. Собр. и изд. Н. Тихонравовым, т. 1-2, СПБ - М., 1863; Тихонравов Н., Отреченные книги Др. России, Соч., т. 1. М., 1898; Apócrifos, N. T. Los evangelios apócrifos. Со ección de textosgriegos y latinos, versión critica, estudios introductorios, comentarios e ilustraciones por Aurelio de Santos Otero, Madrid, 1956.

Лит.: Энгельс Ф., К истории раннего христианства, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 16, ч. 2, М., 1936; Перетц В. Н., Материалы к истории апокрифа и легенды, т. 1-2, СПБ, 1899-1901; Жебелев С. A., Евангелия канонические и апокрифические, Л., 1919; Срезневский И. И., Сказания об антихристе в слав. переводах, (т.) 1-2, СПБ, 1873-74; Яцимирский А. И., Библиографич. обзор апокрифов в южнославянской и рус. письменности, П., 1921; Дуйчев И., Най-старият славянски списък на забранени книги, в сб.: Годишник на българския библиографски институт Елин Пелин, т. 3, 1952-1953, С., 1955; Ранович А. Б., О раннем христианстве, М., 1959, с. 183; Torrey Ch. G., The apocryphal literature, New Haven (Conn), 1945.

Л. M. Затуловская. Алма-Ата.

АПОЛЛОН

АПОЛЛОН ('Apollon) - в древнегреческой мифологии бог солнца и света (Феб), мудрости (Дельфийский оракул А.), искусства (предводитель муз). Сын Зевса и Лето (Латоны), брат-близнец Артемиды. Культ А. носил панэллинский характер.

Лит.: Kerényi K., Apollon. Studien über antike Religion und Humanität, W., 1937.

АПОЛЛОНИЯ ИЛЛИРИЙСКАЯ

АПОЛЛОНИЯ ИЛЛИРИЙСКАЯ ('Apollonia) - др.-греч. город (на терр. совр. Албании), крупный экономич. и культурный центр античного времени. Осн. в 588 до н. э., разрушен в кон. 4 в. н. э. Раскопки 1918-39 и 1956-60 (последние проводились алб. и сов. учеными) открыли: остатки оборонит. стен (5 - 4 вв. до н. э.) из тесаного камня (в 3 в. до н. э. стены строились из кирпича на кам. цоколе), здание гимнасии (5 в. до н. э.) с палестрой и ванной, крытый портик (2 в. до н. э.) длиной до 80 м. с 17 нишами, в к-рых стояли статуи, широкие, мощенные кам. плитами улицы. Многочисл. здания первых веков н. э. из кирпича: прямоугольное здание типа булевтерия с подковообразно расположенными внутри сидениями и роскошным 4-колонным фасадом; одеон - концертный зал на 400-500 зрителей, отделанный внутри разноцветным мрамором; остатки богатых жилых домов с мозаичными и мраморными полами, колоннами, статуями, системой водоснабжения и отопления.

Лит.: Rey L., Fouilles en Albanie, "Révue de Paris", 1939, v. 46, No 15 (см. его же статьи в сб.: Albania, t. 1 - 6, P., 1925-39); Ceka H., Mbi historikun e kёrkimeve dhe germimeve arkeologjike nё Apolloni, в сб.: Buletin i Universitetit shtetёror tё Tiranёs, Tiranё, 1958; Apollonia, в кн.: Enciclopedia dell'arte antica classica e orientale, t. 1, (Roma, 1958); Ceka H., Apollonia, Tiranё, 1958; Блаватский В. Д. и Ислями С., Раскопки Аполлонии и Орика в 1958 г., "CA"., 1959, No 4.

Т. В. Блаватская. Москва.

АПОЛОГЕТЫ

АПОЛОГЕТЫ (от греч. apologia - защита) - христ. писатели гл. обр. 2-3 вв., поставившие своей задачей пропаганду христ. учения и защиту его от нападок еврейских и языческих писателей, а также гонений рим. властей. Известные А. - Квадрат, Аристид, Юстин, Татиан, Афинагор, Феофил, Минуций Феликс, Киприан, Тертуллиан, Лактанций. А. стремились доказать, что христиане - хорошие граждане империи и морально превосходят язычников, что христ. учение имеет много аналогий в языч. религии и философии, но превосходит их своей древностью. Постепенно понятие "А." было распространено на страстного приверженца к.-л. идеи, направления, учения, защитника того или иного обществ. устройства.

Лит.: Ранович А. Б., О раннем христианстве, М., 1959; Pellegrino M., Studi su l'antica apologetica, Roma, 1947; его же, Gli apologeti greci del II sec., Roma, 1947.

АПОМОЙРА

АПОМОЙРА (греч. apomoira - участие, доля) - налог с виноградников и садов в эллинистич.-рим. Египте в размере 1/6 урожая; отсюда назывался также просто "шестиной" (ektn, букв. - шестая (часть)). А. шла в пользу храмов. По реформе 265-264 до н. э. стала собираться в царскую казну для культа царицы Арсинои и притом только деньгами. Просуществовала до 3 в. н. э.

Лит.: Струве В. В., К истории 'Apomoira, "ЖМНП", 1913, ч, 48, No 12.

АПОПИ III

Аусерра Апопи, - гиксосский фараон в Др. Египте (правил в кон. 17 - нач. 16 вв. до н. э.). Был побежден ок. 1590 Камесом (егип. фараон XVII династии), возглавившим освободит. борьбу егип. народа против гиксосов. 33-м годом правления А. III датируется известный математич. задачник (папирус Ринд). Имя А. носили еще 2 гиксосских фараона 17 в.

Лит.: Лапис И. A., К вопросу о последовательности правления гиксосских царей в Древнем Египте, "ВДИ", 1959, No 1, а также лит. к ст. Гиксосы.

АПОРЫ

АПОРЫ (от греч. aporos - бедный, неимущий) - в Византии раннего средневековья обедневшие свободные общинники, к-рые были принуждены сдавать свою землю в аренду более состоят. общинникам, позднее - бедняки.

Лит.: Липшиц Е. Э., Визант. крестьянство и славянская колонизация, в кн.: Визант. сборник, М.-Л., 1945.

АПОСТОЛ

1

Даниил (1654 - 17.I.1734) - гетман Левобережной Украины (1727-34), представитель казацкой старшины. Известен как воен. деятель, участник походов против Турции и Крыма, а также как участник Сев. войны. В 1708 примкнул к изменнику И. Мазепе, однако вскоре (через 3 недели) покинул его. В 1722 участвовал в Перс. походе рус. армии. В 1723-25 в связи с выступлением части укр. старшины, потребовавшей восстановления прежних привилегий, привлекался по делу П. Л. Полуботка. В 1727 с разрешения царского пр-ва избран гетманом. Содействовал росту крупного феод. землевладения на Украине, политике закрепощения левобережного крестьянства и части казачества. После смерти А. выборы гетмана были запрещены.

Лит.: Лазаревский А. М., Очерки малороссийских фамилий, "РА", 1875, No 1;Модзалевский В. Л., Малороссийский родословник, т. 1, К., 1908; Шутой В., Народна вiйна на Украïнi проти шведських загарбникiв у 1708-1709 pp., К., 1951.

2

Петр Даниилович (ум. 1758) - сын казацкого гетмана Д. Апостола. В условиях старшинских смут при гетманах Мазепе и П. Л. Полуботке из-за недоверия к его отцу А. дважды находился в заложниках у царского пр-ва. В первый раз (предположение М. И. Антоновского - "История о Малой России") - в юные годы при дворе Меншикова, где получил хорошее образование и установил придворные связи, во второй раз - в 1725-30. Сохранился дневник А. за 1725-27 на франц. яз. (рус. пер. "КС", 1895, т. 50), к-рый содержит большой материал о быте укр. старшины, событиях столичной жизни, подробные сведения об экономике Украины.

АПОСТОЛИКИ

АПОСТОЛИКИ (лат. apostolici), братья- апостолы, апостольские братья, - христ. секта, образованная итал. крестьянином Сегарелли в р-не Пармы ок. 1260 в обстановке острого нар. недовольства. А. резко критиковали духовенство и рим. курию, выступали также и против светских феодалов. Они требовали возвращения к апостольским временам раннего христианства (отсюда название), восстановления гражд. и имуществ. равенства, якобы существовавшего в раннехрист. общинах. Жили в бедности, переходя с места на место и прося милостыню; проповедовали покаяние и близкое наступление возвещенного Иоахимом Флорским мирового переворота и "царства духа". Резкая антифеод. направленность проповедей А. и аскетизм придавали А. характер крест.-плебейской ереси. Ересь распространилась среди крестьян и отчасти гор. плебейства Сев. Италии. Секта была осуждена 2-м Лионским собором (1274) и буллами Гонория IV (1286) и Николая IV (1290). Начались жестокие репрессии, в 1300 был сожжен как еретик Сегарелли. Во главе А. стал его ученик Дольчино; при нем деятельность А. вскоре приняла форму крест. восстания, к-рое было подавлено только в 1307. Несмотря на преследования инквизиции, отдельные А. продолжали проповедовать свое учение в Сев. Италии, Лангедоке, Испании и Германии до нач. 15 в.

Источн.: Chronica fratris Salimbene de Adam ordinis minorum, MGH. Scriptores, t. 32, Hannoverae et Lipsiae, 1905-13; Historia fratris Dulcini heresiarche, Rerum italicarum scriptores, ord. di L. A. Muratori, t. 9, pt. 5, Roma, 1907.

Лит.: Сказкин С. Д., Ист. условия восстания Дольчино, в сб.: Х междунар. конгресс историков в Риме. Сент. 1955. Доклады сов. делегации, М., 1956.

М. Л. Абрамсон. Москва.

АПОСТОЛИКОС

АПОСТОЛИКОС (исп. apostólicos - мн. ч. от apostolico) - мятежники-абсолютисты, выступавшие против конституц. пр-ва Испании во время революции 1820-23. Представляли интересы самых реакц. сил исп. общества - феодального дворянства и католич. духовенства. Руководство А. осуществляла "Апостолич. хунта" (осн. в 1821). В 1822 А. подняли мятежи в Каталонии, Наварре и Бискайе. После победы контрреволюции (1823) А. в 1826 создали Федерацию чистых роялистов (см. Карлисты).

АПОСТОЛЫ

АПОСТОЛЫ (греч. ед. ч. apostolos, букв. - посланец) - в первые века христианства странствующие проповедники, содержавшиеся за счет религ. общин. Нек-рые А. были организаторами местных христ. общин, к к-рым они иногда обращались со своими "посланиями" по вопросам вероучения и др. В связи с этим возникла лит-ра т. н. посланий, к-рые стали приписываться различным мифич. A., вроде Павла, Петра и др. Позднее, с установлением епископальной церкви и с появлением Евангелий, был создан миф о выделении Иисусом Христом из среды своих учеников особой группы проповедников - 12 апостолов (Петр, Андрей, Иаков Старший, Иоанн, Филипп, Варфоломей, Фома, Матфей, Иаков Младший, Леввит-Фаддей, Симон, Иуда Искариот), к ним присоединял себя Павел. Ряд "посланий" А. вошел в канонич. Новый завет. Кроме 12 канонизированных А., в новозаветной лит-ре А. именуются еще 70 учеников Иисуса Христа. Новозаветные А., подобно самому Иисусу Христу, - личности мифические. В истории христианства с А. связан ряд легенд, относящихся к периоду возникновения церкви. В Новом завете А. приписывается проповедь примирения с действительностью, смиренного и терпеливого ожидания "божеств. избавления".

АПОФЕОЗ

АПОФЕОЗ (греч. apoteosis - обожествление) - причисление др.-греч. гос. деятелей, а в дальнейшем рим. императоров к сонму богов.

АППИАН

АППИАН ('Appianos (ум. в 70-х гг. 2 в.)) - историк, грек из Александрии. Принадлежал к местной знати. Бежал из родного города вследствие нар. восстания. Поселился в Риме, где стал адвокатом фиска; получил рим. гражданство и был причислен к всадническому сословию; при имп. Антонине Пие был назначен прокуратом фиска в Египте. Крупный чиновник бюрократич. аппарата империи, А. был сторонником существующей гос. системы.

А. написал на греч. яз. "Римскую историю" ("Romaika") в 24 кн. - от основания города до первых десятилетий 2 в., гл. идеей к-рой являлось прославление рим. могущества и доказательство целесообразности установления власти Рима над всеми областями и народами, вошедшими в состав Рим. державы. А. отступил от обычного хронологич. порядка и сгруппировал ист. материал гл. обр. по этнич. признаку, дав ряд монографий об отдельных народах, завоеванных Римом; в начале каждой из них А. поместил ист. очерк данной страны, что приблизило этот труд к типу "всемирных историй". Внутр. историю Рима А. изложил по крупнейшим воен. столкновениям. 1-я кн. (Царская) посвящена древнейшему периоду, следующие 3 (Италийская, Самнитская, Кельтская) содержали рассказ о завоевании Римом Италии и борьбе с галлами, кн. 5-8-я (Сицилийская, Иберийская, Ганнибалова и Ливийская) излагали войну Рима с Карфагеном, в книгах 9-й (Македонской), 10-й (Эллинской), 11-й (Сирийской), 12-й (Митридатовой) говорилось о завоевании Римом Греции и эллинистич. монархий. Кн. 13-17-я (Гражданские войны) содержали внутр. историю республики; в кн. 18-21-й (Египетских) речь шла о завоевании Египта, кн. 22-я (Столетие) содержала историю империи в 1 в.; кн. 23-24-я (Дакийская и Аравийская) посвящены войнам Траяна. Полностью до нас дошли кн. 6-8-я и 11-17-я. Кн. 18-24-я утрачены целиком, от остальных сохранились только фрагменты. Труд А. представлял собой популярное ист. соч., предназначенное для читателя-эллина. Вопрос об источниках А. спорен. Изложение строго фактическое; характерен реализм. К. Маркс, говоря о "Гражданских войнах" A., отмечал стремление А. доискаться до "материальной подкладки" этих войн, коренившейся в борьбе мелкого и крупного землевладения.

Соч. в рус. пер.: Гражданские войны, (Л.), 1935.

О. И. Савостьянова. Москва.

АПРАКСИН

1

Петр Матвеевич (1659-1728) - рус. гос. деятель, сподвижник Петра I. Граф (с 1710). Был братом Р. M. Апраксина и царицы Марфы - жены Федора Алексеевича, что сыграло решающую роль в карьере А. В 1702-04 нанес ряд поражений швед. войскам (на р. Ижоре, в устье р. Нарвы). С 1705 - астраханский губернатор, в 1708-13 - казанский. Заключил договор с Аюкой о переходе калмыков в подданство России (1708). С 1717 - сенатор. В 1718 арестован по делу царевича Алексея, но был оправдан и участвовал в Верховном суде над царевичем. С 1722 - президент юстиц-коллегии.

Лит.: Письма и бумаги имп. Петра Великого, т. 1-10, СПБ - М.-Л., 1887-1956; Собрание собственноручных писем имп. Петра Великого к Апраксиным, ч. 1-2, М., 1811.

2

Федор Матвеевич (1661 - 10.XI.1728) - ген.-адмирал рус. флота (с 1708), брат царицы Марфы - жены царя Федора Алексеевича, граф. С 1682 - стольник Петра I, участник создания "потешного" войска. В 1693-96 - двинский воевода и губернатор Архангельска. Участвовал во 2-м Азовском походе (1696). С 1700 - гл. нач. адмиралтейского приказа и азовский губернатор. Руководил созданием воен. и торг. гаваней в Таганроге и новых верфей в Таврове и Новопавловске. В 1709 успешно руководил отражением нападения шведов на Кроншлот и Петербург. В 1710 командовал корпусом, взявшим Выборг. В 1712-23 начальствовал над Прибалтикой и Карелией, был во главе галерной эскадры в Гангутском сражении 1714. В 1715-19 руководил рядом морских и десантных операций на Балтике. Первый президент Адмиралтейств-коллегии (с 1718). В Персидском походе 1722-23 командовал Каспийской флотилией. В 1723-26 - во главе Балт. флота. Пользовался доверием Петра I (А. был 2-м членом комиссии по делу царевича Алексея), но злоупотреблял этим. Не обладая самостоятельностью и решительностью, А. был лишь способным исполнителем приказов Петра I. В 1726 - чл. Верховного тайного совета, сторонник А. Д. Меншикова. Умер в Москве.

Лит.: Письма и бумаги имп. Петра Великого, т. 1-10, СПБ - М.-Л., 1887-1956; Веселаго Р. P., Очерк рус. морской истории, ч. 1, (СПБ ), 1875; РБС, т. 2, СПБ, 1900.

АПРЕЛЬСКАЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ РСДРП

АПРЕЛЬСКАЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ РСДРП (б) - см. Седьмая (Апрельская) Всероссийская конференция РСДРП(б).

АПРЕЛЬСКАЯ ДЕМОНСТРАЦИЯ 1917

АПРЕЛЬСКАЯ ДЕМОНСТРАЦИЯ 1917 - демонстрация протеста рабочих и солдат Петрограда 20-21 апр. (3-4 мая) против антинар. политики бурж. Врем. пр-ва. См. Апрельский кризис 1917.

АПРЕЛЬСКАЯ ЗАБАСТОВКА 1920

АПРЕЛЬСКАЯ ЗАБАСТОВКА 1920 - в Италии - забастовка рабочих Турина и пров. Пьемонт 13-24 апр. 1920. В ответ на попытку администрации одного из з-дов фирмы "Фиат" урезать права фаб.-зав. совета 13 апр. забастовало 150 тыс. металлистов. 14 апр. А. з. переросла во всеобщую (ок. 500 тыс. пром. и с.-х. рабочих). А. з., в организации к-рой принимала участие "Ордине нуово", была важнейшим этапом в развитии революц. движения, развернувшегося в Италии после 1-й мировой войны. Она имела ярко выраженный политич. характер: борьба шла за защиту фаб.-зав. советов и могла стать исходным моментом для распространения их по всей стране как опорных пунктов борьбы пролетариата за власть. Однако лидеры Социалистич. партии и Всеобщей конфедерации труда отрицательно отнеслись к этому движению и не поддержали А. з. После одиннадцати дней (у металлистов после месяца) А. з. закончилась поражением.

Лит.: Грамши А., Избр. произв., пер. с итал., т. 1, М., 1957; Ломбардо-Радиче Л. и Карбоне Дж., Жизнь Антонио Грамши (1891-1937), М., 1953; Канделоро Д., Профсоюзное движение в Италии, пер. с итал., М., 1953.

АПРЕЛЬСКИЕ ТЕЗИСЫ В. И. ЛЕНИНА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АПРЕЛЬСКИЙ КРИЗИС 1917

Статья большая, находится на отдельной странице.

АПРЕЛЬСКОЕ ВОССТАНИЕ 1876

АПРЕЛЬСКОЕ ВОССТАНИЕ 1876 - нац.-освободит. и антифеод. восстание в Болгарии 20 апр. - 20 мая 1876. Подготовлялось Болгарским революционным центральным комитетом, находившимся в Джурджу (Румыния), и революц. к-тами в Болгарии. Организаторы восстания, разделив страну на 4 революц. округа, предполагали начать всеобщее восстание 1 мая 1876. Однако из-за недостаточной конспирации и предательства одного из участников тайного собрания в 4-м революц. округе (Юж. Болгария) тур. властям удалось узнать о готовившемся восстании. Попытка властей арестовать его руководителей заставила последних выступить 20 апр., т. е. раньше намеченного срока. На юге гл. центрами восстания, во главе к-рого стали Т. Каблешкрв, Г. Бенковский и др., были гг. Панагюриште, Копривштица, сс. Батак, Перуштица. Плохо вооруж. отряды повстанцев оказались не в силах противостоять регулярным тур. войскам и сопутствовавшим им башибузукам. В начале мая восстание в Юж. Болгарии было жестоко подавлено (ок. 30 тыс. убитых, зверская резня мирных жителей с. Батак после захвата его башибузуками). В др. революц. округах восстание свелось к разрозненным действиям небольших отрядов повстанцев, к-рые также были разгромлены. Последним событием А. в. была высадка 17 мая близ д. Козлодуй на Дунае сформированного в Румынии отряда под командой Х. Ботева. Не получив поддержки со стороны запуганного тур. властями населения, отряд Ботева дошел до г. Враца и в горах близ города был уничтожен.

В ходе восстания крупная болг. буржуазия заняла враждебную ему позицию. О роли др. обществ. групп в совр. ист. науке существуют две точки зрения. Одни историки (А. Бурмов, X. Гандев и др.) считают А. в. кульминац. пунктом крест. движения, руководство к-рым принадлежало интеллигенции. При этом они отмечают участие в восстании т. н. предпролетариата. По мнению других (автор наст. статьи С. А. Никитин, Н. Тодоров), движущей силой восстания были крестьяне и ремесленники, руководство же принадлежало представителям средней и мелкой буржуазии и интеллигенции.

Несмотря на поражение, А. в. поколебало тур. феод. господство в Болгарии. Оно показало, что болг. народ, действуя организованно, может успешно бороться против тур. гнета. А. в. способствовало обострению междунар. политич. положения и явилось одним из поводов к русско-турецкой войне 1877-78, в результате к-рой Болгария была освобождена от тур. господства.

Источн.: Априлско възстбние. Сб. от документи и материали, т. 1-3, С., 1954-56; Обретенов Н. Т., Спомени за българските възстбния, С., 1942; Стоянов З., Записки о болгарских восстаниях, пер. с болг., М., 1953.

Лит.: Никитин С. A., Революц. борьба в Болгарии в 1875-1876 гг. и Апрельское восстание, в сб.: Освобождение Болгарии от тур. ига, М., 1953; Косев Д., Новая история Болгарии, пер. с болг., М., 1952; Страшимиров Д., История на Априлското възстбние, т. 1-3, Пловдив, 1907; Гандев Х., Априлското възстбние, С., 1956.

С. А. Никитин. Москва.

--------------------------

Апрельское восстание в Болгарии в 1876 г.

апрельское восст

АПРЕЛЬСКОЕ ВОССТАНИЕ 1945

АПРЕЛЬСКОЕ ВОССТАНИЕ 1945 - завершающий этап национально- освободительной войны итальянского народа 1943-45. Восстание против нем.-фаш. оккупантов началось в дни, когда Сов. Армия предприняла Берлинскую операцию, а англо-амер. войска в Италии, прорвав фронт у Феррары (17 апр.), готовились к выходу в долину р. По. Преддверием восстания явилась начавшаяся 18 апр. на предприятиях Турина забастовка. Она распространилась на все города Сев. Италии и вскоре переросла в вооруж. выступления. Восстание проходило под руководством К-тов нац. освобождения (КНО) и партиз. командований, ведущей силой к-рых являлись коммунисты. Оно носило всенар. характер - наступление партизан на города было поддержано трудящимися массами во главе с группами и отрядами патриотич. действия (ГАП и САП). Решающей силой массовых выступлений были рабочие предприятий, действовавшие под руководством созданных компартией Комитетов действия. 19 апр. восстала Болонья, 22 апр. - Модена, 24 апр. - Реджо-нель-Эмилия. 25 апр. КНО Сев. Италии обратился к итал. народу с призывом ко всеобщему вооруж. восстанию. С 25 по 27 апр. восстание охватило всю оккупированную часть Италии. 26 апр. перед восставшим народом капитулировал многочисл. гитлеровский гарнизон Генуи. На следующий день был освобожден гл. город Сев. Италии Милан и рухнула неофаш. "республика Сало" (см. "Сало республика"). 28 апр., после кровопролитных боев, партизаны вошли в Турин. В тот же день восстала Венеция. В результате восстания к концу апреля вся Сев. Италия была освобождена силами патриотов от нем. и итал. фашистов. Восстание сыграло огромную роль в спасении пром. потенциала Сев. Италии от уничтожения его отступавшими фашистами. Оно создало предпосылки для дальнейшей консолидации демократич. сил страны. 25 апр., день начала всеобщего освободит. восстания, является в Италии нац. праздником.

Лит.: Тридцать лет жизни и борьбы Итал. комиунистич. партии. Сб. ст. и док-тов. Общ. ред. П. Тольятти, пер. с итал., М., 1953; Лонго Л., Народ Италии в борьбе, пер. с итал., М., 1952; Батталья Р., История итал. Движения Сопротивления (8 сент. 1943 г. - 25 апр. 1945г.), пер. с итал., М., 1954; Ковальский Н. A., Итал. народ - против фашизма, М., 1957; Catàlano F., Storia del CLNAJ, Bari, 1956.

Г. В. Горшков, Г. С. Филатов. Москва.

АПРИЛОВ

Васил Евстатиев (21.VII.1789 - 2.Х.1847) - деятель болг. нац.-просветительного движения. Род. в Габрове в купеч. семье. Учился в монастырской школе в Габрове, затем в греч. уч-ще в Москве, нем. гимназии в Брашове и Венском ун-те. С 1810 жил в Одессе, занимался торговлей. Под влиянием книги Ю. Венелина "Древние и нынешние болгаре..." (т. 1, 1829) А. решил посвятить себя просвещению болг. народа. Совм. с одесским купцом С. Н. Палаузовым основал в Габрове первую в Болгарии светскую школу (открыта 2 янв. 1835), по образцу к-рой вскоре были созданы школы в Казанлыке, Копривштице и др. городах. А. принадлежат: "Денница новобългарского образования" (ч. 1, 1841), "Мисли за сегашното българско учение" (1847) и др. науч.-педагогич. работы.

Соч.: Събрани съчинения, С., 1940.

Лит.: Арнаудов М., Априлов В. Е., Живот, дейност, съвременници. 1789-1847, С., 1935.

С. А. Никитин. Москва.

АПТЕКЕР

АПТЕКЕР (Aptheker), Герберт (р. 1915) - амер. историк и публицист. Чл. компартии США. Принимал участие во 2-й мировой войне. В течение ряда лет читал лекции по истории в Школе социальных наук им. Джефферсона в Нью-Йорке; гл. редактор прогрессивного журн. "Political Affairs". Осн. работы А. посвящены истории негритянского народа. Среди работ А. важное место занимает "Документальная история негритянского народа Соединенных Штатов" ("A documentary history of the Negro people in the United States", N. Y., 1951), являющаяся первым собр. док-тов по истории негров США. А. восстановил правдивую картину многих десятков восстаний, потрясавших рабовладельч. Юг, показал героич. борьбу негров в период войны за независимость в Сев. Америке 1775-83 и особенно во время Гражд. войны в США 1861-65. В работе "Лауреаты империализма" ("Laureats of imperialism", 1954, рус. пер. 1955) А. подверг критике "школу бизнеса", ведущую атаку на ист. науку с позиций монополистич. капитала.

Соч. (кроме назв. в статье): The Negro in the civil war, N. Y., 1938; Negro slave revolts in the United States, 1526-1860, N. Y., (1939); Te Negro in the American revolution N. Y., (1940); The Negro in the abolitionist movement, N. Y., (1941 ); American Negro slave revolts, N. Y., (1943); Essays in the istory of the American Negro, N. Y., 1945; To be free; studies in American Negro istory, N. Y., (1948 ); History and reality (essays), (2 print, N. Y., 1956); Toward negro freedom, N. Y., 1956; The history of the American people, v. 1-2, N. Y., 1959-60.

И. П. Дементьев. Москва.

АПТЕКМАН

Осип Васильевич (8.III.1849 - 8.VII.1926) - рус. революционер. В 1870 учился в Харьковском ун-те, с 1871 - в Петерб. мед.-хирургич. академии, откуда ушел "в народ" (1874-75). Работая фельдшером, вел революц. пропаганду в Псковской и Пензенской губ. В 1876 примкнул к ростовско-харьковскому кружку народников, влившемуся в "Землю и волю". В 1877-79 входил в "деревенские поселения" землевольцев (саратовское, тамбовское), вел революц. работу в Петербурге. После раскола "Земли и воли" (1879) - один из основателей "Черного передела", чл. редакции его печатного органа. Арестован в нач. 1880; сослан на 5 лет в Якутию, где написал первую редакцию записок о "Земле и воле" и революционном движении 70-х гг. После ссылки закончил в Мюнхене (1887-89) медицинское образование. С нач. 90-х гг. работал земским врачом. В 1893-94 участвовал в создании организации "Народное право". В сер. 90-х гг. сблизился с с.-д. В 1905, работая врачом в Виленской губ., активно участвовал в революции; выпущенный из-под ареста, эмигрировал. В Швейцарии был одно время связан с меньшевиками, но в годы 1-й мировой войны в противоположность им занял антиоборонч. позицию. В 1917 вернулся в Россию. Горячо сочувствовал Сов. власти. Работал в Ист. революц. архиве в Петрограде. Воспоминания и статьи А. являются одним из важных источников по истории революц. народничества.

Соч.: Из истории революц. народничества. "Земля и воля" 70-х гг. (По личным воспоминаниям), СПБ, 1907; Общество "Земля и воля" 70-х гг. по личным воспоминаниям, 2 изд., П., 1924; Глеб Иванович Успенский, М., 1922; Георгий Валентинович Плеханов. Из личных воспоминаний, Л., 1924; Василий Васильевич Берви-Флеровский, Л., 1925; Статьи и воспоминания в журн. и сборниках: "Современная жизнь", 1906, No9-12, 1907, No 1; "Былое", 1907, No 7(19), 1921, No 16, 1922, No 18-19, 1924, No 26; "Минувшие годы", 1908, No 5-6; "Рус. богатство", 1909, No 7, 9; "Современный мир", 1913,.No 4-5, 1914, No 6; "Рус. прошлое", 1923, (т. ) 1-2; "Историко-революционный сб.", 1924, т. 1; "К и С", 1927, No 8/37;"Черный передел" (Страница из истории общества "Земля и воля" 70-х годов), в кн.: Памятники агитационной литературы, т. 1, М. - П., 1923; (Автобиография), Энциклопедич. словарь "Гранат", т. 40.

Лит.: Дейч Л., Роль евреев в рус. революц. движении, т. 1, 2 изд., М.-Л., 1925; Беркова К. Н., О. В. Аптекман, "Новый мир", 1927, No 11.

Ш. М. Левин. Ленинград.

АПУЛЕЙ

АПУЛЕЙ (Apuleius, Appuleius) (p. ок. 125) - рим. писатель. Родом из афр. г. Мадавра. Получил образование в Карфагене и Афинах. Впоследствии был жрецом в Карфагене. Поклонник др.-греч. философии, в особенности учения Платона и ранних киников (им посвящены его "Флориды", "О Платоне и его учении", "О боге Сократа", "О космосе"), А. вместе с тем увлекался совр. мистич. учениями и был привлечен к суду за колдовство. Это обвинение он опровергает в своей "Апологии". Наиболее известен роман А. "Метаморфозы" ("Золотой осел") о похождениях обращенного в осла юноши, содержащий много вставных новелл (напр., известная сказка об Амуре и Психее). Соч. A. - ценный источник для истории быта и идеологии его времени.

Соч.: Апология. - Метаморфозы. - Флориды, М., 1956.

E. M. Штаерман. Москва.

АПУЛЕЙ САТУРНИН

Луций (Lucius Apuleius Saturninus) (ум. 100 до н. э.) - рим. политич. деятель, популяр. Оратор. В 104 - квестор, ведавший в Остии ввозом хлеба. Был отстранен сенатом от должности под предлогом небрежного ведения дел. В 103 - нар. трибун; провел законы о наделении ветеранов Мария землей в Африке и об "умалении величия римского народа" (предусматривал преследование по суду лиц, виновных в нанесении ущерба или в оскорблении римского народа), являвшиеся сильным политич. орудием в руках популяров. В 101 А. С. выступил с разоблачениями сенаторов, подкупленных послами Митридата VI. Это едва не стоило ему жизни, т. к. он был обвинен в нарушении посольской неприкосновенности. На 100 год был вновь избран нар. трибуном, а Сервилий Главция - претором. А. С. внес законопроекты: аграрный - о наделении ветеранов Мария из галльских земель; закон о выведении колоний в провинции (проведение этого закона было поручено Марию); хлебный - о снижении цены за модий хлеба с 61/3 до 5/6 асса. Принятие хлебного закона было сорвано. После принятия агр. закона сенаторам было предписано принести присягу на верность закону. Апогея борьба достигла в связи с выборами магистратов на след. год. Кандидат в консулы от сенатской партии Меммий был убит. Сенат, воспользовавшись этим, объявил гос-во в опасности и поручил подавление волнений консулам (одним был Г. Марий, пользовавшийся пост. поддержкой А. С). Измена всадников союзу с популярами сыграла решающую роль: А. С. и Сервилий Главция были осаждены со своими сторонниками на Капитолии и убиты. В отличие от гракханского, в движении А. С. в большой степени участвовали люмпен-пролетарские и воен. элементы.

В. М. Смирин. Москва.

АПУЛИЯ

АПУЛИЯ (Apulia, итал. Puglia) - область на Ю.-В. Италии. В древности А. (у греков называлась Япигией, 'Iapygia) была населена племенами, по-видимому, иллирийского происхождения, - апулами (педикулами), давнами, япигами и мессапами, а также греками. В кон. 4 в. до н. э. была покорена римлянами. Гл. города: Теан Апулийский, Луцерия, Арпы, Сипонт, Гердонии, Аускул, Канузий, Венузия. Порты: Барий, Брундизий, Гидрунт, Тарент, основанные греками, и др. Через А. проходили две рим. дороги - via Appia и via Traiana. В 1043 была отвоевана норманнами у Византии и в 1054 отдана папами им в лен. В 1059 графы А. были возведены в герцоги А. и Калабрии. В 11-13 вв. переживала экономич. расцвет.

Лит.: Preiss L., Apulien, Stuttg., 1922; Bertacchi C., Puglia, Torino, 1926.

"АРА"

"АРА" ("ARA", сокр. от англ. "American Relief Administration" - Американская администрация помощи) - существовала в 1919-23. Возглавлялась Г. Гувером. Своей задачей официально провозгласила оказание продовольств. и всякой иной помощи европ. странам, пострадавшим во время 1-й мировой войны, однако ее гл. целями были борьба с революц. движением и укрепление экономич. и политич. позиций амер. империализма в европ. странах. Преимущественное содействие "АРА" оказывала реакц. пр-вам Польши, Венгрии и нек-рых др. стран. Во время голода в Поволжье Сов. пр-во разрешило в 1921 деятельность "АРА" в РСФСР. В то время как амер. народ своими добровольными пожертвованиями оказывал через посредство "АРА" и др. орг-ций помощь голодающим, правящие круги США пытались использовать "АРА" для поддержки контрреволюц. элементов и шпионско-подрывной деятельности. Решающую роль в деле ликвидации голода сыграли экстренные мероприятия Сов. пр-ва, помощь сов. и междунар. общественности.

Лит.: Березкин А., США - активный организатор и участник военной интервенции против Советской России (1918-1920 гг.), 2 изд., (М.), 1952; Кунина А. Е., Провал американских планов завоевания мирового господства в 1917-1920 гг., 2 изд., М., 1954; СташевськийД. М., Експансiя США в Европi пiд виглядом "допомоги" (1919-1923), К., 1960; Коган А. Н., Антисоветские действия Американской администрации помощи (АРА) в Советской России в 1921-22 гг., "Исторические записки", 1949, т. 29.

АРАБИ-ПАША

АРАБИ-ПАША (Ураби-паша, Ораби- паша), Ахмед (1841 - 21.IX.1911) - руководитель нац.-освободит. борьбы егип. народа 1879-82. Сын зажиточного крестьянина пров. Шаркия (Ниж. Египет); получил образование в воен. школе Каира. Был в армии, где дослужился до чина полковника. Участвовал в выступлении егип. офицеров в 1879, направл. против иностр. контроля и засилья в егип. армии тур. феодалов. В сент. 1881 возглавил восстание Каирского гарнизона, проходившее под лозунгом "Египет для египтян" и приведшее к созданию нац. пр-ва (февр. 1882), в к-ром А. получил пост воен. министра. После бегства хедива в Александрию в руки А. фактически перешла вся власть в стране. В июле-сент. 1882 А. руководил борьбой егип. народа против англ. интервентов (см. Англо-египетская война 1882). 13 сент. был разбит под Тель-эль-Кебиром, 15 сент. захвачен англичанами в плен и приговорен к смертной казни, к-рая была заменена пожизненной ссылкой на о. Цейлон. Вернулся в Египет в мае 1901, но общественно-политической деятельностью не занимался. Имя А. популярно среди египетского народа.

Лит.: Кильберг Х. И., Восстание Араби-паши в Египте, М.-Л., 1937.

Б. Г. Сейранян. Москва.

АРАБИСТИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРАБО-ВИЗАНТИЙСКИЕ ВОЙНЫ

АРАБО-ВИЗАНТИЙСКИЕ ВОЙНЫ - вооруженная борьба между халифатом (Омейядов и Аббасидов) и Византией за господство в М. Азии, Закавказье и на Средиземном м. в 7-10 вв. Начались в конце 1-го этапа арабских завоеваний. В 668-669, 673-678 и 716-717 араб. войска при поддержке флота предприняли походы через М. Азию на Константинополь и безуспешно осаждали его. В 739 войско визант. имп. Льва III нанесло арабам решит. поражение при Акроине (ныне Карахисар), после чего арабы очистили зап. часть М. Азии. Во 2-й пол. 8 в. византийцы почти совсем вытеснили арабов из М. Азии. В 9 в. воен. действия происходили почти каждое лето в зоне построенных арабами крепостей, линия к-рых тянулась от Сев. Сирии до Армении; против этой линии византийцы создали свою линию крепостей. Крупные нар. восстания в одном из боровшихся гос-в резко повышали воен. активность другого. Так, движение Бабека, против к-рого были направлены вооруж. силы Халифата, позволило византийцам совершить глубокое вторжение в это гос-во. Восстание Фомы Славянина, вступившего в дипломатич. отношения с багдадским халифом, позволило арабам вторгнуться в М. Азию: в 838 войско халифа Мутасима проникло до Амория (во Фригии), взяло эту крепость и стало готовиться к походу на Константинополь, но вскоре отступило ввиду осложнений в Халифате.

Успешные действия сирийского и сев.-афр. флотов привели к потере Византией Крита (823), Сицилии (827-878), Мальты (сер. 9 в.) и ряда важных пунктов в Юж. Италии. В 902 арабы взяли последний визант. укрепл. пункт на Сицилии и г. Регий на итал. берегу Мессинского пролива. В кон. 9 - нач.10 вв. араб. пираты с Крита постоянно нападали на побережье Пелопоннеса и о-ва Эгейского м. В 904 они разграбили Фессалоники. Распадение халифата Аббасидов позволило Византии продвинуться на время в Сев. Сирию. В 11 в. противниками византийцев стали сельджуки.

Лит.: Васильев А. A., Византия и арабы. Политич. отношения Византии и арабов за время Аморийской династии, СПБ, 1900; его же, Византия и арабы... за время Македонской династии, СПБ, 1902. Лит. см. также при ст. Арабские завоевания.

Е. А. Беляев. Москва.

АРАБО-ИЗРАИЛЬСКАЯ ВОЙНА 1948-49

АРАБО-ИЗРАИЛЬСКАЯ ВОЙНА 1948-49 - война между араб. гос-вами Египтом, Ираком, Сирией, Ливаном, Йеменом, Сауд. Аравией и Иорданией, с одной стороны, и Израилем - с другой. Была спровоцирована империалистич. державами, и прежде всего Англией, использовавшими шовинистич. устремления израильских бурж.-националистич. кругов к захвату всей Палестины и изгнанию из нее арабов. Англ. колонизаторы инспирировали воен. столкновения между араб. гос-вами и Израилем, рассчитывая затем выступить в роли "умиротворителя" и "посредника" и продлить таким образом свое господство на Бл. Востоке. Воен. действия начал арабский легион Иордании под команд. англ. ген. Глабба 14 мая 1948 - в день отказа Англии от мандата на Палестину и создания гос-ва Израиль. В воен. действиях приняли участие Египет, Сирия, Ливан, Ирак; др. араб. страны находились лишь в состоянии войны с Израилем. Потерпев неск. поражений в начале А.-и. в., израильские войска остановили продвижение арабов, а в июле - окт. 1948 в сражениях на Ю. (Негев) и С. (Галилея) Палестины добились успеха. В февр. - июле 1949 были подписаны соглашения о перемирии между Израилем и пограничными с ним араб. гос-вами: с Египтом - 24 февр., с Ливаном - 23 марта, с Иорданией - 3 апр., с Сирией - 20 июля (Ирак, Йемен и Сауд. Аравия не заключили соглашения о перемирии). По этим соглашениям между терр. араб. стран и терр., контролируемой Израилем, была установлена демилитаризованная зона; для выполнения условий, указанных в соглашениях, была учреждена комиссия ООН. Причинами поражения армий араб. гос-в явились: наличие острых противоречий в араб. блоке, что не дало возможности установить координацию действий и создать единое эффективное командование, а также предательство реакц. правящих кругов араб. стран (короля Фарука в Египте, короля Иордании Абдаллаха).

В результате А.-и. в. израильские войска оккупировали значит. часть Палестины (ок. 6,7 тыс. км2), переданной по решению ООН от 29 нояб. 1947 арабам, и изгнали из занятых ими р-нов араб. население. Подавляющее большинство беженцев (более 900 тыс. чел.) находится в соседних с Израилем араб. странах в крайне бедств. положении и вопрос о них остается до сих пор нерешенным.

Лит.: Иванов К., Шейнис З., Гос-во Израиль, его положение и политика, 2 изд., М., 1959.

А. З. Вадковский. Москва.

АРАБСКАЯ КУЛЬТУРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРАБСКИЕ ЗАВОЕВАНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРАБСКИЙ КОНГРЕСС 1913

АРАБСКИЙ КОНГРЕСС 1913 (офиц. назв. - Первый арабский конгресс) - конгресс араб. обществ. орг-ций (Партия децентрализации, Бейрутская лига реформ, об-во "Молодая Аравия" и др.), происходивший 18-23 июня в Париже. Созван по инициативе группы араб. студентов, входивших в тайное об-во "Молодая Аравия"; способствовал активизации деятельности араб. националистов. По предложению инициативной группы А. к. должен был рассмотреть вопрос о сопротивлении империалистич. притязаниям на араб. страны. Однако под давлением принимавших участие в А. к. компрадорских элементов этот вопрос был снят с повестки дня. А. к. заострил внимание на арабо-тур. противоречиях. В своих решениях А. к. потребовал обеспечения участия арабов в управлении Османской империей, осуществления децентрализации империи, широкой автономии араб. вилайетов, равноправия араб. яз. с турецким и т. д. Резолюции А. к. были вручены пр-вам Англии и Франции; при посредничестве Франции в июле 1913 в Париже было заключено соглашение между партией "Единение и прогресс" руководством А. к. о проведении реформ в араб. вилайетах. Однако тур. пр-во затягивало проведение реформ, а затем, воспользовавшись началом войны 1914-18, отказалось от них и обрушилось с репрессиями на араб. националистов. Лидер А. к. аз-Захрави и мн. члены А. к. были казнены.

Лит.: Калинин Н. Г., Нац. движение в Сирии и Ливане в 1913 г., в сб.: Очерки по истории араб. стран, (M.), 1959; Аль-Мутамар аль-араби аль-авваль (Первый арабский конгресс), Каир, 1913.

В. Б. Луцкий. Москва.

Предыдущая страница Следующая страница