Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "А" (часть 21, "АНТ"-"АПА")
АНТИПАПА - см. в ст. Папство. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АНТИПАТР ('Antipatros), сын Иоллы (397-319 до н. э.), - макед. полководец, участвовал в "Священной войне" 355-346, поддерживал Александра Македонского при вступлении его на престол. В 334 оставлен Александром наместником Македонии; после его смерти в 323 воевал с греками, восставшими против македонского владычества (Ламийская война 323-322). В 321 после смерти Пердикки был провозглашен на съезде диадохов в Трипарадейсе (321) регентом-правителем империи. |
Николай Кириллович (дек. 1894 - 24.VIII.1941) - сов. парт. и гос. деятель. Род. в Старорусском у. Новгородской губ. в семье крестьянина-бедняка. Работал слесарем на з-дах Петербурга. Чл. Коммунистич. партии с 1912. За революц. деятельность 6 раз подвергался арестам. В 1917 - чл. Петерб. к-та большевиков, был избран в Петрогр. совет. Делегат VII (Апрельской) Всеросс. партконференции от гельсингфорсского к-та РСДРП(б). В окт. 1917 - чл. Президиума Петрогр. центр. совета фабзавкомов. После Окт. революции - чл. президиума ВСНХ. В 1919 - секретарь Казан. губкома РКП(б) и чл. РВС запасной армии Республики. В 1923-24 - секретарь Моск. к-та РКП(б). В 1925 - секретарь Уральского обл. к-та ВКП(б). В 1926-27 - секретарь Ленингр. губкома партии и Сев.-зап. бюро ЦК. В 1928-31 - нарком почт и телеграфа СССР. С марта 1931 - зам. наркома РКИ СССР, чл. президиума ЦКК ВКП(б). С 1935 - зам. пред. СНК и СТО СССР и пред. Комиссии сов. контроля при СНК СССР. На XIII-XVII съездах ВКП(б) избирался чл. ЦК, был чл. ВЦИК и ЦИК СССР. |
АНТИТРИНИТАРИИ (от греч. anti - приставка, означающая "против", и лат. trinitas - троица) - общее назв. ряда приверженцев христ. сект в Рим. империи во 2-4 вв. (монархиане, ариане, саббелиане, присциллиане и др.) и в 16 в., в период Реформации (анабаптисты), отрицавших догмат о Троице. Взглядов А., являвшихся в ряде случаев своеобразным выражением свободомыслия, придерживались также Абеляр, Иоахим Флорский, номиналисты. Преследовались и католиками (А. изгнаны из Италии инквизицией) и протестантами (сожжение в 1553 главы А. - М. Сервета в Швейцарии). В кон. 16 в. распространились в Польше (см. Социниане). Ряд протестантских церквей и сект придерживается видоизмененного учения А. См. Унитарии.
Публ.: Literatura arianska w Polsce XVI wieku. Antologia, (Warsz.), 1959.
Лит.: Будрин Е. A., Антитринитарии 16 в., вып. 1-3, Казань, 1878-89; Левицкий О., Социнианство в Польше и Юго-Зап. Руси, "Киевская старина", 1882, т. 2; Górski K., Studia nad dziejami polskiej literatury antytrynitarskiej XVI w., Kr., 1949; Studia nad arianizmem, Warsz., 1959; Gantimori D., Italienische Haeretiker der Spätrenaissance, Basel, 1949. |
АНТИФАШИСТСКАЯ ЛИГА НАРОДНОЙ СВОБОДЫ (АЛНС) - бирм. политич. орг-ция, созданная в подполье в ходе борьбы против япон. оккупантов как орган нац. антиимпериалистич. фронта; важную роль в образовании АЛНС играли коммунисты. Оформилась в 1944 путем слияния орг-ций Сопротивления, создававшихся с 1942 коммунистами, и сил Сопротивления, руководимых нац. буржуазией. Данное название носит с авг. 1945. Программа АЛНС (утверждена 1-м съездом АЛНС в янв. 1946): завоевание полной нац. независимости, ликвидация иностр. монополий, проведение агр. реформы. Пред. АЛНС - Аун Сан (до 1947), ген. секретарь - коммунист Такин Тан Тун (до июля 1946). Лига создала свои вооруж. силы, руководила сопротивлением япон. оккупантам, в марте 1945 возглавила антияпон. восстание. В 1945 в Лигу входили: компартия, Народно-революц. партия (Социалистическая), ряд бурж.-помещичьих партий и группировок, массовые орг-ции рабочих и крестьян, интеллигенции, нац. меньшинств, буддийские монашеские орг-ции.
Политика компромиссов с англ. империалистами, проводившаяся правым крылом руководства, и борьба внутри лиги привели к ее расколу (1946), исключению из нее компартии и поддерживавших ее массовых орг-ций. После провозглашения независимости Бирмы (4 янв. 1948) лидеры АЛНС возглавили пр-во. АЛНС стала правящей политич. орг-цией Бирм. Союза, представляющей интересы нац. бурж.-помещичьих кругов, руководящее положение в ней заняла Социалистич. партия. В 1958 лига раскололась на "чистую" (лидер У Ну) и "стабильную" (лидеры У Ба Све и У Чжо Нейн). На выборах в парламент в февр. 1960 большинство депутатских мест получила Чистая лига, и У Ну сформировал пр-во. В марте 1960 Чистая лига была переименована в Союзную лигу.
Лит.: Бирманский Союз, М., 1958; Maung Maung, Burma's constitution, Amst., 1958; Cady J. F., A history of modern Burma, Ithaca, 1958; Thakin Nu, Burma under the Japanese, L., 1954.
К. Иванов. Москва. |
АНТИФАШИСТСКАЯ ПОДПОЛЬНАЯ ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (АППО) - одна из антифаш. организаций сов. военнопленных во время Вел. Отечеств. войны. Участники АППО действовали в 1942-45 на терр. СССР, Польши и Франции. Создана в мае 1942 в лагере военнопленных нерус. национальностей ок. Варшавы, в местечке Беняминово, где фаш. командование пыталось насильственно создавать из пленных нац. батальоны для использования их в воен. целях. Во главе орг-ции стояло Центр. подпольное бюро (ЦБ), которым руководил майор С. А. Ягджян. В ЦБ входили также офицеры: В. М. Вартанян, А. А. Казарян, Д. Е. Минасян, А. М. Карапетян, Б. К. Петросян и Л. M. Титанян. Активную роль в АППО играли А. Д. Бабаян, С. А. Багратян, П. П. Мелоян, И. М. Коган ("Маркосян"), М. М. Сесадзе ("Сесадян") и др. В батальонах подпольной работой руководили группы, подчиненные ЦБ. В окт. 1942 часть пленных была переведена в Пулавы (Польша) на сборный пункт военнопленных армян, где ЦБ приняло решение о занятии подпольщиками командных должностей в формируемых батальонах и подготовке их к восстанию. Осенью 1942 одному из членов орг-ции С. Я. Тер-Григоряну через польскую подпольщицу Е. Д. Бовионик (Лелю) удалось установить связь с местными патриотами. Был разработан план совместного восстания, но оно не состоялось, т. к. в окт. 1943 лагерь перевели во Францию (г. Манд). Один из батальонов был переброшен в р-н Майкопа. В окт. 1942 гестапо узнало о готовящемся в этом батальоне восстании. Руководитель восстания Е. П. Хачатурян с группой подпольщиков был расстрелян, остальные - заключены в тюрьмы и штрафные лагеря. Другой батальон был направлен в район Житомира, где в авг. 1943 поднял восстание. Части восставших удалось прорваться к партизанам и вступить в соединение ген. М. И. Наумова, где из них был создан отряд (командир А. М. Осипян), участвовавший в рейдах по тылам противника.
Подпольные бюро и группы батальонов, переброшенные на Запад в 1943, установили связь с Движением Сопротивления и командованием союзников. Батальон у Ла-Манша (руководители Р. А. Манукян, А. И. Аветисян и др.) восстал. Из него было создано подразделение, принявшее участие в освобождении деп. Сомма. Два восставших батальона в р-не Тулона присоединились к франц. партизанам. ЦБ АППО было преобразовано в подпольный Воен. комитет сов. патриотов Юга Франции. В авг. 1944 сов. партиз. отряды были реорганизованы в 1-й Сов. партиз. полк во Франции. Полк освободил сотни насел. пунктов департаментов Гар и Лозер. Члены АППО участвовали также в партиз. движении Голландии, Югославии, Греции, Чехословакии. Франц. командование наградило полк боевым знаменем и орденом "Военный крест". Участники АППО награждены сов. орденами и медалями.
О партизанском движении сов. военнопленных за рубежом см. также в статьях: Движение Сопротивления, Партизанское движение в Великой Отечественной войне 1941-45, Братский союз военнопленных.
Лит.: Оганян В., Открытое письмо боевым друзьям во Франции, "Огонек", 1955, No 12; Титанян Л., Дружба, скрепленная кровью, "Новое время", 1955, No 18; Мы боремся за мир, там же, 1955, No 24; Les Immigrés dans la résistance, "Le combattant et resistant immigré", P., 1946.
M. Л. Епископосов. Москва. |
АНТИФАШИСТСКИЙ НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ АЛБАНИИ (АНОКА) - орган нар. власти, созданный в ходе нац.-освободит. борьбы алб. народа против фаш. захватчиков и их пособников. Образован в мае 1944 решением Антифашистского национально-освобо- дительного совета Албании (АНОСА) как исполнительный орган совета. Выполнял функции врем. пр-ва демократич. Албании, осуществлял руководство нац. освободит. к-тами, возникшими как в освобожденных р-нах, так и в р-нах, оккупированных нем.-фаш. войсками. В состав АНОКА (председатель, 2 его заместителя и 11 уполномоченных) вошли деятели нац.-освободит. движения: Энвер Ходжа (пред. АНОКА), Мюслим Пеза, Хаджи Леши и др. 20 окт. 1944 решением 2-й сессии АНОСА комитет был преобразован во Врем. демократич. пр-во Албании.
Лит.: Смирнова Н. Д., Образование Народной Республики Албании, М., 1960. |
АНТИФАШИСТСКИЙ НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНЫЙ СОВЕТ АЛБАНИИ (АНОСА) - верховный орган власти, возникший в мае 1944 в ходе нац.-освободит. борьбы алб. народа против фаш. захватчиков и их пособников. Образованию АНОСА предшествовала нац.-освободит. конференция, созванная по инициативе компартии Албании 16 сент. 1942 в с. Пезе, где был создан Ген. нац.-освободит. совет как высший политич. орган для мобилизации нар. масс на борьбу против оккупантов и для руководства местными нац.-освободит. советами, к-рые к этому времени начали создаваться как в освобожденных р-нах, так и на оккупированной захватчиками терр. Албании. Будучи органом нац.-освободит. фронта, Ген. нац.-освободит. совет в то же время представлял собой зародыш центральных органов нар. власти. Итоги деятельности Ген. нац.-освободит. совета были подведены на Антифаш. нац.-освободит. конгрессе (24 мая 1944 в г. Пермети), к-рый избрал АНОСА и провозгласил его высшим законодат. органом страны. В качестве исполнит. органа АНОСА был образован Антифашистский национально-освободительный комитет Албании, выполнявший функции врем. пр-ва. 2-я сессия АНОСА (20 окт. 1944, г. Берат) приняла декларацию о правах граждан, закон о компетенции нац.-освободит. советов, закон о преобразовании антифаш. нац.-освободит. комитета во врем. пр-во Албании, закон о выборах в нац.-освободит. советы. После освобождения Албании (29 ноября 1944) АНОСА и его президиум приняли ряд законодат. актов, закреплявших завоевания нар.-демократич. революции, в т. ч.: закон об общих положениях о конфискации частной собственности (14 янв. 1945), закон о зем. реформе (29 авг. 1945), закон о выборах в Учредит. нар. собрание (27 сент. 1945). Избранное в дек. 1945 Учредит. собрание провозгласило Албанию народной республикой (11 янв. 1946) и приняло 14 марта конституцию, согласно к-рой высшим органом гос. власти в стране стало Народное собрание. Лит.: Конституция и основные законодат. акты Нар. Республики Албании, М., 1951; Смирнова Н. Д., Образование Нар. Республики Албании, М., 1960.П. Павлов. Москва. |
АНТИФАШИСТСКОЕ ВЕЧЕ НАРОДНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ ЮГОСЛАВИИ (АВНОЮ) - осн. в 1942 как высший политич. представительный орган для объединения всех патриотич. сил Югославии на общей платформе борьбы против фаш. оккупантов и их пособников. 1-я сессия АВНОЮ состоялась 26-27 нояб. 1942 в освобожденном от оккупантов г. Бихач (Босния). На этой сессии представители от антифаш. политич. орг-ций и групп приняли решение об образовании АВНОЮ и его устройстве и избрали Исполком АВНОЮ. К этому времени по инициативе Компартии Югославии на освобожденной от оккупантов территории, а также в ряде оккупированных р-нов были созданы Нар.-освободит. комитеты, выполнявшие функции органов нар. власти. Руководство Нар.-освободит. комитетами принял на себя Исполком АВНОЮ. 2-я сессия АВНОЮ состоялась в г. Яйце (Босния) 29-30 нояб. 1943. В ней приняли участие 142 делегата из Сербии, Хорватии, Словении, Черногории, Боснии и Герцеговины. Решением сессии АВНОЮ было преобразовано в верховный законодат. и исполнит. представительный орган. Был избран Президиум веча и создан Нац. к-т освобождения Югославии (НКОЮ) во главе с И. Броз-Тито. Сессия приняла также решение о запрещении королю Петру II Карагеоргиевичу возвращаться в страну и о лишении лондонского эмигрантского пр-ва всех прав законного пр-ва Югославии. Провозгласив, что Югославия будет строиться на принципах равноправия всех населяющих ее народов, сессия заложила тем самым основы демократич. федеративного устройства Югославии. НКОЮ стал выполнять функции врем. революц. пр-ва Югославии (до марта 1945). После освобождения Югославии в Белграде состоялась 3-я сессия АВНОЮ (7-10 авг. 1945), в к-рой приняло участие 318 делегатов из всех краев страны. Сессия переименовала АВНОЮ во Врем. нар. скупщину демократич. федеративной Югославии. В числе законов, принятых Врем. нар. скупщиной, был закон о проведении выборов в Учредит. собрание (принят 22 авг. 1945), закон об агр. реформе и колонизации (23 авг. 1945) и др. 29 нояб. 1945 в Белграде на первом заседании Учредит. собрания, избранного 11 нояб. 1945, Югославия была провозглашена Федеративной Народной Республикой (ФНРЮ).
Лит.: Prvo i drugo zasedanje Antifasistickog Veca narodnog oslobodenja Jugoslavije, Beograd, 1953; Пет година народне државе, Београд, 1948; Конституция и основные законодательные акты ФНРЮ, пер. с сербск., М., 1956.
В. А. Токарев. Москва. |
АНТИФЕДЕРАЛИСТЫ (Antifederalists) в США - бурж.-политич. группировка, образовавшаяся в период составления и утверждения конституции 1787 в противовес федералистам. Руководителем А. был Т. Джефферсон. А. выступали за ограничение широких полномочий конгресса и президента, против централизации, за расширение прав отдельных штатов и развитие местного самоуправления. Они пользовались поддержкой фермеров, зап. поселенцев-скваттеров, ремесленников, а также части буржуазии и плантаторов. А. руководили борьбой за принятие "Билля о правах". В нач. 90-х гг. 18 в. на базе А. была создана Республиканско-демократич. партия.
Лит.: Фостер У. З., Негритянский народ в истории Америки, пер. с англ., М., 1955, с. 78-79, 196; Ефимов А. В., Очерки истории США, М., 2 изд., 1958, с. 143-44; Douglas E. P., Rebels and democrates. The struggle for equal political rights and majority rule during the American Revolution, Chapel Hill, (1955). |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АНТОНЕСКУ (Antonescu), Йон (2.VI.1882 - l.VI.1946) - военно-фашистский диктатор Румынии в 1940-1944, крупный помещик, генерал. Будучи офицером, А. участвовал в 1918 в карат. экспедициях против восставших крестьян Галацкого уезда, а также в воен. интервенции против Венг. советской республики (1919). В 1933 был начальником рум. генштаба, с 1938 - министр обороны. 5 сент. 1940 был назначен премьер-министром. Присвоил себе титул "руководителя гос-ва". А. и руководимое им пр-во ввергли Румынию в развязанную Гитлером войну против СССР (22 июня 1941). После нар. восстания 23 авг. 1944 был арестован и как воен. преступник казнен по приговору нар. трибунала Бухареста. |
АНТОНИЕВО-СИЙСКИЙ МОНАСТЫРЬ - основан в 1520 монахом Антонием (1479-1556), происходившим из черносошных крестьян. Расположен в совр. Архангельской обл., близ р. Сии, притока Сев. Двины. А.-С. м. вел крупное феод. х-во, играл видную роль в хоз. освоении Поморья. В 70-х гг. 16 в. в А.-С. м. произошли крест. волнения, для подавления к-рых был прислан спец. "государев посланник" из Москвы. В 1764 накануне секуляризации имел св. 3300 крестьян.
Лит.: Макарий, Историч. сведения об Антониевом Сийском монастыре, в кн.: ЧОИДР, кн. 3, М., 1878; Чаев Н., Из истории крест. борьбы за землю в вотчинах Антониева-Сийского монастыря в XVII в., "ИА", 1936, (т.) 1; Образцов Г. Н., Оброчные и порядные записи Антониево-Сийскому монастырю XVI-XVII вв., там же, 1953, (т.) 8; Корецкий В. И., Известие о неповиновении крестьян в вотчине Антониево-Сийского монастыря во 2-й пол. XVI в., там же, 1957, No 4. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АНТОНИН ПИЙ (Antoninus Pius) (19.IX.86 - 7.III.161) - рим. император (с 138) из сенаторской семьи, вышедшей из Немауса (совр. Ним). В 120 был консулом, позже - проконсулом Азии. В 138 был усыновлен имп. Адрианом; продолжал его внешнюю политику, избегая войн и возводя оборонит. сооружения на границах гос-ва. Уважение к сенату и постоянная поддержка провинц. городов снискали ему популярность среди аристократии. Повинности сел. населения были резко увеличены, что привело к восстаниям в Египте, Дакии, Ахайе, Иудее, Африке. Из мероприятий А. важны законы, каравшие господ за убийство рабов и предписывавшие принудит. продажу рабов чрезмерно жестоких хозяев.
Источн.: Dio Cass., Historiarum romanorum.... 73; Гай, Институции, рус. пер. Ф. Дыдынского, Варшава, 1892, 1, 52.
Лит.: Lacour-Gayet, Antonin le Pieux et son temps, P., 1888; Hüttl W., Antoninus Piux, Praga, 1936. |
АНТОНИНЫ (Antonini) - рим. императорская династия (96-192); названа по имени имп. Антонина Пия. К А. принадлежали: Нерва, Траян, Адриан, Антонин Пий, Марк Аврелий (его соправитель - Луций Вер) и Коммод. В отличие от императоров 1 в., проводивших антисенатскую политику, А. - ставленники рабовладельч. аристократии - действовали в ее интересах. Своих преемников избирали с согласия сената, пополнявшегося теперь не только италиками, но и провинциалами, подчеркивали свое уважение к сенату. Достигнутая при А. максимальная консолидация правящих классов империи обусловила стабилизацию политич. строя. Это вызвало высокую оценку "века А." сенатской историографией, считавшей, что А. сочетали монархию и свободу. Победоносные войны Траяна с даками (101-102 и 105-106) и парфянами (113-117), забота об армии, щедрая раздача рим. гражданства, поддержка, оказывавшаяся городам, экономич. и культурное развитие провинций создавали видимость благополучия и процветания. Однако уже со времени правления Адриана (117-138) появляются симптомы надвигающегося кризиса. Несмотря на неоднократное сложение недоимок, росла задолженность городов; началось запустение земель, с к-рым А. пытались бороться предоставлением льгот долгосрочным арендаторам; страдавшее от поборов и повинностей сел. население поднимало восстания: буколов в Египте (см. Буколов восстание), Бар-Кохбы в Иудее, движения в Лузитании и др. В условиях пассивного сопротивления рабов и страха перед возможными рабскими восстаниями пр-во издало ряд законов, ограничивавших власть господ над рабами, а затем перешло от системы продажи пленных "варваров" в рабство к обращению их в колонов на гос. землях. Падение боеспособности армии привело к отказу от завоеват. политики и усилению обороны: постройке мощных укреплений - Limes Romanus - почти по всей границе империи. Обострение клас. противоречий обусловливало усиление императорской власти: рост бюрократич. аппарата, мелочный надзор, фактич. уничтожение автономии гор. самоуправления, зарождение теократич. тенденций. Ослабление империи выявилось во время тяжелых Маркоманских войн (166-180). Со времени правления Коммода начинается новый период истории империи, т. н. "кризис 3 в.".
Источн.: Dio Cass., Historiarum romanorum..., ed. U. Ph. Boissevain, t. 1-5, В., 1895-1931; SHA, Recensuit H. Peter, Bd 1-2, Lipsiae, 1864; Rlin. Major, Epistularum libri novem. Epistularum ad Traianum liber. Panegyricus, Lipsiae, 1958.
Лит.: Гримм Э. Д., Исследования по истории развития римской императорской власти, т. 2, СПБ, 1901; САН, v. 11, Camb., 1936; Rostovtzeff M., Gesellschaft und Wirtschaft im römischen Kaiserreich, Bd 1-2, Lpz., 1929-30.
E. M. Штаерман. Москва. |
Джордж (1891 - май 1942) - историк араб. нац. движения. Ливанский араб, окончил англ. колледж в Александрии и ун-т в Кембридже. В 1921-30 занимал руководящие посты в англ. мандатной администрации в Палестине. По выходе в отставку жил в США; по поручению амер. Ин-та текущих мировых событий (Institute of Current World Affairs) написал книгу "Арабское пробуждение" (Antonius, "The Arab awakening. The story of the Arab national movement", 1938). В этой книге, представлявшей первую на Западе попытку изложить и объяснить с проимпериалистич. позиций историю араб. нац. движения, А. тенденциозно осветил историю арабов; А. утверждал, что арабы якобы были сплочены в нацию в 7 в. усилиями пророка Мухаммеда, затем их нац. связи были ослаблены вследствие упадка и плохого управления и лишь в 19-20 вв. окрепли вновь благодаря, как он отмечал, просветительской деятельности амер. миссионеров и поддержке, к-рую Англия оказала араб. нац. движению. Цель книги А. - внушить арабам мысль о "необходимости" сотрудничества с империалистич. Англией. А. никогда не участвовал в нац. движении. В 1939 он был ген. секретарем араб. делегации на Лондонской конференции по палестинскому вопросу; принимал участие в подготовке англ. правительств. декларации 1939 ("О политике Англии в Палестине"), направленной на укрепление союза Англии с араб. феод. кругами.
В. Б. Луцкий. Москва. |
Алексей Иннокентьевич (р.15.IX.1896) - сов. воен. деятель, генерал армии (1943), депутат Верх. Совета СССР 2-5-го созывов. Чл. Коммунистич. партии с 1928. Род. в г. Гродно в семье офицера. После окончания в 1916 Павловского воен. уч-ща служил в чине прапорщика в гвардейском егерском полку. С 1919 - в Сов. Армии. Участвовал в боях против войск Деникина на Юж. фронте в качестве нач. штаба бригады и дивизии. После гражд. войны занимал должности от нач. штаба дивизии до нач. штаба округа. В 1931 окончил Воен. академию им. Фрунзе, в 1937 - академию Генштаба. В 1938-41 - на руководящей преподават. работе в Воен. академии им. Фрунзе. В начале Вел. Отечеств. войны был нач. штаба Юж., Сев.-Кавк., Закавк. фронтов, Черноморской группы войск. С дек. 1942 - 1-й зам. нач. Генштаба Вооруж. Сил, с февр. 1945 - нач. Генштаба Сов. Армии, с апр. 1946 - зам. нач. Генштаба Вооруж. Сил. С 1948- зам. командующего и командующий войсками Закавк. воен. округа. С апр. 1954 - 1-й зам. нач. Генштаба и член коллегии Мин-ва обороны СССР. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Владимир Александрович (парт. псевдоним - "Штык", лит. псевдоним - А. Гальский) (1884-1939) - активный участник Окт. революции, сов. воен. и дипломатич. работник. Род. в Чернигове в семье поручика. В революц. движении с 1901. В 1903 вступил в РСДРП. В 1904 окончил юнкерское уч-ще в Петербурге. В 1905-06 - один из организаторов воен. восстаний в Ново-Александрии (Польша), в 1906 - в Севастополе, за что был приговорен к смертной казни, замененной 20 годами каторги. Совершив побег, работал в Финляндии и Петербурге, затем в Москве. После ряда арестов эмигрировал в 1910 во Францию, где примкнул к меньшевикам. Вернувшись из эмиграции в мае 1917, вступил в большевистскую партию. В дни Октябрьского вооруженного восстания - секретарь Петроградского ВРК, активно участвовал в боевых операциях в Петрограде, во взятии Зимнего дворца и аресте Врем. пр-ва. На 2-м Всерос. съезде Советов (1917) избран в Совнарком, являлся чл. коллегии Наркомата по воен. и мор. делам, был главнокомандующим войсками Петрогр. воен. округа. В период гражд. войны 1918-20 командовал Укр. фронтом, был наркомом воен. дел Украины, в 1920 - чл. коллегии Нар. комиссариата труда, позднее - зам. пред. Малого Совнаркома и чл. коллегии НКВД. С 1922 по 1924 - нач. Политич. управления Реввоенсовета Республики. В 1923-27 примыкал к троцкистской оппозиции, в 1928 порвал с ней. Был на дипломатич. работе: полпред СССР в Чехословакии (с 1925), Литве (с 1928), Польше (с 1930).
Соч.: В революции (Воспоминания), М., 1857; В семнадцатом году, (М.), 1933.
Лит.: Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 26, с. 230; его же, там же, т. 29, с. 352; его же, там же, т. 35, с. 316, 320, 323; Девятый съезд РКП(б). Протоколы, М., 1960, с. 178, 340, 351. 352. |
Владимир Павлович (р.19.VII.1884) - сов. парт. и гос. деятель. Род. в Саратове в семье служащего. Чл. Коммунистич. партии с 1902. С 1904 по 1911 учился на юридич. ф-те Моск. ун-та. Вел парт. работу в Саратове и Москве. Активный участник моск. Декабрьского вооруж. восстания в 1905. Во время 1-й мировой войны - чл. Саратовского большевистского к-та, организатор и редактор "Нашей газеты". Неоднократно подвергался арестам и ссылкам. В 1917 - чл. Саратовского гор. к-та РСДРП(б), член, а затем пред. исполкома Саратовского совета. В Окт. революции - пред. ревкома, один из организаторов вооруж. восстания в Саратове. В 1919 - член коллегии НКВД РСФСР, затем пред. Курского губисполкома. В 1920 - пред. Донецкого губ. ревкома, наркомвнудел УССР, чл. Реввоенсовета 4-й армии. С 1921 по 1923 - ректор Коммунистич. ун-та им. Я. М. Свердлова. В 1923-38 - пред. комиссии законодат. предложений при СНК СССР и чл. Верховного Суда. С 1939 по 1952 работал в Наркомате юстиции РСФСР. С 1941 - персональный пенсионер.
Соч.: Под стягом пролетарской борьбы, М.-Л., 1925; Красный год, М.-Л., 1927. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АНТРОПОМОРФИЗМ (от греч. antropos - человек и morpn - форма, вид) - одна из наиболее ранних и распространённых сторон религ. сознания: перенесение на обоготворяемые неодушевленные предметы: растения, животных, явления и силы природы - человеческого образа и человеч. свойств. Говоря о том, что человек создал богов по своему образу и подобию, др.-греч. мыслитель Ксенофан (6 в. до н. э.) поставил под сомнение важный религ. догмат: боги создали мир и человека.
Лит.: Францев Ю. П., У истоков религии и свободомыслия, М.-Л., 1959. |
АНТРУСТИОНЫ (позднелат. antrustiones, от древне-верхненем. truht, латинизир. trustis - дружина, свита) - дружинники франкских королей (при первых Меровингах). Салическая правда рассматривает А. как привилегированную группу (по-видимому, возникла из родовой знати): за убийство А. род убийцы выплачивал роду убитого в 3 раза больший вергельд, чем за убийство простого франка. А. исчезли в 8 в.
Лит.: Неусыхин А. И., Возникновение зависимого крестьянства..., М., 1956. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АНУ - аккадское (ассиро-вавилонское) название шумерского божества неба (шумерск. - Ан), одного из трех верховных божеств Шумера и Вавилонии. Центром культа А. был г. Урук. |
АНУРАДХАПУРА - древний город на севере Цейлона. С 5 в. до н. э. до нач. 11 в. н. э. (когда его завоевали и разрушили чолы) - столица первого сингальского государства. Расцвет А. связан с распространением буддизма в 3 в. до н. э. Сохранились многочисл. дагабы (буддийские храмовые сооружения), скальный монастырь Исурумуния, внешние стены к-рого украшены замечат. барельефами, развалины многих дворцов и монастырей. Занимал большую терр. и был тщательно распланирован. В наст. время А. - заповедник; нек-рые древние памятники восстанавливаются.
Лит.: Cave H. W., The ruined cities of Ceylon, (3 ed.), L., 1905; Anuradhapura, greatest of Ceylon's ancient cities, Ceylon, 1954. |
Дмитрий Николаевич (27.VIII.1843 - 4.VI.1923) - рус. антрополог, этнограф, археолог и географ, акад. (с 1896). В 1867 окончил Московский ун-т, а с 1884 - проф. этого же ун-та. С 1890 - президент Об-ва любителей естествознания, антропологии и этнографии. Один из создателей журн. "Этнографич. обозрение" (1889) и "Землеведение" (1894), "Русский антропологич. журнал" (с 1900). Осн. специальностью А. была антропология, к-рую он понимал широко, включая в нее всю совокупность естественно-ист. сведений о человеке: его эволюцию, сравнит. анатомию, биологию, учение о расах. Большое значение имеют работы А. об айнах (1876), об аномалиях человеч. черепа (1880), о географич. распределении роста муж. населения в России (1889) и др. А. - автор ряда ценных ист. и этнографич. работ: "К истории искусства и верований у Приуральской чуди" (1899), "О древнем луке и стрелах" (1887), "Сани, ладья и кони, как принадлежности похоронного обряда" (1890) и мн. др. Для науч. метода А. характерны строгий историзм и комплексное использование данных антропологии, археологии, этнографии и др. наук. Одновременно А. был выдающимся географом, создателем географич. школы Моск. ун-та; занимался разработкой различных проблем общей и региональной географии. А. - создатель антрополого-этнографич. музея Моск. ун-та.
Лит.: Карпов Г. В., Путь ученого, М., 1958; Левин М. Г., Очерки по истории антропологии в России, М., 1960; (Подробная библиография и биографич. статьи в кн.: Д. Н. Анучин. Географич. работы, М., 1954, с. 413-468).
К. А. Гамазков. Москва. |
АНФАНТЕН (Enfantin), Бартелеми Проспер (8.II.1796 - 31.VIII.1864) - франц. утопист-социалист, один из последователей Сен-Симона. В 1813 окончил Политехнич. школу в Париже; в течение ряда лет служил в торг. предприятиях и банках. В 1821-23 был по коммерч. делам в России. По возвращении во Францию А. примкнул к боровшимся против режима Реставрации тайным обществам. Став в 1824-25 ближайшим учеником Сен-Симона, А. после его смерти возглавил вместе с Базаром сен-симонистскую школу, был одним из организаторов и издателей журн. "Le Producteur) (1825-26), участвовал в организации и чтении в Париже в 1828-30 цикла публичных лекций, посвященных изложению и пропаганде сен-симонистских идей, сотрудничал в журн. "Le Glob" (1830-31).В статьях и лекциях А. содержалась попытка представить ист. процесс как смену различных форм эксплуатации, постепенно смягчающуюся и ведущую к росту сотрудничества в обществе. Обнаруживая по сравнению с др. сен-симонистами более глубокое понимание капиталистич. строя, А. доказывал, что наемный труд есть лишь новейшая форма этой эксплуатации, и критиковал бурж. политэкономию за защиту капитализма. Гл. внимание А. посвятил развитию реакц. идей Сен-Симона об установлении гармонии и порядка в обществе с помощью религии "нового христианства", основанной на любви к ближнему и на новой морали, утверждающей святость физич. жизни и материальной деятельности человека ("реабилитация плоти"). Увлечение А. религиозно-мистич. стороной сен-симонизма способствовало вырождению последнего в религ. секту, в к-рой А. вместе с Базаром стал "верховным отцом" (Pere suprême). Острые разногласия внутри сен-симонистской секты, вызванные стремлением А. практич. осуществить свои доведенные до крайности мистич. идеи свободных брачных отношений и равенства полов, привели к ее развалу в конце 1831, после чего А. создал из своих сторонников религ. трудовую общину в Менильмонтане (близ Парижа). Однако эта община в авг. 1832 подверглась судебному преследованию. А. отбыл год в тюрьме "за оскорбление нравственности" и "за проповедь опасных идей". Позднее А. участвовал в инженерных работах в Египте (одним из первых выдвинул проект Суэцкого канала), был директором ж.-д. линии Париж - Лион. В революции 1848 участия не принимал, положительно встретил Вторую империю и призывал Наполеона III содействовать пром. развитию Франции.
Соч.: Oeuvres de Saint-Simon et d'Enfantin, v. 1-14, 16-17, 24-34, P., 1865-74.
Лит.: Волгин В. П., Очерки по истории социализма, 4 изд., М.-Л., 1935; его же, Сен-Симон и сен-симонизм, 2 изд., М., 1925; его же, Социальное учение раннего сен-симонизма, в кн.: Изложение учения Сен-Симона, М.-Л., 1947; Charléty S., Enfantin, P., (1931); Allemagne H. R., Prosper Enfantin et les grandes enterprises du XIX-e siècle, P., 1935.
H. E. Застенкер. Москва. |
Анхиал, - селение на берегу Черного м., ок. 100 км южнее совр. г. Варны (Болгария), у к-рого в 917, во время одной из войн между Болгарией и Византией, произошло сражение, закончившееся поражением византийцев. Болгарский князь Симеон объявил себя "царем болгар и греков", установил независимое от Византии патриаршество.
Лит.: Левченко М. В., История Византии. Краткий очерк, М.-Л., 1940; Погодин А. Л., История Болгарии, СПБ, 1910; Диль Ш., История Византийской империи, пер. с франц., (М.), 1948. |
АНХРА-МАЙНЬЮ (греч. Ариман ('Ariman)) - в религ. системах Др. Ирана и Ср. Азии (маздеизме и зороастризме) злой бог, ведущий бесконечную борьбу с добрым богом Ахурамаздой, покровительствующий диким зверям и воинственным кочевникам, враг земледелия и оседлой жизни. Упоминается в Авесте и надписях Ахеменидов. |
АНЦИАНЫ (итал. anziani, от позднелат. antianus - старейшина) - старейшины цехов в Италии в ср. века. В 1228 в Болонье А. были включены в состав законодат. органов коммуны, а с 1256 стали верховной властью. Во Флоренции в 1250 А. (12 чел.) фактически возглавляли коммуну. С кон. 13 в. во Флоренции, а позднее и в др. городах Ср. Италии с победой пополанов институт А. превратился в приорат. |
Анзан (в эламском произношении, по-видимому, Анчан), - область и город в Сев. Эламе (Юго-Зап. Иран), известные по клинописным источникам с 24 по 6 вв. до н. э. В 24-20 вв. А. был отдельным царством. С 19 в. A. - одна из гл. областей Эламского гос-ва. В 7 в. в А. проникают перс. племена, вожди к-рых, происходившие из рода Ахеменидов, вплоть до Кира II Великого (с 558) именовались "царями города А.". |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АНШПАХ (Anspach), Соломон (крещен 12.VI.1746 - ум. 19.I.1825) - швейц. обществ. и политич. деятель. Последователь социальных идей Руссо. Был священником и учителем. Принимал активное участие в политич. борьбе, происходившей в Женеве под влиянием франц. бурж. революции. После того как в 1792 в Женеве была ликвидирована патрицианская форма правления, А. стал членом Совета сорока и врем. пр-ва. В февр. 1793 избран членом Нац. собрания. Был автором "Декларации прав и обязанностей социального человека" ("Déclaration des droits et des devoirs de l'homme social"), принятой на собрании населения Женевы 9 июня 1793, а также конституции 1794, уничтожившей сословные различия. В период реакции, наступившей после восстания 1794, активной роли не играл.
Лит.: Chapuisat E., La Suisse et la révolution française, Gen., 1945; Historisch-biographisches Lexikon der Schweiz, Bd 1, Neuenburg, 1921. |
АНЬ ЛУ-ШАНЬ (первоначальная фамилия - Кан, имя - Ялошань) (ум. 757) - кит. военачальник. Выходец из племен ху. Поступив на воен. службу, А. Л.-ш. отличился в 736 в боях с киданями. В 742 был назначен воен. наместником (цзедуши) погран. округа Пинлу (совр. пров. Жэхэ). В дальнейшем А. Л.-ш. с помощью Ян Гуй-фэй (фаворитки танского имп. Сюань-цзуна), к-рая приблизила его и усыновила, получил новые посты. Он был назначен также цзедуши округов Фаньян (совр. пров. Хэбэй, 744) и Хэдун (совр. пров. Шаньси, 751). Сосредоточив в своих руках полную власть в 3 из 10 погран. округов Танской империи и имея в своем распоряжении значит. воен. силы, А. Л.-ш. в 755 поднял мятеж (см. Ань Лу-шаня мятеж) и провозгласил в 756 себя императором. Был убит своим сыном Ань Цин-сюем. |
АНЬ ЛУ-ШАНЯ МЯТЕЖ - мятеж, поднятый в 755 военачальником Ань Лу-шанем против танской монархии. Заключив соглашение с вооруж. силами тукюэ (племена тюрков), руководимыми военачальником Аббасом, Ань Лу-шань во главе 150-тыс. армии двинулся из Фаньяна (совр. пров. Хэбэй) на юг, занял Лоян (пров. Хэнань) и Тунгуань (на границе пров. Хэнань и Шэньси). В 756 он провозгласил себя императором основанного им царства Да Янь ("Великое Янь") под именем Сюн У. В 756 мятежники заняли столицу Чанъань, оставленную перед этим танским императорским двором. Ань Лу-шань не пользовался поддержкой нар. масс, к-рые в ряде мест выступали против него. После смерти Ань Лу-шаня (757) в лагере мятежников развернулась борьба за власть, приведшая к ослаблению их рядов, чем воспользовалась танская монархия. В 763 мятеж был окончательно подавлен с помощью вооруж. сил уйгуров и тибетцев. В совр. лит-ре мятеж Ань Лу-шаня обычно оценивается как один из симптомов кризиса гос. надельной системы и развития поместного х-ва феодалов в танском Китае. Характерно, что, несмотря на подавление проявившихся в мятеже А. Л.-ш. сепаратистских тенденций крупных феодалов, танское пр-во было вынуждено вскоре узаконить частную земельную собственность крупных феодалов (см. Ян Яня реформы).
Лит.: Rulleyblank E. G., The background of the rebellion of An Lu-Shan, L., 1955.
Л. И. Думан. Москва. |
АНЬФУ - см. в ст. Аньхойская клика. |
АНЬХОЙСКАЯ КЛИКА - одна из группировок бэйянских милитаристов, образовавшаяся в Китае в 1916 после смерти Юань Ши-кая. Назв. получила от пров. Аньхой, уроженцами к-рой были ее главари Дуань Ци-жуй, Ван И-тан и др. Воен. силы А. к. (3 дивизии, 4 бригады) размещались в пров. Хэнань, Чахар, Чжили, Шаньдун и во Внеш. Монголии. Эти силы использовались А. к. для утверждения своего господства в Сев. Китае и объединения страны под ее властью. В марте 1918 А. к. был создан реакц. политич. клуб (партия) Аньфу. Назв. получил от переулка Аньфу в Пекине, где находилось правление клуба (А. к. часто именуется также аньфуистской). А. к. финансировалась япон. империалистами и была орудием осуществления их агрессивных замыслов в Китае. В 1916-20 лидеры А. к. неоднократно возглавляли пекинское пр-во. Аньфуисты были ведущей фракцией в парламенте (1918-20), незаконно созданном в противовес респ. парламенту 1912. В июле 1920, после поражения в чжили-аньхойской войне, А. к. прекратила свое существование, армия ее была распущена. В авг. 1920 клуб А. к. был также ликвидирован, его филиалы в провинциях разогнаны.
Лит.: Лай Синь-ся, Бэйян цзюньфа шилюэ (Краткая история бэйянских милитаристов), Ухань, 1957; Се Бинь, Миньго чжэндан ши (История политических партий периода Республики), Шанхай, 1924.
Ю. М. Гарушянц. Москва. |
АНЬЯЛЬСКИЙ СОЮЗ - антиабсолютистская дворянская оппозиция в Финляндии, возникшая в авг. 1788 в связи с объявлением швед. королем Густавом III в июне 1788 войны против России без разрешения риксдага. Получил назв. по дер. Аньяла (Anjala), где были составлены осн. программные документы А. с. (Ликальская нота 9 авг. 1788 - обращение к Екатерине II с предложением мира, и декларация А. с. от 12 авг. 1788 - т. н. "Условие финской армии", подписанная 113 офицерами). Осн. требованиями А. с. были: прекращение войны, заключение прочного мира с Россией, созыв риксдага, восстановление порядков, существовавших в Швеции до абсолютистского переворота 1772. Часть участников А. с. требовала отделения Финляндии от Швеции в самостоят. гос-во (либо под протекторатом России, либо при совместной рус.-швед. гарантии). Главные руководители А. с. - офицеры швед. армии Ю. А. Егерхорн, Л. Р. Глансеншерна и К. X. Клик; осн. идейный вдохновитель и руководитель - Й. М. Спренгтпортен. А. с., организационно слабый и пестрый по своему составу, рассчитывал на поддержку царского пр-ва России, но не получил ее. В нач. 1789 Густав III, укрепив свое положение в стране, арестовал большинство участников А. с., а с июня 1789 по апр. 1790 организовал судебный процесс над членами А. с., закончившийся казнями, ссылками и каторгой для многих из них.
Лит.: Бородкин М. M., История Финляндии, т. 3, СПБ, 1912; Danielson-Kalmari J. R., Kustavilainen aika, t. 1-2, Porvoo, 1921; Cederberg A. R., Anjalan liiton historialliset lähteed, Hels., 1931; Malmanen M., Anjala-förbundet, Stockh., 1948.
В. В. Похлебкин. Москва. |
АНЬЯН - город в пров. Хэнань (Китай). Известен тем, что в его окрестностях издавна находят т. н. гадательные кости с надписями древнейшими кит. иероглифами эпохи Шан-Инь (18-11 вв. до н. э.). В 5 км к С.-З. от А., у р. Хуанхэ, близ д. Сяотунь, раскопками кит. археологов открыты остатки обширнейшего поселения, в к-ром усматривают развалины последней (шестой) столицы царства Инь, разрушенной в сер. 11 в. до н. э. Установлено, что на этом месте были и более древние поселения - древнейшие относятся к неолиту (культуры яншао, луншань), а более поздние - к Шан-Иньской эпохе. Город занимал площ. 6 км 2. Обнаружено 15 развалин обширных зданий, в т. ч. храмов и дворца, множество землянок, наземные дома, что говорит о различии имуществ. и обществ. положения горожан. Определяются ремесл. кварталы литейщиков, косторезов, керамистов. Население занималось также земледелием и скотоводством. В колоссальных подземных усыпальницах царей и знати найдено большое количество изделий из бронзы, золота, нефрита, перламутра, жемчуга, янтаря, изумрудов, связки раковин каури, роскошные колесницы с упряжными лошадьми. Наряду с этим обнаружены многочисл. скромные погребения вооруж. горожан и множество захоронений рабов, к-рых приносили в жертву при похоронах хозяина. Эти археологич. данные вместе с надписями на костях и панцирях доказывают наличие рабовладения в гос-ве Инь. В наст. время южнее р. Хуанхэ, около Чжэнчжоу, найдены остатки более древних шан-иньских поселений и могильников, во многом сходных с аньянскими, но относящихся к 18-15 вв. до н. э.
Лит.: Ся Кай, Современное состояние археологич. науки в Китае, "ВДИ", 1954, No 4; Инь Да, Достижения кит. археологии за 4 г., "КСИИМК", 1956, в. 63; Рубин В., Раскопки гробницы и остатков жилищ эпохи Инь, "ВДИ", 1954, No 1; Ху Хоу-сюань, Инь сюй фацзюэ (Раскопки иньского городища), Шанхай, 1955.
С. В. Киселев. Москва. |
АОРСЫ ('Aorsoi) - крупный союз сарматских племен (см. Сарматы). Сведения об А. имеются у Страбона, Птолемея, Плиния и Тацита. В кит. хрониках А. выступают под именем яньцай. А. жили первоначально к С. от Аральского или Каспийского м. Ко 2 в. до н. э. продвинулись к З., заняли степи между сев. берегом Каспийского м. и Доном и спустились к Ю. до Кавказских гор. А. были воинств. кочевниками-скотоводами, активно участвовали в караванной торговле между народами Закавказья, Боспорского государства и Ср. Азии. Во главе с плем. вождями (царями) участвовали в междоусобных войнах Боспорского гос-ва в 1 в. до н. э. - 1 в. н. э. Во 2 в. н. э. А. вошли в состав обширного союза сарматских племен во главе с аланами. С А. связывают курганные погребения 4-2 вв. до н. э. в Оренбургских степях и погребения в Ниж. Поволжье (аланорсы Птолемея).
Лит.: Латышев В. В., Изв. древних писателей, греч. и лат., о Скифии и Кавказе, т. 1, 2 (в. 1); СПБ, 1893-1904 (т. 1, с. 130, 147-48, 231, т. 2, с. 238-40); Мацулевич Л. A., Аланская проблема и этногенез Ср. Азии, в сб.: СЭ, (т.) 6-7, М.-Л., 1947; Смирнов К. Ф., Сарматские племена Сев. Прикаспия, "КСИИМК", 1950, в. 34. |
188 до н. э. - заключен в г. Апамее Киботос между Рим. республикой и ее союзниками (Пергам, Родос и др.) и царем Антиохом III Великим (царство Селевкидов). В основу были положены требования Публия Сципиона Африканского, продиктованные Антиоху III при заключении перемирия, после разгрома сирийской армии в битве при Магнесии на Сипиле (190); условия перемирия были уточнены после обсуждения в рим. сенате. Важнейшими из них были: отказ Антиоха III от малоазийских терр.к З.от гор Тавра и запрещение ему и его преемникам иметь воен. флот на Средиземном м., уничтожение отрядов боевых слонов сирийской армии, выплата Антиохом III контрибуции в сумме 15 тыс. талантов Риму и выплата компенсаций Пергаму и т. д. А. д. полностью уничтожил влияние Сирии в бас. Эгейского м. и явился важным этапом на пути превращения Рима в сильнейшее рабовладельч. гос-во Средиземноморья.
Источн.: Полибий, Всеобщая история, рус. пер. Ф. Мищенко, т. 2, М., 1895, кн. 21, гл. 16-23, 44-46; Тит Ливий, Римская история, под ред. П. Адрианова, 2 изд., т. 5, М., 1897, кн. 38, гл. 37-38; Аппиан, Сирийские дела, гл. 37-39, "ВДИ", 1946, No 4.
Лит.: Моммзен Т., История Рима, т. 1, М., 1936; История дипломатии, т. 1, М., 1960. |