Приглашаем посетить сайт

Спорт (sport.niv.ru)

Энциклопедия "Русская цивилизация"
Статьи на букву "М" (часть 2, "МАР"-"МЕТ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 2, "МАР"-"МЕТ")

МАРИЯ МАГДАЛИНА

МАРИЯ МАГДАЛИНА - равноапостольная, мироносица, в молодости так усиленно предавалась беспутной жизни, что оказалась порабощенной не одним, а семью бесами. Ее исцелил Иисус Христос, и она стала Его верной ученицей. Вместе с другими благочестивыми женщинами (См.: Жены-мироносицы) она разделяла с апостолами их проповеднические труды и совмещала в себе достоинства обеих сестер Лазаря, Марфы и Марии: поучалась от Господа тайнам Царства Божия и служила Ему. Полная веры, любви и безграничной преданности Спасителю, Мария не страшилась неистовства врагов, а когда все ученики Господа разбежались, она сопровождала Его сквозь злобствующую толпу на Голгофу и оставалась у Креста вместе с Богородицей и ап. Иоанном. И вот в великий день новой Пасхи бывшая грешница удостоилась первой из людей увидеть Воскресшего Спасителя. Именно она, посланная Божественным Учителем к ученикам, первая в мире возгласила ликующее «Христос воскрес!». С этим пасхальным благовестием она отправилась в Рим к имп. Тиверию и поднесла ему яйцо красного цвета как символ таинственно возрождающейся жизни, символ Воскресения. В преклонном возрасте, завершив свою многолетнюю проповедь в Италии, Мария переселилась в Ефес, где трудился ап. Иоанн Богослов, который с ее слов написал двадцатую главу своего Евангелия. Первая благовестница Христова Воскресения мироносица Мария Магдалина признана Церковью равноапостольной.

Память равноап. Марии отмечается 22 июля/4 августа и в Неделю святых жен-мироносиц.

МАРК (ИОАНН) ЕВАНГЕЛИСТ

МАРК (Иоанн) ЕВАНГЕЛИСТ - апостол от 70-ти, епископ Александрийский, Аполлониадский, Вавилонский, священно-мученик (ск. 63), родился в Иерусалиме, дом его матери примыкал в Гефсиманскому саду, в котором Иисус Христос молился перед тем, как был схвачен. В Евангелии от Марка описан юноша, следовавший за Господом и ведшими Его воинами. Древнее церковное предание почитает под этим, не названным в Евангелии юношей самого автора - евангелиста Марка. Св. Марк был сподвижником апп. Петра, Павла и Варнавы, последнему приходился племянником. Вместе с ними он прошел, проповедуя слово Истины, Селевкию (в Сирии), о. Кипр, Малую Азию и достиг Рима. Из Рима, по слову ап. Петра, св. Марк отправился в Египет, где основал христианскую Церковь. Затем, посетив еще несколько стран, он вернулся в Рим, застав там ап. Павла, заключенного в тюрьму. Там же, как гласит церковное предание, св. Марк написал свое Евангелие, вошедшее в Новый Завет. Из Рима ап. Марк снова удалился в Египет. В Александрии - египетской столице - он основал христианское училище, спустя века вырастившее знаменитых отцов Церкви. Совершив еще несколько благовестнических путешествий, апостол вернулся в Александрию, где принял мученическую кончину. Во время богослужения он был схвачен язычниками, заключен в темницу, а затем избит до смерти. Тело ап. Марка было погребено в Александрии. Позже св. мощи евангелиста были перенесены в Венецию, которая почитает св. апостола своим первым просветителем. Согласно древней иконографической традиции, св. Марку соответствует символ льва, о котором написано в «Откровении» св. Иоанна Богослова.

Память ап. и еванг. Марку отмечается 4/17 января, 25 апреля/8 мая, 27 сентября/10 октября, 30 октября/12 ноября.

МАРК ПЕЧЕРСКИЙ

Гробокопатель (к. XI - н. XII в.), выполнял послушание могильщика в Киево-Печерской обители, расширяя существующие и копая новые помещения в Богом зданных (созданных) пещерах. Постоянно соприкасаясь с таинством смерти, он как никто другой понимал истинную цену преходящей жизни, всю ее бренность и суетность. Он бодрствовал день и ночь, посвящая себя постоянному труду, непрестанной молитве, смиряя бунтующее тело железными веригами и постом. И так преуспел в подвигах, что уже не боялся смерти, скорее она сама боялась его. Однажды, когда из-за тесноты погребальной пещеры братия не смогла возлить елей на умершего монаха, усопший сам, по слову прп. Марка, возлил елей на себя. В другой раз, не успев приготовить место для скончавшегося инока, прп. Марк во время отпевания прислал ему просьбу воскреснуть и подождать еще сутки. Как-то он приготовил общую могилу для двух братьев: Феофила и Иоанна. Младшего - Иоанна Господь призвал ранее, и, когда Феофил возмутился, почему брата положили на место, предназначенное старшему, прп. Марк смиренно просил мертвеца передвинуться, что тот и исполнил. Пораженный Феофил раскаялся и провел долгую жизнь в благочестии и памяти смертной. Оба брата вместе с прп. Марком причислены к лику святых.

Память прп. Марку отмечается 29 декабря/11 января, 28 сентября/11 октября (в Соборе преподобных Ближних пещер).

МАРКОВ

1. Андрей Андреевич (2/14.06.1856-20.07.1922), математик, академик. Основные труды по теории вероятностей, теории чисел и математическому анализу. В 1969 АН СССР учреждена премия (с 1993 премия РАН) имени Маркова.

2. Николай Евгеньевич (1866-1945), русский общественный деятель и публицист. Из курских помещиков.

Окончил институт гражданских инженеров. В 1905 был в числе основателей партии народного порядка, впоследствии слившейся с Союзом Русского народа. Играл большую роль в русском патриотическом движении. После раскола Союза Русского народа стал руководителем одной из его частей. Член фракции правых в III и IV Государственных Думах.

После революции продолжал борьбу с еврейским большевизмом. Выпускал православно-монархический журнал «Двуглавый орел». В 1921 - 31 председатель Высшего Монархического совета.

Выступал одним из организаторов защиты по делу о Сионских протоколах на Бернском процессе.

Основные труды: «Войны темных сил» (в 2 кн.) (1928 - 30), «Про дом свой» (1930), «История еврейского штурма России» (1930), «Отреченные дни Февральской революции».

О. Платонов

МАРКОВ СВЯТО-ТРОИЦКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Полоцкая еп., близ Витебска, в д. Слободке на берегу Двины. Основан иноком Марком, но когда - неизвестно; существовал до 1576, когда Троицкий храм его считался приходским; возобновлен в 1633 кн. Львом Огинским. В нем находилась древняя чудотворная Витебская Казанская икона Божией Матери - дар патр. Никона.

С.В. Булгаков

МАРКОВНИКОВ

Владимир Васильевич (10.01.1838-29.01.1904), русский химик. Развивая теорию химического строения A.M. Бутлерова, исследовал взаимное влияние атомов в органических соединениях; сформулировал правило о направлении реакции присоединения по двойной связи (См.: Марковникова правило). Открыл изомерию жирных кислот (1865). С н. 1880-х исследователь кавказской нефти, открыл нафтены. Содействовал развитию отечественной химической промышленности. Один из основателей Русского Химического общества (1868).

МАРКОВСКИЙ ПРОЦЕСС

МАРКОВСКИЙ ПРОЦЕСС - выдающееся открытие в области математики, сделанное в 1906 русским ученым А.А. Марковым.

МАРТ

МАРТ - третий месяц в году, древнерусское название - «березозол». По поводу этого названия существовало несколько толкований: начинает пускать почки береза, брали сок из берез, жгли березу на уголь. До к. XV в. март был первым месяцем в году. В Следованной Псалтири под 1 марта говорится: «Сей первый есть в месецех месяц, зане в онь началобытный свет сей видимый и Адам сотворен бысть, и вся тварь его ради, и в рай введен, преслушания же ради изгнан». В житии св. Стефана Пермского читаем: «Март месяц начало всем месяцем, иже и первый наречется в месяцех, ему же свидетельствует Моисей законодавец, глаголя: месяц же вам первый в месяцех да будет март... Марта бо месяца начало бытия - вся тварь Богом сотворена бысть от небытия в бытие, марта же месяца в 21 (25) день и первозванный человек, родоначальник Адам, рукою Божиею создан бысть».

На севере России март назывался «сухый», или «сухий», от весенней теплоты, осушающей всякую влагу. В древнейших месяцесловах и святцах встречается еще одно название марта - «пролетний», так как им начиналась весна, предвестница лета, и вместе со следующими месяцами - апрелем и маем он составлял т.н. «пролетье».

Основные народные приметы по дням этого месяца таковы: 1. Прмц. Евдокии. Авдотьи Весновки. В этот день встречают весну и поют: «Весна красна, что ты нам принесла? - Красное летечко!»; 4. Прп. Герасима. Герасима Грачевника. Полагают, что в этот день прилетают из-за моря грачи; 5. Мч. Конона Градаря. Конона Огородника. Полагают, что с этого дня должно начинать копать огород; 7. Сщмч. Василия, еп. Херсонского. Василия Капительника или Капельника; 9. Святых сорока мучеников, в Севастийском озере мучившихся. Полагают, что в этот день прилетают из-за моря жаворонки. На 40 мучеников день с ночью меряется, зима кончается, весна начинается; 17. Прп. Алексия, человека Божия. Алексея - с гор потоки. Сани покинь, а телегу подвинь; 19. Мчч. Хрисанфа и Дарии. Дарьи - грязные проруби; 22. Св. мч. Василия Анкирского. Василия Солнечника. Если в этот день при восходе солнца будут видны на небе красные круги, то этот год обещает плодородие; 25. Благовещение Пресвятой Богородицы. Благовещенье - птиц на волю отпущенье. На Благовещенье весна зиму поборола. На Благовещенье под дымом не сидят (перебираются в сени и клети). На Благовещенье медведь встает. Покров - не лето, Благовещенье - не зима. Каково Благовещенье, такова и Святая. На Благовещенье птица гнезда не вьет, а завьет - станет на все лето пешею, как кукушка (что на Благовещенье гнездо завила). На Благовещенье воры заворовывают для счастья на весь год. Если на Благовещенье красный день, то год будет грозный и пожарный; 26. Собор Архангела Гавриила и прп. Василия Нового. Что ни родится на день Гаврила - уродливо и неспоро. Василия - выверни оглобли. Пряжа после Васильева дня не идет впрок; 27. Мц. Матроны Солунской. Матрены Полурепицы, Настовицы (наст - окреплый снег). Щука хвостом лед разбивает, а овсянка поет: «Покинь санки, возьми воз!»; 30. Прп. Иоанна, списателя Лествицы. Ивана Лествичника. В этот день пекут из теста лестницы для восхождения в будущей жизни на небо и полагают, что в то время домовой начинает беситься до полуночи, как запоют петухи.

МАРТИНИАН

МАРТИНИАН - преподобный, празднуется 13/26 февраля. Среди русских этот святой считался «избавителем от блудной страсти». В «Сказании о святых» приводится особая молитва «во избежание блудного соблазна».

МАРТИНИАН БЕЛОЗЕРСКИЙ

МАРТИНИАН БЕЛОЗЕРСКИЙ - игумен (ок. 1397-12.01.1483). В 1410 бедные крестьяне из окрестностей Вологды привели к прп. Кириллу Белозерскому своего сына Михаила, который был пострижен в монашество с именем Мартиниан. Юный инок много времени уделял св. книгам, их переписке и изучению. В Кирилло-Белозерском монастыре до последнего времени хранили переписанный его рукой «Правильник». С благодарностью принимал прп. Мартиниан учения своего духовного наставника и хранил их в своем сердце. Рукоположили святого в сан иеромонаха в молодые годы. Братия любила его за ровное и спокойное отношение ко всем им. По кончине прп. Кирилла прп. Мартиниан подвизался одно время в отшельничестве на о. Воже, где основал маленькую обитель, а затем по просьбе братии Ферапонтова монастыря присоединился к ним. После благословения и предсказания успеха вел. кн. Московскому Василию II в борьбе за престол преподобный был назначен игуменом Троице-Сергиева монастыря, которым руководил до 1455. Затем он удалился в свою родную Белозерскую обитель, где по просьбе братии снова стал игуменствовать. Управлял монастырем преподобный вплоть до своей кончины. Перед тем как отойти ко Господу, святой сказал братии: «Отцы и братья! Поступайте во всем, как я поступал, и да пребудет с вами благодать и любовь Божия и Пресвятой Богородицы!»

Память прп. Мартиниану отмечается 12/25 января, 7/20 октября (обретение мощей в 1514).

МАРТИРИЙ ЗЕЛЕНЕЦКИЙ

МАРТИРИЙ ЗЕЛЕНЕЦКИЙ - преподобный (ск. 1.03.1603), во св. крещении Мина, родился в семье горожан г. Великие Луки. Когда ему было десять лет и он, окончив изучение Часослова, начал Псалтирь, его родители скончались. Воспитал его иерей Борис, духовный отец всей его семьи, который, приняв постриг с именем Боголепа, восстановил в предместье города древний Свято-Троицкий монастырь и стал его настоятелем. Сюда же и поступил Мина, ставший под монашеским именем Мартирий его помощником. В эти годы св. Мине во сне два раза являлась икона Пресвятой Богородицы на огненном столпе. С тех пор загорелось в нем желание уединенной жизни, но об этом он никому не рассказывал. Наконец один чтимый в городе юродивый сказал, что ему пришел час стать отшельником. Св. Мартирий тайно оставил монастырь и вместе с другим ревнителем пустыннической жизни, выкопав пещеру на берегу лесного озера, стал подвизаться. Вскоре его спутник, не предупредив преподобного, оставил его одного. Св. Мартирию пришлось перенести тяжкую борьбу с бесами и тяжелую болезнь. Позже он перешел в Тихвинский монастырь. Через некоторое время преподобный снова уединился в лесу и обосновался на возвышенном месте удивительной красоты, выделяющемся своей яркой зеленью от окружающего темного леса - почему и основанный там монастырь назывался Зеленецким Свято-Троицким. До глубокой старости дожил прп. Мартирий. Он ископал себе могилу, поставил там гроб и проводил много часов в молитве и слезах. Причастившись Святых Христовых Тайн, прп. Мартирий скончался, оставив после себя наставление братии.

Память прп. Мартирию отмечается 1/14 марта и 11/24 ноября.

МАРТОС

Иван Петрович (1754-5.04.1835), скульптор, один из самых значительных представителей русского классицизма в искусстве. Происходил из мелкопоместных малороссийских дворян. Учился в Петербургской Академии художеств (1764 - 73), пансионер (стипендиат) академии в Риме (1773 - 79).

В н. 1780-х Мартос создал серию скульптурных портретов (из них наиболее известны - Н. И. Панина (1780) и А. В. Паниной (1782). В последние десятилетия XVIII в. Мартос был занят в основном надгробной скульптурой, приобретавшей в то время широкое распространение. Начинал с мраморных рельефов, переходя к скульптурным композициям, передавая в них интимный мир переживаний и скорби, но вместе с тем чувство просветленности, принятия смерти как необходимого завершения жизненного пути. Таковы замечательные надгробия С. С. Волконской и М. П. Собакиной (1782). В надгробии Гагариной Мартос воплотил идею строгого совершенства, возвышенной героической красоты. К этому времени завершилось формирование строгого монументализма в творчестве Мартоса.

Дальнейшее развитие скульптора шло уже в создании монументальных жанров-памятников и барельефов. Центральное место в этом жанре принадлежит памятнику Минину и Пожарскому в Москве (1804-18). Высокой чистоты стиля и гармоничности Мартос достигает в создании памятников Э. Ришелье в Одессе (1823 - 28), Александру I в Таганроге (1831) и в барельефе на восточном аттике Казанского собора в Петербурге «Иссечение Моисеем воды в пустыне», создании фонтана «Актеон» в Петергофе.

Мартос преподавал в Петербургской Академии художеств (1779 - 35, с 1814 - ее ректор). Оказал большое влияние на творчество многих русских скульпторов 1-й трети XIX в.

Л. Н. Вдовина

МАРУФА

МАРУФА - преподобный, празднуется 16 февраля/1 марта. Среди русских считался заступником от злых духов.

МАРФИНО

МАРФИНО - усадьба в Московской обл., в Мытищинском р-не, на берегу запруженной р. Учи, образующей два пруда. Под названием Шибрино известно с 1585. В 1698-1728 принадлежала воспитателю Петра I, кн. Б.А. Голицыну, при котором получила современное название. К этому периоду относится постройка Рождественской церкви (1701-07, крепостной архитектор В.И. Белозёров). В 1728 продано Салтыковым. Архитектурно-парковый ансамбль создан в 1760 - 70 при П.С. Салтыкове (полководец и генерал-губернатор Москвы). Сохранились: 2 двухэтажных корпуса псарен с 8-колонными портиками, 2 беседки в стиле классицизма (в т. ч. уникальная двухъярусная ротонда со статуей Аполлона), каретный сарай. Во время Отечественной войны 1812 Марфино было сожжено и частично разрушено французами. В 1837-38 при новом владельце, графине С.В. Паниной, усадьба перестроена (псевдоготика, арх. М.Д. Быковский). Сохранились: гл. дом с двумя флигелями, въездные ворота, двух-арочный каменный мост через пруд с ажурной белокаменной колоннадой, парадная лестница, ведущая к пристани, украшенной 2 грифонами, Петропавловская церковь (к. XVIII в., перестроена в 1837 - 38), церковь Рождества Богородицы (XIX в.). Вокруг усадьбы - регулярный сад и пейзажный парк.

МАРФО-МАРИИНСКАЯ ОБИТЕЛЬ МИЛОСЕРДИЯ

Московская еп., в Москве, на Ордынке. Открыта в 1910. Основательница обители и первая настоятельница ее вмц. вел кн. Елисавета Феодоровна. При этой обители два храма. Сестрами обители был принесен обет совершать, под руководством и покровом Православной Церкви, дело служения ближним - бедным, темным и больным. Сестры носили крест, четки и покрывало, весьма сходное с тем, что в Древней Руси носили русские женщины, а над покрывалом апостольник (плат, покрывающий шею и грудь); платье - наподобие ряски, только с узкими рукавами, для удобства в работе; цвет одежды: праздничный - белый, рабочий - серый.

С.В. Булгаков

МАРЦИАЛЬНЫЕ ВОДЫ

МАРЦИАЛЬНЫЕ ВОДЫ - бальнеогрязевой курорт в Карелии, первый курорт России, основанный по указу Петра I в 1719 (источник обнаружен в 1714).

МАСЛЕНИЦА

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАСТЕРСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАТВЕЕВ

1. Андрей Матвеевич (1701 - 1739), художник, один из основоположников светской живописи в России.

В 1716 по указу Петра 1 был направлен в Голландию, учился в Амстердаме, в 1725 - 27 - во Фландрии в Антверпенской академии художеств. Ранние работы «Аллегория живописи» (1725), «Венера и Амур» свидетельствуют об освоении новых для русского искусства мифологических сюжетов. С 1727 Матвеев возглавлял в Петербурге «живописную команду при Канцелярии от строений».

Среди немногих сохранившихся работ Матвеева непринужденностью и правдивостью выделяются портреты И. А. и А. П. Голицыных (1728) и самое известное его полотно «Автопортрет с женой», отражающий новую культуру семейных отношений людей Петровской эпохи. Муж и жена выступают как равные, в их лицах светится чувство собственного достоинства, внимание и уважение друг к другу, искренняя любовь, дающая уверенность в себе.

Л. Н. Вдовина

2. Артамон Сергеевич (1625-15.05.1682), крупный политический деятель и дипломат. Сын дьяка. Один из самых образованных людей XVII в. Был воспитателем второй жены царя Алексея Михайловича - Натальи Кирилловны, урожденной Нарышкиной, которая выросла в его доме.

В 1654 Матвеев участвовал в посольстве, прибывшем на Переяславскую раду. В 1656 - 57 он ездил в составе посольства в Польшу. В 1662 командовал одним из стрелецких полков, подавляющих московское восстание «Медный бунт». В 1669 он получил чин думного дворянина и был поставлен во главе Малороссийского приказа. Затем получил чин окольничего, а в 1674 - боярина.

Матвеев считал, что Россия должна сосредоточить все свои силы на решении важнейшей проблемы - присоединении Правобережной Малороссии. В 1671 после женитьбы Алексея Михайловича на Наталье Кирилловне вес Матвеева при царском дворе стал очень большим. Он сменил А. Л. Ордин-Нащокина на посту главы Посольского приказа.

После смерти Алексея Михайловича и воцарения Федора Алексеевича в 1676, а также прихода к власти князей Милославских, Матвеев был лишен государственных должностей и отправлен в ссылку. В 1682 с приходом к власти Нарышкиных возвращен из ссылки. Был убит стрельцами во время стрелецкого бунта.

Матвеев имел одну из самых больших библиотек в России. Он являлся организатором театра при царском дворе. Под его руководством составлен справочник по дипломатической переписке - «Титулярник», а также «История русских государей, славных в ратных подвигах, в лицах» и «История избрания н венчания на царство Михаила Федоровича».

О.М. Рапов

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ОПТИМАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ОПТИМАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ - выдающееся мировое открытие, сделанное русским математиком Л. С. Понтрягиным, в основе его лежит так называемый принцип максимума Понтрягина.

МАТРОНА

МАТРОНА - св. мученица, празднуется 27 марта/9 апреля. У русских крестьян называлась Настовицей или Настовницей и Полурепницей. Первые два прозвания объясняются тем, что около этого времени замерзает от утренних морозов оттаявший днем снег, так что при этом бывает возможность ходить по насту. Имя же Полурепницы происходит от хозяйственного обычая поселян отбирать от всего зимнего запаса наиболее годную часть репы для семян.

МАТРОНА МОСКОВСКАЯ

МАТРОНА МОСКОВСКАЯ (1885-2.05.1952), святая старица. Матрона Дмитриевна Никонова родилась четвертым ребенком в семье благочестивых крестьян. Слепую от рождения Матрону Господь наградил внутренним зрением. О богоизбранности девочки догадался крестивший ее свящ. Павел Прохоров. С семи-восьмилетнего возраста у нее открылся дар предсказания и исцеления больных. С детства она стяжала и дар непрерывной молитвы. По ее молитве люди получали исцеления от болезней, утешение в скорбях. В 17 лет Матрона лишилась возможности ходить, ее сидение продолжалось полвека. Она чувствовала приближение опасности, предвещала стихийные и общественные бедствия.

Грядущую революцию Матрона предсказала еще задолго как страшное бедствие: «будут грабить, разорять храмы и всех подряд гнать».

В 1925 блж. Матрона перебралась в Москву, где прожила до конца своих дней. Опасаясь ареста, без прописки, духом предвидя грядущие неприятности, она спасала от репрессий не только себя, по и приютивших ее хозяев. Много людей приходило к Матроне со своими болезнями и скорбями. Имея предстательство перед Богом, она помогала многим. Ее духовно-молитвенное служение отвращало от гибели доверившихся ей людей и приводило ко спасению.

Предвидела блж. Матрона Великую Отечественную войну: «Вот сейчас вы все ругаетесь, делите, а ведь война вот-вот начнется... Народу много погибнет, но наш русский народ победит».

Перед смертью матушка Матрона сказала: «Все, все приходите ко мне и рассказывайте, как живой, о своих скорбях, я буду вас видеть, и слышать, и помогать вам». Ее могилка на Даниловском кладбище стала святым местом православной Москвы.

В 1998 честные останки блж. Матроны были перенесены в московский Покровский монастырь, где 2 мая 1999 состоялось церковное прославление угодницы Божией.

М. Жукова

МАТРОСОВ

Александр Матвеевич (1924-23.02.1943), русский солдат, герой Великой Отечественной войны. Будучи курсантом пехотного училища, добровольно отправился на фронт рядовым. 23 февраля 1943 в бою за деревню Чернушки (в районе г. Локня Псковской обл.) прорвался к вражескому дзоту и, закрыв своим телом амбразуру, пожертвовал собой, чтобы обеспечить успех наступающих. В результате враг был уничтожен, деревня освобождена, спасены десятки жизней русских солдат.

МАТФЕЙ

МАТФЕЙ (Левий), апостол из 12-ти и евангелист, священномученик, бывший мытарь, брат ап. Иакова Алфеева (ск. 60), жил в галилейском г. Капернауме. До призыва на апостольское служение занимал должность мытаря - сборщика налогов и податей, был человеком состоятельным. В еврейском обществе особенно не любили мытарей, которые, будучи сами евреями, поступили на службу к римским властям, завоевавшим Палестину. Многие мытари к тому же использовали свою должность для собственного обогащения, собирая с жителей сверх положенного. Слово «мытарь» в Новом Завете часто используется как синоним слова «грешник». Матфей был призван Господом Иисусом Христом возле Капернаума. Слово Божественного Учителя тотчас достигло сердца Матфея: он оставил все свое имущество и присоединился к ученикам Христовым. Избран Иисусом Христом в число двенадцати апостолов. Матфей был свидетелем земной жизни и деяний Господа, Его вольных страданий, Крестной смерти и Воскресения. После Вознесения Иисуса Христа и сошествия Святого Духа на апостолов св. Матфей сначала оставался в Иерусалиме. Здесь он написал одно из четырех Евангелий - по просьбе христиан, обращенных из иудеев. Покинув Иерусалим, апостол проповедовал имя Христово во многих странах мира, пройдя Македонию, Сирию, Персию. Он считается просветителем Эфиопии, в которой он и принял мученическую кончину, будучи убит по приказу эфиопского князя Фульвиана. Пораженный знамениями, случившимися перед смертью апостола, Фульвиан раскаялся и обратился в христианство, приняв в св. крещении имя Матфей.

Память ап. и еванг. Матфею отмечается 16/29 ноября и 30 июня/13 июля (в Соборе 12-ти апостолов).

МАХАЧКАЛА

МАХАЧКАЛА - См.: ПЕТРОВСК-ПОРТ.

МАХРИЩСКИЙ СВЯТО-ТРОИЦКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Владимирская еп., на берегу р. Махры; состоял в ведении Троице-Сергиевой лавры. Основан около 1370 прп. Стефаном. Над мощами его в храме его имени была устроена в 1779 серебряная рака. В монастыре находилась чудотворная Тихвинская икона Божией Матери.

МАШВО

МАШВО - село в Новгородской обл., центр Марёвского р-на. Расположено на р. Марёвке. Население 3 тыс. чел. Впервые упоминается в XIII в. как волость вел. кн. Морева.

МГАРСКИЙ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Полтавская еп., близ г. Лубны, на горе Мгари. Основан в 1624 Исайей, еп. Перемышльским. Здесь почивали открыто мощи св. Афанасия, патр. Константинопольского, преставившегося в 1654, на возвратном пути из Москвы; святитель почивал (по восточному обычаю) в сидячем положении, в кресле, которое обведено великолепной серебряной ракой, почему он известен больше под именем Афанасия Сидящего.

С.В. Булгаков

МГЛИН

МГЛИН - город в Брянской обл. Расположен на востоке Приднепровской низменности, на р. Судынке. Население 8,9 тыс. чел.

Поселение на месте современного Мглина существовало в XII в. Впервые упоминается в 1389, когда попало под власть Литвы. В 1502 русские войска заняли Мглин, ставший пограничным городом России. В н. XVII в. Мглин был занят польско-литовскими войсками и до 1649 находился под их властью; в 1654 окончательно вошел в Русское государство. В 1708 был осажден войсками шведского короля Карла XII, следовавшего к Полтаве.

МЕДВЕДЬ

МЕДВЕДЬ - в русских народных поверьях и сказках один из главных персонажей. По преданиям, медведь ведет свое происхождение от человека. Человек был обращен Богом в медведя в наказание за убийство родителей; за отказ страннику или монаху переночевать; за честолюбивое желание, чтобы все люди его боялись и пр. По причине своего человеческого происхождения медведю не велено есть человека, а человеку - медвежатину. Подобно волку, медведь может задирать корову лишь с Божьего позволения, а на человека нападает лишь по указке Бога за совершенный грех. На женщин медведь нападает не для того, чтобы съесть, а чтобы увести с собой и сожительствовать. От такого сожительства, по народным поверьям, рождались люди, обладавшие богатырской силой.

Шерстью медведей окуривали больных. Сквозь медвежью челюсть протаскивали больного ребенка. Считалось, что тот, кто съест медвежье сердце, вылечится от всех болезней. Отвар из медвежатины пили от грудных болезней. Салом его натирались от обморожения и ревматизма, мазали лоб, чтобы иметь хорошую память. Когти и шерсть медведя использовали как оберег для защиты, от сглаза и порчи. Правый глаз медведя вешали ребенку на шею для храбрости.

О.П.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕЖЕТСКАЯ

МЕЖЕТСКАЯ - чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Явилась в 1492 близ Киева. На ней Богоматерь изображается в короне с младенцем Иисусом на левой руке. Празднуется 26 февраля/11 марта.

МЕЖИГОРСКИЙ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Киевская еп., в окрестностях Киева, на правом берегу Днепра. Основан, по преданию, еще в первые времена христианства в России греческими монахами, прибывшими из Греции в 988 со св. Михаилом, первым митр. Киевским. Сначала был мужским и известен был под именем Спаса Белого; в сер. XII в. (когда кн. Андрей Боголюбский, бывший ктитором монастыря, перевел его с горы в уединенную долину, окруженную с трех сторон лесом и горами, и построил в нем каменный храм Преображения Господня) монастырь стал называться Межигорским. Нашествие Батыя и набеги крымских татар привели его в совершенное запустение. Возобновленный в н. XVI в., он во времена запорожского казачества сделался религиозным центром его и достиг цветущего состояния. Оно считало монастырь войсковым, а себя - «парафией» (приходом) его. В 1787 он сгорел до основания и был упразднен. В 1884 восстановлен, а в 1894 обращен в женский.

С.В. Булгаков

МЕЖПЛАНЕТНЫХ СООБЩЕНИЙ ТЕОРИЯ

МЕЖПЛАНЕТНЫХ СООБЩЕНИЙ ТЕОРИЯ - выдающееся мировое открытие русского ученого К.Э. Циолковского, впервые доказавшего возможность достижения космических скоростей и осуществимость межпланетных полетов. В этой теории впервые изучался вопрос о ракете - искусственном спутнике Земли и высказывалась идея создания околоземных станций.

МЕЗЕНЬ

1. река в Архангельской обл. и Коми. Длина 966 км. Основные притоки: Вашка (лев.); Мезенская Пижма, Сула, Пеза (прав.).

2. город в Архангельской обл. Расположен на правом берегу р. Мезени. Население 4,9 тыс. чел.

Основан в 1-й пол. XVI в. как Окладникова слобода. В XVII в. торгово-административный центр всего бассейна Мезени, место проведения крупных ярмарок; через Мезень проходил Северный торговый путь в Сибирь. В 1664 - 66 в Мезени в Пустозерском остроге находился в ссылке протопоп Аввакум. В 1780 Окладникова слобода, соединенная с соседней Кузнецовской, получила статус города и название Мезень.

МЕЛАНИЯ РИМЛЯНЫНЯ

МЕЛАНИЯ РИМЛЯНЫНЯ - преподобная, празднуется 31 декабря/13 января. Этот день в Великороссии носил название Васильевской коляды или Васильева вечера, так как на другой день церковь наша праздновала память Василия Великого. В Юго-Западной Руси этот день называли Меланкой, от имени св. Мелании, и честили именем Щедрого, Богатого вечера по обильным, щедрым вечерним трапезам, обыкновенно устрояемым накануне 1 января. В Северо-Западной Руси Васильев вечер носил название Жирной кутьи или Щедрухи, также от щедрого угощения мясом и жирными блюдами. Васильевым вечером русский народ повсеместно провожал старый год и старался как можно веселее встретить наступление нового в том убеждении, что в этом случае он пройдет счастливо. О Васильеве вечере в великорусских губерниях наблюдательные старики замечали: «На Васильев вечер прибывает дня на курячий шаг».

МЕЛИХОВО

МЕЛИХОВО - село в Московской обл., в Чеховском р-не. Бывшее имение А.П. Чехова, с 1941 Литературно-мемориальный музей-заповедник писателя. Чехов купил Мелихово в 1892 и прожил в нем до 1899 (после его переезда в Ялту Мелихово было продано). На территории музея-заповедника: усадебный дом, кухня (восстановлена в 1950-х), флигель, баня, сад, огород, пруды; памятник Чехову (1951, скульптор Г.И. Мотовилов). В с. Мелихове сохранилась церковь Рождества Христова (1757). В Мелихове бывали И.И. Левитан, В. И. Немирович-Данченко, Т. Л. Щепкина-Куперник, В.А. Гиляровский и другие деятели русской культуры.

МЕЛЬНИКОВ-ПЕЧЕРСКИЙ

Павел Иванович (25.10.1818-1.11.1883), русский прозаик и историк. Детские годы провел в «лесном городке» Семенове Нижегородской губ., окруженном старообрядческими скитами. Окончил Казанский университет. Служил учителем истории и библиотекарем. В н. 1840-х сблизился с В. И. Далем и архиеп. Иаковом, знатоком раскола. Много занимался краеведением, изучением статистики и археологии, работал в архивах. С 1847 - чиновник особых поручений, в 1850 причислен к Министерству иностранных дел, в эти годы активно боролся против раскольников, в т. ч. силой убеждения: вступал в богословские споры, обратил ряд скитов в Православие. Однако в эпоху реформ выступил с заявлением, что не считает более раскол опасным для государства, а потому находит его преследование излишним и даже вредным («Записка о русском расколе», 1857). По мнению Даля, был «первостепенным знатоком русского быта». В истории русской литературы остался прежде всего как автор дилогии из жизни заволжского старообрядческого купечества «В лесах» (1871 - 74) и «На горах» (1875-81).

МЕНДЕЛЕЕВ

Дмитрий Иванович (27.01/8.02.1834-20.01/2.02.1907), русский химик, открывший Периодический закон химических элементов, разносторонний ученый, педагог, общественный деятель, член Союза Русского народа.

В основу химии Менделеев положил открытый им принцип периодической системы элементов, давший возможность предвидеть существование новых, еще неизвестных элементов (галлий, германий) и с точностью предсказать их свойства. Периодическая система Менделеева стала путеводной картой при изучении неорганической химии. Периодический закон явился фундаментом, на котором Менделеев создал свою книгу «Основы химии» (1869 - 71). По богатству и смелости научной мысли, оригинальности освещения материала, влиянии на развитие и преподавание химии этот труд не имел равного в мировой литературе. Книга Менделеева издавалась десятки раз на разных языках мира.

Крупные открытия Менделеев сделал н в области физики. В частности, он указал на существование «температуры абсолютного кипения» жидкостей (1860 - 61), позже названной критической температурой. В 1887 Менделеев совершил (без пилота) подъем на воздушном шаре для наблюдения солнечного затмения н изучения верхних слоев атмосферы.

Менделеев создал точную теорию весов, предложил точнейшие приемы взвешивания. При участии и под руководством Менделеева в Главной палате мер и весов были возобновлены прототипы фунта и аршина, произведено сравнение русских эталонов мер с английскими и метрическими. Менделеев считал необходимым введение в России метрической системы мер.

Менделеев был также выдающимся экономистом, обосновавшим главные направления хозяйственного развития России. «Русские, - писал ученый, - готовятся стать народом передовым, владыками природы и истории, а не их рабами».

Менделеев выступал горячим сторонником протекционизма и хозяйственной самостоятельности России. В своих работах «Письма о заводах», «Толковый тариф...» Менделеев стоял на позициях защиты русской промышленности от конкуренции со стороны западных стран, связывая развитие промышленности России с общей таможенной политикой. Ученый отмечал несправедливость экономического порядка, позволяющего странам, осуществляющим переработку сырья, пожинать плоды труда работников стран-поставщиков сырья. Этот порядок, по его мнению, «имущему отдает весь перевес над неимущим».

Будущее русской промышленности Менделеев видел в развитии общинного и артельного духа. Конкретно он предлагал реформировать русскую общину так, чтобы она летом вела земледельческую работу, а зимой - фабрично-заводскую на своей общинной фабрике. Внутри отдельных заводов и фабрик предлагалось развивать артельную организацию труда. Фабрика или завод при каждой общине - «вот что одно может сделать русский народ богатым, трудолюбивым и образованным».

Богатство и капитал Менделеев считал функцией труда. «Богатство и капитал, - записывал он для себя, - равно труду, опыту, бережливости, равно началу нравственному, а не чисто экономическому». Состояние без труда может быть нравственно, если только получено по наследству. Капиталом, по мнению Менделеева, является только та часть богатства, которая обращена на промышленность и производство, но не на спекуляцию и перепродажу. Выступая против паразитического спекулятивного капитала, Менделеев считал, что его можно избежать в условиях общины, артели и кооперации.

О. Платонов

МЕНШИКОВ

Александр Данилович (6.11.1672 -12.11.1729), государственный и военный деятель. Первый российский генералиссимус. Сведения о его происхождении противоречивы. По наиболее распространенной версии, его отец и сам Меншиков были из крестьян и торговали пирожками на московских улицах.

Первоначально Меншиков исполнял при царе обязанности денщика. Преданность, усердие, энергия, распорядительность, умение угадать и исполнить желание царя, при уме и личных талантах, выдвинули Меншикова в число ближайших сподвижников Петра I. Во время Северной войны (1700 - 21) Меншиков вырос в крупного администратора и военачальника. В 1702 Меншиков - губернатор Нотебурга, в 1703 он основал Олонецкую верфь. В военной кампании 1703 - 04 отличился при взятии Ниеншанца и Нарвы. Много сил Меншиков как губернатор Ингерманландии (с 1703) отдавал строительству Петербурга и Кронштадта. С 1702 Меншиков - граф, с 1707 - светлейший князь. В 1705 Меншиков руководил действиями русской армии против шведов в Литве, в 1706 разбил корпус генерала Мардефельда у Калиша, в 1708 захватил Батурин, резиденцию И. С. Мазепы. Немалая заслуга в разгроме шведов в Полтавской битве принадлежала Меншикову, который, командуя кавалерией, действовал внезапно и решительно. За Полтавскую «викторию» Меншиков был произведен в фельдмаршалы. В 1709 - 13 он командовал русскими войсками в Польше, Курляндии, Померании, с 1714 управлял территориями в Прибалтике, отошедшими от Швеции к России.

В руках Меншикова была сосредоточена огромная власть, которую он часто употреблял в своих целях, не стесняясь приобретения и умножения богатства. Получая регулярные пожалования (за Меншиковым было около 100 тысяч крестьян), он не довольствовался доходами со своих имений, занимался промышленным предпринимательством, казенными подрядами, не гнушался брать взятки. Многочисленные жалобы на корыстные действия Меншикова не достигали цели. От суда его спасало снисхождение Петра I и заступничество Екатерины I. Опираясь на гвардию, Меншиков возвел на престол Екатерину I и стал фактическим главой государства. На вершине власти он вел активную борьбу со своими противниками, отстранил П. А. Толстого, пытался нейтрализовать Верховный тайный совет, вступил в тесный союз с А. И. Остерманом, способности которого к политической интриге Меншиков недооценил.

После вступления на престол Петра II и его помолвки в мае 1727 с дочерью Меншикова последний был близок к регентству. 13 мая 1727 был пожалован в генералиссимусы. По настоянию получивших влияние на Петра II Долгоруких и поддержке Верховного тайного совета он был отстранен от дел, обвинен в измене и хищениях государственной казны, сослан в Березов, где и умер.

Л. Н. Вдовина

МЕНЬШИКОВ

Михаил Осипович (25.09.1859-19.09.1918), русский мыслитель, публицист и общественный деятель, ведущий сотрудник газеты «Новое время». В своих трудах призывал русских людей к самосохранению русской нации, к отстаиванию хозяйских прав русских на своих территориях. «Мы, русские, - писал он, - долго спали, убаюканные своим могуществом и славой, - но вот ударил один гром небесный за другим, и мы проснулись и увидели себя в осаде - и извне, и изнутри. Мы видим многочисленные колонии евреев и других инородцев, постепенно захватывающих не только равноправие с нами, но и господство над нами, причем наградой за подчинение наше служит их презрение и злоба против всего русского». Меньшиков, как и многие другие выдающиеся представители русского патриотического движения, не был против культурного самоопределения народов России на их исторических территориях, но выступал решительно против захвата представителями этих народов хозяйских прав на этнических русских территориях. Он высказывал общую для многих русских патриотов позицию самосохранения нации - «долой пришельцев». «Если они хотят оставаться евреями, поляками, латышами и т. д. на нашем народном теле, то долой их, и чем скорее, тем лучше... Допуская иноплеменников как иностранцев... мы вовсе не хотим быть подстилкою для целого рода маленьких национальностей, желающих на нашем теле размножаться и захватывать над нами власть. Мы не хотим чужого, но наша - Русская - земля должна быть нашей».

По справедливому мнению Меньшикова, Россия со времен Петра глубоко завязла на Западе своим просвещенным сословием. Для этого сословия все западное кажется более значительным, чем свое. «Мы, - пишет Меньшиков, - глаз не сводим с Запада, мы им заворожены, нам хочется жить именно так и ничуть не хуже, чем живут «порядочные» люди в Европе. Под страхом самого искреннего, острого страдания, под гнетом чувствуемой неотложности нам нужно обставить себя той же роскошью, какая доступна западному обществу. Мы должны носить то же платье, сидеть на той же мебели, есть те же блюда, пить те же вина, видеть те же зрелища, что видят европейцы». Чтобы удовлетворить свои возросшие потребности, образованный слой предъявляет к русскому народу все большие требования. Интеллигенция и дворянство не хотят понять, что высокий уровень потребления на Западе связан с эксплуатацией им значительной части остального мира. Как бы русские люди ни работали, они не смогут достичь уровня дохода, который на Западе получают путем перекачки в свою пользу неоплаченных ресурсов и труда других стран. Пусть дворянские имения дают втрое больший доход, дворяне все равно кричат о разорении, потому что их потребности возросли вшестеро. Чиновники получают тоже жалованье в три раза больше, но все равно оно не может обеспечить им европейского уровня потребления. Образованный слой требует от народа крайнего напряжения, чтобы обеспечить себе европейский уровень потребления, и, когда это не получается, возмущается косностью и отсталостью русского народа.

Меньшиков отмечает неравноправный обмен, который западные страны осуществляли с Россией. Цены на русские сырьевые товары, впрочем как и на сырьевые товары других стран, не принадлежащих к западной цивилизации, были сильно занижены, так как недоучитывали прибыли от производства конечного продукта. В результате значительная часть труда, производимого русским работником, уходила бесплатно за границу. Русский народ беднеет не потому, что мало работает, а потому, что работает слишком много и сверх сил и весь избыток его работы идет на пользу европейских стран. «Энергия народная - вложенная в сырье, - как пар из дырявого котла теряется напрасно, и для собственной работы ее уже не хватает».

Убит еврейскими большевиками на берегу оз. Валдай на глазах своих детей.

О. Платонов

МЕРЖЕЕВСКИЙ

Владимир Данилович (1897-1975), русский журналист и общественный деятель. После войны поселился в Сан-Пауло (Бразилия), где стал издавать православно-монархический журнал «Владимирский вестник». Мержеевский сделал журнал центром притяжения патриотических сил, одним из главных центров русской монархической эмиграции. С Мержеевским сотрудничали такие видные монархисты, как А. А. Вонсяцкий, П. Н. Шабельский-Борк, Н. Ф. Степанов, Н. А. Степанов, Н. Д. Тальберг, гр. Ланской и мн. др.

О. Платонов

МЕРЗЛЯКОВ

Алексей Федорович (17.03.1778-26.07.1830), русский поэт, критик, педагог. Родился в купеческой семье. Вся его жизнь была связана с Московским университетом, где он служил профессором «красноречия, стихотворства и языка российского», с 1828 - был деканом словесного отделения университета. Один из организаторов Общества любителей русской словесности (1811). В своей поэзии обратился к песенному жанру, видя в русских песнях «русские нравы и чувства, русскую правду, русскую доблесть»; перерабатывал фольклорные источники в духе романса или элегии. Автор песен, ставших народными («Чернобровый, черноглазый», «Среди долины ровныя» и т. д.).

МЕРИЛО ПРАВЕДНОЕ

МЕРИЛО ПРАВЕДНОЕ - древнерусский юридический сборник 2-й пол. XIII в., сохранившийся в рукописях XIV - XVI вв. При его составлении были, возможно, использованы материалы древнерусского юридического сборника н. XII в. «Мерило праведное» представляет собой пособие для судей. Памятник состоит из двух частей: первая содержит слова и поучения, как переводные, так и оригинальные, о праведных и неправедных судах; вторая (т. н. сборник из 30 глав) - византийские и церковные светские законы, заимствованные из Кормчей русской редакции, а также древнейшие памятники славянского и русского права («Закон судный людем», Русская Правда, «Правило законно о церковных людях»). Составление «Мерила праведного» связано с борьбой русских людей к. XIII в. за восстановление разрушенного татарами культурного наследия.

МЕРКУРИЙ СМОЛЕНСКИЙ

МЕРКУРИЙ СМОЛЕНСКИЙ - воин, мученик (ск. 1238), происходил из славного римского рода. В юности он прибыл на Русь и служил воином у смоленского князя. Крепкий телесно, св. воин был силен и верою. Житием добрым и чистотою угождая Богу, он вел жизнь подвижника, был строгим постником, хранил целомудрие. Во время разорительного нашествия хана Батыя в 1239 все жители Смоленска обратились с молитвой к Пресвятой Богородице об избавлении от врага. Скорбел душой о тяжком бедствии и св. Меркурий. Горя пламенным желанием положить жизнь свою за веру Христову, он усердно молился. В то же время ночью в соборе перед иконою Пресвятой Богородицы слезно возносил молитвы и пономарь, служивший в этом храме. Внезапно ему явилась Пресвятая Дева, велевшая скорее призвать св. Меркурия. Пришедший в собор св. воин удостоился увидеть Пречистую Богородицу, сидящую на престоле с Младенцем Христом, окруженную ангельскими силами. Богородица повелела Меркурию вооружиться и безбоязненно выйти навстречу татарским войскам. Исполняя с радостью волю Пресвятой Богородицы, он устремился к татарскому стану. Первым пал от меча св. Меркурия воин-исполин, отличавшийся своей свирепостью и силой. Множество врагов сокрушил укрепляемый Пресвятой Богородицей воин, пока не был поражен ударом в спину. Но смерть его уже не могла остановить бежавших в страхе татар. На рассвете жители Смоленска, готовившиеся к сражению, увидели, что враг бежал. С благоговением перенесли они тело св. заступника в город и погребли в Успенском соборе, в котором до настоящего времени хранятся воинские сандалии св. Меркурия.

Память мч. Меркурию отмечается 24 ноября/7 декабря.

МЕСТНИЧЕСТВО

МЕСТНИЧЕСТВО - порядок служебных отношений боярских фамилий, установившийся в Московском государстве в XV в. под влиянием наплыва в Москву бывших удельных князей и их бояр из Руси и Литвы, вследствие чего явилась необходимость установить определенные отношения этих пришлых бояр к старому московскому боярству и друг к другу. Этот порядок был основан на «отчестве», т.е. на унаследованных от предков отношениях представителя известного рода к представителям других родов. Получая новое назначение по службе, каждый боярин заботился, чтобы не стать в равноправные или подчиненные отношения к лицу, менее его родовитому, так как это бесчестило его род и являлось прецедентом для решения вопроса о служебных отношениях его потомков к потомкам других родов. От назначения, бесчестящего его род, боярин мог отказаться. Вследствие существования местничества московские боярские роды разместились в строго иерархическом порядке. Для решения вопроса о старшинстве рода справлялись в «разрядах», выискивая случаи, когда представители ссорящихся родов служили вместе. Представители одного и того же рода могли занимать служебное положение только сообразно генеалогическому старшинству, которое определялось на основании «родословца». Местничество порождало бесконечные челобитья о бесчестии и сильно затрудняло правительство при служебных назначениях, почему в некоторых случаях предписывалось «быть без мест». В к. 1681 комиссия выборных «для устроения и управления разного дела» подала царю Феодору Алексеевичу челобитную об уничтожении местничества. 12 янв. 1682 в собрании духовенства, думы и выборных придворных чинов обсуждался этот вопрос. Патриарх одобрил намерение царя, бояре также просили уничтожить «места». Царь указал сжечь разрядные книги, в которых записывались местнические дела, и отныне всем быть без мест. Таким образом, боярство легко отказалось от местничества, за которое стояло так крепко раньше. Объясняется это распадением старого боярства, представители которого к к. XVII в. или повымирали, или захудали. Новое же дворянство считало для себя более выгодным возможность повышения путем выслуги.

С.Ю.

МЕСТЬ

МЕСТЬ - воздаяние злом за зло, обидой за обиду, злопамятство (В.И. Даль); чувство, мало характерное для большинства коренных русских людей, в личной жизни предпочитавших отвечать на зло добром. Как отмечал в к. XIX в. русский этнограф С.Я. Дерунов, «мщения русский народ почти не понимает» (подробнее об этом См.: Прощение). Правда, совсем по-другому этот вопрос ставился о воздаянии за зло, нанесенное врагами Веры, Царя и Отечества. Здесь злоумышленников ждала неотвратимая справедливая кара.

О. Платонов

МЕТОД ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИХ СУММ

МЕТОД ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИХ СУММ - выдающееся мировое открытие русского математика И.М. Виноградова. Один из самых сильных и общих методов теории чисел, ныне применяемый математиками всего мира.

Предыдущая страница Следующая страница