Приглашаем посетить сайт

Американская литература (american-lit.niv.ru)

Энциклопедия "Русская цивилизация"
Статьи на букву "И" (часть 4, "ИРИ"-"ИЮН")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "И" (часть 4, "ИРИ"-"ИЮН")

ИРИНАРХ СОЛОВЕЦКИЙ

ИРИНАРХ СОЛОВЕЦКИЙ (ск. 17.07.1628), игумен Соловецкого монастыря с 1613 по 1627, друг и сподвижник прп. Елеазара Анзерского. Своей духовностью и высокой жизнью св. Иринарх имел огромное влияние на весь местный край, и его благоговейно чтили еще при жизни. Во время своего правления преподобный отличался снисходительностью, кротостью в отношении к другим и строгостью к себе. Он обновил весь монастырь и создал его укрепления, благодаря которым он смог оказать сопротивление английскому флоту в 1854. Для борьбы с воинственными шведами прп. Иринарх содержал за свой счет небольшое войско. Царь Михаил Федорович знал святого лично и почитал его. По своей кончине он не раз являлся с помощью Небесной жителям сурового Севера в борьбе с природой.

Память прп. Иринарху отмечается 17/30 июля.

ИРКУТСК

ИРКУТСК - центр Иркутской обл. Расположен на Иркутско-Черемховской равнине, при впадении р. Иркут в Ангару, в 66 км к западу от оз. Байкал. Население 587 тыс. чел.

В 1652 землепроходцем Иваном Похабовым на Дьячем острове было построено Иркутское зимовье. В 1661 на высоком правом берегу Ангары заложен Яндашевский острог. В 1668 - 69 построен новый острог - Иркутский. Город с 1686, центр торговли с Китаем. С 1764 Иркутск - центр Иркутской губ.; резиденция генерал-губернатора Сибири (с 1803) и Восточной Сибири (с 1822). В к. XVIII - н. XIX в. Иркутск славился самыми многолюдными в Сибири ярмарками. Иркутск и его окрестности - место ссылки декабристов (создана мемориальная зона). С 1840-х Иркутск становится центром золотодобывающей промышленности, т. н. столицей ленского золота. До к. XIX в. военно-административный центр Восточной Сибири. В 1898 через Иркутск проложена Транссибирская ж.-д. магистраль. В 1920 в Иркутске был расстрелян адмирал А.В. Колчак.

ИРКУТСКАЯ КАЗАНСКАЯ

ИРКУТСКАЯ КАЗАНСКАЯ - чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Один из списков Казанской чудотворной иконы. Находилась в Иркутске в Богоявленском соборе и прославилась многими чудотворениями. Каждогодно в апреле или мае, после посева ярового хлеба, носят ее с крестным ходом по соседним сельским крестьянским полям для освящения посевов. Этот крестный ход установлен издавна по случаю частых неурожаев хлеба в окрестностях Иркутска.

Празднуется 8/21 июля.

Прот. И. Бухарев

ИРМОЛОГИЙ

ИРМОЛОГИЙ - богослужебная книга, содержащая в себе избранные из различных канонов песнопения, называемые ирмосами (ирмос есть начальное песнопение каждой песни канона).

ИРОДИОН И РУФА

ИРОДИОН и РУФА - апостолы, празднуются 8/21 апреля. Св. Иродион, попросту Родион, был известен у русских крестьян под именем Ледолома, оттого что, по народному наблюдению, около дня памяти этого угодника ломается и тает лед. О св. Руфе крестьяне говорили: «Со дня Руфы земля рушится» - как намек на то, что теперь земля отходит от мороза и начинает давать прозябение траве и деревьям.

ИРОДИОН ИЛОЕЗЕРСКИЙ

ИРОДИОН ИЛОЕЗЕРСКИЙ - схимонах (ск. 1541). Между 1538 и 1541 ангел явился отшельнику Комельского монастыря Иродиону, ученику прп. Корнилия, и повелел ему идти на Илозеро и там воздвигнуть церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Звон колоколов на безлюдном полуострове показал преподобному, что это и есть предназначенное ему место - и он воздвиг здесь церковь. Местные жители усердно посещали его, мешая уединению, но он втайне усилил свои подвиги и молитвы. Однажды благочестивый поселянин Елисей увидел святого лежащим в печи, на раскаленных углях, но прп. Иродион запретил рассказывать это при его жизни. Ангел возвестил ему приближение кончины, и в ту же ночь он исповедовался и причастился Святых Тайн, а на другой день его духовник, иеромонах Исайя, нашел его скончавшимся, с руками, скрещенными на груди, а вся келья наполнена была неизреченным благоуханием. После его кончины собралась братия и основала монастырь. На могиле преподобного происходили чудеса: один человек воткнул в нее палку и тут же ослеп, но когда ночью ему явился прп. Иродион и сделал ему выговор за такой проступок, то тот извинился и сразу же прозрел; в период Смутного времени вражеский солдат хотел снять ризы с икон Илозерского монастыря, но невидимая рука бросила его на землю. Мощи прп. Иродиона почивают в церкви упраздненного его монастыря.

Память прп. Иродиону отмечается 28 сентября/11 октября.

ИРТЫШ

ИРТЫШ - река, левый приток Оби, в России и Казахстане. Длина 4248 км. Основные притоки: Ишим, Вагай, Тобол, Конда (лев.); Омь, Тара, Демьянка (прав.).

ИРЬЕ

ИРЬЕ (Ирий-сад, Ирий, Ирей, Вырье, Вырай, Вырий-сад), древнее название рая у восточных славян, сказочный, загадочный край, волшебное царство, блаженная теплая страна, куда на зиму уходят птицы, змеи и другие пресмыкающиеся. В «Поучении» Владимира Мономаха говорится, что «птицы небесные из ирья идут».

По древним поверьям, эта блаженная страна - солнечный край - находится по ту сторону облаков у самого моря. В ней царит вечное лето, она предназначена для будущей жизни хороших и добрых людей. Их здесь ждет вечное блаженство, а время для них перестает существовать.

Посреди ирья растет мировое дерево - береза или дуб. Над его вершиной обитают птицы и души умерших, страдающих за свою зло прожитую жизнь. Добрым же определено место внизу, возле колодцев с чистой ключевой водой, вокруг которых растут прекрасные цветы, зреют на ветках молодильные яблоки и сладко поют райские птицы.

О. Платонов

ИСААКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИСААКИЙ ДАЛМАТСКИЙ

ИСААКИЙ ДАЛМАТСКИЙ - игумен, исповедник (ск. 383), один из пустынных подвижников, совершавших монашеский подвиг в глубоком уединении. Услышав о гонении, которое воздвиг на православных имп. Валент, придерживавшийся арианской ереси, св. Исаакий явился в Константинополь, чтобы утешить и ободрить гонимых и обличить ариан, не признававших Господа Иисуса Христа предвечным Сыном Бога Отца. В это время имп. Валент предпринял поход против готов, угрожавших столице - Константинополю. Во время похода Исаакий трижды представал перед императором, предсказывая поражение, если тот не повелит открыть храм для православных. Когда Исаакий пришел в третий раз, император повелел ввергнуть его в зыбучее болото, из которого еще никто никогда не выбирался. Но милость Божия оградила исповедника от смерти. Увидев Исаакия живым, Валент по жестокосердию своему не внял знамению Божиему и повелел двум своим сановникам заключить подвижника в темницу, обещая ему муки и казнь по возвращении из похода. Но бесславный конец ждал императора. Войско было разбито, а Валент погиб в огне, спрятавшись в сарае, который был подожжен готами. Феодосии Великий, унаследовавший императорский престол, был православным. По его повелению исповедник был освобожден из темницы. Исаакий основал иноческую обитель вблизи столицы. Сановники же, стерегшие Исаакия, за это время прониклись к старцу такой любовью, что состязались в благодеяниях для нового монастыря. В Петербурге прп. Исаакию посвящен величественный Исаакиевский собор, созданный в память дня рождения имп. Петра I.

Память прп. Исаакию отмечается 22 марта/4 апреля и 30 мая/12 июня.

ИСААКОВСКАЯ

ИСААКОВСКАЯ - чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Явилась в 1659 близ с. Исакова Ярославской губ. Пошехонского у. На месте ее явления жители с. Исакова сначала поставили часовню, а затем, в 1662, церковь и обитель (Исаков Рождество-Богородицкий женский монастырь).

Празднуется 8/21 сентября.

ИСАЙЯ

ИСАЙЯ - пророк (VIII в. до Р.Х.). «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» - такими словами свидетельствует пророк Исайя о пришествии Мессии - Господа Иисуса Христа. За ясность пророчества о воплощении Спасителя отцы Церкви почтили св. Исайю именованием «ветхозаветного евангелиста». Священное Писание так говорит о нем: «Пророк Исайя - великий и верный в видениях своих. Великим духом своим он провидел отдаленное будущее и утешал сетующих в Сионе». Прор. Исайя родился около 780 до Рождества Христова и, вероятно, происходил из рода царей иудейских. Он получил хорошее образование и в течение своей жизни оказывал немалое влияние на государственные дела. Он был призван Господом на пророческое служение, начало которого было ознаменовано величественным видением. Св. пророк узрел Господа Бога, окруженного множеством шестикрылых серафимов - ангелов Господних, непрестанно воспевающих Бога. И когда пророк испугался, что ему, грешному человеку, было явлено столь великое откровение, то один из серафимов прикоснулся к устам Исайи раскаленным углем, взятым от жертвенника Господня, сказав: «Грех твой очищен». Шестьдесят лет пророчествовал св. Исайя, отвращая иудеев от нечестия и идолопоклонства, наставляя их на путь истины. За время его служения на престоле Иудейского царства сменилось четверо царей. Согласно преданию, прор. Исайя претерпел мученическую кончину во времена царя Манассии, которого он обличал за нечестие. Скрываясь от преследования, пророк укрылся в дупле большого дерева, но был обнаружен и перепилен вместе с деревом. Память прор. Исайе отмечается 9/22 мая.

ИСАЙЯ РОСТОВСКИЙ

ИСАЙЯ РОСТОВСКИЙ - епископ (ск. 15.05.1090), инок Киево-Печерского монастыря. По просьбе вел. кн. Изяслава Ярославича был послан прп. Феодосием на игуменство в монастырь св. мученика Димитрия, основанный вел. князем. Там он провел пятнадцать лет, «подражая жизни ангельской», после чего был поставлен митр. Иоанном во епископы г. Ростова, тогда еще не утвержденного в христианстве. Святитель обошел с проповедью Святого Евангелия всю землю Ростовскую и Суздальскую, перебил идолов, крестил многих людей, а верующие еще больше утверждались в вере. В к. XII в. по преставлению святого были обретены св. мощи его нетленными в Ростовской церкви Пресвятой Богородицы. Память свт. Исайе отмечается 15/28 мая и 23 мая/5 июня (в Соборе Ростово-Ярославских святых).

ИСАКОВ РОЖДЕСТВО-БОГОРОДИЦКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Ярославская еп., при с. Исакове. Основан на месте явления в 1659 иконы Божией Матери, где тогда же была устроена часовня, а затем возникла и обитель, разрешение на устройство которой было дано Ионою, митр. Ростовским, 13 января 1662. Со времени своего основания она была мужскою пустынью; но в 1900 была обращена в женский монастырь. В соборном храме его во имя Рождества Богородицы (построенном в 1758) находилась явленная (1659) чудотворная Исааковская икона Рождества Богородицы.

С. В. Булгаков

ИСАКОВСКИЙ

Михаил Васильевич (7/19.01.1900-20.07.1973), русский поэт. По происхождению из сельчан Смоленской губ. Учился в гимназии. Ранние стихи посвящены деревенской жизни (сб. «Провода в соломе», 1927, «Поэма ухода», 1930). Уже с сер. 1930-х многие стихи Исаковского кладутся на музыку, обрабатываются для народных хоров (в частности, он много сотрудничает с хором Пятницкого и его руководителем В. Г. Захаровым). Среди знаменитых песен Исаковского «Катюша», «Огонек», «Враги сожгли родную хату», «Одинокая гармонь».

Автобиографическая книга воспоминаний «На Ельнинской земле» (1969).

ИСИДОР ТВЕРДИСЛОВ

Ростовский, Христа ради юродивый (ск. 14.05.1474), родом из Пруссии, в юности принял Православие, отрекся от мира, стал юродствовать и покинул богатый дом родителей с посохом в руке. Придя в Россию, он остановился в Ростове Великом и остался в нем жить. Он построил себе хижину из веток в городе, посреди огромной лужи и прожил в ней до самой своей кончины. Дни свои он проводил на улицах, терпя поношения, а ночью удалялся в свою хижину для молитвы. Во время жизни блж. Исидора в Ростове происходили всякие чудеса, с ним связанные: то он явился к купцу, терпящему бедствие в море, и помог ему спастись, то он предсказал родителям новорожденного, что его ожидает архиерейское будущее (речь шла об архиепископе Ростовском Иоасафе), и многое другое. За несколько дней до кончины блж. Исидор затворился в своей хижине, молясь со слезами. В минуту его тихой и одинокой кончины чудное благоухание разлилось по городу. Погребли святого в его хижине, а почитатели соорудили на могиле церковь во имя Вознесения Господня.

Память блж. Исидору отмечается 14/27 мая и 23 мая/ 5 июня (в Соборе Ростово-Ярославских святых).

ИСИДОР ХИОССКИЙ

ИСИДОР ХИОССКИЙ - св. мученик (ск. 251), празднуется 14/27 мая. У русских людей этот угодник назывался Сидором, они говорили: «На Сидора еще сиверно» или «Как пройдут Сидоры, так пройдут и сиверы», сопоставляя в этом случае имя Сидора с названием холода - сиверяк, северный.

ИСИДОР ЮРЬЕВЕЦКИЙ

ИСИДОР ЮРЬЕВЕЦКИЙ (Дерптский) (ск. 8.01.1472), пресвитер, священномученик, служил в православном Никольском храме города Юрьева. Нарушив договор между вел. кн. Московским Иоанном III и вел. магистром Ливонского ордена, рыцари, вместо соблюдения интересов православных горожан, стали принуждать их к унии с Римом. Пресвит. Исидор мужественно встал на защиту Православия, призывая паству хранить отеческую веру. В праздник Крещения Господня, когда отец Исидор совершал Великое Водоосвящение на р. Омовже, он и 72 прихожанина - мужчины, женщины и дети - были схвачены и после двухдневных издевательств утоплены в крещенской проруби. Перед смертью, в темнице, они успели причаститься Св. Дарами.

Память сщмч. Исидору, пресвитеру, и с ним 72-м, в Юрьеве Лифляндском пострадавшим, отмечается 8/21 января.

ИСИХАЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИСКАКОВ

Борис Иванович (р. 14.11.1934), русский ученый и общественный деятель, президент Международной славянской академии наук, образования, искусств и культуры.

ИСКОРОСТЕНЬ

ИСКОРОСТЕНЬ (современный Коростень в Малороссии), один из древнейших русских городов, в летописи упомянут под 945. Остатками Искоростеня являются 5 или 6 городищ с валами, расположенными тесной группой на берегах р. Уж. В 945 под стенами города был убит и погребен кн. Игорь, пытавшийся дважды собрать дань с древлян. В 946 кн. Ольга сожгла Искоростень.

ИСКУССТВЕННЫЕ СПУТНИКИ ЗЕМЛИ

ИСКУССТВЕННЫЕ СПУТНИКИ ЗЕМЛИ - космические летательные аппараты, выведенные на орбиты вокруг Земли и предназначенные для решения научных и прикладных задач. Впервые разработаны и запущены в космос русскими учеными под руководством С.П. Королева (первый запуск 4 октября 1957).

ИСКУССТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИСКУШЕНИЕ

ИСКУШЕНИЕ - в православной жизни испытание, проверка случайными, нарочитыми обстоятельствами или жизненными ситуациями, в которых раскрываются истинные свойства человеческой души - хорошие или плохие.

ИСПОВЕДЬ

ИСПОВЕДЬ - таинство отпущения грехов, совершенных после крещения. В исповеди христианин кается в своих грехах перед священником для получения их прощения от Бога.

ИСТИНА

1. (слав.: настоящий), соответствие знания вечным, неизменным основам бытия и возникающим из него вещам и явлениям. Для православного высшая истина - Иисус Христос, воплощенный Бог. Познание истины требует не только ума, но и всего существа человека. В христианстве истина постигается верой. Христос говорит: «Я есьм путь и истина и жизнь» (Ин. 14: 6). Христианин верит, чтобы знать. «Познайте истину, и истина сделает вас свободными (Ин. 8: 32). Ценность истины в представлениях Святой Руси в том, что она несет спасение. «Истина не дается нравственно ущербному человеку» (И.В. Киреевский). «Гаснет любовь и гаснет истина. Поэтому «истинствовать» на земле - значит постоянно и искренно любить» (В.В. Розанов). «Правда требует стойкости: за правду надо стоять или висеть на кресте, к истине человек движется. Правды надо держаться - истину надо искать» (М.М. Пришвин). «Всякий, кто искренне захотел истины, тот уже страшно силен» (Ф.М. Достоевский).

О. Платонов

2. (уст.), наличность, наличные деньги.

ИСТИНИК

ИСТИНИК (уст.). - См.: КАПИТАЛ.

ИСТОМА

Григорий, русский дипломат и путешественник к. XV - н. XVI в. В 1496 был направлен для дипломатических переговоров в Данию. В связи с осложнением русско-шведских отношений не мог избрать обычный путь через Прибалтику и отправился из устья Северной Двины морским путем. Обогнув Кольский и Скандинавский полуострова, он уже сухопутным путем прибыл в Копенгаген, открыв, таким образом, задолго до английского мореплавателя Ченслера возможность связи Русского государства с Западной Европой по Северному морскому пути.

В. Сарычев

ИСТОМИН

Владимир Иванович (1809-7.03.1855), контрадмирал (1853), герой обороны Севастополя в 1854 - 55. Происходил из дворян Пензенской губ. В 1827 окончил Морской кадетский корпус в Петербурге, участник сражения при Наварине против турецко-египетской эскадры (1827), в Русско-турецкую войну 1828-29 участвовал в блокаде Дарданелл. С 1835 служил в Балтийском флоте, с 1850 командир линейного корабля «Париж» на Черноморском флоте, участвовал в разгроме турецкой эскадры в Синопском бою 1853 (под командованием П. С. Нахимова). Во время осады Севастополя возглавлял оборону Малахова кургана. Убит ядром на Камчатском редуте. Похоронен в Севастополе рядом с М. П. Лазаревым, В. А. Корниловым и П. С. Нахимовым.

В. А. Федоров

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ - музыкально-поэтические произведения русского народа, посвященные историческим событиям. Первоначально развивались как составная часть устного народного творчества, являясь продолжением былевого эпоса и сохраняя во многом традиционные приемы былинной поэзии. Отличались от былин меньшим размером и более достоверной передачей исторических фактов. Сказители не выделяли исторических песен, называя их также старинами. Первые сохранившиеся русские исторические песни относятся к к. XIII в. Татаро-монгольское нашествие, оставившее глубокий след в народном сознании, породило ряд исторических песен («Авдотья-рязаночка», песни о татарском полоне, «Щелкан»). Борьба с татарским игом нашла отражение в «Задонщине», которая исполнялась как историческая песня.

В России исторические песни достигли наивысшего расцвета в XVI в. В центре их внимания стоят важнейшие моменты истории (песня об обороне Пскова от Стефана Батория и др.). Для песен этого времени характерна большая передача реальных фактов (так, в песне «Взятие Казани» изображено русское войско того времени, а не легендарные богатыри), вместе с тем утрачивается масштабность в раскрытии исторической действительности, обобщенность образов, характерные для ранних песен, опиравшихся на традиции былин. В XVI в. появляется и новая разновидность исторической песни - своеобразная политическая поэма (цикл песен об Иване Грозном, в котором отражены различные взгляды: песни-памфлеты и песни, воспевающие царя). Народные движения нашли свое отражение в цикле песен о Ермаке. Исторические песни XVII в. еще более развивают эту линию (цикл песен о Степане Разине, об осаде Соловецкого монастыря). Время преобразовательной деятельности Петра I нашло отражение в ряде интересных, но малоисследованных песен («Казнь стрельцов», «Полтава», песни о кончине Петра I). Большинство этих песен возникло в народной, преимущественно солдатской, среде, в них отразились и тяжелые стороны времени Петра I. Исторические песни XVIII в. - в значительной степени солдатского происхождения, они посвящены гл. обр. военной тематике - Семилетней войне (песня о Захаре Чернышеве), русско-шведским и русско-турецким войнам (о бое под Бендерами). Большое внимание в исторической песне уделено бунту Пугачева (песни о бунте в Яицком городке, о гибели Пугачева и др.).

В русской исторической песне XIX в. по-прежнему значительное место занимает военная тематика (песни об Отечественной войне 1812 и Крымской войне). В XVIII-XIX вв. русские исторические песни, выражая основную тенденцию времени, все более утрачивают черты конкретных исторических событий (в центре песни о Полтавской битве оказывается Шереметев, солдатские песни нередко воспевают подвиги Суворова даже в тех боях, где он не участвовал, песни о Крымской войне в значительной степени повторяют песни о русско-турецких войнах XVIII в.).

Е.Ж.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК

ИСТОРИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК - историко-литературный журнал преимущественно патриотического направления. Издавался в Петербурге в 1880-1917. В журнале публиковались документы, мемуары, статьи на исторические и этнографические темы, оказавшие существенное влияние на развитие русского национального самосознания. Издатели-редакторы - С.Н. Шубинский, А.С. Суворин и др.

ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ

ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ (Императорский Российский исторический музей) в Москве, открыт в 1883. Размещен в специально выстроенном по проекту арх. Шервуда здании на Красной площади. Первоначально включал собрание исторических памятников каменного, бронзового и железного веков; эллинско-скифские и христианские (до X в.) древности; русские древности до XIII в.

В музей вошли коллекции П. И. Щукина, И. Е. Забелина, Д. Я. Самоквасова, А. П. Бахрушина, А. Д. Черткова. Для пополнения фондов в 1923-70-х были предприняты свыше 500 археологических и более 200 историко-бытовых экспедиций.

ИСТОРИЯ РУССКОГО НАРОДА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИСТРА

1. город в Московской обл. Расположен на южном склоне Клинско-Дмитровской гряды, на р. Истре. Население 32,7 тыс. чел.

Возник на месте д. Сафатово, в 1589 переименован в с. Воскресенское. Город Воскресенск с 1781.

В Истре - Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, основанный в 1656 патр. Никоном как новый центр русского Православия. В ансамбле: Воскресенский собор (1658 - 85; скопирован с храма того же названия в Иерусалиме), церкви Рождества Христова и Трёхсвятительская (обе 1686 - 98), дворец царевны Татьяны Михайловны.

2. река, левый приток Москвы-реки, в Московской обл. Длина 113 км.

ИТИЛЬ

ИТИЛЬ - См.: ВОЛГА.

ИУДАИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИУЛИАН

ИУЛИАН (ск. ок. 305), священномученик, погиб за веру, после долгих истязаний был зашит в мешок с песком и змеями и брошен в море. Память его празднуется 18/31 октября. Почитался среди русских людей, которые считали его покровителем и хранителем малых детей. На одной из старинных икон, которую в XIX в. можно было видеть в Киево-Братском монастыре, св. Иулиан представлен в монастырском одеянии стоящим пред иконою Богоматери на молитве и держащим на руках повитого ребенка. В древнерусском «Прологе» рассказывается, что «однажды прп. Иулиану случилось быть в пути и остановиться у одной боголюбезной жены, имевшей единородное дитя, которое, предстоя у трапезы и прислуживая, вскоре от очию их изшедше, впаде в кладезь. Честная же та жена, увидевши сие, никакоже о том смутивши себе, но студенец закрывши и великодушие служаше. Святому же о отроце вопросившу, увидено бысть бывшее, абие с трапезы востав и двери студенца отверз, виде отрочище водою влаемо и здраво играюще, и, руку ему подав, извлече е от кладезя. И сему бывшу вопрошено бе отроча о бывшем ему. Никакоже пострадати ми, рече, старца сего ради».

ИУЛИАНИЯ ВЯЗЕМСКАЯ

Новоторжская, княгиня, мученица (ск. 21.12.1406), почитается как образец супружеского целомудрия. Муж ее, вяземский кн. Симеон Мстиславич, служил смоленскому кн. Юрию Святославичу. Когда Смоленск захватил литовский кн. Витовт, кн. Юрий бежал в Великий Новгород, оставив свою супругу в плену. Через два года он ушел к Московскому вел. кн. Василию Димитриевичу, от которого получил на княжение половину г. Торжка. Вторую половину получил его непременный спутник и друг кн. Симеон. Кн. Юрий, прельщенный красотой и добрым нравом Иулиании, не раз пытался склонить ее к прелюбодеянию, но она свято хранила обет супружеской верности. Зимой 1406 во время пира кн. Юрий убил своего друга кн. Симеона и попытался насильно овладеть княгиней. Отбиваясь от насильника, она ранила его ножом в плечо. Разъяренный князь изрубил ее мечом, а тело повелел бросить в р. Тверцу. Убийца бежал к татарам, но и там не нашел покоя от угрызений совести. Тогда он удалился в Николаевский Успенский Венев монастырь, где в горьком раскаянии окончил свою жизнь. Весной, во время ледохода, один расслабленный крестьянин увидел в реке плывущее против течения тело прав. Иулиании и услышал голос, повелевающий предать ее погребению. Исполняя повеление, он внезапно почувствовал себя выздоровевшим. Гроб с останками святой был поставлен в Спасо-Преображенском соборе г. Торжка, и многие страждущие получили там исцеление. Обретение мощей праведницы произошло при разборке обветшавшего собора, а в лике святых благоверная кн. Иулиания прославлена в 1819. Невинно убиенный супруг кн. Иулиании - кн. Симеон почитается в Торжке.

Память прав. Иулиании отмечается 21 декабря/3 января и 2/15 июня (обретение мощей в 1598).

ИУЛИАНИЯ ОЛЬШАНСКАЯ

Печерская, княжна, дева, мученица (1-я пол. XVI в.). После занятия в XIV в. Киева литовцами править им стала, в течение 150 лет, православная семья князей Ольшанских. Киевляне полюбили ее и считали своей. В н. XVI в. скончалась шестнадцатилетняя дочь князя - Иулиания, которая была погребена в пещерах Киево-Печерской лавры. Обрели ее тело нетленным спустя век при Печерском архим. Елисее Плетнецком. Кн. Иулиания лежала в гробу как бы живая, нетленно было ее белое тело и прекрасно лицо. Одета она была в богатые одежды. Тело перенесли в Печерскую Великую церковь, но почестей не воздавали. В XVII в. св. праведная явилась митр. Петру Могиле и упрекнула его за маловерие и небрежение к ее мощам. После этого она велела положить их в драгоценную раку, и мощи стали чтить. С тех пор начали твориться от них чудеса.

Память прав. деве Иулиании отмечается 6/19 июля, 28 сентября/11 октября, и в Неделю 3-ю по Пятидесятнице.

ИУЛИАНИЯ (ЮЛИАНИЯ) ЛАЗАРЕВСКАЯ

ИУЛИАНИЯ (Юлиания) ЛАЗАРЕВСКАЯ (ск. 2.01.1605), муромская святая из дворян, мощи ее обретены в 1614 - 15. Житие святой написано ее сыном Д.Ю. Осорьиным.

ИУСТИН ФИЛОСОФ

Великий, Римский, мученик (ск. 166). Родители Иустина были греки-язычники, они дали ему блестящее образование. Поворот в его жизни произвела встреча с безвестным старцем, наставившим его в Истине Христовой. Св. Иустин принял крещение и всю остальную свою жизнь полностью посвятил проповеди Евангелия. Он стал странствовать по всей Римской Империи, обличая как философов-язычников, так и христиан-еретиков. Св. Иустин ревностно защищал гонимых христиан. Этому он посвятил две свои «Апологии». При имп. Марке Аврелии св. Иустин был оклеветан языческим философом Крискентом, которого он неоднократно побеждал на диспутах. По приговору суда св. мученик был арестован и казнен.

Память мч. Иустину отмечается 1/14 июня.

ИУСТИНИАН I УПРАВДА

Византийский, император (ок. 482 - 565), славянин из селения Средца (ныне София). Вызванный в Константинополь своим дядей, будущим имп. Иустином, блестяще изучил юриспруденцию, богословие и овладел наукой управления. Став императором, он прославился своими реформами, победоносными войнами (завоевал Сев. Африку, Сицилию, Италию, часть Испании), искоренением язычества, законотворчеством (провел кодификацию римского права) и умиротворением церковных споров. Он построил в Константинополе знаменитый храм Св. Софии и множество других храмов. Им созван V Вселенский Собор и составлена церковная песнь «Единородный Сыне и Слове Божий», которая поется на литургии перед Малым Входом. Скончался Иустиниан в глубокой старости и причтен к лику святых. Память прав. Иустиниану отмечается 14/27 ноября.

ИШИМ

1. город в Тюменской обл. Расположен в Зап. Сибири, на левом берегу р. Ишим (приток Иртыша). Население 67,4 тыс. чел.

Известен с 1687 как Коркина слобода; город Ишим с 1782. В XIX в. ежегодно проходила Никольская ярмарка, одна из крупнейших в Западной Сибири.

2. река, левый приток Иртыша, в России (Тюменская и Омская области). Длина 2450 км.

ИЮЛЬ

ИЮЛЬ - седьмой месяц в году, древнерусское название - «липец», цветение липы. Русские крестьяне называли этот месяц макушкою лета, так как он считался последним летним месяцем, или еще страдником - от страдных летних работ, грозником - от сильных гроз; говорили: «Месяц июль страдник (от страды при жниве). В нем хоть разденься - легче нет. Макушка лета. Плясала б бабка, да макушка лета настала».

Основные народные приметы по дням этого месяца были таковы: 1. Св. мчч., чудотворцев и бессрр. Космы и Дамиана. Кузьмы и Демьяны пришли - на покос пошли; 4. Св. Андрея, архиеп. Критского. Озими в наливах, а греча в исходе, т.е. на выходе; или: и рубахи нет, а овес до половины дорос; 5. Прп. Афанасия Афонского. Если в этот день вечером играет месяц, то обещает хороший урожай; 6. Мч. Ермия. Всякий Еремей про себя разумей: когда сеять, когда жать и когда в скирды убирать. Полагают, что в этот день непременно нужно окончить посев; 8. Явление образа Пресвятой Богородицы Казанской и вмч. Прокопия. Казанская. Прокофья Жатвеника (зажинают рожь); 11. Мц. Евфимии. Афимьи Стожарницы; 12. Мч. Прокла. Прокла - великие росы; 15. Св. мчч. Кирика и Иуллиты. Не жни на Кирика и Улиты - маньяки (видения) увидишь; 16. Сщмч. Афиногена. Финогена Володки. В этот день, когда начинают жать, оставляют на ниве несколько колосьев на корню, и этот несжатый клочок называется «володка на бородку». На Афиногена пташки задумываются; 19. Прп. Макрины. Макрида мокра - и осень мокра. Смотри осень по Макриде; 20. Славного прор. Илии. Илья зажинает, лето кончает; первый сноп - первый осенний праздник. Петр с колоском, Илья с колобком (круглым хлебцем из новой ржи; колоб - шар, ком). Новая новина на Ильин день. Сеять на Ильинской поляне. На Илью лето до обеда, осень после обеда. До Ильи тучи по ветру, после Ильи против ветру. Придет Илья - принесет гнилья (дождей). Ильинским дождем умываются от призора, окачиваются. До Ильи и под кустом сушит, а после Ильи и на кусту не сохнет. На Ильин день дождь - мало пожаров, ведро - много. Илья грозы держит, на огненной колеснице ездит. Вознесенье с дождем, Илья с грозой, потому скот не выгоняют на поле. На Ильин день где-нибудь да загорается от грозы. На Ильин день перегоняют пчел, подчищают улья, подрезывают первые соты, которые, впрочем, не в корысть; оттого говорят: богат как Ильинский сот (беден). Муха до Ильи кусается, а после запасается. С Ильина дня ночь длинна, а вода холодна. До Ильи мужик купается, а с Ильи с рекой прощается. На Илью зверь и гад бродят по воле. В Ильин день собак и кошек в избы не впускают (боясь грозы). Во что Илья, в то и Воздвиженье; 22. Св. Марии Магдалины. Марьи - добрый день. Коли на Марьин день росы, то льны будут серы и косы; 24. Блгв. кнн. Бориса и Глеба. Бориса и Глеба - грозных паликопов. На Глеба и Бориса за хлеб не берися (за жнитво - не жни); 25. Успенье св. Анны, матери Пресвятой Богородицы. Анны - холодные утренники. Если утренник холодный - и зима холодная; 27. Св. вмч. Пантелеймона и блж. Николая. Пантелеймона целителя, Палея, Паликопы (т.е. кто на него работает, гроза спалит того хлеб). Николая Кочанника. Полагают, что в этот день капуста свертывается в кочаны; 29. Мч. Каллиника. Калинин день. Коли на Калиника туманы, то припасай косы (или закрома) на овес с ячменем. Пронеси, Господи, Калиника мороком, а не морозом; 30. Св. апп. Силы и Силуана. Силин день. На Силы и Селуяна рожь бывает пьяна (т.е. полна зерном и клонится к земле). На Силу рожь посеянная родится сильно, а ведьмы обмирают, опившись молока.

ИЮНЬ

ИЮНЬ - шестой месяц в году, древнерусское название - «червень», т. к. краснеют вишни. В некоторых церковных месяцесловах и святцах встречалось другое название этого месяца - «изок» (кузнечик). В это время кузнечиков было особенно много. Существовало и еще одно название июня - «кресник», от «креса» (огня) и вместе с тем от дня Иоанна Крестителя (Ивана Купалы) - важнейшего древнерусского летнего праздника. Об июне говорили: «Конец пролетия (весны), начало лета».

Основные народные приметы по дням этого месяца были таковы: 1. Мч. Иустина Философа. Устинов день. Если в этот день чист восход солнца, будет хороший налив ржи. Если же этот день дождливый и мрачный, то будет хорош урожай льна и конопли; 3. Мч. Лукиллиана. Лукьяна Ветреника. В этот день гадают по ветрам; 8. Вмч. Феодора Стратилата. Федора Колодезника. Праздник колодезников, которые опрокидывают сковороды, чтобы узнать, где есть водяная жила, и коли сковорода сыра, тут и вода. Гроза на Федора летнего - плохая уборка сена; 9. Св. Кирилла, архиеп. Александрийского, и свв. мучениц Феклы, Марфы и Марии. На Кирилу конец весны, почин лету. Марфы Рассадницы; 10. Сщмч. Тимофея. Коли на Тимофея знамения - будет голод; 12. Прпп. Онуфрия и Петра Афонского. Петра Поворота, Солоноворота, Капустника. Солнце на зиму, а лето на жары, солнце укорачивает ход, а месяц идет на прибыль; 13. Мц. Акилины. Акулины Гречишницы. Акулины-задери хвосты (скот бесится от оводов, строчится). Полагают, что с этого дня должно начинать сеять гречиху, а по другим источникам - либо за неделю до Акулины, либо спустя неделю. В этот день - мирская каша для нищих. Праздник каш. 15. Мч. Вита. Кто сеет после Вита, прост бывает жита; 16. Св. Тихона, еп. Амафунтского. На Тихона и птицы затихают (кроме соловья); 17. Св. мч. Мануила. На св. Мануила солнце застаивается; 20. Сщмч. Мефодия, еп. Патарского. Праздник перепелятников; 23. Мц. Агриппины. Аграфены Купальницы. Начало купанья (на севере), закупываются. Травы в соку, и потому - сбор лечебных кореньев и зелий накануне Ивана Купала. Моются и парятся в банях. Общее купанье с песнями и т.п.; 24. Рождество св. пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Ивана Купала. Иванов день пришел, траву собирать пошел. В этот день тоже собирают травы. В Иванов день, как и накануне его, раскладывают костры, зажигают, прыгают через них, а также купаются в воде и росе, пляшут вокруг дерева, а ведьмы собираются на Лысой киевской горе: этот день их, ведунов, колдунов и т.п., проказы домовых, водяных, русалок, леших и т.п. Папоротник расцветает в полночь на Ивана Купала, и им открывают клады. На Ивана Купала кого побьют (на игрищах), пиши пропало. Просите, детки (либо попы), дождя от Ивана, а после Ивана и сам я упрошу; 26. Явление иконы Пресвятой Богородицы Тихвинской. Прп. Давида. Тихвинской Ягодочницы. Давида Земляничника. Полагают, что в этот день поспевает земляника; 27. Прп. Сампсона Странноприимца. Самсона Сеногноя (сено загнивает). Коли на Самсона будет дождь, то и летом будет то ж. На Самсона дождь - семь недель дождь, до бабьего лета мокро; 29. Св. верховных апп. Петра и Павла. С Петрова дня красное лето, зеленый покос. Женское лето по Петров день. В Петров день барашка в лоб. В Петра зарница хлеб зорит. С Петрова дня в поле пожня (покос). Прошла Петровка - опало по листу, прошел Илья - опало два. Соловьи поют до Петра, а кукушка кукует. Петр и Павел полчаса сбавил. Не хвались, бабка, что зелено, а смотри, каков Петров. Петровка - голодовка. Утешили бабку Петровские жары голодухой. Ладь косы и серпы к Петрову дню; 30. Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов. Полупетра. В этот день, собираясь на покос, провожают весну.

Предыдущая страница Следующая страница