Приглашаем посетить сайт

Паустовский (paustovskiy-lit.ru)

Энциклопедия "Русская цивилизация"
Статьи на букву "А" (часть 4, "АРМ"-"АЭР")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 4, "АРМ"-"АЭР")

АРМИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРСЕНИЕВО-КОМЕЛЬСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Вологодская еп., в Грязовецком у. Основан в 1530 прп. Арсением. Сначала был мужским; в 1904 обращен в женский. Хранящиеся в нем мощи прп. Арсения покоились в приделе его имени.

АРСЕНИЕВО-ОДИГИТРИЕВСКАЯ ПУСТЫНЬ

АРСЕНИЕВО-ОДИГИТРИЕВСКАЯ пустынь - См.: СВЯТО-ДУХОВ мужской монастырь.

АРСЕНИЙ КОМЕЛЬСКИЙ

Вологодский, игумен (ск. 24.08.1550), происходил из московского боярского рода и в юные годы ушел в Троице-Сергиеву лавру, где преуспевал во всех иноческих добродетелях, особенно же в послушании. Занимался он переписыванием свящ. книг, и до нашего времени сохранилось в лавровской ризнице Евангелие, переписанное им. Св. Арсений любил посещать приписанный к лавре Махрищский монастырь, чтобы молиться у гроба его основателя, прп. Стефана. Прп. Арсений мечтал об отшельничестве и вскоре ушел в Комельский лес за двадцать верст на юг от Вологды, на Олонов Конец, к монастырю прп. Иннокентия. Местный епископ дал св. Арсению благословение основать здесь общежительную обитель с церковью в честь Положения Ризы Пресвятой Богородицы. Преподобный начал расчищать лес и обрабатывать землю для монастыря. Он часто ходил к поселянам, беседовал с ними, наставлял на путь истинный. Так прошло много лет его подвижнической жизни. Он изнемог и, чувствуя приближение смерти, собрал братию и заповедовал им взаимную любовь и хранение церковных и монастырских уставов, а сам, причастившись Святых Христовых Тайн, тихо скончался. Погребли его близ алтаря монастырской церкви.

Память прп. Арсению отмечается 24 августа/6 сентября.

АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ

АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ - преподобный (ск. 12.06.1447), родился в Новгороде и был по ремеслу медником. Начало иноческого жития положил на Валааме, а затем совершил путешествие на Афон, где старцы благословили его основать общежительный монастырь на Севере. Вернувшись, он пробыл некоторое время на Валааме, а потом, испросив благословения настоятеля, отплыл на лодке искать место для новой обители. Буря бросила его на Коневский остров, который пользовался дурной славой у местных жителей. Но он понравился прп. Арсению, который избрал его для своего скита. Водрузив крест, святой стал подвизаться отшельником, ожидая прибытия братии. Она не замедлила собраться, но им пришлось претерпеть великую нужду. Тогда преподобный отправился снова на Афон за помощью и духовной поддержкой. По возвращении он благоустроил свою обитель, и жизнь ее стала протекать мирно. Св. Арсений скончался в 1447. Его монастырь был разорен шведами в XVI в., но Петр Великий его восстановил. Посвящен он Рождеству Пресвятой Богородицы. В нем хранится Ее чудотворная икона, принесенная прп. Арсением с Афона и именуемая Коневской.

Память прп. Арсению отмечается 12/25 июня.

АРСЕНИЙ НОВГОРОДСКИЙ

Христа ради юродивый (ск. 1570), в миру Амвросий, родился в Ржеве и был кожевником. Родители его женили, но через три недели он оставил семью и ушел в Новгород. Там он сблизился с боярином Федором Сырковым, известным благотворителем монастырей, по его совету принял постриг и основал монастырь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, где подвизался в затворе. Он носил вериги, одевался в рубище, иногда юродствовал. Провидя бедственную судьбу своего города, он непрестанно проливал о нем слезы. В 1570 Новгород был разгромлен царем Иоанном Грозным, и среди прочих жителей погиб и боярин Сырков, но обитель прп. Арсения царь пощадил. Он не раз посещал преподобного и без гнева выслушивал его обличения. После того как Иоанн Грозный, разорив Новгород, решил пойти на Псков и взять праведника с собой, святой спросил его: «Насытился ли ты кровью, зверь кровожадный?» Царь уверял преподобного, что он не будет разрушать город, если не увидит там измены. «И ты сам, отче, будешь тому свидетелем», - говорил при этом Иоанн. «Пусть будет по слову твоему, - отвечал Арсений. - Завтра я готов в путь с тобой и неотступно буду с тобой во Пскове». На другой день сколько ни стучали в дверь прп. Арсения - он не отвечал. Взломав ее, нашли скончавшегося святого на коленях перед иконами со скрещенными руками и склоненной головой. Иоанн Грозный пошел на Псков, зная, что имеет с собой неотступного невидимого обличителя - прп. Арсения. Память прп. Арсению отмечается 12/25 июля.

АРСЕНИЙ ТВЕРСКОЙ

АРСЕНИЙ ТВЕРСКОЙ (ск. 2.03.1410), монах, постриженик Киево-Печерского монастыря, епископ Тверской, составитель Арсеньевской редакции Киево-Печерского патерика. Арсений поставлен в Москве митр. Киприаном протодьяконом, а затем с 1390 рукоположен в епископы г. Твери, содействовал оживлению летописания в Твери и бурному церковному строительству. В 1394 основал Желтиков монастырь и воздвиг церковь «на реце на Тмаце во имя Феодосия и Антония» Печерских; в 1398 освятил возведенную кн. Михаилом Александровичем в Старице церковь Архистрага Михаила, в 1399 была обновлена тверская церковь Спаса Вседержителя. В 1403 Арсений освятил церковь Николы в Городке, в 1404 заложил и через два года освятил церковь Успения Богородицы в Желтиковом монастыре. Активно участвовал в политической жизни Тверского княжества, в 1401 принял участие в московском Соборе девяти владык во главе с митр. Киприаном, осудившем Новгородского архиеп. Иоанна и Луцкого еп. Савву, и в том же году был посредником в споре между кн. Василием Михайловичем Кашинским и вел. кн. Иваном Михайловичем Тверским.

В 1406 «замышлением» Арсения был создан самый древний из дошедших до нас списков Киево-Печерского патерика. Эта редакция патерика в дальнейшем получила название Арсеньевской. Похоронен в Желтиковом монастыре. В 1483 были открыты мощи св. Арсения, установлено местное почитание его памяти.

Память свт. Арсению празднуется 2/15 марта.

АРСЕНЬЕВ

АРСЕНЬЕВ - город в Приморском крае. Расположен в предгорьях Сихотэ-Алиня, на правом берегу Арсеньевки (приток Уссури). Население 70 тыс. чел.

Основан в 1902 как деревня Семёновка; город Арсеньев с 1952 (назван в честь исследователя Дальнего Востока В. К. Арсенъева).

АРСК

АРСК - поселок городского типа в Татарии. Расположен на р. Казанке (приток Волги). Население 15,6 тыс. чел. Впервые упоминается в XIII в., с 1781 уездный город.

АРТЕЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРТЁМИЙ

АРТЁМИЙ - священномученик, празднуется 20 октября/2 ноября. По «Сказанию о святых», этому угоднику следует молиться от грыжной болезни. Обращая внимание на повествование об образе мучений св. Артемия, нетрудно понять, почему русские люди положили молиться св. Артемию от грыжной болезни. В Четьях-Минеях повествуется, что св. Артемий был осужден богоотступником Иулианом на тяжкие мучения, а именно он был сдавлен рассеченным надвое огромным камнем до того, что из него выступили внутренности. Несмотря, однако, на то что св. Артемий оставался в этой пытке несколько суток, как замечает о нем далее списатель его чудес, «св. Артемий паче естества обретеся жив и хождаше». В Прологе в числе чудес св. Артемия рассказывается об исцелении им отекших внутренностей. Подобного рода чудотворения соблазняли маловеров. Так, например, об одном «швеце-сапожнике» рассказывается, что он посмеялся над рассказом об одном из таких чудес, за что, между прочим, и поражен был неожиданно отеком лона. По этому поводу свидетели этого обстоятельства справедливо заметили наказанному: «Терпи, брате, да прочие тобою научени будут, еже не вменяти в хулу и подсмех чудеса, бывающие от Бога и святых Его угодников».

И.П. Калинский

АРТЕМИЙ ВЕРКОЛЬСКИЙ

АРТЕМИЙ ВЕРКОЛЬСКИЙ - святой отрок (1532-23.06.1545), сын крестьян с. Веркола Архангельской обл. - Космы и Аполлинарии. Они воспитывали его в благочестии и страхе Божием. С пяти лет он помогал родителям работать и полюбил молитву. В июне 1545, в тринадцатилетнем возрасте, Артемий поехал с отцом в поле и ударом молнии был убит. Крестьяне отказались его хоронить, как умершего внезапной смертью, а положили в лесу, накрыв хворостом и поставив изгородь. В 1577 над этим местом увидели таинственный свет. Взяв тело отрока, жители положили его на церковной паперти, прикрыв берестой. В то время была повальная лихорадка и один мальчик умирал. Его отец привесил к его нательному кресту кусочек бересты с паперти - и мальчик исцелился. Было много таких чудес, и митр. Новгородский Киприан приказал положить мощи в созданном на месте их обретения монастыре и составить Артемию службу.

Память прав. отроку Артемию отмечается 23 июня/6 июля и 20 октября/2 ноября.

АРТЁМОВСКИЙ

АРТЁМОВСКИЙ - город в Свердловской обл. Расположен на восточном склоне Среднего Урала, на р. Бобровке (приток р. Ирбит, бассейн Оби). Население 41,3 тыс. чел.

Основан в 1665 как пос. Егоршино; близ него в 1871 было открыто месторождение каменного угля.

АРТОС

АРТОС - квасной пшеничный хлеб, символ Иисуса Христа, который есть Хлеб Небесный, питающий в жизнь вечную. Артос освящается в первый день Пасхи, а в пасхальную субботу раздробляется и раздается верующим как святыня, долженствующая напомнить о пребывании с нами Спасителя.

АРХАНГЕЛЬСК

АРХАНГЕЛЬСК - центр Архангельской обл. Расположен на берегах Северной Двины и островах ее дельты, образующей Двинскую губу Белого моря. Население 372 тыс. чел.

Заложен в 1584 по указу Ивана Грозного на правом берегу Северной Двины, на мысу Пур-Наволок, как деревянная крепость близ Михайло-Архангелъского монастыря (основан новгородцами в XII в.). С 1613 назывался Архангельский город, позднее - Архангельск. Первый крупный морской порт Русского государства. В XVII в. его расцвет был обусловлен развитием беломорской торговли с Англией и др. западноевропейскими странами. С 1620-х в Архангельске существовала иностранная колония. На рубеже XVII - XVIII вв. сыграл важную роль в истории развития русского военно-морского и торгового флота. В 1693 Петр I заложил на близлежащем о. Соломбала верфь и основал Адмиралтейство. В 1701-05 была построена первая русская регулярная Новодвинская крепость в Корабельном устье (ныне в черте города). Наивысший расцвет город пережил в 1700 - 22. Указ 1722 о перенесении всей внешней торговли с Северной Двины на Неву временно снизил экономическую активность Архангельска, но город и в дальнейшем остался главным торговым центром Русского Севера; в Архангельске интенсивно развивались строительство судов, рыболовство, лесозаготовки и торговля лесом. В 1762 Архангельск был уравнен в торговых правах с С.-Петербургом. В к. XVIII - н. XIX в. значение города снова возросло, особенно в 1807 - 13, когда в связи с наполеоновскими войнами и экономической, т.н. континентальной, блокадой Великобритании Архангельск стал единственным в России портом, куда поступали иностранные товары. В к. XIX - н. XX в. крупнейший лесопромышленный и лесоэкспортный центр России.

АРХАНГЕЛЬСКИЙ

АРХАНГЕЛЬСКИЙ - мужской монастырь, Владимирская еп., в Юрьеве-Польском; упоминается в 1238, когда разорен был полчищами Батыя. Церковь во имя Архангела Михаила построена в 1560 на месте древнего монастырского храма. В нем под спудом почивали мощи местночтимого кн. Димитрия Святославича (ск. 1269).

АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР

АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР (Собор Архистратига Михаила) в Московском Кремле, один из главных храмов русского православного царства, усыпальница русских великих князей, начиная с Ивана Калиты, построившего этот храм в 1333.

Нынешнее здание собора построено в 1505 - 08 Алевизом Новым на месте белокаменной Архангельской церкви 1333.

Храм пятикупольный шестистолпный с узким, отделенным от него капитальной стеной помещением в западной части. Внутри росписи 1652-66 (Я. Т. Казанец, С. Г. Рязанец, И. Владимиров), резной деревянный позолоченный иконостас XVII-XIX вв. (высота 3 м) с иконами XV-XVII вв.

В соборе 54 погребения русских великих князей и царей, в том числе Дмитрия Донского, Ивана III, Ивана IV Грозного, Михаила Федоровича и Алексея Михайловича Романовых.

Собор закрыт еврейскими большевиками в 1918. Первое богослужение после 73-летнего запрета состоялось в мае 1991.

АРХАНГЕЛЬСКОЕ

АРХАНГЕЛЬСКОЕ - усадебный ансамбль в стиле классицизма, в 20 км к западу от Москвы. В 1703-1810 принадлежало кнн. Голицыным, в 1810-1917 - кнн. Юсуповым. Музей-усадьба с 1918. Двухэтажный дворец (проект 1780-х, арх. де Герн) с богатой коллекцией произведений искусства, в т.ч. живописи (картины А. Ван Дейка, К. Лоррена и др.), скульптуры (антики, работы Э.М. Фальконе, И.П. Витали и др.), графики, керамики. В библиотеке Архангельского - около 16 тыс. томов.

Регулярный парк Архангельского (XVIII в.) - один из лучших образцов «зеленой архитектуры» в России. Он имеет геометрическую планировку партера, соединен с дворцом террасами (арх. Дж. Тромбаро), украшен многочисленными (ок. 200) бюстами и статуями, выполненными в XVIII - н. XIX в. Сохранились парковые сооружения: Малый дворец «Каприз» (1819), «Чайный домик» (1829), храм-памятник Екатерине II (1819), памятник А.С. Пушкину (1899), который посещал Архангельское в 1827 и 1830, деревянный театр с декорациями П. Гонзаго и др. На территории Архангельского - храм-усыпальница Юсуповых (т.н. колоннада) (1910-14), а также церковь Михаила Архангела (1646) с въездными «Святыми воротами» (1825 - 26). Усадьбу с регулярным парком окружает пейзажный парк.

АРХИДИАКОН

АРХИДИАКОН - См.: СВЯЩЕНСТВО.

АРХИЕПИСКОП

АРХИЕПИСКОП - См.: СВЯЩЕНСТВО.

АРХИЕРЕЙ

АРХИЕРЕЙ - См.: СВЯЩЕНСТВО.

АРХИМАНДРИТ

АРХИМАНДРИТ - См.: СВЯЩЕНСТВО.

АСАФЬЕВ

Борис Владимирович (псевд. Игорь Глебов) (1884 - 1949), русский музыковед, композитор, педагог. В его научном наследии центральной и имеющей принципиально новое значение стала т. н. теория интонации. Рассматривая музыку как одну из важнейших составляющих духовной жизни, Асафьев связывал ее с общекультурными и социальными явлениями. Он обосновал понятие симфонизма как метода, внес значительный вклад в эстетику, теорию, историю музыки, учение о музыкальной форме. Перу Асафьева принадлежат фундаментальные работы о творчестве М. И. Глинки, М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского, А. К. Глазунова, И. Ф. Стравинского, С. И. Танеева, С. С. Прокофьева и др.

В композиторском творчестве Асафьева выделяются его балеты «Пламя Парижа» (1932) и «Бахчисарайский фонтан» (1934). Он автор опер, 4 симфоний, камерно-инструментальных сочинений и музыки к драматическим спектаклям.

АСИЛКИ

АСИЛКИ (осилки, велеты), в древнерусской языческой мифологии - великаны-богатыри, создававшие реки, возводившие утесы, освобождавшие из пещер пленников, похищенных Змеем. Восстав против Перуна, они были им уничтожены.

АСКЕТИЗМ

АСКЕТИЗМ - в Православии упражнение воли и помыслов через пост, молитву, уединение, бдение и другие подвиги и лишения. Истинное Православное христианство есть самоотвержение. Русская Церковь учит, что аскетизм, хотя и в различных степенях и формах, является обязательным для всех христиан без исключения. По словам Иисуса Христа: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11: 12). Для спасения необходимо соединение как благодати, так и свободной воли человека, который должен идти путем аскетических подвигов.

АСКОЛД

АСКОЛД (Осколд, Аскольд) и ДИР (ск. 882?), бояре новгородского князя Рюрика.

Согласно «Повести временных лет», Асколд и Дир «отпросились» у Рюрика в Царьград вместе со своими родичами. Когда они плыли в ладьях по Днепру, то увидели небольшой городок на горе. Асколд и Дир спросили у местных жителей, чей это городок. И услышали в ответ, что он построен Кием и его братьями, которые давно умерли, а их потомки живут здесь и платят дань хазарам. Асколд и Дир вокняжились в Полянской земле и сделали Киев своей столицей.

Воскресенская и другие летописи сообщают, что Асколд и Дир воевали с древлянами и уличами. А в Иоакимовской летописи говорится, что Асколд успешно воевал с хазарами.

В 866 Асколд и Дир пошли в поход на Константинополь. 200 русских военных кораблей ворвались в залив Золотой Рог и осадили Царьград. Однако поднявшаяся буря разбила русские суда о прибрежные скалы и лишь немногим удалось возвратиться домой.

В Никоновской летописи под 864 сообщается о гибели сына Асколда «от болгар», под 865 - о походе Асколда и Дира на полочан, «которым они много зла сотворили», под 867 - о возвращении их из-под Царьграда с остатком дружины и об избиении ими множества печенегов. Там же говорится о крещении киевских русов вместе с их князьями. Это событие произошло около 874 и подтверждается византийскими хрониками.

В 882 новгородский князь Олег Вещий заманил Асколда и Дира в киевское предместье Угорское, где они были убиты. Асколд был похоронен на Угорской горе. Над его могилой впоследствии была поставлена церковь Свт. Николая. А Дирова могила, отметил летописец, находится за церковью Св. Ирины.

Историки высказали предположение, что Асколд и Дир были не боярами Рюрика, а являлись потомками князя Кия.

О. М. Рапов

АСПИД

АСПИД - по древнерусским поверьям, крылатая двуглавая змея с птичьим носом, живущая высоко в горах. По-видимому, то же, что и Змей Горыныч русских сказок.

АСТАФЬЕВ

Виктор Петрович (р. 1.05.1924), русский писатель. Среди его произведений особый интерес представляет тема национального самосохранения, противостояния нравственному распаду, с опорой на корневые устои национальной жизни. Основные соч.: «Звездопад» (1960), «Где-то гремит война» (1967), «Пастух и пастушка» (1971), «Кража» (1966), «Царь-рыба» (1976), «Последний поклон» (1971-94), «Зрячий посох» (1988), «Печальный детектив» (1986), «Веселый солдат» (1994).

АСТРАХАНЬ

АСТРАХАНЬ - центр Астраханской обл. Расположен на Прикаспийской низменности, на берегах Волги, в верхней части ее дельты. Население 488 тыс. чел.

Через район современной Астрахани издавна шли торговые пути персов и арабов. На протяжении нескольких столетий здесь возникали города хазар, половцев, монголо-татар. Первые письменные известия об Астрахани относятся к XIII в., когда среди татарских поселений упоминается д. Аштархан (Аджитархан, Хаджи-Тархань, Хазитар-хань, Пытрахань или Зыстрахань и др.) на правом берегу Волги, в 12 км от современной Астрахани. По мнению некоторых исследователей, близ современного города размещался Итиль - столица Хазарского каганата, разрушенного кн. Святославом в 965. В 1395 Астрахань сожжена войском Тамерлана. В 1459-1556 Астрахань - главный город Астраханского ханства. Окончательно присоединен к Русскому государству в 1557. В 1558 сооружена деревянно-земляная крепость на высоком Заячьем, или Долгом, холме, омываемом Волгой и ее рукавами. К сер. XVII в. Астрахань - одна из пограничных крепостей Русского государства, охранявших устье Волги. В 1670 взята войсками Степана Разина. С 1717 центр Астраханской губ., с 1785 обл. центр Кавказского наместничества. С 1802 центр Астраханской губ. В 1-й четв. XVIII в. в Астрахани были созданы сильный военный флот, адмиралтейство, верфи, порт. В 1860-х в связи с развитием нефтепромыслов в Баку астраханский порт становится одним из крупнейших в стране.

АСХАБАД

АСХАБАД - город на Прикопетдагской предгорной равнине. Основан в 1881 как русское военное укрепление, до 1917 - центр Закаспийской обл.

АТЛАСОВ

АТЛАСОВ (Отласов) Владимир Васильевич (ок. 1661/64-1711), выдающийся русский землепроходец, крупный промышленник. Происходил из устюжских крестьян. С 1670-х находился в Сибири. Был казацким пятидесятником, а также приказчиком в Анадырском остроге.

В 1696 Атласов послал казака Луку Морозко в разведку на Камчатку. В 1697 - 1699 Атласов во главе отряда в 120 «охочих людей» отправился на Камчатский полуостров и досконально исследовал его, подчинив России эту территорию и обложив данью местное население. Атласов создал две «скаски», в которых подробно описал географию и климат Камчатки, жизнь и быт ее жителей. Его описания представляют исключительную историческую ценность. Деятельность Атласова была высоко оценена правительством. Ему было присвоено звание казацкого головы. Атласов погиб на Камчатке во время бунта служилых людей, возмущенных его жестокостью.

Именем Атласова назван один из Курильских островов, а также населенный пункт на Камчатском полуострове.

О. М. Рапов

АТМОСФЕРА ВЕНЕРЫ

АТМОСФЕРА ВЕНЕРЫ - выдающееся открытие в астрономии, сделанное в 1761 М.В. Ломоносовым.

АТОМИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ СТРОЕНИЯ ВЕЩЕСТВА

АТОМИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ СТРОЕНИЯ ВЕЩЕСТВА - великое открытие русского ученого М.В. Ломоносова.

АТОМНАЯ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ

АТОМНАЯ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ - выдающееся мировое изобретение русских ученых под руководством И.В. Курчатова, впервые в мире создана в 1954 в Обнинске.

АУКА

АУКА - по древнерусским поверьям, дух леса, который в отличие от лешего не спит ни зимой, ни летом. Любит морочить голову человеку, заведет в глушь и там водит его, пока человек не погибнет.

АФАНАСИЙ БРЕСТСКИЙ

АФАНАСИЙ БРЕСТСКИЙ - игумен, священномученик (ск. 5.09.1648), умучен врагами Православия - католиками и униатами. Мещанин Афанасий Филиппович в молодости служил при дворе польского сановника Сапеги, но вскоре решил порвать с миром и принял монашество в православном монастыре в г. Вильно. Здесь же св. Афанасий был рукоположен во священника. Он был назначен настоятелем Дубойского монастыря под г. Пинском, но спустя три года захватившие обитель иезуиты изгнали его. Для поддержки православных монастырей святой предпринимает путешествие в Москву, где получает щедрую милостыню от русского царя Михаила Федоровича. По возвращении св. Афанасий был назначен настоятелем Брестского Симеонова монастыря. Стремясь облегчить положение православных, преподобный приезжает в Варшаву, чтобы обратиться к высшим польским властям - сейму и королю. После выступления в сейме св. Афанасий был заключен в тюрьму. Ненавистники Православия, дождавшись освобождения святого, схватили его и после жестокой пытки расстреляли в лесу.

Память прмч. Афанасию отмечается 5/18 сентября, 20 июля/2 августа (обретение мощей в 1649) и в Неделю 3-ю по Пятидесятнице.

АФАНАСИЙ ВЕЛИКИЙ

Александрийский, патриарх (ок. 295 - 373), родился в Александрии в христианской семье. С детства, полюбив храм Божий, он и в играх со сверстниками копировал церковные службы. Детям из языческих семей он рассказывал о Спасителе и по их просьбе совершал над ними обряд крещения на берегу моря. Эти игры увидел еп. Александрийский Александр и, убедившись в правильности совершаемого таинства, признал его действительным. Когда Афанасий вошел в возраст, свт. Александр рукоположил его в диаконы и взял на Никейский Собор (325), где молодой клирик выступил с опровержением ереси Ария. По смерти свт. Александра диакон Афанасий был избран его преемником и возглавил Александрийскую Церковь. Всю свою жизнь святителю пришлось продолжать борьбу, начатую им в юности. Арианство то почти исчезало, то вновь распространялось. Был момент, когда свт. Афанасий оставался единственным православным епископом, все же другие уклонились в ересь. Более двадцати лет терпел свт. Афанасий гонения и преследования от еретиков. Неоднократно его ссылали, пытались умертвить... Но вновь и вновь призываемый верующими на свою кафедру, он неуклонно продолжал отстаивать чистоту Православия. Свт. Афанасий оставил огромное духовное наследие: комментарии к Священному Писанию, аскетические наставления, апологетические и догматические сочинения, а также житие прп. Антония Великого, с которым был очень близок.

Афанасий Великий в русском простонародье известен под именем Ломоноса, так как обыкновенно около дня его памяти бывают сильные морозы, во время которых многие замораживали себе лица. Потому крестьяне справедливо замечали: «На Афанасия береги нос». От имени этого святого лютые морозы эти назывались Афанасьевскими. На основании подобного же наблюдения русские люди по созвучию имени другого угодника, Кирилла, говорили: «Афанасий и Кирило забирают за рыло».

Память свт. Афанасия Великого отмечается 2/15 мая.

АФАНАСИЙ ПЕЧЕРСКИЙ

АФАНАСИЙ ПЕЧЕРСКИЙ - затворник, в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры почивающий (ск. ок. 1176), когда он скончался, тело его приготовили для погребения, но не погребли. Ночью игумен услышал голос: «Человек Божий Афанасий два дня лежит непогребенный, и ты об этом не заботишься!» Когда же игумен и братия пришли к умершему, то нашли его живым, но на все вопросы он отвечал одним словом: «Спасайтесь!» И только уступая их настояниям, сказал им так: «Имейте послушание к игумену, кайтесь каждый час и молитесь Господу Иисусу Христу, Его Пречистой Матери и преподобным отцам Антонию и Феодосию, дабы здесь, в этой обители кончить жизнь свою и удостоиться быть погребенными со св. отцами в пещере; ибо эти добродетели: послушание, покаяние и молитва - выше всех других. И если кто исполнит все сие, как подобает по чину, блажен будет, только бы не возгордился. О прочем же не спрашивайте меня, но умоляю, простите меня!» После этого он затворился в пещере и пробыл там 12 лет, вкушая немного хлеба и воды и никому за это время не сказав ни одного слова, а лишь непрестанно плакал. Перед кончиной своей он повторил братии то, что им и говорил прежде о послушании и покаянии, и почил с миром. Погребли его в пещере, где он подвизался.

Память прп. Афанасию отмечается 2/15 декабря и 28 сентября/11 октября.

АФАНАСИЙ СЕРПУХОВСКОЙ

Высоцкий, игумен (ск. в XV в.), один из учеников прп. Сергия Радонежского. В миру он носил имя Андрей. В Радонежской обители св. Афанасий принял иночество. Он отличался совершенным послушанием, знанием Свящ. Писания и любовью к переписыванию книг. Серпуховской кн. Владимир Андреевич Храбрый решил устроить в своем городе монастырь и просил прп. Сергия прибыть к нему для благословения и основания новой обители. Придя в Серпухов, прп. Сергий одобрил выбранное князем место на высоком берегу Нары, притока Оки, которое так и называлось - Высокое. Отсюда и сам монастырь получил название Высоцкого или Серпуховского. Строительство монастыря и его духовное окормление по просьбе князя прп. Сергий поручил св. Афанасию, который много сделал для Высоцкой обители. Прп. Афанасий был дружен со свт. Киприаном, митр. Московским, и поддерживал с ним переписку. В 1387 митр. Киприан по приглашению Константинопольского патриарха отправился в Царьград. С собой он взял и игумена Высоцкого монастыря. Вместо себя настоятелем обители тот оставил своего ученика - также Афанасия. В Константинополе прп. Афанасий приобрел себе келью в одном из монастырей и навсегда остался в столице Византийской империи. Он не забыл и основанной им обители - в знак благословения прислал в Серпухов «Высоцкий чин» - деисусный ряд иконостаса. Через св. Афанасия на Руси знакомились с византийским святоотеческим опытом. Преподобный, дожив до глубокой старости, скончался в Константинополе. Память прп. Афанасию Серпуховскому (Высоцкому) празднуется местно.

АФАНАСИЙ СЯНДЕБСКИЙ

Вологодский, преподобный (ск. 1550), начал иноческое житие на о. Валаам под руководством прп. Александра Свирского и последовал за ним на берега р. Свирь. Здесь он был свидетелем явления прп. Александру Пресвятой Богородицы. По кончине своего наставника прп. Афанасий удалился в непроходимые Карельские леса и поселился вблизи г. Олонец, на перешейке, соединяющем Сяндебское и Рощанское озера. За ним последовали несколько учеников прп. Александра, и через некоторое время они поставили там часовню и несколько келий. Так было положено начало Сяндебскому Успенскому монастырю. Прп. Афанасий был рукоположен в иерейский сан и назначен настоятелем Александро-Свирского монастыря, но в том же году вернулся в родную обитель. Последние годы своей жизни святой проводил в строжайшем уединении на Святом острове Сяндебского озера. Погребен он был на Рощанском озере, на его могиле воздвигнута церковь во имя свт. Кирилла и Афанасия Александрийских. После пожара в монастыре в XVIII в. погибли все письменные памятники его времени. При возобновлении обители были обретены нетленные мощи прп. Афанасия с четками и разрешительной молитвой в руках. Они были погребены в той же могиле. Память прп. Афанасию отмечается 18/31 января.

АФАНАСЬЕВ

Александр Николаевич (12.07.1826-23.10. 1871), русский фольклорист, историк, литературовед. Из дворян Воронежской губ. Окончил юридический факультет Московского университета, где среди его учителей были П. Г. Редкий, К. Д. Кавелин, С. П. Шевырев. Первый печатный труд - «Государственное хозяйство при Петре Великом» (1847). Ранние статьи и рецензии печатал в «Современнике», «Отечественных записках» и др. журналах и альманахах. Во 2-й пол. 1850-х - н. 1860-х опубликовал ряд работ по истории русской литературы и журналистики в ж. «Библиотечные записки» (в т. ч. о русских сатирических журналах XVIII в., о Н. И. Новикове, А. Д. Кантемире, Д. И. Фонвизине, А. С. Пушкине, К. Н. Батюшкове, М. Ю. Лермонтове, А. В. Кольцове).

Самые значительные научные статьи Афанасьева относятся к области изучения и публикации фольклора. В их основе - теория мифологического происхождения и развития фольклора. Результатом этих изысканий стал фундаментальный труд, посвященный историко-филологическому анализу языка и фольклора славян в связи с фольклором и языком др. индоевропейских народов, - «Поэтические воззрения славян на природу» (т. 1-3, 1865-69).

В 1855 - 63 публикуются восемь выпусков знаменитого собрания Афанасьева - «Народные русские сказки», основу которого составили сказки из архива Русского географического общества, дополненные записями В. И. Даля. В 1859 печатает «Народные русские легенды». Историко-литературный интерес представляют неопубликованные дневники Афанасьева.

АФАНАСЬЕВСКИЙ

АФАНАСЬЕВСКИЙ - женский монастырь, Ярославская еп., близ Мологи. Впервые упоминается в 1509 и первоначально был мужским; в 1764 упразднен и обращен в приходскую церковь, а в 1795 открыт здесь женский монастырь. Здесь находилась чудотворная Тихвинская икона Божией Матери, принесенная в дар монастырю вел. кн. Ярославским Феодором Михайловичем в 1377. Она была родовой святыней Ярославских князей со времени св. кн. Феодора.

АХМАТОВА

Анна Андреевна (наст, фамилия Горенко) (11/23.06.1889 - 5.03.1966), русская поэтесса. Родилась в семье морского офицера. В 1912 публикует первый сборник стихов «Вечер». Автор книги «Четки» (1914), «Белая стая» (1917), «Подорожник» (1921), «Anno Domini» (1922), «Бег времени» (1965; в т. ч. циклы «Тайны ремесла», 1936 - 60, «Ветер войны», 1941-44, «Северные элегии», 1940 - 45). Вершинами творчества Ахматовой стали лирико-эпическая «Поэма без героя» (1940 - 62) и автобиографический цикл стихов «Реквием» (1935 - 40, опубл. 1987). Переводы классической поэзии Востока, Древнего Египта, итальянской поэзии; статьи о Пушкине, воспоминания (в т. ч. «Об Александре Блоке»).

АХРЕНСКАЯ «ШАХМАТИЦА»

АХРЕНСКАЯ «ШАХМАТИЦА» - чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Явилась 17 октября 1491 прп. Косьме, игумену Ахренскому, на р. Валусе, в 15 верстах от Юрьева-Польского. . Косьма тогда еще не был иноком и шел со своим господином во Владимир. От иконы был ему голос, повелевавший ему идти в иноки и построить монастырь во имя Успения Пресвятой Богородицы. Он так и сделал. Явленную икону поставил в монастырь.

АХТЫРСКАЯ

АХТЫРСКАЯ - чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Явилась в 1739 в г. Ахтырке Харьковской еп. священнику Покровской церкви Даниилу Васильеву, человеку весьма добродетельному и благочестивому. Однажды, при наступлении сенокоса, он косил траву на своем огороде и увидел в траве икону Божией Матери, молящейся пред распятием Господа Иисуса. Икона блистала необыкновенным светом. В благоговейном страхе он осенил себя крестным знамением и стал читать молитвы Пресвятой Богородице. Усердно помолившись Пресвятой Владычице, священник внес икону в свой дом. В продолжение трех лет эта икона находилась в доме священника. Домашние его заметили, что в той комнате, где стояла икона, невозможно было ночевать от какого-то непонятного страха. В праздник Покрова священник, войдя в эту комнату, так же неожиданно, как в первый раз, был поражен сильным светом от иконы. Явление это повторялось много раз, но он молился и никому не говорил о том. Однажды он увидел во сне Божию Матерь и услышал повеление обретенную им икону очистить от пыли и омыть чистой водой. Священник, проснувшись, поспешил исполнить повеление. Воду он собрал в сосуд с намерением поутру вылить в реку. Опять заснув, он увидел во сне, что идет к реке с сосудом воды, которой омыл икону, но на пути явилась ему Пресвятая Богородица и сказала: «Возвратись домой и храни эту воду: она будет исцелять всех страждущих лихорадкой». Священник имел дочь, давно страдавшую лихорадкой; проснувшись, он дал ей пить этой воды, и дочь его выздоровела в то же мгновение. После этого все страдавшие лихорадкой стали прибегать к Пресвятой Богородице и, как только пили воду от Ее иконы, немедленно выздоравливали. В продолжение трех лет икона оставалась у священника в доме, затем, видя чудесные явления от благодатной иконы, он почел лучшим внести ее в свою приходскую церковь, и здесь сия икона особенно просияла силой чудотворений. Иконописец Иоанн, которому отдана была икона для справления, имел у себя ребенка, страдавшего лихорадкой. Слыша о чудесном действии воды от Ахтырской иконы Богородицы, он омыл икону, и, как скоро напоил этой водой больного младенца, болезнь оставила его. Много совершилось чудесных исцелений от чудотворной иконы по вере прибегающих к благодатной от нее силе. Одно из них особенно замечательно. Оно было во времена имп. Екатерины. Жена генерала Вейделя Елисавета приехала в Ахтырку больная и усердно молилась пред чудотворною иконою Богородицы об исцелении ее от болезни. В следующую ночь она увидела Божию Матерь во сне и услышала Ее повеление: «Напрасно ты просишь избавления от болезни, это для тебя не нужно: ты скоро оставишь жизнь. Раздай по церквам и нищим все твое имение; такая жертва послужит на пользу души твоей». Больная отвечала: «Мати Божия! У меня есть дети, и, если я раздам все имение, дети мои останутся в крайней нищете и бедности». На это Матерь Божия сказала: «Не заботься о детях, Я буду всегдашней их покровительницей. А ты через пять дней умрешь, потому готовься к исходу, поступи с имением, как Я тебе сказала». После сего Матерь Божия стала невидима. Больная, пробудясь от сна, призвала духовного отца, рассказала ему о видении и, по глаголу Богородицы, через пять дней скончалась с миром. Имп. Екатерина II, узнав о чудесном покровительстве, обещанном Богоматерью детям умершей Вейдель, взяла двух ее дочерей на свое попечение и выдала замуж: одну за графа Палена, другую за графа Чернышева. Чудотворная сия икона находилась в Ахтырском соборном храме. Празднуется 2/15 июля. Прот. И. Бухирев

АЧИНСК

АЧИНСК - город в Красноярском крае. Расположен на отрогах хребта Арга, на правом берегу р. Чулым (приток Оби), при пересечении ее Транссибирской ж.-д. магистралью. Население 123 тыс. чел.

Основан в 1641 как Ачинский острог на р. Белый Июс. После пожара 1683 перенесен на Чулым, при впадении в него небольшой речки Ачинка. Город Ачинск с 1782.

АЭРОДИНАМИКА

АЭРОДИНАМИКА - учение о подъемной силе, впервые научно разработанное в XX в. великим русским ученым Н.Е. Жуковским.

АЭРОМЕХАНИКА БОЛЬШИХ СКОРОСТЕЙ

АЭРОМЕХАНИКА БОЛЬШИХ СКОРОСТЕЙ - одно из важнейших направлений теории авиационной техники, разработано выдающимся русским ученым С.А. Чаплыгиным.

Предыдущая страница Следующая страница