Приглашаем посетить сайт

Русский язык (rus-yaz.niv.ru)

Энциклопедия ньюсмейкеров (справки по новостным сюжетам, 2015 год)
Статьи на букву "Р" (часть 12, "РОЖ"-"РОК")

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Р" (часть 12, "РОЖ"-"РОК")

Рождество и Богоявление в Армянской апостольской церкви

Рождество и Богоявление в Армянской апостольской церкви

Рождество Господне - один из величайших церковных праздников. История Рождества Спасителя изложена в Евангелиях. К деве Марии был послан архангел Гавриил, благовестивший ей: "Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами... Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик, и наречется Сыном Всевышнего... и Царству Его не будет конца... Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим... Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему".

Восточные жрецы ("волхвы"), знавшие из священных книг о предреченном воплощении Сына Божия, пришли в Вифлеем поклониться Ему. Рождество Христово возвестил жрецам ангел: "Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям; ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь...". Жрецы отыскали Богомладенца, пали ниц и протянули ему три символических дара - золото как царю, ладан как Богу и смирну как смертному человеку.

Армянская церковь изначально отмечала праздник Рождества 6 января по традиции, заложенной "апостолами и блаженными отцами". Празднование Рождества упоминается уже в учении гностиков, в частности, у Климента Александрийского (II-III вв.).

Название праздника Крещения Господня - Богоявление - связано с сошествием Духа Святого на Иисуса при Его крещении. Крестивший Иисуса в Иордане пророк Иоанн Предтеча указал на Него: "Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира... Пославший меня крестить в воде сказал мне: "на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым". И разверзлись небеса, и Дух Святой в виде белого голубя сошел на Иисуса, а с небес раздался глас: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение".

Двойное откровение Богоявления через Рождество и Крещение Христа Армянская апостольская церковь празднует воедино 6 января и под общим названием "Откровение" или "Богоявление".

Праздник начинается с рождественской литургии и евхаристии, а завершается обрядом водосвятия. Служитель Литургии добавляет в воду святое Миро и благословляет ее молитвой. Согласно традиции, верующие люди несут в свои дома немного этой воды, как целебное средство для больных, так как вода, освященная в этот день, именуется крещенской и обладает особенными благодатными свойствами. Крещенскую воду следует благоговейно хранить и относиться к ней, как к великой святыне. Благую весть рождения Христа передают и священники, посещая верующих и освящая их дома.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

2011 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20110106/328722382.html

Рождество Иоанна Крестителя в католической церкви

Рождество Иоанна Крестителя в католической церкви

24 июня католическая церковь празднует Рождество Иоанна Крестителя. Праздник установлен в воспоминание событий, связанных с рождением Иоанна Крестителя, которые описаны в Евангелии от Луки (Лк.1:24‑25, 57‑68, 76, 80).

По учению иудаизма, перед приходом Мессии должен был явиться его предшественник – предтеча, которым в соответствии с пророчеством Малахии (Мал. 4:5) считается пророк Илия.

В христианстве учение о провозвестнике Мессии – Иисуса Христа – связано с образом пророка Иоанна Крестителя, возобновившего и продолжившего служение Илии. Как повествует Евангелие, сам Иисус назвал Иоанна "Илией, которому должно прийти" (Мф. 11:14).

Когда Иоанну исполнилось тридцать лет, он начал проповедовать в Иудейской пустыне, а затем в окрестностях реки Иордан. Он сурово обличал пороки общества и призывал к покаянию, возвещая о скором пришествии Мессии.

Его внешний вид также соответствовал описаниям облика Илии: он носил одежду из верблюжьего волоса, подпоясанную кожаным поясом, а пищей ему служила саранча и дикий мед (Мк. 1:10-16).

Проповедь Иоанна была настолько сильна, что вскоре вокруг него стали собираться ученики, основавшие общину его последователей – кумранитов. Внешним знаком покаяния и духовного обновления Иоанн избрал крещение – омовение в воде и погружение в нее (отсюда и имя – Креститель).

Принять крещение пришел и Иисус, о достоинстве которого как Мессии возвещал в своей проповеди Иоанн (Мф. 3: 14-15). Тем самым Иоанн Креститель проложил путь служению и учению Иисуса Христа.

Традиция прославлять Иоанна Крестителя в дни его рождения и мученической кончины сложилась еще в первых христианских общинах. С Ш века праздник Рождества Иоанна Предтечи уже широко отмечался как восточными, так и западными христианами – его называли "светлым торжеством" и "денницей Солнца правды". В начале IV века праздник был введен в христианский календарь.

Рождество св. Иоанна Крестителя популярно у католиков всех стран. Отличительная черта дня празднования св. Иоанна – огни, костры, фейерверки, зажигаемые не только в деревнях, но и на площадях больших городов. Верующие ходят с факелами и на общие молебны в ближайшие часовни. Празднование дня св. Иоанна продолжается несколько дней - вплоть до дня св. Петра и Павла (29 июня). Во Франции культ св. Иоанна распространен особенно широко: более тысячи церковных приходов считают его своим патроном.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

2010 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20100624/249876002.html

Рождество Пресвятой Богородицы

Рождество Пресвятой Богородицы

21 сентября - День Рождества Пресвятой Богородицы - считается первым в цикле великих двунадесятых праздников. Согласно церковному преданию, благочестивые родители девы Марии - Иоаким, происходивший из рода царя Давида, и Анна из рода первосвященника Аарона, долгое время ждавшие детей, дали обет родившуюся по их молитвам девочку посвятить Богу. Уже в преклонные годы они родили дочь Марию, что было предсказано ангелом, который возвестил им о ее рождении. Об этом событии ничего не сказано в Писании. Неизвестно также и время установления праздника. Упоминания о нем есть у святителя Иоанна Златоуста, святителей Прокла, Епифания и блаженного Августина. В V веке о празднике говорит служебник Геласия. Песнопения на этот день, которые поются в церкви и поныне, начали составлять с VI века, имена авторов - Стефан Святоградский и Андрей Критский, Иоанн Дамаскин и Иосиф Студит.

Святой Андрей, арихиепископ Критский, в «Слове на Рождество Пресвятой Богородицы» писал: «Настоящий праздник есть для нас начало праздников... Светлое и явное нисхождение Божие к людям должно иметь радостное начало, вводящее к нам великий дар спасения. Таков и есть настоящий праздник, имеющий началом Рождество Богородицы, а концом - соединение Слова с плотию; это славнейшее из всех чудес, непрестанно возвещаемое, необъемлемое и всегда непостижимое». Торжественно славословит в этот день святая православная церковь: «Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе ко возсия Солнце правды, Христос Бог наш, и, разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный».

Народ называет этот праздник Малой Пречистою (Большой Пречистою называют Успение Богоматери), или Госпожинками. Нередко день этот звали в разных регионах России Аспожка, или Спасовым, Аспасовым днем, Осенинами. В древней, еще языческой Руси возносили хвалу Осенине - покровительнице плодородия, любви и брака. Ходили к берегам рек, озер и прудов встречать матушку Осенину. Старшая молодица стояла с овсяным караваем, а молодые пели возле нее обрядовые песни. Потом хлеб разламывали и раздавали присутствующим. Позже, с тех пор как Россия стала православной, у крестьянок и женщин других сословий появился обычай обращаться у воды к Богородице. В этот день приговаривали: «Богородица Пречистая! Избави от маеты, Надсады от души отведи, Мое житье-бытье освети!». В сельскохозяйственной практике это был день, когда убирали на зиму пчелиные улья, собирали лук, к этому времени заканчивалась уборка хлеба, а праздник в целом знаменовал окончание главных летних полевых работ и начало осенних приготовлений. Земледельцы благодарили Богородицу - небесную покровительницу земледелия, подательницу урожая, спорительницу хлебов за собранный урожай и просили ее помощи на год будущий. Народные поговорки гласят: «На Пречисту в поле чисто», «Придет Пречиста, будет чисто-чисто».

2005 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20050920/41447866.html

Рождество Пресвятой Богородицы по православному календарю

Рождество Пресвятой Богородицы по православному календарю

21 сентября (8 сентября по старому стилю) православная церковь празднует Рождество Пресвятой Богородицы.

Рождество Божией Матери является первым двунадесятым праздником церковного года, который начинается 14 сентября (1 сентября по старому стилю).

О событии рождения Девы Марии не сказано в Писании, подробности его известны из апокрифического текста середины II века "Протоевангелие Иакова".

Согласно существующему преданию, место, где произошло Рождество Богородицы, находится в Иерусалиме.

В Русской православной церкви получила распространение версия, которой придерживался святитель Димитрий Ростовский, о том, что родители Девы Марии жили в Назарете (ныне город в Израиле), где она и родилась. Иоаким происходил из рода царя Давида, а Анна - из священнического рода. Племянница Анны, праведная Елизавета, стала позже матерью Иоанна Крестителя и двоюродной сестрой будущей Девы Марии.

Супруги были бездетны и достигли преклонных лет, но Иоаким и Анна не теряли надежды, твердо веря, что Богу все возможно. Святые Иоаким и Анна дали обет посвятить дитя, которое им пошлет Господь, для служения в храме. Бездетность считалось в еврейском народе наказанием Божиим за грехи. Иоакиму и Анне нередко приходилось терпеть обиды, пренебрежение и упреки от своих соотечественников. Во время одного из великих еврейских праздников, когда Иоаким пришел в Иерусалимский храм, чтобы принести по закону Моисееву жертву Господу, первосвященник отклонил дары и сказал: "Не должно принимать от тебя дары, потому что ты не имеешь детей, а, следовательно, и благословения Божия".

Иоаким в глубоком горе ушел в пустыню и там молился Богу о даровании дитя.

Узнав об этом, праведная Анна, признавая себя виновницей бездетности, сокрушаясь, стала еще усерднее молиться Богу, чтобы он услышал ее и послал ей дитя. В одном из таких молитвенных моментов явился ей ангел и сказал: "Твоя молитва услышана Богом, и ты зачнешь и родишь дочь благословенную, выше всех земных дочерей. Ради нее благословятся все роды земные. Нареки ее Мария".

Ангел явился и праведному Иоакиму, сказав ему: "Бог милостиво принял твои молитвы. Жена твоя Анна зачнет и родит дочь, о которой весь мир будет радоваться. Вот и знамение верности моих слов: иди в Иерусалим, и там у Золотых ворот ты встретишь свою жену". Иоаким немедленно отравился в Иерусалим.

Придя в Иерусалим, Иоаким встретил свою жену Анну, как предсказал ангел, и они рассказали друг другу все, возвещенное им. По прошествии положенного срока беременности праведная Анна родила дочь, которую назвала Марией, что в переводе с еврейского означает "госпожа и надежда".

Праздник Рождества Богородицы христиане начали отмечать только в V веке. Первые упоминания о нем содержатся у Константинопольского патриарха Прокла (439-446 года) и в требнике (богослужебной книге) Папы Геласия (492-426 годы). Также о празднике пишут святители Иоанн Златоуст, Епифан и Августин. В VII-VIII веках в греческой церкви праздник отмечался с большой торжественностью. Святой Андрей Критский составил на него два слова и канон.

Отцы церкви видели смысл праздника Рождества Пресвятой Богородицы в том, что в мире явилось последнее звено длинной цепи людей, мужчин и женщин, грешников и святых, которые на протяжении всей человеческой истории боролись за чистоту и веру, за то, чтобы на первом месте в жизни был Бог - боролись, прежде всего, с самими собой. И постепенно, из столетия в столетие, подготовили появление

Той, которая, родившись, как всякий младенец, в мир, где перемешаны добро и зло, грех и святость, с самого начала изберет добро и будет жить в чистоте и, по словам митрополита Антония Сурожского, "во всецелой верности своему человеческому величию".

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Рождество Пресвятой Богородицы. Фрагмент иконы

Рождество Пресвятой Богородицы. Фрагмент иконы

2015 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20150921/1261037476.html

Рождество Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Рождество Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Пророк Иоанн Креститель – самый чтимый святой после Девы Марии. Он также именуется Иоанн Предтеча, поскольку является предшественником Иисуса.

Иоанн был сыном священника Захарии (из рода Аарона) и праведной Елизаветы (из рода царя Давида), которые жили около Хеврона (в Нагорной стране), на юг от Иерусалима. Иоанн родился на шесть месяцев раньше Иисуса Христа. Само рождение Иоанна Крестителя было чудесным. Всю жизнь Елисавета и муж ее священник Захария провели в молитвах к Богу о даровании им чада. И только когда его благочестивые родители были уже в весьма преклонных летах, у них, наконец, родился сын, которого они просили в молитвах. Как повествует евангелист Лука, сам архангел Гавриил, явившись Захарии в храме, возвестил его о рождении сына.

Иоанн избежал смерти среди тысяч убитых младенцев в Вифлееме и его окрестностях благодаря матери, которая услышав об убийствах, удалилась с сыном в пустынные горы. Видя приближающихся воинов, она взмолилась Богу о спасении и тогда гора расступилась, приняла ее вместе с сыном и скрыла от преследователей. Не найдя их, воины допытывались о Предтече у Захарии, которого в конце концов убили. Елисавета скончалась в горах через сорок дней после убийства своего мужа. Иоанн, оставшийся сиротой, вырос в дикой пустыне, готовя себя к великому служению строгой жизнью – постом и молитвой.

Он носил грубую одежду, питался диким медом и акридами (род саранчи) и оставался в пустыне до тех пор, пока Господь не призвал его в тридцатилетнем возрасте к проповеди еврейскому народу. Повинуясь этому призванию, пророк Иоанн явился на берег Иордана. К реке перед праздником очищения в большом количестве сходился народ для религиозных омовений. Здесь и обратился к ним Иоанн, проповедуя покаяние и крещение в оставление грехов.

В числе других к Иоанну Крестителю на Иордан пришел еще не известный народу Иисус Христос, и был подвергнут ритуальному омовению. Крещение Христа сопровождалось чудесными явлениями ‑ схождением Святого Духа в виде голубя и голосом Бога Отца с неба: "Сей есть Сын Мой возлюбленный... ". Иоанн Креститель всенародно свидетельствовал о мессианском предназначении Иисуса Христа.

Крещением Спасителя пророк Иоанн завершил, и как бы запечатлел свое пророческое служение. Он безбоязненно и строго обличал пороки, как простых людей, так и сильных мира сего, за что скоро пострадал. Иоанн Креститель был арестован, посажен в тюрьму властями Иудеи, потому что всенародно порицал царя Ирода за то, что он женился на Иродиаде – жене своего живого брата.

Около года Иоанна Крестителя держали в темнице. В день своего рождения Ирод обещал дочери Иродиады Саломее, угодившей ему и его гостям пляской, исполнить любое ее желание. По наущению матери Саломея пожелала голову Иоанна Крестителя. Иоанн был казнен, его голову на блюде подали Саломее. Иродиада, надругавшись над отсеченной святой главой пророка, бросила ее в грязное место.

Ученики Иоанна Крестителя погребли его тело в Самарянском городе Севастии.

Святая же глава Иоанна Крестителя была найдена благочестивой Иоанной и погребена в сосуде на Елеонской горе. Позже один подвижник, копая ров для основания храма, нашел это сокровище и хранил его у себя, а перед смертью, опасаясь поругания святыни неверующими, скрыл ее в земле в том же месте, где нашел.

Иоанн Креститель прославляется Церковью как "ангел, и апостол, и мученик, и пророк, и свечник, и друг Христов, и пророков печать, и ходатай ветхой и новой благодати, и в рожденных пречестнейший, и светлый Слова глас".

В честь его установлены следующие церковные даты: 6 октября – зачатие, 7 июля – Рождество, 11 сентября – усекновение главы, 20 января – Собор Иоанна Крестителя в связи с праздником Крещения, 9 марта – первое и второе обретение его главы, 7 июня – третье обретение его главы, 25 октября – праздник перенесения его правой руки с Мальты в Гатчину.

Икона Иоанн Предтеча

Икона Иоанн Предтеча

2010 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20100707/230812236.html

Рождество Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Рождество Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Сегодня по православному календарю Рождество Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Пророк Иоанн Креститель ‑ самый чтимый святой после Девы Марии. Именуется также Иоанн Предтеча, поскольку является предшественником Иисуса. В честь его установлены следующие церковные праздники: 6 октября ‑ зачатие, 7 июля ‑ Рождество, 11 сентября ‑ усекновение главы, 20 января ‑ Собор Иоанна Крестителя в связи с праздником Крещения, 9 марта ‑ первое и второе обретение его главы, 7 июня ‑ третье обретение его главы, 25 октября ‑ праздник перенесения его правой руки с Мальты в Гатчину.

Иоанн был сыном священника Захарии (из рода Аарона) и праведной Елизаветы (из рода царя Давида). Жили его родители около Хеврона (в Нагорной стране), на юг от Иерусалима. Иоанн родился на шесть месяцев раньше Иисуса Христа. Как повествует евангелист Лука, архангел Гавриил, явившись Захарии в храме, возвестил о рождении у него сына. У благочестивых супругов, до преклонной старости не имевших детей, наконец родился сын, которого они просили в молитвах.

Иоанн вырос в дикой пустыне, готовя себя к великому служению строгой жизнью ‑ постом и молитвой. Он носил грубую одежду, питался диким медом и акридами (род саранчи). Иоанн оставался пустынножителем до тех пор, пока Господь не призвал его в тридцатилетнем возрасте к проповеди еврейскому народу. Повинуясь этому призванию, пророк Иоанн явился на берег Иордана. К реке перед праздником очищения в большом количестве сходился народ для религиозных омовений. Здесь и обратился к ним Иоанн, проповедуя покаяние и крещение в оставление грехов.

Сущность его проповеди заключалась в том, что прежде чем получить внешнее омовение, люди должны нравственно очиститься и таким образом приготовить себя к принятию Евангелия. Конечно, крещение Иоанна не было еще благодатным таинством христианского крещения. Смысл его заключался в духовном приготовлении к принятию будущего крещения водой и Святым Духом.

В числе других к Иоанну Крестителю на Иордан пришел еще не известный народу Иисус Христос, и был подвергнут ритуальному омовению. Крещение Христа сопровождалось чудесными явлениями ‑ схождением Святого Духа в виде голубя и голосом Бога Отца с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный...». Иоанн Креститель всенародно свидетельствовал о мессианском предназначении Иисуса Христа. Иоанн говорил народу: «Вот Агнец Божий, который берет на Себя грехи мира». Услышав это, двое из учеников Иоанна присоединились к Иисусу Христу. То были апостолы Иоанн (Богослов) и Андрей (Первозванный, брат Симона Петра).

Крещением Спасителя пророк Иоанн завершил и как бы запечатлел свое пророческое служение. Он безбоязненно и строго обличал пороки как простых людей, так и сильных мира сего, за что скоро пострадал. Иоанн Креститель был арестован, посажен в тюрьму властями Иудеи, потому что всенародно порицал царя Ирода за то, что он женился на Иродиаде ‑ жене своего живого брата. Около года Иоанна Крестителя держали в темнице. В день своего рождения Ирод обещал дочери Иродиады Саломее, угодившей ему и его гостям пляской, исполнить любое ее желание. По наущению матери Саломея пожелала голову Иоанна Крестителя. Иоанн был казнен, его голову на блюде подали Саломее. Иродиада, надругавшись над отсеченной святой главой пророка, бросила ее в грязное место.

Ученики Иоанна Крестителя погребли его тело в Самарянском городе Севастии. Это неоправданное убийство потрясло евреев, которые объяснили божественным возмездием последующее падение Ирода, орудием которого стал его праведный тесть Арефа. Как повествует предание, евангелист Лука, обходя с проповедью Христовой разные города и селения, из Севастии взял в Антиохию частицу мощей великого пророка ‑ его правую руку. Впоследствии христианскую святыню перевезли в Константинополь. Позже она оказалась на Мальте. В 1799 году Мальтийский орден, который возглавил Павел I, передал десницу Предтечи в Россию (вместе с частью Креста Господня и знаменитой Филермской иконой Богородицы). До 1919 года святыни находились сначала в Гатчине, а затем в Санкт‑Петербурге. После революционных потрясений они покинули пределы России и считались утраченными.

Десница Иоанна Крестителя была обретена лишь в 1993 году в Черногории. Святая же глава Иоанна Крестителя была найдена благочестивой Иоанной и погребена в сосуде на Елеонской горе. Позже один подвижник, копая ров для основания храма, нашел это сокровище и хранил его у себя, а перед смертью, опасаясь поругания святыни неверующими, скрыл ее в земле в том же месте, где нашел. В царствование Константина Великого два инока приходили в Иерусалим поклониться Гробу Господню, и одному из них явился Иоанн Предтеча и указал, где закопана его голова. С этого времени христиане стали праздновать первое обретение главы Иоанна Предтечи. По Евангелию, о пророке Иоанне Крестителе Господь Иисус Христос сказал: «Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя». Иоанн Креститель прославляется Церковью, как «ангел, и апостол, и мученик, и пророк, и свечник, и друг Христов, и пророков печать, и ходатай ветхой и новой благодати, и в рожденных пречестнейший, и светлый Слова глас».

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

2008 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20080707/113381411.html

Рождество св. Иоанна Предтечи в Армянской Апостольской Церкви

Рождество св. Иоанна Предтечи в Армянской Апостольской Церкви

Иоанн Креститель является вторым по значению Святым армянской апостольской церкви. Его имя упоминается в ходе церковных церемоний сразу после имени Богородицы. Главнейшими заступниками после Богородицы в армянской церкви считаются Иоанн Креститель, архидьякон Стефан и креститель Армении Григор Просветитель.

Праздник Рождества Иоанна Предтечи и Крестителя Господня внесен в церковный календарь в конце III - начале IV столетия, и армянская апостольская церковь каждый раз торжественно его отмечает.

Согласно Священному Писанию, в мир должен был прийти предтеча Христа и подготовить человечество к Его приходу. Устами пророка Малахии Бог возвестил человечеству явление предтечи. Этим предтечей стал сын священника Захарии и Елисаветы - Иоанн, приходившийся Иисусу родственником по материнской линии.

Само рождение Иоанна описывается как чудо. Как повествует Евангелист Лука, Захария и Елисавета долго были бесплодными, страстно мечтали о сыне, и наконец-то их молитва была услышана Богом. Во время его служения в Иерусалимском Храме Захарии явился архангел Гавриил, который возвестил ему: "...жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн". Захария удивился и не поверил архангелу. "За это, - объявил архангел,- ты будешь молчать, пока все не свершится". Так и случилось. Захария действительно не мог говорить и объяснялся только знаками.

Когда наступило время, Елисавета родила сына, которого и нарекли именем Иоанн. После этого Захарий заговорил "и начал он пророчествовать, говоря о том, что сбывается предсказанное древними пророками".

Иоанн Богослов писал о Предтече: "Был человек, посланный от Бога... Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него". Предтеча имел огромное влияние на народ, и "люди готовы были сделать все, что он им говорил". Сила его проповедей была так велика, что "Иерусалим и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои". Иисус, считавший Иоанна величайшим из пророков, называл его светильником.

2011 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20110115/321143484.html

Рождество святого Иоанна Предтечи в католической церкви

Рождество святого Иоанна Предтечи в католической церкви

По учению иудаизма, перед приходом Мессии должен был явиться его предшественник – предтеча, которым в соответствии с пророчеством Малахии (Мал. 4:5) считается пророк Илия.

В христианстве учение о провозвестнике Мессии - Иисуса Христа - связано с образом пророка Иоанна Крестителя, возобновившего и продолжившего служение Илии. Как повествует Евангелие, сам Иисус назвал Иоанна "Илией, которому должно прийти".

Когда Иоанну исполнилось тридцать лет, он начал проповедовать в Иудейской пустыне, а затем в окрестностях реки Иордан. Он сурово обличал пороки общества и призывал к покаянию, возвещая о скором пришествии Мессии.

Его внешний вид также соответствовал описаниям облика Илии: он носил одежду из верблюжьего волоса, подпоясанную кожаным поясом, а пищей ему служила саранча и дикий мед.

Проповедь Иоанна была настолько сильна, что вскоре вокруг него стали собираться ученики, основавшие общину его последователей - кумранитов. Внешним знаком покаяния и духовного обновления Иоанн избрал крещение – омовение в воде и погружение в нее (отсюда и имя - Креститель).

Принять крещение пришел и Иисус, о достоинстве которого как Мессии возвещал в своей проповеди Иоанн. Тем самым Иоанн Креститель проложил путь служению и учению Иисуса Христа.

Традиция прославлять Иоанна Крестителя в дни его рождения и мученической кончины сложилась еще в первых христианских общинах. С Ш века праздник Рождества Иоанна Предтечи уже широко отмечался как восточными, так и западными христианами - его называли "светлым торжеством" и "денницей Солнца правды". В начале IV века праздник был введен в христианский календарь.

Рождество св. Иоанна Крестителя популярно у всех католиков. Отличительная черта дня св. Иоанна - огни, костры, фейерверки, зажигаемые не только в деревнях, но и на площадях больших городов. Верующие ходят с факелами и на общие молебны в ближайшие часовни. Празднование дня св. Иоанна продолжается несколько дней - вплоть до дня св. Петра и Павла (29 июня). Во Франции культ св. Иоанна распространен особенно широко: более тысячи церковных приходов считают его своим патроном.

Икона Иоанн Предтеча

Икона Иоанн Предтеча

2011 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20110624/382390559.html

Рождество Христово в православной церкви

Статья большая, находится на отдельной странице.

Роже Вадим (Племянников)

Биография Роже Вадима (Племянникова)

Режиссер, сценарист, актер и продюсер Роже Вадим (настоящее имя - Роже Владимир Племянников) родился 26 января 1928 года в Париже. Его отец – русский эмигрант Игорь Николаевич Племянников, был французским дипломатом в Египте и Турции, где и прошло детство Роже. Мать Вадима Мария-Антуанетта Ардилуз была актрисой. После смерти отца они с матерью переехали во Францию.

В 1944 году Роже Вадим окончил школу актерского мастерства и играл небольшие роли в театре. В это время он написал роман и представил его писателю Андре Жиду, который критично оценил литературное начинание Вадима, зато познакомил его с режиссером Марком Аллегре, у которого Вадим начал работать ассистентом и соавтором сценария. Одновременно он работал журналистом в издании "Пари Матч" (Paris Match).

19 декабря 1952 года Роже Вадим женился на практически неизвестной тогда молодой актрисе Брижит Бардо (Brigitte Anne-Marie Bardot), которую встретил на съемочной площадке одного из фильмов Аллегре.

Пигмалион Роже Вадим и его Галатеи >>

В 1956 году Роже Вадим снял свой первый фильм "И бог создал женщину" (Et Dieu… créa la femme), который стал классикой французского кинематографа и принес огромных успех Брижит Бордо, задействованной в картине в главной роли. Лента, которая в свое время была запрещена к показу в нескольких странах и подверглась осуждению Ватикана, положила начало новой волне фильмов молодых французских режиссеров 1950-х годов. В 1957 году Вадим развелся с Бордо, а в 1958 году женился вторично - на датской актрисе Аннетт Стройберг (Annette Strøyberg). Она снялась в следующих фильмах Вадима - "Опасные связи-1960" и "Умереть от наслаждения". Кинокартины не произвели такого фурора, как "И бог создал женщину", а Вадим и Стройберг вскоре расстались, оформив свой развод в 1960 году.

В том же году режиссер познакомился с юной актрисой Катрин Денев (Catherine Deneuve), которой едва исполнилось 17 лет. Роже Вадим снял Денев в своем фильме "Порок и добродетель", вышедшем на экраны в 1963 году. Пара собиралась пожениться, но вместо свадьбы между режиссером и актрисой произошел разрыв, и они расстались.

Вскоре Вадим познакомился с актрисой Джейн Фондой, которую задействовал в картинах "Карусель" (1964 год), "Добыча" (1966 год) и "Барбарелла" (1968 год). В 1965 году они поженились, брак закончился разводом в 1973 году. В этом же году Вадим предложил Брижит Бардо сыграть главную роль в фильме "Дон Жуан-73", а затем и сам сыграл в собственной картине "Убитая девушка". В 1975 году режиссер женился на дочке немецкого сталепромышленника Катрин Шнайдер, с которой прожил 2 года. В начале 1980-х годов Роже Вадим снялся в нескольких американских фильмах, из которых критики выделяют "Богатых и знаменитых" Джорджа Кьюкора (Rich and Famous, 1981) и "В ночь" Джона Лэндиса (Into the Night, 1984). Вадим ставит несколько телефильмов (самый известный - "Красавица и чудовище" с Клаусом Кински) и театральных спектаклей. Во время работы над спектаклем "На том же месте через год", он встретил свою последнюю жену актрису Мари-Кристин Барро (Marie-Christine Barrault).

В последние годы жизни Вадим Роже посветил себя литературной деятельности, опубликовав книги "Мемуары дьявола", "Изголодавшийся ангел", "От звезды к звезде" и "Влюбленный безумец".

11 февраля 2000 года режиссер скончался от рака в парижской больнице. Церемония прощания с режиссером состоялась в церкви Сен-Жермен-де-Пре, в присутствии бывших жен и сотни поклонников.

У Роже Вадима было четтверо детей - дочь Натали (мать - Аннетт Стройберг), сын Кристиан (мать - Катрин Денев), дочь Ванесса (мать Джейн Фонда) и младший сын - Ваня (мать Катрин Шнайдер).

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

2013 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20130126/919597652.html

Рожецкин, Леонид

Статья большая, находится на отдельной странице.

Роза Исааковна Отунбаева

Роза Исааковна Отунбаева

Киргизский политик Роза Отунбаева родилась 23 августа 1950 г. в г. Фрунзе (Бишкек), по другим данным – в г. Ош. Окончила в 1972 г. философский факультет, а затем и аспирантуру МГУ.

Преподавала в Киргизском государственном университете, заведовала кафедрой диалектического материализма.

С 1981 г. занимала различные партийные должности в Киргизской ССР. В 1986 г. стала заместителем председателя Совета министров – министром иностранных дел Киргизской ССР.

С 1989 по 1992 г. работала в МИД СССР. Была членом Коллегии МИД СССР и представляла Советский Союз в ЮНЕСКО (1989-1991 гг.).

В 1992 г. вернулась на родину. Трижды занимала пост министра иностранных дел Киргизии (в 1986-1989 гг., в 1992 г. и в 1994-1997 гг.).

Известность в западных политических кругах она получила и благодаря деятельности на посту посла Киргизии в США и Канаде (1992-1994 гг.), а затем в Великобритании (1997 г.).

Работала в системе ООН, в 2002-2004 гг. – в должности заместителя спецпредставителя генсека ООН по грузино-абхазскому урегулированию.

В сентябре 2004 г. вернулась в Кыргызстан и стала сопредседателем оппозиционного блока "Ата Журт" (Отечество).

Годы работы за границей стали поводом для снятия Отунбаевой с февральских 2005 г. выборов в киргизский парламент – по закону о выборах, депутатом в Киргизии может быть избран только тот, кто последние пять лет постоянно проживал на территории республики.

По мнению оппозиции, официальный Бишкек подобным образом расчищал дорогу дочери президента Бермет Акаевой, которая баллотировалась по тому же избирательному округу. Сторонники Отунбаевой несколько недель пикетировали здание парламента.

Митинги в Бишкеке в защиту ее прав закончились для Розы Отунбаевой штрафом: через суд с нее взыскали 1 тысяч киргизских сомов – около 25 долларов.

После "тюльпановой" революции была назначена исполняющей обязанности министра иностранных дел. Однако впоследствии, после избрания Курманбека Бакиева президентом, ее кандидатура не была утверждена кыргызским парламентом.

В ноябре 2007 г. Отунбаева стала членом Социал-демократической партии Киргизии (СДПК), а затем и ее лидером.

С декабря 2007 г. – депутат Жогорку Кенеш (парламента) и член парламентской фракции оппозиционной СДПК, с октября 2009 г. – руководитель фракции.

С 2007 г. – член "Совета мудрецов".

7 апреля 2010 г. киргизская оппозиция избрала Розу Отунбаеву главой созданного правительства народного доверия.

Владеет русским, английским, немецким, французским языками.

Семейное положение: разведена, имеет сына и дочь.

2010 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20100823/268072311.html

Роза Тажибаевна Багланова

Роза Тажибаевна Багланова

После школы Роза поступила в Кзыл-Ординский педагогический институт, но проучилась там недолго. После смерти отца, когда семье стало трудно, ей пришлось сменить институт, и она поступила в Ташкентский текстильный институт, так как там обеспечивали жильем в общежитии, бесплатным питанием и можно было подрабатывать ткачихой.

В Ташкенте ее пение случайно услышал солист Ташкентского оперного театра и одновременно директор филармонии Кари Якупов.

В 1941 г. Розе Баглановой дали направление в Московскую консерваторию, но началась война и она ушла на фронт вместе с Государственным женским ансамблем песни и пляски Узбекской ССР.

Так в годы Великой Отечественной войны начался творческий путь певицы.

В составе бригады артистов она выступала перед бойцами Советской армии прямо на передовой. Её фронтовые концерты пользовались огромным успехом, она пела песни и частушки из репертуара Лидии Руслановой, в том числе и песню "Ах, Самара-городок".

После войны Роза Багланова вернулась на большую сцену, став одной из самых известных певиц, пользовавшихся огромной популярностью в Советском Союзе. Она стала первой казахской певицей, получившей широкое и всенародное признание в СССР.

В 1947-1949 гг. Багланова работала в Казахском государственном академическом театре оперы и балета им. Абая, в 1949-1960 гг. - в Республиканской филармонии им. Джамбула.

В 1960 г. Роза Багланова стала ведущим мастером сцены Казахского государственного концертного объединения "Казахконцерт".

После победы на втором Всемирном фестивале молодежи и студентов в городе Будапеште, началась ее гастрольная деятельность. Она объездила не только весь Советский Союз, но и многие зарубежные страны. Певица исполняла песни народов мира, эстрадные, а также классические произведения и казахские народные песни.

Роза Багланова была Народной артисткой Казахской ССР, Народной артисткой СССР (1967), Народной артисткой Киргизии (1996).

У нее было много правительственных наград и званий. За самоотверженность и личную храбрость во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. она была награждена двумя медалями "За боевые заслуги" и "За Победу над Германией".

Она была награждена орденами Ленина, "Трудового Красного Знамени", "Дружбы Народов", орденом "Знак почета", орденом "Отан" (Отечество) и многими медалями. Удостоена Высшего звания республики Казахстан "Халык Кахарманы" (Народный Герой).

Награждена специальным международным дипломом, общественной премией "Тарлан", в 2000 г. ей была присуждена Международная премия "Данекер".

О Розе Баглановой написано много книг, сложены поэтические произведения. Её имя включено в первый выпуск о женщинах мира англо-американской энциклопедии "Кто есть кто".

Студия "Казахфильм" имени Айманова сняла о ней документальный фильм "Наша Роза", рассказывающий о творческом пути артистки.

Роза Багланова скончалась 8 февраля 2011 г. после обширного инфаркта. Накануне 7 февраля она была награждена главой государства Нурсултаном Назарбаевым президентской стипендией Фонда поддержки культуры, образования и социальных программ.

Похоронят певицу 10 февраля на Кенсайском кладбище Алма-Аты.

2011 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20110208/331778992.html

Рой Александрович Медведев

Рой Александрович Медведев

Рой Александрович Медведев родился 14 ноября 1925 г. в городе Тифлисе (ныне Тбилиси). Вместе с ним родился брат-близнец Жорес. Их отец Александр Медведев был участником Гражданской войны, бригадным комиссаром Красной армии, преподавателем Военно-политической академии; в 1938 г. был репрессирован и сослан на Колыму, где в 1941 г. умер в одном из лагерей. Реабилитирован посмертно в 1956 г.

После ареста отца семья Медведевых сначала уехала из Москвы в Ленинград (ныне Санкт-Петербург) к родственникам, а затем переехала в Ростов-на-Дону. Во время Великой Отечественной войны они эвакуировались в Тбилиси, к родственникам матери.

В феврале 1943 г. Рой Медведев был призван в армию. С 1943 по 1946 год служил в воинской части Закавказского военного округа, занимавшейся ремонтом поврежденной на фронте военной техники.

В 1946 г. Рой Медведев был демобилизован и поступил на философский факультет Ленинградского государственного университета (ЛГУ), который окончил в 1951 г.

В 1951-1954 гг. работал учителем истории средней школы в маленьком поселке в Свердловской области, по совместительству - директором вечерней школы-десятилетки.

В 1954-1957 гг. был директором семилетней школы в поселке Ключевое Выборгского района Ленинградской области. Учился в заочной аспирантуре.

В 1957-1961 гг. Рой Медведев работал редактором, заместителем главного редактора Государственного издательства по выпуску педагогической литературы (Учпедгиза).

В 1961-1971 гг. - старший научный сотрудник, заведующий сектором Научно-исследовательского института производственного обучения Академии педагогических наук СССР.

В этот период Рой Медведев активно занимался наукой, опубликовал 2 книги и более 50 статей по педагогике, в 1958 г. защитил кандидатскую диссертацию по теме "Производительный труд учащихся старших классов в промышленности и проблема производственной специализации".

В 1956 г., после XX съезда КПСС, Рой Медведев вступил в партию, стал активно изучать советскую историю, а после XXII съезда КПСС (1961) начал работу над книгой "К суду истории: генезис и последствия сталинизма". Завершение работы над книгой пришлось на конец "оттепели", поэтому ее издание стало невозможным, книга стала распространяться в самиздате. В 1969 г. Роя Медведева исключили из КПСС "за взгляды, несовместимые с членством в партии".

С начала 1960-х гг. Медведев принимал активное участие в движении диссидентов. В 1964-1970 гг. он ежемесячно издавал самиздатовский журнал, позднее вышедший на Западе под названием "Политический дневник".

19 марта 1970 г. Рой Медведев вместе с Андреем Сахаровым и Валентином Турчиным опубликовали открытое письмо к руководителям государства о необходимости демократизации советской системы.

В 1971 г. Роя Медведева уволили с работы, и он стал свободным ученым, писал книги и статьи по истории, педагогике, социологии, литературоведению, философии, занимался исследовательско-публицистической деятельностью по контрактам зарубежных издательств.

С 1973 г. книги Роя Медведева издавались зарубежными издательствами. Этим занимался его брат Жорес, который был лишен советского гражданства и жил в Великобритании.

В 1975-1976 гг. Медведев был соредактором самиздатского журнала "XX век", 10 номеров которого вышли в СССР, (2 номера были переизданы в Лондоне).

С 1988 г. книги Роя Медведева стали издаваться в СССР.

2 февраля 1979 г. Медведев был выдвинут диссидентской инициативной группой "Выборы-79" кандидатом в Верховный Совет СССР на выборах 4 марта 1979 г. от Свердловского избирательного округа № 2, но кандидатура Медведева не была зарегистрирована "из-за бюрократических проволочек".

В 1989 г. он стал членом общественного совета историко-просветительского общества "Мемориал". В том же году был восстановлен в КПСС.

В 1989-1991 гг. - народный депутат СССР, депутат Верховного совета (ВС) СССР. Член Комитета ВС СССР по вопросам законодательства, законности и правопорядка, председатель подкомитета по законодательству, член Совета Союза ВС.

В 1991 г. стал одним из основателей Социалистической партии трудящихся (СПТ).

Рой Медведев - автор многочисленных трудов и статей по истории, педагогике, социологии, литературоведению, философии, которые были переведены на четырнадцать языков мира и вышли отдельными изданиями в 20 странах.

Среди них - "О Сталине и сталинизме", "Хрущев. Политическая биография", "Политический портрет Л.И. Брежнева", "Ю.В. Андропов. Политическая биография", "Владимир Путин - действующий президент", "Юрий Лужков и Москва", "Дмитрий Медведев: двойная прочность власти", "Нурсултан Назарбаев. Казахстанский прорыв и Евразийский проект" и многие другие.

Некоторые работы написаны в соавторстве с братом Жоресом Медведевым.

2010 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20101114/294656909.html

Рой Джонс-младший

Биография боксера Роя Джонса-младшего

Рой Джонс родился 16 января 1969 года в городе Пенсакола, штат Флорида, США.

На любительском уровне Джонс завоевал серебряную медаль Олимпийских игр 1988 года в Сеуле в весе до 71 кг. Вскоре после окончания игр Джонс перешел в профессионалы, завершив любительскую карьеру со 121 победой при 13 поражениях.

6 мая 1989 года Джонс в возрасте 20 лет дебютировал на профессиональном ринге в своем родном городе, победив нокаутом Рикки Рэндалла.

22 мая 1993 года Джонс завоевал свой первый крупный титул, победив единогласным решением судей Бернарда Хопкинса в своем 22-м бою и став чемпионом в среднем весе по версии IBF. Впоследствии он признавался, что дрался с Хопкинсом с переломом правой руки.

18 ноября 1994 года Джонс завоевал титул чемпиона IBF уже во втором среднем весе, по очкам одолев Джеймса Тони, который до этого не проиграл ни разу в 46 боях.

Защитив пять раз свой титул, Джонс перешел в полутяжелый вес, выиграв титул временного чемпиона по версии WBC 22 ноября 1996 года в бою с ямайцем Майком Маккаллумом.

В своем следующем бою, который прошел 21 марта 1997 года, именитый боксер потерпел свое первое поражение на профессиональном ринге после того, как судьи дисквалифицировали его за удары своего соперника Монтелла Гриффина, опустившегося на колено. Однако уже 7 августа того же года Джонс вернул себе титул в матче-реванше, нокаутировав соперника.

В течение следующих трех лет Джонс собрал коллекцию из четырех поясов - IBF, WBC, WBA и IBF - и четырежды удачно ее защитил, после чего завоевал свой первый титул в самой престижной тяжелой категории, в которой 1 марта 2003 года одолел по очкам чемпиона WBA Джона Руиса.

WBA затем велела Джонсу согласовать бой с обязательным претендентом на титул Виталием Кличко, но стороны не смогли прийти к соглашению, и Джонс решил вернуться в полутяжелый вес, защитив свои титулы 8 ноября 2003 года в бою с Антонио Тарвером. 15 мая 2004 года состоялся матч-реванш. И Тарвер стал первым боксером, отправившем Джонса в нокаут. 1 октября 2005 года состоялся третий поединок между боксерами, и вновь Тарвер оказался сильнее, победив единогласным решением судей. Это поражение стало для Джонса третьим подряд.

21 мая 2011 года Джонс в возрасте 42 лет впервые выступил в России, проиграв нокаутом Денису Лебедеву в 10 раунде. Впоследствии Джонс еще дважды выходил на ринг на территории России, победив француза Зина Бенмаклуфа и египтянина Хани Атийо.

27 октября 2015 года Джонс в Москве получил паспорт гражданина Российской Федерации.

12 декабря 2015 года Джонс в Москве проиграл британцу Энцо Маккаринелли в рейтинговом бою в тяжелом весе.

На профессиональном ринге Джонс одержал 62 победы (45 - нокаутом) при девяти поражениях.

Джонс также занимался музыкой и выпустил два студийных альбома в стиле рэп. Боксер также снялся в нескольких фильмах, в частности, в одной из частей трилогии "Матрица".

Боксер Рой Джонс-младший, архивное фото

Боксер Рой Джонс-младший, архивное фото

2015 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20151213/1341103287.html

Рой и Жорес Медведевы

Статья большая, находится на отдельной странице.

Рой Лихтенштейн

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ройзман, Евгений

Статья большая, находится на отдельной странице.

Рок-группа «Uriah Heep»

Рок-группа «Uriah Heep»

Британская рок-группа «Uriah Heep» была образована в 1969 г. в Лондоне. Являлась одной из самых популярных хард-роковых групп первой половины 1970-х гг., творчество которой оставило яркий след в истории рок-музыки.

Ядро Uriah Heep (название взято по имени отрицательного персонажа из романа Чарльза Диккенса «Жизнь Дэвида Копперфильда, рассказанная им самим», которого в русском переводе зовут Урия Гип) образовалось из музыкантов, выступавших в группе Spice.

Первый состав группы: Мик Бокс (Mick Box, гитара, вокал), Кен Хенсли (Ken Hensley, клавишные, гитара, вокал), Дэвид Байрон (David Byron, вокал), Гари Тэйн (Gary Thain, бас-гитара, вокал), Ли Керслейк (Lee Kerslake, ударные, вокал).

Дебютный альбом Very 'Eavy ... Very 'Umble вышел в 1970 и был интересен прежде всего экспериментами в области самых разных музыкальных направлений. А 16 минутную композицию Salisbury с одноименного альбома группы (1971) вполне можно отнести к прогрессив-року. Следующий альбом Look At Yourself (1971) уже попал в британские чарты, достигнув 39-го места.

В первой половине 1970-х гг. Uriah Heep достигли подлинной славы. Альбомы Demons And Wizards (1972), The Magician’s Birthday (1972), Sweet Freedom (1973, с хитом Pilgrim) и Wonderworld (1974) делают Uriah Heep классиками жанра.

Начиная с 1975 г. группа попала в полосу трудностей. Uriah Heep оставил басист Тэйн, во время одного из концертов получивший мощнейший удар током и снимавший посттравматическую боль героином (умер через полгода после ухода из группы). На его место пришел знаменитый арт-роковый бас-гитарист Джон Уэттон (экс-Family, экс-King Crimson). С ним Uriah Heep выпустили достаточно успешный альбом Return To Fantasy (1975), который, тем не менее, впервые отразил признаки творческого кризиса группы. Кроме того, начались серьезные проблемы с употреблением алкоголя у вокалиста Дэвида Байрона. В 1976 г. после провала альбома High And Mighty (1976) он также покинул Uriah Heep.

Впоследствии состав группы неоднократно менялся; за время существования Uriah Heep через нее прошло около 30 музыкантов. Единственный постоянный ее участник с 1969 года – гитарист Мик Бокс.

В1995 г. музыканты записали неожиданно сильный альбом в духе «старых добрых» 1970-х гг. Sea Of Light, а в 1998 г. – не менее удачный Sonic Origami. 5 июля 2008 г. за год до сорокалетия группы вышел в свет альбом Wake the Sleeper, который стал 21-м студийным альбомом Uriah Heep

Группа продолжает периодически выступать с концертами по всему миру. Несколько раз Uriah Heep посещали Россию, где у них есть много преданных поклонников.

Состав группы на начало 2010 года: Мик Бокс (Mick Box; гитара, вокал), Берни Шоу (Bernie Shaw; вокал), Тревор Болдер (Trevor Bolder; бас-гитара, вокал), Фил Лензон (Phil Lanzon; клавишник, вокал), Рассел Гилбрук (Russell Gilbrook; ударные, вокал).

Концерт британской рок-группы Uriah Heep

Концерт британской рок-группы Uriah Heep

2010 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20100210/208598250.html

Рок-группа Led Zeppelin

Статья большая, находится на отдельной странице.

Рок-группа The Cranberries

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница