Приглашаем посетить сайт

Культура (niv.ru)

Энциклопедия ньюсмейкеров (справки по новостным сюжетам, 2015 год)
Статьи на букву "Р" (часть 11, "РОД"-"РОЖ")

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Р" (часть 11, "РОД"-"РОЖ")

Роджер Мур

Статья большая, находится на отдельной странице.

Родион Нахапетов

Статья большая, находится на отдельной странице.

Родион Щедрин

Статья большая, находится на отдельной странице.

Родионов, Валентин

Статья большая, находится на отдельной странице.

Роднина, Ирина

Статья большая, находится на отдельной странице.

Роднина Ирина Константиновна

Роднина Ирина Константиновна

Российская спортсменка и тренер (фигурное катание на коньках).

Председатель Центрального Совета Всероссийского добровольного общества (ВДО) "Спортивная Россия"

Родилась 12 сентября 1949 года в Москве. Из детской школы по конкурсу поступила в секцию фигуристов ЦСКА.

В 1963 году в паре с Олегом Власовым заняла 3-е место на всесоюзных юношеских соревнованиях. В возрасте 13,5 лет уже имела первый спортивный разряд.

В 19 лет дебютировала вместе А. Улановым на чемпионате Европы в Гармиш-Партенкирхене, и неожиданно для всех они стали чемпионами. Их стали называть достойными преемниками знаменитых олимпийских чемпионов Л. Белоусовой и О. Протопопова.

В 1969 году Роднина выиграла свой первый титул чемпионки мира. В 1972 году вместе с Алексеем Улановым выиграла золотые медали Олимпийских игр в Саппоро. Впервые выступила вместе с Александром Зайцевым на чемпионате мира в1973 году.

В 1976 году на Олимпийских играх в Инсбруке стала двукратной олимпийской чемпионкой в паре с А.Зайцевым. В 1978 году стала десятикратной чемпионкой мира. В 1980 году завоевала третье олимпийское "золото" на Играх в Лейк-Плесиде.

В 1980 году фигуристка ушла из большого спорта. Работала в ЦК ВЛКСМ, затем старшим тренером в "Динамо", преподавала в Институте физкультуры.

В 1990-1999 годах жила в США, работала тренером в Американском международном центре по фигурному катанию в Лейк-Эрроухед.

В 1999 году вернулась в Москву.

Член Президиума Совета при Президенте РФ по физической культуре и спорту.

Председатель Центрального Совета Всероссийского добровольного общества (ВДО) "Спортивная Россия".

Заслуженный мастер спорта (1969). Чемпионка Олимпийских игр (1972, 1976, 1980), мира (1969-1978), Европы (1969-1978, 1980), СССР (1970-1971, 1973-1975, 1977) в парном катании (в 1968-1972 гг. с А. Улановым, в 1973-80 гг. с А. Зайцевым).

За спортивные успехи награждена орденами Трудового Красного Знамени (1972) и Ленина (1976). В сентябре 1999 года награждена орденом "За заслуги перед Отечеством" III степени, "за выдающийся вклад в развитие физической культуры и спорта" и в связи с 50-летием.

Лауреат Национальной премии общественного признания достижений женщин России "ОЛИМПИЯ" за 2002 год в номинации "Физическая культура и спорт".

Семейное положение: в настоящее время разведена, двое детей: сын Александр Зайцев (хоккеист) и дочь Алена Миньковская.

2005 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20051222/42637737.html

РОДП Яблоко

Статья большая, находится на отдельной странице.

Родригес Сапатеро, Хосе Луис

Статья большая, находится на отдельной странице.

Рождение Пророка - мусульманский праздник Маулид ан-Наби

Рождение Пророка - мусульманский праздник Маулид ан-Наби

Мусульманская община мира отмечает в четверг день рождения пророка Мухаммеда, в ОАЭ и многих других странах день "благословенной годовщины" объявлен выходным.

Мухаммед, которого Аллах избрал своим посланником и пророком, родился в Мекке в 570 году (по григорианскому календарю), рано потерял родителей. Ему не пришлось учиться - с ранних лет он начал трудиться.

До 40 лет он жил как все мекканцы, был известен среди них своей исключительной честностью и добрым поведением, надежностью и был облечен доверием. Он любил уединяться в расположенных вокруг Мекки горах, закрываться в пещерах, предаваться размышлениям.

В двадцать седьмой день месяца Рамадан 610 года на горе Джабаль ан-Нур в пещере Хира перед Мухаммедом явился кто-то в человеческом облике и возвестил слова Аллаха: «Читай! Во имя Господа твоего, который сотворил человека из сгустка. Читай! И Господь твой щедрейший, который научил каламов, научил человека тому, чего он не знал».

Это был архангел Джибраил, посланец Аллаха. Мухаммед повторил слова вслед за ним, и архангел исчез. Так Мухаммед узнал от Джибраила о том, что Аллах избрал его своим Пророком. Так началась и земная жизнь священной Книги ислама.

После святого Пророка Мухаммеда Всевышний не посылал к человечеству своих пророков, не передавал священные писания. С Кораном связано окончательное утверждение монотеизма - веры в Единого Бога и прекращение обожествления идолов и поклонения им.

В день дарования Пророку Мухаммеду земной жизни празднуют Маулид ан-Наби. Празднование Маулида ан-Наби, или рождения посланника Аллаха, - одно из благочестивых новшеств в исламе. Впервые Маулид начали праздновать по указанию правителя местности Ирбиль, который был известным богословом и богобоязненным человеком.

Для проведения первого Маулида правитель собрал известных ученых и праведных суфиев, хорошо знающих хадисы. Маулид проходит следующим образом: люди собираются для чтения отдельных сур Корана, слушают рассказы (часто в поэтической форме и в виде многоголосного, преимущественно мужского, пения) о знаменательных событиях, происшедших во времена Пророка Мухаммада, угощают людей, пришедших на Маулид. Среди этих людей могут быть родственники, друзья, соседи, а также те, кто с чистым намерением хочет поддержать устроителей Маулида. За это мусульмане получают небесную награду - сауаб - за совместное поминание благородных деяний Пророка и возвеличивание Всевышнего.

Участие в Маулиде требует особого поведения. Во-первых, надо иметь искреннее намерение (нийат) исполнить желание пригласившего. Во-вторых, нужно отбросить любые неблагочестивые мысли. В-третьих, идя на Маулид, необходимо совершить ритуальное омовение и умаститься дозволенными благовониями.

На Маулиде следует отрешиться от мирской суеты: житейских трудностей, желаний, сомнений. Женщины и мужчины совершают и слушают Маулид раздельно. Если нет возможности расположиться удобно по отдельным помещениям, то между ними нужно повесить плотный занавес. Угощение на Маулид должно подаваться по средствам его устроителя.

2008 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20080320/101759143.html

Рождественский и Крещенский сочельник в Армянской церкви

Рождественский и Крещенский сочельник в Армянской церкви

День накануне Рождества Христова (а также Воскресения Господня) по-армянски называется Чрагалуйц - зажжение лучин: издревле в этот вечер в храмах зажигались все лампады и свечи. В Армянской апостольской церкви эта дата приходится на 5 января.

Зажигание светильников символизирует свет Вифлеемской звезды, которая волхвам указала путь к Младенцу Иисусу. В этот вечер люди уносят с собою в дома зажженные в церкви лампады и свечи. Они символизируют божественный свет, благословение церкви.

В ранний период Чрагалуйц совершался накануне всех больших праздников.

В России этот день называют Сочельником от обычая употреблять в пищу сочиво - замоченные в воде зерна злаков.

Накануне Рождества Христова и Воскресения Господня совершаются только две литургии. Церковный хор исполняет гимн-шаракан "Великое дивное таинство", созданный в V веке епископом Мовсесом Хоренаци, после чего начинаются чтения из библейской книги Бытия, повествующей о сотворении мира и человека, о его грехопадении, искупленном кровью Сына Божия.

Согласно традиции вечером после постного ужина принято навещать близких, благовествуя им Рождество Господне.

2011 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20110105/329098129.html

Рождественский пост

Рождественский пост

Рождественский пост по православному календарю начинается в воскресенье, 28 ноября.

Рождественский пост - последний многодневный пост в году, который длится сорок дней и потому именуется в Церковном уставе так же, как и Великий пост - Четыредесятницей.

Рождественский пост начинается 28 ноября (15 ноября по старому стилю) и продолжается до 7 января (25 декабря по старому стилю). Так как заговенье на пост приходится в день памяти святого апостола Филиппа 27 ноября (14 ноября по старому стилю), то этот пост называют еще Филипповым.

Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. Пост существовал во времена Ветхого завета, христиане же стали поститься с самого основания Церкви. Древнейшие из церковных писателей утверждают, что апостолы установили первый 40-дневный пост в подражание пророку Моисею и Спасителю, которые постились 40 дней в пустыне.

Уже с IV века св.Амвросий Медиодаланский, Филастрий, блаженный Августин упоминают Рождественский пост в своих сочинениях. В V веке о древности Рождественского поста писал Лев Великий. Первоначально Рождественский пост длился у одних христиан семь дней, у других - несколько больше. На соборе 1166 года, бывшем при константинопольском патриархе Луке и византийском императоре Мануиле, всем христианам было положено пред великим праздником Рождества Христова хранить пост сорок дней.

Рождественский пост установлен для того, чтобы верующие ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом и с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия.

Пост - это средство смирить свою плоть и очиститься от грехов. Как заповедует Церковь, постясь телесно, в то же время необходимо поститься и духовно. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой.

Устав Церкви учит, от чего следует воздерживаться во время постов. Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, столь же строги, как и в Петров пост. Во время поста запрещены мясо, сливочное масло, молоко, яйца, сыр.

Кроме того, в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста уставом запрещаются рыба, вино и елей и дозволяется принимать пищу без масла (сухоядение) только после вечерни. В остальные же дни - вторник, четверг, субботу и воскресенье - разрешено принимать пищу с растительным маслом. Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и в дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей.

От 20 декабря до 24 декабря (старого стиля, то есть со 2 по 6 января нового стиля) пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется. Между тем именно на эти дни приходится празднование Нового года, и Церковь призывает православных христиан быть особенно собранными, чтобы весельем, вкушением пищи и винопитием не нарушать строгость поста. В канун Нового года во многих храмах совершается Новогодний молебен и верующие христиане возносят свои молитвы, прося у Бога благ себе и свой семье в наступающем году.

Заключительный вечер Рождественского поста (6 января) - Рождественский сочельник. В этот день можно было принимать лишь так называемое сочиво - размоченные зерна пшеницы с медом и фруктами. Эта традиция и дала название празднику. До "вечерней звезды" не садились за стол, начинать праздновать можно было только тогда, когда на небе появлялась первая звезда. Главное событие Рождества - это ужин в Сочельник. Стол накрывали белоснежной скатертью и расставляли на нем двенадцать блюд - по числу апостолов, - и все постные. В память о яслях, в которых родился Иисус, на стол обязательно клали пучок свежего сена. Мясные блюда на стол разрешалось ставить лишь с наступлением 7-го числа.

Рождественская служба. Архив

Рождественская служба. Архив

2010 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20101128/301766427.html

Рождественский пост в России

Рождественский пост в России

Рождественский пост предваряет праздник Рождества Христова за сорок дней и называется также Филипповым постом (в просторечии "Филипповки"), потому что начинается после 27 ноября - дня памяти апостола Филиппа. Говорили: "Филиппово заговенье - начало рождественского "холодного" поста". Верующие ко дню Рождества очищают себя покаянием, молитвою и постом.

Правила воздержания в Рождественский пост: запрещены мясо, сливочное масло, молоко, яйца, сыр; в понедельник, среду и пятницу запрещены рыба и вино, принимать пищу без масла (сухоядение) разрешено только после вечерни. В остальные дни - вторник, четверг, суббота и воскресенье - растительное масло разрешено. Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние, воскресные дни и праздники (праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых), если эти дни приходятся на вторник или четверг. Со 2 по 6 января пост усиливается (рыбу нельзя есть даже в субботу и воскресенье) и достигает высшей степени в последний день - Сочельник (канун Рождества).

Сочельником он называется от обычая употреблять в эти дни сочиво (кутью) - зерна злаков, обычно пшеницы или риса с медом, замоченные в воде. К пище нельзя приступать до появления первой звезды – рождественской. Раньше еда в Сочельник сопровождалась символическими обрядами: в селах, например, передние углы в избах устилали соломой, под образами ставили не обмолоченный сноп ржи и кутью, поскольку с Рождества начинается поворот солнца на лето, предвещая новые полевые работы и новые урожаи.

2005 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20051128/42236850.html

Рождественский пост еще называют Филипповым. История деяний Апостола

Рождественский пост еще называют Филипповым. История деяний Апостола

Филипп - один из двенадцати апостолов Иисуса Христа. В Святом Евангелии говорится, что именно его Господь спросил, сколько нужно денег для покупки хлеба 5-ти тысячам человек; Филипп привел эллинов, желавших увидеть Христа и, наконец, он во время Тайной Вечери расспрашивал Христа о Боге Отце.

После Вознесения Господа апостол Филипп проповедовал Слово Божие в Галилее, сопровождая проповедь чудесами. Так, он воскресил младенца, умершего на руках у матери.

Из Галилеи он направился в Грецию и проповедовал среди переселившихся туда иудеев. Некоторые из них сообщили в Иерусалим о проповеди Филиппа и за ним были посланы книжники во главе с первосвященником Когда они стали хулить Господа и набросились на апостола , их внезапно поразила слепота. Однако по молитве Филиппа все прозрели, и, видя это чудо, многие уверовали во Христа.

Из Эллады апостол Филипп отправился в Парфы, а затем в город Азот, где исцелил больные глаза дочери местного жителя Никоклида, принявшего его в свой дом и затем крестившегося со всем семейством

Из Азота Филипп отправился в Иераполь Сирийский, Здесь апостол исцелил высохшую руку пытавшегося его ударить начальника города Аристарха, а также воскресил умершего отрока. Видя эти чудеса, многие раскаялись и многие приняли святое Крещение.

Затем апостол прошел Сирию, Малую Азию, Лидию, Мисию, всюду проповедуя Евангелие и перенося страдания. Его и сопутствовавшую ему сестру Мариамну побивали камнями, заточали в темницы, изгоняли из селений.

В Фригии Филипп силой молитвы умертвил ехидну и исцелил многих укушенных змеями. В числе исцеленных была жена правителя города Анфипата, принявшая христианство. Узнав об этом, правитель Анфипат приказал схватить Филиппа, его сестру и пришедшего с ними апостола Варфоломея. По наущению языческих жрецов храма ехидны Анфипат приказал распять святых апостолов

В это время началось землетрясение, и всех присутствовавших на судилище засыпало землей.

Висящий на кресте апостол Филипп молился о спасении распявших его. И, видя происходившее, народ уверовал во Христа и стал требовать снятия с апостолов с креста.

Варфоломей, снятый с креста, был еще жив и, получив освобождение, крестил всех уверовавших

Апостол же Филипп, молитвами которого все, кроме Анфипата и жрецов, остались живы, скончался на кресте.

Сестра его Мариамна погребла его тело и вместе с апостолом Варфоломеем направилась с проповедью в Армению, где апостол Варфоломей был распят, Мариамна же проповедовала до своей кончины в Ликаонии .

2006 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20061128/56110454.html

Рождественский пост. История и традиции

Рождественский пост. История и традиции

К материалу "У православных христиан начинается Рождественский пост"

По православной традиции, великому празднику Рождества Христова предшествует строгий сорокадневный Рождественский пост. Так как заговенье на пост приходится в день памяти св. апостола Филиппа (27 ноября), то этот пост называют еще Филипповым. Рождественский пост начинается 28 ноября и продолжается до 7 января. Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. Уже с IV века св. Амвросий Медиодаланский, Филастрий, блаженный Августин упоминают Рождественский пост в своих сочинениях. В V веке о древности Рождественского поста писал Лев Великий. Первоначально Рождественский пост длился у одних христиан семь дней, у других - несколько больше. На соборе 1166 года, бывшем при константинопольском патриархе Луке и византийском императоре Мануиле, всем христианам было положено хранить пост пред великим праздником Рождества Христова сорок дней. Рождественский пост - последний многодневный пост в году. Он начинается 28 ноября и продолжается до 7 января, длится сорок дней и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост. Так как заговенье на пост приходится в день памяти святого апостола Филиппа, этот пост называют еще Филипповым.

Устав Церкви учит, от чего следует воздерживаться во время постов. Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, столь же строги, как и в Петров пост. Кроме того, в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста уставом запрещаются рыба, вино и елей и дозволяется принимать пищу без масла (сухоядение) только после вечерни. В остальные же дни - вторник, четверг, суббота и воскресенье - разрешено принимать пищу с растительным маслом. Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и в дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей. Как заповедует Церковь, постясь телесно, в то же время необходимо поститься и духовно. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий. Пост не цель, а средство - средство смирить свою плоть и очиститься от грехов. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой.

Завершается пост Рождественским сочельником. В Сочельник, 6 января, благочестивые верующие вообще не вкушают пищи, а к десяти часам вечера идут в храм, где и встречают праздник Рождества. Лишь при появлении первой звезды - символа звезды Вифлеемской, которая привела волхвов к Богомладенцу, - можно отведать сочиво (постное блюдо, представляющее собой пшеничный или рисовый взвар с медом и фруктами). Отсюда и название этого дня - Сочельник. После поста разговляться нужно умеренно. Никаких особых традиций рождественского стола, в отличие, например, от Пасхи, нет. Что у человека есть в доме, тем он и разговляется. После окончания поста накануне Рождества в шесть часов вечера в храме совершается служба - Великое Повечерие, на котором исполняется пророческая песнь «Яко с нами Бог». Церковные песнопения, прославляющие Рождество Христово, были написаны Романом Сладкопевцем, Софронием и Андреем Иерусалимскими (VII век), Иоанном Дамаскином, Космой Маюмским, патриархом Германом (VIII век) и другими. В полночь совершается само праздничное богослужение, сопровождаемое Ангельским приветствием, которое слышали пастухи в поле в ночь рождения Иисуса Христа.

2006 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20061127/56080448.html

Рождественский пост по православному календарю

Рождественский пост по православному календарю

Рождественский пост – последний многодневный пост в году. Он начинается 28 (15 по старому стилю) ноября и продолжается до 7 января (25 декабря по старому стилю).

Пост предваряет собой праздник Рождества Христова за сорок дней и называется также Филипповым постом, потому что начинается после 27 ноября – дня памяти апостола Филиппа.

Рождественский пост установлен для того, чтобы православные христиане ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвой и постом и с чистым сердцем могли благоговейно встретить светлый праздник рождения Иисуса Христа.

Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. Упоминания о нем встречается с IV века в творениях блаженного Августина, Филастрия, святого Амвросия Медиоланского. В V веке о древности этого поста писал Лев Великий.

Первоначально Рождественский пост длился у одних христиан семь дней, у других – несколько больше. На соборе 1166 года, бывшем при константинопольском патриархе Луке и византийском императоре Мануиле, всем христианам было положено хранить пост перед великим праздником Рождества Христова 40 дней.

Рождественский пост по продолжительности почти равен Великому посту, но менее строгий. В дни этого поста следует воздерживаться от употребления мяса, молока и яиц.

Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники – в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы 4 декабря, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Со 2 по 6 января нового стиля (20-24 декабря старого стиля) пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется.

Больные люди должны соблюдать пост в той мере, в какой это согласуется с приемом лекарств и с предписаниями врачей.

Одна из проблем для постящихся в наше время заключается в том, что Рождество празднуется по старому стилю 25 декабря, что соответствует 7 января по новому стилю, а Новый год отмечается по новому стилю 1 января. У людей, строго соблюдающих церковные нормы, существует традиция встречать первые минуты этого светского праздника не звоном бокалов, а молитвой, испрашивая у Бога благ для себя, своей семьи и Отечества в наступающем году. Патриарх Московский и всея Руси ежегодно вечером 31 декабря служит особый, Новогодний молебен. Аналогичные службы совершаются в канун праздника и в других храмах.

Цель любого поста – упражнение в воздержании, очищение души от страстей и греховных помыслов, подчинение тела и души духу. Поэтому пост – это отказ не только от определенной пищи, но и от вредных привычек и увеселений, это время раздумий и усердных молитв. Святитель Иоанн Златоуст, которого почитают православные верующие, также считал, что "постящемуся более всего нужно обуздывать гнев, приучаться к кротости и снисходительности".

Рождественский пост завершается 6 января (24 декабря по старому стилю) Навечерием Рождества Христова, или Рождественским сочельником. В Сочельник православные христиане особенно готовятся к наступающему празднику.

По окончании Божественной литургии перед свечой, знаменующей Вифлеемскую звезду, священники поют тропарь и кондак праздника Рождества Христова.

У рождественского вертепа. Архивное фото

У рождественского вертепа. Архивное фото

2015 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20151128/1329873515.html

Рождественский сочельник

Рождественский сочельник

Днем усиленного приготовления к празднику Рождества Христова считается Рождественский сочельник - канун великого праздника, который наступает 7 января для православных христиан. По строгим правилам до первой звезды верующим рекомендовано отказываться от пищи, и лишь ближе к вечеру можно вкусить сочиво - рисовую или пшеничную кутью с медом, которая и дала название этому дню.

40-дневный Рождественский пост, усиленная молитва приближали православных людей к великому торжеству. Однако древние христиане его не знали, для них Воскресение Христово заслонило собой Рождество. В конце III - начале IV веков христиане начали отмечать Рождество и Крещение Спасителя в один день - 6 января по юлианскому календарю. Кстати, эту традицию сохраняет Армянская апостольская церковь. И только в середине IV века праздник Рождества отделился от Крещения и стал праздноваться Римской церковью 25 декабря по юлианскому календарю. (по материалам сайта «Мир Религий»)

«Именно в эту ночь перед Рождеством, по народным поверьям, господствуют две силы: добра и зла. К какой человек примыкал, та и творила с ним чудеса. Одна зазывала колядовать и прославлять рождение Христа за праздничным столом, а другая собирала на шабаш ведьм.Вечером по дервням ходила по домам коляда (калитка) - переодетые парни в вывороченных шубах и со звериными масками на лицах. Величали хозяев, не жалея щедрых слов. Приметы: "Если на Сочельник снежная погода - будет урожай на хлеб". Считалось, что в этот день, последний перед Рождеством, снегопад - верный признак процветания хозяйства в новом году. А если в этот день мороз - в семье будет совет да любовь»- сообщает развлекательный ресурс e-tost. Разумеется, эти приметы и предубеждения всего лишь «эхо» языческих празднований и традиций, не имеющие отношения к сути великого христианского праздника.

«Праздник Рождества Христова - один из дней, когда с наибольшей глубиной и радостью мы переживаем встречу с Богом. До этого торжественного и дивного дня мир и Бог были разлучены грехом, и человек, как бы он ни рвался к встрече с Богом, не мог ее своими силами, без Него, осуществить. И Бог в Своей неизмеримой любви, в Своей милости стал человеком, Он прошел ту грань, которая разделяла человека падшего от вечной жизни и от вечной радости.» говорил в одной из своих проповедей митрополит Антоний Сурожский. В сочельник начинаются Святки - две недели зимних праздников которые продолжаются вплоть до Крещения, которое празднуется Православной Церковью 19 января.

Накануне великого Праздника с особым посланием обратился к верующим святейший Патриарх Москвский и Всея Руси Алексий, подчеркнув в нем, что 2005 год приснес «много милости для Русской Церкви».

2006 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20060106/42874176.html

Рождественский сочельник в католической церкви

Статья большая, находится на отдельной странице.

Рождественский Сочельник в православной церкви

Рождественский Сочельник в православной церкви

6 января (24 декабря по старому стилю) - день Навечерия Рождества Христова или Рождественский сочельник, - последний день 40-дневного Рождественского поста в канун праздника Рождества Христова.

Само название "сочельник" происходит, как полагают, от слова "сочиво" (то же, что коливо - вареные зерна риса или пшеницы). Вкушать сочиво или коливо было положено в канун праздника только после литургии (богослужения). У православных христиан существовал обычай не вкушать пищу до появления первой вечерней звезды, напоминающей о явлении звезды на Востоке, возвестившей о рождении Иисуса Христа, но богослужебным уставом эта традиция не предписана.

Канон празднования Рождества был окончательно сформирован в IV веке. В современной богослужебной практике в навечерие праздника в храме читаются Царские часы, вспоминаются ветхозаветные пророчества и события, имеющие отношение к рождению Иисуса Христа.

Чин Царских часов составлен Кириллом Александрийским в IV веке. Царскими они называются потому, что в Константинопольской церкви на них присутствовали императоры со всем двором. Царские часы совершаются при открытых царских вратах (главные врата иконостаса), среди храма, перед Евангелием, положенным на аналое (высокий столик с покатым верхом, на который кладут иконы или богослужебные книги).

В Рождественский сочельник православные христиане вспоминают евангельский рассказ о поклонении волхвов с востока Богомладенцу Христу. Восточные мудрецы принесли Новорожденному дары: золото, ладан и смирну. Золото было принесено Христу как Царю, ладан - как Богу и смирна - как Человеку на погребение.

Типикон (церковно-богослужебная книга, содержащая порядок и образ совершения церковных служб) предписывает пост до конца вечерни (богослужения). Однако служба вечерни в Сочельник соединяется с литургией (общественное богослужение, за которым совершается таинство Святого Причащения) и совершается утром, поэтому и православные христиане постятся до того момента, когда в центр храма выносится свеча и перед свечой поется тропарь Рождеству Христову. В сам же день Сочельника пост уже не такой строгий, как в предшествующие дни самой строгой недели Рождественского поста.

Если Сочельник совпадает с субботой или воскресеньем, то часы Навечерия Рождества Христова переносятся на пятницу, и в этот день литургия не совершается вообще. Это связано с тем, что субботние и воскресные дни в Церкви выделяются среди прочих, и они по своему характеру не постные, а праздничные.

В Сочельник в старину было положено готовить сочиво или коливо, которое в течение нескольких часов варили из зерен пшеницы или ячменя, добавляя мед и орехи.

Зерно символизировало воскресшую жизнь, а мед - сладость будущей блаженной жизни.

Также на стол ставили взвар из яблок, груш, слив, изюма, вишен и других плодов, сваренных в воде. Стол, на котором располагалась трапеза, устилался сеном или соломой, напоминавшими те ясли, в которых положен был Иисус Христос.

Наши предки старались Рождественский сочельник ознаменовать делами христианской благотворительности.

Благословение хлеба, вина и елея во время всенощного бдения в Рождественский сочельник в страсбургском храме Всех Святых. Архивное фото

Благословение хлеба, вина и елея во время всенощного бдения в Рождественский сочельник в страсбургском храме Всех Святых. Архивное фото

2015 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20150106/1039178751.html

Рождественский сочельник. Традиции и рецепты

Рождественский сочельник. Традиции и рецепты

Звезду Суворову Александру Васильевичу!

Помните, как несколько лет назад на телеэкранах регулярно возникала картина шумного пира? Звенели бокалы и сверкали приборы... И только один человек молчал и ничего не ел. И был этот человек - прославленный русский полководец Александр Васильевич Суворов. Он так выделялся на фоне веселого застолья, что это заметила сама императрица. «Так ведь пост, матушка, до первой звезды нельзя», - тихо объяснил генералиссимус. Конечно, после широкого жеста и дара Екатерины Второй - он поднимает бокал. Но, действительно, пирушка происходила в сочельник - в день самого строгого поста перед Рождеством Христовым. Как же считал нужным вести себя Суворов?

Самый строгий день поста

Подготовка к празднику Рождества начинается за сорок дней - это Рождественский пост. Последний день перед праздником называется сочельником (от слова «сочиво» - особое сладкое кушанье из зерен), и в этот день Церковь предписывает строгий пост до вечернего богослужения (конечно, только тем, кому это по силам). По традиции трапеза начинается с появлением первой звезды, в память Вифлеемской звезды, возвестившей пастухам рождение Христа.

Церковный устав не упоминает об этой традиции, но предписывает пост до выноса свечи на службе. Священники и верующие поют тропарь Рождеству Христову перед зажженной свечей. В наши дни эта служба совершается утром, поэтому вкушать пищу можно по окончании Божественной Литургии.

«В Сочельник, под Рождество, бывало, до звезды не ели, - писал русский писатель-эмигрант И. С. Шмелев в романе «Лето Господне». - Кутью варили из пшеницы, с медом; взвар - из чернослива, груши, шепталы... Ставили под образа, на сено. Почему?.. А будто - дар Христу. Ну... будто, Он на сене, в яслях. Бывало, ждешь звезды, протрешь все стекла... Первая звезда, а вон - другая... На черном небе так и кипит от света, дрожит, мерцает. А какие звезды!.. Усатые, живые, бьются, колют глаз. В воздухе-то мерзлость, через нее-то звезды большие, разными огнями блещут, - голубой хрусталь, и синий, и зеленый, - в стрелках. И звон услышишь. И будто это звезды - звон-то! Морозный, гулкий, - прямо, серебро... В Кремле ударят, - древний звон, степенный, с глухотцой. А то - тугое серебро, как бархат звонный. И все запело, тысяча церквей играет.

Такого не услышишь, нет. Не Пасха, перезвону нет, а стелет звоном, кроет серебром, как пенье, без конца-начала... - гул и гул».

В древней церкви литургию - главное богослужение, на котором совершается пресуществление хлеба и вина в Плоть и Кровь Христовы, - в Рождественский сочельник служили вечером. Перед причастием не следует ни есть, ни пить; есть благочестивый обычай в любой день начинать есть не раньше, чем закончится литургия. Отсюда и пошло правило ожидать первой звезды в этот день, хотя служба теперь совершается утром.

Как же приготовить сочиво?

Варили сочиво (или кутью) из пшеницы, гороха, риса, обдирного ячменя, заправляли медом, маковым, конопляным, подсолнечным или другим постным маслом. Зерно было символом воскресающей жизни, а мед или сладкая приправа означали сладость будущей блаженной жизни.

Однако пост еще не закончился, торжественное праздничное богослужение еще впереди, поэтому рождественский гусь, холодцы и колбасы будут позже - и в день Рождества, и на Святках.

А как приготовиться самому?

Последние пять дней поста целиком посвящены подготовке к празднику. Замечательно, что богослужения этих дней чем-то похожи на предпасхальные - службы Страстной седмицы. Это помогает помнить не только о внешнем и благостном - украшении дома, подарках, волах и ослах над яслями, в которых лежит Младенец Иисус, - но и о том, ради чего Христос пришел в мир: Боговоплощение, может быть, было для Него не меньшим Крестом, чем Крест Голгофский.

Но постепенно грустное настроение уступает место радости и ликованию. Если раньше Церковь раскрывала в песнопениях тайну снисхождения Бога на землю, теперь она говорит о земных обстоятельствах этого события - трогательных и удивительных.

Уже на службе сочельника читается множество отрывков из Евангелия, повествующих о Рождестве Христовом. Это как бы лучи, проникающие из светлого дня праздника. Читаются и пророчества о пришествии Христа из Ветхого Завета. Именно в этот день в церкви можно услышать: «В начале сотворил Бог небо и землю...». Впервые поются и главные песнопения, прославляющие праздник, поэтому домой мы уносим трепетную радость и ожидание.

2007 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20070105/58508854.html

Рождество Богородицы. Праздник исполнения самых несбыточных надежд

Статья большая, находится на отдельной странице.

Рождество Богородицы: история, смысл и значение праздника

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница