Приглашаем посетить сайт

Естествознание (es.niv.ru)

Энциклопедия ньюсмейкеров (справки по новостным сюжетам, 2015 год)
Статьи на букву "П" (часть 5, "ПАМ")

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 5, "ПАМ")

Память обретения мощей благоверного князя Даниила Московского

Память обретения мощей благоверного князя Даниила Московского

12 сентября (30 августа по ст.ст.) Русская Православная Церковь празднует обретение мощей благоверного князя Даниила Московского.

Святой благоверный князь Даниил Московский, младший сын благоверного князя Александра Невского, в 1303 году тяжело заболел. Перед кончиной он принял иноческий чин и схиму и завещал совершить погребение на братском кладбище основанной им обители в честь преподобного Даниила Столпника, впоследствии получившей название Московского Данилова монастыря. 4 марта 1303 года князь Даниил Московский скончался.

В 1330 году Даниловская обитель была переведена в Кремль, церковь превращена в приходскую, а кладбище стало мирским. По церковному преданию, во времена великого князя Иоанна III (1462‑1505) святой Даниил явился придворному юноше и повелел сказать великому князю следующее: "Не бойся меня ‑ я христианин и господин сего места, имя мое Даниил, князь Московский, по воле Божией я положен здесь. Скажи от меня великому князю Иоанну: сам ты утешаешь себя, а меня забыл, но не забыл меня Бог". Узнав об этом, Иоанн III повелел служить соборные панихиды, раздавать милостыню и устраивать трапезы на помин своих усопших.

Во времена царя Иоанна Грозного при гробе преподобного Даниила исцелился умирающий сын коломенского купца. Царь, пораженный чудом, возобновил древний Данилов монастырь и установил ежегодно совершать митрополиту со священным собором крестный ход к месту погребения благоверного князя и служить там панихиды.

В 1652 году царь Алексий Михайлович (1645‑1676) по повелению явившегося ему благоверного князя Даниила совершил торжественное открытие мощей святого.

30 августа 1652 года Патриарх Никон с собором епископов и царь Алексей Михайлович с придворными открыли могилу благоверного князя и обрели честные мощи нетленными. В то же время среди многочисленного народа произошло немало чудесных исцелений. Святые мощи были торжественно перенесены в монастырский храм в честь святых отцов Семи Вселенских Соборов и положены в специально приготовленной деревянной гробнице напротив правого клироса.

Тогда же благоверный князь Даниил был причислен к лику святых и ему было установлено общецерковное празднование 4/17 марта ‑ в день кончины и 30 августа/12 сентября - в день обретения нетленных мощей.

2010 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20100912/255487748.html

Память обретения мощей преподобного Серафима Саровского

Память обретения мощей преподобного Серафима Саровского

1 августа (19 июля по старому стилю) православная церковь празднует обретение нетленных мощей преподобного Серафима Саровского, которое произошло в 1903 г., спустя 70 лет после его смерти. Преподобный Серафим Саровский скончался в 1833 г., и память о нем бережно сохранялась в верующем народе. Почитаемый очень широко еще при жизни, преподобный Серафим стал одним из самых любимых святых православного русского народа, так же как и преподобный Сергий Радонежский.

В 1895 г. в Святейший Синод было представлено произведенное особой комиссией расследование о чудесных знамениях и исцелениях, явленных по молитвам отца Серафима. Расследование это, начатое комиссией 3 февраля 1892 г., окончено было в августе 1894 г. и производилось в 28 епархиях Европейской России и Сибири.

В 1903 г., накануне праздника Успения Пресвятой Богородицы, под наблюдением преосвященного Димитрия Тамбовского была вскрыта могила Саровского чудотворца и прокопан кирпичный свод склепа, в котором дубовый гроб был совершенно цел. По получении акта об освидетельствовании честных мощей Священный Синод подготовил решение о канонизации иеромонаха Серафима.

19 июля (1 августа по новому стилю), в день рождения святого, с великим торжеством были открыты его мощи и помещены в приготовленную раку.

В этот день в присутствии царской семьи, при огромном стечении народа состоялась канонизация преподобного Серафима Саровского. Долгожданное событие сопровождалось многими чудесными исцелениями больных, в большом количестве прибывших в Саров.

Современниками это событие описывается следующим образом: 16/29 июля 1903 г. в храмах Саровской пустыни были совершены заупокойные Всенощные бдения - Парастасы - о иеромонахе Серафиме. На следующий день был совершен грандиозный крестный ход из Дивеевского монастыря в Саровскую пустынь.

В 02.00 раздался торжественный звон, и после краткого молебна крестный ход начал свое шествие. Всю дорогу участники хода исполняли канон Богоматери и священные песнопения. В часовнях, находившихся по пути, были отслужены краткие литии. Навстречу ходу из Дивеева выступил Саровский крестный ход во главе с епископом Тамбовским Иннокентием.

Они соединились, образовав величественное шествие, и при торжественном колокольном звоне направились в Саровскую пустынь. А вечером следующего дня началось Всенощное бдение, имеющее особенное значение, - это была первая церковная служба, на которой Серафим Саровский стал прославляться в лике святых.

Из Успенского собора крестный ход направился к церкви преп. Зосимы и Савватия Соловецких, где находился гроб преп. Серафима. Гроб поставили на носилки, которые взяли император, Великие князья, митрополит и архиереи. Шествие направилось к Успенскому собору. Затем гроб установили посередине храма. После чтения Св. Евангелия митрополит и архиереи приложились к святым мощам.

На следующий день была совершена божественная литургия. На малом входе с Евангелием святые мощи обнесли вокруг престола и положили в уготованную раку. По окончании Литургии был совершен праздничный крестный ход со святыми мощами вокруг монастырских храмов.

С этого времени, уже на протяжении столетия, преподобный Серафим прославляется и ублажается церковью в лике святых Божиих, а его святые мощи открыты для всенародного поклонения.

Икона Преподобный Серафим Саровский

Икона Преподобный Серафим Саровский

2010 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20100801/241651165.html

Память обретения мощей преподобного Сергия Радонежского

Память обретения мощей преподобного Сергия Радонежского

Сергий Радонежский – святой подвижник на Руси, преобразователь монашества в центральной и северной Руси, один из самых почитаемых святых на Руси, жил в XIV в.

Он ушел жить в леса недалеко от Радонежа, где вскоре построил маленькую деревянную церковь в честь Святой Троицы, положившей начало величайшей православной обители на Руси.

Уже в глубокой старости, за полгода до смерти Сергий Радонежский позвал к себе братию и благословил на игуменство своего ученика, преподобного Никона.

25 сентября 1392 г. Сергий Радонежский скончался.

В 1408 г., когда Москва и ее окрестности подверглись нашествию татарских орд Едигея, Троицкая обитель была опустошена и сожжена, иноки во главе с игуменом Никоном укрылись в лесах, сохранив иконы, священные сосуды, книги и другие святыни, связанные с памятью преподобного Сергия. В ночном видении накануне татарского набега Преподобный Сергий известил своего ученика и преемника о грядущих испытаниях и предрек в утешение, что искушение будет непродолжительно и святая обитель, восстав из пепла, процветет и еще более возрастет.

Спустя 30 лет после смерти Сергия Радонежского, незадолго перед началом строительства нового храма во имя Живоначальной Троицы в Троице-Сергиевом монастыре, на месте деревянного, освященного 25 сентября 1412 г., преподобный Сергий явился одному благочестивому мужчине, жившему близ обители, и велел известить игумену Никону и братии: "Зачем оставляете меня столько времени во гробе, землей покровенного, в воде, утесняющей тело мое?"

И вот при строительстве собора, 18 июля (5 июля по старому стилю) 1422 г., когда рыли рвы для фундамента, были открыты нетленные мощи преподобного, и все увидели, что не только тело, но и одежды на нем были невредимы, хотя вокруг гроба, действительно, стояла вода. В присутствии богомольцев и духовенства святые мощи достали из земли и временно "поставили" в деревянной Троицкой церкви (на том месте находится теперь церковь Сошествия Святого Духа).

При освящении в 1426 г. каменного Троицкого собора мощи Сергия Радонежского были перенесены в него.

18 июля, день обретения мощей святого Сергия, игумена Русской земли - самое многолюдное и торжественное церковное празднество в обители. Церковь отмечает память Сергия Радонежского также в день его кончины 8 октября (25 сентября по старому стилю).

В 1452 г. Сергий Радонежский был причислен к лику святых.

После Октябрьской революции по всей стране была предпринята кампания по вскрытию святых мощей. Мощи не только вскрывались и "инвентаризировались", но часто изымались музеями, где хранились в запасниках или выставлялись на обозрение.

Мощи преподобного Сергия, привлекавшие к себе нескончаемый поток паломников, были вскрыты 11 апреля 1919 г. в присутствии специальной комиссии с участием представителей церкви. В 1920-1946 гг. мощи находились в музее, помещавшемся в здании лавры. 20 апреля 1946 г. мощи Сергия были возвращены церкви.

Существует предание о сохранении Честной Главы Преподобного Сергия, по которому святитель Тихон, патриарх Московский, боясь потерять навсегда драгоценную святыню, благословил священника Павла Флоренского и графа Юрия Олсуфьева спрятать честную главу Преподобного. Отец Павел и граф Олсуфьев ночью вошли в Троицкий собор и, вскрыв раку, изъяли главу Преподобного, а на ее место возложили главу погребенного в подклети Троицкого собора князя Трубецкого. Все происходящее держалось в строжайшей тайне, но по отдельным воспоминаниям можно восстановить, что святая глава хранилась некоторое время в специальном ковчеге в доме Олсуфьевых в Сергиевом посаде, с 1928 г. она была зарыта в саду при его доме.

В 1933 г. после ареста отца Павла Флоренского граф Олсуфьев бежал в Нижний Новгород, где посвятил в эту историю Павла Голубцова (будущего владыку Сергия - епископа Новгородского и Старорусского). Голубцову удалось переместить ковчег с главой преподобного Сергия из сада графа Олсуфьева в окрестности Николо-Угрешского монастыря под Москвой, где ковчег находился до окончания Великой Отечественной войны.

Вернувшись с фронта, Голубцов передал ковчег Екатерине Васильчиковой (приемной дочери графа Олсуфьева), которая и стала последней хранительницей святыни.

В 1946 г., когда была вновь открыта Троице-Сергиева лавра, а мощи преподобного Сергия были возвращены монастырю, Екатерина Васильчикова тайно возвратила главу Сергия патриарху Алексию I, который благословил возвратить ее на место, в раку.

По семейному преданию Флоренских отец Павел сделал записи на греческом языке о своем участии во всей этой истории. Однако никаких письменных свидетельств в его архивах найдено не было.

Пелена с изображением Сергия Радонежского, первая четверть XV века

Пелена с изображением Сергия Радонежского, первая четверть XV века

2010 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20100718/238829744.html

Память обретения мощей святителя Митрофана Воронежского

Статья большая, находится на отдельной странице.

Память перенесения мощей благоверных князей Бориса и Глеба

Память перенесения мощей благоверных князей Бориса и Глеба

15 мая (2 мая по старому стилю) Православная Церковь отмечает память перенесения 1115 году мощей благоверных князей российских Бориса и Глеба в новую церковь усыпальницу.

Борис и Глеб были первыми русскими святыми, канонизованными Русской и Византийской Церквами в лике мучеников страстотерпцев.

Русские князья Борис и Глеб (в крещении Роман и Давид) были младшими сыновьями Киевского великого князя Владимира Святославовича. В междоусобной борьбе, вспыхнувшей в 1015 году после смерти князя Владимира, они были убиты старшим братом Святополком Окаянным.

Из сказаний о Борисе и Глебе известно, что они были воспитаны в христианском благочестии. Борис получил хорошее образование, любил читать Священное Писание и, особенно, жития святых. Глеб разделял стремление брата посвятить жизнь исключительно служению Богу. Оба брата отличались милосердием и сердечной добротой, подражая примеру своего отца.

Еще при жизни отца Борис получил в удел Ростов, а Глеб - город Муром.

Вскоре после смерти князя Владимира старший его сын Святополк объявил себя великим князем Киевским и, стремясь оградить себя от возможного соперничества брата Бориса, на стороне которого были симпатии народа и войска, подослал к нему убийц. 24 июля 1015 года князь Борис был убит на реке Альте. Его тело тайно привезли в Вышгород и положили в храме во имя святого Василия Великого.

После этого Святополк также вероломно убил и второго брата – Глеба, вызвав его из его удела Мурома. Глеб был убит 5 сентября 1015 года в устье реки Смядыни, неподалеку от Смоленска.

Почитание святых Бориса и Глеба началось очень рано, вскоре после их кончины. Служба святым была составлена митрополитом Киевским Иоанном I.

Было известно, что убиенный князь Борис погребен в Вышгороде, близ Киева. Великий князь Киевский Ярослав Мудрый позаботился о том, чтобы разыскать останки святого Глеба, бывшие четыре года непогребенными, и совершил их погребение в Вышгороде в храме во имя святого Василия Великого, рядом с мощами святого князя Бориса.

Через некоторое время храм этот сгорел, мощи же остались невредимы. Как свидетельствуют древние книги, скоро над могилами святых князей начали являться знамения и чудеса: то видны были огненные столбы и горящие свечи, то слышно было ангельское пение.

Мощи святых братьев Бориса и Глеба были извлечены из земли и положены в специально построенной часовне. 24 июля 1026 года был освящен построенный Ярославом Мудрым пятиглавый храм в честь святых мучеников. В последующие годы Вышгородский Борисоглебский храм с мощами святых страстотерпцев становится семейным храмом Ярославичей. Символом их единения стало празднование перенесения мощей Бориса и Глеба 2 мая. История его установления связана с предшествовавшими событиями русской истории.

2 мая 1069 года в Киев вошел великий князь Изяслав, изгнанный в сентябре 1068 года с княжения в результате восстания киевлян. В благодарность за содействие в установлении мира на Русской земле князь построил вместо обветшавшего храма, воздвигнутого в 1026 году, новый. 2 мая 1072 года мощи святых были перенесены во вновь сооруженную князем Изяславом церковь.

В 1011 году князь Олег Святославич построил на свои деньги каменную церковь, в которую при Владимире Мономахе были перенесены мощи святых.

Перенесение мощей в новую, выстроенную во имя Бориса и Глеба церковь в Вышгороде, в котором участвовали все трое Ярославичей (Изяслав, Святослав, Всеволод), произошло 2 мая (15 по новому стилю) 1115 года.

И с тех пор этот день памяти перенесения мощей стал широко праздноваться на Руси.

Церковь также отмечает память первых русских святых в день убиения Бориса 24 июля (6 августа и в день убиения Глеба 5 (18) сентября.

Центром почитания Бориса и Глеба в домонгольский период стала церковь в их честь, построенная в Вышгороде в 1115 году. В ней кроме мощей хранились и другие реликвии, связанные с братьями, среди которых был меч Бориса, вывезенный в 1155 году во Владимир князем Андреем Боголюбским. Церковь была разрушена во время нашествия Батыя на Киев в 1240 году. При этом были утрачены мощи святых братьев и попытки их обрести вновь, предпринимавшиеся в 1743, 1814 и 1816 годах, не дали результата.

Первоначально Бориса и Глеба почитали как целителей, но очень скоро они стали покровителями всех русских князей, помощниками в битвах. В сказании о братьях они именуются "небесными человеками и земными ангелами", молитва к которым способна отогнать "бранный меч и междоусобие".

Об особом почитании на Руси святых мучеников Бориса и Глеба свидетельствуют многочисленные списки житий, сказаний о мощах, чудесах в рукописных и печатных книгах XII XIX веков. История братьев мучеников не раз вдохновляла летописцев. Древнейшие и наиболее полные варианты сказаний, принадлежащие к числу лучших образцов древнерусской литературы, приписываются Нестору и черноризцу Иакову.

По всей Руси им было посвящено множество храмов и монастырей, в которых хранятся многочисленные фрески и иконы святых братьев страстотерпцев Бориса и Глеба.

2010 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20100515/216410859.html

Память перенесения мощей князя Александра Невского

Память перенесения мощей князя Александра Невского

Святой благоверный князь Александр Невский (в схиме Алексий), сын князя Ярослава Всеволодовича, князь новгородский, великий князь владимирский, известный своими победами над шведами (Невская битва 1240 г.) и немецкими рыцарями Ливонского ордена (Ледовое побоище 1242 г.) был канонизирован Русской православной церковью в лике благоверных при митрополите Макарии на Московском Соборе 1547 года.

Князь Александр Невский скончался 14 ноября 1263 года по пути из Орды в Городце, на Волге, а 23 ноября 1263 года был погребен в соборной церкви Рождественского монастыря города Владимира. Почитание благоверного князя началось сразу же после его погребения. Его нетленные мощи были открыты перед Куликовской битвой ‑ в 1380 году, и тогда же установлено местное празднование.

30 августа 1721 г. (12 сентября по новому стилю) Петр I, после продолжительной и изнурительной войны со шведами, заключил Ништадский мир. Этот день решено было освятить перенесением мощей благоверного князя Александра Невского из Владимира в новую северную столицу Санкт‑Петербург.

В феврале 1722 г., исполняя указ Петра I, архиепископ Феодосий посетил Рождественский монастырь во Владимире, где находились мощи святого князя Александра Невского, и вместе с архимандритом монастыря Сергием произвел освидетельствование мощей, хранившихся в серебряной гробнице.

Перенесение мощей благоверного князя Александра Невского из Рождественского монастыря города Владимира в Троицкий монастырь Санкт‑Петербурга началось 11 августа 1723 года. После литургии и молебна с водосвятием святые мощи Александра Невского были подняты, вынесены в южные двери собора и поставлены в ковчег. Город Владимир провожал мощи колокольным звоном до полуночи.

17 августа святые мощи были принесены в Москву, 23 августа мощи были в Клину, 26‑го ‑ в Твери, 28‑го ‑ в Торжке, 31‑го ‑ в Вышнем Волочке. 9 сентября через озеро Ильмень святые мощи перенесли в Новгород. 20 сентября святые мощи были привезены в Шлиссельбург и поставлены в каменном храме, где и оставались до июля следующего 1724 года.

24 июля 1724 года Петр I повелел архиепископу Феодосию ехать "в Шлиссельбург ко гробу святого благоверного князя Александра Невского с мощами" и завершить их перенесение в Петербург до 30 августа.

Утром 30 августа (12 сентября по новому стилю) 1724 года Невский флот в полном составе (был выведен даже ботик Петра I) пошел вверх по Неве навстречу галере со святыми мощами. Петр I перешел на галеру, где сам встал у руля, а бывшие с ним сановники сели за весла. При пушечном салюте и колокольном звоне мощи святого князя Александра Невского были встречены на берегу Невы и перенесены в Санкт‑Петербург в Александро‑Невскую лавру, где почивают и ныне в Лавровском соборе в серебряной раке, пожертвованной императрицей Елизаветой Петровной.

С этого момента святой Александр Ярославич, наряду со святыми апостолами Петром и Павлом, стал небесным покровителем северной столицы России.

Указом Петра I от 2 сентября 1724 года было установлено празднество на 30 августа (в 1727 году празднество было отменено по причине не церковного характера, а вследствие борьбы группировок при царском дворе. В 1730 году празднество снова было восстановлено). Архимандрит Гавриил Бужинский (впоследствии епископ Рязанский) составил специальную службу на воспоминание Ништадского мира, соединив ее со службой святому Александру Невскому.

В содержание этой службы, кроме церковного прославления святого, включен исторический материал о событиях начала XVIII века. В тексте службы приносится благодарение Богу за дарованную России победу над Швецией, за долгожданный мир, прославляется Россия как страна православной веры и ее новая столица, посвященная апостолу Петру. Вновь составленное житие святого Александра Невского тоже представляет собой краткую историческую справку по истории Северной войны и перенесению мощей святого князя из Владимира в Петербург.

В мае 1922 года мощи были вскрыты и вскоре изъяты. Изъятая рака передана в Эрмитаж, где находится и ныне. В 1989 году мощи святого были возвращены в лаврский Троицкий собор из запасников Музея религии и атеизма, располагавшегося в Казанском соборе.

В настоящее время небольшая частица мощей благоверного князя Александра Невского хранится в ковчеге в Троицком соборе Александро‑Невской лавры, в этом соборе хранится также и одна из чтимых икон святого князя.

В 2007 году по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II мощи святого в течение месяца перевозили по городам России и Латвии.

Частичка мощей святого благоверного князя Александра Невского находится в Храме Александра Невского в городе Софии (Болгария). Также часть мощей (мизинец) находится в Успенском соборе города Владимира.

2010 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20100912/255155730.html

Память перенесения мощей св. Филиппа, митрополита Московского

Память перенесения мощей св. Филиппа, митрополита Московского

16 (3 по старому стилю) июля Православная Церковь вспоминает перенесение мощей святителя Филиппа, митрополита Московского.

23 декабря 1569 г. по приказу Иоанна Грозного святитель Филипп был умерщвлен главой опричников Малютой Скуратовым в Тверском Отроче монастыре. После мученической кончины святителя Филиппа тело его было погребено в Отроче монастыре, в Твери.

11 августа 1591 г., по ходатайству игумена Соловецкой обители Иакова, в которой святитель Филипп был долгие годы игуменом (1548-1566), гроб с телом святителя был перенесен из Твери в Соловецкий монастырь. Там он был положен в могилу, приготовленную епископом Филиппом для себя ещё при жизни, под папертью храма преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, около гроба старца Ионы (Шамина), любимого наставника его в монашеских подвигах.

29 апреля 1646 г. игумену Соловецкой обители Илии была послана грамота Патриарха Иосифа о торжественном открытии мощей святителя и чудотворца Филиппа. 31 мая мощи переложили в новую раку и поставили в Преображенском соборе Соловецкой обители.

В начале 1652 г. митрополит Новгородский Никон (впоследствии Святейший Патриарх), в епархии которого находился Соловецкий монастырь, обратился к Патриарху Иосифу с предложением перенести в Москву мощи трех святителей-мучеников: митрополита Филиппа, Святейших Патриархов Иова и Ермогена.

По благословению Патриарха Иосифа митрополит Никон отправился в марте 1652 г. в Соловки за мощами святителя Филиппа и торжественно перенес их в Москву. В руки святого была вложена покаянная грамота царя Алексея Михайловича, в которой он молил о прощении грехов своего прадеда Иоанна Грозного, "склоняя" свою власть перед властью церковной.

3 июля 1652 г. мощи митрополита Филиппа были принесены в Москву. Вначале мощи поставили на Лобном месте на Красной площади, где пред ними был совершен торжественный молебен, затем их поставили в Кремле на площади у Грановитой палаты, откуда перенесли в Большой Успенский Собор. Десять дней мощи святителя Филиппа стояли в центре Успенского собора, и все это время с утра до вечера был колокольный звон, как в Пасхальную неделю.

Затем после торжественной службы мощи святителя Филиппа были переложены в серебряную гробницу у юго-восточной двери алтаря, возле иконостаса, где и пребывают доныне.

В этой торжественной церемонии приняли участие многие высшие чины Русского государства и Русской Православной Церкви во главе с царем Алексеем Михайловичем и митрополитом Новгородским Никоном, уже вскоре ставшим Патриархом Московским и всея Руси, а также огромное число простых москвичей.

Перенесению мощей святителя Филиппа было придано общегосударственное значение. Прежде всего, и для царя Алексея Михайловича, и для всех православных христиан торжественная церемония перенесения мощей святителя Филиппа была свидетельством раскаяния в грехах светской власти перед самим святителем.

Через три года на гробницу святителя Филиппа царь Алексей Михайлович возложил пелену, вышитую в "царицыных светлицах", замечательный памятник русского шитья.

Празднование перенесения мощей святителя Филиппа вначале совершалось 17 июля. В 1669 г. празднование было перенесено на 3 июля.

На месте встречи мощей святителя Филиппа московским духовенством и народом был воздвигнут крест, от которого получила свое название Крестовская застава в Москве (у Рижского вокзала).

В середине XVII века в Мещанской слободе (ныне ул. Гиляровского), на месте встречи мощей святителя Филиппа во время их перенесения из Соловецкого монастыря в Успенский собор Московского Кремля, был построен Храм святителя Филиппа, митрополита Московского. Среди святынь храма находится икона святителя с частицей мощей.

2010 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20100716/235807163.html

Память положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне у православных

Память положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне у православных

15 июля (2 июля по старому стилю) Православная Церковь отмечает праздник в честь положения Честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне.

По преданию, Риза Божией Матери была обретена в Назарете в 471 г. и перенесена в Влахернский храм в Константинополе.

Как гласит предание, в годы правления византийского императора Льва Великого, Македонянина (457-474), приближенные царя – братья Гальбий и Кандид, отправились из Константинополя в Палестину на поклонение святым местам. В небольшом селении вблизи Назарета они остановились на ночлег у одной престарелой еврейки, которая поведала им, что хранит дорогую святыню – Ризу Богородицы, которую Пресвятая Дева пред Успением подарила благочестивой девице-еврейке из этого рода, завещав ей передать ее перед смертью также девице. Так, от поколения к поколению, Риза Богоматери сохранялась в этой семье.

Ковчег, содержавший священную Ризу, был перевезен в Константинополь.

Во Влахерне, близ берега моря, был воздвигнут новый храм в честь Богоматери. 2 июля 458 г. священная Риза, вложенная в новый ковчег, была перенесена во Влахернский храм. Впоследствии в ковчег с Ризой Богородицы были положены Ее святой омофор и часть Ее пояса.

Не раз при нашествиях врагов Пресвятая Богородица спасала город, которому даровала Свою священную Ризу. Так было во время осады Константинополя аварами в 626, персами – в 677, арабами – в 717 гг.

Особенно знаменательны события 860 г., тесно связанные с историей Русской Церкви.

В 860 г. флот русского князя Аскольда опустошил берега Черноморья и Босфора и осадил столицу Византии. Опасность возрастала с каждым часом. Всю ночь император Михаил III молился, простершись на каменных плитах Влахернского храма.

Было принято решение спасать церковные святыни, и прежде всего – святую Ризу Богородицы, которая хранилась во Влахернском храме.

После всенародного молебна ризу Божией Матери с Крестным ходом обнесли вокруг городских стен, погрузили ее край в воды Босфора, а затем перенесли в храм святой Софии в центре Константинополя. Царица Небесная усмирила воинственность русских, и через некоторое время, заключив перемирие, они стали отступать. В условия мирного договора входило положение о крещении Руси. Вскоре князь Аскольд сам принял крещение с именем Николай, крестились и многие из его дружины.

2 июля чудотворную Ризу Богоматери торжественно возвратили на ее место, в раку Влахернского храма.

В воспоминание этих событий святым Патриархом Фотием было установлено ежегодное празднование Положения Ризы Богоматери 2 июля.

Вскоре, в октябре – ноябре 860 г., русское посольство прибыло в Константинополь для заключения договора "любви и мира". В условия мирного договора входили положения о Крещении Киевской Руси, о выплате Византией русским ежегодной дани, разрешении им вступать в византийскую армию, вести торговлю на территории империи (прежде всего, в Константинополе), посылать в Византию дипломатические миссии.

Таким образом, праздник Положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне является праздником основания Русской Православной митрополии в Киеве.

Почитание праздника Ризоположения издревле известно и в Русской Церкви. В честь него святой благоверный князь Андрей Боголюбский воздвиг во Владимире на Золотых воротах храм.

В конце ХIV столетия часть Ризы Богоматери была перенесена из Константинополя на Русь святителем Дионисием, архиепископом Суздальским. Святая Риза Матери Божией, хранившая прежде Константинополь, спасала впоследствии от неприятеля и Москву.

Летом 1451 г. к русской столице подступили полчища татарского царевича Мазовши. Святитель Иона, митрополит всея Руси, непрестанными молитвами укреплял защитников столицы. Согласно летописи, в ночь на 2 июля в татарском стане случилось великое смятение, враги бросили награбленное добро и в беспорядке поспешно отступили.

В память чудесного избавления Москвы святой митрополит Иона в том же году воздвиг в Кремле церковь Ризоположения, ставшую его крестовой (домовой) церковью. В 1479 г. она сгорела, но на ее месте в 1484-1486 гг. была построена новая, также посвященная празднику Положения Ризы Богоматери. После постройки в середине XVII века Теремного дворца, храм стал дворцовым и был соединен переходом с теремами дворца. Храм сильно пострадал во время обстрела Кремля в 1918 г. После больших реставрационных работ храм был открыт в 1950-е гг. как музей.

2010 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20100715/235778025.html

Память положения честной Ризы Иисуса Христа в Москве

Статья большая, находится на отдельной странице.

Память праведных Богоотцев Иоакима и Анны

Память праведных Богоотцев Иоакима и Анны

Святой праведный Иоаким, сын Варпафира, был потомком царя Давида, которому Бог обещал, что от семени его потомков родится Спаситель мира. Праведная Анна была дочерью Матфана и по отцу была из колена Левина, а по матери – из колена Иудина.

Супруги жили в Назарете Галилейском. Ежегодно они отдавали две трети своих доходов в Иерусалимский храм и бедным. Супруги до глубокой старости не имели детей и сильно скорбели об этом, так как бесчадие считалось тяжким несчастьем и наказанием Божиим. Святые горячо молились о даровании им потомства.

Однажды, во время большого праздника, дары, которые праведный Иоаким взял в Иерусалим для принесения их Богу, не были приняты священником, который считал, что бездетный муж не достоин приносить жертву Богу. Это очень опечалило старца, и он, считая себя самым грешным из людей, решил не возвращаться домой, а поселиться в одиночестве в пустынном месте. Его праведная супруга Анна, узнав, какому унижению подвергся ее муж, стала в посте и молитве скорбно просить Бога о даровании ей ребенка. В пустынном уединении и постничестве о том же просил Бога и праведный Иоаким. И молитва святых супругов была услышана: им обоим Ангел возвестил о том, что родится у них Дочь, Которую благословит весь род человеческий. По повелению Небесного Вестника, праведные Иоаким и Анна встретились в Иерусалиме, где у них и родилась Дочь, нареченная Марией.

До трехлетнего возраста Пресвятая Мария жила в доме своих родителей, а затем торжественно была приведена святыми Иоакимом и Анной в храм Господень, где воспитывалась до совершеннолетия.

Святой Иоаким скончался через несколько лет после введения в храм Благословенной своей Дочери, в 80‑летнем возрасте. Святая Анна скончалась в возрасте 70‑ти лет, через два года после смерти супруга, проведя их при храме, рядом с Дочерью.

Церковь называет Иоакима и Анну Богоотцами, ибо они были предками Иисуса Христа по плоти, и ежедневно на отпусте Божественной службы (благословение молящихся на выход из храма по окончании богослужения) просит их молитв об исходящих из храма верующих.

2010 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20100922/256551666.html

Память преподобного Антония Печерского

Память преподобного Антония Печерского

Основатель Киево-Печерской лавры преподобный Антоний Киево-Печерский родился в 983 г. в городе Любече (около Чернигова) и в крещении был назван Антипой.

С юных лет Антипа чувствовал в себе потребность к уединенной жизни и, по внушению свыше, решился идти на Афон, который славился святостью своих отшельников и служил примером и средоточием православного монашества. Там он и был пострижен игуменом Ефигменской обители и назван Антонием.

По примеру большей части черноризцев афонских Антоний избрал для себя отшельнический образ жизни. Пожелав вернуться на родину, он просил благословения игумена, который, отпуская его, сказал: "Антоний! Иди в Россию и да будет над тобою благословение от Святой Горы".

Когда преподобный Антоний пришел в Киев, в городе было уже несколько монастырей, основанных по желанию князей греками. Но святой Антоний не избрал ни одного из них, а поселился в 1051 г. в двухсаженной пещере, выкопанной пресвитером Иларионом. Живя в пещере, святой Антоний продолжал подвиги строгой иноческой жизни, которыми славился на Афоне: пищей его были черный хлеб через день и вода в крайне умеренном количестве. Вскоре слава о нем разнеслась не только по Киеву, но и по другим русским городам. Многие приходили к нему за духовным советом и благословением. Некоторые стали проситься к нему на жительство.

Пребывая почти постоянно в пещере, он безмолвствовал и молился. Но сила молитвы его была такова, что освящала все вокруг. О всех он молился, всем помогал: обличал сильных, укорял слабых, укрощал строптивых, поддерживал падающих, ухаживал за больными ‑ исцелял, назидал, раздавал милостыню. Но даже выходя из своей земляной кельи, ни на мгновение не прерывал постоянной молитвенной беседы с Богом. И это придавало необыкновенные силы его ученикам и сподвижникам.

Когда число сподвижников преподобного Антония возросло до 12, он удалился на соседнюю гору, вырыл себе новую пещеру и стал вести затворнический образ жизни.

Но и там, около места его уединения, вскоре начали селиться иноки. Так образовались Ближний и Дальний пещерные монастыри. Впоследствии над Дальней пещерой была выстроена иноками небольшая деревянная церковь в честь Успения Божией Матери.

Благословением преподобного Антония и с общего согласия братии, на игуменство был избран кроткий и смиренный Феодосий. К тому времени число братии уже достигло ста человек. Великий киевский князь Изяслав подарил инокам гору, на которой был выстроен большой храм и кельи, а вокруг поставлен частокол. Так образовалась обитель, которая была названа Печерской - как основанная над пещерами.

Киево-Печерская обитель сделалась образцом для других монастырей и имела великое значение для развития Русской церкви. Из ее стен выходили знаменитые архипастыри, ревностные проповедники веры и замечательные писатели. Из святителей, постриженников Киево-Печерской обители, особенно известны святые Леонтий и Исаия (епископы Ростовские), Нифонт (епископ Новгородский), преподобный Кукша (просветитель вятичей), писатели Нестор Летописец и Симон.

За святую жизнь Бог прославил преподобного Антония даром прозрения и чудотворений. Особенно это проявилось при построении им великой Печерской церкви. Сама Пресвятая Богородица предстала ему и преподобному Феодосию во Влахернском храме в Константинополе, куда они оба были чудесно перенесены (хотя сами оставались в Печерском монастыре).

Получив от Матери Божией золото, святые наняли мастеров-каменщиков, которые, по повелению Царицы Небесной, пошли в Русскую землю для построения храма в Печерской обители. При этом явлении Матерь Божия предсказала близкую смерть преподобного Антония.

Вскоре преподобный Антоний затворился окончательно в своей пещере и скончался в ней в том же 1073 г., будучи 90 лет от роду.

Вход в пещеру после смерти Антония оказался наглухо завален. Несколько раз монахи пытались потом отыскать мощи преподобного, но тщетно. Останки свои преподобный надежно скрыл от посторонних глаз.

Великая церковь была окончена при преемнике преподобного Феодосия – игумене Стефане, и первым был в ней погребен князь Шимон варяжский. В 1240 г. она была разорена татарами, и сохранилась только часть ее стены. Потом ее отстроили, но в 1942 г. она была взорвана по распоряжению советской власти.

Память преподобному Антонию отмечается два раза в году: 23 (10 по старому стилю) июля и 11 октября (28 сентября по старому стилю).

2010 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20100723/241041813.html

Память преподобного Паисия Величковского

Память преподобного Паисия Величковского

Преподобный Паисий родился 21 декабря 1722 г. в городе Полтаве в семье священника Иоанна Величковского. В этот день праздновалась память святого Петра Московского, и поэтому при крещении младенец получил имя Петр.

Петр был одиннадцатым ребенком в семье. Род Величковских потомственно удерживал за собой место протоиерея в соборе Успения Пресвятой Богородицы города Полтавы: там служили прадед, дед, отец, а затем и старший брат будущего святого. Бабка Петра по матери стала настоятельницей полтавского Старопокровского женского монастыря. Впоследствии в этом монастыре приняла постриг и мать святого.

В 13 лет Паисий поступил в Киевскую Академию, но уже в 17 лет, недовольный уровнем преподавания, забросил учебу, чтобы начать иноческую жизнь.

Сначала он отправился в Любечский монастырь, затем перешел в скит Трейстены в Молдавии, а оттуда - в скит Керкул, отличавшийся особенной строгостью монашеской жизни.

Вскоре преподобный переселился на Афон, где основал особую монашескую общину - скит св. Илии. В 1758 г. в возрасте 36 лет он был рукоположен в сан священника. В 1763 г. преподобный Паисий с 64 монахами переселился в Молдавию, в Валахию для лучшего устройства в этой стране монашеской жизни и был поставлен настоятелем монастыря Драгомирны.

За три года число Драгомирнской братии утроилось. Основатель братства отец Паисий написал и ввел устав по чину свв. Василия Великого, Феодосия Великого, Феодора Студита и Афонской горы. Основные идеи этого устава: нестяжательность, отсечение воли и послушание, умная молитва и чтение книг, непрестанное рукоделие и бытовое благочиние.

Земля, на которой помещался Драгомирнский монастырь, после русско-турецкой войны (1774 г.) отошла к католической Австрии. Отец Паисий, не видя возможности мира духовного Восточной Церкви в новом государстве, решил уйти и увести за собой всю братию - 350 человек. Господарь Григорий Гика и митрополит Гавриил предоставили им уединенный в горах бедный Секульский монастырь во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи. Когда братия увеличилась и преподобный Паисий стал просить о помощи в строительстве кельи, ему было повелено переселиться с братией в богатейший Нямецкий монастырь, что он и исполнил в 1779 г., оставив часть братии в Секуле.

Жизнь в Нямецком монастыре преподобный Паисий устроил по образу Драгомирны и Секула - общежитие, умная молитва, переписка и чтение святоотеческих книг, ежедневное (утром и вечером) исповедание помыслов духовникам. Паства преподобного умножилась, были иноки более чем 10 национальностей и число их к 1790 г. возросло до 10 тысяч человек. В то время это была самая многолюдная обитель Восточной Православной Церкви. В 1790 г. преподобный Паисий был возведен в сан архимандрита.

28 ноября (15 ноября по старому стилю) 1794 г., на 72 году жизни, старец скончался, не назвав своего преемника, т.к. знал, что преемников будет много.

Преподобный Паисий был погребен в Нямецком монастыре в соборном храме Вознесения Господня. В 1988 г. он был причислен к лику святых.

Переводы Паисия Величковского с греческого на русский язык святоотеческих творений, долго бывшие единственными в русской литературе, читались повсюду. Так, им изданы: "Добротолюбие", сочинения преподобного Исаака Сирина, преподобного Феодора Студита, преподобного Варсонофия, святителя Григория Паламы, преподобного Максима Исповедника, "Восторгнутые классы" - сборник из творений святителя Иоанна Златоуста и многое другое.

Преподобный Паисий является возродителем на Руси, после преподобного Сергия, школы старчества, которая на протяжении всего XIX века и позднее приносила свои благодатные плоды на ниве спасения чад церковных в Глинской и Оптиной пустынях и других монастырях русской церкви.

2010 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20101128/278530084.html

Память равноапостольной великой княгини Ольги

Статья большая, находится на отдельной странице.

Память Равноапостольных царя Константина и матери его Елены

Статья большая, находится на отдельной странице.

Память родителей Пресвятой Девы Марии в Католической церкви

Память родителей Пресвятой Девы Марии в Католической церкви

В Новом Завете содержится крайне мало сведений о жизни Богородицы и событие, отмечаемое в этот день, зафиксировано только в церковном предании. В предании сообщается о том, что родителями Девы Марии были благочестивые Иоаким, происходивший из рода царя Давида, и Анна - из рода первосвященников.

С IV века до наших дней в Иерусалиме показывают место, где стоял дом Иоакима и Анны. На этом месте стоит храм, третий по счету, построенный крестоносцами.

Иоаким и Анна были бездетны. Супруги тщетно молились и делали щедрые пожертвования на храм, чтобы испросить себе ребенка. Иоаким, будучи уже в пожилом возрасте, удалился в пустыню и провел там 40 дней в молитве и посте, чтобы вымолить эту милость у Господа Бога. И тогда ему явился ангел и возвестил, что его молитвы услышаны и что его супруга Анна родит ему дитя, которое будет радостью для всего мира. Так и случилось. На 15-й день, согласно обычаю, новорожденную девочку нарекли Марией.

Когда Марии исполнилось 3 года, ее посвятили на служение Богу и отдали на воспитание в храм, где она росла среди своих сверстниц, занимаясь молитвой, пением, чтением Священного Писания и вышиванием священнических одежд. Вскоре скончался ее отец - Иоаким. Анна, согласно одной из легенд, после этого ещё дважды выходила замуж.

Культ святых Иоакима и Анны является во всей Церкви, как на Востоке, так и на западе, очень древним. По мере того, как распространялся культ Матери Божией, возрастало также публичное почитание Её родителей. Уже в IV-V вв. в Иерусалиме при бывшей купальне Вифезда стояла небольшая церковь, посвящённая святым Иоакиму и Анне. Храм на этом месте существует и по сей день. Согласно одной из легенд, здесь должна располагаться их гробница. Другие источники в качестве места их погребения указывают Масличную гору. Император Юстиниан воздвиг в Константинополе около 550 года базилику в честь святой Анны.

Святая Анна была всегда окружена особым почитанием. На Западе первый храм и монастырь святой Анны возник в 701 году во Флориаке под Руаном (Франция).

Именем святой Анны родители часто называют своих дочерей, весьма многочисленны также посвящённые ей храмы и святилища. В честь нее учреждены пять женских монашеских орденов. В древней литургике святой Анне посвящалось 118 гимнов и 36 секвенций (XIV-XVI вв.).

Литургическое воспоминание родителей Пресвятой Девы Марии возникло изначально на Востоке. Его ввел в 710 году император Юстиниан II - называлось оно "Зачатие святой Анны" и справлялось в различные дни совместно либо раздельно с воспоминанием святого Иоакима. На Западе оно стало отмечаться позже. В Неаполе это литургическое воспоминание известно с Х века.

В 1378 году Папа Урбан VI разрешил справлять этот праздник в Англии. Юлий II в 1522 году распространил его на всю Церковь и назначил его датой 20 марта. Однако в 1568 году Павел V отменил этот праздник, ссылаясь на то, что о родителях Богородицы ничего не сообщается в книгах Священного Писания. Тем не менее, люди продолжали считать, что родители Богородицы существовали и что им подобает особая честь. Поэтому Григорий XIII восстановил праздник в 1584 году и назначил для него день 26 июля. Папа св. Пий X в 1911 году ввёл особый праздник в честь святого Иоакима, назначив его на 16 августа. Память святой Анны продолжала отмечаться 26 июля. Литургическая реформа 1969 года вновь соединила вместе их имена в день 26 июля.

Святой Иоаким, который считается покровитель супругов, торговцев холстом, столяров, изображался, неся на руках свое дитя - Марию и корзину с двумя голубями, предназначенными в жертву, а также как дряхлый старец - вместе с Анной на алтарях, посвященных Марии.

Святая Анна - защитница беременных женщин. Именно к ней обращают свои молитвы с тем, чтобы роды были легкими, ребенок родился здоровым, и чтобы молока было достаточно. Святая Анна является также покровительницей прачек и вышивальщиц, так как эти ремесла связаны с функциями матери.

Святая Анна изображалась толкующей своей юной дочери Святое Писание либо с младенцем Иисусом на руках или на коленях, а рядом с ней - сидящая или стоящая Мария.

2011 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20110726/394443874.html

Память св.Иоанна, архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского

Статья большая, находится на отдельной странице.

Память святителя Иоанна Златоуста

Память святителя Иоанна Златоуста

Православная Церковь отмечает память святителя Иоанна Златоуста три раза в году: 9 февраля (27 января по старому стилю) – день перенесения мощей, 27 (14 по старому стилю) сентября – день преставления, 26 (13 по старому стилю) ноября.

Родился святитель около 347 года в Антиохии (Сирия) в семье военачальника. Его отец, Секунд, умер вскоре после рождения сына; мать, Анфуса, не стала больше выходить замуж и отдала все силы воспитанию сына.

Иоанн учился у лучших философов и риторов, рано обратился к углубленному изучению Священного Писания и молитвенному созерцанию.

В 369 г. Иоанн крестился и стал предаваться аскетическим подвигам. Когда скончалась его мать, принял иночество, которое называл "истинной философией". В этот период им были написаны три книги – "Против вооружающихся на ищущих монашества" и сочинение "Сравнение инока с царем" ("Сравнение власти, богатства и преимуществ царских с истинным и христианским любомудрием монашеской жизни").

Два года Иоанн соблюдал полное безмолвие, находясь в уединенной пещере. Тяжелая болезнь заставила его вернуться в Антиохию.

В 381 г. святой епископ Мелетий Антиохийский посвятил Иоанна во диакона. Последующие годы он работал над новыми богословскими творениями: "О Провидении" ("К Стагирию подвижнику"), "Книга о девстве", "К молодой вдове", "Книга о святом Вавиле и против Юлиана и язычников".

В 387 г. Иоанн был рукоположен в пресвитеры и благодаря своему исключительному красноречию в скором времени заслужил почетное прозвище "Златоуста" (греч. Chrysostomos).

Двенадцать лет святой проповедовал в храме. Среди его творений – толкования на книги Священного Писания (Бытия, Псалтирь, Евангелия от Матфея и Иоанна, Послания апостола Павла) и множество бесед на отдельные тексты святой Библии, а также поучения на праздники, в похвалу святых и слова апологетические (против аномеев, иудействующих и язычников).

В 398 г. Иоанн был избран архиепископом Константинопольским, однако его бескомпромиссность навлекла на него немилость со стороны императрицы Евдоксии, которая в 404 г. при поддержке архиепископа Александрийского Феофила низложила его и отправила в ссылку в Кукуз (Армения). Здесь святитель написал свои знаменитые "Послания к Олимпии".

Зимой 406 г. Иоанн тяжело заболел. Из столицы пришел приказ перевести его в новое место ссылки – в Питиус (современная Пицунда). Во время своего последнего перехода в 14 сентября 407 г. в Команах святитель Иоанн умер.

В 438 г. святые мощи Иоанна Златоуста были торжественно перенесены в Константинополь. В 1204 г. святые мощи Златоуста, вместе со множеством святынь и богатств Констанинополя, были похищены крестоносцами и принесены в Рим, где и хранились до 27 ноября 2004 г., когда папа римский Иоанн Павел II вернул их Константинопольскому патриарху.

Иоанн Златоуст был великим проповедником и неутомимым писателем; до нас дошло более 250 писем, сотни гомилий на Священное Писание и несколько моральных и догматических трактатов (в том числе трактаты "О непостижимости природы Бога" и "О священстве"). Богословие Иоанна Златоуста, продолжавшего антиохийскую традицию, отличалось практической направленностью и подкреплялось аскетической жизнью святителя. В своем учении он следовал прежде всего за апостолом Павлом, проповедуя благоговейный страх перед тайной Божества и необходимость отвратиться от греха и приобщиться к свету Христова искупления.

2010 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20101126/278433245.html

Память святителя Иова, патриарха Московского и всея Руси

Память святителя Иова, патриарха Московского и всея Руси

Память Святителя Иова, патриарха Московского и всея Руси совершается Русской Православной Церковью 18 (5 по старому стилю) апреля – перенесение мощей и 2 июля (19 июня по старому стилю) – день смерти святителя Иова.

Первый патриарх Московский и всея Руси Святитель Иов родился во второй четверти XVI века (около 1529 г.) в древнем русском городе Старица Тверской губернии в семье благочестивых горожан. В миру носил имя Иоанн.

Его отроческие годы прошли в Старицком Успенском монастыре, куда отец отдал его для получения первоначального образования. Монастырское воспитание разбудило в нем желание служить Богу. Но около 1553 г., когда Иоанн окончил обучение в монастыре, отец решил его женить. В день венчания юноша отпросился у родителей в обитель для беседы со своим духовным отцом – старцем Германом. Придя к архимандриту Герману, он упросил старца постричь его в монашество. Так он принял монашество с наречением имени Иов. Более 15 лет провел святой Иов в Старицкой обители, пройдя путь от послушника старца Германа до настоятеля.

Около 1569 г. обитель посетил царь Иоанн Грозный, инок Иов привлек к себе его благосклонное внимание и вскоре был возведен в сан архимандрита.

В 1571-1572 гг. Иов был настоятелем Симонова Успенского монастыря в Москве. Как настоятель одного из важнейших монастырей того времени, святой Иов принимал участие в делах Русской Церкви, а нередко и государства. В 1572 г., а позднее и в другие годы, он был участником церковных Соборов.

В 1575 г. святой Иов был назначен настоятелем Новоспасского монастыря и в течение шести лет возглавлял древнюю московскую обитель.

16 апреля 1581 г. архимандрит Иов был рукоположен в сан епископа Коломенского.

9 января 1586 г. святитель был перемещен на древнюю Ростовскую кафедру с возведением в сан архиепископа Ростова Великого, в 1587 г. – митрополитом Московским. 23 января 1589 г. при участии патриарха Константинопольского Иеремии состоялось наречение, а 26 января – торжественное поставление митрополита Иова в патриарха Московского и всея Руси.

По инициативе святителя Иова были проведены преобразования в Русской Церкви, в результате которых в Mocковский Патриархат вошли четыре митрополии: Новгородская, Казанская, Ростовская и Крутицкая; были учреждены новые епархии, основано более десятка монастырей.

Святитель Иов повел ряд мер, направленных на укрепление дисциплины среди клириков, на улучшение их нравственности и поддержании благочиния в храмах. Он начал печатание богослужебных книг. Сопоставляя древние списки, он отбирал лучшие, как образец для печатания. Патриарх Иов первым поставил дело книгопечатания на широкую основу. По благословению святителя Иова впервые были изданы: Триодь Постная, Триодь Цветная, Октоих, Минея Общая, Чиновник архиерейского служения и Служебник.

Святитель также предпринял некоторые меры по исправлению существовавших неточностей в богослужебных книгах.

До нас дошло несколько произведений Патриарха Иова, одно из них – "Повесть О честнем житии царя Феодора Иоанновича", вошедшая в Никоновскую летопись.

При Патриархе Иове были прославлены новые русские святые: Василий Блаженный, святители Гурий и Варсонофий Казанские, преподобные Иосиф Волоцкий, Антоний Римлянин, Корнилий Комельский и другие. Heкоторым святым, уже чтимым на Руси, были установлены новые дни празднования.

Свои личные средства и богатые царские подарки патриарх Иов отдавал на милостыню и на строительство храмов. Только в Москве в период с 1592 по 1600 г. было построено 12 храмов.

После смерти царя Феодора Иоанновича в 1598 г., когда начался период известный в истории России как Смутное время, Патриарх Иов, будучи уже старым и больным, составил обличительные грамоты, в которых Лжедимитрий назван был своим настоящим именем беглого монаха Григория Отрепьева, обманщика и самозванца.

В январе 1605 г. патриарх Иов предал анафеме Лжедимитрия и поддерживающих его изменников. Когда в 1605 г. скоропостижно скончался царь Борис Годунов и в Москве вспыхнул бунт, а город был сдан самозванцу и полякам, патриарх Иов отказался присягнуть Лжедимитрию и был низложен.

Однажды во время Божественной Литургии сторонники Лжедмитрия ворвались в Успенский собор Кремля, чтобы убить патриарха. Святитель молился в это время перед Владимирской иконой Божией Матери. Сторонники самозванца, сорвав с патриарха архиерейское облачение, с позором вывели святителя из собора и, избивая, повели на Лобное место.

Святитель Иов, измученный, в простой черной рясе был посажен на телегу и отвезен в заточение в Старицкий Успенский монастырь, где он прожил два года.

Ослабевший и утративший зрение, он все свое время проводил в молитве. После свержения Лжедмитрия святитель Иов не мог из‑за немощи возвратиться на престол. В конце дней своих он благословил на патриаршество митрополита Казанского Ермогена.

19 июня 1607 г. патриарх Иов скончался и был погребен у западных дверей Успенского собора Старицкого монастыря. Впоследствии над могилой святителя была устроена часовня.

В 1652 г. мощи святителя были перенесены в Москву в Успенский собор. По благословению Святейшего Патриарха Пимена (1971-1990) и Священного Синода имя святителя Иова было внесено в число Собора Тверских святых. Первое празднование Собора Тверских святых состоялось в июле 1979 года. Для всероссийского почитания святитель Иов был канонизирован на Apхиерейском Соборе Русской Православной Церкви 7-14 октября 1989 г.

2010 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20100702/228258980.html

Память святителя Тихона Задонского

Память святителя Тихона Задонского

Крупнейший православный религиозный просветитель XVIII века, святитель Тихон Задонский (в миру Тимофей Савельевич Соколов) родился в селе Короцк Валдайского уезда Новгородской губернии, в семье дьячка.

Детство и отрочество его прошли среди ужасной нищеты: иногда целый день ему приходилось работать у жителей родного села ради куска хлеба. Он едва избежал набора в солдаты и поступил учиться в Новгородскую семинарию. Некоторые особенные обстоятельства (чудесное спасение от смертной опасности и некоторые видения) расположили его к принятию иночества.

В 1758 г. он принял постриг с именем Тихон. В том же году его назначили на должность префекта семинарии. В 1759 г. его перевели в Тверь с возведением в сан архимандрита Желтикова монастыря. Затем определили ректором Тверской семинарии и одновременно настоятелем Отроча монастыря. 13 мая 1761 г. он был хиротонисан во епископа Кексгольма и Ладоги (викария Новгородской епархии).

В 1763 г. святитель был переведен на Воронежскую кафедру. Он написал для пастырей ряд сочинений: "О седми Святых Тайнах", "Прибавление к должности священнической", "О таинстве Покаяния", "Инструкция о совершении браков".

Особо требовал святитель, чтобы каждый священнослужитель имел Новый Завет и ежедневно его читал. В "Окружном послании" он призывал пастырей к благоговейному совершению таинств, богомыслию и братолюбию. ("Наставление о собственных всякого христианина должностях" было многократно переиздано в Москве и Петербурге уже в ХVIII веке).

В Воронеже святитель искоренил древний языческий обычай – празднование в честь Ярилы. В пределах расположения войска донских казаков он открыл миссионерскую комиссию для обращения раскольников к Православной Церкви. В 1765 г. святитель Тихон преобразовал Воронежскую славяно‑латинскую школу в духовную семинарию и, пригласив опытных преподавателей из Киева и Харькова, выработал для нее учебные программы.

В 1767 г. он вынужден был из-за слабого здоровья оставить управление епархией и удалиться на покой в Толшевский монастырь, который находился в 40 верстах от Воронежа. В 1769 г. святитель перешел в Богородицкий монастырь города Задонска. Поселившись в этом монастыре, святитель Тихон стал великим учителем христианской жизни.

Все время, за исключением 4-5 часов отдыха, у него посвящалось молитве, чтению слова Божия, делам благотворительности и составлению душеполезных сочинений. Ежедневно он приходил в храм. Вся его 400-рублевая пенсия шла на благотворительность, и сюда же направлялось все, что он получал в дар от знакомых.

Часто в простой монашеской одежде он отправлялся в ближайший город (Елец) и посещал заключенных местной тюрьмы. Он утешал их, располагал к покаянию и затем наделял милостыней.

Благотворительность святителя Тихона не ограничивалась одним Ельцом и окрестностями Задонска. Он устроил около Тулы богадельню. Посылал милостыню даже на свою далекую северную родину. Особенно он любил помогать крестьянам.

Первым трудом Тихона в Задонске было сочинение "Об истинном христианстве". Затем Тихон трудился над книгой "Сокровище духовное от мира собираемое": это ‑ размышления о предметах веры по поводу слов, изречений или каких‑нибудь явлений из видимой природы. В то же время он составил еще "Проповеди краткие", "Наставление монашествующим", "Письма келейные", "Письма к некоторым приятелям посланные" и "Наставление христианское". Святейший Синод оценил достоинство этих произведений, составил из них для чтения в церквах "Наставление о собственных всякого христианина должностях" (1789). Специально для монахов написаны Тихоном "Правила монашеского жития" и "Наставление обратившимся от суетного мира".

Святой Тихон обладал даром прозрения и совершения чудес, читал мысли собеседников. В 1778 г., когда родился император Александр I, святитель предсказал многие события его царствования и в частности, что Россия спасется, а Захватчик (Наполеон) погибнет.

Св. Тихон послужил основным прототипом для героя романа Федора Достоевского "Бесы" старца Тихона, на что указывал сам Федор Михайлович в письме к издателю. Задонский монастырь стал реальной основой художественного пространства романа. Образ св. Тихона послужил прототипом и для старца Зосимы из романа "Братья Карамазовы". Достоевский упоминает также о связи речевой характеристики последнего героя с книгами св. Тихона.

Скончался Тихон Задонский 13 августа 1783 г.

Через 63 года были открыты его нетленные мощи, а 13 августа 1861 г. он был прославлен в лике святых.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

2010 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20100826/250832054.html

Память святителя Тихона, Патриарха Московского и Всея Руси

Память святителя Тихона, Патриарха Московского и Всея Руси

Память святителя Тихона Русская Православная Церковь отмечает несколько раз в году: 7 апреля (25 марта по старому стилю) в день его кончины, 9 октября (26 сентября по старому стилю) ‑ день его прославления в лике святых, 18 ноября (5 ноября по старому стилю) ‑ день его избрания на Патриарший престол.

Святейший патриарх Московский и Всея Руси Тихон родился 19 января 1865 года в семье потомственного священника Иоанна Тимофеевича Белавина в селе Клин Торопецкого уезда (современная Тверская область). В миру носил имя Василий.

В девять лет Василий поступил в Торопецкое Духовное училище, по окончании которого в 1878 году покинул родительский дом, чтобы продолжить образование в Псковской семинарии. Закончив семинарию одним из лучших учеников, Василий успешно сдал экзамены в Петербургскую Духовную академию в 1884 году. В 1888 году, закончив академию 23‑летним кандидатом богословия, он возвратился в Псков и три года преподавал в родной семинарии.

14 декабря 1891 года принял монашеский постриг. В иночестве принял имя Тихон в честь святителя Тихона Задонского. После Пскова Тихон служил инспектором Холмской духовной семинарии в Польше. Через некоторое время он был направлен на служение в Америку, где был епископом Алеутско‑Аляскинской епархии.

После одной из летних сессий Священного Синода, где обер‑прокурор Константин Победоносцев отметил духовно‑административные таланты молодого епископа, Тихон был возведен в сан архиепископа.

На своей первой кафедре святитель Тихон пробыл всего год. В Америке, где и поныне его именуют Апостолом Православия, в течение семи лет он руководил паствой: посещал труднодоступные и отдаленные приходы, помогал обустраивать их духовную жизнь, возводил новые храмы, среди которых ‑ Свято‑Никольский собор в Нью‑Йорке. Впоследствии архиепископ Тихон занимал кафедру в Ярославле и Вильнюсе.

15 августа 1917 года в Москве открылся Поместный собор Русской Православной церкви, на котором митрополит Тихон был избран Патриархом Московским и всея Руси. Интронизация состоялась в Успенском соборе Кремля. Тихон стал одиннадцатым по счету патриархом после длительного перерыва: как известно, в 1721 году Петр I упразднил патриаршество, существовавшее в России с 1589 года, учредив взамен Священный Синод.

Святительское служение Патриарха пришлось на трагическую эпоху в русской истории. Большевистский режим начал борьбу против церкви. Светские власти тогда положили себе целью уничтожить Церковь как таковую. В самой Церкви начался раскол: часть духовенства поддержала советскую власть.

Новый обер‑прокурор Синода Владимир Львов объявил свою персону "центром религиозного и общественного движения", провозгласил, что демократия и социализм ничем не отличаются от христианства, и издал распоряжение следить за архиереями и доносить ему об их настроениях. Шесть архиепископов ‑ и среди них Тихон ‑ выступили с заявлением о несогласии с такой политикой.

В результате Тихон был арестован и год находился в заточении. Власти не сломили святителя и были вынуждены его выпустить, однако стали следить за каждым его шагом. Дважды были предприняты попытки его убийства. Большевики открыто травили Патриарха и всячески пытались отторгнуть его от паствы.

Несмотря на гонения, святитель Тихон продолжал принимать народ в Донском монастыре, где он уединенно жил. Последний мучительный год своей жизни он, преследуемый и больной, неизменно служил по воскресным и праздничным дням.

25 марта 1925 года, в день Благовещения Пресвятой Богородицы Патриарх тихо скончался на 60‑м году жизни - по официальным данным, от сердечной недостаточности, хотя существует версия об отравлении.

26 сентября 1989 года Русская православная церковь причислила Патриарха Тихона к лику святых. Он почитается и как исповедник, то есть принявший за веру скорби и унижения. В псковском храме Успения с Полонища есть придел во имя святителя Тихона. 19 февраля 1992 года совершилось обретение святых мощей Патриарха Тихона.

В декабре 1997 года, к 80‑летию интронизации патриарха, на здании бывшей Псковской Духовной семинарии (ныне здание педагогического института) была установлена памятная доска.

Патриарх Тихон (1917-1925)

Патриарх Тихон (1917-1925)

2010 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20101009/264351815.html

Память святых Жен-мироносиц в Православной Церкви

Память святых Жен-мироносиц в Православной Церкви

Во второе воскресенье после Пасхи Православная Церковь празднует память святых Жен-мироносиц. В 2010 г. этот день приходится на 18 апреля.

Православная Церковь отмечает этот день как праздник всех женщин-христианок, подчеркивает их особую и важную роль в семье и обществе.

Когда Иуда предал Христа первосвященникам, все его ученики бежали. Апостол Петр следовал за Христом до двора первосвященника и там, обличаем, что он его ученик, трижды отрекся от него. Когда распяли Иисуса, проходящий народ злословил и насмехался над ним. И только его Матерь с любимым учеником Иоанном стояли у Креста и женщины, следовавшие за ним и его учениками во время его проповеди и служившие им, смотрели издали на происходящее. Среди них были Мария Магдалина, Иоанна, Мария, мать Иакова, Саломия, Сусанна и другие.

Только те, которых впоследствии назвали женами-мироносицами, остались верными до конца. Они не имели никакого права голоса - молчаливо стоя у Креста, жены-мироносицы пребыли со своим Учителем до последней минуты, и проявили мужество, которого не оказалось у мужчин. Господь Иисус Христос был не только Богом, но и Человеком, и потому нуждался и в человеческой поддержке и сочувствии.

Божия Матерь, не имевшая даже права прикасаться к телу умершего Сына, не могла и совершать погребение - это должны были делать мужчины. В это время на Голгофу явились Иосиф и Никодим - тайные ученики Господа, два немощных старца, подтверждая сказанное впоследствии Спасителем апостолу Павлу: "Сила Моя в немощи совершается". Люди телесно немощные по возрасту, как Иосиф и Никодим, или по самой своей природе, как женщины, - проявили твердость.

За верность и преданное сердце им была дана радость первыми узнать о воскресении Христовом и увидеть его воскресшим. В первый день недели святые жены-мироносицы, купив ароматы, пришли рано к гробу, чтобы помазать тело Иисусово, но увидели камень отваленным от гроба и ангела, который возвестил им, что Иисус воскрес. Господь явился Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов, и просил сказать апостолам, чтобы ожидали Его в Галилее.

Святые жены-мироносицы являют пример истинной жертвенной любви и самоотверженного служения Господу. Когда все оставили Его, они были рядом, не испугались возможных преследований. Не случайно именно Марии Магдалине первой явился Воскресший Христос. Впоследствии, по преданию, святая равноапостольная Мария Магдалина много проповедовала Евангелие. Именно она преподнесла римскому императору Тиверию красное яйцо со словами "Христос Воскресе!", откуда и пошел обычай на Пасху красить яйца.

2010 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20100418/213577567.html

Память святых отцов шести Вселенских Соборов

Память святых отцов шести Вселенских Соборов

1 августа (19 июля по старому стилю) 2010 г. православная церковь празднует память святых отцов шести Вселенских Соборов.

Вселенские Соборы - это собрания предстоятелей и представителей всех Поместных Церквей, которые созывались для опровержения еретических лжеучений, авторитетного изложения догматов и решения канонических вопросов. Определения и правила Вселенского Собора простираются на все Поместные Церкви и на все времена.

Кроме догматической деятельности, святые отцы Вселенских Соборов вырабатывали правила, служащие к упорядочению церковной дисциплины. Церковь никогда не отступает от прежних догматических определений, выработанных церковных канонов и не заменяет их новыми.

Православная церковь признает семь Святых Вселенских Соборов: Никейский (325); Константинопольский (381); Ефесский (431); Халкидонский (451); Константинопольский второй (553); Константинопольский третий (680-681); Никейский второй (787).

На Первом Вселенском соборе, который состоялся в 325 г. в Нике, присутствовало 318 епископов, среди которых были: Св. Николай Чудотворец, Иаков епископ Низибийский, Спиридон Тримифунтский, Св. Афанасий Великий. Собор осудил и отверг ересь Ария и утвердил непреложную истину - догмат: Сын Божий есть истинный Бог, рожденный от Бога Отца прежде всех веков и так же вечен, как Бог Отец; Он рожден, а не сотворен, и единосущен с Богом Отцом. На этом же Соборе было постановлено праздновать Пасху в первый воскресный день после первого весеннего полнолуния, а также были установлены многие другие правила.

Второй Вселенский собор был созван в 381 г. в Константинополе, при императоре Феодосии Великом. Собор выступил против лжеучения бывшего арианского епископа Константинопольского Македония, который отвергал Божество третьего Лица Св. Троицы - Духа Святого.

На Соборе присутствовали 150 епископов, среди которых были: Григорий Богослов (он был председателем Собора), Григорий Нисский, Мелетий Антиохийский, Амфилохий Иконийский, Кирилл Иерусалимский и др. На Соборе ересь Македония была осуждена и отвергнута. Собор утвердил догмат о равенстве и единосущии Бога Духа Святого с Богом Отцом и Богом Сыном. Собор также дополнил Никейский Символ Веры пятью членами, в которых излагается учение: о Святом Духе, о Церкви, о таинствах, о воскресении мертвых и жизни будущего века. Таким образом, составился Никеоцареградский Символ Веры, который и служит руководством для Церкви на все времена.

Третий Вселенский собор был созван в 431 г. в Ефесе против лжеучения Константинопольского архиепископа Нестория, который учил, будто Пресвятая Дева Мария родила простого человека Христа, с Которым, потом, Бог соединился нравственно, обитал в Нем, как в храме. Потому Иисуса Христа Несторий называл богоносцем, а не Богочеловеком, а Пресвятую Деву называл христородицею, а не Богородицею. На Соборе присутствовали 200 епископов. Собор осудил и отверг ересь Нестория и постановил признавать соединение в Иисусе Христе, со времени воплощения, двух естеств: Божеского и человеческого. Собор также утвердил Никеоцареградский Символ Веры и строго воспретил делать в нем какие бы то ни было изменения и дополнения.

Четвертый Вселенский собор был созван в 451 г. в Халкидоне против лжеучения архимандрита одного константинопольского монастыря Евтихия, который отвергал человеческую природу в Иисусе Христе и утверждал, что в Нем следует признавать только одно Божеское естество.

Это лжеучение называется монофизитством, а последователи его называются монофизитами (одноестественниками). На Соборе присутствовали 650 епископов. Собор осудил и отверг лжеучение Евтихия и определил истинное учение Церкви, а именно, что Иисус Христос есть истинный Бог и истинный человек.

Пятый Вселенский Собор был созван в 553 г. в Константинополе по поводу споров между последователями Нестория и Евтихия. Главным предметом споров были сочинения трех учителей сирийской церкви, пользовавшихся в свое время известностью: Феодора Мопсуетского, Феодорита Кирского и Ивы Едесского, в которых ясно выражались несторианские заблуждения. Несториане в споре с евтихианами (монофизитами) ссылались на эти сочинения, а евтихиане находили в этом предлог отвергать четвертый Вселенский собор и клеветать на Православную Вселенскую Церковь, что она будто бы уклонилась в несторианство. На Соборе присутствовали 165 епископов.

Шестой Вселенский собор был созван в 680 г. в Константинополе и состоял из 170 епископов. Собор созван был против лжеучения еретиков - монофилитов, которые, хотя признавали в Иисусе Христе два естества, Божеское и человеческое, но одну Божественную волю. Шестой Вселенский Собор осудил и отверг ересь монофилитов, и определил признавать в Иисусе Христе два естества - Божеское и человеческое, - и по этим двум естествам - две воли, но так, что человеческая воля во Христе не противна, а покорна Его воле Божественной.

Седьмой Вселенский собор был посвящен уже проблеме иконоборчества.

Эпоха шести Вселенских соборов, длившаяся более трехсот лет, была временем споров о Святой Троице, поэтому память святых отцов шести Вселенских Соборов празднуется как знамение того, что святителями Христианской Церкви были сформулированы и утверждены догматы христианского вероучения, была определена богословская основа вероучения.

Смысл особого почитания святых отцов Вселенских Соборов заключается в том, что только они обладали даром выносить непогрешимые и "для всех полезные" определения в области христианской веры и церковного благочестия в кризисные моменты церковной истории.

2010 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20100801/241628440.html

Предыдущая страница Следующая страница