Приглашаем посетить сайт

Социология (sociology.niv.ru)

Энциклопедия ньюсмейкеров (справки по новостным сюжетам, 2015 год)
Статьи на букву "П" (часть 4, "ПАМ")

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 4, "ПАМ")

Памятник Русалочке: скульптуру лишали головы и одевали в паранджу

Памятник Русалочке: скульптуру лишали головы и одевали в паранджу

94 года назад, 23 августа 1913г., в Копенгагене был открыт памятник Русалочке, героине сказки Ханса Кристиана Андерсена, входящий в десятку самых известных памятников мира. С тех пор Русалочка, сидящая у набережной Лангелинье, у входа в городской порт, считается символом и главной достопримечательностью Копенгагена.

У краешка берега на гранитном валуне сидит андерсеновская Русалочка и задумчиво смотрит вдаль. Эта замечательная бронзовая скульптура создана датским скульптором Эдвардом Эриксеном по заказу крупного пивовара и мецената Карла Якобсена. Моделью для Русалочки послужила Эллен Прайс, жена скульптора, балерина Королевского театра оперы и балета. В 1913 году Карл Якобсен подарил скульптуру городу, и с тех пор без нее невозможно представить датскую столицу.

Русалочка неоднократно подвергалась атакам вандалов; в 1961, 1963 и 1976 годах ее обливали краской, пририсовывали трусики и бюстгальтер, один раз даже взорвали, но каждый раз статую восстанавливают по оригинальному макету.

В 1964 году неизвестные обезглавили Русалочку. К счастью, сохранилась старая гипсовая форма, по которой была отлита новая голова. Преступников так и не нашли. Правда, ходили слухи, что акт вандализма совершил датский писатель и художник-"ситуационист" Йорген Наш, который 1997 году признался в своих мемуарах, что это он отпилил Русалке голову и утопил ее в одном из маленьких копенгагенских озер.

Летом 1984 года хулиганы отпилили Русалочке правую руку. Преступниками оказались два молодых парня, которые сами явились в полицию и признались, что совершили этот акт вандализма будучи пьяными. Хулиганов наказали лишь за "порчу коммунального имущества", а Русалочку вновь починили.

В 1990 году ей почти отпилили голову, перерезав практически всю шею.

В 1998 году ей опять отсекли голову, однако фрагмент был обнаружен, и скульптура была восстановлена.

11 сентября 2003 года Русалочку сбросили в воду с постамента, на котором она установлена.

16 декабря 2004 года скульптуру облачили в паранджу и прикрепили к ней табличку "Турция в ЕС?" в связи с намерением Турции вступить в Евросоюз.

В марте 2007 года вандалы буквально на глазах у сотен туристов выкрасили бронзовую скульптуру в розовый цвет. Вернуть ей первоначальный вид смогли с помощью специального мыльного раствора.

15 мая 2007 года неизвестные вандалы выкрасили голову и левую руку Русалочки в красный цвет.

20 мая 2007 года неизвестные одели Русалочку в мусульманское платье и хиджаб.

2007 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20070823/73859027.html

Памятник советских воинов в Химках

Памятник советских воинов в Химках

18 апреля в подмосковном городе Химки был ликвидирован памятник над захоронением воинов Великой Отечественной войны, расположенный недалеко от Ленинградского шоссе возле НПО имени Лавочкина, и проведена эксгумация останков.

Всего в братской могиле на Ленинградском шоссе были погребены 6 человек. Двое из них - летчики. Один из них - младший лейтенант Михаил Родионов - за успешное выполнение боевого задания посмертно удостоен звезды Героя Советского Союза. Остальные - Борис Бородавкин, Сергей Максимов, Иван Пупычкин, Иван Чистяков и Алексей Левин - были рядовыми красноармейцами. Они погибли в период с 1941 по 1943 годы, тогда и производились захоронения.

В СМИ появились версии о том, что мемориал был разрушен, т. к. данную территорию местные власти хотят использовать под строительство торговых комплексов или других объектов коммерческой недвижимости.

По словам губернатора Московской области Бориса Громова, «вопрос связан с расширением Ленинградского шоссе и строительством мемориального комплекса, который будет включать и памятник летчикам около НПО им.Лавочкина». Начиная с 2004 года Химкинским объединенным военным комиссариатом были отправлены запросы для поиска родственников погибших. Удалось установить родственников Героя СССР Родионова М.А., красноармейцев Бородавкина Б.А. и Максимова С.В.

8 ноября 2006 года было принято постановление Главы городского округа Химки «О переносе памятника и перезахоронения участников Великой Отечественной войны, расположенного возле НПО им. С.А. Лавочкина».

По сообщению пресс-секретаря губернатора Московской области Андрея Барковского, могилы были вскрыты по договоренности с родственниками погибших летчиков. Об этом же "Эхо Москвы" заявила председатель химкинского Совета ветеранов Надежда Фролова. По ее словам, «этот вопрос обсуждали и фронтовики», которые настаивали на том, что «останки лежат не на месте».

Останки воинов перенесут и перезахоронят в новом большом мемориале, возводимом на Новолуженском кладбище, расположенном в центре города. Перезахоронение будет проведено в День Победы - 9 мая. Сейчас ведутся последние завершающие работы к открытию монумента.

2007 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20070420/64026220.html

Памятники культуры, разрушенные при незаконном строительстве

Памятники культуры, разрушенные при незаконном строительстве

Частная фирма вырыла огромный подземный котлован в десятках метров от Красной площади и Кремля, а грунт вывозила тайно по ночам. Компания самовольно возводит три подземных этажа, а незаконная строительная деятельность грозит разрушением памятников архитектуры XVII-XVIII веков.

2003

В Москве строителями был поврежден дом, в котором родился известный поэт Борис Пастернак (Оружейный переулок, дом 3, строение 1). В 2003 году собственник дома Пастернака ЗАО "Тирг" пристроило к зданию двухэтажную стеклянную мансарду площадью 272, 7 кв. м. В ходе проверки было установлено, что у строителей не было разрешения на проведение работ. Прокуратура г. Москвы возбудила уголовное дело против строителей.

В августе в центре Воронежа строителями буквально за одну ночь был разрушен исторический памятник регионального значения - дом И.А. Кислянского. Фирма "Росинстрой" начало строительство торгового комплекса. Арбитражный суд вынес решение о признании строительства незаконным и обязал прекратить его в месячный срок. Однако этого не произошло. Торговый комплекс достроен.

2004

В Ектеринбурге в период 2000‑2004 гг. произошли несколько случаев уничтожения памятников истории и культуры, находящихся под охраной государства. Все памятники были разрушены в ходе незаконных строительных работ, проводимых на их территории. Это были: усадьба Фальковского, усадьба Шабаргина по улице Хохрякова, 72; жилой дом усадьбы торгового дома Захо по ул. Вайнера 3/5; флигель усадьбы Жирякова, (2‑эт.) по ул. Вайнера, 7; комплекс бывшего медопивоваренного завода по ул. Шарташская, 13; дом Шевкуновой по ул. Розы Люксембург, 51; дом Пономарева Е.А. по ул. Розы Люксембург, 53.

2006

19 апреля в Омске строители разрушили памятник архитектуры ‑ здание бывшего Общественного собрания. В связи с непринятием должных мер по факту разрушения памятника прокуратурой было внесено представление об устранении нарушений законодательства мэру города Омска, по результатам рассмотрения которого виновные лица привлечены к дисциплинарной ответственности.

2007

В Санкт‑Петербурге во время незаконной реконструкции был поврежден фрагмент фасада здания, которое имеет статус памятника федерального значения. В доме 36 на Литейном проспекте жили знаменитый литературный критик Добролюбов, поэт Некрасов, хирург Пирогов, писатель Панаев. Здесь же находились редакции журналов "Отечественные записки" и "Современник". Некая фирма "Стандарт" переделывала первый этаж дома под офисы, не имея на то лицензии. При этом обрушились строительные леса, в результате чего серьезно пострадало здание. В прокуратуре города заявили, что коммерческая фирма вообще не имела права вести работы в здании, которое является объектом культурного наследия федерального значения. Против директора "Стандарта" былоо возбуждено уголовное дело по статье "незаконное предпринимательство, сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере".

В марте на внутреннем флигеле дома Мурузи в Санкт‑Петербурге со стороны двора возникла трещина от фундамента до кровли. Это произошло из‑за неправильных действий строителей и ошибок при эксплуатации соседнего объекта. По вине строителей дом также был подтоплен в результате неисправности канализации. Между тем дому Мурузи 128 лет, и он представляет собой исторический памятник. В этом доме в свое время жили Зинаида Гиппиус и Дмитрий Мережковский, поэт Владимир Пяст, поэт Иосиф Бродский.

В Омске был уничтожен памятник деревянного зодчества конца XIX века - дом 16 на улице Звездова. Проведенная органами прокуратуры проверка показала, что с декабря 2006 года в непосредственной близости от памятника шло строительство административно‑офисного здания без соответствующего разрешения, правоустанавливающих документов на земельный участок и государственной экспертизы проектной документации.

Уничтоженный памятник не имел ни охранной зоны, ни зоны регулирования застройки, что позволило беспрепятственно осуществлять незаконное строительство около него. В отношении застройщика возбуждено дело об административном правонарушении, а также объявлено предостережение о недопустимости ведения строительных работ на месте утраченного памятника до принятия решения о его судьбе уполномоченным органом.

2008

В мае Таганский районный суд Москвы удовлетворил гражданский иск Москомнаследия к собственнику усадьбы Колесникова‑Саргиных конца XVIII века в центре Москвы. Иск подавался в связи с незаконной реконструкцией усадьбы и, как следствие, ее разрушением.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

2008 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20080723/114750674.html

Памятники советским воинам в Европе

Статья большая, находится на отдельной странице.

Памятники советским воинам в Европе и Прибалтике

Статья большая, находится на отдельной странице.

Памятные моменты Олимпиады-80 в Москве

Статья большая, находится на отдельной странице.

Память апостола и евангелиста Марка в Православной Церкви

Память апостола и евангелиста Марка в Православной Церкви

8 мая (25 апреля по старому стилю) Православная Церковь отмечает память Святого апостола и евангелиста Марка, епископа Александрийского, Аполлониадского, Вавилонского. Это день его мученической кончины.

Святой апостол и евангелист Марк, называемый также Иоанн-Марк, племянник апостола Варнавы, родился в Иерусалиме.

По принятому православною Церковью преданию, Марк был из числа семидесяти учеников Иисуса Христа и сам был очевидцем некоторых событий из Его жизни.

Как говорит церковное предание, в ночь Крестных страданий Христа Марк следовал за Ним, завернувшись в плащ, и убежал от схвативших его воинов.

Из Книги Деяний Апостольских известно, что мать евангелиста Марка – Мария имела в Иерусалиме свой дом, примыкавший к Гефсиманскому саду, в котором Иисус Христос молился перед тем, как был схвачен. После вознесения Господня, во время гонения на христиан этот дом служил местом молитвенных собраний для многих верующих и пристанищем для некоторых из Апостолов. В доме своей матери Святой Марк имел возможность сблизиться с самими Апостолами. Особенно близкие отношения были у него с Апостолом Петром, питавшему к нему отеческую любовь, о чем свидетельствует его послание, в котором называет Марка своим сыном.

Вместе с Павлом и Варнавою святой Марк принял участие в их первом Апостольском путешествии из Антиохии, в качестве ближайшего их помощника для проповеди Евангелия. Он был в приморском городе Селевкии, отсюда отплыл на остров Кипр и прошел его с востока на запад от Саламина до Пафа. Затем святой Марк вернулся в Иерусалим, а затем вместе с апостолом Петром побывал в Риме, откуда по велению Петра отправился в Египет. В Александрии, главном городе Египта, святой Марк основал церковь и был первым ее епископом. Он составил чин Литургии для Александрийских христиан. Здесь он положил начало христианскому училищу, из которого впоследствии вышли такие знаменитые отцы и учители Церкви, как Климент Александрийский, святитель Дионисий, святитель Григорий Чудотворец и другие.

Затем святой Марк с проповедью Евангелия посетил внутренние области Африки, был в Ливии, Нектополе. Посетив еще несколько стран, он вернулся в Рим, застав там апостола Павла, заключенного в тюрьму. Там же, как гласит церковное предание, св. Марк написал свое Евангелие, вошедшее в Новый Завет (ок. 62-63).

Как свидетельствуют древние церковные писатели, Евангелие от Марка является краткой записью проповеди и рассказов апостола Петра. Вернувшись в Александрию, апостол укреплял верующих, противодействуя язычникам, что возбудило их ненависть. Святой Марк, предвидя свой конец, поспешил оставить после себя преемников – епископа Ананию и трех пресвитеров. Вскоре, во время богослужения, язычники напали на апостола, избили его, проволокли по улицам города и бросили в темницу. Ночью ему явился Спаситель и воодушевил его.

Наутро толпа язычников снова повлекла апостола Марка в судилище, но по дороге св. Евангелист скончался со словами: "В руки Твои, Господи, предаю дух мой".

Язычники хотели сжечь тело святого апостола. Но когда развели костер, все померкло, раздался гром, и произошло землетрясение. Язычники в страхе разбежались, а христиане взяли тело святого апостола и погребли его в каменной гробнице.

Над мощами святого Марка в 310 г. была построена церковь, и они оставались в Александрии до IX века. В 820 г., когда в Египте установилась власть арабов-магометан и Христианскую Церковь теснили иноверные, мощи святого перенесли в Венецию и поставили в храме его имени, где они почивают и до сего времени.

Венеция почитает св. апостола своим первым просветителем.

Здесь же хранится весьма древняя рукопись Евангелия от Марка, написанная, на тонком египетском папирусе, по преданию рукою самого Евангелиста. Согласно древней иконографической традиции, св. Марку соответствует символ льва, о котором написано в "Откровении " св. Иоанна Богослова.

2010 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20100508/222944776.html

Память апостола Иакова

Память апостола Иакова

5 ноября (23 октября по старому стилю) Православная церковь празднует память Апостола Иакова, брата Господня по плоти. Он же известен под именем Иакова малого, или меньшего.

Святой апостол Иаков – старший сын Иосифа Обручника от его первого брака с Соломонией и называется братом Господним по плоти, как сын Обручника Богоматери, считавшегося отцом Христа.

С детских лет Иаков был назореем, то есть человеком, давшим обет не пить вина или крепких напитков, не есть пищи, приготовленной из плодов виноградной лозы, и не стричь волосы, посвятив себя Богу и соблюдая строгое воздержание.

По преданию, когда Иисус был отроком, Иосиф Обручник решил разделить свою землю между сыновьями, которых имел от первой жены, и при этом хотел и Христу уделить некоторую часть; но сыновья Иосифа воспротивились этому, и только Иаков принял Христа Иисуса в совместное владение своей долей и за это был назван братом Господним.

В начале земного служения Иисуса Христа сыновья Иосифа не верили в Его Божественную сущность. Позднее, когда Иуда поверил во Христа Спасителя, он по смирению именовал себя лишь братом Иакова. Еще одной причиной, почему именно Иакова называют братом Божиим, было то, что он сопутствовал воплотившемуся Христу, Пречистой Богородице и святому Иосифу, когда они бежали в Египет.

Когда Христос начал учить народ о Царствии Божием, святой Иаков уверовал во Христа и стал вести жизнь еще более строгую и благочестивую, за что Господь его особенно возлюбил. Предание гласит, что в продолжение страстей Христовых апостол Иаков скрывался в одной пещере, в долине Иосафатовой, дав обет не вкушать пищи до тех пор, пока Господь не воскреснет из мертвых, и что Господь, по воскресении Своем, удостоил его Своего особенного явления в этой самой пещере. Видя его праведное житие, Иакова нарекли праведным, и он был причтен к числу семидесяти апостолов.

Святой апостол Иаков составил Божественную литургию, которая легла в основание литургий, составленных святителями Василием Великим и Иоанном Златоустом. Церковь также сохранила Послание апостола, которое под его именем включено в книги Священного Писания Нового Завета.

В 34 года святой Иаков был избран епископом и предстоятелем Иерусалимской Церкви. Святой Иаков председательствовал на Апостольском Соборе в Иерусалиме и слово его было решающим. За тридцать лет епископства апостол многих иудеев обратил в христианство. Недовольные этим книжники и фарисеи замыслили убить святого Иакова.

Когда встал вопрос об Иисусе перед праздником Пасхи, то иудеи просили Иакова сказать с крыши храма Иерусалимского всему народу о распятом Иисусе, что Он – не Мессия, надеясь, что Иаков образумит народ и удержит от новой ереси – так называли христианство иудеи. Но святой апостол начал громко свидетельствовать, что Христос есть Истинный Мессия.

Разгневанные иудеи сбросили апостола Иакова с крыши, но святой Иаков не умер, продолжая молиться о своих мучителях. Тогда его, полуживого, стали побивать камнями до тех пор, пока один из кожевенников не убил Святого ударом валька по голове. Мученическая кончина святителя Иакова произошла около 63 года от Рождества Христова.

Святителя Иакова погребли на месте кончины – впоследствии над его могилою подле храма стоял памятник.

В первые века христианства пещера, где святой постился во время страстей Господних, была обращена в храм. Когда русский паломник Антоний посетил Константинополь в 1200 г., он нашел здесь мощи святого в приделе Халкопратийского храма, а главу – в храме святых апостолов. В настоящее время мощи его, по некоторым данным, находятся в Риме в Церкви 12 апостолов.

В 1853 г. Александрийский Патриарх Иерофей прислал в Москву часть мощей святого апостола Иакова, которая ныне хранится на Старо-Иерусалимском подворье.

Дни памяти Святого апостола Иакова, брата Господня – 5 ноября (23 октября по старому стилю) и 13 января (31 декабря по старому стилю).

2010 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20101105/267129275.html

Память апостола Иуды, брата Господня

Память апостола Иуды, брата Господня

День памяти Святого апостола Иуды Православная церковь отмечает 2 июля (19 июня по ст.ст.) и 12 июля (30 июня по ст.ст.) (Собор 12 апостолов).

Святой апостол Иуда, согласно Библии один из 12 апостолов, был сыном праведного Иосифа Обручника от первой жены. С точностью неизвестно, кто была мать Иуды. Родился он в галилейском городе Назарете.

Святой апостол Иуда имел и другие имена. Евангелист Матфей называет его Леввеем и Фаддеем. Леввей значит "сердечен", Фаддей означает "хвалящий", ибо он прославлял и исповедал Христа и возвестил Евангелие многим народам. В Евангелии от Луки и Деяниях апостол назван Иудой Иаковлевым, что традиционно понималось как Иуда, брат Иакова, а в Деяниях святых апостолов он упоминается под именем Варсавы.

О жизни и деятельности святого Апостола Иуды известно очень немного. Известно, что Иуда согрешил пред Господом своим маловерием. Кроме того, он оказал Христу и небратолюбие, как о том пишется в житии Иакова. В начале земного служения Иисуса Христа сыновья Иосифа, в том числе и Иуда, не верили в Его Божественную сущность. Предание указывает, что, когда праведный Иосиф Обручник, возвратившись из Египта, стал делить между сыновьями принадлежавшую ему землю, он пожелал выделить часть и Христу Спасителю, рожденному от Пречистой Девы Марии. Братья воспротивились этому, и только старший из них, Иаков, принял Иисуса Христа в совместное владение своей долей и за это был назван братом Господним.

Позднее Иуда поверил во Христа Спасителя как ожидаемого Мессию, всем сердцем обратился к Нему и был избран Им в число ближайших 12‑ти учеников. Но, помня свой грех, апостол Иуда считал себя недостойным называться братом Божьим и в своем соборном послании именует себя лишь братом Иакова. В своем послании он называл себя: "Иуда, раб Иисуса Христа, брат Иакова".

После вознесения Иисуса Христа на небо, Апостол Иуда отправился с проповедью Евангелия. По свидетельству церковного историка Никифора, "божественный Иуда, не Искариотский, а иной, которому было двоякое наименование Фаддей и Леввей, сын Иосифа, брат же Иакова, сброшенного с крыши храма иерусалимского, проповедовал Евангелие … ". Он распространял христианскую веру сначала в Иудее, Галилее, Самарии и Идумее, а затем ‑ в странах Аравии, Сирии и Месопотамии и, наконец, пришел в город Эдессу.

Сохранилось известие, что святой апостол Иуда ходил с проповедью в Персию и оттуда написал на греческом языке свое соборное послание, в кратких словах которого заключено много глубоких истин. Оно содержит догматическое учение о Святой Троице, о воплощении Господа Иисуса Христа, о различии Ангелов добрых и злых, о будущем Страшном Суде. В нравственном отношении апостол убеждает верующих беречь себя от плотской нечистоты, быть исправными в своих должностях, молитве, вере и любви, заблудших обращать на путь спасения, охранять себя от учений еретиков. Апостол Иуда учит, что недостаточно только веры во Христа, необходимы еще и добрые дела, свойственные христианскому учению.

Святой апостол Иуда мученически скончался около 80-го года в Армении, в городе Арате, где он был распят на кресте и пронзен стрелами.

Предполагаемая могила Святого апостола Иуды расположена на территории армянского монастыря святого Фаддея на северо-западе Ирана.

2010 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20100702/228249563.html

Память апостола Филиппа

Память апостола Филиппа

В этот день начинается Рождественский пост, поэтому Рождественский пост называют также Филипповым.

Филипп, один из двенадцати апостолов Иисуса Христа, был родом из Вифсаиды – как сообщает Евангелие от Иоанна, из одного города с Андреем и Петром, и призван за ними третьим.

Филипп был глубоким знатоком Священного Писания и, правильно разумея смысл ветхозаветных пророчеств, ожидал прихода Мессии. По призыву Спасителя он пошел за Ним.

В Святом Евангелии также говорится, что именно Филиппа Господь спросил, сколько нужно денег для покупки хлеба пяти тысячам человек; Филипп привел эллинов, желавших увидеть Христа и, наконец, он во время Тайной Вечери расспрашивал Христа о Боге Отце.

После Вознесения Господа апостол Филипп проповедовал Слово Божие в Галилее, сопровождая проповедь чудесами. Так, он воскресил младенца, умершего на руках у матери.

Из Галилеи он направился в Грецию и проповедовал среди переселившихся туда иудеев. Некоторые из них сообщили в Иерусалим о проповеди Филиппа и за ним были посланы книжники во главе с первосвященником. Когда они стали хулить Господа и набросились на апостола, их внезапно поразила слепота. Однако по молитве Филиппа все прозрели, и, видя это чудо, многие уверовали во Христа.

Из Эллады апостол Филипп отправился в Парфы, а затем в город Азот, где исцелил больные глаза дочери местного жителя Никоклида, принявшего его в свой дом и затем крестившегося со всем семейством.

Из Азота Филипп отправился в Иераполь Сирийский. Здесь апостол исцелил высохшую руку пытавшегося его ударить начальника города Аристарха, а также воскресил умершего отрока. Видя эти чудеса, многие раскаялись и приняли святое Крещение.

Затем апостол прошел Сирию, Малую Азию, Лидию, Мисию, всюду проповедуя Евангелие и перенося страдания. Его и сопутствовавшую ему сестру Мариамну побивали камнями, заточали в темницы, изгоняли из селений.

В Фригии Филипп силой молитвы умертвил ехидну и исцелил многих укушенных змеями. В числе исцеленных была жена правителя города Анфипата, принявшая христианство. Узнав об этом, правитель Анфипат приказал схватить Филиппа, его сестру и пришедшего с ними апостола Варфоломея. По наущению языческих жрецов храма ехидны Анфипат приказал распять святых апостолов.

В это время началось землетрясение, и всех присутствовавших на судилище засыпало землей.

Висящий на кресте апостол Филипп молился о спасении распявших его. И, видя происходившее, народ уверовал во Христа и стал требовать снятия апостолов с креста. Варфоломей, снятый с креста, был еще жив и, получив освобождение, крестил всех уверовавших. Апостол же Филипп, молитвами которого все, кроме Анфипата и жрецов, остались живы, скончался на кресте.

Сестра его Мариамна погребла его тело и вместе с апостолом Варфоломеем направилась с проповедью в Армению, где апостол Варфоломей был распят, Мариамна же проповедовала до своей кончины в Ликаонии.

Согласно Клименту Александрийскому и Евсевию Кесарийскому, Филипп был женат и имел дочерей.

Изображение святого апостола Филиппа. Царские врата. XV-XVI вв. Северные письма.

Изображение святого апостола Филиппа. Царские врата. XV-XVI вв. Северные письма.

2010 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20101127/278452101.html

Память апостолов Варфоломея и Варнавы в Православной Церкви

Статья большая, находится на отдельной странице.

Память Благоверного князя Даниила Московского

Память Благоверного князя Даниила Московского

17 (4 по старому стилю) марта Православная Церковь чтит память Святого благоверного князя Даниила Московского.

Князь Даниил родился в 1261 году во Владимире. Он был четвертым, самым младшим сыном Александра Невского. Мать его Васса у окрестных жителей почиталась праведной.

В два года Даниил остался без отца. В 1272 году ему, как самому младшему, досталось в наследство в то время незавидное и небогатое княжество Московское, которое возмужавший благоверный князь Даниил укрепил и увеличил, но не путем неправды и насилия, а милосердием и миролюбием. Он старался все вопросы улаживать без кровопролития. В то время на Руси постоянными были междоусобицы между удельными князьями. И часто благодаря благоверному князю Даниилу удавалось предотвратить кровопролитие.

Так, в 1282 году он поддержал князя Андрея в борьбе за власть во Владимире, в котором княжил в то время их брат Дмитрий. Но когда войска уже подошли к городу, он убедил братьев решить все миром и не проливать кровь.

В 1292 году князь Андрей в союзе с татарами разграбил десятки городов. Когда их войско подошло к Москве, Даниил понял, что не сможет победить их и, чтобы не лить зря ничью кровь, просто пустил их в город, хоть ему и горько было смотреть на их бесчинства.

Наконец, в 1301 году, на съезде князей в Дмитрове, Даниил убедил всех братьев заключить мир.

В 1300 году, когда рязанский князь Константин Романович, призвав на помощь татар, занимался тайными приготовлениями к внезапному нападению на земли Московского княжества, преподобный Даниил пошел с войском к Рязани, разбил вражеские войска и взял в плен Константина. Но, вопреки тогдашним обычаям, Даниил не стал отбирать у Константина его княжество (лишь забрал в назидание город Коломну), не стал и требовать от него дорогой выкуп, а самого князя принимал скорее как гостя, чем как пленника.

В 1302 году Московское княжество увеличилось за счет мирного присоединения Переяславского княжества (бездетный племянник Даниила, князь Иоанн Димитриевич Переяславский, после своей смерти завещал ему свое княжество).

Переяславская земля вместе с Дмитровом была после Ростова первой как по числу жителей, так и по крепости главного города. Переяславль-Залесский был хорошо защищен со всех сторон. Однако князь Даниил не стал переносить столицу княжества в более сильный и значительный по тому времени Переяславль. Это присоединение выдвинуло Московское княжество в число наиболее значительных; стало было началом объединения Русской земли в единую мощную державу.

В 1303 году святой Даниил тяжело заболел. Незадолго до смерти он принял великую схиму и завещал похоронить себя в построенном им на берегу Москвы-реки Даниловом монастыре, названном так в честь Даниила Столпника.

4 (17) марта 1303 года князь Даниил скончался и был похоронен на кладбище при Даниловском монастыре, где хоронили монахов (по глубокому своему смирению князь хотел быть погребенным не в церкви, а на общем монастырском кладбище).

Однако через некоторое время монастырь обнищал и пришел в упадок и все забыли о могиле князя Даниила.

В 1330 году Даниловская обитель была переведена в Кремль, церковь превращена в приходскую, а кладбище стало мирским.

По преданию, во времена великого князя Иоанна III (1462 – 1505), преподобный Даниил напомнил о себе забывчивым потомкам, явившись юноше из окружения великого князя, которому сказал: "Не бойся меня – я христианин и господин сего места, имя мое Даниил, князь Московский, по воле Божией я положен здесь. Скажи от меня великому князю Иоанну: сам ты утешаешь себя, а меня забыл, но не забыл меня Бог".

С того времени великий князь установил петь соборные панихиды по родственникам ‑ князьям. Также летописцы утверждают, что во времена царя Иоанна Грозного при гробе преподобного Даниила исцелился умирающий сын коломенского купца. Царь, пораженный чудом, возобновил древний Данилов монастырь и установил ежегодно совершать митрополиту со священным собором крестный ход к месту погребения благоверного князя и служить там панихиды.

В 1652 году князь Даниил был прославлен обретением святых нетленных мощей, которые 12 сентября (30 августа по старому стилю) были перенесены в храм во имя святых Отец семи Вселенских Соборов обители святого Даниила, где и находятся по сей день.

В этот день церковь празднует обретение мощей святого благоверного князя Даниила Московского.

В 1791 году выдающимся церковным деятелем и духовным писателем, митрополитом Московским Платоном (Левшиным) было составлено "Житие преподобного отца нашего Даниила, Великого князя Московского".

В 1988 году, в память 1000-летия Крещения Руси, Священным Синодом Русской Православной Церкви был учрежден Орден святого Даниила трех степеней, которым награждаются как духовные, так и светские лица.

2010 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20100317/209659571.html

Память благоверного князя Димитрия Донского

Память благоверного князя Димитрия Донского

Благоверный Великий князь Димитрий Донской, сын князя Иоанна Красного и княгини Александры, внук Иоанна Калиты, родился 25 октября 1350 г. в Москве и воспитывался под руководством святителя Московского Алексия. В воспитании князя святителю много содействовал преподобный Сергий Радонежский.

После смерти отца Димитрий отправился в Орду и получил от хана разрешение наследовать отцовское княжение.

В 12‑летнем возрасте заняв великокняжеский престол, он посвятил себя делу объединения русских земель под главенством великих князей московских и освобождению Руси от татаро-монгольского ига.

Князь был крепок, высок, плечист и грузен, имел черную бороду и волосы, притягательный взгляд. Житие сообщает, что Димитрий отличался благочестием, незлобивостью и целомудрием.

При нем в 1367 г. был построен первый каменный кремль в Москве, в 1368 и 1370 гг. его войска отразили нападения на Москву литовского князя Ольгерда. Во время войны с Тверью Димитрий Донской в 1375 г. принудил тверского князя к признанию своего старшинства и союзу в борьбе с Золотой Ордой.

В 1376 г. Московское княжество утвердило свое влияние в Болгарии Волжско-Камской, в 1378 г. его рать разбила под Скорнищевом рязанского князя. Димитрий Донской первым из московских князей возглавил вооруженную борьбу народа против татар: в 1378 г. на реке Вожа было разгромлено татарское войско Бегича.

На все свои деяния великий князь получал благословение Церкви. Собирая силы для решающего сражения с полчищами Мамая, святой Димитрий посетил обитель Живоначальной Троицы и поведал преподобному Сергию о своих сомнениях ввиду малочисленности своих дружин (в сравнении с войском мамаевым). Преподобный вознес молитвы к Богу и благословил князя, предсказав победу его христианскому воинству. Старец воодушевил князя и его ратников, направив им в помощь двух Троицких схимников – Александра (Пересвета) и Андрея (Ослябю).

Битва произошла на Куликовом поле, между реками Доном и Непрядвой, в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы 21 сентября 1380 г. Перед выступлением русских против татар были открыты во Владимире мощи святого благоверного князя Александра Невского.

Димитрий Иоаннович узнал об этом еще до битвы и был укреплен незримой помощью от своего великого предка. Битва началась поединком монаха Александра Пересвета, который принял вызов на бой татарского богатыря Челубея. Воины сошлись и упали замертво. Великий князь участвовал в сражении наравне с простыми ратниками.

Вступление в сражение засадного русского полка под командованием воеводы Димитрия Боброка и князя Владимира Храброго решило исход битвы. Татары бежали, побросав обозы.

За эту победу великий князь Димитрий стал именоваться Донским. В благодарность Богу и Пресвятой Богородице святой Димитрий устроил Успенский монастырь на реке Дубенке и создал храм Рождества Пресвятой Богородицы на могилах павших воинов. Тогда же в Троицкой обители святой князь начал всенародное поминовение убиенных воинов (так возникла Димитриевская родительская суббота).

С именем князя Димитрия Донского связано также строительство Голутвинской обители, московской церкви Всех Святых на Кулишках и каменного Успенского собора Симонова монастыря.

После великой победы князя ждали тяжелые испытания. Летом 1382 г. новый татарский хан Тохтамыш с несметным войском двинулся на Москву, разоряя русские земли, и фактически уничтожил столицу. Татары убивали всех подряд, грабили церкви, оскверняли алтари, жгли книги: сокровищница княжеская была расхищена. Возобновились и внутренние междоусобицы ‑ старая вражда с Тверью и Рязанью. Лишь преподобному Сергию Радонежскому удалось убедить князя Олега Рязанского заключить мир с Москвой.

В княжение Димитрия Донского Москва утвердила свое руководящее положение в русских землях. Димитрий Донской впервые передал великое княжение сыну Василию I без санкции Золотой Орды.

Перед смертью великий князь составил духовное завещание, заповедав своим детям чтить их мать – великую княгиню Евдокию (в иночестве Евфросинья; причислена к лику святых), а боярам жить по заповедям Божиим, утверждая мир и любовь.

Димитрий умер рано 19 мая 1389 г., ему было 39 лет. Он был погребен в Архангельском соборе в Москве. Канонизирован Русской православной церковью в 1988 г.

Икона Святые Сергий Радонежский и Дмитрий Донской. Архив

Икона Святые Сергий Радонежский и Дмитрий Донской. Архив

2010 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20100601/241036624.html

Память благоверного князя Феодора Смоленского и чад его

Память благоверного князя Феодора Смоленского и чад его

Святой благоверный князь Феодор по прозванию Черный был сыном смоленского князя Ростислава Мстиславовича. Он родился около 1237-1239 гг. и, по свидетельству иеромонаха Антония, составившего житие князя, с юных лет отличался смирением, строгой нравственностью и благочестием. Детство его прошло в Можайске, здесь учился он Священному Писанию, церковной службе и воинскому искусству.

После смерти отца старшие братья Гле6 и Михаил поделили между собой земли, выделив младшему Феодору маленький Можайск, который был тогда еще очень бедным и малонаселенным городком с небольшой округой и прилежащими селами. Феодор принял удел, по выражению составителя его жития, безропотно и в короткое время сумел сделать его и людным и богатым, чем заслужил любовь народа.

В 1260 г. святой князь Феодор женился на Марии Васильевне, дочери святого благоверного князя Василия Ярославского, и стал князем Ярославским. У них родился сын Михаил. По смерти же брата своего Михаила наследовал он и Смоленское княжение.

В 1277 г. князь участвовал и отличился ратными подвигами в осетинском походе, чем вызвал к себе особенное расположение хана Менгу-Темира, почтительно относившегося к православной церкви.

Три года пробыл святой Феодор в Орде, а когда вернулся на Русь, оказалось, что его супруга Мария умерла, в городе правила теща княгиня Ксения с внуком Михаилом. Ярославцы не приняли вернувшегося из Орды князя, и Феодор вынужден был вернуться в Орду.

Царица, жена хана Менгу-Темира, которую пленили мужественная красота и ум князя, пожелала выдать за него свою дочь. Хан долго не соглашался на этот брак, считая русских князей своими подданными. Выдать дочь за русского князя значило признать за ним равное достоинство. И еще важнее: это значило для хана признать превосходство Православия, потому что прежде венчания нужно было, чтобы татарская царевна приняла святое Крещение. Но через некоторое время хан дал согласие на крещение дочери и ее брак с Феодором, слишком важен для него был союз с Русью.

Князь Федор женился на дочери хана, нареченной в крещении Анной. Такой брак имел для Руси большое значение. Здесь же, в Орде, у св. князя Феодора родились сыновья - Давид и Константин. Как и их отец, они вели богоугодную жизнь и совершали подвиги молитвы, поста и благочестия.

Огромное влияние, которое святой приобрел в Орде, он использовал во славу Русской земли и русской церкви. Он построил в Орде несколько храмов. Православие все более укреплялось среди татар, ордынцы усваивали русские обычаи, нравы и благочестие. Русские купцы, зодчие, мастера несли русскую культуру на берега Дона, Волги, Урала и дальше до самой Монголии. Так начиналось великое миссионерское движение Русской Церкви на Восток.

В 1290 г., после смерти первого сына, князя Михаила, св. Феодор с семьей возвратился в Ярославль, где стал ревностно заботиться об усилении и благоустройстве города и княжества, о благе своих соотечественников. Он построил много храмов, снабдил их утварью. Святой князь Феодор княжил в своем городе Ярославле благочестиво и богоугодно до глубокой старости.

В 1297 г. святой Феодор ходил походом к Смоленску восстановить свои законные права на Смоленское княжение, захваченное его племянником. Но взять город и стать снова Смоленским князем ему не довелось. Вскоре после того похода князь занемог.

18 сентября 1299 г. в Преображенском монастыре в Ярославле князь Федор принял монашеское пострижение, 19 сентября он скончался. Св. Федор был погребен в храме Преображения Господня. После него в Ярославле правил его сын - святой Давид, который скончался в 1321 г., второй из его младших сыновей, святой Константин, видимо, почил ранее, год его кончины в летописях не значится. Тела сыновей, согласно их воле, были положены возле тела их отца, в склепе под сводами храма, не в земле, а поверх ее в гробницах.

Церковное почитание святого князя Феодора в Ярославской земле началось вскоре после его смерти. 5 марта 1463 г. в Ярославле были обретены нетленные мощи святых князей Феодора и чад его Давида и Константина, которые прославились чудесами. Ныне они покоятся в одной раке в Феодоровском кафедральном соборе города Ярославля.

Вскоре после обретения мощей, по благословению митрополита Московского и всея Руси Филиппа I, иеромонахом Ярославского Спасского монастыря Антонием было написано "Житие святого князя Феодора Черного". Другая редакция "Жития" была написана Андреем Юрьевым в Кирилло‑Белозерском монастыре. Третье, наиболее подробное "Житие святого Феодора" вошло в "Книгу степенную царского родословия", составленную при царе Иоанне Грозном и митрополите Макарии.

Русский народ сложил о святом князе Феодоре духовные песни, в которых прославляются благочестие и правосудие, милосердие и благотворительность святого, его забота о строительстве и украшении храмов.

2010 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20101002/273128240.html

Память Великомученика и целителя Пантелеимона

Статья большая, находится на отдельной странице.

Память ветхозаветного Кивота в Армянской Апостольской Церкви

Память ветхозаветного Кивота в Армянской Апостольской Церкви

В субботу перед днем Преображения Господня Армянская Апостольская Церковь отмечает память ветхозаветного Кивота и праздник Новой святой Церкви. В 2010 г. этот день приходится на 10 июля.

Ветхозаветный Кивот, иначе Ковчег Завета, – святыня еврейского народа. В Библии он описывается как познаваемое присутствие Всевышнего и реальный символ завета, заключенного Богом с народом Израиля. В Ковчеге Завета хранились скрижали с десятью заповедями, данными Богом вождю израильтян Моисею на горе Синай. Скрижали являлись откровением Господа, выражением Его воли, поэтому Кивот назывался и ковчегом откровения. Царь-пророк Давид перенес Ковчег Завета в Иерусалим.

Сын Давида царь Соломон построил Иерусалимский храм и поместил Ковчег в святая святых. Ковчег пропал при разрушении Иерусалима вавилонянами в VI в. до Рождества Христова. Предполагают, что он был сожжен вместе с храмом. По преданию, Ковчег спас и спрятал в горах пророк Иеремия. В христианском календаре праздник Кивота не носит отдельной смысловой нагрузки, а символизирует взаимодополняемость Ветхого и Нового Заветов.

Ветхозаветный Кивот – символ Новой Святой Церкви.

2010 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20100710/233132949.html

Память Воскрешения Лазаря в Армянской Апостольской Церкви

Память Воскрешения Лазаря в Армянской Апостольской Церкви

В субботу перед Цахказардом, праздником Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье) Армянская Апостольская Церковь отмечает День Памяти Воскрешения праведного Лазаря. В 2010 г. этот день приходится на 27 марта.

Вместе со своими сестрами Марфой и Марией Лазарь жил в селе Вифании у Иерусалима. Узнав о смерти друга, Иисус отправился туда, подошел к гробнице, куда было положено тело Лазаря, велел отодвинуть каменную плиту, и обратился к Марфе – старшей сестре умершего: «Не сказал ли я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?» Иисус возвел очи к небу и сказал: «Отче! Благодарю Тебя, что ты услышал Меня. Я и знал, что ты всегда услышишь меня, но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что ты послал меня».

Сказав это, он воззвал громким голосом: «Лазарь! Иди вон». И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лицо его обвязано было платком. Иисус сказал им: «Развяжите его, пусть идет». Тогда многие из иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в него.

Евангелия ничего не сообщают о дальнейшей судьбе Лазаря, кроме того, что Христос гостил в его доме перед тем как идти в Иерусалим на свою последнюю Пасху. Согласно апокрифам, Лазарь прожил еще 30 лет и умер на Кипре, где возглавлял Кипрскую церковь.

Материал подготовлен на оснглве информации открытых источников

2010 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20100327/213702882.html

Память Воскрешения праведного Лазаря в Армянской Церкви

Память Воскрешения праведного Лазаря в Армянской Церкви

Воскрешение праведного Лазаря вспоминается Армянской Апостольской Церковью в субботу шестой недели - в 41‑й день Великого поста - "Лазареву субботу".

В 2011 году эта дата приходится на 16 апреля.

О Воскрешении праведного Лазаря повествует Евангелие от Иоанна (Иоан. 11:1‑46). Вместе со своими сестрами Марфой и Марией Лазарь жил в селе Вифании у Иерусалима. Во время Своей земной жизни Иисус Христос часто посещал дом Лазаря, которого очень любил и называл Своим другом. Узнав о смерти друга, Иисус отправился туда, подошел к гробнице, куда было положено тело Лазаря, велел отодвинуть каменную плиту и обратился к Марфе ‑ старшей сестре умершего: "Не сказал ли я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?" Иисус возвел очи к небу и сказал: "Отче! Благодарю Тебя, что ты услышал Меня. Я и знал, что ты всегда услышишь меня, но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что ты послал меня". Сказав это, он воззвал громким голосом: "Лазарь! Иди вон". И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лицо его обвязано было платком. Иисус сказал им: "Развяжите его, пусть идет". Тогда многие из иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в него.

После воскрешения святой Лазарь жил еще 30 лет, епископствовал на острове Кипр, где распространял христианство. Святые мощи епископа Лазаря были обретены в Китии, в мраморном ковчеге. Византийский император Лев Мудрый (886‑911) повелел перенести их в Константинополь и положить в храме во имя Праведного Лазаря.

2011 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20110416/354556554.html

Память Иоанна Лествичника

Память Иоанна Лествичника

В четвертую неделю Великого поста в Русской Православной Церкви вспоминается Иоанн Лествичник. В 2010 году этот день выпадает на 14 марта.

Церковь почитает его как великого подвижника и как автора самой известной книге о духовной жизни, об оставлении страстей, о монашеской жизни, которая носит имя "Лествица". Отсюда и пошло его второе имя - Лествичник.

Ф.М. Достоевский зачитывался "Лествицей" и считал ее наиболее совершенной энциклопедией души человека. При работе над "Бесами" и "Братьями Карамазовыми" "Лествица" была среди его настольных книг.

Преподобный Иоанн Лествичник почитается Святой Церковью как великий подвижник и автор замечательного духовного творения, называемого "Лествицей", поэтому преподобный и получил прозвание Лествичника.

Иоанн Лествичник родился в семье святых, прославленных впоследствии Ксенофота и Марии, и когда ему было всего 16 лет, ушел в монастырь. Когда умер его наставник, Иоанн ушел в пустыню и провел там один, не говоря ни с кем, не видя людей, молясь целыми днями 40 лет.

В возрасте 75 лет Иоанн стал игуменом Синайской обители. После четырех лет управления монастырем снова удалился в уединение и в возрасте 80 лет мирно отошел ко Господу.

Церковь предлагает нам образ святого Иоанна как образец для подражания на пути поста. Из его жития известно, что он ел все, что было позволено монашеским уставом, не налагая на себя исключительных запретов, чтобы не получить повода к тщеславию. Но при этом он был столь воздержан в количестве пищи, что укреплял тело только самым необходимым для продолжения трудов. То же касается и бдения: он не проводил ночей без сна, хотя спал не более того, сколько следует для поддержания сил, чтобы непрестанным бодрствованием не погубить ума. Главное же - не уничтожить плодов поста гордостью.

У преподобного Иоанна был ученик, инок Моисей. Однажды наставник приказал ему наносить в сад земли для грядок. День был жаркий, инок устал и прилег отдохнуть под тенью большого утеса. В это время преподобный Иоанн Лествичник находился в своей келлии и отдыхал после молитв. Внезапно ему явился муж почтенного вида и, разбудив святого, с упреком сказал: "Почему ты, Иоанн, спокойно отдыхаешь здесь, а Моисей находится в опасности?" Преподобный Иоанн тотчас стал молиться за своего ученика. Вечером, когда инок возвратился, преподобный спросил, не случилось ли с ним что-либо плохое. Инок ответил: "Нет, но я подвергся большой опасности. Меня едва не раздавил большой обломок камня, оторвавшийся от утеса, под которым я в полдень уснул. К счастью, мне представилось во сне, что ты зовешь меня, я вскочил и бросился бежать, а в это время с шумом упал огромный камень на то самое место, с которого я убежал..."

Когда преподобный Иоанн управлял монастырем, игумен Раифский от лица всех иноков своей обители попросил преподобного Иоанна составить некое руководство по духовному совершенствоваиню, «как бы лествицу утверждену, которая желающих возводит до Небесных врат...".

Сначала преподобный Иоанн смутился, но затем из послушания приступил к исполнению просьбы. Так была написана знаменитая «Лествица». В переводе со старославянского это значит «лестница». Происхождение названия преподобный объяснил следующим образом: "Соорудил я лествицу восхождения... от земного во святая... соорудил лествицу из 30 степеней, по которой, достигнув Господня возраста, окажемся праведными и безопасными от падения".

"Цель этого творения - научить, что достижение спасения требует от человека нелегкого самоотвержения и усиленных подвигов", - писал преподобный Иоанн.

2010 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20100314/213824087.html

Память мироносицы равноапостольной Марии Магдалины

Память мироносицы равноапостольной Марии Магдалины

Святая равноапостольная Мария Магдалина, одна из жен‑мироносиц, которая удостоилась первой из людей увидеть Воскресшего Господа Иисуса Христа, родилась и выросла в городе Магдала на берегу Геннисаретского озера, откуда и получила свое прозвище. Евангелие ничего не повествует о юных годах Марии, но Предание сообщает, что Мария из Магдалы была молода, красива, вела грешную жизнь и с юности страдала тяжким недугом ‑ беснованием.

В Евангелии говорится, что Господь изгнал из Марии семь бесов. Через болезнь Марии Магдалины явилась слава Божия, сама же она обрела великую добродетель всецелого упования на волю Божию и ничем не колеблемую преданность Господу Иисусу Христу. С момента исцеления Мария начала новую жизнь, стала верной ученицей Спасителя.

Евангелие повествует, что Мария Магдалина следовала за Христом вместе с другими женами, исцеленными Господом, проявляя трогательную заботу о Нем.

Очевидно, ее вместе с другими женщинами имеет в виду евангелист Лука, рассказывая, что в момент шествия Христа на Голгофу, когда после бичевания Он нес на Себе тяжелый Крест, изнемогая под его тяжестью, женщины шли за Ним, плача и рыдая, а Он утешал их. Евангелие повествует, что Мария Магдалина находилась и на Голгофе в момент распятия Господа. Когда все ученики Спасителя разбежались, она оставалась у Креста вместе с Богородицей и апостолом Иоанном.

Святая Мария Магдалина сопровождала Пречистое Тело Господа Иисуса Христа при перенесении Его ко гробу в саду праведного Иосифа Аримафейского, была при Его погребении.

Служа Господу во время Его земной жизни, она желала послужить Ему и после смерти, воздав последние почести Его Телу, умастив его, по обычаю евреев, миром и ароматами.

Воскресший Христос послал святую Марию с вестью от Него к ученикам, и она, вбежав в дом, где еще пребывали в смятении апостолы, возвестила им радостную весть: "Видела Господа!" Так Мария стала первой в мире благовестницей о воскресении Иисуса Христа. Как первая благовестница Христова воскресения, святая Мария Магдалина признана Церковью равноапостольной.

По преданию, когда апостолы разошлись из Иерусалима на проповедь во все концы мира, то вместе с ними пошла на проповедь и Мария Магдалина. Она оставила родной край и отправилась с проповедью в Рим. Везде она возвещала людям о Христе и Его учении, а когда многие не верили, что Христос воскрес, она повторяла им тоже, что сказала в светлое утро Воскресения апостолам: "Я видела Господа". С этой проповедью она обошла всю Италию.

Cвятая Мария Магдалина дерзнула прийти с этой вестью к самому римскому императору Тиверию (14-37). Так как к императору не принято было приходить без подарков, а Мария ничего не имела, она пришла с простым куриным яйцом. Когда Мария стала говорить Тиверию о том, что Иисус Христос вырвался из смертельных оков и воскрес, император только рассмеялся: "Это также невозможно, как твоему белому яйцу превратиться в красное". И не успел Тиверий закончить фразу, как яйцо в руках Марии Магдалине стало совершенно красным.

С этим поступком святой Марии Магдалины связывают пасхальный обычай дарить друг другу красные яйца (яйцо, символ таинственной жизни, выражает веру в грядущее общее Воскресение).

По Церковному преданию, Мария Магдалина пробыла в Риме до прибытия туда апостола Павла и еще два года спустя после отбытия его из Рима после первого суда над ним. Из Рима святая Мария Магдалина уже в преклонном возрасте переселилась в Ефес (Малая Азия), где неустанно трудился святой апостол и евангелист Иоанн Богослов, который с ее слов написал 20-ю главу своего Евангелия.

В Ефесе, по преданию церкви, святая Мария Магдалина скончалась и была погребена. Ее святые мощи были в IХ веке перенесены из Ефеса в столицу Византийской империи ‑ Константинополь и положены в храме монастыря во имя святого Лазаря.

В эпоху крестовых походов они были перенесены в Италию и положены в Риме под алтарем Латеранского собора. Часть мощей Марии Магдалины находится во Франции в Проваже близ Марселя, где также воздвигнут храм, посвященный святой Марии Магдалине. Части святых мощей равноапостольной Марии Магдалины хранятся в различных монастырях Святой Горы Афон и в Иерусалиме. Многочисленные паломники, посещающие эти святые места, благоговейно поклоняются ее святым мощам.

2011 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20110804/410918606.html

Память мученика Иоанна Воина

Память мученика Иоанна Воина

Святой мученик Иоанн Воин, по происхождению славянин, жил в IV в. Он служил в войске римского императора Юлиана Отступника (361-363), родного племянника императора Константина Великого, и вместе с другими воинами был послан убивать христиан. Юлиан желал ослабить христианство и восстановить в Римской империи угасавшее язычество, прибегая сначала к хитрости, а затем перешел и к насильственным мерам.

Возглавивший по поручению императора отряд воинов святой Иоанн на самом деле тайно оказывал христианам немалую помощь. Будучи сам христианином, он укрывал единоверцев, помогал им деньгами, пищей и одеждой, а христиан, заключенных в темницы, посещал и утешал словом любви, сочувствия и одобрения.

Святой Иоанн оказывал милосердие не только христианам, но и всем бедствующим и требующим помощи: посещал больных, утешал скорбящих. Узнав об этом, Юлиан велел привести Иоанна в Константинополь, чтобы предать суду и казни.

По дороге стражники обращались со Святым Иоанном как с государственным преступником, избивали его и морили голодом. Когда святого привели в столицу, Юлиан Отступник был в походе против персов, и святой Иоанн был заключен в темницу до его возвращения. В течение нескольких месяцев он был закован в тяжелые цепи и претерпел немало лишений.

После того как в 363 г. Юлиан был убит на войне с персами, святой мученик Иоанн Воин был освобожден по приказу нового императора-христианина Иовиана и посвятил остальную жизнь служению Богу и людям. Все свое имущество он употребил на пользу бедным, больным и страждущим, которые находили в святом Иоанне истинного утешителя и помощника.

Он жил вместе с ними на окраине города Константинополя и перед смертью завещал похоронить себя на кладбище, где лежали нищие и бездомные. Скончался Иоанн в глубокой старости, но год кончины точно не известен. После его смерти люди приходили на его могилу, просили помощи и заступничества и получали их.

Со временем место его погребения было забыто. Однажды он явился одной благочестивой женщине и указал место своего упокоения. Обретенные мощи, наделенные даром исцеления, были перенесены в церковь апостола Иоанна Богослова в Константинополе.

На Руси имя святого мученика Иоанна Воина известно с давних пор. Особенно широко почитание святого Иоанна Воина было распространено в Малороссии. Он почитается как защитник обиженных, страждущих и покровитель воинов. По молитвам святого также обличаются воры и находятся украденные и утерянные вещи.

На иконах Иоанн Воин изображается с непокрытой головой. Его лик обрамлен темными волосами и бородой. Он облачен в тельник, штаны, ноговцы, чешуйчатые доспехи (это намекает на то, что святой был конным воином) и плащ. Тремя непременными атрибутами Иоанна Воина являются крест (вера, пронесенная через все испытания), копьё (сила, данная Всевышним во имя войны со грехом и неверием) и щит (Господня защита от любых напастей).

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

2010 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20100812/247601097.html

Память мучеников благоверных князей Бориса и Глеба

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница