Приглашаем посетить сайт

Философия (philosophy.niv.ru)

Энциклопедия ньюсмейкеров (справки по новостным сюжетам, 2015 год)
Статьи на букву "О" (часть 4, "ОБЛ"-"ОБС")

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "О" (часть 4, "ОБЛ"-"ОБС")

Обладатели титула "Человек года" по версии журнала Time в 1998-2012 гг

Статья большая, находится на отдельной странице.

Обладатели титула "Человек года" по версии журнала Time в 2000-2014 гг

Статья большая, находится на отдельной странице.

Обмен Луиса Корвалана на диссидента Владимира Буковского

Статья большая, находится на отдельной странице.

Обмен советского разведчика Абеля на летчика из США Пауэрса

Статья большая, находится на отдельной странице.

Оборона Ленинграда в ходе Великой Отечественной войны

Статья большая, находится на отдельной странице.

Оборона Порт-Артура

Статья большая, находится на отдельной странице.

Оборона Севастополя в годы Великой Отечественной войны

Статья большая, находится на отдельной странице.

Оборудование в школах для детей-инвалидов

Статья большая, находится на отдельной странице.

Обострение отношений между Турцией и Сирией: хроника конфликта

Статья большая, находится на отдельной странице.

Обострение ситуации вокруг Северной Кореи весной 2013 года

Статья большая, находится на отдельной странице.

Образование Киргизской (Казахской) АССР

Образование Киргизской (Казахской) АССР

22 сентября 1920 г. новый декрет ВЦИК дополнительно ввел в состав Киргизской (Казахской) АССР Оренбургскую губернию, а город Оренбург стал столицей республики.

В ходе национально-государственного размежевания республик Средней Азии (1924 г.) определилась государственная граница КАССР и РСФСР. В результате национально-государственного размежевания территория Казахстана увеличилась почти на 700 тысяч квадратных километров, т.е. на одну треть, а население – на 1, 468 млн человек.

До революции казахов называли киргизами или же киргизкайсаками, а киргизов – кара-киргизами. Киргизами казахов продолжали называть и в первые годы советской власти, поэтому и республика первоначально называлась Киргизской. В 1925 г. на V Всеказахстанском съезде Советов ее переименовали в Казахскую.

Столица была перенесена в 1925 г. из Оренбурга в Кзыл-Орду, а в 1929 г. столицей Казахской АССР стал город Алма-Ата. В 1936 г. согласно Конституции СССР, принятой на VIII Всесоюзном съезде Советов 5 декабря, Казахская АССР была преобразована в союзную республику – Казахскую ССР.

Казахстан в 1920-е гг. оставался в основном сельскохозяйственным районом, с преобладанием животноводчества. В период индустриализации стало развиваться промышленное и железнодорожное строительство.

Однако методы "социалистической индустриализации" имели и свои трагические последствия. Кампания по коллективизации в 1930-х гг. вызвала голод в Казахстане, часть казахов ушла со стадами в Китай и соседние среднеазиатские страны.

К началу 1940-х гг. Казахстан превратился в один из важнейших районов добычи угля и нефти, производства цветных металлов.

В годы Великой Отечественной войны Казахстан был одним из основных тылов Советского Союза: сюда были переброшены десятки заводов из Украины, Белоруссии, центра России, здесь создавалась боевая техника, и формировались военные подразделения.

Из-за острого дефицита зерна в войну началась распашка степных пастбищ, которая в начале 1950-х гг. переросла в общесоюзную кампанию "освоения целинных и залежных земель". Население Казахстан пополнилось сотнями тысяч переселенцев из разоренных войной русских, украинских и белорусских сёл и городов, а также за счет высланных репрессированных советских немцев, народов Кавказа и Крыма. Работы в области ядерного и ракетного оружия в СССР привели к созданию на территории Казахстана Семипалатинского ядерного полигона и космодрома Байконур.

К началу 1980-х гг. Казахстан превратился в развитое промышленно‑аграрное государство.

25 октября 1991 г. Верховный Совет республики принял Декларацию о государственном суверенитете Казахской ССР.

1 декабря 1991 г. состоялись всенародные выборы первого в истории Казахстана президента республики: в результате демократического волеизъявления народа им стал Нурсултан Назарбаев.

28 января 1993 г. Верховный Совет республики принял Конституцию независимого Казахстана, служащую фундаментом создания правового государства, гарантом становления ее государственности, обеспечения независимости, успешного продвижения по пути экономического, культурного и научно-технического прогресса.

(Военная энциклопедия. Председатель Главной редакционной комиссии С.Б. Иванов. Воениздат. Москва. в 8 томах -2004 г.г. ISBN 5 – 203 01875 – 8)

В августе 1995 г., когда сформировались основные государственные и политические структуры, была принята новая Конституция, согласно которой республика Казахстан – унитарное государство с президентской формой правления. Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы.

2010 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20100826/268778594.html

Обрезание Господне

Обрезание Господне

Русская Православная Церковь 14 января отмечает праздник Обрезания Господня. Евангельское предание гласит, что на восьмой день после Рождения Христос, по ветхозаветному закону, принял иудейский обряд обрезания, который был установлен для всех младенцев мужского пола в знак завета Бога с праотцом Авраамом и его потомками.

В иудейском понимании кровь священна, так как "кровь есть душа", а кровь, текущая из органа, дающего жизнь, означает посвящение Богу жизни, принятой как дар.

Обрезание для древних иудеев определяло принадлежность к Богоизбранному народу. Необрезанный не был посвящен Единому Богу, Творцу и Создателю всех, считался иноверным, недостойным приносить Богу жертву, недостойным к Нему обращаться.

При совершении этого обряда Божественному Младенцу было дано имя Иисус (Спаситель), возвещенное Архангелом Гавриилом еще в день Благовещения Деве Марии.

По толкованию отцов Церкви, Господь принял обрезание, чтобы показать людям пример неукоснительного исполнения Божественных установлений и чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был истинным Человеком, а не носителем призрачной плоти, как учили некоторые еретики.

В Новом Завете обряд обрезания уступил место таинству Крещения, прообразом которого он и являлся. Свидетельства о праздновании Обрезания Господня в Восточной Церкви восходят к IV веку.

В праздник Обрезания в русских храмах после литургии совершается молебен о Новолетии, которое началось с того времени, как император Петр I повелел, в соответствии с европейским летоисчислением, считать начало года с 1 января (14 января по новому стилю).

До 1700 года Новолетие в России праздновалось 1 сентября по старому стилю (исчисление церковного года и поныне начинается с 1 сентября).

Праздник Обрезания Господня, хотя относится и великим праздникам и имеет праздничный знак, но не принадлежит к двунадесятым праздникам и празднуется один день – без предпразднества и попразднества. По традиции в этот день совершается молебное пение на Новый год с коленопреклонением.

Праздник Обрезания соединяется с празднованием памяти святого Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской, отчего в народе он известен под именем Васильева дня.

В Малороссии, например, в этот день крестьяне ходили по домам с поздравлениями и благожеланиями. Совершался особый обряд, который в разных регионах назывался по-разному: авсень, усень, овсень, говсень, баусень, таусень. Все они происходят от слова "овес". Именно овес является основным элементом обряда: крестьянские дети ходили в Васильев день по домам селян и, распевая "засевальную песню" (в каждом селе свою), из рукава или мешка "сеяли" зерна овса, пшеницы, гречихи или ржи. В некоторых деревнях вместо засевальных песен проговаривались пожелания: на счастье, на здоровье, на новое лето, "роди, Боже, жито пшеницю и всякую пашницу", "уроди, Боже, всякого жита по закрому, что по закрому да по великому, а и стало бы жита на весь мир крещеный".

Несомненная перекличка с Рождественскими колядами и в обычае в Васильев день ходить по домам и собирать пироги и всякую святочную снедь.

Иконы праздника обыкновенно пишутся вместе с образом святителя Василия Великого.

2011 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20110114/320094722.html

Обретение мощей св. Григория Просветителя в Армянской церкви

Обретение мощей св. Григория Просветителя в Армянской церкви

В 325 г., когда Константин I созвал в Никее Первый Вселенский Собор, св. Григорий уже оставил патриарший престол. Согласно преданию, последние годы своей жизни он провел в отшельничестве в пещере на горе Сепух, где до него жила св. дева Манэ; там он и умер в 326 году. Его тело нашли пастухи, которые, не опознав умершего католикоса, покрыли его грудой камней. В дальнейшем св. Григорий Просветитель явился одному из своих учеников и сообщил о местонахождении своих мощей, и тело святого было обретено нетленным. Мощи святого были перенесены и преданы земле в селе Тордан Даранагской губернии.

Мощи св. Григория Просветителя - одна из самых больших святынь всех христианских церквей. После их обретения часть из них в качестве святой реликвии была перенесена в Вагаршапат, Византию, Италию. Св. Десница Просветителя хранится в Первопрестольном Св. Эчмиадзине и является одной из главных святынь, которыми освящается святое миро.

Обретение мощей св. Григория Просветителя отмечается Армянской апостольской церковью в третью субботу после Пятидесятницы. В этот день во всех церквях служат св. Литургию. Накануне праздника совершается богослужение.

День памяти святого Григория Армянского был внесен и в календарь Русской Православной церкви и отмечается ею 13 октября (30 сентября по старому стилю).

В 1557 г. на Красной площади в Москве был возведен собор Покрова Пресвятой Богородицы (Василия Блаженного), один из притворов которого освятили во имя Григория епископа Великой Армении.

2011 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20110709/391542341.html

Обретение мощей Святителя Алексия

Статья большая, находится на отдельной странице.

Обретение мощей святого Григория Просветителя

Обретение мощей святого Григория Просветителя

Обретение мощей святого Григория Просветителя – один из трех праздников, посвященных памяти великого Святого.

В 325 г., когда Константин I созвал в Никее Первый Вселенский Собор, св. Григорий уже оставил патриарший престол. Согласно преданию, последние годы своей жизни он провел в отшельничестве в пещере на горе Сепух, где до него жила св. дева Манэ; там он и умер в 326 г. Его тело нашли пастухи, которые, не опознав умершего католикоса, покрыли его грудой камней.

В дальнейшем св. Григорий Просветитель явился одному из своих учеников и сообщил о местонахождении своих мощей, и тело святого было обретено нетленным. Мощи святого были перенесены и преданы земле в селе Тордан Даранагской губернии.

Мощи св. Григория Просветителя являются одними из самых больших святынь всех христианских церквей. После их обретения часть из них в качестве святой реликвии была перенесена в Вагаршапат, Византию, Италию. Св. Десница Просветителя хранится в Первопрестольном Св. Эчмиадзине и является одной из главных святынь, которыми освящается святое миро.

Обретение мощей св. Григория Просветителя отмечается Армянской Апостольской Церковью в третью субботу после Пятидесятницы. В этот день во всех церквях служат св. Литургию. Накануне праздника совершается богослужение.

В 2010 г. эта дата приходится на 19 июня.

День памяти «святого Григория Армянского» был внесен и в календарь Русской Православной церкви и отмечается ею 13 октября (30 сентября по старому стилю).

В 1557 г. на Красной площади в Москве был возведен собор Покрова Пресвятой Богородицы (Василия Блаженного), один из притворов которого освятили во имя «Григория епископа Великой Армении».

2010 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20100619/217186027.html

Обретение пояса Пресвятой Богородицы в Армянской Церкви

Обретение пояса Пресвятой Богородицы в Армянской Церкви

Обретение Честного пояса Пресвятой Богородицы – один из семи праздников Армянской Апостольской Церкви, посвященных Богородице. В 2010 году этот праздник приходится на 29 августа.

Пресвятая Богородица как совершенный пример материнства и добродетели столетиями подряд создавала и формировала образ армянской девушки, женщины и матери, продолжая одновременно иметь свое живое присутствие и воздействие в жизни.

По преданию, после успения Богородицы ее пояс хранился в Иерусалиме, где в IV веке был обнаружен у некоей вдовы. По приказу императора Аркадия пояс увезли в Константинополь, где возвели церковь Святой Богородицы. До окончания строительных работ Аркадий хранил реликвию в драгоценном ларце, запечатанном своим перстнем. После освящения нового храма реликвию поместили в нем для поклонения верующих и утвердили посвященный ей праздник Обретения пояса Пресвятой Богородицы.

В древности некоторые составители календарей Армянской Церкви так писали об этом празднике: «Если хочешь праздновать – празднуй». А в 1774 году Католикос Симеон Ереванци (1763‑1780) сделал праздник обязательным и назначил дату празднования на воскресенье в период с 26 августа по 1 сентября.

2010 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20100829/251097151.html

Обретение Фимиамника Пресвятой Богородицы в Армянской церкви

Обретение Фимиамника Пресвятой Богородицы в Армянской церкви

Согласно преданию, фимиамник (небольшая емкость, сосуд для сожигания благовонного вещества при богослужениях) Святой Богородицы, где хранился ее платок, обнаружили два греческих князя, совершавшие паломничество в Иерусалим. В Галилее они встретили женщину, у которой был фимиамник, сила которого исцеляла больных. По словам хозяйки, он принадлежал Пресвятой Богородице.

Изготовив точную копию, паломники подменили фимиамник, а сам оригинал привезли Константинопольскому Патриарху. Патриарх положил его в церкви Святой Богородицы и учредил праздник обретения Фимиамника Пресвятой Богородицы.

Армянская Апостольская Церковь начала отмечать праздник с XVIII века по распоряжению Католикоса Симеона Ереванского.

2011 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20110717/393922072.html

Обряд Дугжууба у буддистов

Обряд Дугжууба у буддистов

Дугжууба – это особый обряд очищения в канун Нового года. С давних времен народы, исповедующие буддизм, очень серьезно относились к данному обряду.

Дугжууба проводится в 29-й лунный день в канун первого весеннего новолуния. . В 2010 году этот день выпадает на 12 февраля.

В это время в семьях идут последние приготовления к Новому году – самому главному празднику верующих.

В предпоследний день уходящего года в домах ведется уборка – не остается уголка даже в чулане, который не будет вычищен от пыли. В старину в эти дни доставалась и перетряхивалась вся одежда, готовились особые наряды из самого дорогого шелка и парчи. Готовили подарки – чистили и обновляли трубки, чтобы поднести старшим зажженную трубку в праздник. В знак уважения также готовили хадаки – своеобразные прямоугольные платки из шелка, и специальные угощения, соответствующие празднику. Мужчины, выбирая лучших своих скакунов, расчесывали им гриву, готовили новые, с начищенными бляхами, сбрую и седло. Меняли на новые даже ошейник и привязь собаки.

Дугжууба – это также церемония духовного очищения, проводимая для того, чтобы благополучно перейти из года старого в год новый, избавившись от груза прошлогодних бед, грехов и несчастий.

Накануне праздника люди обтираются кусочком теста (только мука и чистая вода, никаких добавок), затем лепят из него фигурку человечка (табалан), как бы передавая этой символической фигурке все свои болезни, беды, потери и возможную «порчу». Если человек совершает это осознанно, с большой верой, то он освобождается от дурных мыслей, предрассудков, болезней и прочего негатива. Эти фигурки приносят в дацан (буддийский храм, монастырь) и складывают их в течение дня в специальный ритуальный костер.

Ламы также готовятся к обряду Дугжууба. Собственно дугжууба представляет собой набор из четырех треугольных фигур из жира и муки (по-бурятски «балин»). В ходе ритуала балины оставляют в поле как подношение божествам.

Кроме этого, монахи готовят особый балин, называемый соор. Соор – это трехгранная пирамида из теста, полая внутри, по внешнему контуру которой вырезаны цветы, круги, языки пламени, а верхушка пирамиды увенчана изображением человеческого черепа.

Соор – это своего рода магическое оружие, которое во время службы силой произносимых ламами молитв становятся воплощением силы, способной обратить в прах все человеческие пороки.

После соответствующего молебна ламы освящают костер и зажигают его. Под ритуальные молитвы в соор "вкладывают" плохую карму общины за прошедший год, и затем торжественно сжигают его на костре.

Во время ритуала проводится церемония очищения и подавления злых сил с помощью огня. Верующие должны мысленно представить, как в этом огне сгорают все духовные препятствия и дурные помыслы.

Разжигание костра – обязательный ритуал Дугжууба. По-другому он называется «Соор залаха» – в честь самого сооружения. Интересно, что сам процесс обтирания тестом действительно рождает ощущение, что вместе с мучным шариком в прошлое уходит все плохое и неприятное, а в теле прибавляется силы. Очень любят этот процесс маленькие дети.

Иногда в костер бросают монеты. Монеты кладут возле балина соор. Этот ритуал проводится с помощью защитника Дхармы (бурят. сахюусан) Чойжала (санскр. Калакупа), поэтому его изображение должно обязательно присутствовать во время ритуала Дугжууба. Чойжал подобен грозному охотнику с устрашающим оружием, от которого в страхе разбегаются все звери. Призывание Чойжала и его приход препятствует вторжению зла и защищают нас от его вредоносных действий.

Нельзя совершать обряд Дугжууба на придомовом участке или в лесу, разжигая костер самостоятельно.

В буддийской традиции, очень давно синтезированной с верованиями анималистического толка, категорически запрещается приносить вред основным элементам природы, в том числе и огню – тем самым наносится вред самому себе и всему, что окружает человека. Огонь (костер) как символ очищения, в который бросают табаланы, находится только в монастырях и освящается ламами. Поэтому обряд «по-домашнему» провести не удастся – необходимо посетить соответствующий молебен и ритуал в ближайшем дацане.

Ламы Буддийской традиционной Сангхи России в предпоследний день уходящего года зажигают около дацанов-монастырей большие костры "Соор". В их огонь миряне бросают комочки теста, которыми предварительно обтирают свое тело, или отрезки ткани.

В Улан-Удэ – столице Бурятии (центре российского буддизма) определено восемь мест для проведения ритуала, который подавляет злые силы, причиняющие несчастья. Церемонии Дугжууба, в которых участвуют многие тысячи мирян, стали символом возрождения буддизма в России.

2010 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20100212/206488334.html

Обряд погребения в исламской традиции

Статья большая, находится на отдельной странице.

Обстрел Сергиево-Посадского ОМОНа в Чечне в 2000 г

Обстрел Сергиево-Посадского ОМОНа в Чечне в 2000 г

2 марта 2000 г. на подступах к Грозному, в Старопромысловском районе Чечни попал в засаду отряд Сергиево-Посадского ОМОНа. Отряд ОМОН во главе с командиром Дмитрием Маркеловым должен был сменить в Старых Промыслах подольский отряд.

1 марта 2000 г. Старопромысловским временным отделом внутренних дел была получена оперативная информация о том, что в Грозный через блокпост № 53, на котором стоял подольский ОМОН, будет пробиваться автоколонна вооруженных боевиков в милицейской форме. Совместно с военной комендатурой была устроена засада в селе Подгорном, через который лежал путь к блокпосту.

Еще раньше их сюда же пришли боевики и заняли позиции по другую сторону дороги, в домах поселка Подгорное и на склонах холма чуть выше поселка.

2 марта 2000 г. автоколонна ОМОНа ГУВД г. Сергиев Посад при приближении к Подгорному была обстреляна сотрудниками Старопромысловского РОВД. В ходе предварительного следствия чеченской прокуратурой было установлено, что в расстреле принимали участие милиционеры из Свердловской области.

Как рассказывали очевидцы тех событий свердловские милиционеры, пока не разобрались, в чем дело, несколько минут в упор стреляли по своим.

В это же время огонь вели боевики, которые засели справа от дороги. Это были в основном снайперы. Два снайпера стреляли со стороны нефтяных вышек, не давая поднять головы подольским ОМОНовцам на верхнем блокпосту. Из дома муллы бил пулеметчик. Из дальнего дома стреляла чеченка-снайпер из малокалиберной спортивной винтовки.

Затем на выручку Сергиево-посадцам подошли три БТР и одна БМП из Софринской бригады. Подошедшие войска уничтожили основные огневые точки противника из танка и минометов.

В результате перестрелки из 100 бойцов отряда погибли 22, еще 54 получили ранения.

При расследовании причин происшедшего обвинения в халатности, повлекшей гибель людей, были выдвинуты против заместителя начальника ГУВД Московской области Бориса Фадеева и руководителя группы управления Объединенной группировки войск в Чечне Михаила Левченко.

По мнению прокуратуры, они не обеспечили безопасный маршрут продвижения колонны – та отправилась в путь без связи и прикрытия с воздуха.

22 марта 2002 г. Старопромысловский районный суд Грозного на выездной сессии оправдал генерал-майора Бориса Фадеева и полковника Михаила Левченко, обвиняемых в халатности, повлекшей гибель бойцов. Суд пришел к выводу, что в действиях Фадеева и Левченко отсутствовал состав преступления.

5 июня 2002 г. Верховный суд Чечни удовлетворил протест Генпрокуратуры, отменил приговор и направил дело на доследование в Генпрокуратуру. После доследования дело было передано на рассмотрение в Моздокский районный суд.

20 февраля Моздокский районный суд приговорил к четырем годам лишения свободы обвиняемых по делу о гибели бойцов Сергиево-Посадского ОМОНа в Чечне в 2000 г. Бывший замначальника ГУВД Подмосковья генерал-майор Борис Фадеев и бывший начальник группы Управления Объединенной группировки войск от МВД РФ полковник Михаил Левченко, признаны виновными в халатности, повлекшей тяжкие последствия (часть 2 статьи 293).

Однако в соответствии с постановлением Совета Федерации от 26 мая 2000 г., суд амнистировал Михаила Левченко и Бориса Фадеева в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне.

Решение суда не устроило ни осужденных, ни потерпевших – ими признаны бойцы, получившие ранения, а также семьи погибших. С тех пор родственники павших омоновцев совместно с обвиненными добиваются отмены приговора и возобновления расследования дела по расстрелу ОМОНа.

По состоянию на 2007 г. дело о халатности генерала Бориса Фадеева и полковника Михаила Левченко было передано в Верховный суд. Информации о дальнейшей его судьбе в СМИ не появлялось.

2010 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20100302/211530013.html

Обсуждение мер по "деофшоризации" российской экономики

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница