Приглашаем посетить сайт

Набоков (nabokov-lit.ru)

Энциклопедия ньюсмейкеров (справки по новостным сюжетам, 2015 год)
Статьи на букву "И" (часть 31, "ИТЦ"-"ИЯ")

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "И" (часть 31, "ИТЦ"-"ИЯ")

Итцик, Далия

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИТЭР - международный проект, инициированный Москвой

ИТЭР - международный проект, инициированный Москвой

Как сообщается на одном из Интернет-сайтов французского правительства, на Женевской встрече в верхах в ноябре 1985 года Советский Союз предложил создать "токамак" (тороидальную магнитную камеру) нового поколения с участием четырех сторон, наиболее продвинувшихся в изучении термоядерных реакций: СССР, США, Евросоюза и Японии.

Год спустя проект, к которому присоединилась Канада, официально стартовал под эгидой Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ).

К концу 1998 года завершилась стадия детального инжиниринга, но к тому времени Соединенные Штаты по своим соображениям объявили о выходе из проекта. Остальные партнеры решили продолжать работу, сократив при этом предполагаемые издержки. Техническая разработка новой версии ИТЭР завершилась в июле 2001 года, после чего начались переговоры о процедурах, связанных с выбором места строительства, процессе сооружения и совместного использования реактора.

В январе 2003 года США объявили о возвращении в проект, кроме того, к нему присоединился Китай.

С самого начала Евросоюз и Россия, которых позже поддержал Китай, отдавали преимущество идее соорудить ИТЭР в Кадараше, расположенном неподалеку от устья Роны на юге Франции. Их доводы основывались на том, что в этом месте уже полтора десятилетия функционирует французский научный центр, занимающийся исследованиями в области термоядерных реакций. Кроме того, на базе этого центра, численность персонала которого превышает четыре тысячи человек, а общая площадь составляет 1600 гектаров, ведутся также попутные исследования.

Отстаивая кандидатуру Кадараша, представители Евросоюза указывали также на его удобное расположение и развитую транспортную сеть - исследовательский центр расположен неподалеку от скоростной автострады, также неподалеку проходит железнодорожная линия, по которой на высокоскоростном экспрессе ТЖВ можно всего за три часа добраться до Парижа. Кроме того, Кадараш находится на сравнительно небольшом удалении от Марселя и Ниццы, где расположены крупные международные аэропорты.

2005 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20050628/40774882.html

Иудейская Пасха - Песах

Статья большая, находится на отдельной странице.

Иудейский праздник - День приношения омера

Статья большая, находится на отдельной странице.

Иудейский праздник Йом Киппур, или Судный день

Иудейский праздник Йом Киппур, или Судный день

В 2010 году праздник Йом Киппур начинается 17 сентября с заходом солнца, а закончится вечером 18 сентября.

Тридцать три века назад, в Синайской пустыне, после грехопадения евреев – поклонения золотому тельцу – Моисей поднялся на гору Синай молить Бога о прощении своему народу. В день Йом Киппур он вернулся, принес новые каменные Скрижали Завета и радостную весть: "Простил Я по слову твоему!". С тех пор Йом Кипур стал днем Всепрощения.

Праздник начинается вечером в пятницу и заканчивается на заходе солнца в субботу. В течение суток над каждым человеком вершится Высший суд, оцениваются все деяния, совершенные за истекший год, и определяется судьба на год грядущий. Поэтому десять дней между еврейским Новым годом ("Рош ха‑Шана") и Судным днем верующие проводят в покаянных молитвах, просят друг у друга и у Бога прощения за содеянные грехи, поминают умерших.

Накануне Йом Киппура (т.е. в тот день, вечером которого должен начаться Йом Киппур), в некоторых общинах выполняют обряд "каппарот" ‑ "искупление". Обряд этот состоит в следующем. Глава семьи берет петуха для мужчины и курицу для женщины, совершает ими несколько вращательных движений над головой каждого из членов семьи и говорит: "Это ‑ замена мне, это ‑ вместо меня, это ‑ выкуп мой". После этого птицу, "вобравшую" в себя все прегрешения человека, или ее денежную стоимость отдают бедным людям или на другую благотворительность. Многие вместо этого просто дают деньги на благотворительность.

В канун Йом Кипура принято окунаться в микву (ритуальный бассейн) и давать пожертвования на благотворительные цели.

С заката солнца в канун Йом Киппура до появления звезд в следующий вечер иудеи забывают о физических сторонах жизни. Раздумьям и специальным молитвам в домах и синагогах сопутствует строгий пост, запрещено также тратить деньги, прикасаться к кожаным изделиям, пользоваться косметикой, умываться и вступать в брачные отношения. Постятся все, кроме детей до 12 лет, беременных женщин и больных. Все одеваются в белое ‑ символ чистоты.

Обед подают накануне Йом Киппура, примерно за час до заката, и закончить его нужно не позже, чем за полчаса до захода солнца, чтобы успеть в синагогу. Для этой трапезы готовят куриный суп в честь церемонии "каппарот". Хала, которую подают на обед, сплетена в форме лестницы, крыльев или поднятых рук, а не косы, как обычно. Она символизирует молитву, которую посылают на небеса. В эту трапезу не принято есть рыбу и запрещено пить алкогольные напитки. Все продукты, которые подают перед постом, должны быть легкими и простыми, не слишком солеными и не слишком пряными, так как с жаждой очень тяжело поститься.

В отличие от других еврейских праздников, когда свечи зажигают до обеда, в Йом Киппур свечи зажигают после обеда ‑ до начала поста. На стол стелят белоснежную скатерть.

В первый вечер и почти весь последующий день евреи собираются в синагогах, где произносятся молитвы, специально созданные для этого дня. В Израиле в Йом Киппур закрыты все учреждения и предприятия, не работает транспорт, радио, телевидение.

В синагоге проводится пять служб. Молитвы начинаются с "Кол нидрей" ("Все обеты") вечером; богослужение прерывается лишь на ночь, продолжается весь следующий день и заканчивается к вечеру. Заключительная молитва ‑ "Неила" ("Закрытие" небесных врат"). После нее трубят в шофар; молящиеся восклицают: "В будущем году в Иерусалиме!".

В завершение Йом Киппур собираются все семьи и друзья. Это счастливое празднество, завершающее пост. Блюда подготавливают за день до Йом Киппура. На стол подают яйца, символ жизни, и почти все иудеи едят сладкие блюда с нежным вкусом, например, медовый пирог и свежие фрукты. Праздник, отмечающий конец поста, наполнен легкостью души и радостью перед наступившим новым годом.

2010 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20100917/256351351.html

Иудейский праздник Йом Киппур, или Судный день: история и традиции

Иудейский праздник Йом Киппур, или Судный день: история и традиции

В 2012 году праздник Йом Киппур начинается 25 сентября с заходом солнца, а закончится вечером 26 сентября.

Тридцать три века назад, в Синайской пустыне, после грехопадения евреев - поклонения золотому тельцу - Моисей поднялся на гору Синай молить Бога о прощении своему народу. В день Йом Киппур он вернулся, принес новые каменные Скрижали Завета и радостную весть: "Простил Я по слову твоему!".

В Йом Кипур евреи, забывая о земных делах, полностью посвящают себя искуплению и очищению от совершенных грехов. Чтобы прийти к Судному дню внутренне подготовленным, человек анализирует прошедший год, вспоминает свои прегрешения перед людьми и Богом.

Накануне Йом Кипура (т.е. в тот день, вечером которого должен начаться Йом Кипур), в некоторых общинах выполняют обычай "капарот" ‑ "искупление". Обряд этот состоит в следующем. Глава семьи берет петуха для мужчины и курицу для женщины, совершает ими несколько вращательных движений над головой каждого из членов семьи и говорит: "Это ‑ замена мне, это ‑ вместо меня, это ‑ выкуп мой".

После этого птицу, "вобравшую" в себя все прегрешения человека, или ее денежную стоимость отдают бедным людям. Многие вместо этого просто дают деньги на благотворительность.

В канун Йом Кипура принято окунаться в микву (ритуальный бассейн) и давать пожертвования на благотворительные цели.

С заката солнца в канун Йом Кипура до появления звезд в следующий вечер евреи забывают о физических сторонах жизни. Раздумьям и специальным молитвам в домах и синагогах сопутствует строгий пост, запрещено также тратить деньги, прикасаться к кожаным изделиям и носить кожаную обувь, пользоваться косметикой, умываться и вступать в брачные отношения. Постятся все, кроме детей до 12 лет, беременных женщин и больных. Все одеваются в белое ‑ символ чистоты.

Перед Йом Кипур принято просить прощения у друзей и знакомых, если довелось обидеть их словом или действием.

Накануне Йом Кипур, примерно за час до захода солнца, устраивают последнюю перед постом обильную трапезу, она называется сеуда мафсекет (в переводе ‑ "завершающая трапеза"). Традиционным элементом трапезы является бульон с "креплах" (пельмени), символизирующими приношения в Иерусалимском Храме.

Накануне поста готовят различные салаты из овощей, жаркое из мяса или домашней птицы, сладкие цимесы и компоты и обязательно пекут медовый пряник, который приносят родственникам, друзьям и соседям со словами поздравления.

За 18 минут до захода солнца хозяйки зажигают в домах свечи.

В первый вечер и почти весь последующий день евреи собираются в синагогах, где произносятся молитвы, специально созданные для этого дня.

В синагоге проводится пять служб. Молитвы начинаются с "Кол нидрей" ("Все обеты") вечером; богослужение прерывается лишь на ночь, продолжается весь следующий день и заканчивается к вечеру. Заключительная молитва ‑ "Неила" ("Закрытие" небесных врат"). После нее трубят в шофар; молящиеся восклицают: "В будущем году в Иерусалиме!".

В завершение Йом Кипур собираются все семьи и друзья. Это счастливое празднество, завершающее пост. Блюда подготавливают за день до Йом Кипура, чтобы они были готовы к концу поста и началу праздника. На стол подают яйца, символ жизни, все едят сладкие блюда с нежным вкусом, например, медовый пирог и свежие фрукты.

Праздник, отмечающий конец поста, наполнен легкостью души и радостью перед наступившим новым годом.

2012 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20120925/758001299.html

Иудейский праздник Йом Кипур или Судный день

Иудейский праздник Йом Кипур или Судный день

С вечера 22 сентября - до вечера 23 сентября (даты указаны для 2015 года) - отмечается иудейский праздник Йом Киппур.

В десятый день месяца тишрей, первого месяца еврейского календаря, иудеи всего мира отмечают Йом Кипур - День искупления, который называют еще Судным днем.

В еврейской традиции это самый важный из праздников, завершающий Десять дней покаяния, во время которых решается судьба человека на год вперед. Эти дни отсчитываются от Рош Ашана (Рош ха-Шана) - еврейского Нового года.

В 2015 году Йом Кипур выпадает на 23 сентября.

Праздник напоминает о событиях, которые произошли 33 века назад, во время пребывания еврейского народа в Синайской пустыне. Тогда евреи тяжко согрешили, создав золотого идола и поклоняясь ему. Бог разгневался, хотел истребить еврейский народ и создать новый от Моисея.

Но Моисей поднялся на гору Синай и молитвой упросил Бога отменить приговор своему народу. В день Йом Кипура он вернулся, принес новые каменные Скрижали Завета (две каменные плиты, на которых были начертаны Десять заповедей) и радостную весть: "Простил Я по слову твоему!".

Пятикнижие называет Йом Кипур субботой суббот.

В Йом Кипур евреи, забывая о земных делах, полностью посвящают себя искуплению и очищению от совершенных грехов. Чтобы прийти к Судному дню внутренне подготовленным, человек анализирует прошедший год, вспоминает свои прегрешения перед людьми и Богом.

В канун Йом Кипура принято окунаться в микву (ритуальный бассейн) и давать пожертвования на благотворительные цели.

С заката солнца в канун Йом Кипура до появления звезд в следующий вечер евреи забывают о физических сторонах жизни. Раздумьям и специальным молитвам в домах и синагогах сопутствует строгий пост, запрещено также тратить деньги, носить кожаную обувь, пользоваться косметикой, умываться и вступать в супружеские отношения. Постятся все, кроме беременных женщин, больных и детей до девяти лет. С девятилетнего возраста детей постепенно приучают поститься большую часть дня. С тринадцатилетнего возраста подростки соблюдают пост наравне со взрослыми. Все одеваются в белое - символ чистоты. Перед Йом Кипуром принято просить прощения у друзей и знакомых, если довелось обидеть их словом или действием.

Накануне Йом Кипура, примерно за час до захода солнца, устраивают последнюю перед постом обильную трапезу, она называется сеуда мафсекет (в переводе - "завершающая трапеза"). Традиционным элементом трапезы является бульон с "креплах" (пельмени), символизирующими приношения в Иерусалимском Храме.

Накануне поста готовят различные салаты из овощей, жаркое из мяса или домашней птицы, сладкие цимесы (десертное блюдо еврейской кухни), компот и обязательно пекут медовый пряник, который приносят родственникам, друзьям и соседям со словами поздравления.

За 18 минут до захода солнца хозяйки зажигают в домах свечи.

В первый вечер и почти весь последующий день евреи собираются в синагогах, где произносятся молитвы, специально созданные для этого дня.

В синагоге проводится пять служб. Вечером - маарив (вечерняя), которая продолжается около двух часов. На следующей день походит четыре службы, которые переходят одна в другую почти без перерыва. Утром - шахрит (утренняя), затем, до полудня - мусаф (дополнительная), во второй половине дня - минха (послеполуденная) и перед заходом солнца - неила (предвечерняя, произносимая только в Йом Кипур). Буквальный перевод слова "неила" - "закрытие", т.е. завершение всего процесса очищения и исправления.

После нее трубят в шофар (духовой музыкальный инструмент из бараньего рога); молящиеся восклицают: "В будущем году в Иерусалиме!".

После этого желают друг другу счастливого года и возращаются домой.

После окончания Йом Кипура дома совершают краткую молитву, - гавдала, - разделяющую святое и будничное, и устраивают праздничную трапезу.

Израильские власти на Йом Кипур закрывают пограничные переходы, вводя "режим изоляции" палестинских территорий Западного берега реки Иордан и сектора Газа. На сутки также прекращается воздушное и морское сообщение Израиля с внешним миром. Внутри страны не работают учреждения и предприятия, магазины и рестораны, останавливается транспорт, включая частный, местные радио- и телеканалы прерывают трансляции.

Ритуал с петухом в праздник Йом Кипур (День искупления)

Ритуал с петухом в праздник Йом Кипур (День искупления)

2015 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20150922/1270180626.html

Иудейский праздник Йом Кипур: история и традиции

Иудейский праздник Йом Кипур: история и традиции

В десятый день месяца тишрей, первого месяца еврейского календаря, евреи всего мира отмечают Йом Кипур - День искупления, который называют еще Судным днем.

В еврейской традиции это самый важный из праздников, завершающий Десять дней покаяния, во время которых решается судьба человека на год вперед. Эти дни отсчитываются от Рош Ашана - еврейского Нового года.

В 2013 году праздник Йом Кипур выпадает на 14 сентября. Начинается Йом Кипур 13 сентября вечером.

33 века назад, в Синайской пустыне, после грехопадения евреев - поклонения золотому тельцу - Моисей поднялся на гору Синай молить Бога о прощении своему народу. В день Йом Кипура он вернулся, принес новые каменные Скрижали Завета и радостную весть: "Простил Я по слову твоему!".

Пятикнижие называет Йом Кипур субботой суббот.

В Йом Кипур евреи, забывая о земных делах, полностью посвящают себя искуплению и очищению от совершенных грехов. Чтобы прийти к Судному дню внутренне подготовленным, человек анализирует прошедший год, вспоминает свои прегрешения перед людьми и Богом.

Накануне Йом Кипура (в тот день, вечером которого должен начаться Йом Кипур), в некоторых общинах выполняют обычай "капарот" - "искупление". Обряд этот состоит в следующем. Глава семьи берет петуха для мужчины и курицу для женщины, совершает ими несколько вращательных движений над головой каждого из членов семьи и говорит: "Это - замена мне, это - вместо меня, это - выкуп мой".

После этого птицу, "вобравшую" в себя все прегрешения человека, или ее денежную стоимость отдают бедным людям. Многие вместо этого просто дают деньги на благотворительность.

В канун Йом Кипура принято окунаться в микву (ритуальный бассейн) и давать пожертвования на благотворительные цели.

С заката солнца в канун Йом Кипура до появления звезд в следующий вечер евреи забывают о физических сторонах жизни. Раздумьям и специальным молитвам в домах и синагогах сопутствует строгий пост, запрещено также тратить деньги, прикасаться к кожаным изделиям и носить кожаную обувь, пользоваться косметикой, умываться и вступать в брачные отношения. Постятся все, кроме детей до 12 лет, беременных женщин и больных. Все одеваются в белое - символ чистоты.

Перед Йом Кипуром принято просить прощения у друзей и знакомых, если довелось обидеть их словом или действием.

Накануне Йом Кипура, примерно за час до захода солнца, устраивают последнюю перед постом обильную трапезу, она называется сеуда мафсекет (в переводе - "завершающая трапеза"). Традиционным элементом трапезы является бульон с "креплах" (пельмени), символизирующими приношения в Иерусалимском Храме.

Накануне поста готовят различные салаты из овощей, жаркое из мяса или домашней птицы, сладкие цимесы (десертное блюдо еврейской кухни) и компот и обязательно пекут медовый пряник, который приносят родственникам, друзьям и соседям со словами поздравления.

За 18 минут до захода солнца хозяйки зажигают в домах свечи.

В первый вечер и почти весь последующий день евреи собираются в синагогах, где произносятся молитвы, специально созданные для этого дня.

В синагоге проводится пять служб. Молитвы начинаются с "Кол нидрей" ("Все обеты") вечером; богослужение прерывается лишь на ночь, продолжается весь следующий день и заканчивается к вечеру. Заключительная молитва - "Неила" ("Закрытие" небесных врат"). После нее трубят в шофар (духовой музыкальный инструмент); молящиеся восклицают: "В будущем году в Иерусалиме!".

В завершение Йом Кипура собираются все семьи и друзья. Это счастливое празднество, завершающее пост. Блюда подготавливают за день до Йом Кипура, чтобы они были готовы к концу поста и началу праздника. На стол подают яйца, символ жизни, все едят сладкие блюда с нежным вкусом - медовый пирог и свежие фрукты.

В Израиле в этот день прекращается воздушное и морское сообщение с внешним миром. Внутри страны не работают учреждения и предприятия, магазины и рестораны, останавливается транспорт, включая частный, местные радио- и телеканалы прерывают трансляции.

2013 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20130913/962394303.html

Иудейский праздник Ошана Раба

Иудейский праздник Ошана Раба

Каждый день Суккота вслед за утренними молитвами "Шахарит" и "Аллель" читается "Ошанот" – благодарственные молитвы за спасение Израиля. Молящиеся повторяют строчки этой молитвы вслед за кантором, держа в руках четыре растения (веточки цитрона, мирта, речной ивы и пальмовую ветвь) и обходя "биму", возвышение в центре синагоги, на котором читают свиток Торы. В каждый следующий день Суккота совершают на один обход больше, в последний день – семь обходов. Этот день носит название Ошана Раба – "великое спасение".

Молитвы, которые произносятся в Ошана Раба во время семикратного обхода вокруг свитка Торы, соответствуют семи качествам Всевышнего, перечисленным Давидом, когда весь народ пожертвовал самое ценное из своего достояния на строительство Иерусалимского Храма.

После чтения молитв берут пучки аравы (ивовых прутьев) и бьют ими о пол – так поступали священнослужители в древнем Храме, когда обходили жертвенник. Эта церемония называется "хибут арава" и означает обновление веры в Творца и Божественное Провидение.

Хотя Тора никак не выделяет Ошана Раба из числа дней "хол гамоэд" (шесть дней между первым днем праздника Суккот и праздником Шмини Ацерет), издавна существовали обычаи, отличающие его и придающие ему особый, праздничный характер.

Принято бодрствовать всю ночь перед Ошана Раба, читать Тикун (сборник молитв и отрывков из Торы, составленный для чтения в тот или иной день года) и учить Книгу Дварим. В эту ночь также завершают чтение Книги Теилим (Псалмов). Многие богобоязненные люди на рассвете окунаются в микву (бассейн для ритуального очищения).

В этот день надевают праздничные одежды, причем некоторые придерживаются обычая одеваться в белое, как в Йом Кипур (Судный день), и зажигать огарки свечей, не догоревших в Йом Кипур.

В Ошана Раба принято незадолго до захода солнца войти в сукку (шалаш) и съесть там что‑нибудь, не устраивая настоящую трапезу. Это делается для того, чтобы последний раз в этом году исполнить заповедь "В сукках живите".

Ошана Раба завершает собой дни небесного суда. Можно сказать, что в Рош ха‑Шана (Новый год) на небе выносится приговор, в Йом Кипур он скрепляется печатью, а в Ошана Раба передается для исполнения.

2010 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20100929/257232079.html

Иудейский праздник Песах

Статья большая, находится на отдельной странице.

Иудейский праздник Песах. История и традиции

Статья большая, находится на отдельной странице.

Иудейский праздник Песах: история и традиции

Статья большая, находится на отдельной странице.

Иудейский праздник Пурим

Иудейский праздник Пурим

Пурим - иудейский праздник, учрежденный, согласно библейской книге Эсфири, Мордехаем и Эстер в память о чудесном избавлении евреев Персии от гибели, которую им уготовил царский сановник Аман. При царе Артаксерксе его близкий советник Аман решил истребить всех евреев в Персии. Получив на это благословение царя, он бросил жребий - пур, чтобы назначить день уничтожения евреев. Однако благодаря заступничеству царицы Эстер Аман был казнен, а евреи получили право защитить себя и убить всех врагов. Согласно книге Эстер, евреи Персии уничтожали своих врагов 12 и 13 адара (месяц еврейского календаря, февраль-март), а 14 адара праздновали свою победу и избавление - Пурим. В столице, городе Сузы (Шушан), избиение врагов продолжалось еще один день, а празднование победы состоялось там 15 адара. Поэтому 15 адара называется Шушан Пурим и празднуется в городах Израиля, которые при Иешуа бин Нуне (Иисус Навин, предводитель израильских племен в период завоевания Ханаана, сподвижник Моисея) были обнесены крепостной стеной, как Сузы (Иерусалим, Тверия и другие). В тех городах, о которых точно неизвестно, были ли они обнесены стеной во времена Иешуа бин Нуна, обычаи Пурима исполняются два дня - 14 и 15 адара.

В еврейские високосные годы, когда к году добавляется дополнительный месяц - адар шени ("второй адар"), Пурим празднуется в этом месяце, так как по талмудической традиции именно тогда произошли описываемые события. В те годы, когда 15 адара приходится на субботу, жители городов, окруженных стеной, празднуют "Пурим мешулаш" - "Тройной Пурим". Он продолжается три дня - с пятницы, 14 адара, до воскресенья, 16 адара.

В 2015 году Пурим выпадает на 5 марта, праздник начинается 4 марта вечером.

Празднованию Пурима предшествует пост Эстер (в память о посте царицы Эстер).

Существуют также "особые пуримы", которые отмечаются в отдельных странах, городах или общинах в честь чудесного избавления от неминуемой гибели. Например, 29 декабря 1690 года итальянский порт Анкона был разрушен землетрясением. Еврейская община города чудесным образом избежала гибели, в память об избавлении в этот день празднуется Пурим Анкона.

Пурим - малый праздник, то есть в этот день разрешено работать.

Традиции Пурима включают в себя семь основных элементов:

1. чтение Мегилат Эстер (свитка Эстер);

2. "мишлоах манот" ("посылка яств" - посылка другим евреям сладкой выпечки и других продуктов, не требующих приготовления);

3. "матанот лаэвьоним" ("подарки бедным" - раздача денег бедным);

4. чтение Торы;

5. произнесение особой вставки в молитвы;

6. веселый пир;

7. запрет траура и поста.

Главной частью праздника является публичное чтение книги Эстер по свитку. Принято, чтобы свиток был рукописный, однако за неимением такового допускается чтение по печатному изданию. Слушать чтение свитка Эстер женщины должны наравне с мужчинами, так как они тоже имеют отношение к чуду избавления от Амана. Когда чтец произносит имя Амана, принято поднимать шум, дети трещат специальными трещотками - это означает презрение и ненависть к этому человеку.

Поскольку Пурим является праздником избавления в первую очередь от физического истребления, его важными элементами являются пир и веселье. В Пурим принято пить алкогольные напитки.

Днем в Пурим положено устраивать праздничный пир. На праздник пекут особые треугольные пирожки со сладкой начинкой (обычно с маком или вареньем), называемые ушами Амана или кошельками Амана. Также на столе обычно присутствуют хала с изюмом, индейка, бобы и семечки (в память о том, что царица Эстер во дворце Артаксеркса, чтобы не есть некошерную пищу, соблюдала вегетарианскую диету), блюда персидской кухни.

В Пурим каждый еврей обязан послать другому еврею, хотя бы одному, как минимум два вида еды или один вид еды и какой-нибудь напиток.

Этот обычай носит название "мишлоах манот" - посылка яств. Еду принято именно посылать, так что желательно отправить с посылкой ребенка или принести ее самому.

Заповедь о подарках бедным (нужно дать деньги, еду или что-либо, чему бедняк будет рад, как минимум двоим людям) является более важной, чем посылка яств. Считается, что тот, кто заботится о бедняках, вдовах и сиротах, уподобляется Всевышнему.

"Мишлоах манот" мужчины посылают мужчинам, а женщины - женщинам. Но подарки бедным женщина имеет право раздавать как женщинам, так и мужчинам.

Пурим - карнавальный праздник, во время которого еще в средние века читались шуточные переделки священных текстов. В этот день разыгрываются пуримшпил - особые пуримские представления, сюжет которых всегда связан с книгой Эстер. Есть также обычай одеваться на Пурим в карнавальные костюмы, причем мужчинам разрешено даже переодеваться в женское платье и наоборот (что в обычной ситуации категорически запрещено). В Израиле в Пурим проводятся карнавальные шествия.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Б.Горин, Б.Лазар и А.Борода на празднике Пурим

Б.Горин, Б.Лазар и А.Борода на празднике Пурим

2015 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20150304/1050634521.html

Иудейский праздник Симхат-Тора

Иудейский праздник Симхат-Тора

В 2010 году празднование приходится на 1 октября.

Симхат-Тора как отдельный праздник хотя и был известен во времена Талмуда, однако не отмечался отдельно от праздника Суккот. Особое празднование этого дня установилось в эпоху вавилонских гаонов, когда был принят годичный (вместо трехгодичного) цикл чтения Торы. Однако начинать новый цикл в тот же день стало принято позднее, чтобы "не дать возможности Сатане утверждать, что евреи рады завершению чтения, но не жаждут начать читать снова".

Тора состоит из пяти книг, из 54 "еженедельных глав", читаемых в течение всего года. В день праздника в синагогах завершается и вновь начинается годичный цикл чтения.

После молитвы из Ковчега Завета вынимают свитки Торы (Пятикнижия Моисеева) и семь раз обносят их вокруг бимы (возвышение в синагоге, на котором стоит стол для чтения свитка Торы.

Всех присутствующих мужчин вызывают к чтению Торы. Мальчиков, не достигших возраста бар-мицвы (13 лет и одного дня, когда мальчики считаются физически взрослыми, а потому правомочными и обязанными исполнять все религиозные заповеди), вызывают для чтения заключительной части этой главы (так называемой кол ха-не‘арим - "все мальчики"). Над их головами простирают таллит (еврейское молитвенное облачение, и собравшиеся произносят им благословение, данное Иаковом Эфраиму и Менашше. Удостоившихся чести завершить годичное чтение Торы и начать новый цикл называют соответственно хатан-Тора и хатан-Брешит, и в честь этих событий произносят соответствующие молитвы. Возвращение свитков Торы в ковчег сопровождается праздничными песнопениями.

С наступлением темноты праздничное веселье выливается за пределы синагоги и продолжается уже на открытом воздухе, где нет ритуальных ограничений, касающихся любого святого дня.

Дети играют большую роль в праздновании Симхат-Торы, помимо чтения Торы они участвуют в процессиях, неся флажки с горящими свечами.

Главным признаком этого праздника является всеобщая радость и веселье.

В бывшем Советском Союзе в 1960-1970-е годы Симхат-Тора играл совершенно особую роль в начавшейся самоидентификации советских евреев и стал в странах Запада днем солидарности с советскими евреями, которые боролись за свободную репатриацию в Израиль.

2010 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20101001/257230261.html

Иудейский праздник Суккот

Статья большая, находится на отдельной странице.

Иудейский праздник Ту бе-Ав

Иудейский праздник Ту бе-Ав

Согласно традиции, в день Ту бе-Ав закончился мор, которым Всевышний наказал евреев за так называемый "грех десяти разведчиков", посланных Моше во время странствия по пустыне в Ханаан и по возвращении из разведки убеждавших народ вернуться обратно в Египет, по причине невозможности "одержать победу над исполинами".

Пятнадцатого ава был отменен запрет сынам колена Биньямина жениться на девушках из других колен, таким образом, перестал действовать общий запрет на браки между представителями разных колен.

В этот день царь Осия, последний правитель Северного израильского царства, устранил препятствия, воздвигнутые царем Иеровоамом I, из-за которых жители северных районов Эрец-Исраэль не могли совершать паломничества в Иерусалим.

Это также день, на который приходится последнее из девяти приношений дров для храмового жертвенника, которые совершались знатными семьями, в том числе и левитами. Весьма вероятно, что обычай жечь в этот день костры восходит к языческим торжествам, ассоциируемым с днем летнего солнцестояния.

В этот день римляне позволили евреям совершить погребение повстанцев Бар-Кохбы, погибших при защите Бетара.

Во времена Второго Храма был принят обычай, чтобы девушки в этот день надевали белые одежды, которые одалживали одна у другой, "дабы не смущать неимущих". Девушки собирались в виноградниках, танцевали и пели стихи о прекрасных добродетелях еврейских девушек, их страхе перед Богом, настоящей скромности.

Со временем стало обычаем начинать сватовство в этот день.

Сейчас праведные иудеи соблюдают пятнадцатое ава как день, в который пропускают молитву Таханун (покаянная молитва) и не предаются скорби.

2010 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20100726/241474727.html

Иудейский праздник Ту бе‑Ав (15‑й день месяца ав)

Иудейский праздник Ту бе‑Ав (15‑й день месяца ав)

Согласно традиции, в день Ту бе‑Ав закончился мор, которым Всевышний наказал евреев за так называемый "грех десяти разведчиков", посланных Моше во время странствия по пустыне в Ханаан и по возвращении из разведки убеждавших народ вернуться обратно в Египет, по причине невозможности "одержать победу над исполинами".

15‑го ава был отменен запрет сынам колена Биньямина жениться на девушках из других колен, таким образом, перестал действовать общий запрет на браки между представителями разных колен.

В этот день царь Осия, последний правитель Северного израильского царства, устранил препятствия, воздвигнутые царем Иеровоамом I, из‑за которых жители северных районов Эрец‑Исраэль не могли совершать паломничества в Иерусалим.

Это также день, на который приходится последнее из девяти приношений дров для храмового жертвенника, которые совершались знатными семьями, в том числе и левитами. Весьма вероятно, что обычай жечь в этот день костры восходит к языческим торжествам, ассоциируемым с днем летнего солнцестояния.

В этот день римляне позволили евреям совершить погребение повстанцев Бар‑Кохбы, погибших при защите Бетара.

Во времена Второго Храма был принят обычай, чтобы девушки в этот день надевали белые одежды, которые одалживали одна у другой, "дабы не смущать неимущих". Девушки собирались в виноградниках, танцевали и пели стихи о прекрасных добродетелях еврейских девушек, их страхе перед Богом, настоящей скромности.

Со временем стало обычаем начинать сватовство в этот день.

Сейчас праведные иудеи соблюдают 15‑е ава как день, в который пропускают молитву Таханун (покаянная молитва) и не предаются скорби.

2011 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20110815/408074512.html

Иудейский праздник Ту би-Шват (Новый год деревьев)

Иудейский праздник Ту би-Шват (Новый год деревьев)

Среди ежегодных иудейских праздников Ту би-Шват (Новый год деревьев) считается одним из важнейших. Он отмечается 15 числа месяца Швата по еврейскому календарю, по григорианскому календарю дата праздника ежегодно объявляется особо. В 2010 году она приходится на 30 января.

В основе праздника лежит предание, о том, как деревья, увидев, что Бог даровал людям праздник Нового года, преисполнились зависти и попросили Его, чтобы и им был установлен такой же день. Праздник 15 Швата не упомянут в Торе, он упоминается в Мишне как "Новый год деревьев", но не как праздничный день. Трактат Рош а-Шана начинается так: Есть четыре Новых года: первого Нисана – Новый год царей (для отсчета лет их царствования); первого Элула – Новый год для (отделения) десятины скота; первого Тишрея – Новый год для (счисления) лет субботних (седьмых) лет – шмиты и юбилейных (пятидесятых) лет; садовых насаждений и огородных растений; первого Швата – Новый год плодовых деревьев, согласно школе Шамая. Школа Гилеля говорит – пятнадцатого (Швата).

По предписанию Торы каждый еврей должен ежегодно отделять десятину от урожая плодов в пользу священников и левитов и бедняков. Подобное действие должно происходить ежегодно. Запрещено отделять десятинy урожая одного года за счет десятины урожая другого года. Из-за этого появилась необходимость установить начало Нового года для деревьев.

Мудрецы, хорошо знакомые с земледелием Израиля, пришли к выводу, что 15-е число месяца Шват является той пограничной датой, когда большинство зимних дождей yже выпало, и, начиная с этой даты, деревья оживают, готовясь к новому плодоношению, а yрожай относится yже к следующему годy.

В этот день принято устраивать семейный «фруктовый стол» с «семью видами плодов Земли Израиля».

Традиционно на праздник Ту би-Шват вся семья рассаживалась вокруг покрытого белой скатертью стола, на столе – множество фруктов, стояли зажженные свечи, вазы с цветами и кувшины с белым и красным вином.

Согласно обычаю, едят 7 видов плодов – тех, которыми славится Израиль (пшеница, ячмень, виноград, инжир, гранат, маслины и финики). Едят эти плоды в том порядке, в каком они упомянуты в Торе: сначала виноград (или изюм), затем инжир, гранат, маслины и финики.

Согласно другому обычаю, в Ту-би-Шват надо попробовать 15 разных сортов фруктов – в честь 15-го дня месяца Шват.

Произносят также специальную молитву с пожеланиями деревьям расти и плодоносить. До сегодняшнего дня сохранилась древняя молитва о даровании благополучия деревьям.

В конце ХIХ века, с момента возникновения в Палестине земледельческих еврейских поселений, появилась новая традиция – сажать в этот день деревья, чтобы на земле Израиля вырастали новые сады и давали новые урожаи фруктов.

В 1890 году, в Ту би-Шват 5650 года, учитель и историк Зеэв Яабец вышел во главе своих учеников из школы в Зихрон-Якове, чтобы посадить деревья. Так праздник Ту би-Шват получил свое новое значение – праздник посадки деревьев, а не только Новый год деревьев.

В 1908 году профсоюз учителей и воспитателей детских садов официально провозгласил Ту би-Шват праздником посадки деревьев. Позднее эту дату признал Еврейский национальный фонд (Керен Каемет ле Исраэль), и с тех пор Ту би-Шват стал общепризнанным праздником посадки деревьев.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

2010 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20100130/206875139.html

Иудейский праздник Ханука

Статья большая, находится на отдельной странице.

Иудейский праздник Шавуот

Иудейский праздник Шавуот

Шавуот (древнеевр. "недели") - еврейский праздник, называемый также Пятидесятницей и приходящийся на пятидесятый день (спустя семь недель) после принесения во время праздника Песах (еврейской Пасхи) в жертву меры ячменя нового урожая.

Праздник Шавуот служит напоминанием о даровании Торы через 50 дней после бегства из Египта еврейского народа. Согласно преданию, в этот день в 2448 году от сотворения мира (1312 году до нашей эры) Моисей получил на горе Синай десять заповедей.

Праздник Шавуот выражает глубокую идею о том, что физическое освобождение от рабства и даже завоевание политической свободы не имеют особого значения до тех пор, пока не достигнута свобода духовная, основанная на признании единственной власти - власти Всевышнего и Его заветов.

Другие названия праздника - "время дарования Торы", "праздник жатвы", "праздник первых плодов", "ацерет" (собрание, завершение).

В Израиле празднуют его только один день - в шестой день еврейского месяца сиван, в диаспоре отмечают в шестой и седьмой дни сивана.

В 2015 году Шавуот празднуется 24 и 25 мая.

Шавуот, как и все еврейские праздники, начинается вечером предыдущего дня (в 2015 году - 23 мая) с заходом солнца, но его празднование не начинают до "выхода звезд".

Существует обычай украшать дом и cинагогу зеленью, цветами, ветвями деревьев, напоминающими нам о зелени, росшей вокруг горы Синай, когда еврейский народ получил Тору.

В первую ночь праздника принято не спать, а изучать Тору. Этот обычай носит название тикун - в дословном переводе "исправление (мира)". В эту ночь читают сборник фрагментов из Торы, который называется "Тикун лейль Шавуот".

Вечером с наступлением праздника устраивают большую трапезу. Перед ней делают кидуш (освящение над бокалом вина). Днем также устраивают праздничную трапезу с кидушем.

Утром в синагогах читают Акдамот, написанное по-арамейски стихотворное произведение, прославляющее Создателя, Тору и принявший ее Израиль. Главное событие праздника - это слушание Десяти заповедей во время чтения свитка Торы сразу же после утренней молитвы. Все присутствующие при этом встают, заново переживая тот благоговейный трепет, который первый раз евреи испытали у горы Синай. В этот момент важен сам факт присутствия и участия в происходящем, поэтому все евреи - мужчины, женщины и дети (включая младенцев) - должны быть в эти минуты в синагоге.

В диаспоре во второй день праздника Шавуот после чтения Торы, те, у кого нет кого-то из родителей, читают поминальную молитву Изкор за души умерших родственников и принимают обещание сделать пожертвование в их заслугу.

Традиция также связывает время Шавуота с окончанием жатвы ячменя и началом жатвы пшеницы. В древности в этот день земледельцы со всех концов Израиля приходили с приношениями в Иерусалимский храм. Праздничные процессии сопровождались пением и танцами.

В средние века в еврейских общинах на территории Европы существовал обычай в Шавуот приводить детей в синагогу и давать им слизывать мед со специальной доски, на которой были вырезаны еврейские письмена, чтобы "вкус Торы был сладок в их устах".

В дни Шавуот запрещена любая работа и не положено зажигать огонь, но разрешается готовить еду. Обычно оставляют горящую горелку на все дни праздника: от живого огня зажигать дозволяется, а он необходим не только для кухни, но и для зажигания праздничных свечей.

В этот день запрещается брать в руки деньги - монеты и банкноты, а также пользоваться любыми видами транспорта.

На Шавуот едят молочное - вареники, пирожки или блины с сыром. Этот обычай берет начало со дня Вручения Торы. Вернувшись в лагерь от горы Синай, сыны Израилевы не могли воспользоваться своей кухонной утварью из-за данных им законов кошерности. В тот день им пришлось довольствоваться молочной пищей. С тех пор, отдавая дань прошлому, на Шавуот перед обедом едят что-либо молочное и лишь затем в отдельной посуде подают праздничные мясные блюда.

В праздники можно готовить пищу, но только для употребления в самый день праздника, запасов же на другие дни праздника готовить нельзя.

Ультра-ортодоксальный еврей во время жатвы перед началом праздника Шавуот

Ультра-ортодоксальный еврей во время жатвы перед началом праздника Шавуот

2015 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20150523/1065704757.html

Иудейский праздник Шавуот, или Пятидесятница

Иудейский праздник Шавуот, или Пятидесятница

Шавуот (др.евр. - праздник недель), Пятидесятница - еврейский праздник сбора урожая пшеницы в конце мая - начале июня, одновременно отмечаемый как праздник Десяти заповедей или «дарования закона» еврейскому народу. Празднуется в течении двух дней: 6 и 7 числа месяца сивана по еврейскому календарю, по григорианскому календарю дата праздника объявляется особо. Шавуот является одним из трех паломнических праздников, наряду с Песах и Суккот. Он посвящается событию, не уступающему по своей исторической значимости Исходу из Египта: получению Торы, дарованной Всевышним пророку Моисею на горе Синай. Праздник отмечается на пятидесятый день после начала Песах. Богословская традиция иудаизма рассматривает Шавуот как «заключительный праздник Песах».

В Шавуот центром празднования является чтение 10-ти заповедей. Многие евреи перед началом праздника погружаются в микву - ритуальный бассейн (такое же погружение совершили евреи непосредственно перед дарованием Торы на Синае, ибо Всевышний приказал им очиститься, прежде чем они предстанут перед ним). В Шавуот в синагогах во время утренней молитвы зачитывается «книга Рут», повествующая, как в давние времена в Эрец-Исраэль был голод, и когда многие евреи покидали страну, Рут проявила выдержку и упорство, обеспечив семью в трудные годы.Как считают евреи, Рут - самый милосердный человек со времен Авраама - была необходима еврейскому народу для того, чтобы преодолеть духовное заболевание, поразившее целое поколение. Не случайно ее правнуком стал царь Давид.

В ночь праздника мужчины должны читать Тору. Днем мужчины, женщины и дети собираются в синагогах, чтобы прослушать чтение десяти заповедей, псалмов и Книги Руфи. В праздник Шавуот принято украшать синагоги и дома фруктами, цветами и свежей зеленью. Это делается в память о том, как преобразилась расположенная в пустыне гора Синай в честь дарования Торы - проросла побегами различных растений, которые расцвели пышными цветами. На Шавуот к столу принято подавать фрукты и молочные блюда, среди которых наиболее популярны блинчики с творогом. В этот день также принято учить маленьких детей Торе. Первый урок посвящается еврейскому алфавиту. Чтобы «подсластить» это нелегкое учение, обычно пекут сладкое печенье в форме еврейских букв, обмакивают его в мед и предлагают юным ученикам съесть ту или иную «букву», прочитав ее. Шавуот также носит название «День первинок». Такое название праздник получил потому, что Тора предписывает каждому еврею, начиная с этого дня, принести в храм первинки - первые плоды нового урожая.

2008 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20080609/109582408.html

Иудейский праздник Шавуот: история и традиции

Статья большая, находится на отдельной странице.

Иудейский праздник Шмини Ацерет

Иудейский праздник Шмини Ацерет

За пределами Израиля праздник Суккот заключают не один, а два праздничных дня. Это два отдельных праздника: Шмини-Ацерет и Симхат-Тора. В Израиле оба эти праздника отмечаются в один день.

В 2010 году празднование Шмини Ацерет приходится на 30 сентября. В Торе сказано, что на восьмой день от начала праздника Суккот (один из трех праздников восхождения к Иерусалимскому Храму) будет еще один отдельный, самостоятельный праздник, который мудрецы назвали Шмини Ацерет (букв. "восьмого ‑ праздничное собрание").

Традиции празднования Шмини Ацерет уже почти две тысячи лет (до этого евреи читали и изучали Тору по другой системе). Во времена существования Храма в восьмой день совершался обряд возлияния воды на жертвенник, сопровождавшийся просьбами о даровании дождя в наступающем году.

И в наше время в Шмини Ацерет произносят молитву о дожде. Это довольно длинная молитва, состоящая из собственно просьбы о дожде и нескольких пиютов (стихов, гимнов). Она читается очень торжественно.

Начиная с Шмини Ацерет, в синагогах молитву о дожде читают в течение всей зимы.

Будучи совершенно независимым от Суккот праздником со своими молитвами и обычаями, Шмини Ацерет все же имеет один общий с днями Суккот элемент: в молитвах и благословениях этого дня иудеи называют его "зман симхатену - "время нашей радости". То же говорится и во все дни праздника Суккот.

2010 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20100930/257228591.html

Ицхак Рабин

Биография Ицхака Рабина

Ицхак Рабин (Yitzhak Rabin) родился 1 марта 1922 года в Иерусалиме в семье выходцев из России.

В 1940 году с отличием окончил сельскохозяйственную школу "Кадури" (Нижняя Галилея).

В 1941 году начал свою военную карьеру, вступив в ряды "Пальмах" (ударные отряды боевой организации "Хагана", выступавшей за создание независимого Израиля).

В 1944 году как заместитель командира батальона "Пальмах" участвовал в подпольной борьбе против мандатного режима (в 1920-1948 годах территория нынешнего Израиля находилась под управлением Великобритании по мандату Лиги Наций).

В июне 1946 года Ицхак Рабин был арестован и провел пять месяцев в заключении в британском лагере для военнопленных в Рафахе.

В 1947 году он был назначен заместителем командующего "Пальмах".

В израильско-арабской войне 1948-1949 годов командовал бригадой, участвовал в боях за Иерусалим, был начальником оперативного отдела Южного фронта, членом израильской делегации на переговорах на острове Родос о прекращении огня.

С 1951 по 1952 год возглавлял оперативный отдел генерального штаба, курсы полковых командиров при генштабе Армии обороны Израиля.

В 1953 году окончил Британский штабной колледж.

В 1954-1956 годах Ицхак Рабин был начальником учебного отделения, ему было присвоено звание генерал-майора.

С 1956 по 1959 год служил командующим Северным военным округом.

В 1959-1960 годах - начальник оперативного управления генерального штаба.

С 1961 по 1963 год занимал должность заместителя главы генштаба.

С 1964 по 1968 год был начальником генштаба, в этом качестве руководил израильскими силами во время "шестидневной войны" (с 5 по 10 июня 1967 года). 1 января 1968 года Рабин в чине генерал-лейтенанта вышел в отставку.

В 1968-1973 годах - посол Израиля в США.

В 1973 году вернулся в Израиль и на парламентских выборах в декабре того же года был избран депутатом Кнессета (парламента).

В 1974 году в правительстве Голды Меир Рабин получил пост министра труда.

В июне 1974 года, после отставки Голды Меир, стал премьер-министром. За годы своего премьерства (1974-1977) Ицхак Рабин добился заключения промежуточных соглашений с Египтом и Сирией. В 1976 году он лично руководил операцией "Энтеббе" по освобождению израильских заложников в Уганде.

В 1977 году Рабин ушел в отставку с поста премьер-министра, но остался депутатом Кнессета.

В 1984-1990 годах был министром обороны Израиля.

В феврале 1992 года Ицхак Рабин был избран генеральным секретарем партии "Авода" (Партия труда) и в июле того же года (после победы на выборах) вновь стал премьер-министром.

Кроме поста главы правительства, он занимал в 1992-1995 годах и пост министра обороны.

В 1993 году Рабин, ранее призывавший бороться с палестинцами, заключил соглашение с Организацией освобождения Палестины (ООП), за которым последовали вывод израильских войск с большей части территории сектора Газа и города Иерихон на Западном берегу и создание палестинской администрации. Мирный процесс продвинулся в октябре 1994 года, когда Рабин и премьер-министр Иордании Абдул-Салям аль-Маджали подписали договор о прекращении войны между двумя странами и установлении дипломатических отношений.

14 октября 1994 года Ицхаку Рабину (совместно с Шимоном Пересом и Ясиром Арафатом) была присуждена Нобелевская премия мира.

Рабин - автор книги мемуаров "Пинкас шерут" ("Послужной список").

4 ноября 1995 года Ицхак Рабин был смертельно ранен еврейским экстремистом на митинге в Тель-Авиве. Он похоронен на мемориальном кладбище на горе Герцля в Иерусалиме.

Убийцу Рабина суд приговорил к пожизненному заключению.

Ицхак Рабин был женат, у него двое детей - сын и дочь.

В первую годовщину со дня смерти премьер-министра Израиля Ицхака Рабина на месте его убийства был установлен памятник. Мемориал составлен из разбитых камней и олицетворяет собой "политическое потрясение, коим явилось для Израиля убийство Рабина".

Премьер-министр Израиля Ицхак Рабин

Премьер-министр Израиля Ицхак Рабин

2015 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20151104/1312476432.html

Ишаев, Виктор

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ишор, Адлен

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ищенко, Евгений

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ия Борисовна Нинидзе

Ия Борисовна Нинидзе

Актриса театра и кино Ия Нинидзе родилась 8 сентября 1960 года в Тбилиси (Грузия). Мать была филологом, преподавателем русского языка и литературы, отец - режиссером телевидения.

Родители были в разводе и девочка жила с мамой, тетей, бабушкой и дедушкой. С шести лет Ия занималась в балетном кружке Тбилисского дома пионеров, затем училась в Тбилисском хореографическом училище. В 8 лет она получила приглашение от режиссера Георгия Данелия на эпизодическую роль в фильме "Не горюй" (1969), потом были роли в фильмах "Мелодии Верийского квартала" (1973), "Первая ласточка" (1975), но прославилась Ия Нинидзе, сыграв роль Денизы в мюзикле Леонида Квинихидзе "Небесные ласточки" (1976).

В 1981 году Ия Нинидзе окончила ВГИК, мастерскую Сергея Бондарчука и Ирины Скобцевой, и с 1981 по 1996 год служила в Государственном академическом театре имени Шота Руставели; играла в спектаклях Роберта Стуруа "Кровавая свадьба", "Рождественская ночь" и др.

В 1997 году актриса переехала в Москву, была актрисой Московского Театра кабаре "Летучая мышь" под руководством Григория Гурвича. После травмы, полученной на репетиции спектакля "Великая иллюзия" (на актрису упала тяжёлая декорация), на несколько лет ушла из театра и сделала собственную концертную программу.

Ия Нинидзе снялась более чем в двадцати фильмах, в том числе: "Слезы капали" (1982), "Приказано взять живым" (1983), "Покаяние" (1984), "Любимец публики" (1985), "Операция "Вундерланд" (1989), "Яков, сын Сталина" (1990), в сериалах "Простые истины" (1990), "Марш Турецкого" (2000), "Нина" (2003), "Сыщик без лицензии" (2003), в фильмах "Прощальное эхо" (2004), "Золушка.ру " (2007, Украина), "Охота на Берию" (2008), "Васильевский остров" (2009) и др.

Заслуженная артистка Грузии.

В первом браке Ия Нинидзе была замужем за Николаем Шенгелая, сыном Георгия Шенгелая и Софико Чиаурели; во втором браке за Сергеем Максачёвым (актёр, впоследствии вице губернатор Курской области), от этого брака сын Георгий.

От третьего брака дочь Нино.

Актриса Ия Нинидзе

Актриса Ия Нинидзе

2010 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20100908/273503995.html

Ия Сергеевна Саввина

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница