Приглашаем посетить сайт

Литература (lit-info.ru)

Энциклопедия ньюсмейкеров (справки по новостным сюжетам, 2015 год)
Статьи на букву "Д" (часть 4, "ДЕЗ"-"ДЕЛ")

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Д" (часть 4, "ДЕЗ"-"ДЕЛ")

Дезоморфин

Дезоморфин

Дезоморфин – один из изомеров морфина (устаревший вариант названия – морфий), получаемый синтетическим путем. Впервые был получен при поиске заменителей морфина. В медицине дезоморфин не получил широкого практического применения.

В начале XX века в США были попытки на основе морфина получить новые лекарственные вещества, которые обладали бы мощным обезболивающим эффектом, но не вызывали химической зависимости. В результате ученые получили несколько фармакологически активных веществ. Наиболее перспективные из них были дезоморфин и метапон.

При исследовании действие дезоморфина на животных, было выявлено, что в отличие от морфина он оказывает более быстрое и сильноеанальгетическое действие. Но позднее оказалось, что действие это длится в среднем около четырех часов, и от него наркотическая зависимость возникает быстрее. Именно по этой причине дезоморфин не нашел практического применения в качестве анальгетического средства.

Непродолжительное время дезоморфин применялся за рубежом как обезболивающее средство в послеоперационный период. Выпускался в продажу в виде соли бромистоводородной кислоты под названием "Permonid" (Roche).

Интерес к дезоморфину как к наркотическому средству возобновился в последние годы. Есть сильная схожесть дезоморфина с героином. Оба вещества вызывают одинаково сильную зависимость и приводят к необратимому процессу разрушения организма.

В России этот вид наркотика появился в 2003 г. В последнее время выявлен феномен эпидемиологического роста числа наркобольных, в основном молодого возраста, являющихся потребителями этого нетрадиционного наркотика.

Главной причиной появления и распространения дезоморфина является простота и доступность его изготовления. В силу сравнительно дешевого, быстрого и очень грубого способа приготовления в кустарных условиях, он имеет невысокую цену. Дезоморфин не выпускается медицинской промышленностью. Его получают в кустарных условиях из кодеиносодержащих лекарственных препаратов и средств бытовой химии. В России большинство кодеиносодержащих препаратов продаются без рецепта врача, что делает изготовление дезоморфина в домашних условиях не сложным.

В результате получается "грязный", а значит, особо опасный наркотик. При кустарном производстве дезоморфина используется ряд химических веществ: промышленные кислоты, щелочь, органические растворители (бензин и т.д.). В большинстве случаев вышеприведенные химические соединения используются промышленные, а не реактивные (без примесей).

В получаемой смеси сопутствующих и не отделяемых в процессе получения дезоморфина веществ находятся в высокой концентрации йод, приводящий к нарушению в работе эндокринной системы и мышечным расстройствам, и фосфор, вызывающий разрушение костной ткани, а также опасные примеси тяжелых металлов – железа, цинка, свинца и сурьмы, приводящих к расстройству нервной системы, минеральному дисбалансу, воспалительным процессам в печени и почках.

Зависимость от наркотика нередко появляется после первой дозы. У того, кто начал употреблять дезоморфин, резко ухудшается здоровье: разрушаются иммунная система, печень, сосуды, начинают отмирать конечности. Появляются незаживающие язвы, так что человек буквально гниет заживо, "сгорают" вены, находящиеся вблизи места введения наркотика. Живут "дезоморфиновые" наркоманы не более года (для сравнения: даже "героиновые" – до пяти лет).

Кроме того, по данным органов здравоохранения, у 33% дезоморфиновых наркоманов регистрируется гепатит С.

В силу химических свойств дезоморфина, у потребляющих его наркоманов никогда не наступает ремиссия. Половина таких больных все равно возвращаются к потреблению этих веществ, или же возобновляют прием только кодеиновых таблеток.

Раньше дезоморфиновыми наркоманами были бывшие героиновые наркоманы. В последнее время участились случаи появления наркоманов, которые начинают сразу с дезоморфинов.

Последствия зависимости от дезоморфина пугают даже опытных врачей

Наркоманы готовят дезоморфин на основе жидкости для чистки труб

2010 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20100422/225546191.html

Действие отравляющего газа "фосген"

Действие отравляющего газа "фосген"

Утечка боевого отравляющего вещества - газа "фосген" - произошла 5 июня около 11.00 в городе Цицикар (китайская провинция Хэйлунцзян, граничащая с Россией) при утилизации газового баллона.

Фосген (дихлорангидрид угольной кислоты) - бесцветное газообразное вещество с запахом прелых фруктов или сена. Также для обозначения используют следующие синонимы: карбонилхлорид, хлорокись углерода. Впервые получено в 1812 году английским физиком и химиком Хемфри Дэви.

Плотность фосгена при температуре 20 градусов по Цельсию - 1,4 килограмма на кубический метр (при температуре 8,2 градуса по Цельсию конденсируется в бесцветную жидкость); обладает большой летучестью даже при низких температурах воздуха; хорошо растворим в органических растворителях (например в бензине, ксилоле, толуоле), плохо - в воде, не растворим - в жирах и маслах.

Поскольку фосген почти не гидролизуется парами воды, концентрация вещества, созданная в воздухе, заметно изменяется лишь через продолжительное время. Вместе с тем фосген энергично реагирует с аммиаком (реакция используется для быстрого обнаружения утечек вещества - тампон, смоченный раствором аммиака, в присутствии фосгена начинает выделять белый дым).

Фосген обладает удушающим действием (что обусловило применение вещества в качестве боевого отравляющего средства в ходе Первой Мировой войны 1914-1918 годов). Ядовит только при вдыхании паров. Первые отчетливые признаки отравления появляются после скрытого периода от четырех до восьми часов (наблюдались даже периоды в 15 часов).

Опасная концентрация фосгена для человека - 0,005 миллиграмма на литр, смертельная - от 0,1 до 0,3 миллиграмма на литр (при воздействии в течение 15 минут). При концентрации 5 миллиграммов на литр смерть наступает в течение двух-трех секунд.

Контакт фосгена с легочной тканью вызывает нарушение проницаемости альвеол и быстро прогрессирующий отек легких, ведущий к сильному удушению, мучительному давлению в грудной клетке и увеличению ритма дыхания от 18-20 (норма) до 30-50 и даже 60-70 в минуту. Отравления легкой и средней тяжести протекают в виде токсического бронхита, в более тяжелых случаях возникают также нервно-психические расстройства (аффективные нарушения, галлюцинации, оглушение, в ряде случаев - двигательное возбуждение). Следствием повторных острых отравлений могут быть астения, плеврит, пневмония, хронический бронхит, в дальнейшем - бронхоэктазы, абсцесс, гангрена легких.

Антидота (противоядия) не существует. В качестве защиты служит противогаз.

2008 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20080607/109439650.html

Действия авиакомпаний при появления облака вулканического пепла

Действия авиакомпаний при появления облака вулканического пепла

Облако вулканического пепла может охватывать очень широкий район и быстро перемещаться из одного региона в другой. Поэтому своевременное получение точной информации имеет большое значение для обеспечения безопасности полетов и упрощения предварительного планирования полета и последующего внесения изменений в план в ходе выполнения полета.

Согласно "Руководству по облакам вулканического пепла, радиоактивных материалов и токсических химических веществ", разработанному Международной организацией гражданской авиации (ICAO), у авиакомпаний имеются следующие возможности: изменение маршрут полета, незапланированные технические посадки на маршруте, обеспечение дополнительного (аварийного) запаса топлива на случай возможного отклонения от маршрута и полета на неоптимальных высотах, отмена рейса.

Большое значение имеет информация, касающаяся характера, мощности, абсолютной высоты (высот) и времени извержения или местоположения облака и затронутых эшелонах полета, а также скорость его перемещения. Если извержение произошло вблизи аэродрома, то эксплуатанту необходимо знать, существует ли вероятность того, что извержение затронет другие местные запасные аэродромы.

Присутствие вулканического пепла на малых высотах в атмосфере может не коснуться полетов по маршруту, но при этом представлять серьезную угрозу для воздушных судов при наборе высоты и снижении. Установление каких-либо условных пределов не представляется возможным. В каждом случае ситуация будет уникальной и потребует достаточно профессионального подхода.

В случае поступления в районный диспетчерский центр (РДЦ) о наличии и прогнозируемом перемещении облака вулканического пепла в районе полетной информации, за который данный РДЦ несет ответственность необходимо принять следующие меры:

– незамедлительно направить пилотам, к чьим судам это может иметь отношение, всю имеющуюся информацию о местоположении облака пепла и затронуты им эшелонах полета;

– предложить соответствующее изменение маршрута полета для обхода известного или прогнозируемого района нахождения облаков пепла;

– напомнить пилотам, что облака вулканического пепла нельзя обнаружить с помощью бортового радиолокатора или радиолокатора УВД (управление воздушным движением); пилот должен знать что РЛС (радиолокационная станция) не обеспечит ему предварительного предупреждения о местоположении облака пепла.

Если в РДЦ с борта воздушного судна поступило сообщение о том, что оно вошло в облако вулканического пепла и находится в стадии бедствия:

– считать, что данное судно находится в чрезвычайной ситуации;

– не выдавать разрешения на набор высоты воздушным судам с газотурбинными двигателями до тех пор, пока они не выйдут из облака пепла и без согласования с пилотом не пытаться задавать направления выхода из облака.

Рекомендуемым маневром выхода воздушного судна из облака пепла является изменение курса на 180 градусов и снижение, если это позволяет рельеф местности. Однако главная ответственность за принятие такого решения лежит на пилоте.

Каждому государству рекомендовано разработать соответствующие правила и резервные маршруты для обхода облаков вулканического пепла, которые учитывают условия в государстве и его обязательства, касающиеся обеспечения безопасности полетов воздушных судов.

2010 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20100416/223130658.html

Действия властей при захвате граждан морскими пиратами

Действия властей при захвате граждан морскими пиратами

26 мая стало известно, что в Аденском заливе у берегов Сомали было захвачено пиратами грузовое судно "Амия Скан". По сообщению владельцев судна, на его борту находились четверо российских офицеров и пять филиппинских моряков.

В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву, которая вступила в силу с 16 ноября 1994 года, все государства в максимально возможной степени обязаны сотрудничать в деле пресечения пиратства в открытом море или любом другом месте за пределами юрисдикции какой-либо страны.

Согласно западным статистическим данным, около 90% пиратских акций на море происходят в акваториях, прилегающих к развивающимся странам, правительственные структуры которых (в том числе правоохранительные, разведывательные и дипломатические) оказываются неэффективными, слабо финансируемыми и некомпетентными в борьбе с морским терроризмом.

Согласованные действия патрульных сил ВМС стран самого опасного морского региона - Юго-Восточной Азии, на практике выражаются лишь в ограниченном обмене разведывательной информацией и обсуждении проблемы на региональных конференциях различного уровня. Тем не менее со стороны правительств стран региона предпринимаются некоторые антипиратские меры. В конце 2005 года представители Японии, Сингапура, Камбоджи и Лаоса подписали «Региональное соглашение о сотрудничестве в противодействии пиратству и вооруженным нападениям на корабли в Азии». Морская полиция Малайзии усилила контроль над обстановкой в Малаккском проливе и взаимодействие с соответствующими службами Индонезии. ВМС Филиппин приступили к регулярному патрулированию в акватории архипелага Сулу. Япония направила два патрульных самолета для борьбы с пиратами, нападающими на японские суда в водах Юго-Восточной Азии.

В 1991 году Международной торговой палатой в малазийской столице Куала-Лумпур был создан Центр по борьбе с пиратством. В Калифорнии работает учебный центр подготовки специалистов по борьбе с морскими разбойниками. Центр тренирует антипиратские подразделения для военно-морских сил Индонезии, Филиппин и Таиланда. Эти страны постоянно проводят морские учения по борьбе с морскими грабителями.

Вместе с тем, большинство стран региона не допускают иностранные военные корабли в свои территориальные воды.

Некоторые случаи силовых действий в отношении морских пиратов.

Первый известный случай, когда официальным властям удалось отбить у пиратов захваченное судно, произошел в ноябре 1999 года в Арабском море, когда индийский корвет Prahar, применив силу, освободил ранее захваченное пиратами грузовое судно Alondra Rainbow. После 12 дней преследования корвет с помощью двух самолетов‑разведчиков и патрульных катеров индийской береговой охраны обезвредил пиратов и возвратил похищенное судно владельцу.

18 марта 2006 года у берегов Сомали произошла перестрелка между двумя кораблями ВМС США ‑ ракетным крейсером «Кейп Сент‑Джордж» и ракетным эсминцем «Гонсалес», и пиратским судном. Первыми открыло огонь пиратское судно после того, как американский патруль подал сигнал о намерении проверить показавшуюся подозрительной лодку. В результате этого инцидента один пират был убит и еще пять человек получили ранения.

4 апреля 2008 года у побережья Сомали в Аденском заливе пираты захватили французскую яхту "Ле Понан" с командой 32 человека, потребовав крупный выкуп. В свою очередь Франция начала подготовку масштабной операции по силовому освобождению команды "Ле Понан". Решение французских военных поддержало правительство Сомали, которое позволила им зайти в территориальные воды.

Спецоперация началась 11 апреля после того, как пираты получили выкуп и освободили экипаж. Спецназовцы ВМС, а также бойцы элитного антитеррористического подразделения французской жандармерии десантировались с воздуха на военные корабли.

К тому моменту, когда военные прибыли на место происшествия, пираты пытались пересесть в заранее подогнанные грузовики. Однако их начали преследовать вертолеты, поднятые с французских кораблей. Военным удалось прострелить двигатель автомобиля, после чего захватчиков, увозивших часть выкупа, задержали.

Захваченное в Аденском заливе 21 апреля 2008 года дубайское судно "Аль‑Каледж" отбили вооруженные силы полуавтономного сомалийского региона Путленда. Армия предприняла штурм судна. Все заложники были освобождены, пираты арестованы. В перестрелке пострадали три человека.

В этот же день, 21 апреля, пираты на быстроходном катере попытались захватить японский танкер "Такаяма", следовавший из Южной Кореи в Саудовскую Аравию. Танкер спас находившийся в 90 километрах от места событий немецкий фрегат "Эмден", патрулирующий воды Аденского залива в рамках антитеррористической операции Enduring Freedom. Получив сигнал бедствия с "Такаямы", "Эмден" немедленно направился к месту происшествия, одновременно выслав вперед палубный вертолет. Одного появления вертолета и фрегата было достаточно, чтобы пираты обратились в бегство.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

2008 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20080604/109234688.html

Действия при обнаружении взрывоопасного предмета времен ВОВ

Действия при обнаружении взрывоопасного предмета времен ВОВ

Взрывоопасные предметы (ВОП) могут быть обнаружены всюду, где проходили боевые действия: в полях, огородах, в лесах и парках, в реках, озёрах и других водоёмах, в домах и подвалах, а также на территории бывших артиллерийских и авиационных полигонов и в других местах.

В случае обнаружения ВОП или внешне схожего с ним предмета необходимо:

- Немедленно сообщить о находке ближайшему должностному лицу, по телефону "02" или в отделение милиции.

- При производстве земляных или других работ – остановить работу.

- Хорошо запомнить место обнаружения предмета.

- Установить предупредительные знаки или использовать различные подручные материалы - жерди, колья, верёвки, куски материи, камни, грунт и т.п.

При обнаружении ВОП категорически запрещается:

- Наносить удары (ударять по корпусу, а также один боеприпас о другой).

- Прикасаться, поднимать, переносить или перекатывать с места на место.

- Закапывать в землю или бросать в водоём.

- Предпринимать попытки к разборке или распиливанию;

- Бросать в костёр или разводить огонь вблизи него.

Необходимо не допускать самим и удерживать других от нарушения правил поведения при обнаружении ВОП.

В случае обнаружения в процессе проведения строительных, сельскохозяйственных и иных работ незахороненных останков воинов или неизвестных воинских захоронений юридические и физические лица в соответствии с федеральным законодательством обязаны сообщить об этом в органы местного самоуправления и военного управления.

2009 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20090622/175024302.html

Действия России по борьбе с наркотрафиком из Афганистана

Статья большая, находится на отдельной странице.

Декабрьское вооруженное восстание в Москве (1905)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Декларация о восстановлении независимости Азербайджана 30 августа 1991

Декларация о восстановлении независимости Азербайджана 30 августа 1991

Одновременно с этим было принято постановление Верховного Совета АР "О восстановлении государственной независимости Азербайджанской Республики".

Во исполнение этого решения, основываясь на Декларации о независимости, принятой Национальным советом Азербайджана 28 мая 1918 года, и руководствуясь Декларацией ВС Азербайджана от 30 августа 1991 года "О восстановлении независимости Азербайджанской Республики", ВС Азербайджана 18 октября 1991 года принял Конституционный акт о государственной независимости Азербайджанской Республики и учредил основы государственного, политического и экономического устройства независимой Азербайджанской Республики.

Как и в других республиках СССР, катализатором объявления независимости стал провал августовского путча в Москве.

Руководство страны и Коммунистическая партия выступили с поддержкой Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП). Такому позитивному отношению к путчистам способствовала нерешенная проблема вокруг Нагорно‑Карабахской автономной области (НКАО).

20 августа второй секретарь ЦК Коммунистической партии Азербайджана, председатель оргкомитета по НКАО Виктор Поляничко назвал ГКЧП "обнадеживающей структурой" и посоветовал воспринимать объявленное чрезвычайное положение "как чрезвычайно разумное положение". Он отметил, что ГКЧП обнадежил Азербайджан хотя бы тем, что ввел чрезвычайное положение и в Армении ‑ мера, которой Азербайджан добивался для соседней республики в течение трех лет.

Президент Азербайджана Аяз Муталибов 19 августа прервал визит в Тегеран. Еще будучи в Иране, он сделал заявление, одобряющее появление ГКЧП, но от более острых комментариев воздержался.

После провала путча осторожные заявления Муталибова позволили ему остаться у власти, однако, с меньшими полномочиями. Уже 30 августа ВС республики провозгласил независимость, а 14 сентября Азербайджанская коммунистическая партия самораспустилась, хотя прежнее руководство осталось у власти.

8 сентября Муталибов был вновь избран президентом Азербайджана, но его победа была автоматической: в избирательном бюллетене стояло только его имя, поскольку кандидаты от оппозиции или бойкотировали выборы, или отказались от участия в них.

Объявление Азербайджаном независимости и проблема Нагорного Карабаха породили затяжной конфликт в Закавказье.

В сентябре 1991 года в центре НКАО Степанакерте было объявлено о создании Нагорно‑Карабахской Республики (НКР). Официальный Баку признал данный акт незаконным и упразднил существовавшую в советские годы автономию Карабаха.

Начавшийся вслед за этим вооруженный конфликт продлился до 12 мая 1994 года, когда вступило в силу соглашение о перемирии. В результате Азербайджан потерял контроль над Нагорным Карабахом и ‑ полностью или частично ‑ семью прилегающими к нему районами. С 1992 года ведутся переговоры по мирному урегулированию конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ, сопредседателями которой являются США, Россия и Франция. Азербайджан настаивает на сохранении своей территориальной целостности, Армения защищает интересы непризнанной республики, так как Карабах не является стороной переговоров.

2011 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20110830/426282637.html

Декларация о восстановлении независимости Латвии (1990)

Декларация о восстановлении независимости Латвии (1990)

4 мая 1990 года Верховный Совет Латвийской Советской Социалистической Республики принял Декларацию о восстановлении независимости Латвийской Республики. Из 201 депутата за нее проголосовали 138.

Проект Декларации о государственной независимости Латвии готовила специальная рабочая группа Народного фронта Латвии (НФЛ) под руководством Романа Апситиса - доцента юридического факультета Латвийского университета, специалиста по вопросам международного права. Представителей оппозиции к работе над текстом Декларации не приглашали. Параллельно с латышским текстом создавалась его русская редакция.

В принятой Декларации объявлялось о восстановлении Латвийской Республики 1918 года. Одновременно отрицались внутриполитические причины перемен 1940 года, приведших к вхождению бывшей Латвийской Республики в состав СССР на правах одной из союзных республик. Они оценивались как "оккупация Латвии и ликвидация суверенной государственной власти Латвийской Республики".

Выборы в Сейм 14 и 15 июля 1940 года оценивались как проходившие "в оккупированной Латвии в условиях политического террора на основе противоправно принятого антиконституционного закона о выборах". Результаты голосования 14 и 15 июля объявлялись фальсифицированными, а избранный на их основе Сейм - противозаконным, образованным "в результате обмана народа" и потому не являвшимся "выразителем суверенной воли народа". В Декларации подчеркивалось, что этот Сейм "не обладал конституционным правом решать вопрос об изменении государственного устройства и ликвидации суверенитета Латвийского государства", так как "эти вопросы был вправе решать лишь народ, однако свободное всенародное голосование проведено не было". На основании этого делался вывод, что "включение Латвийской Республики в состав Советского Союза с точки зрения международного права не имеет силы, и Латвийская Республика как субъект международного права существует de jure до настоящего времени, что признают более 50 государств мира".

Верховный Совет Латвийской ССР постановил "считать противоправным соглашение между СССР и Германией от 23 августа 1939 года и явившуюся его следствием ликвидацию суверенной государственной власти Латвийской Республики 17 июня 1940 года".

Декларация о восстановлении независимости Латвийской Республики объявляла Декларацию Народного Сейма от 21 июля 1940 года "О вступлении Латвии в Союз Советских Социалистических Республик" не имеющей законной силы с момента ее принятия и заявляла о возобновлении действия принятой Учредительным собранием 15 февраля 1922 года Конституции Латвийской Республики на всей территории Латвии.

Период до восстановления государственной власти Латвийской Республики de facto объявлялся переходным до избрания Сейма Латвийской Республики. В переходный период высшая государственная власть принадлежала Верховному Совету.

В соответствии с Конституцией 1922 года, были восстановлены политические, экономические и судебные институты страны. 5-6 июня 1993 года были проведены выборы нового парламента - Сейма.

СССР признал независимость Латвии 6 сентября 1991 года.

4 мая в Латвии - государственный праздник. Каждый год этот день отмечается обширной программой праздничных мероприятий. В храмах проходят богослужения, а у Рижского замка торжественно поднимают флаг. В главных мероприятиях участвуют руководители страны. В этот день вручаются высшие государственные награды. В течение всего дня в столице проходят концерты, а на Набережной 11 ноября - массовые гулянья.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Вид на Ригу

Вид на Ригу

2015 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20150504/1061607157.html

Декларация о государственном суверенитете Туркмении

Декларация о государственном суверенитете Туркмении

22 августа 1990 года Верховный Совет Туркменской ССР принял Декларацию о государственном суверенитете Туркменской Советской Социалистической Республики.

Верховный Совет провозгласил государственный суверенитет Туркменской Советской Социалистической Республики как верховенство, самостоятельность, полноту и неделимость власти республики на всей ее территории, независимость и равноправие во внешних сношениях.

Согласно Декларации, Туркменская ССР - суверенное национальное государство, осуществляющее всю полноту власти на всей своей территории. Носитель суверенитета и источник государственной власти в Туркменской ССР - ее народ.

Согласно документу, Туркменская ССР добровольно объединяется с другими республиками в Союз на основе Договора. Республика сохраняла за собой право свободного выхода из Союза ССР и правомочность самой устанавливать политический и экономический строй.

На всей территории Туркменской ССР устанавливалось верховенство Конституции и законов Туркменской ССР. Действие актов Союза ССР, противоречащих суверенным правам Туркменской ССР, приостанавливалось высшими органами государственной власти и управления республики на всей своей территории.

Декларация устанавливала на территории Туркменской ССР республиканское гражданство с сохранением гражданства Союза ССР.

Согласно документу, Туркменская ССР обеспечивала равенство перед законом всех граждан республики независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, политических взглядов, религиозных убеждений, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств.

Согласно Декларации, Туркменская ССР самостоятельно решает все вопросы внутренней и внешней безопасности республики.

Декларация провозгласила, что земля, ее недра, воздушное пространство, водные и другие природные ресурсы, находящиеся в пределах территории Туркменской ССР и морской экономической зоны, являются национальным достоянием и собственностью туркменского народа и служат материальной основой суверенитета республики.

Туркменская ССР осуществляет непосредственные сношения с другими государствами, заключает с ними договоры, обменивается дипломатическими, консульскими, торговыми представительствами, принимает участие в деятельности международных организаций, активно способствует укреплению общего мира и международной безопасности.

Был образован Национальный банк, подчиненный Верховному Совету республики, создана собственная финансово-кредитная система

Туркменская ССР заявила о самостоятельности в решении вопросов культурного и духовного развития народа Туркмении, в создании собственной системы воспитания, образования, науки и информации.

Декларация послужила основой для разработки новой Конституции Туркменской ССР, совершенствования республиканского законодательства.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Ашхабад - столица Туркменистана

Ашхабад - столица Туркменистана

2015 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20150822/1197251232.html

Декларация о государственном суверенитете Украины

Декларация о государственном суверенитете Украины

Декларации предшествовала резолюция XXVIII съезда Компартии Украины «О государственном суверенитете Украинской ССР» и принятие Деклараций о суверенитете РСФСФ (12 июня) и Молдавской ССР (23 июня).

В преамбуле Декларации подчеркивалось, что Верховный Совет УССР провозглашает суверенитет Украины как «верховенство, самостоятельность, полноту и неделимость власти республики в границах ее территории, независимость и равноправие во внешних отношениях».

Одним из главных положений Декларации являлось положение о гражданстве. Провозглашалось, что Украина имеет свое гражданство, где «все граждане равны перед законом, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, политических взглядов, религиозных убеждений, рода и характера занятий». Граждане всех национальностей составляют народ Украины.

Декларация провозглашала экономическую самостоятельность Украины. В документе подчеркивалось намерение создать банковскую, ценовую, финансовую, таможенную и налоговую системы, сформировать государственный бюджет, а при необходимости ввести собственную денежную единицу.

Декларация признавала самостоятельность республики в решении вопросов науки, образования, культурного и духовного развития украинской нации.

Украина провозглашала свое намерение стать в будущем постоянно нейтральным государством, которое не будет принимать участия в военных блоках и обязуется придерживаться трех неядерных принципов: не применять, не производить и не приобретать ядерное оружие.

Декларация провозглашала право Украины непосредственно реализовать отношения с другими государствами, заключать с ними договоры, обмениваться дипломатическими, консульскими, торговыми представительствами.

Однако принятый документ не получил статуса конституционного акта. Украинская ССР оставалась в составе СССР, поэтому международные организации и страны мира не признали ее государственную независимость. Причиной этого явилось отсутствие у Верховной Рады УССР полномочий на принятие решения о выходе республики из состава Советского Союза, то есть на провозглашение независимости Украинской ССР. Согласно требованиям конституций СССР и Украинской ССР, только народ Украинской ССР, как обладатель всей полноты власти в республике, имел право принимать такое решение на референдуме. Действующие нормы международного права также обязывали Верховную Раду Украинской ССР провести республиканский референдум.

24 августа 1991 года, когда Верховная Рада Украинской ССР фактически во второй раз провозгласила Украину независимым демократическим государством, приняв «Акт провозглашения независимости Украины», поддержанный всеукраинским референдумом 1 декабря 1991 года.

Декларация о государственном суверенитете Украины стала основой для «Акта провозглашения независимости Украины». Декларация представляла собой правовой фундамент для Конституции, законов Украины, определения позиции республики при заключении международных соглашений.

20 апреля 2010 года президент Украины Виктор Янукович подписал указ о праздновании 20‑й годовщины Декларации о государственном суверенитете Украины.

2010 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20100716/255042473.html

Декларация о государственном суверенитете Украины (1990)

Декларация о государственном суверенитете Украины (1990)

16 июля 1990 года Верховный Совет Украинской ССР принял Декларацию о государственном суверенитете Украины.

В преамбуле Декларации подчеркивалось, что Верховный Совет УССР провозглашает суверенитет Украины как "верховенство, самостоятельность, полноту и неделимость власти республики в границах ее территории, независимость и равноправие во внешних отношениях".

Единственным источником государственной власти признавался народ, Верховный Совет УССР мог выступать только от его имени. В документе говорилось о принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Генеральный прокурор должен осуществлять контроль за исполнением законов.

Одним из главных положений Декларации являлось положение о гражданстве. Провозглашалось, что Украина имеет свое гражданство, где все граждане равны перед законом, "независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, политических взглядов, религиозных убеждений, рода и характера занятий". Граждане всех национальностей составляют народ Украины.

Декларация провозглашала экономическую самостоятельность Украины. В документе подчеркивалось намерение создать банковскую, ценовую, финансовую, таможенную и налоговую системы, сформировать государственный бюджет, а при необходимости ввести собственную денежную единицу.

Декларация признавала самостоятельность республики в решении вопросов науки, образования, культурного и духовного развития украинской нации.

Украина провозглашала свое намерение стать в будущем постоянно нейтральным государством, которое не будет принимать участия в военных блоках и обязуется придерживаться трех неядерных принципов: не применять, не производить и не приобретать ядерное оружие.

Декларация провозглашала право Украины непосредственно реализовать отношения с другими государствами, заключать с ними договоры, обмениваться дипломатическими, консульскими, торговыми представительствами.

Однако принятый документ не получил статуса конституционного акта. Украинская ССР оставалась в составе СССР, поэтому международные организации и страны мира не признали ее государственную независимость. Причиной этого явилось отсутствие у Верховного Совета УССР полномочий на принятие решения о выходе республики из состава Советского Союза, то есть на провозглашение независимости Украинской ССР. Согласно требованиям конституций СССР и Украинской ССР, только народ Украинской ССР, как обладатель всей полноты власти в республике, имел право принимать такое решение на референдуме. Действующие нормы международного права также обязывали провести республиканский референдум.

24 августа 1991 года Верховный Совет Украинской ССР фактически во второй раз провозгласил Украину независимым демократическим государством, приняв "Акт провозглашения независимости Украины", который был поддержан всеукраинским референдумом 1 декабря 1991 года.

С точки зрения государственного строительства, Декларация о государственном суверенитете Украины стала фундаментальной основой для "Акта провозглашения независимости Украины". Декларация представляла собой правовой фундамент для Конституции, законов Украины, определения позиции республики при заключении международных соглашений.

День принятия Декларации был объявлен праздничным и выходным на территории Украины. 20 февраля 1992 года, вместе с принятием Постановления о провозглашении 24 августа Днем независимости Украины, 16 июля перестало быть праздничным выходным днем.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Здание Верховной Рады Украины в Киеве

Здание Верховной Рады Украины в Киеве

2015 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20150716/1127839049.html

Декларация о независимости Армении

Декларация о независимости Армении

23 августа 1990 года Верховный Совет Армянской ССР принял Декларацию о независимости Армении, которая положила начало становлению независимости республики.

Этим документом была упразднена Армянская Советская Социалистическая Республика и провозглашена независимая Республика Армения.

Республика Армения провозглашалась суверенным государством, наделенным верховенством государственной власти, независимостью, полноправием.

Документ устанавливал, что на всей территории Республики Армения действуют только Конституция и законы Республики Армения.

В целях обеспечения своей безопасности и неприкосновенности границ предусматривалось создание подчиняющихся Верховному Совету собственных Вооруженных Сил, внутренних войск, органов государственной и общественной безопасности.

Декларация объявила Республику Армения субъектом международного права, который проводит независимую внешнюю политику, устанавливает прямые отношения с другими государствами и участвует в деятельности международных организаций.

Согласно документу, Республика Армения сама определяет принципы и порядок своей экономической деятельности, учреждает собственные денежные знаки, национальный банк, финансово-кредитную систему, налоговую и таможенную службы.

В декларации отмечалось, что национальное богатство Республики Армения - земля, недра, воздушное пространство, водные и другие природные ресурсы, экономический, интеллектуальный, культурный потенциал - собственность ее народа. Порядок владения, пользования и распоряжения ими определяется законами Республики Армения.

Декларацией гарантировались свобода слова, печати, совести; разграничение законодательной, исполнительной и судебной властей; многопартийность, равноправие партий, деполитизация правоохранительных органов и Вооруженных Сил.

Армянский язык был признан государственным, все внутреннее управление в Республике должно было вестись только на армянском языке.

Кроме того, в документе подчеркивалось, что Республика Армения выступает за международное признание геноцида армян 1915 года в Османской Турции и Западной Армении.

Декларация послужила основой для разработки Конституции Республики Армения.

21 сентября 1991 года в Армении состоялся всенародный референдум о выходе из состава СССР. 94,99% принявших участие в голосовании высказались за полную независимость республики.

23 сентября 1991 года Верховный Совет республики провозгласил Армению независимым, суверенным государством.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Ереван. Архивное фото

Ереван. Архивное фото

2015 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20150823/1197343640.html

Декларация о независимости Молдовы 27 августа 1991 г

Декларация о независимости Молдовы 27 августа 1991 г

Согласно тексту закона, недействительными признавались акты расчленения национальной территории 1775 и 1812 годов, как противоречащие историческому и национальному праву и юридическому статусу Молдавского княжества. Кроме того, законом был дезавуирован Пакт Молотова-Риббентропа, в соответствии с которым была образована Молдавская ССР, как объединение Молдавской ССР и отошедших Советскому союзу территорий Бессарабии. Таким образом, был фактически аннулирован единственный юридический документ, который мог трактоваться как регламентирующий нахождение Приднестровья в составе Молдавии.

Однако в тексте документа подчеркивалось, что издавна населенное молдаванами Заднестровье (Приднестровье) "является составной частью исторической и этнической территории молдавского народа".

Ситуация усугублялась тем, что за два дня до принятия закона о декларации независимости Молдавии, 25 августа аналогичная декларация была принята в Приднестровской Молдавской ССР, объявившей себя независимым государством. Это обстоятельство впоследствии явилось одной из причин вооруженного конфликта между независимой Молдавией и непризнанным Приднестровьем, остановить который удалось лишь благодаря вмешательству российских миротворческих сил.

После начала августовских событий 1991 г. в Москве Молдавия выразила категорический протест против деятельности ГКЧП.

Уже 19 августа Народный фронт Молдовы (НФМ) на чрезвычайном заседании принял два воззвания: "К румынам всего мира" и "К жителям республики". В них отмечалось, что в Москве совершен государственный переворот, к власти пришли реакционные силы, стремящиеся положить конец демократическим реформам. В обращении к жителям республики содержался призыв выйти на центральную площадь Кишинева и взять под охрану правительственные здания и радиотелецентр.

20 августа в Молдавии президент Молдавии Мирча Снегур издал указ о создании Высшего республиканского Совета безопасности. Этот орган был призван руководить охраной жизненно важных объектов республики от возможных посягательств военных и сторонников ГКЧП и координировать действия масс, выступавших за независимость республики.

Руководство Одесского военного округа собиралось потребовать от молдавских властей отменить решение о запрете патрулирования улиц городов совместно с частями 14‑й армии, но, не получив из Москвы указаний действовать, не решилось силовым путем отстранить руководство Молдавии от власти.

После ареста ГКЧП 21 августа президиум парламента республики 23 августа запретил Коммунистическую партию Молдавии, часть членов которой открыто сочувствовала ГКЧП, а 27 августа на заседании парламента, в условиях специально созванного Великого национального собрания 276 голосами "за" была принята Декларация о независимости республики Молдова.

Флаг Республики Молдова

Флаг Республики Молдова

2011 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20110827/422139398.html

Декларация о независимости ПМССР 25 августа 1991 года

Декларация о независимости ПМССР 25 августа 1991 года

Принятию декларации предшествовали аресты отрядами кишиневского спецназа части депутатов Верховного и местных советов Приднестровья, которые были произведены 22 августа - на следующий день после провала инициативы Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП) по введению чрезвычайного положения на территории СССР.

После начала августовских событий в Москве Молдавия выразила категорический протест против деятельности ГКЧП. В то же время в самом Приднестровье отношение населения к организаторам путча было скорее благоприятным, из разных городов республики были посланы телеграммы в поддержку ГКЧП. Однако ни председатель республики Игорь Смирнов, ни Верховный Совет ПМССР никаких заявлений или иных документов в поддержку ГКЧП не принимали.

27 августа, вслед за Россией и Украиной, Молдавия объявила о своей независимости, и приняла соответствующий закон, в котором объявлялся незаконным и не имеющим юридической силы Пакт Молотова-Риббентропа, в соответствии с которым была образована Молдавская ССР, включающая в себя современные территории Приднестровья. Таким образом, фактически был дезавуирован единственный документ, регламентирующий нахождение Приднестровья в составе Молдавии. Но закон не предоставлял Приднестровью право на самоопределение, так как в тексте документа указывалось, что "издавна населенное молдаванами Заднестровье является составной частью исторической и этнической территории нашего народа".

После принятия этого документа стало ясно, что начало конфликта между Молдавией и Приднестровьем становится реальной угрозой стабильности в регионе.

29 августа в Киеве молдавской полицией был захвачен и доставлен в кишиневскую тюрьму глава Приднестровской ССР Игорь Смирнов, находившийся на Украине с целью проведения переговоров.

В ответ инициативная группа тираспольских женщин организовала так называемую "рельсовую войну", полностью блокировав железнодорожную дорогу Кишинев-Одесса.

2 сентября состоялся IV съезд депутатов Приднестровья всех уровней. На нем была принята первая Конституция республики и утверждены символы герба и флага ПМССР.

Съезд потребовал от руководства республики принятия самых решительных мер по организации и обеспечению защиты ее суверенитета и независимости. Во исполнение его решений Верховный Совет 6 сентября 1991 г. принял постановление "О мерах по защите суверенитета и независимости Приднестровской Молдавской ССР". Этот документ стал важной исторической вехой в становлении республики и ее Вооруженных Сил. Им предписывалось: "Создать Республиканскую гвардию в структурах и количествах, необходимых для защиты безопасности, прав и свобод граждан республики". Также постановлением предписывалось правительству Приднестровья в срок до 10 сентября 1991 г. завершить перевод под юрисдикцию республики органов милиции, прокуратуры, суда, КГБ и других силовых структур (кроме Вооруженных сил СССР), расположенных на территории республики.

Практически прекращалась деятельность на территории республики полиции и органов правопорядка, подчиненных руководству Молдовы.

1 октября 1991 г. Игорь Смирнов и другие арестованные приднестровские политические деятели были отпущены на свободу.

5 ноября 1991 г. ПМССР была переименована в Приднестровскую Молдавскую республику.

1 декабря 1991 г. в Приднестровье были проведены референдум о независимости республики и выборы ее первого президента. 97,7% избирателей, пришедших на избирательные участки, высказались за независимость республики. Президентом ПМР был избран Игорь Смирнов.

Флаг Приднестровья

Флаг Приднестровья

2011 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20110825/418351931.html

Декрет об образовании Крымской автономии в составе России

Декрет об образовании Крымской автономии в составе России

В древние времена в Крыму обитали племена киммерийцев, тавров (от имени которых происходит название горной и прибрежной части Крыма - Таврия, Таврида) и скифов, позднее на побережье Крыма основали свои колонии греки. С IV-V веков Крым - объект экспансии Византии. Восточная часть Крыма с Х века входила в состав Тмутараканского княжества Киевской Руси. В ХШ веке, после вторжения монголо-татар, образовался Крымский улус Золотой Орды (ныне - Старый Крым). После распада Орды в 1443 году возникло Крымское ханство, с 1475 года - вассал Турции. В ходе русско-турецкой войны 1768-1774 годов Крымом овладели русские войска. Согласно Кючук-Кайнарджийскому мирному договору (1774) Крымское ханство было объявлено независимым от Турции и переходило под покровительство России. 19 апреля 1783 года Екатерина II подписала Манифест о вхождении Крыма (Таврической губернии) в состав Российской империи. В июне 1783 года основан город Севастополь, получивший статус военно-морской крепости юга России.

В марте 1918 года провозглашено создание Советской Социалистической Республики Тавриды в составе РСФСР. Декретом ВЦИК и СНК от 18 октября 1921 года образована Крымская АССР в составе РСФСР, преобразованная в июне 1945 года в Крымскую область в составе РСФСР. 29 октября 1948 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Севастополь отнесен к категории городов республиканского подчинения в составе РСФСР с выделением (из Крымской области) в самостоятельный административно-хозяйственный центр со своим особым бюджетом. 19 февраля 1954 года принят Указ Президиума ВС СССР о передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР (произведено с нарушением действующих конституций РСФСР и УССР). В 1978 году в Конституции УССР Севастополь объявлен городом республиканского подчинения в составе УССР (изменения статуса Севастополя произведено в одностороннем порядке).

20 января 1991 года состоялся Всекрымский референдум, на котором 93 процента населения Крыма высказались «за восстановление Крымской АССР как субъекта федерации СССР», 97 процентов севастопольцев высказались за «статус Севастополя как города союзно-республиканского подчинения». В феврале 1991 года Верховным Советом УССР принят Закон о восстановлении Крымской АССР в составе УССР ( результаты референдума искажены). В сентябре 1991 года Верховным Советом Крымской АССР принята Декларация о государственном суверенитете Крыма. В феврале 1992 года Верховный Совет Крымской АССР принял новое название Крыма - Республика Крым. 6 мая 1992 года принята Конституция Республики Крым, согласно которой «Крым входит в состав Украины на основе договора и соглашений». В июне 1992 года Верховная Рада Украины приняла постановление, требующее привести Конституцию Крыма в соответствие с Конституцией Украины, что и было сделано в сентябре 1992 года, в результате чего Крым лишается всех основ самостоятельности. Осенью 1993 года в Крыму принят Закон об учреждении поста президента, противоречащий Конституции Украины, в январе 1994 года в Крыму прошли президентские выборы.

В мае 1994 года Верховный Совет Республики Крым принял закон «О восстановлении конституционных основ государственности Республики Крым», восстанавливающий Конституцию Республики Крым от 6 мая 1992 года, что вызвало недовольство в Киеве. В сентябре 1994 года Верховный Совет Крыма внес изменения в Конституцию и Закон о президенте Крыма, согласно которым президент из главы государства превращается в главу исполнительной власти без права формировать Конституционный суд, назначать глав местной администрации, проводить референдумы и т.д. Парламент Крыма принял закон о правительстве, в соответствии с которым президент лишался полномочий главы и руководителя исполнительной власти: эти функции возложены на премьер-министра. В октябре 1994 года парламент Крыма принял постановление об изменении всех статей своей Конституции, предусматривающих участие президента в управлении государством. В марте 1995 года Верховная Рада Украины отменила Конституцию Республики Крым от 6 мая 1992 года, пост президента Крыма был упразднен. В марте 1996 года Верховная Рада Украины приняла закон «О Конституции Автономной Республики Крым», согласно которому Крым является автономной республикой в составе Украины. 21 октября 1998 года парламент Крыма принял новую Конституцию, приведенную в соответствие с Конституцией Украины (вступила в силу 12 января 1999 года). Согласно Конституции, Крым является автономной республикой в составе Украины. Государственным языком в Крыму является украинский, русский имеет статус языка общения.

2005 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20051017/41799350.html

Дела против депутатов ГД и попытки снятия неприкосновенности

Статья большая, находится на отдельной странице.

Дела четырех граждан РФ, которых передадут США по "шпионскому делу"

Статья большая, находится на отдельной странице.

Делайл, Джеффри

Статья большая, находится на отдельной странице.

Делимитация границы между РФ и Украиной в Азовском и Черном морях

Статья большая, находится на отдельной странице.

Делимханов, Адам

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница