Приглашаем посетить сайт

История (med.niv.ru)

Энциклопедия ньюсмейкеров (справки по новостным сюжетам, 2015 год)
Статьи на букву "Д" (часть 21, "ДЕН")

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Д" (часть 21, "ДЕН")

День памяти святителя Григория Паламы

Статья большая, находится на отдельной странице.

День памяти святителя Ионы, митрополита Московского

День памяти святителя Ионы, митрополита Московского

Святитель Иона, митрополит Московский и всея России чудотворец, родился в последней четверти XIV века в городе Галиче в благочестивой христианской семье. День памяти святителя отмечается 28 июня.

В двенадцатилетнем возрасте юноша принял постриг в одном из галичских монастырей, откуда перешел в московский Симонов монастырь.

Однажды обитель посетил святитель Фотий, предшественник Ионы на Московской кафедре, и увидел в пекарне уснувшего от утомления инока Иону, правая рука которого была согнута в благословляющем жесте. Святитель Фотий просил не будить его и предсказал, что он будет великим святителем Русской церкви и многих обратит на путь спасения. Предсказание святителя исполнилось.

В 1431 г. святой Иона был назначен епископом Рязани и Мурома, а вскоре, после кончины в том же 1431 г. митрополита Фотия, возглавил Русскую церковь.

Уже в 1432 г. он именовался "нареченным в Святейшую митрополию Русскую". Однако междоусобная борьба за великокняжеский престол великого князя Василия Второго Васильевича и его дяди галицкого князя Юрия Дмитриевича не позволили святителю выехать в Константинополь к патриарху Иосифу Второму для посвящения.

В это время литовский князь Свидригайло послал к патриарху Иосифу епископа Герасима для посвящения его в сан митрополита Литовского Смоленского (в начале XV века Смоленск был временно присоединен к Литовскому княжеству). В Константинополе епископа Герасима возвели в сан митрополита всея Руси. Заподозренный князем Свидригайло в измене, в 1435 г. он был схвачен и сожжен.

После смерти митрополита Герасима в Константинополь отправился епископ Иона. Но, прибыв в столицу Византии, он узнал, что патриарх Иосиф уже поставил на Русскую митрополию некоего Исидора, болгарина по происхождению (по другим источникам ‑ грек).

Недолго пробыв в Киеве и Москве, в 1438 г. Исидор отправился на знаменитый Ферраро-Флорентийский собор 1438-1445 гг., где в 1439 г. принял унию (от латинского "единство") с Римско-Католической церковью.

Это слияние требовало от православных признания главенства папы Римского, существования чистилища и исхождения Святого Духа не только от Отца, но и от Сына. Католики, со своей стороны, допускали брак белого духовенства и богослужение на родном языке с сохранением восточных обрядов. По возвращении в Москву в 1441 г. митрополит Исидор был заточен в Чудов монастырь, Собор русских архиереев и духовенства низложил его. Вскоре Исидор тайно бежал из монастыря в Рим (где умер в 1462 г.).

Когда стало ясно, что и Константинопольский патриарх согласился на унию, Русь решила отстаивать «чистоту православия» в одиночку.

В декабре 1448 г. в Москве был созван церковный Собор для избрания Предстоятеля Русской Церкви. Святитель Иона был избран митрополитом Всероссийским с титулом "Киевский и всея Руси". Местом пребывания он избрал Москву, поэтому именовался также митрополитом Московским. Так прекратилась зависимость Русской Церкви от Константинополя, и было положено начало автокефалии.

Возглавляя Всероссийскую кафедру, святитель Иона заботился об улучшении отношений между Москвой и Литовским княжеством. Благодаря этому ему удалось присоединить к Москве юго-западные епархии. Святитель Иона приложил большие усилия на благоустройство возвращенных епархий и на искоренение в них униатства. Он призывал к миру и прекращению междоусобия, объяснял вред ярости и гнева, учил покаянию и послушанию.

Особенно заботился святитель Иона о духовно-нравственном совершенствовании своей паствы. В учительных грамотах он учил помнить о спасении души, быть милосердными, добросовестно относиться к своим гражданским обязанностям. Святитель Иона строго требовал соблюдения христианских заповедей от священнослужителей. Указывая на величие священнического сана, он призывал клириков к достойному прохождению пастырского служения. Особое старание проявлял святитель Иона в выборе достойных кандидатов на архиерейские кафедры.

Большое внимание уделял он монашеским обителям, заботился об их нуждах, о строгом соблюдении иноческих правил. При своем высоком сане он по-прежнему не оставлял личных монашеских подвигов. Проявляя попечение о храмах Божиих, святитель обновил и украсил первопрестольный Успенский собор в Московском Кремле. Он придал особую торжественность богослужениям, увеличив число чтецов и певцов. В 1450 г., по благословению святителя Ионы, были воздвигнуты каменные митрополичьи палаты.

Живя по заповедям Божиим и строго соблюдая монашеские обеты, проявляя ревностную заботу о своей пастве, святитель Иона получил от Бога дар чудотворений и прозорливости. По его молитвам исцелялись больные различными недугами.

В 1451 г. татары неожиданно подступили к Москве, сожгли окрестности и готовились к нападению на город. Митрополит Иона с клиром совершал крестный ход по стенам города, моля Бога о спасении города и людей, и молитва его была услышана.

Скончался святитель Иона в глубокой старости 31 марта 1461 г.

27 мая 1472 г. при перестройке Успенского собора были обретены нетленные мощи святителя Ионы.

Общецерковное празднование памяти святителя Ионы установлено на Московском Соборе 1547 г., при митрополите Московском Макарии (1542-1563). В 1596 году Патриарх Иов установил празднование святителю Ионе в Соборе других Московских святителей 18 (по старому стилю 5) октября.

Память свт. Ионе отмечается 13 апреля (по старому стилю 31 марта), 9 июня (по старому стилю 27 мая, перенесение мощей в 1472), 28 июня (по старому стилю 15 июня) и 18 октября (по старому стилю 5 октября).

2010 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20100628/221845990.html

День памяти святителя Петра, митрополита Московского и всея Руси

День памяти святителя Петра, митрополита Московского и всея Руси

Память святителя Петра, митрополита Московского и всея Руси, празднуется 3 января (21 декабря по старому стилю) в день его преставления, 6 сентября (24 августа по старому стилю) в день перенесения мощей и 18 октября (5 октября по старому стилю) вместе с Собором святителей Московских.

Святитель Петр родился около 1260 г. на Волыни в знатной боярской семье. Перед рождением сына мать увидела во сне, что держит на руках агнца, а между его рогами растет дерево, покрытое цветами, плодами и горящими свечами.

В 12 лет Петр поступил в монастырь.

К тому времени будущий святитель успешно изучил книжные науки. Он много времени уделял изучению Священного Писания и обучился иконописи. Иконы, написанные иноком Петром, раздавались братии и посещавшим монастырь христианам.

За добродетельную подвижническую жизнь игумен обители рукоположил инока Петра в сан иеромонаха. Затем, испросив благословение игумена, Петр оставил обитель в поисках уединенного места. На реке Рате он поставил келию и стал подвизаться в безмолвии. Впоследствии на этом месте образовался монастырь, названный Новодворским. Для приходивших иноков был выстроен храм во Имя Спаса, Петр был избран игуменом обители. Чтобы услышать духовные наставления подвижника Петра, в монастырь нередко приходил галицкий князь Юрий Львович. Однажды обитель посетил Владимирский митрополит Максим. Игумен Петр принес митрополиту в дар написанный им образ Успения Пресвятой Богородицы.

После смерти митрополита Максима в 1305 г. возник вопрос о том, кто займет митрополичью кафедру. Галицко-волынский князь Юрий Львович послал в Царьград для принятия кафедры своего избранника игумена Петра, а князь тверской и владимирский Михаил – игумена Геронтия. Игумен Петр прибыл первым, а игумена Геронтия задержала буря, во время которой ему явилась Богородица и сказала, что митрополитом должен быть Петр. Такое же видение было патриарху Константинопольскому Афанасию.

Патриарх остановил свой выбор на Петре, которому и вручил полученные от Геронтия святительские одежды, пастырский жезл и икону, некогда написанную самим Петром в подарок митрополиту Максиму.

По возвращении в Россию в 1308 г. митрополит Петр в течение года пребывал в Киеве, а затем переехал во Владимир.

Выбор Константинопольского патриарха у многих вызвал недовольство. В частности, тверской епископ Андрей написал ложный донос на Петра. В 1311 г. жалобу рассмотрел Собор русских епископов, и митрополит был оправдан.

На Руси, находившейся под татарским игом, не было твердого порядка, и святителю Петру приходилось часто менять места своего пребывания. Во время постоянных объездов епархий он поучал народ и духовенство о сохранении христианского благочестия, призывал враждовавших князей к миролюбию и единству.

В 1312 г. святитель совершил поездку в Орду, где получил от хана Узбека грамоту, охранявшую права русского духовенства.

В 1325 г. святитель Петр по просьбе великого князя Ивана Калиты перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву. Это событие имело важное значение для всей Русской земли.

По благословению святителя Петра в Московском Кремле в августе 1326 г. был заложен собор в честь Успения Пресвятой Богородицы.

21 декабря (по старому стилю) 1326 г. святитель Петр скончался. Он был погребен в Успенском соборе в каменном гробу, который сам приготовил.

Глубокое почитание Первосвятителя Русской Церкви со дня его преставления утверждалось и распространялось по всей Русской земле. Через 13 лет после его смерти, в 1339 г., он был причтен к лику святых.

У гроба святителя князья целовали крест в знак верности великому князю Московскому. Как особо чтимый покровитель Москвы, святитель призывался в свидетели при составлении государственных договоров. При гробе святителя нарекались и избирались русские Первосвятители.

Святые мощи святителя Петра трижды обретались нетленными: в 1382 г., во время нашествия хана Тохтамыша, когда гроб его обгорел; в 1477 г., когда обрушились стены собора; в 1479 г., когда Успенский собор был вновь воздвигнут итальянским зодчим Аристотелем Фиораванти.

Сохранились два поучения святителя Петра к пастве, касающиеся семейной жизни. Житие святителя Петра было написано преосвященным Прохором, епископом Ростовским, рукоположенным самим святителем, а также митрополитом Киприаном.

2010 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20100906/252356063.html

День памяти святого апостола Андрея Первозванного

Статья большая, находится на отдельной странице.

День памяти святого апостола Фомы

День памяти святого апостола Фомы

19 октября (6 по ст. ст.) в церковном календаре отмечается день памяти святого апостола Фомы.

Святой апостол Фома (в переводе с древнееврейского – "близнец"), именовавшийся также Дидимом (в переводе с греческого – "близнец"), родился городе Панеада в Галилее (Северной Палестине). По одной из версий, имел внешнее сходство с Иисусом Христом. Занимался рыбачеством. Услышав одну из проповедей Иисуса, заинтересовался идеями христианства. Был одним из 12 апостолов (учеников) Христа.

В евангелистике широко известен эпизод, называемый "уверением Фомы". Апостол не поверил рассказам единоверцев о воскресении Иисуса, пожелав своими глазами убедиться в реальности произошедшего чуда. Спустя восемь дней после воскресения Христос явился собравшимся вместе апостолам, и Фома собственными увидел глазами смертельные раны на теле учителя, после чего раскаялся в своем неверии. Выражение "Фома неверующий" (или "неверный") стало нарицательным именем для недоверчивого слушателя.

По преданию, после вознесения Христа Фома, обретя дар исцелять болезни и изгонять злых духов, отправился проповедовать его учение в Палестину, Месопотамию и Эфиопию, а затем пересек Индию.

Принял мученическую смерть в Каламидской стране (восточно-индийские территории вокруг современного города Ченнаи). За обращение в христианство сына и супруги правителя индийского города Мелиапора (Мелипура) святой апостол был заключен в темницу, претерпел пытки, и был пронзен пятью копьями. На том же месте, где было погребено тело апостола, совершались многие чудеса во славу Христа.

Части мощей святого апостола хранятся в Индии, Венгрии и на горе Афон в Греции.

В день апостола Фомы на Руси, согласно народным приметам, начинаются ветры и бураны, а кроме того, возможны неожиданные снегопады. Поэтому крестьяне, выезжавшие в этот день на телеге, всегда клали в нее полозья. Народная примета, посвященная погоде на Фомин день, гласила: "Надевай теплое платье с Фомы".

Безветрие в день Фомы означает скорое похолодание. В небе можно видеть последние кучевые облака.

К этому дню у крестьян выявлялись излишки хлебных и других запасов: "Фома – ломит закрома, все бери задарма". Богатых и зажиточных людей в народе называли "Фома – большая корма" ("корма" – краюха хлеба). В противоположность этому существовала пословица: "На безлюдье и Фома дворянин". А также: "Говорят про Ерему, а он про Фому. Били Фому за Еремину вину". Шуточная песня про Фому и Ерему была широко известна в народе.

2010 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20101019/287427956.html

День памяти святого благоверного князя Александра Невского

День памяти святого благоверного князя Александра Невского

Православная церковь чтит память святого благоверного князя Александра Невского, в схиме Алексия, 12 сентября (день перенесения мощей в Санкт-Петербург), и 6 декабря (день погребения во Владимире).

Его память также совершается 1 декабря в день Собора святых Эстонской земли, как покровителя православия в Эстонии и Прибалтийском крае. 5 июня - в день Собора Ростово-Ярославских святых.

Святой благоверный князь Александр Невский, князь Новгородский (1236-1251), великий князь Владимирский (1252) родился 30 мая 1220 года в городе Переславле-Залесском.

Отец его, Ярослав, был младшим сыном Всеволода III Большое Гнездо, мать - Феодосия Игоревна, рязанская княжна. Александр был их вторым сыном (старший сын князь Феодор скончался в возрасте 15 лет).

Детство Александра прошло в Переславле-Залесском, где княжил отец. В Спасо-Преображенском соборе Переславля был совершен княжеский постриг юного Александра (обряд посвящения в воины).

С ранних лет Александр сопровождал в походах отца. В 1235 году он был участником битвы на реке Эмайыги (в нынешней Эстонии), где войска Ярослава наголову разгромили немцев. В следующем 1236 году Ярослав уезжает в Киев, "посадив" своего сына, Александра, самостоятельно княжить в Новгороде.

В 1239 году Александр вступил в брак, взяв в жены дочь полоцкого князя Брячислава.

Начиналось трудное время в истории Руси: с востока шли монгольские орды, с запада надвигались шведы и немцы. Чтобы дать отпор неприятелю, князь Александр возглавил русские войска. После высадки шведских войск при впадении реки Ижоры в Неву князь Александр с немногочисленной дружиной 15 июля 1240 года внезапно атаковал шведов и полностью разгромил их многочисленное войско, обнаружив в бою исключительное мужество. Невская битва 1240 года предотвратила угрозу вражеского нашествия с севера. За эту победу народ назвал князя Александра Невским.

Победа усилила политическое влияние Александра Невского, но в то же время способствовала обострению его отношений с боярством, в результате столкновений с которым он был вынужден покинуть Новгород. После вторжения ливонских рыцарей на Русь новгородцы послали к Александру Невскому представителей, в 1241 году он вернулся и быстро собрал войско, изгнавшее захватчиков из русских городов (штурм Копорья и Пскова).

Зимой 1242 года Александр освободил Псков, а 5 апреля дал Тевтонскому ордену решительное сражение на льду Чудского озера. Крестоносцы были полностью разгромлены. Имя князя Александра прославилось по всей Святой Руси.

Александр Невский продолжал укреплять северо-западные границы Руси: послал посольство в Норвегию, результатом которого было первое мирное соглашение между Русью и Норвегией (1251), совершил успешный поход в Финляндию против шведов, предпринявших новую попытку закрыть русским выход к Балтийскому морю (1256).

В отношениях с Золотой Ордой Александр Невский выступал как осторожный и дальновидный политик. В 1249 году он решительно отклонил предложение папы Иннокентия IV перейти в "латинскую веру" и заключить союз для совместной борьбы с татаро-монголами. Получив в 1252 году ханский ярлык на великое княжение Владимирское, Невский решительно подавлял мятежи против "численников" (против ордынской переписи) и сборщиков дани, предотвращая новые разрушительные походы на Русь с Востока и попутно добиваясь важных политических льгот. Четыре раза ездил в Орду, добился освобождения русских от обязанности выступать войском на стороне татарских ханов в их войнах с другими народами.

Скончался великий князь 27 ноября (14 по старому стилю) 1263 года в Городце, недалеко от Владимира, возвращаясь из очередной поездки в Золотую Орду.

Перед кончиной он принял схиму (монашеский постриг) под именем Алексий.

6 декабря (23 ноября по старому стилю) 1263 года князь Александр Невский был погребен в Рождество-Богородичном монастыре во Владимире. В 1380 году нетленные мощи князя были открыты для местного поклонения.

Князь Александр Невский был канонизирован Русской православной церковью в лике благоверных при митрополите Макарии на Московском Соборе 1547 года.

12 сентября 1724 года мощи святого благоверного великого князя Александра Невского по повелению Петра Великого были перенесены в Санкт-Петербург в Александро-Невскую лавру, где почивают и ныне в Лавровском соборе в серебряной раке, пожертвованной императрицей Елизаветой Петровной. С этого момента святой Александр Ярославич, наряду со святыми апостолами Петром и Павлом, стал русским небесным покровителем северной столицы России. Частичка мощей святого благоверного князя Александра Невского находится в Храме Александра Невского в городе Софии (Болгария). Также часть мощей (мизинец) находится в Успенском соборе города Владимира.

В дореволюционной России 21 мая 1725 года был учрежден орден Александра Невского, 29 июля 1942 года в честь великого полководца учрежден советский военный орден Александра Невского.

Святому Александру Невскому посвящены многочисленные храмы и за пределами России. Наиболее известные из них - Патриарший собор в Софии, кафедральный собор в Таллине, храм в Тбилиси.

Фреска Александр Невский Архангельского собора

Фреска Александр Невский Архангельского собора

2014 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20141206/1036588604.html

День памяти святого Василия Блаженного по православному календарю

Статья большая, находится на отдельной странице.

День памяти святого исповедника Иоанна Русского

Статья большая, находится на отдельной странице.

День памяти Святого пророка Даниила в армянской церкви

День памяти Святого пророка Даниила в армянской церкви

Иерусалим за 600 лет до Рождества Xристова был завоеван вавилонским царем Навуходоносором; храм, воздвигнутый Соломоном, был разрушен, и много израильтян были отведены в плен. Среди пленников были знатные юноши Даниил, Анания, Азария и Мисаил. Царь Вавилона Навуходоносор распорядился обучить их халдейской премудрости, воспитать в роскоши при своем дворе. Но они, храня заповеди своей веры, отказывались от излишеств и вели строгий образ жизни. Господь даровал им мудрость, а святому Даниилу – дар прозорливости и истолкования снов.

Св. пророк Даниил мудростью своей превзошел всех халдейских звездочетов и был приближен к царю Навуходоносору. Однажды царю приснился странный сон, поразивший его, но, проснувшись, он забыл виденное. Вавилонские мудрецы оказались бессильны узнать, что приснилось царю. Тогда св. пророк Даниил прославил перед всеми силу истинного Бога, открывшего ему не только содержание сна, но и его пророческое значение. После этого он был возведен царем в сан начальника Вавилона.

Вскоре царь Навуходоносор повелел воздвигнуть свое изображение – Золотой истукан, которому надлежало воздавать божеские почести. За отказ сделать это три отрока – Анания, Азария и Мисаил (в Вавилоне они были переименованы в Седраха, Мисаха и Авденаго) – были ввергнуты в пылающую печь. Пламя поднималось над печью, опаляя стоящих рядом халдеев, а святые отроки ходили посреди пламени, вознося молитву Господу и воспевая Его. Ангел Господень, явившись, охладил пламя, и отроки остались невредимы. Царь, увидев это, повелел им выйти и обратился к Богу истинному.

При царе Валтасаре св. Даниил истолковал таинственную надпись "Мене, Такел, Фарес", появившуюся на стене дворца во время пира, предвещавшую падение Вавилонского царства.

При персидском царе Дарии св. Даниил, по наветам своих врагов, был брошен в ров с голодными львами, но они не тронули его, и он остался невредим. Царь Дарий возрадовался о Данииле и повелел во всем своем царстве поклоняться Богу Даниилову, "потому что Он есть Бог Живый и Присносущий, и царство Его несокрушимо, и владычество Его бесконечно".

В его пророческой книге, включенной в Ветхий Завет, предсказано пришествие Спасителя, возвещено грядущее царство Небесное, говорится о грядущем Страшном Суде и воскресении мертвых. Книга Пророков святого Даниила, состоящая из 14 глав, относится к VII-VШ векам до Рождества Христова.

2010 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20100622/249027404.html

День памяти святого равноапостольного князя Владимира

День памяти святого равноапостольного князя Владимира

28 июля (15 июля по старому стилю) Русская Православная Церковь отмечает День памяти святого равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси.

Святой равноапостольный великий князь Владимир, младший сын киевского князя Святослава, родился в 963 г.

Ему было шесть лет, когда умерла воспитавшая его святая княгиня Ольга, и отец отправил его княжить в Новгород, под опекой воеводы Добрыни, брата матери его княгини Малуши, носившей еще скандинавское имя Малхрида. Она была христианкой, и когда великий князь Владимир, став христианином, основал в Киеве Десятинную церковь, она пожертвовала на нее свое имение, в котором родился Владимир.

Через три года после кончины матери, св. равноапостольной княгини Ольги, князь Святослав был убит в сражении с печенегами. Тогда воспитатели его сыновей начали между собой войну: воевали за Киев, в котором начиналось христианство, и языческий Новгород. Новгород победил, и князь Владимир стал княжить в Киеве. А два старших брата его, Ярополк и Олег, были во время войны убиты, и князь Владимир всю жизнь оплакивал их смерть.

С 17 лет он стал править самостоятельно. Первые 6 лет своего княжения он провел в походах, предводительствуя дружиной лично и объединяя Русь. При нем все славянские племена от Карпат и Немана и города Городен (Гродно) до Белоозера, Оки и Волги стали составлять одно целое – Русскую землю и называться русскими.

Предание рисует князя Владимира до принятия им крещения ярым язычником, любимцем дружины, любителем чувственных наслаждений, военных походов и шумных пиров. Сильная в военном отношении Русь оказалась окруженной менее сильными, но более просвещенными государствами. Все чаще в ней было слышно слово проповеди истинной веры, появились и первые русские мученики за Христа, обличавшие служение идолам, приходили на Русь и проповедники других религий.

Предание гласит, что умудренный свыше, князь послал избранных мужей в разные страны, чтобы увидеть и испытать, как разные народы служат Богу и как "веру от дел своих показуют". Греко-восточная вера поразила посланников более всех, и они, вернувшись на родину, сказали князю: "Никтоже, вкусив сладкого, восхочет горького, тако и мы не можем паки остати зде и служити кумиром". Выбор был сделан.

Случилось так, что греческие императоры Константин и Василий (из Македонской династии) обратились к Владимиру с просьбой помочь им усмирить бунт воеводы Фоки. Владимир согласился, но поставил условием руку сестры их, царевны Анны, и присылку духовенства со священной утварью для крещения Руси. Императоры согласились, но, когда Владимир победил Фоку, обязательства своего не выполнили. Тогда Владимир взял Корсунь и этим заставил императоров исполнить обещание.

Корсунь он вернул грекам как выкуп за невесту. Дружину свою он крестил и, согласно "Повести о Крещении Руси", крестился сам. Это было в 988 г. Летопись говорит, что перед крещением он ослеп и прозрел, когда вышел из купели. Но монах Иаков Мних (XI в.) пишет, что Владимир взял Корсунь уже будучи христианином и что крестился он в 987 г. в имении своем Васильеве (ныне г. Васильков).

Когда князь Владимир вернулся в Киев, то пришедшие с ним православные священники – родом, очевидно, болгары (Болгария была тогда подвластна Греции) – крестили киевлян при впадении речки, названной потом Крещатик, в Днепр. Они принесли с собой богослужебные книги, переведенные на славянский язык свв. равноапостольными просветителями славян Кириллом и Мефодием. С ними был митрополит Михаил. В Киеве, знавшем близко христианство, утвердилось оно быстро. На севере – в Новгороде, Ростове, Муроме – язычество держалось дольше и крепче, и много понадобилось усилий князьям и проповедникам, чтобы уничтожить его.

В древности на Руси не знали смертной казни. Она заменялась «пеней», то есть денежным штрафом. Святой Владимир утвердил этот обычай, говоря: «Боюсь греха». Обычай этот стал законом и вошел в Свод законов, составленный при сыне его великом князе Ярославе под названием "Русская Правда".

Народ любил своего князя, прославлял его в своих песнях и былинах и называл Красным Солнышком. Он создавал новые города, как, например, Владимир-Волынский, где до последнего времени существовал его дворец, Владимир в Суздальской земле и другие. Границы своих владений он укреплял против соседних языческих народов. Чтобы крепче связать Русь воедино, он посылал своих сыновей управлять отдельными городами: Ростовом, Муромом, Новгородом, Полоцком и другими. При нем влияние варягов стало ослабевать, а значение славян усиливаться.

В Киеве, на месте убиения святых русских первомучеников Феодора и Иоанна, он воздвиг Десятинную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы и давал на нее десятую часть своих доходов.

Скончался святой равноапостольный князь Владимир 15 июля 1015 г. в любимом своем селе Берестове и был погребен в Десятинной церкви. Часть его святых мощей хранилась в Софийском соборе, созданном сыном его великим князем Ярославом Мудрым.

Празднование святому Владимиру было установлено святым Александром Невским в середине XIII века. Церковное почитание на Руси святого князя началось значительно раньше: в "Слове о Законе и Благодати" святителя Илариона святой князь назван "во владыках апостолом", "подобником" святого Константина и его апостольское благовестие Русской земле сравнивается с благовестием святых апостолов.

2010 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20100728/241515554.html

День памяти святой великомученицы Екатерины

День памяти святой великомученицы Екатерины

Каждый год 7 декабря (24 ноября по старому стилю) православная церковь отмечает День памяти святой великомученицы Екатерины.

Святая великомученица Екатерина родилась в Александрии во второй половине третьего столетия, примерно в 350 г. Происходила она из знатного рода. Девушка получила блестящее образование и отличалась редкой красотой и умом. Многие богатые и знатные люди империи сватались за нее, но ни один из них не стал ее избранником.

Екатерина объявила родителям, что согласится выйти замуж только за того, кто превзойдет ее в знатности, богатстве, красоте и мудрости.

Мать святой Екатерины, которая была тайной христианкой, повела девушку за советом к своему духовному отцу, святому старцу, жившему в уединенной пещере недалеко от города. Старец выслушал святую Екатерину и сказал, что он знает юношу, который превосходит ее во всем, ибо "красота Его светлее солнечного сияния, мудрость Его управляет всем созданием, богатство Его разливается по всему миру, но это не уменьшает Его, а умножает, высота рода Его - неизреченна". На прощание старец вручил святой Екатерине икону Божией Матери с Богомладенцем Иисусом на руках и велел ей с верой молиться Царице Небесной.

Ночью Святой Екатерине во сне явилась Матерь Божия, которая просила Своего Сына посмотреть на Екатерину, но Младенец отвернул свой Лик от девушки, сказав, что не сможет смотреть на нее, ибо она безобразна, худородна, нища и безумна, как и всякий человек, не омытый водами святого Крещения.

Девушка вновь пошла к старцу, и он совершил над ней таинство святого Крещения. И вновь святой Екатерине было видение Пресвятой Богородицы с Младенцем. Теперь Господь ласково смотрел на нее и дал ей перстень, обручив ее. Как повествуется в Житие святой Екатерины, когда видение кончилось, и святая пробудилась от сна, на руке ее светилось кольцо - дар Небесного Жениха.

В скором времени в Александрию на пышное языческое празднество прибыл император Максимиан. Екатерина, которая негодовала, что он вместо того, чтобы содействовать просвещению народа, еще больше насаждает языческие суеверия, не побоялась прийти к Максимиану и сказать ему: "Не стыдно ли тебе, царь, молиться мерзким идолам!"

Красота девушки пленила правителя. Он попытался соблазнить святую Екатерину богатством и славой. Получив гневный отказ, император подверг ее жестоким мучениями, а затем бросил в темницу.

Максимиан велел колесовать Екатерину, но когда принесли колеса с острыми зубцами, невидимая сила сокрушила орудие казни и святая Екатерина осталась невредима. Увидев это чудо, императрица Августа и царедворец Порфирий с 200 воинами перед всеми уверовали во Христа и были обезглавлены.

На другой день Максимиан в последний раз призвал Екатерину и предложил ей стать его женой, обещая ей все блага мира. Но святая Екатерина и слушать об этом не хотела. Видя бесполезность всех своих усилий, царь велел предать ее смерти, и в 304 г. святая Екатерина была обезглавлена.

Долгое время мощи святой Екатерины пребывали в неизвестности в земле и были открыты лишь спустя 200 с лишним лет и перенесены в Синайскую обитель.

В 1689 г. русский император Петр Великий пожертвовал в Синайскую обитель для мощей святой Екатерины среброкованную раку. В настоящее время святые мощи великомученицы Екатерины сохраняются в небольшой мраморной раке в алтаре великого храма Синайской обители во имя Преображения Господня, на правой стороне престола.

Память святой Екатерины чествуется во всем православном мире с особым благоговением и торжественностью. В честь ее созидаются церкви, многие монастыри называются ее именем. На Западе великомученица Екатерина считается покровительницей учащихся.

2010 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20101207/297049277.html

День памяти Святой Девы Гаянэ и ее спутниц

День памяти Святой Девы Гаянэ и ее спутниц

Армянская Апостольская Церковь отмечает день памяти Святой Девы Гаянэ спустя неделю после праздника Пятидесятницы – во вторник.

В 2010 г. эта дата приходится на 1 июня.

Святая Гаянэ пострадала при римском правителе Диоклетиане, гонителе христиан. Она была в числе 37 девушек-христианок, удалившихся из Рима в Армению во времена гонений.

Император Диоклетиан правил Римской Империей с 284 по 305 год. Первые 20 лет своего правления он не преследовал христиан, несмотря на то, что сам был приверженцем язычества. Однако, с 303 г. Диоклетиан под давлением кесаря Галерия, своего зятя, подверг христианство жесточайшему гонению.

Один за другим последовали четыре эдикта против христиан, предусматривающие удаление христиан из войска, конфискацию церковного имущества – прежде всего, зданий и богослужебных книг, аресты и казни духовенства, осуждение христиан на пытки с целью принудить к отречению от веры. Видимо в этот тяжелый момент Гаянэ и другие девы покинули Рим. Об этом Диоклетиан сообщил армянскому царю Трдату.

Красота одной из дев, Рипсимэ, поразила царя, который пожелал овладеть ею, но та ответила отказом, заявив, что дала обет принадлежать Христу. Не преуспев в желаемом, он приказал замучить ее и всех её подруг. Трдат предал деву на жесточайшие пытки, во время которых ее лишили языка, рассекли ей чрево, ослепили и умертвили, разрубив тело ее на части.

Игумения Гаянэ за то, что воодушевляла Рипсимэ мужественно терпеть истязания за Христа, вместе с двумя сестрами инокинями была предана на такие же страшные муки: в присутствие царя им просверлили ноги, повесили, содрали с живых кожу со всего тела, рассекли живот, отрезали языки, после чего они были обезглавлены.

Остальных 33-х сестер изрубили мечами и бросили их тела на съедение зверям.

Спустя девять дней Св. Григорий Просветитель отыскал мощи мученически погибших дев и предал их земле, после чего построил часовни во имя мучениц.

Впоследствии именно в этих краях были возведены церкви Св. Рипсимэ, Св. Гаянэ и Св. Шогакат.

2010 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20100601/218662857.html

День памяти Святой Девы Рипсимэ и ее спутниц

День памяти Святой Девы Рипсимэ и ее спутниц

Армянская Апостольская Церковь отмечает день памяти Св. Девы Рипсимэ (Рипсимии) спустя неделю после Пятидесятницы – в понедельник. В этот день в армянских церквях служат Св. Литургию. В 2010 г. эта дата приходится на 31 мая.

Святая Дева Рипсимэ пострадала при римском правителе Диоклетиане, гонителе христиан. Она была в числе 37 девушек-христианок, удалившихся из Рима в Армению во времена гонений.

Император Диоклетиан правил Римской Империей с 284 по 305 г. Первые 20 лет своего правления он не преследовал христиан, несмотря на то, что сам был приверженцем язычества. Однако с 303 г. Диоклетиан под давлением кесаря Галерия, своего зятя, подверг христианство жесточайшему гонению.

Один за другим последовали четыре эдикта против христиан, предусматривающие удаление христиан из войска, конфискацию церковного имущества – прежде всего зданий и богослужебных книг, аресты и казни духовенства, осуждение христиан на пытки с целью принудить к отречению от веры. Гонение взволновало всю империю, христиане принимали смерть за Христа. Видимо, в этот тяжелый момент, Рипсимэ и другие девы покинули Рим.

Об этом Диоклетиан сообщил армянскому царю Трдату и предложил ему или прислать Рипсимэ обратно, или же самому взять ее в жены. Слуги царя разыскали бежавших и стали уговаривать Рипсимэ покориться воле царя, который прельстился ее красотой и пытался склонить ее к сожительству.

Святая отвечала, что она, как и все сестры обители, обручена Небесному Жениху, и в брак вступать не может. Не преуспев в желаемом, он приказал замучить ее и всех ее подруг. Трдат предал деву на жесточайшие пытки, во время которых ее лишили языка, рассекли ей чрево, ослепили и умертвили, разрубив тело ее на части.

Спустя девять дней Святой Григорий Просветитель отыскал мощи мученически погибших дев и предал их земле, после чего построил часовни во имя мучениц.

Впоследствии именно в этих краях были возведены церкви Св. Рипсимэ, Св. Гаянэ и Св. Шогакат.

Воскресная служба в кафедральном соборе в Эчмиазине

Воскресная служба в кафедральном соборе в Эчмиазине

2010 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20100531/218404737.html

День памяти святой мученицы Татианы

День памяти святой мученицы Татианы

Святая мученица Татиана родилась в Риме в семье знатного сановника. Как гласит церковное предание, святая жила в Риме на рубеже II и III веков, во время жестоких гонений на христиан. Ее отец тайно исповедовал христианство и воспитал свою дочь в христианском духе. Татиана не вышла замуж и отдала все свои силы на служение Богу.

Она была поставлена диаконисой в одном из римских храмов и все свои силы отдавала исполнению церковных обязанностей.

Святая мученица Татиана пострадала во время гонения на христиан при малолетнем императоре Александре Севере (222-235), когда вся власть сосредоточилась в руках злейшего врага и гонителя христиан Ульпиана. Кровь христианская полилась рекой.

Схвачена была и диакониса Татиана. Когда ее привели в храм Аполлона, чтобы заставить принести жертву идолу, святая помолилась - и внезапно произошло землетрясение, идола разнесло на куски, а часть храма обрушилась и придавила жрецов и многих язычников. Бес, обитавший в идоле, с воплем бежал от того места, при этом все видели пронесшуюся по воздуху тень. Тогда стали бить святую деву, выкололи ей глаза, но она терпела все мужественно, молясь за своих мучителей, чтобы Господь открыл им духовные очи. И Господь внял ее молитве. Палачам открылось, что четыре ангела окружили святую и отводили от нее удары, и им слышан был Глас с небес, обращенный к святой мученице. Все они, восемь человек, уверовали во Христа и пали к ногам святой Татианы, прося отпустить им их грех против нее. За исповедание себя христианами они были подвергнуты пыткам и казнены, приняв Крещение кровью.

На другой день святую Татиану вновь предали мучениям: ее били, резали бритвами ее тело, но из ран вместо крови истекло молоко и в воздухе разлилось благоухание. Мучители изнемогли и заявили, что кто-то невидимый бьет их самих железными палками, девять из них тут же умерли. Святую бросили в темницу, где она молилась всю ночь и с ангелами воспевала хвалы Господу.

Настало новое утро, и святую Татиану вновь привели на суд. Пораженные мучители увидели, что после стольких страшных мучений она явилась совершенно здоровой и еще более сияющей и прекрасной, чем прежде. Ее стали уговаривать принести жертву богине Диане. Святая сделала вид, что согласна, и ее привели к капищу. Святая Татиана перекрестилась и стала молиться, и вдруг раздался оглушительный удар грома, и молния испепелила идола, жертвы и жрецов. Мученицу снова жестоко истязали, а на ночь опять бросили в темницу, и снова к ней явились ангелы и исцелили ее раны.

На следующий день святую Татиану привели в цирк и выпустили на нее голодного льва; зверь не коснулся святой и стал кротко лизать ее ноги. Льва хотели загнать обратно в клетку, и тут он растерзал одного из мучителей. Татиану бросили в огонь, но и огонь не повредил мученице. Язычники, думая, что она чародейка, остригли ей волосы, чтобы лишить ее волшебной силы, и заперли в храме Зевса. На третий день пришли жрецы в окружении толпы, готовясь принести жертвы. Отворив храм, они увидели поверженного в прах идола и святую мученицу Татиану, радостно призывающую Имя Господа Иисуса Христа.

Знамения силы и истины Господней, явленные в мученичестве святой Татианы, многих привели к вере во Христа, тогда испуганные гонители осудили мученицу на казнь мечом. Вместе с ней был казнен и ее отец, открывший ей истины веры Христовой.

Память ее православные чтят 12 января (25 января по новому стилю) и отмечают день святой мученицы Татианы и с нею в Риме пострадавших.

А еще святую мученицу Татиану считают покровительницей студентов. Именно в Татьянин день, 12 января 1755 года, императрица Елизавета Петровна подписала указ «Об учреждении Московского университета».

Литургия в домовом храме при МГУ в день памяти святой мученицы Татианы

Литургия в домовом храме при МГУ в день памяти святой мученицы Татианы

2010 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20100125/205775107.html

День памяти святых Иоакима и Анны в армянской апостольской церкви

День памяти святых Иоакима и Анны в армянской апостольской церкви

Армянская апостольская церковь отмечает День памяти Святых Иоакима и Анны во второй вторник после Успения Пресвятой Богородицы. В 2010 г. эта дата приходится на 24 августа.

Согласно преданию, благочестивый Иоаким был из царского рода Давидова, а Анна была из семьи священника.

До пожилых лет супруги не имели детей, но продолжали терпеливо молиться, прося послать им дитя. Ангел поведал Иоакиму, что его "отпрыск предрешен Богом, и то, что родится от тебя, будет в почитании все века и до скончания их". Ангел возвестил также, что его жена зачнет дочь, "которая будет в храме Бога, и Дух Святой почиет на ней... И сама она будет благословенна и станет Матерью вечной благодати".

У Иоакима и Анны родилась дочь, которую они нарекли Марией, что означает "господство, госпожа, надежда".

День памяти Иоакима и Анны церковь утвердила в IV в.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

2010 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20100824/249900823.html

День памяти святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба

День памяти святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба

6 августа (24 июля по старому стилю) Русская православная церковь празднует память святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба.

Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб (в святом Крещении - Роман и Давид) - первые русские святые, канонизированные как Русской, так и Константинопольской Церковью. Они были младшими сыновьями благоверного князя Владимира, скончавшегося в 1015 году. Родившиеся незадолго до Крещения Руси братья были воспитаны в христианской вере. Старший из братьев Борис еще при жизни отца получил в удел Ростов.

Незадолго до своей смерти великий князь Владимир призвал Бориса в Киев и направил его с войском против печенегов. Когда последовала кончина равноапостольного князя Владимира, старший сын его Святополк, бывший в то время в Киеве, объявил себя великим князем Киевским. Святой Борис в это время возвращался из похода, так и не встретив печенегов, вероятно, испугавшихся его и ушедших в степи.

Узнав печальную весть о смерти князя Владимира, дружина уговаривала Бориса пойти в Киев и занять великокняжеский престол, но тот, не желая междоусобной распри, распустил свое войско.

6 августа (24 июля по старом стилю) 1015 года по приказу Святополка князь Борис был жестоко убит во время молитвы в своем шатре на берегу реки Альте. Перед смертью он сказал убийцам: "Братья, приступивши - заканчивайте порученное вам. И да будет мир брату моему и вам, братья!" Его тело тайно привезли в Вышгород и положили в храме во имя святого Василия Великого.

После убийства Бориса Святополк послал к его младшему брату Глебу гонца с ложным известием о болезни уже скончавшегося к тому времени отца - великого князя Владимира, для того, чтобы коварно убить возможного претендента на Киевский престол.

Обманутый князь Глеб с небольшой дружиной поспешил в Киев. Предупреждение брата Ярослава, настигшее его у Смоленска, не остановило святого, не ожидавшего злодейства со стороны брата Святополка. Недалеко от Смоленска убийцы настигли ладью Глеба, который не оказал им сопротивления, лишь кротко просил пощадить его молодую жизнь. По приказу убийц повар Глеба перерезал ему горло. Тело князя было погребено в пустынном месте недалеко от Смоленска.

В 1019 году князь Ярослав, один из братьев Бориса и Глеба, собрал войско и разбил дружину Святополка. Решающая битва произошла на поле у реки Альты, где был убит святой Борис. Святополк, прозванный русским народом Окаянным, бежал в Польшу.

В 1019-1020 годах князь Ярослав разыскал могилу своего брата Глеба, и тело, оказавшееся нетленным, было перенесено в Вышгород Киевский и погребено в храме во имя святого Василия Великого, рядом с мощами святого князя Бориса.

Через некоторое время храм этот сгорел, мощи же остались невредимы. Как свидетельствуют древние книги, скоро над могилами святых князей начали являться знамения и чудеса: то видны были огненные столбы и горящие свечи, то слышно было ангельское пение.

Мощи святых братьев Бориса и Глеба были извлечены из земли и положены в специально построенной часовне. В июле 1026 года был освящен построенный князем Ярославом (Ярославом Мудрым) пятиглавый храм в честь святых мучеников. В последующие годы Вышгородский Борисоглебский храм с мощами святых страстотерпцев стал семейным храмом Ярославичей. Символом их единения стало празднование перенесения мощей Бориса и Глеба 15 (2 по старому стилю) мая.

Святые страстотерпцы Борис и Глеб были первыми русскими святыми, канонизованными Русской и Византийской Церквами. Служба им была составлена вскоре после их кончины, составителем ее был святитель Иоанн I, митрополит Киевский (1008-1035). Свидетельством особого почитания на Руси святых мучеников Бориса и Глеба служат многочисленные списки житий, сказаний о мощах, чудесах и похвальных слов в рукописных и печатных книгах ХII-ХIХ веков.

В честь князей-страстотерпцев возводились многие храмы и монастыри в разных концах России.

И хотя с рациональной точки зрения смерть святых братьев кажется почти бессмысленной - они не были даже мучениками за веру в подлинном смысле этого слова, церковь чтит их как страстотерпцев - христианских мучеников, претерпевших страдания, - хотя этот чин святости не известен византийской традиции.

Репродукция иконы Борис и Глеб

Репродукция иконы Борис и Глеб

2015 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20150806/1161700064.html

День памяти Святых Патриархов Афанасия и Кирилла в Армянской Церкви

День памяти Святых Патриархов Афанасия и Кирилла в Армянской Церкви

Святой Афанасий, Патриарх Александрийский, родился в Александрии (ок. 297) в семье благочестивых христиан. Он получил хорошее светское образование, но еще более глубокие познания приобрел прилежным изучением Священного Писания. Александрийский Патриарх, святой Александр посвятил Афанасия в сан дьякона. В этом сане святой Афанасий сопровождал Патриарха в 325 г. на I Вселенский Собор в Никее.

На Соборе святой Афанасий выступал с опровержением ереси Ария. Эта речь была одобрена православными отцами Собора, а ариане возненавидели Афанасия и на протяжении всей его жизни подвергали гонениям. После смерти Патриарха Александра, святой Афанасий был единодушно избран его преемником на Александрийскую кафедру.

Он долго отказывался, считая себя недостойным, но по настоянию всего православного населения должен был согласиться, и в возрасте 28 лет был рукоположен в сан епископа и поставлен во главе Александрийской Церкви (328). 47 лет святитель Афанасий управлял Церковью, испытав за этот период много гонений от своих противников. Несколько раз он изгонялся из Александрии и скрывался от ариан в пустынных местах.

Святой провел в изгнаниях более 20 лет, но, несмотря на это, он продолжал твердо отстаивать чистоту православной веры и неустанно писал послания и трактаты против арианской ереси. Когда Юлиан Отступник начал гонение на христиан, то его гнев в первую очередь обрушился на святого Афанасия. Юлиан намеревался убить его, чтобы нанести сокрушительный удар христианству, но вскоре сам бесславно погиб. После смерти Юлиана святой Афанасий управлял Александрийской церковью семь лет и скончался в 373 г., в возрасте 76-ти лет.

Сохранились многочисленные творения святого Афанасия: четыре "Слова", направленные против ереси ариан, и другие сочинения апологетического характера в защиту Православия, в том числе письмо к императору Констанцию. Известны также комментарии святого Афанасия к Священному Писанию, книги нравоучительного характера.

Ряд произведений Афанасия были переведены на армянский язык в V веке и вошли в "Свод армянских канонов".

Святой Кирилл происходил из знатной и благочестивой христианской семьи. Он изучил светские науки, в том числе и философию, но больше всего стремился приобрести знание Священного Писания и истин христианской веры. Патриарх Александрийский Феофил (385-412) посвятил его в сан дьякона и, видя его одаренность, поручил произносить проповеди. После смерти патриарха Феофила святой Кирилл единодушно был избран на патриарший престол Александрийской церкви. Его пламенная ревность о чистоте христианского учения и непреклонная твердость в защите веры особенно проявились в борьбе с Несторием (архиепископ Константинопольский в 428-431 гг., родоначальник "несторианской" ереси.

Святой Кирилл писал увещевательное послание к Несторию и письма императору Феодосию Младшему, опровергая мнения Нестория и излагая истинное христианское учение о воплощении Сына Божия. Святой Кирилл председательствовал на III Вселенском Соборе, созванном в 431 г. в городе Ефесе. Скончался святой в 444 г.

В числе богословских трудов Кирилла можно отметить "Свод о святой и единосущной Троице", "О воплощении Бога Слова", "О единстве лица во Христе". Некоторые его труды были переведены на армянский язык уже в V веке.

2011 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20110122/321146882.html

День памяти Святых Праотцев в Армянской Апостольской церкви

День памяти Святых Праотцев в Армянской Апостольской церкви

Праздник посвящен библейским патриархам.

В Библии приводится два списка патриархов. Первый (Бытие 4: 17-18) начинается с Каина и заканчивается Мафусалом и Ламехом, а второй (Бытие 5: 30-31) начинается Сифом и также завершается Ламехом. Христианская Церковь причислила к лику святых также праотца человечества Адама, подтвердив ту истину, что спасительная кровь Христа пролилась на всех сынов адамовых, начиная с него самого, и что спасением Адама адамово проклятие исчезает со все тех, кто покаянием верит и принимает крещение, записавшись в лоно Христианской Церкви.

Первые десять патриархов от Адама до Ноя называют допотопными. Историю послепотопных патриархов открывает родоначальник Авраам, а завершает эпоху Иосиф.

Праотцам приписывается очень важная роль. Многие из них жили даже столетиями, поскольку имели в своей душе стремление сблизиться с божественным и вели богоугодную жизнь.

Вкушая радость от чувства присутствия Бога в себе, они наставляли людей, удерживали их от опасностей, своей праведной жизнью служили им примером. Высшей целью праотцев было осуществление самой могущественной воли Бога: будучи ходатаями перед Всевышним, они делали еще более непосредственным необходимое во все времена взаимоотношение Бог-человек.

2010 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20100722/240789000.html

День памяти Святых свидетелей в Армянской Апостольской Церкви

День памяти Святых свидетелей в Армянской Апостольской Церкви

Гордий был кесарийским сотником, сыном благочестивых христиан. Он состоял на службе у императора Диоклетиана. Будучи свидетелем множества беззаконий, удалился в пустыню и посвятил себя Богу. Когда император Ликий начал гонения на христиан, Гордий прибыл в Кесарию. В присутствии язычников он признался в вере во Христа и начал проповедовать истину. Его арестовали и заставили принести жертву идолам, однако святой остался непреклонен в своей вере и обрек себя на мученическую смерть (320).

Полиевкт - первый мученик армянского города Мелитины. Благодаря своему другу он обратился в христианскую веру. Запретил читать императорский манифест перед идолами, разорвав его на части. В 259 г. святой Полиевкт был обезглавлен, оставаясь непреклонным в своей вере.

Григорис был замучен в 549 г. во времена гонений Деншапуха (правитель Армении, пытался исламизировать армянское население).

Григорис был персом по национальности, из рода Ражиков. До крещения носил имя Манашир. При армянском правителе Мжеже Гнуни бежал в Армению, принял крещение и тезоименовался в Григориса. Удалился в монастырь и посвятил себя монашеской жизни. Когда Деншапух приехал в Армению и узнал, что Григорис прежде был огнепоклонником, он заставил его вернуться к прежней вере. Однако святой не отрекся от Христа и обрек себя на мученическую смерть.

2011 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20110124/321141349.html

День памяти священномученика Ермогена

День памяти священномученика Ермогена

2 марта (17 февраля по старому стилю) Православная Церковь отмечает День памяти священномученика Ермогена, патриарха Московского и всея Руси.

Священномученик Ермоген, патриарх Московский и всея Руси, происходил из донских казаков. По свидетельству самого патриарха, он был вначале священником в городе Казани при гостинодворской церкви во имя святителя Николая. Вскоре он принял монашество и с 1582 года был архимандритом (один из высших монашеских чинов в Православной церкви) Спасо-Преображенского монастыря в Казани. 13 мая 1589 года хиротонисан (рукоположен) во епископа и стал первым Казанским митрополитом.

Деятельность патриарха Ермогена совпала с трудным для Русского государства периодом – нашествием самозванца Лжедмитрия и польского короля Сигизмунда III. В Москве находились поляки и изменники-бояре, преданные Сигизмунду III. Грамоты, рассылавшиеся патриархом Ермогеном по городам и селам, возбуждали русский народ к освобождению Москвы от врагов и избранию законного русского царя. Москвичи подняли восстание, в ответ на которое поляки подожгли город, а сами укрылись в Кремле. Совместно с русскими изменниками они насильно свели святого патриарха Ермогена с Патриаршего престола и заключили в Чудовом монастыре под стражу.

В Светлый понедельник 1611 года русское ополчение подошло к Москве и начало осаду Кремля, продолжавшуюся несколько месяцев. Осажденные в Кремле поляки не раз посылали к патриарху послов с требованием, чтобы он приказал русским ополченцам отойти от города, угрожая при этом ему смертной казнью. Святитель твердо отвечал: «Что вы мне угрожаете? Боюсь одного Бога. Если все вы, литовские люди, пойдете из Московского государства, я благословлю русское ополчение идти от Москвы, если же останетесь здесь, я благословлю всех стоять против вас и помереть за Православную веру». Уже из заточения священномученик Ермоген обратился с последним посланием к русскому народу, благословляя освободительную войну против завоевателей. Но русские воеводы не проявили тогда единодушия и согласованности, поэтому не смогли взять Кремль и освободить своего Первосвятителя. Более девяти месяцев томился он в тяжком заточении и 17 февраля 1612 года скончался мученической смертью от голода.

Тело священномученика Ермогена было погребено в Чудовом монастыре, а в 1654 году перенесено в Московский Успенский собор.

Прославление патриарха Ермогена в лике святителей совершилось 12 мая 1913 года.

2010 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20100302/209501045.html

День памяти Сергия Радонежского

День памяти Сергия Радонежского

Русская православная церковь отмечает 18 июля праздник обретения мощей одного из самых почитаемых на Руси святых - преподобного Сергия Радонежского.

Преподобный Сергий родился в 1314 году в селе Варницы, под Ростовом, в семье знатных и благочестивых бояр. В крещении он получил имя Варфоломей. Согласно церковному преданию, с первых дней жизни Варфоломей удивлял всех постничеством: по средам и пятницам он не принимал молока матери, а также отказывался от молока и в другие дни, если Мария употребляла в пищу мясо.

В семилетнем возрасте Варфоломея отдали учиться, но, несмотря на усердные занятия, он отставал в учении от сверстников. Однажды Варфоломей встретил на дороге Ангела в образе инока и попросил его: "Помолись за меня Богу, чтобы Он помог мне познать грамоту". Старец помолился - и желание благочестивого отрока исполнилось. С этого момента науки давались отроку Варфоломею легко. Поэтому в православной традиции святой считается помощником в учении.

Около 1328 года Варфоломей с семьей переселился в Радонеж. После смерти родителей он построил в лесу келью во имя Троицы и стал отшельником. В 1337 году Варфоломей принял монашеский постриг с именем святого мученика Сергия. Постепенно к нему стекались другие иноки, ища духовного руководства - и вскоре в маленькой обители составилось братство из 12 человек. Так было положено начало Троице-Сергиевой Лавре.

Преподобный Сергий совершил немало чудес - воскрешал мертвых, исцелял больных. Он также активно способствовал примирению враждовавших князей. Великий князь Дмитрий Донской, собрав войско, пришел в обитель преподобного Сергия испросить благословения на Куликовскую битву. В помощь великому князю преподобный благословил двух иноков своей обители - легендарных Андрея (Ослябю) и Александра (Пересвета), и предсказал победу князю Дмитрию.

Дожив до глубокой старости, преподобный Сергий скончался в безмолвном уединении в 1392 году. Накануне преподобный в последний раз призвал братию и обратился со словами завещания: "Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную..."

Мощи преподобного Сергия были обретены 18 июля 1422 года и хранятся в Троицком соборе основанной им обители. Ежегодно поклониться святыне приезжают тысячи паломников.

2007 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20070718/69200211.html

Предыдущая страница Следующая страница