Приглашаем посетить сайт

Биографии (biografii.niv.ru)

Энциклопедия ньюсмейкеров (справки по новостным сюжетам, 2015 год)
Статьи на букву "Д" (часть 20, "ДЕН")

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Д" (часть 20, "ДЕН")

День памяти и скорби в Южной Осетии

День памяти и скорби в Южной Осетии

В календаре официальных памятных дат Южной Осетии 20 мая - День памяти и скорби. В этот день в 1992 г. в ходе грузино-югоосетинского конфликта из автоматического оружия была расстреляна колонна беженцев, эвакуировавшихся от военных действий из Южной Осетии в Северную.

Колонна, состоявшая из грузовика с беженцами и нескольких легковых машин, попала под огонь на высокогорной дороге вблизи села Зар, поэтому это событие в республике также называют Зарской трагедией. По оценкам различных источников при обстреле колонны погибло от 32 до 36 мирных жителей Южной Осетии в возрасте от 11 до 72 лет.

17 сентября 2007 г. в нескольких километрах от села Зар Цхинвальского района был открыт памятник жертвам Зарской трагедии.

Автором проекта мемориала является художник Сармат Зассеев, которому помогали известные цхинвальские зодчие Тамерлан Цховребов, Николай Икоев и Ахсартаг Алборов. Скульптура изображает заслоняющую своего ребенка мать, которая протянула к небесам руку в поисках защиты и покровительства. Внизу постамента – список всех жертв Зарской трагедии.

Ежегодно 20 мая в столице Южной Осетии Цхинвале – и непосредственно на месте Зарской трагедии у памятника погибшим, проводятся траурные митинги. В них участвуют руководство республики, представители высшего духовенства, члены правительства и парламента.

В последние годы 20 мая отмечается уже не только как дата Зарской трагедии, но и как день памяти по всем жертвам вооруженного конфликта. Поэтому в ходе траурной церемонии в небо запускаются шары по количеству погибших у села Зар и один большой шар в память о всех жертвах конфликта, а на центральной площади Цхинвала устанавливаются 117 символических башен, символизирующих разрушенные в ходе агрессии югоосетинские села.

2010 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20100520/236093006.html

День памяти Иоанна Предтечи в Армянской Апостольской Церкви

День памяти Иоанна Предтечи в Армянской Апостольской Церкви

Иисус Христос считал Иоанна Предтечу величайшим из пророков и называл его светильником. «Был человек, посланный от Бога... Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него», ‑ свидетельствовал Иоанн Богослов. Сила проповедей Предтечи была так велика, что «Иерусалим и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои».

Епископ Афиноген (III век) служил в Западной Армении. В годы антихристианских гонений императора Диоклетиана римские солдаты арестовали десятерых послушников Афиногена и увели в Себастию. Узнав о случившемся, епископ отправился следом, чтобы разделить участь учеников, и тоже был брошен в застенок. Последним желанием приговоренных было расстаться с жизнью в своей обители. Приведя Афиногена и послушников в монастырь, солдаты отрубили им головы.

Св. Григорий Просветитель, после того как был рукоположен в Кесарии, привез с собой в Армению мощи Иоанна Предтечи и епископа Афиногена и захоронил их в Артишате, затем построил часовни во имя мучеников.

В Багаване, после крещения царя Трдата и его придворных, Св. Григорий Просветитель отслужил св. Литургию и завещал, чтобы каждый год вместо Бога Нового Года – праздника Гостиника Ванатура – отмечали память Св. Иоанна Предтечи и Св. Афиногена.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

2010 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20100603/241907043.html

День памяти Католикоса Св. Нерсеса Великого

День памяти Католикоса Св. Нерсеса Великого

Св. Нерсес был одним из одаренных армянских Католикосов (353-373), которого по праву называли Великим. Согласно историческим источникам, он был из рода Св. Григория Просветителя – внуком Католикоса Усика.

После смерти Католикоса Парена придворный армянского царя Аршака Нерсес, будучи мирянином, стал самым достойным кандидатом на патриарший трон и по приказу царя был рукоположен в Католикосы.

Каталикос Нерсес стал первым крупным реформатором Армянской Церкви и известным благодетелем своего народа.

Его проект благоустройства государства и церкви, изложенный на Аштишатском Национальном соборе в 353 г., во многом способствовал процветанию раздираемой противоречиями Армении. Призвав не забывать о том, что Армения является своего рода символом христианского государства, Нерсес счел необходимым основание новых монастырей и церквей, поскольку видел в христианстве не только способ духовного окормления народа, но и укрепления государственности через веру. Католикос призвал царя повсеместно открывать бесплатные больницы, странноприимные дома, приюты для престарелых, нищих и сирот. Особой заботой трона и патриаршего престола, считал он, должны быть окружены школы, из которых выйдет будущий цвет науки и культуры. Католикос запретил родственные браки, осудил сохранившиеся языческие обряды, внес предложения по совершенствованию уголовного права.

Католикос всегда и везде был вместе со своим народом. Победа в Дзиравской битве над персами также была одержана благодаря Католикосу Нерсесу, который в течение всей битвы на близлежащей горе с распростертыми руками молился за победу армянской армии.

Армянский историограф конца IV-V веков Фавстос Бюзанд так характеризовал Каталикоса: "Нерсес был кротким патриархом, соблюдавшим заповеди Божии, человеколюбивым, святым, сдержанным, совершенным во всем".

Народ называл своего пастыря Нерсесом Великим, отцом нации и просветителем сердец.

Сподвижник и соправитель Католикоса епископ Хад также остался в истории как реформатор национальной и церковной жизни. Когда Нерсес открывал больницы и приюты, он «для содержания этих учреждений установил на города и села повинности и подати», а "в качестве смотрителей над больными и нищими он поставил надежных людей». Деятельность этих учреждений контролировал епископ Хад, прославившийся бескорыстием и праведностью. Бюзанд писал о Хаде, что «рукой его совершалось много исцелений больных".

Армянская Апостольская Церковь причислила двух своих преданных сынов к лику святых и отмечает их память в субботу, следующую после праздника Кафедрального Собора Св. Эчмиадзина.

В 2010 г. эта дата приходится на 12 июня.

2010 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20100612/217013232.html

День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за границей

День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за границей

День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества, отмечаемый 15 февраля, установлен федеральным законом от 29 ноября 2010 г. "О внесении изменений в статью 1.1 Федерального закона "О днях воинской славы и памятных датах России".

Новая дата введена в знак памяти о соотечественниках, проявивших самоотверженность и преданность Родине в период участия в боевых действиях за пределами нашей страны после Второй мировой войны, выполняя взятые СССР и РФ на себя международные обязательства по оказанию военной помощи дружественным странам.

С тех пор, как в 1989 г. советские военные вернулись на родину после Афганской войны, 15 февраля стало Днем памяти воинов-интернационалистов – памятной датой, не имевшей официального статуса. 15 февраля в России также традиционно отмечается как День вывода советских войск из Афганистана. Новая памятная дата призвана способствовать укреплению патриотического сознания российских граждан.

Историки подсчитали, что после Второй мировой войны 1,5 млн наших граждан принимали участие в более чем 30 вооруженных конфликтах за пределами страны, 25 тысяч погибли.

Советские солдаты и офицеры воевали в Корее и Вьетнаме, Афганистане, Сирии и Египте, Мозамбике, Анголе, Венгрии, Эфиопии, Бангладеш, Лаосе и др. странах.

В августе 2008 г. российские военнослужащие выполняли задачи по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях республики Южная Осетия и республики Абхазия.

2011 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20110215/329790745.html

День памяти об исполнявших служебный долг за пределами Отечества

День памяти об исполнявших служебный долг за пределами Отечества

День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества, отмечается в России в среду.

Ниже приводится справочная информация.

День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества, установлен федеральным законом от 29 ноября 2010 года "О внесении изменений в статью 1.1 федерального закона "О днях воинской славы и памятных датах России".

Новая дата введена в знак памяти о соотечественниках, проявивших самоотверженность и преданность Родине в период участия в боевых действиях за пределами нашей страны после Второй мировой войны, выполняя взятые СССР и РФ международные обязательства по оказанию военной помощи дружественным странам.

День памяти позволил придать официальный статус мероприятиям, посвященным исполнению россиянами служебного долга за пределами Отечества, традиционно проводимым ветеранами войны в Афганистане 15 февраля (день вывода советских войск из этой страны).

Историки подсчитали, что после Второй мировой войны 1,5 миллиона наших граждан принимали участие в более чем 30 вооруженных конфликтах за пределами страны, 25 тысяч из них погибли.

Советские солдаты и офицеры воевали в Корее и Вьетнаме, Афганистане, Сирии и Египте, Мозамбике, Анголе, Венгрии, Эфиопии, Бангладеш, Лаосе и других странах.

В августе 2008 года российские военнослужащие выполняли задачи по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях республик Южная Осетия и Абхазия.

День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества, призван способствовать укреплению патриотического сознания российских граждан.

2012 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20120215/566100708.html

День памяти павших сотрудников МВД РФ

День памяти павших сотрудников МВД РФ

Ниже приводится справочная информация.

День памяти павших сотрудников МВД РФ отмечается по инициативе министра МВД РФ Рашида Нургалиева. Дата выбрана в память о подвиге капитана милиции Олега Охрименко.

Старший оперуполномоченный Специального отряда быстрого реагирования Управления по борьбе с организованной преступностью Омской области при Западно-Сибирском РУБОП родился 1 июля 1973 года в городе Отрадном Куйбышевской (ныне Самарской) области. В органах министерства внутренних дел РФ работал с 1995 года.

21 апреля 2002 года Олег Охрименко принимал участие в задержании особо опасного преступника в городе Омске.

Находящийся в федеральном розыске бандит, вооруженный гранатой и пистолетом, взял в заложники свою сожительницу и попытался прорваться из окруженной милиционерами квартиры. Удерживая гаранту у головы женщины, он вышел на остановку общественного транспорта.

В какой-то момент у преступника сдали нервы, и он открыл по сотрудникам милиции и столпившимся людям огонь из пистолета. Ответным огнём преступник был уничтожен на месте. Бывшая у него граната выпала на землю (по другим сведениям, преступник успел её бросить). Олег Охрименко оттолкнул в сторону заложницу и накрыл гранату своим телом. При взрыве он получил смертельные ранения и через несколько часов скончался в больнице. Своим героическим поступком Олег Охрименко спас десятки граждан и троих сослуживцев.

За мужество и героизм, проявленные при выполнении служебного долга, указом президента Российской Федерации от 19 января 2003 года капитану милиции Охрименко Олегу Ивановичу присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно).

Министр МВД РФ Рашид Нургалиев, выступая с инициативой об утверждении Дня памяти павших сотрудников МВД РФ, отметил, что это день направлен на то, "чтобы люди знали, кому они обязаны безопасной и стабильной жизнью".

В этот день личный состав министерства внутренних дел будет отдавать почести погибшим товарищам. В российских школах и вузах будут проводиться занятия, посвященные погибшим героям.

В 2010 году в ходе выполнения служебных обязанностей свыше 4,6 тысячи сотрудников органов внутренних дел и внутренних войск МВД РФ получили ранения, еще 440 погибли. При этом 188 сотрудников органов внутренних дел погибли и 497 были ранены на Северном Кавказе.

Сотрудники милиции. Архив

Сотрудники милиции. Архив

2011 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20110421/366668632.html

День памяти погибших во время беспорядков в Душанбе в 1990 г

День памяти погибших во время беспорядков в Душанбе в 1990 г

Трагические события февраля 1990 года в Душанбе стали частью общей цепи событий в СССР во второй половине 1980-х годов, вызванных активизацией этнического самосознания народов, населяющих Советский Союз, на фоне наметившегося передела власти и государственности страны.

Прокатившаяся по азиатским республикам бывшего СССР на рубеже 1980-х – 1990-х годов волна межэтнических конфликтов ускорила процессы распада единого государства.

В 1989 году произошли столкновения между таджикским населением Исфаринского района Таджикистана и киргизским населением Баткенского района Киргизии, в основе которого лежал конфликт по поводу распределения земель. В том же 1989 году произошел конфликт по поводу распределения пастбищ между таджиками и тюрками-барласами Ганчинского района Таджикистана, для ликвидации которого были использованы войска МВД СССР.

Кульминацией межэтнических столкновений стали февральские события 1990 года в Душанбе, вызванные слухами о выделении квартир армянским беженцам. Под влиянием этих слухов начались акции протеста. 11 февраля прошел митинг у здания ЦК. 12 февраля 1990 года акции переросли в массовые беспорядки и погромы русскоязычного населения, спровоцированные нарушением данного ранее первым секретарем ЦК Компартии Таджикистана (КПТ) Кахаром Махкамовым обещания выйти к митингующим и дать разъяснения по поводу циркулировавших слухов.

Руководство Таджикистана не смогло взять ситуацию под контроль. Здание ЦК было оцеплено бронетехникой и вооруженными подразделениями МВД и КГБ. 12 февраля в 22.00 по телевидению было объявлено о введении чрезвычайного положения.

К вечеру 13 февраля в Душанбе были введены танки и армейские подразделения, которым удалось остановить беспорядки.

За три дня, по официальным данным, погибли 20 (по некоторым данным – 25) человек, около 600 были ранены, из них 74 получили огнестрельные ранения.

(«Известия», 19.02.1990)

Компартии Таджикистана оказалась не способной предпринять какие-либо эффективные действия для самостоятельного удержания власти в стране. Политическая оценка событиям не была дана и XVII пленумом ЦК Компартии Таджикистана, состоявшимся в Душанбе 15–16 февраля 1990 года, хотя единственным вопросом, внесенным на его рассмотрение, был вопрос "О политической ситуации в республике".

Многочисленными исследователями события февраля 1990 года квалифицируются как первые факты гражданского противостояния в республике, приведшие к гражданской войне 1992 – 1997 годов.

Февральские события 1990 года в Душанбе вызвали ухудшение отношения к некоренному населению, привели к активизации миграционного оттока. В 1990 году в ближнее зарубежье выехало 113,7 тысячи человек, в 1991 году 120 тысяч человек, в 1992 году – 225,4 тысячи человек.

Значительная часть мигрантов направлялась в Россию. Количество выехавших в Россию за соответствующие периоды характеризуется следующими показателями: 78,2 тысячи человек; 62,2 тысячи человек; 104 тысячи человек.

2010 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20100212/208723259.html

День памяти погибших испытателей ракетно-космической техники

День памяти погибших испытателей ракетно-космической техники

Ежегодно 24 октября в Роскосмосе, на космодромах и предприятиях ракетно-космической промышленности проходят мероприятия, посвященные памяти испытателей ракетно-космической техники, отдавших свои жизни во имя покорения космоса.

Они связаны с трагическими событиями, произошедшими при испытаниях ракетно-космической техники в 1960 и 1963 годах.

24 октября 1960 года на Научно-исследовательском испытательном полигоне №5 Министерства обороны СССР (Государственный испытательный полигон "Байконур") произошла крупнейшая катастрофа в истории ракетной техники. За полчаса до первого пуска баллистической ракеты Р-16 произошел запуск двигателя второй ступени, струей газов прожгло баки первой ступени и горящее топливо выплеснулось на расстояние более ста метров. В это время около ракеты находились десятки испытателей.

В пожаре, по официальным данным, погибли 57 военных и 17 гражданских специалистов. Позже от ожогов и ран скончались еще четыре человека (по другим данным погибли 126 человек). Среди погибших был и первый главнокомандующий ракетных войск маршал артиллерии Митрофан Неделин.

Долгое время об этой трагедии ничего не было известно широкой общественности.

Три года спустя, 24 октября 1963 года на испытательном полигоне "Байконур" в шахтной пусковой установке ракеты Р-9 произошел пожар, в результате которого погибли восемь испытателей. При подготовке к пуску из шахты во время заправки ракеты пролилось горючее. Чуть позже, при замене перегоревшей лампочки, от искры в электропатроне произошла вспышка и начался пожар.

С тех пор 24 октября считается "черным" днем в космонавтике.

В этот день пуски с "Байконура" не производятся, на космодроме приостанавливаются все работы с ракетами-носителями и космическими аппаратами, у братских могил испытателей, погибших в ходе аварий, проводится траурный митинг.

Трагические случаи при испытаниях ракетно-космической техники происходили и на космодроме Плесецк (Архангельская область). 26 июня 1973 года на первой пусковой установке площадки 132 при подготовке к сливу компонентов ракетного топлива из ракеты-носителя "Космос-3М" произошел взрыв ракеты, в результате которого семь человек погибли на стартовом комплексе, двое от полученных ожогов скончались в больнице. Погибшие 26 июня 1973 года были похоронены в городе Мирном в братской могиле.

18 марта 1980 года при испытании сложной космической техники на космодроме Плесецк случилась еще одна трагедия. При подготовке к пуску ракеты-носителя "Восток" на стартовой площадке произошел взрыв. 45 человек погибли на месте, трое скончались в госпитале от ран, 42 человека получили ранения. Погибшие тоже были похоронены в Мирном. Сейчас на этом месте - Мемориал погибшим воинам при испытаниях ракетно-космической техники.

История создания ракетной техники имеет множество примеров героизма и мужества при испытании ракетных комплексов, которые нередко приводили к трагедии. Согласно приказу главнокомандующего Ракетными войсками стратегического назначения № 210 от 1999 года 24 октября в РВСН был объявлен Днем памяти ракетчиков.

Ежегодно во всех соединениях и воинских частях РВСН 24 октября начинается с минуты молчания. В частях и подразделениях совместно с ветеранскими и общественными организациями, представителями религиозных объединений проводятся памятные мероприятия, в том числе на местах воинских захоронений с участием родственников погибших.

Памятные мероприятия 24 октября проходят и в Москве. Ветераны ракетных войск, руководители предприятий космической отрасли, космонавты возлагают цветы к месту захоронения Митрофана Неделина у Кремлевской стены.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Памятник испытателям ракетной техники на Байконуре

Памятник испытателям ракетной техники на Байконуре

2015 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20151024/1306385406.html

День памяти погибших подводников

Статья большая, находится на отдельной странице.

День памяти преподобного Андрея Рублева

День памяти преподобного Андрея Рублева

17 июля (4 июля по старому стилю) Православная Церковь отмечает День памяти преподобного Андрея Рублева.

Наиболее известный и почитаемый мастер московской школы иконописи Андрей Рублев родился около 1360 г. (по другим источникам около 1370 г.).

Биографические сведения о Рублеве крайне скудны: воспитывался в светской среде, живописному мастерству учился в Византии и Болгарии.

По "Сказанию о святых иконописцах" (XVII век) известно, что Андрей Рублев жил в Троицком монастыре при Никоне Радонежском, ставшем игуменом после смерти Сергия Радонежского (1392). Предполагают, что здесь он был пострижен в монахи (по другой гипотезе, в Андронниковом монастыре в Москве).

Приняв монашеский чин, долгое время работал в Троице-Сергиевой лавре. Участвовал в выполнении ответственных заказов – украшении (совместно с Феофаном Греком и Прохором с Городца) Благовещенского собора Московского Кремля (1405), в иконостасе которого выполнил иконы праздничного чина ("Благовещение", "Рождество Христово", "Сретение", "Крещение", "Преображение", "Воскрешение Лазаря", "Вход в Иерусалим").

В 1408 г. Рублев совместно с Даниилом Черным и другими мастерами расписал Успенский собор во Владимире (роспись сохранилась частично) и создал иконы для его монументального трехъярусного иконостаса.

В 1425-1427 гг. Рублев совместно с Даниилом Черным и другими мастерами расписал Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря и создал иконы его иконостаса.

Самая известная работа Андрея Рублева - икона "Троица" (была написана около 1420 г., в настоящее время хранится в Третьяковской галерее).

По свидетельству одного из источников XVII века, она была написана "в похвалу Сергию Радонежскому" по заказу его ученика и преемника игумена Никона. В основе иконографии - библейский рассказ (Кн. Бытия, XVIII) о явлении праведному Аврааму божества в образе трех ангелов.

Кисти великого иконописца также приписывают фрески Успенского собора на "Городке" в Звенигороде (конец XIV – начало XV веков; сохранились фрагменты), иконы – "Владимирская богоматерь" (около 1409 г., Успенский собор, Владимир), "Спас в силах" (1408 г., хранится в Третьяковской галерее), часть миниатюр "Евангелия Хитрово" (конец XIV – начало XV веков, хранятся в Российской Государственной Библиотеке им. В. И. Ленина в Москве).

Последние годы жизни Рублев провел в Андрониковом монастыре в Москве, где расписывал Спасский собор (сохранились фрагменты орнаментальных фресок).

Скончался Андрей Рублев в Андрониковом монастыре 29 января 1430 г. Во второй половине XVIII века место нахождения могилы Рублева было утеряно.

В 1551 г. согласно решению Стоглавого собора работы Рублева были приняты за образец, к которому должны стремиться все православные иконописцы.

В 1947 г. Андрониковом монастыре был учрежден Музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева. 21 сентября 1960 г. музей открыл двери для посетителей.

17 июля 1988 г. Андрей Рублев был канонизирован Русской православной церковью. Этот день официально объявлен днем памяти Андрея Рублева.

В середине 1990-х гг. в ходе восстановительных работ в Спасском соборе Спасо-Андроникова монастыря были обнаружены останки Андрея Рублева. В 2006 г. о находке было объявлено официально.

2010 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20100717/235805813.html

День памяти преподобного Зосимы, игумена Соловецкого

Статья большая, находится на отдельной странице.

День памяти преподобного Феодосия Печерского

Статья большая, находится на отдельной странице.

День памяти Преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой

День памяти Преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой

5 июня (23 мая по старому стилю) Русская Православная Церковь отмечает День памяти Преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой.

Преподобная Евфросиния, игумения Полоцкая, в миру Предислава, была правнучкой в пятом поколении святого равноапостольного князя Владимира и дочерью князя Полоцкого Георгия Всеславича.

С детских лет она была обучена чтению Псалтири и других книг Священного Писания. Любовь к книжному учению сочеталась у нее с усердной молитвой, внешняя красота – с целомудрием и глубокой сосредоточенностью. Слава о ее мудрости и красоте распространилась далеко за пределы Полоцкой земли. Многие князья просили руки Предиславы, однако все предложения о браке она отвергала. Однажды, узнав, что родители хотят обручить ее с одним из знатных князей, она тайно ушла из дома в обитель, где ее тетя – игумения Романия (вдова князя Романа Всеславича) была настоятельницей.

Там Предислава приняла постриг с именем Евфросиния. По благословению Полоцкого епископа Илии, она стала жить при Софийском соборе, где занималась переписыванием книг.

Около 1128 года епископ Илия поручил преподобной устроить женский монастырь. Отправляясь в Сельцо, – место будущей обители, – подвижница взяла только святые книги – "все свое имение".

Год за годом Спасо-Преображенский монастырь расширялся, число его насельниц возрастало. Со временем здесь были пострижены в монашество сестры преподобной Евфросинии: родная – Евдокия (в миру Градислава) и двоюродная – Евпраксия (в миру Звенислава).

В новоустроенном Спасо-Преображенском монастыре святая обучала девушек переписыванию книг, пению, шитью и иным ремеслам.

В 1161 г. усердием преподобной был воздвигнут каменный храм во Имя Спасителя, сохранившийся до настоящего времени. В этот храм преподобная Евфросиния пожертвовала напрестольный крест, украшенный золотом, с частицами мощей многих святых, а также с частью Животворящего Креста Христова.

Преподобная Евфросиния основала также Богородицкий мужской монастырь, в который по ее просьбе Константинопольский Патриарх Лука послал список с чудотворной Ефесской иконы Божьей Матери. Незадолго до смерти преподобная Евфросиния с племянником Давидом и сестрой Евпраксией отправилась в паломничество в Святую Землю.

Поклонившись святыням Царьграда, она прибыла в Иерусалим, где в русском монастыре Пресвятой Богородицы Господь сподобил ее принять мирную кончину 23 мая 1173 г. Не позднее 1187 года тело святой было перенесено в Киево-Печерский монастырь, а в 1910 г. мощи перенесены в Полоцк в основанный ею монастырь.

Преподобная Евфросиния Полоцкая прославилась в Русской Церкви как покровительница женского монашества.

В 1893 г. была составлена служба преподобной, а в 1900 г. иеромонах Никодим написал ей акафист (неседальная песнь, т.е. «песнь, которую поют не садясь, стоя») – один на лучших русских акафистов.

2010 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20100605/221293062.html

День памяти пророкa Илии в Армянской Апостольской Церкви

День памяти пророкa Илии в Армянской Апостольской Церкви

Илия – один из великих пророков Ветхого Завета, который известен своей преданностью Господу, своей рьяной борьбой против идолопоклонства, семена которого сеяли израильский царь-вероотступник Ахав и его жена-идолопоклонница царица Иезавель.

Пророк Илия жил в IX веке до Рожества Христова. О нем повествуют книги Царств (3 Цар. 17-18 и 4 Цар. 1-2), о пророке Илии упоминают также евангелисты.

Книга Царств повествует о том, что Илия как истинный вестник слова Божиего по распоряжению Господа предстал перед царем-вероотступником Ахавом и объявил о предстоящей засухе. Пророчества Илии сбылись, и три года спустя он вновь предстал перед Ахавом.

Доказывая беспомощность идолопоклонников, Илия своей молитвой зажег жертвенный огонь, затем, обращаясь к Богу, вызвал обильный дождь.

Пророку Илие приписываются различные чудотворства: как он божественной силой держит посуду вдовы всегда полной муки и масла, воскрешает ее мертвого сына и т.д.

В ряду празднуемых святых Армянской Апостольской Церкви пророку Илии отводится особое место. В отличие от других святых, память о которых отмечается в обычные дни недели, память пророка Илии отмечается в воскресенье после праздника Пятидесятницы.

В 2010 г. эта дата приходится на 30 мая.

2010 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20100530/218395780.html

День памяти пророка Захарии в Армянской Апостольской Церкви

День памяти пророка Захарии в Армянской Апостольской Церкви

Армянская Апостольская Церковь отмечает день памяти св. пророка Захарии во вторник, следующий после пятого воскресенья Пятидесятницы. В 2010 г. эта дата приходится на 29 июня.

Пророк Захария – один из 12 малых библейских пророков. Его книга в Святом Писании, состоящая из 14 глав, самая объемная среди книг малых пророков. Ее называют также Книгой надежды.

Пророчества Захарии относятся к 520-517 гг. до Рождества Христова, когда известный вождь иудеев Зоровавель взялся за окончательное восстановление храма Соломона в Иерусалиме.

Именно здесь Захария, как пророк Господа, начал свою миссию среди иудеев и способствовал восстановлению храма.

Захария пророчествовал пришествие Иисуса-Мессии, Его победный вход в Иерусалим, распятие, предательство за 30 сребренников и т.д.

В дальнейшем апостолы, повествуя о вышеупомянутых эпизодах из жизни Иисуса, упоминали пророчества Захарии. Согласно апостолу Матфею, пророк Захария был убит в Храме (Матф. 23:35).

Образ и дух пророка Захарии – поучительные и живые заветы, обращенные к каждому христианину – не щадить сил и средств для восстановления и строительства храмов как живых свидетелей надежды и веры и гарантов национального сплочения и долговечности.

2010 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20100629/222281578.html

День памяти Пророка Исаии в Армянской Апостольской Церкви

День памяти Пророка Исаии в Армянской Апостольской Церкви

Армянская Апостольская Церковь отмечает День памяти пророка Исаии в четверг после Вардавара – Преображения Господня. В 2010 г. эта дата приходится на 15 июля.

Исаия входит в число четырех "больших" ветхозаветных пророков. Он родился и почти всю жизнь прожил в Иерусалиме, стал пророчествовать в середине VIII века до Рождества Христова.

Одним из наиболее поразительных его пророчеств было предсказание земной миссии Христа и его страданий. За описание прихода Христа, в подробностях совпавшее с эпизодами биографии Иисуса, пророка Исаию называют ветхозаветным евангелистом. Другое его пророчество относится к рождению Спасителя от Девы.

Пророком Исаией написаны заповеди о Боге, справедливости, грехе, религии и др.

Книга пророчеств Исаии, написанная в непревзойденном стиле и духе, является связующим звеном между Ветхим и Новым Заветами.

Благодаря гибкости ума Исаия предводительствовал четырех Иерусалимских царей, донося до них волю Божию о многих национальных вопросах.

Согласно легенде, пророк Исаия скончался мученической смертью. По приказанию иудейского царя Манассии он был перепилен деревянной пилой.

2010 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20100715/235778634.html

День памяти российских воинов, погибших в Первой мировой войне

Статья большая, находится на отдельной странице.

День памяти российских моряков, погибших в Цусимском сражении

Статья большая, находится на отдельной странице.

День памяти русских воинов, павших при обороне Севастополя

Статья большая, находится на отдельной странице.

День памяти русских моряков, погибших в Цусимском сражении (1905)

Статья большая, находится на отдельной странице.

День памяти Свв. царя Константина и матери его царицы Елены

День памяти Свв. царя Константина и матери его царицы Елены

15 июня 2010 г. Армянская Апостольская церковь отмечает День памяти Свв. царя Константина и матери его царицы Елены.

Положение христиан в Римской империи стало резко меняться с приходом к власти императора Цезаря Гая Флавия Валерия Константина Августа (306 337), известного в истории под именем Константина Великого.

Родился Константин в югославском городе Ниш. Он овладел троном в результате военной победы над своим соперником Максенцием (312 г.), и эта победа, по мнению церкви, была ниспослана Константину самим Христом.

В соответствии с широко известным церковным преданием, перед сражением Константину было явлено в небе видение креста с греческой надписью: "Сим побеждай".

Константин заменил орлов на штандартах своих легионов на кресты и, разбив соперников, стал единоличным правителем. Став императором, он отказался от политики притеснения церкви и в 313 г. Миланским манифестом провозгласил христианство допустимой религией. Именно в его правление состоялся первый Вселенский собор (325 г.) в Никее. Видя, что хорошо организованная христианская церковь может стать гораздо лучшим подспорьем в деле государственного управления, чем разрозненные языческие культы, Константин объявил себя христианином, за что впоследствии был провозглашен "святым".

Император способствовал организации и объединению христианской церкви, основал множество храмов, в том числе св. Петра в Риме. Седьмой день недели, посвященный Христу, он объявил свободным от работы.

Умер Константин в 337 г., на предсмертном ложе, приняв христианское крещение.

Мать Константина царица Елена была его соратницей в праведной деятельности. Ей приписывается обретение креста Господня в 327 г. В Иерусалиме некто по имени Иуда указал императрице то место, где могли находиться кресты Иисуса и двух разбойников, распятых вместе с Ним. Согласно преданию, царица поочередно приближала тело умершего юноши к этим крестам, дабы опознать крест Господень. Благодаря чудодейственной силе креста Иисуса юноша ожил.

После обретения креста, Иерусалимский Патриарх Кирилл воздвиг его напоказ верующим, что положило начало празднику Воздвижения Креста Господня.

По приказу Елены в Иерусалиме и его окрестностях были построены церкви и женские монастыри, у алтаря которых служила она сама.

Умерла царица Елена в 330 г., оставив добрую память в сердцах верующих.

2010 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20100615/217185011.html

Предыдущая страница Следующая страница